Репортаж об открытии выставки – «»
Репортаж об открытии выставки «Карты земель российского Севера: реальность и мифы»
Фоторепортаж с открытия выставки
В Ивановском зале Российской государственной библиотеки проходит уникальная выставка. В фокусе экспозиции — героическая и трагическая история исследования Арктики мореплавателями, путешественниками, купцами, научными экспедициями и храбрыми одиночками.
Выставка «Карты земель российского Севера: реальность и мифы» показывает, как проходило освоение и картографирование Арктики, ценой каких усилий дался этот путь, трагический и героический. Экспозиция включает рукописные и печатные карты с XVI до XXI века — старинные и современные атласы, генеральные карты Российского государства и карты губерний, навигационные карты, карты экспедиций, учебные иллюстрированные карты из фондов Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки и предоставленные коллекционером Андреем Леонидовичем Кусакиным.
Выставка в Ивановском зале подчёркивает не утилитарную функцию карты, а её красоту. Карты как арт-объект, карты как предмет искусства: рукописные, гравированные, раскрашенные вручную, населённые неведомыми животными, украшенные аллегорическими картушами, они заслуживают самого пристального внимания. Пространство, оформленное дизайнером Эриком Игоревичем Белоусовым, показывает каждую карту как произведение искусства. А мельчайшие детали можно рассмотреть благодаря идее координатора проекта, Анастасии Сергеевны Перевезенцевой: возле самых интересных карт на стенах висят лупы, и увеличительное стекло помогает заметить то, что не видно невооружённым глазом.
Фото: Мария Говтвань
Центр экспозиции — айсберг, поднимающийся почти до второго этажа Ивановского зала. На айсберге — Иллюстрированная карта Европейской России, датированная 1896 годом. На карте указаны сведения о промышленности, сельском хозяйстве, народных промыслах и других занятиях населения, этнографии, нанесены памятники культуры. Вся информация представлена в виде рисунков и миниатюрных картин. Её можно разглядеть во всех подробностях, благодаря мультимедийным экранам, расположенным так, чтобы можно было видеть и большую карту, и её фрагменты. Такой же экран даёт возможность полистать атлас экспедиции Врангеля на первом этаже зала.
Чертёжная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семёном Ремезовым. [Тобольск], 1701 год
Жемчужина выставки — «Чертёжная книга Сибири», дающая представление о том, какой была русская картография до Петра I. Это самый ранний отечественный атлас, дошедший до наших дней, созданный в 1701 году. В нём ещё нет параллелей и меридианов, север может находиться внизу, а не вверху, начертание земель составлялось «по дозору», «по скаскам» и «по допросам» служилых людей, местных жителей и путешественников. Среди самых ранних карт в экспозиции — Карта России, Московии и Тартарии Антония Дженкинсона, составленная в 1562 году и опубликованная Авраамом Ортелием в первом печатном атласе мира 1570 года и последующих изданиях, — самая «старшая» из карт страны, представленных на выставке. Очень точная и подробная (для своего времени), она надолго стала образцом показа русского Севера на картах.
Совершенно непостижимо, как в середине просвещённого XIX века, когда исследования Севера уже велись планомерно и научно, могла появиться полностью вымышленная «Карта полярных стран Азиятскаго и Американскаго материков, составленная по показанию ясновидящих князем Алексеем Долгоруким». Победить миф оказалось не так-то просто. И этой карте тоже нашлось место в экспозиции выставки.
«Очень здорово, что помнят о Севере. Я надеюсь, что увеличится количество людей, которые интересуются Севером и Арктикой».
Артур Николаевич Чилингаров, исследователь Арктики и Антарктики, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, доктор географических наук, первый вице-президент Русского географического общества и президент Государственной полярной академии
Открывая выставку, к гостям обратился Владимир Иванович Гнездилов, исполняющий обязанности генерального директора Российской государственной библиотеки. Он поблагодарил всех сотрудников библиотеки, принимавших участие в подготовке материалов, создателей выставки и спонсоров — компанию «Норникель».
Владимир Иванович Гнездилов, и.о. генерального директора РГБ; Лариса Геннадьевна Зелькова, старший вице-президент компании «Норникель». Фото: Мария Говтвань
Выставка «Карты земель российского Севера: реальность и мифы» — часть межмузейного проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», инициированного компанией «Норникель». В проекте участвуют музеи, архивы и библиотеки девяти регионов России — от Кольского полуострова до Таймыра. Автор и руководитель проекта, Юлия Зораховна Кантор, доктор исторических наук, подчеркнула, что важно было показать не линейную, а сюжетную историю Севера. Мозаика, вторым кусочком которой стала выставка в Российской государственной библиотеке (проект стартовал в Великом Новгороде, а третья его часть готовится к открытию в Санкт-Петербурге), сложится в цельную картину, показывающую тысячелетний русский путь на Север. Такая тема проекта — не случайность. Как сказала на пресс-конференции Лариса Геннадьевна Зелькова, старший вице-президент — руководитель Блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью компании: «Норникель — часть уникального результата освоения удивительных северных территорий. Это для нас вызов — вернуть в культурный, исторический оборот тему освоения Арктики».
Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности, идейный вдохновитель и руководитель проекта. Фото: Мария Говтвань
Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности, обратила внимание собравшихся на то, что библиотека впервые показывает карты во всей красе: и как исторический источник, и как художественное произведение. На выставку собрались специалисты и любители; люди, побывавшие в Арктике; и те, кто только по книгам знают, как опасны северные ветра и коварны северные льды. С большим интересом и вниманием собравшиеся выслушали почётных гостей выставки.
Коллекционер Андрей Леонидович Кусакин. Фото: Мария Говтвань
«Я начал собирать карты как картины, карты как предмет искусства. Это мир, который очень сильно увлекает».
Андрей Леонидович Кусакин, коллекционер, предоставивший для выставки несколько ценнейших и интереснейших карт
Раиса Яковлевна Неяглова-Колосова, генеральный директор издательства «Паулсен» передала библиотеке новую книгу «Мир на карте». Это единственное в России книжное издательство, специализирующееся на выпуске литературы об Арктике и Антарктике. Первую экскурсию по выставке провела Людмила Николаевна Зинчук, заведующая отделом картографических изданий РГБ, куратор выставки. Это открыло насыщенную программу ставших уже традиционными для выставок в Ивановском зале лекций, экскурсий и презентаций.
Первая экскурсия. Слева направо: Артур Николаевич Чилингаров, исследователь Арктики и Антарктики; Людмила Николаевна Зинчук, заведующая отделом картографических изданий РГБ, куратор выставки. Фото: Мария Говтвань
Также в пространстве выставки ожидаются выступления авторов книг, публикуемых издательством «Паулсен», знатоков Арктики; кураторские и тематические экскурсии; лекции специалистов. А в декабре 2017 года в пространстве выставки «Карты земель российского Севера: реальность и мифы» будет представлен Национальный Атлас Арктики.
ФОТОРЕПОРТАЖ С ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ
Фото Марии Говтвань
Пресс-конференция. Слева направо: Наталья Юрьевна Самойленко, руководитель проекта; Владимир Иванович Гнездилов, и.о. генерального директора РГБ; Лариса Геннадьевна Зелькова, старший вице-президент компании «Норникель»; Юлия Зораховна Кантор, руководитель проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха»; коллекционер Андрей Леонидович Кусакин; Людмила Николаевна Зинчук, куратор выставки.
Фото Анны Титовой
Фото Елены Максимовой
www.rsl.ru
«Прикоснуться к небесам». Репортаж об открытии выставки
В Доме-музее Павла Кузнецова открылась выставка Н.С. Ворониной «Прикоснуться к небесам». Мы побывали на открытии выставки, которое состоялось 17-го февраля, и хотим поделиться с нашими читателями своими впечатлениями об этом событии.
«Прикоснуться к небесам» в этот день хотелось многим и в помещении, где проходило открытие выставки картин Натальи Ворониной, как принято говорить, «яблоку негде было упасть». Конечно, для любого художника открытие персональной выставки – это событие. Событие важное, радостное, но и волнительное. Тем более, если это первая персональная выставка в жизни художника. Наталья Воронина и не скрывала, что для неё это праздник, отмечая, при этом, что готова выслушивать не только комплименты и поздравления, но и критические замечания.
Сама атмосфера в Доме-музее Павла Кузнецова была в этот вечер очень искренней, радушной и, можно сказать, домашней. Звучали тёплые слова в адрес художницы, коллеги и друзья дарили цветы и делились впечатлениями о выставке, музейные работники рассказывали собравшимся о творческом пути Натальи Ворониной, о её картинах, представленных в экспозиции выставки. Отмечалась также и важная роль саратовского коллекционера Игоря Аскасева, который многое сделал для того, чтобы эта выставка состоялась. Не будем утомлять вас пересказом всего того, что говорилось на открытии, а предлагаем посмотреть наше видео с этого мероприятия, которое вы можете найти внизу этой статьи.
Теперь о самих картинах Натальи Ворониной, которые вы можете увидеть на выставке в Доме музее Павла Кузнецова. За почти двадцатилетний творческий перерыв, который случился в жизни Натальи Сергеевны Ворониной, художница абсолютно не растратила свой творческий потенциал. Несколько последних лет прошли очень плодотворно для Натальи Ворониной и результаты этого художественного порыва представлены на выставке «Прикоснуться к небесам».
Несмотря на то, что тематика работ очень разная и сюжеты картин не имеют чётко выраженной связи друг с другом, не покидает ощущение, что это единый мир, мир Натальи Ворониной, родившийся в её воображении, и представший перед зрителем на бумаге, во всём своём многообразии, во всём своём богатстве красок и чувств. В этом мире нашлось место и библейским персонажам, и фольклорным образам, и пантеистическим образам природы, и бытовым сценам. Хотелось бы отметить также, что, каким-то удивительным образом, мир, отражённый в творчестве Натальи Ворониной, при всей своей экспрессивности и эмоциональности, за которой явственно проглядывает личность художника, вовсе не кажется чем-то придуманным и чужим. Напротив, в каждой картине, в каждом образе и сюжете, можно найти что-то близкое, что-то своё, навеянное воспоминаниями из детства, снами, фантазиями и много чем ещё. В работы, представленные на выставке, хочется всматриваться, их хочется смаковать, они, безусловно, вызывают индивидуальный отклик в душе у каждого посетителя.
В нашем фотоотчёте об открытии выставки «Прикоснуться к небесам» вы можете увидеть некоторые из работ Натальи Ворониной. Сразу оговорюсь, что это лишь некоторая часть экспозиции и, что, конечно же, для полноты восприятия и для получения истинного эстетического удовольствия, выставку «Прикоснуться к небесам» лучше посетить лично.
Если вспоминать те выставки, на которых довелось побывать за последний год (а их набралось немало), то, по моему мнению, выставка картин Натальи Ворониной, проходящая в эти дни в Доме-музее Павла Кузнецова, одна из самых ярких, интересных и эмоционально насыщенных. Настоятельно рекомендую к посещению!
www.saratnick.ru
Репортаж с открытия фотовыставки «Восприятие-2016»
Есть такие выставки, на которые стоит попасть как минимум дважды. В первый раз — непременно — на открытие. Особенно если автор не один, а, например, двадцать девять.
Любая премьера стягивает в незначительное физическое пространство, становящееся эпицентром пространства культурного, людей, понимающих что-то в происходящем, знающих в нем толк. Не удивительно, что начало ежегодной фотовыставки «Восприятие-2016» привлекло очень много фотографов.
Кажется, в наши дни нет ничего проще, чем фотографировать. Сейчас каждый — «сам себе фотограф». Любой, кто способен удержать в руке мобильный телефон — пейзажист, портретистами же становятся в момент покупки палки для селфи.
Однако фотограф — это не человек фотографирующий. Фотограф — это человек, который чувствует с помощью камеры, видит в соответствии с характеристиками объектива.
Фотографы-профессионалы даже здороваются не как обычные люди. Пожимают друг другу руки и одновременно отклоняются слегка в сторону, чтобы посмотреть, какой объектив у товарища. Надо же знать, с какой оптикой кто пришел.
— Смотри-ка! Эту коробку я у тебя не помню. Новая твоя? Дорого взял?
— Да практически на помойке нашел. Но пришлось удалять аппендицит. В смысле, затвор менять. Почистили, естественно. Теперь горя не знаю. Как часы работает.
— Ну, и что ты там снимаешь?! Прямо-то камеру возьми!
— Тебя снимаю! И прямо никак нельзя взять. Не то будет.
Фотографы не уклоняются, в какой бы момент не застал их чужой кадр. Не кокетничают с чужой камерой, чужим чутьем, ощущением момента. Они понимают, как важна эта временная точка — точка зрения — угол восприятия другого человека.
Восприятие. Сто пятнадцать фотографий двадцати девяти художников. На выставке нет ни одной случайной, «проходной» фотографии, на которой не хотелось бы задержаться глазами.
Каждая работа рассказывает свою историю, вызывает порой неожиданные ассоциации.
Ироничная серия макро-снимков Валерия Дорохова вытаскивает из памяти цитату: «Имя твое — льдинка на языке». Туманная панорама Сергея Компанийченко поет протяжным народным распевом. Городская графика Ольги Брыжиной — документальное кино. Александр Голуб превращает частную бытовую историю — человека с мобильным телефоном — в символ современного бытия. Концептуальную фотографию, передающую зрителю какую-то конкретную идею либо сюжет, на выставке представляют работы Андрея Чежина и Дениса Ярославцева. Интересна манера съемки Аллы Полетаевой: она пользуется «пинхолом», фотоаппаратом без объектива, или камерой-обскурой. Невозможно пройти мимо работ перспективного фотографа Инги Павловой, еще недавно малоизвестной в мире профессиональных фотомастеров, и наконец-то заявившей о себе умением видеть и запечатлевать действительность.
Настоящий фотограф — как почтальон в английском детективе: его никто не замечает, а он замечает все. Замечает, убирает лишнее, сгущает до нужной консистенции и дарит зрителям остроту этого мира, новый взгляд на привычное, пресное, примелькавшееся.
И для того, чтобы как следует распробовать эту остроту, нужно прийти на выставку еще раз, в самое малолюдное, свободное от посетителей время. Прийти, воспринять, услышать внутренний голос своих собственных чувств, ассоциаций. Найти среди ста пятнадцати фотографий те, которые станут личными воспоминаниями.
xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai
Репортаж с открытия выставки работ художника Б.А. Смирнова-Русецкого «Знаки Неба и Земли»: philologist — LiveJournal
В Государственном Литературном музее открылась выставка «Знаки Неба и Земли», представляющая творчество удивительного российского художника Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905–1993 гг.). Экспозиция была составлена благодаря совместным усилиям сотрудников Государственного Литературного музея, Галереи «Веллум» и Музея международного общества «Мемориал».В мире искусства фигура Смирнова-Русецкого стоит особняком. Художник-космист, философ, прекрасный инженер. «Русский Леонардо», он создал особый рецепт масляных красок, не тускнеющих с годами. Увы, судьба не осыпала Бориса Алексеевича милостями: этот талантливый человек в общей сложности пережил два ареста, 14 лет ссылок и лагерей. Разумеется, преступления, за которое можно было так испортить жизнь человеку, Смирнов-Русецкий не совершал. Шли годы репрессий, а он был просто неудобен, не угоден, к тому же имел связи с западом — к примеру, переписывался с Кандинским.
Но талантливый человек остается таковым при любых условиях. Глядя на работы художника, размышлениями и фантазиями, сложно поверить, что часть из них написана в годы заключения. Догадаться можно разве что по формату: например, в ГУЛАГе Смирнову-Русецкому приходилось скрывать свое творчество и рисовать карандашом на бумаге — так легче спрятать. Есть даже зарисовки, сделанные на папиросных пачках.
Экспозиция содержит не только работы художника: в музейных витринах представлены документы, из которых даже непосвященный посетитель может сделать выводы о судьбе художника. Это написанные его рукой сведения о периоде неволи, справка, выданная ему как бывшему заключенному, листы из автобиографии, список работ Б.А. Смирнова-Русецкого для выставки «Искусство лагерей и ссылок».
Достойно прожить даже такой сложный период помогла Борису Алексеевичу его внутренняя философия, вера в высшее, желание найти покой и гармонию в любой ситуации. Говорят, у работ художника особая энергетика. Был даже случай, когда на одну из его выставок пришли несколько экзальтированных дам, которые к ужасу смотрительницы зала уселись там медитировать. Они полагали, что эти картины идеально подходят для обретения внутренней тишины. Возможно, это антинаучно, но те, кто видел работы Смирнова-Русецкого, не может не согласиться, что от них действительно исходит необычайная, даже какая-то космическая умиротворенность…
Автор фотографий Боримир Пясецкий.
www.goslitmuz.ru
philologist.livejournal.com
Репортаж с открытия выставки Мисака Чолокяна — Городская афиша. Краснодар
Мисак Чолокян / Фото: скриншот с сайта YouTube.com
В арт-галерее «Доротея» проходит выставка Мисака Чолокяна «Пейзаж. Современная редакция». Успеть увидеть работы художника можно до 24 ноября.
Напомним, что выставка открылась 10 ноября. О том, как первые зрители реагировали на работы Мисака Чолокяна, смотрите в репортаже Веты Цукахиной.
Ранее «Городская афиша» публиковала отзыв об открытии выставки искусствоведа Дарьи Тоцкой. Вот, что она писала: «Мисак Чолокян из тех творцов, для которых кисть – нечто большее, чем просто инструмент живописца. К искусству и возможности сказать в нём своё слово он относится со всей серьёзностью. Наверное, поэтому первая персональная выставка художника состоялась в тот момент, когда он уже перешагнул сорокалетний рубеж». С полным текстом материала можно ознакомиться по этой ссылке.
Арт-галерея «Доротея» находится по адресу: Краснодар, ул. Садовая, 161/2, корп.1.
Подпишитесь на наши страницы в соцсетях и вы всегда будете в центре культурных событий:
ВКонтакте
Одноклассники
выставки живопись Мисак Чолокян
Last modified: 07.12.2018
cityposter.ru
Музей Искусств XX-XXI вв.
Репортаж об открытии выставки «Рыцари служения делу искусства» в МОК.
Репортаж TV Культура от 26.09.2015
Проект «Рыцари служения делу искусства» представили в Коломне в рамках пятилетия Музея Органической Культуры в центре Коломенского кремля открылись сразу несколько постоянных экспозиций, объединенных под общим названием «Рыцари служения делу искусства». Такое название проекту дала арт-директор музея Ирина Аликина.
В небольшом двухэтажном доме по адресу улица Казакова, 6 теперь располагается галерея «Dima», названная в честь творческого псевдонима современного художника Дмитрия Ракитина, чьи работы вошли в собрание. Как отметил на открытии выставки искусствовед Андрей Сарабьянов: «Дима заслуживает не только галереи, а целого музея. Потому что у него совершенно уникальный живописный дар. Среди сегодняшних живущих художников, это один из самых талантливых живописцев».
Галерея «Dima» занимает лишь половину Музея традиции (который входит в культурный комплекс Музея Органической Культуры). Другая его часть отдана под постоянную выставку «Художники, наивно увидевшие мир». По словам специалиста по наивной живописи, культуролога Сергея Тарабарова, это вторая постоянная музейная экспозиция наивного искусства в России.
Во внутреннем дворике Музея Органической Культуры разместилась новая инсталляция художника авангардиста Андрея Красулина «Барак». В нем нашли свое «идеальное место» более полусотни бронзовых скульптур мастера, собранных в цикл «Бронза о Мандельштаме». Недалеко от того пространства, где высится «Барак» (по адресу Брусенский пер. 31) представлена полномасштабная экспозиция работ Андрея Красулина «Боковое зрение». В рамках выставки объединили более 120 произведений мастера разных лет — живопись, графику, скульптуру.
Кульминацией презентации проекта «Рыцари служения делу искусства» стало представлено нового издания Музея Органической Культуры — повести Елены Гуро «Бедный рыцарь» в печатном и аудио-формате (текст читает Алла Демидова).
Повесть Елены Гуро «Бедный рыцарь» — художественный и поэтизированный манифест современного “служения”, квинтэссенция всего проекта. «Бедный рыцарь» — это Идеал рыцарства, готовность отдать жизнь за ближнего своего, спасти и спастись любовью и созиданием, не выпуская из рук то самое знамя мечты», — рассказала арт-директор Музея органической культуры Ирина Аликина.
Слово рождается, действует и сотрясает!
Ты возвести несказанное,
Чего мы не понимаем.
Пусть прозвучит и рассеет дым! (Е.Гуро)
г. Коломна, кремль, ул. Казакова, 10
Телефон: +7 (903) 001-48-65
http://museumart.ru/
video.museumart.ru
Княжеский почин. Репортаж с открытия выставки, посвященной Романовым | Искусство | Культура
Когда посещаешь такие выставки, откровений, как правило, не ждёшь. В данном случае — особенно. Сложилось так, что в нашем восприятии обстоятельства смерти великого князя заслонили собой почти весь его жизненный путь. Они действительно незаурядны — Сергей Александрович был убит террористом Иваном Каляевым на Сенатской площади Кремля 4 февраля 1905 г. Это событие составляет отличную пару «Кровавому воскресенью» — расстрелу мирной демонстрации в Питере 9 января 1905 г. Так сказать, «око за око». Всё вместе — тот самый настрой обоюдной жестокости и непримиримости, который привёл к революции 1905 г.
Отход от обыденности
В этом контексте личность великого князя описывают казённо. Да, был командиром лейб-гвардии Преображенского полка. Потом — московским генерал-губернатором и членом Государственного совета. Если сильно повезёт, могут вспомнить о его реальном участии в русско-турецкой войне 1876 -1878 гг. — князь тогда действительно отличился в Рущукском отряде, заслужив боевой орден — Георгия IV степени — их просто так не раздавали. И, пожалуй, всё.
Никакой исключительной «службы Москве и Отечеству» здесь не найти. Обычная лямка, которую Сергей Александрович тянул просто по принадлежности к императорской фамилии.
И всё же откровение состоялось. Устроители и кураторы выставки точно и грамотно поместили личность князя и его супруги в соответствующий контекст. Получилось то, о чём давно уже говорили — увлекательная правдивая экспозиция с внутренней интригой. Одно дело, когда Сергей Александрович — генерал-губернатор, а его супруга Елизавета Фёдоровна — меценатка и настоятельница Марфо-Мариинской обители. И совсем другое, когда директор ГИМа Алексей Левыкин представляет их так: «Понимаете, это прежде всего незаурядные люди с отличным, просто отменным вкусом, заинтересованные в культурном строительстве и продвижении русской культуры».
Фото: АиФ/ Эдуард КудрявицкийСтопроцентное попадание. Обычно, когда градоначальнику хотят польстить, говорят, что «при нём было совершено то-то и то-то». Лесть получается грубая, поскольку ключевое слово не «им совершено», а «при нём». С великим князем это частенько проделывают и сейчас. «При нём запустили электрический трамвай, строили вокзалы и электростанции, появлялись проекты метро, построили канализацию и водопровод…» Это правда. Но реальные заслуги всё же принадлежат команде, которую создал городской голова Николай Алексеев, двоюродный брат Константина Станиславского. И преемнику Алексеева, городскому голове Владимиру Голицыну. Сам же великий князь обладал действительно недюжинным административным чутьём и даром. Это позволило ему не мешать эффективным менеджерам, даже самоустраниться. И заняться тем, что получается действительно хорошо, к чему он чувствовал настоящее призвание. Культурой. Причём в рамках официальной доктрины того времени — «Православие. Самодержавие. Народность».
Фото: АиФ/ Эдуард КудрявицкийСмещение акцентов
Собственно, на этом и выстроена концепция выставки. И в этом её интрига. Православие — прежде всего деятельное. Великий князь берёт под личный контроль дела Русской миссии в Святой Земле. Наращивает русское присутствие в Иерусалиме. Строит там храмы. Открывает русские школы и больницы. Вливает значительные средства. В результате совершенно мирным путём и в кратчайшие сроки он достигает того, чего едва добились державы Запада с их крестовыми походами и массой увечий и трупов — очаги русской культуры в Палестине.
Его супруга, Елизавета Фёдоровна, не только основала Марфо-Мариинскую обитель. Она была активной сторонницей возрождения чина диаконис — женщин, которых в первые века христианства поставляли через рукоположение и которые участвовали в Литургии. Она почти продавила свою идею — с ней согласился весь Святейший Синод. О таком прогрессе сейчас не помышляют даже на Западе.
Фото: АиФ/ Эдуард КудрявицкийТо же самое можно сказать и о народности. Это не балалайки-кокошники. Это поддержка национальной истории и культуры. И вписывание всего этого в общемировой контекст. Для Сергея Александровича вопрос «Россия — Европа или нет?» не стоял вообще. Мы в его представлении и были Европой. И вот, пожалуйста, значительная часть выставки состоит из даров супружеской четы Историческому музею. Более того — Сергей Александрович, которого иной раз называли «великим князем от археологии», самостоятельно проводил раскопки и делал научные доклады. Князь с лопатой, князь, перебирающий черепки, это, согласитесь, неординарно. На этом фоне сведения о том, что с помощью великого князя был открыт ГМИИ им. Пушкина, а ГИМ стал таким, каким вы его привыкли видеть, выглядят несколько иначе. С некоторыми поправками — как деятельность Петра I. Приказать государь может, но не каждого назовут царём-плотником. Точно так же и здесь — мало открыть музей или помочь ему материально. А вот лично заниматься научной деятельностью — таким может похвалиться не всякий князь.
Впечатление от выставки у разных людей может сложиться разное. Но я почему-то уверен, что, так или иначе, всё будет вертеться вокруг нехитрой «теории малых дел». Дела, которые кажутся малыми, на выходе дают гораздо больше, чем грандиозные прожекты.
Фото: АиФ/ Эдуард КудрявицкийСмотрите также:
www.aif.ru