Халдей евгений ананьевич – Халдей, Евгений Ананьевич — Википедия

Содержание

Халдей, Евгений Ананьевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Халдей.

Евгений Ананьевич Халдей (23 марта 1917 — 6 октября 1997) — советский фотограф, военный фотокорреспондент.

Евгений Халдей родился в Юзовке (теперь Донецке). Во время еврейского погрома 13 марта 1918 года были убиты его мать и дед, а сам годовалый ребёнок получил пулевое ранение в грудь.[1][2] Учился в хедере, с 13 лет начал работать на заводе. Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии.

На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Ананьевича. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Участник съемок Потсдамской конференции, Парижской конференции и Нюрнбергского процесса. В 1948 году уволен из ТАСС по обвинению в недостаточном образовательном уровне и недостаточной политической грамотности[3]. После смерти Сталина вновь получил доступ на газетные страницы. После войны создал галерею образов фронтовиков в мирном труде.

В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена самая почётная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».

Евгений Ананьевич Халдей скончался 6 октября 1997 года, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Дочь Анна Халдей в Ельцин-центре, 23 октября 2017 года

В 1997 году была выпущена книга «Свидетель истории. Фотографии Евгения Халдея» американского издательства «Aperture». Также в мае 1997 года состоялась премьера 60-минутного фильма «Евгений Халдей — фотограф эпохи Сталина».

В 2004 году издательством «Editions Du Chene — Hachette Livre» (Франция) была выпущена книга Марка Гроссе «Халдей. Фоторепортер Советского Союза» (Khaldei. Un Photoreporter en Union Sovietique).

В 2014 та самая «Лейка» была продана на аукционе «Bonhams» за 200 тыс.долларов

Фотография «Знамя Победы над рейхстагом»[править | править код]

На знаменитом фото «Знамя Победы над рейхстагом» запечатлены совсем не Берест, Егоров и Кантария.

Снимок был сделан по заданию Фотохроники ТАСС фотохудожником Евгением Халдеем 2 мая 1945 года, когда бои уже утихли и рейхстаг уже был взят. Перед этим он сделал несколько фотографий победных знамён над освобождёнными советскими городами: Новороссийском, Керчью, Севастополем.

Знамя с серпом и молотом, запечатлённое на фотографии, Халдей привёз с собой[4]. По воспоминаниям Халдея, он попросил портного Израиля Кишицера сшить три флага из красных скатертей[4]. Прибыв в Берлин, Халдей сделал снимки с каждым из трёх флагов.

Первый флаг был установлен вдали от рейхстага, на крыше штаба 8-й гвардейской армии, возле скульптуры орла, восседавшего на земном шаре. Халдей забрался туда с тремя бойцами и сделал несколько фотографий.

Второй флаг был установлен над Бранденбургскими воротами. По воспоминаниям Халдея, утром 2 мая 1945 года лейтенант Кузьма Дудеев, сержант Иван Андреев и он забрались на Бранденбургские ворота, укрепили флаг и сделали снимок. На обратном пути Халдею пришлось прыгнуть с большой высоты, и он отшиб ноги.[5]

Когда Халдей добрался до рейхстага, из которого выбили гитлеровцев, флагов там уже было установлено множество. Наткнувшись на нескольких бойцов, он достал свой флаг и попросил их помочь забраться на крышу. Найдя удобную точку для съёмки, он отснял две кассеты. Флаг привязывал киевлянин Алексей Ковалёв (ум. 1997). Ему помогали старшина разведроты 82-й гвардейской стрелковой Запорожской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии Абдулхаким Исмаилов из Дагестана (1916—2010) и минчанин Леонид Горычев.

[6]

На подлиннике одного из кадров серии фотографий стоящий внизу Абдулхаким Исмаилов, помогающий Ковалёву, имеет на каждой руке по наручным часам, что могло вызвать подозрения в мародёрстве, и хотя нельзя точно утверждать, что это именно часы, а не например, полевой компас, фактом остаётся то, что снимок перед его публикацией был отретуширован

[7].

Другие знаменитые работы[править | править код]

  • 2 мая 1945 года Евгений Ананьевич сделал фотографию Марии Тимофеевны Шальневой (Ненаховой), родом из Воронежа, которая, будучи ефрейтором 87-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона, регулировала движение военной техники недалеко от рейхстага в Берлине[8]. Эта фотография была опубликована во многих газетах мира.
  • «Yevgeny Khaldei — Der bedeutende Augenblick». Eine Retrospektive: Martin-Gropius-Bau, Берлин 2008
  • Персональная выставка Евгения Ананьевича Халдея — 1982 год, выставочный зал Союза художников г. Волгограда.
  • Персональная выставка Евгения Ананьевича Халдея — весна 1978 года, Севастопольский художественный музей в г. Севастополе. Вступительное слово на открытии — Константин Симонов.
  • Евгений Халдей. Знамя Победы. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО. Санкт-Петербург, 2015
  • Ernst Volland. Heinz Krimmer. «Von Moskau nach Berlin: Bilder des Fotografen Jewgeni Chaldej». Berlin: Nicolaische Verlagsbuchhandlung. 1994 ISBN 3-87584-522-6.
  • Alexander Nakhimovsky; Alice Nakhimovsky. «Witness to History : The Photographs of Yevgeny Khaidei. photographs by Yevgeny Khaldei». New York: Aperture. 1997 ISBN 0-89381-738-4.
  • Mark Grosset. «Khaldei: Un photoreporter en Union Soviétique». Paris: Chêne. 2004 ISBN 2-84277-548-1.
  • «АЛЬБОМ ЕВГЕНИЯ ХАЛДЕЯ» ИЗ СЕРИИ «ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ» Издательство «Арт-Родник» Москва 2007
  • Yevgeny Khaldei «Das Banner des Sieges», Berlin Story Verlag 2008 ISBN 978-3-929829-91-4
  • Евгений Халдей. «От Мурманска до Берлина», Мурманское книжное издательство. 1984 г.
  • Федоренко А. С. Великая Победа в объективе Евгения Халдея. — Донецк: издательство А. С. Федоренко, 2014. — 368 с. — ISBN 978-966-2485-12-7.
  • Евгений Халдей. Знамя Победы. — СПб: издательство «СПбОО А-Я», 2015. — 95 с. — ISBN 978-5-91238-020-4

ru.wikipedia.org

Евгений Халдей: фотограф Победы

Фотографы войны… у них особое место среди коллег. И дело не только в том, что они, в отличие от остальных, по-настоящему рискуют жизнью. Просто военный фотограф видит изнанку жизни и смерти, видит подлинных людей. А еще он может оказаться свидетелем Истории. Особенно если речь о самой тяжелой войне, которую фотограф прошел от первого до последнего дня.

Евгений Ананьевич Халдей родился в поселке Юзовка, сейчас это город Донецк.

Евгений Ананьевич Халдей — легендарный советский фотограф

С 13 лет он работал на заводе и в том же возрасте сделал свой первый снимок на самодельный фотоаппарат.

Авиация. Заполярье. 1941 год. Фото Евгения Халдея

К слову, снял он местную церковь, которая вскоре была разрушена. Возможно, тогда юный Евгений и ощутил все значение фотографии для истории.

Солдатскиий труд. Заполярье, 1941 год. Фото Евгения Халдея

Вскоре он в рассрочку купил свой первый настоящий фотоаппарат, «Фотокор-1», и вскоре уже сотрудничал с заводской многотиражкой. Делал он и снимки для стенгазет.

Мурманск, 1941 год. Фото Евгения Халдея

В течение нескольких лет Евгений одновременно набирал опыт и добивался известности, публикуясь в различных изданиях и участвуя в творческих конкурсах.

Завод имени Войкова. Керчь, 1944 год. Фото Евгения Халдея

В итоге в 1936 году молодой фотограф перебрался в Москву. Он много ездил по стране в командировки, снимал передовиков производства, а также стройки пятилетки. Но тут началась война…

Нашел своих родных. Крым, 1942 год. Фото Евгения Халдея

Евгений Халдей оказался фронтовым фотокорреспондентом уже 22 июня и все 1418 дней войны провел на разных фронтах, не расставаясь с верной «Лейкой». Не в последнюю очередь по его фотографиям страна судила о войне, а некоторые из них были предъявлены в качестве доказательственных материалов в Нюрнбергский трибунал.

Перед вылетом. Крым, 1944 год. Фото Евгения Халдея

И именно он сделал одну из самых символичных фотографий той войны — водружение знамени над поверженным Рейхстагом. Фотография тиражировалась миллионами экземпляров, но лишь сравнительно недавно Евгений Халдей рассказал подлинную историю этого снимка.

«Знамя победы над Рейхстагом». Легендарное фото Евгения Халдея

Как оказалось, фотография все-таки была полностью постановочной. Более того, хотя главное знамя над Рейхстагом (всего их было установлено разными подразделениями свыше сорока) и в самом деле водрузили 1 мая Егоров, Кантария и Берест, но на снимке вовсе не они! Да и знамя в руках солдат не имеет отношения к 150-й стрелковой дивизии — оно было сделано из скатерти и привезено самим Евгений Халдеем.

Возвращение домой. Вена. Апрель 1945 года. Фото Евгения Халдея

2 мая Евгений Халдей прибыл к Рейхстагу со своим знаменем и остановил нескольких солдат, попросив их помочь. Трое из них помогли ему водрузить знамя так высоко, как было возможно с учетом того, что здание горело. Именно эти солдаты и оказались на снимке — Алексей Ковалев (Украина), Абдулхаким Исмаилов (Дагестан) и Леонид Горичев (Белоруссия). Сама же фотография зажила собственной жизнью — в прессе она фигурировала как репортажная, а не постановочная, да и ее героям были даны другие имена.

Трижды Герой Советского Союза летчик-истребитель Иван Кожедуб на стадионе «Динамо». Москва, 1946 год. Фото Евгения Халдея

…После войны Евгений Халдей продолжал работать фотографом, участвовать в выставках. Он был прекрасным фоторепортером, хотя страна и мир знали его прежде всего как автора «той самой фотографии знамени над Рейхстагом».

Бой за Вену. Апрель 1945 года. Фото Евгения Халдея

В 1995 году на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена едва ли не самая почетная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы». Еще через два года Евгения Ананьевича не стало.

Напоследок: несколько работ Евгения Ананьевича. Без слов.

Конец. Австрия. Апрель 1945 года. Фото Евгения Халдея

Нацист расстрелял свою семью и покончил с собой. Вена. Апрель 1945 года. Фото Евгения Халдея

В боевом походе. Заполярье, 1942 год. Фото Евгения Халдея

Радость и боль победы (Герой Советского Союза А.Гладков с супругой по окончании Парада Победы). Москва, Красная Площадь, 24 июня 1945 года. Фото Евгения Халдея

Советские солдаты с немецкими штандартами 1945 г. Парад победы на Красной Площади 24 июня 1945 года. Фото Евгения Халдея

Советские танки вошли в город. Берлин. Май 1945 года. Фото Евгения Халдея

Регулировщица у Бранденбургских ворот. Берлин. Май 1945 года. Фото Евгения Халдея

И.В.Сталин на Потсдамской мирной конференции. Германия. Июнь 1945 года. Фото Евгения Халдея

«Мы из Берлина!», май 1945 года. Фото Евгения Халдея

_________

Читайте также:

Фотографии времен Великой Отечественной войны: 9 знаковых имён

Карл Булла — родоначальник русской фотожурналистики

Советская постобработка. «Комиссар исчезает»

rosphoto.com

Халдей, Евгений Ананьевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Халдей.

Евгений Ананьевич Халдей (23 марта 1917 — 6 октября 1997) — советский фотограф, военный фотокорреспондент.

Биография

Евгений Халдей родился в Юзовке (теперь Донецке). Во время еврейского погрома 13 марта 1918 года были убиты его мать и дед, а сам годовалый ребёнок получил пулевое ранение в грудь.[1][2] Учился в хедере, с 13 лет начал работать на заводе. Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии.

На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Ананьевича. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Участник съемок Потсдамской конференции, Парижской конференции и Нюрнбергского процесса. В 1948 году уволен из ТАСС по обвинению в недостаточном образовательном уровне и недостаточной политической грамотности[3]. После смерти Сталина вновь получил доступ на газетные страницы. После войны создал галерею образов фронтовиков в мирном труде.

В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена самая почётная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».

Евгений Ананьевич Халдей скончался 6 октября 1997 года, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Дочь Анна Халдей в Ельцин-центре, 23 октября 2017 года

В 1997 году была выпущена книга «Свидетель истории. Фотографии Евгения Халдея» американского издательства «Aperture». Также в мае 1997 года состоялась премьера 60-минутного фильма «Евгений Халдей — фотограф эпохи Сталина».

В 2004 году издательством «Editions Du Chene — Hachette Livre» (Франция) была выпущена книга Марка Гроссе «Халдей. Фоторепортер Советского Союза» (Khaldei. Un Photoreporter en Union Sovietique).

В 2014 та самая «Лейка» была продана на аукционе «Bonhams» за 200 тыс.долларов

Работы

Фотография «Знамя Победы над рейхстагом»

На знаменитом фото «Знамя Победы над рейхстагом» запечатлены совсем не Берест, Егоров и Кантария.

Снимок был сделан по заданию Фотохроники ТАСС фотохудожником Евгением Халдеем 2 мая 1945 года, когда бои уже утихли и рейхстаг уже был взят. Перед этим он сделал несколько фотографий победных знамён над освобождёнными советскими городами: Новороссийском, Керчью, Севастополем.

Знамя с серпом и молотом, запечатлённое на фотографии, Халдей привёз с собой[4]. По воспоминаниям Халдея, он попросил портного Израиля Кишицера сшить три флага из красных скатертей[4]. Прибыв в Берлин, Халдей сделал снимки с каждым из трёх флагов.

Первый флаг был установлен вдали от рейхстага, на крыше штаба 8-й гвардейской армии, возле скульптуры орла, восседавшего на земном шаре. Халдей забрался туда с тремя бойцами и сделал несколько фотографий.

Второй флаг был установлен над Бранденбургскими воротами. По воспоминаниям Халдея, утром 2 мая 1945 года лейтенант Кузьма Дудеев, сержант Иван Андреев и он забрались на Бранденбургские ворота, укрепили флаг и сделали снимок. На обратном пути Халдею пришлось прыгнуть с большой высоты, и он отшиб ноги.[5]

Когда Халдей добрался до рейхстага, из которого выбили гитлеровцев, флагов там уже было установлено множество. Наткнувшись на нескольких бойцов, он достал свой флаг и попросил их помочь забраться на крышу. Найдя удобную точку для съёмки, он отснял две кассеты. Флаг привязывал киевлянин Алексей Ковалёв (ум. 1997). Ему помогали старшина разведроты 82-й гвардейской стрелковой Запорожской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии Абдулхаким Исмаилов из Дагестана (1916—2010) и минчанин Леонид Горычев.[6]

На подлиннике одного из кадров серии фотографий стоящий внизу Абдулхаким Исмаилов, помогающий Ковалёву, имеет на каждой руке по наручным часам, что могло вызвать подозрения в мародёрстве, и хотя нельзя точно утверждать, что это именно часы, а не например, полевой компас, фактом остаётся то, что снимок перед его публикацией был отретуширован[7].

Другие знаменитые работы

  • 2 мая 1945 года Евгений Ананьевич сделал фотографию Марии Тимофеевны Шальневой (Ненаховой), родом из Воронежа, которая, будучи ефрейтором 87-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона, регулировала движение военной техники недалеко от рейхстага в Берлине[8]. Эта фотография была опубликована во многих газетах мира.

Памятные почтовые марки

Персональные фотовыставки

  • «Yevgeny Khaldei — Der bedeutende Augenblick». Eine Retrospektive: Martin-Gropius-Bau, Берлин 2008
  • Персональная выставка Евгения Ананьевича Халдея — 1982 год, выставочный зал Союза художников г. Волгограда.
  • Персональная выставка Евгения Ананьевича Халдея — весна 1978 года, Севастопольский художественный музей в г. Севастополе. Вступительное слово на открытии — Константин Симонов.
  • Евгений Халдей. Знамя Победы. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО. Санкт-Петербург, 2015

Библиография

  • Ernst Volland. Heinz Krimmer. «Von Moskau nach Berlin: Bilder des Fotografen Jewgeni Chaldej». Berlin: Nicolaische Verlagsbuchhandlung. 1994 ISBN 3-87584-522-6.
  • Alexander Nakhimovsky; Alice Nakhimovsky. «Witness to History : The Photographs of Yevgeny Khaidei. photographs by Yevgeny Khaldei». New York: Aperture. 1997 ISBN 0-89381-738-4.
  • Mark Grosset. «Khaldei: Un photoreporter en Union Soviétique». Paris: Chêne. 2004 ISBN 2-84277-548-1.
  • «АЛЬБОМ ЕВГЕНИЯ ХАЛДЕЯ» ИЗ СЕРИИ «ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ» Издательство «Арт-Родник» Москва 2007
  • Yevgeny Khaldei «Das Banner des Sieges», Berlin Story Verlag 2008 ISBN 978-3-929829-91-4
  • Евгений Халдей. «От Мурманска до Берлина», Мурманское книжное издательство. 1984 г.
  • Федоренко А. С. Великая Победа в объективе Евгения Халдея. — Донецк: издательство А. С. Федоренко, 2014. — 368 с. — ISBN 978-966-2485-12-7.
  • Евгений Халдей. Знамя Победы. — СПб: издательство «СПбОО А-Я», 2015. — 95 с. — ISBN 978-5-91238-020-4

Примечания

Ссылки

См. также

wikipedia.green

Евгений Ананьевич Халдей (подборка его работ)

Евгений Ананьевич Халдей родился 10 апреля 1916 года на Украине, в шахтерском городке Юзовка (теперь Донецк). Время и место его появления на свет отнюдь не предвещали безоблачного детства: на Украине шли бои Гражданской войны, причем собственно военные действия перемежались с излюбленным в тех местах развлечением – еврейскими погромами. Родителей Евгения, правоверных евреев, это затронуло самым трагическим образом. В 1917 году, когда в их дом ворвались погромщики, его мать была убита, а будущий фотограф, которого она прикрывала своим телом, получил свое первое и единственное пулевое ранение. Пуля, прошедшая тело матери, застряла под ребром у ребенка, и Евгений выжил лишь благодаря усилиям местного фельдшера.

Дальше был тернистый путь становления Мастера. В полной мере талант фотографа Евгения Халдея раскрылся во время войны. Здесь легендарный фотограф сам попал в кадр. Нюрнбергский процесс:

Евгений Халдей с камерой Speed Graphic, подаренной ему Робертом Капой — легендарным американским фотографом, одним из основателей агентства Magnum. Нюрнберг, 1946 г. Халдей сказал, что Геринг не забыл об ударе дубинкой и специально прикрыл лицо ладонью, когда заметил, что русский фотограф хочет попасть с ним в один кадр.

Да, история посмеялась. Мальчик-еврей, чудом выживший во время погрома, спустя годы фотографирует вождей фашистской Германии…

Евгений Халдей: “Однажды к нам пришел американский шеф-фотограф и сказал, что если у нас есть при себе вспышки, то мы можем пройти с ним. Нас привели в помещение, примерно 40 квадратных метров. У стены стояли столы, света не было. За каждым столом сидело по четыре человека. Тут на снимке — Геринг, Розенберг, адмирал Денитц и фон Ширах. Кейтель сидел вместе с Йодлем. Я прошел вдоль стены с моей камерой и поснимал со вспышкой. Кейтель закрыл лицо рукой. Затем я подошел к столу с Герингом. Пока шли другие фотографы — американцы и французы — он ничего не говорил. Но как только увидел мою русскую униформу, то начал кричать. “Что такое, уже нельзя спокойно поесть!” Он меня напугал. Тут подошел американский лейтенант и спросил, в чем дело, почему Геринг орет. Понятия не имею, говорю. Я хотел всего лишь сфотографировать. Лейтенант подошел к Герингу и сказал, чтобы он прекратил орать. Но тот не унимался. Тогда лейтенант поднял дубинку и дал Герингу по затылку. После этого стало тихо.”

Евгений Халдей: “Мне хотелось сфотографировать Геринга из необычной перспективы. Но это было запрещено. Я договорился с секретарем советского судьи Никитенко. За бутылку джина он уступил мне свое место на пару часов.”


После войны, в период борьбы с космополитами, Халдею припомнили его пятую графу. Талантливый, уже легендарный к тому времени фотограф остался без работы. Сохранился интересный документ:

Е.А. Хaлдей — М.А. Суслову с жалобой на немотивированное увольнение с должности фотокрреспондента ТАСС
28.01.1950
Секретарю ЦК ВКП(б) тов. СУСЛОВУ М.А.

от фотокорреспондента ХAЛДEЯ E.A., члена ВКП(б)

Уважаемый товарищ СУСЛОВ!

Прошу Вас помочь мне, фотокорреспонденту, проработавшему в советской печати 16 лет, члену партии, получить возможность и дальше работать по специальности.

Мне 33 года. С 1933 года я постоянно работал в фотохронике ТАСС и постепенно стал одним из ведущих фотокорреспондентов ТАСС. Мне поручались наиболее ответственные съемки: стройка Днепрогэса, организация первых колхозов, пуск домен Донбасса и т.д.

Очень многие мои фотоснимки печатались на страницах центральных газет. С первых дней Великой Отечественной воины я ушел в действующий Военно-морской флот.

Находясь в рядах Советской Армии в течение всех четырех лет войны, я был непосредственным участником обороны и штурма Севастополя, Кавказа, штурма Новороссийска, десанта в г. Керчь. С передовыми частями советских войск я вступал в Бухарест, Софию, Будапешт, Белград, Вену и Берлин. Я участвовал в воздушных десантах в Харбин и Порт-Артур.

Сделанные мною фотоснимки водружения советскими войсками флага Победы в Севастополе, в Порт-Артуре и над рейхстагом в Берлине обошли все советские газеты и публикуются до сих пор в связи с юбилейными датами.

Фотохроника ТАСС неоднократно направляла меня в заграничные командировки с ответственнейшими заданиями: я производил съемку товарища И.В.СТАЛИНА на Потсдамской конференции, снимал Парижскую мирную конференцию и Нюрнбергский процесс.

За все 14 лет работы в ТАСС я не имел ни одного партийного или административного взыскания, и много раз моя работа отмечалась благодарностями.

Вполне естественно, что для меня явилось полнейшей неожиданностью освобождение меня от работы в ТАСС 6 октября 1948 года «по сокращению штатов».

Для меня совершенно очевидно, что эта формулировка является лишь формальным предлогом для моего увольнения из ТАСС.

Однако я не мог добиться у руководителей ТАСС, каковы истинные причины моего увольнения.

С октября 1948 года я безуспешно стараюсь устроиться на работу. Я обращался в целый ряд редакций и организаций (Совинформбюро, журналы «СССР на стройке» и «Огонек»). Хотя все эти организации заинтересованы во мне как квалифицированном работнике, мне везде отказывают, ссылаясь на «неясность причин» моего увольнения из ТАСС.

Редакция журнала «Огонек» возвратила мне ряд сделанных мною фотоснимков, поставив меня в известность о том, что, хотя эти снимки нужны, они не могут быть напечатаны с моим именем.

Редакция журнала «СССР на стройке» заказала мне отпечатки и опубликовала шесть сделанных мною снимков историко-документального характера в номере, посвященном 70-летию товарища И.В.СТАЛИНА, не указав моей фамилии в числе авторов.

Считаю, что создавшееся положение вещей недопустимо. Без всяких к тому оснований и без объяснения причин меня, честного советского гражданина и коммуниста, оскорбляют, лишая законных авторских прав, и фактически не дают мне возможности работать по специальности.

В течение 15 месяцев мне не удалось устроиться на работу. Я вынужден обратиться за помощью в ЦК ВКП(б). Прошу Вас дать указание разобраться в моем деле и дать мне возможность продолжать работать в печати.

К этому письму я прилагаю 28 сделанных мною фотоснимков.

Е. ХАЛДЕЙ, член ВКП(б) с 1946 года, партбилет № 8612384

МОСКВА, Озерковская наб., д. 48/50, кв. 76.

Тов. Слепову Л.А.

М. Суслов, 28 января 1950 г.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 295. Л. 1—1 об. Подлинник.

А ведь человек фотографировал Сталина!

Но, для нас, для потомков, не этими снимками он ценен, а теми, на которых суровые будни войны без прикрас…

Многие из его снимков не для слабонервных:

Вена, 1945 г.Евгений Халдей: “Я пошел в парк у здания парламента, чтобы снять проходящие колонны солдат. И увидел эту картину. На скамейке сидела женщина, убитая двумя выстрелами — в голову и шею, рядом с ней мертвые подросток лет пятнадцати и девочка. Чуть поодаль лежал труп отца семейства. На лацкане у него был золотой значок НСДАП, рядом валялся револьвер. (…) Подбежал вахтер из здания парламента:
— Это он, он сделал, не русские солдаты. Пришел в 6 утра. Я видел его и его семью из подвального окна. На улице ни души. Он сдвинул вместе скамейки, велел женщине сесть, то же самое велел детям. Я не понял, что он собирается делать. И тут он застрелил мать и сына. Девочка запротивилась, тогда он уложил ее на скамью и тоже застрелил. Отошел в сторону, оглядел результат и застрелился сам.”

Конечно, некоторые из самых известных работ мастера были постановочные, в частности знаменитое фото с водружённым знаменем

— Вечером 11 апреля 1945 года я вернулся в Москву из Вены. Редакция Фотохроники ТАСС, где я тогда работал, приказала мне следующим утром лететь в Берлин. Приказ есть приказ, и я начал собираться.

Понимал, что Берлин – это окончание войны. К тому времени я уже не возвращался из командировок без снимков, где было запечатлено водружение знамен над освобожденными или взятыми городами. Пожалуй, эти снимки – флаг над Новороссийском, над Керчью, над Севастополем, которые освободили ровно за год до Победы, — одни из самых любимых мною и дорогих.
По опыту я знал, что лучше всего иметь флаг с собой. Знакомый портной, у которого я жил в Леонтьевском переулке, помог мне сшить три знамени. Я кроил звезду, серп и молот, а он шил. К утру все три знамени были готовы. Помчался на аэродром и улетел в Берлин.
Знамя было сшито из красной скатерти старым портным (Израиль Соломонович Кишицер) по просьбе своего племянника Евгения Халдея.


Интересны непостановочные кадры, которые, быть может, не так художественны, но от этого ещё более ценны:

спасибо


feldgrau.info

Халдей, Евгений Ананьевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Халдей.

Евгений Ананьевич Халдей (23 марта 1917 — 6 октября 1997) — советский фотограф, военный фотокорреспондент.

Биография

Евгений Халдей родился в Юзовке (теперь Донецке). Во время еврейского погрома 13 марта 1918 года были убиты его мать и дед, а сам годовалый ребёнок получил пулевое ранение в грудь.[1][2] Учился в хедере, с 13 лет начал работать на заводе. Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии.

На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Ананьевича. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Участник съемок Потсдамской конференции, Парижской конференции и Нюрнбергского процесса. В 1948 году уволен из ТАСС по обвинению в недостаточном образовательном уровне и недостаточной политической грамотности[3]. После смерти Сталина вновь получил доступ на газетные страницы. После войны создал галерею образов фронтовиков в мирном труде.

В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена самая почётная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».

Евгений Ананьевич Халдей скончался 6 октября 1997 года, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Дочь Анна Халдей в Ельцин-центре, 23 октября 2017 года

В 1997 году была выпущена книга «Свидетель истории. Фотографии Евгения Халдея» американского издательства «Aperture». Также в мае 1997 года состоялась премьера 60-минутного фильма «Евгений Халдей — фотограф эпохи Сталина».

В 2004 году издательством «Editions Du Chene — Hachette Livre» (Франция) была выпущена книга Марка Гроссе «Халдей. Фоторепортер Советского Союза» (Khaldei. Un Photoreporter en Union Sovietique).

В 2014 та самая «Лейка» была продана на аукционе «Bonhams» за 200 тыс.долларов

Видео по теме

Работы

Фотография «Знамя Победы над рейхстагом»

На знаменитом фото «Знамя Победы над рейхстагом» запечатлены совсем не Берест, Егоров и Кантария.

Снимок был сделан по заданию Фотохроники ТАСС фотохудожником Евгением Халдеем 2 мая 1945 года, когда бои уже утихли и рейхстаг уже был взят. Перед этим он сделал несколько фотографий победных знамён над освобождёнными советскими городами: Новороссийском, Керчью, Севастополем.

Знамя с серпом и молотом, запечатлённое на фотографии, Халдей привёз с собой[4]. По воспоминаниям Халдея, он попросил портного Израиля Кишицера сшить три флага из красных скатертей[4]. Прибыв в Берлин, Халдей сделал снимки с каждым из трёх флагов.

Первый флаг был установлен вдали от рейхстага, на крыше штаба 8-й гвардейской армии, возле скульптуры орла, восседавшего на земном шаре. Халдей забрался туда с тремя бойцами и сделал несколько фотографий.

Второй флаг был установлен над Бранденбургскими воротами. По воспоминаниям Халдея, утром 2 мая 1945 года лейтенант Кузьма Дудеев, сержант Иван Андреев и он забрались на Бранденбургские ворота, укрепили флаг и сделали снимок. На обратном пути Халдею пришлось прыгнуть с большой высоты, и он отшиб ноги.[5]

Когда Халдей добрался до рейхстага, из которого выбили гитлеровцев, флагов там уже было установлено множество. Наткнувшись на нескольких бойцов, он достал свой флаг и попросил их помочь забраться на крышу. Найдя удобную точку для съёмки, он отснял две кассеты. Флаг привязывал киевлянин Алексей Ковалёв (ум. 1997). Ему помогали старшина разведроты 82-й гвардейской стрелковой Запорожской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии Абдулхаким Исмаилов из Дагестана (1916—2010) и минчанин Леонид Горычев.[6]

На подлиннике одного из кадров серии фотографий стоящий внизу Абдулхаким Исмаилов, помогающий Ковалёву, имеет на каждой руке по наручным часам, что могло вызвать подозрения в мародёрстве, и хотя нельзя точно утверждать, что это именно часы, а не например, полевой компас, фактом остаётся то, что снимок перед его публикацией был отретуширован[7].

Другие знаменитые работы

  • 2 мая 1945 года Евгений Ананьевич сделал фотографию Марии Тимофеевны Шальневой (Ненаховой), родом из Воронежа, которая, будучи ефрейтором 87-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона, регулировала движение военной техники недалеко от рейхстага в Берлине[8]. Эта фотография была опубликована во многих газетах мира.

Памятные почтовые марки

wiki2.red

Халдей, Евгений Ананьевич — это… Что такое Халдей, Евгений Ананьевич?

Евгений Ананьевич Халдей (23 марта 1917 — 6 октября 1997) — советский фотограф, военный фотокорреспондент.

Биография

Евгений Халдей родился в Юзовке (теперь Донецке). Во время еврейского погрома 13 марта 1918 года были убиты его мать и дед, а сам годовалый ребёнок получил пулевое ранение в грудь.[1][2] Учился в хедере, с 13 лет начал работать на заводе. Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи о Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейстагом, подписание акта капитуляции Германии.

На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Ананьевича. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Участник съемок Потсдамской конференции, Парижской конференции и Нюрнбергского процесса. После войны был уволен из «Фотохроники ТАСС», после смерти Сталина вновь получил доступ на газетные страницы. После войны создал галерею образов фронтовиков в мирном труде.

В 1948 году уволен из ТАСС по обвинению в недостаточном образовательном уровне и недостаточной политической грамотности[3].

В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена самая почётная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».

В 1997 году была выпущена книга «Свидетель истории. Фотографии Евгения Халдея» американского издательства «Aperture». Также в мае 1997 года состоялась премьера 60-минутного фильма «Евгений Халдей — фотограф эпохи Сталина».

В 2004 году издательством «Editions Du Chene — Hachette Livre» (Франция) была выпущена книга Марка Гроссе «Халдей. Фоторепортер Советского Союза» (Khaldei. Un Photoreporter en Union Sovietique).

Работы

Фотография «Знамя Победы над рейхстагом»

На знаменитом фото «Знамя Победы над рейхстагом» запечатлены совсем не Берест, Егоров и Кантария.

Снимок был сделан по заданию Фотохроники ТАСС фотохудожником Евгением Халдеем 2 мая 1945 года, когда бои уже утихли и рейхстаг уже был взят. Перед этим он сделал несколько фотографий победных знамён над освобождёнными советскими городами: Новороссийском, Керчью, Севастополем.

Знамя с серпом и молотом, запечатлённое на фотографии, Халдей привёз с собой[4]. По воспоминаниям Халдея, он попросил портного Израиля Кишицера сшить три флага из красных скатертей[4]. Прибыв в Берлин, Халдей сделал снимки с каждым из трёх флагов.

Первый флаг был установлен вдали от рейхстага, на крыше штаба 8-й гвардейской армии, возле скульптуры орла, восседавшего на земном шаре. Халдей забрался туда с тремя бойцами и сделал несколько фотографий.

Второй флаг был установлен над Бранденбургскими воротами. По воспоминаниям Халдея, утром 2 мая 1945 года лейтенант Кузьма Дудеев, сержант Иван Андреев и он забрались на Бранденбургские ворота, укрепили флаг и сделали снимок. На обратном пути Халдею пришлось прыгнуть с большой высоты, и он отшиб ноги.[5]

Когда Халдей добрался до рейхстага, из которого выбили гитлеровцев, флагов там уже было установлено множество. Наткнувшись на нескольких бойцов, он достал свой флаг и попросил их помочь забраться на крышу. Найдя удобную точку для съёмки, он отснял две кассеты. Флаг привязывал киевлянин Алексей Ковалёв (ум. 1997). Ему помогали старшина разведроты Гвардейской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого Запорожской стрелковой дивизии Абдулхаким Исмаилов из Дагестана (1916—2010) и минчанин Леонид Горычев.[6]

На подлиннике снимка стоящий внизу офицер, помогающий Ковалёву, имеет на каждой руке по наручным часам, что могло вызвать подозрения в мародёрстве, и хотя нельзя точно утверждать, что это именно часы, а не например, полевой компас, фактом остаётся то, что снимок перед его публикацией был отретуширован[источник не указан 329 дней]. Также на снимке в результате обработки стал более насыщенным дым и появилось другое Знамя.[7][8][9][10]

Другие знаменитые работы

  • 2 мая 1945 года Евгений Ананьевич сделал фотографию Марии Тимофеевны Шальневой (Ненаховой), родом из Воронежа, которая, будучи ефрейтором 87-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона, регулировала движение военной техники недалеко от рейхстага в Берлине[11]. Эта фотография была опубликована во многих газетах мира.

Персональная выставка

  • «Yevgeny Khaldei — Der bedeutende Augenblick». Eine Retrospektive: Martin-Gropius-Bau, Берлин 2008
  Персональная выставка Евгения Ананьевича Халдеея - 1982 год, выставочный зал Союза художников г. Волгограда.

Книги Е.Халдея

  • Ernst Volland. Heinz Krimmer. «Von Moskau nach Berlin: Bilder des Fotografen Jewgeni Chaldej». Berlin: Nicolaische Verlagsbuchhandlung. 1994 ISBN 3-87584-522-6.
  • Alexander Nakhimovsky; Alice Nakhimovsky. «Witness to History : The Photographs of Yevgeny Khaidei. photographs by Yevgeny Khaldei». New York: Aperture. 1997 ISBN 0-89381-738-4.
  • Mark Grosset. «Khaldei: Un photoreporter en Union Soviétique». Paris: Chêne. 2004 ISBN 2-84277-548-1.
  • «АЛЬБОМ ЕВГЕНИЯ ХАЛДЕЯ» ИЗ СЕРИИ «ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ» Издательство «Арт-Родник» Москва 2007
  • Yevgeny Khaldei «Das Banner des Sieges», Berlin Story Verlag 2008 ISBN 978-3-929829-91-4

Примечания

Ссылки

См. также

dic.academic.ru

Великая победа в объективе Евгения Халдея

Почти все советские фотомастера первого поколения прошли путь военных корреспондентов Великой Отечественной. Это была опасная работа, почти у каждого были ранения или контузии, кто-то остался без ног. Но зато каждый оставил потомкам бессмертные кадры.
Сегодня рассказ об одном из легендарных фронтовых фотографов, о том, чей снимок «Знамя над рейхстагом» стал настоящим символом Победы.

Через 47 лет после Великой Победы фронтовой фоторепортер Евгений Халдей на крыше Рейхстага в Берлине, где сделал историческую фотографию «Знамя Победы над Берлином».


Весь материал взят здесь.

Так получилось, что имя Евгения Халдея известно не многим, а его работы — всем. Знаменитое фото нашего земляка «Знамя над рейхстагом» стало настоящим символом победы. Его снимки времен Великой Отечественной и Нюрнбергского процесса обошли весь мир, напечатаны во многих учебниках и документальных книгах о войне, энциклопедиях. С его снимков на нас взирают солдаты и матросы, дети и старики, известные государственные деятели и простые рабочие. О военном этапе в жизни и творчестве Евгения Халдея повествует книга Анастасии Федоренко «Великая победа в объективе Евгения Халдея», о которой мы вам сегодня и расскажем.

Обложка книги о Евгении Халдее

Евгений Халдей в Севастополе — городе Русской Славы, май 1944

Вступительная статья Валерия Никифорова, генерального директора Объединения «Фотоцентр» (Москва), заслуженного работника культуры Российской Федерации


«Эта книга искренний рассказ о замечательном светописце Евгении Ананьевиче Халдее. «Фотография – зримая память истории» — сказал кто-то из мыслящих людей. Другой точно подметил: «Фотожурналистика — секундная стрелка истории».

В полной мере это относится к фоторепортёру Евгению Халдею. Он по праву входит в элитную когорту советских фотопублицистов.

Не мудрствуя лукаво, привожу несколько штрихов из биографии Е.А. Халдея: родился в Юзовке (ныне Донецк) в 1917 году, во время еврейского погрома в 1918 г. были убиты его мать и дед, а сам годовалый Женя получил пулевое ранение в грудь… Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом, этакой кустарной камерой-обскурой. Так начался его старт в большую фотографию.

В значительной степени Евгений Халдей известен в качестве фронтового фотокорреспондента — фотолетописца Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Его знаменитый снимок «Знамя Победы над Рейхстагом» признан глобально. Публикуется до сих пор в книгах и каталогах, альбомах, буклетах и журналах… «Гвоздевой» снимок на открытках, плакатах-постерах, марках, листовках… Кадр «снайперский», хотя и имеет свой авторский постановочный секрет.

Советский военный фоторепортаж (особенно периода ВОВ) признан лучшим в мире. Евгений Ананьевич Халдей один из выдающихся его представителей. Хотя он много и плодотворно работал до и после войны, будучи с 1939 г. корреспондентом «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи о легендарном ударнике труда Алексее Стаханове… Но «звёздной» славы достигли фоторепортажи и кадры военной поры, запечатлевшие для истории трудные дороги, пламенные тропы войны, которыми Евгений Халдей прошагал с «Лейкой» и блокнотом вместе с частями Красной Армии от Мурманска до стен поверженного Рейхстага…

Фиксировал на плёнку Конференцию союзных держав в Потсдаме, подписание акта о капитуляции Германии, Нюрнбергский процесс над нацистскими главарями и другие послевоенные знаменательные события…

После Победы над фашистской Германией снимал войну с японцами на Дальнем Востоке…

Несомненно, Евгений Ананьевич Халдей – великий фотомастер, маг фоторепортажа. Его имя внесено в историю отечественной и мировой фотографии. Его творчество изучается в учебных заведениях, имеющих факультеты и отделения фотоискусства.

В «намоленном» фотографическом месте в Москве, каковым является «Фотоцентр» на Гоголевском бульваре, фотоснимки Евгения Халдея ежегодно экспонируются на фотовыставках, посвященных Великой Отечественной войне.

В 1998 году состоялась большая персональная выставка Евгения Ананьевича в «Фотоцентре», что по определению стало этапным событием в его 30-летней истории.

Знаменательно, что в год 175-летия фотографии молодая донецкая писательница Анастасия Федоренко издала эту книгу о своём земляке, которая будет способствовать доброй памяти о Е.А. Халдее на Украине. Тем более, что он был дружен и даже находился в родственных отношениях с известным украинским фотомастером из Донбасса Григорием Навричевским.

Я знаю Анастасию более 15 лет. Познакомились мы, когда готовили её первую фотовыставку в Москве в «Фотоцентре». И было ей тогда… 9 лет. Событие было удивительное для фотографов, прессы, посетителей… Конечно, Насте помогал и наставлял её отец – профессиональный фотограф С.И.Федоренко. Но, что девочка «родилась с фотоаппаратом» было очевидно. Так что написала эту книгу Анастасия Сергеевна со знанием, пониманием дела. Дело – это светопись. А книга эта искренний рассказ о замечательном светописце Евгении Ананьевиче Халдее.

История не знает сослагательных наклонений. Но если бы сегодня, когда Украина находится на переломном этапе своей новейшей истории, на грани гражданской войны, Евгений Халдей был бы на стороне шахтёров Донбасса, солидарен с простыми людьми юго-восточных регионов Незалежной. Вот такая была бы связь времён!

Валерий Никифоров, генеральный директор Объединения «Фотоцентр» (Москва), заслуженный работник культуры Российской Федерации

Фотография Евгения Халдея на фоне Эйфелевой башни подписана дочерью мастера и подарена Валерию Никифорову

Великая Победа в фотографиях Евгения Халдея

Фронтовой фотокорреспондент Евгений Халдей снимал войну от первого до последнего дня. Его фотографии стали знаковыми в истории Великой Отечественной войны: знаменитая фотография «Первый день войны», снятая в Москве 22 июня 1941 года и майская фотография символ Победы 1945 года «Знамя над Рейхстагом». Эти фотографии стали достоянием мировой истории.

В книге «Великая Победа в фотографиях Евгения Халдея» читатели познакомятся с военным периодом творчества великого мастера. В 2012 году в Донецке дочь Евгения Халдея Анна планировала при поддержке местных властей провести большую фотовыставку. Узнав об этом, я решила подго

visualhistory.livejournal.com

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *