Укажите определение понятия экспозиция – Экспозиция: основные понятия

Содержание

Тема 4. Экспозиция: принципы и методы организации

4.1. Понятие «экспозиция»

Слово «Экспозиция»
происходит
от латинского глагола ехроnо
(выставлять напоказ, раскладывать) и
производного от него существительного
ехрosition
– изложение, описание. Экспозицией
можно назвать размещение любых предметов,
представленных для обозрения. Но музейная
экспозиция имеет свою спе­цифику. Ее
основу составляют не любые, а музейные
предметы, обладающие определенной
совокупностью признаков и свойств. В
экспозиции они обретают но­вый статус:
становятся экспонатами,
то есть
предмета­ми, выставленными для
обозрения.

В качестве экспонатов
могут выступать и «замени­тели»
подлинников, то есть воспроизведения
музей­ных предметов, а также карты,
схемы, диаграммы и другой научно-вспомогательный
материал, необхо­димый для наглядного
показа связей между предмета­ми и
раскрытия темы. В состав экспозиции
входят письменные тексты разнообразного
характера, час­то — фонические
материалы. Эта совокупность музей­ных
предметов, их воспроизведений и моделей,
науч­но-вспомогательных материалов
и текстов называется экспозиционным
материалом.

Все части экспозиции
взаимосвязаны между со­бой и составляют
ее тематическую
структуру.
В
со­ответствии с ней экспозиционные
материалы делятся на структурные единицы
экспозиционные
комплек­сы,
то
есть группы предметов, связанных между
собой по содержанию или иным признакам
и составляющим зрительное и смысловое
единство. В качестве экспози­ционного
комплекса может рассматриваться и
экспозиционный зал, созданный по единому
проекту и име­ющий свой неповторимый
облик.

В экспозиции
выявляется знаковая природа вещей. Знак
– это предмет, который выступает в
качестве но­сителя информации о других
предметах, событиях, яв­лениях. Когда
предметы используются в чисто практи­ческих
целях, их знаковая функция отходит на
второй план, а на первый выступают
утилитарные свойства. Например, талоны
на сахар, мясо, водку, табак, имен­ные
приглашения на заказы «льготным
категориям на­селения» в обыденной
жизни использовались в качест­ве
документа для приобретения необходимых
товаров, но в музейной экспозиции они
становятся знаками, в которых «зашифрована»
социальная информация о той распределительной
системе, которая существова­ла в нашей
стране до 1992 г.

Предметы в музейной
экспозиции представляют собой научно
организованную совокупность, посколь­ку
их отбор и размещение основываются на
разрабо­танной коллективом музея
научной концепции. Они служат средствами
для выражения определенного со­держания,
следовательно, образуют знаковую
систему. Поэтому музейная экспозиция
является своеобраз­ным «текстом»,
который нужно не только созерцать, но
и осмысливать. Экспонаты-знаки могут
передавать идеи, чувства, представления
и суждения как людей, создавших их или
когда-то с ними соприкасавшихся, так и
авторов экспозиционного показа.

Экспозиция
составляет основу музейной комму­никации,
которая осуществляется путем прежде
всего зрительного восприятия посетителями
экспозицион­ных материалов, размещенных
в определенном прост­ранстве. Для
того чтобы облегчить процесс общения
посетителей с экспонатами, сделать его
более резуль­тативным и плодотворным,
в создании экспозиции участвуют не
только ученые, но и художники, которые
приносят в музей образное начало. На
музейном по­прище у науки и искусства
единая цель — помочь че­ловеку
постигнуть логическую связь вещей и
явлений, повести его к познанию мира
через сотворчество и со­переживание.
Образ, который создается в результате
синтеза науки и искусства, является
специфически музейным образом.

Согласно современным
представлениям, музейная
экспозиция

это целенаправленная и научно обосно­ванная
демонстрация музейных предметов, которые
организованы композиционно, снабжены
коммента­рием, технически и художественно
оформлены и в итоге создают специфический
музейный образ природ­ных и общественных
явлений.

Музей создает не
только постоянные, но и времен­ные
экспозиции — выставки,
стационарные
и пере­движные. Их временный характер
проявляется в со­ставе экспонатов.
На выставках часто демонстрируют­ся
предметы из других музеев и частных
коллекций, а также предметы, которые не
могут долго находиться за пределами
фондохранилищ — акварели, письмен­ные
источники, уникальные вещи.

В настоящее время
в музейной практике сложи­лось три
основных типа музейных выставок:
темати­ческие
выставки,
в
основе которых лежит определен­ный
сюжет; фондовые
выставки,
которые
знакомят посетителей с малоизвестными
и малодоступными коллекциями; отчетные
выставки,
которые
создают­ся по результатам реставрационных
работ, по итогам комплектования фондов
– так называемые выставки новых
поступлений.

Создание выставок
является составной частью экс­позиционной
работы музеев. Выставки повышают
до­ступность и общественную значимость
музейных фон­дов, вводят в научный и
культурный оборот памятники, находящиеся
в частных собраниях, способствуют
отра­ботке и совершенствованию методов
экспозиционной и культурно-образовательной
работы музея, расширяют географию его
деятельности. В настоящее время актив­но
развивается международный обмен
выставками, что способствует
взаимообогащению различных культур.

    1. Методы
      построения экспозиций

Нетрудно заметить,
что материал в экспозиции может
группироваться по-разному. Иногда он
воспро­изводит интерьер усадьбы или
фрагмент природной среды, а иногда
определенным расположением пред­метов
экспозиционеры стремятся раскрыть
какой-то сюжет или, например, наглядно
продемонстрировать многообразие форм
и других характеристик однород­ных
предметов. Научно обоснованный, исходящий
из содержания экспозиции, порядок
группировки и орга­низации экспозиционных
материалов называется ме­тодом
построения экспозиции.
В
отечественном музее­ведении традиционно
выделяют следующие основные методы
экспонирования: систематический,
ансамбле­вый, ландшафтный и тематический.
Этим методам со­ответствуют
систематическая, ансамблевая, ландшафт­ная
и тематическая экспозиции.

Первыми экспозициями,
в основу которых легли научные принципы
организации материала, стали
сис­тематические
экспозиции.
Их
появление в конце XVIII
— первой половине XIX
в. было связано с бурным развитием
процесса дифференциации в сфере науки

и созданием
профильных музеев. Систематический
метод экспонирования предусматривает
отбор, размещение и интерпре­тацию
однородных пред­метов в соответствии
с классификационной си­стемой
конкретной науч­ной дисциплины или
от­расли производства. Ос­нов пая
структурная единица систематичес­кой
экспозиции – типо­логический
(системный) ряд; он позволяет пока­зать
биологическую, тех­нологическую,
эстетичес­кую и другие виды эволю­ции
предметов. Наиболее часто систематический
метод экспонирования применяется в
естествен­но-научных, научно-тех­нических,
археологических и этнографических
музеях, в музеях декоративно-прикладного
искусства, а также в фондовых выставках
музеев иных профилей. (О систематическом
методе экспонирования подробнее см. Ч.
1., гл. 6.)

Примерно с середины
XIX
в. в этнографические экспозиции,
построенные на основе систематического
метода, стали включаться ансамбли,
получившие в му­зейном обиходе название
«жизненные комплексы», потому что они
стремились отразить реальные связи
между предметами. Таковыми были, например,
этно­графические комплексы «жилище»,
«мастерская», «сенокос», «свадьба»,
которые наглядно демонстриро­вали
домашнюю обстановку, трудовой процесс,
празд­ничные и религиозные ритуалы,
при этом музейный предмет показывался
как бы в среде своего бытова­ния. В
конце XIX
— начале XX
в. в Западной Европе появились первые
экспозиции, состоящие исключи­тельно
из ансамблей. Это были экспозиции музеев
под открытым небом.

Ансамблевая
экспозиция
сохраняет
или реконст­руирует на основе
достоверных научных данных ре­ально
существовавшую или типичную для
определен­ной эпохи социокультурную
обстановку. Ансамблевая экспозиция
характерна для мемориальных музеев,
для музеефицированных памятников
истории и культуры — дворцов, усадеб,
крестьянских изб. Ее приме­ром могут
служить исторические интерьеры или их
фрагменты, воссоздаваемые в музеях не
только гума­нитарного, но и
естественно-научного профиля.

