Освещение картинки – Свет и тень Урок фотографии N7
Свет и тень Урок фотографии N7
Главный инструмент фотографа — не фотоаппарат, а свет. Это он рисует на пленке или матрице пейзажи, портреты, натюрморты. С помощью света решаются три фотографические задачи: техническая, изобразительная и композиционная. Техническая задача — получение изображения — решается благодаря изобретению фотоаппарата: строго отмеренное количество определенного по спектральному составу света направляется через объектив в нужное место кадра, где и возникают темные или светлые участки — света и тени.
Для решения изобразительной задачи мало просто залить светом пространство, попавшее в поле видоискателя. С помощью света на плоскости снимка можно изобразить, то есть нарисовать, окружающий нас трехмерный мир. Свет позволяет передать округлость яблока и нежность кожи ребенка, графичность кованой решетки и ноздреватость гранитной мостовой, красоту хрустального бокала и блеск никелированной поверхности столового ножа, нежные краски туманного утра и кричащие контрасты ночного города. Композиционную задачу можно решить с помощью теней, порождаемых светом. Иногда тень проста и определенна. Она сама по себе является объектом съемки и сутью снимка (фото 2). Иногда тень образует необычайно витиеватые линии, которые, соединяясь с фоном, могут вызывать у зрителя сложные ассоциации, многократно усиливая эмоциональное воздействие фотографии (фото 3). Можно также использовать тень как композиционный элемент снимка, чтобы, к примеру, соединить в единое целое его разрозненные части и придать ему композиционную завершенность (фото 4).
Свет может быть направлен на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз создается присущий только этому направлению света теневой рисунок, влияющий на восприятие фотографии зрителем.
Направления света
Свет различается, в зависимости от его направления на объект съемки:
— задний (или прямой) — направлен на объект съемки из-за спины фотографа.
— верхний — направлен на объект съемки сверху. нижний — направлен на объект съемки снизу. верхнебоковой — направлен на объект съемки под углом справа или слева от камеры.
— боковой — направлен на объект съемки строго сбоку. заднебоковой — направлен на объект съемки под углом сзади и справа или слева от камеры.
— контровой — направлен в сторону объектива камеры.
Виды света
Очень часто для создания снимка, как на улице, так и в помещениях, используется сразу несколько источников света. В этом случае каждый их них имеет свое назначение и наименование
— рисующий — основной вид света (все прочие играют вспомогательную роль). Это он образует тени, определяющие светотеневое решение снимка. Рисующий свет обычно создается одним источником света и может быть направлен на объект съемки отовсюду.
— заполняющий — с его помощью подсвечивают тени, придавая им легкость и прозрачность. Без заполняющего света в тенях могут образоваться абсолютно черные зоны. Иногда это бывает уместно, но чаще в тенях должны читаться хоть какие-то детали.
В случаях, когда яркость объекта и яркость фона совпадают, контровой свет помогает оторвать объект от фона.
— контурный (или контражур) — разновидность контрового света. Образуется источником, установленным точно за головой модели и направленным в объектив фотокамеры. Такой свет рисует вокруг объекта съемки яркий пересвеченный контур, лишенный деталей (фото 3).
— фоновый — применяется для освещения фона, для создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего рисующий свет.
Качества света
— мягкий (или рассеянный) — не образует резких теней (фото 7, 12). Это свет пасмурного дня или прикрытого набежавшей тучей солнца (фото 1), свет, отраженный от белой стены или фотозонтика (полупрозрачного, работающего на просвет, или со светоотражающей внутренней поверхностью, работающего на отражение), свет софтбоксов (специальных осветительных приборов, дающих мягкий свет).
— жесткий (или направленный) — образует резко очерченные, глубокие тени (см. фото 2 — 4). Это свет солнца или осветительных приборов с малым размером светящегося тела: ламп накаливания, уличных фонарей, спотов (специальных источников направленного жесткого света, дающих очень узкий пучок лучей).
Искусственный свет
На улице есть только один источник света — солнце, и управлять им фотограф не может, в отличие от студии, где со светом можно делать все что угодно. Работая в студии, я стараюсь освещать кадр так, чтобы повторить воображаемое естественное освещение. Например, имитирую свет солнца, полоски теней от жалюзи или свет из окна. При таком подходе к работе со светом удается снимать «правдивые» фотографии, рассматривая которые зритель испытывает радость узнавания (фото 6).
Для получения рисующего света можно использовать все виды осветительных приборов, однако людей удобнее снимать с импульсными источниками, потому что съемка подвижных объектов требует коротких выдержек. Вспышки выдают мощный импульс за сотые доли секунды, это позволяет гарантированно избежать шевеленки. Натюрморты, напротив, лучше освещать приборами с галогеновыми лампочками. Постоянно горящий свет дает возможность тщательно, не торопясь, выстраивать композицию, а длительность выдержки в этом случае не может повлиять на результат съемки.
Мягкий свет не образует резко очерченных, глубоких теней. Такой свет можно получить, когда светящееся тело источника света имеет излучающую площадь настолько большую, что она как бы охватывает объект и справа и слева. Один и тот же софтбокс или зонтик может работать очень мягко, если его подвинуть вплотную к объекту съемки, и очень жестко, если отодвинуть на большое расстояние от него.
Для получения мягкого света вовсе не обязательно пользоваться дорогими софтбоксами. Иногда можно получить очень мягкий свет, направив вспышку в потолок или на белую стену. Я часто пользуюсь для этого листами пенопласта, которые хорошо рассеивают свет, не меняя его цветовой температуры. Очень удобны складывающиеся лайтдиски (натянутые на стальную пружину отражатели света). Они также служат отличным источником мягкого рассеянного света и в студии и на улице. Мягко работает также свет любого окна городской квартиры, если не отходить от него дальше одного метра (фото 7).
Источником жесткого, направленного света может служить любой источник света с маленьким светящимся телом: лампочка накаливания, свечка, фонарик, вспышка, галогеновая фотолампа. Чем дальше от объекта съемки я ставлю источник света, тем жестче он работает. Но в практической студийной съемке трудно пользоваться открытыми источниками света. Их лучи, кроме полезного света, излучают много рассеянного, который отражается от стен студии или от других предметов, образуя паразитные тени или подсвечивая те, которые фотограф хотел бы видеть очень глубокими. Поэтому удобнее пользоваться профессиональной аппаратурой, снабженной светоограничительными шторками, сотовыми фильтрами или тубусами. Эти приспособления позволяют направить жесткий свет только туда, где он должен оказаться в соответствии с композиционным замыслом. Существуют также специальные источники направленного жесткого света, дающие очень узкий пучок лучей, — споты (фото 5).
Уличное освещение
Не всегда светотеневое решение кадра, диктуемое сложившимися условиями, удачно решает изобразительную задачу. Предположим, понравившийся объект я увидел в серый пасмурный день, когда ровное, почти бестеневое освещение не позволяет передать на фотографии ни рельеф местности, ни фактуру материала, которым отделаны стены домов, ни округлость колонн, ни цвета мозаичных украшений. Придется возвращаться сюда еще раз, но когда, в какое время дня? Солнце, описывая на небосводе дугу, постоянно меняет условия освещения. Ранним утром свет стелется вдоль поверхности земли, преодолевая толщу запыленной атмосферы. При этом он рассеивается и окрашивает воздух в теплые красные и желтые тона. Часов в десять утра, когда солнце поднимается над линией горизонта градусов на тридцать, появляются тени, направленные по диагонали вниз. С полудня до двух часов дня солнце в зените, в это время светотеневой рисунок, пожалуй, самый неудачный: вертикальные предметы длинных теней не образуют. Есть правда исключение из этого правила — стены домов подставляют солнцу свои бока так, что любой карниз, любая крошка цемента, выступающая над ровной поверхностью, образует глубокие, черные тени. Если грамотно этим воспользоваться, то можно получить весьма впечатляющие фотографии (фото 8). Затем солнце опускается, повторяя весь процесс изменения светотеневого рисунка, только направление теней на объекте меняется на противоположное.
Управлять светом солнца нам не дано. С этим приходится мириться, но это вовсе не значит, что съемка на натуре — простая фиксация момента. Начинать надо с выбора времени съемки. От него зависит: на какой высоте будет солнце, под каким углом будут падать тени, будет ли утренняя дымка смягчать и размывать объекты заднего плана. Даже в течение одного дня нельзя снять две одинаковые картинки. Я уж не говорю о влиянии погоды на условия освещения. Свет открытого, прямого солнца резок и бескомпромиссен, но свет того же солнца будет заметно рассеян простым наличием облаков на небе — они служат хорошими отражателями. Тучка, прикрывшая солнце, может сделать этот свет мягким, а большая грозовая туча — почти бестеневым (фото 1).
Свет пасмурного дня и свет солнца из-за линии горизонта аморфны и не образуют светотени (фото 12). Свет зависит не только от времени дня, но и от времени года, от того, идет дождь или снег. Воистину, плохой погоды не бывает — бывают плохие фотографы. Главный инструмент воздействия на уличное освещение — ноги. Не удивляйтесь, это они позволяют выбрать правильное направление съемки. Свет, как и в студии, может быть задним, заднебоковым, боковым, контровым, но если в студии я перемещаю лампы, то со светилом такие вольности не проходят. Приходится самому перемещаться в пространстве, меняя направление света в кадре.
Если солнце у фотографа за спиной, жди плоской картинки. В большинстве случаев это плохо — не выявляются объемы предметов. Но иногда можно очень эффектно использовать собственную тень (фото 10) или тени рядом стоящих людей.
Контровой свет солнца отличается от студийного. Света и в этом случае занимают меньшую часть площади снимка, создавая общую темную тональность. Однако на улице очень заметно светорассеяние и переотражение лучей солнца. Воздушная дымка или туман эффектно выделяются на более темных фонах, тонально подчеркивая глубину пространства, а светорассеяние позволяет получить необходимую проработку затененных деталей. Очень красивы бывают тени, образованные контровиком. Контуры и силуэты помогают созданию лаконичных и броских снимков. Хороши в контровом свете блестящие поверхности воды, полированного металла, стекла, различных полимерных пленок, каменная отделка архитектурных сооружений, морская галька, облака на закате и т. п. (фото 9).
Если повернуться к солнцу боком, то характер освещения переменится. Тени будут исправно работать на фотографа, но картинка станет намного светлее, потому что освещенных солнцем плоскостей станет намного больше, чем при контровом освещении. Цвета станут насыщенными. Найти гармоничное сочетание светов и теней при таком освещении довольно сложно. Свет и тень вступают в извечный спор — кто важнее для искусства (фото 11).
Свет в композиции
Уравновесить света и тени мне помогают композиционные «весы». Они всегда при мне и, рассматривая фотографии, я мысленно взвешиваю их содержимое. Понятно, что темные пятна тяжелее светлых, а красный предмет перевесит зеленый. Мне нравится, когда предметы на фотографии подчиняются законам тяготения, когда внутри каждого снимка царят гармония и равновесие. Выстраивая снимок, стараюсь не располагать все объекты в одной половине кадра, иначе снимок развалится — если верх фотографии будет очень темным, а низ светлым, зрителю инстинктивно захочется перевернуть его. Стоит только включить внутренние «весы» и проанализировать разбросанные по картинке света и тени, как обнаружится, что многие требуют ампутации свободных от смысловой нагрузки пространств. При этом снимки хуже не становятся. Однако кадрировка, как правило, приводит к уменьшению использованной площади негатива или матрицы и тем самым снижает его качество. При увеличении снимка падает резкость, вырастает зернистость. Поэтому уравновешивать кадр лучше в процессе съемки.
Когда я учился снимать, я мысленно представлял себе, что плоскость снимка сбалансирована на кончике иглы. Достаточно положить на любую точку этой воображаемой конструкции гирьку, как для удержания равновесия придется использовать противовес. Таким противовесом может быть не только предмет, но и тень от него (фото 15).
На этапе ученичества имеет смысл поснимать натюрморты — мертвая натура позволяет, не торопясь, продумать все элементы композиции. Снимая натюрморт, следует прежде всего найти место для главного предмета, только после этого можно заполнять свободное пространство снимка чем-то другим. Наиболее простым решением может показаться центральное расположение главного объекта или симметричная композиция. Однако симметрия убивает движение в кадре, природа симметрии не любит. Продуманное нарушение симметричного композиционного равновесия может придать снимку дополнительный смысл, волнующую эмоциональность или загадочность. Такой снимок должен вызывать неосознанное беспокойство у зрителя, задерживая тем самым на себе его внимание (фото 13).
От хорошего снимка невозможно отрезать ни одного миллиметра, не причинив ему вреда. В нем все должно быть взаимосвязано, как в хорошем часовом механизме, — вынешь любую деталь, и часы станут безделушкой. Однако анализ светотеневого рисунка фотографий не всегда бывает прост. Многие картинки прекрасно живут без ярко выраженных главных теней или главных световых акцентов. Красивая фотография впо-лне может оказаться сотканной из множества равнозначных по площади и яркости светов и теней (фото 14). В этом случае фотографу не остается ничего другого, как упорядочить эту мозаику, навести в ней порядок, используя все богатство доступных ему композиционных приемов: верхние или нижние ракурсы, линейную или тональную перспективу, точки золотого сечения, глубину резкости, выделение чего-то важного с помощью цвета или наоборот обесцвечивания. Но главное все же — умение видеть света и тени вокруг себя и научиться управлять ими.
_______________________
Читайте также:
10 самых дорогих фотографий мира
10 главных фотографий 2012 года: версия журнала «Time»
Детские портреты Моники Кокяйды
rosphoto.com
Да будет свет: освещение в фотографии
Поделиться статьёй:
Известно, что любой удачный снимок можно разложить на несколько основных элементов. А именно: композицию, тему и свет. Последнее выступает главным компонентом в каждой фотографии. Как мы говорили в предыдущих статьях об искусстве фотографии, снимок – это и есть свет.
Естественный свет и освещение в фотографии – это самый сложный, но вместе с тем, самый вдохновляющий вид освещения. Вам необходимо постоянно следить за солнцем — оно должно быть в центре внимания. Направление движения, количество и качество света, непрерывно меняющийся угол – все это нужно учитывать.
Виды освещения в фотографии
Каждому новичку (коими вы и являетесь) стоит запомнить давно существующие термины, которые классифицируют тип освещения объекта съемки, это:
- рисующий;
- заполняющий;
- и контровой свет.
Во время съемки на улице, в роли рисующего света зачастую выступает солнечный свет. Также источниками могут быть различные отражающие поверхности, обладающие с высоким КПД, к примеру: серебристый отражатель или зеркало. Заполняющий свет создает облачное небо, вдобавок это могут делать светлые поверхности, находящиеся вокруг объекта: белый отражатель, светлая стена, даже песок на пляже. Что касается контрового света — его можно получить, снимая на закате или рассвете, когда солнце находится за объектом.
Рисующий свет характеризуется общей контрастностью снимка, жесткими свето-теневыми переходами, а также высокой детализацией.
Заполняющий свет – это некое дополнение к рисующему свету, ибо он не обладает ни высокой контрастностью, ни фактурой, ни высокой детализацией, но зато такой свет имеет свои сильные стороны.Он мягкий, пластичный и сохраняет детали, как в светлых, так и в темных участках снимка.
Контровой свет отлично работает на объем. Он добавляет изображению глубины, отделяет предмет съемки от заднего фона, четко очерчивая силуэт.
Естественное освещение в фотографии
Если вы хорошо учили физику в школе, то вам известно, что свет распространяется по прямой линии. Только представьте, какую силу имеет освещенность! Это безграничная власть над тоном, формой и тенью. Снимая при естественном освещении важно помнить о том, что направление света всегда пропорционально движению солнца.
- Рассеянный свет, без характера – это «плоское освещением». Оно зачастую бывает не очень благоприятным для создания шедевров, так как уничтожает все блики и создает некрасивые тени.
- Если создать источник света прямиком за собой, то почти наверняка вы получите резко освещенный объект. Постарайтесь найти угол с источником освещения.
- Если во время съемки экспериментировать с изменением угла направления между предметом съемки и источником освещения, то это позволит добиться хорошего результата.
- Мечта любого фотографа – это освещение, которое исходит позади предмета под неким углом, а направление позволяло бы создать просто восхитительное изображение. Для воплощения этой мечты в большинстве случаев нужно использовать отражатели.
- Трансиллюминация – это также довольно хороший метод освещения снимка. Свет пропускается сквозь полупрозрачные предметы, к примеру, волосы (особенно светлые) и листву. Такой прием добавляет объекту съемки нечто неземное!
- Также не забывается про мягкий свет, исходящий из окна. Такой источник освещения способен пропускать внушительное количество света, которое очень легко поддается контролю. Достаточно слегка прикрыть окно, зашторить его и вуаля: вы добились результата. Также подобный прием помогает сохранять грамотное соотношение между темными и светлыми участками изображения.
- Ежу понятно: там, где есть свет, там будет и тень. Если вы умеете создавать тень, контролировать ее, а также эффективно применять ее в фотографии – шедевр вам обеспечен.
Искусственное освещение в фотографии
Если съемках en plein air фотограф может лишь в незначительной степени повлиять на освещенность объекта, то фотостудия имеет все необходимое для создания желаемого характера освещения. К источникам студийного света относятся импульсные источники света (фотовспышки) и источники постоянного света (специальные лампы накаливания и люминесцентные лампы рассеянного и направленного света).
Фотовспышки дают спектр светового излучения, близкий к дневному. Их используют как при съемках на открытом пространстве, так и при студийных фотосъемках. Высокая интенсивность и кратковременность светового сигнала позволяют фотографировать движущиеся объекты и использовать фотоматериалы разной степени чувствительности. Импульсные источники света являются экономичными в плане энергопотребления.
К источникам постоянного света относятся мощные галогеновые или флуоресцентные лампы. Преимуществом галогенных ламп относится постоянная световая температура и большой радиус освещенности. К недостаткам – большое энергопотребление и высокий уровень нагрева. Флуоресцентные лампы хороши экономичностью и невысокой ценой, но уровня освещенности, который они могут обеспечить, хватит лишь на небольшую студию. К тому же, для таких ламп характерен большой разброс световой температуры, что может существенно повлиять на конечный результат фотосъемки.
Освещение для съемки в студии
Разные положения светового источника относительно вашей модели дадут кардинально отличающиеся эффекты при освещении объекта съемки:
- Прямой свет характеризуется высокой детализацией, но при этом скрадывает форму.
- Если слегка сместить источник света вправо, то черты лица модели тут же приобретают объем.
- Боковое освещение подсветит лишь половину головы модели.
- Хотите поставить лампу еще дальше? Пожалуйста – большая часть лица окажется в тени.
- Заднее освещение создает затемненный силуэт на фотографии.
Мы рассказали вам практически все об источниках света в фотографии, теперь вам остается лишь переварить информацию и с новыми знаниями устремиться оттачивать свои навыки. Если вы хотите работать со студийным освещением профессионально, то мы ждем вас на курсах фотографии в нашей Фотошколе.
Поделиться статьёй:
videoforme.ru
Используем естественное освещение в фотографии
Любую хорошую фотографию можно разложить на три основных компонента. Вы обнаружите свет, тему и композицию. Свет является главным элементом в любой фотографии. Солнце должно быть в центре внимания для всех тех фотографов, которые работают на открытом воздухе. Определяем цвет солнца, направление его движения, качество, количество света и, постоянно меняющийся угол.
Фото: Andre Arment / 1x.com
Угол и направление
Свет распространяется по прямой линии, мы все знаем это из школьного курса физики. Освещенность имеет безграничный контроль над формой, тоном и тенью, которая при этом возникает. Направление света пропорционально движению его источника — солнца.
Бесхарактерный, рассеянный солнечный свет — это то, что мы называем «плоским освещением». Оно убивает блики и создает неприятные тени.
Пытаясь создать источник света за вами, во время съемки вы получаете резко освещенный предмет. Постарайтесь создать угол с источником света.
Тонкое изменение угла направления между вами или объектом и источником света позволяет добиться значительных результатов.
В основном, то освещение хорошее, в котором удачно подчеркиваются и средние тона, и тени, одновременно являясь выдающимися.
Фото: Magdalena Berny / 500px.com
Фото: Carlos Gotay / 500px.com
Фото: Anthony Teng / 500px.com
Фото: Nataly / 1x.com
Подсветка
Каждый фотограф мечтает об освещении, которое бы исходило позади объекта под некоторым углом и направление, при правильном обращении, позволило бы создавать удивительные изображения. Для этой цели может потребоваться использование отражателей, чтобы поднять тени.
В качестве источника света, красок используют трансиллюминацию, то есть пропускают свет через полупрозрачный предмет, например, листья или волосы. Такое освещение добавляет объекту нечто божественное!
Фото: Magdalena Berny / 500px.com
Фото: Magdalena Berny / 500px.com
Фото: zdravc69 / 1x.com
Фото: Teerayut Chaisarn / 1x.com
Свет из окна
Окно — это отличный источник освещения. Оно способно пропускать достаточно большое количество света, которое легко контролировать. Просто, прикрываете окно, зашториваете его и добиваетесь желаемого результата. Еще это поможет вам сохранить правильное соотношение между светлыми и темными областями изображения.
Фото: Alina Mayboroda / 500px.com
Фото: Maris Ojasuu / 500px.com
Фото: Kruno / 1x.com
Фото: GMB Akash / Flickr
Элементы природы и свет
Съемки рано утром или поздно вечером – огромный потенциал для ваших фотографий. Вы начнете замечать связь между светом и вашей тематикой. Неясное, туманное и пасмурное утро с пронизывающими прямыми солнечными лучами позволит вам запечатлеть необыкновенной красоты пейзажи. Это неисчерпаемый источник для новых творческих достижений.
Фото: Leszek Bujnowski / 500px.com
Фото: Moraa lubis / 1x.com
Фото: Roeselien Raimond / 1x.com
Фото: Theo peekstok / 1x.com
Игра теней
Там, где есть свет, там будет и тень. Зная, как создавать тени, управлять ими и эффективно их использовать можно применять их в фотографии. Это требует от художника умения смешивать эти тени, чтобы рассказать историю. Тени изображающие негативное пространство, оказывают хорошее воздействие на объект и на композицию. Человеческое восприятие пытается избежать этих теней в кадре. Добиваемся усиленного восприятия всей картины.
Фото: Hengki Koentjoro / 500px.com
Фото: Brizadly Arifin / 1x.com
Фото: Andre du Plessis / 1x.com
Фото: Sina Rahmati / 1x.com
Силуэты
Все любят силуэты. Наверное, это самый первый трюк любого фотографа. Использование силуэта в любой форме восходит к 18-му веку. Проще говоря, подсветка предметов на светлом фоне, как правило, отображает темный силуэт. Добавление фигуры в кадр очень эффективно при передаче настроения.
Фото: Hengki Koentjoro / 500px.com
Фото: Hengki Lee / 1x.com
Фото: WildPhotoArt / 1x.com
Фото: Barbara Orienti / 1x.com
cameralabs.org
Виды освещения в фотографии
Дата публикации: 05.12.2016 14:07
Фото видео студия «Бекар» — свадебная, детская, семейная, торжественная, рекламная, фото и видео съёмка!
Из всех органов чувств человека только зрение даёт возможность получить наибольшее количество сведений об окружающем мире. И процесс этот происходит благодаря лучам света, отражённым от объектов, находящихся вокруг нас. Именно свет и тень являются главными изобразительными средствами как фотографа, так и видеографа — управлять светотеневыми эффектами, определять направление световых лучей, регулировать их интенсивность, создавать систему контрастов и выбирать общую тональность кадра — главная задача профессионального фотографа или видеооператора. Все перечисленные компоненты светового решения являются неотъемлемой частью композиции кадра. Не зря кино и фото искусство называют искусством светотени.
Работая на натуре, и фотографы и видеооператоры в большинстве случаев используют естественное освещение, корректируя его направление и силу при помощи отражателей, а в закрытых помещениях (фото или кино студиях) применяются искусственные источники света, которыми освещается объект, пространство вокруг объекта и фон, на котором происходит действие. В зависимости от назначения можно выделить следующие источники:
1. рисующий свет;
2. заполняющий свет;
3. моделирующий свет;
4. контровой (контурный) свет;
5. фоновой свет.
Соответственно определению источников света, необходимо разобраться, как и для чего используется освещение в фото и видео съёмке.
Рисующий свет — «направленный поток световых лучей, которым создаётся основа эффекта освещения, обрисовывается объёмная форма фигур, рельефов и пространства объекта съёмки, производится раскладка светотени — тональных масс» (Л.П. Дыко, А.Д. Головня «Фотокомпозиция»). Рисующий свет считается основным видом света, так как позволяет при использовании получить светотеневой рисунок с богатой градацией теней. Для этого рекомендуется располагать источник рисующего света под углом к оптической оси объектива и выше точки съёмки. В этом случае Вы получите пластическое изображение с ярко выраженными объёмами и фактурами фигур и предметов.
Пример использования рисующего света
Заполняющий свет — поток света, направленный от точки съёмки вдоль оптической оси объектива и подсвечивающий участки, на которые не ложится рисующий свет.
Контраст изображения, и как следствие, светотональное решение кадра напрямую зависят от интенсивности заполняющего света. В случае, если заполняющий свет является основным и работает без рисующего источника, он формирует общий характер изображения и называется тональным. Тональное световое решение часто наблюдается в природе — пасмурная погода, при которой на объектах съёмки наблюдается практически полное отсутствие теней. Контраст изображения в этом случае минимален, свет и тени не являются фактором эмоционального воздействия, при этом возможность решить сцену в светлой или тёмной тональности существует при определённых условиях — свето- и цвето тональные качества самих объектов преобладают.
Пример использования заполняющего света. На фотографии преобладают цветотональные качества объектов
Контровой (контурный) свет — создаётся источником, расположенным за объектом съёмки напротив камеры и направлен в сторону объектива для придания объекту живописности и хорошей прорисовки пространства за счёт создания на объекте светлой окантовки.
Пример использования контрового (контурного) света
Фоновой свет — световой луч, направленный на фон. Положение и интенсивность фонового света зависят от характера интерьера и основного замысла видеооператора.
Пример использования фонового света (в совокупности рисующий + заполняющий)
Моделирующий свет — световой поток, направленный на деталь объекта, изобразительное значение которой необходимо выявить и подчеркнуть.
Взаимодействие всех световых потоков, равно как и количество осветительных приборов в каждой конкретной световой схеме могут изменяться в практически бесконечном количестве вариантов, зависящих как от художественного замысла, так и от характера объектов, пространства и интерьера снимаемой сцены. При этом в расстановке осветительных приборов нельзя забывать о вертикальной плоскости: свет на объект съёмки может падать как сверху, так и снизу.
Наши работы
Статьи по теме:
Ритм и правило диагоналей в композиции кадра
Виды съёмочных планов и их практическое применение
Основные элементы композиции кадра и композиционные конструкции
Композиция кадра и правило третей
Точка съёмки и ракурс как выразительные средства композиции
Композиционное равновесие
Количество пикселей VS размер матрицы
Монтажные соединения в видеосъёмке
Наглядное позирование
Основы позирования
Тень — незаменимый элемент композиции кадра
Перспектива изображения как способ формирования композиции кадра
Таймлапс — определение и особенности
Панорама — творческий приём в фотографии и кинематографе
© Студия Бекар. Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.
bekarstudio.ru
Естественный свет в фотографии ⋆ Заметки фотолюбителя
Естественный свет в фотографии – это форма освещения, с которой все очень хорошо знакомы, но вы когда-нибудь действительно остановились на мгновение, чтобы подумать о том, какое влияние он оказывает на вашу фотографию и как вы можете использовать его в своих интересах?
Вы можете делать захватывающие снимки с использованием естественного света, но вам нужно знать, как правильно его использовать.
Разница между студийным светом или вспышками и естественным освещением – это возможности контроля над ними. Непредсказуемость природы характерная для естественного света заставляет нас находить способы обойти эти ограничения.
Лучшее время дня для фото на открытом воздухе
Вы, наверное, много читали, что не желательно фотографировать в полдень, потому что солнце яркое и дает жесткое прямое освещение. Фотография в такое время суток получится плоской и некрасивой как при использовании вспышки в лоб.
Несмотря на это утверждение, было бы позором не использовать это время суток для получения приличных фотографий, а если вы знаете, как обращаться со светом, это перестает быть проблемой.
Если
Утро и вечер предлагают самый мягкий свет, когда солнце ниже в небе и отбрасывает более мягкие тени; это как правило, лучшее время для фотографирования.
Утром к тому же можно захватить большую часть естественного света, когда солнце поднимается. Поскольку солнце поднимается под углом, присутствует множеством теней, создающих мягкий контраст и делающих неповторимые интересные текстуры.
Я не очень люблю рано просыпаться, поэтому большинство моих фотографий происходит вечером, если я работаю над чем-то еще днем. Вечер — это время, когда вы получаете возможность запечатлеть на фотографии фантастические закаты.
Когда у вас будет хорошая тема для фотосессии, мягкий вечерний свет существенно приукрасит сюжет, позволит создать действительно классные фотографии. Фотография внизу была снята вечером без прямого света от солнца, и из-за этого динамический диапазон значительно улучшился.
Угол света и местоположение
Теперь, когда мы определили лучшее время для съемки (когда солнце ниже в небе), вы столкнётесь с тремя основными вариантами выбора угла, при котором свет попадает на ваш объект.
Первым и наиболее очевидным является то, чтобы свет был близок к объекту.
На фотографии внизу солнце опустилось над моим правым плечом, и вы можете ясно видеть, как светлый вечерний свет заполнил лицо модели, вызывая теплое свечение. Поскольку солнце было достаточно низко в небе, нет никаких больших и неприятных теней под подбородком.
Фотография приятная, но есть и лучшие способы использования вечернего естественного освещения.
Я большой поклонник фотосъемки на улице вечером, когда вы можете поиграть с естественным светом, бликами в контровом свете, позволяющими получить действительно крутые снимки.
Эта фотография была сделана за час до предыдущей. Освещённость лица значительно зависела от естественного света, отбрасываемого косыми лучами солнца, все еще находящегося в небе, в то же время чтобы избежать недоэкспонированость лица модели использовался точечный замер экспозиции.
Эта фотография немного мягче, чем предыдущая, поскольку тени на лице более тонкие. Это обуславливает заполняющий фотографию контровый солнечный свет.
Ещё одним вариантом при съемке в естественном свете является боковое освещение, продемонстрированное на фотографии ниже.
Он имеет много применений, так как вы можете попросить вашу модель изменить позу таким образом, пока не будет достигнут необходимый угол падения вечернего света.
Боковой свет особенно эффективен на плоских и слегка не ровных поверхностях, таких как живот модели – это действительно помогает придать свету мягкое прикосновение.
Боковым освещением проще манипулировать, но также легче всего ошибиться.
Фотография ниже была бы очень хорошей, если бы не боковое освещение в области носа модели, дающее не красивую, острую тень на ее лице.
Естественный свет в помещении
Легко видеть, как использовать свет от солнца, но, когда вы находитесь дома, вам нужно использовать окружающий свет или свет от окна.
Это форма бокового освещения и сильно зависящая от расстояния до источника, которое позволяет легко манипулировать интенсивностью освещения.
Посмотрите на портрет, представленный ниже. Здесь одна сторона лица получает намного меньше света, и, поскольку автомобиль, в котором сделан снимок, был хорошо освещен, плечо рядом с лицом тоже хорошо освещено. Здесь модель находится близко к источнику бокового естественного света.
Если вы сравните эту фотографию с приведенной ниже, вы заметите, что объект на самом деле находится на расстоянии около полуметра от окна. Свет от него рассеивается в комнате, приводя к значительно более темной фотографии и более сильному контрасту между освещенной и не освещенной сторонами лица. Контраст же по правому углу открытого окна подчеркивает свет, проходящий через него.
Если вы фотографируете с естественным светом в помещении, то это в основном свет, который идет от окна, независимо от того, находится ли объект рядом с ним или нет.
Одной из причин, почему эти фотографии выглядят слишком мягкими, является то, что фотограф застрял на использовании более открытой диафрагмы, чем нужно, чтобы захватить достаточно света для хорошо прорисованной картинки.
Погода
Общей ошибкой в начинающих фотографов является мысль о том, что дождь или пасмурная погода не совсем благоприятное время для фотосъемки.
Это миф. С рассеянным солнечным светом намного легче работать, и оно позволяет создавать интересные фотографии.
Например, снимок ниже вызывающий такие чувства, как мрачность, холодность, неудовлетворенность и т. д. Это эмоции, которые намного сложнее получить на ярком солнце.
Сходство между цветом неба и морем в пасмурный день придает этой фотографии драматичности.
Всегда проверяйте прогноз погоды, когда планируете фотосессию, потому что, дождь, сопровождаемый ярким солнечным светом – прекрасное время для съемки пейзажей, в которых можно запечатлеть тени, отброшенные облаками.
Фотография ниже была бы скучноватой, если бы не динамические изменения в зелени, помогающие подчеркнуть ухабистую природу холмов.
Независимо от погоды, фотографии, сделанные вечером, когда зашло солнце, все начинают выглядеть необычно. Изменяется не только яркость и световые переходы, но и цвет.
Когда небо отражается от поверхности водной глади, цвет всей сцены начинает меняться, как показано на фотографии внизу, которая была снята в пасмурный вечер перед тем, как солнце опустилось.
Рассеивание света
Если вы оказываетесь в неблагоприятных условиях освещения, независимо от того, используете ли вы солнце или вспышку на своей камере, всегда старайтесь рассеять свет любыми возможными способами.
Есть множество способов сделать это:
Листья уменьшают количество света, достигающего вашего объекта, в то же время оставляя промежутки для прямого света.
blocknotfotografa.ru
Студийная фотография • Урок №2. Освещение. Световое оборудование. Примеры схем
Интересная это все-таки тема – съемка в фотостудии: студийный свет, схемы освещения, примеры использования… Если поискать в интернете, вы найдете множество статей на эту тему. Вот и мы решили в своей фотошколе dphotoworld.net не «изобретать велосипед» и пополним эту коллекцию. Но для начала вспомним, какие виды света используются при фотосъемке.
Студийная (или ее еще называют павильонная) съемка проводится в помещении, при котором используется искусственное освещение. Количество и мощность применяемых при этом источников света должны соответствовать величине освещенности, необходимой для получения высококачественного снимка. В соответствии с этими требованиями регулируется сила света осветительных приборов, их расстановка, что позволяет решать композиционные задачи, получая различные по характеру эффекты освещения.
Виды источников света
Главную роль в формировании предметов играет рисующий свет, выявляющий их скульптурно-объемную пластику. Умело используя такой свет, фотограф может выделить важнейшие элементы композиции и оставить в тени второстепенные. Соотношение света и тени, т. е. создание светового баланса, также определяется силой источника рисующего света, который создается при искусственном освещении приборами направленного света.
Если же тени, созданные рисующим светом, не несут в себе декоративного начала или смысловой нагрузки, они могут быть высветлены заполняющим светом. Он создается источниками рассеянного света и вместе с другими видами освещения, в первую очередь моделирующим светом, определяет степень контрастности изображения. Заполняющий свет равномерно освещает объекты съемки и помещение, создает уровень освещенности, необходимый для удовлетворительной проработки деталей, и видимых теней не создает.
Моделирующий свет несет функции дополнительного заполняющего света (подсветка теней), для чего применяются слабые приборы рассеянного света. Нижний моделирующий свет смягчает, сглаживает резкие тени от основного (рисующего) верхнего источника света. Моделирующий свет может подчеркнуть пластику объемов, создавая на них игру бликов и рефлексов, т. е. местных отражений от различных участков поверхностей и окружающих предметов, причем их форма, цвет и интенсивность могут регулироваться.
Фоновой свет служит для освещения фона, для чего обычно применяются приборы рассеянного света.
Контурный свет создает вокруг снимаемого объекта световой контур. Этот контур должен быть ярче светлой части освещенного объекта и участка фона, на который он проецируется. Контурный свет может стать выразительной частью композиции.
Эффектный свет создаст на элементах фото композиции блики и тени заданной формы, цвета и интенсивности, как правило, воспроизводящие эффект сильнодействующего источника света, расположенного над границами кадра.
Выравнивающий свет освещает теневые части объекта съемки и никогда не создает теней на участках, освещенных основным направленным или рисующим светом.
При съемке практически никогда не используются все виды освещения одновременно, достаточно двух или трех.
«Наиболее мощный источник света, который определяет характер освещения, создает основной рисующий свет; подсветку теневых участков объекта обеспечивает источник рассеянного, заполняющего света. Часто используют контровой свет, эффективно очерчивающий контуры предметов световыми бликами. В ряде случаев фон освещают отдельно, для чего применяют источник фонового света. Может быть так же использован моделирующий свет, помогающий выразительно осветить отдельные участки объектов.
Чтобы использовать эти пять видов освещения, необходимо пять источников света. Но в большинстве случаев достаточно бывает двух-трех осветительных приборов для основного, заполняющего и контрового света при условии, что выбранный фон – светлый, находится недалеко от объекта и не требует специального освещения.»
А. Симонов, журнал «Советское фото», август 1968 г.
Работая с искусственным светом, фотограф должен иметь в виду четыре характеристики освещения: 1) освещенность снимаемого объекта и всего пространства; 2) контрастность освещения; 3) направление и размеры теней, т. е. затененных участков поверхности снимаемого объекта; 4) спектральный состав (цветность) света, падающего на поверхности снимаемого объекта.
Говоря об освещенности и контрастности, необходимо помнить об особенностях зрительного восприятия, для которого важна не только величина освещенности, но и соотношение яркостей отдельных участков снимаемой композиции. Глаз человека различает яркости, если они отличаются одна от другой хотя бы на 10%. Поэтому, чтобы воспроизвести видимую человеком светотеневую градацию, необходимо правильно произнести экспонометрию освещенных и теневых участков.
Необходимо научиться правильно использовать направление света и размеры теней. Возможны бесчисленные варианты освещения искусственными источниками света — от тонкого, воздушного, бестеневого, созданного источниками заполняющего и моделирующего света, до черного контрастного светотеневого изображения, полученного с помощью только одного рисующего света.
С помощью направленных источников света можно создать выразительный светотеневой рисунок. Мягкая, прозрачная тень сделает драматургию снимка менее конфликтной. Резко выраженная светотень, при которой одни предметы или их части погружены в тень, а другие, наоборот, ярко освещены, внесет в композицию кадра элементы драматической напряженности и сделает кадр более выразительным.
Умело используя контрасты света и тени, можно получить совершенно различные эффекты — от живописной сочности до жесткой резкости плакатного рисунка.
Как уже говорилось, чтобы создать определенный тип освещения, необходимо правильно выбрать нужные для этого осветительные приборы и правильно их установить. Универсальной схемы установки света для любых видов съемки быть не может, так как выбор освещения диктуется индивидуальными творческими задачами фотографа и различными пластическими особенностями изображаемых объектов. Поэтому мы приводим только общую схему, которая должна варьироваться в каждом отдельном случае. Ее некоторые варианты мы рассмотрим в этом уроке чуть ниже.
Оборудование для павильонной фотосъемки
При павильонной фотосъёмке используются различные источники света. О импульсных осветителях мы уже рассказали вам в первом уроке курса студийной фотографии. Какое же еще есть оборудование для студии?
К числу наиболее распространенных насадок для студийного осветительного оборудования относятся:
— Зонты – это очень удобная насадка, которая может крепиться практически к любому осветительному прибору. Как правило, зонты имеют диаметр от 80 до 120 см. Различают просветные зонты, помогающие рассеивать и ослаблять практически в два раза свет, идущий от импульсной лампы, и зонты с отражательной поверхностью. Последние имеют внешнюю поверхность из черной ткани и внутреннюю из ткани различного цвета. В зависимости от цвета ткани на внутренней стороне зонта можно получать тот или иной свет. Например, матово-белая поверхность зонта обеспечивает фотографу очень мягкий свет, а золотистый цвет ткани приводит к увеличению температуры света.
— Портретная тарелка. Благодаря конструктивной особенности «портретной тарелки” свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Именно поэтому эту насадку используют при съемке портретов. Также эффект «портретной тарелки” можно дополнять сотами или софт-насадками.
— Рефлекторы. Одна из наиболее часто применяющихся насадок при студийной съемке – это рефлектор, позволяющий ограничить световой поток по углу распространения и концентрировать его в нужном направлении. Рефлекторы бывают различных типов — стандартные, фоновые, рассеивающие и зонтичные. Зонтичные рефлекторы используются при съемке вместе с зонтами, и их главная задача заключается в том, чтобы направить отраженный свет на рабочую поверхность зонта. Фоновые рефлекторы помогают фотографу равномерно осветить задний план, а рассеивающие рефлекторы, напоминающие спутниковые «тарелки, необходимы для того, чтобы жесткий свет от импульсной вспышки не попадал на снимаемый объект. Кроме того, сегодня на рынке представлены и разнообразные параболические рефлекторы, которые используются для ограничения света под определенным углом.
— Софт-боксы. Конструкция софт-бокса состоит из легкого металлического каркаса, который обтягивается плотной тканью. Причем внутренняя часть ткани (металлизированный слой) принимает форму, заданную ею каркасом, и становится, по сути, рефлектором, отражающим световой поток на четырехугольный экран-диффузор. Таким экраном-диффузором является специальный кусок ткани, которая хорошо рассеивает свет, но при этом практически не влияет на его спектральный состав. Достаточно часто софт-боксы применяются в студийной съемке для создания рисующего и заполняющего света, а также для получения равномерного мягкого освещения снимаемого объекта.
Длинные софт-боксы, длина которых в несколько раз превышает ширину, называют стрип-боксами, которые чаще всего используются для освещения моделей в полный рост, а также при съемке крупных предметов. Стрип-боксы (или их еще называют стрипы) отлично подходят для создания длинных и узких бликов на отражающих поверхностях. Окто-боксы — это восьмиугольные софт-боксы большого диаметра. Используются в качестве рисующего света для групповых портретов. В портретной и предметной съемках дают круглую форму бликов в глазах моделей или на глянцевых предметах.
— Тубусы и соты. Среди других насадок на осветительное оборудование, применяемых в студийной съемке, можно отметить тубусы и соты. Тубусы представляют собой насадки конической формы, позволяющие ограничивать световой поток до узкого, направленного пучка света. С помощью такой насадки фотограф может выделить светом нужную деталь, расставить определенные акценты. Соты – это насадки с мелкоячеистой структурой, помогающие создавать пучок света, состоящий из практически параллельных лучей.
— Источники постоянного света. Помимо импульсных осветителей, в студийной фотосъемке могут использоваться и источники постоянного света. Источники постоянного света часто задействуются при предметной съемке, когда традиционные импульсные вспышки за время длительности импульса не могут обеспечить фотографу создание нормальной экспозиции. Также источники постоянного света применяются для более точной оценки распределения света, теней и бликов при выстраивании кадра, что при использовании обычных импульсных осветителей иногда бывает сделать проблематично. Многие профессиональные фотографы вообще считают, что источники постоянного света предпочтительнее, чем импульсные осветители при портретной съемке.
— Стойки предназначены для крепления различного оборудования, расположения его в студии и выставления по высоте. Журавль — стойка с краном и грузилом для установки осветительных приборов, разработан таким образом, чтобы удерживать любой вес, в том числе софт-боксы и окто-боксы.
— Другое оборудование. Набор аппаратуры, применяемой в условиях профессиональной фотостудии, очень широк. К примеру, те же вентиляторы не только служат для охлаждения осветительного оборудования. Особые туннельные вентиляторы с регулируемой мощностью вращения помогают сделать так, чтобы на снимке волосы модели развивались, а ее одежда трепетала под дуновением ветра. Работа с осветительным оборудованием требует его синхронизации с камерой. Для этого, в частности, используется так называемый ИК-пускатель, который крепится на место внешней вспышки фотоаппарата. ИК-пускатель осуществляет синхронизацию работы осветительного оборудования и камеры через инфракрасный импульс, гарантируя, тем самым, что открытие затвора камеры и световой импульс произойдут одновременно. Синхронизация может осуществляться и по проводам, либо посредством радиоприемника, подключаемого к источнику света (передатчик, соответственно, подключается к камере).
Для студийной съемки фотографу потребуется и хорошая оптика. В частности, для предметной съемки понадобится макро объектив, позволяющий снимать с очень близкой дистанции и отличается максимальной резкостью и детализацией. Съемка в студийных условиях также позволяет фотографу создавать поистине уникальные условия с объемными атмосферными декорациями и задымленностью. Для этой цели в студии используется генератор дыма, которая дает возможность создавать в помещении туман нужной плотности, выступающий в качестве фона.
Только грамотно подобранная студийная аппаратура открывает перед фотографом широкое поле для всевозможных творческих экспериментов, воплощения его замыслов и эффектов профессиональной фотосъемки. В условиях студии можно организовать самые разнообразные схемы освещения, обеспечить создание тумана или ветра. Нужно только уметь работать с разнообразным фотооборудованием и осветительной техникой.
Примеры постановки света при съемке в студии
Схемы студийного света, приведенные в данном уроке, не являются догмой или прямым руководством, показаны только в качестве примера и могут быть использована иначе — на усмотрение фотографа. Эти схемы используют минимальное количество источников света.
1. Классическая световая схема с 3 источниками освещения
Вариант 1: 3 источника импульсного света — 2 софт-бокса и вспышка с рефлектором.
Использован окто-бокс в качестве основного (рисующего) источника света. Учитывая, что окто-бокс, как разновидность софт-боксов, дает мягкий, рассеяный свет большой площади — надобности в заполняющем свете нет.
Использование белого фона обусловлено желанием выделить объект съемки, не отвлекаясь на детали. Фоновый свет кажется незаметным, однако подсветка с противоположной рисующему свету — теневой стороны, выравнивает яркость фона. Похожую схему расстановки студийного оборудования, с небольшими изменениями, используют в стоковой фотографии и для съемки в «высоком ключе».
Вариант 2: 3 источника импульсного света — окто-бокс, вертикальный стрип-бокс и световая голова с рефлектором.
Все та же стандартная световая схема. Для дополнительной подсветки теней, вместо четвертого источника, можно поставить отражатель.
Модель в белой одежде хорошо выделяется на цветном фоне, хотя он более подходит для художественной или гламурной съемки. Осветлять фон, учитывая белую одежду, может и не стоило. Однако, благодаря этому освещению, фон получается неоднородный и «играет». Контур с теневой стороны модели так же выгодно выделяет силуэт. Фоновый и контурный свет служат для создания эффектов, а использование такой подсветки делает фотографию более «вкусной».
2. Схема освещения с 2-я источниками
Вариант 1. Фон светлый. Модель находится недалеко от стены. Источником заполняющего света служит большой окто-бокс, расположенный на журавле над моделью. Рисующий свет — вертикальный стрип-бокс, расположенный приблизительно под 45 градусов к оптической оси фотокамеры.
Вариант 2 аналогичный, но фон нейтральный или темный, а источник рисующего света повернут таким образом, чтобы светить сбоку. В студии такой свет называют скользящим. Боковое освещение лучше всего выявляет текстуру поверхности, например, ткани, в съемке для демонстрации одежды. Изображение получается более контрастным, а контур подчеркнут контровым светом, расположив его позади, сверху и сбоку модели под 45 градусов.
3. Съемка с параболическим зонтом
Гигантский параболический зонт (диаметром прибл. 180 см) стоит в центре фотостудии. Цвет отражающей поверхности — белый. Конструкция зонта на колесах с противовесом, а световую голову можно двигать вдоль оси, добиваясь различных эффектов.
На схеме 1 видно, как яркий свет выделил модель с двух сторон. Большой размер и форма рефлектора обратного отражения обеспечивают мягкое, однородное освещение, служащее одновременно рисующим и заполняющим светом. Характерный круглый блик от зонта хорошо подойдет для портретов. При съемке крупным планом в отражении глаз виден ярко освещенный круг со спицами.
Импульсный свет от отражающей поверхности параболического зонта сам по себе имеет «обволакивающий» эффект. Такой зонт идеален для портретной фотографии, а так же динамичной съемки модели в движении.
Схема 2 для съемки в студии на светлом фоне: параболический зонт большого диаметра и фоновая подсветка двумя стрипами. Чтобы иначе отделить модель от фона, нужно сделать фон ярче. Использованы 2 вертикальных стрипа для равномерного освещения фона по всей высоте. Мощность источников максимальная. Свет от параболического зонта получается объемным. Он хорошо прорабатывает текстуру кожи и ткани, прорисовывая детали, и потому незаменим для fashion съемки для каталогов одежды и фотостоков.
4. Схема съемки на белом фоне для фотостоков
Особенностью съемки для фотостоков является изоляция людей или объектов от фона. Обычно используется белый фон и дополнительное его освещение.
Схема 1. В качестве источников рисующего и заполняющего света применены окто-боксы по сторонам модели, один из которых сверху на журавле.
Чтобы белый фон не выглядел серым, нужно равномерно осветить его. Для этого использованы 2 вертикальных стрип-бокса, по одному с каждой стороны. Мощность импульса фонового света должна быть достаточно большой или максимальной. Так же как и рисующего, хотя рисующий можно чуть уменьшить. Дополнительным нюансом такой схемы света является использование фона в качестве отражателя и контрового света. Если модель находится в непосредственной близости от фона, то вокруг образуется яркий световой контур, получается прорисовка фигуры.
Схема 2: Для съемки грудного портрета можно использовать эту схему, когда фон освещен большим окто-боксом на журавле.
5. Схема освещения на черном фоне
Рассмотрим схему съемки контрастного портрета в студии, на чёрном фоне, с использованием двух источников света. Для создания жесткого рисунка света и тени использованы специальные насадки с сотами. А тубус послужит источником акцентирующего (иногда называемого скульптурного) или моделирующего света.
Моделирующий свет — расположен по оси рисующего света, и находится с противоположной стороны от модели. Он «отрывает» неосвещенную половину модели от фона. Не имеет чёткого рисунка и не конкурирует с рисующим светом. При неправильной установке (например, излишняя яркость) может нарушить всю световую палитру. Если фотограф «не видит» или не понимает моделирующий свет, то от него лучше отказаться. В связи с тем, что свет источника моделирующего света может попасть на переднюю линзу объектива и снизить контраст или вызвать нежелательные блики, он устанавливается в тубусе, либо источник освещения комплектуется защитными шторками.
Схема наглядно показывает, как получить контрастный рисунок двумя источниками жесткого света. Очень часто такое освещение используют в коллажах рекламных плакатов или киноафиш. Акцентирующий свет можно получить с помощью прожекторной насадки или тубуса, а мощность источника должна быть на пол ступени больше мощности рисующего.
Схема света 1: Два источника импульсного света – портретная тарелка с сотами и тубус с сотами.
Специфический характер освещения, который создает портретный рефлектор, отличается от софт-боксов или зонтов, так как поток света распределяется на отражающей поверхности равномерно. Для получения более мягкого света использован диффузор, а для получения направленного света используются соты под размер тарелки.
Тубус с сотами – насадка, применяемая в портретной съемке для создания блика или подсветки волос. Освещение точечным источником света, таким как тубус, требует более тщательной и аккуратной установки вспышки.
Схема 2: На фотографии видно, как не очень точно расположенный источник моделирующего света повлиял на характер рисунка.
Источник рисующего света расположен под 45 градусов к модели спереди и чуть выше, а источник моделирующего света, наоборот, под углом 45 градусов и выше за объектом съемки. Получился контрастный портрет, хорошо выделяющийся на чёрном фоне.
6. Схема света из двух источников с цветным фильтром
Изюминка этой схемы из двух источников состоит в использовании цветного фильтра на контурном свете. Малый окто-бокс создает основной свето-теневой рисунок, дает белый (холодный) оттенок. А оранжевый фильтр рефлектора, расположенного позади, сбоку и выше модели, освещает часть лица и платья теплым желтым светом. Рисунок получается такой модно-золотистый. Получившееся общее золотое освещение делает изображение мягче.
Если захотите сделать тон похолоднее, а цвета кожи и платья натуральнее — можно регулировать балансом белого или пост обработкой. Хотя это может загубить всю романтику освещения. Изначально баланс белого был выставлен на 5560 K, чтобы «охладить» его, можно уменьшить температуру до 4500 K.
На этом мы закончим этот урок. Сложный, полное понимание которого приходит только с практическим опытом, который мы желаем приобрести вам, наши уважаемые читатели, как можно скорее.
В следующем уроке №3 вы узнаете, как правильно для съемки в студии настроить вашу фотокамеру. Всего вам фотографического!
dphotoworld.net
Совершенствуем знания • Урок №1. Свет и освещение
В этом уроке вы узнаете: Роль света. Цветовые характеристики света. Правило обратных квадратов. Естественный и искусственный свет. Свет от разных источников
Свет — это еще одно средство создания изображения, пожалуй, одно из самых капризных. Когда мы говорим о свете в фотографии, то вспоминаем как минимум то, что само название «фотография» переводится с древнегреческого как «светопись». Однако говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.
Первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом. Отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию.
У него есть вторая, более сложная функция, которая носит творческий характер, и поэтому, в отличие от экспонирования и обработки негативов, не может быть поручена автомату. Свет является одним из основных и наиболее ярких изобразительных средств фотографии. Это своего рода и палитра, и кисть фотографа, с помощью которых мы добиваемся необходимого выразительного эффекта, определяющие художественные достоинства того или иного снимка.
Основная цветная характеристика света — его спектральный состав и цветовая температура. Цветовая температура разных источников света сильно отличается, поэтому, снимая на пленку или цифровую камеру, помните о возможности корректировать цвета.
Измерение цветовой температуры источника cвeтa основано на соотношении количества холодного синего цвета и тёплого красного цвета. Единица измерения цветовой температуры °К (градус Кельвина). Источник свeтa с более высокой температурой имеет больше голубого оттенка в своём составе. И наоборот, чем больше красной составляющей спектра в источнике cветa, тем ниже цветовая температура. Ниже приведена таблица цветовых температур, в которой указаны значения цветовой температуры согласно источникам освещения:
Не секрет, что основа успеха фотографии состоит именно в освещении — без света вообще невозможно сделать снимок. Кто не хочет получить яркие, сочные снимки как на обложке глянцевого журнала? Освещение очень значимо как для портрета, так и для натюрморта, а также и для других видов съемки. Первое требование – света должно быть достаточно. Длительные выдержки приводят к смазанному изображению, повышению светочувствительности и к появлению «шумов» на изображении. Когда света достаточно, снимок получается сочным, ярким, насыщенным с хорошо различимыми деталями. Поэтому очень важно обеспечить достаточный свет. Вторая, более сложная задача – сделать световой рисунок выразительным, акцентировать внимание зрителя на главном. Красивый необычный свет становится неотъемлемой частью снимка, частью композиции. А для экспериментов и получения интересных снимков совершенно не обязательно использовать дорогое студийное оборудование.
Проанализировав список слагаемых хорошей фотографии, мы подходим к важному выводу. Для того, чтобы фотография получилась, чтобы изображение на снимке было близко к нашим зрительным ощущениям, недостаточно одной эмоциональной составляющей, даже если она дополнена хорошим композиционным решением снимка. В светописи одно из самых главных слагаемых – это свет и его характеристики. А значит – сложно недооценить умение фотографа правильно видеть, оценивать и виртуозно использовать имеющееся освещение (или создавать искусственное). Важно следить и за техническими характеристиками света. Поэтому, рассматривая тему света и освещения, есть смысл все световые характеристики разделить на три независимые группы. Это цветовые, количественные и качественные характеристики света. Рассмотрим их.
Цветовые характеристики света
Цветовые характеристики света – это соотношение количества разных лучей света в спектре источника, освещающего наш объект съёмки. Очевидно, что источники света, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, имеют заметно отличающиеся друг от друга характеристики. И это легко увидеть, если расположить несколько разных источников света рядом друг с другом. К примеру, лампа накаливания по сравнению с дневным освещением окажется откровенно желтой, а «экономные» (люминесцентные) лампы «дневного» и «теплого» света, установленные в один светильник, воспринимаются как сине-голубые и желто-розовые. Хотя, если объект съёмки освещается только одним источником света, наши глаза отлично адаптируются к его цветовым характеристикам. Такая особенность нашего зрения позволяет точно определять цвета окружающих предметов практически при любом освещении.
Баланс белого, как и зачем. К сожалению, матрица цифрового аппарата сама по себе так легко приспосабливаться не умеет. А значит – её цветовосприятие нуждается в настройке при помощи меню «баланса белого». Собственно «баланс белого» – это и есть передача матрицей света, состоящего из разного количества лучей синей, зеленой и красной областей спектра видимого света. А настройка баланса белого – это изменение чувствительности матрицы к лучам красного, синего и зеленого цвета в соответствии с особенностями освещения. К примеру, в спектре дневного («белого») света количество синих, зеленых и красных лучей примерно одинаково. В этом случае, если чувствительность матрицы к синим, зеленым и красным лучам света будет также одинакова, то цветопередача на фотографии будет вполне естественной. Зеленая трава будет передана зеленой, синее небо останется синим, а нейтрально окрашенные предметы не получат нежелательного цветного оттенка. Именно это мы, в общем случае, и понимаем под «естественной цветопередачей».
Состав света ламп накаливания отличается от белого света из-за преобладания в спектре желто-красных лучей и недостаточного количества синих. И, если оставить «дневной» баланс белого при переходе от уличной дневной съёмки к сюжетам, освещаемым лампами накаливания, то картинка будет иметь грубый желтовато-оранжевый оттенок, а синие и фиолетовые цвета практически исчезнут со снимка. Вернуться к нормальной цветопередаче можно, переключив баланс белого на аппарате в положение «лампы накаливания». В этом случае чувствительность матрицы к красно-желтым лучам будет значительно снижена (поскольку их количество в спектре и так избыточно), а чувствительность к лучам синей части спектра, наоборот, заметно увеличена (так как последние лампой накаливания излучаются в очень малом количестве). В итоге нейтрально окрашенные предметы избавятся от нежелательной оранжевой окраски, а цветопередача предметов остальных цветов максимально приблизится к нашему восприятию.
Автоматический баланс белого. В современных аппаратах предусмотрен и вариант настройки баланса белого в полностью автоматическом режиме, без необходимости вмешательства со стороны фотографа. Пользоваться автобалансом, как и любой другой автоматикой, очень удобно, оперативно и приятно. Однако, к сожалению, режим автобаланса белого не всегда адекватен. Ведь электронная «начинка» даже самого современного фотоаппарата не идёт ни в какое сравнение с нашими мозгом и объёмом жизненного опыта. Существует достаточно ситуаций, когда в режиме автобаланса передача цветов на снимке искажается. В этих случаях цветопередача получается весьма далёкой не только от естественной или желаемой, но даже может выходить за рамки приемлемости. К примеру — тропинка через зелёный луг, занимающий на снимке основную площадь, почему-то приобретает пурпурноватый оттенок, а зелень при этом становится сероватой и пожухшей. Вывод напрашивается сам собой – от услуг автоматики в таких случаях придётся отказываться.
Пользовательский баланс белого. Более «профессиональным» считается режим пользовательской настройки баланса белого по эталону нейтральной окраски (белому листу или серой карте). Этот вариант позволяет в некоторых случаях добиться практически идеальной цветопередачи, но требует гораздо больших трудозатрат и не всегда применим. Впрочем, излишне сильно углубляться в подробности настройки баланса белого мы сейчас не будем. Во-первых, вы уже знаете главный принцип – при настройке баланса белого мы компенсируем повышенной чувствительностью матрицы к синим, например, лучам недостаток их в спектре источника света. И наоборот – излишнее количество, например, жёлтых лучей в спектре источника света не приведет к жёлтому оттенку на фотографии, если матрица к ним будет менее чувствительна. Во-вторых, вполне достоин внимательного прочтения раздел инструкции вашего фотоаппарата, посвященный этой теме. Ну а в-третьих – обсуждению всех нюансов, связанных с передачей цвета и балансом белого (в нашей фотошколе этому посвящено отдельное занятие), достойна отдельная большая статья, которая со временем обязательно будет написана. В любом случае важно понимать, что неоправданно искаженная цветопередача может вызвать у зрителя подсознательное ощущение какой-то неправильности. Которое, в свою очередь, трансформируется в ощущение неправдивости и неприятия ко всему, что изображено на фотографии. А значит – такой зритель уже не сможет (или не захочет) принимать ваши мысли и ощущения, высказанные фотографией, близко к сердцу.
Количество света
Вторая группа технических вопросов, связанных со светом – это его количество. Наше зрение и в этом вопросе решает всё практически незаметно для нас в полностью интуитивно-автоматическом режиме. Мы находим среди окружающих предметов наиболее темные (считаем их «чёрными») и наиболее светлые (называем их для себя «белыми»). Все остальные предметы мы сравниваем по тону с белым и черным. Вроде всё, казалось, просто. Но камера таким путем пойти не может. Поскольку её «сердце» – светочувствительная матрица – не может определять тон объекта съёмки. Она лишь выдает соответствие между количеством попавшего на неё света и уровнем выходного сигнала. И то – лишь в узких рамках так называемого «линейного диапазона» чувствительности матрицы. Поэтому-то при определении количества света, попадающего на матрицу, мы вынуждены пользоваться помощью точного прибора – экспонометра. Экспонометр в автоматическом режиме определяет количество света, отраженного объектом съёмки, и предлагает (или даже сам устанавливает) соответствующее сочетание выдержки и диафрагмы (а иногда – и чувствительности матрицы). Сразу заметим, что даже самый зоркий и чувствительный глаз не в состоянии точно определить количество света и соответствующие ему пару выдержка-диафрагма.
Поэтому «самурайскими» методами, без помощи экспонометра, обойтись при съёмке на «цифру» будет очень сложно. И ещё надо сказать, что экспонометр и связанная с ним экспозиционная автоматика в большинстве случаев отрабатывают своё назначение вполне достойно, не оставляя нам необходимости явно вмешиваться в процесс определения количества света. За исключением, может быть, самых сложных в плане света сюжетов, характеризующихся очень большим диапазоном яркостей.
«Сложные» сюжеты и экспонометр. Дело в том, что диапазон яркостей, который может «переварить» обычная матрица цифрового аппарата – достаточно невелик. И когда яркость самых светлых деталей нашего объекта съёмки значительно отличается не только от теней, но и от объектовсредней (как нам кажется) яркости, начинаются проблемы. И в этом случае нам нужно определиться с тем, какие именно из увиденных нами объектов нам наиболее важны для кадра, определить экспозицию для наиболее корректной передачи их тонального диапазона. И, понятно, смириться с тем, что более светлые и более темные объекты передадутся не так, как мы их воспринимаем нашим зрением, а в виде выбеленных или утонувших в тени. А поскольку белые и черные «дырки» (то есть области с неоправданно потерянными деталями) на фотографии смотрятся крайне неприятно и неопрятно, есть смысл обращать на это внимание при компоновке снимка. При этом лишний раз заметим, что «Великий и могучий Фотошоп», равно как и другие программы для последующей обработки фотоснимков, могут лишь улучшить восприятие картинки, адаптировав её для более лёгкого и удобного восприятия. Особенно когда речь идёт о печати фотографий на фотобумаге, которая воспроизводит гораздо более узкий диапазон яркостей. Ну а если в процессе съёмки детали потеряны из-за пересвета или недосвета, то ни одна (даже самая сложная и могучая) программа обработки, ни шаманские танцы с бубнами уже никогда не смогут вернуть их на снимок.
Направление падения света
Третья группа из набора параметров освещения – это его качественные характеристики. Свет не просто освещает нужный нам объект съёмки, чтобы мы смогли увидеть и запечатлеть его цветовые и тональные характеристики. Освещая выбранный нами в качестве объекта съёмки предмет, источник света создает на его поверхности участки с разным уровнем яркости – яркие («света»), средней тональности («полутени») и минимальной яркости («тени»). И это очень важно. Ведь из одних светов создать картинку достаточно сложно, а из одних теней – и вовсе невозможно. Контраст (разница) между светами и тенями создёт ощущение яркости. Сами тени и света дают нам возможно однозначно судить о форме и объёме объектов, из которых складывается сюжет нашего снимка. А маленькие тени, «отрисовывающие» каждую, даже самую незначительную неровность поверхности нашего объекта съёмки, демонстрируют нам его фактуру. Но всё это происходит тогда, когда свет правильно падает на наш объект.
Наиболее часто в фотографии используется свет передне-верхне-бокового направления. То есть источник света освещает объект съёмки со стороны фотографа, находясь при этом выше фотографа и правее (левее) относительно направления съёмки. В этом случае изображение будет состоять не только из светов, но и небольшого количества теней. Передне-верхне-боковое освещение — это стандартный и, даже можно сказать, беспроигрышный вариант освещения для съёмки большинства сюжетов. Остальные варианты освещения (в первую очередь свет из задней полусферы и нижний свет) применяются гораздо реже, и только тогда, когда в таком варианте освещения есть осознанная необходимость.
Фронтальный свет. Он же — прямой, лобовой. Помните, как выглядят снимки со встроенной вспышкой, которая дает именно фронтальный свет? Он падает на модель строго спереди, лишая лицо рельефа, делая его плоским, съедая всю фактуру. Иногда людям нравятся портреты, сделанные с таким светом, так как несмотря на потерю деталей лица, исчезают прыщи и морщины, однако редко когда такой результат действительно профессионально выглядит.
Боковой свет. Как следует из названия, источник света стоит сбоку. Текстура при этом прорисовывается очень хорошо. Жесткий боковой свет с одной стороны способен полностью провалить в черноту неосвещенную сторону, поэтому лучше всего, если такой тип света поддерживается заполняющим светом. Хотя, конечно, многое зависит от задумки автора.
Передне-боковой свет. Золотая середина. Такой свет подчеркивает контуры щек и скул, форму губ и носа модели, передает объем, и при этом не проваливает в темноту половину лица, так как все-таки находится не сбоку.
Если источник такого света еще и мягкий, то он вполне может оказаться единственным и самодостаточным источником освещения в портрете.
Верхний свет. Мы о нем уже говорили, когда рассматривали пример жесткого света на полуденном солнце. Проваленные глазницы, черная тень под носом и подбородком. Пейзаж при верхнем свете тоже смотрится довольно скучно. Однако если источник верхнего света крупный и находится прямо над головой модели, можно получить интересный результат.
Нижний свет. Нижний свет гарантированно делает из человека страшилку по той простой причине, что тень от носа падает не привычно вниз, а уходит наверх. Тень от щек тоже уходит наверх, скрадывая глазницы.
В результате мы получаем лицо, похожее на череп. Кстати, нижний свет — единственный тип света, практически не встречающийся в природе.
Контровой свет. Источник света находится прямо напротив камеры или немного сбоку — в таком случае он называется задне-боковым.Такой свет красиво подчеркивает контур лица или фигуры. А когда источник контрового света один-единственный, мы получаем силуэт. Кстати, контровой свет может быть направлен не только на модель, но и на фон за моделью, тогда он станет мягким и ровным.
Контражур. Разновидность контрового света с условием, что источник света располагается прямо за объектом. Контуры объекта при этом загораются, создается эффект свечения. Очень красиво в таком свете смотрится что-то прозрачное и легкое: фата невесты, волосы…
Жесткость света
Кроме направления света важно не забыть и о второй качественной характеристике – жесткости (или мягкости) света. Жесткий свет создается источником света небольших размеров в сравнении с расстоянием до него (пример – свет солнца при чистом небосводе). При этом получается достаточно яркое и контрастное освещение – яркие света, глубокие и чётко очерченные тени.
Жёсткое освещение очень хорошо выявляет все особенности поверхности объекта съёмки – форму и фактуру. Особенно это заметно, когда свет имеет «скользящее» направление относительно поверхности объекта съёмки.
Мягкий свет – это свет от относительно большого по размерам (в сравнении с расстоянием до него) источника света. Пример такого освещения – пасмурная погода, где источник света – это затянутое облаками небо. В противоположность жесткому, мягкий свет создает гораздо менее контрастное освещение, ведь изображение при этом состоит в основном из более светлых и более темных полутеней. Яркие света и глубокие тени на снимке, сделанном при мягком освещении, либо присутствуют в совсем незначительных количествах, либо – вообще отсутствуют. Мягкий свет гораздо хуже, чем жесткий, прорабатывает фактуру поверхности объектов съёмки, зато акцентирует внимание на их цветовых особенностях. Самые «цветные» снимки – это фотографии, сделанные именно при мягком освещении.
Жесткий свет в ясную погоду | Мягкий свет в пасмурную погоду |
Свет в естественных условиях
Все то, о чем мы сейчас говорили, вполне можно использовать даже в тех случаях, когда вы работаете не в студии и не пользуетесь вспышкой. На улице тип освещения напрямую зависит от положения солнца. Чем ближе к полудню, тем больше свет похож на верхний. Но, кстати, не зимой. Зимой солнце висит низко и даже в полдень дает косой свет.
Контровой солнечный свет. Очень красиво выглядят снимки, сделанные на закате или рассвете. Низкое солнце дает длинные тени, а фотография приобретает приятный теплый оттенок. Будет этот естественный свет фронтальным, боковым, переднебоковым или контровым, решать вам. Все зависит от того, как вы повернете модель относительно солнца и какое положение займете сами.
Но поскольку слишком глубокие тени все же требуют проработки, вам понадобится заполняющий свет. Как правило, он в таких случаях отраженный. Вы можете получить его, используя специальный лайт-диск для подсветки теней, либо же воспользовавшись любой светлой поверхностью, оказавшейся под рукой. Например, белая футболка или светлая стена отлично отражают свет под разными углами и дают мягкое заполняющее освещение. Темные поверхности, наоборот, поглощают свет, так что если хотите сделать тени поглубже, можете найти черную стену и поставить модель рядом с ней.
Если же вы снимаете в пасмурную погоду, свет будет проще и скучнее — мягкое и равномерное освещение модели и фона со всех сторон, без глубоких теней и провалов. С одной стороны, это хорошо, с другой — ни о каком акцентировании светом и прорисовке объема не идет и речи.
Снимая дома, вы тоже можете получить интересные сюжеты — достаточно подойти к окну. Окно работает как большой источник мягкого света, который очень красиво ложится на объект. Кстати, если поставить модель или объект между окном и светлой занавеской, то занавеска даст легкий заполняющий свет.
Освещение от ламп накаливания обычно смотрится довольно скучно. Люстра, висящая на потолке, дает верхний жесткий свет, да и с настольными лампами манипуляции тоже довольно ограничены, так как свет от них будет жестким (поскольку они маленькие) и тусклым. Для получения качественной картинки в таком случае лучше воспользоваться вспышкой.
Источники света в фотографии условно могут выполнять следующие роли.
Рисующий свет. Источник рисующего света должен быть всегда один. Теоретически это основной свет в композиции. Это направленный свет, который выявляет форму и детали предмета, этот свет может быть жестким или мягким. Лампы нужно использовать либо различной мощности, либо удалять их на разное расстояние от объекта. Часть света от источника рисующего света может отражаться от отражателя, и вы получите заполняющий свет, который подсвечивает тени. Источник света ставится обычно не ближе полутора двух метров от объекта, но и не слишком далеко. Функцию рисующего света может выполнять солнечный свет, который проходит через окно, дверь и т.д. Рисующий свет создает теневой контур. При освещении поверхности источником света со стороны камеры, на отдельных участках, расположенных под различными углами к световым лучам, образуются теневые участки, создающие контур.
Заполняющий свет должен равномерно освещать объект, создать такой уровень освещенности, чтобы хорошо проработались детали, и не было видимых теней. Тени он делает более светлыми. Заполняющий свет должен быть мягким – например, источник можно направить в светлый потолок.
Моделирующий свет играет роль дополнительного заполняющего света. Он подсвечивает тени в нужных участках. Моделирующий свет образуется маленькими источниками мягкого света. Позволяет получить блики, рефлексы на отражающих деталях объекта съемки.
Контровой свет (встречное освещение). Световой источник располагается за объектом съемки. Создается световой контур, а также используется для выявления воздушной дымки, освещения фактур, создания «игры света» на прозрачных предметах. Чем ближе к камере расположен источник света, тем шире образуется полоса светового контура. Чем дальше источник света от камеры, тем больше световая полоса сужается.
Фоновый свет освещает фон. Используется мягкий и рассеянный или направленный свет. Фоновый свет выделяет объект съемки, создает разницу освещения между ним и фоном. Чтобы получить объект идеально белом фоне, на фон направляется более сильный свет, чем на объект. Чтобы подчеркнуть объект на цветном фоне, фон освещается меньше, чем объект съемки.
Световой акцент – узкий направленный луч жесткого или мягкого света направляется на часть объекта, которую нужно подсветить и композиционно выделить.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Освещенность объекта съемки прямо пропорциональна яркости источника света. При увеличении яркости света в два раза освещенность предмета увеличится вдвое. При искусственном свете освещенность зависит от расстояния между источником света и объектом съемки. Относительная освещенность точечного источника света обратно пропорциональна квадрату этого расстояния. Это и есть правило обратных квадратов, котороеозначает, что:
— при увеличении расстояния между объектом и источником света в два раза освещенность уменьшается в четыре раза;
— при увеличении расстояния между объектом и источником света в три раза освещенность уменьшается в девять раз;
— при уменьшении расстояния между объектом и источником света в два раза освещенность возрастает в четыре раза.
Обязательно надо заметить, что не существует какого-то «гарантированно хорошего» света, при котором всё, что попало в поле зрения объектива вашей фотокамеры, превращается в отличную фотографию. Точно так же не существует и «однозначно плохого» света. «Хорошим» и «правильным» освещение будет тогда, когда его направление и жесткость наиболее хорошо выявляют нужные нам для сюжета характеристики нашего объекта съёмки. И наоборот – «плохой» и «неправильный» свет акцентирует наше внимание на тех свойствах нашего объекта, которые мы показывать не хотели. К примеру, при съёмке в лучах света жесткого источника света кожа на лице теряет свой естественный цвет, зато становится шершавой, бугристой и испещренной морщинами. А мягкий свет делает эту же кожу мягкой, гладкой и нежной, позволяет насладиться естественным «телесным» тоном её цвета. В других ситуациях, когда необходимо подчеркнуть фактуру кирпичной кладки стены старинного дома, выявить форму каждого колоска на пшеничном поле или буквально «нарисовать» следы на песке – нет альтернативы скользящему жёсткому свету.
Так что не бойтесь экспериментировать и помните, что хороший снимок делает не оборудование, а фотограф.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
1. Поставьте на стол небольшую модель, например куклу и «поиграйте» разными источниками освещения, которые найдёте у себя дома. Это может быть настольная лампа, торшер, софит или фонарик… Поснимайте свою модель при различных комбинациях света.
2. Возьмите фонарик, подойдите к зеркалу, посмотрите внимательно на своё лицо. Теперь, используя фонарик как моделирующий свет, освещайте лицо с разных сторон — сбоку, сверху, снизу. Проанализируйте это упражнение.
3. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
- Как, используя освещение, добавить «возраст» человеку?
- В какое время суток лучше снимать пейзаж? Почему?
- Почему не рекомендуется снимать в помещении со встроенной вспышкой, особенно с близкого расстояния?
- Зачем в яркий солнечный день часто рекомендуется включать фотовспышку?
Результаты опытов, а так же вопросы по теме урока мы ждем на форуме сайта.
В следующем небольшом уроке №2 вы узнаете: когда в большинстве случаев нужно соблюдать правила композиции, а когда можно рискнуть их нарушить и получить необычное изображение.
dphotoworld.net