Таджикистан узбекистан – Узбекистан и Таджикистан глазами Виталия Раскалова — Российское фото

Таджикистан и Узбекистан – стратегические партнеры?


Виктория Панфилова, обозреватель «Независимой газеты» специально для «Вестника Кавказа»

Таджикистан и Узбекистан, отныне стратегические партнеры. Соответствующий договор был подписан по итогам переговоров президентами Эмомали Рахмоном и Шавкатом Мирзиеевым 17 августа в Ташкенте. Это первый за последние 17 лет государственный визит таджикского лидера в Узбекистан. Стороны также договорились о совместном строительстве двух гидроэлектростанций на таджикской части реки Зарафшан. Между тем главный спорный вопрос – о Рогунской ГЭС — остается нерешенным.

Это ответный визит президента Эмомали Рахмона в Узбекистан. Напомним, в марте нынешнего года узбекский лидер Шавкат Мирзиеев посетил Душанбе. «Я с теплотой вспоминаю ваш государственный визит в Таджикистан в марте этого года. Он восстановил отношения между нашими странами, придал мощный импульс развитию сотрудничества в различных сферах. Благодаря вашей эффективной внешней политике все более возрастает авторитет Узбекистана в международном сообществе. В вашей стране в жизни людей также происходят большие изменения. Думаю, мой государственный визит очень важен для наших народов», – сказал Рахмон на переговорах в резиденции «Куксарой» в Ташкенте.

В Узбекистане, как отметил Шавкат Мирзиеев, рассматривают визит главы соседнего государства как «важное политическое событие в новой истории узбекско-таджикских отношений». По его словам, «сегодня перед странами открываются огромные возможности для полной реализации торгово-экономического и транспортно-коммуникационного потенциала наших стран». «Главной задачей для Узбекистана и, как представляется, лично президента Мирзиеева является динамично развивающийся на основе добрососедства и тесного взаимовыгодного сотрудничества регион, способный самостоятельно давать адекватные ответы на современные угрозы и вызовы. И при этом – обеспечивающий свою безопасность и свое развитие не в качестве младшего партнера какой-либо нерегиональной державы или военно-политического блока, а как равноправный партнер, способный отстаивать свое видение региональной проблематики», – сказал «Вестнику Кавказа» доктор политических наук, член научного совета Института исследований Центральной Азии и Афганистана «Иран–Восток» (Иран), заместитель директора Центра стратегических оценок и прогнозов (Россия) Игорь Панкратенко.

Перемены, которые произошли за последний год между странами, действительно, существенные. Был решен крайне болезненный в двухсторонних отношениях визовый вопрос, демаркация и делимитация границ, запуск новых железнодорожных и автобусных маршрутов, открытие дополнительных КПП. Между странами установлен  режим свободной торговли. Растет объем взаимного товарооборота.  В первой половине текущего года объем двусторонней торговли вырос на 35,1%. Узбекистан рассчитывал на увеличение товарооборота к 2020 году до 500 млрд долларов.

Принципиально важным стало и решение по вопросу Фархадской ГЭС на границе двух стран, создающее предпосылки для урегулирования вопроса о Рогунской ГЭС, строительство которой в Таджикистане сейчас активно ведется. Впрочем, судя по тому, что вопрос не поднимался в ходе нынешнего визита, стороны не смогли найти его взаимоприемлемого решения.

Тем не менее несколько ведущих экспертов и специалистов в области гидроэнергетики и использования водных и энергетических ресурсов уверены, что политика уже давно вступила в конфликт с экономикой и кооперация двух стран в использовании стока Вахша была бы выгодна всем. «Проект Рогунской ГЭС был разработан в советский период в Ташкенте, в Среднеазиатском отделении института «Гидропроект». Кроме подачи воды на турбины для выработки электроэнергии, водохранилище ГЭС емкостью 13 куб. км предусматривало аккумулирование воды для орошения десятков тысяч гектар новых земель в Узбекистане, в нижнем течении Аму-Дарьи», – сказал «Вестнику Кавказа» эксперт по Таджикистану Андрей Захватов. По его мнению, эта тема могла обсуждаться на переговорах в Ташкенте. В результате обсуждения стороны смогут снять опасения Узбекистана в том, что заполнение водохранилища лишит «низовья» оросительной воды – путем создания небольшой совместной мониторинговой группы гидрологов, контролирующих приток воды в водохранилище и сбросы из него. Таджикистан уже не раз официально заявлял, что не оставит соседей без воды. Не исключено также, что, взвесив все «за» и «против», Узбекистан не только согласует проект Рогуна, но и предложит свое участие в финансировании достройки Рогунской ГЭС. «Очевидно, что нерешенные проблемы в этой сфере ни к чему хорошему не приведут. Дело в том, что численность населения Таджикистана и Узбекистана уже превысила 40 млн человек и продолжает расти примерно на 800 тысяч человек в год, а площади орошаемой пашни в расчете на одного человека уже на предкритическом уровне. Социальные взрывы, связанные с ростом населения, не нужны никому и руководство двух стран это хорошо понимает. Мировая практика знает примеры достижения соглашений по разделу водных ресурсов – на берегах европейской реки Дунай расположены 10 стран, которые смогли договориться. Поэтому ожидать продвижения сторон к достижению договоренностей по этой теме – совсем не из области фантастики», – отметил Захватов.

Удалось ли главам двух государств снять торгово-экономические барьеры, пока не известно. Находясь в Душанбе, Мирзиеев  заявил, что «нынешний показатель товарооборота не соответствует потенциалу двух стран, имеются широкие неиспользованные возможности для доведения его до 1 млрд долларов» .  Ташкент в рамках предэкспортного финансирования выделил Душанбе 100 млн дол. для того, чтобы таджикские импортеры закупали узбекскую продукцию. Однако на пути у предпринимателей Узбекистана встала таджикская таможня, ограничив ввоз продовольственной продукции. В Министерстве внешней торговли Узбекистана назвали ограничение узбекского импорта нарушением Таджикистаном соглашения о свободной торговле между странами. Стороны обязались не применять таможенные пошлины, налоги и сборы, а также не вводить количественные ограничения на экспорт/импорт товаров, проходящих с таможенной территории одной из договаривающихся стран. Поэтому, оптимистичные ожидания узбекской власти по увеличению товарооборота в нынешнем году не оправдаются. По прогнозу специалистов, товарооборот по итогам года составит при оптимистическом сценарии около 140 млн долларов. В средневзвешенном – 120-125 млн долларов.

«Ташкент неоднократно выражал заинтересованность в более активном присутствии на рынках Таджикистана, в том числе – в создании совместных предприятий и расширении товарной номенклатуры своего импорта. Однако, Душанбе искусственно тормозит этот процесс, препятствуя проникновению узбекского бизнеса в страну. Официальные лица Таджикистана открыто дают понять, что экономические отношения с Ташкентом готовы поощрять только в агропромышленной сфере и туризме», – заявил «Вестнику Кавказа» Панкратенко. В частности, в Узбекистане действует 39 предприятий с участием таджикского капитала, а на территории Таджикистана — восемь предприятий, созданных узбекскими инвесторами. Возможно, ситуация изменится после проведенного в Ташкенте бизнес-форума, по итогам которого были  подписаны экспортные договоры на 103 млн долларов.

Эксперты считают, что  Душанбе продолжает сохранять предельно настороженное отношение к Ташкенту и политике Шавката Мирзиеева в регионе, не выражает готовности к расширению двухсторонних связей. Поэтому подписанный в ходе нынешнего визита Рахмона Договор о стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан носит достаточно декларативный характер. Более оптимистичную оценку высказал руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН Станислав Притчин. Он назвал визит президента Эмомали Рахмона в Ташкент «историческим» и «заслугой Шавката Мирзиеева». «Все, начиная со встречи таджикского президента в аэропорту Ташкента, конструктивные переговоры и дружеская атмосфера и заканчивая подписанием пакета документов, стало возможным благодаря новой политике Узбекистана. Шавкат Мирзиеев он взял курс на конструктивное сотрудничество с соседями, даже, несмотря на то, что между странами было много сложностей. Впрочем, ряд нерешенных вопросов остается. Например, по строительству в Таджикистане Рогунской ГЭС. Но в целом, та атмосфера, которая сложилась между Таджикистаном и Узбекистаном, важна для регионального сотрудничества», – сказал «Вестнику Кавказа» Станислав Притчин.

vestikavkaza.ru

Таджикистан и Узбекистан отменили визы:

Безвизовый режим пошел на пользу Таджикистану и Узбекистану. Граждане двух стран теперь могут не только повидать родственников, но и, например, без проблем приехать на отдых в соседнее государство

ДУШАНБЕ, 12 июл — Sputnik. Прошло уже несколько месяцев с момента введения безвизового режима между Таджикистаном и Узбекистаном. Отмена виз, кажется, идет на пользу не только простым гражданам, но и бизнесу двух стран, а также активно поддерживает туристическую отрасль.

В марте Таджикистан и Узбекистан договорились об отмене виз. Президенты двух стран Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиеев подписали соглашение, согласно которому для пересечения границы гражданам государств нужен всего лишь загранпаспорт.

Таджики и узбеки встретили новость о безвизовом режиме неподдельным восторгом. В первый день открытия КПП «Патар» около него собрались десятки людей, многие лично хотели убедиться, что обещание выполнено, и все работает. А убедившись, поспешили навестить родственников на той стороне. Многие плакали от счастья.

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен: как узбеку попасть в Таджикистан

Поездки из Узбекистана в Таджикистан стали доступны каждому

Безвизовый режим действительно серьезно облегчил жизнь гражданам Таджикистана и Узбекистана. Узбекские журналисты, приехавшие в Худжанд на Международную торговую ярмарку в Худжанде, с восторгом говорят о простоте приграничных процедур.

«На границе стояли всего пять минут. Никаких проблем. Все быстро, четко», — рассказывает один из них.

Мужчины приехали на три дня, чтобы специально побыть на ярмарке в Худжанде. КПП прошли легко, а значит, теперь и работать стало проще.

«Я теперь сюда как домой приезжаю. Мы так давно ждали этого момента. Нельзя по-другому, мы же соседи», — считает журналист из Узбекистана.

Как открытие границы отразилось на бизнесе

В этом году на ярмарку в Худжанде приехало в несколько раз больше представителей узбекских компаний.

Таджикистан действительно с распростертыми объятьями встречал узбекских братьев. Предприниматели из Узбекистана занимали целых «коридор» на выставке в Худжанде, а национальные товары пользовались спросом у посетителей.

«Свою продукцию представили более 40 компаний, а в прошлом году их было всего 5-6. Худжанд хочет создать с Узбекистаном совместное предприятие по производству трансформаторов и швейных изделий», — рассказал Sputnik Таджикистан мэр Худжанда Маруф Мухаммадзода.

Слезы радости: как таджики и узбеки отнеслись к открытию КПП на границе

По итогам двух дней был подписан пакет соглашений на 6 миллионов долларов — почти в три раза больше, чем в прошлом году.

Визы отменили — туризм процветает

Безвизовый режим благоприятно повлиял и на туристическую отрасль в Таджикистане. Теперь узбеки могут беспрепятственно отдохнуть в соседней стране.

«У нас всегда много гостей и постояльцев, но с открытием границ турпоток вырос. В основном — это граждане Узбекистана. Но важно отметить, что в Шахристане проживет 53% узбеков, так что многие теперь без труда могут посетить родственников», — рассказал Sputnik Таджикистан заведующий отделом идеологии Шахристанского района Шамсиддин Маликов.

Действительно, сейчас в Шахристане полно отдыхающих, в основном — это местные жители и гости из Узбекистана. Люди чувствуют себя комфортно, приезжают семьями, купаются, едят сочные арбузы и местные фрукты.

На узбекско-таджикской границе ввели жесткие ограничения

Похоже, что обе стороны довольны процессом сближения.

Правила пересечения границы Таджикистана и Узбекистана

Готовясь в поездку из Узбекистана в Таджикистан, необходимо помнить об основных правилах:

— Гражданам Узбекистана нужно взять с собой из документов только паспорт. Максимально без визы можно находиться в Таджикистане только тридцать дней. Если необходимо остаться в стране на более долгий срок — тогда нужно оформлять визу.

— Круглосуточно на границе стран работают только девять КПП, еще семь функционируют в дневное время.

— Деньги лучше брать с собой в долларах и суммой до 5 тысяч. Национальную валюту ввозить в Таджикистан нельзя.

— На территорию Таджикистана нельзя ввозить оружие, боеприпасы, золото и драгоценные металлы, наркотики, а также печатные материалы или видеоматериалы, которые противоречат нормам ислама. Иногда пограничники могут конфисковать книги на арабском или персидском языке. Для лекарств потребуется рецепт.

tj.sputniknews.ru

УЗБЕКИСТАН И ТАДЖИКИСТАН ДОГОВОРИЛИСЬ О БЕЗВИЗОВЫХ ПОЕЗДКАХ ГРАЖДАН

Узбекистан и Таджикистан достигли договоренностей по визовым отношениям и самому спорному участку госграницы – плотине Фархадской ГЭС.

Согласно достигнутым накануне договоренностям, в ближайшее время Таджикистан и Узбекистан подпишут новый документ «О взаимных поездках граждан», в соответствии с которым граждане двух государств могут находиться на территории обеих стран без получения соответствующей визы в течение одного месяца, сообщил в интервью «АП» источник в правительстве Таджикистана. Напомним, визовый режим между странами был введен в 2001 году.

По его словам, стороны также подтвердили намерения по открытию в ближайшее время сообщения пассажирских поездов и автобусов, а также новых КПП на границе двух государств.

Касаясь вопросов границы, стороны договорились, что территория, на которой расположена Фархадская ГЭС, будет признана территорией Таджикистана, а сам гидроэнергетический объект – собственностью Узбекистана. Охрану объекта будет осуществлять таджикская сторона, а его техническим обслуживанием будет заниматься Узбекистан.

«Прошедшие 10 января в Душанбе заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Таджикистаном и Узбекистаном и Совместной таджикско-узбекской межправительственной комиссии по вопросам делимитации и демаркации государственной границы между двумя государствами были эффективными, плодотворными и многообещающими», — сообщил источник.

«По итогам душанбинского заседания соответствующим министерствам и ведомствам двух государств было поручено приступить к подготовке проектов соглашений между Таджикистаном и Узбекистаном по сотрудничеству в сферах транспорта, коммуникаций, торговли, экономики, границы», — отметил источник.

По мнению источника, ожидается, что все межгосударственные и межправительственные соглашения по вышеназванным вопросам будут подписаны в ходе государственного визита президента Узбекистана в Душанбе, который состоится в начале весны текущего года.

darakchi.uz

Таджикистан: Общая информация о Таджикистане

Республика Таджикистан – самая маленькая, в территориальном отношении, из всех стран среднеазиатского региона, расположенная в юго-восточной его части. Площадь ее составляет всего 143 тыс. кв. км. Однако небольшая территория не мешает республике быть одним из самых интересных туристско-альпинистских объектов на всем постсоветском пространстве.

Таджикистан — самобытный край поразительнейших природных контрастов, 93% всей его территории, занимают горы, считающиеся самыми красивыми в Центральной Азии.

У страны великое историческое наследие, самобытная культура, выгодное географическое расположение, многообразие природных ландшафтов и рекреационных зон, интереснейшая флора и фауна.

Буквально за одно путешествие, уместившееся в небольшом временном отрезке, вы сумеете побывать во всех временах года, увидеть высокогорную тундру с вечной мерзлотой и цветущие субтропики, плодоносящие долины и ледники в холодной дымке многовековых туманов, альпийские луга, поражающие буйством красок и выжженные зноем пустыни.

Однако, эта страна не для любителей всепоглощающего комфорта. В силу определенных обстоятельств, не последними из которых, стали и экономические трудности, связанные со становлением независимости, развитие туристической инфраструктуры здесь сильно затруднено.
Хотя, именно это можно считать одним из главных «козырей» для любителей экзотики.

Таджикистан – абсолютно уникальная страна, где нет ничего искусственного, сделанного специально для туристов или привнесенного из других культур. Цивилизация еще не совсем опутала ее своими цепкими сетями. Здесь нет ни шумных, суетливых мегаполисов, ни скоростных магистралей, ни набившей оскомину, неоновой рекламы. Только природа, традиционный уклад жизни и искренние, добрые, прекрасные в своей простоте люди.

Общая информация.

Республика Таджикистангосударство в Средней Азии, граничащее на западе и северо-западе с Узбекистаном, на севере с Киргизией, на востоке с Китаем и Афганистаном на юге.

Климат страны — резко континентальный, характеризующийся большими сезонными и суточными колебаниями температур и сухостью воздуха. В зависимости от высоты и характера рельефа местности, здесь выделяется следующие климатические типы:

— области с жарким летом и мягкой зимой;

— области с жарким летом и холодной зимой;

— области умеренно-континента

asia-travel.uz

Таджикистан и Узбекистан: надежда на примирение

Отношения между Таджикистаном и Узбекистаном до недавнего времени можно было назвать «холодной войной», за тем лишь исключением, что если одноимённое противостояние СССР и США было скорее соревнованием достижений их систем, то конфликт двух культурно и исторически близких стран Центральной Азии к «патовой ситуации» в двусторонних отношениях. Однако в последнее время в отношениях двух стран наметилось явное потепление

Причины конфликта Таджикистана и Узбекистана

Главным яблоком раздора между Узбекистаном и Таджикистаном принято считать намерение таджикской стороны построить Рогунскую ГЭС на реке Вахш, притоке Амударьи. Решение возобновить строительство электростанции, план которой разрабатывался ещё в советское время, было принято в начале 2000-х годов. Плотина высотой 335 метров должна стать самой высокой в мире и превзойти по своим размерам прошлого рекордсмена — плотину Нурекской ГЭС (304 метра).

Рогунская ГЭС могла бы не только раз и навсегда решить проблему хронического дефицита электричества в Таджикистане, но и сделать его крупным региональным экспортёром электроэнергии. Для сравнения, если сейчас Таджикистан сталкивается с зимней нехваткой электричества в размере 3 млрд. киловатт-часов, то мощность Рогуна исчисляется более чем 13 млрд. киловатт-часов в год. Тем не менее, Рогунский проект, равно как и каскад Зеравшанских ГЭС, с самого начала вызвал категорическое неприятие Ташкента. И дело даже не только в том, что на период наполнения водохранилища равнинный Узбекистан, расположенный ниже по течению, чем горный Таджикистан, может испытывать существенную нехватку воды (река Вахш даёт 35% объёма Амударьи, воды которой активно используются для орошения в Узбекистане). Дело в том, что создав комплексную систему плотин, Таджикистан сможет контролировать количество воды, поступающей по рекам на территорию своего западного соседа, чего тот, разумеется, не хотел бы допускать. Ведь в таджикских горах находится до 50% среднеазиатских ледников, которые являются источником почти 60% водных ресурсов региона. Учитывая то, что половина населения Узбекистана является сельским, возможность нехватки воды для ирригации представляет собой серьёзную угрозу для страны. К тому же вода Узбекистану нужна не только для полива сельхозугодий. Страна добывает до 90 тонн золота в год и производит существенное количество промышленного урана. Для этого требуются большие водные затраты, причём после промышленного использования вода уже практически не годится для питья и орошения.

Одинаковое недовольство Ташкента вызывают и киргизские гидроэнергетические проекты: ГЭС «Камбарата-1» и «Камбарата-2». Насколько проблема водных ресурсов Средней Азии является болезненной для узбекского руководства видно из заявления Ислама Каримова во время визита в Казахстан в 2012 году. Тогда президент Узбекистана отметил, что противоречия из-за воды могут закончиться войной.

Есть опасения и относительно тех последствий, которые могут возникнуть в результате крупного землетрясения в зоне будущей Рогунской ГЭС, которая расположена в сейсмически опасном районе Илякско-Вахшского разлома. Как утверждают узбекские эксперты, если в результате катаклизма плотина рухнет, то образуется стометровая волна, которая, двигаясь со скоростью 130 метров в секунду, затопит значительные пространства не только Таджикистана, но и Узбекистана и Туркменистана. Впрочем, как отмечают эксперты, в том числе — Всемирного Банка — данная опасность учтена при подготовке проекта строительства Рогунской ГЭС.

Пытаясь воспрепятствовать строительству Рогуна, Ташкент потребовал провести независимую международную экспертизу безопасности проекта. Такая экспертиза была проведена при поддержке Всемирного банка и в сентябре прошлого года были опубликованы её результаты, согласно которым эффективность и безопасность будущей электростанции была подтверждена.

Гидроэнергетическая тематика является не единственным противоречием между Душанбе и Ташкентом. Масла в огонь подливают территориальные споры. До сих пор не определены 20% из 1000 километров границы двух стран. На территории Таджикистана расположены несколько узбекских анклавов, а на территории Узбекистана один таджикский, что тоже создаёт массу проблем. Наглядным примером абсурдности той ситуации в области приграничного регулирования, которая возникла после распада некогда единой советской страны, является проблема Фархадского водохранилища на Сырдарье, плотина которого находится на таджикской стороне. У каждой из сторон своё видение ситуации. Узбекистан уверен в том, что территория водохранилища была ему передана Таджикистаном в 1944 году. Таджикская версия заключается в том, что территория была отдана в аренду в 1933 году на 40 лет, которые давно истекли. После распада СССР в течение десяти лет водохранилище контролировали узбекские власти. В 2002 году силами районной милиции Науского района Согдийской области узбекские военные были оттеснены от водохранилища, и территория перешла под контроль Душанбе.

Хронология конфликта

Ещё в 2000 году Узбекистан заминировал горные участки границы с Таджикистаном для предотвращения проникновения на свою территорию боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Причём карту заминированных участков узбекская сторона предоставить отказалась. На противопехотных минах подорвались уже сотни мирных жителей. В том же году по инициативе Узбекистана в нарушение соглашений СНГ между двумя странами был введён визовый режим.

С конца 2009 года на территории Узбекистана начались задержки составов, направляющихся в Таджикистан. В качестве оправдания узбекская сторона ссылалась на необходимость выполнения международных обязательств по транспортировке невоенных грузов в Афганистан, а также на изношенность железнодорожных путей. Между тем, через Узбекистан проходят основные транспортные коридоры, связывающие Таджикистан с остальным миром. Стоит отметить, что в число простаивавших тогда в Узбекистане грузов помимо всего прочего входили строительные материалы и техника, необходимые для строительств Рогунской ГЭС. В ноябре 2011 года после взрыва на линии Галаба-Амузанг, через которую проходит всё железнодорожное сообщение южного Таджикистана, Ташкент полностью остановил грузопоток на этом участке. Узбекские власти заявили о теракте, в то время как таджикские железнодорожники были уверены в целенаправленной провокации со стороны узбекских коллег. Одновременно узбекские власти решили отказаться от услуг таджикских железнодорожников в обеспечении транспортного сообщения узбекских областей, расположенных в Ферганской долине, с остальной территорией Узбекистана. В качестве альтернативы традиционному транзиту через Согдийскую область Таджикистана по железной дороге узбекские власти предложили собственному населению направляться из одной части своей страны в другую на автомобилях через горный перевал Камчик, расположенный на высоте 1200 м. над уровнем моря. При этом авиасообщение между Таджикистаном и Узбекистаном отсутствует с 1992 года.

В январе 2013 года Узбекистан окончательно прекратил поставлять природный газ в Таджикистан. Ввиду того, что на узбекский газ приходилось 95% газа, потребляемого в Таджикистане, экономике последнего был нанесён серьёзный урон. Многие предприятия, включая такие гиганты как ТАЛКО и «Таджикский цементный завод», были вынуждены перейти с газа на уголь.

В результате фактической экономической блокады Таджикистана со стороны Узбекистана товарооборот между двумя старании упал с $300 млн. в 2007 году до $2,1 млн. в 2014 году притом, что потенциальный товарооборот между республиками составляет $500 млн.

Конец «холодной войны»?

Последние события в отношениях Таджикистана и Узбекистана дали повод надеяться, что длительный раздор, наконец, прекратится.

Первого сентября 2014 года во время празднования годовщины независимости Узбекистана в эфире национального телевидения был зачитан текст поздравительной телеграммы Эмомали Рахмона. Ислам Каримов в свою очередь также направил поздравление своему таджикскому коллеге.

Одиннадцатого сентября того же года впервые за последние шесть лет Ислам Каримов посетил Душанбе. В рамках саммита ШОС состоялась встреча глав Таджикистана и Узбекистана. Атмосфера прошедших переговоров даёт основание полагать, что двусторонние отношения получат позитивный импульс.

На встрече в Душанбе были достигнуты договорённости по налаживанию нормальных отношений между двумя странами. Таджикской стороной было предложено возобновить авиасообщение между Ташкентом и Душанбе, а также рассмотреть вопрос об упрощении процедуры выдачи виз хотя бы на месяц с тем, чтобы граждане обеих стран могли получать их прямо на границе.

Восьмого января в Душанбе состоялась встреча министра иностранных дел Таджикистана Парвиза Давлатзоды с Чрезвычайным и Полномочным Послом Узбекистана в Таджикистане Шокасымом Шоисламовым. Особое внимание во время беседы было уделено реализации ранее достигнутых президентами двух стран договорённостей.

На протяжении последних нескольких месяцев мы наблюдаем готовность обоих стран к плодотворному сотрудничеству. Очевидно, что в условиях кризиса страны заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия и ресурсы, а не растрачивать их в ходе бессмысленной конфронтации.

Смогут ли Таджикистан и Узбекистан урегулировать свои разногласия раз и навсегда?

Для того, чтобы преодолеть разногласия, необходим первый шаг навстречу друг другу, и этот шаг две страны уже сделали. Однако в том случае, если причины противоречий между двумя странами продолжат существовать, вряд ли им получится сохранить надолго конструктивные партнёрские отношения. А эти причины в ближайшее время однозначно никуда не денутся.

Водно-энергетические дисбалансы и неоднозначность административно-территориального деления стали неотъемлемой особенностью Средней Азии после распада СССР. Это в советское время могла быть налажена бесперебойная система водного и энергетического обмена между странами, когда Киргизия и Таджикистан обеспечивали достаточный речной сток в летнее время для своих равнинных соседей — Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, а те, в свою очередь, снабжали горные республики электроэнергией, газом и углём зимой. Теперь каждая из сторон пытается проводить политику, соответствующую преимущественно её интересам. Сам формат национальных государств (nation state) требует мышления в парадигме национальных интересов.

Тем не менее, для поддержания дружеских отношений между Душанбе и Ташкентом можно разработать множество инструментов. Например, существует идея создать постоянно действующую комиссию на уровне правительств и МИД. Сюда же можно добавить предложение организовать периодические встречи старейшин, лидеров общин, экспертов двух стран. Для урегулирования разногласий по поводу Рогунской ГЭС целесообразна организация консорциума, в рамках которого каждая из заинтересованных сторон имела бы влияние на управление водным балансом. Такой консорциум можно было бы создать, позволив остальным странам выкупить пакеты акций электростанции. Возможные водные потери стран низовья в случае запуска Рогуна могут быть компенсированы за счёт ремонта и совершенствования водопроводов и каналов. К примеру, как считается, в случае ремонта своих сетей Узбекистан смог бы сэкономить до 60% воды.

Однако все эти меры носят лишь вспомогательный характер, не ликвидируя самих источников противоречий. Необходим механизм, который на системном уровне снял бы существующие противоречия между странами. Таким механизмом мог бы стать Евразийский экономический союз. Не секрет, что одной из главных задач ЕАЭС является построение единой мощной экономики, которая включала бы в себя производственные ресурсы и рынок суверенных стран постсоветского пространства. В случае вступления в ЕАЭС, экономики Таджикистана и Узбекистана могли бы достичь былого уровня кооперационной связности и даже превзойти его. Интеграция в ЕАЭС даёт возможность этим странам реализовать гораздо больший потенциал экономического сотрудничества друг с другом, чем в случае двустороннего взаимодействия, изолированного от участия третьих стран.

Создание единого производственного комплекса в рамках Центральной Азии посредством вторичной индустриализации соединило бы экономики отдельных стран региона в единое целое, после чего стремление порвать торговые связи со своим соседом стало бы бессмысленным ввиду противоречия интересам всех участников. Кроме того, ЕАЭС мог бы стать арбитром в решении экономических споров между странами. Таким образом, успехи в совместном экономическом развитии стран ЕАЭС могли бы способствовать формированию новой идентичности — цивилизации развития, внутри которой население независимых стран могло бы чувствовать себя частью единого культурного пространства при одновременном сохранении своего этнического самосознания. Очевидно, что ощущение культурно-цивилизационного единства способствует укреплению дружбы между народами и позволяет избежать ненужных межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Таджикистан и Узбекистан являются братскими странами, которые связаны не только общим историческим прошлым, но и многочисленными родственными связями среди населения этих государств. Усиление противоречий в двусторонних отношениях вместо того, чтобы совместными усилиями обеспечивать безопасность и развитие общего региона — было бы весьма опрометчивой стратегией сосуществования.

Андрей Дёгтев

eurazvitiye.org

Таджикистан и Узбекистан открыли новую страницу сотрудничества

Без виз на 30 дней. Граждане Таджикистана и Узбекистана могут ездить друг к другу в гости без оформления разрешительных документов. Это одно из многих соглашений, которое было подписано на встрече президентов Эмомали Рахмона и Шавката Мирзиеева. Глава Узбекистана находится в Душанбе с визитом. Подробности выяснила корреспондент «МИР 24» Вера Исмаилова.

Этот визит уже назвали историческим.  В аэропорту своего узбекского коллегу президент Таджикистана встретил лично. А по пути следования кортежа на улице, несмотря на моросящий дождь, выстроилась живая очередь на несколько километров. Люди вышли приветствовать лидеров двух стран с цветами и флагами.

Чтобы решить вопросы, которые копились более 20 лет нужно действительно чувствовать родство двух народов. Всего за несколько часов главам двух государств удалось достичь соглашения по всем пунктам.

«Если вы обратите внимание, в заявлении моего брата говорится: «Если вы меня спросите: остались ли нерешенные вопросы, он ответит нет», и я полностью с ним солидарен», – говорит президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон.    

Все переговоры и в узком, и в расширенном составах ведут на русском. Сейчас нет не только языковых барьеров, но и приграничных. Президенты договорились об упразднении визового режима сроком до 30 дней и поэтапном возобновлении работы всех 16 пунктов пропуска на границе между двумя странами. Несколько пунктов, кстати, уже возобновили работу с 1 марта.

«Вы видели глаза участников на КПП? Многие своих родственников не видели по 25 лет. Я был горд, что люди радовались. Наша цель – делать все, чтобы народу было хорошо и комфортно», – отметил президент Республики Узбекистан Шавкат Мерзиеев.

В скором времени города и области двух стран свяжут железнодорожные, автомобильные и воздушные пути сообщения, а товарооборот между странами в ближайшие годы планируют довести до полумиллиарда долларов.

Визиты в страны Центральной Азии Шавкат Мирзиеев начал совершать в марте прошлого года. Президент Узбекистана уже был в Кыргызстане, Туркменистане и дважды в Казахстане. В это время в Таджикистане готовились к его прилету. За многие годы накопилось немало вопросов, решение которых требовало усердной работы межправкомиссий. По многим из них удалось договориться сегодня. Свидетельство тому —  подписание солидного пакета документов.    

Президенты и делегации обеих стран подписывают сразу 27 документов. На церемонии кабинеты министров двух государств практически в полном составе ставят подписи. Здесь соглашения и программы о сотрудничестве в самых разных сферах – от экономической и водно-энергетической до культурной и гуманитарной.

«Открывается новая страница сотрудничества, которая наполнена новыми задачами, новыми перспективами в интересах двух народов», – уверена журналистка из Узбекистана Саида Давлятова.   

Реализовывать подписанные документы начали уже сегодня. Президенты дистанционно возобновили работу железнодорожного участка Галаба Амузанг.

А это уже первые шаги на пути к увеличению товарооборота. Главы государств ознакомились с выставкой товаров Узбекистана. Более 100 узбекских компаний представили лучшие образцы легкой и пищевой промышленности, фармацевтики, электротехники.

По словам участника выставки из Узбекистана Хусыра Джумаева, в декабре был заключен контракт на 75 тысяч долларов с Таджикистаном. После этого будет скачок.

Насколько успешно реализовывают соглашения в другие сферах, обсудят теперь уже в Узбекистане. Шавкат Мирзиеев пригласил Эмомали Рахмона совершить государственный визит в его страну.

В субботу Шавкат Мирзиеев встретится с премьер-министром Таджикистана и спикером парламента, после чего вернется в Узбекистан.

Ранее сообщалось, что по итогам визита Мирзиеева в Таджикистан подписано около 30 документов.

mir24.tv

Узбекистан и Таджикистан открывают границы — Замон

Ожидаемый итог визита замглавы правительства Узбекистана в Душанбе: возобновление транспортного сообщения и ослабление визового режима.

Вице-премьер-министр Узбекистана Рустам Азимов 26 декабря едет в Таджикистан. Этого визита с нетерпением ждут по обе стороны узбекско-таджикской границы.

В Душанбе он встретится с таджикским коллегой Давлатали Саидом. На повестке дня – торгово-экономическое сотрудничество между странами.

Поедут автобусы и поезда

На заседании межправительственной комиссии Азимов и Саид обсудят перспективы открытия железнодорожного и автобусного сообщения между странами.

В этих целях открыты новые контрольно-пропускные пункты. Таможенные ведомства проводят консультации, пишеттаджикское агентство «Азия-Плюс» со ссылкой на собственный источник.

Визы – на границе

Стороны поднимут вопрос либерализации визового режима. В Душанбе надеются, что авиапассажиры смогут получать узбекские и таджикские визы в аэропортах.

По итогам встречи будет объявлено о дате и стоимости билетов на первый за многие годы регулярный рейс между Ташкентом и Душанбе.

Визовые ограничения были установлены по инициативе Узбекистана в 2001 году в целях борьбы с афганским экстремизмом. Об этом в октябре заявил Шокасым Шоисламов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Узбекистана в Таджикистане.

25 лет изоляции

Почти 25 лет соседние страны жили в изоляции друг от друга. Столицы не имели авиасообщения, а также практически отсутствовали торговые, экономические и политические связи.

В острые фазы межгосударственной «холодной войны» Душанбе обвинял Ташкент в транспортной блокаде и дестабилизации социально-политической ситуации в регионе.

В Узбекистане обвиняли соседей в создании угрозы экономическим интересам и безопасности страны путем строительства Рогунской гидроэлектростанции.

Отношения стали налаживаться после смерти первого президента РУз Ислама Каримова. Его преемник Шавкат Мирзиёев призвал Таджикистан к мирному диалогу, и уже 30 ноября состоялся первый за 24 года чартерный авиарейс из Ташкента в Душанбе. Тогда же стороны договорились о восстановлении авиасообщения в начале 2017 года.

Ожидается проведение беспрецедентной по размаху выставки товаров узбекского производства в Душанбе и первого в истории двух стран бизнес-форума.

Таджикистан и Узбекистан помимо всего готовы обсудить вопросы обмена студентами и гастролей артистов.

Зачем страны нужны друг другу?

Помимо объективных причин необходимости сотрудничества по линии военных и силовых ведомств, таким как обмен заключенными, передача разведданных об угрозах безопасности, Узбекистану и Таджикистану выгодно взаимодействие и в других областях.

Ташкент может поставлять в Душанбе природный газ, минеральные и химические удобрения, косметические средства, легковые и грузовые автомобили, сельскохозяйственную технику, продукты питания, текстиль, строительные материалы, оборудование и технику.

Таджикистан, в свою очередь, готов торговать с соседями алюминием (львиная доля экспорта), пищевыми и техническими химикатами (соль, известь), текстильной продукцией.

Кроме того, страны могут активизировать сотрудничество в логистике, учитывая территориальную близость с Китаем, Россией и Ираном.

По итогам 2015 года товарооборот между странами вырос на 12 млн долларов. Однако торговля не распространяется за пределы трансграничной зоны. Для сравнения: объем товарооборота между Узбекистаном и Кыргызстаном составил 156 млн долларов.

По итогам 2015 года Узбекистан и Казахстан довели этот показатель до 3 млрд долларов.

 

zamon.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о