Ромуальдас пожерскис – Монохромная ностальгия Ромуальдаса Пожерскиса | Artifex.ru

Монохромная ностальгия Ромуальдаса Пожерскиса | Artifex.ru

Итак, сейчас мы перенесемся в прошлое.
Время действия: 1970 год.
Место действия: СССР. Литовская республика.

Однажды Ромуальдас Пожерскис (Romualdas Požerskis), студент инженерного вуза, случайным образом стал свидетелем самосожжения Ромаса Коланта. Оно произошло в знак протеста русификации и советской оккупации Литвы. Молодой человек запечатлел это событие на свой фотоаппарат, из-за чего был приравнен к группе хулиганов. Он был арестован и отчислен из комсомола. Но это происшествие настолько потрясло юношу, что он стал заниматься фотографией уже профессионально.

Спустя годы Пожерскис рассказывает о своих впечатлениях так:

«Я родился с осознанием того, что имею свою страну, народ и историю, поэтому я неразрывно связан с ними. И тогда я выбрал фотографию как средство самовыражения»

 

Его работы − это классика фотографического искусства, в центре которого стоит человек и его чувства. Ромуальдас Пожерскис запечатлел мир простых крестьянских людей своего времени. Работы этого автора впервые были представлены публике в странах Европы, и лишь начиная с 1995 года − в странах бывшего Советского Союза. Фотографии Ромуальдаса погружают современного зрителя в правдивое прошлое. Они полностью фокусируют взгляд на реальности: без прикрас и программы Photoshop.

Мы можем подсмотреть глазами автора на то, как жили люди полвека назад, и увидеть их историю. Сам мастер говорит о том, что его фотографии требуют определенной духовной и умственной подготовки для верного восприятия. Черно-белые снимки поражают своей откровенностью и чуткостью, и зритель должен быть к этому готов. Пожерскис аргументирует это так:

«Если ты начинаешь злоупотреблять программой Photoshop, реальность исчезает. Исчезает чувство действия. Когда ты смотришь на естественные фотографии, то всегда чувствуешь жизнь»

Вернёмся к нашей «машине времени». На третьем курсе Ромуальдас уже являлся полноправным членом Каунасского фотоклуба, от имени которого был отправлен на съемку соревнований по мотокроссу. Так началась его работа над серией «Победы и поражения». В фокусе этой серии были не гонщики, которых обычно снимают спортивные фотокорреспонденты, а болельщики. Поэтому снимки ярко и контрастно передают атмосферу происходящих соревнований. Мы видим лица людей, их переживания, жажду борьбы, азарт и моменты ликования. Сам Пожерскис очень гордится этим циклом и признается, что его любимый снимок – фотография инспектора. Она же в скором времени стала визитной карточкой Ромуальдаса.

1974 год. Юноша открыл для себя новое направление для творчества − старый город. И параллельно стал работать еще над одной серией – «Сельские праздники», которую начал снимать в 1972 году. На самом деле – это были католические шествия, а религиозные темы преследовались цензурой. Через десять лет эти снимки Пожерскис рискнул показать Антанасу Суткусу, председателю фотоклуба. Мало сказать, что Суткус был просто впечатлен его работой. Антанас плакал при виде этих фотографий – настолько они его поразили в самое сердце! Осознав весь потенциал и талант Ромуальдаса, Суткус взял его под свою опеку, и, несмотря на многочисленные обыски и допросы КГБ, пленки документалиста не были уничтожены. Но снимки, само собой, больше никому не показывались.

 

«Сельские праздники» отображала отношение автора, а вместе с ним − и его народа к действующему политическому строю. Серия снималась несколько лет. Автору приходилось выезжать на машине в дальние уголки страны. Бывало так, что он возвращался ни с чем, поскольку люди его прогоняли. И понятно почему: они боялись репрессий. Конечно, его это не останавливало, и он продолжал искать объекты для фотосъемки.

Снимки этой серии показывают, что люди остаются верны своим традициям даже в тяжелые времена. Пожерскис ловит различные состояния своего народа: духовность, патриотизм, религиозность. Он не делит людей на красивых/уродливых, нарядных/неопрятных, умных/глупых. Ему интересны все без исключения, и он запечатлевает каждого. Тем самым Ромуальдас Пожерскис доносит до зрителя мысль, что в его стране самым ценным является человек: его личность, характер, самобытность.

«Когда я снимал «Сельские праздники», то искал таких людей, у которых лица, словно земля: чтобы интересная фактура была, морфология, даже одежда — старые довоенные костюмы…», − вспоминает Пожерскис.

В этой серии есть запоминающаяся фотография пожилой пары, которая трогательно целуется, будто на прощание. Этот чуткий и наполненный любовью снимок полюбился и самому автору. Глядя на него, можно придумать целый роман об этих людях: как они пережили вместе горе и радости, встретили старость, растили детей и внуков, занимались сельским хозяйством. Благодаря тому, что работы Ромуальдаса Пожерскиса не постановочные, а прямиком взятые из жизни, им нельзя не верить!

 

 
В «Старом городе» же фотограф воплощает городские улицы в широкоугольном формате. Это старый район Каунуса, рядом с которым проживал Ромуальдас.

«Однажды я смотрел альбом Брюса Дэвидсона с городскими фотографиями. Я увидел, как он снимает, и подумал, что могу попробовать нечто подобное в старом городе. И обнаружил там такие вещи, что понял: этот мир мне тоже интересен!»

, — говорит автор в одном из интервью.

Когда он снимал эту серию, то самым сложным было взаимодействие с людьми. Многим не нравилось, что их фотографируют. Пожерскису приходилось выкручиваться. Например, придумывать историю о том, что нужно делать снимки здания, поскольку оно будет скоро снесено. Люди начинали паниковать и бояться за свое жилище. Кому в таком случае уже есть дело до юноши с фотоаппаратом?

 
Позже была запрещена еще одна серия работ – «Последний приют». Эти фотографии были сняты в доме для престарелых. Их юный Ромуальдас не показывал никому, даже кому-то из близких и коллег. Фотографии оставляют сильное впечатление, так как на них мы видим старость и одиночество без прикрас. Он оставил все в архиве до лучших времен. Эта серия снималась на протяжении шести−семи лет. Она получила гран-при в Таллинне в 1987 году на выставке «Янтарный край».

 

В этом же году Пожерскис начинает фотографировать местные кладбища. Эта серия работ была названа «Сады памяти». На протяжении трех лет автор фотографировал случайные семьи у памятников. И, надо сказать, это далось ему нелегко. Снимок он делал только в том случае, когда это действительно было необходимо. Автор чувствовал, что вмешаться в действие важнее, чем упустить шанс его запечатлеть.

 

«Приходя на незнакомое кладбище, я никогда не знаю, что там увижу. Это может быть семья, сидящая на маленькой скамеечке, или пожилая женщина, пропалывающая сад на могиле, или молящаяся женщина в платье в цветочек, сливающаяся с ним и сама превратившаяся в цветущий бутон», − рассказывает фотограф.

1976 год. Начало работы над серией «Детская больница».

«Я все снимал просто в одной больнице, делал несколько каталогов: от рождения до моргов, все операции. Я был одет, как врач, и видел все, что они делают, как работают с детьми. Надо было оставаться холодным к происходящему. […] Во время первой операции у меня руки дрожали. Ребенку делали дырки в голове, у него дрожали ноги, а у меня фотоаппарат. А потом ничего… Привыкаешь…»

 

Пожерскис также добавляет:

«Сейчас я бы, наверное, не смог снимать такие сюжеты. Я сам должен быть уверен в том, что нужно сделать снимок. Это серьезная психологическая работа»

 
В 1992 году документалист активно берется за работу. И начинает новую серию под названием «Радости и заботы маленького Альфонса». Эти фотографии стали целым романом, который повествует о жизни самого маленького человека в Литве (ростом девяносто сантиметров). Альфонс Мицкус – фермер, который еще в детстве перестал расти. Но это не помешало ему завести семью, вырастить детей и внуков, ухаживать за своим ранчо. Ромуальдас Пожерскис запечатлел его уже в пожилом возрасте. На тот момент ему было уже около семидесяти лет. Фотографу еще ни разу не приходилось настолько сближаться с объектом своей съемки. За долгие двенадцать лет (!) работы они очень сильно сдружились.

 

Хотя ни Ромуальдас, ни Альфонс поначалу не были особо настроены на сотрудничество. Очень долго фотографу приходилось даже просить фермера выйти из дома для фотосъемки! Поездка же на пляж оказалась феноменальным событием для маленького человека. За всю свою жизнь он ни разу не видел моря! Пожерскис был очень счастлив, что смог отвезти его туда и увидеть, как Альфонс был рад этому путешествию.

 

«Он производит на меня впечатление очень сильного человека: если ему что-то не нравится, он говорит это в лицо. Ему со мной легко; если нужно, я отвожу его туда, куда он хочет. Как фотограф я не «агрессивен»; не создаю постановочные ситуации и не заставляю его играть», − говорит автор о своем друге.

С 2011 года Ромуальдас Пожерскис работает в Университете Витаутаса Великого на факультете искусств. Нередко приезжает он и в Россию читать свои лекции, проводить выставки. Он также продолжает выпускать авторские книги с фотографиями.

 

Вы спросите: «Увидим ли мы его новые работы? И будут ли они такими же эмоционально насыщенными?». Возможно. Но сам Пожерскис с глубокой грустью признает, что время и люди уже не те:

«Новое поколение не сможет снимать, как мы. Многие вещи исчезли… Десять лет назад я поехал в деревню, где фотографировал сельские праздники. Сейчас там нет никакой религии, духовности. Девушки ходят полуголые, в мини-юбках. Все исчезло. Я проехал 250 километров, походил два часа, но даже не достал камеру. Мир, который я снимал, умер»

 

Но, может быть, в сфере фотографии все не настолько потеряно, и есть надежда? Ведь сам лектор утверждал еще и следующее:

«Для фотографий, как и для коньяка, важно время. Чем больше времени пройдет, тем лучше. Совсем другой вкус получается»

Кто знает, может современные фотографии еще не созрели и их стоит выдержать, как дорогое вино?

artifex.ru

Литва советская Ромуальдаса Пожерскиса

Автор:
27 февраля 2017 19:52

Ромуальдас Пожерскис. Литовский фотограф. Его работы находятся в коллекциях важнейших музеев мира, а сам он является профессором факультета искусств Каунасского университета где читает курс по истории и эстетике фотографии.
«В 1972 году в Каунасе были демонстрации, которые я снимал. Меня арестовали, неделю я провел в тюрьме, за это меня исключили из комсомола. Я понял, что должен что-то сделать в жизни. Так я занялся фотографией».

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

fishki.net

Ромуальдас Пожерскис (Romualdas Požerskis) – классик фотографии;)

«Для фотографий, как и для коньяка, важно время. Чем больше времени пройдет, тем лучше. Совсем другой вкус получается», – говорит фотограф, чьё творчество давно признали наивысшим уровнем фотомастерства и классикой фотографии.

Ромуальдас Пожерскис (Romualdas Požerskis) – профессор факультета искусств университета Витовта Великого в Каунасе, член Союза фотохудожников Литвы и международной федерации FIAP, обладатель многих премий и наград.

Ромуальдас Пожерскис родился в 1951 году в Вильнюсе. Увлёкся фотосъёмкой под руководством отца, когда учился в школе, в 7-ом классе. Будучи студентом факультета электротехники Каунасского политехнического института, начал создавать фотосерию «Победы и поражения». Широко известны и другие циклы Пожерскиса – «Старый город», «Сельские праздники», «Последний приют», «Сады памяти», «Детская больница», «Радости и заботы маленького Альфонса». Каждая серия – роман с разными главами, претендующий на содержательный рассказ о выбранной теме. А в центре повествования – неизменно человек и гуманное к нему отношение.

Снимки Пожерскиса отличаются от зачастую постановочной стандартной советской документалистики своей невероятной правдивостью. «Факт реальной жизни для меня намного интереснее эффектной абстрактной композиции», – говорит фотограф.

Работы Ромуальдаса Пожерскиса выставлялись на международном уровне и находятся в коллекциях важнейших музеев мира. Вот такой сохранилась Литва в его чёрно-белых фотографиях, сделанных в 1970-1990-е годы:

 

photo.boltai.com

Ромуальдас Пожерскис: «Я просто был всегда свободен»

13 августа в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка «Большая форма. Документальная проза Ромуальдаса Пожерскиса». Bird In Flight расспросил классика литовской фотографии, как фотографам жилось в Советском Союзе.

Ромуальдас Пожерскис, 63 года

Литовский фотограф, педагог, профессор Университета Витовта Великого в Каунассе. Окончил факультет электротехники Каунасского политехнического института. Автор циклов «Старые города Литвы», «Победы и разочарования», «Сельские праздники». Лауреат высшей премии за достижения в области культуры в Литве — Национальной премии Литовской Республики, член Союза фотохудожников Литвы и Международной федерации фотоискусства (FIAP).

Фотоклуб

1960–80-е годы были временем оттепели. Чувствовалось наступление демократии. Литовским фотографам работалось в Советском Союзе хорошо.

В 1963 году группа фотографов создала Каунасский фотоклуб. В него вошли лучшие литовские мастера. Они экспериментировали с монтажом и формой, и у них получалось интересно. Классик советской фотографии Антанас Суткус в конце 1960-х собрал очень интересных людей: договорился с влиятельными деятелями культуры, и в 1969 году был создан Союз фотохудожников ЛитССР. Российский фотосоюз, Латышский, Эстонский и другие появились только в 1989 году, то есть на протяжении 20 лет наша фотоорганизация была единственной в СССР. В ней насчитывалось около 200 штатных сотрудников. У нас была галерея, библиотека, в которой собрано около ста тысяч оригиналов фотографий. Через пять лет после создания Союза фотохудожников его региональные отделения стали появляться по всей стране. Вся Литва объединилась и искала новые таланты.


{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_01.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_02.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskic_03.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_04.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_05.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_06.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_07.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_08.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_09.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_10.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_11.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
}

Я пришёл в союз со своим другом Виргилиусом Шонтой в 1974 году. Нашим учителем был Александрас Мацияускас. Мы ездили к Бинде Гунару в Латвию, к Вильгельму Михайловскому — набирались опыта. Но Мацияускас со своим авторитетом, Суткус и Ромуальдас Ракаускас показали нам путь, каким надо идти. И уже в том же 1974-м мы начали участвовать в международных выставках. Через год я попал в десятку лучших литовских фотографов. Мои работы выставляли в Италии, Аргентине, Мексике. Нам с Шонтой повезло влиться в прекрасную компанию.

Хорошо было и то, что работы покупались. За ретушь платили, мы получали бумагу, фотоплёнку, аппаратуру, студию, квартиру. Это всё делал наш союз. Если ты делал хорошо свою работу, то ты мог жить без забот.

Цензура

Из трудностей была цензура. Мы имели своего врага — идеологию. И мы против него воевали. Но воевали работами. Мы просто не думали о том, что наши работы не печатаются в газетах или журналах. Нас совсем не интересовало, что единственный фотографический журнал «Советское фото» нас не публикует. Мы много участвовали в выставках за границей.

Были, конечно, и политические вещи. Я снимал в Каунасе молодёжную демонстрацию в 1974 году. Меня арестовали и выгнали из института. Но меня быстро отпустили, и я смог восстановиться.

Нельзя было снимать всё военное, инвалидов, дома престарелых. Под запретом была и религиозная тематика.


{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis_23.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
}

Суткус смог договориться, что КГБ меня трогать не будет. В 1974-м я начал снимать католические праздники и снимал их почти 20 лет. Я назвал серию «Сельские праздники» и до 1988 года не мог её никому показать. Я просто снимал и складывал в архив.

Вообще, если говорить о цензуре, то самое страшное — это самоцензура. У Суткуса и Мацияускаса самоцензура была помягче. Мы знали, что есть вещи, которые нельзя снимать. Не нужно дёргать льва за усы. Но мы много снимали и того, что нельзя было показывать. У многих фотографов самоцензура была очень развита. Если они видели пьяного человека или, например, аварию, то просто не доставали фотоаппарат. Потому что нельзя. Раз это нигде не показывается, то зачем это снимать.

Но вот в 1990-м году была в Литве выставка фотографий, которые были запрещены цензурой. И их нашлось не так много, как все думали. Но моя религиозная серия была целиком. За неё я потом получил Национальную премию по искусству. Не только потому, что я снимал то, что было запрещено цензурой, конечно, но и потому что фотографии были хорошего уровня.

Мастерство

У меня был всегда такой фотографический темп: я снимал всё лето, затем складывал отснятые плёнки в холодильник, а зимой проявлял и печатал. И снова ждал лета. Как в сельском хозяйстве — урожай собирал. Сбор меня очень увлекал. Потому что когда ты снимаешь, то тебе кажется, что там много хорошего должно быть. Но при проявке оказывается, что хорошего поменьше, на контрольных отпечатках ещё меньше, а когда делаешь формат, то видишь, что хороших совсем мало.


{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-01.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-02.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-03.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-04.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-05.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-06.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-07.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-08.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-09.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-10.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-11.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-12.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-13.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
}

В Литовской ССР почти не было стрит-фотографии. На 95% фотография была деревенской, как «Цветение» Ракаускаса или «Базар» Мацияускаса. Городских фотографий были единицы. Думаю, что моя серия «Старые города Литвы» была единственной серией стрит-фотографии в советское время . Теперь-то уже появилось много авторов. Это модно.

Фотография вообще сильно изменилась. Наверное, потому что изменилась сама жизнь. Теперь вместо плёнки цифра. Это же совсем другой метод. Есть интересные фотосайты с социальными сериями про людей со своими проблемами. Но это фотоистории. Они создаются неделю-две. А мы создавали романы. Ракаускас снимал «Цветение» 10 лет, Мацияускас снимал «Базары» 20 лет.

В 2010 году я снимал целый год «Старые города Литвы» и столкнулся с множеством проблем. Раньше в городах было много детей, кошек, собак. А теперь там открылись китайские рестораны, и кошки с собаками пропали. Детей без разрешения родителей снимать нельзя, может даже полиция подойти. Дома приватизированы, и во дворы теперь не попасть. Остаётся снимать только на улицах и перекрёстках.

Планы

В этом году я должен издать альбом «Дорога к свободе». Это Литва в 1988–1993 годах. Я начинаю с фотографий митингов, где впервые был поднят литовский флаг. Потом я снимал в морге тех, кто погиб при штурме Вильнюсской телебашни. Как люди выстраивались в «Балтийский путь». А заканчиваю альбом фотографией, на которой прощаются литовские и русские солдаты. Там будут воспоминания десяти людей.
Для этого альбома за пять лет, с 1988-го по 1993-й, я снял 18 000 кадров. Отсканировал и оцифровал 1 300. Некоторые из моих снимков попали в учебники истории Литвы.


{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-14.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
}

Меня приглашали стать личным фотографом Ландсбергиса (председатель Верховного Совета Литовской ССР в 1990–92 гг. — прим. ред.), но я всё время был свободен и хочу быть свободен. Я никогда не сотрудничал с журналами и не был в партии. Я просто был всё время свободен.

birdinflight.com

Ромуальдас Пожерскис легендарный литовский фотограф

Главная / Фотографы мира / Ромуальдас Пожерскис легендарный литовский фотограф

Ромуальдас Пожерскис — легендарный литовский фотограф. Родился в Вильнюсе 7 июля 1951 года. Является заслуженным работником культуры Литвы, членом союза фотохудожников Литвы, членом международной федерации FIAP, обладатель многих престижных наград и премий, среди которых премия Alfred Toefler и многие другие. Фотографии Ромуальдаса Пожерскиса признаны классикой мирового искусства.

В своём творчестве он удивительным образом сочетает документальность и художественность. Жанровые фотографии, которые практически в репортажной стилистике рассказывают о прошлом Литвы, запечатлели лица и сам дух прошлого. Они настолько одухотворены, что поражают глубиной переживаний и даже могут показаться философским размышлением автора над смыслом и целью жизни, над её основами и повседневными радостями. Ромуальдас Пожерскис говорит, что той Литвы, которую он снимал в своё время, уже не существует. Спустя несколько десятилетий, он захотел повторить то, что некогда снимал, и что принесло ему неимоверную славу и множество наград, и тогда он был сильно разочарован, так как тех образов, лиц, душевных сценок, которые он мог раньше наблюдать на улицах Каунаса, Вильнюса и Клайпеды, просто нет. Всё вокруг изменилось, и его ретро фотография стала настоящей историей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хотите украсить интерьер своего дома или сделать необычный подарок? Отличным выбором для вас станут Фотокартины — отличные подарки на любой праздник. Заходите на MysticArts и сами убедитесь в том, что это невероятно красиво.

 

 

 

 

 


👤 blincov | 2014-08-15, 09:23 | 👦 96

art-assorty.ru

Правдивая советская фотография Ромуальдаса Пожерскиса

Литовская школа фотографии во второй половине прошлого века произвела настоящую революцию в умах целого поколения фотографов, став на фоне тотального официоза советской фотографии глотком «свежего прибалтийского воздуха». Как пример — работы одного из самых популярных литовских фотографов — Ромуальдаса Пожерскиса.

1. Старые города Литвы. Вильнюс, 1976 год.
Ромуальдас Пожерскис — один из самых известных представителей литовской школы фотографии, обладатель многочисленных премий и наград. Его работы находятся в коллекциях важнейших музеев мира, а сам он является профессором факультета искусств каунасского Университета Витовта Великого, где читает курс по истории и эстетике фотографии.

2. В творчестве Пожерскиса выделяются несколько масштабных циклов фотографий, каждому из которых автор посвящает долгие годы непрерывной работы. Каждый цикл претендует на исчерпывающий рассказ о выбранной теме, в центре которой неизменно человек.

3. Каунас, 1976 год.
Фотограф заставляет зрителей иначе посмотреть на отношения между людьми. Человек в них реален и гармоничен, прежде всего потому, что он не вырван из пространства жизни.

4. Каунас, 1976 год.

5. Старые города Литвы. Клайпеда, 1976 год.
«Искусство — это возможность приблизиться к человеку, а не просто красивая картинка или бесконтрольное самовыражение художника», — говорит Пожерскис.

6. В противовес стандартной советской документалистике, зачастую постановочной, где человек существует только как фотографируемый объект, работы фотографа всегда невероятно правдивы.

7. Старые города Литвы. Вильнюс, 1977 год.
Кем бы ни были герои его работ — ветеранами войны, случайно встреченным мальчиком или калекой — они всегда пребывают в гармонии. И дело тут не только в присущей Пожерскису человечности и мудрости, но и в стремлении показать человека таким, каков он есть на самом деле.

8. Старые города Литвы. Каунас, 1977 год.
«Факт реальной жизни для меня намного интереснее эффектной абстрактной композиции», — говорит автор.

9. Старые города Литвы. Вильнюс, 1977 год.

10. Старые города Литвы. Вильнюс, 1977 год.

11. Старые города Литвы. Клайпеда, 1982 год.
Работая над циклом «Старые города Литвы» (1974-1982) автор ставил перед собой сверхзадачу — показать взаимоотношения человека и города в жанре стрит-фотографии, фактически отсутствовавшем в Литве и всем Союзе в те годы.

12. Старые города Литвы. Клайпеда, 1984 год.

13. Цикл «Детские больницы» (1976–1982).
Отличительная черта работ Пожерскиса — искренняя симпатия и сопереживание, которые он испытывает к своим героям. В особенности к детям, населяющим почти все его циклы.

14. Детские больницы. 1981 год.

15. Детские больницы. 1981 год.

16. Лаугалиай, 1984 год.
Не меньшую эмпатию у автора вызывают и старики, которым посвящен цикл «Последний приют» (1983–1990).

17. Неменчине, 1983 год.

18. Берзорас, 1988 год.
Цикл «Сады памяти» объединяет снимки, сделанные на литовских кладбищах. В нем фотограф пытается ответить на философский вопрос: где пролегает граница между миром материальным и духовным?

19. Крикстонис, 1987 год.

20. Лаугалиай, 1985 год.


ribalych.ru

ФотоТелеграф » Честная советская фотография Ромуальдаса Пожерскиса

Литовская школа фотографии во второй половине прошлого века произвела настоящую революцию в умах целого поколения фотографов, став на фоне тотального официоза советской фотографии глотком «свежего прибалтийского воздуха». Сегодня мы хотим вас познакомить с работами одного из самых популярных литовских фотографов — Ромуальдаса Пожерскиса, персональная выставка которого открывается на этой неделе в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер. (20 фотографий)

1. Старые города Литвы. Вильнюс, 1976 год.
Ромуальдас Пожерскис — один из самых известных представителей литовской школы фотографии, обладатель многочисленных премий и наград. Его работы находятся в коллекциях важнейших музеев мира, а сам он является профессором факультета искусств каунасского Университета Витовта Великого, где читает курс по истории и эстетике фотографии.

2. В творчестве Пожерскиса выделяются несколько масштабных циклов фотографий, каждому из которых автор посвящает долгие годы непрерывной работы. Каждый цикл претендует на исчерпывающий рассказ о выбранной теме, в центре которой неизменно человек.

3. Каунас, 1976 год.
Фотограф заставляет зрителей иначе посмотреть на отношения между людьми. Человек в них реален и гармоничен, прежде всего потому, что он не вырван из пространства жизни.

4. Каунас, 1976 год.

5. Старые города Литвы. Клайпеда, 1976 год.
«Искусство — это возможность приблизиться к человеку, а не просто красивая картинка или бесконтрольное самовыражение художника», — говорит Пожерскис.

6. В противовес стандартной советской документалистике, зачастую постановочной, где человек существует только как фотографируемый объект, работы фотографа всегда невероятно правдивы.

7. Старые города Литвы. Вильнюс, 1977 год.

8. Старые города Литвы. Каунас, 1977 год.
«Факт реальной жизни для меня намного интереснее эффектной абстрактной композиции», — говорит автор.

9. Старые города Литвы. Вильнюс, 1977 год.

10. Старые города Литвы. Вильнюс, 1977 год.

11. Старые города Литвы. Клайпеда, 1982 год.
Работая над циклом «Старые города Литвы» (1974-1982) автор ставил перед собой сверхзадачу — показать взаимоотношения человека и города в жанре стрит-фотографии, фактически отсутствовавшем в Литве и всем Союзе в те годы.

12. Старые города Литвы. Клайпеда, 1984 год.

13. Цикл «Детские больницы» (1976–1982).
Отличительная черта работ Пожерскиса — искренняя симпатия и сопереживание, которые он испытывает к своим героям. В особенности к детям, населяющим почти все его циклы.

14. Детские больницы. 1981 год.

15. Детские больницы. 1981 год.

16. Лаугалиай, 1984 год.

17. Неменчине, 1983 год.

18. Берзорас, 1988 год.
Цикл «Сады памяти» объединяет снимки, сделанные на литовских кладбищах. В нем фотограф пытается ответить на философский вопрос: где пролегает граница между миром материальным и духовным?

19. Крикстонис, 1987 год.

20. Лаугалиай, 1985 год.

fototelegraf.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *