Отечественные объективы – Отечественные объективы для импортных камер.

Содержание

Лучшие, популярные советские объективы — список 35+

В данном посте – список советских объективов, которые были одними из самых популярных в XX веке. Советская промышленность выпускала очень много объективов, существовало множество различных модификаций. Подробнее о том, что обозначали различные литеры в названии, можете прочитать тут. 

К стати, ранее уже публиковался список оптики, имеющей крепление байонет Н. При установке таких объективов на Nikon проблем не возникнет, а вот чтобы установить на Canon, потребуется переходник.

Небольшие пояснения к таблице ниже:

М39* – это резьбовое крепление М39 с рабочим отрезком 28.8 мм, как у камер Зоркий, ФЭД, Leica M.

М39 – это резьбовое крепление М39 с рабочим отрезком 45.2 мм, как у камер Зенит-С/3/3М, Старт.

M42 – резьбовое крепление М42 с рабочим отрезком 45.5 мм, как у большинства выпускавшихся камер Зенит: Е/В/ЕТ/TTL/11/122, другие.

Pentax K – байонетное крепление, которым обладали камеры Pentax, а также советские Зенит-автомат/АМ/АМ-2/АМ-3/АПК, др.

Contax – байонет, которым обладали дальномерные камеры “Киев”

В таблице отсутствуют данные о креплениях, которые не представляют интереса. Например, существовал байонет В (не путать с байонетом Б, он же Pentacon SIX 6), который имели только 2 советские камеры – Киев-10 и Киев-15.

Объектив Фокусное, мм Светосила Типы крепления
Широкоугольные и “рыбий глаз”
МС Пеленг 8 3.5 М42 / Nikon F
МС Зенитар 16 2.8 M42 / Pentax K / Nikon F
МС Мир-20 20 3.5 M42 / Pentax K / Nikon F
МС Мир-24HАрсенал 35 2.0 M42 / Nikon F
Юпитер-12 35 2.8 M39* / Contax
Мир-1В 37 2.8 M39 / М42
Стандартные (штатные)
МС Волна-3 80 2.8 Pentacon 6
МС Гелиос-123
он же MC Арсат-H
50 1.4 Nikon F
МС Зенитар M 50 1.7 / 1.9 M42 / Pentax К / Nikon F
Индустар-50 50 3.5 M39
Индустар-50-2 50 3.5 M42
Юпитер-3 52 1.5 M39* / Contax
Гелиос-103 52 1.8 M39* / Contax
Гелиос-81H
он же MC Arsat
50 2.0 Nikon F
Юпитер-8 52 2.0 M39* / Contax / Pentax К
Индустар-61Л/Д 50 2.8 M39* / М42
Индустар-26м 52 2.8 M39*
Индустар-22 52 3.5 M39* / M39
Гелиос-44 58 2.0 M39
Гелиос-44-2 58 2.0 М42
Гелиос-44М
он же AUTO COSMOGON
58 2.0 М42
Гелиос-44М-4 58 2.0 М42
МС Гелиос-44М-4, 44K-4 58 2.0 M42 / Pentax К
МС Гелиос-44М-5 58 2.0 M42 / Pentax К(?)
МС Гелиос-44М-6 58 2.0 M42 / Pentax К(?)
МС Гелиос-44М-7 58 2.0 M42 / Pentax К(?)
Телеобъективы
Гелиос-40 – “белый” 85 1.5 M39
Гелиос-40-2 – “черный” 85 1.5 М42
Юпитер-9 85 2.0 M39* / Contax / M42
МС Калейнар-5Н
он же MC Arsat
100 2.8 М42 / Nikon F
Таир-11 135 2.8 A / М42
МС Юпитер-37А 135 3.5 A / M42 / Pentax K
Юпитер-11 135 4.0 А / M39* / Contax / M39 / M42
МС Юпитер-21 200 4.0 A / M39 / M42
Таир-3C 300 4.5 M39 / M42
МС Гранит-11
он же MC Arsat
80-200 4.5 M42 / Nikon F
МС Волна-9 50 2.8 М42 / Pentax K
МТО-500 500 8.0 M39 / M42

Если у вас есть вопросы по использованию объективов или выбору переходников – можете задавать их нашему консультанту – красная панель справа внизу.

О некоторых самых популярных объективах мы сделали для вас мини-обзоры. Также можете ознакомиться, как использовать мануальные объективы М42.

m42-adapter.in.ua

Отечественные объективы для Canon — Блог Константина Гладкова — ЖЖ

Как говорил ранее — приобрел Canon 40D. Теперь наступила очередь выбора стекол для тушки. Планирую взять универсал, полтинник с автофокусом и несколько советстких мануалок для экспериментов и изучения техники сьемки с мануальными объективами. Пока есть желание взять Зенитар 50/1,7 (~350-400грн) и Leica 50mm Summicron-R f/2, (~$300). Вполне возможно, что выбор будет изменен. Пока читаю инфу по этим и другим объективам.

Объективы для DSLR Canon (M42 через переходник).

Объектив Фокусное расс-ние, мм Относ-ое отверстие Разрешающая способность центр/край Миним. дист-ия в метрах Свето-фильтр Øмм
МС Пеленг 8 3,5 65/15 0,3 26,5
МС Зодиак-2М-2 15 3,5 48/18 0,2 28
МС Зенитар 16 2,8 60/23 0,3 26,5
МС Пеленг 17 2,8 60/30 0,3 28
МС Мир-47  20 2,5 55-60/17 0,25 30
Мир-20 20 3,5 50-20 0,12 28
МС Мир-20 20 3,5 45-50/20-23 0,18 28
Мир-10 28 3,5 40-42/20 0,2 67
МС Мир-24, MC Arsat 35 2,0 40/21 0,25-0,3 58
МС Мир-1, Мир-1В 37 2,8 45-50/23-30 0,7 49
МС Мир-1А (Красногорск) 37 2,8 45-50/23-30 0,24 52
МС Зенитар 50 1,4 50/30 0,35 52
Эра-6 50 1,5 45-46/22-23 0,45 58
МС Зенитар 50 1,7-2,0 43-48/24-30 0,45 52
МС Волна 50 1,8 45/27 0,45 46
Индустар-50-2 50 (52,5) 3,5 42-45/22-23 0,65 35,5
МС Гелиос-77-4 50 2,0 45/25 0,45 52
МС Индустар-61Л/З 50 2,8 46/30 0,3-0,45 49
Гелиос-44-2 58 2,0 38/20 0,5 52
Гелиос-44М (Auto Cosmogon) 58 2,0 38/19 0,5 52
Гелиос-44М-4 58 2,0 38/19 0,5 52
МС Гелиос-44М-4 58 2,0 41/20 0,5 52
МС Гелиос-44М-5 58 2,0 41/20 0,5 52
МС Гелиос-44М-6 58 2,0 45/25 0,5 52
МС Гелиос-44М-7 58 2,0 50/30 0,5 52
Гелиос-40-2 “черный” 85 1,5 36/16-17 0,8 67
МС Юпитер-9 85 2,0 30-34/18 0,8 49
Вега-13 100 2,8 47/27 1,0 58
МС Калейнар-5, MC Arsat 100 2,8 50/30 0,8 52
МС АПО Телезенитар 135 2,8 53-55/40 1,3 58
МС Телезенитар 135 2,8 50/27 1,2 55
Таир-11 135 2,8 28-44/18-26 1,5 55
МС Юпитер-37 135 3,5 45/30 1,2 52?
Юпитер-11 135 4,0 34-43/19-29 2,5 49,52
Юпитер-6 180 2,8 35/16-21 2,0 77
Телеар 200 3,5 50/34 1,6 62
МС Юпитер-21 200 4,0 50/36 1,7-1,8 58
Телмар-22 200 5,6 30-44/25 2,5 49
Таир-3C, Таир-3А  300 4,5 36-45/30-38 3
2,2(А)
72
МС Телезенитар 300 4,5 36-40/30 4 72-77
МС АПО Телезенитар  300 4,5 60/35 3 72
МС Гранит-11, MC Arsat 80-200 4,5 80:50/20
150:36/20
200:45/20
1,5 58
МС Волна-9 50 2,8 42/30 0,24 52
МС Рубинар 300 4,5 ? 1,7 77
МС ЗМ-7 300 5,6 35-45/20-32 1,7 67
МС Рубинар  500 5,6 ? 2,2 105
МС ЗМ-6А 500 6,3 38/22 6,0 95
МС Рубинар 500 8,0 50/? 2,2 77
МТО-500 500 8,0 28/20 4,0 77
МС 3М-5СА 500 8,0 40/20 4,0 72
МС Рубинар 1000 10,0 ? 4,0 116
МС МТО-11СА 1000 10,0 35-37/28 8,0 116
МТО-1000А 1000 10,0 28-32/18-20 10,0 120

Из интересных старых объективов могу выделить:

» Волна 1,8/50; Волна-4 1,4/50; Волна-9 макро 2,8/50;
» Индустар-61;
» Зенитар 1,7/50; Зенитар 1,9/50;
» Юпитер-9 2/85;
» Калейнар-5Н 2,8/50;
» Гелиос-98;
» Вега-13;
» Вариозенитар 2,8-3,5/25-45 и 3,2-4,5/35-70.
» Широкоугольники Мир-24М 2/35, Мир-20 3.5/20 и Мир 47 2.5/20, фишай Зенитар 2.8/16.

Из современных отечественных объективов:

» Юпитер 9;
» МТО — 11 СА;
» Рубинар — 10/1000

Понравились еще макро объективы:
1. Зеркально-линзовый объектив «МС РУБИНАР- 8/500 МАКРО». Темноват, но зато при его физических размерах он очень интересен учитывая сравнительно небольшую стоимость. Основное применение подобных объективов – это астрономия.
2. MC Рубинар 5,6/500. Еще более светосильный объектив. Но и цена на порядок выше (порядка $400).
.

artmassive.livejournal.com

Коллекция объективов, часть 1 (советское)

Долго я собирался, но наконец-то дошли руки и я заснял свою небольшую коллекцию объективов.
Собираю я прежде всего советские, но есть кое что из импортных Soft-focus объективов и мой любимый, еще с тех времен что я был приверженцем Nikon, GN Nikkor-S 45/2.8 (со схемой Tessar)…


Постепенно буду снимать пополнение, хотя это процесс не быстрый, ибо затратный.


снимал я это все я как обычно почти ночью и без нормального света, поэтому iso6400 и уплывший ББ…

Итак, начнем с советских шириков для зеркальных камер….

1. MC Зенитар-К 16/2,8 – наверное один из самых известных советских объективов, «рыбий глаз», выпускается с 1990 года серийно и поныне на OAO КМЗ.
У меня он в варианте под байонет К (Pentax)

2. Мир-20М 20/3,5 – сверхширокоугольный объектив, тоже выпускается и до настоящего времени на КМЗ, с 1973 года… У меня он в первом варианте с однослойным просветлением под резьбу М42.

3. Мир-10А 28/3,5 – своеобразный ширик, большой, тяжелый и темный… и самое главное не сильно резкий при этом на открытой. Не самое популярное стекло, и из-за этого до сих пор можно найти новые в коробке. Производитель – КМЗ.

4. Мир-1 37/2,8 – Самый распространённый ширик в СССР, выпускался на 4-х заводах последовательно (КМЗ, ЗОМЗ, ОМЗ «Юпитер», ВОМЗ) начиная с 1956! года. Данная разновидность 70-х годов имеет уже резьбу М42, производства ЗОМЗ, еще с гравированной надписью «grand prix brussels 1958»

5. Мир-1А 37/2,8 – своего рода легенда, тк выпускался всего один год и практически полной серией ушел на экспорт, поэтому «там» его больше чем у нас в стране… Взводная двойная!!! диафрагма да, да, два ряда лепестков и сменный хвостивик «А» типа. Производитель – ЗОМЗ.

6. МС Мир-24Н 35/2 – объектив для зеркальных фотокамер «Киев» с байонетным соединением «Н» идентичным Nikon F. Производитель — киевское ПО «Арсенал». Хороший, светосильный, резкий, но сильно ловит «зайцев».

Стандартные объективы – полтинники и околополтинники (50-58 мм)

7. Гелиос-44 58/2 – Самый распространённый советский объектив, выпускался на 3-х заводах в СССР, самая первая его версия на еще на резьбу М39, с 13-ти!!! лепестковой идеально круглой диафрагмой, производитель — КМЗ.

8. Гелиос-44-2 58/2 – Очень необычная версия производства БелОМО, в новой модернизированной оправе, с яркими красочными надписями (достаточно редко встречающийся вариант)

9. МС Гелиос-44-3 58/2 – МС модификация предыдущего, производство БелОМО, еще более редкая. Единственная МС версия Гелиос-44 с предустановкой диафрагмы.

10. МС Гелиос-44М-6 58/2 – МС модификация Гелиоса-44М производимого в 80-х. отличается наличием прыгалки и отсутствием переключателя диафрагмы М/А. Вариант с разрешением 45/25 линий/мм (индекс 6). Производитель – ОМЗ «Юпитер» (г. Валдай).

11. МС Гелиос-44М-6 58/2 – Более поздняя версия предыдущего МС Гелиос-44М-6. Производства 90-х годов из последних серий. Отличительная особенность – кольцо фокусировки с с необычным накатом, пластиковая резьба под светофильтры. Производитель – ОМЗ «Юпитер» (г. Валдай)

12. МС Гелиос-44М-7 58/2 – Еще одна редкая версия «поздних» Гелиос-44М 90-х годов. Вариант с разрешением 50/30 линий/мм (индекс 7). Отличительная особенность – кольцо фокусировки с с необычным накатом, пластиковая резьба под светофильтры и матовая окраска . Производитель – ОМЗ «Юпитер» (г. Валдай)

13. МС Гелиос-77М-4 50/1,8 – Редкий и очень удачный вариант Гелиоса – самый светосильный и красиво рисующий. Выпускался на 2 заводах. Данный вариант производства ВОМЗ. (кстати он был там в двух вариантах оформления)

14. МС Гелиос-77М-4 50/1,8 – Еще один вариант Гелиос-77М-4. Производитель – ОМЗ «Юпитер» (г. Валдай)

15. МС Гелиос-81Н 50/2 – объектив для зеркальных фотокамер «Киев» с байонетным соединением «Н» идентичным Nikon F. Производитель — киевское ПО «Арсенал». Резьба под светофильтры еще 49 мм.

16. Арсат-Н 50/2 – Вариант объектива Гелиос-81Н 90-х годов после распада СССР. (самое смешное что написание названия на объективе Arsat – по-английски, буква «Н» русская…) Главное отличие – наконец-то черненная диафрагма и резьба под фильтры 52 мм. Производитель — киевское ПО «Арсенал».

17. МС Волна 50/1,8 – Объектив для зеркальных фотокамер «Алмаз» производства ленинградского завода ЛОМО, с байонетным присоединением типа К. Редкий и красивый объектив.

18. Зенитар-М 50/1,7 – Более светосильный и менее массовый объектив завода КМЗ для зеркальных фотокамер «Зенит». Первый вариант со светосилой 1,7 и однослойным просветлением.

19. МС Зенитар-МЕ1 50/1,7 – Легенда, объектив-«мастер боке» ))). Объектив для зеркальной фотокамеры Зенит-18 с электрическими контактами и передачей значения диафрагмы для работы полуавтоматического режима приоритета диафрагмы (А). Конструктивная особенность – два лепестка диафрагмы, от чего при закрытии она имеет специфическую квадратную форму. Из-за дикого спроса на него, нынче очень дорог (хотя не сказать что редкий – тираж 7000 шт)

20. Индустар-50-2 50/3,5 – Самый дешевый объектив для зеркальных камер, был штатником к Зенитам долгое время, пока его полностью не вытеснил Гелиос-44. Мелкий, темный, не сильно удобный, но резкий.

21. МС Волна-9 макро 50/2,8 – Единственный советский макрообъектив для зеркальных камер. Да и то, до 1:2 всего. Производитель — ЛЗОС.

Советские телевики:

22. МС Юпитер-37А 135/3,5 – Самый распространённый телевик, выпускался массово на КОМЗ (иногда складывается впечатление что он только его и производил), это МС модификация, сменные хвостовики «А»-типа, круглая многолепестковая диафрагма и как обычно «солидола как в экскаваторе»

23. Таир-11А 135/2,8 – Более светосильная 135-ка производства КМЗ, имеет рекордные 20 лепестков диафрагмы, сменные хвостовики «А»-типа, и встроенную бленду. Считается одним из самых удачных объективов.

24. Юпитер-21А 200/4 – Еще один достаточно редкий объектив, вариант со сменными хвостовиками «А»-типа производимый на КМЗ, славится отличным качеством изображения в отличии от экземпляров выпускавшихся в дальнейшем на ВОМЗ. Круглая многолепестковая диафрагма с передустановкой.

25. МС Оберон-11К 200/2,8 – Чудо-чудное производства ВОМЗ, светосильный телевик производства 90-х годов, имеет забавный и не самый удачный конструктив, при весьма хороших оптических характеристиках. Отличительная черта – диафрагма за последней линзой. Выпускался только на байонет «К».

26. МТО-350 (он же ОБ-107) 350/5,6 – Редкость производства КМЗ 1956 года. Собственно, по доступным данным, его было произведено всего 214 шт. (1956 г. — 64 шт., 1957 г. — 100 шт., 1959 г. — 50 шт.). Зеркально-линзовый объектив. Как удалось выяснить за последнее время выпускался только в байонетном варианте для каких-то установок, все виденные мной экземпляры, всключая и мой имеют байонет с накрученным переходником на М42.

27. МС ЗМ-7К 300/5,6 – Единственный объектив для зеркальных камер производимый Азовским ОМЗ, в маркировке обозначенный как «К» объектив, но по факту выпускавшийся с резьбой М42 и комплектовавшийся переходником М42-К, мне увы достался не в лучшем состоянии (спасибо продавцу обманувшему меня) и не в комплекте. Зеркально-линзовый объектив.

28. МС Рубинар 300/4,5 макро – Самая современная серия зеркально-линзовых объективов производства ЛЗОС. Производился до начала 2000-х годов. Надпись «макро» подразумевает что он может фокусироваться начиная с 1,7 метра (хотя ЗМ-7К анологичен)

Объективы для дальномерных камер:

29. Орион 15 28/6 – Широкоугольник по схеме «Topogon» — симметричная схема обуславливающая минимальные геометрические искажения. Темный, но имеющий очень хорошее разрешение. Выпускался КМЗ и ЗОМЗ (мой вариант от ЗОМЗ, версия на резьбу М39)

30. Юпитер-12 35/2,8 – Массовый широкоугольник для дальномерных камер. Создан на основе цейсовского объектива Biogon 2,8/35. Очень сильно выступающая внутрь корпуса задняя линза, что ограничивает его совместимость со многими современными камерами. Выпускался КМЗ и ЛЗОС, в вариантах для М39 и дальномерного «Киева». Матовый экземпляр 1986 года, производства ЛЗОС.

31. Юпитер-12 35/2,8 – Лаковый экземпляр 1969 года, производства ЛЗОС.

32. Юпитер-8 50/2 – Стандартный объектив для камер «Зоркий». Черный лаковый экземпляр 19… года, производства КМЗ.

33. Юпитер-8 50/2 – Экземпляр 1974 года, черная окраска, без лакировки, производства КМЗ.

34. Гелиос-103 53/1,8 – Штатный объектив для дальномерных камер Киев. Выпускался с тн. «внутренним байонетом», был несколько сложнее и дороже чем Юпитер-8. Производитель — киевское ПО «Арсенал».

35. Юпитер-8НБ 50/2 – Один из двух штатных объективов для редкой дальномерной камеры «Киев-5», в отличии от полтинников для предыдущих камер Киев, он имеет наружный байонет и поэтому существенно отличается по дизайну и габаритам. Производитель — киевское ПО «Арсенал».

36. Индустар-61 Л/Д 55/2,8 – Штатный объектив дальномерных камер «ФЭД». Производитель – завод «ФЭД» г. Харьков.

37. Юпитер-9 85/2 – Портретный объектив для дальномерных и зеркальных камер. Данный экземпляр – версия для дальномерок с резьбой М39 в черной окраске. Производитель – ЛЗОС.

38. Юпитер-9 85/2 – Версия для дальномерных камер «Киев» с наружным байонетом в хромированном исполнении. Производитель – ЛЗОС.

39. Юпитер-11 135/4 – Самый длиннофокусный советский телеобъектив для дальномерных камер. Выпускался в версии на резьбу М39 и байонет «Киев» на КОМЗ. Версия для камер М39 в хромированном исполнении.

40. ТК-2ДДальномерный!!! 2-х кратный телеконвертер, имеет толкатель дальномера. Выпускался малой серией на Харьковском заводе точного приборостроения «Точприбор»

Прочие советские объективы:

41. Вега-28Б 120/2,8 – Объектив среднеформатных камер «Киев», с байонетом «Pentaсon Six». Считается самым удачным в линейке советских объективов среднего формата. Компактен для своего фокусного. Через переходник без проблем ставится на любую узкоформатную камеру.
Недостатки: почти всегда кривая блестящая диафрагма и его редкость. Производство – ПО «Арсенал» г. Умань.

42. МС Вега-11У 50/2,8 – Объектив для фотоувеличителей. Популярен для макросъемки на макромехе из за своего красивого рисунка и высокого разрешения. Пятилинзовый анастигмат (5 линз в 4 группах), рассчитанный на формат негатива 24х36 мм. Пределы диафрагмирования: 2,8-11. Разрешающая способность объектива: центр/край, лин/мм — 70/40. Рабочее расстояние — 28,8 мм. Присоединительная резьба М39Х1. Производитель – ЛЗОС.

43. Индустар-90У 75/4 – Объектив для фотоувеличителей. Объектив для негативов с форматом кадра 6х6 см. Пределы диафрагмирования 4-16. Разрешающая способность: центр/край, лин/мм — 50/25. Рабочий отрезок 60 мм. Присоединительная резьба М39Х1. Производитель – ЛЗОС.

44. Проекционные объективы 92/2 – применялись в советских диапроекторах высокого класса типа ЛЭТИ и тп. Оптическая схема типа «Биотар» («Гелиос»). Два варианта исполнения.

© Fotomehanik_2013.

fotomehanik.livejournal.com

Сравнение объективов Canon и советских объективов

Итак, сегодня я заполучил переходник с кэнон на резьбу М42 и могу провести фото-тест. Всяческие фотографические мИры меня мало волнуют. Больше интересует как себя покажет конкретный объектив на практике. Для этого в качестве объекта съемки я использовал традиционно бутылки виски. Кто-то предпочитает Martini, а мне вот ближе виски.

автор статьи: Евтифеев Д.С.

Я занимаюсь предметной съемкой и потому меня больше волнует центр кадра, его резкость и контраст, нежели края кадра, которые обычно всё равно отрезаются или затемняются. И уж точно никто там песчинки не рассматривает. А вот в центре должно быть идеально резко. Смогут ли советские объективы тягаться c японскими?

Можно было бы предположить, что нет, так как у нас и знаменитых оптических фирм нет, но с другой стороны многие советские объективы скопированы с цейсовских (Carl Zeiss). Даже оборудование и чертежи привозили из послевоенной Германии.

Снимаю я в студии, а потому самые востребованные диафрагмы от F11-F16. На F11 и попробуем. Снимать на улице всё равно не очень удобно из-за отсутствия автофокуса у советских объективов, да и такие тесты вполне можно найти в сети.

За компанию я протестировал и Canon 16-35L 🙂 Всё эти объективы не принято тестировать вместе так как они абсолютно из разных категорий. НО! Во-первых я их тестировал не просто друг с другом, а относительно конкретной задачи — предметной съемки на расстоянии 1,5м. Если подходить ближе, то будут искажения и Adobe Camera Raw исправляет их с ущербом для качества картинки.
Можно отходить дальше, но непонятно зачем.

Сначала я покажу снимки и прокомментирую разные моменты, а в конце статьи уже выложу итоги и свои выводы. так кто уже знаком с объективами может смело листать в самый низ.

Итак,

наш сегодняшний набор для тестирования:

(именно экспортный вариант, потому написано латиницей на корпусе), 85/2 MC, диапазон диафрагмирования F2-16.

Юпитер-9 85/2

Объектив, как я уже указывал в прошлой статье создан с прототипа Carl Zeiss Sonnar 85/2.

Объектив имеет очень прочный железный конструктив и просветление, на что указывает «МС» в названии. Все управляющие элементы прекрасно функционируют и по сей день (год изготовления 1993). С этим объективом я впервые столкнулся, что не работает подтверждение автофокуса на диафрагме больше F8. Соответственно пришлось фокусироваться на F8, а потом менять на F11. Для студии вообще не принципиально, а вне студии никто на таких закрытых диафрагмах не снимает.
Плюс это оказался единственный объектив у которого перестает работать колесо изменения диафрагмы после того, как я навинчиваю адаптер M42-EOS. Пришлось поставить заранее. В остальном — никаких нареканий.
Пыли внутри нет, смазка внутри не течёт, похож на абсолютно новый.

А теперь тестовое фото с Upiter-9.

тестовое фото с Upiter-9 / Юпитер-9

Фокусировался везде на этикетке Tullamore Dew, там где собачки, вверху.

объектив Юпитер-37а аналог Carl Zeiss Sonnar 135mm f/3.5

Данный объектив имеет прототип Carl Zeiss Sonnar 135mm f/3.5 и надо сказать копия получилось очень удачной. Мне не очень повезло и мой экземпляр имеет потеки смазки внутри и деградировавшую резьбу на М42. Но тем не менее, он может быть использован с адаптером и показал прекрасные результаты (благо пыли и сколов на линзах нет). Год выпуска 1979-ый!

Замечания по объективу: тоже перестает работать подтверждение автофокуса после диафрагмы 8. Но сама регулировка диафрагмы работает при установленном объективе (естественно только с самого объектива так как электрики в нем нет).

тестовое фото Upiter-37A 135/3.5

Этот объектив я не сфотографировал. Но он похож на все полтийники. Короткий и относительно широкий. Железный.
Гелиосы имели нарекания в советские времена и мне интересно посмотреть, насколько эти нарекания оправданы.

тестовое фото с Гелиос 44М-4 58/2

По этому фото могу сказать, что он немного холодит картинку. В RAW-конвертере (а это был ACR) везде стояло 5600К. Но легко заметить, что картинки получились немного с разным отливом. Также обратите внимание на зеленую этикетку Tullamore Dew. У разных объективов она тоже имеет разный оттенок зеленого.

На мой взгляд зря так уж ругали этот объектив. Он не блещет ничем особым, но и не такой уж мыльный. Другое дело, что оба Юпитера оказались лидерами теста (общая сравнительная картинка внизу статьи)

Мой любимый объектив пока что. Рабочая лошадка за неимением цейсовского планара на 80мм, на который коплю.

Конструктив пластиковый. Слегка разболтанный, но всё же лучше, чем 50/1.6. По резкости до сих пор нареканий на него у меня не было. Можно было поры на лице рассматривать и отдельные шерстинки у кота.

А теперь фото в студию…

тестовое фото Canon 50 / 2.5

Тут уже начинается странное…Современный Canon 50/2.5 чуть хуже, чем Helios 44M-4 58mm! даже если учесть эти 8мм отличия, то всё равно он не лучше! Вот так…а ведь ругали…
У меня для проверки нет 50мм L-ки от Canon, чтобы сравнить, так что данный тест впереди. Резкость это не всё, конечно, но от макрообъектива ждешь именно резкости, а вовсе не художественного размытия или боке.

Старинный объектив, случайно оказавшийся у меня и нашедший своё применение так как имеет востребованное фокусное 80мм. Конструктив пластиковый хлипкий. Серия EF, моторчик средней скорости.
Снимал на фокусном 80мм, так как на этом фокусном он показывает наилучшие результаты.

тестовое фото с Canon 28-80 3.5-5.6

Зенитар-М 50 / 1.7

Старые объективы как всегда радуют своим неубиваемым железным конструктивом. Прямо берешь в руки и радуешься, какие основательные вещи делали еще пару десятков лет назад.

Поскольку полтийников у меня набралось аж 4шт, то следующей статьей будет тестирование 50мм объективов по классической схеме. Т.е. все объективы из одной категории. По моему опыту 50мм маловато, но, например,
на кропе это как раз для портрета.

тестовое фото с Зенитар-М 50 / 1.7

Как видно из названия — объектив с просветлением. В советское время его хвалили. Главным образом за резкость по всему полю кадра, в отличие от Гелиоса. Посмотрим…

тестовое фото с Индустар 61Л-3 МС 50 / 2.8

Индустар не впечатлил. Одно качество с Гелиосом в центре кадра. Края у меня на тесте белые, но кому они нужны?

Этот объектив просто оказался под рукой и я решил: почему бы нет?

тестовое фото Canon 16-35 L

Вобщем-то ничего удивительного. Этот объектив несмотря на все свои характеристики непригоден для съемки в студии с его 35мм. Плюс наше условие было — расстояние 1,5м до объекта и при фокусном в 35мм мне пришлось масштабировать картинку. Картинка замылилась, чего и следовало ожидать.
Если этот объектив и сравнивать с чем-то, то с МИР 24Н 35/2, который у меня тоже есть, но пока нет на него переходника Nikon-Canon (скоро будет, следите за новостями!).

Итак

итог нашего конкурса

, общая картинка:

Итоговая сборная картинка теста Canon, Юпитер, Гелиос, Зенитар, Индустар

На этом фото всё еще лучше видно:

Итоговая сборная картинка теста Canon, Юпитер, Гелиос, Зенитар, Индустар

Самый резкий в данных условиях Юпитер-37А (135мм). Оно и понятно — хорошая оптическая схема и самое большое фокусное расстояние. Но я наблюдаю странную цветовую гамму! Глазами я вижу по-другому, да и все остальные объективы видят сильно по-другому.

Следом за ним идёт, как ни странно, портретный Юпитер-9 (85мм). Он показывает реалистичную и приятную цветовую гамму, причём не сильно уступает по резкости Юпитеру-37А.

Третье место выигрывает старичок Canon 28-80. Но сдаётся мне это лишь благодаря его фокусному в 80мм. Его, пожалуй можно присовокупить к будущему тесту полтийников, чтобы окончательно выяснить его качество. Но, тем не менее, в данных условиях 3-е место он выигрывает. Качество передачи цвета и контрастность — средняя.

Остальные, и в том числе мой любимый 50/2.5 не годятся для данного типа съемки, что я и хотел для себя уяснить окончательно. 16-35 здесь вообще в качестве юмора.

Юпитеры меня удивили и теперь я буду снимать предметку ими, пока не получу Цейс.

Такие объективы у меня еще остались не протестированными (они все под другие байонеты):

Helios 44k-4 MC 58/2 — заметим просветление в отличие от Helios 44М-4 58/2).байонет К (пентакс).
Helios-81H MC 50/2.5 -очень интересно его попробровать в «общем забеге полтийников». байонет Н.
Калейнар-5Н МС 100/2.8 — хорошее фокусное. Ему потом предстоит потягаться с Юпитерами. байонет Н.
Мир 24Н 35/2 — соперник Canon 16-35. у Мира байонет Н.
Tokina 80-200/4.5 — может попробовать себя на 80, 100, 135. сделана в японии. байонет К (пентакс).

evtifeev.com

Лучшие советские объективы: фото, история

С появлением цифровых фотокамер каждый желающий может сделать бесконечное количество собственных снимков с любых ракурсов. Однако довольно скоро любители запечатлеть прекрасные мгновения осознали, что для хороших работ (кроме голого энтузиазма) им нужен пристойный фотоаппарат с достойной оптикой, а не мыльница с пластиковой линзой. Поэтому постепенно пришла мода на покупку профессиональных или полупрофессиональных аппаратов. Но тут оказалось, что объективы на них стоят бешеных денег, которых у большинства энтузиастов-любителей попросту нет. Альтернатива нашлась. Ею стали старые советские объективы, которыми, оказалось, можно еще снимать и на крутых современных фотоаппаратах. Давайте рассмотрим самые лучшие из них, которые и сегодня можно смело использовать, выходя на фотоохоту.

Немного об истории развития советской фототехники

Прежде чем рассмотреть лучшие советские объективы, стоит немного изучить их историю. С появлением СССР в этой стране стали пытаться выпускать собственную уникальную технику, среди которой были и фотоаппараты. Однако, как это было и в других сферах, в большинстве случаев советские объективы и аппараты к ним были скопированы с удачных зарубежных аналогов. Печально, но это правда. Первые модели фотокамер еще довоенного производства были оснащены встроенной оптикой. Лишь в тридцатые годы пришла мода на съемные объективы.

Одним из самых первых фотоаппаратов с такой оптикой был легендарный ФЭД 1934 года с одноименным объективом. Данная конструкция была вчистую «одолжена» у немецкого малоформатного дальномерного фотоаппарата Leica ІІ.

Следующим значимым достижением в этой сфере стал двухобъективный аппарат «Комсомолец», выпускавшийся с 1946 по 1951 год (копия немецкого Voigtländer Brilliant). В отличие от ФЭДа, у этого прибора оптика была не съемной — это объективы Т-21 f 6,3/80 мм типа «Триплет». А вот у «Москвы-2» (Super Ikonta C 531/2 от Zeiss Ikon) уже стоял съемный объектив «Индустар-23» 4,5/110 мм.

Следующие пару лет особых продвижений в создании советской оптики и фотоаппаратов не было, а лишь копировались уже известные модели мировых брендов или более ранние экземпляры. Кстати, таким способом «Комсомолец» стал «Любителем», а ФЭД — «Зорким».

В 1951-1956 годах на рынке появился малоформатный дальномерный фотоаппарат «Зоркий-3» (Leica ІІІ, для которого были разработаны съемные объективы «Юпитер-8» 2/50 и «Юпитер-17» 2/50). Параллельно в 1952-1956 гг. был изобретен и выпускался малоформатный однообъективный зеркальный «Зенит», созданный на основе дальномерного «Зоркого», но гораздо совершеннее, как на то время. Для этого, без сомнения, достижения применялись такие советские объективы, как «Индустар-22» 3,5/50 и «Индустар-50» 3,5/50.

Следующим успехом в данной области стала модернизированная переделка «Зоркого-3С» в аппарат «Зоркий-4» (1956-1973 гг.). На тот момент это была самая популярная модель, которая долгие годы оставалась лучшей в своей серии. Как правило, «Зоркий-4» комплектовался такими советскими зеркальными объективами, как «Юпитер-8» 2/50 и «Индустар-50» 3,5/50. Также есть данные, что отдельная серия аппаратов была оснащена линзой «Юпитер-17» 2/50. Вероятнее всего, это были те экземпляры, которые выпускались в год празднования пятидесятилетия установления советской власти.

В послевоенное время в стране стало выпускаться немало новых моделей на основе старых или позаимствованных у загнивающего Запада. Справедливости ради нужно отметить, что отечественные умы пытались вносить в такие приборы собственные идеи. Однако зачастую руководство тормозило эти начинания. Основная причина заключалась, естественно, в деньгах. Ведь разработать что-то самому — это дольше и дороже, чем украсть уже готовую мысль.

Для всех нас главным является тот факт, что уже со второй половины пятидесятых большинство новых моделей в Союзе оснащались сменной оптикой. А это значит, что в стране появилось несколько предприятий, специализирующихся на выпуске фотообъективов. Так что этот период стал поворотным в истории советской фотооптики, поскольку теперь она обрела определенную независимость.

Основные линейки объективов в СССР

Хотя фотооптики выпускалось за последующие годы немало, наибольшую популярность приобрели лишь несколько марок.

  • «Юпитер». Этот тип объектива был изначально скопирован с немецкого CZJSonnar еще в 1949-м. Всего за годы СССР было разработано около двухсот моделей подобной оптики. Причем назначение у них было самое разное. Светосильные советские объективы «Юпитер», как правило, копировались с наиболее удачных моделей CZJ Sonnar и подходили к большинству фотоаппаратов типа «Киев», «Салют», «Нарцисс», «Ленинград», «Зоркий» и т. п. Стоит отметить, что байонеты (размер резьбы) у такой оптики были разными, как и заводы-изготовители.
  • Еще один тип советских объективов, который знаком практически каждому, — это «Индустар» (название от «индустриализация» + модный европейский суффикс -ар). Всего в этой линейке было чуть более ста моделей, которые производились на совершенно разных предприятиях СССР. Главной отличительной особенностью таких приборов была их оптическая схема, состоящая из четырех линз, две из которых были склеены между собой. В большинстве своем такие объективы ставили на фотоаппараты марок «Зенит», ФЭД, «Нева», «Спорт», «Москва», «Заря», «Салют» и др.
  • Также известен был во всей стране «Гелиос». Оптика этой марки ставилась не только на фотоаппараты, но и на кинокамеры, применялась при аэрофотосъемке и т. п. Большинство «Гелиосов» состояло из шести линз в четырех группах, хотя встречались и объективы на семь линз. В этой линейке было выпущено чуть более ста двадцати моделей, которые можно было ставить на те же фотоаппараты, что и «Индустар», поскольку тип байонета у этой оптики был идентичным.

  • Чуть менее многочисленной была линейка советских широкоугольных объективов «Мир». Их было выпущено больше семидесяти моделей. Подобные приборы могли ставиться на те же фотоаппараты, что и вышеперечисленные. Хотя были и исключения из данного правила. К примеру, «Мир 1-А» имел сменный хвостик-адаптер, что позволяло устанавливать его и на аппараты с другими типами резьбы.
  • А вот «Калейнар» — это серия довольно редких объективов для советских фотоаппаратов, которая была малочисленной. Их оптическая система состояла из четырех линз в четырех компонентах. Выпускалось это чудо на киевском заводе «Арсенал», причем в свободную продажу поступало всего две модели линейки: «Калейнар-3» и «Калейнар-5». Из-за особенных типов байонетов («Б» и «В») эта оптика могла ставиться только на аппараты «Киев-6С», «Киев-60» («Б»), а также на «Салют», «Салют-С» и «Киев-88» («В»).
  • Нельзя забыть о линейке длиннофокусных объективов «Таир». Подобная оптика не ставилась на готовые аппараты, а продавалась отдельно в качестве сменных малоформатных однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Интересной их особенностью можно считать то, что к моделям с буквой «А» в названии шли в комплекте переходники. Таким образом, «Таир» можно было ставить на большинство фотокамер с разными типами байонетов, что и обусловило его распространенность. Остальные же типы таких советских зеркальных объективов имели четкий размер крепления: или «Б», или «В».
  • Еще одна немногочисленная линейка фотооптики СССР — «Рубин». Так называлась серия с переменным фокусным расстоянием. Аппарат был скопирован с Voigtländer Zoomar. Что касается крепления, то большинство моделей имели редкий байонет «Ц» или «Автомат», поэтому могли ставиться лишь на ограниченное количество камер: «Зенит-4», «Зенит-5», «Зенит-6» («Ц»), «Киев-10» и «Киев-15» («Автомат»).
  • Также стоит выделить такое семейство объективов, как «Зенитар». В отличие от всех вышеперечисленных, оптика этой марки выпускается в Российской Федерации и по сей день. У «Занитара» в линейке есть как объективы с нормальным фокусным расстоянием, так и широкоугольные, длиннофокусные и модели с переменным фокусным расстоянием.

Можно ли использовать оптику от старых фотоаппаратов на современных камерах?

Разобравшись с линейками лучших советских объективов, стоит узнать, какие из них можно использовать и сегодня. Теоретически практически все, ведь большинство пленочных фотоаппаратов времен СССР до сих пор в рабочем состоянии. Так что можно поставить пленку и снимать, что захочешь. Более того, некоторые фотохудожники сегодня, тоскуя по ретро, откладывают цифровые аппараты и достают советских их предков.

Однако таких чудаков-энтузиастов единицы, а вот большинство любителей фото вполне устраивает хорошая цифровая техника, на которой, к слову, действительно можно использовать советскую оптику. Но чтобы подсоединить это чудо, необходимо использовать специальные переходники, так как у большинства мастодонтов фотооптики байонеты отличаются от тех, что стоят на современных «Никонах», «Кенонах», «Олимпусах» или «Сони» (наиболее популярные марки цифровых аппаратов).

Какие переходники используются для старой фотооптики

Хотя видов переходников для советских объективов сегодня существует немало (спасибо трудолюбивым китайцам), чаще всего приходится иметь дело с тремя из них, каждый из которых рассчитан на определенный тип байонета:

  • Переходник для оптики с резьбой М39.
  • Байонет Н.
  • Переходник на М42.

Последний является одним из наиболее распространенных. Поэтому с его помощью можно подключить преимущественное большинство советских объективов. М42 прекрасно подходит практически ко всем современным моделям «Никонов» и «Кенонов». Помимо диаметра крепления, переходники еще отличаются своими дополнительными функциями. Так, самые простые из них — это обычные металлические кольца, которые позволяют прикрутить оптику к фотоаппарату.

Более дорогие модели обычно оснащены антибликовым стеклом, главная задача которого (вопреки уверениям множества продавцов) — не дать накопившейся за годы пыли и заводской смазке попасть в цифровой аппарат. Самыми крутыми считаются переходники с чипами. Они позволяют хоть немного автоматизировать работу ретрооптики. Тут уже для каждой линейки фотоаппаратов разработаны отдельные кольца, адаптированные под механику. Однако скорость и маневренность их работы все равно уступает современным аналогам.

Приобрести любой из переходников можно в любом мало-мальски серьезном магазине фототехники или через Интернет. Также немало умельцев делают подобные аксессуары своими руками. Вот только это долго и слишком трудоемко, в то время как самые простые кольца типа М42 или М39 стоят сущие копейки.

Как присоединять винтажную оптику?

Чтобы подключить советские объективы на «Никон», «Кенон», «Олимпус», «Сони» или другие современные аппараты, нужно сделать ряд простых действий:

  • Прежде всего стоит выключить фотоаппарат (и кто бы мог подумать, что некоторые могут о таком забыть).
  • Далее нужно прикрутить переходник к оптике, которую предварительно следует очистить от пыли, смазки и других загрязнений. Кстати, для этого лучше использовать специальные тряпочки или наборы.
  • Затем снимается родная оптика с фотоаппарата. Как правило, для этого нужно нажать кнопку недалеко от байонета и открутить объектив. В любом случае предварительно нужно изучить инструкцию (несмотря на то что наша национальная традиция предписывает прочтение этого талмуда только в случае поломки).
  • Последнее действие — непосредственно сама установка советского объектива на «Никон», «Кенон», «Сони» и т. п. Чтобы это сделать, нужно отыскать красную или белую точку на переходнике и, сопоставив ее с аналогичной меткой на самом фотоаппарате, вкрутить оптику. Теперь включаем аппарат в режим «М» и пользуемся устройством.

Плюсы использования ретрооптики на современных камерах

Как видно из предыдущего раздела, подсоединение советской фотооптики к цифровым аппаратам — дело простое. Помимо этого, использование такого оборудования имеет ряд преимуществ:

  • В первую очередь это цена. Так, советские объективы для Nikon и Canon стоят в разы дешевле, чем их современные аналоги.
  • Кроме дешевизны, у оптики отличное стекло, которое позволяет делать очень четкие снимки, которые не деформируются и растягиваются по краям, как это происходит при работе с пластиковыми заменителями.
  • У подобных приспособлений система линз, как правило, проверена годами и позволяет достигать прекрасных результатов.
  • Еще одно преимущество использования советских объективов для Canon, Nikon, Sony и т. п. — это их прочность. Большая часть из них изготовлена из практически неубиваемого металла. Кстати, поэтому они и весят раза в два больше, чем современные их варианты.
  • Помимо этого, такая оптика рассчитана на работу в ручном режиме, а значит колесики и ходовые ее части сделаны максимально удобными и износостойкими.

Недостатки советской фотооптики при использовании на современных камерах

Однако у использования советских объективов для Canon, Nikon, Sony и т. п. есть и недостатки, и они вполне существенны:

  • В первую очередь это старость техники. Добрая половина из нее старше фотографов, использующеих ее, или хотя бы ровесница. А это значит, что возможность того, что она будет изношена и быстро выйдет из строя (несмотря на хваленое советское качество), весьма велика.
  • Кроме того, стоит помнить, что большинство объективов были рассчитаны на черно-белую съемку, а значит при работе с цветом они могут давать более блеклую картинку. Хотя при возможностях современного фотошопа это мелочи.
  • Еще один существенный недостаток — это качество изготовления. Вспомнив историю фотоиндустрии в СССР, мы видим, что преимущественное большинство всего, что производилось в данной сфере, было фактически украдено у других стран. Однако чтобы никто не заметил, часто производились минимальные косметические изменения. А исходя из количества брака (которым был так славен Нерушимый), можно сделать вывод, что часть объективов была изготовлена не по ГОСТу, а значит качество фотографий будет оставлять желать лучшего. Так что, приобретая подержанную оптику made in USSR, можно оказаться именно тем баловнем судьбы, кому достанется бракованный экземпляр.

  • Если предыдущие причины касались состояния объективов, то далее стоит перечислить негативные особенности их работы. В первую очередь это то, что фотографировать ими можно только в ручном режиме и никак иначе («М»). Конечно, кольца с чипами теоретически позволяют советскому чуду приконнектиться к современной электронике и кое-как с ней взаимодействовать, но это все равно будет ощутимо хуже, чем при использовании родной оптики. Так что, решив работать с мануальными советскими объективами, важно приготовиться к ручному труду и необходимости самостоятельно настраивать все функции в фотоаппарате. С другой стороны, большинство профессионалов даже с крутой современной оптикой так и работают. Поэтому съемка советскими объективами может стать отличной школой и проверкой выдержки для начинающих. Так что попробовать стоит, тем более что в случае неудачи всегда можно обратно поставить родной автоматизированный объектив.

На какие категории делится фотооптика made in USSR

Разобравшись с историей, достоинствами и недостатками ретрооптики, стоит перейти к рассмотрению того, какой советский объектив лучше использовать и для чего именно. Итак, распределить фотооптику можно по разным категориям, но лучше всего это делать по фокусному расстоянию (это расстояние от оптического центра объектива до матрицы, где формируется резкое изображение объекта, измеряется в миллиметрах). Среди подобной аппаратуры проще всего выделить самые распространенные три вида:

  • Широкоугольные — это оптика, в которой фокусное расстояние короче, чем нормальное. Благодаря этому свойству она отлично подходит для съемок пейзажей.
  • Портретные длиннофокусные объективы предназначены для фотосъемки крупным планом.
  • Телеобъективы — разновидность длиннофокусной оптики, конструкция которой позволяет сделать оправу и весь объектив короче, чем его фокусное расстояние.

Лучшие советские портретные объективы

В данной категории самыми-самыми считаются пять моделей оптики времен СССР:

  • Прежде всего, это «Гелиос 44/2» с фокусным расстоянием (f) два. Его устройство позволяется создавать на снимках любимое многими боке. Иными словами, весь неприглядный задний фон размывается причудливыми кружочками. Однако чтобы научиться фокусировать это чудо на том, что нужно, придется сильно попотеть.
  • Еще один «Гелиос», который считается одним из лучших в своей категории, — это модель 40-2. Кстати, именно поэтому она до сих пор выпускается в России, хотя и уступает западным аналогам. Это оборудование способно создать еще более яркие боке, так как его фокусное расстояние (f) — всего 1,5. Он предназначен для портретной и уличной фотосъемки. «Гелиос 40-2» способен создавать объемную и пластичную картинку, а также обеспечивать мягкую прорисовку деталей без просветов и провалов в тенях.

  • «Юпитер-37А» имеет диафрагму из двенадцати лепестков. Как и «Гелиосы», он отлично размывает задний фон при раскрытой диафрагме. Кстати, чтобы не было размытости на готовом изображении из-за дрожания рук, лучше всего снимать с этим объективом на выдержках менее 1/200.
  • Сородич 37-го «Юпитер-9» имеет еще большее количество лепестков диафрагмы — пятнадцать. Благодаря этому подобная оптика создает яркие и четкие портреты. Кстати, этот экземпляр практически вчистую скопирован с Carl Zeiss Sonnar 85/2.
  • И последний среди лучших портретных объективов советской эпохи — «Таир- 11А». Он разрабатывался для групповой портретной съемки. У него еще больше лепестков диафрагмы — двадцать. Поэтому боке в размытом заднем фоне у этого прибора выходит самое лучшее среди перечисленных.

Стоит отметить, что вся упомянутая оптика прекрасно подходит не только для фотосъемки, но и для видео. Так, многие современные фотоаппараты способны работать в режиме видеокамеры, а способность перечисленных советских объективов красиво размывать фон помогает создавать необычайно романтический эффект при съемке клипов. Кстати, вместе со всей упомянутой оптикой можно использовать макрокольца, которые позволят создавать отличные снимки мелких деталей.

Лучшие широкоугольные объективы

В этой категории не так уже и много примеров хорошей аппаратуры. Возможно, потому что она и в свое время была востребована значительно меньше, чем портретная оптика. Итак, рассмотрим самые лучшие советские широкоугольные объективы:

  • «Зенитар-Н» — это так называемый «рыбий глаз», поскольку его угол зрения составляет почти 180 градусов.
  • Его сородич — «Зенитар МС» — до сих пор выпускается. Несмотря на моральную устарелость, он отлично подойдет для тех, кто хочет набить руку в портретной фотографии. Однако для более серьезных работ в будущем стоит подкопить и купить нечто более современное.
  • А вот старичок «Мир-20М» еще может делать отличные фотографии. Чаще всего он применяется для съемки архитектурных произведений и пейзажей. Его особенностью является высокая резкость по всей площади кадра.

Телеобъктивы

Что касается телеобъективов, то их список очень короткий, поскольку и во времена СССР они были редкими и весьма дорогими:

  • Самым известным и удачным в этой категории и по сей день считается «Телезенитар-К». У него просто отличная светосила и встроенная бленда (защита от бликов). Он относится к тем резким советским объективам, с которыми можно фотографировать пейзажи и предметы издалека. Также он хорошо себя зарекомендовал для съемки на различных мероприятиях, если объект находится на большом расстоянии. Главным минусом такой оптики является отсутствие стабилизатора изображения. Из-за этого снимать лучше всего со штатива, так как при ручной съемке вероятность дрожания и размытого изображения весьма велика.

Также неплохо себя зарекомендовал телеобъектив «Гранит-11», который производился в Украинской ССР на «Арсенале». Он был одним из немногим советских зум-объективов. Кстати, и после распада СССР завод «Арсенал» продолжал выпускать его, правда, под другим названием — МС ZOOM ARSAT. «Гранит-11», как и «Телезенитар-К», способен делать различные снимки с дальнего расстояния. При этом при зумировании длина аппарата не увеличивается, что довольно практично в работе. Он также оборудован встроенной блендой. Стоит добавить, что сегодня этот телеобъектив часто используется в фотостудиях в роли портретного объектива.

fb.ru

Советские объективы | БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА

Автор статьи и фото объективов: Евтифеев Д.С.

Собрался тут продавать всякий хлам, чтобы прикупить что-нибудь новенького и полезного. В моём «хламе» оказались в частности такие объективы: Юпитер 135/3.5, Юпитер9 85/2, Гелиос 58/2, Калейнар 5H 100/2.8, Мир 24Н 35/2.

Стал искать информацию по этим объективам, чтобы выставить их на Avito. И что я нашёл!
Для начала я наткнулся на то, что Юпитер 135 создан как копия Carl Zeiss Sonnar 135mm f/3.5 !!!
А наши товарищи, как нынешние китайцы не гнушались копировать 1:1. Копия, само собой, хуже оригинала, но он близок по характеристикам как утверждают пользователи.

объектив Юпитер-37а аналог Carl Zeiss Sonnar 135mm f/3.5

А я уже собрался чуть ли не выкидывать его тк смазка у него подтекает. Но говорят не сильно мешает на открытой диафрагме. Я снимаю с закрытой (F11-16), но посмотрим…

объектив Юпитер-37а аналог Carl Zeiss Sonnar 135mm f/3.5

Вот что про него пишут:

автор: http://lens-club.ru/lenses/item/c_48.htm
Сергей Бородин

А теперь тестовый снимок.

Автор: http://album.foto.ru/photos/8377/

Далее идём по списку.

Калейнар 5Н — 100/2.8

Калейнар 5Н — 100/2.8

Вот что про него пишут:

калейнар 5H 100/2.8

Калейнар 5Н — 100/2.8

Калейнар 5Н — 100/2.8

тестовый снимок.
Автор снимка: http://album.foto.ru/photos/8377/

Ну это ладно…не так впечатляет, как, например, это:

Юпитер-9 — сделан в счет репараций с Carl Zeiss Sonnar 85/2 !!!

Юпитер-9 85/2

Юпитер-9 85/2

автор: http://www.photohistory.ru/index.php?pid=1207248189140269
«Длиннофокусный светосильный объектив для дальномерных и зеркальных камер. Снабжен ирисовой диафрагмой. Первоначально имел наименование «ЗК-85» — Зоннар Красногорский, 85 мм и существовал в вариантах для дальномерных фотокамер типа «Киев» и «Зоркий». Конструкторская и технологическая документация на объективы «Sonnar» германской фирмы Carl Zeiss, а также оборудование для производства были поставлены в Красногорск в счет репараций после окончания Второй мировой войны. Позже оправы были переделаны и для использования с зеркальными камерами. Выпускался также в Лыткарино (ЛЗОС) и на заводе «Арсенал» (Киев, Украина). В конце производства выпускался и с многослойным просветлением.
Фокусное расстояние 85 мм (84,46 мм), относительное отверстие 1:2. Угол поля зрения 28° (по другим данным — 29°), размер кадра 24×36 мм. Переднее вершинное фокусное расстояние -73,42 мм, заднее вершинное фокусное расстояние 40,71 мм. Расстояние от первой до последней поверхности 54,35 мм. Количество линз/групп — 7/3. Рабочее расстояние: 28,8 мм; 34,85 мм; 45,2 мм; 45,5 мм. Количество лепестков диафрагмы — 15. Пределы шкалы диафрагм 1:2 — 1:22. Ближний предел фокусировки: дальномерный вариант — 1,15 м, вариант для зеркальных камер — 0,8 м. Соединения: объектива с камерой:M39x1, байонет, M42x1; для ввинчивающихся насадок: СпM49x0,5; для надевающихся насадок — диаметр 51 мм; расположение крепления для светофильтров: переднее.
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 30/18 линий/мм, коэффициент светопропускания — 0,75.
Габаритные размеры:
длина объектива, установленного на бесконечность, с крышками:
дальномерный резьбовой вариант — 80 мм
вариант для зеркальных камер — 65 мм
наибольший диаметр оправы:
дальномерный вариант — 60 мм
вариант для зеркальных камер — 68 мм
Вес:
дальномерный вариант — 335 г
вариант для зеркальных камер — 400 г
Расчет: оригинал — Людвиг Бертеле ( Ludwig Bertele), перерасчет (КМЗ) — М.Д. Мальцев. «

Гелиос ничем особым не удивляет. Но все равно неплох как портретник. Другие дело, что сейчас полно потретников качественнее (у меня, например, Canon 50/2.5)

Гелиос 44к-4 — 58/2

Гелиос 44к-4 — 58/2

Внимание — оптическая схема Tessar (Carl Zeiss), хотя внятно никто про плагиат не говорит. Официально — советская разработка, но скорее просто патент Цейса на оптическую схему кончился и настало время копирования. Считается хорошим объективом. Вот только фокусное маловато.

Индустар-61 Л/З 50 mm f/ 2.8

Индустар-61 Л/З 50 mm f/ 2.8

МИР не удивил. Я ждал большего от объектива с такой светосилой. Ждал, что он окажется тоже копией, но…вроде как наша разработка. Вот и отзывов от пользователей восторженных не нашёл.

Мир 24Н — 35/2

Тестовый снимок

автор: http://album.foto.ru/photos/8377/

Зенитар вроде тоже не удивляет. Но следите за новостями — я буду на этой неделе тестировать все эти объективы самостоятельно. Светосила 1.7 довольно интересна. Сейчас есть портретник дешевый от кэнон 50/1.8, но старые объективы дают, как правило, более интересный рисунок.

А вот что пишут про Зенитар
http://lens-club.ru/lenses/item/c_397.html

фото с Зенитар-М 50/1.7

Вот такой объектив у меня еще был, но я его уже продал (до того, как нашел переходник под Pentacon Six.
Оказывается его можно ставить на камеры 35мм (сам он 6×6, среднеформатный)

МИР 38Б 65/3.5

МИР 38Б 65/3.5

http://lens-club.ru/lenses/item/c_328.html

полезная ссылка http://lens-club.ru/

evtifeev.com

Cоветская оптика на Canon. Мануальный объективы для Canon.

Если у Вас появилась новенькая цифрозеркальная камера Canon, или просто захотелось выжать со своей зеркалки Canon максимальное качество картинки и нет денег на очень дорогие профессиональные объективы — на помощь приходит мануальная оптика. В странах, вышедших из бывшего Советского Союза очень популярна советская мануальная оптика.

Мануальные объективы — это объективы с ручной фокусировкой. Обычно под мануальными объективами подразумевают старые объективы. В прежние времена объективы и фотоаппараты не обладали автоматической фокусировкой. Обратите внимание, что советские объективы (вся советская оптика) является мануальной, т.е. не может фокусироваться автоматически. Для работы с мануальным объективом фокусироваться нужно вручную. Этому можно быстро научиться.

Tessar 2,8/50 C.Z.Jena (GERMANY). Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS с чипом.

Как использовать старые мануальные объективы на системе Canon? Очень просто, чтобы установить старый мануальный объектив на камеру Canon нужно узнать под какое крепление (байонет) рассчитан объектив. В основном, типов крепления не так уж много, это старая добрая резьба М42, байонет Н и резьба М39.

Для объективов с резьбой М42 нужен переходник М42 — Canon EOS. Данный переходник накручивается на резьбу объектива, а дальше объектив устанавливается на камеру. Все камеры Canon будут автоматически замерять экспозицию. При чем снимать можно будет в любом режиме камеры, даже в автоматическом, правда, при этом диафрагму нужно будет изменять вручную. Очень удобно пользоваться полуавтоматическим режимом приоритета диафрагмы (Режим AV). При использовании переходника М42 — Canon EOS будет сохранятся возможность фокусировки на бесконечности.

Обычный переходник M42 — Canon EOS без чипа

Внимание 1. При использовании обычного переходника М42 — Canon EOS без чипа на камере не будет работать подтверждения фокусировки. Это означает, что фокусироваться придется полностью «на глаз».

Чтобы решить данную проблему, можно купить переходник с чипом. Чип обычно дает возможность подтверждения фокусировки и «обманывает» камеру, после чего камера думает, что на ней находится родной объектив. Чип еще называется одуванчиком, реже одуванчиком лушникова. В одуванчик можно запрограммировать фокусное расстояние объектива и значения диафрагмы (можно этого и не делать). Потому, в EXIF получаемых изображений будет указаны полностью все параметры объектива (возможно, кроме дистанции фокусировки). Одуванчик можно купить отдельно и присоединить к переходнику или купить сразу переходник с одуванчиком.

Внимание 2. Заданные в одуванчик параметры (зашитые значения фокусного и диафрагмы) практически не влияют на работу подтверждения фокусировки, но влияют на замер экспозиции.

Где купить?

