Репортаж с выставки – Сумасшедший талант. Репортаж с выставки картин душевнобольных | Люди | Общество
Сумасшедший талант. Репортаж с выставки картин душевнобольных | Люди | Общество
Арт-терапия – в переводе с английского языка «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством. На практике арт-терапевтический подход впервые был применен в психиатрии в конце XIX – начале XX веков.Среди 80 работ пациентов краснодарской психиатрической больницы № 1 можно увидеть и живопись, и графику, и акварели. Даже картины, написанные гелевыми ручками. Самих художников на выставку не отпустили, но книга отзывов полна впечатлений — после выставки её покажут авторам.
«Созревание души»
Выставлять работы пациентов на обзор широкой публики работники психиатрической больницы № 1 стали около пяти лет назад. В прошлом году даже участвовали в международном художественном фестивале.
«Наших пациентов в творчестве мы не ограничиваем, — рассказывает социальный работник больницы, организатор выставки Михаил Матыко. — Вот один из наших художников решил выбрать для своего холста фанеру — снял её с кровати и стал творить».
Врачи говорят, что психическое заболевание — не только болезнь, но и один из возможных этапов становления личности, «созревание души». Творчество всегда отражает внутренние глубинные процессы, происходящие в человеке. Совмещение, казалось бы, двух различных систем, психиатрии и творчества, позволяет понять, что привело к болезни, проследить её истоки.
«Счастье». Картина, созданная пациентом в состоянии психоза. Фото: АиФ / Алина Менькова
На особой волне
На выставке немало посетителей, но самих авторов полотен нет.
«Своеобразная фантазия у художников. Если бы я не знала, что это за выставка, я бы никогда не подумала, что автор — пациент психиатрической больницы», — признаётся
«Да, заметно, что эта выставка на порядок выше прошлой. Некоторые картины нарисованы по всем законам изобразительного искусства», — делится своими впечатлениями художник Наталия Тулиева.
По мнению посетителей, авторы картин видят жизнь точнее. Фото: АиФ / Алина МеньковаПеснями и игрой на гитаре гостей развлекает бывший пациент первой психиатрической больницы Максим Эллар. Максим больше не наблюдается в психиатрической больнице. Его болезнь осталась в прошлом. Он пришёл попеть и поддержать авторов.
«Если человек хочет рисовать, пусть рисует. Буду верить, что пациентам больницы творчество поможет, как и мне когда-то».
«Город». Фото: АиФ / Алина МеньковаМаксим говорит, что своё первое стихотворение написал ещё в 2000 году, до того, как попал в стационар. Он никогда не писал песни в коммерческих целях, хотя его публиковали на поэтических сайтах и в газетах. Поэт признаётся, что когда творит, входит в необычное состояние.
«Многие пациенты интуитивно чувствуют необходимость творческого созидания, его умиротворяющие свойства, душевное пристанище, — считает
Вдохновение бывает полезным, говорят психиатры. В эти минуты в организме происходят изменения, в том числе гормональные: вырабатываются эндорфины. Включаются все внутренние резервы. Чем чаще возникают такие моменты, тем более полноценной становится жизнь. В состоянии вдохновения может произойти инсайт — прозрение, вспышка понимания, слияние ранее не связанных частей в одно целое.
Слуги психиатров
В психиатрическую больницу Максим попал несколько лет назад.
«Мои проблемы начались с того, что я не реализовался в жизни. А арт-терапия мне помогла. Я стал рисовать в больнице. Но понял, всё-таки надо выбрать что-то одно. И вернулся к стихам, потом стал писать к ним музыку. Пишу хорошие, светлые стихи. На себе проверил — когда писал что-то плохое, оно и приходило в мою жизнь. А от плохого надо избавляться, забывать, вычеркивать».
Когда-то так называемое «плохое», а именно заболевшего Максима, вычеркнули из своей жизни все его близкие.
«В больнице я оказался один на один со своим недугом. А это страшно. Арт-терапия помогает справиться с одиночеством».
Врачи считают, что в процессе групповой работы больной узнаёт, что он не одинок, что не только у него подобные проблемы. Рушится защитный вал одиночества — обороны, который он воздвиг между собой и другими.
«Ты понимаешь, что ты не одинокая берёзка, что вас таких целый лес. Что над вами светит солнце, и на вашей коре кто-то с любовью вырезает сердечки…», — улыбается Максим.
Психиатр Наталия Кузеева рассказывает:
«Многие, пережив сильный стресс, возвращаются к прежней жизни, но поддержка близких просто необходима. Был такой случай среди психиатров в Англии: у женщины бизнес разорился, потом её бросил муж, она сорвалась и оказалась в психиатрической больнице. Долгое время представляла себя кастильской королевой, правящей в XV веке. Спустя время она пришла в себя. К жизни её вернула дочь, она стала часто навещать мать. И женщина однажды сказала: «Я не променяю счастья быть с моим ребёнком на выдуманное королевство»».
На вопрос, кем сегодня себя представляют пациенты, Наталия отвечает:
«Мужчины чаще сотрудниками ФСБ, тайными агентами. Женщины — жёнами
Дороже наград
Организатор выставки Михаил Матыко аккомпанирует Максиму на синтезаторе. Он долгое время занимался музыкой, окончил музыкальный колледж имени Римского-Корсакова. Потом стал давать уроки пения и игры на гитаре в больнице.
«Я с пациентами рисую, — шепчет Наталья, отбивая ритм бубном об ладонь. — Среди них есть и профессиональные художники…»
Михаил Матыко и Наталья Поповкина занимаются с пациентами живописью и музыкой. Фото: АиФ / Алина МеньковаПо словам Михаила, главное в арт-терапии — это желание больного творить.
«Он может не иметь ни слуха, ни голоса. Но хотеть петь. И мы занимаемся. Нас радует то, что после курса арт-терапии пациенты с удовольствием выходят на сцену на концертах в больнице Их глаза блестят! А для работников больницы это дороже всех наград, это приносит удовлетворение, дает энергию, импульс для дальнейшей работы. Мне пора — иду играть следующую песню», — Михаил садится за синтезатор.
Между гениями
Врач-психиатр Ольга Дудкина считает, что арт-терапия — великое дело на пути к выздоровлению:
«По картинам можно прочесть переживания, мечты, надежды больных. И вот когда они проходят биологическое и арт-терапевтическое лечение и другие этапы реабилитации, они чувствуют себя отлично и готовы снова выйти в мир. Но готово ли общество принять их? Вопрос остаётся открытым».
Врач Ольга Дудкина (справа): «Общество не всегда готово принять больных, прошедших реабилитацию». Фото: АиФ / Алина Менькова
Психиатр Наталия Кузеева рада, что в Краснодаре у пациентов появилась возможность показывать свой талант не только в стенах больницы, но и миру. Говорят, что на первую выставку некоторые больные приходили сюда инкогнито, посмотреть, как оценивают их творчество краснодарцы.
«В Германии душевнобольные зарабатывают на своём таланте, у нас же я знаю только одного пациента, который продаёт свое творчество. Остальных некому поддерживать. А ведь идеи больных тоже имеют право на жизнь и могли бы привнести в творческий мир новые достижения».
Вспомните, что объединяло таких людей, как Ван Гог, Достоевский, Наполеон, Гойя, Врубель, помимо их гениальности? У всех были психические расстройства. Так где она, эта грань — между гениальностью и сумасшествием?
www.aif.ru
репортаж с открытия выставки — Российское фото
21 декабря в Центральном Манеже открылась фотовыставка известного российского кинооператора-постановщика Анатолия Заболоцкого «Жизнь подарила увидеть…», которая продлится до 28 января 2016. В экспозиции, приуроченной к 60-летию творческой деятельности автора, представлено более 400 фотографий, охватывающих период с 1955 по 2015 год, и включающей в себя более 40 пейзажных панорам прекрасных уголков России, более 100 портретов, книги и альбомы. Вернисаж посетили участники Russian Photo club Евгений Жиляев, Александр Скоморохов и Юлия Жданова.
Фото: Александр Скоморохов
При помощи фотопленки Заболоцкий создает свой собственный мир — таковы серии «Осень на Алтае. Улаганский район» и «Жизнь в заказнике бурых медведей на Курильском озере» (Камчатка). На выставке будет представлено множество портретов знаменитых людей, среди которых Василий Шукшин и отец Иоанн (Крестьянкин), Василий Белов и Георгий Жжёнов, Олег Волков и Федор Абрамов, Валентин Распутин и Владимир Солоухин, Виктор Астафьев и Иван Рыжов, Михаил Евдокимов и Вячеслав Клыков, а также Виктор Лихоносов, Федор Конюхов, Александр Михайлов.
Фото: Евгений Жиляев
В рамках выставки пройдут творческие встречи с Виктором Лихоносовым, Владимиром Крупиным, Федором Конюховым, Алексеем Петренко, Александром Михайловым, Олегом Митяевым и др.
Выставка стала возможной благодаря попечительству «Уральской горно-металлургической компании» и ее Генеральному директору А.А. Козицыну.
Анатолий Дмитриевич Заболоцкий готов передать безвозмездно все экспонаты выставки «Жизнь подарила увидеть…» любому государственному музею Российской Федерации, способному сохранить целостность коллекции.
Контактная информация
Адрес: Центральный Манеж, Манежная площадь, 1
Сайт: http://moscowmanege.ru/ru/
В дни новогодних праздников выставка будет работать бесплатно.
rosphoto.com
Взгляд в вечность: репортаж с выставки Даши Намдакова «Преображение»
В музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» прямо сейчас (и до 23 октября) проходит уникальная выставка скульптурных и ювелирных работ художника, графика и ювелира Даши Намдакова «Преображение» (наш анонс). Мы побывали на выставке и подготовили фоторепортаж, который был бы невозможен без содействия организатора. Благодарим заведующую экспозиционно-выставочным отделом музея «Новый Иерусалим» Наталью Солохину и ее коллег за помощь в организации фотосъемки!
О выставке
Даши Намдаков — российский художник с мировым именем, чьи работы хранятся в музеях десятков стран, включая наши Эрмитаж, Третьяковскую галерею и Исторический музей. На выставке «Преображение» можно увидеть самые знаменитые ювелирные и скульптурные работы автора, созданные им в разные периоды времени.
В своем творчестве художник опирается на историю и легенды Бурятии, которые перерабатывает в своей индивидуальной манере. Произведения Даши Намдакова — это современное искусство, скульптурный и ювелирный авангард.
Искусствоведы отмечают странные формы и нарушенные пропорции, но при этом — ощущение невероятной пластики и гармонии, которые исходят от его созданий. Скульптуры автора не абстрактны, их цель — не игра с формами. Напротив, в его созданиях чувствуется жизнь, характер, энергия — одновременно движение и невесомость, борьба и умиротворение.
На выставке Даши Намдакова мы не раз ловили себя на том, что и время, и пространство здесь ведут себя непривычно. Заглядывая в глаза скульптурным творениям автора, ты будто проваливаешься в мир, которого никогда не существовало, но который вдруг начинает казаться совершенно реальным, наполненным первобытной силой и красотой.
Грациозная девушка на коне, внутренне собранный и готовый принять бой хоть с человеком, хоть с драконом борец сумо, фантастические полуживотные-полулюди «Он и Она», между которыми почти на физическом уровне ощущаются электрические разряды.. Их присутствие «здесь и сейчас» настолько очевидно, что о риске, случайно коснувшись, оказаться в иной реальности, нас не то в шутку, не то всерьез предупреждал даже вполне себе военного вида охранник зала.
Для скульптур Даши Намдакова характерны тщательная обработка поверхности и применение цветной патины, которая придает ощущение старины и благородства. Это искусство обработки бронзы мастер заимствовал на Востоке — у древних китайцев и литейщиков Азии.
Ювелирные работы и мелкая пластика
(Фотографии ювелирных изделий: Изабелла Антонио)
Те же идеи первобытного духа и трансформации между мирами, характерные для скульптур Даши Намдакова, проявляются и в его ювелирных изделиях. Это воплощение скульптур в малых формах, ничуть не менее экспрессивные проводники энергии и смыслов из прошлого и будущего.
В ювелирных работах, представленных на выставке, использованы белое и желтое золото, кость (для сохранения которой в витринах стоят небольшие емкости с водой) и вставки из драгоценных камней: рубинов, сапфиров, изумрудов, бриллиантов.
Одним из самых известных ювелирных творений Даши Намдакова является подвес «Вечность» — маска в головном уборе из золота и камней. Гладко отполированное белое золото на лике создает текучий эффект, из-за которого черты меняются при малейшем изменении угла наклона изделия. Время течет, перетекая в вечность:
В ювелирных изделиях автора проявляются шаманские и воинские атрибуты — скрытая сила, мудрость, иногда — предупреждение. Браслет «Гаруда» вполне мог бы быть снят с предплечья Конана-разрушителя.
Но рядом с ними, уравновешивая баланс сил, находятся вещи, от которых исходит ощущение внутреннего спокойствия и мира. Это — созерцательная «Улитка», изящная «Спираль», или браслет «Истина», в котором две встречные силы удерживают рубиновый шарик-паве, возможно — прообраз нашей планеты.
,
Другие репортажи с ювелирных выставок и событий | Раздел «Ювелирные техники и стили»
Поделитесь статьей с друзьями
juvelirum.ru
находки и разочарования / Stereo.ru
Конечно, у выставки «Российский Hi-End» есть своя специфика, и не стоит все оценивать по меркам серийных аппаратов, но все же, будь то аппарат штучный и эксклюзивный или малосерийный, хотелось бы видеть и слышать идею, аккуратную качественную реализацию, повторяемость.
Прослушивания здесь всегда необычны. Экспозицию в общем зале оценивать сложнее, чем на привычных High-End-выставках в отелях, когда разные участники занимают отдельные комнаты. Тут же «фоновые» прослушивания, когда каждому участнику отведено небольшое время для демонстрации своей системы, используются скорее как ознакомительные, а более-менее вдумчиво услышать что-то можно только на индивидуальных прослушиваниях в отдельном зале. Таким образом, на внимательное ознакомление со всей техникой на выставке нужен как минимум один полный день. Если же такой возможности нет, то оценки будут более поверхностными. Хотя для первого знакомства и этого уже немало.
Вот это нечто, огромное, аляповатое и шкафоподобное уже показывали на позапрошлой выставке, правда тогда детали конструкции и усиление были другими. За прошедшее время «шкаф» поистрепался, оброс дополнительными излучателями, какими-то оборочками, отчего, на мой взгляд, стал выглядеть еще страшнее. Оценивать это нечто хоть как-то серьезно нет никакой возможности. Звук же напоминал отдаленно что-то среднее между старой радиолой-переростком и советской парково-парадной озвучкой «колокольчиками» на столбах.
Активная, частично рупорная акустика Forasound A4a и B3a. Модель помладше уже показывали, а ту, что постарше, я ранее не встречал. Сочетание достаточно консервативной конструкции акустики и активного усиления с DSP коррекцией — не самый распространенный вариант. Звук — силовой, эффектный, но на мой слух утомительный, навязчивый, несколько грубоватый. Хотя субъективно некоторый прирост в лучшую сторону ощущается, но однозначно понять, в чем дело, — в акустике, или в том, что ЦАП и компьютерный транспорт для этого показа были выбраны явно более серьезные — довольно сложно. Не могу сказать, что лично мне звук этой системы понравился, но продукт становится все более очерченным и цельным, пусть и со своей спецификой. Отделка и изготовление на общем фоне смотрятся прилично.
Noosfera Lab и Styleacoustic в прошлом уже выставлялись вместе, и на этот раз традицию эту сохранили. У каждого из производителей свои новинки, и особенно хочется отметить акустику. Как и раньше используется конструкция с трансмиссионной линией, но набор динамиков другой, в том числе нет прежнего ленточного твитера. Однако, оценивая результат, не обязательно привязываться к деталям: можно просто отметить, что эта новая модель акустики звучит точно не хуже прежней, хотя и несколько иначе. По отделке прогресс очевиден, пусть и присутствует едва заметная грубоватость фактуры, что, впрочем, можно счесть фирменной особенностью.
Небольшая «артовая» акустика производства компании «Артзвук» с литыми металлическими корпусами (чугун?) и с корпусами из стекла. Несмотря на скромные размеры, звучали эти изделия бодро и живо, но придумать таким конструкциям практическое применение у меня не хватило фантазии. Хотя сам факт того, что разработчики ищут и пытаются придумать что-то нестандартное, конечно же, позитивный. Да и нишевому, необычному продукту, подчас даже проще найти своего ценителя.
Усилитель AST в составе очень недурно прозвучавшей системы. Цельный ровный звук, к которому в первом приближении сложно придраться. Видно, что акустика завершена не на все 100 процентов, но так же и видно близкое к заводскому качество. А усилителю еще и дополнительный плюс за качественное внешнее исполнение: возможно, грубо и брутально, но в целом все же выглядит лучше среднестатистического.
Для экспозиции студии Free Top было выбрано не самое удачное место — нужно было сначала догадаться, что в этом закутке что-то происходит. Но если эта задача не оказалась неразрешимой, то можно было интересно подискутировать с представителями студии о звуковой индустрии как таковой и послушать переработанные и «восстановленные» записи. Не факт, что этот подход понравится всем, но дискуссия сама по себе познавательна и интересна.
Системы с акустикой Noize Fabrik. На заднем плане можно увидеть вторую пару акустики с похожей открытой конструкцией, но с другим набором динамиков. Над системой явно поработали: неплохие аппараты в тракте, достойный цифровой источник, да и аналоговый источник в виде ленты имелся. Однако впечатления двоякие — интересный звук, но как будто что-то недоговаривается, к детальности на сложных записях есть вопросы. Хотя я не слушал эту акустику в отдельном зале, и возможно, там впечатления были бы другими. Сами же по себе разработки Noize Fabrik мне видятся интересными и перспективными, надеюсь, что в будущем мы увидим новые модели и вопросы отпадут сами собой.
Система, представленная Linear Installation. Я приведу эту систему как показательную, отражающую характерные черты российской хайэндной индустрии. Выглядит все топорно, небрежно, некрасиво. В теории техника может звучать, но кому это нужно при таком внешнем исполнении? Это экономия, экспериментальный прототип или еще что? Даже при гениальной (в теории) схемотехнике, такая реализация убивает идею.
И еще один характернейший момент: никакой информации о разработчике нет вообще, только название. И это при всех современных возможностях, предоставляемых интернетом, вдобавок организаторы выставки дают каждому участнику себя презентовать на сайте выставки. Нет ни банальных визиток, ни баннера у стены за столом, вообще ничего. Как такой бизнес может дать результат?
У Razin & Musatoff новинок несколько. Небольшая внешне акустика необычной формы и конструкции стоит на трехточечных подставках. Она получила эти подставки не просто так — на нижней поверхности расположен еще один динамик. В целом смотрится интересно, выглядит на любителя, но сделано все качественно. А вот слушать явно нужно в других условиях, в формате общего зала мне эта акустика показалась излишне сухой, консервативной и чопорной.
Вторая новинка — предусилитель-фонокорректор RC-9. Пока это предсерийный экземпляр, но серийные аппараты появятся в ближайшем будущем. Новинка работает и с ММ-, и с МС-головками, имеет неплохие возможности для настройки и что важно — предусмотрен балансный выход. Конструкцию можно дополнить встроенным усилителем для наушников. Из необычного — сенсорное управление, вынесенное на переднюю панель.
Акустика Illuminati, усиление Esatto. С прошлого раза, когда я видел эту акустику, внешность ее немного изменилась, а качество отделки стало, на мой взгляд, намного лучше. Звук достойный. Во время презентации сказали, что ВЧ-излучатель у акустики превосходит бериллиевые твитеры Focal, с этим согласиться я не могу, как со сравнением с Sonus Faber. Итальянцы хоть и выпускали несколько неудачных моделей после ухода из разработки основателя компании Франко Серблина, но последняя линейка (Guarneri / Amati / Stradivari) по точности и деликатности подачи ВЧ-диапазона пока для Illuminati недостижимый результат. Как и внешняя реализация. Другим словами, хвалиться рано, но потенциал есть, а главное цены Illuminati несколько гуманнее.
Вообще, я замечал за некоторыми разработчиками заявки, что вот мы лучше этих (с теми же Sonus Faber есть любители посоревноваться), или кабельщиков периодически тянет заявить, дескать топовый Nordost побежден. Я бы посоветовал воздерживаться от таких заявлений. Во-первых не надо делать подобие чего-то, лучше уж развивать свои идеи, а не примерять на себя одежку с чужого плеча. И пусть слушатели и покупатели сами оценят ваши продукты.
Экспозиция NewArtVinyl — несколько новых моделей проигрывателей. Металлообработка стала заметно аккуратнее. В этот раз компания экспериментирует с материалами и конструкциями. Не скажу, что результат выглядит идеально цельным, видно, что разработчики ищут сочетания и новые решения, но пока еще я не вижу перехода количества в качество. Будем надеяться, что вскоре это произойдет, потенциал определенно есть, да и некоторые характерные конструктивные особенности прослеживаются.
Акустика Сергея Давыдовича Батя, усиление Esatto Александра Трусова. Кстати, разных модификаций усилителя Esatto я на выставке насчитал 5 экземпляров. Надо отдать должное, усилитель далеко не из дешевых, но он весьма хорош. А именно эта система — тот случай, когда придираться не хочется. Если только к использованному в системе цифровому источнику Adcom, но это уж точно не основной вопрос.
Небольшие полочники Георгия Крылова. К акустике никаких практически вопросов — аккуратный звук, добротное исполнение. Акустику Георгий делает давно, и обычно она у него получается или хорошей, или очень хорошей, особенно учитывая то, что это далеко не самая дорогая акустика даже на этой выставке. Но что меня неприятно удивило в данном конкретном случае — нет, не акустика. А такая мелочь, как ноутбук, использованный в качестве источника. Не знаю, что же случилось с этим несчастным ноутбуком, может быть его привезли из столярной мастерской, или еще откуда-то, но настолько грязного компьютера я давно не видел. Мелочь? Формально да. Но многих этот момент оттолкнет сам по себе. Я бы не стал обращать внимание на это, тем более что сама акустика понравилась, но такие небрежности в презентации очень сильно портят общее впечатление.
Нечто, с чем и знакомиться при подобном внешнем виде не захотелось. Назовем этот арт-объект «голубым ящиком в серых тонах». Может быть это была чья-то шутка, все может быть.
Акустика Operly — широкополосник с корпусом, сочетающим в себе прямой и обратный рупор. По звуку вещь очень жанровая, на любителя, но смотрится интересно. Впрочем, и по исполнению в деталях техника смотрится хорошо, особенно на общем фоне, и представлена на уровне — все аккуратно, и узнать, как что называется и в чем особенности не проблема. Вдобавок и для презентации технику подобрали правильную: ламповый мощник BAT, сетевой кондиционер PurePower и т. д. — видно, что серьезно готовились к выставке. Аккуратная экспозиция и качественно сделанная техника.
Лаборатория Argument One представила необычный ламповый усилитель — пуш- пулльник в классе А с номинальной мощностью 6 Ватт и без ООС. По смыслу получается, что это два моноблока в одном корпусе. Первое, чем запоминается этот усилитель, — своими размерами: ни в одну стандартную стойку он даже близко не поместится. В деталях устройство сложное, интересное (многое сделано или доработано изготовителями самостоятельно), с определенным потенциалом.
Фонокорректор Natural K-7. Гибридный аппарат, собранный в двух корпусах с отдельным блоком питания. Основная и очень существенная особенность фонокорректора — возможность выбора из семи разных кривых. Работать с разными кривыми могут буквально единичные аппараты, большинство разработчиков такого выбора не предоставляют. Еще одна особенность — аппарат балансный. Пожалуй, применение такому фонокорректору может найтись не только в быту, но и при оцифровке пластинок.
Eridan Audio — 4-полосная акустика с активной НЧ-секцией. Также на выставке показали новый гибридный усилитель Quasar Hybrid. Подходы к конструированию акустики у Eridan Audio интересные, но что касается внешности — у представленной акустики она получилась, мягко говоря, специфическая. Особенно с дополнительными проставками между секциями. Как говорится, что-то пошло не так.
Стенд Фирмы «АРС». Компания специализируется в том числе и на изготовлении динамиков. На выставке показали акустику, ламповый усилитель и фонокорректор. Немного странная техника. Рассматривая в деталях акустику, в первую очередь думаешь: «Хоть бы это был прототип, а не такая вот серийная реализация». Гораздо аккуратнее сделан фонокорректор, но с ним в формате выставки познакомиться затруднительно.
Еще одна акустика Сергея Давыдовича Батя — трехполоски Batti Lab Jazz, усиление — снова Esatto Александра Трусова. Отлично сработавшаяся система, хороший ровный звук. Такую акустику легко представить в виде серийного экземпляра, изготовленного именитой компанией.
Кабели на выставке тоже были представлены, в том числе два стенда заняли именно кабельные производители и разработчики — VectorVox и FelixAudio. Кабели, сетевые фильтры — все это можно было найти. Но, к сожалению, изучить что-то на практике в условиях экспозиции невозможно, зато пообщаться с разработчиками, узнать о конструкциях и потенциале — вполне. Также, при желании, можно было договориться о прослушиваниях.
Пожалуй, даже фотографий без комментариев и вовсе хватило бы, чтобы дать представление о том, что же вызвало столь неоднозначные впечатления. А на практике было бы очень интересно услышать самих разработчиков, их истории, от появления идей до реализации, о том, как создаются прототипы и как они доводятся до серийного производства, в чем основные проблемы этой области, как создается дизайн, и почему во многих случаях он вовсе отсутствует, и далее, далее по списку. Список то получается внушительный, а в то, что Российский Hi-End он вот такой, и только такой и это навсегда — верить совсем не хочется.
stereo.ru
«Погибли не от пыток, а вырываясь на свободу…» Репортаж с выставки «Собибор. Победившие смерть»
В 2018 году исполняется 75 лет с момента самого масштабного бунта узников нацистского лагеря смерти – восстания в Собиборе. Этот лагерь действовал на территории Польши с 15 мая 1942 по 15 октября 1943 года. Свою смерть здесь нашли около 250 тысяч евреев, что делает Собибор одной из самых кровавых страниц в истории Холокоста.
Но 14 октября 1943 года произошло событие, благодаря которому даже в этой трагической странице истории появилось слово «надежда». В этот день подпольная группа заключенных под предводительством офицера Красной Армии Александра Печерского совершила массовый побег из лагеря.
План восстания был разработан очень тщательно: заключенные должны были сначала поодиночке уничтожить немецких офицеров, а затем захватить склад с оружием и перебить охранников. Выполнить план удалось лишь частично. Восставшие ликвидировали 11 эсэсовцев из персонала лагеря и лишь несколько охранников, но завладеть оружейным складом они так и не сумели – в лагере началось построение, и немцы быстро заметили, что часть офицерского состава исчезла.
Когда мятежники бросились бежать, охрана открыла по ним огонь. При побеге погибло порядка 80 человек – в кого-то попала пуля, а кто-то подорвался на минах, расставленных у входа в лагерь.
130 узников приняли решение остаться в лагере, но наградой за примерное поведение им была гибель: на следующий день после восстания немцы убили всех, кто оставался в Собиборе, а сам лагерь сровняли с землей.
Фашисты долго преследовали выживших – кого-то ловили в лесах неподалеку от лагеря, с некоторыми позже расправлялись коллаборационисты. В итоге из почти 350 сбежавших узников Собибора до конца войны дожили всего 53…
В память о незыблемой силе духа жертв нацистского террора на 2018 год запланировано сразу несколько мероприятий. Так, при участии Российского военно-исторического общества поезду Москва – Ростов присвоено имя организатора восстания в Собиборе, советского офицера Александра Печерского. Также РВИО создало сайт в Интернете, увековечивающий подвиг узников Собибора. Министерство культуры выпускает на экраны фильм «Собибор» с Константином Хабенским в главной роли, где он также дебютирует как режиссер. А Еврейский музей в Москве организовал выставку «Собибор: победившие смерть», на которой и побывала корреспондент портала «История.РФ».
Сама экспозиция небольшая: вся выставка умещается на пространстве шириной в несколько метров и располагается прямо возле входа в музей, так что пройти мимо довольно сложно.
Первым, на что я обратила внимание, стоя напротив стендов с фотографиями, были крупноформатные черно-белые снимки заключенных концлагеря. На некоторое время я замерла рядом с ними и крепко задумалась. И дело тут вовсе не в том, что на эти исхудавшие лица, на хрупкие тела в потрепанных арестантских робах, которые больше похожи на груду костей в кожаном мешке, чем на человеческое туловище, на эти бесконечные очереди из пленных, в глазах которых читается беспомощность, – на все это тяжело смотреть без некоторого щемящего чувства в груди (хотя оно, несомненно, присутствует). Дело в другом: откуда вообще могли взяться фотографии лагеря смерти, который просуществовал полтора года, о котором во внешнем мире почти никто не знал и от которого немцы не оставили и следа?
Этот вопрос не давал мне покоя, и за ответом я отправилась в пресс-службу музея. Пресс-секретарь Нина Дымшиц объяснила, что представленные на выставке фотографии действительно не из Собибора, но имеют самое непосредственное отношение и к Холокосту, и к данной выставке.
«Эти большие снимки появились уже после открытия выставки. Вы совершенно правы, это действительно фотографии не из Собибора, а из Освенцима. Но поскольку выставка была приурочена в том числе и ко Дню памяти жертв Холокоста 27 января, нам показалось уместным разместить здесь фотографии не только из Собибора», – пояснила Нина.
Чуть ниже в маленьких черных рамочках висели другие снимки – совсем крохотные фотокарточки, которые я с трудом заметила. Некоторые были сделаны задолго до Второй мировой, в начале XX века. «Александр Печерский с сестрами Зинаидой, Фаиной и братом Константином» – гласила надпись. Рядом висело фото родителей Саши – Арона и Софии. Часть этих уникальных снимков музей одолжил из частных собраний, какие-то фотографии предоставили сами родственники Печерского.
Но больше всего места в экспозиции занимают документы. Впрочем, это отнюдь не делает выставку скучной. Здесь можно ознакомиться с бумагами из военных архивов, написанными от руки письмами и копиями протоколов допросов. Когда вчитываешься во все это, набранный на машинке текст перестает быть бездушным, потому что на этих пожелтевших листах – весь ужас и кровь Собибора.
«Это все из архивов, – говорит Нина, указывая на экспонаты, – из архива МВД, архива РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства). Мы с большим трудом их доставали, потому что наш музей – организация негосударственная и вообще никак не аффилированная с военными ведомствами. Но специально для этой выставки нам были предоставлены копии документов».
Странным образом вся история Собибора уместилась на нескольких страницах текста, паре фотокарточек и большой схеме лагеря, начерченной по воспоминаниям выживших узников. Найти какую-то новую информацию об этом лагере смерти сейчас практически невозможно, поэтому сотрудникам музея пришлось проделать непростую работу.
Главным источником информации о Собиборе и для современников, и для потомков, бесспорно, стали сами заключенные. К счастью, сам Александр Печерский не только оказался в числе выживших, но и дожил до глубокой старости – он умер в 1990 году, когда ему было 80 лет.
После того как Печерский с остатками беглецов добрался до частей РККА, его, как и многих бежавших из плена, арестовали и отправили в штурмовой стрелковый батальон. Там он рассказал о том, что ему пришлось пережить, и, потрясенный его историей, командир батальона майор Андреев разрешил Печерскому поехать в Москву, в «Комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников».
В комиссии страшный рассказ Печерского о Собиборе выслушали писатели Павел Антокольский и Вениамин Каверин, и позднее на его основе написали очерк «Восстание в Собиборе». Именно он и стал главным свидетельством зверств нацистов в польском лагере, послужив источником вдохновения для других писателей и кинорежиссеров.
Но были и другие выжившие узники, бежавшие вместе с Печерским. Один из них – Аркадий Вайспапир. Он помогал организовывать восстание в Собиборе, во время бунта убил троих офицеров СС и начальника охраны лагеря. После побега Аркадий Моисеевич присоединился к отряду партизан имени Фрунзе Брестского соединения и стал пулеметчиком. Он, как и Печерский, прожил долгую жизнь и скончался совсем недавно – 11 января 2018 года. Аркадию Вайспапиру было 96 лет.
Мне стало интересно, с кем из непосредственных участников тех событий или их потомков удалось пообщаться организаторам выставки. Вместо ответа Нина подвела меня к плазменному экрану, где на повторе транслировалось видео. Зрелый мужчина что-то говорит на камеру, на лице его читается волнение, речь быстрая, но четкая. Это – сын того самого Аркадия Вайспапира.
«Аркадий Вайспапир вместе с Печерским, Алексеем Вайценом и другими входил в так называемый “оргкомитет” восстания, и позднее ключевая информация о Собиборе поступала от этих людей, – рассказывает Нина. – Здесь можно посмотреть интервью с сыном Вайспапира. Его зовут Михаил Евстратов. Он очень много узнал от отца о том, что происходило в лагере, о его устройстве. Но сам Аркадий Моисеевич, к сожалению, умер за две недели до нашего мероприятия. Он был последним из выживших участников восстания. И через несколько дней после смерти Аркадия Вайспапира его сын дал нам это интервью».
Видео длилось около 20 минут, но интервью я посмотрела до конца – не хотелось упустить ничего из этого захватывающего и жуткого рассказа. Вспомнили мы с Ниной и о фильме Константина Хабенского «Собибор», который совсем скоро должен выйти на экраны кинотеатров. Хочется думать, что благодаря этой выставке, предстоящему фильму, а также ряду памятных мероприятий, многие из которых организует Российское военно-историческое общество, скоро об этом лагере, его жертвах и героях будет знать гораздо больше людей, чем сейчас. Ведь даже среди моих взрослых знакомых почти никто не слышал о Собиборе. Я рассказала об этом Нине, и она нисколько не удивилась.
«Собибор – довольно маленький лагерь. У него был не тот масштаб, как, например, у Освенцима. После восстания он был полностью уничтожен, это произошло в середине войны. Таким образом, Красная Армия не освобождала Собибор, и за счет этого о нем действительно меньше известно. Но он примечателен тем, что это единственный лагерь с удавшейся попыткой побега», – заключила моя собеседница.
Она также рассказала, что уже на следующий день после открытия выставку посетили президент России Владимир Путин и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. «Выставка их очень впечатлила, особенно Нетаньяху, который был поражен тем, как у нас почитается память жертв Холокоста и героев сопротивления. Он был глубоко впечатлен, как и Владимир Владимирович, который, если я не ошибаюсь, побывал у нас уже в третий раз», – с гордостью отметила сотрудница музея.
Уже уходя, я обратила внимание на вторую часть названия выставки: «Нина, а почему “победившие смерть”? Ведь большая часть участников восстания не выжила…»
Нина в ответ кивнула, но потом добавила: «Да, но зато они умерли не от пыток фашистов, а в попытке вырваться на свободу». И возразить ей я не смогла.
Конечно, сегодня нам остается лишь оплакивать тех, кто погиб тогда в Собиборе, Освенциме, Треблинке, Хелмно, Белжеце и других фашистских лагерях. Что мы можем сделать для этих людей, кроме как не забывать об их жертве? Эта тема очень болезненная, но при этом вечная, и делать вид, что всего этого не происходило, – невозможно. Именно поэтому так важно писать об этом книги, снимать фильмы и устраивать выставки, посвященные жертвам нацизма – их подвигу, их страданиям, их надежде на лучшее будущее для своих детей.
Важно все это помнить, но самое главное – не дать этому повториться. Никогда.
Фото: Мария Рузанкина
histrf.ru
Репортаж с выставки MHES 2016
Для человека пять лет – возраст детский, но для выставки, посвящённой хорошему звуку и серьёзной аппаратуре, такой срок жизни можно считать достижением. В непростых экономических условиях в первую очередь мы начинаем экономить на том, без чего можем обойтись, но музыка для участников и посетителей MHES, по всей видимости, относится к одной из наиболее насущных потребностей.
Теперь уже можно сказать, что Moscow Hi-End Show (напомню, что аббревиатура MHES была зарегистрирована в качестве торговой марки) окончательно оформилось как мероприятие для требовательных любителей музыки. Именно меломанов, а не технократов, ставящих беспроводные технологии и доступность контента выше качества звучания. Не ставя под сомнение необходимость и востребованность плодов технического прогресса, замечу, что аудитория, интересующаяся «устаревшими» решениями, постоянно расширяется. Что мы видим, в частности, на примере винила. Не могу сказать, что в этот раз на выставке LP-проигрыватели доминировали, но их скромное количество полностью компенсировалось серьёзностью и качеством представленных конструкций. Вообще, нынешние экспозиции MHES подтвердили мой любимый тезис, что High End — это не что, а как. Если проигрыватель винила, то не доска с примитивным тонармом, а Nottingham Anna Log, TW-Acustic Raven Limited, Helix One или 87-килограммовая конструкция от Forgotten Sound. Если портативный плеер, то Astell&Kern с возможностью воспроизведения DSD64/128, а наушники – балансные OPPO HA-1 или арматура с 12-ю драйверами в каждом ухе.
Отмечу и растущий интерес к качественному воспроизведению цифрового аудио и уникальные решения в этой области – фантастический ЦАП MSB Select с выносным питанием, авторская разработка R2R DreamDAC от Wagner Audio, топовый конвертер Schiit Yggdrasil, цифровой транспорт Versus Audio MP под ОС Linux – тому подтверждение.
Кстати, принцип «не что, а как» в полной мере относится и к демонстрации техники. В отеле Holiday Inn Simonovsky неплохая звукоизоляция, но дело даже не в этом – подавляющее большинство сетапов составлялись с системным подходом и тщательным тюнингом путём подбора кабелей и аксессуаров. Вообще говоря, на многих выставках, в т.ч. и зарубежных, комплекты зачастую формируются по принципу «раз мы дистрибьюторы компонентов фирмы А и акустики фирмы Б, то и будем демонстрировать их вместе, независимо от того, подходят они друг к другу или нет». У небольших компаний, специализирующихся на High End Audio, подход прямо противоположный – подобрать бренды так, чтобы они не просто сочетались, но и давали эффект синергии. Отсюда и результат – в этот раз даже затрудняюсь назвать систему, которую бы не хотелось послушать подольше.
Особо выделять кого либо не буду – как выявили последующие обсуждения в Сети, мнения посетителей насчёт лучшего звука разделились между участниками достаточно ровно. Некоторым компонентам и системам, представленным на выставке, мы посвятили отдельные материалы, которые уже можно найти на нашем сайте, и кое-что будет опубликовано в самом ближайшем времени.
Высокий класс и оригинальные решения показали и российские производители, которых из уважения перечислю поимённо – «Валанкон», ALLB music, Audio StandArt, A.V.E.Design, Forgotten Sound, LSA systems, Oxygen Acoustic, RTA, Versus Audio, Z-audio.
Две новинки от «Аудиомании» — компактные полочники Arslab Classic 1,5 в рояльном лаке и напольные Old School Vita. Разные концепции, разный звук для разных помещений, и очень разная цена. Но есть у этих проектов и общее – продуманность конструкции и традиционно тщательное исполнение. Надеемся в самом скором времени познакомиться с этой акустикой поближе.
Astell&Kern – подразделение корейской компании, получившей в России известность как производитель плееров iRiver. Сейчас под маркой Astell&Kern выпускаются персональные плееры Hi-Fi класса, наушники и некоторые другие аудиоустройства.
Astell&Kern Angie – арматурные внутриканальные наушники с восемью излучателями в каждой капсуле. Из них два работают на НЧ, два на СЧ и четыре на ВЧ. Суммарный рабочий диапазон этой закрытой миниатюрной модели 10 – 23000 Гц.
Напольные 3-полосные системы Estelon YB (разработчик Альфред Васильков) были впервые представлены на международной выставке High-End 2016 в Мюнхене, где получили награду «Best of High End 2016» журнала «SoundStage! Hi-Fi». Диапазон частот 30 — 40000 Гц, импеданс 6 Ом, чувствительность 86 дБ, масса одной колонки 40 кг, ориентировочная розничная цена — рублёвый эквивалент €17000. Подробности об этой модели здесь. (Entrade)
У интегрального усилителя Daniel Hertz M9 несколько примечательных особенностей. Во-первых, его создал легендарный аудио гуру Марк Левинсон. Во-вторых, его оконечные каскады работают в классе D. В-третьих, при массе 5 кг его выходная мощность составила 2 х 200 Вт на 8 Омах и 2 х 400 Вт на четырёх. (Entrade)
С большинством компонентов этой системы мы давно и хорошо знакомы, слушали их не раз в самых разных сочетаниях. Акустика PBN Montana WAS Special Edition и усилитель darTZeel NHB-108, а в качестве источника — транспорт Jason от Weiss Engineering. (Gong Stereo)
А вот ЦАП MSB Select для нас пока вещь в себе, и его описание на сайте производителя интригует. Фрезерованный корпус, внешний блок питания (или даже два – для цифры и аналога), сумасшедшие технические и эксплуатационные параметры. Этот уникальный аппарат уже нами протестирован, через пару недель ждите публикацию. (Gong Stereo)
Система от российского дистрибютора Gong Lux: акустические системы Brodmann VC7, High-End стример Gold Note DS1000, интегральный усилитель darTZeel LHC-208 и проигрыватель винила Gold Note Belagio Reference с фонокорректором Gold Note PH-10 (красная коробочка наверху). Корректор необычный – он запоминает массу настроек для двух тонармов и отображает их на цветном дисплее.
Стол проигрывателя Goldnote Belagio Reference состоит из пяти плит разной толщины и формы, главный подшипник выполнен с точностью 0,01 мм, двигатель питается от ШИМ-генератора по схеме AC-DC-AC. Масса конструкции – 35 кг. (Gong Lux)
Пожалуй, одна из самых представительных систем с виниловым источником. Проигрыватель TW-Acustic Raven Limited с 10,5-дюймовым тонармом с одной из самых именитых головок Ikeda 9ТТ. Этот MC-картридж с низким выходом отличается скоростью и хорошим контролем нижнего регистра. Кстати, на головки Ikeda у нас цены ниже, чем в Америке на 600 – 700 долларов, что в наше время большая редкость.
Остальная система: двухблочный фонокорректор TW-Acustic RPS-100, интегральный усилитель Mastersound Evolution 845 и акустика Peak Consult’s Zoltan V. Все кабели — Acrolink Mexcel. (Hi-End Centre)
Выходные каскады усилителя Master Sound Evolution 845 однотактные, в каждом канале пара трансмиттерных 845-х триодов, включенных параллельно. За счёт этого удалось получить 2 х 55 Вт в чистом классе «А». (Hi-End Centre)
Премьерный показ в России и акустики Peak Consult Zoltan V. Корпуса изготавливаются вручную лучшими датскими мастерами из HDF и массива дерева, причём толщина сэндвича может достигать трёх дюймов. Драйверы: дюймовый твитер Scan-Speak без жидкостного охлаждения, 5-дюймовый среднечастотник Audiotechnology и пара 7-дюймовых НЧ-драйверов той же фирмы. Наклон корпуса обеспечивает когерентное излучение во всех трёх полосах. Масса одной колонки – 66 кг. Для демонстрации «Золтаны» устанавливались на платформах TAOC Honeycomb. (Hi-End Centre)
Подмосковная установочная студия LSA systems работает в двух направлениях: изготовление домашних и мобильных аудиосистем. Одна из новейших разработок — трёхполосные акустические системы с круговой диаграммой направленности.
Электронные компоненты LSA systems имеют не только узнаваемый дизайн, но и оригинальную схемотехнику.
Немецкий High End во всём своём великолепии. Полная система компонентов MBL: CD-проигрыватель C31, предусилитель C11, стереоусилитель мощности C21 и акустические системы Noble 116 с круговой диаграммой направленности на средних и высоких частотах. (Галерея безупречной электроники Назаров)
Заинтересовало массивное устройство, от которого питались компоненты MBL. Как выяснилось, это автономный источник Stromtank Audio, способный на восемь часов полностью изолировать аудио или видеосистему от сети переменного тока со всеми её помехами. Встроенные аккумуляторы рассчитаны на максимальный ток 30 А, при подзарядке питание аппаратуры не прерывается. (Галерея безупречной электроники Назаров)
На переднем плане в экспозиции дистрибюторской компании New Ambience – акустические системы Tidal Contriva Diacera G2. Это второе поколение модели Diacera SE, выпускавшейся с 2007 по 2014 год. Теперь у неё новые динамики, на 3 градуса больший наклон корпуса и входные клеммы из чистого серебра, допускающие подключение по активному бай-ампингу. Корпус из фирменного композита TIRADUR обусловил рекордную для таких габаритов массу — 102 кг.
Проигрыватель Helix One оснащён сейсмоустойчивым подвесом – если даже сильно толкнуть стойку, на которой он установлен, игла как ни в чём не бывало будет держать дорожку. На столе два тонарма — Schroeder Reference и Arrow голландской компании Primary Control. (New Ambience)
Российская компания Oxygen Acoustic расширила две основных линейки – Legato и Diamante. Новая трёхкорпусная 4-полосная система Diamante D30 чувствительностью 93 дБ создана для работы в больших помещениях. В серии Legato появилась модель с 12-дюймовым басовиком сбоку. Компания применяет динамические головки Seas Excel и ленточные твитеры Fountek с верхней рабочей границей 40 кГц.
Трёхкорпусная система Oxygen Acoustic с двумя басовыми секциями и ленточным твитером Fountek.
Рупорные системы Kabuki-Ohaku американской фирмы dc10audio (на фото слева). Можно было также послушать Harbeth Monitor 30.1 в сочетании с усилителями Ear-509. (Techno-M)
Фантастическая конструкция тонарма Tri-Planar MK VII, установленного на проигрывателе Nottingham Anna Log. (Techno-M)
Монобрендовая система от Gryphon Audio Designs (Дания): CD-проигрыватель Mikado, ЦАП Kalliope, предварительный усилитель Pandora, усилитель мощности Colosseum Stereo и две пары акустики – полочные Mojo S и напольные Pantheon. Звучание комплекта произвело настолько сильное впечатление, что мы решили посвятить АС отдельные материалы. Тест Mojo S уже опубликован, на очереди – «Пантеоны». (Ultra-T)
Двухполосные Mojo S крупным планом. (Ultra-T)
Это не просто набор компонентов, а законченная концепция, воплощённая в жизнь Леонидом Бурцевым: в правильной системе всё должно быть прекрасно – и техника, и кабели, и фонограммы. Поэтому и диски для демонстрации Леонид подбирает очень тщательно, а некоторые даже сам и записывает. На фото – бескомпромиссный проект с акустикой Metropolitan, усилителями True Mono и ЦАПом R2R DreamDAC. В большом зале звучало очень убедительно.
Комплект «Макинтошей» с уникальной акустикой Sonus Faber Il Cremonese.
Напомню, что они были выпущены по случаю 300-летия создания самых известных скрипок знаменитого мастера Антонио Страдивари и названы в их честь. (Armada Sound)
Ещё одна система от Armada Sound, эксклюзивного дистрибьютора техники McIntosh Group в России: электроника Audio Research и полочники Sonus Faber Guarneri Evolution.
Культовый британский бренд Audio Note был представлен CD-транспортом CDT5, цифроаналоговым конвертером DAC5, интегральным усилителем Meishu Phono и акустическими системами AN-E SPe HE. Разумеется, демонстрировался и аналоговый тракт — проигрыватель винила TT2 с тонармом Arm Two и головкой Goldring Elite, подключенной через повышающий MC-трансформатор AN-S3. Сочетание компонентов оказалось настолько интересным, что мы решили послушать их в более спокойной остановке. Свежие впечатления от системы здесь. (Audio Note Russia)
Особенность транспорта Audio Note CDT5 и конвертера DAC5 в том, что в передаче цифрового сигнала задействованы ламповые каскады и трансформаторы. За счёт этого обеспечивается идеальная форма импульсов. (Audio Note Russia)
Система от российской компании Audio StandArt: активная 4-полосная трёхкорпусная система с раздельным усилением и электронными фильтрами, плюс новый DAC/предусилитель с дискретными конвертерами собственной разработки на прецизионной резистивной матрице. В цифровом фильтре, построенном на процессоре ARM, имеется программа рум-коррекции.
Усилители Audio StandArt полностью балансные, с перекрёстной компенсацией искажений. Обратная связь вводится только в усилитель напряжения, за счёт чего мощный выходной буфер отвязывается от влияния обратной ЭДС акустики. У компании свои кабели, а также сетевой фильтр с гальванической развязкой и точным симметрированием выходного напряжения.
Исчерпывающая система компонентов TAD за исключением, пожалуй, лишь новых мониторов CE1. Эту японскую технику мы знаем давно, стараемся не пропускать ни одной новинки. Редкий случай, когда все элементы звукового тракта подчинены единой концепции. (CTC Capital)
Итальянская акустика Rosso Fiorentino с британской электроникой Musical Fidelity. Из наиболее интересных моделей отметим проигрыватель NuVista CD с ламповым выходом и новый сетевой медиаплеер
www.salonav.com
Репортаж с выставки «Связь-Экспокомм’2006»: закат истории — Ferra.ru
Уже заметили, что «агрессивный красный цвет», доминирующий в бренд-буке, один в один совпадает с таковым у опер атора Vodafone, уже привели цитату с брифинга «Билайн», посвящённого прошлогоднему ребрендингу (Кирилл Обух: « Есть минимум, которым должен обладать бренд: надпись и выделяющий фон. У нашего бренда есть дополнительные возможности. Всегда можно сделать что-то, что вызовет с ним прямую ассоциацию. Я могу написать письмо и внизу нарисовать черно-желтую бабочку вместо логотипа, и все поймут, что это «Билайн». Эта бабочка – яркая эмоциональная точка, а не просто логотип»), уже пошутили про несвоевременность мероприятия – куриный грипп, как-никак, шагает по планете. В общем, страсти кипят нешуточные. Вопрос о необходимость ребрендинга МТС поднимался не раз – уж очень невыгодно смотрится «древний», «громоздкий» и, по современным меркам, изрядно «топорный» логотип оператора рядом с таковыми конкурентов; другое дело – не обмен ли это шила на мыло? Разумеется, в комплексе сквозного бренда «Система Телеком» новый логотип МТС смотрится весьма органично, однако как насчёт «автономной жизнедеятельности»? И если жителям России (а, в частности, Московского региона) название «Система Телеком» о чём-то говорит, то как быть с жителями других стран? Ведь (цитата из пресс-релиза): «Изменения, связанные с обновлением бренда МТС, затронут все регионы, где предоставляются услуги оператора, все области взаимодействия с абонентами». Во многих государствах СНГ оператор МТС держит лидирующие позиции на рынке, и незаметно ребрендинг уж точно не пройдёт. Вопрос спорный и неоднозначный; промахнулся ли Акелла – покажет время. В конце концов, обновление бренда «Билайн» тоже в своё время было многими воспринято в штыки: чёрно-жёлтые полоски и нарочитая простота логотипа пришлись по вкусу далеко не всем. У МТС, по крайней мере, не будет проблем с продакт-плейсментом: яйца можно найти в каждом холодильнике, а PR-отделу оператору под силу развернуть такую кампанию, после которой безобидная продукция птицефабрик будет отзываться в головах жителей РФ тремя буквами «МТС» ещё лет десять. Начало уже положено.
www.ferra.ru