Ян саудек – Ой!

Гениальный извращенец — Ян Саудек (Jan Saudek)


Чехия. Прага. 1935 год. Родились культовый фотограф, визитная карточка в фотографическом мире Чехии – Ян Саудек (Jan Saudek) и его брат-близнец Карел – известный чешский писатель графических романов. 
Отец был евреем. Поэтому в войну семья Саудек подверглась преследованию. Большинство из членов семьи погибли в концлагере Терезин. Яна и Карела отправили в детский концлагерь. Там они и пережили войну.
Может от такого детства у Яна Саудека в работах присутствует неухоженный фон: обшарпанные стены, старая грубая штукатурка, пасмурные цвета красок, частое использование повторяющихся элементов, например, облачности, кривых углов, одно и то же окно. А вот использование в работах обнаженных тел, далеких от классических идеалов красоты, порой нарочито неухоженных, в откровенных позах – скорее всего тоже память от концлагеря, но больше это напоминает блюз, а где-то и панк-рок.

В свое время Ян мечтал стать музыкантом, но что-то не срослось. Ну и ладно. Зато рок-н-ролльных нот, агрессивных рифов панк-рока и настоящих блюзовых тем в его работах хватает. Это вам не на скрипочке этюдики пиликать или на пианино клацать божественные сонаты в до миноре. Здесь музыка пожестче. Не у каждого уши готовы к ее прослушиванию. И не только такой мастер как Гвидо Даниэле мог получать вдохновение от такой «музыки», но и многие, многие другие таланты, имеющие дело с живописью, скульптурой и фотографиями.

В 1969 году он оказался в Америке и был рекомендован знаменитому куратору Чикагского Института Искусств — Хью Эдвардсу, который боролся за признание художественной и документальной фотографии как формы искусства в США. Эта встреча становится определяющей, судьбоносной. Ян Саудек уверовал в себя и убедился в своей востребованности.
Некоторые фотографии кого-то могут шокировать, но в свое время и панк-рок многих, если только не всех, рубанул — как серпом по я…- причинному месту:)) Кстати, на фото он мне напомнил Джонни Роттена (Johnny Rotten) из панк-группы Sex Pistols.
Несостоявшийся музыкант и настоящий гуру в фотоискусстве — Ян Саудек.

danidar.livejournal.com

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Ян Саудек

Ян Саудек. Первый шаг. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Жизнь. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Дорога. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Приют. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Богиня судьбы спускается к реке с двумя невинными младенцами… 15 января 1972. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. 120 км/ч. 18 марта 1986. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Эй, Джо! 28 декабря 2005. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Мария №1. 15 августа 1975. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Мария №142. 8 февраля 2006. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Новая заря. 23 июля 1975. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. 10 лет из жизни Вероники. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Глубокая набожность Вероники. 7 декабря 1999. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Чествование Великого Винсента. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. О, эти потрясающие сестры Ф.! 19 апреля 1988. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. О, эти прекрасные сестры Б.! 10 июня 1991. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Плеер. 20 ноября 1992. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Нью-Йорк, Нью-Йорк! © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Куда уходят цветы жизни… © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Девушка со своим отцом. 12 сентября 1998. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Святая Русь (I). 28 января 2005. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Святая Русь (II). 28 января 2005. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Сутенер и проститутка. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Женский оркестр I. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Женский оркестр. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Собачка. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Первый поцелуй младшему брату. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

Ян Саудек. Черная овца & белая ворона. 18 апреля 1995. © Jan Saudek (collection of Saudek.com, Ltd)

mamm-mdf.ru

Ян Саудек — Блог разнузданного гуманизма — ЖЖ


Ян Саудек родился 13 мая 1935 в Праге. В концлагере Терезин погибли шестеро братьев и сестер Яна Саудека. А он сам вместе с братом-близнецом Карелом были отправлен в Освенцим. Там доктор Менгеле ставил разные эксперименты над людьми, в том числе и над двойняшками.
Братья выжили, Ян стал фотографом, а Карел – профессионально рисует комиксы.

Фотографировать Ян Саудек начал в пятидесятые годы, а знаменитым на весь мир стал в семидесятые-восьмидесятые.
На Западе выставки Саудека проходили в больших залах, привлекая внимание зрителей, специалистов, прессы. Издавались открытки, альбомы с работами художника. В Чехословакии его особо не пропагандировали, но потихоньку гордились. Теперь же он и вовсе классик.
Начиная с 1977 года, Ян Саудек стал вручную раскрашивать негативы своих фотографий, и с тех пор его стиль стал узнаваемым. Ян Саудек снимает только на пленку.
Больше всего у Саудаке известны раскрашенные фотографии (или картины?) очень толстых обнаженных женщин в откровенных позах, но я их здесь помещать не буду. Кому нравится – посмотрят сами.


У Саудека двенадцать детей, младшей дочке – пять лет, а старшему сыну – 51 год. Причем женой этого сына является бывшая гражданская жена Яна Саудека. Со своей нынешней супругой Ян Саудек живет более десяти лет, по профессии она журналистка, и моложе мужа на 45 лет. В 2013 году они официально расписались, сыграв свадьбу в Китае.
В 2015 вышел фильм про его жизнь, а главным образом, про отношения с его любовницей и моделью Сарой Саудковой (псевдоним).

Эта женщина тоже занималась фотографией и напросилась к мэтру в ученицы и помощницы. Со временем ей захотелось стать его женой. Он был женат не один раз. Из-за какой-то из первых жен даже пытался покончить с собой, но именно на Саудковой жениться отказался, мол, она его моложе на 35 лет…
Женщина ему отомстила. Она подсунула подвыпившему Яну невыгодные для него договоры, по которым стала единственным продавцом всех его фотографий, картин и издателем его книг. По другим договорам он переписал на нее свою виллу, имущество, мастерские и квартиры. Яну осталось только 15 процентов от выручки. Вдобавок она забеременела от его сына, и они оба создали фирму, отобравшую у Яна все права. Он не мог уже публиковать и выставлять свои фотографии, потому что негативы она похитила.

Саудкова тоже стала известным фотографом. Она копировала стиль Яна, его темы. Он сам ранее научил ее своей технике фотографирования, устраивал ей выставки, включал ее работы в свои выставки. А фамилию Яна она взяла себе в качестве псевдонима.

Вот ее работы:

Они судились 7 лет. Ян выиграл суд, который посчитал, что договор, по которому он лишился прав на свое творчество, для Яна невыгодный, и он не мог его подписать «по свободному волеизъявлению».
После этого Саудек женился и родил еще троих детей.
Обо всем этом фильм «Фотограф» 2015 года.

Удивляют меня мужчины, которые считают, что если на заре отношений сказали, что не женятся, а женщина с этим согласилась, то что она сделала это всерьез. Она надеялась, что он передумает. И никакие договоренности тут не помогут.

uborshizzza.livejournal.com

Ян Саудек. Эстетика извращенца | Artifex.ru

Почему Чешская республика дарит миру самых неординарных гениев от искусства ― загадка. Эту страну буквально трясло на протяжении всего XX века. Наверное, именно поэтому здесь и родились такие корифеи как Франц Кафка и Давид Черны. Герой этой статьи тоже уроженец Чехии, и при этом ― весьма импозантный.

Прежде чем рассказать, кто же такой Ян Саудек (Jan Saudek, 1935), необходимо сделать пару ремарок. У него все в порядке с головой! Он ― человек образованный, причем ставший культовым мировым фотографом. И он не снимает извращенное порно! Почему его работы настолько вызывающие ― для ответа на этот вопрос нужно обратиться к его биографии и ее исторической подоплеке.

 

Ян родился в семье чешских евреев накануне Второй мировой войны. Оба этих обстоятельства не предвещали мальчику счастливого детства. Большая часть его семьи погибла в Терезинском гетто, управляемом нацистами. Яна с братом во время войны держали в детском концлагере. Однако мальчикам вместе с их отцом удалось выжить.

В 50 годы Ян открыл в себе страсть к фотографии, а его брат Карел стал известным чешским иллюстратором комиксов. Воспоминания об ужасах детства преследовали Саудека в кошмарах. Многие фотоработы на ранних этапах творчества он посвящал теме отца и ребенка. Их лейтмотивом становился голый беззащитный младенец, которого укрывает папа.

 

 

Но в это же время Яна мучили не только призраки прошлого, но и невыносимое чувство несвободы. Беря в руки фотокамеру, он ломал сковывающие его границы. В отличие от привычных для социалистических стран позитивных снимков с высокой моральной составляющей, у Саудека получались мрачные картины послевоенной Чехословакии, разрухи и общественной угнетенности.

А потом он переключился на «обнаженку», что, само собой, стало пощечиной всему соцлагерю. На слово «нельзя», Ян смело отвечал:

«Можно и нужно!». И благодаря этому его уже в начале 70 годов заметили западные искусствоведы и чуть ли не сразу провозгласили одним из самых выдающихся европейских фотографов.

Саудек сделал провокацию в провокации. Он не только использовал эротику и ню, но и ломал представления об этих жанрах. На его фотографиях красивое сливалось с неприятным. Причем из года в год композиция, декорации и внешность моделей повторялись. Таким образом Саудек создавал собственную сюрреалистическую фотовселенную, в которой понятия морали, эстетики и сексуальности диктовал он сам.

Ян придавал работам неестественную яркость, используя сепию. Он придумывал к каждому снимку название, которое становились «плевком» в лицо зрителя.

Иногда, как, например, в работе «Прощай, Ян!», (Goodbye Jan!, 1994), за названиями скрывалась история. Причем автор предоставляет вам возможность «достроить» целостный сюжет, опираясь на детали композиции фото.

 

 

«Великий извращенец», как иногда называют Саудека, провел выставки уже в более чем 400 городах мира. За это время его обвиняли и в чрезмерной откровенности, и в пропаганде детской порнографии.

Реакция оправдывала старания фотографа: его работы ― неповторимая провокация! Ведь очень часто стыдно становится не от авторского снимка, а от того, что в этой работе увидел сам зритель.

artifex.ru

Фотографы современности. Ян Саудек (Jan Saudek)

Копался в архивах мировых фотографов и наткнулся на небезызвестного чешского фотографа Яна Саудека (Jan Saudek), не путать с Йозефом Судеком (Josef Sudek)! Тот хоть тоже из Чехии, но известен своими натюрмортами и светописью. О нём мы поговорим позднее.
Ну чтож, Ян —  можно сказать один из величайших ныне живущих классиков фотоискусства. Он работает в жанре эротической фотографии, а если быть точнее, то последние годы творчества даже можно охарактеризовать как художественную порнографию (!!). Можно не воспринимать или не понимать его творчества, но знать его надо. Его безукоризненные работы как по технике, так по визуальному воздействию. Саудек — автор, который уже оставил четкий след в мировой фотографии. Многие российские и не только фотографы ему подражают, пытаясь копировать его творчество его стиль. Ну как, готовы?

Ян родился в Праге (Чехословакия) 13 мая 1935 года.

Во время Второй мировой войны почти вся его семья погибла в концлагере Терезиенштадт. Яна и его брата концлагерь тоже не минует, они попадают в детский концлагерь на польской границе.

В молодости Саудек увлекался музыкой, но интерес к фотографии оказывается сильнее, и в 1963 году он решает заняться фотографией серьезно. В 1969 году Саудек едет в США, где его поддерживает его куратор Хью Эдвардс.

По возвращению в Прагу Саудек вынужден работать подпольно, чтобы не попасть во внимание к тайной полиции. Это положительно сказывается на его творчестве, т.к. позволяет обратиться к запретным темам эротизма и политики.

В 70-х он становится известным на Западе, где начинает активно выставляться. В 1983 выходит первая книга с его работами на английском языке.

Сейчас Саудек живет и работает в Праге.

К слову: Натурщики, которых фотограф выбирает для своих снимков, настолько далеки от классических идеалов, что о платоническом любовании красотой обнаженного тела здесь не может быть и речи.Но в работах Саудека нет физиологичности:для этого они слишком стилизованы, снимки окрашены в сепию или расцвечены нарочито неправдоподобными, анилиновыми цветами, персонажи загримированы и стилизованы под некое весьма расплывчатое ретро, сюжеты – нарочито постановочны.

yvision.kz

Ян Саудек: «Обнажение». Выставка фотографий и живописи.

Гениальный фотограф и посредственный художник. Помню свое впечатление от фотографий Саудека, когда увидела их впервые — шок, смешанный с любопытством и пониманием что ничего подобного никогда не видела. Было это давно, и сейчас мы избалованы всевозможными визуальными образами. Может быть, через 20-30 лет подобные фото и вовсе станут совершенно обыденной вещью, все будут пожимать плечами  — как в случае с Миро, например — и говорить «и что здесь такого?»
А пока, даже с учетом нашей «испорченности» и пресыщенности, Ян Саудек был и остается единственным и неповторимым.
Я была рада побывать на выставке его работ, хотя впечатление она произвела неоднозначное.

Первое, что бросилось в глаза, когда зашла в галерею: пожилая пара на стульях,пристально, как мне показалось-миллиметр за миллиметром рассматривающая фотографии перед собой. Им в руках только луп не хватало! Это было так необычно и немного комично, что я, немного поколебавшись, достала все же фотоаппарат. Но люди к тому времени уже встали.

Эта самая стена с объяснениями, записями фотографа понравилась больше всего.

Стен таких две

Подписи — самое интересное, что есть на выставке, как мне кажется.
Но они на чешском, то есть без знания языка многое будет теряться.
Рядом друг с другом висят две копии фотографий, каждая из которых  — символ перемен, которые с нами произошли за последнее время. Сначала — вторая слева в верхнем ряду, не помню, какая там подпись.
И ее пара — » А другие — наоборот, стали белыми воронами и черными овцами семей, которые, если бы не этот факт, считалсиь бы хорошими» (перевод очень вольный, на чешском фраза лучше звучит и более емкая)

Понравилось и повеселило домашнее задание. «Напиши двадцать раз: «Я не умею удовлетворить женщину». После свиданий со сдутыми мачо, оставляющими грустное послевкусие, можно было бы отправлять в конвертике 🙂

Здесь Саудек рассказывает, что путешествовал по миру и видел много всего красивого (в картинках:), но никогда, НИКОГДА не встречал ничего более прекрасного, чем женщина. Она — самое прекрасное, что может быть на свете.

Прощание со зрителем. По идее эти стены и это прощание нужно читать в конце, когда все посмотрели, но я с них начала.

От фото я, если честно, ждала, что они будут очень большими. Даже не знаю, почему. Думала, что все минимум в человеческий рост.

«Матери и дочери»

Две вещи были неудобны: первое — наклоняться вниз, чтобы что-то рассмотреть. Работы при этом очень проигрывали, но кажется, что это задумка автора, поскольку и на стенах некоторые копии висели так, что для чтения надписей надо было вывернуться-извернуться.
Второе — свет ужасен. Стекло бликует и есть фото, которые вообще почти не видно.
Картины в нишах, и некоторые тоже сложно из за этого рассмотреть.

Насколько хороши его фотографии, настолько посредственна живопись.
Как иллюстрации — смотрелось бы великолепно. Как самостоятельные полотна — нет. Особенно повторение сюжетов с фото.

Известнейшее фото Саудека (60-е годы). Отсюда.

Серия с окном достаточно известная, в ней много фотографий. Например, эта

(фото отсюда)

Вот то самое — 1988 года. «Китч». Отсюда

И то же в виде картины. Тот же китч, самый настоящий. Комикс?- да. Особенно разноцветные буквы в подписи. Живопись? Нет.

Я не люблю точные копии, это порнография. И если я нормально отношусь к порнографии в жизни, то в вот такая порнография в живописи — просто преступление, я считаю!:)

Рисует Саудек по фото. Скучно.
Да, для кого-то было бы отлично. Но от Саудека ожидаешь чего-то такого-же гениального, как и его фотографии.
С другой стороны — хочет человек рисовать — и рисует. И молодец! А то, что какой-то там Маше не нравится — какая ему разница. И это тоже правильно.


(фото отсюда,+ там интересная статья на русском)

Свет. Нет света — теряется волшебство.

Мне только три работы показались интересными (несмотря на то, что знаю, с каких фото две из них делались):

И «конец Второй мировой войны как я его помню» (Саудек вместе с братом-близнецом провел детство в концлагере)

Идти на выставку лучше вдвоем с кем-то. Потому что можно поучаствовать в конкурсе «Стань моделью Яна Саудека» — для этого нужно сфотографироваться, использовав что-то из одежды, которую обычно видим на фото.

Вот где я пожалела, что пошла одна! А пожилая пара лет 60+ (другие, не те, что рассматривали фото, сидя на стульчиках) отрывались по полной программе, устроили настоящую фотосессию!

Условия конкурса

И сам маэстро на нас смотрит

Мне понравился бар-клуб-кафе в том же здании, где проводится выставка. Теперь хочу туда сходить.

Галерея в самом-самом туристическом центре, на Малой Стране (прямо напротив «Старбакс кофе» и трамвайной остановки), плата за вход вполне адекватна — 150 крон. Дети до трех лет бесплатно 🙂 Открыто с 10 до 20.00.
Думаю, что прекрасное место, в котором можно зависнуть на часик, перейдя Карлов мост.

Похожие записи:
Апрельский день
Виктор Коларж в Праге
Йндржих Штрейт — интересный чешский фотограф

living-in-praha.livejournal.com

Ян Саудек Фотоработы и биография Jan Saudek

Ян Саудек (Jan Saudek) родился в 1935 году в Чехословакии. В молодости Саудек серьезно подумывал о музыкальной карьере, но не сложилось. Он увлекается фотографией и отдается этой страсти на всю жизнь. Ян Саудек уже давно персонаж культовый, и не только в нынешней Чехии или в Европе. Он выставлялся в США еще в далеком 1970 году, и с той поры биеннале и выставки его работ проводились на всех континентах планеты, за исключением Антарктиды. В своих интервью и автобиографиях Ян Саудек менее всего хочет казаться профессионалом, – он явно желает быть этаким почти патриархально богемным артистом, равно экстремальным как в жизни, так и в искусстве, которые он принципиально не разделяет.

Экстремальности в произведениях Яна Саудека и вправду предостаточно. Можно предположить, что в социалистические времена самым радикальным было само обращение художника к обнаженной натуре (впрочем, не менее эпатажно выглядят и с рекламным смаком снятые американские джинсы, которыми модели Саудека частично свою наготу прикрывают), даже если Саудек выбирал для своих ню сюжеты в духе «пусть будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает».

Например, невинные и патетические композиции на тему отцовства-материнства, в которых нежные младенческие тела эффектно сочетаются с хорошо развитыми формами мам и атлетическими торсами отцов. Впрочем, на выставке в московском Манеже целомудренными были далеко не все снимки. Статус «культового» Саудеку сегодня обеспечивают эротические композиции, в которых художник показывает самые нетривиальные аспекты сексуальности. В 1980-1990-х годах излюбленным приемом фотографа становятся диптихи, на которых одни и те же персонажи предстают одетыми и голыми. Причем обнаженное тело всегда предъявляется не как нечто естественное, но как некое скандальное откровение. Натурщики, которых фотограф выбирает для своих снимков, настолько далеки от классических идеалов, что о платоническом любовании красотой обнаженного тела здесь не может быть и речи. Да и фотографии построены так, что предполагают не созерцание, а скорее подглядывание. Впрочем, назвать этот эротический фототеатр шокирующе откровенным нельзя. В работах Саудека нет физиологичности: для этого они слишком стилизованы, снимки окрашены в сепию или расцвечены нарочито неправдоподобными, анилиновыми цветами, персонажи загримированы и стилизованы под некое весьма расплывчатое ретро, сюжеты – нарочито постановочны и причудливы.

Источники вдохновения Яна Саудека не без основания принято видеть в сюрреализме или классической живописи – он и вправду делает все, чтобы его снимки выглядели не брутальным «мясом», а изысканной цитатой из некоего романтического прошлого. Правда, кажется, что самым близким первоисточником этих цитаций может оказаться отнюдь не, скажем, Рубенс или Магритт, а старинные порнографические открытки – все эти пожелтевшие, чуть смазанные, забавно церемонные снимки с пышноволосыми и пышнотелыми дамами, раскрывающими свою наготу из-под корсетов, кружев и полосатых чулок.

Сами по себе эти снимки давно являются объектом вполне эстетского и платонического культа. Наверное, жесткая эротика утрачивает свою прямую функцию и обретает эстетические достоинства отвлеченного искусства не только по мере того, как теряют свою актуальность и становятся достоянием истории былые представления о том, что является рискованным или возбуждающим, сколько по мере того, как представленные на них тела исчезают из реальности и остаются только на снимках. Двусмысленность фотографий Яна Саудека – именно в том, что они прикидываются настолько старинными, чтобы казалось, что все, кто для них позировал, просто не могли дожить до наших дней и давно лежат в могиле, хотя, сверившись с реальными датировками, можно с большими основаниями надеяться, что модели пребывают в добром здравии. Официальный сайт Яна Саудека – saudek.com

smallbay.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *