Марк марков гринберг – Марк Марков-Гринберг — великий фотограф Советского Союза. Многие снимки этого фотографа стали символами своего времени.

Классный дедушка — Марк Марков-Гринберг

Марк Борисович Марков-Гринберг (7 ноября 1907, Ростов-на-Дону — 1 ноября 2006, Москва) — советский фотограф, фотохудожник.

Текст: Наталья Ударцева.

Вид на Кремль с 14-го этажа гостиницы «Москва». 1930

В 1925 году стал фотокорреспондентом ростовской газеты «Советский Юг» и внештатным корреспондентом журнала «Огонек». В 1926-м переехал в Москву. Работал фотокорреспондентом профсоюзных журналов, снимал для журнала «Смена».

В 1938 году был приглашен в агентство ТАСС. Фотографии публиковались в журнале «СССР на стройке».

С первых дней Великой Отечественной войны — рядовой на фронте, с 1943 года — фотокорреспондент газеты «Слово бойца». После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете».

В 1950-е годы работал фотографом в издательстве ВДНХ и в журнале «Клуб и художественная самодеятельность».

Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках.

Почетный член Союза фотохудожников России.

Работы Маркова-Гринберга были показаны в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах.

Марк Марков-Гринберг не дожил всего год до своего столетия.

Мы с Натальей Марковной, дочерью классика советской фотографии, оставив срочные дела, пьем чай и вспоминаем.

— Почему у Вашего отца двойная фамилия — Марков-Гринберг?

— Когда Марк Борисович начал работать фоторепортером в отделе происшествий городской газеты в Ростове-на-Дону, редактор посоветовал ему «не светить» свою настоящую фамилию. Время было неспокойное: двадцатые годы, криминал. Редактор быстро придумал ему псевдоним: «Зовут тебя Марк — будешь Марковым». Долгое время, уже перебравшись в Москву, отец публиковался как «Марк Марков». Когда началась борьба с космополитизмом в конце 40-х — начале 50-х, когда из всех редакций стали увольнять фотографов-евреев, он добавил к псевдониму реальную фамилию, объяснив свой поступок так: «Пусть все знают, кто есть кто».

— Получается, это был осознанный поступок и тихий протест?

— Получается.

— А какой он был, Марк Борисович Марков-Гринберг?

— К сожалению, я мало что знаю о его работе. Он все время был в командировках. Знаю, что он легко сходился с людьми, был контактный и легкий в общении человек. Скромный, преданный работе и друзьям. О его друзьях никому не позволялось говорить неодобрительно — он вскипал.

— Он не пытался научить Вас фотографии?

 

— Пытался, но из этого ничего не вышло. В детстве он подарил мне широкопленочную камеру, я что-то пощелкала, он проявил, напечатал, далее как-то у меня не пошло. Не было условий. Мы жили в коммунальной квартире. Позже, когда мы переехали в отдельную квартиру и ему в этом же доме дали мастерскую, он как-то пригласил меня помочь ему с печатью фотографий. Но я все делала не так: не так держала пинцет, не так погружала бумагу в раствор, короче, все не так! Марк Борисович остался недоволен, а я решила, что никогда не буду фотографом, и после школы поступила в пединститут. Вообще не люблю фотографироваться, и мне не нравилось, когда Дед меня снимал.

Наталья Марковна показывает на свой портрет, висящий на стене.

— Вот это снято на цветную пленку. Дед только начал ее осваивать. Я вся получилась тона рыжей занавески, на фоне которой стояла. При печати он перевел фото в ч/б, получилось лучше, чем в цвете. Не увлекся он цветной фотографией. То ли ему не понравилось, то ли условий не было — не знаю.

Наталья Марковна называет отца Дед, она вкладывает другой смысл, а звучит как в американских семьях: Dad — папа, папочка.

Мы вспоминаем Марка Гроссе, и наше знакомство с Натальей Марковной в Перпиньяне на фотофестивале в 2002-м, где Марк организовал выставку Марка Борисовича.

— Да, а Вы знаете, чем потряс нас Марк Гроссе? Ведь Дед никого не подпускал к своим негативам. А ему доверил. Марк пришел к нам, достал белые перчатки и приготовился смотреть негативы. Дед был сражен. Он достал свои альбомчики, в которых хранились довоенные негативы. Те самые альбомчики, которые мама с собой забирала в Барнаул, в эвакуацию. Это единственное, что сохранилось из довоенного. То, что оставалось в Москве, сожгли. Было холодно, чтобы обогреться, жгли все, что могло гореть.

— Во Франции была его первая персональная выставка?

— Нет, первая была в Литве в 1985-м году. Но персональной выставки в России не было. Ретроспективная выставка была в Центре имени братьев Люмьер в этом году.

Я листаю альбом, который был сделан к открытию выставки. На обложке моя любимая фотография — «Девушка с веслом».

— Знаете, это очень символично, что девушка с веслом — сексуальный вызов советской эпохе — на обложке ретроспективного альбома Марка Борисовича. Помните, я приезжала к Вам, когда ему исполнилось 95 лет? Когда мы с ним дошли до этой фотографии, он спросил меня: «Правда, она сексуальна?». Я чуть со стула не свалилась: «Ай да Марк Борисович — в 95 лет!».

— Ну что Вы, это слово совсем не из его лексикона…

— Ну, возможно, он употребил слово «эротичная».

— На самом деле он в последние годы потеплел к этой фотографии: ее все печатали, она всем нравилась. Но своими «визитными карточками» он считал портрет Никиты Изотова, стахановца из Горловки, и фотографию установки звезды на Спасской башне. Об Изотове у него целый цикл: он ездил к нему в Горловку, снимал его с семьей и в работе. Ему сам Изотов нравился. Как человек.

— Знаете, Наталья Марковна, Ваш отец был очень смелым. Об этом говорят его фотографии. Он не боялся неожиданного построения кадра, резкого обрезания предметов. Возьмите этот снимок звезды на башне Кремля: смотрите, как смело он режет руку памятника. У него много новаторских снимков с передним планом, с обрезанными деталями, создающими объем в кадре.

Мы смотрим фотографии, Наталья Марковна добавляет:

— К выставке мне удалось найти ранее не печатавшиеся кадры.

— До войны он работал в Фотохронике ТАСС, потом ушел на войну. Что было дальше?

— Он ушел на фронт из Фотохроники ТАСС, но после войны его туда уже не пригласили.

— Как он войну выдержал?

— А как остальные?

— Мне кажется, он был такой хрупкий.

— Ну, это Вам показалось. Вы его видели уже в старости, он весь согнулся и ростом меньше стал. А был очень спортивный человек. Играл в футбол, хорошо плавал. Во время войны он все время был в армии — передвигался с частями.

Наталья Марковна достает листочки, исписанные мелким почерком.

— Вот, нашла в его бумагах. Возможно, это ответы на вопросы, как ему было на фронте.

Она читает:

«Например, съемка героев. На рассвете — на передовую. Съемка в экстремальных условиях. Возвращение на перекладных в редакцию. Проявка пленки и ночная печать. И так ежедневно. Засыпал у увеличителя. Все кадры, связанные с Великой Отечественной войной, мне очень дороги. Особенно на Курской дуге. Радовался успехам моей армии и радовался приезду Евзерихина — связи с Большой Землей. Радовался времени, когда я мог выспаться. Убийственно хотелось спать».

А вот еще:

«Самым дорогим был День Победы. Ловил себя на том, что, ликуя со своими боевыми друзьями, я забывал о своих репортерских обязанностях и давал ФЭДу отдыхать больше, чем ему надо было».

Минуту мы молчим, переживая эмоциональный привет из прошлого. Потом Наталья Марковна продолжает:

— В конце 52-го года отца «попросили» из «Иллюстрированной газеты». Всех стали выгонять, подчищать. Отцу предложили: или уволиться из армии, или поехать в Дальневосточный военный округ жить и работать. Он предпочел уволиться. Но после этого долго никуда не мог устроиться. Дед дружил с семьей Родченко. Варвара Степанова, жена Родченко, помогла ему найти работу на ВДНХ. К этому времени там многие оказались, кого по пятому пункту уволили. Работал в фотоиздательстве ВДНХ до 1957 года. А потом устроился в журнал «Художественная самодеятельность». Были два журнала, в «Клубе» работал Диамент, а в «Художественной самодеятельности» — отец, а потом эти два журнала объединили, и стал он назваться «Клуб и художественная самодеятельность». В нем отец проработал с 1957 до 1973 года, до выхода на пенсию. Веселая была жизнь, — Наталья Марковна горько улыбается.

— Недавно мне принесли рецензию одной из центральных газет на выставку в Центре имени братьев Люмьер. Под снимком «Повариха» написано: «лакировка советской действительности». Смешно! На снимке тарелки — разномастные, битые, повариха — бабеха с лапищами. И трактовка — «лакировка действительности». Может, потому, что лицо поварихи блестит? А на самой выставке я услышала мнение по поводу снимка из концлагеря Штутгоф, помните, где рука из печи: «Да это он руку положил». Вы можете себе такое представить? У Деда много кадров из лагеря. Под печью — трупы. Носилки с трупами, видно, не успели немцы отправить тела в печь. Я представила своего отца, который впервые попал в концентрационный лагерь, его состояние от увиденного. Подошел к печи, рядом валялась рука, он взял ее и хладнокровно положил в печь? Вы знали Марка Борисовича, Вы можете представить себе подобное?

— Нет, мне кажется, они потому выжили и выстояли войну, что у них была мощная нравственная основа. А почему Марк Борисович радовался приезду Евзерихина?

— Они дружили, потом война разбросала их по разным фронтам. Встреча была неожиданной. В годы войны мы с отцом не виделись. Мы в эвакуации, он на фронте. Думали, война окончится, и его вернут домой, а его перевели в Казань. Мы с мамой ездили в Казань на Новый год. Сколько-то пожили, потом вернулись домой. Отец только в конце 47-го года вернулся в Москву, но мы его редко видели — командировки. Я стала его чаще видеть, когда он вышел на пенсию и занялся внучкой. Вопрос стоял так: или мне работу бросать, или Деду на пенсию выходить. Он легко пошел на это, не считал какой-то жертвой со своей стороны. С радостью принял на себя все заботы о внучке. С удовольствием ее фотографировал, водил в школу, забирал из школы. По сравнению с ним я была мать-мачеха. Стоило мне сделать ей замечание, на меня набрасывались мои родители.

— Когда Марк Борисович вышел на пенсию, он уже не занимался фотографией?

— Только со своими ветеранами. У дивизии, в которой служил отец, была подшефная школа. В этой школе он организовал музей. Фотографировал всех ветеранов, печатал фотографии им и в музей. Создавал альбомы для школы. Днем занимался внучкой, а по ночам печатал. Параллельно, поскольку он считался «классным дедушкой», снимал одноклассников внучки, печатал им снимки. А летом, опять же ради внучки, ездил в пионерлагерь и вел там фотокружок.

— Но так и должен был поступить классный дедушка! За границей он после войны не был?

— Только в Болгарии, в доме отдыха Союза журналистов СССР.

— А какие годы были самыми угрюмыми? Или все время было угрюмым?

— Нет, самым тяжелым был год с конца 52-го до конца 53-го, пока отец не устроился на работу. Я училась в десятом классе. Все было как-то не просто. Тяжелый был год.

— А жили на что? Мама же не работала…

— Меня это как-то не очень коснулось. Мы никогда не жили роскошно. Жили скромно, но я всегда была одета по моде. Одежду шила мама. Она же носила свои вещи в ломбард. У нее были пальто, шуба и два колечка. Она их закладывала и перезакладывала. Благодаря ей мы как-то пережили трудный год и не впали в нищету. Дед много снимал в Московском зоопарке. Был знаком с Верой Чаплиной. Ее книга иллюстрирована его фотографиями. Он не был нытиком, никогда не жаловался. У него был легкий характер. Обижался на какую-нибудь ерунду — и легко отходил. Когда случалось что-то серьезное, спокойно переносил. Все делал обстоятельно и довольно медленно. Был лишен вредных привычек.

— Что-то помните из своего детства?

— Жили мы в одной комнате в коммуналке. Моя кровать стояла за ширмочкой. Приходили гости. Включали патефон. Мама очень любила танцевать. Я засыпала под музыку. Так мы и жили в коммуналке до 1966 года. Потом родители вступили в кооператив, и мы получили эту квартиру. Как раз у меня дочка родилась. Нам повезло, что это был очень дешевый кооператив. Деньги занимали у всех родственников. Потом возвращали.

— Вы говорите: командировки, командировки. Но в отпуск Вы куда-то ездили всей семьей отдыхать?

— До войны — да. Родители ездили отдыхать на юг, а меня подбрасывали дедушкам и бабушкам в Ростове-на-Дону, откуда мать и отец были родом. В Ростове, когда мне исполнилось два года, мне подарили медведя из цигейки — муфточку. Он до сих пор у нас живет.

Наталья Марковна протягивает мне черного медведя-муфточку. Я поражаюсь его выносливости, стойкости и качеству цигейки: она местами потерлась, но медведь сохранил форму, один глаз, и вполне себе живой.

— Я его очень люблю. Я больше с ним играла, чем с куклами. Он со мной в Барнауле был, в эвакуации.

— Сейчас, когда Вы разбираете архив Марка Борисовича, у Вас как-то меняется представление о нем?

— Да, нет. Убеждаюсь в том, что знала. Например, что главным для него все-таки была его работа.

 

Атака. Вперед на врага. 1944

Обкатка пехоты танками. Курская дуга. 1943

Встреча челюскинцев на улицах Москвы. 1934

Манежная площадь. 30-е годы

Под парусами. Селигер. 1930-е годы

Поворот истории. Установка звезды на Спасской башне Кремля. 1935

Волгарь. 1930-е годы

Повариха. 1930-е годы

Девушка с веслом. 1930-е годы

fotosky.ru

Марк Марков-Гринберг. Не выдыхая — Фрикции. Classic Pics — Блоги

  • Главная
  • Футбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Кубок Америки
    • Кубок Африки
    • Лига чемпионов
    • Россия
    • Англия
    • Испания
    • Италия
    • Германия
    • Франция
    • Сборные
    Все турниры
    • Ливерпуль
    • Тоттенхэм
    • Челси
    • Арсенал
    • Зенит
    • Барселона
    • Реал Мадрид
    • Спартак
    • Сборная России
    • Манчестер Юнайтед
    Все клубы
    • Салах
    • Сон Хын Мин
    • Азар
    • Месси
    • Роналду
    • Головин
    • Мбаппе
    • Суарес
    • Дзюба
    • Неймар
    Все футболисты
  • Хоккей
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • НХЛ
    • КХЛ
    • Кубок Стэнли
    • Чемпионат мира
    • Молодёжный чемпионат мира
    Все турниры
    • Бостон
    • Сент-Луис
    • СКА
    • ЦСКА
    • Авангард
    • Салават Юлаев
    • Спартак
    • Тампа-Бэй
    • Вашингтон
    • Питтсбург
    Все клубы
    • Владимир Тарасенко
    • Брэд Маршанд
    • Патрис Бержерон
    • Александр Овечкин
    • Евгений Малкин
    • Артемий Панарин
    • Илья Ковальчук
    • Никита Кучеров
    • Евгений Кузнецов
    • Сергей Бобровский
    Все хоккеисты
  • Баскетбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • НБА
    • Turkish Airlines Euroleague
    • Единая лига ВТБ
    • НБА плей-офф
    • Зарплаты НБА
    Все турниры
    • Лейкерс
    • ЦСКА
    • Бостон
    • Голден Стэйт
    • Милуоки
    • Торонто
    • Чикаго
    • Сан-Антонио
    • Оклахома-Сити
    • Зенит
    Все клубы
    • Леброн Джеймс
    • Стефен Карри
    • Кобе Брайант
    • Джеймс Харден
    • Кайри Ирвинг
    • Кевин Дюрэнт
    • Кавай Ленард
    • Расселл Уэстбрук
    • Алексей Швед
    • Яннис Адетокумбо
    Все баскетболисты
  • Теннис
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Australian Open
    • US Open
    • Ролан Гаррос
    • Уимблдон
    • Мужчины
    • Женщины
    Все турниры
    • Новак Джокович
    • Роджер Федерер
    • Рафаэль Надаль
    • Наоми Осака
    • Симона Халеп
    • Мария Шарапова
    • Серена Уильямс
    Все теннисисты
  • Авто
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Формула 1
    • MotoGP
    • Формула 2
    • Формула E
    • Ралли Дакар
    Все турниры
    • Феррари
    • Макларен
    • Ред Булл
    • Мерседес
    • Уильямс
    • Хаас
    • Торо Россо
    • Рейсинг Пойнт
    • Рено
    • Альфа Ромео
    Все команды
    • Льюис Хэмилтон
    • Себастьян Феттель
    • Роберт Кубица
    • Даниил Квят
    • Кими Райкконен
    • Фернандо Алонсо
    • Шарль Леклер
    • Валттери Боттас
    • Даниэль Риккардо
    • Макс Ферстаппен
    Все пилоты
  • Бокс/MMA/UFC
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • UFC
    • MMA
    • Бокс
    Все турниры
    • Хабиб Нурмагомедов
    • Конор Макгрегор
    • Федор Емельяненко
    • Александр Усик
    • Василий Ломаченко
    • Энтони Джошуа
    • Деонтей Уайлдер
    • Сауль Альварес
    • Джон Джонс
    • Александр Емельяненко
    Все боксеры
  • Стиль
  • Ставки
  • Биатлон
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Кубок мира
    • Кубок IBU
    Все турниры
    • Сборная России
    • Сборная России жен
    Все сборные
    • Александр Логинов
    • Мартен Фуркад
    • Йоханнес Бо
    • Доротея Вирер
    • Дмитрий Губерниев
    Все биатлонисты
  • Фигурное катание
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Гран-при
    • Чемпионат Европы
    • Чемпионат мира
    Все турниры
    • Сборная России
    Все сборные
    • Алина Загитова
    • Евгения Медведева
    • Александра Трусова
    • Анна Щербакова
    • Михаил Коляда
    • Елизавета Туктамышева
    • Этери Тутберидзе
    • Татьяна Тарасова
    Все фигуристы
  • Лыжи
  • Американский футбол
  • Бадминтон
  • Бейсбол
  • Бильярд/снукер
  • Борьба
  • Бобслей/сани/скелетон
  • Велоспорт
  • Водные виды
  • Волейбол
  • Гандбол
  • Гимнастика
  • Гольф
  • Гребля
  • Единоборства
  • Керлинг
  • Конный спорт
  • Коньки/шорт-трек
  • Легкая атлетика
  • Мини-футбол
  • Настольный теннис
  • Парусный спорт
  • Пляжный футбол
  • Покер
  • Регби
  • Современное пятиборье
  • Стрельба
  • Триатлон
  • Тяжелая атлетика
  • Фехтование
  • Хоккей на траве
  • Хоккей с мячом
  • Шахматы
  • Экстремальные виды
  • Экзотические виды
  • Прочие
  • Главная
  • Футбол
  • Хоккей
  • Баскетбол
  • Теннис
  • Авто
  • Бокс/MMA/UFC
  • Стиль
  • Ставки
  • Биатлон
  • Фигурное катание
  • Лыжи
  • Американский футбол
  • Бадминтон
  • Бейсбол
  • Бильярд/снукер
  • Борьба
  • Бобслей/сани/скелетон
  • Велоспорт
  • Водные виды
  • Волейбол
  • Гандбол
  • Гимнастика
  • Гольф
  • Гребля
  • Единоборства
  • Керлинг
  • Конный спорт
  • Коньки/шорт-трек
  • Легкая атлетика
  • Мини-футбол
  • Настольный теннис
  • Парусный спорт
  • Пляжный футбол
  • Покер
  • Регби
  • Современное пятиборье
  • Стрельба
  • Триатлон
  • Тяжелая атлетика
  • Фехтование
  • Хоккей на траве
  • Хоккей с мячом
  • Шахматы
  • Экстремальные виды
  • Экзотические виды
    • Матч-центр
      • Футбол
      • Хоккей
      • Баскетбол
      • Авто
      • Биатлон
    • Новости
      • Футбол
      • Хоккей
      • Баскетбол
      • Теннис
      • Авто
      • Бокс/MMA/UFC
      • Биатлон
      • Фигурное катание
      • Прочие
    • Трансферы
      • РПЛ
      • АПЛ
      • Ла Лига
      • Серия А
      • Бундеслига
      • Барселона
      • Манчестер Юнайтед
      • Ливерпуль
      • Ювентус
      • Спартак
      • Зенит
      • ЦСКА
    • Блоги
      • Блоги
      • Форумы
      • Статусы
      • Комментарии
      • Футбол
        • Россия
        • Сборные
        • Лига чемпионов
        • Лига Европы
        • Англия
        • Испания
        • Италия
        • Германия
        • Франция
        • Украина
        • Южная Америка
        • Голландия
        • Португалия
        • Африка
        • Любительский
        • Азия
        • Беларусь
        • ФНЛ
      • Хоккей
        • 🏒Чемпионат мира по хоккею 2019
        • Россия
        • Сборные
        • НХЛ
        • КХЛ
      • Баскетбол
        • Turkish Airlines Euroleague
        • Россия
        • НБА
        • Зарплаты НБА
        • Еврокубки
        • Сборные
        • Еврочемпионаты

    www.sports.ru

    Марков-Гринберг, Марк Борисович — Howling Pixel

    Марк Борисович Марков-Гринберг (7 ноября 1907, Ростов-на-Дону — 1 ноября 2006, Москва) — советский фотограф, фотохудожник, фотокорреспондент всесоюзного информационного агентства ТАСС.

    Биография

    В 1925 году стал фотокорреспондентом Ростовской газеты «Советский Юг» и внештатным корреспондентом журнала «Огонёк». В 1926 году переехал в Москву. Работал для журнала «Смена».

    В 1938 году был приглашён в агентство ТАСС. Фотографии публиковались в журнале «СССР на стройке».

    С первых дней ВОВ рядовой на фронте, с 1943 года фотокорреспондент газеты «Слово бойца». После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в газете «Красноармейская иллюстрированная газета».

    В 1950-е годы работает в фотографом в издательстве ВДНХ, и в журнале «Клуб и художественная самодеятельность».

    Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках. Работы М.Маркова-Гринберга были показаны в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах.

    Почётный член Союза фотохудожников России.

    М. Марков-Гринберг не дожил всего год до своего столетия.

    Выставки

    • Персональная выставка Марка Маркова-Гринберга, посвященная 90-летию со дня рождения. Фотоцентр Союза журналистов, 1997 г.
    • Персональная выставка в галерее «ФотоСоюз» (Москва) 2001 г.
    • Персональная выставка в рамках международного фестиваля «Visa pour l’image» 2002 г, Перпиньян (Франция).
    • Персональная выставка, посвященная 95-летию со дня рождения. Московский дом фотографии, 2002 г
    • Персональная выставка Марка Борисовича Маркова-Гринберга, посвященную 100-летию со дня рождения, Галерея «ФотоСоюз» 2007 г.
    • Персональная выставка Марка Борисовича Маркова-Гринберга «Советская эпоха Маркова-Гринберга», Центр фотографии имени братьев Люмьер, 2012 г.

    Публикации в книгах

    • PROPAGANDA & DREAMS, Edition Stemmle 1999 ISBN 3-908161-80-0

    Награды

    • почётная награда фестиваля — медаль мэра г. Перпиньяна 2002

    Ссылки

    Гринберг

    Гринберг — еврейская фамилия (на идишe — «зелёная гора»). Иногда таким образом транскрибируется также аналогичная немецкая фамилия Грюнберг.

    Гринберг, Марк

    Марк Гринберг:

    Гринберг, Марк Иосифович (1896—1957) — советский учёный, специалист в области турбиностроения, лауреат Сталинской и Ленинской премий.

    Гринберг, Марк Леланд (род. 1961) — американский лингвист и диалектолог, славист.

    Гринберг, Марк Самуилович (род. 1953) — переводчик с французского, английского и немецкого языков.

    This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
    Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
    Images, videos and audio are available under their respective licenses.

    howlingpixel.com

    Марков-Гринберг, Марк Борисович — это… Что такое Марков-Гринберг, Марк Борисович?

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Марков. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гринберг.

    Марк Борисович Марков-Гринберг (7 ноября 1907, Ростов-на-Дону — 1 ноября 2006, Москва) — советский фотограф, фотохудожник, фотокорреспондент всесоюзного информационного агентства ТАСС.

    Биография

    В 1925 году стал фотокорреспондентом Ростовской газеты «Советский Юг» и внештатным корреспондентом журнала «Огонёк». И в 1926 переехал в Москву. Работал для журнала «Смена».

    В 1938 году был приглашён в агентство ТАСС. Фотографии публиковались в журнале «СССР на стройке».

    М. Б. Марков-Гринберг. Корреспондент армейской газеты «Слово бойца» старший лейтенант Зиновий Шкапенюк за записью сводки Совинформбюро. 1-й Белорусский фронт. 48-я армия. 1944 год.

    С первых дней ВОВ рядовой на фронте, с 1943 года фотокорреспондент газеты «Слово бойца». После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в газете «Красноармейская иллюстрированная газета».

    В 1950-е годы работает в фотографом в издательстве ВДНХ, и в журнале «Клуб и художественная самодеятельность».

    Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках. Работы М.Маркова-Гринберга были показаны в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах.

    Почётный член Союза фотохудожников России.

    М. Марков-Гринберг не дожил всего год до своего столетия.

    Выставки

    • Персональная выставка Марка Маркова-Гринберга, посвященная 90-летию со дня рождения. Фотоцентр Союза журналистов, 1997 г.
    • Персональная выставка в галерее «ФотоСоюз» (Москва) 2001 г.
    • Персональная выставка в рамках международного фестиваля «Visa pour l’image» 2002 г, Перпиньян (Франция).
    • Персональная выставка, посвященная 95-летию со дня рождения. Московский дом фотографии, 2002 г
    • Персональная выставка Марка Борисовича Маркова-Гринберга, посвященную 100-летию со дня рождения, Галерея «ФотоСоюз» 2007 г.
    • Персональная выставка Марка Борисовича Маркова-Гринберга «Советская эпоха Маркова-Гринберга», Центр фотографии имени братьев Люмьер, 2012 г.

    Публикации в книгах

    Награды

    • почётная награда фестиваля — медаль мэра г. Перпиньяна 2002

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Марк Борисович Марков-Гринберг — Фотографы России — Фотографы

    Он был последним из звездного поколения советских фотографов, начинавших снимать еще в 20-е годы прошлого века камерами со стеклянными негативами 9х12 см.

    Это поколение ровесников века жило в советской стране и вместе с ней пережило все радости и беды, выпавшие на ее долю, — и первые пятилетки, и культурную революцию, и сталинские репрессии, и страшную войну, и хрущевскую кукурузу, и развал СССР, и многое другое, что могло произойти только в России, и ни в какой другой стране света.

    Вся эта история осталась на фотографиях и негативах этого фотографического поколения, и нет цены этому наследию!

    Марков-Гринберг прожил дольше всех, не дожив всего год до своего столетия. Четыре года назад умер Виктор Руйкович, родившийся в том же 1907, но на 10 дней позже Марка – 17 ноября. Вместе с ними ушла эпоха, но начинаешь понимать это только тогда, когда их уже нет.

    Марк Борисович Марков-Гринберг родился в Ростове-на-Дону 7 ноября 1907 года.

    В 1925 году стал фотокорреспондентом газеты “Советский Юг” и внештатным корреспондентом журнала “Огонек”.

    В 1926 году переехал в Москву. Работал фотокорреспондентом профсоюзных журналов. Снимал для журнала “Смена”.

    В 1930 году был приглашен на штатную работу в Пресс-клише ТАСС. Фотографировал строительство Днепрогэса, организацию первых колхозов, известных писателей — М.Горького, В.Маяковского, приезжавших в Советский Союз Ромена Роллана и Бернарда Шоу, шахтеров-новаторов Алексея Стаханова и Никиту Изотова, знаменитых летчиков — В.Чкалова, М.Громова, В.Гризодубову и П.Осипенко.

    В 1938 году перешел на работу в Фотохронику ТАСС.

    В сентябре 1941-го отправлен рядовым на фронт. В июле 1943 года был направлен политотделом армии корреспондентом в армейскую газету “Слово бойца”.

    После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в “Красноармейской иллюстрированной газете”.

    До 1957 года работал в фотоиздательстве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

    С 1957 г и до ухода на пенсию (1973 г) работал в журнале “Клуб и художественная самодеятельность”.

    Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках.

    За рубежом работы Маркова-Гринберга экспонировались в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах.

    Почетный член Союза фотохудожников России.

    Персональная выставка Марка Маркова-Гринберга, посвященная 90-летию со дня рождения. Фотоцентр Союза журналистов (Москва), ноябрь 1997 г.

    Персональная выставка в галерее «ФотоСоюз» (Москва) — февраль-март 2001 г.

    Персональная выставка в рамках ежегодного международного фестиваля фотожурналистики «Visa pour l’image», 31 августа — 15 сентября 2002 г, Перпиньян (Франция). Присуждена почетная награда фестиваля — медаль мэра г. Перпиньяна.

    Персональная выставка, посвященная 95-летию со дня рождения. Московский Дом Фотографии, ноябрь 2002 г

    Участник выставочных проектов Союза фотохудожников России: «Эпоха оптимизма»; «Красная площадь. ХХ век»; «Дороги войны»; «Авиация»; «Антилопа-Гну» и других.



    2. Экскурсия на паруснике из Ленинграда в Кронштадт (1928)


    3. Молодость. Дом отдыха завода московского завода «Электрокомбинат» в Калязине.1932. На заднем плане — Троицкий монастырь, попавший в зону затопления в связи с созданием Угличского водохранилища


    4. Повариха, 1930


    5. Вечером в ЦПКиО. 1930


    6. Гавань «Экспортлеса» (Ленинград, 1932)


    7. Рыбаки на Телецком озере (1930-е)


    8. Экспедиция золотоискателей на берегу Телецкого озера перед отправкой в горы (1930-е)


    9. «Перед грозой». Горный Алтай. Река Бия (1930-е)


    10. Встреча челюскинцев на Красной площади 19 июня 1934 года


    11. Никита Изотов инструктирует свою бригаду перед спуском в шахту. Очерк «Уголь и розы». Горловка, 1934


    12. Шахтер Никита Алексеевич Изотов. Очерк «Уголь и розы». Горловка, 1934


    13. «Пианиссимо». Дирижер Ансерме (Франция). Московская консерватория, 1935


    14. Вогарь (1930-е)


    15. Счастливое материнство (1935)


    16. Подъем звезды на Спасскую башню Кремля (1935)


    17. Поворот истории. Установка звезды на Спасской башне Кремля. (Другое название: «Отныне и навсегда»)(1935)


    18. Звезда уставлена на Никольской башне Кремля (1935)


    19. Кремль и Красная площадь с 14-го этажа гостиницы «Москва» (1930-е)


    20. Михаил Ботвинник играет с Паулем Кересом в музее имени Пушкина (1930-е)


    21. В пионерском лагере (1930-е)


    22. В пионерском лагере. Рыболовы (1930-е)


    23. Пионерская игра «Зарница» (1930-е)


    24. Маргарита (Москва, 1930-е)


    25. Эмма — дочь летчика Байдукова, Героя Советского Союза (Москва, 1930-е)


    26. Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка. Главный павильон. Центральный зал, макет Дворца Советов (1930-е)


    27. Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка. Площадь механизации , спортивный парад (1930-е)


    28. Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка. Павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства» (1930-е)


    29. Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка. Успехи советского коневодства (1930-е)


    30. Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка. Площадь Колхозов. Краснофлотец (1930-е)


    31. Авиапарад в Тушине. Парашютисты (1930-е)


    32. Под парусом на озере Селигер (1930-е)


    33. Привал на берегу озера Селигер (1930-е)


    34. Последние дни Охотного ряда. 1935


    35. Кукрыниксы. Николай Соколов, Михаил Куприянов, Порфирий Крылов. 1935


    36. Органист (1930-е)


    37. Известная детская писательница-анималист Вера Чаплина (Михайлова) и маленькая львица Кинули, брошенная матерью (1930-е)


    38. Львица Кинули, брошенная матерью, с кормилицей собакой Пери (1930-е)


    39. Утки (1930-е)


    40. Тачанки. Киевские маневры. 1936


    41. Праздник джигитов Северного Кавказа в Пятигорске. Танец горцев (Ставропольский край, 1936)


    42. Корней Чуковский (1937)


    43. Герой Социалистического труда академик Дмитрий Николаевич Прянишников (1938)


    44. Военный парад на Красной площади (1940)


    45. У кассы-автомата. Метро. Апрель 1940


    46. Ночью на станции метро «Охотный ряд» после ухода в депо последнего поезда. Апрель 1940


    47. Сибиряки отправляются на фронт. (Пополнение 122 Отдельная Стрелковая Бригада). Зима 1941-1942


    48. Первые пленные (Подмосковье, 1941)


    49. Разрушенные села. Все, что осталось от родного дома (1940-е)


    50. Окопный брадобрей. 1942


    51. Центральный фронт. Бой за населенный пункт. 45-мм орудие старшего сержанта Соколова поддерживает своим огнем наступающую пехоту (1943)


    52. Письмо солдата Федора Ткача родителям (1943)


    53. Ездовой санитарного взвода участник трех войн Г. А. Лебедев (1940-е)


    54. Атака. Курская битва (1943)


    55. Бой за населенный пункт. Курская битва (1943)


    56. Партизаны, повешенные фашистами вниз головой


    57. Из серии «Клятва солдата» (1943)


    58. Ездовой Ф.Е. Шаров (1940-е)


    59. В импровизированной чайхане, организованной политотделом во втором эшелоне переднего края для воинов из среднеазиатских республик. I Белорусский фронт, 17 сд. 1944


    60. Участник трех войн красноармеец П.В.Серов, вернувшийся в часть после ранения, работает сапожником


    61. 2-ой Белорусский фронт. Бой за Макув. Январь 1945


    62. Прибыла долгожданная почта. Почтальон на лошади — красноармеец Тульберши Казиев


    63. Советские войска входят в город Алленштайн (сейчас Ольштын, Польша). 2-ой Белорусский фронт. Восточная Пруссия (1945)


    64. Эксгумация трупов расстрелянных фашистами Советских воинов и жителей города. Цеханов. Польша. 1945


    65. По врагу его же оружием. Огонь из MG-34 (1940-е)


    66. 9 апреля 1945 года. Кенингсберг пал. Восточная Пруссия (ныне — Калининградская область) (1945)


    67. 9 мая 1945 года. Капитулировавшие гитлеровцы складывают свое оружие. Коса Фрише Нерунг. Восточная Пруссия (сейчас — Балтийская Коса, Калининградская область)


    68. Ура! Победа!


    69. Потешный бой. «Бой» после победы над фашистами. Коса Фрише Нерунг. Восточная Пруссия (сейчас — Балтийская Коса, Калининградская область). 9 мая 1945 года


    70. Праздник победы на косе Фрише Нерунг в подразделении майора Схитриадзе. Русский солдатский перепляс. Восточная Пруссия (сейчас — Балтийская Коса, Калининградская область). 9 мая 1945 года


    71. Неклиновская машинно-тракторная станция (МТС). В бригаде депутата Верховного Совета Плотникова (1940-е)


    72. Пхеньян — Хендзио. 1947


    73. Город Дальний — Дайрен. 1947


    74. Порт-Артур. Футбол, болельщики. 1947


    75. У фонтана «Каменный цветок» на ВСХВ. 1953


    76. Колхоз. Черкасский район. 1 мая 1955 года


    77. Туркменка. 1955


    78. В клубе (1950-е)


    79. Соло на рожке. Жена чабана принесла обед в поле (1950-е)


    80. У пруда за околицей (1950-е)


    81. Портрет сельчанки (1950-е)


    82. Свадьба в колхозе в Бронницах. Тройки (Подмосковье, 1950-е)


    83. Магнитогорский металлургический комбинат. Стан «300-3» (Челябинская область, 1950-е)


    84. Солнце в цехе. Завод «Серп и молот» (Москва, 1957)


    85. Космонавт Юрий Гагарин и Валентина Гаганова в павильоне ВДНХ. 1961


    86. Юрий Гагарин с участниками художественной самодеятельности «Трудовых резервов». 1961


    87. Космонавт Андриян Николаев с матерью в театре. 1964


    88. Анатолий Голубин — передовой сталевар электропечи. Липецкий тракторный завод (1965)


    89. Анатолий Голубин — передовой сталевар электропечи. Липецкий тракторный завод (1965)


    90. Дирижер Марк Эрмлер (Москва, 1960-е)


    91. Строительство домны на металлургическом заводе имени Ильича в городе Жданове (ныне — Мариуполь) (Украина, 1960-е)


    92. Лакомка. Любаше 3 года (1969)


    93. «Близнецы» (Москва, 1960-е)

    fotose.com

    Марков-Гринберг, Марк Борисович — Википедия. Что такое Марков-Гринберг, Марк Борисович

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии
    |сайт                 = 
    |викисклад            = 
    

    }} Марк Борисович Марков-Гринберг (7 ноября 1907, Ростов-на-Дону — 1 ноября 2006, Москва) — советский фотограф, фотохудожник, фотокорреспондент всесоюзного информационного агентства ТАСС.

    Биография

    В 1925 году стал фотокорреспондентом Ростовской газеты «Советский Юг» и внештатным корреспондентом журнала «Огонёк». В 1926 году переехал в Москву. Работал для журнала «Смена».

    В 1938 году был приглашён в агентство ТАСС. Фотографии публиковались в журнале «СССР на стройке».

    С первых дней ВОВ рядовой на фронте, с 1943 года фотокорреспондент газеты «Слово бойца». После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в газете «Красноармейская иллюстрированная газета».

    В 1950-е годы работает в фотографом в издательстве ВДНХ, и в журнале «Клуб и художественная самодеятельность».

    Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках. Работы М.Маркова-Гринберга были показаны в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах.

    Почётный член Союза фотохудожников России.

    М. Марков-Гринберг не дожил всего год до своего столетия.

    Выставки

    • Персональная выставка Марка Маркова-Гринберга, посвященная 90-летию со дня рождения. Фотоцентр Союза журналистов, 1997 г.
    • Персональная выставка в галерее «ФотоСоюз» (Москва) 2001 г.
    • Персональная выставка в рамках международного фестиваля «Visa pour l’image» 2002 г, Перпиньян (Франция).
    • Персональная выставка, посвященная 95-летию со дня рождения. Московский дом фотографии, 2002 г
    • Персональная выставка Марка Борисовича Маркова-Гринберга, посвященную 100-летию со дня рождения, Галерея «ФотоСоюз» 2007 г.
    • Персональная выставка Марка Борисовича Маркова-Гринберга «Советская эпоха Маркова-Гринберга», Центр фотографии имени братьев Люмьер, 2012 г.

    Публикации в книгах

    Награды

    • почётная награда фестиваля — медаль мэра г. Перпиньяна 2002

    Ссылки

    wiki.sc

    Советская эпоха Маркова-Гринберга

    Сегодня открывается уникальная ретроспектива М. Маркова-Гринберга (1907–2006) — фотографа, чье имя, наряду с именами А. Родченко, Я. Халипа, Б. Игнатовича, А. Шайхета, полноправно вошло во все энциклопедии и учебники по отечественной фотографии

    Центр фотографии имени братьев Люмьер, 28 февраля — 15 апреля 2012
    Москва, Болотная набережная, 3, стр. 1

    Сегодня в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается уникальная ретроспективная выставка М. Маркова-Гринберга (1907–2006) — фотографа, чье имя, наряду с именами А. Родченко, Я. Халипа, Б. Игнатовича, А. Шайхета, полноправно вошло во все энциклопедии и учебники по отечественной фотографии.

    Эта первая персональная выставка такого масштаба. 150 фотографий, отобранных кураторами и членами семьи Марка Маркова-Гринберга, московская публика увидит впервые. Все фотографии напечатаны с оригинальных негативов. Кураторы тщательно изучали авторский архив и старались не отходить от авторского прочтения, учитывая приоритеты фотографа в отборе фотографий для выставок и кадрировки снимков. Конечно, по прошествии времени организаторам было интересно и то, что автор по многим причинам (время, события, люди) никогда не публиковал.

    В разные периоды творчества Марков-Гринберг обращался к разным темам, и выставка построена по этому же принципу. В экспозиции широко представлены сельская тема — основная в 1930-е годы для автора, темы авиации, детства, войны, ВСХВ как квинтэссенции «великой иллюзии», производства, Москвы и портреты известных людей. В целом экспозиция представляет 50 лет жизни нашей страны в фотографиях.

    В 1926 Маркову-Гринбергу выпал случай фотографировать Маяковского, приехавшего в Ростов-на-Дону. В гостиничном номере, где остановился поэт, было темновато. И даже то, что он сел у окна, положения не спасало. Марк взял простыню прямо с неубранной постели и попросил коллегу подержать ее — «для рефлекса». Установив аппарат на штатив, потребовал от поэта 20 секунд не шевелиться. Не моргнув глазом, Маяковский смотрел треть минуты в объектив, чуть набычившись, без улыбки — так, словно для него нет ничего обычнее, как позировать, едва встав поутру, настырным газетчикам, у которых еще неизвестно что получится на снимке. Получилось хорошо. Наверное, с этого момента и начался «век фотографии» в жизни Марка Маркова-Гринберга, не дожившего всего один год до своего столетия.

    В июле 1926 Марк Гринберг отправился в Москву. Снимал для журналов «Смена», «Пролетарий связи», «Медицинский работник». Через год вступил в профсоюз работников искусств СССР — Всерабис (билет № 6041). В 1929 знакомый репортер Ф. Кислов, снимавший для Пресс-клише ТАСС, привел Гринберга в свою редакцию. В ноябре 1930-го Гринберг стал фотокорреспондентом центральной редакции Пресс-клише ТАСС.

    Фотографии Марка Борисовича Маркова-Гринберга обладали счастливым даром убеждения. Хрестоматийные его снимки, будь то портрет шахтера Никиты Изотова (1934), или диптих, запечатлевший замену двуглавого орла на башне Кремля на звезду (1935), или жанровая сцена «Счастливое материнство» (1935), где идущие в поле колхозницы с вилами с улыбкой смотрят на голого карапуза на плечах у подруги, — стали символами времени. В период глобальных перемен важно было уметь видеть в настоящем ростки будущего. Это-то будущее и нужно было снимать. Фотографы переводили унылую натуралистическую прозу жизни на язык героического эпоса. Объективы их фотокамер были своего рода чудесной призмой, имевшей свойство преображать реальность.

    Получив доступ к уникальному архиву, к открытию выставки центр Люмьер выпускает фотоальбом Марка Маркова-Гринберга. Это первое издание, посвященное творчеству фотографа. В альбом войдут около 100 фотографий, и организаторы надеются, что издание встанет в ряд лучших книг по отечественной фотографии.

    Источник: lumiere.ru


    artinvestment.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *