Колокольни россии – Красота, которая окрыляет — Российское фото
Самые высокие православные колокольни | ШКОЛА ЗВОНАРЕЙ
Автор admin, 03 Июл 2012 • 12:42 ппАктуальность списка — июль 2012 года
Список составлен Ильей Дроздихиным, данные взяты из свободных источников. Выражаем благодарность Анастасии Фроловой за предоставленные недостоющии фотографии и данные! В данном списке приводятся только православные колокольни. Естественно, в Европе существует много башен и кампанил, но они не включены в данный список.
В данном списке приведены существующие колокольни, высота которых превышает 80 метров.
Вы можете помочь нам, уточнив данные которые Вам известны. Будем рады помощи в улучшении нашего списка!
СПИСОК САМЫХ ВЫСОКИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАВОСЛАВНЫХ КОЛОКОЛЕН РОССИИ И СНГ
Название | Расположение | Год постройки | Архитектор | ||
1 | Петропавловский собор | Россия, | 122,5 | 1712—1733 | Доменико Трезини |
2 | Колокольня Воскресенского собора | Россия, Шуя | 106 | 1810—1832 | Маричелли, В. М. Савватьев |
3 | Колокольня Казанского Богородичного мужского монастыря | Россия, Тамбов | 99,6 | 2009—2014 | |
4 | Колокольня Благовещенского собора | Россия, Воронеж | 97 | 1998—2009 | В. П. Шевелёв |
5 | Великая Лаврская колокольня | Украина, Киев | 96,52 | 1731—1745 | Готфрид Иоганн Шедель |
6 | Колокольня Спасо-Преображенского собора | Россия, Рыбинск | 93,8 | 1797—1804 | |
7 | Россия, | 93,7 | 1772-1779 | ||
8 | Колокольня Николо-Угрешского монастыря | Россия, Московская обл., г. Дзержинский | 93 | 1758—1763, перестроен в 1859 г. | |
9 | Колокольня Николо-Берлюковской пустыни | Россия, Московская обл, с. Авдотьино | 90,3 | 1895—1899 | Александр Степанович Каминский |
10 | Россия, Ивановская обл., с. Вичуга | 90 | 1908—1911 | И. С. Кузнецов | |
11 | Александровская колокольня Успенского собора | Украина, Харьков | 89,5 | 1821—1841 | Е. Васильев, А. Тон |
12 | Колокольня Троице-Сергиевой Лавры | Россия, Московская обл., г. Сергиев-Посад | 88 | 1740—1770 | Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин |
13 | Колокольня Рязанского Кремля | Россия, г. Рязань | 83,2 | 1789—1840 | С. А. Воротилов, И. Ф. Русско, К. А. Тон, Н. И. Воронихин |
14 | Колокольня Всехсвятского кафедрального собора | Россия, г. Тула | 82 | 1776—1825 | Василий Федосеевич Федосеев |
15 | Колокольня Свято-Троицкого монастыря | Россия, г. Алатырь | 81,6 | 2006-2011 | Вердин В. А., Силуков В. А. |
16 | Колокольня Ивана Великого | Россия, Москва, Кремль | 81 | 1505-1508 | Бон Фрязин |
17 | Колокольня Свято-Успенской Саровской пустыни | Россия, г. Саров | 81 | 1789—1799 | К.И.Бланк |
18 | Колокольня Спасского собора | Россия, г. Пенза | 81 | строится | Херувимов О.Г. |
19 | Колокольня Благовещенского собора | Украина, Харьков | 80 | 1888—1901 | М. И. Ловцов |
20 |
Не вошли в список:
Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово (Рязанская обл) — 76 метров (арх. И.С,Цеханский) — размер уточнен.
Колокольня «Пересвет» Троицкого кафедрального собора, Россия, г. Брянск — — 70,25 м с крестом, 65 м — без креста (арх.О.А. Грозева) — размер уточнен у проектировщиков в ООО «Творец».
РАЗРУШЕННЫЕ КОЛОКОЛЬНИ
НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ ПРОЕКТЫ
bellschool.ru
7 легендарных колоколов | Русская семерка
Они — «голос» России. Звучащий то романтичным вечерним звоном, то тревожным набатом, то переливчатым благовестом. У каждого русского колокола своя судьба, своя история. К сожалению, от многих из них до нас донеслись только «отголоски». А некоторым, по преданию, еще предстоит возвестить великое возрождение земли русской…
1
Вечевой Новгородский колокол
О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В 1478 году, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе. События те описаны в летописях буквально по дням. 8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити”. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. С таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда, что вечник «в плен московский на позорище» не пошел. Добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки. А осколки вечника превратились в маленькие колокольчики… Но летописи говорят о том, что колокол благополучно добрался до Москвы. Там, на колокольне Успенского собора, подавив гордость, стал петь в один голос с другими русскими колоколами. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский «Набатный» или «Всполошный» и помещен в полубашенке возле Спасских ворот. А в 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича, якобы был сослан в Николо-Карельский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал его.
2
Угличский набатный ссыльный колокол
До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 года, когда был убит царевич Дмитрий, колокол вдруг сам «неожиданно заблаговестил». Это по легенде. По исторической версии, по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку. Целый год они на себе, под конвоем стражников, тянули колокол до Тобольска.Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”. Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Так, волею судьбы “вечный ссыльный” оказался не вечным.
3
Благовестный колокол Саввино-Старожевского монастыря
Благовестники, самые тяжелые среди церковных колоколов, издревле определяли своим голосом характер звона того или иного храма или монастыря. В середине XVII века усердием почитателя преподобного Саввы государя Алексея Михайловича появился свой «Царь-колокол» и в Саввино-Сторожевском монастыре. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый монастырский колокол — Большой Благовестный — весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было, и, по преданию, был слышен даже в Москве. Он являлся уникальным в колокольном литье явлением — это “колокол, настроенный сам в себе”. Необычайная чистота сплава колокола до сих пор вызывает удивление специалистов. Кроме звучания, Благовестный колокол замечателен своим внешним оформлением. Он не имел никаких общепринятых для колоколов украшений (образы Спасителя, Богородицы, святых, царские гербы и регалии), кроме надписи, покрывавшей его стенки в девять рядов. Из них нижние три – тайнопись, составленная лично Государем
4
Соловецкий пленный колокол
Летом 1854 года английские корабли блокировали беломорские порты. 6 июля два шестидесятипушечных фрегата «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецкому монастырю. После отказа архимандрита Александра сдать обитель, начался неравный бой. Всего то две шестифутовые монастырские пушки против ста двадцати орудий фрегатов. Беспримерная храбрость и яростное сопротивление защитников монастыря вынудили англичан отступить. Спустя пятьдесят лет, в 1908 году, Соловецкий монастырь посетил член Лондонской торговой палаты Эдвард Келарт. Тогда один из монахов сообщил ему о краже англичанами русского колокола в 1854 году. Келарт с недоверием отнесся к истории, ведь монастырь не был взят. Сделали запрос. Выяснилось, в Портсмуте действительно хранился колокол, вывезенный из Беломорья. Весом в 139 килограмма, с изображением иконы Казанской Божией Матери. Надпись на нем сообщала: «1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы». Предположительно, он был вывезен из Никольской церкви на Ковде. Вернули соловецкий колокол только в 1912 году. 4 августа, на монастырском пароходе бывшего пленника привезли на Соловки. Радостным трезвоном встречали его колокольные собратья. Сотни богомольцев и монахов заполнили берег. «Возвращенца» подвесили на Царской колокольне рядом с «Благовестом» — еще одним символом чудесного спасения обители.
5
Царь-колокол
«Царь-колокол» относится к богатырям – тысячникам. Такие колокола стали отливать с XVI века. В 1533 г. мастер Николай Немчин отлил первый «тысячник», установленный на специальной деревянной звоннице в Московском Кремле. В 1599 году в Москве был отлит Успенский Большой колокол весом более 3 тыс. пудов. Он погиб в 1812 году, когда французы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого. Но в 1819 году литейщик Яков Завьялов воссоздал этот колокол. Весом уже 4 тыс. пудов, он сохранился и сегодня, находится на звоннице Кремля. В XVII в. русские колокольных дел мастера снова отличились. Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, в 1622 г. завершил работу над колоколом «Реут» в 2 тыс. пудов, который сейчас находится на колокольне Ивана Великого. В 1655 г. Александр Григорьев в течение года отлил колокол в 8 тыс. пудов. По свидетельству очевидцев, для раскачки 250-пудового языка требовалось 40 — 50 человек. Колокол звонил в Кремле до 1701 г., когда во время пожара упал и разбился. Воссоздать самый большой колокол в мире вознамерилась Государыня Императрица Анна Иоанновна, увеличив его вес до 9 тыс. пудов. Отливать заказ взялась известная династия колокольных мастеров Моториных. В ноябре 1735 г. колокол был успешно завершен. Он весил 12327 пудов (около 200 т.) и был назван «Царем-колоколом». Весной 1737 г. во время очередного пожара загорелся деревянный сарай над колокольной ямой, где находился колокол. От огня он раскалился, а при попадании воды в яму дал трещины. От колокола откололся «небольшой» кусочек в 11,5 т. И только в 1836 г., спустя сто лет, «Царь-колокол” был поднят и установлен на специальном постаменте у колокольни Ивана Великого, где обретается и поныне.
6
Колокола Ростова Великого
В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом «всего» 500 пудов, названный «Лебедем». В следующем году — «Полиелейный» весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер. А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол — в 2000 пудов по имени «Сысой». Раскачивают его два человека, и до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию. «Голодарь» («Великопостный») переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам. Самый старый колокол звонницы Успенского собора «Баран» (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. Остальные колокола — от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: «Красный» и «Козел». Эти колокола датируются XVII веком. Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших – поперек, всего 13 колоколов. Замысел был гениальный — об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России. Здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны.
7
Колокола Троице-Сергиевой Лавры
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры одна из самых высоких и самых красивых в России. 88-метровую ажурную белокаменную красавицу иногда сравнивают с русской березой. Ее начали строить в 1740 году, а закончилось возведение к 1770 году, при Екатерине II. Колокольный подбор Лавры славился по всей России как самый древний и обладал красивым слаженным звучанием. Самый ранний из сохранившихся колоколов Троице-Сергиевой Лавры — «Чудотворцев», отлитый в 1420 году при игумене Никоне — преемнике преподобного Сергия Радонежского. «Лебедь», или «Полиелейный» был отлит для Лавры в 1594 году на средства Бориса Феодоровича Годунова. В 1602 году в монастырь привезли из Москвы еще один колокол, пожалованный Годуновым. В Троицкую обитель за ним шел сам «царь и великий князь Борис Федорович всея Руссии и с царицею». Позже, в 1683 году, в мастерских самой Лавры был отлит «Корноухий» (названный так оттого, что имел не медные, а железные уши), или «Воскресный» колокол, имеющий весу 1275 пудов. А в 1759 году на колокольню был поднят уникальный благовестный колокол «Царь», в 4 000 пудов. Вес только его языка составлял 88 пудов! Зимой 1930 года, исторические колокола «Корноухий», «Годуновский» и «Царь», шедевры колокольных мастеров, были уничтожены. Об этой трагедии сохранилось свидетельство в дневниках М.М. Пришвина: “11-го января сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола… Большой Царь доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Корноухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами… Когда он упал, то и разбился вдребезги. По-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Корноухого.” 16 апреля 2004 года на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый «Царь-колокол», самый большой из существующих в России. Этот колокол-гигант весит 72 тонны, а его высота составляет более четырех с половиной метров.
Как звучат Аверкиевские перезвоны?
russian7.ru
Красивейшие православные колокольни / Слово Божие
Долгое время на Руси колокольни православных храмов были главными городскими достопримечательностями, да и в принципе главными местами в городе. Ведь бой колоколов не только звал на службу в церковь, но и призывал горожан со общее собрание или предупреждал о каком-то чрезвычайном происшествии. Колокольни – и сохранившиеся через столетия, и новые – радуют взгляд и сегодня.Петропавловский собор
Усыпальница русских императоров, высота 122,5 метра.
Колокольня Казанского Богородичного монастыря
Многоярусная монастырская колокольня была снесена в советские годы, заново отстроена в 2011, высотой 107 метров.
Колокольня Воскресенского собора
106-метровая колокольня — стоящая отдельно от храма.
Храм Христа Спасителя
Кафедральный собор Русской православной церкви имеет высоту 103 метра.
Исаакиевский собор
Крупнейший православный храм Санкт-Петербурга с высотой 101,5 метра.
Колокольня Благовещенского собора
97 метровый храм города Воронежа
Великая Лаврская колокольня
Колокольня Киево-Печерской лавры в 96,5 метра, на протяжении полутора веков оставалась самым высоким зданием Украины.
Спасо-Преображенский кафедральный собор
Возведённый на крутом берегу Амура, высотой 96 метров, является самым высоким зданием Хабаровска.
Колокольня Спасо-Преображенского собора
Храм Рыбинской епархии Ярославской митрополии Русской православной церкви, с высотой колокольни 93,8 метра.
Колокольня Церкви Петра и Павла
Архитектурный шедевр ростовской земли, села Поречье-Рыбное, имеет высоту 93,7 метра.
Колокольня Николо-Угрешского монастыря
93-метровая колокольня в городе Дзержинский, Московской области.
Колокольня Николо-Берлюковской пустыни
Монастырь на окраине села Авдотьино, на территории Ногинского района Московской области, с колокольней 90,3 метра.
Храм Воскресения Христова в Тезине
Колокольня храма высотой 90 метров, расположена в селе Вичуга, Ивановской области.
Александровская колокольня Успенского собора
Один из старейших православных храмов Харькова, высота которого 89,5 метра.
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
В центре города Сергиев-Посад Московской области находится колокольня 88-метровой высоты.
Собор Александра Невского
Высота храма в Нижнем Новгороде составляет 87 метров.
Цминда Самеба
Собор Святой Троицы в Тбилиси высотой 86 метров.
Тимишоарский собор
Кафедральный собор в Тимишоаре, Румыния, высота купола 83,7 метра.
Колокольня Рязанского Кремля
Историко-архитектурный музей-заповедник под открытым небом в Рязани, с колокольней 83,2 метра.
Колокольня Всехсвятского кафедрального собора
Православный кафедральный собор Тулы, его 82 метровая колокольня видна почти со всех точек города.
Колокольня Свято-Троицкого монастыря
Православный монастырь в городе Алатырь (Чувашия), высота колокольни 81,6 метра.
Колокольня Ивана Великого
81-метровая церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля
Колокольня Свято-Успенской Саровской пустыни
Мужской монастырь в городе Сарове на севере Тамбовской губернии с колокольней в 81 метр.
Спас на Крови
Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова высотой 81 метр.
Колокольня Спасского собора
81-метровое грандиозное и эффектное здание Пензы.
Храм Святого Саввы
Храм Сербской православной церкви в Белграде высотой 79 метров.
Троицкий собор
78-метровый кафедральный собор Псковской и Порховской епархии.
Большой Златоуст
77-метровый храм-колокольня в Екатеринбурге.
Колокольня Иоанно-Богословского Пощуповского монастыря
Мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви с колокольней в 76 метров.
Свято-Троицкий собор
Пятикупольный кафедральный собор Мичуринской и Моршанской епархии Русской православной церкви, с высотой центрального купола 75,6 метра.
slovobozhie.com
Самая высокая колокольня в России
Петропавловский собор среди храмов Санкт-Петербурга занимает особое место. Именно тут похоронены все российские императоры и члены царской семьи (кроме Петра II и Ивана VI). Колокольня Петропавловского собора вплоть до 2012 года была самым высоким зданием Санкт-Петербурга: его высота 122,5 метра. В былые времена она служила ориентиром в городе: видно ее было отовсюду.
Заложили храм в самом сердце Петропавловской крепости в начале XVIII века.
Петр I хотел усилить главенствующее положение Санкт-Петербурга, поэтому новый храм стал самым значительным и высоким сооружением, по показателям превышающим даже московские храмы: колокольню Ивана Великого и Меншикову башню.
Первый камень в основание собора заложили в день святых апостолов Петра и Павла, отсюда и название — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, или Петропавловский собор. Кстати, сам Санкт-Петербург тоже был назван в честь апостола Святого Петра, но со временем все больше и больше стал ассоциироваться с именем первого российского императора.
Церковь внутри церкви
Сначала церковь была деревянной (1703-1704 годы). Но потом, почти десять лет спустя, вокруг деревянного храма начали строить каменный. Была именно такая задумка: деревянный храм должен остаться внутри каменного. Строили долго, вплоть до 1732 года. Над храмом работали совершенно разные мастера. Так, главным архитектором стал Доменико Трезини, шпиль установил голландец Харман Ван Болос, иконостас был изготовлен Иваном Зарудным в Москве, а в отделке принимали участие многие художники.
Для царя в соборе оборудовали специальное место: его украсили малиновым бархатом и резной золоченой короной.
Новая мода
Внешне Петропавловский собор своими окнами, стенами и отсутствием пятиглавия больше похож на западный храм, чем на русские церкви. Некоторое время он даже задавал новую моду на строительство церквей, однако традиция просуществовала недолго, примерно до середины XVIII века.
Колокольня как смотровая
Высокую колокольню в Петропавловском соборе сделали не только с целью «переплюнуть» самые высокие храмы Москвы. Она имела вполне прикладное военное значение: в случае нападения на город с нее было бы удобно наблюдать, как к стенам крепости приближаются враги.
Кроме того, здесь хранятся военные трофеи: шведские и турецкие знамена, а до начала ХХ века храм был памятником славы русского оружия, пока все экспонаты не передали в Эрмитаж.
Самая большая колокольня
Колокольня Петропавловского собора — самая большая среди всех других колоколен, учитывая, что она не занимает отдельно стоящее здание, иногда именно этот храм считается самым высоким в мире среди православных.
Тут находится 103 колокола, причем 31 из них сохранился с 1757 года. Здесь же установлен и карильон, периодически в крепости проходят концерты карильонной музыки.
Кстати, Петропавловский собор изображен на заднем плане 50-рублевой купюры.
Летящий ангел — символ Санкт-Петербурга
Ангел, венчающий шпиль Петропавловского собора, считается одним из главных символов Санкт-Петербурга. В высоту он достигает 3,2 метра, а размах крыльев — 3,8 метра. Ангел вертится вокруг своей оси, подобно флюгеру.
С этим ангелом связана любопытная легенда. В 1829 году после сильной бури ангел накренился очень сильно и уже готов был упасть. Какое-то время он оставался согнутым, пока искали способы его восстановления. Вызвался помочь кровельных дел мастер Петр Телушкин, и даже без дорогостоящих лесов. С помощью веревки он добрался до фигуры и отремонтировал шпиль. Легенда гласит, что после этого ремонта мастер получил право на бесплатную выпивку в любом кабаке. Ему даже дали соответствующую грамоту, при предъявлении которой Петру должны были подносить рюмку. Однако мужчина потерял бумагу, и тогда ему набили клеймо на правую сторону подбородка. С тех пор ему нужно было только щелкнуть по клейму, и выпивку тут же несли. Считается, что именно так возник этот характерный жест.
travelask.ru
Русские колокола
«КОЛОКОЛА ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из глубины веков до наших дней» – так называется книга Владислава Андреевича Горохова. Вышла она в Москве в 2009 году в издательском доме «Вече». Книга относится к разряду духовно-просветительской литературы и для широкого круга читателей вряд ли предназначена. Это научное исследование о создании колоколов, о колокольном деле, о его истории, о судьбе знаменитых мастеров колокольного звона, о мастерах-литейщиках и о многом другом, прямо и косвенно касающемся литья и истории колоколов. Читать книгу не очень просто – это отнюдь не художественная литература. Но в ней содержится масса очень интересных сведений о русском колокольном звоне. Некоторые из них я приведу в этой публикации. Читать её можно под суздальский колокольный звон.
Колокола. История
Когда впервые колокол пришёл на Русь и почему так называется?
Учёные до сих пор спорят об этимологии слова. Есть в греческом языке слово «калкун», в некоторой степени созвучное слову «колокол», оно означает «било». В том же греческом языке глагол «kaleo», переводится как «звать». Крик в древнеиндийском языке – «kalakalas», а в латинском – «kalare». Все они в той или иной степени созвучны и объясняют дохристианское предназначение колокола – созывать людей. Хотя скорее всего, слово «колокол» берёт начало от славянского «коло» – круг. От этого же обозначения происходят другие слова, например – «колобок», «коловорот». Есть и астрономические понятия с этим же корнем – «коло солнца», «коло луны». Поэтому понятие «коло – кол» можно объяснить как окружность в круге – «коло-кол».
Правда, президент Российской академии наук с 1813 по 1841 год А.С.Шишков в «Кратком азбучном словаре» описывает происхождение слова «колокол» от слова «кол» и объясняет, что в древности для извлечения звука ударяли медной жердью, называемой «кол» о другую такую же жердь – «кол о кол». Созвучие и правда очевидно, но не все слова в русском языке произошли от простого созвучия и слияния нескольких определений.
Доподлинно неизвестно когда впервые люди стали использовать колокола. Вряд ли в дохристианские времена. Упоминания о них в летописях датируются XII веком. Есть запись о колоколе в Путивле, от 1146 года, во Владимире-на-Клязьме в 1168 году. А знаменитый вечевой колокол в Великом Новгороде впервые упомянут в 1148 году.
Колокола. Из какого металла отливали
Из чего делали колокола? Понятно, что из колокольной бронзы – сплава меди и олова. Многие считают, что для чистоты звука в сплав добавляли драгоценные металлы. Ничего подобного! Наоборот, для достижения лучшего звучания в колоколе не должно быть никаких примесей – лишь медь и олово, причём в следующем соотношении – 80% меди и 20% олова. В сплаве для изготовления колокола допускалось не более 1, максимум – 2% естественных примесей (свинец, цинк, сурьма, сера и другие). Если же состав примесей в колокольной бронзе превышает допустимые два процента, звук колокола значительно ухудшается. С колокольной медью всегда были трудности. Ведь процентное отношение примесей точно никто не знал, химического анализа ещё не существовало. Интересно, что в зависимости от величины колокола мастер увеличивал или уменьшал соотношение олова. Для небольших колоколов олова добавляли больше – 22-24%, а для крупных – 17-20%. Ведь если в сплаве больше олова, звук будет звонче, зато сплав будет хрупким и колокол легко может разобиться. В старые времена понижали процент олова для гарантированной прочности колокола.
Что касается золота и серебра, то этими металлами нередко золотили или серебрили поверхности колоколов, делали надписи, изображения. Известен колокол, который сплошь покрыли серебром. А иногда серебряными колоколами называли те, в составе которых было много олова – сплав в этом случае получался светлым.
Чтобы подчеркнуть удивительный звон колокола или ансамбля колоколов говорят, что у них “малиновый звон”. Оказывается, это определение никакого отношения к ягоде не имеет. Происходит оно от названия города Мехелен, что находится в той части Бельгии, что в старину называлась Фландрией. Французское название города – Malines (Мали́н), именно там в Средневековье разработали оптимальный сплав для литья колоколов. Потому и у нас приятный по тембру, мягкий, переливающийся звон стали звать по звону из города Малина – т.е. малиновым звоном.
Уже к XVII веку Мехелен стал центром колокольного литья и колокольной музыки в Европе, и по сей день остаётся таковым. Знаменитые карильоны делают именно в Малине. В России первый карильон услышали благодаря Петру I, царь заказал его в Южных Нидерландах и его звон соответствовал мехеленскому (малиновому) стандарту.
Имена колоколов
А сколько же колоколов было на Руси? Или, хотя бы в Москве? По сведениям шведского дипломата Петра Петрея, который написал «Историю о великом княжестве московском» в столице государства в XVII веке было свыше четырёх тысяч(!) церквей. В каждой – от 5 до 10 колоколов. А норвежский писатель Кнут Гамсун на рубеже XIX – XX веков пишет:
«Я побывал в четырёх из пяти частей света. Мне приходилось ступать на почву всевозможных стран, и я повидал кое-что. Я видел прекрасные города, громадное впечатление на меня произвели Прага и Будапешт. Но чего-либо подобного Москве я никогда не видел. Москва – это нечто сказочное. В Москве около 450 церквей и часовен. И когда начинают звонить в колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением. С Кремля открывается вид на целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на земле может существовать подобный город. Всё кругом пестрит красными и золочёными куполами и шпилями. Перед этой массой золота в соединении с ярким голубым цветом бледнеет всё, о чём я когда-либо мечтал».
В старину, да и теперь, большие звучные колокола получали собственные имена. Например – «Медведь», «Господарь», «Гуд», «Переспор», «Неопалимая Купина», «Георгий», «Сокол». Некоторые , напротив, получали обидные клички: «Баран», «Козёл», «Беспутный» – так народ именовал те колокола, что диссонировали с звучанием общего ансамбля звонницы.
Колокола на колокольне и звоннице
Интересно, что звучание подбора, то есть группы колоколов зависит от того, где они расположены.
Суздаль. Колокольня Смоленской церквиНеобходимо, чтобы вес колоколов равномерно распределялся на несущих конструкциях звонницы во избежание перекоса. Обычно колокола развешивают, увеличивая их вес справа налево от помоста звонаря.
Выяснилось также, что оптимальной для благозвучия является шатровая колокольня с опорным столбом посередине. Самый большой колокол (или пара больших) размещают по одну сторону столба, все остальные – по другую. Колокола подвешивают на брусьях, которые одновременно служат опорой для основания шатра, иногда их располагают на специальных балках.
Почему же в некоторых храмах и монастырях строят колокольни, в некоторых – звонницы? Колокольни удобны с точки зрения размещения колоколов на разных ярусах. В них можно поместить много разных колоколов. И звук с колокольни распространяется равномерно, во все стороны. Со звонницы звучание подбора с разных сторон слышно по-разному. Но на них удобно добиться слаженности звучания. Ведь на разных ярусах колокольни звонари не видят друг друга, тогда как на звоннице они стоят рядом и ансамбль колокольного звона звучит слаженно.
На Русском Севере, где селения редки а расстояния огромны, колокольни старались располагать таким образом, чтобы звук от одной из них был слышан на другой. Таким образом колокольни «переговаривались» друг с другом, передавали вести.
Мастера колокольных дел
Благозвучный перезвон колоколов зависит не столько от их расположения. У каждого из них есть свой родитель – мастер, который их сделал. Есть мнение, что старые колокола звонили лучше, звон у них был серебряный, малиновый. Но нужно знать, что древние мастера тоже ошибались. У них под руками не было пособий и технических методик. Всё делалось методом проб и ошибок. Порой приходилось не раз переливать колокол. Опыт и умение приходили со временем. История донесла до нас имена знаменитых мастеров. При царе Борисе Годунове жил литейщик, которого больше помнят как создателя знаменитой «Царь-пушки» в Москве. Но он был известен и как колокольных дел мастер. Звали его Андрей Чохов. До наших дней дожили четыре его пушки и три колокола. Колокола висят на Успенской звоннице Московского Кремля. Самый большой из них зовут «Реут». Он весит 1200 пудов, отлит был в 1622 году. Там же есть и два небольших колокола, отлитые годом ранее.
Соборная площадь Кремля. Успенская звонница и колокольня Иван ВеликийЗнаменит был и мастер-литец Александр Григорьев. Жил он при царе Алексее Михайловиче. Колокола его работы предназначались для самых знаменитых храмов. В 1654 году он отлил 1000-пудовый колокол для Софийского собора в Новгороде. Годом позже – 187-пудовый, набатный на Спасские ворота Кремля. Ещё через год – колокол весом в 69 пудов для Иверского монастыря на Валдае. В 1665 году 300-пудовый для Симонова монастыря в Москве и в 1668 – для Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, весом в 2125 пудов. К сожалению, не один из них не сохранился.
Знаменитой была и династия литейщиков Моториных. Родоначальником её был Фёдор Дмитриевич. Его дело продолжили сыновья Дмитрий и Иван, внук Михаил. В истории колокольного дела Иван Дмитриевич считается самым выдающимся мастером. Его колокола звонили и в Троице-Сергиевой лавре, и в Киево-Печерской. Для последней он отлил самый главный колокол весом в 1000 пудов.
Царь-колокол в МосквеОн подготовил отливку Царь-колокола, завершил дело его сын Михаил Иванович Моторин. О самом большом колоколе в мире мы рассказывали в статье «Царь-колокол».
Колокольные артели и заводы
На смену мастерам-одиночкам пришли целые артели, а потом – заводы. На всю страну славился завод П.Н.Финляндского. Открылся завод в Москве в конце XVIII века, когда литейное производство в самом городе, на Пушечном дворе держать более стало опасно. На его заводе выполняли заказы на отливку колоколов из Парижа, Сан-Франциско, Афона, Иерусалима, Токио и других стран. Отливали колокола и для храма «Спас на Крови». А когда сам хозяин появлялся на Сухаревке и покупал бронзовый лом, то в Москве знали – скоро колокол отливать будут. Пора слухи распускать. И ходили по златоглавой удивительные небылицы – что в Москва-реке кита поймали, что Спасская башня провалилась, да что на ипподроме жена швейцара тройню родила и все с жеребячьими головами! И все знали – у Финляндского колокол льют, а чтобы звук будущего новорожденного чище и звонче был, надо небылиц побольше наплести, вот и старались.
Славился также завод Михаила Богданова. Делали они и маленькие поддужные колокольчики и нередко на заснеженных дорогах «однозвучно звучал колокольчик», отлитый на заводе Богданова.
На заводе Афанасия Никитича Самгина отливали колокола для храма Христа Спасителя Преславного Преображения, что построен на месте крушения царского поезда где, благодаря огромной физической силе Александра III, осталась невредимой вся императорская фамилия.
В конце XIX столетия все путеводители Ярославля настойчиво рекомендовали посетить литейный завод товарищества Оловянишникова, чтобы понаблюдать за захватывающим зрелищем – отливкой нового колокола. Высокое качество колоколов Оловянишниковых признали и в Старом, и в Новом свете – завод получил серебряную медаль на выставке в Новом Орлеане и золотую – в Париже.
Звонари. Константин Сараджев
Но как бы не хорош был колокол, если тронет его рука постороннего человека, то не запоёт он, а застонет. Были на Руси знаменитые звонари. Есть и сейчас. Но один из них был совершенно уникальным музыкантом – по другому и не назовёшь Константина Сараджева. Его судьбу, как и судьбу многих других, разрушило послереволюционное лихолетье. Умер удивительный звонарь в 1942 году в возрасте 42 лет в доме для нервно-больных. Вот что говорил о своём чувстве музыки сам звонарь:
«С самого раннего детства я слишком сильно, остро воспринимал музыкальные произведения, сочетания тонов, последовательности этих сочетаний и гармонии. Я различал в природе значительно, несравненно больше звучаний, чем другие: как море сравнительно с несколькими каплями. Много больше, чем абсолютный слух слышит в обычной музыке!..
И сила этих звучаний в их сложнейших сочетаниях не сравнима ни в какой мере ни с одним из инструментов – только колокол в своей звуковой атмосфере может выразить хотя бы часть величественности и мощи, которая будет доступна человеческом у слуху в будущем. Будет! Я в этом совершенно уверен. Только в нашем веке я одинок, потому что я слишком рано родился!»
Послушать Сараджева приходили профессиональные музыканты, учёные, поэты, все любители хорошей музыки. О том, где и когда будет звонить Сараджев, узнавали друг от друга и собирались к назначенному времени. Среди почитателей была и Анастасия Цветаева. Вот как она по собственным впечатлениям писала в рассказе «Сказ о звонаре московском»:
«И всё-таки звон ворвался неожиданно, взорвав тишину… Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул – и второй удар! Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идёт от него… И вдруг – заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением неведомых больших птиц, праздником колокольного ликования! Перемежающиеся мелодии, спорящие, уступающие голоса… оглушительно нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр!
Это было половодье, хлынувшее, ломающее лёд, потоками заливающее окрестность…
Подняв головы, смотрели стоявшие на того, кто играл вверху, запрокинувшись. Он летел бы, если бы не привязи языков колокольных, которыми он правил в самозабвенном движении, как бы обняв распростёртыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов – гигантских птиц, испускавших медные гулкие звоны, золотистые крики, бившиеся о синее серебро ласточкиных голосов, наполнивших ночь небывалым костром мелодий»
Незавидна судьба Сараджева. Незавидна и судьба многих колоколов. Горельефы знаменитых учёных и писателей, что украшают здание библиотеки им. Ленина в Москве на Моховой улице сделаны из колокольной бронзы – к 16-ти летию Октябрьской революции для них перелили колокола восьми московских храмов.
Горельеф на библиотеке им. ЛенинаКолокола – путешественники Данилова монастыря
А с колоколами Данилова монастыря и вовсе произошла удивительная история. Коммунисты запретили колокольный звон по всей России же в 20-х годах ХХ века . Множество колоколов сбросили с колоколен, разбили, перелили на “нужды индустриализации”. В 30-х годах американский предприниматель Чарльз Крейн купил по цене лома колокола Данилова монастыря: 25 тонн колоколов, весь подбор монастырского звона. Крейн хорошо понимал и ценил русскую культуру и осознавал, что если не выкупить этот ансамбль, он навсегда будет потерян. В письме Чарльза сыну Джону мы находим объяснение его поступку: «Колокола великолепны, красиво установлены и сделаны в совершенстве… этот небольшой подбор может быть последним и почти единственным фрагментом прекрасной российской культуры, оставленным в мире».
Приобретение предпринимателя нашло новый дом в Гарвардском университете. Настраивал этот ансамбль Константин Сараджев. Среди 17 вновь прибывших колоколов студенты сразу выделили один с удивительным и редким по красоте звуком и сразу окрестили его «Колокол Матушки Земли». Его отливал в 1890 году на заводе П.Н.Финляндского знаменитый мастер Ксенофонт Верёвкин. Были в ансамбле и два колокола самого Фёдора Моторина, отлитые в 1682 году – «Подзвонный» и «Большой».
После войны студенты Гарвардского университета организовали клуб звонарей русских колоколов и осваивали традиции звона. Но вот незадача, как бы не настраивали русские колокола на чужбине, каких бы мастеров не приглашали, звучали они не так радостно, звучно и весело, как в родном Даниловом монастыре. Звук от них шёл чистый, громкий, мощный, но очень одинокий и настороженный, не создающий ансамбль. Колокола подтвердили старое русское поверье, что лучший звук у колокола – у себя на Родине. Ведь не стал звонить владимирский колокол в Суздале, куда возил его великий князь Александр Васильевич Суздальский. Об этом и в летописях упоминается. А как вернули его на родное место, так и «глас яко же и прежде богоугоден».
Видно тосковали колокола по родной Даниловой обители. Прошли безбожные времена. В 1988 году одним из первых на Руси вновь открылся монастырь князя Даниила, возобновились службы в его храмах. Патриарх Алексий II освятил звонницу старейшей обители в Москве. Для университета Гарварда на воронежском колокололитейном заводе фирмы «Вера» заказали новые колокола – точно такие же, числом 18, общим весом 26 тонн. Отливку делали по старинным технологиям. Разве что вместо глиняных форм применили керамические. Поэтому рисунки на новых колоколах получились на редкость чёткими. И звучание дубликатов соответствует звучанию подлинного подбора – это было главным условием возвращения колоколов в Москву.
А «странники», столько лет благодарно служившие американским студентам, вернулись в родную обитель. Вместе с копиями колоколов Данилова монастыря на заводе отлили ещё два – для университета с символикой Гарварда с благодарностью за сохранение бесценного сокровища и для Свято-Данилова монастыря с символикой России и США в благодарность тем, кто участвовал в судьбе нашей звучащей святыни, кто верил, ждал и дождался.
Колокола. Обычаи
Говоря о колокольных традициях, нельзя не вспомнить и маленькие поддужные колокольчики, которые отливали на Валдае. Колокольчики эти звенели на всех проезжих трактах, а в городах велено было их подвязывать. Только императорские курьерские тройки могли скакать в городах с колокольчиком. Легенда гласит, что когда повезли в Москву мятежный Вечевой колокол из Новгорода, то не покорился он завоевателям. На Валдае свалился колокол с саней и разбился на тысячи… маленьких колокольчиков. Конечно, это не более чем легенда, но именно там находится единственный в России музей колоколов. Подчеркну – колоколов, а не валдайских колокольчиков.
Русские колокола всегда отличались колоссальными размерами по сравнению с их европейскими собратьями. Один из крупнейших западных колоколов – краковский “Зигмунт” (о нём будет сказано ниже) – весит всего лишь 11 тонн, что для России звучит довольно скромно. Ещё при Иване Грозном у нас отлили 35-тонный колокол. Известен был колокол весом 127 тонн, отлитый по приказу царя Алексея Михайловича. Он разбился, упав со звонницы, во время одного из многочисленных московских пожаров. Отливка огромного колокола была богоугодным делом, ведь чем больше колокол, чем ниже его звучание, тем быстрее молитвы, вознесённые под этим колоколом, достигнут Господа. Но есть и другая причина, почему в Западной Европе колокола не достигли таких размеров, как у нас. Ведь на западе раскачивают сам колокол, а в России – лишь его язык, который весит несоизмеримо меньше. Однако и на Западе существует множество знаменитых колоколов и не меньше связанных с ними легенд и любопытных историй.
Колокола в Европе
Удивительная колокольная история произошла в середине XVII века в Моравии. Шведский полководец Торстенсон три месяца беспрерывно атаковал богатейший город Чехии Брно. Но взять город шведы так и не смогли. Тогда командующий собрал военный совет и объявил собравшимся, что на следующий день состоится последний штурм города. Брно должен быть взять до того, как в полдень зазвонит колокол на соборе Святого Петра. «В противном случае нам придётся отступить» – твёрдо сказал полководец. Это решение услышал местный житель и, оценив их важность, пробрался в город и сообщил об этом горожанам. Жители Брно сражались не на жизнь, а на смерть. Но и шведы им не уступали. Враги в некоторых местах преодолели городские стены, когда колокол собора пробил 12 раз. Никто не посмел ослушаться приказа Торстенсона, неприятель отступил к вечеру навсегда ушёл из Брно. Так 12 ударов спасли город. С тех пор ежедневно ровно в 11 часов в память об этом событии с главного собора раздаются не 11, а 12 ударов колокола. Также, как и более 350 лет назад, когда находчивые горожане на час раньше пробили спасительные 12 ударов.
Интересны некоторые колокольные традиции запада. В Бонне «Колокол чистоты» созывал жителей на еженедельную уборку городских улиц и площадей, немецкий «воскресник». В Турине «Хлебный колокол» сообщал хозяйкам, что пора замешивать тесто. «Трудовой колокол» Бадена объявлял об обеденном перерыве. В Данциге ждали удара «Пивного колокола», после которого открывались питейные заведения. А в Париже, наоборот, таковые закрывали по сигналу «Колокола пьяниц». В Этампе звон колокола предписывал гасить городские огни и его прозвали «Преследователем гуляк», а в Ульме «Колокол чудаков» напоминал, что поздно вечером опасно оставаться в тёмных и тесных средневековых улочках города. В Страсбурге о начале грозы предвещал «Колокол бури». На Старомейской площади Праги есть дом «У каменного колокола», угол его фасада украшен архитектурным элементом в виде колокола. Старая легенда говорит, что наступит время и этот колокол оживёт и заговорит на своём языке. Старинный колокол в Кракове “Зигмунд” может и тучи разогнать, и девушкам суженого накликать.
Краков. Вавель. Колокол “Зигмунд”Колокола в литературе
Русский народ придумал множество загадок о колоколе. Вот самые интересные:
Из земли взяли,
На огне грели,
Опять в землю положили;
А как вынули – стали бить,
Чтоб мог говорить.
В церковь других созывает, а сам в ней не бывает.
Живой мёртвого бьёт,
Мёртвый благим голосом кричит,
На крик народ бежит.
Не обошли колокол и русские поэты. Известно стихотворение Великого Князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) о русском звоне. Все помнят стихотворение Владимира Высоцкого «Набат». На памятной доске поэта на Малой Грузинкой улице, где жил Высоцкий его портрет изображён на фоне разбитого колокола.
Мемориальная доска Владимиру Высоцкому на доме Малая Грузинская, 28Большую коллекцию колокольчиков собрал Булат Шалвович Окуджава. До сих пор ежегодно 27 августа в Переделкино отмечают день колокольчика. В этот день почитатели творчества Окуджавы привозят в его дом музей очередной дар – колокольчик.
Как радостно, что сейчас опять зазвучали в церквях колокола. Пока робко и скромно. Но чисто и звучно плывёт над Родиной серебряный звон.
«…В синем небе, колокольнями проколотом, –
Медный колокол, медный колокол –
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал….»
В.Высоцкий «Купола» 1975 г.
А это настоящий колокольный звон суздальских звонарей Спасо-Евфимьевского монастыря. Услышать их может каждый, исполняют они небльшой колокольный концерт ежечасно, когда монастырь открыт для посетителей. Две записи, – на три минуты.
И короче – меньше двух минут.
По материалам книги В.А.Горохова «Колокола земли русской. Из глубины веков до наших дней». М, «Вече», 2009 г.
Далее:
Двухэтажный автобус в Москве
Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide
kraeved1147.ru
Колокольни на Руси. — очарованный странник
Люди с ветхозаветных времен стемились вверх , ближе к Богу . Высота всегда была элементом амбиций, гордости . Ориентиром на Руси многие века была колокольня Ивана Великого в Москве ,которая тоже росла постепенно вверх . В Ивановской области есть милый город Юрьевец . Самый старый город области . Из -за водохранилища старая часть города находится ниже уровня воды и защищена дамбой . В центре города стоит Колокольня Георгия Победоносца 1840 года. архитектора П.И.Фурасова ,. приблизительно 70 метров .
даже в кадр не влезла .
Колокольня Воскресенского собора, в городе Шуя. Занимает второе место в России по высоте, среди отдельно стоящих колоколен православных храмов. Высота колокольни 106 метров, высота шпиля 35 метров, высота креста 3,64 метра. Строительство колокольни начинал итальянский архитектор Маричелли, в 1810 году. Но на третьем ярусе конструкция не выдержала и обрушилась. Марицелли сбежал, а строительство закончил простой крестьянин из Владимира Михаил Савватьев под руководством губернского архитектора Перова.
Калязин. Колокольня собора Николая Чудотворца
Дата постройки: Между 1796 и 1800. ( Крепостные мастера полковника Василия Федоровича Ушакова, владельца села Никитского, брали «…всю работу по строительству, согласно… плану и фасаду» на себя. Архивные документы сберегли для нас имена крепостных строителей. Это крестьяне деревни Карпове Василий Степанов, деревни Староселки Евдоким Иванов и деревни Авсергово Иван Иванов-Руделев с «товарищи». В случае, если колокольня покосится или даст трещину, крестьяне обещали за свой счет разобрать ее и вновь построить.)
Поречье- Рыбное
Ансамбль церкви Никиты Мученика и церкви Петра и Павла (1767 год) с изящной 94-метровой колокольней (сооружена в 1779 году крестьянином-самоучкой А. Козловым; самая высокая колокольня в России, расположенная не в городе , а в небольшом селе. Колокольня эта выше Ивана Великого и есть легенда, что её засыпали на 12 метров, чтобы не обгоняла Ивана.
agades-ser.livejournal.com
К о л о к о л ь н я
Колокольня — башня с открытым ярусом, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, как правило стоящая отдельно от основного здания храма, называется итальянским словом кампанила.
В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни. На иконах XVI века встречаются изображения деревянных восьмигранных колоколен. В московский период начали возводить из камня. После восьмиугольной начали делать четырёхугольные и круглые, имеющие в завершении шатёр либо шести- и восьмигранную пирамиду, иногда луковку.
Но всегда здание колокольни возводилось отдельностоящим либо с примыканием к какой-либо стороне здания храма. Высота колокольни была незначительной. Единственное исключение — Колокольня Ивана Великого в Москве. Высокие и связанные с церковью планом колокольни, появились на Руси только в XVIII веке.
Список самых высоких православных колоколен России
- Петропавловский собор 122,5 м (Петербург)
- Воскресенский собор 106 м (Шуя)
- Спасо-Преображенский собор 93,8 м (Рыбинск)
- Церковь Петра и Павла 93,7 м (пос.Поречье-Рыбное)
- Николо-Угрешский монастырь 93 м (Дзержинский)
- Николаевская Бирлюковская пустынь 90,3 м (д.Авдотьино Моск. обл.)
- Троице-Сергиева лавра 88 м (Сергиев-Посад)
- Рязанский Кремль 83,2 м (Рязань)
- Всехсвятский кафедральный собор 82 м (Тула)
- Свято-Троицкий монастырь 81,6 м (Алатырь)
В базе — 38 Колоколен
Институтом Русской Цивилизации в 2010 году была выпущена историческая энциклопедия Русские монастыри и храмы
Энциклопедия включает 1348 статей, содержащих описание русских монастырей и самых известных храмов.
Подобное обобщающее издание о монастырях публикуется впервые. Представлено 1812 иллюстраций из архивов, редких книг, а также современные фото.
Скачать данный материал можно здесь: (формат PDF размер 40МБ)
www.golddomes.ru