Структурной
единицей ансамблевого показа явля­ется
экспозиционный комплекс, который
сохраняет или реконструирует существовавшую
среду бытова­ния музейных предметов.
Он может состоять из раз­личных
экспонатов — орудий труда, оружия,
одежды, мебели, изделий декоративно-прикладного
искусства, изобразительных и письменных
материалов. Посколь­ку в этом комплексе
воспроизводятся реальные или типичные
связи и отношения между предметом? По
своему содержанию и в зрительном
восприятии он представляет собой
законченное целое.

При воссоздании
художественной ансамблевой экспозиции
в качестве связующего звена, которое
поз­воляет объединить в единое целое
картины, скульпту­ру, мебель, предметы
декоративно-прикладного искус­ства,
обычно выступают стилистические
особенности экспонатов. По такому
принципу построена, напри­мер,
экспозиция «Русский жилой интерьер XIX
века» в Большом дворце Павловска
(Ленинградская область). В ее 16 залах на
основе литературных, документальных
и
изобразительных источников (картин,
акварелей, ри­сунков) воссозданы
наиболее типичные интерьеры усадебных
и городских домов состоятельной части
рос­сийского общества. Расстановка
мебели, развеска кар­тин и портретов,
размещение предметов из фарфора и бронзы
строго продуманы, подчинены четкому
ритму и единому стилю. Экспозиция
позволяет проследить, как на протяжении
столетия менялись условия жизни и
художественные вкусы, представления о
красоте

и уюте.

Вместе с тем в
таких стилевых ансамблях есть оп­ределенный
недостаток. За редким исключением
исто­рические интерьеры не существовали
как единое сти­левое целое, в них могли
находиться и находились предметы
различных эпох и стилей, подобно тому,
как в современных квартирах соседствуют
разные по вре­мени создания вещи.
Поэтому ансамбли, построенные по
стилевому принципу, имеют условный и
несколько искусственный характер.

В том случае, когда
музеем становится сохранив­шийся
памятник истории и культуры, в реконструкции
ансамблевой экспозиции нет нужды. При
иных обсто­ятельствах необходимо
воссоздавать достоверную сре­ду, что
влечет за собой целенаправленное
комплекто­вание, а иногда изготовление
воспроизведений музей­ных предметов
— копий, муляжей, реконструкций. В
мировой музейной практике именно
ансамбле­вые экспозиции получили
наибольшее распростране­ние, поскольку
они легко воспринимаются посетите­лями,
вызывают непосредственный интерес и
оказы­вают сильное эмоциональное
воздействие. Многие музеи почти все
свои экспозиционные площади ис­пользуют
под воспроизведения жилых и производст­венных
интерьеров.

Параллельно с
ансамблевыми формировались и ландшафтные
экспозиции,
воссоздающие
взаимо­связи и взаимозависимость
природных компонентов. Их основная
структурная единица – биогруппы и
ландшафтные диорамы.

Элементы ландшафтного
метода экспонирования в виде биогрупп
появились в естественно-научных му­зеях
в середине XIX
в. Биогруппа
(биологическая
груп­па) представляет собой экспозиционный
комплекс из
объектов
животного и (или) растительного мира.
Час­то понятие «биогруппа» относится
к научной такси-дермической композиции,
которая представляет жи­вотных в
среде обитания. Таксидермия
(от греч.
Taxis
— устройство и derma
— кожа) — вид деятельности, включающий
консервацию и реконструкцию объек­тов
животного мира. Современная таксидермия
из ре­месла по изготовлению чучел
переросла в искусство. Но искусство это
— особого рода: условность и деко­ративность
здесь недопустимы, поскольку
естествен­но-научные музеи призваны
популяризировать досто­верные и
научно объективные сведения.

Большую роль в
становлении ландшафтного мето­да
экспонирования сыграла Всемирная
промышленная выставка в Лондоне (1851
г.), где демонстрировались первые
биологические группы из жизни животных,
со­зданные немецким таксидермистом
М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал
активно включать в свою систе­матическую
экспозицию Британский музей естествен­ной
истории, причем создавал их на строго
докумен­тальной основе. Для биогрупп
с птицами и гнездами растения и почва
собирались из одного места, а моло­дые
и старые птицы – с одного гнезда.
Использовался и натуральный почвенный
покров, на котором было найдено гнездо:
он осторожно срезался и перевозился в
музей. Каждый отдельный листок, цветок,
трава ими­тировались из воска и других
подходящих материалов, при этом
искусственные растения располагались
на высушенной почве точно так, как они
находились в природе.

«Сухость
систематической коллекции, расставлен­ной
в предназначенном постепенном порядке,
совер­шенно скрадывается благодаря
присутствию вышеупо­мянутой
биологической коллекции, — делился в
1894 г. своими впечатлениями от осмотра
орнитологической экспозиции Британского
музея естественной истории русский
зоолога. Ященко. – Глаз, утомленный
осмот­ром систематического собрания,
невольно отдыхает на этих отдельных
витринах биологической коллекции,
которые представляют собой ни больше
ни меньше, как точно скопированные
клочки природы, словно вы­хваченные
из жизни и перемещенные в залы музея.
В каждом
таком клочке перед вами является момент
из
жизни
какой-нибудь птицы, в каждом, без
исключе­ния, момент, наиболее интересный
биологу. Все витри­ны являются почти
живой иллюстрацией семейной жизни
птиц»,- Заславский
МЛ. Ландшафтные
экспозиции музеев миpa.
Л„ 1979. С. 153.

. К
концу XIX
в. в практику естественно-научных музеев
вошли панорамы и диорамы, ставшие
харак­терными приемами ландшафтного
метода экспониро­вания. Панорама
(от греч.
Pan
— все и horama
— вид, зрелище) представляет собой
больших размеров лен­тообразную
картину, которая натянута по внутренней
поверхности цилиндрического подрамника
и сочета­ется с расположенным перед
ней по кругу «предмет­ным» планом —
макетами, сооружениями, фигурами.
Панорама создает иллюзию реального
пространства, окружающего зрителя,
располагается в круглом строении и
рассматривается с площадки, находящейся
в его центре. Первая панорама была
создана ирландским художником Р. Баркером
в 1787 г. и представляла со­бой круговое
изображение города Эдинбурга.

В 1893 г. в Музее
естественной истории в Стокголь­ме
была создана первая биологическая
панорама, вос­создающая природу
Швеции. На огромном замкнутом полотне
были изображены наиболее характерные
для страны пейзажи, объединенные в одну
сплошную кар­тину, опоясывающую
окружность панорамы. Передний план с
документальной точностью воспроизводил
учас­ток местности со скалами,
растениями, болотом, ручьем. В отличие
от художественной панорамы, где жи­вопись
подчиняет передний натурный план, в
ланд­шафтной панораме пейзаж служит
только вспомога­тельным средством,
которое вводит зрителя в место обитания
животных. Передний же план занимают
до­кументальные материалы — чучела
животных, гнезда птиц, растительность,
рельеф местности.

В то время как
панорама вводит зрителя будто бы в центр
изображаемого события и позволяет
осуще­ствлять круговой обзор, диорама
(от греч.
Dia
— сквозь и horama
— вид) дает возможность рассматривать
изо­бражение только со стороны окна
(за исключением трехсторонних, так
называемых альковных диорам).

Она охватывает
лишь часть горизонта и может распо­лагаться
на стене как полукруглого, так и
прямоуголь­ного помещения. Поэтому
диорамы, не требующие
столь
больших площадей, как панорамы, получили
в естественно-научных музеях гораздо
более широкое распространение.

В биогруппе и
диораме кроме животных размеща­ют
растения и макеты различных фрагментов
местно­го пейзажа – валунов, скал,
косогоров, берегов рек, озер, болотистых
участков леса. Передавая ландшафт
местности, диорамы и биогруппы одновременно
поз­воляют воссоздать действительный
облик животного, показать динамику его
движения. Такая композиция переносит
в музей уголок природы и показывает те
из ее сторон, которые в реальной жизни
человек не все­гда может наблюдать.
Но достоверная передача осо­бенностей
поведения и образа жизни животных,
ха­рактерных черт их среды обитания
требуют проник­новения в тонкости
биологии. Малейшее отклонение от
жизненной правды – неправильная поза
животно­го, анатомические дефекты,
не подобающие сезону гу­стота и окраска
меха, растительность, не соответству­ющая
данному ландшафту – все это подрывает
веру в подлинность изображаемого и
уничтожает познава­тельный смысл
биогрупп и диорам.

В первой трети XIX
в. ландшафтный метод экс­понирования
стал практиковаться во многих музеях
мира. В
России первая ландшафтная экспози­ция
была построена в 1930 г. в Московском
областном краеведчес­ком музее (г.
Истра). С 1970-х гг. ландшафт­ный метод
стал преоб­ладающим в региональ­ных
естественно-науч­ных музеях и отделах
природы краеведчес­ких музеев.

Тематической
на­зывают
экспозицию, которая посредством
экспозиционных мате­риалов раскрывает
оп­ределенную тему, сю­жет, проблему,
создает музейный образ отра­жаемых
событий или явлений. В структурном
отношении она пред­ставляет собой
систему взаимосвязанных и соподчиненных
разделов и тем, содержание которых
обосновано концепцией. В ис­торических
музеях разделам обычно соответствуют
исторические периоды. Основной структурной
еди­ницей тематической экспозиции
является тематико-экспозиционный
комплекс, представляющий собой группу
предметов разных типов – вещи, документы,
изобразительные материалы. В отличие
от система­тической и ансамблевой
экспозиции их объединяют не типологические
признаки и не реальные или ти­пичные
связи в среде бытования, а исключительно
содержательная сторона, способность
выступать в качестве наглядного
подтверждения определенного концептуального
положения.

Первыми во второй
половине 1920-х гг. тематичес­кий, или
комплексно-тематический метод
экспониро­вания стали разрабатывать
историко-революционные музеи применительно
к своей тематике – классовой
борьбе,
эко­номической и политичес­кой
истории. С 1930-х гг. он стал пре­обладающим
методом экс­понирования в советских
музеях; в настоящее время
является
ведущим главным образом для исторических
и краеведческих музеев.

Следует иметь в
виду, что все перечисленные мето­ды
экспонирования нередко интегрируются:
система­тическая экспозиция может
сочетаться с ансамблевой и ландшафтной
экспозицией, тематическая может включать
элементы не только ансамблевой, но и
систе­матической экспозиции. Выбор
методов экспонирова­ния зависит от
многих факторов, в том числе от профи­ля
музея, от темы и целевых установок
создающейся экспозиции, специфики
коллекций, размеров экспози­ционных
площадей.

studfiles.net

Экспозиция: теория

© 2014 Vasili-photo.com

Хорошая экспозиция критична для получения качественной фотографии. Вместе с тем суть экспозиции предельно проста. Экспозиция – это всего лишь количество света, попадающего на фотосенсор. Сам же процесс съёмки кадра иногда называют экспонированием.

Экспозицию можно уменьшить, а можно увеличить. Вот, собственно, и всё, на что вы можете повлиять. Меньшая экспозиция делает кадр темнее, большая – светлее. Недостаток экспозиции называется недодержкой, избыток – передержкой.

Корректно проэкспонированный снимок.

Недодержанный снимок.

Передержанный снимок.

Экспозиция измеряется в экспозиционных числах или ступенях экспозиции (EV – exposure value). Изменение экспозиции на одну ступень означает изменение освещённости кадра вдвое.

Экспозицию можно контролировать, варьируя два параметра – выдержку и диафрагму. Диафрагма, т.е. величина относительного отверстия объектива, определяет интенсивность светового потока, в то время как выдержка регулирует продолжительность экспонирования.

Диафрагма

Диафрагма – это устройство, позволяющее изменять размер отверстия, через которое свет проникает в камеру. Чем больше отверстие, тем больше света, и наоборот. Значение диафрагмы (диафрагменное число) определяется как отношение фокусного расстояния объектива к диаметру отверстия диафрагмы. Например, запись вида f/4 означает, что диаметр отверстия диафрагмы в четыре раза меньше фокусного расстояния объектива.

Диафрагменные числа образуют следующий ряд:

f/1; f/1,4; f/2; f/2,8; f/4, f/5,6; f/8; f/11; f/16; f/22; f/32; f/45; f/64.

Чем больше диафрагменное число, тем меньше относительное отверстие. Каждая ступень означает изменение освещённости вдвое, т.е. диафрагма f/11 пропускает в два раза меньше света, чем f/8, а f/2,8 – в два раза больше, чем f/4.

При увеличении числа диафрагмы на одну ступень площадь эффективного отверстия уменьшается вдвое, а значит и света оно пропускает в два раза меньше.

Помимо экспозиции, диафрагма также оказывает влияние на глубину резкости и на общее качество изображения.

Выдержка

Выдержка – это время, в течение которого затвор фотоаппарата находится в открытом состоянии, пропуская свет к матрице. Чем длиннее выдержка, тем дольше открыт затвор, тем больше света попадает в камеру. Как и в случае с диафрагмой, стандартные значения выдержек различаются вдвое. Вот они:

30 с.; 15 с.; 8 с.; 4 с.; 2 с.; 1 с.; 1/2; 1/4; 1/8; 1/15; 1/30; 1/60; 1/125; 1/250; 1/500; 1/1000; 1/2000; 1/4000; 1/8000.

Короткая выдержка способна останавливать движение на снимке, длинная же выдержка подчёркивает движение, размывая движущиеся объекты (подробнее – в статье «Выдержка»).

Экспопара и закон взаимозаместимости

Комбинация значений диафрагмы и выдержки, необходимая для экспозиции кадра называется экспопарой. Как выдержка, так и диафрагма позволяют независимо управлять количеством света, проникающего внутрь камеры. Увеличение выдержки или диафрагмы на один шаг удваивает количество света, т.е. добавляет одну ступень экспозиции. Напротив, уменьшение выдержки или диафрагмы уменьшает экспозицию. Например, экспопара f/5,6*1/30 даёт на две ступени большую экспозицию (т.е. пропускает в четыре раза больше света), чем f/8*1/60.

Представьте себе, что вы снимаете некий пейзаж, и экспонометр рекомендует вам использовать выдержку 1/125 с при диафрагме f/8. Однако для того, чтобы все планы пейзажа вышли на фотографии резкими, вы решаете прикрыть диафрагму с f/8 до f/16. Тем самым вы уменьшаете экспозицию на две ступени, и теперь, если вы решите сохранить выдержку 1/125 с, кадр окажется сильно недоэкспонированным. Для корректной экспозиции вам необходимо увеличить выдержку на те же две ступени, т.е. до 1/30 с.

Таким образом, одну и ту же экспозицию можно получить, используя различные сочетания выдержки и диафрагмы. Это явление называется законом взаимозаместимости (или законом Бунзена – Роско). Например, комбинация f/11*1/15 пропустит столько же света, сколько и f/4*1/125. Диафрагма уменьшилась на три ступени, а выдержка, напротив, на три ступени увеличилась.

Современные камеры позволяют изменять выдержку и диафрагму не только на целые ступени, но и на промежуточные значения – на половину или на треть шага, что необходимо для более точного экспонирования. Поэтому, сочетание вида f/6,3*1/80 вполне имеет право на существование.

Чувствительность ISO

Кроме выдержки и диафрагмы, для определения правильной экспозиции необходимо учитывать ещё один параметр – светочувствительность фотоматериала. Светочувствительность измеряется в условных единицах ISO (ИСО – Международная организация по стандартизации). Все фотоплёнки и сенсоры с одинаковой чувствительностью ISO при одинаковом уровне освещённости требуют одинаковой экспозиции.

Как и в случае с выдержкой и диафрагмой, значения ISO образуют логарифмический ряд: 100, 200, 400, 800, 1600 и т.д. Изменение чувствительности вдвое требует двукратного изменения экспозиции. Например, если при ISO 200 для съёмки некой сцены вам нужна экспопара f/11*1/30, то при увеличении ISO до 400 вам следует уменьшить экспозицию вдвое, т.е. взять f/11*1/60 или f/16*1/30.

Чувствительность ISO в отличие от выдержки или диафрагмы не является в строгом смысле параметром экспозиции, и непосредственно на экспозицию изменение ISO никак не влияет. Экспозиция – это количество света, попадающего в камеру, а количество света регулируется исключительно выдержкой и диафрагмой. Повышение же ISO приводит к усилению электрического сигнала, формируемого фотосенсором, что, в свою очередь, даёт возможность пропорционально уменьшить экспозицию.

Цифровые камеры позволяют изменять светочувствительность сенсора от кадра к кадру, что весьма удобно. Это можно делать вручную, а можно предоставить камере возможность автоматически выбирать необходимое значение ISO. Более высокие значения позволяют использовать более короткие выдержки и снимать с рук в условиях слабой освещённости, но при этом ведут к ухудшению качества снимка, поскольку повышение чувствительности сенсора неизбежно повышает и уровень цифрового шума. Базовое значение ISO (чаще 100, реже 200) всегда обеспечивает наилучшее качество изображения, и потому следует избегать чрезмерного повышения ISO, если в этом нет необходимости. Что значит чрезмерного? Это зависит от характеристик конкретной камеры и от предпочтений конкретного фотографа. Опытным путём определите максимальное значение ISO, при котором уровень шума остаётся для вас приемлемым, и впредь не превышайте это значение.

Экспокоррекция

Современные фотоаппараты снабжаются встроенным экспонометром, который способен автоматически оценивать уровень освещённости и подбирать соответствующие значения параметров экспозиции. В случае если величина экспозиции, предлагаемая экспонометром, не устраивает фотографа, он может либо перейти в ручной режим и выставить экспозицию самостоятельно, либо, оставаясь в автоматическом режиме, воспользоваться экспокоррекцией. Экспокоррекция или компенсация экспозиции – это принудительное изменение экспозиции относительно значения, определяемого экспонометром. Положительная экспокоррекция заставляет камеру увеличить экспозицию на заданную величину, а отрицательная – уменьшить. Например, если экспонометр камеры в определённых условиях допускает передержку на одну ступень, вам следует применить экспокоррекцю в размере – 1 EV, чтобы получить нормально проэкспонированный кадр.

Режимы определения экспозиции

Большинство фотоаппаратов предлагают пользователю четыре стандартных режима определения экспозиции:

P – Режим программной линии (Program auto). Камера сама определяет оптимальные (с её точки зрения) значения выдержки и диафрагмы. Если предлагаемая экспопара вас не устраивает, вы можете сдвинуть программу, выбрав другое сочетание выдержки и диафрагмы, обеспечивающее ту же экспозицию. Закон взаимозаместимости в действии! Уменьшить или увеличить экспозицию можно с помощью экспокоррекции (+/-). P – оптимальный режим для начинающего фотографа. Я сам пользуюсь программным режимом, когда мне приходится снимать в спешке и у меня нет времени задумываться о таких мелочах, как выдержка или диафрагма.

A (Av) – Приоритет диафрагмы (Aperture priority или Aperture value). Вы устанавливаете необходимое вам значение диафрагмы, а камера определяет соответствующую этому значению выдержку. Экспокоррекция влияет только на выдержку, но не изменяет значение диафрагмы. Режим приоритета диафрагмы – мой любимый режим. Для меня очень важно иметь постоянный контроль в первую очередь именно над диафрагмой, для управления глубиной резко изображаемого пространства.

S (Tv) – Приоритет выдержки (Shutter priority или Time value). Всё наоборот – вы устанавливаете выдержку, а камера подбирает диафрагму. Этот режим менее гибок, чем предыдущий, поскольку диапазон значений диафрагмы всегда уже диапазона скоростей затвора. Приоритет выдержки бывает весьма полезен при съёмке подвижных объектов.

M – Ручной режим. Здесь вы полностью контролируете ситуацию, устанавливая и выдержку и диафрагму по собственному желанию. Экспонометр камеры в данном случае только подсказывает правильную экспозицию, но не навязывает её фотографу. Этот режим удобен, прежде всего, при студийной съёмке, когда освещение не меняется от снимка к снимку, сами вы не спешите и вам нужен очень точный контроль над экспозицией. При работе со студийными вспышками режим M просто незаменим.

Многочисленные сюжетные режимы (портрет, пейзаж, спорт, макро и т.п.), а также полностью автоматический режим AUTO представляют собой всего лишь вариации на тему P, A или S с сильно урезанным функционалом. Оставьте их для новичков. Если вы читаете эту статью, значит, вы способны освоить и традиционную четвёрку режимов определения экспозиции.

Способы экспозамера

В зависимости от ваших предпочтений экспонометр камеры может использовать один из трёх способов замера экспозиции:

Матричный (Оценочный) экспозамер оценивает освещённость всего кадра, учитывает уровень контраста и предлагает сбалансированную экспозицию. Я использую матричный экспозамер практически всегда. Если экспозиция меня не устраивает, я применяю экспокоррекцию (компенсацию экспозиции) и получаю то, что мне нужно.

Центровзвешенный экспозамер собирает информацию также со всего кадра, но при расчёте экспозиции приоритет отдаётся центральному участку, что может пригодиться, если вы захотите экспонировать кадр преимущественно по объекту, пренебрегая проработкой фона. Сам я никогда не использую этот способ, но это дело вкуса.

Точечный экспозамер учитывает освещённость лишь небольшой точки в центре кадра. Это может быть полезно для высокопрецизионного определения экспозиции, но только при соблюдении трёх условий: во-первых, у вас должно быть достаточно времени, во-вторых, вы должны хорошо понимать Зонную систему, и, в третьих, сам процесс экспонометрии должнен быть для вас интересным, поскольку практическая выгода здесь сомнительна. Для плёнки этот метод оправдан – вы не можете видеть только что сделанный снимок на экране и попадать в правильную экспозицию приходится с первого раза, но при съёмке на цифровую камеру использование матричного экспозамера в паре с экспокоррекцией позволяет работать куда как более оперативно.

Динамический диапазон

Свет, падающий на фотодиоды матрицы цифрового фотоаппарата, преобразуется в электрический сигнал. Чтобы это произошло, количество фотонов, попавших на каждый отдельный фотодиод, должно превысить порог чувствительности сенсора. Если фотонов окажется недостаточно, соответствующий участок кадра получится абсолютно чёрным. Если же экспозиция чрезмерна, фотодиоды насыщаются фотонами и пересвеченный участок оказывается белым. Отношение между значениями экспозиции, необходимыми для получения абсолютно чёрного и абсолютно белого цвета, называется динамическим диапазоном сенсора или его фотографической широтой.

Матрица цифровой камеры имеет динамический диапазон около семи-восьми ступеней (или, иначе говоря, зон) экспозиции. В принципе из RAW-файла можно вытянуть до десяти и более ступеней, но злоупотреблять этим не следует. Восемь зон – это не так уж и мало, но и не слишком много. Значительно меньше, чем у негативных плёнок (как чёрно-белых, так и цветных), но несколько больше, чем у цветных слайдов.

Если разница в яркости между самыми светлыми и самыми тёмными участками сцены превышает динамический диапазон сенсора, это неизбежно влечёт за собой потерю деталей либо в тенях, либо в светах, либо и там, и там. Все объекты, детали и фактура которых важны для снимка, обязаны укладываться в динамический диапазон. Чёрные тени, лишённые деталей, бывают уместны, но выбитые света, как правило, недопустимы.

Пример сцены, контраст которой не укладывается в динамический диапазон фотосенсора. Освещённый солнцем участок леса над водопадом значительно ярче объектов переднего плана. Лучший выход здесь – дождаться более благоприятного освещения.

Почему экспонометр бывает не прав?

Обычно встроенный в камеру экспонометр неплохо справляется со своими обязанностями, но в некоторых случаях в его работу стоит вмешаться. Дело в том, что каким бы совершенным не был экспонометр, он всё равно не будет наделён даже зачатками разума. Это всего лишь электронное устройство, измеряющее количество падающего на него света.

При одинаковом уровне освещённости разные объекты в разной степени отражают свет – именно поэтому одни предметы выглядят тёмными, другие светлыми, а третьи имеют нейтральный тон. Светлый предмет выглядит для нас светлым, а тёмный – тёмным при любом освещении, поскольку наш мозг учитывает общий уровень освещённости и разницу в яркости одинаково освещённых предметов. При этом абсолютная яркость тёмного предмета на свету может быть выше, нежели яркость светлого предмета в тени.

Включите точечный экспозамер и сфотографируйте какой-нибудь объект нейтрального тона – бетонную плиту, синее небо, зелёный газон, лицо умеренно загорелого человека. Экспозиция окажется более-менее правильной, поскольку экспонометр откалиброван на заводе по нейтрально серому цвету.

Теперь установите экспозицию по чему-нибудь радикально чёрному – это может быть чёрная кошка, фрак пианиста, катафалк – неважно. Как бы ни были они черны в жизни, на фотографии они окажутся нейтрально серыми и вам, возможно, придётся уменьшить экспозицию на пару ступеней, чтобы вернуть им естественный вид.

Сфотографируйте что-нибудь белое – лист бумаги, снег, белого лебедя – они тоже получатся серыми, и на этот раз вам придётся крутить экспокоррекцию вверх.

Экспонометр не в состоянии понять: действительно ли кошка чёрная, или же она на самом деле белая, но спряталась в тёмном чулане? Он исходит из предположения, что в мире примерно поровну тёмных и светлых предметов, и что если рассчитать усреднённо-нейтральную экспозицию, то, скорее всего, она будет верной.

Когда включен матричный экспозамер, экспонометр уже не настолько глуп. Он старается учитывать яркость отдельных предметов в кадре и по возможности сохранять тональные отношения. Но сцены, общий тон которых значительно светлее или темнее нейтрального, ставят экспонометр в тупик. В итоге угольная шахта окажется переэкспонированной, а заснеженное поле – недоэкспонированным. Высокий контраст, превышающий динамический диапазон сенсора камеры, также ведёт к ошибкам экспонометра. Если вас это не устраивает, вам придётся научиться распознавать ситуации, в которых экспонометр может дать маху, а распознав, брать контроль над экспозицией в свои руки.

На самом деле всё не так уж и страшно. Экспонометр-то, конечно, ошибается, но делает он это достаточно предсказуемо и однообразно. Со временем вы усвоите алгоритм его работы и будете точно знать, когда можно полностью положиться на автоматику, когда стоит воспользоваться экспокоррекцией, а когда лучше перейти в ручной режим.

Если же вы заинтересованы в том, чтобы всегда определять экспозицию предельно точно, вам стоит познакомиться с прикладными аспектами экспозиции в цифровой фотографии.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!

  Дата публикации: 19.09.2012
  Последнее обновление: 12.04.2014

Вернуться к разделу «Технические аспекты фотографии»

Перейти к полному списку статей

Для отображения комментариев нужно включить Javascript

vasili-photo.com

Экспозиция для начинающих: основы и правила

Дата публикации: 25.10.2007

Съемка в условиях слабого освещения требует длительных выдержек

Термин «Экспозиция» означает количество света, попадающего на светочувствительный фотоматериал за определенный промежуток времени. Три основных параметра, влияющие на экспозицию, — это чувствительность, выдержка и диафрагма. Большинство современных камер, будь то аналоговые или цифровые, автоматически контролируют эти три параметра. Некоторые компактные камеры имеют функции ручного контроля, и все зеркальные камеры предоставляют фотографу возможность полного ручного контроля над всеми параметрами, функциями и настройками.

Каким образом фотоаппарат определяет величину выдержки, диафрагмы и чувствительности? Если ответ на этот вопрос для вас не столь очевиден, то не беспокойтесь, мы сможем разобраться с этим вместе. Многие начинающие фотографы считают вопрос об экспозиции слишком сложным для понимания. Но стоит лишь разобраться с терминами, и все становится ясным и простым. Поняв суть определения правильных экспопар, вы сможете объяснить себе причины появления смазанных, темных или слишком светлых снимков, которые так расстраивают новичков. Вы также поймете, на что способна ваша фотокамера в различных ситуациях.

Диафрагма

Для контроля количества света, пропускаемого через объектив, используется диафрагма. С помощью диафрагмы вы регулируете величину отверстия, создаваемого ее лепестками в межлинзовом пространстве объектива. Чем шире отверстие диафрагмы, тем сильнее световой поток, проходящий через объектив, и тем лучше фотоаппарат подготовлен к сложным ситуациям с недостаточным освещением. Значение диафрагмы (f/) всегда представляется десятичным числом, которое уменьшается при увеличении диаметра диафрагмы. К примеру, диаметр диафрагмы при значении f/2.0 больше, чем при значении f/2.8.

Влияние диафрагмы на ГРИП: f/5

Виляние диафрагмы на ГРИП: f/22

z

Различные диаметры диафрагмы в первую очередь влияют на глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). При малых диаметрах ГРИП растет, и все объекты, попавшие в кадр, изображаются одинаково резко. При больших значениях весь окружающий мир становится размытым, увеличивая акцент на главном объекте, попавшем в фокус.

Камера с меньшим значением диафрагмы (большим относительным диаметром) предпочтительнее для работы в темноте и сумерках при невозможности или недопустимости использования дополнительного искусственного освещения. Штатив, несомненно, необходимый инструмент для сумеречных и ночных съемок.

Выдержка (время экспонирования)

Итак, мы разобрались, что, изменяя диафрагму, можно ограничить величину входного светового потока. Но фотокамера также контролирует и временную продолжительность светового потока для правильной экспозиции, т. е. определяет количество секунд, необходимое при неком значении диафрагмы и определенной чувствительности. При короткой выдержке затвор будет открыт для экспонирования сотые доли секунды, что позволит камере «заморозить» движение объекта съемки. А при длительности в секунду все движущиеся объекты оставят шлейф в кадре, что может быть использовано как технический прием, подчеркивающий динамику происходящего. Выдержки, как правило, имеют дискретные значения: например, при диапазоне от 15с до 1/2000с эти значения составят ряд: 15с — 8с — 4с — 2с — 1с — 1/2 с — 1/4с — 1/8с — 1/16с — 1/30с — 1/45с — 1/90с — 1/160с — 1/320 с — 1/500с — 1/1000с — 1/2000с. Однако некоторые камеры могут плавно изменять значения выдержек и способны более точно устанавливать параметры работы камеры для правильной экспозиции.

При одном и том же значении экспозиции количество сочетаний выдержки и диафрагмы может быть больше десятка. Если ваше изображение смазано, нечетко или размыто, значит, при съемке была выбрана экспопара с длинной выдержкой. Чтобы избавиться от подобной нечеткости, нужно установить более короткую выдержку или раскрыть диафрагму.

ISO 100

ISO 400

ISO 800

z

Светочувствительность (ISO)

Третьим параметром в определении правильной экспозиции является светочувствительность фотоэлемента (пленки или сенсора). Значение светочувствительности характеризует способность фотоэлемента воспринимать световой поток. Различные значения ISO предполагают: для высокой чувствительности (ISO 400 и более единиц) — короткое экспонирование фотоэлемента, для малой светочувствительности (ISO 100 единиц и меньше) — длительные выдержки, при неизменном значении диафрагмы. В большинстве цифровых камер высокое значение ISO всегда связано с сильными цифровыми шумами, аналогом пленочной зернистости, а порой и со снижением точной цветопередачи. Это заставляет более тщательно выбирать правильную светочувствительность.

z

Если у вас остались вопросы об экспозиции в фотографии, задайте их в разделе «Вопросы эксперту»!

prophotos.ru

  29. Понятие об экспозиции. Способы определения…

 

29. Понятие об экспозиции. Способы определения экспозиции. Соотношение выдержки и диафрагмы

 

Экспозиция  — произведение освещенности светочувствительной матрицы (фотоплёнки) на время освещения. Выражается в лк×с (люксах на секунды). количество света, попадающего во время съемки на светочувствительный элемент за время экспонирования. Экспозиция зависит от выдержки и диафрагмы. Интенсивность света регулируется величиной диафрагмы, а время – продолжительностью вдержки. Количество света, проходящее через объектив, связано с диаметром входного отверстия объектива. Чем больше диафрагменное число, тем меньше отверстие, через которое проходит свет. Каждое последующее значение диафрагмы позволяет пропускать вдвое меньше света, чем предыдущее.Стандартный ряд диафрагменных чисел — геометрическая последовательность, каждый член которой больше предыдущего в 1,4 раза: f 2, f 2, 8, f 4, f 5, 6, f 8 и так далее. Чем больше значение на шкале выдержек, тем они короче, а чем больше число на шкале диафрагм, тем меньше открыто световое отверстие объектива.

Экспопары Экспозиция это сочетание выдержки и диафрагмы. Любое сочетание выдержки и диафрагмы образует экспозиционную пару, или экспопару.

Одну и ту же экспозицию можно несколькими способами, пропорционально увеличивая или уменьшая значения выдержки и диафрагмы.

Иначе говоря, для получения той же экспозиции пленки при уменьшении выдержки на одну ступень нужно открыть диафрагму на одну ступень, и наоборот.

Получается, что одному и тому же значению экспозиции можно подобрать несколько экспозиционных пар.

Связь экспозиции с выдержкой и диафрагмой похожа на арифметическое правило: от перемены мест сомножителей их произведение не меняется.

 

Экспозиция это сочетание выдержки и диафрагмы. Любое сочетание выдержки и диафрагмы образует экспозиционную пару. Шаг изменения выдержки и диафрагмы называется экспозиционным числом, или стопом (Stop), и обозначается буквами EV (Exposure Value). Экспозиционные числа — условно принятый ряд чисел вида —1, 0,1, 2 и так далее. Каждое такое число обозначает сочетание двух факторов — освещенности объекта съемки и соответствующее ему значение выдержки и диафрагмы.Раньше пользовались экспонометрическими таблицами. Мы имеем также возможность, глядя на калькулятор, решать, какое сочетание выдержки и диафрагмы в данном случае будет лучшим.

Виды замера: оценочный, точечный, средневзвешенный.

Оценочный – подбирает экспозицию так, чтобы объект в центре кадра оказался проработан лучше.

Средневзвешенный – оценивается яркость по всей площади кадра, но особое внимание обращается на центральные точки.

Точечный – оценивает только маленькие участки, блики.

В большинстве современных фотоаппаратов уже встроен экспонометр, который позволяет быстро и точно определить экспозицию в момент съемки. Без него изображение получится либо, пересвеченным, либо слишком затемненным. Камера измеряет освещенность объекта, выставляет сочетание выдержки и диафрагмы, если нужно, готовит к работе вспышку.

 

 

 



vladis-baxman.livejournal.com

Понятие экспозиция

Экспозиция — величина, характеризующая количество световой энергии, получа­емой светочувствительным материалом при фото-, кино- и видеосъемках. На экс­позицию оказывают влияние следующие факторы:

Диафрагма. Под этим термином подразумевается отверстие в объективе, изменение диаметра которого влияет на количество проходящего через объектив света. Размер диафрагмы измеряется в диафрагменных числах, записывается следующим образом: 1/2,8. Часто диафрагменное число называют

  • просто диафрагмой и, как правило, числитель дроби опускают и пишут просто
    2,8 (f/2,8). Чем выше это число, тем меньше отверстие диафрагмы,
  • Выдержка затвора. Затвором называется шторка, расположенная между объективом фотоаппарата и светочувствительным элементом. При съемке затвор открывается на короткое время, позволяя свету пройти к регистрирующему эле­менту. Выдержка определяет, сколько времени будет открыт затвор. Чем она
    длиннее, тем большее количество света пройдет сквозь объектив. Экспозиция,
    собственно, и рассчитывается как произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку).
  • Шкала ISO используется для указания светочувствительности элемента, воспринимающего изображение. Чем выше число ISO, тем более чувствительным
    является этот элемент и, соответственно, тем меньше света требуется для формирования изображения.

Те, кто привык к фотоаппаратам с автоматической установкой экспозиции, могут не догадываться, что ручная настройка диафрагмы и выдержки определяет, на­сколько темным или светлым будет полученный в результате снимок. Диафрагма также влияет на глубину резкости, то есть на диапазон резко изображаемого про­странства в направлении оси объектива. Выдержка отвечает за то, четкими или размытыми будут выглядеть на фотографии движущиеся объекты.

Tags:

< Предыдущая   Следующая >

finephoto.com.ua

Экспозиция. Часть 1. Параметры экспозиции

NIKON D810 / Nikon AF-S 70-200mm f/4G ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 500, F4, 1/320 с, 200.0 мм экв.

При обучении фотографии, вероятнее всего, ни одна техническая тема не вызывает столько вопросов, как экспозиция. Большинство новичков пугаются даже самого термина. Они моментально рисуют в воображении какие-то формулы из высшей математики и делают, безусловно, неверный вывод о том, что тема эта им не по зубам. Но на самом деле всё не так сложно.

Понимание того, что такое экспозиция, поможет делать более качественные кадры. Ведь вместе с этим вы поймёте, как вообще получается фотография и что происходит внутри любого фотоаппарата.

По сути, с этим термином знаком любой, кто хоть раз бывал в музее: экспозиция — это презентация экспонатов. А экспозиция в фотографии — это «демонстрация» фотокамере будущего кадра. «Показывать» фотоаппарату наш кадр мы можем различными способами, ведь за экспозицию отвечают три параметра: выдержка, диафрагма и светочувствительность. Прежде всего, они определяют, насколько ярким будет снимок. Есть ещё ряд важных функций. Давайте разберёмся.

Напомним, что фотоаппарат, как и глаз человека, видит не сами предметы, а отражённый от них свет. Поэтому свет в фотографии играет решающую роль. Параметры экспозиции помогают отмерить нужное количество света для получения идеального снимка. Ведь если света на матрицу попадёт недостаточно (например, когда мы снимаем в слабо освещённом месте), кадр получится слишком тёмным, а если света попадёт много — пересвеченным.

Тёмный («недосвеченный») кадр. Как правило, фотоаппарат старается избегать таких кадров. И при неправильно настроенных параметрах мы, скорее всего, получим размазанный из-за длинной выдержки кадр, нежели тёмный.

Слишком светлый («пересвеченный») кадр

Нормальный кадр

Выдержка

Пожалуй, это самый многогранный и сложный параметр экспозиции. Выдержка — это время экспонирования снимка. То есть время, в течение которого мы показываем наш сюжет матрице фотоаппарата. Чем дольше время выдержки, тем больше света попадёт на матрицу. Однако нужно помнить, что наш мир находится в постоянном движении. Как будет выглядеть на фотографии движущийся объект, если снять его на длинной выдержке? Он размоется. Даже совершенно неподвижный объект может смазаться на длинной выдержке, если сама камера будет хоть немного дрожать (например, в руках фотографа). Смаз изображения вследствие дрожания камеры называется «шевелёнка». Как её избежать? Недавно мы подробно писали об этом. Если вкратце, то нужно сократить выдержку.

Чтобы добиться резких снимков, фотографы используют выдержки длиной в доли секунды. Вспомним школу и уроки арифметики: как выглядят дроби. Часто выдержка составляет 1/125 секунды. Казалось бы, такой короткий промежуток времени! Но если речь идёт о съёмке движущегося объекта (спортивные игры, резвящиеся дети и пр.), то даже такой выдержки не хватит. Придётся снимать при более коротких значениях.
Распространённая ошибка новичков — съёмка на слишком длинной выдержке. От этого кадры получаются смазанными.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 250, F10, 1/30 с, 70.0 мм экв.

Кадр смазался из-за съёмки с рук при слишком длинной выдержке

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 250, F10, 1/30 с, 70.0 мм экв.

Чтобы кадры получались чёткими, следите за выдержкой! Её значения всегда отображаются на экране камеры.

Современные зеркальные фотокамеры умеют отрабатывать выдержки в диапазоне от 1/4000 (или даже 1/8000) до 30 секунд. Также возможно сделать выдержку произвольной длины самостоятельно, установив режим «B» (Bulb, «от руки»). Однако с этим режимом проще работать, если у камеры есть пульт дистанционного управления.

Простейший пульт дистанционного управления для фотоаппаратов Nikon ML-L3 позволяет сглаживать даже минимальные движения камеры на штативе при нажатии на кнопку спуска и получать более чёткие кадры.

Внимательный читатель задастся вопросом: зачем нужны многосекундные выдержки, если в процессе съёмки всё будет смазываться на выдержках длиннее 1/60 секунды? Длинные выдержки покорятся лишь тем, кто умеет надёжно фиксировать камеру, установив аппарат на штатив или опору. Длинные выдержки помогают фотографировать ночью при очень скудном освещении. Кроме того, они позволяют сильно размыть движение. В результате мы можем получить необычные кадры. Размыть на длинной выдержке можно любое движение. Например, движения людей, воды, транспорта.

Благодаря выдержке в 1 секунду на фотографии удалось интересно и динамично размыть воду в горном ручье.

Пример использования длинной выдержки. При 30-секундной выдержке проплывающий по Москве-реке катер размылся, образовав за собой эффектный голубой след. Слева на фото можно видеть огни от автомобильных фар, также превратившиеся на длинной выдержке в полосы.

Диафрагма

Диафрагма — это устройство, регулирующие диаметр отверстия в объективе, через которое свет попадает на матрицу. Мы можем регулировать размер этого отверстия: уменьшать или увеличивать. Через большое отверстие пройдёт больше света, через маленькое — меньше. Но с помощью диафрагмы регулируют не только поток света, но и глубину резкости на фотографии (за это отвечает Глубина Резкости Изображаемого Пространства — ГРИП). О глубине резкости мы писали в отдельном уроке, сейчас же скажем кратко. Диафрагма — один из самых доступных способов увеличить или уменьшить ГРИП при съёмке. Закрывая диафрагму, мы увеличим глубину резкости, открывая — уменьшим глубину резкости и сильнее размоем фон на снимке. Размер отверстия диафрагмы обозначается числами: чем число больше, тем меньше открыта диафрагма. Часто перед этим показателем ставится буква F. Например: F3.5, F5.6, F16. Как широко можно открыть диафрагму? Это зависит от параметров вашего объектива.





Регулировка отверстия диафрагмы в объективе и получаемые при этом фотографии. Меняя значение диафрагмы, мы можем сильнее или слабее размывать фон, увеличивать или уменьшать глубину резкости.

Часто значение максимально открытой диафрагмы объектива называют светосилой. Простые объективы имеют светосилу F3.5–5.6. Продвинутые модели имеют более высокую светосилу (F1.4, F2.8), то есть способны пропустить сквозь себя больше света и сильнее размыть фон на фотографии.

Значение диафрагмы отображается как в видоискателе, так и на экране фотокамеры (на рисунке представлен интерфейс Nikon D5300).

Поскольку с помощью разных комбинаций выдержки и диафрагмы, мы можем получать разные эффекты на фото (по-разному передавать движение, добиваться разной глубины резкости), эти параметры тесно взаимосвязаны. Поэтому выдержку и диафрагму иногда называют экспопарой.

Светочувствительность

Как можно догадаться, светочувствительность отвечает за чувствительность матрицы фотоаппарата к свету. Вспомните, на пляже некоторые люди загорают (и даже обгорают) быстро, а некоторые — медленно. Это связано с тем, чувствительность их кожи к солнечному свету разная. То же самое и с матрицей фотокамеры, но её чувствительность мы можем регулировать, заставляя её «загорать» под лучами света быстрее или медленнее. Светочувствительность матрицы измеряется в единицах ISO. Чем больше этот показатель, тем выше чувствительность. Но при увеличении светочувствительности, на снимке появляются помехи, цифровой шум. У матрицы фотоаппарата есть минимальное значение светочувствительности, при котором она даёт самое лучшее качество изображения. Обычно это ISO 100. При регулировании чувствительности важно запомнить следующую закономерность: чем выше ISO, тем больше на снимке цифрового шума, помех. Если при значениях ISO 400–800 (в зависимости от камеры) качество снимка остается еще очень высоким, то дальше, по мере увеличения ISO, качество начинает постепенно снижаться.

Поэтому повышают ISO только тогда, когда света в камеру попадает недостаточно для съёмки на выбранной выдержке (длина которой обусловлена сюжетом съёмки). Получается, чтобы сфотографировать достаточно яркий и чёткий кадр на относительно короткой выдержке, приходится либо открывать диафрагму, либо повышать светочувствительность. Отметим, что светочувствительность стоит повышать только тогда, когда нам нужно взять достаточно короткую выдержку для съёмки конкретного сюжета (например, если в кадре есть движение, оно может смазаться при съёмке на очень длинной выдержке). «Впрок» светочувствительность не повышают, ведь это грозит появлением цифрового шума на фотографиях. Посмотрим, как выглядит цифровой шум при различных значениях ISO и как он портит качество снимков.

NIKON D600 / 70-200mm УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/125 с

Сфотографируем этот сюжет при различных ISO и рассмотрим его фрагменты со 100% увеличением.

ISO 100: видно, что картинка гладкая, детализированная.

ISO 6400: картинку как будто «посыпали» песком, всё покрыто точками разной яркости. Это и есть цифровой шум. Резкость, контраст и насыщенность цветов снизились.

Уровень цифрового шума у различных камер разный. Всё зависит от модели фотоаппарата. Как правило, чем современнее камера и чем более крупной матрицей она оснащена, тем она менее «шумная». К примеру, доступная любительская зеркалка Nikon D5500 и продвинутая полнокадровая камера Nikon D750 (новинки бренда) дают более низкий уровень шума даже на высоких значениях ISO по сравнению с их предшественниками.

Закон взаимозаместимости

Мы уже знаем, что одной и той же яркости снимка (то есть одной и той же экспозиции) можно добиться различными сочетаниями параметров выдержки, диафрагмы и светочувствительности. Это называется законом взаимозаместимости.

NIKON D810 / Nikon AF-S 70-200mm f/4G ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 500, F4, 1/320 с, 200.0 мм экв.
NIKON D810 / Nikon AF-S 70-200mm f/4G ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 720, F4, 1/400 с, 200.0 мм экв.
NIKON D810 / Nikon AF-S 70-200mm f/4G ED VR Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 1400, F6.3, 1/320 с, 200.0 мм экв.

При различных сочетаниях выдержки, значения диафрагмы и ISO удалось получить одинаковые по яркости кадры.

Однако для разных сюжетов может быть выгодна именно определённая их комбинация. К примеру, портрет лучше снимать на открытой диафрагме, чтобы размыть фон, а при съёмке ночного пейзажа стоит удлинить выдержку.

Экспозиция и автоматика фотокамеры. Экспокоррекция.

Современные фотоаппараты самостоятельно измеряют освещённость сцены и в соответствии с её показателями настраивают параметры съёмки.
В режимах P, A, S и M возможна настройка параметров экспозиции. Во всех этих режимах съёмки, кроме «М» (ручного), мы увидим в действии принцип «если где-то убудет, то где-то прибудет». Допустим, в режиме «А» мы попробуем прикрыть диафрагму… Чтобы получить кадр нужной яркости, автоматика компенсирует закрытую диафрагму, удлинив выдержку. Поэтому, чтобы менять яркость снимков во всех режимах, кроме режима «М» (да и в режиме «М», если вы снимаете в режиме автоматического ISO), существует экспокоррекция.
То, как регулируется экспокоррекция именно на вашей камере, можно посмотреть в инструкции к ней. Как правило, это делается с помощью кнопки с «+/-»: зажимаем кнопку и крутим колёсико управления.

Далее мы рассмотрим пример настройки экспокоррекции на фотоаппарате Nikon D5300.

На экране камеры вы можете увидеть два индикатора. В жёлтой рамке отображается шкала, похожая на шкалу регулировки звука в телевизоре: если сместить индикатор в сторону минуса, кадр получится темнее; если же индикатор сдвинуть к плюсу, будет установлена положительная экспокоррекция. В зелёной рамке эти показатели отображены в цифрах.

Экспокоррекция — самый простой способ настроить яркость снимка. А выбирая нужные показатели диафрагмы или выдержки, вы сможете лучше передать сюжет на снимке: отобразить в кадре движение, размыть фон и пр.

Обычно фотоаппарат довольно точно настраивает экспозицию, и снимки получаются должной яркости. При измерении освещенности сюжета, автоматика исходит из предположения, что на сцене преобладают средние по яркости (серые) оттенки. Однако, ведь это не всегда так. Иногда мы фотографируем предмет на очень светлом или на очень тёмном фоне, в кадре преобладают не средние по яркости оттенки, а наоборот — очень светлые или очень темные. В первом случае объект съёмки может получиться тёмным, во втором — слишком светлым. В таких ситуациях стоит применить экспокоррекцию, исправив яркость фото.

Фотография сделана на светлом фоне заснеженных гор. Кадр получился темноватым. Самое время внести положительную экспокоррекцию.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 80, F6.3, 1/125 с, 70.0 мм экв.

Экспокоррекция +1EV позволила сделать кадр достаточно ярким.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 80, F6.3, 1/60 с, 70.0 мм экв.

Мы упомянули о том, что в различных режимах съёмки, мы можем регулировать параметры экспозиции. В следующем уроке мы подробно разберём, какие режимы оптимальны для съёмок того или иного сюжета.

prophotos.ru

Экспозиция (фото) — это… Что такое Экспозиция (фото)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Экспозиция.

Экспози́ция (в фотографии, кинематографе и телевидении) — количество актиничного излучения, получаемого светочувствительным элементом. Для видимого излучения может быть рассчитана как произведение освещённости на выдержку, в течение которой свет воздействует на светочувствительный элемент: матрицу или фотоэмульсию.

Для видимого излучения экспозиция выражается в лк×с (люкс-секунда). Термин также употребляется применительно к самому процессу экспонирования светочувствительного элемента, и в других областях, связанных с облучением светочувствительных слоев: рентгенографии, фотолитографии и т. п. При экспонировании изменяются физико-химические или электрические свойства светоприёмника. Например, в галогенидах серебра происходит восстановление металлического серебра.

Демонстрация влияния выдержки на фотографию. С увеличением выдержки при неизменной диафрагме увеличивается экспозиция

Значение экспозиции

От экспозиции, полученной светочувствительным элементом, зависит передача изображением тонов объекта съемки. Слишком малая экспозиция (недодержка) производит малое воздействие и приводит к получению слабого — недоэкспонированного — изображения, в котором отсутствуют тёмные участки объекта съемки, а иногда изображение отсутствует вообще. Слишком большая экспозиция (передержка) приводит к получению изображения с отсутствующими деталями в светлых местах, а иногда и полному отсутствию изображения. Второй случай особенно ярко проявляется в цифровых фотоаппаратах и кинокамерах, когда пересветка приводит к появлению «пробитых» участков изображения с полностью отсутствующей информацией вследствие выраженного «эффекта насыщения» матрицы.

Экспозиция должна быть такой величины, чтобы позволить фотоматериалу с определённой светочувствительностью получить количество света, необходимое для воспроизведения максимального диапазона сюжетно важных яркостей в пределах доступной шкалы. Светочувствительность — это сенситометрическая характеристика любого светочувствительного элемента. Чем больше светочувствительность матрицы (фотоплёнки, фотобумаги), тем меньшая требуется экспозиция.

Регулирование экспозиции

В большинстве устройств для записи изображения экспозиция зависит от действующего относительного отверстия объектива и выдержки. Эти значения называются экспозиционными параметрами. В фотоаппаратах выдержка регулируется затвором, а в киносъемочном аппарате — обтюратором. При киносъемке выдержка зависит от частоты киносъемки и угла раскрытия обтюратора (коэффициента обтюрации), поэтому экспозиция регулируется, главным образом, диафрагмой, изменяющей относительное отверстие объектива и, в конечном итоге — освещенность. При фотосъемке экспозиция может регулироваться в более широких пределах за счет изменения выдержки, значения которой могут измеряться минутами и часами, в отличие от киносъемочного аппарата, позволяющего при стандартной частоте киносъемки выдержку не длиннее 1/30 секунды.

Кроме диафрагмы для регулирования освещенности могут применяться светофильтры, помещаемые в световой поток объектива. Некоторые камеры специально оснащаются нейтральными фильтрами, используемыми для регулировки экспозиции. В случаях, когда экспонирование происходит без применения объектива, освещенность может регулироваться интенсивностью источника излучения. В некоторых процессах, связанных с экспонированием, выдержка регулируется временем работы источника излучения, например, при фотопечати или в рентгенографии. В кинокопировальных аппаратах с непрерывным движением кинопленки экспозиция задается шириной печатного окна, и может регулироваться яркостью печатающей лампы. В кинокопировальных аппаратах промежуточной печати экспозиция регулируется при помощи светового паспорта.

При фотосъемке с применением вспышки экспозиция регулируется диафрагмой объектива и длительностью импульса, поскольку его интенсивность не поддается регулировке. Простейшие фотовспышки, в которых отсутствует регулировка длительности импульса, дают возможность управления экспозицией только диафрагмой. В некоторых современных видах оборудования (например, SIMD-матрицы, камеры светового поля (англ. Light Field) и Foveon X3) так же, как и в многослойных пленках, представление об экспозиции (а также о выдержке и диафрагме) можно относить не только к фотоматериалу или устройству в целом, но и к отдельным его элементам (слоям) и сочетаниям элементов.

Закон взаимозаместимости

График соответствия экспозиционных чисел разным экспозиционным параметрам, основанный на Законе взаимозаместимости. Каждая синяя линия соответствует одной из экспозиций, отмечаемых на диагональной оси. На горизонтальной оси отмечены выдержки, на вертикальной — относительные отверстия

Математическая формула, описывающая экспозицию, в простейших случаях выглядит как:

Где H — экспозиция, E — освещенность, регулируемая диафрагмой, а t — выдержка в секундах. Шкалы выдержки и диафрагмы фотоаппаратов строятся по логарифмическому принципу, то есть, при изменении значения на одну ступень в любую сторону, каждый параметр меняется ровно в два раза. Таким образом, увеличение выдержки на одну ступень с одновременным закрытием на такое же значение диафрагмы, не изменит экспозицию. Это называется законом взаимозаместимости. Однако этот закон соблюдается не всегда. Отклонение от закона, называемое эффектом Шварцшильда, описывается более точной формулой экспозиции:

,

где  — константа Шварцшильда, описывающая отклонение от закона взаимозаместимости. Закон взаимозаместимости, соблюдаемый в большинстве ситуаций при фотосъемке, позволяет выбирать «экспопару» — сочетание экспозиционных параметров — в зависимости от требуемой глубины резкости и скорости движения объекта съемки.

Современные цифровые камеры позволяют также регулировать чувствительность матрицы. Поэтому, при невозможности изменения экспозиционных параметров, можно изменить требуемую экспозицию уменьшением или увеличением светочувствительности.

Измерение экспозиции

Измерение экспозиции (синонимы Замер экспозиции, Экспозамер) — это измерение интенсивности актиничного излучения, на основе которого подбираются правильные экспозиционные параметры. При экспонировании видимым излучением замер экспозиции производится с помощью фотоэкспонометра.

Для невидимых лучей определение экспозиции производится при помощи специальных таблиц, как это делалось в фотографии и кинематографе до появления фотоэлектрических экспонометров. В случае автоматического подбора экспозиционных параметров, которым оснащены все современные фотоаппараты и видеокамеры, при съемке контрастных сцен, измерение которых обычным способом привносит заведомую ошибку на известную величину (например, очень тёмный объект на очень светлом фоне или наоборот), в результаты измерения экспозиции вводится экспокоррекция, позволяющая автоматически получать экспозицию, отличающуюся от стандартной на заданное значение.

В некоторых процессах, например печати на фотобумаге, измерением экспозиции пренебрегают, используя для определения правильного сочетания параметров пробную печать. В цветной фотографии при фотопечати применялись специальные устройства, обеспечивающие получение отпечатка с переменной плотностью и цветопередачей применением клиновых светофильтров. По результатам пробной печати подбирались правильные экспозиционные параметры.

Для измерения света, получаемого импульсными осветительными приборами (фотовспышками) применяются специализированные экспонометры — флэшметры. В современных фотоаппаратах, рассчитанных на использование системных вспышек, существуют две независимые экспонометрические системы для измерения экспозиции, даваемой обычным освещением, и фотовспышками. Зеркальные камеры используют раздельный экспозамер из-за невозможности измерения света вспышки основной TTL-системой при поднятом зеркале. Для измерения интенсивности вспышки используется свет, отраженный от пленки или матрицы. Такая технология получила обозначение «TTL OTF» (англ. Off the film).

См. также

Литература

  • Н. Кудряшов. Глава V. Экспозиция при киносъемке // Как самому снять и показать кинофильм. — 1-е изд. — М.: Госкиноиздат, 1952. — С. 84. — 252 с.

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о