Пейзаж россия – : 27

Красивые картинки природы России (35 фото) • Прикольные картинки и юмор

Россия это удивительная страна, которая славится своей живописной природой. Бескрайние леса, горы и реки манят своей неповторимой красотой. Так можно украсить рабочий стол ноутбука красивыми пейзажами. Далее предлагаем картинки красивой природы России на рабочий стол.

Река, камни, лес.

Река, лес.

Лес, деревья.

Красивый пейзаж Россия.

Красивая природа России.

Река, лес, горы.

Байкал.

Курильские острова.

Заснеженные горы, лес, река.

Небо, горы, река.

Картинка дорога.

Горы, река.

Лето, облака, лес.

Красивый закат, камни.

Красивый водопад.

Красивый закат, лес, река.

Красивая природа России.

Лес, река, горы.

Красивый пейзаж.

Заснеженная гора, река.

Река, камни, скалы.

Поле подсолнухов.

Лето, лес.

Красивый пейзаж на рабочий стол.

Красивый закат над рекой.

Березы, дорога, река.

Красивая природа России.

Лес, река.

Красивая природа на рабочий стол.

Осень, лес, река, горы.

Красивый закат на рабочий стол.

Природа на рабочий стол.

Лошади, горы, река.

Красивая картинка осень.

Будь человеком, проголосуй за пост!

Загрузка…

 

« Предыдущая запись Следующая запись »

bipbap.ru

15 самых красивых пейзажей России / Всё самое лучшее из интернета

Пятнадцать самых красивых пейзажей России! В этих фотографиях — долгая дорога на поезде, самолете или автомобиле; многие километры пешком с тяжелым рюкзаком и штативом. Эти снимки — труд фотографа и одновременно его удача. В них само величие и простор нашей бескрайней страны.

1. Халактырский пляж, Камчатка, Тихий океан. Фото: Иван Смелов
2. Белогорский монастырь, Пермский край. Фото: Вадим Балакин

3. Мультинские озера, Алтай. Фото: Антон Петрусь

4. Река Вуокса. Фото: Эдуард Гордеев

5. Гора Ай-Петри, Крым. Фото: Денис Белицкий


6. Карабаш, Южный Урал. Фото: Вадим Балакин

7. Вулкан Кроноцкий, Камчатка. Фото: Игорь Шпиленок

8. Пещера на о. Ольхон, озеро Байкал. Фото: Андрей Грачев

9. Звездное небо над Камчаткой. Фото: Даниил Коржонов

10. Ключевская сопка, Камчатка. Фото: Дементиевский Иван


11. Красноярский край, природный парк Ергаки, озеро Мечта. Фото: Ермолицкий Александр

12. Затопленная колокольня, г. Калязин. Фото: Сергей Новожилов

13. Заповедник «Столбы», Красноярский край. Фото: Михаил Вершинин

14. Республика Алтай, озеро Нижнее Шавлинское. Фото: Ермолицкий Александр


15. Река Кан, Алтай. Фото: Антон Агарков

klikabol.com

Пейзажи России

Я, Султан Александр Георгиевич, родился 11 декабря 1978 г. в городе Александрия Кировоградской области. Мой отец, имея художественное образование, привил мне любовь к родной природе, рисованию, живописи. Поэтому, я, уже с детства увлекался рисованием.

Все годы я постоянно занимался самообразованием в области живописи и графики.


В настоящее время живу и работаю в городе Александрия. Основное направление моих работ — реализм. Пишу пейзажи, портреты, обнажённую натуру ( ню ).

Земля промочена дождями,
Чернее нынче, чем асфальт.
А тучи чёрными крылами
Чернят с утра небес базальт.
И на душе — чадра чадрою,
Но грусть-печаль под ней не скрыть:
Ноябрь – прогнившею парчою…
Уже зиме черёд чудить.
Глянь, стало чёрным чернолесье*,
Разрушен осени чертог,
Черства душа у поднебесья…
А это зимушки предвестье,
И значит — осени итог!

Натали САМОНИЙ

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

art.mirtesen.ru

фото потрясающей красоты высокого разрешения, реки, горы.

Реки, озера, поля, моря и горы, каждый уголок природы прекрасен и по своему уникален. Чтобы запечатлеть красоту окружающих ландшафтов необязательно быть профессионалом, нужно всего лишь любить природу и уметь выбрать удачный ракурс. А мастерству настоящих фотохудожников можно только позавидовать: каждый пейзаж природы – фото необыкновенной красоты, где лесное озеро или бескрайнее поле выглядят настоящими произведениями искусства.

Природный парк «Большой Тхач», республика Адыгея. Мачапучаре (6998 м) – одна из немногих вершин, на которую не ступала нога человека. Лиственницы на небольшом плато в горах. Красивый пейзаж природы. Природа Крыма: мыс Капчик. Парк Мертвой лошади в США.
Закат у горы Оштен. Отражение горы в озере. Звёздная ночь над горой Актру в Алтае. Алтай, озеро Нижнемультинское. Горный пейзаж. Пламя Доломитовых Альп. Водопад Скоугафосс в Исландии. Пейзаж на закате. Туманный лес в России.
Краски севера. Водопад где-то в Крыму. Улахан-Сис, Якутия. Озеро Карецца (Lago di Carezza), Доломиты, северная Италия. На закате, июнь. Петербург. Парк Екатерингоф. Август. Местечко Ассинибойн в Скалистых горах. Сельяландсфосс (исл. Seljalandsfoss) — один из самых известных водопадов в Исландии.
Петля Мё-са на реке Ай. Пещеры Мутновского вулкана. Киргизстан, Памир, Забалайский хребет, озёра Ачикташ. Островок на озере в Шотландии. Озеро О`Хара, по праву считается жемчужиной Скалистых гор. Японское море, Приморье. Озеро Rockbound. Облака дыма от горящих лесов наползают с запада, заволакивая все вокруг.
Озеро Горных Духов, парк Ергаки. Туманное утро на Дубне. Скала Чертов палец. Рыбацкая избушка у берега моря. Озеро Зюраткуль, одноименный национальный парк, Челябинская область. Утренний пейзаж у реки. Пляж Урса, Природный парк Синтра-Кашкайш, Португалия. Джунгли в Таиланде.
Пейзаж природы из Беларуси. Пейзаж на берегу реки. Вид с горы на реку Гоначхир. Река Вишера, Пермский край. Утро в Ясинях, украинские Карпаты. Цветы огоньки в июньских туманах. Челийский пейзаж природы. Африканские мотивы.
Челийский национальный парк Торес дель Пайне. Японское море. Лазовский заповедник. Кекуры Сихотэ-Алиня. Музей-заповедник «Сундуки», Хакасия. Чжанцзяцзе или Аватар-парк в Китае.

Миллиарды лет назад наша планета была безжизненной пустыней, ее поверхность непрестанно менялась, возникали гигантские суперконтиненты, которые потом раскалывались на части. Еще 750 млн лет назад Земля была полностью покрыта льдом, но развитие фотосинтеза и формирование озонового слоя привело к появлению высших растений и живых организмов, обезьяноподобные животные научились ходить и обрели способность к общению.

Сначала человек научился использовать ресурсы природы, а уже после оценил ее истинную красоту. До изобретение фотосъемки красотой природных пейзажей людей восхищали шедевры Куинджи, Левитана, Шишкина и Айвазовского.

Разглядывая творения современных фотохудожников остается поражаться, на какой невероятно красивой планете мы живем! Волшебные закаты, нежные рассветы, прозрачный воздух зимнего леса и буйство летних красок восхищают, очаровывают и дарят исключительно позитивные эмоции. Не зря одной из прогрессивных методик лечения нервных состояний считается экотерапия, она же природная терапия или ТТОП – терапия творческим общением с природой.

Профессиональный фотограф способен виртуозно запечатлеть росинку, скрывающую в себе бескрайнее поле до самого горизонта или изумительную красоту каждой капли воды в тихой лесной речушке. Приятно смотреть на нетронутые цивилизацией удивительные природные пейзажи, такие необычные и завораживающие, поэтому самые красивые изображения природы часто встречаются на экранах мониторов наших гаджетов.

Если человечество наконец пересмотрит свое отношение к природным ресурсам, то сможет любоваться красотой природы долгие тысячелетия. В обратном случае стремительное разрушение биосферы подтвердит теорию, что мы живем в эпоху самого быстрого в истории планеты Голоценового вымирания и половина всего живого исчезнет с лица земли в ближайшие сто лет. Печальная перспектива, а ведь так просто любить, беречь и любоваться природой искренне и бескорыстно.

Фото дикой природы

Подборка фотографий дикой природы, где также можно найти фотографии пейзажей.

Луна и ворона, фото сделано в Лондоне.

Смотрите ещё: фото дикой природы.

Фото пустынь

Подборка фотографий пустынь, также можете найти красивые пейзажи.

Дюна Тин Мерзуга, 100 метров в высоту, разделяет две страны — Алжир и Ливию.

Смотрите ещё: фото пустынь.

Фото фьордов

Фьорды – одни из самых красивых мест нашей планеты.

Фьорды Новой Зеландии.

Смотрите ещё: фото фьордов.

Северное сияние: фото

Северное сияние создаёт одни из самых прекрасных ночных пейзажей.

Северное сияние в России.

Смотрите ещё: северное сияние фото.

komotoz.ru

Самые красивые российские пейзажи

Пятнадцать самых невероятных пейзажей России! В этих фотографиях — долгая дорога на поезде, самолете или автомобиле; многие километры пешком с тяжелым рюкзаком и штативом. Эти снимки — труд фотографа и одновременно его удача. В них само величие и простор нашей бескрайней страны.

Халактырский пляж, Камчатка, Тихий океан. Фото: Иван Смелов

Белогорский монастырь, Пермский край. Фото: Вадим Балакин

Мультинские озера, Алтай. Фото: Антон Петрусь

Река Вуокса. Фото: Эдуард Гордеев

Гора Ай-Петри, Крым. Фото: Денис Белицкий

Карабаш, Южный Урал. Фото: Вадим Балакин

Вулкан Кроноцкий, Камчатка. Фото: Игорь Шпиленок

Пещера на о. Ольхон, озеро Байкал. Фото: Андрей Грачев

Звездное небо над Камчаткой. Фото: Даниил Коржонов

Ключевская сопка, Камчатка. Фото: Дементиевский Иван

Красноярский край, природный парк Ергаки, озеро Мечта. Фото: Ермолицкий Александр

Затопленная колокольня, г. Калязин. Фото: Сергей Новожилов

Заповедник «Столбы», Красноярский край. Фото: Михаил Вершинин

Республика Алтай, озеро Нижнее Шавлинское. Фото: Ермолицкий Александр

Река Кан, Алтай. Фото: Антон Агарков


ribalych.ru

15 самых красивых пейзажей России

Пятнадцать самых красивых пейзажей России! В этих фотографиях — долгая дорога на поезде, самолете или автомобиле; многие километры пешком с тяжелым рюкзаком и штативом. Эти снимки — труд фотографа и одновременно его удача. В них само величие и простор нашей бескрайней страны.

Мы собрали 15 самых красивых пейзажей России от лучших авторов. Приятного просмотра!

1. Халактырский пляж, Камчатка, Тихий океан. Фото: Иван Смелов

2. Белогорский монастырь, Пермский край. Фото: Вадим Балакин

3. Мультинские озера, Алтай. Фото: Антон Петрусь

4. Река Вуокса. Фото: Эдуард Гордеев

5. Гора Ай-Петри, Крым. Фото: Денис Белицкий

6. Карабаш, Южный Урал. Фото: Вадим Балакин

7. Вулкан Кроноцкий, Камчатка. Фото: Игорь Шпиленок

8. Пещера на о. Ольхон, озеро Байкал. Фото: Андрей Грачев

9. Звездное небо над Камчаткой. Фото: Даниил Коржонов

10. Ключевская сопка, Камчатка. Фото: Дементиевский Иван

11. Красноярский край, природный парк Ергаки, озеро Мечта. Фото: Ермолицкий Александр

