Определение понятия экспозиция – Экспозиция: основные понятия

Экспозиция. Что это означает?

Употребляя какое-либо понятие, мы зачастую не отдаем себе отчет о том, что оно означает, в каком контексте используется само слово. Вот, например, «экспозиция». Что это? Само слово происходит от латинского «expositio», что означает «изложение, описание».

Различные значения слова

В современных толковых словарях, например, Ефремовой, дается несколько определений понятия «экспозиция» (что это слово означает):

  1. В литературе — та часть произведения, где рассказывается предыстория основного действия: излагаются обстоятельства, характеризуется обстановка и тому подобное. Располагается, как правило, в начале произведения, реже — в конце или середине. Обычно предшествует основному действию.

  2. Экспозиция — что это с точки зрения музыки? Это первый раздел произведения, вступление, где содержится изложение основных музыкальных тем.

  3. В фотосъемке или кино — количество времени, в течение которого объектив остается открытым.

  4. В геологии — расположение склона возвышенности по отношению к сторонам света.

  5. В медицине — продолжительность действия вредных факторов на организм.

Музейная экспозиция

Подробнее остановимся на этом значении слова. Это размещение (расстановка, развешивание, раскладка) предметов, экспонатов, которые выставляются на всеобщее обозрение, по определенной системе. Или собрание этих предметов, или место, в котором располагается подобное собрание экспонатов. Например, экспозиция картин живописи.

Надо сказать, что музейная экспозиция состоит не из любых предметов, а из экспонатов, представляющих музейную ценность. Совокупность этих музейных предметов, их моделей, реконструкций, вспомогательных текстов и есть экспозиционный материал. Части экспозиции связаны друг с другом. Они составляют тематическую структуру, которую объединяет зрительная и смысловая общность. Музеи создают и постоянные, и временные экспозиции-выставки: отчетные, тематические, фондовые.

Выставки

Их создание — важная составная часть музейной работы. Они повышают рейтинг музея, значимость его фондов и одновременно — доступность экспонатов. Выставки совершенствуют методику общеобразовательной и культурной работы музея, значительно расширяют его географию. Активно также развивается межмузейный обмен выставками, что, безусловно, способствует взаимному обогащению разнообразных культур.

Методы и виды экспозиционного построения

Экспозиция выставки может быть подана по-разному. Методом построения называется научно обоснованный порядок организации экспонатов. Обычно он исходит из содержания экспозиции, которая, соответственно, бывает ландшафтной, тематической, ансамблевой, систематической. Яркий пример ландшафтной экспозиции — панорама или диорама. Они переносят в музей уголок живой природы или ландшафта, показывают те стороны, которые в реале трудно наблюдать.

Если экспозиция раскрывает определенную тематику или сюжет, ее принято называть тематической. Она создает музейный образ событий или отображаемых явлений. Сочетание тематической и ландшафтной экспозиций представляет собой грандиозное зрелище (посмотрите знаменитую диораму Обороны Севастополя). Метод выбора вида экспозиции зависит от многих факторов: темы, целевых установок, размеров площадей, на которых происходит выставка.

Музейные экспонаты и копии

Оригиналы — основа того, из чего состоит любая экспозиция. Что это означает? Люди в основном склонны приходить смотреть на подлинники. Но в экспозиции также могут принимать участие и предметы, специально созданные для экспонирования: репродукции, муляжи, слепки, голограммы, модели, макеты, реконструкции. Что, безусловно, снижает ценность определенной экспозиции, но повышает уровень ее посещаемости. Тогда все эти экспонаты (уже не подлинные!) становятся доступными для различных категорий посетителей.

fb.ru

Что такое экспозиция. В двух словах

Как объяснить в двух словах что такое экспозиция? Сегодня, подобным вопросом, один коллега меня поставил в тупик. Большинство объяснений для понятия экспозиции, найденные в сети — пестрят техническими терминами, каждый из которых требует отдельного объяснения. А описание из Википедии, вообще способно взорвать мозг неподготовленного читателя.

Поэтому задача данной заметки, попытаться «в двух словах», по простому, объяснить, что такое экспозиция и экспопара.

Новичков слово «экспозиция» часто ставит в тупик, хотя на самом деле все достаточно просто. И разобраться с ней нужно, потому что иначе вы просто не сможете продвинуться дальше, как фотограф.

У вас получился слишком темный снимок или слишком светлый? Значит экспозиция неверна.

Что делает фотоаппарат, когда вы нажимаете на спуск? Он передает определенное количество света через объектив на матрицу. Ну или на пленку, если вам угодно. Грубо говоря, экспозиция это и есть количество света которое попадает на матрицу вашей камеры.

За это количество света отвечает комбинация двух параметров — «f» числа (диафрагмы) и выдержки. Это и есть экспопара. Почему именно комбинация?

Например, возьмем комбинации f/4 и 1/25с, f/6.3 и 1/10с, f/8 и 1/6с. Значения разные, но вот экспозиция будет одинаковой. Почему? Потому что итоговое количество света, попавшего на матрицу — будет одним и тем же. А полученное изображение правильно экспонированным.

Поясню на бытовом примере. Вам нужно получить 1кг смеси из двух составляющих. Муки и сахара. Если вы смешаете 300гр муки и 700гр сахара, вы получите 1 кг смеси. Но если вы смешаете 200гр сахара и 800гр муки, вы все равно получите тот же самый 1кг смеси. Так и с экспозицией.

Или более интересный пример с бочкой, наполненной водой, подсказанный Сергеем.

Экспозиция — это количество воды, налитой в бочку. Бочка может быть пуста, полна наполовину или доверху. Тогда выдержка — это время, которое мы льем воду в бочку через отверстие, называемое диафрагмой.

Хорошо, когда бочка полна наполовину, это правильная экспозиция. Но чтобы налить бочку наполовину, мы можем сделать отверстие для наливания больше (открытая диафрагма), тогда потребуется совсем немного времени  чтобы наполнить бочку до нужного количества воды.  А можно сделать наоборот, сделать маленькую дырочку и увеличить время.

Датчики света (цвета) в современных цифровых камерах как раз и являются такими «бочками» в которые «наливается» свет.

 

При неправильной экспозиции вы будете постоянно получать или слишком светлый или слишком темный кадр.

Возникает вопрос, а зачем тогда разные значения выдержки и диафрагмы, если экспозиция будет одинакова?

Вернемся к примеру с мукой и сахаром. Итоговый вес смеси будет одинаковый, но вот конечный вкус блюда — будет сильно отличаться.

Так и в фотографии. Правильная экспозиция отвечает скорее за техническую составляющую качественной фотографии. А вот значения выдержки и диафрагмы — за художественную.

Посмотрите на пример ниже.

значения разные — экспозиция одинакова

И на том и на другом кадре, экспозиция одна и та же, но значения диафрагмы и выдержки разные, и эффект мы так же получили разный.

Почему так? На первом кадре диафрагма открыта пропуская много света, поэтому, чтобы не «засветить» кадр, нужно поставить очень короткую выдержку, тем самым ограничив избыток света. Результат — замороженная застывшая вода. На втором — диафрагма предельно зажата, пропуская мизерное количество света. Чтобы это компенсировать, нужно увеличить выдержку (время в течении которого открыт затвор). Результат — тягучая размытая вода, успевшая «протечь» в кадре за 1/4 секунды.

То есть резюмируя объяснение в двух словах.
Правильная экспозиция — это когда мы выбрали оптимальное сочетание выдержки и диафрагмы, при котором на матрицу попало достаточное количество света. Не слишком много, не слишком мало.

lightroom.ru

Экспозиция в фотографии.Основные понятия. | ДРУГ ФОТОАППАРАТ

Рассмотрим понятие экспозиция в фотографии – что это такое.

Когда я начинал фотографировать своим простеньким фотоаппаратом “Смена” на черно-белую пленку, то первое,  с чего начиналось обучение этому делу, было определение выдержки и диафрагмы при съемке и наведение на резкость. Тогда это было не так уж и просто. Усторойств для определения экспозиции не было. Печатали лишь довольно условные таблицы, где понятия об условиях съемки сводились к некоторым довольно простым категориям: ясно, солнечно, пасмурно, в тени, в помещении и т.д. Фотографы определяли экспозицию больше интуитивно, исходя из свей практики.

Затем появились приборы – экспонометры, которые уже довольно точно определяли параметры экспозиции. Но и их использование не гарантировало от ошибок.

В наше время цифровые фотоаппараты  как правило оснащены устройствами автоматического определения экспозиции и наводки на резкость. И вот возникает эйфория, что ничего делать не надо, аппарат все сделает сам. И, надо сказать часто действительно получаются вполне качественные снимки. Но, все-таки порой чего-то не хватает… Может не всегда нужно передоверять такую важную функцию, как определение фотоэкспозиции автомату? Фотоаппарат только средство в руках фотографа, человек отражает с его помощью действительность.

Итак, давайте для начала разберемся, что такое экспозиция в фотографии, для чего она нужна. Фотоэкспозиция определяет количество света, попадающего на фотопленку или чувствительную матрицу цифрового фотоаппарата. Фотопленке или чувствительной матрице  необходимо определенное количество света для получения нормального снимка. Его должно быть не много и не мало, а ровно столько, сколько необходимо.

Количество света, падающего на фотоприемник (пленку или матрицу) регулируется в фотоаппарате двумя устройствами: фотозатвором и диафрагмой объектива.

Затвор лишь на некоторое время открывает фотоприемник для света. Этим временем и определяется выдержка в фотографии. Обозначается она обычно обратными величинами, т.е. число “100” обозначает 1/100 сек., а число “200” – 1/200 сек. Чем больше число, тем короче выдержка, тем меньше света попадает на фотоприемник.

Диафрагма в фотографии  изменяет диаметр входного отверстия объектива. Это отверстие устанавливается с помощью специального устройства, типа лепестков, которые сходятся к центру и перекрывают частично входное отверстие объектива. Когда эти лепестки раздвигаются, отверстие  расширяется. Такое устройство называется ирисовой диафрагмой. По свойствам оптики диафрагма, стоящая перед линзой не обрезает изображение (т.е. объект изображается всегда полностью), но влияет на количество проходящего света.   Величина входного отверстия измеряется в относительных единицах – отношении диаметра отверствия к фокусному расстоянию объектива (относительного отверствия), и обозначается обратными величинами, т.е.” диафрагма”8″ обозначает 1/8, а – “11” – 1/11. Чем больше  величина, обозначающая диафрагму, тем меньше диаметр входного отверствия, и при этом  меньше света попадает на фотоприемник.

Два параметра – выдержка   и диафрагма  входят в понятие экспозиция в фотографии. Они действуют в паре, их еще называют экспопарой,  т.к. они вместе, одновременно влияют на световой поток, падающий на фотоприемник. При этом каждому значению выдержки для получения нормально экспонированного снимка должна соответствовать определенная величина диафрагмы. Экспозицию  измеряют автоматические приборы – экспонометры.

Нужно учитывать, что экспонометр – это прибор, он не обладает интеллектуальными способностями. Он может быть настроен в различных режимах работы – для измерения экспозициии в точке  либо по всей поверхности кадра – усредненный интегральный.

А Вы знаете что такое средняя температура по больнице…

В любом случае он не может определить идеальную экспозицию для всех участков кадра. В реальности различия в  яркости отдельных объектов или частей одного объекта могут достигать весьма значительных величин ( в тысячи и даже десятки тысяч раз). Только человеческий глаз способен воспринимать весь этот интервал яркоятей из-за его уникального строения и спосбности гибко перестраиваться под любую яркость. Все же искусственные фотоприемники ( фотопленки, матрицы фотоаппаратов, приборы ночного видения и др.) могут воспринимать лишь ограниченный интервал яркостей. Этот интервал называют фотографической широтой. И он будет передаваться пропорционально, т.е. адекватно. Те яркости, которые попадают за переделы этого интервала уже не будут передаваться пропорционально и при этом различия между более яркими и менее яркими частями будут скрадываться и детали снимка становятся неразличимы. При слишком большом количестве света, падающем на фотоприемник, эта область непропорциональной передачи яркостей называется переэкспонированной или передержанной, а при малом  – недоэкспонированной недодержанной. Далее понятие фотографической широты рассмотрено более подробно.

Так вот,   у каждого фотоприемника свой интервал адекватно передаваемого перепада яркостей объекта, и он является основой для определения  такого параметра, как экспозиция в фотографии. И хотя сам интервал пропорционально передаваемых яркостей на данном фотоаппарате, данном фотоприемнике не изменить, но  этот интервал можно сдвигать либо в сторону больших яркостей снимаемых объектов , либо меньших. Это и есть основа регулирования экспозиции.

Следует отметить, что фотографическая широта у таких фотоприемников, как фотопленка, фотобумага может изменяться путем подбора обрабатывающих растворов и режимов проявления, но пределы таких изменений невелики. Для цифровой фотографии появилась  возможность влиять на величину фотографической широты, применяя технологию HDR-фотографии. Но при этом в создании такой фотографии уже участвуют не один снимок, а два, три и более.

Следует знать фотолюбителям, что фотоаппарат автоматически определяет некую усредненную фотоэкспозицию для данных условий освещения.

При этом, конечно, часть интервала яркостей неизбежно попадет в области передержки или недодержки. К примеру, при фотографировании пейзажей всегда желательно, чтобы в кадр попадало небо, особенно, если на нем есть живописные облака. В реальности различия яркостей неба и земли очень велики. Если ровно половина кадра занята земной поверхностью, а половина – небом, то усредненное измерение экспозиции, может дать результат, который окажется недостаточно хорош ни для неба, ни для земли.  Из-за большего вклада яркостей неба перекос измеренной экспозиции будет в сторону больших яркостей. Но темные места на земле влияют на измерения, увеличивая значение экспозиции. Результат может оказаться таким, что яркие части неба окажутся в области передержек, а темные места на земле – в области недодержек. Небо на снимке будет светлым, белесым, на нем будут слабо просматриваться облака, или совсем не просматриваться. А земля будет темнее, чем хотелось бы.

Как же нужно снимать? Приходится внедряться в автоматические измерения, и производить регулировку экспозиции вручную. При этом фотограф руководствуется своими интересами, своим желанием, как он хочет отразить реальную картину.

К примеру, выдержка в фотографии. Не всегда приемлемо следовать тем значениям, которые дает фотоэкспонометр . В некоторых случаях длительная выдержка может сослужить плохую службу. Например при съемке быстро передвигающихся объектов может привести к смазыванию изображения, т.к. за то время, пока затвор оказывается открытым, объект успевает  сместиться.

К примеру – спортивная съемка, как на фото:

Здесь нужна очень короткая выдержка, т.к. иначе изображение коня будет размазанным из-за движения. В данном случае фотограф применил т.н. “проводку”, т.е. он следил за всадником, вел фотоаппарат параллельно его движению, что позволило держать нпездника в поле резкости, а фон размазать. Это подчеркивает движение, создает динамичный рисунок .

Другая неприятность, возникает, когда при слабых освещенностях фотоэкспонометр дает величитну выдержки довольно большую, тогда при съемке с рук может произойти смазывание из-за дрожания рук. На практике при выдержках уже 1/10 и более необходимо применение фотоштатива.

А как диафрагма в фотографии влияет на изображние? Эта величина в значительной степени определяет глубину резко изображаемого пространства. Далеко не всегда нужно стремиться к максимальной резкости для всех объектов съемки как бы далеко они не находились. Ранее я писал, что для выделения композиционного центра снимка необходимо отделить его от других , менее важных деталей. Для этого часто служит глубина резкости. Увеличение относительного отверствия, т.е. уменьшение цифрового значения диафрагмы приводит к тому, что только наиболее важная деталь находится в поле резкости, а остальное становится размытым и не мешает  восприятию. Чем больше величина относительного отверствия, тем меньше глубина резкости. Посмотрим на снимок:

Если бы все предметы, которые попали в кадр изображались одинаково резко, то изображение пестрило бы множеством ненужных деталей, и саму веточку рассмотреть было бы трудно. Малая глубина резкости приводит к тому, что задний план не входит в резко изображаемое пространство и оказывается размытым. И это способствует четкому выделению переднего плана – веточки, яркому, объемному ее изображению. В данном случае малая глубина резкости служит решению изобразительной задачи. А этому способствует большее открытие диафрагмы. Все эти примеры говорят о том, что экспозицией необходимо управлять. Об этом разговор далее.

Таким образом экспозиция в фотографии является действенным инструментом в руках фотографа.

Поделиться в соц. сетях

Об авторе

Я живу в г Новосибирске. Образование высшее — НГТУ, физикотехнический факультет. В настоящее время на пенсии. Семья: жена, две дочери, две внучки. Работал в последнее время в электронной промышленности в ОКБ по разработке и производству приборов ночного видения. Люблю музыку- классику, джаз, оперу, балет. Главное увлечение — любительская фотография.

makal47.ru

это что такое? Музейная экспозиция :: SYL.ru

Экспозиция — это главная форма музейной коммуникации, которая создается на основании конкретной исторической информации в соответствии с общепринятыми принципами дизайна.

Что такое экспозиции, их виды

Музейные предметы называются экспонатами. Их выставляют в экспозициях на всеобщее обозрение. Все части экспозиций всегда связаны между собой, объединяются в тематическую структуру. Последние, в свою очередь, делятся на экспозиционные комплексы. Такая экспозиция – это предметы, которые связаны между собой по определенным признакам, содержанию, тематике. Они составляют задуманное смысловое и зрительное единство.

Современные представления определяет музейная композиция. Это научно обоснованная и целенаправленная демонстрация предметов музея. Она снабжена комментариями, оформлена художественно и тематически. Музейные композиции создают характерный музейный образ общественных и природных явлений.

Музеи создают как постоянные, так и временные экспозиции – выставки (фондовые, отчетные, тематические).

Организация выставок является одной из главных составных частей экспозиционной работы музея. Эти мероприятия повышают свою доступность и общественное значение музейного фонда. Выставки вводят в культурный и научный оборот памятники частных собраний, расширяют географию своего действия. Сегодня активно расширяется международный обмен выставками. Они способствуют обмену различными культурными богатствами.

Что представляют собой композиции

Легко заметить, что экспозиционный материал может различно группироваться. Иногда он может воспроизводить интерьер, иногда — природный фрагмент. Бывают экспозиции, которые раскрывают целый сюжет.

Современное музееведение выделяет несколько методов экспонирования:

  1. Систематический.
  2. Ландшафтный.
  3. Ансамблевый.
  4. Тематический.

Становление ландшафтного метода

Всемирная выставка промышленного характера 1851 года в Лондоне сыграла большую роль в становлении метода. Здесь были продемонстрированы самые первые биологические группы животной жизни, созданные немецким ученым Плоцкетом. Позже биогруппы стали все чаще включать в систематические композиции Британского музея истории. Интересно, что все они создавались на основе документов.

Например, для птичьих групп собирались почва и растения только с одного места. Все листочки и цветочки с точностью имитировались из воска и располагались на высушенной почве так, как они росли в природе.

В прошлом веке в практику научных музеев вошли диорамы и панорамы, которые стали характерным приемом в ландшафтном методе.

Тематическая композиция

Экспозиция, которая раскрывает определенную тему, проблему или сюжет посредством экспозиционных материалов, отражает события или явления, называют тематической.

Все вышеперечисленные методы экспонирования легко интегрируются. Тематическая выставка может иметь элементы как ансамбля, так систематической композиции. Систематическая может включать ландшафтную и ансамблевую композицию. Метод экспонирования зависит от профиля музея, специфики коллекций, темы и цели создающейся экспозиции, а также размеров площадей, на которых будет представлена экспозиция.

Что входит в основу экспозиций:

  1. Предметы для экспонирования.
  2. Музейные предметы.
  3. Репродукции.
  4. Копии.
  5. Муляжи.
  6. Слепки.
  7. Макеты.
  8. Модели.
  9. Новоделы.
  10. Голограммы.

Основные понятия экспозиций

Слепки, репродукции и копии создаются так, чтобы они точно соответствовали оригиналу. Реплика изобразительного искусства – авторская копия, которая отличается от оригинала по размеру или отдельной деталью изображения.

Репродукция – копия живописного, фотографического или графического изображения, которое сделано печатным способом. Обычно она бывает в уменьшенном или увеличенном размере.

Слепки точно передают подлинники произведений искусства.

Муляжи воспроизводят форму, размеры, цвета и фактуры исходных материалов.

Новоделы создаются при утрате памятников культуры. Выполняется из того же материала, тех же цветов и размеров.

Макеты – объемные воспроизведения внешнего вида объекта, который воссоздается в заданном масштабе, где допускаются определенные условности.

Модельная экспозиция – это воспроизведение предметов с сохранением конструктивных принципов и фактур оригиналов. Ее создают в тех случаях, когда необходимо изменить масштаб предметов.

Голограмма создается записью изображения предмета на чувствительную пластину или пленку при помощи лазерной техники. Поэтому голограммная экспозиция – это оптическая объемная копия реального объекта.

Любая экспозиция выставки обязательно включает в себя тексты. Содержание должно быть ясным, лаконичным и понятным всем посетителям всех категорий. Тексты делятся на указательные, этикетаж, пояснительные, ведущие и заглавные.

Создание музейной экспозиции

Создание экспозиции является сложным исследовательским, производно-техническим и творческим процессом. Он требует больших усилий ученых, художников, дизайнеров и инженеров. Музейная экспозиция нуждается в обязательной предварительной разработке научного содержания, технического оснащения и архитектурно-художественного решения.

Основными частями экспозиционного проектирования являются:

  1. Художественное проектирование.
  2. Научное проектирование.
  3. Техническое проектирование.
  4. Рабочее проектирование.

На втором этапе разрабатывают расширенную тематическую структуру, на третьем – тематико-экспозиционный план. Его суть состоит в отражении конкретного состава экспозиционного материала со всеми их научными характеристиками.

Музейный художник

Художник в музее переводит научное содержание экспозиции на словесный, образный язык. Его задачи сходны с театральным режиссером.

Факторы художественного проектирования

  1. Угол наклона витрин.
  2. Количество материалов, попадающих в поле зрения человека.
  3. Объем информации, которую может сразу усвоить человек за отведенное время (обычно полтора часа).
  4. Правильное цветовое световое решение.

Завершающим штрихом художественного проектирования является разработка рабочего и технического процесса. Он включает в себя авторские разработки оборудования, монтажные листы, освещение и крепление экспонатов, вентиляцию и сигнализацию.

Вместе с руководством музея художник готовится к торжественному открытию, или вернисажу. На вставке может произойти и распродажа экспозиции.

Последнее время искусство музейных экспозиций утвердились как самостоятельный вид творчества. Сегодняшняя музейная экспозиция – это результат союза художника-экспозиционера и научного сотрудника. Такое сотрудничество — великий, но интересный и созидательный труд. Экспозиция, фото которой распространяется в средства массовой информации, как правило, становится популярной.

www.syl.ru

экспозиция — Викисловарь

В Википедии есть страница «экспозиция».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. экспози́ция экспози́ции
Р. экспози́ции экспози́ций
Д. экспози́ции экспози́циям
В. экспози́цию экспози́ции
Тв. экспози́цией
экспози́циею
экспози́циями
Пр. экспози́ции экспози́циях

экс-по-зи́-ци·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -экспозициj-; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА:

ru.wiktionary.org

экспозиция — это… Что такое экспозиция?

ЭКСПОЗИЦИЯ и, ж. exposition f., нем. Exposition <лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС-1. || Собрание выставляемых предметов, расположенных в определенной системе, а также место, где они расположены. Расширить экспозицию музея. БАС-1. На террассе стоит академия художеств, галерея дублетов, зал экспозиций. 1818. Гальберг Письма 28. Объясним, что есть показ общих произведений ( exposition). 1821. Сумароков Прогулка 1 490. Недель шесть продолжалась экспозиция, лучше сказать многолюдная ярмарка. 1821. Там же 1 500. Французские художники советуют мне написать что-нибудь для экспозиции в Париж. 1825. С.Ф. Щедрин. // Мастера иск. 6 240. Вызывают всех работавших в какой-либо роде для большой экспозиции в Путербурге, а l’instar, видно, celle de Paris. 1829. А. Я. Булгаков — брату. // РА 1901 3 306. Чрез комиссара иметь надзор за внутренним порядком и тишиною в залах экспозиции, и чтоб не допускались в оныя люди, в неприличном виде приходящие. Роспись вещам 1829 2. На другой день подали по целой лоханке кофе, а затем пошли мы на «экспозисьон» (выставка). 22. 7. 1889. М. В. Нестеров — родным. // Н. Письма 54.
2. Часть (обычно вступительная (литературного произведения, в которой характеризуется обстановка, излагаются обстоятельства, предшествующие началу действия.

Экспозиция романа. БАС-1. В первом действии экспозиция немного затянута. С.П. Жихарев 563. Книга эта есть только экспозиция, введение в поэму.., автор обещает еще две такие же большие книги, в которых мы снова встретимся с Чичиковым и увидим новые лица. Белинский «Похождения Чичикова». Все прочитанное вами есть только вступление или, говоря языком драматических писателей, экспозиции моей были. Загоскин К. П. Мирошев. Первый акт <пьесы>, обильный длиннотами резонерского свойства, едва ли не лучший по драматическому замыслу. Так называемое «exposition» вообще штука не легкая, и. г. Штеллеру она удалась бы еще больше, еслиб у него достало мастерства в подведении всех второстепенных сцен и разговоров к главному нерву. П. Бобор. Рус. театр. // Дело 1871 3 2 141. Масса публики привыкла к тому, чтобы в романе, повести, рассказе тотчас за экспозицией следовал пересказ прошлого главного действующего лица. Слово 1879 7 2 18. Некоторые элементы, особенно в самой экспозиции действия <трагедии> .. казались мне не совсем правдоподобными. Юрьев Зап. 141. || Профессор .. долго ждал, чтобы завершить свою экспозицию и законно передать слово публике. Форш 4 388. || Первый раздел музыкального произведения (сонаты, фуги), содержащий изложение основных тем. БАС-1.
3. спец. Режиссерский план осуществления постановки спектакля, кинофильма и т. п.; идейно-образный замысел постановки. После режиссерской экспозиции должен немедленно следовать репетиционный период. Юткевич Четыре беседы о кино.
4. геогр. Положение склона относительно страны света. Склон южной экспозиции. БАС-1. Свойства почвы и расположение местности (экспозиция) еще менее благоприятны для виноградарства. Обзор ман. пром. 1865 3 532. Виноградарству благоприятствует восточная экспозиция, предохраняющая от утренних заморозков и склоны «комбов», обращенные на юг. Шабо 256. Этот «остров» средиземноморской флоры .. занимает склоны южной экспозиции, т. е. северные берега < Аджарии>. Природа 1997 8 35.

5. устар.?, научн. Воздействие. Бактерии страдают от действия звуковых волн высокой частоты при условии длительной экспозиции. Природа 1929 12 1067.

6. В фотографии — количество освещения, получаемого светочувствительным материалом при фотографировании. БАС-1. || Время, в течение которого объектив остается открытым. Короткая экспозиция. Время экспозиции. БАС-1. Каковы же должны быть расстояния тех сотен тысяч мелких спиральных туманностей, существование которых обнаруживается только фотографическими снимками при экспозиции несколько часов. Природа 1926 5-6 16.< Фото> камеры снабжены традиционными программами экспозиции: портрет, ландшафт, макросъемка, спортивная съемка, съемка в сумерках, съемка серией с изменением экспозиции от снимка к снимку. НИЖ 2000 2 114. — Лекс. Толль Прил. 1866: экспозиция; СИС 1937: экспози/ция.

Исторический словарь галлицизмов русского языка. — М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm.
Николай Иванович Епишкин [email protected]
2010.

gallicismes.academic.ru

Курс: Теоретические основы построения музейно-выставочной деятельности — Музейная экспозиция. Основные понятия

Страница 3 из 9

Музейная экспозиция. Основные понятия


Слово «экспозиция» происходит от латинского глагола ехроnо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного expositio – изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных для обозрения. Но музейная экспозиция имеет свою специфику. Ее основу составляют не любые, а музейные предметы, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они обретают новый статус: становятся экспонатами, то есть предметами, выставленными для обозрения.

В качестве экспонатов могут выступать и «заменители» подлинников, то есть воспроизведения музейных предметов, а также карты, схемы, диаграммы и другой научно-вспомогательный материал, необходимый для наглядного показа связей между предметами и раскрытия темы. В состав экспозиции входят письменные тексты разнообразного характера, часто – фонические материалы. Эта совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.

Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы – экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство. В качестве экспозиционного комплекса может рассматриваться и экспозиционный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый облик.

В экспозиции выявляется знаковая природа вещей. Знак – это предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях. Когда предметы используются в чисто практических целях, их знаковая функция отходит на второй план, а на первый выступают утилитарные свойства.

Предметы в музейной экспозиции представляют собой научно организованную совокупность, поскольку их отбор и размещение основываются на разработанной коллективом музея научной концепции. Они служат средствами для выражения определенного содержания, следовательно, образуют знаковую систему. Поэтому музейная экспозиция является своеобразным «текстом», который нужно не только созерцать, но и осмысливать. Экспонаты-знаки могут передавать идеи, чувства, представления и суждения как людей, создавших их или когда-то с ними соприкасавшихся, так и авторов экспозиционного показа.

Экспозиция составляет основу музейной коммуникации, которая осуществляется путем прежде всего зрительного восприятия посетителями экспозиционных материалов, размещенных в определенном пространстве. Для того чтобы облегчить процесс общения посетителей с экспонатами, сделать его более результативным и плодотворным, в создании экспозиции участвуют не только ученые, но и художники, которые приносят в музей образное начало. На музейном поприще у науки и искусства единая цель – помочь человеку постигнуть логическую связь вещей и явлений, повести его к познанию мира через сотворчество и сопереживание. Образ, который создается в результате синтеза науки и искусства, является специфически музейным образом.

Согласно современным представлениям, музейная экспозиция – это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений.

Музей создает не только постоянные, но и временные экспозиции – выставки, стационарные и передвижные. Их временный характер проявляется в составе экспонатов. На выставках часто демонстрируются предметы из других музеев и частных коллекций, а также предметы, которые не могут долго находиться за пределами фондохранилищ – акварели, письменные источники, уникальные вещи.

В настоящее время в музейной практике сложилось три основных типа музейных выставок: тематические выставки, в основе которых лежит определенный сюжет; фондовые выставки, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями; отчетные выставки, которые создаются по результатам реставрационных работ, по итогам комплектования фондов – так называемые выставки новых поступлений.

Создание выставок является составной частью экспозиционной работы музеев. Выставки повышают доступность и общественную значимость музейных фондов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях, способствуют отработке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время активно развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.

madrace.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о