Объективы российского производства – Отечественные объективы для импортных камер.
Путеводитель по российским и советским/постсоветским камерам · «Мир Фотошопа»
Германия дала нам марки Leica, Zeiss, Voiglander и Rollei. В Швеции есть Hasselblad. В Японии — Canon, Nikon, Pentax, Sony и Olympus. Если вы фотограф, вам известны эти марки. Скорее всего, у вас есть камера или линзы одного или нескольких из этих производителей. Но в мире камер есть и темная лошадка: Россия и бывшие страны Советского союза производили и производят хорошие камеры. Интригующе! Эта продукция может принести невероятную пользу.
В этом уроке я приведу краткую историю камер, опишу главные доступные сейчас марки, а также расскажу об объективах.
Фотография ниже сделана на фотоаппарат Зоркий 4К. Не волнуйтесь, я расскажу ниже, что это такое.
Краткая история
Сперва я уточню, что слово «российский» я использую для обозначения всего разнообразия камер, производившихся в России и СССР, а затем в странах бывшего СССР после его распада в 1991 году. Слово это использую для удобства, не вдаваясь в большие подробности.
Итак, большая часть производства российских камер появилась после Второй Мировой Войны. Германия — центр производства фототехники — раскололась на части. Одна из них была под контролем России. Множество немецких компаний принудили отказаться от своих патентов и разработок. Поэтому в России начали производить копии известных немецких камер или их аналоги. Некоторые из них были великолепны, другие — наоборот, из-за недостаточного контроля качества.
Преимущества знакомства с российскими камерами
Первое, что заметно на рынке этих камер, что в первую очередь привлекает в них — это цена. Они невероятно доступны. Камера марки Leica 1960 года может стоить 600$, Зоркий или ФЭД того же периода — 80$. То же относится и к объективам.
Сначала я хотел приобрести камеру с дальномером, но Leica, Contax, Zeiss и даже новая Voigtlander очень дороги. Поискав в интернете, я наткнулся на широкий выбор камер, о которых я раньше даже не слышал. Так началось мое знакомство российской фототехникой.
Я всегда ищу пользу и выгоду. Хочу заявить: некоторые из российских фотоаппаратов — лучшие в мире! Фотография, представленная ниже, сделана с помощью Ломо ЛК-А.
Марки
Существует множество типов и марок российских камер и объективов. Все они — пленочные. Но продолжайте читать, любители цифровых технологий. Многие люди пользуются объективами из России с адаптерами для своих цифровых камер, потому что объективы эти уникальны.
Помните: марка — не то же самое, что производитель. Несколько марок, которые я приведу ниже, произведены одним предприятием. Иногда одно предприятие производит только одну марку.
Зенит
Зенит — 35 миллиметровая SLR камера; о Зените слышали многие. Зенит производится на Красногорском Механическом заводе имени С.А.Зверева, как и некоторые другие марки, о которых я расскажу. Позже эта марка перешла к БелОМО. Информацию о ней трудно найти на английском, но купить продукцию можно.
Старые Зениты очень тяжелые и очень просто сделаны. В России большое внимание уделяют простоте ремонта, предпочитая ее первоначальному качеству. Не могу говорить за всех, но, по моему мнению, надежность многих камер представляет большую проблему. У Зенита много вариантов, самый известный — Зенит Е, произведен в 12 миллионах экземпляров. Позже для Зенита использовали крепление для объективов Pentax-E.
Зоркий
Зоркий, особенно модель 4К — мой любимая камера из России. Классический дизайн и очевидная высокая надежность делают Зоркий победителем в моем списке. Он также производился на КМЗ и изначально представлял собой непосредственную копию Leica II, вплоть до событий Второй Мировой Войны, о которых шла речь выше. Но Зоркий продолжали производить и разработали его собственные уникальные разновидности.
Как и Leica, Зоркий — это дальномерные камеры. Первые Зениты SLR были подобием Зоркого. Его больше не производят, но купить можно в интернете всего за 30$. При съемке слышен неповторимый звук из-за резинового затвора; большинство камер в то время были с тканевым затвором.
ФЭД
ФЭД — дальномерный фотоаппарат, также изначально бывший копией Leica II. Но у ФЭД было свое предприятие, производившее технику еще до начала Второй Мировой войны. История его очень интересна: основано оно было на территории современной Украины и в тридцатые годы двадцатого века производило ограниченную серию камер для секретных агентов Сталина.
У ФЭД и у Зоркого крепление для объектива М39, известное как резьбовое соединение Leica или LTM. Теоретически,и для ранних Leica, и для ФЭД, и для Зоркий подходят одни и те же объективы. Я говорю теоретически, так как контроль качества в СССР был настолько слабым, что иногда камера и объектив просто не подходили друг другу.
Москва
Москва — также продукция Красногорского Механического Завода. Москва отличается от вышеописанных фотоаппаратов, так как использует среднеформатную пленку. На такую камеру очень хорошо снимать, если пленка среднеформатная. Многие модели Москвы имеют дальномер и позволяют снять негатив размером 6х9см. Такой тип фолдинг-камеры был очень популярен, производили его многие компании, так появились знаменитые Zeiss Nettar и Kodak Autographic.
Самая большая проблема таких фотоаппаратов — мехи. Эта деталь очень хрупкая, независимо от производителя. Жара, влажность длительное использование портят их. Проверить на наличие дыр и потертостей мехов можно светом вспышки в темной комнате.
Москва — мобильный и легкий в использовании фотоаппарат, а некоторые фотографии в формате 6х9 см побьют своим разрешением многие цифровые камеры. Складная камера — моя любимая вещь для съемки на среднеформатную пленку.
Горизонт
Горизонт — один из немногих пленочных фотоаппаратов, умеющий делать то, что цифровые камеры только имитируют и делают это плохо. Горизонт — камера с вращающимся объективом, произведено много его моделей. Он делает панорамные фотографии: объектив вращается и сканирует кадр через щель. Результаты потрясающие.
Вариантов этой камеры больше 120, но КМЗ сейчас производит всего 2 модели. В США доступны Горизонт Компакт и Горизонт Перфект. Модели более старые сделаны из металла и имеют те же качества, как и другие камеры (преимущество простоты над качеством). Современные модели изготовлены из пластика, но более надежны.
ЛОМО
Предприятие ЛОМО пользовалось популярностью благодаря Ломографическому обществу, которое продавало большое разнообразие камер по всему миру. Предприятие ЛОМО все еще существует в Санкт-Петербурге, но производит в основном военное и медицинское оптическое оборудование.
Камеры марки Ломо, такие как ЛК-А, часто производились в Китае Ломографическим обществом, работающим близко с самим ЛОМО. Самые популярные камеры — Ломо Компакт-Автомат и Любитель, двухобъективный зеркальный фотоаппарат. Обе модели производятся Ломографическим обществом.
Мне кажется, Ломо Компакт-Автомат — забавная, качественная и уникальная камера. С ее помощью можно добиться профессиональных результатов, но почти полностью пластмассовая конструкция немного пугает.
Киев
Киев — марка фотоаппаратов, производившихся объединением «Арсенал» в Киеве, Украина. Это объединение просуществовало 245 лет, пока тихо не закрылось в 2008 году. Камеры и объективы до сих пор продаются через старого дистрибьютора, но, похоже, это старые запасы, а не производство новых.
Существуют три важных модели фотоаппаратов Киев. Первая — Киев-88, среднеформатный зеркальный фотоаппарат, смодулированный после первых Hasselblad. Киев-60 тоже среднеформатная зеркалка, но выглядит как большая традиционная зеркальная камера. Наконец, Киев-4 — 35-милиметровый дальномерный фотоаппарат, но это скорее копия Contax, чем копия Leica.
«Киев» производил много других 35-миллиметровых зеркальных фотоаппаратов с дальномерами. Киев-88 особенно страдает от недостаточного контроля качества и часто продается компаниями предварительно отремонтированным за 500$. Говорят, фотоаппараты марки Киев изготавливались как предварительно собранные модели, над которыми еще нужно было хорошо поработать: это не те готовые изделия для потребителей прямо из коробки, к которым мы привыкли.
Объективы
Существует очень много российских объективов. Почти каждое предприятие в России, производившее камеры, производило и собственные объективы. Хотя ими пользуются в основном поклонники фотопленки, объективы со специальными адаптерами покупают и для цифровых зеркальных фотоаппаратов. Низкая цена и часто превосходное качество объективов делают их чудесной альтернативой тратам на дорогие аналоги.
КМЗ производил объективы Юпитер для своих дальномерных фотоаппаратов, самые известные — Юпитер 8 (50мм f/2). Также для Зенита существовали объективы Гелиос, самый невероятный из них — Гелиос 40 (85мм f/1.5). ФЭД делал Индустар. Индустар 22/50, разборный объектив, держащий марку перед соперниками.
Наконец, киевский «Арсенал» производил Арсат. Их 35миллиметровый f/2.8 шифт-объектив — очень недорогая альтернатива современным шифт-объективам. Фотография ниже сделана с использованием Индустар.
Заключение
Надеюсь, сегодня вы узнали что-то новое. Но как любитель камер из России, прошу вас, не рассказывайте о них всем своим друзьям, чтобы они не бросились покупать и не подняли бы тем самым цены.
Фототехника в России производилась с совершенно другими приоритетами, нежели у большинства компаний. Найдите ту технику, которая будет работать, а это случается чаще, чем кажется — и она будет работать вечно.
Даже если вы откажетесь от пленки в пользу цифровых технологий, объективы — прекрасная идея, и, по доброй русской традиции, всегда можно взять дело в свои руки и отремонтировать их при поломке. Попробуйте!
photoshopworld.ru
Гаджеты: Наука и техника: Lenta.ru
Международное ломографическое общество заявило о намерении воссоздать объектив Петцваля — фотографическую линзу, разработанную в середине XIX века венгерско-австрийским изобретателем Йозефом Петцвалем. Производство объектива поручат российскому ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева», в прошлом выпускавшему аппараты «Зенит».
Планируется выпустить версию объектива, которая, с одной стороны, сохранит характеристики оригинала (малая глубина резкости, кривизна поля изображения, виньетирование), но с другой стороны, будет приспособлена для использования на современных фотоаппаратах, говорится на сайте Lomography.com.
Объектив выполнят по той же оптической схеме, что и разработку Петцваля. Его фокусное расстояние составит 85 миллиметров при относительном отверстии 1:2,2. Исходный объектив предназначался для крупноформатных камер и имел фокусное расстояние 150 миллиметров при относительном отверстии 1:3,6.
Анонсированы версии объектива с байонетом EF (для фотоаппаратов Canon) и с байонетом F (для фотоаппаратов Nikon). Линза будет весить полкило. Деньги на производство объектива соберут через Kickstarter. При изначальной цели в 100 тысяч долларов авторы идеи уже получили от пользователей свыше полумиллиона.
Сообщается, что поставки перевыпущенного объектива начнутся в феврале 2014 года. В рознице он будет стоить 499 долларов; для пользователей Kickstarter цена составит от 300 долларов. Несмотря на то, что оптика будет производиться в России, россиянам, заказавшим объектив, придется платить за доставку сто долларов вместо обычных сорока.
Объектив Петцваля был разработан в 1840 году и использовался в основном для портретного фото. Популярность оптике принесли, во-первых, светосильность, а во-вторых, удачная оптическая схема (четыре линзы в трех группах) — благодаря ей удалось устранить многие погрешности изображения.
Фото, сделанное на прототип объектива
ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева», в прошлом известное как КМЗ, производило популярные в СССР зеркальные фотоаппараты «Зенит» и дальномерные фотоаппараты «Зоркий». В 1990-2000-е годы КМЗ предпринял несколько попыток модернизировать «Зениты», но в 2005 году снял их с производства.
Сейчас предприятие, судя по каталогу продукции на сайте, предлагает прицелы, системы управления огнем, бинокли, фотообъективы и панорамные фотоаппараты «Горизонт».
lenta.ru
Зенит-N1 — первая цифровая зеркальная камера российского производства!
Компания «Zenit» (Красногорский завод им. С.А. Зверева) анонсировала долгожданную цифровую зеркальную камеру российского производства под названием Зенит-N1.
Камера представляет собой однообъективную неавтофокусную цифровую зеркалку. Присоединение оптики — специальный, в настоящее время патентуемый, байонет (точнее, некоторые его решения, которые были признаны патентоспособными). Конструкторам удалось обойти ограничения, накладываемые патентами Olympus и Kodak, в частности — обойти патент США 6.910.814.
Основные технические характеристики:
- Матрица
- Общее число пикселей — 12.7 МП
- Число эффективных пикселей — 12.5 МП
- Физический размер — 22.2 х 14.8 мм
- Кроп-фактор — 1.7
- Максимальное разрешение — 3008×2000
- Глубина цвета — 36 бит
- Чувствительность — 200 — 1250 ISO
- Подсветка автофокуса — есть
- Ручная фокусировка — есть
- Баланс белого
- автоматический
- ручная установка
- из списка
- брекетинг
- Вспышка — башмак, синхроконтакт, брекетинг
- Выдержка — 30 — 1/4000 с
- Выдержка — X-Sync 1/200 c
- Ручная настройка выдержки и диафрагмы — есть
- Автоматическая обработка экспозиции с приоритетом затвора, с приоритетом диафрагмы
- Экспокоррекция +/- 2 EV с шагом 1/3 ступени
- Тип карт памяти — CompactFlash
- Форматы изображения: JPEG, RAW
Универсальность в применении сменной оптики. К камере, через соответствующие переходники, подходят все типы сменных объективов, разработанных как для малоформатной плёночной фототехники, так и для, например, системы 4/3. Понятно, что так как ЗЕНИТ-N1 — камера не автофокусная и неавтофокусная принципиально, автофокусными объективами будет несколько неудобно пользоваться.
Ограничения введены только на использование сменных объективов для дальномерной малоформатной фототехники, имеющих короткие задние отрезки. И даже с такими объективами фотокамера может работать, но только в видео-режиме с предподъёмом зеркала сзади напоминает Canon D60; процессор лицензионный и поэтому меню не переведено на русский язык; изображение грузится очень быстро; к байонету подходят все объективы М42, т.е. путь был принят как у Leica — дешево и просто.
У камеры сверху имеется съёмная пентапризма (предусмотрена и шахта с лупой), сзади — визир, слева — крепление стандартной лампы-вспышки, рукоятки управления режимами и кнопка спуска.
Для просмотра отснятых файлов, тонкой настройки и диагностики необходимо или подключать камеру к компьютеру или присоединять отдельный блок экрана со своим автономным электропитанием.
Как и у всякой «классической» зеркальной камеры, наводка производится через объектив, зеркало, пентапризму и визир.
У N1 предусмотрен видеорежим — при его установке зеркало необходимо поднять вверх специальным рычагом (он спереди), а переключение рукоятки режимов слева в положение «Видео» открывает затвор и переводит КМОП-матрицу в видео-режим работы (шумов, правда, становится намного больше, а сравнимое качество изображения заметно падает).
Сменным является и блок основной матрицы. Однако его смена из-за необходимости подъюстировки может быть осуществлена только в условиях сервис-центра.
Камера доступна для предварительного заказа уже сегодня, 1 апреля.
dphotoworld.net
В России возродят фотоаппараты «Зенит»
Фотоаппараты «Зенит»
Фотография: Andshel / wikipedia.org
Госкорпорация «Ростех» намерена возродить бренд фотоаппаратов «Зенит». Об этом, как сообщает Rambler News Service, заявил директор по коммуникациям госкорпорации Василий Бровко. По его словам, новый бренд планируется «сделать люксовым, по аналогии с Leica». Подробности о возрождении бренда Бровко не раскрыл.
Фотоаппараты «Зенит», поставлявшиеся на экспорт под торговой маркой Zenit, выпускались с 1952-го по 2005 год Красногорским заводом имени Зверева. Первым серийным фотоаппаратом завода был «Зенит», производство которого завершилось в 1956 году. Этот зеркальный аппарат имел шторно-щелевой затвор с выдержками от 1/25 секунды до 1/500 секунды, а также ручной режим. Всего было выпущено около 40 тысяч «Зенитов».
Производство фотоаппаратов под маркой «Зенит» завершилось на серии SKINA. Это были компактные пленочные фотоаппараты со встроенными объективами и электроприводом, который осуществлял взвод затвора, перевод кадра и обратную перемотку пленки. Большинство фотоаппаратов серии имели автомат с единственной выдержкой.
Несмотря на закрытие производства «Зенитов», красногорский завод продолжил выпускать несколько типов объективов с резьбовым соединением, предназначенных для установки на фотоаппараты, кинокамеры, а также различное оборудование наблюдения и аэрофотосъемки. В частности, завод занимается производством серий объективов «Мир» и «Гелиос».
Кроме того, предприятие продолжило выпуск панорамных фотоаппаратов «Горизонт», производство которых началось еще в 1967 году. Эти аппараты имеют несъемный объектив во вращающемся барабане. В 2010 году красногорский завод представил цифровую панорамную трехобъективную фотокамеру Horizon-D-L3.
В 2013 году сообщалось о намерении Красногорского завода имени Зверева воссоздать объектив Петцваля, разработанный в середине XIX века венгерско-австрийским изобретателем Йозефом Петцвалем. Фокусное расстояние объектива составит 85 миллиметров при относительном отверстии 1:2,2. Продажи объективов начались весной 2014 года.
Объектив Петцваля имеет четыре просветленные линзы в трех группах. Благодаря такой конструкции он отличается хорошей светосильностью, а также незначительным проявлением или полным отсутствием сферической аберрации и дисторсии. При это особенность объектива Петцваля заключается в том, что он обеспечивает высокую четкость снимка лишь в центре поля; резкость значительно снижается к краям кадра.
Василий Сычёв
nplus1.ru
Лучшие советские портретные объективы
Сегодня все больше фотографов обращают свое внимание на старые советские или зарубежные объективы. А многие уже давно используют старую оптику в цифровой фотографии. Причин тому несколько и самая главная из них – это, конечно, доступная цена. Объектив под знаком «Сделано в СССР» стоит в разы дешевле аналогичного современного, даже несмотря на необходимость покупки дополнительного переходника. На вторичном рынке в настоящий момент можно найти немало предложений советских объективов, многие из которых можно приобрести буквально за бесценок. В этом обзоре мы расскажем о нескольких лучших советских портретных объективах.
Помимо привлекательной цены у старой советской оптики есть и другие несомненные достоинства. В частности, изображение, создаваемое такими объективами, обычно отличается пластичностью, объемом и хорошей проработкой тональных переходов. Производители современных же объективов постоянно гонятся за повышением резкости и устранением всех видов аберраций, в результате чего картинка зачастую выглядит слишком резкой и контрастной. Это не самая полезная особенность объектива, например, для портретной съемки.
У советских объективов имеется свой уникальный, художественный рисунок, который как раз хорошо подходит для фотографирования портретов. Кроме того, современные объективы характеризуются сложностью оптической схемы и применением в конструкции порой нескольких десятков линз. Однако каждая новая линза приводит к неизбежным потерям на границах воздух – стекло или в самом стекле, причем порой не спасают даже специальные мульти просветляющие покрытия. Старые фикс-объективы в большинстве своем основаны на несложной оптической схеме и имеют всего три – семь линз, что для портретной съемки можно рассматривать как преимущество, нежели недостаток.
Еще нужно отметить такой факт, что старые советские или немецкие объективы отличаются прочной и надежной металлической конструкцией, использованием только настоящих стекол в оптической схеме. Поэтому, даже несмотря на год выпуска, относящийся, например, к 50 – 60 годам прошлого столетия, и активное использование объективов в самых разнообразных условиях, они и сейчас находятся в превосходном состоянии.
Впрочем, у старых объективов есть и свои недостатки, о которых необходимо знать. В первую очередь, это отсутствие автофокуса, что обеспечивает меньшее удобство при съемке и затрудняет ее оперативность. Во-вторых, при использовании старой оптики на современных цифровых камерах отсутствует возможность автоматического управления диафрагмой. Как бы то ни было, настоящих любителей фотографии, увлеченных самим процессом съемки, эти недостатки сильно не напрягают, тем более, что они с лихвой окупаются вышеупомянутыми достоинствами советской оптики.
Прежде чем, остановиться более подробно на самых лучших портретных объективах из нашего советского прошлого, стоит сказать пару слов о самой портретной оптике. К ней, как правило, относят фикс-объективы, то есть оптику с постоянным фокусным расстоянием, которые, соответственно, имеют фокусное расстояние от 50 до 200 мм. Фикс-объективы широко применяются именно в портретной съемке, поскольку они обычно имеют небольшое количество линз в своей оптической схеме.
В хороших объективах количество линз вообще сводится к минимуму, а новые линзы добавляются в конструкцию только в случае крайней необходимости, когда без них просто нельзя получить заданные характеристики объектива. Ведь каждая лишняя отдельная линза, как мы уже отмечали, это лишние потери. Кроме того, объективы с фиксированным фокусным расстоянием характеризуются большой светосилой, что позволяет работать с большими диафрагмами и малой глубиной резкости. Соответственно, портретный фикс-объектив с высокой светосилой дает фотографу возможность сделать картинку более пластичной и объемной, выделить отдельные детали лица, например, глаза или ресницы. Нужно ли упоминать о том, что высокая светосила позволяет также комфортно снимать портреты в условиях слабого освещения.
Хотя для портретной съемки можно использовать и зум-объективы с фокусным расстоянием 70 – 200 мм, но в большинстве случаев они, все же, проигрывают фикс-объективам по светосиле и характеру рисунка боке. Продолжая разговор о фикс-объективах, стоит отметить, что фокусное расстояние оптики серьезно влияет на портрет. Чем больше фокусное расстояние оптики, тем сильнее сжимается пространственная перспектива и тем больше размывается задний план при минимальной диафрагме.
В этой связи, например, фикс-объектив с фокусным расстоянием 50 мм подойдет для съемки ростового портрета, а оптика с фокусным расстоянием 85 мм позволяет без искажений снять «поясной» портрет. Для того, чтобы качественно и без искажений деталей снять крупным планом лицо человека, уже потребуется объектив с фокусным расстоянием 135 мм и выше. В принципе, хороший портретный объектив должен обеспечивать достаточную резкость для выделения важных для фотографа областей (глаз, ресниц, волос), и в то же время он должен формировать изображение, отличающееся мягкостью, пластичностью и плавными тональными переходами. Этим требованиям во многом соответствуют представленные ниже лучшие советские портретные объективы.
«Гелиос 40-2» 85 мм f/ 1.5
Объектив Гелиос 40-2 с однослойным просветлением, фокусным расстоянием 85 мм и светосилой f/ 1.5, безусловно, является одним из лучших советских портретных объективов. Он предназначен для портретной и уличной фотосъемки. Его оптическая схема была позаимствована у немецкого объектива CarlZeissJenaBiotar 75 мм f/1.5 (1938 года выпуска). Объектив Гелиос 40-2 без проблем ставится на современные цифровые зеркальные и беззеркальные камеры с помощью переходника с присоединительной резьбой M42.
Он имеет ирисовую диафрагму и кольцо предварительной установки. Данная оптика достаточно массивная и громоздкая. Впрочем, это касается почти всех советских объективов. Гелиос 40-2 выпускался Красногорским механическим заводом с 1970 года. Примечательно, что с августа прошлого года Красногорский завод снова начал производить этот объектив малыми партиями, но уже с применением многослойного ахроматического просветления.
С точки зрения особенностей формируемого им изображения, можно отметить несколько деталей. Во-первых, объектив Гелиос 40-2 создает объемную и очень пластичную картинку, он легко переводит двухмерное изображение в трехмерное. Во-вторых, этот советский объектив обеспечивает мягкую прорисовку деталей, фотографии получаются мягкими, не контрастными, без просветов и провалах в тенях. Именно это качество делает его отличным портретным объективом.
В-третьих, на открытой диафрагме объектив Гелиос 40-2 обеспечивает резкость только в центре кадра. Это означает, что при съемке на диафрагме f/ 1.5 фотографу придется помещать главный объект съемки строго в центре кадра. В то же время эта особенность объектива позволяет отделить резкий объект от заднего фона, сделав фотографию более художественной и интересной. Поскольку объектив Гелиос 40-2 не самым лучшим образом держит боковой и контровый свет, то во время съемки рекомендуется использовать вместе с ним бленду.
«Гелиос 44-2» 58 мм f/ 2.0
Для портретной съемки во многих случаях очень выгодно использовать мягкорисующую оптику. Она позволяет создавать мягкие, «воздушные» изображения и скрывать мелкие недостатки или неровности кожи. К мягкорисующим портретным объективам советского времени можно отнести Гелиос 44-2. Этот объектив выпускался в огромных количествах с 50-х – вплоть до начала 90-х годов. Он являлся штатным объективом для камер «Зенит-ЕТ» и «Зенит-10», причем для штатной оптики объектив Гелиос 44-2 обладает действительно весьма неплохими оптическими свойствами.
Гелиос 44-2 — это объектив с оптической схемой, состоящей из шести элементов в четырех группах, и однослойным просветлением. Здесь предусмотрено ручное управление диафрагмой, с кольцом предварительной установки. Он, также как и Гелиос 40-2, имеет соединительную резьбу М42. Объектив Гелиос 44-2 с фокусным расстоянием 58 мм позволяет получать не слишком контрастные, «воздушные» фотографии с красивым, слегка закрученным боке. Применение подобного объектива с открытой диафрагмой f/ 2.0 и контрастным освещением позволяет размыть задний план с созданием фона, не отвлекающего от осиного сюжетного центра фотографии.
«Юпитер-37А» 135 мм f/ 3.5
Советский портретный объектив Юпитер-37А имеет фокусное расстояние 135 мм, но при использовании на цифровых фотоаппаратах с кропнутой матрицей он превращается в настоящий телевик с фокусным расстоянием чуть больше 200 мм. Как и подобает «рабочей лошадке» советского времени, он отличается прочным, надежным металлическим корпусом и поддерживает работу в различных условиях съемки (от минус 15 до плюс 45 градусов по Цельсию).
Буква «А» в маркировке объектива означает, что на него можно установить адаптер или так называемый сменный хвостовик, позволяющий менять «заднюю» часть объектива, которой он непосредственно крепится к байонету фотокамеры. Соответственно, благодаря этому сменному хвостику данный объектив можно установить на фотоаппараты под резьбу М42 или байонет «Н». Например, для использования с зеркалкой Canon достаточно к хвостику М42 добавить переходник «М42 -Canon EOS EF» и можно спокойно снимать.
Оптическая система советского объектива Юпитер-37А основывается на модели CarlZeissSonnar 135 мм f/3.5. Хотя копия, очевидно, несколько хуже оригинала, тем не менее, данный объектив прекрасно подходит для портретной съемки. На открытой диафрагме f/ 3.5 получаются достаточно мягкие, пластичные портретные снимки, а при закрытии диафрагмы возможностей объектива хватает на обеспечение необходимой резкости практически для любых задач.