12. Затопленная колокольня, г. Калязин. Фото: Сергей Новожилов

13. Заповедник «Столбы», Красноярский край. Фото: Михаил Вершинин

14. Республика Алтай, озеро Нижнее Шавлинское. Фото: Ермолицкий Александр

15. Река Кан, Алтай. Фото: Антон Агарков

lastmag.ru

Русский пейзаж в 6 вопросах • Arzamas

Искусство, История

Шишкин, Саврасов, Левитан: как пейзаж стал метафорой русской жизни

Автор Галина Ельшевская

1. Когда и почему природа становится объектом русской живописи

Первые живописные пейзажи появляются в России во второй половине XVIII века — после того, как в 1757 году в Петербурге открывается Император­ская академия художеств, устроенная по образцу европейских академий, где в числе других жанровых классов есть и класс ландшафтной живописи. Тут же случается и спрос на «снятие видов» памятных и архитектурно значимых мест. Классицизм — а это время его господства — настраивает глаз на восприятие лишь того, что вызывает высокие ассоциации: величественные строения, могучие деревья, панорамы, напоминающие об античной героике. И природа, и городская ведута  Жанром ведуты (от итальянского veduta — вид) называли изображение города с особен­но выгодной для обзора точки. должны быть представлены в идеальном обличье — такими, какими им надлежит быть.

1 / 4

Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова. Картина Семена Щедрина. 1796 годГосударственная Третьяковская галерея

2 / 4

Мельница и башня Пиль в Павловске. Картина Семена Щедрина. 1792 годСамарский областной художественный музей

3 / 4

Красная площадь в Москве. Картина Федора Алексеева. 1801 годГосударственная Третьяковская галерея

4 / 4

Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. Картина Федора Алексеева. 1810 годГосударственная Третьяковская галерея

Пейзажи пишутся с натуры, но непременно дорабатываются в мастерской: пространство делится на три внятных плана, перспектива оживляется людскими фигурами — так называемым стаффажем, — а ком­позицион­ный порядок подкрепляется условным цветом. Так, Семен Щедрин изображает Гатчину и Павловск, а Федор Алексеев — московские площади и петербургские набережные; кстати, оба завершали свое художественное образование в Ита­лии.

2. Почему русские художники пишут итальянские пейзажи

В еще большей степени с Италией будет связана следующая стадия в развитии русского пейзажа — романтическая. Отправляясь туда в качестве пенсионеров, то есть на стажировку после успешного окончания Академии, художники пер­вой половины XIX века, как правило, не спешат обратно. Сам южный климат кажется им приметой отсутствующей на родине вольности, а внимание к кли­мату — это и стремление его изобразить: конкретные свет и воздух теплого свободного края, где всегда длится лето. Это открывает возможности освоения пленэрной живописи — умения строить цветовую гамму в зависимости от реаль­ного освещения и атмосферы. Прежний, классицистический пейзаж требовал героических декораций, сосредотачивался на значительном, вечном. Теперь природа становится средой, в которой живут люди. Конечно, романти­че­ский пейзаж (как и любой другой) тоже предполагает отбор — в кадр попа­дает лишь то, что кажется прекрасным: только это уже другое прекрасное. Ландшафты, существующие независимо от человека, но благосклонные к нему — такое представление о «правильной» природе совпадает с итальян­ской реальностью.

1 / 4

Лунная ночь в Неаполе. Картина Сильвестра Щедрина. 1828 годГосударственная Третьяковская галерея

2 / 4

Грот Матроманио на острове Капри. Картина Сильвестра Щедрина. 1827 годГосударственная Третьяковская галерея

3 / 4

Водопады в Тиволи. Картина Сильвестра Щедрина. Начало 1820-х годовГосударственная Третьяковская галерея

4 / 4

Веранда, обвитая виноградом. Картина Сильвестра Щедрина. 1828 годГосударственная Третьяковская галерея

Сильвестр Щедрин прожил в Италии 12 лет и за это время успел создать своего рода тематический словарь романтических пейзажных мотивов: лунная ночь, море и грот, откуда море открывается взгляду, водопады и террасы. Его при­рода сочетает в себе всемирное и интимное, простор и возможность укрыться от него в тени виноградной перголы. Эти перголы или тер­расы — как интерьер­ные выгородки в бесконечности, где с видом на Неаполитанский залив преда­ются блаженному ничегонеделанию бродяги лаццарони. Они как бы входят в сам состав пейзажа — свободные дети дикорастущей природы. Щедрин, как положено, дорабатывал свои картины в мастерской, однако его живописная манера демонстрирует романтиче­скую взволнованность: откры­тый мазок лепит формы и фактуры вещей как бы в темпе их мгновенного постижения и эмоционального отклика.

1 / 4

Явление Мессии (Явление Христа народу). Картина Александра Иванова. 1837–1857 годыГосударственная Третьяковская галерея

2 / 4

Явление Христа народу. Первоначальный эскиз. 1834 годГосударственный Русский музей

3 / 4

Явление Христа народу. Эскиз, написанный после поездки в Венецию. 1839 годГосударственная Третьяковская галерея

4 / 4

Явление Христа народу. «Строгановский» эскиз. 1830-е годыГосударственная Третьяковская галерея

А вот Александр Иванов, младший современник Щедрина, открывает иную природу — не связанную с человеческими чувствами. Более 20 лет он работал над картиной «Явление Мессии», и пейзажи, как и все прочее, создавались в косвенной связи с ней: собственно, они часто и мыслились автором как этюды, но выполнялись с картинной тщательностью. С одной стороны, это безлюдные панорамы итальянских равнин и болот (мир, еще не очеловеченный христианством), с другой — крупные планы элементов натуры: одна ветка, камни в ручье и даже просто сухая земля, тоже данная панорамно, бесконеч­ным горизонтальным фризом  Например, на картине «Почва около ворот церкви Св. Павла в Альбано», написанной в 1840-е годы.. Внимание к деталям чревато и вниманием к пленэрным эффектам: к тому, как небо отражается в воде, а бугристая почва ловит рефлексы от солнца, — но вся эта точность оборачивается чем-то фунда­ментальным, образом вечной природы в ее перво­основах. Предполагает­ся, что Иванов пользовался камерой-люцидой — устрой­ством, помогающим фрагмен­тировать видимое. Ею, вероятно, пользовался и Щедрин, однако с иным результатом.

3. Как появился первый русский пейзаж 

До поры природа есть прекрасное и оттого чужое: своему в красоте отказано. «Русских итальянцев» не вдохновляет холодная Россия: ее климат связывается с несвободой, с оцепенелостью жизни. Но в ином кругу таких ассоциаций не возникает. Никифор Крылов, ученик Алексея Гавриловича Венецианова, не выезжавший за пределы отечества и далекий от романти­ческого мироощу­щения, вероятно, не знал слов Карла Брюллова о невозмож­ности написать снег и зиму («все выйдет пролитое молоко»). И в 1827 году создал первый нацио­наль­­ный пейзаж — как раз зимний.

Зимний пейзаж (Русская зима). Картина Никифора Крылова. 1827 годГосударственный Русский музей

В школе, открытой им в деревне Сафонко­во  Сейчас Венецианово., Венецианов учил «ничего не изобра­жать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной» (в Академии, напротив, учили ориентироваться на образцы, на апробированное и идеальное). С высокого берега Тосны натура открывалась панорамно — в широ­кой перспективе. Панорама ритмически обжита, и фигуры людей не теряются в просторе, они ему соприродны. Много позже именно такие типажи «счастливого народа» — мужик, ведущий коня, крестьянка с коро­мыс­лом — обретут в живописи несколько сувенирный акцент, но пока что это их первый выход и отрисованы они с тщательностью ближнего зрения. Ровный свет снега и неба, голубые тени и прозрачные деревья представляют мир как идиллию, как средоточие покоя и правильного порядка. Еще острее это миро­восприятие воплотится в пейзажах другого ученика Венецианова, Григория Сороки.

Крепостной художник (Венецианов, друживший с его «владельцем», так и не смог выхлопотать любимому ученику вольную) Сорока — самый талант­ливый представитель так называемого русского бидермейера (так называют искусство питомцев школы Венецианова). Всю жизнь он писал интерьеры и окрестности имения, а после реформы 1861 года сделался крестьянским активистом, за что подвергся краткому аресту и, возможно, телесному наказа­нию, а после этого повесился. Другие подробности его биографии неизвестны, работ сохранилось немного.

Рыбаки. Вид в Спасском. Картина Григория Сороки. Вторая половина 1840-х годов Государственный Русский музей

Его «Рыбаки», кажется, самая «тихая» картина во всем корпусе русской живо­писи. И самая «равновесная». Все отражается во всем и со всем рифмуется: озеро, небо, строения и деревья, тени и блики, люди в домотканых белых одеж­дах. Опущенное в воду весло не вызывает ни всплеска, ни даже колыханья на водной глади. Жемчужные оттенки в холщовой белизне и темной зелени превращают цвет в свет — возможно, предвечерний, но в большей степени запредельный, райский: в разлитое спокойное сияние. Вроде бы ловля рыбы подразумевает действие, но его нет: недвижные фигуры не вносят в простран­ство жанрового элемента. И сами эти фигуры в крестьянских портах и рубахах выглядят не крестьянами, а персонажами эпического сказания или песни. Конкретный пейзаж с озером в селе Спасское превращается в идеальный образ природы, беззвучный и слегка сновидческий.

4. Как русский пейзаж фиксирует русскую жизнь

Живопись венециановцев в общем поле российского искусства занимала скром­ное место и в мейнстрим не попадала. Вплоть до начала 1870-х годов пейзаж развивался в русле романтической традиции, наращивающей эффекты и пышность; в нем преобладали итальянские памятники и руины, виды моря на закате и лунные ночи (такие пейзажи можно найти, например, у Айвазов­ского, а позже — у Куинджи). А на рубеже 1860–70-х случается резкий пе­ре­лом. Во-первых, он связан с выходом на сцену отечественной натуры, а во-вторых, с тем, что эта натура декларативно лишена всех признаков роман­ти­че­ской красоты. В 1871 году Федор Васильев написал «Оттепель», которую Павел Михайлович Третьяков немедленно приобрел для коллекции; в том же году Алексей Саврасов показал на первой передвижнической выставке своих впослед­ствии знаменитых «Грачей» (тогда картина называлась «Вот приле­тели грачи»).

Оттепель. Картина Федора Васильева. 1871 год Государственная Третьяковская галерея

И в «Оттепели», и в «Грачах» время года не определено: уже не зима, еще не весна. Критик Стасов восторгался тем, как у Саврасова «зиму слышишь», другие же зрители «слышали» как раз весну. Переходное, колеблющееся состояние природы давало возможность насытить живопись тонкими атмосферными рефлексами, сделать ее динамичной. Но в остальном эти ландшафты — о разном.

Грачи прилетели. Картина Алексея Саврасова. 1871 год Государственная Третьяковская галерея

У Васильева распутица концептуали­зируется — проецируется на совре­менную социальную жизнь: то же безвременье, унылое и безнадежное. Вся отечествен­ная литература, от революционно-демократических сочинений Василия Слеп­цова до антинигилистических романов Николая Лескова (название одного из этих романов — «Некуда» — могло бы стать названием картины), фиксиро­вала невозможность пути — ту тупиковую ситуацию, в которой оказываются затерянные в пейзаже мужчина и мальчик. Да и в пейза­же ли? Пространство лишено пейзажных координат, если не считать таковыми убогие заснеженные избы, древесный хлам, увязающий в слякоти, да покоси­вшиеся деревья на го­ри­­зонте. Оно панорамное, но придавленное серым небом, не заслужи­ваю­щее света и цвета, — простор, в котором нет порядка. Иное у Саврасова. Он вроде бы тоже подчеркивает прозаизм мотива: церковь, которая могла бы стать объектом «видописи», уступила авансцену кривым березам, ноздрева­тому снегу и лужам талой воды. «Русское» означает «бедное», неказистое: «скудная природа», как у Тютчева. Но тот же Тютчев, воспевая «край родной долготер­пенья», писал: «Не поймет и не заметит / Гордый взор иноплеменный, / Что сквозит и тайно светит /В наготе твоей смиренной», — и в «Грачах» этот тайный свет есть. Небо занимает половину холста, и отсюда идет на землю вполне романтический «небесный луч», освещая стену храма, забор, воду пруда, — он знаменует первые шаги весны и дарит пейзажу его эмоционально-лирическую окраску. Впрочем, и у Васильева оттепель обещает весну, и этот оттенок смысла тоже возможно здесь при желании увидеть — или сюда вчитать.

5. Как развивалась русская пейзажная школа

1 / 2

Проселок. Картина Алексея Саврасова. 1873 годГосударственная Третьяковская галерея

2 / 2

Вечер. Перелет птиц. Картина Алексея Саврасова. 1874 годОдеський художній музей

Саврасов — один из лучших русских колористов и один из самых «многоязыч­ных»: он равно умел написать интенсивным и праздничным цветом дорожную грязь («Проселок») или выстроить тончайшую минималистскую гармонию в ланд­шафте, состоящем только из земли и неба («Вечер. Перелет птиц»). Пре­пода­ватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он повлиял на многих; его виртуозная и открытая живописная манера продол­жится у По­ле­нова и Левитана, а мотивы отзовутся у Серова, Коровина и даже у Шишкина (большие дубы). Но как раз Шишкин воплощает другую идеоло­гию отече­ст­вен­ного пейзажа. Это представление о богатырстве (слегка былин­ного толка), о торжественном величии, силе и славе «национального» и «народного». В своем роде патриоти­ческий пафос: могучие сосны, одинако­вые в любое время года (пленэрная изменчивость была Шишкину решительно чужда, и он предпочитал писать хвойные деревья), собираются в лесное множество, и травы, выписанные со всей тщательностью, тоже образуют множество похожих трав, не представ­ляю­щих ботанического разнообразия. Характерно, что, например, в картине «Рожь» деревья заднего плана, умень­шаясь в разме­рах согласно линейной перспективе, не теряют отчетливости контуров, что было бы неизбежно при учете перспективы воздушной, но художнику важна незыблемость форм. Не удивительно, что его первая попытка изобразить световоздушную среду в картине «Утро в сосновом лесу» (написанной в соав­торстве с Константином Савицким — медведи его кисти) вызвала газетную эпиграмму: «Иван Иваныч, это вы ли? Какого, батюшка, тумана напустили».

1 / 2

Рожь. Картина Ивана Шишкина. 1878 годГосударственная Третьяковская галерея

2 / 2

Утро в сосновом лесу. Картина Ивана Шишкина и Константина Савицкого. 1889 годГосударственная Третьяковская галерея

У Шишкина не было последователей, и в целом русская пейзажная школа разви­валась, условно говоря, по саврасовской линии. То есть испытывая инте­рес к атмосферной динамике и культивируя этюдную свежесть и откры­тую манеру письма. На это накладывалось еще и увлечение импрессионизмом, почти всеобщее в 1890-е годы, и в целом жажда раскрепощенности — хотя бы раскрепощенности цвета и кистевой техники. Например, у Поленова — и не у не­го одного — разница между этюдом и картиной почти отсутствует. Ученики Саврасова, а затем и Левитана, сменившего Саврасова в руководстве пейзажным классом Московского училища, по-импрес­сионисти­чески остро реагировали на моментальные состояния природы, на случайный свет и вне­зап­ную перемену погоды — и эта острота и скорость реакции выражались в обнажении приемов, в том, как сквозь мотив и поверх мотива становился внятен сам процесс создания картины и воля художника, выбирающего те или иные выразительные средства. Пейзаж переставал быть вполне объек­тив­ным, личность автора претендовала на утверждение своей самостоятель­ной пози­ции — пока что в равновесии с видовой данностью. Обозначить эту пози­цию в полноте предстояло Левитану.

6. Чем закончилось пейзажное столетие

Исаак Левитан считается создателем «пейзажа настроения», то есть худож­ником, который в значительной мере проецирует на природу собственные чувства. И действи­тельно, в работах Левитана эта степень высока и диапазон эмоций проигрывается по всей клавиатуре, от тихой печали до торжествую­щего ликования.

Замыкая историю русского пейзажа XIX века, Левитан, кажется, синтезирует все ее движения, являя их напоследок со всей отчетливостью. В его живописи можно встретить и виртуозно написанные быстрые этюды, и эпические пано­рамы. Он в равной степени владел как импрессиони­ст­ской техникой лепки объема отдельными цветными мазками (подчас пре­восходя в дробности фак­ту­ры импрессионист­скую «норму)», так и постимпрес­сио­нист­ским методом пастозной красочной кладки широкими пластами. Умел видеть камерные ракурсы, интимную природу — но обнаруживал и любовь к открытым про­странствам (возможно, так компенсировалась память о черте оседлости — унизительная вероятность выселения из Москвы дамокло­вым мечом висела над художником и в пору известности, дважды вынуждая его к скоропали­тельному бегству из города).

1 / 5

Свежий ветер. Волга. Картина Исаака Левитана. 1895 годГосударственная Третьяковская галерея

2 / 5

Владимирка. Картина Исаака Левитана. 1892 годГосударственная Третьяковская галерея

3 / 5

Тихая обитель. Картина Исаака Левитана. 1890 годГосударственная Третьяковская галерея

4 / 5

Над вечным покоем. Картина Исаака Левитана. 1894 годГосударственная Третьяковская галерея

5 / 5

Вечерний звон. Картина Исаака Левитана. 1892 годГосударственная Третьяковская галерея

«Далевые виды» могли связыва­ться как с патриотически окрашенным ощу­щением раздолья («Свежий ветер. Волга»), так и выражать заунывную тоску — как в картине «Владимирка», где драматическая память места (по этому каторжному тракту вели в Сибирь конвойных) считывается без допол­нитель­ного антуража в самом изображении дороги, расхлябанной дождями или бы­лыми шествиями, под сумрач­ным небом. И, наконец, своего рода открытие Левитана — пейзажные элегии фило­софического толка, где природа становит­ся поводом для размыш­лений о круге бытия и о взыскании недостижимой гармонии: «Тихая обитель», «Над вечным покоем», «Вечерний звон».

Вероятно, последняя его картина, «Озеро. Русь», могла бы принадлежать этому ряду. Она и была задумана как целостный образ российской природы  Левитан хотел назвать ее «Русь», но остано­вился на более нейтральном варианте; двой­ное название прижилось позже., однако осталась незавершенной. Возможно, отчасти поэтому в ней оказались совме­щены противоречащие друг другу позиции: русский пейзаж в его вечном пре­бы­­вании и импрессионис­тическая техник​а, внимательная к «мимолетно­стям».

Озеро. Русь. Картина Исаака Левитана. 1899–1900 годы Государственный Русский музей

Мы не можем знать, остались бы в окончательном варианте эта романтиче­ская форсированность цвета и кистевой размах. Но это промежуточное состоя­ние являет синтез в одной картине. Эпическая панорама, вечная и незыблемая природная данность, но внутри нее все движется — облака, ветер, рябь, тени и отражения. Широкие мазки фиксируют не ставшее, но становящееся, меняю­щееся — словно пытаясь успеть. С одной стороны, полнота летнего расцвета, торжественная мажорная трубность, с другой же — интенсивность жизни, готовой к переменам. Лето 1900 года; наступает новый век, в котором пейзаж­ная живопись — и не только пейзажная — будет выглядеть совершенно иначе.

Источники

  • Богемская К. История жанров. Пейзаж.

    М., 2002. 

  • Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века.

    М., 1986.

Антропология, История

11 главных слов, помогающих понять чешскую культуру

Кнедлик, погода, сранда, вечерничек, «бархатная революция» и другие звери

arzamas.academy

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *