Андриан колотилин – Андриан Колотилин

Андриан Колотилин

Приемы работы с камерой в разных ситуациях. Практическая фотосъемка

В одном из своих недавних интервью фотожурналист Сергей Максимишин, многократный обладатель премии World Press Photo констатировал, что точное следование канонам классического изображения или доскональное знание техники никак не связано с созданием фотографического шедевра. Важен конкретный импульс, что заставляет нажать на кнопку затвора .Зачаровывает фотография мимолетная, неповторимая. Мастер, безусловно, прав. Но для того, чтобы не упустить тот самый чудесный, для каждого свой неповторимый момент, стоит уверенно пользоваться инструментом, который поможет сей момент запечатлеть. А запечатлеть узнаваемо поможет нам автофокус. Какой режим фокусировки использовать, однокадровый или следящий? Модуль автоматической фокусировки можно настроить на более чем 10 различных алгоритмов работы. Нажав большим пальцем левой руки на кнопку управления автофокусом, одновременно другим большим пальцем, но уже правой руки при помощи колеса управления можем выбрать три варианта: однократный, следящий и автоматический. Однократный AFS — это самый применяемый вариант, его используют в 90 процентах съемочных ситуаций. Ландшафт, группа людей, портрет, архитектура – все это объекты для однократного автофокуса. Следящий режим AFC используют в том случае, если объект быстро перемещается относительно камеры и всегда должен быть в зоне резкости. Спортсмены, животные, летящие птицы, автомобили, дети – вот герои для автоматического слежения. Режим автоматического переключения AFA наблюдает за объектом и сам решает, когда применить однократную, а когда следящую фокусировку. Я всегда использую только первый и второй режимы, стараюсь самостоятельно оценивать ситуацию.
Выбор фокусировочных точек
Большое количество фокусировочных точек ставит фотографа перед проблемой выбора – сколько их использовать и когда. Мне кажется, что самым точный и предсказуемый результат получается при использовании одной точки. А расположить ее стоит в том месте, где находится сюжетно важный объект, который должен быть в резкости. Сделать это легко при помощи джойстика, который располагается под большим пальцем правой руки.Так можно избежать традиционной ошибки всех скучных и однообразных фотографий, на которых главный объект располагается точно центре кадра. Обладая этим минимумом знаний, отправимся на прогулку по городу налегке, без обязательного ранее штатива. Ведь мы уже выяснили, что возможности матрицы позволять делать качественные снимки на очень высоких значениях чувствительности.

( Вторая часть, практическая.Collapse )

macrolight.livejournal.com

первооткрыватель неизведанных мест — Российское фото

Андриан Колотилин — фотограф дикой природы, победитель многих конкурсов природной фотографии, а кроме того, человек, для которого защита окружающей среды — ежедневное дело. И хотя сам он говорит, что его любимое слово женского рода — это «фотография», пожалуй, не менее любимым для него является и слово «природа».

— Андриан, добрый день! Расскажите, пожалуйста, когда и как вы решили заняться природной фотографией?

— Первый опыт съемки природы я приобрел очень давно, в 1980 году, когда пришел в юношеский кружек «Основы экологии» при Московском дворце пионеров (ныне это Дворец детского творчества) на Воробьевых горах. Мне повезло с учителями: в детстве я познакомился с работами настоящих легенд природной фотографии и природоохранной журналистики, мог смотреть вживую слайды Вадима Евгеньевича Гиппенрейтера, альбомы Бориса Константиновича Машкова и книги Василия Михайловича Пескова. С тех пор я искал возможность заниматься именно этим родом деятельности.

— По какому принципу вы выбираете места для путешествий?

— Это должна быть малоисследованная и таинственная, не открытая еще фотографами территория. Меня занимают именно такие места; работать в условиях, когда все интересные точки известны и неоднократно сняты, для меня менее увлекательно. Так что я иногда чувствую себя в какой-то степени первооткрывателем.

— Вы побывали во многих заповедниках. Можете рассказать о самой интересной своей поездке?

— Об этом можно написать не одну книгу, и иногда у меня появляется такое желание, но пока рановато. Однако из самых любимых я назову проект о болотном Полистовском заповеднике, который до меня никто не снимал и о существовании которого мало кто знал. Это была плотная пятилетняя работа, и теперь белых пятен на карте Полистовских болот нет. А сейчас я увлечен Дальним Востоком, Приамурьем. Там огромное разнообразие природных сообществ, интересная флора и фауна, которую невозможно увидеть в европейской части нашей страны, и люди с таким мироощущением, которое отличает их от жителей западных территорий.

— Где вам нравится снимать больше — в России или за границей?

— Безусловно, в России, хотя во многих местах за границей это можно делать, наверное, легче.

— Можете назвать топ-5 самых красивых мест России?

— Мне кажется, это Ленские Столбы (да и вообще Якутия), Камчатка, широколиственные леса гор Дальнего Востока, Байкал и Саяны. Но это такой общепризнанный рейтинг; иногда малоизвестное болотце в сосновом бору под Владимиром может дать огромное количество впечатлений.

— Есть ли у вас мечта сфотографировать какое-либо явление, место, животное?

— Да, но это из разряда фантастики. Мечты мои — о съемке амурского кота или рыси, увиденных именно в условиях дикой природы. Место, которое я часто рассматриваю на космических снимках, — Васюганские болота. Еще очень хочется увидеть реликтового усача — огромного жука с Дальнего Востока.

— Как вы думаете, может ли фотография привлечь внимание широкой общественности к теме необходимости охраны окружающей среды?

— Да, конечно. Но в российских реалиях ситуация такова. У нас только-только начинает формироваться природоохранное сознание у большинства населения: не стрелять птиц без надобности, не жечь траву весной (это вообще больная тема), просто не мусорить в природе получается не у всех. О том, что происходит на самом деле в наших заповедниках и национальных парках, зачем они создавались и кто в них работает, знают немногие. Информация об этом стала появляться только пару лет назад в СМИ. Я пытаюсь в каждой публикации, даже сугубо фотографической, хоть немного, но затрагивать тему охраны природы.

— Вы ведете блог. Для вас важно делиться своими мыслями с аудиторией?

— Важно, потому что есть желание рассказать о чудесах природы и о людях, работающих в тяжелых природных и экономических условиях. Часто это настоящие энтузиасты. Со многими я дружу, их оценка и мнение много для меня значат. Я сожалею, что «жареные» факты, эпатаж привлекают больше внимания, чем рассказ о природе страны, и принципиально не иду на различные проекты типа рекламы, френдомарафона, копипаст-журналистики. Стараюсь делать в блогосфере свой контент.

— Фототехнику каких производителей вы используете?

— С 1998 года я работаю с техникой Canon. До этого снимал тем, что предлагали редакции. Теперь с огромным удовольствием пользуюсь малогабаритной техникой Sony серии NEX и аппаратурой Nikon, которую предоставляют мне фирмы. Я тестирую ее в экспедициях, пишу статьи в профильных журналах, а потом отдаю производителю. Вообще мне кажется, что любое цифровое оборудование может сегодня давать очень качественный результат, различие состоит лишь в удобстве управления им. Люблю репортерские камеры с большой скоростью серийной съемки.

— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?

— Умение найти свою нишу, выдавать стабильный и быстрый результат. Вести структурированный архив. Максимально быстро разбирать большой объем отснятых фото, безжалостно удалять сомнительные кадры, дубли. Разрабатывать свою тему, желательно уникальную. Умение писать. И быть профессионально честным.

— Есть ли мастера фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?

— Василий Песков, Клаус Нигге, Александр Земляниченко, Вильгельм Михайловский, Вадим Гиппенрейтер. И конечно, это не в порядке важности или алфавита.

— Расскажите, пожалуйста, о своих достижениях. Вы побеждаете в известных конкурсах, ваши работы публикуют известные издания. Признание важно для вас?

— Да, важно. Это помогает начать разговор с людьми, принимающими финансовые решения, которые помогают с экспедициями, организуют поддержку техникой на труднодоступных территориях. Однако съемка только для конкурсов очень сильно ограничивает фотографа. Это необходимо на первоначальном этапе, чтобы войти в сообщество, так сказать, с улицы и посвятить данной работе всю жизнь. Если я увижу или придумаю конкурсный сюжет, то обязательно сделаю его. Но специально строить планы съемочного сезона для создания выставочного кадра я не буду — победа в конкурсе в нашей стране совсем не является гарантией успеха.

О публикациях. Для меня публикации в изданиях — прежде всего возможность популяризировать сложную тему, ну и иногда подзаработать немного денег для поддержки своих экспедиций. К несчастью, уровень наших гонораров очень низок, он не позволяет уверенно продолжать работу.

— Что значит для вас фотография?

— Лет двадцать пять назад я почему-то подумал: «Cамое любимое слово женского рода для меня — «фотография». Моя жена это знает, сама стала фотографом. Та мысль материализовалась, иногда я даже страдаю от этого.

— Можете дать несколько советов начинающим фотографам?

— Не копировать коллег, рассказывать в фотографиях о своем мироощущении на опасном пределе откровенности. Да, забыл еще вот что: сильное желание материализуется, но не сразу.

— Проводите ли вы мастер-классы? Чему хотите обучить аудиторию прежде всего?

— Да, конечно, я обучаю желающих тонкостям фотографии дикой природы, особенностям работы с архивом, цифровой обработке — но говорю только о том, что сам испытал.

— Назовите пять фактов о вас, не связанных с фотографией.

— Люблю читать настоящие бумажные книги. Дома живет несколько кошек. Не могу пить горячий чай, жду, пока он остынет. Нравится передвигаться на велосипеде.

— Огромное спасибо за то, что нашли время ответить на наши вопросы! Желаем вам удачи и ярких, эмоциональных кадров!

— Спасибо.

Анкета. Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Колотилин Андриан Вячеславович, 1967 г. р.

Веб-сайт: фотографии и истории публикую на страничке в «Живом журнале» под ником macrolight — http://macrolight.livejournal.com.

Техника: Сanon 1D X, 1DS Mark II, Sony NEX-5, Sony A-58.

Выставки, награды, достижения: четыре победы в номинациях на конкурсе «Золотая черепаха», персональная выставка на фестивале «Первозданная Россия», участие в различных проектах WWF и других природоохранных организаций, выставка на «Фотофоруме», участие в трех фотовыставках на московских бульварах.

Источник вдохновения: природа и путешествия.

Лучший совет: слушайте свою душу — она подскажет.

rosphoto.com

Андриан… — Игорь Шпиленок

79 comments — :

в таких случаях их и нет.

Как так-то…

Тупой ты какой-то даже слова ненайдешь. Хорошо хоть медведи сыты.

Ужас. Знал его с середины 80-х еще по кружку в «Дворце пионеров». Сложная судьба, не простой, но искренний человек. Земля пухом

А из за чего он умер?

не знал его, но почему-то грустно.

Ох… как жаль (((((((

Земля пухом.

И не надо искать «правильных» слов. Их просто нет в таких случаях. Очень горько в душе.

Не ищите.Для Человека никаких слов не хватит.

Я не была знакома с ним ни лично, ни виртуально. Но читала и смотрела. В голове не помещается. Так внезапно, так рано. Светлая память и соболезнования близким и друзьям.

Пусть земля будет пухом!

светлая память

С миром Господи упокой! Очень светлая личность.

Светлая память.

shpilenok.livejournal.com

Андриан Вячеславович Колотилин | Заповедная Россия

Андриан за работой

Андриан Вячеславович Колотилин (2 января 1967г. – 22 марта 2016г.)

Колотилин Андриан Вячеславович родился 2 января 1967г. в Москве и практически все детские годы провел на окраине мегаполиса, где городские дома соседствовали с деревенскими строениями, садами и заболоченными долинами ручьев. Благодаря этому соседству он пристрастился к пешим прогулкам по округе, наблюдениям за жизнью птиц, земноводных и насекомых. Всерьез заинтересовавшись миром природы, он побывал в качестве волонтера на многих заповедных территориях, участвовал в энтомологических исследованиях, в программе изучения журавлей, состоял в Дружине охраны природы биологического факультета МГУ.

заказник Удыль

Однако, интерес к биологии был не единственной страстью Андриана Колотилина. Первый опыт фотосъемки природы он приобрел в далеком 1980 году, когда пришел в кружок «Основы экологиии» при Московском Дворце пионеров на Воробьевых горах. С тех пор увлечение фотографией лишь крепло, и со временем стало доминировать над занятием биологией. Андриан Вячеславович закончил Московский политехникум им. Моссовета по специальности фотограф, работал фоторепортером в молодежных изданиях, таких, как «Комсомолка». Вошел в состав учредителей Союза фотографов-натуралистов, его фоторепортажи публиковались в таких журналах, как «National Geographic Россия», «Фототехника», «Фото и видео», «Юный натуралист». Прекрасный материал про белоплечих орланов стал последним из тех, что он сделал для «National Geographic Россия», в котором публиковался с 2010-2015 гг.

Полистовский заповедник

Андриан Вячеславович много путешествовал с фотокамерой по России, странам бывшего СССР и дальнего зарубежья, организовывал летние лагеря, экспедиции, выставки. Был автором множества статей и участником выставок, экспертом журнала «Foto&Video». С 2006 года участвовал в фотоконкурсе «Золотая черепаха», победил в номинации «Микромир» в 2007 г. и становился финалистом в течении трех лет, а в последние годы вошел в состав жюри конкурса.

Андриан Колотилин снимает пейзажи Комсомольского заповедника. Фото со служебного фотоаппарата

Какой бы сюжет не представлял Андриан Колотилин своим зрителям – захватывающий бой жуков-оленей, зеленый росток, робко пробивающийся сквозь сухую листву, или горделивого белоплечего орлана, — в фотографиях всегда присутствовал дух автора, его стремление привлечь внимание общественности к охране окружающей среды. Андриан Вячеславович участвовал в различных проектах WWF и других природоохранных организаций. В 2012 году Андриан принял участие как фотограф в экспедиции Русского географического общества на Новосибирские острова. Статьей об этом путешествии, размещенной сразу в двух номерах «Юного натуралиста», зачитывались сотни людей по всей России.

Макроклуб 2010

Особое место в работе Андриана Вячеславовича занимала фотосъемка на особо охраняемых природных территориях. Его привлекали малоисследованные, не открытые еще фотографами места. Одним из самых любимых Андриан Колотилин называл проект о болотном Полистовском заповеднике, где он проводил фотосъемку с 2009-2011 г. Это был период стремительного развития заповедника: Андриан Вячеславович сыграл ведущую роль в создании положительного и яркого имиджа Полистовского заповедника, сегодня его кадры являются своего рода «визитной-карточкой» этой территории. Андриан Колотилин также фотографировал в Приокско-террасном заповеднике (2011г.), Галичьей горе (2012), в Брянском лесу (2014-2015г.) и на др. особо охраняемых природных территориях.

Комсомольский заповедник, волонтерский проект «Чистый берег»

Объектом внимания Андриана Вячеславовича в последние годы был Дальний Восток, где он, начиная с 2014г., работал в Хинганском, Болоньском и Комсомольском заповедниках, в «Заповедном Приамурье». Андриан Вячеславович принял непосредственное участие в организации фотовыставки «Заповедная Россия», посвященной 100-летию заповедной системы нашей страны. Выставка была представлена в г. Комсомольске-на-Амуре и п. Солнечный (октябрь 2015г. – февраль 2016г.)

Макроклуб. Фото А. Чувилина

Его последняя персональная выставка состоялась в рамках фестиваля «Первозданная Россия» в 2016 году. За несколько дней до своей внезапной кончины он совершил фотографическое обследование национального парка «Анюйский», строил планы, мечтал. Но судьба распорядилась по-другому, оборвав его жизнь в самом расцвете творческих сил.

На фото с Александром Мясковым, Андриан снят прощаясь на Первозданной России. Это фотография одна из последних.

22 марта 2016г. Андриан Колотилин скоропостижно скончался от инсульта в возрасте 49 лет. Для всех, кому посчастливилось знать этого талантливого фотографа, он остался в памяти, как настоящий профессионал своего дела, и просто как хороший человек, вдохновением которого была природа и ее защита.  В 2014г. интернет-журнал «RosPhoto» сделал репортаж о творчестве Андриана и взял у него интервью. На предложение – дать «лучший совет» последовал ответ: «Слушайте свою душу – она подскажет».

заповедник Полистовский

Он именно так и прожил свою короткую, но яркую жизнь. И оставил о себе светлую память.

заказник Удыль

news.zapoved.ru

Ушел из жизни известный фотограф дикой природы Андриан Вячеславович Колотилин

22 марта 2016г., на 50-м году жизни скоропостижно скончался известный фотограф дикой природы Андриан Вячеславович Колотилин. Его работы всегда отличались высоким мастерством и известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Это большая потеря для родственников, друзей, коллег и поклонников творчества Андриана Вячеславовича.

     Первый опыт съемки природы Андриан Колотилин приобрел в далеком 1980 году, когда пришел в кружок «Основы экологиии» при Московском Дворце пионеров на Воробьевых горах. учился в МГУ на факультете биологии, но окончил московский политехникум им. Моссовета по специальности «фотограф». Работал фотокорреспондентом в газете «Комсомольская правда», «Юный натуралист». Став именитым мастером, сотрудничал с журналами «Фото и видео», «Фототехника», и, наконец, стал внештатным корреспондентом популярнейшего в мире журнала «National Geographic».

        Четырежды становился победителем в различных номинациях международного конкурса фотографов дикой природы «Золотая Черепаха», участвовал в трех выставках на Московских бульварах, Последняя его персональная выставка состоялась в рамках фестиваля «Первозданная Россия». Особое место в работе Андриана Вячеславовича занимала фотосъемка на территориях федеральных ООПТ. Его привлекали малоисследованные, не открытые еще фотографами места. Фоторепортажами из заповедников «Полистовский», «Брянский лес», «Калужские засеки», «Галичья Гора», «Приокско-террасный» зачитывались читатели его блога фотографа дикой природы в «Живом журнале». В 2014 году Андриан Вячеславович приехал на Дальний Восток, где работал в Хинганском, Болоньском, Комсомольском, Большехекцирском  заповедниках, Анюйском национальном парке.

           Комсомольский заповедник стал предпоследним местом работы Андриана Колотилина. За время работы в Комсомольском заповеднике Андриан Колотилин сделал множество прекрасных фотографий самого заповедника, заказников «Ольджиканский» и «Удыль». Теперь эти снимки — бесценное наследство в архиве заповедника.

          Андриан Вячеславович принял непосредственное участие в разработке концепции первой на Дальнем Востоке фотовыставки «Заповедная Россия», посвященной 100-летию заповедной системы России и которая в фотографиях рассказывала о федеральной системе ООПТ. Выставка демонстрировалась жителям в г. Комсомольске-на-Амуре и п. Солнечный, ее посетило более 3000 человек.

        Сотрудники заповедника знали его, как настоящего мастера своего дела, и просто как хорошего человека, который всегда был готов побеседовать или дать профессиональный совет. К сожалению, ему не удастся реализовать свой последний грандиозный проект, который он презентовал на фестивале «Первозданная Россия» — о Шантарском архирелаге, на котором расположен одноименный национальный парк, самая молодая ООПТ Хабаровского края. Но судьба распорядилась по-другому, оборвав его жизнь в самом расцвете сил и творческих планов.

       Коллектив Комсомольского заповедника вместе с коллегами-фотографами, друзьями и близкими скорбит об уходе из жизни замечательного человека, талантливого фотографа, вдохновением которого была природа и ее защита – Андриана Вячеславовича Колотилина.

      Отпевание и прощание состоится в ритуальном зале на ул. Копровая г. Комсомольска-на Амуре 25 марта 2016 года с 13 до 14 часов, автобус в ритуальный зал отъезжает от офиса заповедника пр-т Мира-54 в 12-45.

news.zapoved.ru

Андриан Колотилин 1967-2016 | Дикая природа в фотографиях и рассказах

22 марта 2016г., на 50-м году жизни скоропостижно скончался известный фотограф дикой природы Андриан Вячеславович Колотилин. Его работы всегда отличались высоким мастерством и известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Это большая потеря для родственников, друзей, коллег и поклонников творчества Андриана Вячеславовича.

     Первый опыт съемки природы Андриан Колотилин приобрел в далеком 1980 году, когда пришел в кружок «Основы экологиии» при Московском Дворце пионеров на Воробьевых горах. учился в МГУ на факультете биологии, но окончил московский политехникум им. Моссовета по специальности «фотограф». Работал фотокорреспондентом в газете «Комсомольская правда», «Юный натуралист». Став именитым мастером, сотрудничал с журналами «Фото и видео», «Фототехника», и, наконец, стал внештатным корреспондентом популярнейшего в мире журнала «National Geographic».

     Четырежды становился победителем в различных номинациях международного конкурса фотографов дикой природы «Золотая Черепаха», участвовал в трех выставках на Московских бульварах, Последняя его персональная выставка состоялась в рамках фестиваля «Первозданная Россия». Особое место в работе Андриана Вячеславовича занимала фотосъемка на территориях федеральных ООПТ. Его привлекали малоисследованные, не открытые еще фотографами места. Фоторепортажами из заповедников «Полистовский», «Брянский лес», «Калужские засеки», «Галичья Гора», «Приокско-террасный» зачитывались читатели его блога фотографа дикой природы в «Живом журнале». В 2014 году Андриан Вячеславович приехал на Дальний Восток, где работал в Хинганском, Болоньском, Комсомольском, Большехекцирском  заповедниках, Анюйском национальном парке.

     Комсомольский заповедник стал предпоследним местом работы Андриана Колотилина. За время работы в Комсомольском заповеднике Андриан Колотилин сделал множество прекрасных фотографий самого заповедника, заказников «Ольджиканский» и «Удыль». Теперь эти снимки — бесценное наследство в архиве заповедника.

     Андриан Вячеславович принял непосредственное участие в разработке концепции первой на Дальнем Востоке фотовыставки «Заповедная Россия», посвященной 100-летию заповедной системы России и которая в фотографиях рассказывала о федеральной системе ООПТ. Выставка демонстрировалась жителям в г. Комсомольске-на-Амуре и п. Солнечный, ее посетило более 3000 человек.

     Сотрудники заповедника знали его, как настоящего мастера своего дела, и просто как хорошего человека, который всегда был готов побеседовать или дать профессиональный совет. К сожалению, ему не удастся реализовать свой последний грандиозный проект, который он презентовал на фестивале «Первозданная Россия» — о Шантарском архирелаге, на котором расположен одноименный национальный парк, самая молодая ООПТ Хабаровского края. Но судьба распорядилась по-другому, оборвав его жизнь в самом расцвете сил и творческих планов.

(Заповедная Россия)

www.wild-nature.ru

Лесные весенние первоцветы. Экскурсия. — Андриан Колотилин

Хороша сказка про 12 месяцев, та где братец Апрель помог доброй девочке найти в заснеженном лесу подснежники. Сказка – ложь, да в ней намек. Говорят, сюжет сказки Самуил Яковлевич Маршак “подсмотрел” у греков или у чешской писательницы, а там такие фенологические феномены вполне возможны. В последнее время и у нас в Средней Полосе России то осенью шиповник вдруг расцветет, то ольха. Но все же это исключения из правил, которые выработала природа для своего же блага, приспособилась к возможным кратковременным температурным броскам. Таким, как вчерашняя московская метель со снегом.

Пока еще холодно и совсем нет насекомых опылителей, но зато есть шквальные порывы ветра, цветет осина и ольха. Они приспособились к тому, что нет крылатых помощников. Поэтому в больших количествах производят пыльцу и есть даже такое понятие “Ольха запылила”.

В те же дни начинает цвести верба, а чуть позднее и другие ивы. Именно к ним прилетают первые проснувшиеся насекомые, но у вербы есть защитное приспособление против холодов. Вдруг завьюжит на неделю в апреле, все пчелы будут спать. Поэтому хорошая способность многих наших ив давать побеги играют главную роль в их расселении – брошенное поле за несколько лет может превратиться в непроходимые заросли лозняка.

На болоте в тоже время начинает цвести одно из его главных растений – пушица. В суровых условиях тундры и болота насекомые тоже не могут помочь в опылении.

И снова на помощь приходит ветер. Опыление происходит на всей территории одного болота одновременно, поэтому и плодоносят все растения вместе и сразу, летом болото начинает напоминать большое хлопковое поле.

По влажным местам, по заболоченным полянкам начинает цвести малозаметное растение – селезеночник. Гуляющие весной по лесам туристы могут даже не понять, что идут по цветущим растениям – настолько он неприметен глазу. Возможно, неприметен он был бы и для насекомых, но они видят и в ультрафиолетовом диапазоне. А если не увидят – “приспособленный” селезеночник может опылить себя сам и через пару недель исчезнуть под землей до следующей весны. Такие растения называют эфемероидами.

А вот это растение не заметить, вернее не почуять сложно. Идешь по апрельскому лесу, снег еще хрустит, но на пригреве, чаще на опушке или просеке накрывает путника удивительно приятный, тонкий и манящий аромат. Вот он – неприметный кустик волчьего лыка.

Его запах привлекает перезимовавших бабочек и пчел как настойка валерианы кошек. В неоднократно рубленых лесах средней полосы волчеягодник – это обычно тонкий маленький кустик. И только однажды попался мне в Валдайском национальном парке настоящий гигант со стволом толщиной в 4 сантиметра и огромной плотной двухметровой шапкой цветов.

Радует нас запахом волчеягодник, как и многие раннецветущие кустарники еще до полного распускания листьев.

В ненарушенном темном ельнике, который и зимой и летом одним цветом вспыхнет насыщенной синей краской благородная печеночница. Мне кажется, этот насыщенный цвет сохраняет она в первые несколько дней цветения.

А рядом, под еловыми лапами, если немного приглядеться, можно найти совсем неприметное растение с почти черными цветами. Это вечнозеленый копытень европейский.

Фоном для весеннего леса служат вечно дрожащие на ветру ветреницы — севернее и западнее Москвы это белая ветреница дубравная.

Южнее и восточнее доминирует желтая ветреница лютичная.

Настоящей сказкой сосновых боров, старых березовых рощ, солнечных опушек стала для меня сон-трава. Еще лет двадцать назад она была довольно обычна в природе на небольшом отдалении от городов. Но все меняется, сегодня это растение почти в любых центральных областях в региональных Красных книгах. В Новгородской области совместно с Валдайским национальным парком мы организовали небольшую экспедицию, а нашли всего несколько растений в двух местах.

Еще одно интересное растение весеннего леса – петров крест.

Живет он в старых осинниках или липняках и питается соками корней деревьев. Вот такое растение – паразит со странной внешностью. Только ранней весной он пробивает слой опавших листьев и распускается розовыми или почти красными цветами.

Зеленых листьев у него нет, как и хлорофилла. Закончится короткий период цветения и таинственный Петров крест, как граф Дракула уйдет под землю до следующей весны или даже на несколько лет.

А пока в осиннике красиво светятся на закатном солнце прошлогодние побеги папортника — страусника. Не первоцвет, конечно — носимпатичный. Некоторые его даже в вазы ставят, но это конечно не деревенские жители а биологи.

В более южных или восточных дубравах травянистый покров весной бывает не зеленым, а синим. Как говорят ботаники – это пролеска аспектирует, т.е. создает определенный цветовой фон.

Пролеска сибирская, как и все лилейные целый год копит в луковице питательные вещества. А потом прорывает сухой и довольно плотный опад широколиственных лесов и устремляется
вверх, к свету.

Так же поступает в дубраве и гусиный лук.

Однажды в приречных ленточных дубравах правобережья Северского Донца было безветрие. Тихо, листва еще не шумит, потому что почки не распустились. Снимая с низкой точки вот этот гусиный лук, я все время ощущал очень тихий шорох. Полевки шуршат? Нет – это тысячи пролесок и гусиного лука рвались к свету через старую листву.
А на песчаной наносной дюне левобережья Оки гусиному луку не надо преодолевать корку из старых листьев. Вот он и вырос таким разлапистым.

И в небольшом лесном ручье, и на разливах, на реках поднимается из воды калужница

Красива калужница в самом начале цветения, пока бутоны похожи на маленькие желто-зеленые шарики или в первый день полного цветения.

А потом высунутся из воды огромные лопухи листьев, поплывут по воде облетевшие лепестки и попробуй, построй картинку в полном хаосе желтого цвета.

Вот и появился первый комар, а значит почти лето. Будут другие травы – фиалка, кислица, купальница, ятрышники и венерины башмачки, колокольчики и горечавки. Но это уже другая, летняя история про цветущие растения.

И напоследок. Думаю, не стоит даже и напоминать читателям моего блога о том, что первоцветы хороши там, где смогли вырасти. В букетике они поникнут через несколько минут. Но и выкапывать — пересаживать не стоит, только супер опытный человек сможет смоделировать природные условия на приусадебном участке, соблюсти все условия увлажнения, затенения и питания для столь хрупких созданий. Но если будет у вас время — выходите в весенний лес с фотоаппаратом, поищите героев моего рассказа хотя бы для того, чтобы узнать их названия.

macrolight.livejournal.com

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *