Журналисты известные: 10 молодых журналистов, за которыми нужно следить в 2019 году

Содержание

Участники Всемирной конференции по свободе печати выявили риски, с которыми сталкиваются журналисты

Всемирная конференция по свободе печати стала площадкой для интерактивных выступлений и дискуссий, посвященных таким актуальным вопросам, как расследования убийств журналистов, преследование женщин, которые занимаются журналистикой, и освещение пандемии COVID-19 в средствах массовой информации.

«Во время пандемии журналисты не только передают жизненно важную информацию, но также зачастую помогают своей аудитории отличать правду от лжи», – отметила в своем выступлении Одрэ Азуле, Генеральный директор ЮНЕСКО. 

Во время пандемии журналисты не только передают жизненно важную информацию, но также помогают своей аудитории отличать правду от лжи

По ее словам, в наши дни в разных регионах планеты журналисты по-прежнему подвергаются давлению, преследованию и физическим нападениям. «В последние годы угрозы в адрес работников СМИ участились, потому что, несмотря ни на что, журналисты продолжают говорить правду», – сказала она.  

По данным ЮНЕСКО, с 2010 по 2019 год при исполнении своих профессиональных обязанностей были убиты около 900 журналистов, причем преступления такого рода чаще всего остаются безнаказанными. Женщины, работающие в СМИ, нередко получают в свой адрес оскорбления сексуального характера и угрозы физической расправы – как в интернете, так и в реальной жизни.

Читайте также

Журналистика – по-прежнему одна из самых опасных профессий

«Без гарантий свободы средства массовой информации попросту не работают», – заявил министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок. Он сообщил, что на днях, общаясь с молодыми журналистами из Эфиопии и Ливии, он попросил их и дальше доносить правду о том, что происходит в их странах, чтобы правительства западных государств могли корректировать свою политику.

Элизабет Бумиллер, глава вашингтонского бюро издания New York Times, рассказала о «четырех тяжелых годах», которые пришлось пережить американским СМИ, освещая работу администрации Трампа.

«Он называл нас “врагами народа”, он использовал термин “фейковые новости”, который повторяли потом президенты, премьер-министры и другие правительственные чиновники по всему миру», – заявила она.

Он называл нас “врагами народа”, он использовал термин “фейковые новости”, который повторяли потом президенты, премьер-министры и другие правительственные чиновники по всему миру

По словам Элизабет Бумиллер, нападки Трампа на прессу оказали разрушительное воздействие на положение журналистов в Соединенных Штатах. Тем не менее, указала она, в этот период в газете отметили рекордный интерес читательской аудитории к своим публикациям и рост цифровых подписок. 

Старший корреспондент CNN в Лондоне Нима эль Бадир из Судана выразила опасения, что «зараза популизма» продолжает распространяться по миру. «Мне кажется, что вздох облегчения прозвучал слишком рано, – сказала она. – Успех политики популизма, наблюдавшийся в США, Великобритании и континентальной Европе, был замечен, и эта стратегия была взята на вооружение политиками во всем мире».

По мнению Марии Рессы, главного редактора филиппинского новостного веб-сайта Rappler, рост популизма и увеличение числа нападений на журналистов стали возможными благодаря развитию интернет-технологий. «То, что мы привыкли называть “антиутопией”, поразило демократии по всему миру, и мы должны что-то с этим делать», – предупредила она.

В Тверь приехали известные писатели и журналисты

Фото: пресс-служба Тверской области

На празднование Дня поэзии в Твери приехали известные писатели, журналисты и поэты.

Мероприятия проходят сегодня, 20 марта, и продолжатся завтра.

Традиция широко отмечать данный праздник, превратив его в культурное событие, была заложена нашим земляком, Лауреатом Государственной премии СССР, Заслуженным деятелем искусств РФ, Почётным гражданином Твери и Тверской области, поэтом Андреем Дементьевым.

К Дню поэзии традиционно приурочили подведение итогов Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зелёный листок», учрежденного Андреем Дементьевым.

Именно так называлась рубрика в журнале «Юность» во время, когда издание возглавлял наш выдающийся земляк. В рубрике «Зеленый листок» печатались произведения молодых поэтов, многие из которых впоследствии стали известными.

В Доме поэзии Андрея Дементьева прошла встреча участников конкурса с профессиональными литераторами: известным российским писателем, председателем редакционного совета «Литературной газеты» Юрием Поляковым, ректором Литературного института имени А. М. Горького Алексеем Варламовым, фотографом, переводчиком, журналистом Екатериной Рождественской, дипломатом, поэтом и прозаиком Анатолием Пшеничным.

На встрече был представлен сборник стихов участников конкурса, в который в этом году впервые попали и произведения членов жюри. Их работы вынесены в отдельный цикл, который известные поэты написали во время карантина.

Запланированы также творческие встречи известных писателей с читателями. Одна из них — с Юрием Поляковым в Тверской областной научной библиотеке имени А. М. Горького. Юрий Поляков выступит с лекцией «Зачем Вы, мастера культуры?». Это размышления живого классика о прошлом, настоящем и будущем отечественной литературы и искусства.

В 18.00 в Тверской областной академической филармонии состоится вручение премии имени Андрея Дементьева. Сразу после церемонии тверские зрители посмотрят моноспектакль «Лица. Эффект отсутствия» в исполнении певца, поэта, композитора Марка Тишмана.

21 марта в 12.00 гостей программы ждет возложение цветов к памятнику поэтам-шестидесятникам, в рамках которого будет действовать «Свободный микрофон».

В 15.00 в «Горьковке» состоится встреча с российским писателем, литературоведом и критиком Павлом Басинским, а также поэтом, лауреатом Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зелёный листок» Екатериной Барбанягой. Они презентуют новую книгу, написанную в соавторстве «Соня, уйди! Софья Толстая: взгляд мужчины и женщины».

Все эти дни в Доме поэзии Андрея Дементьева будут проходить литературные консультации, где осваивающие поэтическое мастерство авторы смогут получить профессиональные советы.

28 марта серия мероприятий, приуроченных к празднованию в Твери Дня поэзии, завершится концертом легендарного Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова «Песни нашей Победы». Он состоится в 17:00 в Тверском академическом театре драмы. Билеты — в кассе театра и Доме поэзии.

Зачем минюст США при Трампе следил за разговорами трех журналистов Washington Post?

Подпись к фото,

Трамп неоднократно называл попытки расследования роли России в его избрании «охотой на ведьм».

Американская газета Washington Post сообщила, что во время президентства Дональда Трампа министерство юстиции США секретно получило данные о телефонных разговорах трех работавших в ней журналистов. Речь идет не о содержании разговоров, а о номерах входящих и исходящих звонков, а также о времени суток, дате и продолжительности.

В заявлении также говорится, что на протяжении трех месяцев в 2017 году министерство отслеживало домашние, мобильные и рабочие телефоны трех журналистов.

По словам представителя Washington Post, делалось это потому, что эти журналисты писали о роли России в президентских выборах 2016 года, в результате которых Трамп и стал президентом. Представители газеты отметили, что их очень обеспокоило такое злоупотребления властью со стороны государственного аппарата.

Однако министерство юстиции заявило, что это было сделано исключительно для того, чтобы выявить в окружении президента людей, которые в нарушение своих должностных обязанностей поставляли журналистам секретную информацию.

Это далеко не первый подобный случай, когда американские власти получали доступ к телефонным данным журналистов. Предшественник Трампа Барак Обама предпринял такие же действия в отношении репортеров новостного агентства Ассошиэйтед пресс.

Известные подробности

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Дональд Трамп и Джефф Сешнс на пресс-конференции в 2018 году. Washington Post неоднократо публиковала статьи о возможном вмешательстве России в президентские выборы 2016 года. И Трап, и Россия эти обвинения последовательно отвергали

В пятницу Washington Post сообщила, что ее репортеры Эллен Накашима и Грег Миллер, а также их бывший коллега Адам Энту 3 мая получили подтверждения того, что данные об их телефонных разговорах просматривались в период с 15 апреля по 31 июля 2017 года.

В эту информацию входили сведения о том, с кем журналисты были в контакте, даты разговоров и их продолжительность, но не их содержание. Власти также получили разрешение на доступ к электронной почте репортеров, но им не воспользовались.

Трехмесячный период, о котором говорится в письме, совпал с публикациями статей, написанных журналистами о том, что сенатор Джефф Сешнс, один из самых высокопоставленных сторонников Дональда Трампа во время президентской кампании, ставший позднее генеральным прокурором, в 2016 году якобы встречался с послом России Сергеем Кисляком.

Пресс-атташе Министерства юстиции Марк Раймонди подчеркнул, что объектом слежки были не сами репортеры, а те, кто предоставил им секретную информацию, которую они обязаны охранять по закону, но вместо этого передали ее прессе.

Несмотря на это заявление, Кэмерон Барр, исполняющий обязанности главного редактора Washington Post, потребовал, чтобы министерство юстиции незамедлительно объяснило причины вмешательства в работу репортеров, которая охраняется Первой поправкой к американской конституции, гарантирующей свободу слова.

Его поддержал исполнительный директор Комитета репортеров за свободу слова (некоммерческая организация, предоставляющая бесплатную юридическую помощь журналистам) Брюс Браун, заявивший, что подобные действия властей мешают свободно сообщать информацию общественности.

самые известные журналисты-разоблачители, часть 1

В старых материалах изображения недоступны. Приносим извинения за неудобства

За последний год в России было совершено 38 нападений на журналистов. The Village решил рассказать о представителях СМИ из других стран, которые рискуют собственными жизнями, чтобы нести правду общественности.

       

В 2006 году 35-летний хакер Джулиан Ассанж основал сайт WikiLeaks для публикации на нем закрытых сведений о преступлениях правительств и корпораций разных стран, в первую очередь Китая и России, но также и стран западного мира. Для того чтобы делиться информацией было проще, он выбрал движок wiki, позволяющий людям со всего мира быстро добавлять и редактировать информацию. На этом движке работает всемирно известная интернет-энциклопедия Wikipedia. Первый секретный документ появился на сайте в 2006 году: один из помощников Джулиана перехватил сообщение о том, что лидер сомалийских мятежников, Союза исламских судов, призвал нанять киллеров для убийства членов законного правительства Сомали. Ассанж выложил непроверенные сведения в общий доступ с пометкой, что правдивость информации читатели могут оценить сами. Именно тогда о сайте заговорили СМИ. В следующем году британская газета Guardian напечатала статью о коррупции в семействе кенийского президента Дэниела Арап Мои со ссылкой на портал WikiLeaks. За этот материал Ассанж получил престижную журналистскую премию Amnesty International.

В 2010 году на сайте Ассанжа появилось сразу несколько сенсационных материалов: в апреле видеоролик с записью обстрела журналистов Reuters, которых американские военные приняли за террористов; в июле 77 тысяч секретных полевых сводок о войне США в Афганистане, а в октябре WikiLeaks опубликовал более 400 000 записей из Ирака. Такой утечки информации не было в США с 1970-х годов (публикации «Бумаг Пентагона»).

Пентагон уже не раз выступал против обнародования американских секретных документов. По мнению американских военных, открытая информация может стать причиной убийства многих американских офицеров и сотрудничающих иракцев. В своем интервью «Русском Репортеру» Ассанж отвечает: «Это они, помнится, уже говорили летом, когда мы рассекретили первые девяносто тысяч документов „афганского досье“. С тех пор прошло много недель, а ни одного конкретного случая, когда наша информация причинила бы вред, Пентагон так и не назвал. У нас в запасе еще тонны неопубликованных секретных документов из разных стран, которые однажды непременно станут достоянием общественности». Пока данные WikiLeaks всего лишь наносят существенный урон репутации государств и военным.

После публикации материалов у журналиста появилось много врагов: неназванные участники WikiLeaks создали оппозиционную группу WikiLeaks Insider, в Швеции Ассанжу предъявили обвинение в изнасиловании двух женщин (правда, почти сразу сняли их за недоказанностью), американские спецслужбы начали за ним слежку, а некоторые аналитики решили, что на самом деле его проект и есть — дело спецслужб. Сегодня Ассанж прячется от своих врагов и постоянно переезжает из одной страны в другую.

Недавно в новостях появилась информация о том, что Ассанж готовит новый материал — архив секретных записей о России.

   

             

Бумаги Пентагона. В 1971 году в прессу попали материалы из 7 000 страниц, предназначавшиеся для внутриведомственного использования в военном министерстве США. Исследование содержало секретные данные о действиях американских солдат в период с 1945 по 1967 годы.

Уотергейтский скандал. В 1972 году журналисты Боб Вудворд и Карл Бернстайн доказали причастность республиканской партии к незаконному проникновению и шпионажу в штабе Демократической партии. Это расследование вынудило 37-го президента США Ричарда Никсона подать в отставку.

Резня в Сонгми. 12 ноября 1969 года журналист Сеймур Херш сообщил о массовом убийстве американскими солдатами мирных жителей вьетнамской деревни Сонгми. Суд над виновниками стал достоянием общественности.

   

        

         

В 2007 году, несмотря на запреты Верховного суда, военная часть генерал-майора Яира Наве, где тогда служила будущая журналистка Анат Камм, занималась точечными зачистками палестинцев. Камм скопировала документы, подтверждающие беззаконные действия военного командования, и отправила их журналисту либеральной газеты «Гаарец» Ури Блау. Ури Блау написал статью и, следуя государственному закону Израиля, отправил текст в органы цензуры, где статью пропустили, но к публикации он добавил те самые копии документов. После этого материалом заинтересовались военные. Органы начали расследование и посадили Камм под домашний арест. Было приказано начать информационную блокаду — о Камм ничего не должно было быть слышно, она не могла давать никаких комментариев, статьи на эту тему нельзя было писать ни отечественным, ни иностранным СМИ. Израильские газеты и журналы и сейчас не имеют права даже перепечатывать цитаты из мировых источников.

Делом Камм занялись многие правозащитные организации. Встал вопрос о том, что важнее: государственная безопасность или свобода слова. Французская организация «Репортеры без границ» заметила, что «Оборона национальной безопасности является законной целью, но цензура не должна использоваться для того, чтобы израильские военные ушли от ответственности, если они нарушили закон». Тем временем возмущенные СМИ Израиля по разному боролись с информационной блокадой. К примеру, ежедневное издание «Едиот Ахронот» опубликовало статью с заголовком «Весь мир пишет о том, что пытаются скрыть израильские спецслужбы», в которой был напечатан список иностранных СМИ, где читатель мог получить информацию. А чуть позже они напечатали статью об инциденте авторства американской журналистки, где все запрещенные абзацы были закрашены черным.

Дело Анат Камм продолжается до сих пор.

   

      

                   Черным маркером замазаны фрагменты статьи, не прошедшие израильскую цензуру.

    

          

         

В 2001 году на оппозиционного правительству журналиста Эйнуллу Фатуллаева из-за статей, содержащих критику правительства, завели уголовное дело, обвинив в клевете. Журналист был вынужден эмигрировать из страны, но в скором времени под давлением Европейского совета президент помиловал репортера, и он вернулся домой уже в 2002 году. Вместе с Эльмаром Гусейновым Фатуллаев стал делать журнал «Монитор». В 2004 году Фатуллаева избили на улице, как говорят, за критику правительства, а чуть позже обязали заплатить штраф в 25 000 евро за то, что он порочил имя депутата правящей партии Сиявуша Новрузова. В 2005 году главного редактора «Монитора» Гусейнова убили.

Тогда Эйнулла Фатуллаев стал редактором двух азербайджанских газет «Реальный Азербайджан» и «Гюнделик Азербайджан» — на родном и русском языках. На страницах газет ежедневно появлялась острая критика в адрес правительства, обличались коррупционеры. В 2007 году Фатуллаева взяли под стражу по обвинению в клевете и приговорили к двум годам тюремного заключения. Чуть позже против Фатуллаева было возбуждено новое уголовное дело по трем статьям УК: 214.1 (угроза терроризма), 283.2.2 (разжигание национальной, расовой и религиозной розни с использованием служебного положения), 213.2.2 (уклонение от налогов), а срок увеличился до восьми лет. По мнению правозащитников, дело журналиста политически мотивировано и является отголоском его расследования в страшном эпизоде в Ходжале в 1992 году. «Ходжалинской резней» называют массовое убийство мирных жителей Ходжалы армянскими военными. Как говорила азербайджанская сторона, для мирных жителей не было создано «коридора», по которому можно было бежать из города. В 2005 году Фатуллаев заявил, что коридор был, а часть смертей — на совести Народного фронта Азербайджана, который расстреливал жителей, чтобы дискредитировать неэффективные действия тогдашнего президента Азербайджана Аяза Муталибова.

Организация, выступающая за свободу слова во всем мире, Amnesty International, наградила журналиста и официально заявила, что обвинения были сфальсифицированы, а власти бросили Фатуллаева в тюрьму, чтобы лишить его возможности критиковать их действия. Как говорят адвокаты обвиняемого, большую часть томов дела составляет расследование по статье уклонения от налогов, с которыми до обвинения у журналиста никогда не было проблем.

Эйнулла Фатуллаев несколько раз заявлял об угрозе его жизни в правозащитные организации, такие как «Репортеры без границ» и Amnesty International, но официальный представитель пенитенциарной службы Азербайджана Мехман Садыхов ответствовал, что заявления журналиста о возможности его убийства несостоятельны.

  

                 

Каждый год организация «Репортеры без границ» составляет рейтинг «свободы слова» по странам. По состоянию на 2010 год Азербайджан находится на 152-м месте. Россия занимает 140-ю позицию, соседствуя с Малайзией и Эфиопией. Полный рейтинг на сайте организации.

      

       

      

Ласанта Уикрематунге получил юридическое образование, но после университета вместо уголовной практики плотно занялся политикой и журналистикой. Уикрематунге стал редактором газеты Sun, а в 1972 году, оставаясь на этом посту, работал личным секретарем премьер-министра Сиримаво Бандаранаике. С 1994 года Ласанта занялся газетой Sunday Leader, в которой осуждал войну между шриланкийской армией и тамильскими повстанцами, боролся с коррупцией и беззаконием, активно критикуя правительство. Параллельно Уикрематунге писал для журнала Time и работал на радио. Он собрал вокруг себя молодую команду журналистов: по словам коллег, Ласанта мог быстро разглядеть талант даже в юном авторе.

Ласанта боролся за свободу слова в своей стране. В 2000 году Уикрематунге выиграл судебный процесс за отмену закона, позволявшего правительству контролировать прессу. Но резкие оппозиционные высказывания не прошли незамеченными — за время работы в Sunday Leader журналиста несколько раз избивали, было совершено несколько покушений на его жизнь — в 1998 году неизвестные запустили противотанковый снаряд в его дом, а 11 января 2006 года в доме журналиста раздался звонок. Звонивший представился президентом Махиндой Раджапаксе и угрожал Уикрематунге. После подобных случаев Ласанта осознал, что может погибнуть. Поэтому он подготовил текст редакционной статьи для публикации в случае его смерти. Этот текст и появился в Sunday Leader 11 января 2009 года – через три дня после его убийства. В редакционном письме были слова, косвенно доказывавшие причастность правительства к убийству: «Убийство [в Шри-Ланке] стало основным инструментом, которым государство стремится контролировать органы свободы».

В 2009 году Уикрематунге посмертно получил премию ЮНЕСКО за свободу печати.

          

        

Журналистская работа Грегори Паласта сосредоточена в основном на выявлении корпоративных должностных преступлений, но в своих колонках Паласт также затрагивает проблемы защиты прав избирателей. За свою карьеру он разоблачил несколько фактов мошенничества на выборах. Одним из самых громких дел по фальсификации выборов, расследованных Паластом, стали выборы 2001 и 2008 годов во Флориде. Тогдашний губернатор Джеб Буш и госсекретарь Кэтрин Харрис приказали местным руководителям выборов убрать 58 тысяч избирателей из реестров на том основании, что они были преступниками, которые не имеют права голоса во Флориде. Как оказалось, лишь немногие из этих избирателей были уголовниками. 54 процента вычеркнутых из реестра были афроамериканцами, а остальные белыми и латиноамериканскими демократами. Через три недели после выборов колонка Паласта о нарушениях появилась в английской газете Observer, но американская общественность ее не заметила. Документальный фильм с подробным расследованием нарушений во Флориде был показан на BBC в 2004 году перед очередными выборами. Также в 2004 году Грегори Паласт выступил с заявлением, что на последних выборах в Мексике на самом деле выиграл Андрес Мануэль Лопес Обрадор, а не Фелипе Кальдерон.

В 2008 году Паласт, совместно с Робертом Ф. Кеннеди-младшим, опубликовал доклад в журнале Rolling Stone, рассказывающий о том, как подтасовывались выборы 2008 года. По мнению журналистов, кандидата от республиканской партии Джона Маккейна было победить гораздо проще, чем показали результаты выборов.

Грегори Паласт продолжает жить в США и Великобритании, расследуя новые правительственные нарушения.

      

Вторая часть статьи «Пресс-служба:
самые известные журналисты-разоблачители»

Иллюстрации: Антон Польский
Данные по количеству нападений на журналистов в России взяты с сайта Фонда Защиты Гласности.

Задержание главного редактора «Медиазоны»

«МБХ медиа», «Новая газета», Baza, «Бумага», «Весьма» и Vot Tak выступили в поддержку главреда «Медиазоны» и потребовали освободить его

Журналисты нескольких изданий выступили в поддержку главного редактора «Медиазоны» Сергея Смирнова, задержанного в Москве на выходе из дома, и потребовали освободить его.

«Ему вменили участие в митинге 23 января, по предварительным данным, по части 8 статьи 20.2 КоАП. Это так называемая «арестная» статья, по которой человека могут отправить в спецприемник на срок до 30 суток. «МБХ медиа» считает задержание Сергея Смирнова возмутительным давлением на журналиста и попыткой воспрепятствовать его профессиональной деятельности. Мы требуем немедленно освободить Сергея Смирнова и выражаем поддержку ему, его близким и редакции «Медиазоны»», — считает редакция «МБХ медиа».

Магаданское издание «Весьма» также выступило в поддержку Смирнова. «Мы требуем, чтобы Сергей Смирнов был освобожден, а дело по надуманному обвинению прекратили. «Медиазона» — одно из главных СМИ страны, по публикациям которого будут писать учебники истории. Журналистика в России — сучья профессия. Сейчас вы пытаетесь закрыть последних из тех, кто является настоящими журналистами. Прекратите», — говорится в заявлении журналистов.

«Новая газета» также потребовала немедленно освободить главреда «Медиазоны»: «Редакция «Новой газеты» выражает свою поддержку Сергею и требует его немедленного освобождения, а также считает его задержание попыткой устрашения всех журналистов, освещающих внутреннюю политику России. Давление властей на СМИ недопустимо».

Издание Baza считает, что «дело Сергея Смирнова должно быть разобрано публично и в правовом поле». «Никаких оснований для того, чтобы подозревать его в совершении этого преступления мы, как коллеги, не видим. Если у следствия есть убедительные доказательства его вины, — они должны быть предоставлены общественности. В противном случае Сергей должен быть освобожден, а лица, причастные к его неправомерному задержанию, наказаны», — сказано в заявлении редакции.

«Все это сложно назвать чем-то кроме намеренного, целенаправленного давления на журналиста. Поэтому назовем вещи своими именами: задержание Сергея Смирнова — политическое. Команда «Бумаги» выражает поддержку Сергею Смирнову и солидарность с редакцией «Медиазоны» и требует скорейшего освобождения нашего коллеги», — считает петербургское издание «Бумага».

«Мы, редакция Vot Tak TV, уверены — речь идет о преследовании журналиста за выполнение его работы. Также задержание главного редактора «Медиазоны» — это попытка помешать честному и независимому освещению как протестов в стране, так и преследования политических противников действующий власти. Это акция устрашения всех российских журналистов, которые помнят, что их долг — говорить правду», — говорится в заявлении редакции Vot Tak.

Громкие дела против журналистов в Беларуси. Кого и в чем обвиняют | Беларусь: взгляд из Европы — спецпроект DW | DW

Журналиста и медиаменеджера Андрея Александрова и его девушку Ирину Злобину задержали в Минске 12 января 2021 года. Их обвиняют в финансировании протестов. Международная организация «Репортеры без границ» осудила задержание Александрова и призвала ООН и представителя ОБСЕ по свободе СМИ принять меры для его освобождения: «Александров стал девятым журналистом, который находится в заключении по уголовной статье в самой опасной в Европе стране для журналистов». DW — об этом и других уголовных делах против представителей белорусских медиа.

В чем обвиняют журналиста Андрея Александрова 

«Андрей — не последний человек в белорусской журналистике. Разумеется, его персоне уделялось внимание со стороны власти. Учитывая, что в стране делается все, чтобы никто ничего не видел, не сообщал альтернативную информацию, исключать журналистский след нельзя», — комментирует задержание Александрова его друг, журналист Дмитрий Яненко.

15 января замминистра внутренних дел Беларуси Геннадий Казакевич заявил, что Александров и Злобина «занимались финансированием лиц, принимавших участие в массовых беспорядках и иных протестных акциях на территории Минска, в том числе путем оплаты штрафов, возмещения содержания в центрах изоляции правонарушителей и изоляторах временного содержания и так далее». Также, по словам Казакевича, Андрей Александров рассказал, что предложение о такой деятельности он получил от фонда By_help, помогающего пострадавшим во время протестов. В самом фонде заявили, что показания Александров мог дать под давлением, а обвинения назвали абсурдными, поскольку «любая оплата штрафов не является преступлением».

«Я не знаю всех обстоятельств дела и аргументов следователей. Нам сегодня объявили, что якобы Андрей начал финансировать пострадавших от режима с 12 августа. То есть, только через пять месяцев наши доблестные «служители закона» вышли на след «врага народа» Александрова? Смешно!», — рассуждает Яненко. 

14 января в связи с делом Александрова обыск прошел в офисе информационного агентства «БелаПАН», где в 2014-18 годах он был заместителем директора, а сейчас — внештатный консультант. Из офиса забрали технику и документы.

Дело Пресс-клуба Беларуси 

В финансовых преступлениях обвиняют и представителей Пресс-клуба Беларуси. 22 декабря в Национальном аэропорту Минск силовики задержали его основательницу Юлию Слуцкую. Обыски прошли в офисе организации и дома у некоторых сотрудников. Арестовали программного директора Аллу Шарко, финансового директора Сергея Ольшевского, программного директора Академии Пресс-клуба Сергея Якупова, оператора Петра Слуцкого, а также Ксению Луцкину, бывшую сотрудницу «Белтелерадиокомпании», работавшую над медиапроектом, связанным с Академией Пресс-клуба. Все они, кроме Якупова, депортированного в Россию 31 декабря, обвиняются в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере и остаются в заключении.

Одна из подиумных дискуссий в белорусском пресс-клубе (фото из архива)

«Меня обвиняли в соучастии в уклонении от уплаты налогов в тот период, когда я в Пресс-клубе даже не работал — с 2017 по 2019. Похожая история с Сергеем Ольшевским, он является финансовым директором с прошлого сентября», — рассказывает Якупов. В результате ему обвинения не предъявили, но депортировали в Россию с запретом въезда в Беларусь на 10 лет.

«Мне кажется, это заказная история, без какой-то реальной основы. Ребят оставили еще на два месяца в заключении по бредовому обвинению в неуплате налогов, несмотря на то, что сумму, которую Пресс-клуб якобы не доплатил, уже внесли на счета Следственного комитета», — говорит Якупов.

Белорусские правозащитники признали пятерых задержанных по «делу Пресс-клуба» политическими заключенными.

Журналисты среди политзаключенных 

Также политическими заключенными признаны журналистки Катерина Борисевич (Tut. by), Катерина Андреева и Дарья Чульцова («Белсат»). Катерину Борисевич задержали 19 ноября 2020 года в связи с уголовным делом о якобы раскрытии медицинской тайны по факту гибели активиста Романа Бондаренко. Журналистка привела в статье слова врача о том, что в крови погибшего мужчины не было алкоголя, что противоречило заявлениям властей. Генпрокуратура заявила, что деяния журналистки Екатерины Борисевич и врача Артема Сорокина «повлекли за собой тяжкие последствия, выразившиеся в повышении напряженности в обществе, создании атмосферы недоверия к компетентным государственным органам, побуждении граждан к агрессии и противоправным действиям». Статья, по которой обвиняют журналистку, предусматривает до 3 лет лишение свободы.

В редакции Tut.by

Как считает редактор Tut.by Ульяна Бобоед (отметила, что это ее личное мнение. — Ред.), уголовного дела против Борисевич вообще не должно было быть. «Во-первых, журналист не может быть лицом, разгласившим медицинскую тайну, разгласить медицинскую тайну может только человек, имеющий к ней доступ. Во-вторых, заметка, о том, что в крови Романа Бондаренко не был обнаружен алкоголь, никак не могла повлечь тяжкие последствия, о которых заявляет Генпрокуратура Беларуси. Какой-то информации о том, что Катю могут отпустить или что-то может поменяться, у нас нет. Адвокаты дали подписку о неразглашении, в том числе это касается того, как продвигается дело».

За трансляцию с площади — в СИЗО

Журналисток польского телеканала «Белсат» Катерину Андрееву и Дарью Чульцову ОМОН задержал 15 ноября 2020 года во время работы на акции на «Площади Перемен» в Минске. Вначале их обвинили в участии в несанкционированном массовом мероприятии, неподчинении требованиям сотрудников милиции и арестовали на семь суток. 20 ноября Андреевой и Чульцовой выдвинули обвинения по уголовной статье — «Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них». Сейчас журналистки находятся в СИЗО Жодино, им грозит до трех лет лишения свободы.