Дали атомикус – Одна фотография. Филипп Халсман «Дали атомикус».

Одна фотография. Филипп Халсман «Дали атомикус».

Идея знаменитой фотографии Филиппа Халсмана «Дали атомикус» была навеяна новейшими научными открытиями в области физики. Изучая структуру атома, ученые пришли к выводу, что вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны.

Физики также выдвинули предположение, что вся материя свободно висит в постоянном состоянии временной остановки. Узнав об этом, Халсман решил «подвесить в воздухе» своего друга — великого Сальвадора Дали, вместе с мебелью, мольбертом и картинами. С этим снимком до сих пор связано много легенд. Говорят, изначально фотограф решил вместо воды в кадре лить молоко, но идея была отвергнута из-за опасения навлечь на себя гнев публики, которая в голодные послевоенное годы могла счесть перевод продукта, даже в целях сотворения шедевра, кощунством. То ли дело кошки?! Следующий замысел мастера был не менее ужасен, — подброшенного кота планировалось взрывать, а на камеру ловить момент «разрыва» животного на мелкие кусочки. Однако друзья посовещались и решили, что подобное действо лишь «пустая трата котов». На совете было принято решение котов не взрывать, а молоко заменить водой. В один из дней 1948 года Филипп Халсман приступил к съемке портрета Дали. К потолку на леске подвесили две картины, мольберт и табуретку. Жена фотографа Ивонна держала стул. На счет «три» ассистенты выплескивали ведро воды и кидали кошек в воздух. На счет «четыре» сам Дали подпрыгивал как можно выше, а Халсман фотографировал. Мастер снимал это действо с помощью сильных павильонных вспышек, чтобы искусственно сконструированный кадр выглядел предельно реалистично. После нескольких дублей Филипп удалялся в темную комнату проявлять пленку, а помощники вытирали пол и утешали кошек. В течение шести часов было совершено 28 прыжков, а разъяренные издевательством коты время от времени пытались скрыться от «мучителей». Еще бы, ведь им было невдомек, ради какого высокого искусства от них требуются такие жертвы.

Филипп Халсман родился 2 мая 1906 года в Риге в еврейской семье. На родине он был приговорен к смертной казни за национальную принадлежность, но благодаря помощи президента Латвии Густавса Земгалса уехал во Францию и избежал исполнения приговора. Во время Второй мировой Халсману пришлось спасаться от преследования фашистов в США. За океаном он добился огромной популярности, завоевав славу одного из лучших американских фотопортретистов прошлого века. Его портреты Мерилин Монро, Софи Лорен, Уинстона Черчилля и Альберта Эйнштейна стали эталоном для тысяч фотографов всего мира. Работы Халсмана печатали такие престижные издания, как Look, The Saturday Evening Post, Paris-Match, Esquire, Life. А его книгу Hardcover, созданную в соавторстве с близким другом Сальвадором Дали, была признана уникальным шедевром.

Халсман возможно единственный фотограф, снимавший людей в прыжке. Как говорил сам мастер: «Подпрыгивание раскрывает суть объектов съемки».

_______________________

Читайте также:

Данную статью мы посвятили автомобилю-кроссоверу Volvo XC60 R-Design, а также фотокамере Samsung NX100.

rosphoto.com

Dali Atomicus: история создания — FOQUS

Этот портрет художника-сюрреалиста Сальвадора Дали, зависшего в воздухе, был снят американским фотографом латвийского происхождения Филиппом Халсманом (Philippe Halsman) задолго до появления современных технологий компьютерного фотомонтажа. Сегодня эту фотографию можно довольно легко повторить в фотошопе, но, как вы понимаете, в далеком 1948-м эти технологии были недоступны.

Работа Dali Atomicus раскрывает идею невесомости, изображая три летящих в воздухе кошки, всплеск воды, мольберт и самого Сальвадора Дали — все они словно парят в пространстве кадра. Название фотографии относит нас к работе Дали Leda Atomica, которую вы можете видеть на фото справа, за кошками. Халсман говорил, что потребовалось 28 попыток, прежде чем он остался доволен результатом.

Ниже вы можете видеть неретушированную версию работы, опубликованную в журнале LIFE. На фотографии видны нити, на которые подвешены мольберт и картина, видна рука ассистента, держащего стул, и заметна опора, на которую установлен мольберт справа. А рама картины пуста.

Серебряно-желатиновый отпечаток был сделан в студии Халсмана в Нью-Йорке, фотограф использовал двухобъективную камеру 4х5, которую он сам спроектировал годом раньше.

По материалам Behind the photo, вот как была снята эта известная фотография:

Фотограф отсчитывает: Раз… Его жена Ивонн поднимает стул. Два… Ассистенты готовятся с водой и кошками. Три… Ассистенты подбрасывают кошек справа и выливают ведро воды слева. Четыре… Сальвадор Дали подпрыгивает…и, миллисекунды спустя, Филипп Халсман делает снимок. Щелк!… На самом деле 28 раз «щелк!».

После того, как кадр снят, фотограф идет в темную комнату, чтобы проявить снимок; ассистенты в это время вытирают пол, ловят и успокаивают кошек; Ивонн и Дали делают передышку и готовятся к следующему кадру. Как писал Халсман в своей книге («Halsman on the Creation of Photographic Ideas»), «Спустя шесть часов и 28 бросков, прыжков и выливаний воды, результат удовлетворил моему стремлению к совершенству. (…) Мои ассистенты и я сам промокли насквозь, перепачкались и были близки к полному изнеможению — только кошки выглядели как новенькие».

foqusstore.com

Гений портретной фотографии Филипп Халсман (82 фото)

В сентябре 1928 года в жизни 22-летнего Филиппа Халсмана (Philippe Halsman) случилась трагедия. Его обвинили в убийстве своего отца, который погиб, сорвавшись с горы во время похода по австрийскому Тиролю. Свидетелей произошедшего не оказалось. Суд не поверил в несчастный случай, в регионе как раз зарождался антисемитизм и Филиппа Халсмана приговорили к десяти годам лишения свободы в виде каторжных работ. Сестра Люба много хлопотала за его освобождение. В конце концов, осуждённого поддержали видные европейские умы, включая Фрейда, Эйнштейна, Томаса Манна, Анри Герца и Поля Пенлеве. В 1930 году Филиппа помиловали и освободили при условии, что он покинет Австрию.

Халсман перебрался во Францию. Сотрудничество с такими модными журналами, как «Vogue», «Vu» и «Voila» вскоре принесло ему репутацию одного из лучших фотографов-портретистов страны. Но когда Францию захватила Германия, пришлось бежать в Марсель. Получить американскую визу Халсману помог Альберт Эйнштейн.

В Соединённых Штатах начался самый плодотворный и успешный период жизни Филиппа Халсмана, поэтому его часто называют американским фотографом. В 1942 году он нашёл работу в журнале «Life», а в последующие годы 101 из его фотографий напечатали на обложке этого издания.

В 1941 году Халсман встретил художника Сальвадора Дали. В конце 1940-х они принялись плодотворно сотрудничать. В 1948 создали изображение «Дали Атомикус» (Dali Atomicus), в котором запечатлены три летящие кошки, ведро вылитой воды и Дали в воздухе. Вдохновением для этой работы послужило открытие планетарной модели атома. Потребовались 28 попыток, чтобы снимок получился удачным.


«Dali Atomicus», 1948.

В 1954 году Халсман и великий сюрреалист выпустили сборник «Усы Дали» (Dali’s Mustache). Ещё одним выдающимся фотоперформансом стал сюрреалистический портрет Дали рядом с большим черепом, состоящим из семи обнажённых женщин. Халсман три часа расставлял моделей по эскизу Дали. Работу назвали «Смерть в наслаждении» (In Voluptas Mors).

В 1947 году Халсман сделал один из самых известных портретов Альберта Эйнштейна. Учёный во время фотосессии с сожалением говорил о своей роли в разработке атомной бомбы в Соединённых Штатах. Это фото позже, в 1966 году, использовали на почтовой марке США, а в 1999 напечатали на обложке журнала «Time», когда Эйнштейна назвали «человеком столетия».

В 1951 году Халсман по заданию NBC сфотографировал популярных комиков того времени: Милтона Берла, Сида Цезаря, Маркса Граучо, Боба Хоупа. Многих артистов он запечатлел в воздухе. Позже в той же манере он сделал портреты в прыжке других знаменитостей, среди них семья Форда, герцог и герцогиня Виндзор, Мэрилин Монро, Мария Феликс и Ричард Никсон. В 1959 году Филипп Хальсман выпустил книгу «Прыжок», которая стала классикой фотоискусств. В неё вошли 178 фотографий прыгающих знаменитостей.


Филипп Халсман, 1954.

«Когда вы просите кого-нибудь подпрыгнуть, то всё его внимание направляется на акт прыжка и маска спадает, так что появляется реальное лицо человека», – говорил фотограф.

Он практиковал разнообразные фотографические методы, необычное освещение, нестандартные ракурсы, оригинальные композиции и др. Все усилия фотограф направлял на то, чтобы передать в снимке, что человек из себя представляет на самом деле. Халсман всегда восхищался человеческим лицом, вглядываясь в которое, всю жизнь пытался разгадать загадку людской природы. Должно быть, это помогло ему стать гениальным фотографом портретного жанра.

Среди других знаменитостей, сфотографированных Халсманом: Альфред Хичкок, Мартин Льюис, Джуди Гарленд, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро, Дороти Дэндридж, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Ле Корбюзье, Андре Мальро, Фрэнк Синатра, Элизабет Тейлор, Одри Хепбёрн, Софии Лорен, Мохаммед Али.

В 1958 году журнал Popular Photography Magazine включил Халсмана в список «Десяти величайших фотографов в мире». А в 1975 он получил премию за достижения в области фотографии от Американской ассоциации журнальных фотографов, в которой был избран первым президентом в 1945 году. Знаменитый фотограф-портретист провёл много крупных выставок по всему миру.

Филипп Халсман скончался 25 июня в 1979 году в Нью-Йорке. В 2006 году в Риге установили памятник фотографу рядом с домом, в котором когда-то жила его семья.


Филипп Халсман, 1954.

«В юности я в основном интересовался литературой и мечтал стать писателем. Писателями, которыми я восхищался, прежде всего, были Толстой и Достоевский. Оба очень мало интересовались стилем, и оба использовали язык не как художественный инструмент, а только как средство для ясного выражения своих мыслей. Меня поразила их психологическая глубина, их честность и отсутствие искусственности. Это качества, которых я пытался достичь в своих фотографиях», – Ф. Халсман.


Эва Мари Сейнт.


Одри Хепберн, 1955.


Софи Лорен, 1955.


Грейс Келли, 1955.


Филипп Халсман и Грейс Келли.


Брижит Бардо, 1955.


Мэрилин Монро в студии Халсмана. Нью-Йорк, 1959.


Мэрилин Монро в студии Халсмана. Нью-Йорк, 1959.


Филипп Халсман и Мэрилин Монро.


Французский писатель Франсуа Мориак рядом со своим домом под Бордо.


Дин Мартин и Джерри Льюис, 1951.


Американский физик Роберт Оппенгеймер, 1958.


Энтони Перкинс.


Гарольд Ллойд.


Беннетт Серф.


Эдвард Стайхен, 1959.


Герцог и герцогиня Виндзорские, 1958.


Герцог и герцогиня Виндзорские, 1958.


Ричард Никсон, 1959.


Рэй Болджер, 1950.


Уильям Холден, 1954.


Деннис Дэй, 1952.


Французский актёр Фернандель. Нью-Йорк, 1948.


Джин Сиберг с кошкой, 1959.


Бенни Гудмен, 1957.


Джеки Глисон, 1955.


Ширли Маклейн.


Французский певец Морис Шевалье, 1958.


Британский актёр и режиссёр Питер Устинов,1955.


Дональд О’Коннор.


Лина Хорн.


Дэнни Кей, 1954.


Ава Гарднер, 1954.


Марта Грэм и Мерс Каннингем.


Актер Граучо Маркс, 1952.


Итальянская актриса Джина Лоллобриджида,1954.


Дик Кларк, 1952.


Фотограф Виджи (Артур Феллиг), 1961.


Марк Шагал, Франция, 1955.


Актриса и продюсер Джоан Вудворд.


Журналистка Дороти Килгаллен.


Журналист Мюррей Кемптон.


Дэвид Сарнофф, генеральный директор Корпорации Радио Америки.


Лили Кристин, девушка-кошка.


Сальвадор Дали.


«Смерть в наслаждении» («In Voluptate Mors»), Сальвадор Дали, 1951.


Сальвадор Дали, 1951.


Сальвадор Дали, 1951.


Циклоп Дали, 1948.


Сальвадор Дали, 1956.


Сальвадор Дали, 1954.


Сальвадор Дали, 1956.


Сальвадор Дали и его усы, 1957.


Сальвадор Дали, 1954.


Сальвадор Дали, 1954.


Дали и Гала в Нью-Йорке, 1943 год.


Сальвадор Дали, Нью-Йорк, США, 1942.


Сальвадор Дали.


Эдвард Виллелла, 1961.


Американская актриса Люсиль Болл.


Жан Кокто, 1949.


Жан Кокто в студии Халсмана, 1949.


США. Нью-Йорк. 1949. Французский поэт, художник и режиссер Жан Кокто с актрисой Рики сомой и танцором Лео Коулманом.


Ромен Гари, 1953.


Французская балерина Зизи Жанмер.


Британский премьер-министр Уинстон Черчилль со своим пуделем, 1951.


Альберт Эйнштейн.


Вуди Аллен, Нью-Йорк, 1969.


Бермудские Острова, 1946.


Жан Пенлеве, Франция, 1938.


Водная феерия, Флорида, США, 1953.


Фото из неопубликованного задания для издания «Ladies Home Journal» 1946 года.


Мэрилин Монро.


Элизабет Тейлор для журнала Life, 1948.


Одри Хепберн, 1955.


Хичкок в Калифорнии, 1974.


Альфред Хичкок во время съёмок фильма «Птицы».


Типпи Хедрен из «Птиц».


Мэрилин Монро, 1952.


Мэрилин Монро.


Мэрилин Монро.


Мэрилин Монро.


Голливуд, Калифорния, 1952.


Мэрилин Монро в Беверли-Хиллз, 1952.


Мэрилин, слушающая музыку, 1952.


Барбра Стрейзанд, 1965.


Грейс Келли, 1954.

Смотрите также:

Facebook

Вконтакте

Twitter

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

перформанс длиной в 37 лет. Фото перспектива

Сальвадор Дали рано понял, что фотография – неисчерпаемый источник вдохновения и саморекламы. Но только совместно с Филиппом Халсманом ему удалось реализовать необычные эксперименты. Фотограф не просто запечатлел художника. Общими усилиями они создали шедевры фотоискусства, о которых говорят до сих пор.

Художник и фотограф будут общаться на протяжении 37 лет. Это сотрудничество станет судьбоносным для обоих: Халсмана назовут родоначальником сюрреализма в фотографии. Дали утвердит в глазах американцев свою репутацию эксцентричного гения.

Филипп Халсман и Сальвадор Дали познакомились в 1941 году, приехав в Америку с разницей три месяца. Это время стало важным этапом в жизни обоих. Халсману, фотографу еврейского происхождения, в 1940 году удалось после долгих мытарств получить визу в США (ему помог лично Альберт Эйнштейн). Сальвадор Дали вместе с Галой также принимают решение надолго остаться в Америке. Встречи художника и фотографа сначала носили эпизодический характер. Хотя первая работа, сделанная Халсманом, – голый Дали, лежащий в яйце в позе эмбриона –имела шумный резонанс. Фотограф получает серьезные заказы (в которых он очень нуждался, так как приехал в Америку буквально с одной фотокамерой в руках). А художник помещает снимок в автобиографическую книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали».

В 1948 году им пришла в голову занимательная идея, результатом которой стал бесспорный шедевр, который вошел в историю под названием Dali Atomicus.

Сейчас эта работа изумляет тем, что была создана без использования монтажа и последующей обработки. Современников Халсмана фото занимало сложным толкованием.

Дали увлекся ядерной физикой, начав изучать структуру атома. Его интересовала теория Резерфорда-Бора, исходя из которой атом был подобен микроскопической Солнечной системе. Вокруг заряженного ядра движутся противоположно заряженные электроны. Физики также высказали гипотезу, что вся материя находится в подвешенном состоянии временной остановки. Халсман предложил Дали оригинальную идею: сделать снимок с необычной динамикой и композицией.

Фотограф хотел использовать молоко, но в послевоенные годы это могло бы показаться излишней расточительностью. Котов следовало просто подбрасывать и взрывать (какие физические процессы символизировал взрыв – история умалчивает). Потом от «напрасного перерасхода» котов решили всё-таки отказаться. Фотограф представил, сколько животных  придется принести  в жертву во имя искусства (и сколько крови надо будет отмыть в процессе съемки).

На леске были подвешены предметы интерьера. На счет «три» из левого угла помощники подбрасывали котов, из правого — выливали воду. В следующее мгновение подпрыгивал Дали. Жена Халсмана Ивонна держала стул. Через несколько дублей фотограф шел проявлять плёнку, ассистенты вытирали воду и сушили котов. Халсман, чтобы добиться реалистичности, использовал очень сильное освещение. Только 28-й кадр получился удачным, к облегчению уставшего Дали (и к немалой радости ассистентов и ошалевших котов). Dali Atomicus имеет прямую ссылку на картину Дали «Атомная Леда», которая  находится в левом углу.

Позже в 50-х годах Халсман запечатлел похожую композицию, которая получила название «Космический Дали»: парящие багеты, батоны и крошки вокруг обнаженной девушки и стоящим в необычной позе Сальвадором Дали. В процессе съемки крошки и куски хлеба все время летели в лицо натурщицы, которая ловко отворачивалась от «космических объектов».

Для другой работы «Смерть в наслаждении» (In Voluptate Mors), рисунок придумал сам Дали. Для эскиза черепа из женских тел выбирали натурщиц, фигурой похожих на его любимую модель — жену Галу. У натурщиц маленькая грудь, красивые крупные бедра. (Девушки с большим бюстом позируют, лежа спиной к зрителю). Сам Сальвадор смотрит в камеру с отстраненно-безумным выражением лица.

Халсман также запечатлел сам процесс фотосъемки.

«Без каталонца с его привлекательной внешностью и небывало закрученными усами сюрреализм бы не достиг в Америке такой популярности» — иронично писала американская пресса. Действительно, Сальвадор Дали был чрезвычайно фотогеничным.

О главном украшении своего лица он готов был разговаривать часами. «Усы мои растут – как и сила моего воображения», — писал Дали. В конце концов фантазия окончательно восторжествовала и фотографиям усов была посвящена целая книга «Усы Дали: фотоинтервью», — которая вышла в 1954 году, став плодом совместного творчества.

Сальвадор Дали получился в ней таким, каким он был – безумно талантливым и талантливо безумным. Необычайно шумный успех имел один снимок, о создании которого художник вспоминал так: «Я тут же, не сходя с места, решаю сфотографировать волосяную историю марксизма. С этой целью… вешаю себе на усы шесть белых бумажных кружочков. На каждый из этих кружочков Халсман по порядку, один за другим, накладывает портреты: Карла Маркса с львиной гривой и бородой… Сталина, чья густая поросль на лице ограничивалась усами, и, наконец, начисто бритого Маленкова».

Халсман отговорил вешать портрет Хрущева, убедив, что тот вряд ли обогатит «волосяную историю марксизма». Отсутствие генсека на усах Дали облегчило пребывание Халсмана в СССР, который он посетил в 1960 году. Как оказалось, фотография «волосяная история марксизма» была хорошо известна «товарищам по партии» и Халсману пришлось отвечать на каверзные вопросы, которые только вгоняли всех в неудобное положение. Когда фотограф рассказал художнику об этом эпизоде, тот лишь весело рассмеялся.

Они встречались почти каждый год, обогащая друг друга идеями и разрабатывая новые сюжеты. Дали с носорогом, Дали, парящий в воздухе с усами-антеннами, Дали на фоне своей картины с окровавленными руками – какие только своеобразные идеи не приходили им в голову.

Дали всячески выделял свою эксцентричность и даже простой сюжет: художник подписывает свои книги, они обставляли с необычайной тщательностью. Сальвадор в костюме Санта Клауса (похожий больше на Деда Мороза) и с ведерком черной икры, рядом с Галой.

Последний раз они встретились в 1978 году – за год до смерти Халсмана. Фотограф, подводя итоги жизни, напишет: «Всякий раз, когда я нуждался в поразительном герое для моих безумных идей, Дали милостиво соглашался поучаствовать. И наоборот, когда Сальвадор придумывал сюжет, который казался невозможным для воплощения, я пытался найти способы его решения. Мы были как два сообщника, которые создавали образы, которых нигде не существовало за исключением нашего воображения»

buy-books.ru

Одна фотография. Филипп Халсман «Дали атомикус».

Идея знаменитой фотографии Филиппа Халсмана «Дали атомикус» была навеяна новейшими научными открытиями в области физики. Изучая структуру атома, ученые пришли к выводу, что вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны.

Физики также выдвинули предположение, что вся материя свободно висит в постоянном состоянии временной остановки. Узнав об этом, Халсман решил «подвесить в воздухе» своего друга — великого Сальвадора Дали, вместе с мебелью, мольбертом и картинами. С этим снимком до сих пор связано много легенд. Говорят, изначально фотограф решил вместо воды в кадре лить молоко, но идея была отвергнута из-за опасения навлечь на себя гнев публики, которая в голодные послевоенное годы могла счесть перевод продукта, даже в целях сотворения шедевра, кощунством. То ли дело кошки?! Следующий замысел мастера был не менее ужасен, — подброшенного кота планировалось взрывать, а на камеру ловить момент «разрыва» животного на мелкие кусочки. Однако друзья посовещались и решили, что подобное действо лишь «пустая трата котов». На совете было принято решение котов не взрывать, а молоко заменить водой. В один из дней 1948 года Филипп Халсман приступил к съемке портрета Дали. К потолку на леске подвесили две картины, мольберт и табуретку. Жена фотографа Ивонна держала стул. На счет «три» ассистенты выплескивали ведро воды и кидали кошек в воздух. На счет «четыре» сам Дали подпрыгивал как можно выше, а Халсман фотографировал. Мастер снимал это действо с помощью сильных павильонных вспышек, чтобы искусственно сконструированный кадр выглядел предельно реалистично. После нескольких дублей Филипп удалялся в темную комнату проявлять пленку, а помощники вытирали пол и утешали кошек. В течение шести часов было совершено 28 прыжков, а разъяренные издевательством коты время от времени пытались скрыться от «мучителей». Еще бы, ведь им было невдомек, ради какого высокого искусства от них требуются такие жертвы.

Филипп Халсман родился 2 мая 1906 года в Риге в еврейской семье. На родине он был приговорен к смертной казни за национальную принадлежность, но благодаря помощи президента Латвии Густавса Земгалса уехал во Францию и избежал исполнения приговора. Во время Второй мировой Халсману пришлось спасаться от преследования фашистов в США. За океаном он добился огромной популярности, завоевав славу одного из лучших американских фотопортретистов прошлого века. Его портреты Мерилин Монро, Софи Лорен, Уинстона Черчилля и Альберта Эйнштейна стали эталоном для тысяч фотографов всего мира. Работы Халсмана печатали такие престижные издания, как Look, The Saturday Evening Post, Paris-Match, Esquire, Life. А его книгу Hardcover, созданную в соавторстве с близким другом Сальвадором Дали, была признана уникальным шедевром.

Халсман возможно единственный фотограф, снимавший людей в прыжке. Как говорил сам мастер: «Подпрыгивание раскрывает суть объектов съемки».

_______________________

Читайте также:

Данную статью мы посвятили автомобилю-кроссоверу Volvo XC60 R-Design, а также фотокамере Samsung NX100.

rosphoto.com

Dali Atomicus. Филипп Халсман 1948г.

 Халсман познакомился с Сальвадором Дали в 1941 году. Они поддерживали творческие и дружеские отношения в течение 30 лет. Наиболее известное фото Сальвадора Дали, сделанное Филиппом Халсманом — «Дали Атомикус», перекликающееся с полотном Дали «Атомная Леда» (Leda Atomica). Сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков — только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество попыток и невероятное терпение все участников съемки.
 Откуда же взялась идея снимка. Расскажем подробнее. Идея была навеяна новейшими научными открытиями в области физики. Изучая структуру атома, ученые пришли к выводу, что вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны. Физики также выдвинули предположение, что вся материя свободно висит в постоянном состоянии временной остановки. Узнав об этом, Халсман решил «подвесить в воздухе» своего друга – великого Сальвадора Дали, вместе с мебелью, мольбертом и картинами.
 С этим снимком до сих пор связано много легенд. Говорят, изначально фотограф решил вместо воды в кадре лить молоко, но идея была отвергнута из-за опасения навлечь на себя гнев публики, которая в голодные послевоенное годы могла счесть перевод продукта, даже в целях сотворения шедевра, кощунством. То ли дело кошки?! Следующий замысел мастера был не менее ужасен, – подброшенного кота планировалось взрывать, а на камеру ловить момент «разрыва» животного на мелкие кусочки. Однако друзья посовещались и решили, что подобное действо лишь «пустая трата котов». На совете было принято решение котов не взрывать, а молоко заменить водой.
 В 1948 году на развороте журнала Life был опубликован вариант фото без ретуши. На нем хорошо видна леска, на которой подвешены к потолку мольберт, две картины и табуретка. Видны также руки помощника, удерживающего на весу стул.


Процесс съёмки Dali Atomicus. Виден человек, держащий стул, и подвешенный на леске реквизит
фотография взята с http://www.dali-salvador.ru 

 Прежде чем был снят нужный кадр, процесс съемки повторялся 28 раз. Как это происходило?

Раскадровка процесса съёмки
фотография взята с http://bigpicture.ru 

 Помощник поднимает стул, все занимают свои места. Начинается счет. «Три!» — один ассистент выплескивает ведро воды, другие — бросают кошек. «Четыре!» — Дали подпрыгивает, Халсман снимает. Потом фотограф отправляется в темную комнату, а пока он проявляет и оценивает результат, ассистенты убирают разлитую воду, ловят и успокаивают несчастных кошек. Шесть часов съемок. 28 выплеснутых ведер воды, 28 раз брошенные кошки. И никакого Photoshop’а. Халсман писал потом, что к концу съемок лучше всех чувствовали себя кошки, а сам он и грязные, мокрые ассистенты буквально валились с ног. 
 Надо отметить,что творческий союз этих двух гениев принёс миру немало удивительных фоторабот. 

Посмотреть ещё фотографии автора здесь.

artphotoschool.livejournal.com

Сюрреализм в фотографии: Сальвадор Дали и Филипп Халсман

Итак, по следам выставки Дали расскажу заодно про результаты дружбы его со знаменитейшим фотографом XX-ого века Филиппом Хасманом.

Филипп Халсман (1906-1979) родился в еврейской семье в Риге. В 1920-х годах он учился в техническом институте в Дрездене, после чего переехал во Францию и занялся фотографией. В 1932 году он открыл фотостудию в Париже. Его работы сразу привлекли к себе внимание, к 1936 году он считался одним из лучших парижских фотографов. С началом Второй Мировой Войны Халсман уехал в Марсель, а в 1940 году с помощью Альберта Эйнштейна получил американскую визу и перебрался в США.
В Америке талантливый фотограф сразу добился успеха. Его камера запечатлела самых знаменитых людей XX века, фотографии печатались в самых престижных журналах Америки и других стран. Личный рекорд фотографа — 101 фотография на обложке знаменитого журнала «Life» — до сих пор никем не побит. В 1945 году Халсман был избран первым президентом Американской ассоциации журнальных фотографов, где ему пришлось вести борьбу за творческие и профессиональные права своих коллег. В 1951 году он стал членом (contributing member) знаменитого фотоагентства «Магнум».

«Моя жизнь всегда была интересной», — писал Халсман, — «потому что я никогда не избегал возможности испытать себя в новой ситуации». Лучшей иллюстрацией этого высказывания служит сотрудничество фотографа со знаменитым испанским художником Сальвадором Дали, результатом которого стала вышедшая в 1954 году книга «Усы Дали» («Dali’s Mustache»).

Дали писал в своем «Дневнике гения»: «…я решаю сфотографировать волосяную историю марксизма. И вешаю себе на усы шесть белых бумажных кружочков. На каждый из них Хальсман накладывает портреты Карла Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Маленкова. Последний кружочек я оставляю для Хрущева…».

            
 
В одноименной книге есть знаменитый портрет «Дали атомикус» («Dali Atomicus»), являющйся своеобразным продолжением незаконченной на тот момент картиной Дали «Атомная Леда» и навеянный структурой атома: вокруг положительно заряженного ядра движутся отрицательно заряженные электроны. Сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков — только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество попыток и невероятное терпение все участников съемки.
В 1948 году на развороте журнала Life был опубликован вариант фото без ретуши. На нем хорошо видна леска, на которой подвешены к потолку мольберт, две картины и табуретка. Видны также руки помощника, удерживающего на весу стул.


«Dali Atomicus»

Прежде чем был снят нужный кадр, процесс съемки повторялся 28 раз. Как это происходило?
Помощник поднимает стул, все занимают свои места. Начинается счет. «Три!» — один ассистент выплескивает ведро воды, другие — бросают кошек. «Четыре!» — Дали подпрыгивает, Халсман снимает. Потом фотограф отправляется в темную комнату, а пока он проявляет и оценивает результат, ассистенты убирают разлитую воду, ловят и успокаивают несчастных кошек. Шесть часов съемок. 28 выплеснутых ведер воды, 28 раз брошенные кошки. Халсман писал потом, что к концу съемок лучше всех чувствовали себя кошки, а сам он и грязные, мокрые ассистенты буквально валились с ног.

Для другого портрета Халсман «построил» из семи обнаженных натурщиц фигуру напоминающую человеческий череп.

Работа «Midsummer Night’s Mare»

Работа «The Cosmic Dali»

Сальвадор с носорогом

30 лет продолжалось творческое сотрудничество Сальвадора Дали и Филиппа Халсмана — родоначальника сюрреализма в фотографии.

 Филипп создал целую галерею необычных портретов в прыжке: «Когда человек прыгает, его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появится его истинное лицо». В серию фотографий «Прыжок» вошло более 200 портретов, ставших классикой фотоискусства. (Среди них знаменитый снимок — «Дали Атомикус».)

«Книга прыжков» (Jumping Book), 1959.

В 1952 году Халсману заказали официальный портрет семейства автомобильного магната Генри Форда. После изнурительной фотосессии с девятью взрослыми и одиннадцатью детьми, хозяйка дома пригласила фотографа выпить чашечку чая. Он поднял на нее глаза и неожиданно для самого себя спросил: «Миссис Эдсел, не разрешите ли Вы сфотографировать вас в прыжке?» Она взглянула на него с удивлением, потом улыбнулась: «Вы же не заставите меня прыгать на этих каблуках?», – спросила она разуваясь.
 
За супругой всесильного магната последовали Грейс Келли, Мэрилин Монро, Одри Хепберн, герцог и герцогиня Виндзор, будущий президент США Ричард Никсон, отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, многие другие актеры и художники, политики и писатели, ученные и фотографы – всего около двух сотен знаменитых прыгунов включая самого Халсмана.

 

 







 



 

  


Фильм «Прыжок»

eva-vi.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о