Нужно отметить, что данный объектив имеет функцию предварительной установки диафрагмы – для того, чтобы воспользоваться ей, нужно просто удавить кольцо диафрагмы в сторону фотоаппарата и отпустить на нужном значении диафрагмы. Юпитер-37А имеет сразу двенадцать лепестков диафрагмы и отлично справляется с размытием заднего фона. Здесь используется обычное просветление, которое довольно эффективно справляется с лишними бликами. Существует также версия этого же объектива под названием «МС Юпитер-37А» с многослойным ахроматическим просветлением. Она намного устойчивее к контровому и боковому свету. Преимуществом Юпитера-37А является его низкая цена в силу широкого распространения и массового производства этого объектива в советские времена.
«Юпитер-9» 85 мм f/ 2.0
Юпитер-9 – это один из самых известных советских портретных объективов, имеющий фокусное расстояние 85 мм и светосилу f/ 2.0. Длиннофокусный светосильный объектив производился с начала 50-х годов сразу на трех предприятиях — заводе оптического стекла в Лыткарино, Красногорском механическом заводе и на киевском заводе «Арсенал». Причем выпускались варианты с многослойным ахроматическим просветлением (МС) и без него.
Оптическая схема советского объектива взята с оптики CarlZeissJenaSonnar 85 мм f/ 2.0. Юпитер-9 имеет сравнительно высокую светосилу для объектива с фокусным расстоянием 85 мм, что дает возможность наилучшим образом управлять глубиной резко изображаемого пространства. Тут предусмотрена диафрагма с 15 лепестками, которая отлично подходит для съемки портретов и создания красивого, ровного эффекта боке.
Нужно отметить, что советский объектив Юпитер-9 можно найти на вторичном рынке в двух вариантах – белом и черном. Старые белые Юпитеры отличаются лучшими оптическими характеристиками и меньшим количеством брака. При портретной съемке таким объективом лучше всего снимать исключительно с открытой диафрагмой, он позволяет получать достаточно резкую, но объемную и пластичную картинку. Благодаря невысокому разрешению Юпитер-9 может скрывать некоторые дефекты кожи.
Черные объективы дают менее контрастное и более мягкое изображение, поэтому здесь рекомендуется использовать диафрагму f/ 4.0. У черных Юпитеров-9 достаточно большой процент брака, они страдают потерей контрастности и сильным софт-эффектом между диафрагмами 2.0-2.8. Поэтому отдавать предпочтение следует белым Юпитерам-9, которые выпускались до 1965 года, либо модификациям объектива, которые шли на экспорт (название Юпитер там написано на латинице).
МС Калейнар-5Н 100 мм f/ 2.0
МС Калейнар-5Н – это отличный короткий телевик с диафрагмой f/2.8 и фокусным расстоянием 100 мм. Несмотря на свои сравнительно небольшие габариты, он отличается достаточно серьезным весом, что обусловлено использованием металлических деталей и линз из стекла. Обращает на себя внимание качественное изготовление линз и оправы.
Объектив имеет встроенную выдвижную бленду, которая будет очень полезной при съемке в условиях яркого дневного освещения. При использовании с цифровыми зеркальными фотоаппаратами с кропнутой матрицей (например, на камерах NikonDX) фокусное расстояние объектива будет составлять уже 150 мм. Отличное соотношение фокусного расстояния и светосилы, хорошая разрешающая способность – все это позволяет получать с объективом МС Калейнар-5Н качественные портретные снимки. Помимо всего прочего, объектив отличается и весьма привлекательной ценой.
Впрочем, главное достоинство МС Калейнар-5Н не в этом. Данный объектив начал выпускаться в 1991 году для советских фотоаппаратов марки «Киев» с байонетом «Н», то есть с никоновским байонетным соединением. Это означает, что сегодня его можно установить на любую зеркалку Nikon, выпущенную после 1960 года, без каких-либо дополнительных переходников. Причем после установки на аппара тNikon объектив может работать в полном автоматическом режиме управления диафрагмы с камеры и с подтверждением фокусировки.
Недаром этот советский объектив сегодня так популярен у обладателей фотоаппаратов Nikon. Правда, МС Калейнар-5Н обладает только ручной фокусировкой, поэтому с отсутствием автофокуса и оперативностью съемки все же придется мириться. Из недостатков объектива также можно отметить наличие только шести лепестков в диафрагме. Тем не менее, советский портретный объектив МС Калейнар-5Н обеспечивает получение хорошего качества фотоизображений с насыщенностью цветом и приятным размытием фона.
Таир-11А 135 мм f/ 2.8
И напоследок еще одна модель старой оптики, заслуживающая самого пристального внимания. Это светосильный объектив Таир-11А с просветленной оптикой, предназначенный для портретной съемки, фотографирования групповых сцен и удаленных объектов. Он выполнен из металла и стекла, что обеспечивает ему серьезный вес (600 грамм). Однако такая громоздкость является и своеобразным плюсом, поскольку она помогает стабилизировать дрожания камеры во время съемки, немного уменьшая «шевеленку».
В 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе объектив Таир-11А, входивший в состав набора советской оптики, удостоился высшей награды – «Гран-при». До сих пор он ценится западными любителями фотографиями и профессионалами. Тем более, что объектив снабжен сменным хвостиком и предусматривает возможность установки на цифровые зеркальные камеры с байонетом F. Нужно отметить, что популярность этого объектива у российских фотолюбителей не так высока в сравнении с другой советской портретной оптикой просто в силу его высокой стоимости и, как следствие, недоступности для широкой аудитории.
Благодаря фокусному расстоянию 135 мм и светосиле f/ 2.8 посредством объектива Таир-11А можно хорошо контролировать глубину резкости и получать фотографии с красиво размытым фоном. Большая светосила позволяет выделять только небольшую зону резко изображаемого пространства, что имеет особое значение именно в портретной фотографии. В то же время большое фокусное расстояние дает возможность использовать этот объектив как телевик, расширяя его сферу применения.
На камерах с кропнутой матрицей фокусное расстояние объектива Таир-11А получается уже более 200 мм. Достоинством объектива является наличие двадцати лепестков диафрагмы, благодаря чему можно получать ровное, круглое боке с правильными кружочками в виде нерезкости. Также Таир-11А имеет встроенную бленду. Он отлично подходит для использования с полнокадровыми цифровыми фотоаппаратами, а наличие сменного хвостика позволяет устанавливать Таир-11А на разные системы (камеры).
Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)
www.fotokomok.ru
Советские объективы (правда и ложь)
Лирическое отступление о советской оптике (на гребне ажиотажа к ней, в последнее время).
Скажите мне, вы действительно верите в хорошее качество советской оптики? Она всего-лишь соответствует своему времени и качеству всей фототехники производимой в советском союзе. Здесь я не буду «гнать волну» того, что это супер-пупер-мега-художественные объективы с «адским» бокэ и т.д. Посмотрим на парк советских объективов в целом, объективно, есть плюсы, есть минусы, причем последних гораздо больше.
Расчет, производство материалов, качество сборки и юстировки, математика, уровень обработки — все это, как вы понимаете не стоит на месте и сравнивать современные объективы с разработками (зачастую скопированными у других, причем не лучшим образом) просто бессмысленно. Огромное количество брака, который попадал на прилавки, просчеты в разработках (например затягивание пыли внутрь) тоже не в плюс старой оптике. Эти объективы были мало-мальски пригодны для ЧБ фотосъемки своего времени. На этом ВСЕ! Даже качество оптического стекла (зачастую одной марки — ОПТИЧЕСКОЕ СТЕКЛО) страдает, оно имеет цвет, включения, неточная обработка, кривая укладка линз и т.д. и т.п. А знаете, для сравнения сколько видов оптического стекла, в производстве оптики использует современный Nikkor? Более 200! С разными параметрами, коэффициентами преломления, свойствами. И не от безделия производят, а все это необходимо для компенсации различных искажений (цветовых, сферических).
«Широкоугольники» типа Мир-1Б (кстати 37мм, какой уж тут широкий угол) покупать не стоит вообще. Резких экземпляров среди них не найти вообще, что уже довольно странно для «широкоугольника». Ужасная конструкция в целом. Искажения даже там где и быть не должны. В общем, вообще непонятно для чего его производили. Ну разве что утренники и субботники снимать на очень зернистую ЧБ пленку.
А вот Волна-9 — знайте, что это лучший советский макро-объектив. Кодовое название Волна-9, как ни странно обозначает полтинник. Да, этот объектив резкий. Но какое-то странное у него пропускание света, любой не дорогой импортный объектив «делает» его по всем параметрам. Тут же странная картинка, как через чулок, но он все-же лучше более дешевых советских братьев.
Хит СССР — Гелиос-44. Кстати, тоже полтинник. Последние версии (44-4) лучше, но в целом годится разве что на переделки в монокли и перевертыши для самодельных макро-линз. Подкупает их дешевизна. Пожалуй больше плюсов у них нет.
Всевозможные Индустары лучше даже не рассматривайте и вот почему — возможно они когда-то были резкими и даже не ловили засветки. Возможно. Но в производстве стекла использовался лантан. Время для таких линз — убийца, стекло темнеет и желтеет.
Незаметно так мы приближаемся к портретникам. Тра-та-та тааааам, вот он — объектив-легенда, изза которого и поднялся весь этот шум в сети. Гелиос-40 — легендарный севетский портретник. Да, у него высокая светосила — 1.5, именно она и ошибка проектирования и позволяет при некоторых навыках добиваться красивого бокэ. Дело в том, что изначально объектив этот был разработан для съема информации с экранов люминисцентных. Ну и в рамках соединения разработок с народным хозяйством т.с. он стал портретником. Кстати это 85-ка. За счет толстых линз и промежутков между ними — имеем эффект красивого бокэ — эллипсами на открытой дырке. Но, зона резкости в таком режиме у него очень странная — только центральная часть, что порой просто бесит. Стекло выраженного желтоватого оттенка. Вес тоже достаточно приличный — около килограмма. Ну а если вы зажимаете диафрагму до 2-х — то лучше взять что-нибудь полегче и получше. Кстати, он еще и «ловит зайцев», имеет цветовую и сферическую аберрацию, мылит. В общем вещь на любителя, как и его навязчивое бокэ.
Юпитер-9 — 85/2, тоже портретник, чуть потемнее Гелиоса-40, но — неплохо рисует, имеет небольшой вес, качественное стекло (впрочем тоже с хроматическими изъянами). Вот эту линзу, пожалуй единственную могу рекомендовать. За свои деньги она вас будет радовать. Кстати говоря Юпитеры выбиваются вперед по качеству из общей массы советской оптики.
Юпитер-37 — 135мм, мягкий но темный. Слегка замыливает изображение из-за некорректного расчета линз, что впрочем позволяет делать мягкие портреты. Вспоминается шутка программистов — «это не бага, это фича».
Зеркальные чудовища телевики Рубинары — оставлю в покое и обойду стороной, чего и вам рекомендую. Если вы, конечно не собрались снимать Луну со штативом. Кроме Луны снять им что-то в приемлемом качестве, отвечающем современным требованиям — невозможно.
Таир-ы, Калейнар-ы, Пеленг-и тоже все на любителя, детально разбирать не буду. Картинки бывают хорошие, даже очень. Но, как говорится — есть нюансы.
Итог будет такой — серьезные средства во весь этот хлам СССР не вкладывайте ни в коем случае. Игрушки не более. Поиграетесь, попробуете расстояние и бросите. Продадите другим членам фан-клуба советской оптики и отправитесь в магазин за нормальной линзой. При этом уверяю вас, качество снимков будет на несколько порядков выше. Да, и ответьте себе, напоследок, на один простой вопрос — вы же не бежите в магазин за Зенитом (даже современным), а собственно почему?
Синкевич Сергей (с) 2010 http://exclufoto.ru
exclufoto.ru
«Объективы для американского кино делают в России» в блоге «Производство»
Видеоинтервью Лазаря Залманова, помощника генерального директора ЗАО «ЛОМО»
Качество и характер изображения, получаемого при киносъемке, в значительной степени зависит от свойств и особенностей используемой оператором оптики. А ведь кино — настолько тонкая и чуть осязаемая в творческом плане вещь, что даже незначительные детали и нюансы имеют значение для впечатления от просмотра. Снять хорошее кино почти невозможно без хороших объективов. Этот сегмент кинооборудования достаточно консервативен. Мало кто позволяет себе какие-либо технические эксперименты на съемочной площадке. Кинообъективы весьма недешевы, служат долго, к ним привыкают. Оборудование незнакомого производителя никто не купит, что бы производитель ни писал в технической спецификации. Слишком велика цена ошибки.
Рынок кинообъективов давно поделен между нескольким производителями общим числом не более количества пальцев одной руки. Поэтому появление в этой компании российского ЛОМО со своими светосильными объективами ЛОМО Illumina стало мини-сенсацией в мире кино. Сегодня это не просто попытки вклиниться на рынок. Уже произведено и реализовано продукции на несколько миллионов долларов.
Справка STRF.ru: Фирма ЛОМО основана еще в 1914. За почти сто лет работы здесь создано немало уникальных приборов для оборонной техники, научных исследований, космоса и медицины. ЛОМО всегда производила самую разнообразную аппаратуру: от простых и надежных массовых фотоаппаратов до крупнейшего в свое время в мире астрономического телескопа БТА с диаметром главного зеркала 6 метров. Кстати, рынка уникальных приборов как телескопы с многометровым зеркалом как такового не существует. В мире тысячи предприятий занимаются оптическими приборами, но лишь 4−5 фирм, которые чисто технологически способны выполнить такой заказ.
Оптические приборы для кинематографа — не новая для российской компании продукция. Начиная с конца 1950-х годов на ЛОМО выпускались кинопроекторы, проявочные, копировальные и реставрационные машины, а также оптика для профессиональной киносъемки и кинопроекции. Объективами серии ОКС (за сорок лет прошлого столетия их было выпущено в общей сложности более 100 тыс. шт.) были сняты многие шедевры советского и мирового кинематографа. До сих пор во всем мире пользуются огромной популярностью изготавливаемые в те годы на ЛОМО анаморфотные объективы и насадки.
Из недавних фильмов, снятых при помощи той, еще советской оптики, можно назвать фильм «Высоцкий. Спасибо что живой».
С начала 90-х годов из-за падения платежеспособного спроса ЛОМО было вынуждено прекратить производство этой продукции. И вот, спустя почти двадцать лет, россияне вновь вернулись на рынок кинооборудования.
По инициативе своего партнера, компании Luma Tech, Inc. (США), имеющей более чем двадцатилетний опыт продаж кинооборудования, на ЛОМО создана новая линейка светосильных кинообъективов. В рамках российско-американского проекта была поставлена очень сложная маркетинговая задача: создать оптику, которая при высоких оптических характеристиках объективов была бы доступной по цене. Это позволило бы использовать объективы ILLUMINA в самых разнообразных, в том числе малобюджетных, проектах. Ведь таких фильмов в США снимается великое множество.
Трудность состояла в том, что ЛОМО очень давно не занималось кинообъективами. А мир за это время ушел далеко вперед. И проблемы возникли как в проектировании, так и в изготовлении. Ведь нужно было создать продукцию не хуже чем у конкурентов, но действуя при этом в рамках реальных технологических возможностей. К примеру, пришлось обойтись без асферических линз, так как в России нет технологии для их изготовления. В их отсутствии устройство и сборка объектива сильно осложняются, добавляются лишние оптические элементы, увеличивающие потери света. Такая работа требует очень высокой квалификации сборщиков и новых подходов к покрытиям линз. Первые объективы давались достаточно тяжело, потому что не хватало опыта и была утрачена связь с теми, кто эти объективы использует.
Примечательно, что с момента принятия решения наладить производство и до начала выпуска на ЛОМО линейки объективов для кино прошло менее трех лет.
Это почти невероятный показатель, ведь иностранные конкуренты, для многих из которых выпуск профессиональной оптики является приоритетом, занимаются этим на протяжении десятков лет.
Первоначально во многом проект для ЛОМО был во многом имиджевым, ведь считанные фирмы в мире способны производить оптику такого класса. И способность предложить рынку такие объективы сама по себе является показателем технического и научного уровня предприятия. Но постепенно роль кинооптики в бизнесе ЛОМО растет. В этом году линейка пополнилась еще двумя объективами. Они позволили создать продукт, который полностью обеспечивает все стандартные потребности при кинопроизводстве. Также переработана механика, что позволило догнать конкурентов еще и в плавности работы. На сегодня продано уже свыше 100 комплектов которые работают в 20 странах мира. Основным рынком по прежнему остаются США, как самая крупная в мире кинопроизводящая держава.
Кудакаев Александр
sdelanounas.ru