Репортажная – Репортажная съемка. Как фотографировать репортаж
Репортажная съемка. Как фотографировать репортаж
Каждый человек, который хоть раз брал в руки камеру, снимал репортаж, делая снимки на отдыхе или фотографируя на память какие-то события. Настало время делать это правильно, как настоящие фотожурналисты, которые снимают для газет, журналов, составляют из отснятого материала выставки. После этого урока репортаж для вас превратится из набора разрозненных кадров в настоящую фотоисторию. Это, кстати, очень ценится в среде фотографов, так как серию кадров сделать намного сложнее, чем одиночный снимок.
Репортажная съемка: что такое репортаж
Этот жанр в отличие от постановочной съёмки, которую мы изучали ранее, предполагает минимальное вмешательство фотографа в происходящее. Он только фиксирует реальность, практически её не режиссируя. Главная задача фотографа — отразить действительность.
Репортажная съемка: Оксана Грищенко, студент fotoshkola.netВпрочем, это не означает, что репортажная съемка лишёна авторского видения и полностью объективен. Этого невозможно добиться по одной простой причине: фотограф рассказывает историю зрителю, используя художественные приёмы, которые вы изучали ранее. Любой из них, например, выбор точки съёмки, уже делает снимок субъективным.
Традиционно репортаж разделяется на два вида: событийный и тематический. Самое важное их различие в том, что в первом случае речь идёт о фотосообщении с какого-то события. Это может быть и праздник, и война, и спортивное мероприятие. Именно снимки этого вида репортажа мы чаще всего видим в газетах и журналах.
Съемка события: Павел, студент fotoshkola.netРепортаж может состоять и из одного кадра, но это подойдёт только простому событию, самодостаточному, не требующему дальнейшего раскрытия. Однако чаще всего репортаж предполагает создание серии из нескольких кадров, объединённых одним сюжетом, иначе не получится показать развитие ситуации. Правда, при создании событийного репортажа съёмка проходит в ограниченный период времени и снимки, как правило, располагаются в хронологической последовательности, а в тематическом работа может (хотя и не обязательно) продолжаться большой отрезок времени, исчисляться днями, месяцами и даже годами.
Репортажная фотография: Екатерина Романова, студент fotoshkola.net
Помимо того, что каждая фотография в серии обладает своим сюжетом, каждая из них должна дополнять другие, работать на сюжет всей истории. Как вы понимаете, это значительно усложняет работу фотографа.
После просмотра этой серии не возникает вопросов о сюжете: каждый снимок является кусочком мозаики, который делает историю более интересной и разносторонней.
Из скольких кадров должна состоять серия, сказать невозможно, всё зависит от ситуации. Но в репортаже однозначно должен быть ключевой кадр, который станет стержнем всей истории. Главное требование к нему — он должен быть самым выразительным, ярче всего раскрывать сюжет репортажной истории. Ключевой кадр может находиться как в начале серии, открывая её для зрителя, так и в конце, то есть быть кульминационным моментом. А остальные фотографии просто обрамляют ключевой, дополняя его, выстраивая сюжетную линию.
Ключевым кадр в этой истории — четвертый. Он стал кульминацией встречи собаки и птицы, а так же является наиболее эмоционально выразительным. Кстати, обратите внимание, как читается сюжет, он совершенно не требует каких-то текстовых комментариев, все и так понятно.
Как вы понимаете, репортаж требует быстрой реакции, умения предвидеть развитие событий, чтобы оказаться в нужном месте. Не говоря уже о доскональном знании техники, умении моментально настраивать камеру, а также интуитивно построении кадра, так как времени на принятие творческого решения будет крайне мало или вообще не будет.
Подготовка к съёмке, создание плана
Если вам кажется, что репортажную съёмку нельзя планировать, то вы ошибаетесь. Безусловно, всё предусмотреть нельзя, но примерный сценарий развития ситуации вам знаком в подавляющем большинстве случаев. Например, вы хотите сделать репортажную серию со дня рождения ребёнка. Правда ведь, что вы знаете основные ключевые моменты: встреча гостей, получение подарков, задувание свечей торта. Как видите, история уже есть, осталось просто дополнить её портретом именинника, а также добавить какие-то ситуативные эмоциональные моменты, которые расскажут об атмосфере праздника. И всё! Или взять что-то более серьёзное, например, соревнования по бегу. Даже непосвящённому в спортивные тонкости человеку ясно, что тут ключевыми кадрами будут: старт, преодоление дистанции, финиш победителя (это, кстати, скорее всего, будет ключевым кадром) и церемония награждения. Это не значит, то нужно отснять только эти фотографии, но уже с этим минимум вы сможете передать событие зрителю. Останется только добавить, как вариант, рукопожатие спортсменов перед стартом — получится очень эмоционально и здорово дополнит историю.
Если же речь про тематический репортаж, то вы можете ко всему прочему выбрать нужный вам свет, время года.
Автор: Татьяна Кондакова, студент fotoshkola.netТо есть вам нужно до съёмки (дома или по дороге) примерно представить, что будет происходить, что нужно обязательно отснять. Если репортаж предстоит большим, то лучше записать в блокноте и периодически с ним сверяться. Там же можно будет ставить галочки, чтобы не повторяться. А если вы не знаете место съёмки, то попробуйте найти его снимки, чтобы примерно представлять, в каких условиях предстоит работать.
Съёмочный процесс
Планирование, конечно, не отменяет того факта, что вам придётся во время съёмки быть очень внимательным, чтобы не упустить уникальных моментов, которые будут свойственны тому или иному событию. А они обязательно будут!
Несколько советов, которые вам помогут:
- Больше смотрите по сторонам и меньше в монитор камеры, чтобы не пропустить нужный момент.
- Если речь про событийный репортаж, то стоит узнать у организаторов расписание — так вы сможете уделить время и самому событию, и отснять окружающую его атмосферу, например, зрителей или закулисье подготовки.
- Лучше подъехать на событие чуть раньше, чтобы просмотреть место съёмки и прикинуть возможные кадры.
- Постоянно двигайтесь во время съёмки, не стоит ждать, что все интересные моменты будут случаться вокруг вас.
- Меняйте крупность плана: нужно обязательно сделать общий, чтобы показать общую атмосферу, и не забыть про детали, которые сделают серию более выразительной. Средние и крупные планы чаще всего получаются сами, хотя и про них не стоит забывать.
- Не стоит бездумно снимать всё подряд. Так вы можете забыть, что уже снято и упустить действительно важный момент.
- Используйте полуавтоматические режимы съёмки, чтобы камера сама подстраивалась под изменение условий.
- Если сцены динамичные, то лучше сразу приподнять ИСО, чтобы объекты не получились смазанными.
Анри-Картье Брессон ещё в середине XX века сформулировал понятие «решающий момент». Знаменитый мастер репортажа фотографировал сцену в момент достижения ею максимального эмоционального и динамического напряжения, что придавало снимку наибольшую выразительность. На практике это означает, что любое действие объекта съёмки нужно фотографировать в его пиковый момент, не раньше и не позже.
Кроме того, Анри-Картье Брессон считал, что реальность бесконечна, но фотограф должен выбрать только те решающие моменты, которые максимально значимы для передачи события. При этом если что-то будет пропущено, то серия может получиться неполной, а если перегрузить историю лишними, не решающими моментами, она будет сложнее восприниматься. Как видите, принципы композиции (о лишних объектах в кадре), о которых мы говорили во втором уроке, сохраняются и тут.
Как снимать репортажОтбор фотографий
Этот этап работы с репортажем не менее важен, чем все предыдущие. С какой частотой бы вы ни нажимали кнопку спуска затвора, фотографий всё равно будет больше, чем нужно. Если серия готовится для публикации в газете или журнале, то вряд ли редактор возьмёт больше 10 кадров, тогда как в интернете можно разместить намного больше снимков. В любом случае лучше стремиться к лаконизму. Несколько советов, как сделать вашу фотоисторию смотрибельной:
- Безжалостно удаляйте бракованные по экспозиции (если невозможно редактирование) или резкости кадры, даже если они вам нравятся. То же самое и по композиции — тут учитывается не только расположение объектов, но и свет, проработка важных для сюжета объектов.
- Сначала лучше выбрать ключевые фотографии, которые вы точно возьмёте и которые станут стержнем истории. А потом обрамите их второстепенными снимками.
- В фотоистории не должно быть повторов, дублей или просто похожих фотографий. Иначе однообразие быстро наскучит зрителю и вы его потеряете. То есть из серии дублей нужно выбрать самый лучший снимок. Проще всего это сделать на основании первого впечатления, оно чаще всего правильное. Или можно привлечь постороннего человека, чтобы помог выбрать.
- Лучше меньше кадров, но максимально выразительных, чем много, но только лишь неплохих.
- После составления серии проанализируйте её: должны присутствовать общие, средние, крупные планы, детали. Если их чередовать, то серия будет смотреться выразительнее. То же самое с вертикальными и горизонтальными фотографиями.
- История должна иметь завязку, развитие, кульминацию и завершение. Это самый простой способ построить серию, правда, не всегда он подойдёт, так как фотографии могут быть объединены и каким-то косвенным признаком. Тогда уже вам придётся решать, как разместить фотографии. Важно только, чтобы между фотографиями присутствовала какая-то связь, иначе снимки будут казаться обособленными.
Нужно быть готовым к тому, что в серии не будет гениального или хотя бы выдающегося кадра. В этом нет ничего страшного на самом деле. Намного хуже, если серия не станет лаконичным и цельным высказыванием.
Съёмка людей
Во время репортажной съёмки вам часто придётся фотографировать людей. Даже если они не являются главным объектами, то все равно будут присутствовать на снимках. Тут есть ряд тонкостей, которые нужно учитывать, чтобы избежать конфликтных ситуаций:
- Если снимаете человека вплотную, то не стоит это делать вдруг — можете вызвать негативную реакцию. Лучше познакомиться с героем, пообщаться, а уже потом спросить, не против ли он съёмки. Хотя, конечно, тут пострадает естественность. Можно, безусловно, попробовать сделать кадр исподтишка, а если герой заметит, то улыбнуться ему, поблагодарить, в общем, быть вежливым. Возможно, придётся показать кадр или даже удалить его на глазах у портретируемого, чтобы не нагнетать обстановку. И обязательно извиниться. Помните, что вы вторгаетесь в личное пространство человека!
- Если снимаете в поездке, то нужно изучить особенности менталитета жителей той или иной страны. Где-то съёмку воспринимают с радостью, где-то не против, но за деньги (и такое бывает), где-то существуют вполне определённые табу.
- Если снимаете исподтишка, то старайтесь не привлекать к себе внимание резкими жестами, быстрыми движениями. Лучше слиться с толпой. Кстати, в этом поможет и одежда спокойных тонов, без кричащих цветовых акцентов.
- Большие профессиональные камеры выдают в вас фотографа. Сейчас существует множество фотоаппаратов небольших по размеру, но с хорошим качеством выдаваемого изображения. Если не хотите быть заметным, лучше пользоваться ими.
Обработка серии
Если вы уже умеете обрабатывать снимки и хотите применять эти знания на репортажных кадрах, то тут стоит учитывать одну вещь. Раз уже вы делаете из фотографий рассказ, то снимки должны быть одинаково обработаны. Разные алгоритмы стоит применять, только если фотографии отличаются по свету — он очень сильно влияет на цвета. Тут нужно будет ориентироваться на оттенки-маркеры, то есть те, что присутствуют на всех фотографиях и доминируют в них — цвет неба, травы, одежды главного героя (если он есть). Так фотоистория сохранит цельность.
Выбор техники
Если с выбором камеры, скорее всего, проблем не будет, так как она одна, то с оптикой всё немного сложнее. Часто фотографами используются телеобъективы, так как они позволяют находиться далеко от объектов съёмки, быть незаметными. Кроме того, при наличии возможности зуммировать больше вероятность поймать удачный снимок.
Автор: Елена Несвитайло, студент fotoshkola.net, фокусное расстояние 235ммС другой стороны, использование широкого угла, то есть фокусных от 17 до 35 мм позволяет лучше погрузить зрителя в атмосферу сцены, да и из-за перспективных искажений снимки часто смотрятся динамичнее, объёмнее.
Автор: Гала, студент fotoshkola.net, фокусное расстояние 24ммИстина, как обычно, находится где-то рядом — объективы лучше комбинировать, чтобы подобрать наилучший для конкретной сцены. Тем более что дело не только в зуммировании и незаметности, но и, как вы теперь знаете, в передаче пространства, которое отличается у разных фокусных расстояний. Правда, времени переодевать объективы, скорее всего, не будет, поэтому в этом случае придётся или снимать на две камеры, или одевать самый универсальный.
Загрузка…photostocks.info
Репортажная съемка. Основы репортажной съемки.
Фоторепортаж — это своего рода связный рассказ, где выразительными средствами являются мастерство фотографа и качество камеры. Фоторепортаж уже давно стал самостоятельным жанром фотографии, со своими задачами и стилевыми особенностями.
Есть у слова «репортаж» и второе значение — это метод съемки события без вмешательства в его естественное течение.
Данный жанр не предполагает скрупулезного исследования явлений жизни, анализа происходящего. Это беглый рассказ о событии, своего рода песнь казахского акына: что вижу — то пою! Результат творческих усилий и в песенном творчестве, и в фотографическом репортаже зависит в большой мере от личности исполнителя. Если акын не обделен талантом, воображением и вооружен опытом предыдущих поколений, песня может получиться интересной.
Специфика репортажной фотосъемки
Фоторепортаж — это серия снимков, сделанных в ходе какого-либо события, когда фотограф ограничен временем и сценарием происходящего. Таким образом, репортаж ставит фотографа в некие временные и сценарные рамки. Репортажный метод съемки исключает режиссирование, хотя в некоторых ситуациях фотограф может немного провоцировать людей или ситуацию. Но это бывает нечасто — искусство репортажа состоит в том, чтобы, не режиссируя кадр, снять его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку, план, ракурс, момент.
Фоторепортер, если ему поручено запечатлеть событие, происходящее внезапно, в очень короткий промежуток времени, должен носить фотоаппарат наготове. Это дает возможность в нужный момент с любой точки мгновенно сделать первый снимок. Затем, если действие повторится, фотограф может оказаться в более подходящих условиях съемки и технически улучшить следующий кадр. Но надо помнить, что второй шанс предоставляется далеко не всегда.
Когда фоторепортер не может передвигаться по месту действия (например, при съемке демонстраций, парадов), фокусировку объектива на резкость он производит по объекту, мимо которого должны пройти люди.
При такой съемке диафрагму устанавливают с учетом необходимой глубины резкости, а скорость затвора — с учетом условий освещения и скорости движения людей.
Спортивные состязания
Фоторепортаж о любом виде спорта делать нелегко. Чем больше соревнуется спортсменов, тем труд- нее сконцентрировать внимание на ком-либо одном из них, предусмотреть возможные наложения. Немного проще снимать те соревнования, которые проходят в единоборстве: гимнастика, горные лыжи, верховая езда и др. Здесь в поле зрения один спортсмен, и это позволяет лучше оценить момент съемки.
Особенностью спортивного фоторепортажа является то, что оператор, как правило, не может предугадать, что произойдет в ближайшее время, вот почему надо работать в режиме многокадровой съемки. Если вы всерьез намерены заняться этим нелегким делом, то при выборе фотоаппарата обратите особое внимание на данную функцию. Причем важна не только скорость съемки, но и такие параметры, как продолжительность серии кадров и разрешение. Встречаются модели фотоаппаратов, обеспечивающие очень быструю серийную съемку, но: с разрешением не более одного мегапиксела. Такого показателя недостаточно даже для печати фотографий размером 10х15 см.
Другая важная особенность для съемки спортивных состязаний — быстрота автофокуса. Этот параметр обычно не указывается в технических характеристиках, и его приходится оценивать, взяв камеру в руки. Причем нужно иметь в виду, что во многих случаях модель может демонстрировать высокое быстродействие системы автофокусировки при ярком освещении, но при снижении яркости это значение падает.
Репортаж с праздника
Застолье лучше снимать с верхней точки, например встав на стул. В таких условиях вам будет все хорошо видно, в кадре поместится больше людей, сидящих за столом, и в то же время руки одних гостей не будут загораживать лица других. Возможно, на первом плане такого снимка окажутся руки гостей, здесь важно не пересветить.
Лишний раз хочу напомнить, что в композиции большую роль играют второй и третий планы, которые могут быть либо активными, то есть подыгрывают смысловой основе, либо пассивными, как, например, откровенно смотрящий в объектив человек. В репортажной съемке следует избегать моментов, когда кто-то целенаправленно хочет попасть в объектив. Это так называемые уши фотографа, то есть если кто-то из персонажей смотрит в объектив аппарата, то это сразу выдает присутствие фотографа. Камера в таких репортажных сюжетах должна быть невидимой для всех. И чем удачнее «спрячется» фотограф, тем лучше получится снимок.
Съемка концерта
Концертная съемка — один из самых сложных видов фоторепортажа. Условия там редко способствуют получению качественных снимков, чаще наоборот, поэтому хорошая аппаратура в данном случае — условие номер один. Особенно важна светосила оптики: снимать на концерте со вспышкой — это убить сценическое освещение, а вместе с ним и атмосферу. Часто для оформления концертов используют дым, а что такое вспышка в дыму? Это загубленный кадр. Огромное значение при такой съемке имеет возможность безболезненно для картинки повышать эквивалентную чувствительность матрицы. У цифровых «зеркалок» благодаря существенным размерам матриц больше и размер единичной приемной ячейки — пиксела, поэтому при усилении сигнала (повышении чувствительности) шумов на изображении появляется немного и картинка остается достаточно чистой.
Здесь, кстати, уместно еще раз упомянуть об огромном преимуществе цифровых камер перед пленочными — речь идет о балансе белого. Сохранить на снимке цвета сценического освещения — это значит передать все нюансы атмосферы концерта. На пленке в такой степени управлять цветом в данных условиях невозможно.
Съемка с проводкой и без
Обычно во время съемки движущейся толпы очень сложно найти момент, когда люди «не сливаются». В этом случае от фотографа требуется огромная наблюдательность — надо следить за всеми планами и держать в поле зрения все действующие лица. Это, может быть, самое сложное в документальной фотографии, этому надо учиться. И мой вам совет: идете ли вы по улице, едете ли вы в транспорте, старайтесь находить вокруг кадры со сложной композицией, с большим количеством действующих лиц и учитесь «останавливать глазом» эти мгновения.
В ситуациях, когда основной объект — автомобиль, желательно снимать на длительной выдержке с проводкой, за счет этого получается большая динамика, и композиция намного выигрывает.
Съемка с проводкой осуществляется при совпадении угловых скоростей перемещения объекта и его оптического изображения. Стараясь сохранить движущийся объект в определенной точке кадрового пространства, фотограф нажимает на спусковую кнопку во время поворота камеры за движущимся объектом.
Массовые шествия и сцены лучше фотографировать с высоких точек (третий или четвертый этаж), выбирать боковое освещение, строить кадр не прямо, а несколько по диагонали.
Кстати, собрания и заседания рекомендуется фотографировать с высоты не ниже 2-3 м. Хорошие результаты дает и более высокая точка. Во время перерывов заседаний (в кулуарах) надо снимать с уровня глаз, стремясь к тому, чтобы беседующие не замечали фотографа, не пытались ему позировать.
Выступающих с трибун лучше не фотографировать снизу — острый ракурс искажает лица. Лучше снимать с уровня трибуны или издалека телеобъективом.
Требования к аппаратуре
Как мы уже говорили, художественную значимость фоторепортажей переоценить сложно — они, как ни какой другой жанр, наиболее точно и достоверно способны отразить целую эпоху, опираясь на мгновения, попавшие в кадр. Однако подобные работы — это не только воплощение таланта художника, но и демонстрация виртуозного владения фототехникой и приемами съемки. Естественно, требования к аппаратуре в этом случае достаточно высоки и специфичны, но выразить их в двух словах несложно — фотоаппарат не должен накладывать никаких ограничений на возможности съемки.
Несомненно, репортажная камера обязана делать хорошие снимки в условиях сложной освещенности. Недостаточность света, излишняя его интенсивность, наличие в кадре «засвеченных» объектов наряду с глубокими тенями или невозможность применять дополнительное освещение (в случае запрета использования вспышки) — это обычные условия для съемки репортажей, и аппарат должен быть рассчитан на работу в них. У профессионального фотографа возможностей сделать фотографии при подобном освещении, используя пленочный аппарат, достаточно много. Снимать в таких условиях позволяет большой набор сменной оптики, широкий диапазон пленок разной чувствительности и возможность отработки сложной экспозиции, присущая современным профессиональным камерам. При переходе на цифровую технологию фотограф получает ряд преимуществ: оперативность, выгоду за счет экономии на расходных материалах, удобство хранения и структурирования цифровых снимков и т. д. Все это особенно важно для фоторепортера, когда счет идет на секунды, а число кадров измеряется сотнями. Ограничения напрямую зависят именно от используемой в каждом конкретном аппарате светочувствительной матрицы.
Для репортажной съемки было бы неплохо обзавестись «цифровиком», в котором уже заложена функция непрерывной съемки. Для оперативной работы необходимы также дальномер, быстро работающий затвор, возможность использования сменных объективов. Не удастся обойтись и без стандартного набора светофильтров, электронной фотовспышки, легкого штатива и фотоэлектрического экспонометра.
Набор светосильных объективов (1:1.5-1:2.8) должен помочь в самых неблагоприятных для съемки световых условиях. Нормальный, широкоугольный и телеобъектив — обязательный комплект оптики для фоторепортера.
Если фотограф хочет затеряться в толпе, то для этого надо иметь негромоздкие предметы аппаратуры, которые не привлекали бы особого внимания. (Сейчас многие имеют фотоаппараты, и люди все меньше реагируют на «мыльницы» и маленькие камеры, но профессиональная фототехника, как правило, сразу же бросается в глаза.) Фоторепортер должен уметь вжиться в ту ситуацию, которую хочет запечатлеть, и остаться при этом незамеченным. И не надо пытаться сразу вытаскивать фотоаппарат, потому что этим очень легко можно разрушить естественную атмосферу происходящего. Очень сложно оставаться невидимым с фотоаппаратом в толпе, для этого требуется определенный профессиональный опыт. Конечно, чтобы фотографировать совершенно незнакомых людей, когда те спешат по делам и уж точно не хотели бы сохранить свою унылую физиономию для истории, нужно набраться изрядной наглости или использовать телеобъектив или скрытую камеру. Как бы то ни было, многие известные фотографы советуют работать скрытой камерой даже при съемке близких, потому что человек, который не позирует, выглядит более естественно, непринужденно и соответственно более интересно.
fotopoisk.com.ua
Репортажная фотография
Дата публикации: 04.11.2016 12:09
Фото видео студия «Бекар» — свадебная репортажная фото видеосъёмка!
Очень часто каждому из нас доводится быть участником чего-то. Свадьба друзей, корпоративная вечеринка, общественная деятельность, коммерческая презентация, погодная аномалия, дорожно-транспортное происшествие и остальные явления общественной или личной жизни объединены одним понятием: событие — то, что имеет место быть, происходит, наступает или в произвольной точке пространства-времени (природные катаклизмы или аномалии, чрезвычайные происшествия и т.д.), или в определённой точке пространства-времени (митинг недовольных или презентация нового товара в супермаркете и т.д.).
При этом мы можем быть как непосредственным участником события и идти в колонне митингующих, так и наблюдать за происходящим со стороны. Так вот: фотография, полученная с места какого-либо события, называется репортажной, а фотограф, работающий в этом жанре — фоторепортёр или фотожурналист. Сегодня, когда мобилография как разновидность фотоискусства стала очень популярна, практически каждый из нас является фотожурналистом. При этом у каждого есть возможность зафиксировать событие как со стороны, в качестве наблюдателя, так и «изнутри» в качестве участника (селфи). Достаточно иметь при себе мобильный телефон со встроенной фотокамерой, и селфи палку.
Давайте попробуем разобраться, чем репортажная фотография отличается от уличной или документальной. Итак: первое отличие — повествовательность. Или объём информации на каждый условный квадратный сантиметр фотографии. Чем больше информации о событии, изображённом на снимке, сможет получить зритель, тем лучше. Если художественная фотография или уличная фотография могут в своём содержании допускать элемент недосказанности, завуалированности, то репортажная фотография должна максимально информативно рассказать зрителю о том, что увидел фотограф. Крупный план букета цветов в руке вряд ли поможет рассказать зрителю, что это: возложение цветов на могилу, вручение цветов на первом свидании или продавец цветов с букетом в руке.
Последний звонок в школе
Тот же последний звонок
Из повествовательности вытекает второе отличие — объективность. Если по каким-то причинам (неправильная точка съёмки, неудачный ракурс или несоответствующий съёмочный план) фотография дополняется другими информативными элементами (название фото, заголовок статьи и т.д.), представление о сути события не должно быть перевёрнуто «с ног на голову».
Футболиста, плачущего на футбольном поле, можно представить зрителю как автора гола со слезами счастья на глазах, а можно представить как виновника гола, пропущенного его командой.
«Юноша спас жизнь пенсионеру по время пожара!!!»
А на самом деле студенты-медики практикуются на макете
Если фоторепортёр с места события делает фотохронику (систематизация события посредством нескольких фотографий), в этом случае последовательность снимков, представленных на суд зрителя, должна соответствовать хронологии развития событий — это третье отличие.
В том случае, когда все три вышеперечисленные условия выполнены, репортажная фотография может считаться беспристрастной.
Вторая мировая война породила не только всплеск спроса и предложения на рынке качественной репортажной фотографии, но и стимулировала производителей фотооборудования к разработке и внедрению более быстрых и компактных фотоаппаратов. И уже начиная с 1970-х годов именно благодаря технологическому прорыву в фотосъёмке и фотообработке репортажная фотография начинает обретать коммерческий окрас и всё больше и больше экспонируется в художественных галереях.
Наиболее удачным примером использования коммерческого потенциала репортажной фотографии является свадебная фотосъёмка. Всё, что свадебный фотограф фиксирует без применения дублей и постановочных эпизодов — свадебная репортажная фотография — жанр, набирающий сумасшедшую популярность в наши дни.
Статьи по теме:
Документальная фотография
Архитектурная фотография
Свадебная фотография
Пейзажная фотография
Уличная фотография
Портрет
Фотография как профессия
Вебинар по фото и видеосъёмке
© Студия Бекар. Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.
bekarstudio.ru
Чем отличается репортажная съемка от обычной фотосессии
Стало давней традицией, что все значительные мероприятия, будь это событие государственной важности или книжная выставка, спортивные соревнования или кинофестиваль, освещают не только журналисты, но и фотографы. Серии снимков, запечатлевших отдельные моменты, эпизоды происходящего, носят название фоторепортажа или репортажной съёмки.
Специфика процесса
Репортажная съемка коренным образом отличается от обычной. Принципиально разный, прежде всего, подход к отбору и подаче материала. Для фотосессии или традиционных снимков важна художественная сторона натуры, т.е. того, что фотографируется и изображается на карточке. Поэтому любой фотограф в некоторой степени является и художником. Он старается не только показать отличительные черты снимаемого объекта, но сделать это красиво, с изюминкой, создавая художественный образ.
Фотохудожник тщательно планирует композицию будущих фотографий, выбирает нужный тон освещения, цветовой диапазон. Он может свои модели попросить улыбнуться или сделать печальный вид – в зависимости от сюжета. И даже если фотографии заказанные и должны соответствовать определённым требованиям, у фотографа остаётся много возможностей для импровизации. Репортажная съемка не такая.
Главная задача фоторепортёра – объективность и правдивость работы. Фотографируя визит президента в зарубежное государство или его встречу с народом в провинциальной глубинке, делая снимки на месте происшествия очередной аварии или с митинга протеста оппозиции, репортёр творит летопись страны, пишет её историю. Репортажная съемка делается экспромтом, на ходу, и фотограф должен успеть угадать нужный ракурс, выбрать наиболее удачную точку съёмки, её момент. Действовать нужно быстро, чтобы не упустить особое выражение лица, жест или движение, «говорящий» фон и такие детали, которые превратят снимок в фотодокумент. Таким образом, получается своего рода фоторассказ, который должен быть подан интересно, увлекательно, ярко, живо. Часто ради одного верного кадра репортёр десятки раз нажимает на кнопку «пуск», а потом выбирает несколько самых удачных. Он – очевидец, и через его снимки зритель приобщается к происходившему, погружается в гущу событий, становится их участником, ощущает накал страстей и драматизм, переживает неповторимые моменты истории.
Понятно, что репортажная съемка – дело сложное, требует высокого профессионального мастерства. Научиться подавать материал «простенько, но со вкусом» можно не за один день или месяц. Рука и глаз «набиваются» годами. Ведь отобранные снимки должны быть жизненными и передавать дух событий. Потому можно сказать: репортажная съемка — это повествование в «картинках» о своих современниках и своей эпохе.Часто серия фотографий сопровождает текст газетной статьи или публикации в блоге. Следовательно, содержание фоторепортажа должно соответствовать текстовому, и часто без заблаговременной договорённости. Такая согласованность – тоже один из признаков профессионализма.
Снимаем праздник!
Одна из разновидностей фоторепортажа – съёмка праздников. Как и репортажная, она включает в себя практически все жанры и типы съёмок: портретную, пейзажную, «с натуры», интерьерную, т.е. бытовую, статичную и подвижную. Фотосъемка праздников должна передавать соответствующую атмосферу, настроения, эмоции. И тут фотограф превращается в художника. Он захватывает самые яркие и красочные моменты, самые трогательные и счастливые, весёлые и интересные. Ведь подобный репортаж помогает сохранить память о торжественных событиях на долгие годы.Профессия фотографа – профессия по призванию. Её надо любить, ею надо жить, в ней нужно стремиться к совершенству. Только тогда можно стать настоящим мастером-фоторепортёром.
fb.ru
Первая съемка репортажа
Что необходимо знать при первой съемке репортажа. Какую технику с собой взять. Что и как снимать на мероприятии.
Обо всем этом и о многом другом мы поговорим в статье «Первая съемка репортажа». Сегодня я расскажу обо всех основных вещах, которые должен знать фотограф для успешной съемки репортажа.
Итак, вас пригласили снимать репортаж: корпоративный праздник, музыкальный фестиваль, презентацию или любое другое мероприятие. Для успешной съемки, прежде всего, необходимо правильно подготовиться. Давайте посмотрим, какое оборудование должно быть в фотосумке репортажного фотографа.
Фотосумка фотографа
Объективы
Во время репортажа, фотограф должен быть готов к съемке разноплановых кадров. Сначала надо снимать людей в банкетном зале, а потом — музыкантов на сцене.
Именно поэтому вам необходимы объективы, которые будут покрывать все основные фокусные расстояния. Большинство фотографов для съемки репортажа используют два вида оптики:
- Широкоугольный объектив («ширик»)
Именно «ширик» — основной рабочий объектив репортажного фотографа. С таким объективом вы сможете поместить в кадр большое количество снимаемых объектов. А это необходимо при съемке общих планов или, например, групповых портретов.
35mm — классический широкоугольный объектив для съемки репортажа. Практика показывает, что большинство репортажных кадров делается именно на этом фокусном расстоянии. Также очень удобно использовать зум-объективы, например, 18-70mm. С зум-объективом вы сможете быстро изменять фокусное расстояние, что в условиях репортажной съемки очень важно.
- Длиннофокусный объектив («телевик»)
Самый популярный и удобный для репортажа телевик — 70-200mm. Телевик используется, когда вы находитесь далеко от объекта съемки, что нередко случается на репортаже. Также с помощью него можно делать интересные крупноплановые портреты посетителей мероприятия.
Итак, в нашу фотосумку мы кладем 18-70mm и 70-200mm объективы, тем самым мы сможем работать на фокусных расстояниях от 18 до 200 mm. А значит — у нас получиться сделать любой кадр, который нам будет нужен.
Основные характеристики объективов я приводил в отдельной статье.
Вспышка
Вспышка — один из основных рабочих инструментов репортажного фотографа. Зачастую на мероприятиях очень слабое освещение, и дополнительный свет просто необходим. А как выбрать вспышку, вы уже знаете.
Но собираясь на съемку репортажа, надо обязательно учесть несколько важных вещей:
- Возьмите с собой запасные комплекты батареек для вспышки.
На репортажной съемке вы будете делать большое количество кадров, а значит заряд батарей вашей вспышки быстро закончится. Всегда имейте с собой 4-5 запасных комплектов батареек. Лучше, чтобы после мероприятия у вас остались неизрасходованные батареи, чем если батарейки сядут во время съемки и вы не сможете пользоваться вспышкой.
- Возьмите цветную кальку
Цветная калька, или просто небольшая пластинка из полупрозрачного пластика — необходимая для некоторых случаев вещь. Дело в том, что иногда нужно окрасить свет от вспышки. Например, когда вам нужно сделать свет вспышки более «теплым». Для этого достаточно просто наклеить оранжевую пластинку на вспышку — и вы получите более теплые цвета.
- Отражатели и рассеиватели
Свет от вспышки очень жесткий и узконаправленный. Именно для того, чтобы его смягчить и рассеять, существуют отражатели и рассеиватели. Если вы хотите делать действительно качественные фотографии — вам необходимо всегда иметь их с собой на съемке. В ближайшее время я отдельно расскажу об использовании отражателей для вспышек.
Важные мелочи
Собираясь на съемку, важно не забыть о нескольких необходимых вещах:
- Аккумуляторы и зарядные устройства
Кроме комплекта батарей для вспышки, возьмите дополнительный аккумулятор для камеры. Лучше всего иметь с собой и зарядное устройство для камеры и аккумуляторов вспышки.
- Поляризационный светофильтр
Светофильтры — незаменимая вещь в цифровой фотографии. И особенно это верно для поляризационного фильтра. Если мероприятие проходит на открытом воздухе, именно поляризационный фильтр даст вам возможно сделать красивые и очень эффектные кадры.
Снимать в RAW или JPG — решать, конечно, вам. Но для серьезной репортажной съемки профессионалы используют RAW, так как он дает большие возможности для последующей обработки. К сожалению, плата за эти возможности — большой размер файлов. Поэтому захватите с собой как можно больше памяти. Практика показывает, что на 4-6 часовую репортажную съемку уходит порядка 12-16 Гб памяти.
Собрав нашу фотосумку, мы отправились на мероприятие. Теперь перед нами встает важный вопрос — что именно надо снимать на мероприятии, чтобы клиент остался доволен фотографиями?
Работа на мероприятии
Чтобы снять хороший фоторепортаж, прежде всего нужно понять — для какой цели вы делаете фотографии. Понятно, что клиент заказывает съемку не просто так, а чтобы в последствии как-то использовать получившиеся фотографии.
Снимая корпоративный праздник, презентацию или любое другое мероприятие — вы должны понимать, куда потом пойдут ваши фотографии и исходя из этого — снимать те кадры, которые нужны заказчику.
Хороший репортажный фотограф, снимая мероприятие, делает фотографии трех типов:
- Фотографии для внутреннего использования
Снимки для публикации в корпоративном журнале, оформление брошюр и прочих материалов, которые будут использоваться внутри компании. Какие это должны быть фотографии? Это фотографии, которые интересны прежде всего — руководству компании. Вы должны запечатлеть, как веселятся и отдыхают участники мероприятия. Как проходят конкурсы и розыгрыши призов.
- Фотографии для использования в СМИ
Фотографии с некоторых презентаций или праздников впоследствии публикуются в СМИ. Соответственно, вы должны делать кадры с расчетом на их дальнейшую публикацию в изданиях.
А именно:
— Позитивные, радостные люди в кадре, где присутствует логотип или символика компании.
— Разноплановые кадры с выступлений высшего руководства компании.
— Кадры, максимально позитивно рассказывающие о мероприятии в целом.
- Персональные фотографии участников мероприятия
Старайтесь делать и обычные кадры с участниками мероприятия, в стиле «Я и Вася улыбаемся в камеру». Это банальные кадры, но они очень востребованы. Дело в том, что самим сотрудникам компании или участникам мероприятия действительно интересны те кадры, на которых есть они сами. И именно такие кадры они будут потом выкладывать на «одноклассниках» и «вконтакте».
Также не забывайте об абстрактных фотографиях — интерьера, столов с едой и пр. Особо увлекаться такими сюжетами не стоит, но небольшое наличие подобных кадров в вашем репортаже необходимо.
Теперь поговорим о нюансах, которые необходимо учесть для успешной съемки мероприятия.
Всегда приезжайте на съемку заранее. Это даст вам возможность ознакомиться с условиями съемочной площадки и «пристреляться» к ним, а так же узнать у организатора план мероприятия. Уточните, какие моменты мероприятия особенно важны для клиента и во время съемки уделите им особое внимание.
Снимая людей на мероприятии, часто можно увидеть, как встречаются старые друзья или знакомые. Обязательно подойдите к ним и предложите сделать снимок — они будут только рады, а вы получите по настоящему позитивный кадр.
Также вас могут попросить сделать групповой портрет.
Самое главное в съемке группового портрета — делать побольше дублей. Когда в кадре одновременно находится много людей, велика вероятность, что один из них моргнет или отвлечется. Поэтому делайте больше дублей, один да точно удастся.
Снимая репортаж, не экономьте на кадрах. Специфика репортажной съемки такова, что в кадре одновременно находится много людей. И может получиться так, что отличная фотография будет испорчена скривившимся лицом человека на заднем плане кадра. Снимать много дублей — самый эффективный (и по сути единственный) способ избежать этого неприятного момента.
При построении кадра — старайтесь сделать так, чтобы в нем присутствовал логотип компании и название мероприятия. Это очень важно, т.к. подобный кадр больше расскажет зрителю о мероприятии. Ведь по сути, задача репортажного фотографа — рассказать в фотографиях, что это было за мероприятие, а так же где, когда и как оно происходило.
Но самое главное правило для успешной работы на мероприятии — улыбайтесь и будьте на позитиве. И тогда люди, которых вы будете снимать, начнут улыбаться вам в ответ.
Итак, теперь вы знаете о работе на мероприятии, но не менее важно знать некоторые технические тонкости съемки репортажа. О них мы и поговорим.
Съемка репортажа
Есть некоторые классические приемы съемки, которые проверены практикой и действительно очень эффективно работают.
Например, съемка на диафрагму 5,6. Это универсальная диафрагма для репортажной съемки. Дело в том, что именно при такой диафрагме глубина резкости достаточная, чтобы человек на переднем плане был полностью в фокусе, а задний план — ушел в приятный глазу расфокус.
Соответственно, если мероприятие проходит на открытом воздухе, вы можете поставить режим приоритета диафрагмы и ваша камера будет автоматически под нее подстраивать выдержку.
Отдельного разговора заслуживает светочувствительность — ISO.
Снимая репортаж, вам часто придется выбирать между высокими ISO (а значит и большим уровнем шумов) или съемкой на более длинных выдержках, чреватыми появлением шевеленки. Также важно помнить, что при обработке вам может потребоваться повысить яркость фотографии, а значит, шумы станут еще более заметными.
Но тем не менее, практика показывает, что лучше все таки поднять ISO, т.к. шевеленку намного сложнее убрать при обработке, в отличии от цифровых шумов. Для работы с шумами существуют специальные программы шумодавы, например, Noise Ninja или Neat Image.
Когда мы отсняли материал и привезли его домой, наступает следующий этап работы — обработка фотографий.
Обработка репортажных фотографий
В чем главная особенность обработки репортажных кадров?
В том, что вы работаете с большим объемом фотографий. Как правило, «на выходе» у фотографа должно получаться 300-600 отобранных хороших фотографий. Количество кадров варьируется в зависимости от продолжительности мероприятия, но в любом случае — вам предстоит обработка большого объема материала.
Чтобы эффективно работать с таким количеством фотографий — необходимо уметь пользоваться пакетной обработкой, то есть обработкой сразу большого количества фотографий. Подробнее о пакетной обработке я расскажу в ближайшее время, так как эта тема действительно заслуживает отдельной статьи.
Также очень важно уделить внимание цветам на фотографии. Ваши фотографии должны быть яркие цвета, сочные и насыщенные.
Такие фотографии сразу привлекают к себе внимание и априори нравятся заказчикам. Если вы снимаете на улице — всегда немного повышайте Saturation (насыщенность) и контраст — это сделает кадр более живым и ярким.
Кроме яркости и насыщенности, очень важно, чтобы ваши фотографии были резкими.
Резкость кадра — одна из тех вещей, которые замечает даже далекий от фотосъемки и фотографии человек. Самая большая проблема при увеличении резкости в том, что вместе с резкостью увеличиваются и шумы на фотографии. Но этого можно избежать, если использовать один очень эффективный прием по пакетному увеличению резкости с помощью actions в Photoshop. Суть этого способа в том, что мы увеличиваем резкость только на светлых участках кадра, не затрагивая теней (где больше всего заметны шумы).
Подробно я описывал этот метод увеличения резкости в предыдущей статье.
И всегда, абсолютно всегда, вместе с фулл-сайзами фотографий я записываю на диск превью размером 700-800 пикселей по длинной стороне. Просматривать их намного быстрее и проще, нежели громоздкие фулл-сайзы, а также их можно сразу послать по почте или выложить на «одноклассники».
Безусловно, тема репортажной съемки огромна и имеет массу нюансов, о которых не расскажешь в одной статье. И в будущем я обязательно посвящу еще несколько статей этой теме.
Мои другие статьи по репортажной съемке:
«Оборудование репортажного фотографа»
«Выбор камеры и оптики для репортажной съемки»
fototips.ru
Особенности съемки репортажной фотографии
«Первое слово, которое я бы исключил из журналистского лексикона, — это слово „объективный”». В. Юджин Смит, фотограф
Другой язык
Слово «репортаж», как и многие другие, пришло к нам из европейских языков. Французский глагол reporter имел бытовое значение — «переносить», «перемещать», а английское report в переводе означает «доклад», «отчет» или «сообщение». Получается, что журналист или репортер тоже перемещает новости и события из реальности в другую плоскость, а фотографический репортаж есть некое сообщение, послание зрителю, в основном читателю газеты или журнала, но не с помощью слов и предложений, а с помощью зрительных образов. Проще говоря, фоторепортаж — это рассказ о жизни в картинках-фотографиях, ведь всегда «лучше один раз увидеть».
Фотографический язык универсален, потому что ему не надо слов, и если репортерские снимки профессиональны и талантливы, то суть происходящего понятна зрителям независимо от их национальности и страны проживания. Вы можете рассматривать фотографии, сделанные в другом месте планеты, или листать иллюстрированный журнал, не зная языка и не понимая текста, но тем не менее, глядя на картинки, сумеете уловить смысл происходящего.
Фотографический язык эмоционален, потому что не только может передать с большой силой чувства, настроения, переживания, но и вызвать в душе смотрящего свои сопереживания, представления и ассоциации. Репортажные снимки в силу своей документальности могут заставить человека поверить, что он тоже был там, на месте, и пережил событие вместе с его участниками.
Фотографический язык выразителен, потому что в лучших своих образцах репортажная фотография не только протоколирует и показывает жизнь без прикрас, но создает собственный художественный образ, который в дальнейшем может жить совершенно самостоятельно.
Разумеется, для того чтобы фоторепортаж превратился в самодостаточное произведение, необходимо, чтобы событие или тема сами по себе были фотогеничны, чтобы фоторепортер думал, когда снимал, и знал, что он этим хочет сказать. Чтобы бильд-редактор газеты, журнала или организатор выставки выбирал и ставил снимки в соответствии с логикой события, а фотопечать или полиграфия были качественными. Лишь при этих необходимых условиях репортаж может состояться как художественное повествование. Но все это относится к профессиональному репортажу, а как же любители?
Как и любому языку, фотографическому репортажному необходимо учиться, только с первого взгляда все кажется простым и ясным. Что там репортаж? Взял камеру, пришел, увидел, несколько раз нажал на кнопку, снял — и все, шедевры готовы. К сожалению, такое наивное представление о репортерской съемке в наше время распространено и свойственно не только простым обывателям, но даже тем, кому приходится иметь дело с репортажной фотографией в силу профессии.
Любой язык использует слова, фразы, предложения. Для фотографа-репортера изобразительный материал — люди и живая реальность, которую он видит через видоискатель, и может перенести ее на фотографию лишь с помощью форм, линий, светотени, цвета и других изобразительных средств. Другого не дано. Он может снять одну, или серию фотографий, или отслеживать своих героев на протяжении долгого времени, но, пожалуй, самый важный момент — оказываться в нужное время в нужном месте.
А где же автор?
Фотоаппарат как никакой другой инструмент приспособлен к фиксации действительных событий, поэтому практически любой человек, взяв в руки камеру и немного помучавшись, может рассказать о своей или чужой жизни собственным фотографическим языком. Вот кто-то берет камеру и механически снимает свой дом, семью, собаку, простодушно оставляя в домашнем альбоме память о реальных людях и событиях. В этих простых фотоснимках-утверждениях есть лишь подлежащее и сказуемое, а человек с камерой говорит прямой речью: «Вот мой дом, моя семья, моя собака…» Все остальное, что «дом красивый», а «собака очень большая», зрителю уже видно на снимке. Но если фотограф приложит немного усилий, преодолеет натуру (как свою собственную, так и ту, что снимает) и если повезет, то на фотографиях проявятся и атмосфера дома, места, характеры членов семьи и даже собаки. Такая домашняя съемка еще не репортаж, но если человек с камерой был искренен, то зритель увидит и почувствует дух времени даже на снимках, сделанных просто для семейного альбома, ну, может быть, не тотчас, а спустя какое-то время. Фотографии из семейных архивов обладают тем же свойством, что и коньяки: чем больше выдержка, тем они интереснее окружающим.
Говоря о профессиональном репортаже, замечу, что любое событие развивается и меняется каждое последующее мгновение, и фотограф выбирает и останавливает в этой череде именно те, которые, на его взгляд, наиболее полно и выразительно передают суть происходящего. Несмотря на точность воспроизведения камерой подлинных фактов, авторство снимков может быть достаточно просто установлено по почерку фотографа. Даже одно и то же событие, самое протокольное мероприятие, два классных репортера, стоя рядом друг с другом, все равно снимут по-разному, и если вы знакомы с их фирменным стилем, то не составит труда узнать, кому принадлежит тот или иной снимок.
Выдающийся мастер репортажа Анри Картье-Брессон говорил, что «…факт сам по себе неинтересен. Интересна точка зрения, с которой автор к нему подходит». Любой факт может быть интерпретирован фотографом, и если событие развивается во времени по своему сценарию, то от желания репортера зависит, что попадет в кадр, какую точку съемки он выберет, в какой момент нажмет на кнопку. Лицо красивого человека может быть искажено гримасой, в движениях танцоров есть промежуточные фазы — стоп-кадр зафиксирует и эти мгновения.
Западная новостная фотография очень ценила кадры знаменитостей, застигнутых врасплох: зевающих, спотыкающихся или ковыряющих в носу. Ту же самую стилистику стремились использовать и в газете «Коммерсантъ», где фотографы независимо от их собственного видения были «заточены» на «шкодную» картинку. «Нас все интересует, но ничто не волнует. Нам не нужен просто портрет ньюсмейкера, нам нужно, чтобы он делал что-то из ряда вон выходящее» — вот своеобразное кредо «Коммерсанта». В этом случае общий фотографический язык газеты подчинял себе индивидуальный стиль и видение каждого из фотографов.
Авторский почерк фотографа не появляется сам собой, фоторепортеры, снимая долгие годы, находят для себя какие-то только свои излюбленные приемы: это может быть нижняя точка или широкоугольник или съемка длинным фокусом через отражения в зеркалах и т. д. Специально зацикливаться на этом не надо, свой почерк может выработаться у каждого, кто много снимает и размышляет, что снимает.
Из истории фоторепортажа
Смысл самого слова «репортаж» двойственен: с одной стороны, репортажем мы называем способ, метод документальной съемки. С другой — фоторепортаж — это еще и жанр фотожурналистики, рассказ о реальном, невымышленном событии с помощью фотографий. В этой двойственности нет ничего противоречивого, репортаж как фотосерия снимается, как правило, репортажным методом. Предполагается, что фотограф, репортер снимает жизнь «как есть», не вмешиваясь и не приукрашивая ее. Однако не все так просто.
С самых первых своих шагов репортажная фотография не была обычной фиксацией действительности по типу «все как оно есть». Громоздкая техника и низкая чувствительность фотопластинок не позволяли снимать жизнь на ходу, и фотографы-репортеры постоянно пользовались постановочными методами съемки. Посмотрите на снимки начала ХХ века, редко где вы увидите простую ежедневную жизнь, в основном преобладают постановочные, групповые портреты, этнографические сюжеты, немного реже исторические события. Сама по себе фотосъемка в то время была явлением скорее исключительным, чем будничным и рядовым. И герои фоторепортажей прошлого по просьбе фотографа вставали в позы, замирали на время длительной выдержки и оставались на страницах иллюстрированных журналов и в истории как участники реальных событий тех времен. Собственно, мы их другими и не представляем.
По мере совершенствования техники репортажная природа фотографии брала верх, появились компактные камеры, светосильные объективы и высокочувствительные пленки, чисто технически необходимость в позировании и организации правдивой мизансцены для съемок отпала. Многие сюжеты стали доступными для моментальной съемки, и фотографы начали снимать будничную реальность по ходу жизни, не пользуясь постановкой, или, как мы говорим, в репортажной манере.
Снять как есть нельзя режиссировать
На протяжении многих десятков лет теоретики и практики журналистской фотографии спорят: возможно ли вмешательство фотографа-документалиста в реальную жизнь, можно ли снимать документальную фотографию, используя постановку, и этично ли называть постановочные снимки репортажем?
Методом работы многих репортеров советского времени была постановка. Выполняя идеологический заказ, газетный и журнальный фотограф снимал не жизнь как есть, а приукрашенное подобие радости, энтузиазма и оптимизма. Я думаю, что сейчас каждый фоторепортер решает сам, можно ли вторгаться в происходящее, и насколько, и где та грань, за которой простое общение с людьми в кадре перерастает в заданность и режиссуру.
По сей день можно увидеть репортеров, которые, держа в руках скорострельные цифровые камеры и поливая ими «от бедра», просят «натуру» встать так, сделать так, посмотреть эдак. И в этом, возможно, нет ничего плохого, если поставленная композиция органична, могла произойти на самом деле, если «уши» режиссуры не торчат из фото, а сам снимок явился плодом сотрудничества фотографа и «натуры». Важно, чтобы при постановке фотограф не навредил себе, своим «актерам» и не наврал зрителям.
Зачем я все это говорю? Фотолюбитель не репортер и может снимать как он хочет, но если фотограф перерастает уровень домашнего альбома, то проблема честности в документальной съемке обязательно встанет перед каждым, кто выходит снимать жизнь как она есть.
Практические советы
Оставим теоретические размышления и посмотрим на репортажную съемку с практической стороны.
Снимая событийный репортаж, надо сначала уяснить самому себе, что именно происходит, затем по ходу действия выбирать ключевые, кульминационные моменты и снимать их по возможности с разных сторон и ракурсов, ловя решающее мгновение. Хорошо, когда фотограф-репортер знает заранее, как развивается событие, и чувствует его внутреннюю логику, тогда он не пропустит основные моменты и будет в нужной точке в нужное время. Что может быть интересно и фотографу, и зрителю? В первую очередь любые проявления эмоций, неожиданные реакции, движения, жесты, наиболее характерные типажи, смысловые несовпадения, например персонажей и фона. А в голове в то же самое время пусть складывается композиция, выбирается точка съемки, идет внутренний непрерывный творческий процесс.
Структурно репортаж должен содержать общий, средний и крупный планы, чтобы зрительно было не скучно смотреть серию фотографий. Репортаж, состоящий только лишь из одних средних планов, утомителен и невыразителен. На общих планах, где видна ситуация вообще, желательно дать и адрес — узнаваемые символы места действия: здания, памятники, характерные силуэты на заднем плане. Кроме того, можно стилистически разнообразить репортаж, включив в него, к примеру, портрет — как крупный план, пейзаж — как общий, и жанровый снимок — как средний план. Весь репортаж должен держать главный снимок — наиболее выразительный и обобщенный кадр-символ, квинтэссенция происходящего. Если такой снимок сделать не удалось, то и весь репортаж, можно сказать, не состоялся.
Тяжело снимать событие, находясь на расстоянии, как говорится, «если ваши снимки недостаточно хороши, значит, вы подошли недостаточно близко».
Для западных фоторепортеров адресом и символом Советского Союза были серп и молот, армейская униформа, кремлевские башни, бабушки в платочках, огромные лозунги, написанные кириллицей, и многое другое. Для нынешней России бабушки, униформа и лозунги остались, но появились и новые символы: знаки православия, нищие, бездомные, роскошь новых русских. Как-то раз, выполняя заказ одной фирмы, я снимал для журнальной публикации поездку известного господина по самым красивым местам Петербурга и сделал множество сюжетов. Я был сильно удивлен, когда фотографии, снятые рядом с фигурами атлантов Эрмитажа, после некоторых раздумий были отвергнуты. Атланты были восприняты не как адрес России и Петербурга, а как символ африканской страны, в них увидели нечто египетское, а вовсе не питерское. В чем была ошибка: в моих стереотипах или узости восприятия иностранцем России?
Начинающим профи
Если ваша съемка — банальная пресс-конференция, то лучшее время для хороших кадров самое начало, когда все рассаживаются за столом, здороваются и неформально общаются. Дальнейшая часть — разговоры и выступления — может быть полезна для съемки портретов и характерных жестов, эмоций. Если событие — свадьба и вы не хотите протокольных карточек, то сосредоточьте внимание на лицах гостей, их реакции, каких-то забавных мелочах. Интересен не собственно сам поцелуй, а миг до него, когда губы еще не встретились. Если гости уже орут нетвердыми голосами «Горько!» и начали отсчет, то можно смело разворачивать камеру в их сторону.
Если фотограф снимает спорт, то хороший спортивный репортаж будет включать не только кадры собственно спортивных достижений — забитых голов, острых моментов, финишей, но и эмоции спортсменов, болельщиков, тренеров. Обратите внимание не только на победителя, иногда проигравшие спортсмен или команда выплескивают море эмоций и дают фотографу возможность сделать хороший снимок.
Для профессиональных репортеров протокольная съемка государственных деятелей и политиков всегда оставалась непростым делом. Время рукопожатий и короткого первого общения ограничено секундами, в течение которых необходимо сделать выразительный снимок. Место съемки может быть удалено от места действия, а площадка для фотографов слишком мала, чтобы уместить всех аккредитованных, поэтому каждый стремится занять наиболее выгодную точку. При этом каждый постоянно пытается предвидеть развитие ситуации: какие моменты могут случиться, какой будет ракурс, куда могут переместиться политики и т. д.
Снимая репортаж, не забывайте иногда чередовать горизонтальные и вертикальные снимки: если вам придется отдавать их в газету или журнал, то разнообразие форматов поможет лучше скомпоновать блок из фото.
Иногда есть необходимость в простом дублировании сюжетов. Что я имею в виду? Допустим, вы снимаете общий план, повторите то же самое, но чуть крупнее и, наконец, крупно самое основное. В настоящий момент, может быть, вы не сможете оценить, какой из планов более выигрышный, но, просматривая отснятый материал в спокойной обстановке, проще выбрать из трех похожих снимков лучший. Когда газетные репортеры снимают портрет, они непременно сделают дубли с поворотом головы персонажа в одну и другую сторону, анфас и т. д. При подборе снимков в репортажный блок или создании макета газетной полосы фотографу или дизайнеру будет проще организовать грамотный фоторяд, используя почти одинаковые фото, но с разными поворотами и направлением взгляда персонажа.
Для репортажа как серии обязательно нужны какие-то заполняющие сюжеты или фотографии-связки, которые можно заменять. Разумеется, речь не идет о ключевом, главном снимке или моменте, который держит весь материал, просто иногда замена второстепенных репортажных сюжетов может улучшить фоторассказ в целом, изменить тональность, настроение репортажа или, наконец, придать ему законченность. Газетные и журнальные снимки могут отличаться по характеру. Газете, как правило, нужен броский, хорошо читаемый и яркий снимок с простой композицией, который привлечет внимание зрителя к материалу. Журнал читают не спеша, перелистывая и разглядывая картинки, поэтому снимок может содержать больше мелких деталей, воздуха и однотонных цветовых пространств, в которые можно хорошо вписать заголовок или небольшие выжимки из основного текста.
Если мы говорим о репортаже как об очерке или серии, то и здесь надо рассмотреть все возможные варианты. Главный герой очерка не должен выступать лишь в одной роли. Любого человека — музыканта, спортсмена или политика — интересно увидеть еще и в обыденной жизни, дома, на даче или в непривычном для окружающих амплуа. Иногда фотографу необходимо прожить какое-то время со своими героями в их среде. Привыкнув к постоянному клацанью затвора и к присутствию репортера, люди уже не будут обращать внимание ни на камеру, ни на фотографа, а продолжат жить своей «обычной, но прекрасной жизнью» — вот тут вы и наснимаете шедевров.
Если говорить о фотожурналистике, то можно условно разделить всю фотографию, снимаемую репортажным методом, на такие категории:
- Новостная фотография или пресс-фотография — съемка текущих событий, от местного до международного масштаба, очень оперативна и, как правило, отражает сегодняшний день.
- Репортаж — те же новости, но с осмыслением, анализом причин, последствий, фотограф работает не как фиксатор события, но пытается быть и аналитиком. Второй эшелон информации, работа для еженедельников. В этом жанре работали многие известнейшие фотографы.
- Документальная фотография — тот же репортаж, но снимаемый долго, иногда годами, и не всегда по заданию редакции, работа, посвященная интересной и, как правило, значимой теме.
- Стрит-фото — моментальные жанровые или городские сценки, непричесанные, забавные или философские, такое зеркало разнообразной жизни, зависимое не от событий, а только от субъективного взгляда фотографа.
Стрит-фото
Есть такое направление в репортажной фотографии. Поклонники стрит-фото предполагают — и в этом есть свой резон, — что обычные люди не ведут себя «как есть», то бишь естественно и натурально, увидев нацеленный на них объектив фотокамеры. Поэтому, чтобы запечатлеть самую что ни на есть реальную и настоящую жизнь, чтобы фотоснимки были «чисты» от присутствия фотографа, надо снимать «натуру» таким образом, чтобы она и не догадывалась об этом. И снимать надо, находясь в самой гуще обыденной жизни, штатными объективами или широкоугольниками. На этот счет придумано немало уловок, разработаны методики фотосъемки «навскидку», придуманы способы, как неприметно одеваться, и другие хитрости.
Итоги
К сожалению, в последнее время настоящая репортажная и документальная фотография становится востребованной в газетах и журналах все реже, ее заменила так называемая пресс-фотография — изображение, используемое для редакторских или дизайнерских нужд. Иллюстрация необходима, чтобы газетная полоса читалась и выглядела хорошо, а качество собственно сюжета — дело второе. Считается, что хороший фотограф — не тот, кто делает отличные картинки, а тот, кто делает снимки бесперебойно, приемлемого качества, кто всегда под рукой и вовремя возвращается в редакцию с задания.
Но к любителям фотографии это не имеет никакого отношения, вы просто берете камеру в руки — и вперед, на улицы фиксировать уходящее время. И совершенно не надо задумываться о терминологии, как можно назвать тот или иной жанр. Все, что вы снимаете, будет оценено зрителями, а вам просто надо сделать репортажные шедевры.
Другие уроки Александра Беленького вы можете прочесть в его книге «Фотография. Школа мастерства».
prophotos.ru
Репортажная съемка
Репортажная фотосъемка – это особый вид фотографии, объединяющий в себе пейзажную, портретную, бытовую и другие жанры фотосъемки. Главная задача репортажной съемки заключается в том, чтобы передать атмосферу события, запечатлеть его в лицах, эмоциях и позах. Репортажная съемка используется при освещении концертов, культурных мероприятий, трагических событий, спортивных матчей, корпоративных вечеринок, юбилеев и торжеств. Фотограф должен отразить эти события должным образом, то есть передать соответствующую атмосферу, драматизм и накал страстей. Чтобы зритель смог сам увидеть событие глазами очевидца и пережить вместе с его участниками неповторимые моменты. Правильно рассказать о том или ином мероприятии с помощью фотографии – это задача, требующая от фотографа серьезных умений и опыта.
Особенностью репортажной съемки является то, что фотограф не может сказать своей модели или группе людей, как нужно правильно встать, чтобы получилась хорошая фотография. Репортажная фотосъемка – это запечатление динамичных и быстро меняющихся событий, которые позволяют донести до зрителя определенную мысль и создать ощущение непредвзятости, объективности. Не успел поймать яркий, динамичный момент – и все, он уже не вернется. Специально для фотографа позировать второй раз никто уже не будет.
Для решения такой сложной задачи фотографу обычно приходится делать целую серию фотографий из нескольких десятков снимков, акцентируя свое внимание на ключевых моментах. При этом он должен соблюдать определенную хронологию события, последовательно показывая зрителю все происходящие действия. Сегодня мы практически повсюду сталкиваемся с репортажной фотосъемкой – в Интернете, на экране телевизора или на страницах газет. На первый взгляд все кажется достаточно просто, однако, репортажная съемка требует особого мастерства от фотографа и кропотливого труда. Его задача заключается в том, чтобы документально отразить все события. Но таким образом, чтобы человек, который не присутствовал на данном мероприятии, смог увидеть в деталях, что произошло, и понять логику, эмоции или драматизм происходящего.
Репортажная съемка – один из самых сложных жанров для фотографа, ведь помимо технических навыков, здесь важны его умения и опыт. Для качественной репортажной съемки необходимо обладать быстрой реакцией и умением увидеть те или иные события через объектив фотокамеры. Профессиональная интуиция и опыт всегда подсказывают репортажному фотографу, что произойдет в следующую минуту. Благодаря этому он может быть заранее готов к тому, чтобы запечатлеть наиболее интересный момент. Ведь обыкновенные снимки участников мероприятия и места, где оно проводилось, кажутся не яркими и слишком простыми.
Таким образом, главное качество, которым должен обладать репортажный фотограф, — это умение оказаться в нужный момент в нужной точке и спустить затвор камеры в определенную долю секунды. При этом он должен всегда помнить о логике происходящего, четко отслеживая различные события и их взаимосвязь. Хорошее репортажное фото является определенным рассказом о событии, передающим его атмосферу.
Фотограф, ведущий репортажную съемку, должен уметь быстро оценивать обстановку и находить лучший ракурс и момент для получения интересной фотографии. Он обращает внимание на эмоции людей и детали, которые могут оказаться важными. Для того, чтобы снимки не казались однообразными, следует фотографировать с разных планов. Камера фотографа, занимающегося репортажной съемкой, всегда должна быть начеку и готова запечатлеть самый яркий и интересный момент. Фотограф должен уметь быстро принимать решения, при этом оставаясь ненавязчивым и незаметным для самих участников события. Он должен показать зрителю ту действительность, которая окружает его, но которую он порой просто не замечает. Лучше всего, если все действующие лица мероприятия будут запечатлены в их естественном расположении и непринужденных позах.
Область применения репортажной съемки сегодня достаточно широка. Это не только военные репортажи из «горячих» точек планеты или освещение политических событий, к которым мы уже давно привыкли. Это еще и съемки разнообразных публичных мероприятий, конференций, презентаций, спортивных мероприятий или детских праздников. Репортажная фотосъемка может также проводится для освещения значимых домашних событий, будь то свадьба, день рождения или выпускной вечер. Качественный фоторепортаж помогает сохранить эти события в памяти, а также связанные с ними впечатления, эмоции и личные переживания. Фотографии должны охватывать наиболее яркие и кульминационные моменты, создавая целостную и запоминающуюся картину.
Материалы репортажной съемки зачастую размещаются в печатном издании, в блоге или на личной страничке в сети Интернет. При этом они обязательно сопровождаются текстом или небольшими заметками. Важно, чтобы фотоматериалы полностью соответствовали тексту, выражая определенную мысль. Во многих ситуациях текстовая информация не привлекает внимания зрителя, если к ней не приложены яркие и интересные фотографии. Поэтому репортажная фотосъемка позволяет привлечь внимание читателя к статье, делая ее более насыщенной и интересной. Фотографии в этом случае дополнительно воздействуют на людей, которые привыкли воспринимать информацию зрительно, только в визуальном виде. Фотографу, ведущему репортажную съемку, важно правильно подобрать фотографии события под определенную текстовую информацию, чтобы наиболее полно раскрыть ту или иную тему.
Таким образом, репортажная фотосъемка – это документальное освещение происходящих событий с помощью современных возможностей фотографии. Это своеобразный фототчет с места событий, помогающий зрителю прочувствовать атмосферу мероприятия и настроение его участников. Для создания хороших репортажных снимков фотограф должен обладать определенной чуткостью и интуицией к действию, чтобы оказаться в нужный момент в нужном месте.
www.fotokomok.ru