Имена журналистов – Биографии известных журналистов, телеведущих России и мира 2019

Полные и краткие биографии профессиональных журналистов Москвы, Санкт-Петербурга, России и мира. Фото известных современных журналистов

Современные журналисты доносят правду о происходящих событиях. Знать биографии журналистов России интересно и полезно. Известные журналисты ежедневно освещают мировые новости, профессиональные журналисты делают это без заинтересованности посторонних лиц.

Журналисты Москвы, а также журналисты Петербурга посвящают читателей в светскую жизнь. У нас вы найдете биографии журналистов Украины, российских журналистов, а также лучших журналистов зарубежья, а как дополнение – фото журналистов.

Поиск журналиста

  • Александр Гордон

  • Александр Дюма

  • Александра Баданина

  • Алена Долецкая

  • Амброз Бирс

  • Анри Картье-Брессон

  • Аркадий Гайдар

  • Арт Бухвальд

  • Бенджамин Франклин

  • Борис Грумбков

  • Брукс Аткинсон

  • Джоан Дидион

  • Дмитрий Дибров

  • Елена Чекалова

  • Карл Маркс

  • Корней Чуковский

  • Леонид Парфёнов

  • Опра Уинфри

    Актриса, Артистка, Бизнесмен, Телеведущая, Журналист, Меценат, Писатель

    Опра Уинфри

  • Редьярд Киплинг

  • Роберт Блай

  • Татьяна Веденеева

  • Фрэнк Баум

  • Эвелина Хромченко

  • Эрнест Хемингуэй

  • Ян Флеминг

obrazovaka.ru

Самые знаменитые журналистки

Сегодня Украина празднует День журналиста – профессиональный праздник всех работников средств массовой информации. А мы вспоминаем журналисток со всего мира, которые стали для многих примером для подражания и которыми просто нельзя не восхищаться!

Сегодня, в свой профессиональный праздник, журналисты по всей стране принимают поздравления от читателей, поклонников и коллег. Журналистов не зря часто называют «четвертой» властью, ведь они способны своим словом менять мир к лучшему. Рассказываем о пяти потрясающих женщинах-журналистках, не восхищаться которыми просто невозможно.

Опра Уинфри

Каждый знает знаменитую американскую телеведущую Опру Уинфри. Опра стала одним из ярчайших примеров, как журналист может стать влиятельной личностью в мировых масштабах. Ведущая ток-шоу «Шоу Опры Уинфри» стала девятой по влиятельности женщиной в 2005 году по рейтингу журнала «Forbes», а в 2007 году – первой! Талант, трудолюбие и уникальный подход сделали Опру знаменитой, а также очень богатой женщиной.

Барак Обама наградил в 2011 году Опру Уинфри Президентской медалью Свободы, а в 2012 телеведущая получила почётный «Оскар» в категории «Награда имени Джина Хершолта».

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Именинница дня: о жизни и стиле Маши Ефросининой

Саша Пфайффер

Саша Пфайффер – американская журналистка и радиоведущая, которая наиболее известна своими журналистским расследованиями, а особенно работой с командой Spotlight под управлением «The Boston Globe». Саша была членом группы репортеров, которые участвовали в громком раскрытии сексуального насилия среди духовенства римско-католической церкви. В 2003 году Саша вместе с другими репортерами получила Пулитцеровскую премию за государственную службу.

Саша Пфайффер также построила успешную карьеру как радиоведущая. За свою эфирную работу журналистка получила Национальную премию Эдварда Р. Мэрроу, а также множество других наград.

Лидия Качо

Мексиканская журналистка Лидия Качо вот уже многие годы активно выступает за права человека. На протяжении своей карьеры Лидия раскрывала ужасные истории насилия над женщинами и детьми в Мексике, которые позволили заговорить открыто на эти важные, но тщательно скрываемые темы.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Звезда макияжа: история успеха Пэт Макграт​​​​​​​

В 2005 году журналистка опубликовала книгу «Демоны Эдема: Протеже детской порнографии», в которой не побоялась обвинить влиятельных политиков и бизнесменов в развитии детской проституции и порнографии и предоставила суду существенные доказательства. Спустя некоторое время девушку арестовали, угрожали и обещали ей скорую расправу. Но, к счастью, улики были приняты Верховным судом, а консул ООН предложил Лидии политическое убежище. За такую смелость и отвагу журналистку наградили премией Франциско Охеда за журналистское мужество.

Кэтрин Ади

Кэтрин Ади – британская журналистка, которая в настоящее время является корреспондентом на BBC Radio 4, а также работает фрилансером. Она известна своей работой в качестве главного корреспондента новостей на BBC News, где она освещала многие зоны военных действий и была награждена за это орденом Британской империи в 1993 году за превосходство в журналистике. Она также является автором нескольких бестселлеров, включая ее автобиографию: «Доброта незнакомцев», «Ребенок» и «Борьба на переднем фронте».

Сабрина Тавернайс

Журналистка Сабрина Тавернайс из «Нью-Йорк Таймс» известна своими достижениями в международной журналистике. Девушка не боится военных действий и смело отправляется в самые горячие точки по всему миру, чтобы максимально объективно осветить события. Сабрина часто общается с местными жителями, что позволяет раскрывать разные точки зрения. По ее словам, наиболее интересное в такой опасной работе – это возможность наблюдать за тем, как меняется общество под влиянием непредвиденных обстоятельств, и предугадывать, к чему приведут такие перемены.

Сабрина уже теряла своих коллег в горячих точках, и понимает, что за такую работу порой нужно расплачиваться страшными жертвами. Но журналистка уверенна, что если уж рисковать жизнью, то нужно сообщить читателю такие важные факты, чтобы этот риск был оправдан.

beauty.ua

Известные журналисты. Основатели жанров. Легенды журналистики

Легенды журналистики

Журналистику можно отнести к самому древнейшему виду устного народного творчества. Наверное, будет сложно представить и современную журналистику без былин, сказаний, выдумок и прочих легенд. Чтобы материал получился складным и понятным читателям, его должен написать настоящий профессионал своего дела – журналист.

За годы существования журналистики было немало профессиональных журналистов, которые вошли в историю и прославились своими творческими материалами. Одной из наиболее ярких личностей в сфере журналистики является персона Генриха Аверьяновича Боровика.

Замечание 1

Генрих Аверьянович – член президиума академии кинематографических искусств и наук России, академик, дважды лауреат Государственной премии Союза писателей и Союза журналистов. В 2003 году был удостоен звания «Легенда российской журналистики».

Известные журналисти России

Журналисты – это люди, которые занимаются поиском, обработкой и дальнейшим распространением новостей. Сегодня журналистика вышла далеко за пределы привычных стереотипов и первых печатных периодических изданий.

Профессия журналиста – это весьма интересное, но ответственное дело. Вся предоставляемая читателям информация должна быть правдивой, точной и актуальной. Хотелось бы подробнее остановиться на самых известных личностях в российской журналистике:

  1. Владимир Молчанов – это мэр отечественной журналистики. Впервые в редакции телепередачи «Время» он появился в 1987 году, и уже в марте того года у него вышла авторская передача под названием «До и после полуночи».
  2. Владислав Листьев – это профессиональный журналист, который своим примером показал всю опасность профессии. В конце 1987 года страна впервые увидела его на телевидении в качестве ведущего программы «Взгляд». На тот момент программа считалась уникальной относительно сценария и стилем поведения. Стоит отметить, что именно в этой программе довольно часто говорилось о том, о чем говорить было непринято и даже запрещено. Свое отражение находили такие темы как: политика, экономика, религия, современная музыка и секс. В 1995 году Листьева застрелили в подъезде собственного дома, заказчиков не удалось найти до сих пор.
  3. Владимир Познер – это человек настоящая легенда современной журналистики. Его карьера начинается с работы в информационном агентстве под название «Новости», в 70 – х годах Познер начал работать комментаторов на Гостелерадио. С 1990 года Владимир Познер является автором и ведущим большого количество информационных и аналитических программ. Самые известные программы Познера: «Время и мы» и «Человек в маске».
  4. Владимир Соловьев – известная личность современной журналистики: атвор, ведущий, журналист популярных телепередач. Впервые на телевидении он появился в 1999 году с авторской программой «Страсти по Соловьеву».

Самые цитируемые журналисты России

Помимо профессиональных журналистов, в современной журналистике формируется лига самых популярных журналистов. Отбор производится путем цитат, которые публикует периодические издания после их произнесения авторами:

  • Павел Гусев – редактор периодической газеты «Московский комсомолец».
  • Ксения Собчак – журналист и телеведущая.
  • Алексей Венедиктов.
  • Максим Шевшенко.
  • Тина Конделкаи.
  • Сергей Доренко.

Замечание 2

Известные и рядовые журналисты России отмечают свой профессиональный праздник 8 сентября, называется он Международный день солидарности журналистов. Утвержден праздник был в 1985 году в Бухаресте. Депутаты конгресса считают, что именно в этот день у журналистов есть возможность продемонстрировать всему миру свое сплочение и отстоять свои права и свободы.

spravochnick.ru

Самые Известные Журналисты Мира. Список.

Журналистика – одна из самых давних профессий. В современном обществе ее называют четвертой властью, признавая тем самым огромное влияние, которое оказывают СМИ на общество и общественное мнение. Такой статус обязывает относиться к своей деятельности не только как к ремеслу. Профессиональный журналист должен понимать, как повлияют его слова на судьбу человека, страны или нации. Журналисты, которые ответственно и талантливо создают свои материалы, становятся известными всему миру.

Выдающиеся журналисты мира

Количество мастеров пера, которые были отмечены за свои выдающиеся работы, не поддается простому подсчету. Достаточно сказать, что лауреатами Пулитцеровской премии в области журналистики ежегодно становятся 14 человек. Пулитцеровская премия (США) – одна из самых известных наград, попасть даже в число ее номинантов неимоверно престижно. В разные годы ее лауреатами становились:

  • Джон Бёрнс, патриарх американской международной журналистики;
  • Билл Келлер, главный редактор «The New York Times”;
  • Уолтер Липпман, двукратный лауреат, американский писатель, журналист, политический обозреватель;
  • Томас Фридман, трёхкратный лауреат Пулитцеровской премии;
  • Энтони Шадид, дважды лауреат, американский журналист, иностранный корреспондент New York Times;
  • Гленн Гринвальд, лауреат, за публикацию документов Эдварда Сноудена.

Это только маленькая часть известных газетных журналистов.

В области фотографии три российских фотожурналиста удостаивались Пулитцеровской премии. Это Александр Земляниченко, Борис Юрченко, Сергей Пономарев.

Стоит упомянуть, что Пулитцеровская премия – это не единственное отличие в области журналистики. Она присуждается только за публикации в американских СМИ. Существуют также Премии Альбера Лондра (Франция), Джорджа Полка (США), Премия имени Петера Бёниша, имени Соколова (Тель-Авив), Золотое Перо (Россия) и другие.

Говоря о выдающихся мастерах слова, нельзя не упомянуть об известных спортивных журналистах, чьи имена на слуху у многих поколений болельщиков. Это Котэ Махарадзе, Георгий Саркисьянц, Владимир Перетурин, Олег Кучеренко, Владимир Маслаченко и другие.

Многие выдающиеся деятели СМИ начинали как писатели, а затем (или параллельно) становились журналистами. Самые известные писатели – журналисты – это, конечно, Марк Твен, Габриель Гарсиа Маркес, Ярослав Гашек, Эрнест Хемингуей, Илья Ильф.

Известные журналисты современности

Лучшие журналисты современности – это не обязательно люди, отмеченные наградами и мировыми премиями. Это понятие, объединяющее работников медиасферы, которые не гоняются за «жареными» фактами, а подают правдивую, злободневную информацию с целью улучшить нашу жизнь. С этой точки зрения даже корреспондент районной газеты может стать лучшим в своем деле.

Знаменитые журналисты, ставшие известными благодаря своим громким расследованиям, часто подвергались преследованиям, получали прямые угрозы. Некоторые из них погибли, как считают, в связи со своей профессиональной деятельностью. Вспомните Влада Листьева, Анну Политковскую, Пола Хлебникова. «При исполнении профессиональных обязанностей в 2017 году были убиты как минимум 42 журналиста», – утверждают в Комитете защиты журналистов.
Но есть в этой профессии немало светлых и привлекательных сторон. Современные журналисты – очень мобильные люди, много путешествующие, встречающиеся с интересными людьми. Популярные журналисты, ведущие развлекательных и познавательных передач, чьи имена знают в каждом доме, могут стать примером для подражания не только для собратьев по перу, а и для всех любознательных людей. Глядя на путешествия Регины Тодоровской, приключения Григория Кубатьяна и Беар Гриллса, читая Марию Желиховскую или Рольфа Поттса, хочется немедленно взять рюкзак или чемодан и отправиться в неведомые края. Попробуйте, и впоследствии, возможно, вам тоже захочется описать свои впечатления в захватывающей статье!

presscenter.kz

Самые известные журналисты России :: SYL.ru

В категорию известных журналистов в России можно отнести множество личностей в зависимости от аудитории. Самыми же популярными стоит назвать тех, кого знают даже без просмотров их передач. Таких всего несколько, и именно о них будет рассказано в статье.

Андрей Малахов

На первой позиции в рейтинге известных журналистов заслуженно расположился известный ведущий множества передач Андрей Малахов. До карьеры на телевидении он успел поработать во множестве газет и журналов, в том числе в «Московских новостях». Неплохую репутацию заработал за стиль ведения бесед на радио «Максимум». Окончание факультета журналистики МГУ и стажировка в США сделали его речь идеальной. Он умел заинтересовать людей, а потому пробился ведущим в разные передачи. Наиболее известной среди них стало ток-шоу «Пусть говорят». С 2017 года ведет телеигру «Стена» и передачу «Прямой эфир». Его регулярно приглашают проводить концерты, а также другие крупные мероприятия.

Второе место

Заслуженное серебро в рейтинге известных журналистов в России стоит разделить между Олегом Кашиным и Михаилом Бекетовым. Первый не получил профильного образования, а окончил Академию рыбопромыслового флота. Долгое время был моряком-практикантом, но именно в политической журналистике сумел найти себя. В начале 2000-х годов был корреспондентом нескольких газет, в том числе «Комсомольской правды», «Известий», позже стал заместителем главного редактора в журнале «Русская жизнь». Позже успел сменить еще несколько должностей, а два года назад уехал в Лондон.

Михаил Бекетов не уступает ему в профессиональной деятельности. Он получил образование журналиста в МГУ, а после окончания открыл в родном городе газету «Химкинская правда». Тогда он не был еще в списке известных журналистов России и работал редактором. В разных выпусках неоднократно критиковал власти города, за что подвергался угрозам. В 2008 г. взорвали его автомобиль, но вещать правду Бекетов не отказался.

Третья позиция

В рейтинг самых известных журналистов России не мог не попасть Алексей Навальный, хотя сейчас его уже привыкли воспринимать как политика. Его журналистский блог в «Живом журнале» с расследованиями о преступлениях высших чинов власти страны стал с недавних пор очень популярным. Также Алексей имеет свой канал на видеохостинге YouTube, где выступает в качестве ведущего. Затрагивает в основном политические темы, является достойным публицистом.

В плане гражданской позиции Навальному не проигрывает Анна Политковская. Эта женщина достойна входить в список известных журналистов России из-за активных сюжетов о войне в Чечне. Она лично ездила в зону боевых действий, дабы глазами очевидца передать весь ужас тех годов. Начальную славу ей принесли познавательные рубрики в издательствах «Новая газета», а также «Известия». За свои репортажи о войне получила награду «Золотое перо России». Активную гражданскую деятельность продолжала до тех пор, пока не была застрелена в 2006 г.

Сфера спорта

Известные спортивные журналисты России обладают невероятной харизмой, чем могут заинтересовать фанатов популярных командных сражений в своих передачах. К таким относится Алексей Шевченко – ведущий шоу «Держи подачу» (о хоккее), где постоянно шутит на родную тематику. С ним в паре работает Александр Лютиков, который по совместительству еще и является основателем журнала «ПРОспорт». Стоит также упомянуть Юрия Голышака и Александра Кружкова. Они ведут свою рубрику «Разговоры по пятницам», куда приглашают известных спортсменов. Есть и другие известные личности, которые нравятся своим читателям. Журналистика, как и любая другая деятельность, имеет своих поклонников. О самых известных журналистах мы рассказали в статье.

www.syl.ru

самые известные журналисты-разоблачители, часть 1 — The Village

За последний год в России было совершено 38 нападений на журналистов. The Village решил рассказать о представителях СМИ из других стран, которые рискуют собственными жизнями, чтобы нести правду общественности.

       

В 2006 году 35-летний хакер Джулиан Ассанж основал сайт WikiLeaks для публикации на нем закрытых сведений о преступлениях правительств и корпораций разных стран, в первую очередь Китая и России, но также и стран западного мира. Для того чтобы делиться информацией было проще, он выбрал движок wiki, позволяющий людям со всего мира быстро добавлять и редактировать информацию. На этом движке работает всемирно известная интернет-энциклопедия Wikipedia. Первый секретный документ появился на сайте в 2006 году: один из помощников Джулиана перехватил сообщение о том, что лидер сомалийских мятежников, Союза исламских судов, призвал нанять киллеров для убийства членов законного правительства Сомали. Ассанж выложил непроверенные сведения в общий доступ с пометкой, что правдивость информации читатели могут оценить сами. Именно тогда о сайте заговорили СМИ. В следующем году британская газета Guardian напечатала статью о коррупции в семействе кенийского президента Дэниела Арап Мои со ссылкой на портал WikiLeaks. За этот материал Ассанж получил престижную журналистскую премию Amnesty International.

В 2010 году на сайте Ассанжа появилось сразу несколько сенсационных материалов: в апреле видеоролик с записью обстрела журналистов Reuters, которых американские военные приняли за террористов; в июле 77 тысяч секретных полевых сводок о войне США в Афганистане, а в октябре WikiLeaks опубликовал более 400 000 записей из Ирака. Такой утечки информации не было в США с 1970-х годов (публикации «Бумаг Пентагона»).

Пентагон уже не раз выступал против обнародования американских секретных документов. По мнению американских военных, открытая информация может стать причиной убийства многих американских офицеров и сотрудничающих иракцев. В своем интервью «Русском Репортеру» Ассанж отвечает: «Это они, помнится, уже говорили летом, когда мы рассекретили первые девяносто тысяч документов „афганского досье“. С тех пор прошло много недель, а ни одного конкретного случая, когда наша информация причинила бы вред, Пентагон так и не назвал. У нас в запасе еще тонны неопубликованных секретных документов из разных стран, которые однажды непременно станут достоянием общественности». Пока данные WikiLeaks всего лишь наносят существенный урон репутации государств и военным.

После публикации материалов у журналиста появилось много врагов: неназванные участники WikiLeaks создали оппозиционную группу WikiLeaks Insider, в Швеции Ассанжу предъявили обвинение в изнасиловании двух женщин (правда, почти сразу сняли их за недоказанностью), американские спецслужбы начали за ним слежку, а некоторые аналитики решили, что на самом деле его проект и есть — дело спецслужб. Сегодня Ассанж прячется от своих врагов и постоянно переезжает из одной страны в другую.

Недавно в новостях появилась информация о том, что Ассанж готовит новый материал — архив секретных записей о России.

   

             






Бумаги Пентагона. В 1971 году в прессу попали материалы из 7 000 страниц, предназначавшиеся для внутриведомственного использования в военном министерстве США. Исследование содержало секретные данные о действиях американских солдат в период с 1945 по 1967 годы.



Уотергейтский скандал. В 1972 году журналисты Боб Вудворд и Карл Бернстайн доказали причастность республиканской партии к незаконному проникновению и шпионажу в штабе Демократической партии. Это расследование вынудило 37-го президента США Ричарда Никсона подать в отставку.



Резня в Сонгми. 12 ноября 1969 года журналист Сеймур Херш сообщил о массовом убийстве американскими солдатами мирных жителей вьетнамской деревни Сонгми. Суд над виновниками стал достоянием общественности.

   

        

         

В 2007 году, несмотря на запреты Верховного суда, военная часть генерал-майора Яира Наве, где тогда служила будущая журналистка Анат Камм, занималась точечными зачистками палестинцев. Камм скопировала документы, подтверждающие беззаконные действия военного командования, и отправила их журналисту либеральной газеты «Гаарец» Ури Блау. Ури Блау написал статью и, следуя государственному закону Израиля, отправил текст в органы цензуры, где статью пропустили, но к публикации он добавил те самые копии документов. После этого материалом заинтересовались военные. Органы начали расследование и посадили Камм под домашний арест. Было приказано начать информационную блокаду — о Камм ничего не должно было быть слышно, она не могла давать никаких комментариев, статьи на эту тему нельзя было писать ни отечественным, ни иностранным СМИ. Израильские газеты и журналы и сейчас не имеют права даже перепечатывать цитаты из мировых источников.

Делом Камм занялись многие правозащитные организации. Встал вопрос о том, что важнее: государственная безопасность или свобода слова. Французская организация «Репортеры без границ» заметила, что «Оборона национальной безопасности является законной целью, но цензура не должна использоваться для того, чтобы израильские военные ушли от ответственности, если они нарушили закон». Тем временем возмущенные СМИ Израиля по разному боролись с информационной блокадой. К примеру, ежедневное издание «Едиот Ахронот» опубликовало статью с заголовком «Весь мир пишет о том, что пытаются скрыть израильские спецслужбы», в которой был напечатан список иностранных СМИ, где читатель мог получить информацию. А чуть позже они напечатали статью об инциденте авторства американской журналистки, где все запрещенные абзацы были закрашены черным.

Дело Анат Камм продолжается до сих пор.

   

      


                   Черным маркером замазаны фрагменты статьи, не прошедшие израильскую цензуру.

    

          

         

В 2001 году на оппозиционного правительству журналиста Эйнуллу Фатуллаева из-за статей, содержащих критику правительства, завели уголовное дело, обвинив в клевете. Журналист был вынужден эмигрировать из страны, но в скором времени под давлением Европейского совета президент помиловал репортера, и он вернулся домой уже в 2002 году. Вместе с Эльмаром Гусейновым Фатуллаев стал делать журнал «Монитор». В 2004 году Фатуллаева избили на улице, как говорят, за критику правительства, а чуть позже обязали заплатить штраф в 25 000 евро за то, что он порочил имя депутата правящей партии Сиявуша Новрузова. В 2005 году главного редактора «Монитора» Гусейнова убили.

Тогда Эйнулла Фатуллаев стал редактором двух азербайджанских газет «Реальный Азербайджан» и «Гюнделик Азербайджан» — на родном и русском языках. На страницах газет ежедневно появлялась острая критика в адрес правительства, обличались коррупционеры. В 2007 году Фатуллаева взяли под стражу по обвинению в клевете и приговорили к двум годам тюремного заключения. Чуть позже против Фатуллаева было возбуждено новое уголовное дело по трем статьям УК: 214.1 (угроза терроризма), 283.2.2 (разжигание национальной, расовой и религиозной розни с использованием служебного положения), 213.2.2 (уклонение от налогов), а срок увеличился до восьми лет. По мнению правозащитников, дело журналиста политически мотивировано и является отголоском его расследования в страшном эпизоде в Ходжале в 1992 году. «Ходжалинской резней» называют массовое убийство мирных жителей Ходжалы армянскими военными. Как говорила азербайджанская сторона, для мирных жителей не было создано «коридора», по которому можно было бежать из города. В 2005 году Фатуллаев заявил, что коридор был, а часть смертей — на совести Народного фронта Азербайджана, который расстреливал жителей, чтобы дискредитировать неэффективные действия тогдашнего президента Азербайджана Аяза Муталибова.

Организация, выступающая за свободу слова во всем мире, Amnesty International, наградила журналиста и официально заявила, что обвинения были сфальсифицированы, а власти бросили Фатуллаева в тюрьму, чтобы лишить его возможности критиковать их действия. Как говорят адвокаты обвиняемого, большую часть томов дела составляет расследование по статье уклонения от налогов, с которыми до обвинения у журналиста никогда не было проблем.

Эйнулла Фатуллаев несколько раз заявлял об угрозе его жизни в правозащитные организации, такие как «Репортеры без границ» и Amnesty International, но официальный представитель пенитенциарной службы Азербайджана Мехман Садыхов ответствовал, что заявления журналиста о возможности его убийства несостоятельны.

  

                 




Каждый год организация «Репортеры без границ» составляет рейтинг «свободы слова» по странам. По состоянию на 2010 год Азербайджан находится на 152-м месте. Россия занимает 140-ю позицию, соседствуя с Малайзией и Эфиопией. Полный рейтинг на сайте организации.

      

       

      

Ласанта Уикрематунге получил юридическое образование, но после университета вместо уголовной практики плотно занялся политикой и журналистикой. Уикрематунге стал редактором газеты Sun, а в 1972 году, оставаясь на этом посту, работал личным секретарем премьер-министра Сиримаво Бандаранаике. С 1994 года Ласанта занялся газетой Sunday Leader, в которой осуждал войну между шриланкийской армией и тамильскими повстанцами, боролся с коррупцией и беззаконием, активно критикуя правительство. Параллельно Уикрематунге писал для журнала Time и работал на радио. Он собрал вокруг себя молодую команду журналистов: по словам коллег, Ласанта мог быстро разглядеть талант даже в юном авторе.

Ласанта боролся за свободу слова в своей стране. В 2000 году Уикрематунге выиграл судебный процесс за отмену закона, позволявшего правительству контролировать прессу. Но резкие оппозиционные высказывания не прошли незамеченными — за время работы в Sunday Leader журналиста несколько раз избивали, было совершено несколько покушений на его жизнь — в 1998 году неизвестные запустили противотанковый снаряд в его дом, а 11 января 2006 года в доме журналиста раздался звонок. Звонивший представился президентом Махиндой Раджапаксе и угрожал Уикрематунге. После подобных случаев Ласанта осознал, что может погибнуть. Поэтому он подготовил текст редакционной статьи для публикации в случае его смерти. Этот текст и появился в Sunday Leader 11 января 2009 года – через три дня после его убийства. В редакционном письме были слова, косвенно доказывавшие причастность правительства к убийству: «Убийство [в Шри-Ланке] стало основным инструментом, которым государство стремится контролировать органы свободы».

В 2009 году Уикрематунге посмертно получил премию ЮНЕСКО за свободу печати.

          

        

Журналистская работа Грегори Паласта сосредоточена в основном на выявлении корпоративных должностных преступлений, но в своих колонках Паласт также затрагивает проблемы защиты прав избирателей. За свою карьеру он разоблачил несколько фактов мошенничества на выборах. Одним из самых громких дел по фальсификации выборов, расследованных Паластом, стали выборы 2001 и 2008 годов во Флориде. Тогдашний губернатор Джеб Буш и госсекретарь Кэтрин Харрис приказали местным руководителям выборов убрать 58 тысяч избирателей из реестров на том основании, что они были преступниками, которые не имеют права голоса во Флориде. Как оказалось, лишь немногие из этих избирателей были уголовниками. 54 процента вычеркнутых из реестра были афроамериканцами, а остальные белыми и латиноамериканскими демократами. Через три недели после выборов колонка Паласта о нарушениях появилась в английской газете Observer, но американская общественность ее не заметила. Документальный фильм с подробным расследованием нарушений во Флориде был показан на BBC в 2004 году перед очередными выборами. Также в 2004 году Грегори Паласт выступил с заявлением, что на последних выборах в Мексике на самом деле выиграл Андрес Мануэль Лопес Обрадор, а не Фелипе Кальдерон.

В 2008 году Паласт, совместно с Робертом Ф. Кеннеди-младшим, опубликовал доклад в журнале Rolling Stone, рассказывающий о том, как подтасовывались выборы 2008 года. По мнению журналистов, кандидата от республиканской партии Джона Маккейна было победить гораздо проще, чем показали результаты выборов.

Грегори Паласт продолжает жить в США и Великобритании, расследуя новые правительственные нарушения.

      

Вторая часть статьи «Пресс-служба:
самые известные журналисты-разоблачители»

Иллюстрации: Антон Польский
Данные по количеству нападений на журналистов в России взяты с сайта Фонда Защиты Гласности.

www.the-village.ru

Словарь терминов журналистов — ЖурДом

Словарь терминов, профессионализмов и жаргонизмов, применяемых работниками в сфере медиа (журналистами, редакторами, рекламщиками, пиарщиками, соцмедийщиками и т.д.). Порой, медийщики произносят много непонятных слов, значения которых не знаешь. Ниже собраны наиболее часто встречающиеся слова в этой профессии. На данный момент в словаре 209 слов (+57 слов с прошлого раза), и он постоянно пополняется.

А
Аббревиатура — условное сокращение названия по первым буквам (МГУ, МВД, КПРФ и т.д.)
Анонс — предварительное оповещение о чем-либо.
Антрефиле — маленькая статья или заметка в газете, используемая для передачи информации о фирме, выставке, ярмарке и т.п. Обычно антрефиле не имеет заголовка и подписи.
Апрош — расстояние между буквами (в печатной журналистике).
Астротерфинг (AstroTurf — искусственная трава для спортплощадок) — формирование и поддержка искусственного общественного мнения.
Атрибуция — указание на источник информации в материале.

Б

Б/з — без звука, смотри Бэзешка
Бабашка — крупный пробельный материал в виде круга, ромба, квадрата и т.п., заполненный типографской краской

Банка — заранее записанная программа, которая обычно выходит в прямом эфире на радио
БПС (семь-сорок) — Большой политический сюжет, который ставится в итоговой передаче. Традиционный хронометраж такого сюжета — 7 минут 40 секунд.
Братская могила — титры в конце передачи с указанием имен авторов.
Брифинг — очень короткая пресс-конференция, которая проводится по одному вопросу и сразу начинается с вопросов журналистов.
БСК — аббревиатура «Бред Сивой Кобылы».
Бэзешка (б/з) — видеоряд с интершумом, без наговора корреспондента.
Бэкграунд — фон для создания общей картины новости.
В
ВВК — ведущий вне кадра. Новость, которой не требуется делать сюжет. Ведущий сам читает текст, а на экране идет картинка.
Верстка – редактирование расположения материалов на полосе или развороте.
Верстак – верстальщик.
Вестюки — сотрудники программы «Вести».
Видеоряд — в видеосюжете, набор кадров, планов, выполняющий описательную функцию.
Виджей – ведущий шоу на музыкальном телеканале.
Висяк (Висячая строка) – неполная строка, перенесенная при верстке в начало новой колонки текста.
ВМЗ — «В монтаже и записи», сокращение про создаваемый сюжет.
Вода («налей воды») — не несущий смысла текст (нужен, когда фактов мало, а статью нужно добить до определенного количества знаков).
Воздух – белые пятна между материалами в прессе.
Воскресный папа — ведущий воскресной еженедельной передачи. Название — встречается со своей аудиторией («детьми») раз в неделю.
Восьмерка — одно из правил съемки концертов или пресс-конференций, при котором не должна нарушаться ось съемки между оратором и аудиторией.
Врез — цитата из текста, вынесенная в материале отдельно.
Выключка – расположение текста относительно краев монтажной области (по центру, по левому и правому краю).
Выхлоп – эффект от опубликованного материала.
Выходные данные – сведения об издании.

Вычитка — процесс обработки материала после редактирования

Г
Геморрой — денежный долг клиента рекламному отделу.
Глянец – вид журналов, отпечатанных на глянцевой бумаге. Считается, что глянцевые журналы созданы для развлечения, хотя есть много примеров, доказывающих обратное.
Гоблины — массовка, которая заменяет зрителей в программах.
Говорящая голова (говорящая попка): 1. Официальное интервью с важным человеком — в кадре только его голова. 2. Ведущий в новостях.
Гонзо (Gonzo — чокнутый) — вид журналистики, в котором повествование ведется от первого лица с большой долей субъективных мнений и оценок. Был придуман Хантером Томпсоном.
Гражданская журналистика — термин, обозначающий журналистами людей, никогда ранее не занимавшихся журналистикой профессионально. Такой термин можно применить к некоторым блоггерам.

Д
Дебрифинг — разбор полетов.
Дед-лайн (deadline) — окончательный срок сдачи материалов перед их выходом в СМИ.
Дедолайт — особый предмет, используемый осветителями. Грубо говоря, это лампа на подвижной основе, способная посылать на освещаемый объект сконцентрированный пучок света. Нарицательное название для всех ламп такого типа, произошло от фирмы-производителя Dedolight.
Деза — дезинформация.
Джингл — постоянный звуковой вариант названия радиостанции, который запоминается слушателям.
Джинса — проплаченный материал. Может быть заказан рекламным отделом издания, может заинтересованными лицами конкретному журналисту.
Дивисипрошка — кассета формата DVCPro.
ДиджЕй – ведущий музыкального шоу на радио, не путать с дИджеем.
Диффамация — распространение порочащих сведений в СМИ. Отличается от клеветы тем, что не важна правдивость сведений, а также тем, что может передаваться только на печати.
Домжур — Центральный Дом Журналиста, находящийся в центре Москвы.

Ё
Ёпрст – Константин Львович Эрнст.

Ж
Желтая пресса – вид журналистики, специализирующийся на «горячих» и скандальных новостях, часто непроверенных слухах. Название предположительно пошло от комиксов про желтого малыша.

З
Загон – материал для дальнейшей обработки.
Заседачка — скучное мероприятие, заседание.
Зеленка (хромаки, хромакей) — одноцветный фон, применяемый для съемки объекта, которому позже заменят фон. Чаще всего зеленого цвета, попадается синий фон.
Зомбоящик — популярное название телевизора.

И
Игла (шприц) — здание Останкинской телебашни.
Издатель – особый термин, обозначающий издателя СМИ — лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства (подготовку, производство и выпуск) произведений печати или продукции средства массовой информации.
Интервью – жанр журналистики, предполагающий беседу журналиста и интервьюируемого лица.
Интершум — звуковая дорожка, соответствующая происходящему на видео и сопровождающая закадровый текст. К примеру, для плана Москвы-реки интершумом будет звук воды и шум дороги рядом с рекой.
Источник – обозначение объектов, из которых берется информация. Источниками могут быть как привычные источники информации, так и простые люди.

К
Кака — материалы желтой прессы, начинающиеся со слова «Как» (пример: «Как заработать миллион сидя на диване?»)
Катанка
Кирпич — большая статья в прессе.
Кернинг — изменение межбуквенного интервала в тексте.
Клевета — распространение заведомо ложных сведений в печати, СМИ, личной переписке и на словах (публично). Является преступлением.
Клоакер — определение бота, атакующего чьи-либо посты после упоминания там определенной личности. Термин придумали блоггеры.
Клок — эфирный час на радио, 60 минут. Используется для формирования эфирной сетки.
Колонка: 1. В широком смысле — столбец в макете печатного СМИ. 2. В узком — определенная рубрика, принадлежащая конкретному автору.
Компонирование — одно из правил съемки, когда вся масса снимаемого объекта переносится на одну из осей кадра.
Компот — набор разных данных в материале, дающий в итоге бесполезную смесь информации.
Консервы — материалы, которые не теряют своей актуальности никогда. Хранятся про запас на случай забивки места или эфира.
Контент — содержание, медиафаилы для материала. Иногда означает содержание СМИ.
Корзин-ТВ — долгая съемка материала, а в эфир выходит в формате б/з и на 30 секунд (весь результат в мусорную корзину).
Краснощекий — клиент с большим рекламным бюджетом.
Крупность — главная мера качества плана, которая определяет всю съемку.
Кэпшн (Caption) — подпись к фотографии в фотоархиве

Л
Ладушки — апплодисменты зрителей-массовки в программе. Записываются в начале съемок программы, пока «гоблины» еще не устали.
Лайф (Life) — вид сюжета, когда показывается само событие без комментариев журналиста.
Лайф-ту-тейп — особый вид съемки сюжета, где журналист постоянно находится в кадре и участвует в окружающих его событиях.
Лид — первый подзаголовок в статье, чаще всего выделенный крупным шрифтом. Цель лида — удержать внимание.
Ловить – получить материал по электронной почте.
Люфт — в видеосюжете, фоновый звук, который прерывает закадровый голос и идет синхронно с видеоизображением.

М
Макет — предварительная точная копия газеты или рекламы.
Макрекер — «разгребатель грязи», журналист-разоблачитель. В основном макрекерами являются журналисты, проводящие расследования в «грязных» делах.
Материал — обобщенное название продукта, произведенного журналистом.
Медовый месяц — месячная рекламная кампания с привлечением прессы, радио и ТВ
Мертвая картинка – план в видеосъемке без фонового звука, интершума.
Минидивишка — кассета формата MiniDV.
Митпаппет — по аналогии с Сокпаппетом, только им является живой человек, часто друг или знакомый астротерфера.
Момент неигры — в документальном кино так называется момент съемки, когда человек привыкает к камере и ведет себя естественно.
Моменталист — журналисты с «аппаратами моментальной фотосъемки», старое русское прозвище папарацци. Так называли папарацци в течение 20 века в России.
Монтаж — склейка планов. Существует несколько видов монтажа:
— Ассоциативный — вид монтажа, при котором используется следующий порядок планов: сначала про объект съемки, затем план по теме съемки. Пример: первый план — место взрыва бомбы, второй план — лицо человека кавказской национальности.
— Клиповый — вид монтажа, в котором использован набор планов длиной не больше 1-2 секунд.
— Линейный (аналоговый) — монтаж на аналоговом оборудовании с пленки.
— Нелинейный (цифровой) — монтаж на цифровом оборудовании с использованием цифровых источников (медиафаилы на компьютере).
— Параллельный — вид монтажа, при котором две сюжетные линии идут параллельно друг другу. Часто используется в документальных фильмах.
— Смешанный — смесь аналогового и цифрового монтажа.
Монтажка — помещение для монтажа.
Мост — выход в прямой эфир (прямое включение).
Мохнатка — заглушка на микрофон, используемая для защиты от ветра и задуваний.
Муха — микрофон на воротнике журналиста, без провода.
Мышка-наружка — наружная вывеска небольшого размера.
Мясо — ненужная часть фотографии, удаляемая при редактировании.

Н
Наговор (забрех) — закадровый голос в видеосюжетах.
Напузник — в видеосюжетах, отображение имени интервьюируемого на экране.
Новые медиа — термин, применяемый для обозначения интерактивных электронных изданий.
Ноги — сведения о материале.
Нонивент — событие, которое, по мнению журналиста или редактора, не должно упоминаться в СМИ по причине своей маловажности.
Ньюсмейкер — буквально, лицо, создавшее новость. Какая-либо знаменитость, политик, простой человек, совершивший определенные действия, после чего они получили огласку в СМИ.

О
ОБС (Одна бабушка сказала) — информация, основанная на сплетнях или взятая с потолка.
Обязон — смотри Парашют.
Обозреватель —
Оленеводы — корреспонденты с Дальнего Востока.
Офсет — способ печати, при котором краска с печатной формы передается на резиновый цилиндр, а с него — на бумагу.

П
Пакет — сюжет на радио, подготовленный и записанный заранее.
Панорама — план в вертикальном или горизонтальном движении, в котором объект или местность показаны целиком.
Папарацци — журналист, снимающий звезд шоу-бизнеса и других селебрити без разрешения последних. Иногда папарацци бывают специально нанятыми звездами для создания «неожиданной» фотографии в том месте, где захочет заказчик.
Парашют — задание, спущенное от редакции.
Паркет — официальное мероприятие (на паркете)
Перебивка — 1. На ТВ — смена планов в видеоэфире, переключающая внимание и снимающая напряжение от просмотра. 2. На радио — композиция, в начале передачи и в ее конце, используемая в качестве постоянного элемента узнавания.
Перегон — материал, который передают в редакцию с помощью флайки или из других телекомпаний или филиалов телекомпании.
Петля (петличка) — вид микрофона с проводом, который цепляется на воротник журналиста.
Пилот — пробный выпуск передачи. Пилоты чаще всего не идут в эфир.
Пионер — знаменитость средней величины, которую можно пригласить на съемки без особых трудностей. Используются для забивания студии «экспертами».
План — отрезок записи. Бывает нескольких видов:
— Дальний — в кадре умещается несколько человек.
— Крупный — в кадре лицо человека.
— Макро — в кадре объект, меньше лица (глаз, рот, нос).
— Молочный (первый средний) — в кадре человек снят по грудь.
— Общий — человек в кадре умещается целиком.
— Пасхальный (второй средний) — по пояс с небольшим захватом ног
— Трехрублевый — условное название угла съемки Кремля с Каменного моста. Название произошло от трехрублевой купюры, на которой был изображен именно такой план.
Плашка — определенная «нашлепка», на которой можно дописать какую-либо информацию.
Подвал — особый блок, в котором указываются выходные данные. Часто указывается на последней полосе внизу.
Подводка — речь журналиста перед самим сюжетом, которая подводит зрителя к новости.
Подзаг — подзаголовок.
Подставка для микрофона – журналист, который молчит при интервью, просто задает вопросы и не пытается завязать непринужденную беседу.
Позвонить дяде — взять комментарий  у специалиста, чиновника, крупного должностного лица.
Полоса — фактически, страница. В прессе мало кто называет страницы страницами, чаще говорят «текст на такой-то полосе».
Портить лужайку — демпинговать, выделять рекламные места по заниженным ценам.
Портфель — условное название места, где храняться готовые неопубликованные материалы.
Пояс Шахида — микрофон-петличка с аккумулятором на поясе.
Пресс-релиз — материал какой-либо компании, адресованный СМИ. Содержит в себе информацию о компании и основную мысль пресс-релиза.
Прессуха — пресс-конференция.
Привычная камера — момент съемки, когда человек привыкает к камере, перестает ее замечать и расслабляется.
Прогон — репетиция программы, плана, шоу.
Промо-материал — материал в журналистке, помогающий при продвижении продукта или человека на рынке.
Простыня — очень длинный план.
Прямиться — выходить в прямой эфир.

Р
Разворот — две полосы на одном зрительном поле, текст на этих двух полосах.
Разметка — экземпляр газеты с указанными гонорарами журналистам.
Ракурс — угол съемки.
Раскадровка — черновой предмонтажный лист, на котором есть наброски планов в порядке их будущей склейки.
Реверберация — процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях (грубо говоря, эхо, но не эхо — специальный эффект, применяемый в аудиоредактировании на радио).
Репортаж — материал с места событий. Характеризуется оперативностью и объективностью.
Рыба — заготовка, каркас материала или макета полосы.

С
Свежая голова — постоянный сотрудник ежедневного издания, обязанностью которого является полное прочтение свежего выпуска газеты перед его публикацией.
Селебрити — знаменитость. Иногда, знаменитость, которая может быть знаменита сразу в нескольких областях.
Сетка — сетка передач, которая буквально является расписанием программ на ТВ или радио.
Синхрон — отрезок интервью, который будет подан в кадре на ТВ. Буквально, изображение, синхронное с речью. Есть два вида обозначения синхрона:
— СНХ — видео и звук идут синхронно.
— НСНХ — речь человека есть, а вместо его видеоизображения идет ряд поясняющих материалов (фотографии, кадры хроники).
Скрытая камера — вид съемки, при котором объект съемки не видит камеру или вообще не догадывается о ее существовании. Во многих странах на скрытую съемку введены ограничения.
Сникерснуть — растормошить автора материала, потрясти для получения материала.
Собака — смотри Мохнатка.
Сокпаппет — искусственно созданный персонаж в интернете, которого не отличишь от настоящего человека. Нужны для астротерфинга, так как именно они и создают фальшивое общественное мнение.
Спецрепортаж — более длинный и углубленный в проблему репортаж.
Спикер — буквально, оратор. Человек, ведущий презентацию или взявший слово в речи.
Стакан — здание телецентра в Останкино.
Статья — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.
Стендап — работа журналиста в кадре, его лицо, его комментарии.
Стрингер — очевидец событий, приславший новость в редакцию СМИ.

Т
Таймкод — дополнительный канал (часы+минуты+секунды+кадры) при видеосъемке. Нужен для удобства монтажа.
Тарелка — спутниковая тарелка, благодаря которой осуществляется связь со студией.
Телекиллер — журналист, которому «заказали» какого-либо человека для «убийства» в эфире при помощи компромата и предвзятого отношения. Наиболее часто упоминаемым телекиллером является Сергей Доренко.
Трансфокатор (zoom) — кнопка увеличения (наезда) и удаления (отъезда) кадра. В крупных СМИ используется редко, так как нарушает логику повествования.
Тревеллинг — метод съемки, при котором камера ездит на кранах или троссах.

У
Убить — убрать из материала, вырезать («Давай убьем ливийцев» — «Давай уберем из материала ту часть с ливийцами»).
УВС — формат «Устно (ведущий в кадре) — видео (видео на экране, ведущий за кадром) — синхрон».
Удочка (журавль) — общее название микрофонов на длинной палке.
Утка — искусственно созданная шуточная новость, сплетня.
Ухо — устройство для прямой связи со студией с места событий.

Ф
Фичер (Feature) — большая неформальная информативная статья.
Флайка — машина с тарелкой на крыше.
Фонарь — буквица, первая буква в тексте, выделенная особо.
Фонотека – хранилище звуков и интершумов.
Форточка – свободное место в печатных СМИ, в которе вставляется иллюстрация или врез.
Фотобанк – хранилище фотографий. Бывают платные и бесплатные фотобанки.
Фотофичер – фотоматериал (см. Фичер).
Фрилансер — Журналист, не состоящий на официальной зарплате издания, не в штате.

Х
Хрип — аудиозапись, сделанная по телефону (она же Хрипушка)

Ч
Четвертая власть — словосочетание, применяемое к журналистике, как к четвертой ветви власти.

Ш
Шапка (чердак)- верхняя часть газеты, по сути, комплекс шрифтовых и иллюстрационных объектов на обложке или первой полосе.
Шоумен — ведущий телешоу.
Шпигель — анонс новостей в начале новостного выпуска.
Штат — постоянный состав редакции без стажеров, фрилансеров и стрингеров.

Э
Эдьютейнмент (education + entertainment) – образование через развлечение.
Эксклюзив – уникальная информация. За эксклюзив часто издания бьются не на жизнь, а на смерть.
Эффект Кулешова:
— Географический. Эксперимент с монтажом нескольких сцен, проведенный Львом Кулешовым. Смысл эксперимента — доказать важность четкой последовательности крупности планов и действий актеров. Подробнее можно прочитать в Википедии.
— Кадровый. Эксперимент Льва Кулешова, который доказал особенность монтажа двух кадров, идущих друг за другом. Результат эксперимента — доказательство того, что содержание кадра последующего может изменить смысл кадра предыдущего. Подробнее можно прочитать в Википедии.
Эксперт — приглашенный в студию гость, разбирающийся в своей области. По сути, любой человек в материале, который высказывает свое мнение по тому или иному вопросу.

Eng.
B2B-издания (business to business) — СМИ для бизнес-сегмента.
B2C-издания (business to consumer) — СМИ для потребительского сегмента.
On-air — дословно, «в эфире». На радио этот термин означает, что ведущие уже в эфире.
RSS – лента новостей. Текстовый канал для отслеживания последних новостей с источников, на которые подписан читатель RSS-ленты.
Set-up — съемка человека с разных ракурсов, съемка действий человека для создания перебивок во время синхрона.
Vox populi (Стрит-ток) — комментарий человека, взятый на улице.

Новые слова добавлены, ждем прибавления от вас в комментариях.

Журналисты могут поблагодарить следующих юзеров:
c_est_moi_ds
asseneyka
ingsen
che_ka_spb
tallasa
mozgoyog
mydaemons
r_valeeva205
4eitatel
jlococb
veronika_funtom
v_garawak
laoshe

Автор-составитель: Виктор Леванов

Отличный ежедневник онлайн — лучшее решение для ведения записей в интернете.

jourdom.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о