Переходник для объективов с посадочной резьбой M42 для установки их на цифровые резкальные фотоаппараты Canon EOS можно купить по этой ссылке.

Объектив Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS без чипа.

К объективам с посадочной резьбой можно отнести очень и очень много объективов. Для примера — семейство объективов Гелиос-44м-Х, часть объективов Юпитер, часть объективов Индустар и другие. Ярким примером являются объективы Гелиос-44м-2 и Индустар-50-2.

KALIMAR MC 50mm K-90 AUTO 1:1.7 COATED. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника PENTAX K — CANON EOS.

Для объектива с байонетом Н нужно будет пользоваться переходником Nikon mount F — Canon EOS. Да, байонет Н такой же как и у системы Nikon. Точно так существует переходник с одуванчиком и без. Самые популярные объективы с байонетом Н: Гелиос-81Н, МС Зенитар-Н, МС Мир-47Н, Мир-20Н, МС Мир-24Н, Калейнар-5Н, Телеар-Н, МС Гранит-11Н. Обычно имеют букву «Н» в конце названия. Более детально про этот переходник можете почитать здесь.

Советский объектив МС Гелиос-44м-5 на камере Canon EOS 350D Digital. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS без чипа.

Для объективов с резьбой М39 нужно использовать переходник М39-EOS или два переходника М39-М42 и М42 — Canon EOS (рисунок ниже).

Обратите свое внимание, что объективы с резьбой М39 есть от двух типов камер — зеркальных и беззеркальных. Для нормальной работы на системе Canon подходят только объективы от зеркальных камер с резьбой М39, например, такие как  Гелиос-44, белый Юпитер-9. Объективы от дальномерных камер можно использовать только в макро режиме, более детально здесь.

Примеры объективов с посадочной резьбой М39

  1. Юпитер-9 85mm f2.0 (зеркальный вариант)
  2. Юпитер-11 135mm F4.0 (зеркальный вариант)
  3. Mir-1 37mm F2.8 (зеркальный вариант)
  4. Телемар-22 200mm F5.6 (зеркальный вариант)
  5. Индустар-26м 50mm F2.8 П (дальномерный вариант)
  6. Юпитер-8 50mm F2.0 (м39, белый, дальномерный)
  7. Юпитер-8 50mm F2.0 П (м39, белый, дальномерный)
  8. Индустар-26м 50mm F2.8 П дальномерный
  9. И-26м 52mm F2.8 дальномерный
  10. Индустар-22 50mm F3,5 П дальномерный

Два переходника M39-M42 и M42 — Canon EOS без чипа

Объективы от Киев-10, Киев-15 «АВТОМАТ»

Объективы с маркировкой «Автомат» от камер Киев-10 и Киев-15 нельзя будет использовать на современных ЦЗК, так как у объективов очень короткий рабочий отрезок. Переходников я не встречал, переточить будет, тоже, сложно.

Внимание 3. При использовании объективов от дальномерных камер под М39 на системе Canon будет потеряна возможность фокусироваться на бесконечности, да и вообще, предел фокусировки будет в нескольких сантиметрах. Это связано с разными рабочими отрезками родной оптики и беззеркальной. Более детально написано в статье советская оптика на Nikon.

Для объективов с байонетом «Б», от среднего формата, нужно переходник Pentacon Six(Киев-60) — Canon EOS. Байонет Б в точности такой же как и Pentacon Six, который имеется у среднеформатных камер Киев-60. Если переходник Pentacon Six — Canon EOS найти сложно, то можно вопспользоваться двумя переходниками — Pentacon Six-М42 и М42-Canon EOS. К объективам с байонетом Б относятся Вега-12Б, Юпитер-36Б, Carl Zeiss Jena Sonnar 2.8/180 Pentacon Six.

Для объективов с байонетом «B», от среднего формата, нужно использовать два переходника Киев 88/Салют на Pentakon six + Pentacon Six (Киев-60) — Canon EOS. Pentacon SIX еще называют P6 и Pentacon 6.

Внимание 4. Байонет «В» и «Б» — два разных байонета. Часто люди путаю их. Будьте внимательны, при выборе объектива.

Советский объектив Мир-1 на камере Canon EOS

А еще есть очень интересные объективы ССCР со сменным хвостовиком. Обычно, объективы обозначаются с буквой «А» в конце названия. Это означает, что заднюю часть объектива можно менять. Можно установить, например, хвостовик с резьбой М42, либо с креплением Н, какой нужно такой и ставится. Обычно хвостовик крепится с помощью трех стопорных винтов, которые очень просто открутить, а потом закрутить обратно. К таким объективам относится, например, легендарный Юпитер-37А. Чтобы использовать на камере Canon на объектив стоит установить два переходника КП-А\42 + М42 — Canon EOS. Ну, или совсем с извращением КП-А\Н + Nikon mount F — Canon EOS.

Советский объектив Индустар-22 П

И так, установили мы старый объектив на камеру — что делать дальше? При использовании советской оптики на камерах Canon следует всегда помнить, что:

1. Автоматической фокусировки не будет ни на одной камере Canon, даже на самом классном Canon EOS 1DХ. Фокусироваться придется вручную. Без чипа подтверждения фокусировки очень и очень сложно наводиться на резкость, особенно при открытых диафрагмах. Советую сразу обзавестись одуванчиком (чипом).
2. На ряде камер есть режим Live View — он поможет попадать в фокус. Даже если на объективе установлен одуванчик, количество удачных кадров с помощью наводки на резкость с помощью Live View намного выше. Очень удобно масштабировать изображения на Live View для еще более точной наводки на резкость.
3. Некоторые объективы требуют доработки метода управления диафрагмой. Обычно это сводится к тому, что нужно заблокировать механизм моргающей диафрагмы, для того, чтобы диафрагмой можно было управлять вручную.

Какой взыск при пользовании старыми объективами, новые же намного лучше, быстрей и т. д. Вот коротенький ответ:

1. Почти все советские объективы подходят для полнокадровых камер. Как известно, объективы под ФФ намного дороже. Так что при смене кропа на полный кадр, у Вас останется рабочий объектив и на полном кадре. А еще, можно найти объективы от среднего формата, которые даже на ФФ не будут давать виньетирования.
2. Объективы дешевые. Конечно, вопрос спорный, но простенький Гелиос-44м-2 стоит сущие копейки, можно найти за 10 у.е., а картинку он дает очень хорошую. За небольшие деньги можно получить светосильный объектив. Но в связи с бумом на советскую оптику, например, цена на Гелиос-40-2 доходит до 1000 у.е.
3. Старые объективы при правильном использовании, действительно, дают отличный результат картинки, приучают к многим полезным фотографическим вещам. А ради красивой фотографии и работают все камеры и люди.

Два советских объектива, снятых с камеры Зенит

Что для начала можно подобрать из старых объективов?

Меня часто спрашивают, что можно взять из старой советской оптики на Canon, однозначного ответа нет, так как каждый объектив имеет свое собственное предназначения. Выходя из параметров цена/качество я рекомендую следующие объективы:

  1. Гелиос-44 или любая другая его модификация. На камерах APS-C Canon будет работать как отличный портретник. Объектив имеет отличную резкость, высокую светосилу и легендарное крученое боке. Я рекомендую Гелиос-44 либо любой Гелиос-44М-Х как первый советский объектив на ЦЗК Canon.
  2. Индустар-50 — просто хороший резкий полтинник, наверно, самый дешевый и доступный советский объектив и в то же время интересен в использовании.
  3. Юпитер-9 (любой его вариант). Чудесный портретник и на полном кадре и на кропе.
  4. Юпитер-37А. Чудесный портретник. Легко найти. На APS-C Canon не совсем удобно управляться.
  5. Юпитер-21А или его брат Юпитер-21М. Отличный телевик. Позволит дотянуться до удаленных предметов.
  6. Вега-12Б. Отличный портретник.
  7. Гранит-11Н (Zoom Arsat 80-200). Зум-телевик. Удобный в использовании. Легко найти.
  8. Калейнар-5Н. Очень резкий короткий телевик.
  9. Индустар-61 ЛЗ. Очень резкий полтинник, удобен для съемки мелких предметов, при использовании макро колец может обеспечить отличное макро. Один из лучших объективов Советского Союза.
  10. Зенитар-М 50mm F1.7, хороший резкий полтинник
  11. МС Гелиос-77м-4 или его брат МС Гелиос-77м
  12. Волна-3 80mm F2.8 МС отличный портретник

Вывод:

На современных цифрозеркальных камерах Canon можно без проблем использовать старые советские объективы, а также любые другие старые мануальные объективы. Чаще всего, чтобы установить объектив на камеру Canon, будет достаточно одного переходника.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о