Советские журналисты – —

Содержание

Журналистика советская и постсоветская: в чем отличие? — Страна СССР: всё о Советском Союзе

Поговорим об одной из древнейших профессий? Нет, это не то, о чем вы подумали – речь пойдет о журналистике. Правда, сходство с известной профессией, называемой древнейшей, у нынешней журналистики предостаточно.

 

Казалось бы, чего проще человеку, получившему профессиональное образование: пришел, посмотрел, при необходимости задал вопросы, записал в блокнот, на диктофон или теле- видеокамеру, подготовил материал, выдал в печать/эфир/интернет. Что в Советском Союзе, что до него, что после – алгоритм остается неизменным, если не брать во внимание более совершенное техническое оснащение современных журналистов.

 

Но, как говорится, бес кроется в мелочах. И эти мелочи в «тогда» и «сейчас» настолько отличаются, что поворачивают на 180˚ представление простого человека о профессии журналиста и журналистики в целом. Итак, предлагаем сравнить, какой была журналистика в СССР и чем она стала в постсоветское время.

 

Первое и основное отличие – абсолютно все советские СМИ были государственными. Следовательно, пресса следовала официальному курсу страны – в противном случае газета, журнал, теле- или радиопередача была бы незамедлительно закрыта.

 

Сегодня большинство печатных изданий, теле- и радиоканалов находятся в руках частников, главная цель которых – максимальное извлечение прибыли. О каком-либо официальном курсе коммерческих СМИ говорить не приходится. Оно и понятно: демократия.

 

Далее для полноты картины предлагаем провести сравнение по озвученному выше алгоритму.

 

 

Пришел

 

Напомним, что в советское время журналист никогда и никуда не приходил по личной инициативе – его отправляла на задание редакция. Та, в свою очередь, помимо обязательной идейной направленности, руководствовалась спецификой издания. Например, редакция газеты «Труд» посылала корреспондентов на фабрики и заводы, а руководство телепередачи «Сельский час» – на поля и фермы.

 

Современный журналист тоже приходит по заданию руководства. Однако у руководства сейчас, в основном, другие задачи. Его, прежде всего, интересуют «жареные» факты: сенсации, скандалы, происшествия, подробности личной жизни медийных лиц – словом, все то, что может привлечь внимание большинства аудитории. А большая аудитория – это рейтинг. А рейтинг, в свою очередь – это прибыль. Как видите, все просто. Поэтому и идут сегодняшние журналисты туда, где их не ждут, где им не рады, а их навязчивость раздражает. Особенно цинично выглядят настойчивые попытки любой ценой взять интервью у людей, только что переживших горе или эмоциональное потрясение: у погорельцев, жертв терактов, у попавших в ДТП или потерявших близкого человека…

 

 

Посмотрел

 

Судя по советским СМИ, журналисты той эпохи не просто смотрели – они умели видеть и объективно оценивать общую картину. Затем увиденное фиксировалось на бумаге, магнитофонной ленте или в телевизионной записи. И даже несмотря на то, что в прессе явно просматривался идеологический подтекст, информация подавалась максимально точно. Журналистская отсебятина в прессе не только не приветствовалась – была наказуема.

 

Задача современных журналистов – преподнести информацию под тем «соусом», который заказал главред (а он, напомним, бизнесмен). Поэтому им мало просто посмотреть – необходимо выдрать из контекста событий то, что требуется для рейтинга и, соответственно, для прибыли медиаресурса. А если выдрать нечего – это следует придумать. Иначе корреспондент может запросто быть уволен за «профнепригоднось».

 

 

 

Задал вопросы

 

С этим у советского журналиста проблем не было. Список вопросов, которые следовало задать во время интервью, составлялся заранее и утверждался начальником отдела. В особо ответственных случаях список утверждался главным редактором. Кроме того, в журналистской среде существовала строгая этика, согласно которой во время интервью считалось недопустимым задавать «неудобные» вопросы, касающиеся личной жизни человека. Правда, популярные люди порой сами охотно рассказывали о своей семье, но это делалось добровольно, по собственной инициативе.

 

Нынешнего журналиста такое положение не устраивает в принципе: если он не принесет в редакцию «сенсационную» новость или скандальное «разоблачение», он запросто может лишиться работы. Причем, если интервьюируемые, несмотря на настойчивость журналиста, категорически не желают распространяться о мужьях-женах, любовниках и внебрачных детях – нужная «сенсация» попросту придумывается. Иначе – сами понимаете…

 

Неудивительно, что кто-то из популярных личностей в последние годы вообще не дает интервью. Никому. Ни одному изданию. И их можно понять. Как сказал однажды лидер одной из российских рок-групп: «Я два часа рассказывал журналисту о творческих планах, а на другой день в эфир вышел материал, в котором об этом ни слова. Зато написали, то, о чем не говорилось вообще. Например, сообщили, какого цвета у меня трусы». После этого инцидента он не давал интервью целых шесть лет и вообще избегал журналистской братии (автору статьи пришлось убедиться в этом лично, когда группа приезжала в наш город с очередными гастролями).

 

Ради объективности все же стоит сказать, что часто сами знаменитости просят журналистов выдать общественности тайны их закулисной и личной жизни. И щедро за это платят. Для чего им нужен этот эксгибиционизм? На этот вопрос блестяще ответила экс-мегазвезда российской эстрады: «Черный пиар – это тоже пиар. Неважно, что обо мне говорят, – лишь бы говорили». Боятся забвения, стало быть. Ну, а нынешним масс-медиа это только на руку: внимание общественности – рейтинг – прибыль. Звезды пиарятся, бизнес процветает – и всем хорошо. А общественность… О чем вы? Как говорится в среде современных журналистов, «пипл схавает». Грустно, что он действительно «хавает», да еще и добавки просит. Значит, надо рубить бабло, пока есть спрос.

 

 

Подготовил материал

 

Для советского журналиста это была обычная техническая работа. Полученная информация систематизировалась, «причесывалась», приводилась к нужному стилю. После этого готовый материал ложился на стол главному редактору и после его визы выдавался в информационное пространство.

 

Другое дело – современный журналист. Для него подготовка материала – процесс творческий, требующий недюжинной фантазии. В результате креативной «литературной обработки» от изначальной информации практически ничего не остается. Более того, нередко журналисты кропают «сенсационные репортажи с места событий», не выходя из кабинета. Действительно, зачем напрягаться, если все равно в итоге придется писать «сочинение» на заданную редактором тему?

 

Личное отступление

 

Автору этих строк довелось однажды побывать на собеседовании в редакции газеты «Жизнь». Прямо с порога мне озвучили главное требование (привожу дословно): «Нам неважно, какие творческие планы у артиста – это скучно. Вам необходимо разговорить его так, чтобы он сообщил, с кем провел прошлую ночь или что сегодня ел на завтрак. Мы готовы платить только за такие материалы». На что я ответила, что все это замечательно, кроме одного: я не готова их писать. И расспрашивать талантливого певца или писателя про цвет его трусов тоже не готова – мне стыдно. На том и распрощались.

 

 *****

Все бы ничего – как сказал однажды наш нынешний президент, собака лает, а караван идет. Чтобы не пополнять многомиллионную армию «пипла», который «хавает», можно не покупать газеты, не слушать радио, не включать телевизор. А можно покупать, слушать, включать, фильтруя информацию и перепроверяя ее достоверность, – но это долго, да в большинстве случаев и ни к чему. Обидно только за пожилых людей, которые со времен СССР привыкли доверять прессе и с уважением относиться к тому, что там говорят и пишут. Для них «я в газете прочитал» или «по телевизору сказали – значит, правда» – самый весомый аргумент. И переубедить их в том, что сегодня две древнейшие профессии практически слились в одну, уже невозможно: слишком крепка у них память о тех, прежних, советских журналистах. Их было не так много, как сейчас. Но их уважали, любили, знали поименно. И помнят до сих пор. Вспомнят ли большинство сегодняшних работников масс-медиа через 20, 30, 50 лет? Вряд ли.

 

 

 

Похожие статьи:

Википедия определяет формат этого печатного издания как литературный журнал. Владимир Ленин, идейный автор этого издания, и Максим Горький, принимавший активное участие в создании «Роман-газеты» в СССР, ставили перед издательством «Московский рабочий» задачу печатания «дешёвых книг для народа». Вид используемой бумаги, типографская печать и отсутствие иллюстраций позволяет отнести издание к газетному варианту.  …

Периодическая печать в самые первые годы советской власти рассматривалась как мощный инструмент внедрения коммунистической идеологии в народные массы. Руководство изданиями взяли в свои руки партийные работники, женская периодика также существовала в рамках партийных постановлений. Большая часть журнала отводилась пропаганде коммунистических идей, материалам по привлечению женщин к участию в производстве, сельском хозяйстве, статьям по политическому воспитанию. Традиционные…

Наивысшей ценностью в Советском Союзе была духовная пища. Самая читающая в мире страна могла похвастаться миллионными изданиями газет, журналов, книг. Ни одно государство в мире не позволяло себе настолько огромные тиражи. Но как ни парадоксально — хорошая книга в СССР всегда была в дефиците. …

Детство советских ребятишек отличалось отсутствием интернета. Дефицит информации восполнялся с помощью книг, телевидения, периодической печати. Традиционно каждая семья выписывала несколько наименований журналов и газет. И среди них всегда была детская периодика, выполняющая главную задачу партии — гражданское воспитание подрастающего…

В наше время уже довольно сложно представить ситуацию, когда какая-либо информация может быть труднодоступной – практически в каждом доме есть интернет, дающий доступ к информационным базам глобального объёма; на всех телевизионных каналах присутствуют новостные блоки, а некоторые из телеканалов являются полностью информационными. Кроме того, есть аналогичные новостные, информационные и информационно-аналитические радиопередачи.  …

www.strana-sssr.net

Советские журналисты против… Амторга! » Военное обозрение

Прочитал материал Светланы Денисовой про Амторг и его роль в укреплении экономики нашей страны в 20-30 годы ХХ века и подумал, что его вполне можно дополнить еще одним материалом, касающимся тоже войны, но войны информационной! К сожалению не все представляют себе весь тот урон, который несут в себе проигранные на этом поле сражения. Причем, урон не только лишь в духовной сфере, но и непосредственно в денежном выражении.

Советские тракторы возле Челябинского тракторного завода.

Причем в истории СССР бывало очень часто, что сама же наша пресса наносила нашей стране большой урон, действуя при этом… с самыми благими намерениями. Причина этому, прежде всего, отсутствие профессионализма, вернее – низкий его уровень и откровенный идеализм – веры в братьев-трудящихся. Впрочем, и эта вера была создана не без ее же участия. Примеров много, очень много, достаточно почитать хотя бы ту же газету «Правда». Но вот в случае с Амторгом они особенно показательны и красноречивы.

Начнем с того, что руководство Амторга во всеуслышание заявляло, что компания эта представляет собой американское акционерское общество, хотя на самом деле это было фактически торгпредство СССР. Оно представляло в Штатах интересы таких «контор», как Госторг, Закгосторг, Укргосторг, Севзапгосторг, Дальгосторг, Экспортхлеб, Сахаротдел ВСНХ и многие другие советские организации, тогда как пайщиками новой компании являлись Наркомат внешней торговли, Госторг и другие организации. То есть это была лишь вывеска, и американцы, которые с ним торговали, конечно, это знали или догадывались, но молчали. Советское золото и пушнина затыкали им рот! Но… общественное мнение было настроено против Советской России. В США выходили десятки (!) белоэмигрантских газет, которые призывали отнюдь не торговать с Советами, а душить их блокадой. И нашим бы печатным изданиям этот «секрет Полишинеля» хранить и дальше, но… Поступали они подчас совсем неразумно!

Например, в 1926 году в СССР был «срезан» план по импорту тракторной техники. На том, что американцы этого не знают, можно было бы сыграть, добившись получения льготных кредитов от американцев, но так как об этом уже сообщила «Правда», а затем и «Экономическая жизнь», то кредиты Амторг получил на старых условиях, то есть за тракторы пришлось переплачивать! И это притом, что работа В.И. Ленина «Очередные задачи советской власти» – «Хозяйничай экономно, не воруй, не лодырничай!» – уже была опубликована, а со страниц «Правды» звучали постоянные призывы беречь народные деньги!

Однако венцом «подрывной» деятельности советской печати против Амторга стал эпизод с фирмой «Катерпиллер Мотор Компани», имевший место в 1930 году. А дело заключалось в том, что советской стороне захотелось привлечь «Катерпиллер» к проектированию и постройке большого тракторного завода в Челябинске. Американцы на это предложение согласились, но поставили очень неудобные и жесткие для нашей стороны условия, да к тому же еще и запросили за свою работу много денег. Чтобы преодолеть сопротивление неуступчивых бизнесменов, в СССР была предпринята широкомасштабная PR-акция. ВСНХ опубликовал постановление, в котором говорилось о том, что новый челябинский завод будет спроектирован советскими инженерами самостоятельно. Это заявление подтверждалось и в интервью председателя Всесоюзного Автотракторного Объединения Осинского, помещенного в газете «Правда».

Председатель правления Амторга даже демонстративно приступил к переговорам с фирмой «Аллис Чалмерс», то есть всеми силами у американцев создавалось впечатление в полной незаинтересованности советской стороны работать с «Катерпиллером», и, напротив, демонстрировалось желание иметь дело с его конкурентом. Ход был очень умный и тонкий. Более того, только что начавшийся кризис сулил фирме одни убытки и не позволял «тянуть» и долго раздумывать, а тут был очевидный и вполне реальный доход на годы вперед. Еще немного и «Катерпиллер» бы сдался и принес бы желаемый контракт на «блюдечке с голубой каемочкой». И вот тут-то в дело и вмешалась советская печать.

И случилось бы вроде бы совсем «ничего». Просто газета «За индустриализацию» опубликовала небольшую заметку, в которой сообщалось, что из Москвы в Америку уже выехала делегация с целью проведения переговоров с фирмой «Катерпиллер» о строительстве тракторного завода в Челябинске. Председательствовал в ней некто товарищ Ловин, и… этого оказалось достаточно, чтобы совет директоров «Катерпиллера» сразу же воспрянул духом и перестал обращать внимание на переговоры Амторга с их конкурентом «Аллис Чалмерс». Оказавшись в Америке, делегация обнаружила, что позиция американцев не изменилась ни на йоту, а когда Ловин попытался на них надавить, ему показали вырезку из газеты с указанием даты! Более того, директора заявили членам делегации, что в случае, если они и дальше попытаются водить их за нос, то информация об этой некрасивой истории непременно попадет в газеты. Будет жуткий скандал, который очень неблагоприятно отразится на репутации молодого советского государства (что вряд ли понравится «большим людям в Москве») и на репутации самого Амторга здесь в Штатах! И понятно, что после этого нам пришлось заплатить, сколько спросили!

Правда к 1927 году ситуация на рынке Соединенных Штатов в отношении торговли с СССР стала складываться в нашу пользу. Хотя на советский рынок приходилось всего лишь 1,15% совокупных поставок американских компаний за границу, то есть, в общем-то «мизер», в распределении «внутри» этих процентов картина была совершенно иная. Так, в СССР поставлялось около 23 % американских тракторов, 23% горно-добывающего оборудования, по 16% авто – и авиатехники и от 10 до 15% различных станков. Цифры, как это видно, достаточно внушительные. По тракторам так и вовсе почти четверть всего их производства в США. И там понимали, что если этот рынок рухнет, хорошего не будет, тракторную отрасль ожидает кризис! В результате вполне естественным было формирование в американской деловой среде достаточно могущественного просоветского (вернее, проамторговского лобби), бороться с которым было выше сил антисоветчиков. «В Бога мы веруем, а остальное наличными!» – говорили в то время американцы и что им на это могли возразить «борцы с красной опасностью»?

И первым, кто отметил происходящие изменения, опять-таки сделалась пресса, только теперь уже американская. Ее тон в отношении СССР потеплел на глазах, тогда как о царской России и «белых» эмигрантах американские газеты писали все хуже и хуже. Дошло до того, что за дипломатическое признание большевиков уже в 1925 году (!) выступил сам Джон Рокфеллер, который был заинтересован в сделках с нашим Нефтесиндикатом. А ведь это был человек, которому приписывалась фраза: «Что хорошо для Стандарт Ойл, то хорошо и для Америки!» Правда, против сотрудничества с СССР выступали самые разные силы, начиная от мормонов и даже… Американской Федерации труда, которая считала, что своими запретами на забастовки советская власть ущемляет права трудящихся! Торговлей с Россией были очень недовольны меховщики, жаловавшиеся в правительство США, что СССР через Амторг завалил Штаты русскими мехами, и что их зверофермы несут огромные убытки. Но… что такое меха по сравнению с одним единственным трактором?
Всего же в 1923–1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было подписано 170 соглашений о технической помощи: 73 с германскими компаниями, 59 с американскими, 11 с французскими, 9 со шведскими и 18 – с фирмами из других стран. Советские инженеры-стажеры посещали американские предприятия, и в частности, на заводе Форда в Ривер-Руж, были вполне довольны приемом. Им показывали и объясняли все, что было им интересно. Но было и так, что часть приезжих нарушала производственную дисциплину, и администрация фирмы отмечала случаи прогулов и неподчинения мастерам.

Казалось бы, с немцами договоров было больше, но договоры с американцами были «денежнее» и масштабнее. И вот им-то как раз и вставляли палки в колеса советские газеты! Не раз и не два они писали, что, например, в Одессу прибывают американские тракторы, закупленные «советской компанией «Амторг», а так писать было нельзя во всех отношениях. Доходило до того, что работники Амторга вынуждены были обращаться в «соответствующие органы» с просьбой… умерить пыл советских журналистов в освещении их работы», потому, как убытки от их правдивости выражаются в долларах и паблисити!

А ведь Амторг действительно явился самой настоящей кузницей советской оборонки. Это и Сталинградский, и Челябинский, и Харьковский тракторные заводы, а по сути дела танковые заводы, спроектированные по проекту Альберта Канна, а переговоры шли через Амторг. Надо назвать также Пермский авиамоторный завод, где был налажен выпуск моторов М-25 – лицензионной копии американского двигателя «Райт-Циклон» R-1820F-3. Ими – а их в СССР произвели почти 14 тысяч – оснащали истребители И-15, И-153 «Чайка», и И-16. Про танк У. Кристи (которых у него, кстати, купили не один, а два) Светлана Денисова написала. Но она не написала, что, хотя и неизвестно, была ли куплена вместе с лицензией на танки Кристи еще лицензия на двигатель «Либерти», в СССР впоследствии наладили выпуск этого аналога американского мотора под индексом М-5, который был выпущен в тысячах экземплярах! А вот и конкретные цифры работы Амторга: в 1925 -1929 гг.: декабрь 1925 г. – «Форд Мотор Компани» – покупка 10.000 тракторов. Январь 1927 г. – «Форд Мотор Компани» – купили еще 3.000 тракторов. Май 1929 г. – «Форд Мотор Компани» – контракт на производство в СССР мощностей по производству автомобилей и закупку оборудования – стоимость контракта составила 30 млн. долл. Июль 1929 г. – «Катерпиллер Мотор Компани» — приобретено 960 тракторов. Август 1929 г. – «Кливленд Мотор Компани» — закупка тракторов и запасных частей – сумма контракта 1,67 млн. долл. Ноябрь 1929 г. – «Фрэнк Д. Чейз» – техническое и инженерное содействие в постройке тракторного завода. Декабрь 1929 г. – «Форд Мотор Компани» – покупка 1.000 тракторов.

Самое главное, что вся эта торговля шла в страну, официально США не признанную! Так что деятельность Амторга действительно трудно переоценить, а вот оценить «правдивость» «пионеров пера» (говоривших одну только правду!) в обеспечении его работы можно оценить лишь только как откровенный непрофессионализм!

topwar.ru

Известные журналисты. Союз журналистов России

Представители СМИ давно заняли господствующее место в управлении общественным мнением, заслуженно получив негласный статус «четвертой власти». Это люди, держащие руку на пульсе всех значимых событий и формирующие наше видение этого мира.

Профессия журналист

В сфере массовых коммуникаций существует множество ответвлений. Журналистика – одно из них. В компетенцию специалиста данной отрасли входит сбор, обработка и подача информации.

Профессия журналиста очень увлекательна. Ведь главное ее задание – быть в центре всех событий, узнавать первым то, что в будущем будут обсуждать сотни, а то и тысячи людей.

Направленность поля деятельности чаще всего зависит от личных предпочтений: спорт, культура, политика, общественная жизнь и т. д. Рабочий график обычно ненормированный, ведь важные события могут произойти когда угодно.

Известные журналисты отмечают, что главными качествами в этой сфере являются коммуникабельность, стрессоустойчивость, высокая выносливость. Нужно уметь наблюдать за поведением людей, анализировать, делать свои выводы и подавать их так, чтобы заинтересовать как можно более широкий круг людей.

Истоки отечественной журналистики

1702 год ознаменовался выходом в Санкт-Петербурге первой отечественной газеты «Ведомости». Эта дата стала отправной точкой в истории русской журналистики. Газету издавал сам Петр I, он же и был первым автором статей.

После смерти царя эстафету подхватили «Санкт-Петербургские ведомости», которые отошли от политической направленности своей предшественницы. В газете размещались слухи и сплетни, новости из зарубежных изданий, отчеты путешествующих чиновников, информация из писем дипломатов. Именно на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» увидела свет знаменитая статья М. Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов», ставшая своеобразным моральным кодексом для представителей данной профессии. В ней автор выдвигал такие требования: быть компетентным, скромным, уважать мнение остальных, понимающим, как «стыдно воровать чужие мысли».

XIX век ознаменовался появлением революционно-демократической прессы, а в период с 1910 по 1914 г. было основано первое «Бюро печати».

В годы Советской власти русские журналисты создавали большей частью идеологизированные СМИ, выражая взгляды правящей политической силы.

В последние десятилетия произошел настоящий информационный бум, отразившийся и на нашей сфере. Это век новых типов изданий, Интернет-журналистики. Была сформирована мощная законодательная база, регулирующая деятельность в данной области.

Образование и развитие Союза журналистов России

Творческие объединения обычно организовываются с целью защиты, взаимопомощи и поддержки. Союз журналистов России не стал исключением. Эта структура, основанная 13 ноября 1918 года, являет собой независимую профессиональную общественную организацию, объединяющую более 100 тысяч работников средств массовой информации.

Союз журналистов России был основан во время первого съезда советских работников печати, почетными председателями которого были выбраны В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий. Организатором события выступил публицист М. А. Осоргин. Одними из первых членов союза российских журналистов были С. Есенин, Н. Крупская, А. Луначарский.

С тех пор творческое объединение поменяло несколько названий. На этапе создания оно именовалось Российским союзом советских журналистов, далее Коммунистическим союзом журналистов, далее СЖ был лишь секцией в Союзе печатников, с 1959 года – Союз журналистов СССР, и лишь в 1992 году организация получила свое теперешнее название.

Сегодня творческое объединение работников средств массовой информации России считается одним из крупнейших в Европе. Оно включает в себя 84 региональных представительства, союзы, ассоциации, гильдии.

Союз журналистов России в наше время

На сегодняшний день главный офис СЖ РФ находится в Москве. Русские журналисты сотрудничают со своими коллегами со всего мира, а также входят в международную федерацию. Ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства, фестивали.

Председатель объединения – В. Л. Богданов.

Место генерального секретаря занимает И. А. Яковенко.

Союз журналистов России всячески стимулирует молодые дарования к творчеству, организовывая всевозможные конкурсы на самые различные тематики, поощряя лучшие региональные газеты, реализуя информационно-просветительские проекты в сотрудничестве с другими социальными институтами и общественными организациями.

На базе СЖ РФ действует Общественная коллегия по жалобам на прессу, созданная для разрешения информационных споров в сфере журналистской этики и нарушений прав человека в СМИ.

Прием в Союз журналистов России возможет через его представительства в регионах на основе заявления и вступительного взноса.

Организация имеет свой устав, регулирующий основные аспекты функционирования и членства.

Известные российские журналисты на телевидении

Согласно исследованиям ученых, Интернет все еще не занял господствующее место среди средств массовой информации. Первым остается телевидение.

Быть журналистом в этой сфере очень трудно. Кроме непосредственно работы с информацией, требуется также владение ораторским искусством, харизма, умение «держать» аудиторию.

Имена известных журналистов в сфере гремят по всей стране и за ее пределами. Все это благодаря их профессионализму и упорному труду.

Первым стоить выделить тележурналиста и шоумена Андрея Малахова, покорившего сердца многомиллионной аудитории. Прославился он благодаря программам на Первом канале, но мало кто знает, что Андрей также успел поработать в газете «Московские новости» и на радио «Максимум» в передаче «Стиль».

Не меньший вклад в российскую тележурналистику сделал и Леонид Парфенов, снискавшим славу благодаря передачам «Российская империя», а также «Намедни».

Дмитрий Дибров, имеющий опыт работы на Первом канале, НТВ, России и ТВЦ, входит в Академию Российского телевидения.

Есть в этой когорте и представительницы прекрасного пола. Так, Тина Канделаки, Светлана Бондарчук – не только известные журналисты, но и светские львицы.

Этот список можно продолжать бесконечно, ведь ежегодно в нашей стране появляется все больше талантливых и амбициозных профессионалов своего дела.

Известные российские журналисты в печатных СМИ

Настоящие акулы пера и мастера слова работают в газетах и журналах. Список известных журналистов печатных СМИ может содержать бессчетное количество имен. Среди них хотелось бы выделить самых знаменитых.

Михаил Бекетов – лауреат премии Правительства РФ в области печатных СМИ, редактор газеты «Химкинская правда».

Экстравагантная личность и человек, не боящийся «острого словца», Олег Кашин — тоже настоящий профессионал своего дела. Посвятил себя политической журналистике.

Анна Политковская – лауреат премии «Золотое перо России», которую получила за свой вклад за целостное освещение военного конфликта в Чечне. Работала обозревателем во многих изданиях, но особенно запомнилась своими статьями в СМИ «Новая газета» и «Воздушный транспорт».

Известные журналисты пишут и о моде. Среди fashion-обозревателей выделяется Мирослава Дума. Она не просто работает в сфере моды в качестве журналиста. Она является мировой fashion-иконой. В ее профессиональном багаже должность редактора спецпроекта в журнале Harper’sBazaar, светского хроника «ОК!», благотворительная деятельность и создание собственного проекта Buro 24/7, освещающего жизнь в культурной и социальной сфере.

Известные российские журналисты на радио

Как и в случае с газетами, мы не видим лиц этих людей, но слышим красоту их голоса, осознаем мощь слова, уровень профессионального мастерства.

К акулам российской радиожурналистики относят не многих. Но они, бесспорно, асы своего дела. Не все известные журналисты на радио представлены в этой статье, но отмечены особо выделившиеся.

Андрей Бинев имеет опыт работы во всех типах СМИ. Но все же самый весомый вклад в развитие журналистики он сделал именно на радио. Работал ведущим ежедневных программ на станции «Маяк». Также на «Радио России». Сейчас занимает должность политического обозревателя, является ведущим и руководителем нескольких программ.

Алексей Колосов – яркий пример того, как можно сочетать любимое дело с работой. Музыкант и композитор, уже более 20 лет он ведет на «Радио России» свою авторскую программу «Когда не хватает джаза».

И нельзя забывать про настоящую легенду отечественной радиожурналистики Севу Новгородцева, ведущего русской службы BBC, автора популярной во всем мире передачи «Рок-посевы» и первого диджея в истории радиовещания на территории СССР. Ныне его фан-клубы существуют во многих крупных городах нашей страны.

Всемирно известные зарубежные журналисты

Заграничные коллеги не уступают нашим отечественным акулам пера в мастерстве.

Первой по праву в этом списке можно выделить Опру Уинфри, названную самым влиятельным человеком в шоу-бизнесе по версии нескольких изданий. Американский журналист, продюсер и общественный деятель, она собственноручно управляет целым спектром различных СМИ: каналом, журналом, Интернет-порталом и ведет свое ТВ-шоу. Опра Уинфри успела стать настоящей легендой.

Самый разнообразный диапазон интересов имеет украинский журналист Оксана Марченко. Уже в 19 лет она стала лицом нескольких общенациональных каналов. В 2000 году основала свою телекомпанию, ведет программы социальной, культурной, развлекательной направленности.

Олег Лукашевич – журналист из Белоруссии, который стал знаменитым благодаря своему увлечению сферой кино, а также посещению ряда крупнейших фестивалей, среди которых Каннский и Венецианский, где он смог взять интервью у многих звезд мирового масштаба.

Анна Пьяджи – эксцентричная итальянская журналистка, специализирующаяся на сфере моды. Она успела поработать в крупнейших мировых глянцах, где высоко ценилась за свое умение беспроигрышно распознавать будущие тенденции. Является одним из создателей журнала Vanity Fair.

fb.ru

как в СССР работали иностранные журналисты

Практика борьбы с «клеветой» и «антисоветской пропагандой», которую якобы распространяли иностранные корреспонденты в своих материалах из СССР, была введена в действие во времена Сталина. Она оправдывалась тем, что страна якобы находилась в кольце врагов, использующих в своих интересах любой промах ее руководства.

Живя в СССР, иностранные корреспонденты не могли никуда выехать из столицы без специального разрешения Отдела печати НКИД. Также они подлежали постоянному «чекистскому обслуживанию»: во всех поездках их сопровождали сотрудники спецслужб, которые старались сделать все, чтобы корреспондент не увидел то, что ему видеть не положено.

Начиная с тех времен переводы всех опубликованных за рубежом статей об СССР собирались в бюллетени ТАСС и шли на стол к высшему политическому руководству СССР. По ним ЦК КПСС судил о лояльности журналистов, которые работали в СССР, и наказанием за «клевету» было выдворение из страны.

Немалая часть материалов, которую власти СССР считали «клеветой» была правдива. Например, статьи Николауса Бассехеса, корреспондента венской газеты «Нейе Фрейе Прессе» (Neue Freie Presse). Он писал, что приобретение облигаций государственного займа не является добровольным, а вменяется советским гражданам в обязанность.

Бассехес прожил в СССР 15 лет и не раз навлекал на себя гнев Сталина. В июле 1932 года, например, тот прочитал в бюллетене ТАСС перевод статьи Бассехеса и в приступе ярости написал своим соратникам Кагановичу и Молотову:

«Посылаю вам гнуснейшую пасквиль инокорреспондента Бассехеса на советскую эконом[ическую] политику. Бассехес — корреспондент «Neue Freie Presse». Он писал в свое время гнусно о принудительном труде в лесной пром[ышленно]сти. Мы его хотели выгнать из СССР, но в виду раскаяния он был оставлен в СССР. Он писал потом гнусности о политике хозрасчета. Но мы, по глупости своей, прошли мимо этих гнусностей. Теперь он изощряется по поводу займа и колхозной торговли. А мы молчим, как идиоты, и терпим клевету этого щенка капиталистических лавочников.

Предлагаю:

а) облить грязью эту капиталистическую мразь на страницах «Правды» и «Известий»;

б) спустя некоторое время после этого — изгнать его из СССР».


Первый пункт был исполнен: в «Правде» появился фельетон под заголовком «Самовлюбленный клеветник». Но из СССР журналиста выслали лишь пять лет спустя, в 1937 году.

*****

Для того, чтобы быть высланным из СССР, иностранному журналисту не обязательно было «клеветать» самому: его могли наказать и за чужую статью, напечатанную в газете, где он работал.

Классик американской журналистики, создатель и председатель совета директоров агентства UPI Рой Уилсон Говард в середине 30-х работал в СССР корреспондентом New York World Telegram и даже взял интервью у Сталина. Но три года спустя вернувшийся из очередной поездки в СССР Говард написал об атмосфере страха и доносительства, воцарившейся в советской столице после начала сталинского «Большого террора»:

Рой Ховард, человек, который в 1936 году взял интервью у Сталина


«За последние два года, по общему мнению, тысячи политических, военных и экономических руководителей были расстреляны, сосланы или ликвидированы тем или иным путем… Шпионы, осведомители и агенты-провокаторы наводняют Москву… Недоверие, тайна и подозрение окутывают всю обстановку вечным липким туманом…»

На полях перевода статьи имеется резолюция рукой Сталина: «Изгнать представителя этой газеты из Москвы».

****

Долгое время в СССР существовала и цензура для иностранных журналистов. Материалы корреспондентов, предназначенные для публикации, следовало отправлять в редакцию за границей только с Центрального телеграфа на улице Горького, где постоянно дежурил сотрудник цензорского контроля. В этих условиях многие газеты и новостные агентства просто отказывались работать в Советском Союзе, как это сделало агентство Reuters в 1950 году.

Здание Центрального телеграфа в Москве, фото из «архива Манхоффа»


Николас Данилофф, который работал в Москве корреспондентом информационного агентства United Press International в годы хрущевской оттепели, рассказал Радио Свобода, как ему приходилось «выкручиваться» в этих условиях.

«Телефонных линий, которыми можно было бы пользоваться, чтобы передавать корреспонденции в редакцию, просто не было. Нужно было ехать на Центральный телеграф рядом с Кремлем, везти туда текст депеши в письменном виде, в нескольких экземплярах, которые передавались цензору. Своими глазами этих цензоров мы никогда не видели – они сидели в другом помещении, и никакого доступа к ним у нас не было. Так что мы сдавали свои статьи на цензуру и просто ждали, когда мы сможем отправить их телеграммой в Лондон, Нью-Йорк или куда-то еще. Ожидание могло занять и 20 минут, и 5 часов», – вспоминает Данилофф.

Цензура для иностранных журналистов была отменена лишь спустя четыре года после смерти Сталина.

«В марте 1961 года американские журналисты обратились к Никите Сергеевичу Хрущеву с письмом, в котором писали: «Вы – лидер, устремленный в будущее, и создание такого рода препятствий для иностранных журналистов отнюдь не укрепляет репутацию Советского Союза за рубежом. Не рассмотрите ли вы вопрос об отмене цензуры?» — вспоминает Николас Данилофф.

«И вскоре Хрущев ответил, что цензура для иностранных журналистов будет отменена. И она была отменена – кажется, в мае 1961-го, – признает журналист. – Это кардинально изменило нашу жизнь. Мы больше не сидели часами на Центральном телеграфе. Нам было разрешено установить в наших офисах телексы – аппараты, которые позволяли пересылать наши сообщения непосредственно в наши редакции в Лондон, Париж, Нью-Йорк, Вашингтон».

Но, несмотря на формальную отмену цензуры, власти СССР продолжали ограничивать работу иностранных корреспондентов до самого момента распада страны. Нередко они становились и жертвами политических конфликтов.

Тот же Николас Данилофф в августе 1986 года был арестован по обвинению в шпионаже, хотя КГБ прекрасно знал, что он не имеет ни малейшего отношения к разведке. Его арест был «зеркальной мерой» – ответом на арест советского шпиона в Нью-Йорке. Журналист провел в камере Лефортовской тюрьмы 13 дней и был освобожден лишь благодаря личному вмешательству президента Рейгана.

Читайте материал полностью на сайте русской службы Радио Свобода.

www.currenttime.tv

Предложения со словосочетанием СОВЕТСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ

Например, советские журналисты просто называли его «действия народно-освободительных сил» и не вдавались в подробности24. В то время как честный советский журналист должен прославлять человека труда. Где-то в визжащей и кричащей толпе метался советский журналист, вытаскивавший перепуганных танцовщиц из пылающих декораций. И как советский журналист обязан написать о тебе правду. — Освещать процесс было поручено большой группе советских журналистов, писателей, кинематографистов, фотокорреспондентов.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное неприятный в отрывке:

В ресторане было холодно, и он производил неприятное впечатление своей пустотой.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Видели там прекрасный творческий беспорядок, так мало вяжущийся с растиражированным обликом советского журналиста, и воспринимали его «с пониманием». Дисциплинированные советские журналисты, с камерами, магнитофонами, фотоаппаратами и записными книжками дневали и ночевали рядом со сташестнадцати килограммовым астрофизиком, закутанным в холод и в зной в тёплые пледы, одетым в несколько шерстяных свитеров и в неизменную вязаную шапочку. Но, увы, меня ожидало другое разочарование — я добрался только до середины, слов выписал порядочное количество, а конца ругани так и не видать — советские журналисты, вижу, только вошли в азарт, как будто хотят перекричать друг друга. Впрочем, среди её знакомых была такая супружеская пара, бывшие советские журналисты, муж и жена — он и она. После матча освещавшие его советские журналисты привычно собрались в номере одного из них. Чтобы не бросаться в глаза — советский журналист с непомерными представительскими расходами выглядел подозрительно и даже нелепо. Погибло два советских журналиста при странных обстоятельствах, сын получил тяжёлые увечья. Что была генеральная задача советского журналиста? — Ну, что теперь скажете о моральном облике советского журналиста? А имеем ли мы право называться, советскими журналистами? Иногда комендатура, уступая настойчивым просьбам иностранных и советских журналистов, проводила для них экскурсии. Их по радио представили как советских журналистов, и собравшиеся наградили оглушительными аплодисментами и приветственным свистом. Всё это было инсценировано, чтобы к заходу атомной субмарины в порт советский журналист опоздал. Вообще говоря, советская милиция с особым почтением относилась к советским журналистам и не упускала случая задержать, несмотря на их праздник. Раздражали только сбежавшие советские журналисты, во мгновение ока становившими антисоветскими и вот теперь с триумфом «возвращавшиеся на родину». В общем, как любили писать в своё время советские журналисты: «Нью-Йорк — город контрастов». Его серые глаза спокойно встретили изучающий взгляд незнакомки, а доброжелательная улыбка, казалось, говорила: я простой советский журналист, готов выслушать любой вздор, коли уж так хочется начальству.

kartaslov.ru

Главный советский журналист-международник Мэлор Стуруа

10 апреля 1928 года родился Мэлор Стуруа, журналист-международник, лауреат премий имени В. Воровского и А. Толстого, автор многих книг на политические темы.


Свою карьеру после окончания МГИМО Стуруа начал в газете «Известия» в 1950-м. Через 10 лет он в качестве специального корреспондента сопровождал Никиту Хрущёва в поездке по странам Востока. По возвращении участвовал в написании книги об этой поездке «Разбуженный восток». Именно за нее Стуруа получил журналистскую премию имени Воровского.

С середины 1960-х был собственным корреспондентом «Известий» в Лондоне, а с 1968-го — в Нью-Йорке. С 1972 года — заместитель редактора «Известий» по международному отделу. В 1977 году направлен собкором в Вашингтон. В 1982 году в ответ на выдворение Москвой из СССР главы московского бюро журнала «Newsweek» американского журналиста Эндрю Нагорски Госдепартамент потребовал, чтобы Стуруа покинул США. В 1982 году возглавил отдел по развивающимся странам «Известий» и стал членом редколлегии газеты.


По приглашению американского Фонда Карнеги по вопросам международной безопасности в 1989—1990 годах работал его сотрудником, а затем в Школе государственного управления им. Дж. Кеннеди при Гарвардском университете. С 1991 года — научный сотрудник, профессор Института общественной политики имени Х. Хэмфри Миннесотского университета.

В начале 2000-х годов продолжал работать в США в качестве обозревателя газеты «Московский комсомолец».


Стуруа — автор нескольких книг: «Время по Гринвичу и по существу», «Футбольный Альбион, 1966», «Брожение», «С Потомака на Миссисипи», «Этот безумный…», «Вид на Вашингтон из отеля Уотергейт», «Бурное десятилетие», «Десять из тридцати» и др. В 2015 году опубликовал книгу стихов.

распечатать Обсудить статью

diletant.media

Советский журналист — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Советский журналист

Cтраница 1

Советские журналисты, говорится в постановлении ЦК КПСС, обязаны руководствоваться указанием В. И. Ленина о том, что нам нужна критика смелая и требовательная, невзирая на лица, а не придирка, не уколы, не интеллигентские шпильки. Остро критикуя ошибки и недостатки в работе, нельзя допускать их преувеличения, обывательского смакования, рассчитанного на сенсацию.  [1]

Советские журналисты, все работники нашей печати с глубоким удовлетворением восприняли приветствие Центрального Комитета Первому съезду советских журналистов, в котором печать, журналистика охарактеризованы как неотъемлемая часть духовной жизни народа, как важная область партийной и общественной деятельности. Мы гордимся тем, что, оценивая работу журналистов, Никита Сергеевич Хрущев назвал их подручными партии, активными бойцами за ее великое ленинское дело.  [2]

Советские журналисты обещают партии возвеличивать все прекрасное, что есть в нашей стране, рассказывать об опыте передовых людей промышленности и сельского хозяйства. Мы обещаем бичевать все ненужное, уходящее, все то вредное, что оставил нам в наследие старый мир.  [3]

Советским журналистам не раз приходилось сопровождать в зарубежных поездках руководителей Советского государства, нашей партии — товарищей Брежнева, Козлова, Микояна, Су слова, Косыгина, Полянского и других товарищей.  [4]

Он, — пишет когда-то известный советский журналист, а ныне обитатель США Мэлор Георгиевич Стуруа, — уже не может процветать, а иногда и существовать, не выходя за эти рамки, не нарушая и разрушая их. Стуруа далее приводит слова знаменитого американского журналиста Джона Лео, который предупреждает: Барабанный бой рекламы, призывающий нарушать правила, носит разрушающий характер.  [5]

Ведет массовую и воспитательную работу среди советских журналистов и рабселькоров, привлекает их к активному участию во всей деятельности союза.  [6]

Наша партия с большим доверием относится к многотысячному отряду советских журналистов, высоко ценит их нелегкий труд. Естественно, все мы заинтересованы в том, чтобы наши средства массовой информации и пропаганды всегда были подлинной трибуной партийного и общенародного общественного мпения.  [7]

Наша партия с большим доверием относится к многотысячному отряду советских журналистов, высоко ценит их нелегкий труд.  [8]

На нынешнем съезде делегация Коммунистической партии Ирландии хочет выразить нашу благодарность советским журналистам, комментаторам, которые, следуя ленинским традициям, поддерживают нынешнюю борьбу нашего народа, разъясняют ее цели и освещают ее ход.  [9]

Советские журналисты, все работники нашей печати с глубоким удовлетворением восприняли приветствие Центрального Комитета Первому съезду советских журналистов, в котором печать, журналистика охарактеризованы как неотъемлемая часть духовной жизни народа, как важная область партийной и общественной деятельности. Мы гордимся тем, что, оценивая работу журналистов, Никита Сергеевич Хрущев назвал их подручными партии, активными бойцами за ее великое ленинское дело.  [10]

Центральный Комитет КПСС отмечает, что ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы партии, Министерство высшего и среднего специального образования СССР, высшие учебные заведения проводят определенную работу по подготовке и переподготовке журналистских кадров. Советские журналисты, воспитанные в духе коммунистической партийности, активно участвуют в общественно-политической и культурной жизни страны, осуществлении решений XXIV съезда КПСС. Партия высоко ценит вклад советских журналистов в строительство коммунизма, видит в них своих надежных помощников.  [11]

Добиваться, чтобы будущие журналисты неустанно овладевали ленинским искусством политического убеждения масс, учились связывать пропаганду коммунистических идеалов с решением практических задач, убедительно, с наступательных позиций вести борьбу с идеологическим противником. Советский журналист должен сочетать в себе высокие идейно-нравственные качества и профессиональное мастерство, быть активным проводником политики партии.  [12]

В постановлении отмечается, что ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы партии, Министерство высшего и среднего специального образования СССР, высшие учебные заведения проводят определенную работу по подготовке и переподготовке журналистских кадров. Советские журналисты, воспитанные в духе коммунистической партийности, активно участвуют в общественно-политической и культурной жизни страны, осуществлении решений XXIV съезда КПСС. Партия высоко ценит вклад советских журналистов в строительство коммунизма, видит в них своих надежных помощников.  [13]

Центральный Комитет КПСС отмечает, что ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы партии, Министерство высшего и среднего специального образования СССР, высшие учебные заведения проводят определенную работу по подготовке и переподготовке журналистских кадров. Советские журналисты, воспитанные в духе коммунистической партийности, активно участвуют в общественно-политической и культурной жизни страны, осуществлении решений XXIV съезда КПСС. Партия высоко ценит вклад советских журналистов в строительство коммунизма, видит в них своих надежных помощников.  [14]

Добиваться, чтобы будущие журналисты неустанно овладевали ленинским искусством политического убеждения масс, учились связывать пропаганду коммунистических идеалов с решением практических задач, убедительно, с наступательных позиций вести борьбу с идеологическим противником. Советский журналист должен сочетать в себе высокие идейно-нравственные качества и профессиональное мастерство, быть активным проводником политики партии.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *