Выбор штатива – 5 лучших штативов — Рейтинг 2019 (топ 5)

Содержание

Осознанный выбор штатива для зеркального фотоаппарата

Итак, нам необходимо сделать выбор штатива для зеркального фотоаппарата, рассмотрим существующие варианты.

Первый вид штативов — мини-штативы, другое название — карманный штатив. Они изготовлены из лёгких материалов и имеют простую конструкцию, призваны быть очень простыми в установке и использовании и лёгкими и компактными при транспортировке. По высоте, как правило, не превышают 30 см, предназначены для установки на небольшой высоте. Подходит для бюджетных зеркалок, а на профессиональную оптику не рассчитан, он просто упадёт под её тяжестью.

Следующий вид — треног. Название говорит само за себя. Такой штатив имеет прочную конструкцию, изготавливается, как правило, из алюминия, пластика или карбона. Всё зависит от модели и цены. Высота регулируется под рост владельца, от полутора до двух метров. Хотя у каждой модели эти параметры могут отличаться, поэтому этот вид требует индивидуального подхода при выборе. В сложенном состоянии длина не превышает 70 см, как правило, а вот вес может варьироваться до 10 кг.

Опять же, смотря, что за модель и материал, из которого он изготовлен. Вообще разнообразие выбора у этого вида штатива большое, есть так же со сменными головками и в полном комплекте, профессиональные и любительские. Ну а про цену можно не пытаться говорить, тут разброс до 500$. Ещё, за его треногость его называют трипод.



Его брат — монопод, как несложно догадаться имеет в наличие всего одну ногу, используется, когда нужно быстро установить камеру и основная его задача забрать нагрузку с рук фотографа на себя.

Ещё есть ручной штатив для фотоаппарата, тот же монопод. Они оба совершенно не подходят для съёмки на длинной выдержке.

Как выбрать подходящий штатив?

Наша задача понять, какой штатив выбрать для фотоаппарата, рассмотрим, как это сделать на основании следующих важных моментов:

Во-первых — вес штатива. Имейте в виду условия, где вы им будете пользоваться и что на него устанавливать. Если основная цель, это съёмка в студии или вам будет необходимо его постоянно переносить вручную, возможно лучшим решением будет выбрать вариант полегче.

Также если камера у вас лёгкая, то вам может и не понадобится тяжёлый и громоздкий помощник, однако имея дело с профессиональной камерой, с тяжёлым объективом, лучше потратиться на соответствующего ей профессионального помощника потяжелей, чтобы он её как минимум мог выдержать.

Во-вторых — устойчивость. Тяжёлый штатив вовсе не значит устойчивый. Тем более если ключевым для вас является резкость фотографий — выбирайте лучше без центральной ноги, но с крючком для сумки с аппаратурой. Это придаёт большую устойчивость.

Если есть возможность, обязательно перед покупкой установите на штатив свою камеру, оцените, насколько эта конструкция будет устойчива при сильных порывах ветра или если её кто-то случайно заденет.

В-третьих, обратите внимание на ножки, сколько у них секций, как происходит фиксация, максимальная и минимальная высота. Конструкция из трёх секций в ножках прочнее, (не устойчивее, а только прочнее) а две секции удобнее устанавливать. Механизм фиксации подбирайте по собственному удобству, а так же очень важно, чтобы штатив регулировался под ваш рост, для этого тоже хорошо потестить штатив перед покупкой.

Штативные головы

Определив, какой штатив выбрать для фотоаппарата, обратите внимание на комплектующие, которые продаются отдельно. Например, место крепления с камерой, т.е. съёмная площадка, она позволяет быстро взять камеру в руки, оставляя саму головку на штативе.

Это крепление располагается на голове, которая не просто удерживает камеру, но и позволяет манипулировать ею под разными углами, при этом оставляя её неподвижной для увеличения резкости фотографий. Продаются штативы с полным комплектом нужных деталей, однако профессионалы предпочитают покупать детали по отдельности, поэтому обязательно обращайте внимание на то, какой комплектации берёте штатив.

Выбор штатива для зеркального фотоаппарата зависит во многом от того какая у него будет головка, это один из основных элементов и выбор того или иного вида оказывает существенную роль на процесс съёмки. Для разных типов аппаратуры есть фото и видео головки, отдельная категория головок для моноподов, а ещё панорамные и панорамные под ручной штатив для фотоаппарата. Разновидности головок основываются на одном из трёх оснований с двумя или тремя осями вращения, т.е. 2D и 3D и шаровые.

В основе шаровой головки находится шар с прикреплённой к нему площадкой для установки камеры, чтобы зафиксировать камеру в нужном положении, фотограф вращает этот шар. Оси 2D и 3D головок приводятся в движение за счёт специальных рычагов, у 3D головки соответственно больше возможностей поворота. Устройство видеоголовки сложнее, она содержит дополнительные опции, против толчков и для плавной панорамной картинки.

Разнообразие форм и вариантов позволяет подобрать оптимальный штатив, согласно вашим целям и бюджету.

novoptic.ru

Выбор штатива и штативной головки

Штатив является важным инструментом для работы фотографа. Серьёзная, ответственная съёмка, когда важен хороший результат, без штатива невозможна. Фотосъёмка на невысокой чувствительности даст лучший результат, как на плёнке, так и на цифре. Помимо этого, штатив вместе с панорамной головой позволяет снимать панорамные снимки любой камерой. Хороший штатив служит многие годы, намного дольше, чем быстро устаревающие фотокамеры, поэтому я рекомендую приобрести лучший штатив, чтобы его хватило надолго.

Покупать недорогие лёгкие штативы смысла нет. Во-первых, они не будут гасить вибрации, во-вторых, быстро сломаются. В продаже можно найти недорогой устойчивый штатив, но он будет тяжёлым. Хороший, прочный, лёгкий штатив не может стоить дёшево.

В продаже встречаются штативы, под марками известных фирм, производящих фотокамеры. Например, Canon, Nikon, Sony. Такие штативы производятся на стороне (промышленный аутсорсинг), качество их не выше, а зачастую ниже, чем у фирм, специализирующихся на производстве штативов и штативных головок, а цена завышена.

Штатив состоит из следующих основных частей:

1. Ноги, как правило, телескопические. Чем больше диаметр ног, тем лучше. Как сверху, так и снизу.

2. Шипы, лапки или копыта на концах ног. Шипы я считаю обязательным.

 

3. Центральная штанга, вертикальная, на некоторых моделях её можно установить в горизонтальное или наклонное положение для макросъёмки и т.п. Её наличие нежелательно.

4. Крюк. Нужен.

5. Пузырьковый уровень. Для панорам и специальной съёмки.

6. Основание штатива. К нему крепятся ноги и голова или штанга.

 

7. Штативная голова. Камеру можно прикрутить непосредственно к основанию штатива. Крепление будет жёстче. Ещё вместо головы можно использовать Leveling Base, он ограничен в подвижках, но зато лёгкий и отлично держит камеру.

 

Каким образом следует минимизировать вибрации камеры при съёмке?

Вибрации лучше всего гасит тяжёлый штатив, изготовленный из материала, колебания в котором быстро гаснут. Самый простой способ оценить вибрации штатива состоит в следующем: установить штатив на пол, одну руку поставить на основание штатива, а другой постучать по ноге. Будет сразу ясно, как передаются вибрации и насколько быстро они затухают. Для проверки штатива вместе с камерой и объективом можно провести тестовую съёмку на разных выдержках. Выдержки, при которых больше всего проявляются недостатки опоры, находятся в диапазоне 1/30 с. — 1 с. С телеобъективами можно получить брак и на 1/60-1/125, а с сверхширокоугольными объективами возможны выдержки 1/15-1/8. На выдержках более 1 секунды время вибраций от затвора составляет незначительную часть, особенно быстро вибрации затухают у деревянных и карбоновых штативов. В то же время, при фотосъёмке на длинных выдержках могут сказаться вибрации от ног топающих рядом людей, животных, проезжающего транспорта и т. п. Ещё к объективу можно прикрепить фонарик с лазерным лучом и посмотреть, как дрожит пятно на расстоянии 5-10 от камеры при фотосъёмке.

На практике фотографу штатив приходится таскать с собой, поэтому применяют лёгкие материалы и дополнительные приспособления, гасящие вибрации. Дерево является хорошим материалом для изготовления штатива, к недостаткам его относятся относительно большой вес и незначительное изменение размеров деревянных деталей с изменением влажности и температуры. Можно приобрести недорогой деревянный геодезический штатив, например ADA Lightwood S, но он не очень удобен для некоторых видов съёмок. Профессиональные фотоштативы из ясеня производит немецкая фирма Berlebach. В Москве их продаёт магазин Prograf. Ещё высококачественные деревянные штативы производит американская фирма RIES.

Алюминиевые штативы самые распространённые. Есть как из недорогих алюминиевых трубок, так и из сплавов алюминия, содержащие магний, титан. Штатив из хорошего сплава легче и прочнее. Достоинством металлического штатива является прочность к ударам, тяжёлые алюминиевые штативы хорошо противостоят ветру. Главным недостатком является то, что металл плохо гасит вибрации. На морозе металлические штативы меняют размер и ими неудобно пользоваться.

Карбоновый штатив является наиболее предпочтительным. Он лёгкий, к тому же хорошо гасит вибрации. Алюминиевый штатив весом 2 кг. выдержит нагрузку около 4 кг, карбоновый штатив такой же высоты весом 1,5 кг. выдержит около 12 кг. Недостатком карбона является хрупкость, если колено переломится, его необходимо заменить. И всё же для того, чтобы сломать такой штатив, нужно приложить немалое усилие.

Конструкция штатива также влияет на вибрации. Все сочленения являются слабым местом конструкции. Лучше 3-х коленный штатив. Центральная штанга, выдвинутая полностью, существенно снижает жёсткость крепления камеры. Лучше всего выбирать штатив без колонны, когда штативная голова крепится непосредственно к основанию штатива или к полусфере. На концах ног должны быть шипы, смысл их в том, что связь штатива с землёй жёстче, вибрации будут гаситься основой, на которой стоит штатив. Для установки на снегу используются кольца, как у лыжных палок. Очень хорошо, если есть крюк в основании штатива снизу. К нему можно прикрепить стремя (фотографы делают его сами, используют резиновую верёвку и отрезок алюминиевой трубки), которое ногой прижимают к земле. Подвес груза к крюку — неверное решение, так как груз, раскачиваясь, только добавит вибрации. Если крюка нет, основание можно обмотать стременем вокруг.

Некоторые рекомендации по выбору штатива.

Ориентировочная высота штатива — рост фотографа минус 20 см.
Нежелательно, если центральная колонна выдвигается при съёмке полностью. В этом случае жёсткость сильно снижается. Лучше, чтобы не выдвигалась вовсе или компромисс — наполовину. В этом случае общая высота штатива с колонной оказывается чуть меньше роста фотографа. Когда штатив низкий, утомительно нагибаться. Иногда при съёмке картин невозможно поднять камеру до уровня глаз из-за ограничения в высоте мольберта. После такой съёмки устает спина. Если фотосъёмка ведётся с поворотным экраном или шахтой — штатив может быть ниже.
Если критичен вес (в поход) то тогда можно пойти на компромисс и купить пониже. Но я думаю, что в походе можно обойтись моноподом.

Для регулировки выдвижения ног лучше всего кольца из рифлёной резины. Цанговые зажимы (защёлки) хуже: они менее надёжны, на холоде уменьшаются в размере, могут повредить колено или сломаться. Если штатив с зажимами, то они обязательно должны регулироваться винтами.

Штативы Gitzo из углепластика являются одними из лучших в мире. Существуют 2 варианта: из карбона и менее дорогого 6-слойного материала (серия basalt). Разница в цене невелика, я считаю, что карбон лучше. В обозначении модели GT означает трипод, первая цифра в номере обозначает серию. L в конце кода означает, что штатив имеет большую высоту. Для серьёзной фотосъёмки имеет смысл рассматривать серии, начиная со второй, есть много хороших моделей в 3 серии, 4 и 5 серии предназначены для среднеформатных камер с телеобъективами и для форматных камер. Бескомпромиссным является штатив Gitzo GT5532LS. Высокий штатив Gitzo GT2942L, с ним можно комфортно снимать, не выдвигая центральную колонну — устойчивость будет максимальной.
Gitzo 2931 привлекает низкой ценой. Если снимать, выдвинув колонну наполовину, то получится, что высота с учетом высоты головки будет около 158 см.
Гицо 1830 полегче, но менее устойчивый. В сравнении с 2931 и 2942L раза в два.

Gitzo 2531 серии, есть разные его варианты, с 3-4 коленами, лучше 3, с уровнем и без, с наклонной колонной.
Есть ещё Gitzo GT3541XLS, отличный штатив, высотой почти 2 метра: для очень высоких фотографов и когда нужно поставить камеру высоко.

Производят на фирме Gitzo штативы из алюминиевого сплава (дорогие, я бы рекомендовал выбрать хорошую модель других производителей).
На мой взгляд, изделия этой фирмы есть смысл покупать на распродаже, за приемлемую цену. В иных случаях можно найти менее дорогие аналоги.

Фирма Really Right Stuff производит штативы, которые превосходят по качеству и устойчивости изделия Гицо. Свою деятельность фирма начала с продаж изделий фирмы Гицо, их ремонта. Затем RRS занялась производством разных фотографических «мелочей». Накопив хороший практический опыт, изучив все достоинства и недостатки штативов Gitzo, фирма сама занялась производством штативов. Сохранив все достоинства штативов Gitzo, удалось исправить их недостатки: недостаточно прочное крепление основания и ног, лучше качество изготовления металлических соединений, лучше качество и самого карбона: сложное переплетение волокон под косым углом, 8 слоёв. В магазинах эти штативы не продаются. Можно оплатить заказ на сайте фирмы и его пришлют по почте.

Себе я купил штатив фирмы Feisol CT-3342. Этот штатив весит чуть больше килограмма, выдерживает до 10 кг. На него можно поставить зеркальную фотокамеру с телеобъективом до 300 мм., а также камеру среднего формата. Главным достоинством штативов Фейсоль является удачная конструкция, нет штанги, а вес небольшой. При желании центральную штангу можно поставить, она продаётся отдельно. Есть недорогие модели. Если хочется дополнительно сэкономить, можно приобрести упрощённые модели Feisol без фиксатора ног (они будут прокручиваться). Будет не так удобно пользоваться, на устойчивости отсутствие системы Anti-Rotation leg system никак не скажется. Для тяжёлых камер рекомендуются штативы серии CT-3371 или CT-3471, есть высокие CT-3372, CT-3472. Недорогие штативы серий CT-3401, CT-3301, CT-3402 хорошо подойдут для зеркальной фотокамеры и СФ камеры. Отдельно рекомендуется приобрести шипы. Заказ штативов и других изделий Feisol можно сделать на этом сайте. Гарантия 3 года, если что-то сломается, деталь вышлют по почте. Также оборудование Фейсоль продают в магазине B&H в Нью-Йорке и некоторых других. На сайте reallybigcameras.com можно посмотреть сводную таблицу штативов Feisol и приобрести их.

Помимо этого, хорошие штативы производит китайская фирма Sirui. С изделиями фирмы лучше ознакомиться в магазине, а приобрести дешевле на аукционе Ebay.com.

Фирма Benro, находится в том же городе Чжуншане, что и Зеруй, производит штативы и штативные головки и разные приспособления. При осмотре в магазине мне её изделия меньше понравились, сделано грубее, чем у вышеперечисленных фирм, есть сомнения в надёжности крепления. Ассортимент хороший, металлические штативы этой фирмы мне показались более удачными. Ещё мне не понравились тяжёлые «копыта» от Бенро. На концах ног должны быть лёгкие шипы.

Итальянская фирма Manfrotto тесно связана с фирмой Gitzo. Производство занимает одно здание. Удачными являются штативы Manfrotto серий 055 и 190 (ей на смену выпущена серия 290), но можно найти менее дорогие аналоги других фирм, ничуть не хуже.

Фирма Velbon производит как дешёвые хлипкие изделия, так и весьма неплохие углепластиковые штативы. Насколько я помню, не предусмотрено крепление шипов, что является недостатком.

Фирма Giottos, недаром имеет созвучное название с Гицо. Многие её модели являются копиями известной фирмы. Есть и оригинальные разработки. Что касается качества, то среди дорогих моделей есть хорошие. Но какой смысл брать дорогую копию, когда можно постараться найти и купить подешевле оригинал, что всё равно лучше?

Хорошего качества углепластиковые штативы, а также из сплава алюминия магния и титана фирмы Slik (професcиональных серий). На некоторых моделях можно установить шипы. У меня давно есть штатив Slik Pro 500DX. Штатив сделан хорошо. Но, в сравнении с углепластиковым триподом Фейсоль, он в 2 раза тяжелее и хуже гасит вибрации.

Выбор штативной головы

Наиболее удобной, лёгкой и прочной является шаровая голова. Что касается крепления камеры, то предпочтительнее челюсти, совместимые с системой Arca-Swiss. Это самая распространённая система, головы и штативные площадки, совместимые с ней, производит множество фирм. Для лёгких зеркальных камер достаточен диаметр шара 30-35 мм., для 35 мм. камер с объективом до 250 мм. (но не очень тяжёлым) и лёгких среднеформатных камер достаточно шара около 40 мм., для среднеформатных камер с телеобъективами и форматных камер необходим диаметр шара от 48 мм. Для съёмки с тяжёлыми телеобъективами хороши специальные съёмные площадки, к ним крепятся одновременно камера и объектив.

Оригинальная шаровая голова Arca-Swiss Monoball Z1 стоит около 400 долларов. Указано, что она выдерживается нагрузку 60 кг. Естественно, что никто такую тяжёлую камеру ставить не будет. Эта цифра подразумевает максимальный вес, под которым изделие не сломается. Что касается камеры, то максимальная масса выдерживаемой камеры будет около 10 кг., что очень даже хорошо. Некоторые производители указывают вес камеры, которую можно ставить.

Можно купить аналогичную голову, другой фирмы, например: Markins M20, Markins Q20, Acratech GP, Photo Clam PC-54NS, Really Right Stuff BH-55. Все эти головы не уступят оригинальной, но при этом имеют свои собственные особенности, которые дают им свои преимущества.

Площадка для крепления камеры должна быть металлической. Всякие резиновые, кожаные или пробковые прокладки будут только способствовать появлению вибраций камеры. В некоторых моделях имеются резиновые подкладки, которые утапливаются вниз, например у Бенро. Если это действительно так, то такая площадка годится. Есть универсальные площадки, существуют также площадки, разработанные специально для некоторых распространённых моделей фотокамер. Площадка, предназначенная для конкретной модели фотокамеры, является лучшим решением. Площадки для штативных головок фирм Manfrotto, Slik, Velbon и других имеют существенный недостаток: они не обеспечивают жёсткого крепления камеры из-за резиновых (или других) прокладок.

Для видеосъёмки шаровые головы неудобны, лучше специальные видеоголовы. Обычно они с индексом fluid. Хорошими считаются от фирмы Манфротто.
Голова должна двигаться плавно, без рывков.

 


gavrilovart.ru

Как выбрать штатив для съемки пейзажа

Дата публикации: 25.05.2008

Штатив при съемке пейзажей оказывает не меньшее влияние на результат, чем выбор камеры и объектива. Он способствует достижению трех целей:
* точному позиционированию камеры;
* избавлению от «шевеленки»;
* использованию низкой чувствительности для исключения артефактов (зерна, шумов на цифровых камерах).

Фотоштатив Benro CX214

Фотоштатив Velbon CX-560/F

Правильный выбор штатива столь же важен, как и выбор фотоаппарата. Лучше не экономить на качестве штатива и выбирать самый легкий и устойчивый. Вместе с тем дешевле вам обойдется покупка штатива менее «раскрученных» марок, чем хорошо известные на рынке Manfrotto и Gitzo. Например, есть неплохие «ноги» от Velbon, очень достойные китайские штативы Benro.

Для съемки в полевых условиях нужны легкие треноги, способные выдерживать большую нагрузку. К таковым относятся штативы из карбона (углепластик) и базальта (вулканическая порода). Оба варианта ощутимо легче, чем алюминиевые треноги, — на 20–50 процентов.

Можно обратить внимание на деревянные штативы, выпускаемые немецкой фирмой Berlebach (berlebach.de). Конечно, это не самые компактные варианты. Но есть у них и достоинства. Дерево отлично гасит вибрации, не боится лютого мороза. Не говоря уж об эстетической стороне…

Фотоштатив Manfrotto 001B

Фотоштатив Berlebach 300dpi

Помимо штатива, потребуется устройство, отвечающее за положение камеры в пространстве, — штативная голова. Голова крепится на штатив посредством стандартной резьбы — 3/8 либо 1/4. Наиболее распространены две разновидности штативных голов — шаровые и 3D. Шаровые головы более удобны в оперативных видах съемки, так как их конструкция позволяет быстро изменить положение камеры, отжав всего один фиксирующий рычаг. В то же время такие головы обычно менее надежны: в конструкцию «шара» неизбежно попадают грязь и песчинки. С точки зрения пейзажной съемки, единственный плюс шаровых голов — их компактность.

[BANNER 4448]

В 3D-головах установка камеры производится посредством нескольких ручек, каждую из которых необходимо зафиксировать в нужном положении. Преимуществом 3D-голов является прецизионная точность позиционирования камеры. Наибольший интерес представляют 3D-головы с зубчатой передачей (Geared Head), в которых ручка установки камеры одновременно выполняет роль фиксатора. В отечественных магазинах такие головы представлены серией Manfrotto 405/410/460.

Фотоштатив Gitzo Carbon 6X

Фотоштатив Manfrotto 190

Высота штатива не столь важна, как в портретной фотографии, где часто практикуется съемка с высокой точки. Лучше иметь приземистый, но крепкий штатив, чем высокий, но хлипкий. Однако следует учитывать, что высота камеры влияет на композиционное построение кадра: чем ниже камера, тем ниже линия горизонта. Низкую точку съемки используют в таких пейзажах, где основным элементом изображения является небо. При съемке с высокой точки изменяется характер передачи пространства. Высокая точка съемки позволяет показать большую протяженность объекта съемки в глубину.

Безусловно, положение линии горизонта можно менять более простым путем — наклоняя объектив вверх или вниз. Но и здесь есть подводные камни. Наклон камеры по вертикальной оси чреват эффектом сходящихся линий. Следует избегать его, если в кадре присутствуют высокие деревья или здания. Компенсировать перспективные искажения позволяют камеры с подвижками (как правило, форматные или среднеформатные), а также специальные шифт-объективы.

Фотоштатив Manfrotto 718B

Фотоштатив Gitzo aluminum Series 2

Другая основная характеристика штатива — предельная нагрузка. Тренога должна быть выбрана с учетом веса камеры и съемной головы штатива. Нет смысла брать с собой тяжелый штатив, если вы владелец Ricoh GR II Digital, Sigma DP1 или пленочного Contax G2. И все же штатив должен иметь «запас прочности». В полевых условиях значение имеет не только вес, но и парусность камеры: чем сильнее дует ветер, тем большая нагрузка (в килограммах) действует на штатив. Желательно, чтобы допустимая нагрузка примерно вдвое превосходила нагрузку реальную, которая складывается из массы камеры и штативной головы. Неплохо, если в комплекте идут насадки-шипы, позволяющие жестко зафиксировать треногу на земле или другой поверхности.

Кроме штатива, для достижения максимальной резкости владельцам зеркальных камер можно рекомендовать режим предварительного подъема зеркала — mirror lock-up: он позволяет избежать микросмаза, возникающего вследствие работы зеркала (актуально на выдержках длиннее 1/30).

prophotos.ru

Штатив для фотоаппарата — какой бренд лучше?

Среди множества статей на тему: «Как выбрать штатив для фотоаппарата?» почему-то мало внимания уделяется самим брендам, под которыми выпускаются штативы. А ведь правильный выбор производителя, зачастую определяющий в процессе выбора штатива.

Штатив для фотоаппарата давно стал неизменным спутником любого фотографа. И этому есть как минимум две причины. Во-первых, практически все фотографы осознали его необходимость. Во-вторых, купить штатив для фото сегодня чрезвычайно просто и доступно – цена на бюджетную модель начинается с 30$.
Но, несмотря на это, фотолюбитель или даже опытный профи, заходя в магазин фототехники, невольно может растеряться, увидев огромный ассортимент треног. Однако мы не будем останавливаться на набившем оскомину вопросе «Как выбрать штатив для фотоаппарата?», предполагая, что читатель ознакомился с горой соответствующей литературы. Подойдем к вопросу выбора с другой стороны, осветив основные бренды, под которыми они производятся. Стоит сразу обозначить, что речь идет о рынке Украины, и рассматривать будем только известные бренды. У каждого из них есть своя изюминка, а также есть моменты, о которых они предпочитают умалчивать. Итак, начнем по возрастанию.

Штативы Arsenal.

Производитель – Китай. Продукция Arsenal относится к бюджетной ценовой категории. Материал – алюминий и пластик. Достаточно функциональны и практичны в использовании, все модели комплектуются чехлами для переноски. Самое слабое место – их качество. Все-таки китайская сборка оставляет желать лучшего. Поэтому при покупке нужно обратить внимание на полноценную работу всех ножек, защелок, фиксаторов. Проверить работу элеваторного механизма. Положительный момент – достаточно низкая цена. Хороший трипод для зеркалки со штатным объективом, например, Arsenal ARS-3770, можно купить всего за 35$. Радует тот факт, что перебоев с поставками треног Arsenal практически не бывает, и это очень весомый аргумент в пользу данного производителя перед другими конкурентами в этой ценовой категории. С каждым годом качество продукции растет на глазах, и штативы Arsenal двухлетней давности совсем не то же самое, что современные собратья. Так что если Вы ограничены бюджетом, есть смысл обратить внимание на штатив для фотоаппарата Arsenal.

Штативы Velbon.

Производитель – Китай. Продукция Velbon включает как бюджетную линейку, так и профессиональную. В двух словах о бюджетной серии. Материал — алюминий и пластик. Качество Velbon немногим лучше, чем у Arsenal. Цена на 15-20% выше, чем на Arsenal. Штативы Velbon функциональные и удобные в эксплуатации. К любительской серии относятся серии CX- и DF-. Наиболее популярный — Velbon CX-444. Что касается проф линейки, то нужно отметить отличное качество сборки, прочность и легкий вес конструкции, выполненной из алюминия, композитного сплава из углеродного волокна и базальта. Цена на него начинается от 350$. Есть один минус, который способен затмить большинство положительных моментов. Постоянный дефицит и пустующие склады по штативам Velbon заставляют поклонников данного бренда переориентироваться либо на производителя Slik, либо на Arsenal.

Штативы Slik.

Компания Slik – это один из старейших производителей штативов, родина которого – Япония. Бюджетная линейка этого бренда изготовлена в Китае и ничем не отличается от соответствующей серии Velbon. Триподы Slik среднего ценового диапазона изготовлены в Тайланде. Топ-линейка сделана в Японии. В двух словах: традиционно хорошее качество, приятная сборка. Неадекватно завышена цена. Это значит, что по качеству продукция Slik ближе к Velbon, а по цене – ближе к Manfrotto.

Штативы Benro.

Страна-производитель – Китай. Китайские инженеры не стали изобретать велосипед. Они взяли все самое лучшее у существующих брендов и реализовали все технические и функциональные новшества в каждом из своих треног. При изготовлении Benro применены технологии инженеров Gitzo и Manfrotto. Поклонники корейского бренда Markins обнаружат удивительное сходство головок Benro и головок Markins. Приятен тот факт, что от этой «гибридизации» выигрывает конечный пользователь. К функциональности Benro вопросов нет, ведь при их производстве взято все самое лучшее из придуманного ранее. Качество сборки приятно удивляет, несмотря на то, что продукция Benro сделана в Китае. Цена на трипод достаточно высока, всего на 20-25% ниже, чем на всемирно известный бренд Manfrotto. Выгодно приобретать комплект в наборе с головкой. Популярная модель — BENRO A350EX с головкой BENRO BH-0. Стоимость набора – 125$. Приятный момент – наличие качественного жесткого чехла и набора шестигранников в комплекте. Стоит купить штатив Benro в случае, если Вы строго ограничены конкретным бюджетом – и это будет достойный выбор. Если же нет — смотрим ниже: на очереди продукция, родителем которой стал итальянец Лино Манфротто (Lino Manfrotto).

Штативы Manfrotto.

Продукция Manfrotto сделана в Италии, лишь небольшая партия бюджетных моделей произведена на заводе Manfrotto в Китае. Как видим, даже гранды стремятся удешевить свое производство. Нет оснований сомневаться в качестве Manfrotto. При производстве используются только самые последние технологии, зачастую разработанные и запатентованные инженерами компании, и сверхнадежные материалы. Треноги Manfrotto охватывают весь спектр применения фототехники. Для съемки компактной камерой или небольшой зеркалкой подойдет Manfrotto серия MY, которая совмещает в себе легкий вес, компактные размеры, универсальность и надежность конструкции. Для профессионального применения существует несколько линеек штативов, как карбоновых, так и алюминиевых, и большой выбор штативных головок под различные задачи. Отличаются они весом, размерами и рекомендуемой нагрузкой, однако объединяет их безупречная устойчивость, жесткость конструкции, надежность всех механизмов, универсальность и гибкость в использовании. Наибольшей популярностью пользуются модели Manfrotto 055XPROB и Manfrotto 190XPROB. Они рассчитаны на увеченных фотолюбителей и профессионалов, которые понимают толк в фототехнике. Если Вам нужен хороший трипод для фотоаппарата, продукция бренда Manfrotto – это лучший выбор по соотношению цена/качество.

Общеизвестный факт, что для настоящего фотографа не имеет значения, чем снимать и каким оборудованием пользоваться. Но коль уж есть возможность, не стоит отказывать себе в качественных фото аксессуарах, которые сделают Вашу съемку комфортнее и приятнее.

megaobzor.com

Штативы

© 2013 Vasili-photo.com

Нужен ли фотографу штатив? Порою – да, а временами – нет. Консервативные фотографы по старинке используют штатив чуть ли не для каждого кадра, в то время как фотографы-либералы штативов не признают, считают их анахронизмом и даже гордятся такой своей принципиальностью. Кто же прав? Похоже, что обе крайности конфликтуют со здравым смыслом.

Не подумайте, что я издеваюсь, но обычно моя позиция такова: Следует использовать штатив во всех случаях, кроме тех, когда использовать его не следует.

В самом деле, использование штатива – это самый надёжный способ избежать шевелёнки, а в ряде случаев штатив и вовсе незаменим. С другой стороны, для съёмки в ординарных условиях, особенно с помощью цифрового фотоаппарата, острая необходимость в штативе отсутствует, а порой от штатива и вовсе больше вреда, чем пользы.

Будем же объективны и рассмотрим как положительные, так и отрицательные аспекты использования фотоштатива.

Преимущества штатива:

  • Штатив обеспечивает исключительную устойчивость камеры, что ведёт к получению предсказуемо резких фотографий.
  • Со штативом вы вольны использовать любую выдержку, вплоть до многих минут, что никак невозможно при съёмке с рук. Как приятное следствие этой свободы, вы можете также выбрать любое значение диафрагмы в соответствии с необходимой вам глубиной резкости.
  • Когда камера установлена на штатив, ваши руки оказываются свободными, позволяя вам держать вспышку, рефлектор или даже кружку с чаем.
  • Можно не спеша скомпоновать кадр, а затем спокойно ждать подходящего момента для съёмки, например, пока солнце не выглянет из-за тучи.
  • Штатив заставляет уделять больше внимания композиции, о которой многие фотографы забывают при быстрой съёмке с рук.
  • При съёмке со штатива меньше процент брака, поскольку вы работаете медленно и тщательно обдумываете каждый снимок, прежде чем спустить затвор. Думать перед съёмкой – это вообще полезная привычка, а штатив способствует её развитию.
  • Штатив незаменим при съёмке HDR и панорам.
  • Штатив позволяет снимать автопортреты.
  • Наконец, использование штатива добавляет вам профессионализма в глазах клиентов и моделей. Для начинающего фотографа этот пункт может стать решающим.

Не следует, однако, считать штатив панацеей – есть у него и недостатки:

  • Штатив – это лишний вес, который приходится носить с собой. Для любителей путешествовать налегке вес фотооборудования является важнейшим лимитирующим фактором.
  • Штатив замедляет съёмку, что делает его использование неприемлемым в репортажной фотографии, где требуется исключительная мобильность и оперативность.
  • Штатив стабилизирует камеру, но он не способен остановить движение, а потому при съёмке быстродвижущихся объектов штатив не может служить альтернативой светосильным объективам и высоким значениям ISO, призванным обеспечить короткую выдержку.
  • Штатив бесполезен и даже вреден при съёмке с подвижной основы вроде парома или лодки.
  • Штатив привлекает к фотографу излишнее внимание окружающих. Это может показаться лестным для любителя, но в действительности очень мешает работать.
  • Наличие штатива в вашем багаже нервирует сотрудников аэропортов.

Иными словами, штативом не следует пренебрегать в тех случаях, когда он может быть полезен, однако и умение устойчиво держать фотоаппарат при съёмке с рук никогда не будет лишним.

Выбор штатива

К выбору штатива следует подойти со всей серьёзностью, поскольку существует ряд неочевидных для начинающего фотолюбителя нюансов, отличающих хороший штатив, облегчающий фотографу жизнь, от плохого, превращающего фотосъёмку в мучение.

Итак, свойства хорошего штатива:

  • Штатив должен быть лёгким, но устойчивым, и при этом желательно ещё и прочным – противоречивые качества, которые редко сочетаются без компромиссов.
  • Штатив должен быть достаточно высок. В идеале – ростом с фотографа.
  • Центральная стойка (самый нестабильный элемент штатива) должна быть короткой.
  • Ножки штатива должны иметь возможность быть зафиксированными под независимыми углами, с тем чтобы штатив можно было установить на неровной поверхности. Более того: ножки должны раздвигаться в стороны чуть ли не до параллели с землёй для съёмки с предельно низкой точки. Это требование, кстати, сразу отсеивает все штативы с распорками между ножками.
  • Замки должны быть надёжными и удобными.
  • Штативная головка должна позволять быстро и надёжно зафиксировать камеру в любом желаемом положении.
  • Обязательным является наличие быстросъёмной площадки.
  • Штатив не должен бояться пресной воды.

Идеальных штативов, конечно же, не существует, и при выборе штатива всегда приходится чем-то жертвовать, однако жертвы эти должны быть сознательными и оправданными.

Производители

Из многочисленных компаний, производящих фотоштативы, наиболее стабильным качеством и широким ассортиментом отличаются: в первую очередь – Gitzo, а во вторую – Manfrotto (Bogen). Штативы этих марок превосходны, хоть и не дёшевы.

Среди более дешёвых штативов от Benro, Velbon, Slik и других производителей, вплоть до безымянных китайских компаний, также попадаются весьма удачные модели, но, в целом, эти марки требуют большей бдительности при выборе.

Обычно фотографы покупают ноги и голову штатива по отдельности, исходя из своих потребностей, но зачастую можно приобрести неплохой штатив в сборе, т.е. в виде уже готового комплекта из ног и штативной головки.

Алюминий или углепластик?

Фотографические штативы в настоящее время чаще всего изготавливаются из лёгкого сплава на основе алюминия либо же из углепластика. Углепластиковые (карбоновые) штативы легче, чем алюминиевые, и меньше вибрируют. Однако они и дороже. Кроме того, секции из углепластика становятся более хрупкими на морозе и требуют к себе более бережного отношения.

Размеры

Очевидно, что наиболее комфортное расположение камеры – на уровне глаз, а потому и максимальная рабочая высота штатива должна, казалось бы, соответствовать росту фотографа. Проблема в том, что большие штативы громоздки и имеют изрядный вес. Эти факторы не играют роли в студии, но становятся критическими в походе.

Лично у меня основная область применения штатива – это пейзажная съёмка, а красивые пейзажи в массе своей, да будет вам известно, доступны только пешему туристу.

На мой взгляд, туристический штатив должен весить не более 1,5 кг при максимальной рабочей высоте не менее 1,5 м, и иметь четырёхсекционные ножки для большей компактности в сложенном состоянии. Я редко снимаю пейзажи с уровня глаз (низкая точка обеспечивает более динамичную перспективу), а потому при собственном росте 195 см я практически никогда не раскладываю даже полутораметровый штатив до предела. В крайнем случае, я могу стать на колени или даже сесть на землю.

Согласен, используя небольшой лёгкий штатив вы, в какой-то мере, жертвуете комфортом и даже устойчивостью, но поверьте: маленький штатив, который окажется при вас в нужный момент, намного ценнее тяжёлой устойчивой треноги, которую вы оставили дома или в гостинице из-за её веса.

Непоколебимый штатив необходим только если вы пользуетесь громоздким фотоаппаратом (например, крупноформатным), нуждающимся в надёжной опоре, но среди фотографов-путешественников тяжёлая фототехника по понятным причинам не слишком популярна.

Штативные головки

Следует различать два общеупотребимых типа штативных головок: 3D-головки и шаровые головки.

3D-головка

3D-головка имеет три независимых шарнира, снабжённых фиксирующими рукоятками. Такая конструкция позволяет раздельно управлять наклоном, поворотом и подъёмом камеры, что обеспечивает весьма высокую точность кадрирования, но сильно замедляет съёмку из-за необходимости крутить сразу три винта.

На дешёвых штативах встречаются головки, обозначенные как «3D», но имеющие только два полноценных шарнира с рукоятками – для подъёма и для поворота. Наклон же камеры осуществляется посредством откидной платформы, а это чрезвычайно неудобно. Избегайте подобных, с позволения сказать, «2D» головок – пусть ими пользуются обитатели двухмерных миров.

Шаровая головка

Шаровая головка состоит из шарового шарнира и фиксатора. Как следствие, камера может быть свободно наклонена в любой плоскости, а затем зафиксирована одним движением. Я предпочитаю шаровые головки именно в силу простоты и оперативности их использования.

Некоторые модели шаровых головок снабжаются отдельной рукояткой для независимого управления поворотом камеры вокруг вертикальной оси, что очень полезно при съёмке панорам.

Быстросъёмные площадки

Быстросъёмная площадка призвана ускорить процесс установки камеры на штатив, равно как и процесс снятия её со штатива. Площадка единожды прикручивается к штативному гнезду фотоаппарата, после чего аппарат может быть установлен на штатив в одно движение и столь же быстро снят, поскольку площадка фиксируется на штативной головке подпружиненным рычажком. Это избавляет фотографа от необходимости тратить время на откручивание/закручивание штативного винта.

При использовании крупногабаритных телеобъективов, которые весят больше, чем сама камера, быстросъёмная площадка крепится непосредственно к объективу, так, чтобы вся система опиралась на штатив точкой, максимально близкой к её центру тяжести.

Использование штатива

Само по себе размещение камеры на штативе отнюдь не гарантирует получение резких снимков. Для достижения наилучших результатов требуется понимание некоторых особенностей съёмки со штатива.

Стабилизация изображения

При установке камеры на штатив оптический стабилизатор изображения (если он, конечно, имеется) должен быть в обязательном порядке отключен. В противном случае он может ухудшить качество изображения, пытаясь компенсировать несуществующую вибрацию. Использование стабилизатора может быть оправдано при незафиксированной штативной головке, что бывает необходимо, например, при съёмке диких животных.

Предварительный подъём зеркала

Особенностью конструкции однообъективного зеркального фотоаппарата является наличие подвижного зеркала, которое поднимается при спуске затвора, вызывая тем самым лёгкое сотрясение камеры. Это приводит к ухудшению резкости в диапазоне выдержек от 1/60 до 1 с. Деградация изображения особенно очевидна при использовании телеобъективов.

Для решения этой проблемы следует задействовать предусмотренную во многих аппаратах функцию предварительного подъёма зеркала или задержки спуска затвора, чтобы затвор открывался лишь спустя некоторое время после хлопка зеркала, вызывающего вибрацию.

Диафрагма

Когда камера установлена на штатив, велик соблазн зажать диафрагму до предела (f/22 или f/32), чтобы добиться максимальной глубины резкости. Делать этого без крайней необходимости не следует, поскольку общее падение резкости вследствие дифракции сведёт на нет все ваши старания.

Ветер

Если вы вынуждены фотографировать при сильном ветре, штатив с камерой неизбежно будут вибрировать. Как быть? Для начала осмотритесь вокруг: нельзя ли без ущерба для композиции будущего кадра спрятаться от ветра за деревом, скалой, зданием или любым другим крупным объектом? Если же это невозможно, то следует отказаться от использования длинных выдержек, в связи с чем иногда приходится даже поднимать ISO до 200 или 400. Это, кстати, один из тех редких случаев, когда оптический стабилизатор следует оставить включённым – он может помочь нейтрализовать вибрацию, вызванную ветром. Ещё один способ повысить устойчивость камеры на ветру – обхватить её руками и немного надавить вниз, перенеся часть своего веса на штатив. Помните также, что чем ниже разложен штатив, тем устойчивее камера, а значит, низкая точка съёмки предпочтительна не только из композиционных, но и из прагматических соображений.

Вода

Бегущая вода, равно как и волны прибоя могут существенно затруднить получение резких фотографий. Если вы хотите поместить штатив с камерой посреди потока, постарайтесь найти место с наименее интенсивным течением, например, за большим камнем или бревном. При известной осторожности можно расположить все три ножки штатива на выступающих из воды камнях и, таким образом, полностью исключить контакт штатива с бегущей водой. Если же это невозможно, то приведённые выше рекомендации по съёмке в ветреную погоду применимы и для съёмки в воде.

Не забывайте, что морская вода вредна для штатива, поскольку вызывает отложение солей в сочленениях и замках ножек, приводя их в негодность, а потому, если вам всё-таки пришлось искупать штатив в море, незамедлительно промойте его пресной водой.

Снег и песок

Надёжно установить штатив в глубоком снегу, песке и других неплотных грунтах бывает непросто. Попробуйте найти наиболее плотно утрамбованную площадку, или даже утопчите её самостоятельно. Разложив штатив, вдавите его ножки в снег или песок, так чтобы они приняли устойчивое положение. Во время экспозиции сохраняйте неподвижность, а не расхаживайте вокруг аппарата, поскольку давление, оказываемое вами на грунт, может привести к смещению штатива.

Снег в целом безопасен для штатива, а вот песок имеет неприятное свойство набиваться в зазоры сочленений, чего следует тщательнейшим образом избегать.

Спуск затвора

При съёмке со штатива затвор следует спускать, не прикасаясь к фотоаппарату. Редким исключением являются случаи, когда вы вынуждены держать руки на камере, скажем, для уменьшения вибрации или при осуществлении проводки.

Проще всего проблема бесконтактного спуска решается с помощью таймера. Обычно таймер по умолчанию установлен на 10 с, что удобно для автопортретов, но многовато для обычной фотосъёмки. Хорошо, если камера позволяет изменять настройки таймера. Как правило, 2 с вполне достаточно, чтобы после того, как вы нажмёте на спуск и уберёте руку от аппарата, вибрации, вызванные вашим прикосновением, затихли.

Другой подход предполагает использование дистанционного спуска. Это может быть спусковой кабель или же беспроводной инфракрасный пульт. Последний вариант кажется мне более практичным, но это дело вкуса.

Главное преимущество дистанционного спуска перед таймером заключается в возможности сделать снимок в строго определённый момент, так сказать, на пике действия. Представьте себе, что вы снимаете морские волны, разбивающиеся о скалистый берег. При использовании дистанционного спуска вы можете дождаться мгновения, когда самая высокая волна обрушится на скалы и получить драматический кадр. Использование же таймера уместно в статичных сценах, где двухсекундная задержка не приведёт к потере сюжета.

Как не завалить горизонт?

В большинстве случаев линия горизонта должна оставаться горизонтальной, если, конечно, сознательный наклон горизонта не обусловлен художественным замыслом.

Обычно я использую маленький пузырьковый уровень, который вставляю в горячий башмак фотоаппарата. Уровень, а иногда и не один, может быть также встроен в штативную головку. В последних моделях цифровых фотоаппаратов часто предусмотрен т.н. виртуальный горизонт, выполняющий те же функции, что и традиционный пузырёк.

Знайте меру

Любой штатив (особенно лёгкие модели) наименее стабилен в полностью разложенном состоянии, а потому всегда старайтесь раздвигать его на минимально достаточную высоту, продиктованную условиями съёмки. Никогда не поднимайте центральную стойку, если в этом нет необходимости. И вообще, чем ближе камера к земле, тем она устойчивее.

Альтернативы штативу

Лучшая альтернатива штативу – это ваши собственные руки, однако если, как и у большинства смертных, ваша хватка недостаточно крепка, чтобы продержать камеру неподвижно в течение 30 с, а штатива под рукой нет, то вся надежда на вашу изобретательность и способность импровизировать.

Почти всегда существует возможность утвердить фотоаппарат на каком-нибудь устойчивом элементе пейзажа. Это может быть скамейка, мусорный бак, крыша автомобиля, камень, поваленное дерево. В крайнем случае, можно положить аппарат на землю. Всё это не очень удобно, но зато вы получите кадр, который иначе остался бы не снятым.

Нельзя обойти вниманием и такое интересное приспособление, как бинбэг (англ. bean bag – мешок с бобами). Это действительно мешок, причём не обязательно с бобами. Бинбэг может быть наполнен чем угодно: фасолью, горохом, песком, гранулами ПВХ или даже микроцентрифужными пробирками. На таком основании фотокамеру можно утвердить на удивление устойчиво. В пустом состоянии бинбэг легко помещается в карман.

Если вы используете тяжёлый телеобъектив в дневное время, например при съёмке дикой природы, то вместо полноценного трёхногого штатива (трипода) можно воспользоваться лёгким моноподом. Монопод сравнительно неплохо гасит вибрацию, пока выдержки не слишком велики, а кроме того, он поддерживает вес камеры вместе с громоздким объективом, позволяя при этом не упускать объект съёмки из поля зрения видоискателя.

Существуют также штативы-струбцины, позволяющие зафиксировать фотоаппарат, скажем, на краю стола или на раме велосипеда.

Миниатюрные карманные штативы непригодны для работы с зеркальными камерами, но вполне совместимы с цифровыми мыльницами.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!

  Дата публикации: 21.05.2013

Вернуться к разделу «Специальные приёмы»

Перейти к полному списку статей

Для отображения комментариев нужно включить Javascript

vasili-photo.com

Выбор и использование штатива

Штатив может внести огромную разницу в резкости и общем качестве фото. Он позволяет получать снимки при меньшем свете или большей глубине резкости и к тому же делает возможными некоторые особые подходы. Данная статья обсуждает соображения и методы выбора и наиболее эффективного использования штатива для камеры.

Когда применять штатив

Принцип действия штатива достаточно прозрачен: он удерживает камеру неподвижно в требуемом положении. Это означает, что вы получите резкую картину там, где иначе она оказалась бы размытой вследствие сотрясения камеры. Но как понять, когда лучше применить штатив, а когда лучше его не применять? Когда снимок с рук становится размытым?

На пальцах расчёт требуемой выдержки выглядит как единица, делённая на фокусное расстояние*. Это значит, что для 35 мм камеры время выдержки должно быть не больше, чем единица, делённая на фокусное расстояние, в секундах. Другими словами, используя на камере 35 мм фокусное расстояние 100 мм, необходимо использовать выдержку не более, чем 1/100 секунды длиной — в противном случае избежать размытия будет сложно. Для цифровых камер с уменьшенными сенсорами фокусное расстояние потребуется преобразовать в эквивалент для 35 мм.

Причина, по которой это правило зависит от фокусного расстояния, состоит в том, что увеличение объекта заодно увеличивает движение камеры. Аналогично тому, как лазерная указка наводится на удалённую стену, чем дальше стена, тем больше световое пятно от указки будет прыгать в нетвёрдой руке:

Имитация того, что происходит, когда вы пытаетесь навести лазерную указку на стену на большом расстоянии; движения светового пятна по стене аналогичны тому, что происходит при сотрясении
камеры при использовании больших фокусных расстояний (телеобъективов).

Не забывайте, что это правило лишь приблизительно. В действительности величина выдержки, при которой на изображения начнёт влиять сотрясение камеры, зависит от того, насколько неподвижно вы её держите, резкости вашего объектива, разрешающей способности вашей камеры и дистанции до предмета съёмки. Если есть повод для сомнений, используйте штатив.

Наконец, объективы со стабилизатором изображения (IS) или подавлением вибраций (VR) могут позволить вам снимать с рук на выдержках, вдвое или даже вчетверо более долгих, чем вы могли бы себе позволить без них. Однако, IS и VR не всегда помогают при съёмке движущихся объектов — впрочем, тогда и штатив бесполезен.

Другие причины использовать штатив

Просто потому, что вы можете удержать камеру достаточно стабильно, чтобы сделать резкий снимок при заданной выдержке, ещё не следует отказываться от использования штатива. Штатив может позволить вам выбрать более оптимальную комбинацию диафрагмы, выдержки и числа ISO. Например, вы сможете использовать меньшую диафрагму, чтобы увеличить глубину резкости, или понизить число ISO, чтобы уменьшить визуальный шум; в обоих случаях потребуется более долгая выдержка, которую на руках уже не удержать.

Фото с эффектом сглаженной воды, вызванным длинной выдержкой (достижима только на штативе).

Вдобавок, некоторые специфические методы съёмки тоже могут потребовать использования штатива:

  • Съёмка серии под разными углами для получения цифровой панорамы.
  • Съёмка серии с разными выдержками для получения снимка расширенного динамического диапазона (HDR).
  • Съёмка серии фотографий для создания анимации.
  • Съёмка серии для композитных изображений, таких как избирательное включение людей в толпу или комбинация предметов с различным освещением (дневной свет и закат, например).
  • Когда требуется точный контроль над композицией.
  • Когда вам нужно задать кадр заранее, как например, при съёмке спортивных мероприятий.

Выбор штатива: основные соображения

Даже несмотря на то, что штатив кажется очень простой вещью, при выборе лучшего штатива часто приходится рассматривать много конкуретных факторов. Подбор наилучшего штатива требует выбора оптимальной комбинации компромиссов для вашего типа съёмки.

Основными соображениями обычно являются прочность, вес и простота использования:

Прочность (стабильность). Это первопричина покупки штатива: обеспечить неподвижность камеры. Важные факторы, которые могут повлиять на прочность, включают в себя:

  1. количество секций штативной ноги
  2. материал и толщина секций и
  3. длина ног, а также должна ли центральная стойка достигать уровня глаз

В конечном счёте, единственный способ оценить прочность штатива — это проверить его в деле. Стукнуть по нему или приложить вес к его верхушке и посмотреть, вибрирует ли он, качается ли, а также сделать несколько пробных снимков.

Вес штатива. Он определяет, возьмёте ли вы штатив с собой в поход или даже на короткую прогулку по городу. Чем легче штатив, тем больше вы будете его использовать или по крайней мере получите больше удовольствия от использования, поскольку он не будет вызывать у вас страшную усталость в процессе переноски. Однако вес и прочность штатива зачастую тесно связаны, убедитесь, что вы не приносите вес в жертву прочности, и наоборот. Далее, невысокие штативы могут весить несколько меньше, но их применимость в результате может оказаться снижена.

Простота использования. Что за польза от штатива, если он пылится на чердаке, потому что вы сочли его слишком громоздким или пропустили снимок, потому что устанавливать его пришлось слишком долго? Штатив должен быть прост и быстр в подготовке. Простота использования зависит от типа штативной головки (рассматривается дальше) и конфигурации секций штативных ног.

винтовой замок

Секции штативных ног обычно раздвигаются или сдвигаются с использованием замков, либо клипс, либо винтов. Клипсы как правило намного быстрее в использовании, но с некоторыми из них может быть сложно обращаться в перчатках. Винтовые замки обычно несколько более компактны и создают меньше выступающих частей, поскольку на них нет защёлок. Однако они зачастую требуют двух рук, если вы хотите раздвинуть или сдвинуть каждую из секций независимо.

Выбор штатива: прочие соображения

Другие, менее весомые соображения при выборе штатива включают в себя:

Число секций штативной ноги. Каждая нога штатива может обычно быть раздвинута на 2-4 секции. В основном, увеличение числа секций снижает стабильность, однако в то же время оно уменьшает размер полностью собранного штатива в переноске. Увеличение числа секций означает также увеличение затрат времени на установку или максимальный подъём штатива.

Пример штатива с раздвинутыми секциями.

Предельная высота штатива. Это особенно важно, если вы достаточно высоки, поскольку не хочется проводить жизнь, согнувшись. Убедитесь, что вывод штатива на максимальную высоту не требует выдвигать центральную стойку, поскольку это может значительно понизить стабильность камеры. С другой стороны, возможно, вам не нужно снимать большинство ваших фотографий с уровня глаз, поскольку тем самым перспектива будет выглядеть обычно. Кроме того, чем выше штатив, тем менее стабилен он в итоге будет (даже без центральной стойки).

Центральная стойка штатива выдвигается для увеличения максимальной высоты (за счёт стабильности).

Минимальная высота штатива. Это важно в первую очередь для фотографов, которые делают много макроснимков предметов на поверхности, или для тех, кто любит использовать в своих снимках предельные точки съёмки.

Размер сложенного штатива. Это важно в первую очередь для фотографов, которым нужно уместить штатив в свой рюкзак, сумку или другое замкнутое пространство. Обычно штативы с большим числом секций более компактны в сложенном виде. Однако, зачастую более компактные штативы либо недостаточно высоко раздвигаются, либо не настолько прочны.

Штативные головки: панорамные или шаровые

Хотя многие штативы поставляются со штативной головкой, возможно, вам захочется подобрать что-то, что больше соответствует вашему стилю съёмки. Наиболее распространёнными типами штативных головок являются панорамные и шаровые:

панорамная головка шаровая головка

Панорамные головки великолепны, поскольку вы можете независимо контролировать каждую из двух осей вращений камеры: влево-вправо (курс) и вверх-вниз (наклон). Это может быть весьма полезно, если штатив уже выставлен по уровням, но композицию нужно несколько сдвинуть. Однако для движущихся объектов это может стать и недостатком, поскольку для полной рекомпозиции кадра потребуется менять две настройки.

Шаровые головки превосходны, поскольку позволяют быстро направить камеру практически в любом направлении и зафиксировать позицию. Они как правило и несколько более компактны, чем аналогичные панорамные головки. Однако, преимущество свободного вращения может стать и недостатком, поскольку вы можете потерять уровень горизонта, разблокировав положение камеры — даже если вы хотели всего лишь изменить курс. С другой стороны, многие шаровые головки имеют функцию «только вращение» как раз для подобных ситуаций. Шаровые головки могут быть также более подвержены повреждениям, поскольку минимальные царапины или сухость шара вращения может привести к рывкам в его движении.

Убедитесь, что головка штатива не сползает под большим весом. Это удивительно частая ситуация, создающая большие проблемы для длинных выдержек на тяжёлых зеркальных камерах. Попробуйте использовать со своей камерой большой (тяжёлый) объектив и расположите её на штативе горизонтально. Сделайте выдержку порядка 30 секунд, если это возможно, и проверьте, есть ли в изображении следы смещения (при просмотре в масштабе 100%). Уделите особое внимание сползанию штативной головки при портретном положении камеры.

Соотношение прочности и веса является ещё одной важной характеристикой штативной головки. Оно описывает допустимую нагрузку на штативную головку (какой вес она может выдержать без сползания) в сравнении с весом собственно головки. Большее соотношение позволит иметь гораздо более лёгкий итоговый вес штатива с головкой.

пузырьковый уровень

Наличие в штативной головке встроенного пузырькового указателя уровня может также быть исключительно полезным — особенно когда штатив установлен на неровную поверхность.

Наконец, вне зависимости от выбранного типа штативной головки, использование таковой с быстрым замком может сильно повлиять на то, насколько быстро вы можете установить или снять свою камеру. Быстрый замок позволяет поставить камеру на штатив с помощью защёлки, вместо того чтобы навинчивать её.

Штативные лапы объективов

Штативная лапа на объективе 70-200 мм.

Штативная лапа обычно используется с большими телеобъективами и представляет собой муфту, надеваемую на объектив поблизости к основанию или середине. Далее на штативную головку монтируется штативная лапа (вместо камеры).

Таким образом, камера с объективом располагаются на штативе в точке, которая значительно ближе к их суммарному центру масс. Тем самым на штативную головку оказывается намного меньшее поворотное давление (момент вращения), что значительно увеличивает возможный вес, который штативная головка может выдержать, не сползая. Штативная лапа оказывает также значительное влияние на чувствительность штатива и его головки к вибрациям.

Другими словами: если ваш объектив поставляется со штативной лапой, используйте её! А если её нет, возможно, стоит приобрести такую, которая подойдёт к вашему объективу.

Штатив и резкость снимков

Правильное использование штатива может быть настолько же важно, как и его тип. Лучшие приёмы для получения максимально возможной резкости снимков со штатива таковы:

  • Пригрузите центральную стойку штатива, например, сумкой от камеры, чтобы повысить устойчивость, особенно в ветренную погоду. Убедитесь, однако, что пригруз не раскачивается, иначе положение можно только ухудшить.
  • Используйте центральную стойку только после того, как все секции штативных ног максимально раздвинуты, и только если это абсолютно необходимо. Центральную стойку гораздо проще качнуть, чем основу штатива.
  • Снимите центральную стойку, чтобы сэкономить вес.
  • Раздвигайте штатив на минимальную высоту, необходимую для данного снимка.
  • Расставляйте ноги штатива на максимально возможную ширину.
  • Укройте штатив от ветра, если это возможно.
  • В первую очередь используйте более толстые секции штативных ног для достижения заданной высоты.
  • Ставьте штатив на прочную поверхность, такую как камень или бетон, вместо грунта, песка или лужайки. Для съёмки в помещениях плитка или паркет подойдут гораздо лучше, чем коврик.
  • Смонтируйте на штативных ногах шипы, если выбора нет, и штатив нужно поставить на коврике или на лужайке.

Настольные и мини-штативы

Настольные и мини-штативы обычно используют с компактными камерами, поскольку такой штатив зачастую может быть исключительно портативным и даже носимым в кармане. Однако такая портативность зачастую достигается за счёт функциональности. Мини-штатив в действительности может изменить только курс (влево-вправо) и наклон (вверх-вниз) вашей камеры, изменение высоты невозможно. Это означает, что подбор места для установки штатива более важен, чем обычно, поскольку выбранная поверхность должна располагаться на нужной высоте.

Впрочем, снимки, сделанные с уровня глаз, выглядят обычно, поскольку именно такую перспективу мы обычно и видим. В связи с этим снимки, сделанные с более высокой или низкой позиции, зачастую воспринимаются как более интересные. Мини-штатив может оказаться одним из способов заставить вас найти для своих снимков другую перспективу.

Алюминиевые или углепластиковые штативы

Два наиболее распространённых материала, используемых в штативах, — это алюминий и углепластик. Алюминиевые штативы обычно намного дешевле углепластиковых, но часто оказываются и намного тяжелее при одинаковой стабильности, и к тому же могут быть неприятно холодными при ручной переноске зимой. Кроме того, углепластиковые штативы обычно лучше поглощают вибрации. Конечно, наилучшим материалом для штатива с точки зрения поглощения вибраций является добрая старая древесина — однако она слишком тяжела и непрактична для типичного применения.

Моноподы

для отслеживания движущегося объекта
использовался монопод

Монопод — это штатив с одной ногой. Они наиболее часто используются для удерживания тяжёлых камер и объективов, таких как большие телеобъективы для спорта и дикой природы. Они могут также оказаться полезны для получения некоторого прироста выдержки при съёмке с рук — в ситуациях, когда выдержку нужно нарастить совсем чуть-чуть, а нести полный штатив может быть слишком неудобно. Монопод может также значительно упростить фотографу съёмку движущихся объектов, поскольку создаёт размытый фон, но позволяет при этом сохранить движущийся объект достаточно резким (на примере слева).

www.cambridgeincolour.com

Как выбрать штатив для видеокамеры?

В магазинах продается большое количество приспособлений, которые могут пригодиться при съемке. Они позволяют облегчить процесс создания видеоматериалов. Штатив для видеокамеры является удобным устройством, удерживающим технику. Приспособление позволит выполнять снимки при сложном освещении. Подробности о нем представлены в статье.

Назначение

Зачем нужен штатив для видеокамеры? Его назначение заключается в следующем:

  1. Сохраняется неподвижность камеры, что увеличивает резкость и четкость изображений при сложном освещении.
  2. Камера разгружается, если применяются тяжелые объективы.
  3. Повышается качество изображения.
  4. Появляется максимально точная компоновка кадра.
  5. Может выполняться съемка HDR и панорамные снимки, которым нужно точное кадрирование.
  6. Применяется для астрофотографии: съемки звезд, луны. Также приспособление нужно для создания ландшафтной, архитектурной фотографии.
  7. Выполняются автопортреты с использованием таймера автоспуска затвора.
  8. Может выполняться макросъемка.
  9. Устанавливается фотооборудование: вспышки, отражатели.
  10. Снимаются сложные и недоступные для съемки ракурсы.
  11. Создается видео.

Учитывая эти функции, штатив для видеокамеры будет удобным приспособлением. С ним получаются качественные видео и снимки.

Устройство

Как устроен штатив для фото- и видеокамеры? В нем есть следующие части:

  1. Ноги. Обычно их создают из алюминия, базальта, стали, углеродного волокна.
  2. Головка – элемент предназначен для крепления камеры или объективов. Есть различные типы головок, но самыми востребованными являются шаровые и панорамные.
  3. Центральная колонна – является отдельной стойкой, которая проходит через центр. Она измеряет высоту приспособления.
  4. Подошва ног. У качественных приспособлений в комплекте есть сменные подошвы для применения внутри и вне помещений.

У экономных моделей могут быть ноги со съемными подошвами, несъемной головкой, а в редких случаях с центральной колонной. Профессиональный штатив для видеокамеры обычно оснащен модульной системой и сменными подошвами ног. Последние изделия обычно более дорогие.

Недостатки приспособления

Штативы для видеокамеры позволяют получать качественные результаты работы. Но у них есть и минусы:

  1. Большой вес. Хотя продаются приспособления из углеродного волокна, но после установки головки система становится тяжелой.
  2. Неудобство. Каким бы приспособление ни было компактным, все равно оно занимает много места, поэтому брать с собой его неудобно.
  3. Трудность применения в местах скопления большого количества людей.
  4. Высокая цена. Качественные штативы стоят от 1000 долларов.
  5. Установка, настройка занимают время.
  6. Есть риск повреждения камеры и объектива, если нет навыков работы.

Что следует учитывать при выборе?

Многие фотографы предпочитают штатив для видеокамеры Sony. При этом не все имеют представление, как правильно выбрать устройство. Следует учитывать такие нюансы:

  1. Максимальная нагрузка. Многие выбирают показатель в пару килограмм, но такое приспособление не используется для тяжелых DSLR-камер. С таким устройством можно повредить камеру. Следует выбирать такое, что выдерживает в 1,5 раза больше, чем вес камеры и самого тяжелого объектива. Нагрузку увеличивает использование вспышки или батарейной ручки.
  2. Высота. Необходимо выбирать приспособление по своему росту, чтобы было удобно снимать. После установки видоискатель должен быть у глаз.
  3. Вес и конструкция. Самыми легкими считаются карбоновые – это прочный материал, который не портится от коррозии. Но у него есть и минус – высокая стоимость. Другим востребованными материалом считается алюминий. Может использоваться и нержавеющая сталь, но она предназначена для видеотехники и очень тяжела для применения вне студии.
  4. Ноги бывают трубчатыми и нетрубчатыми.
  5. Подошва. У современных моделей могут быть подошвы ног для разных случаев – их накручивают на нижнюю часть. Эти детали бывают резиновыми или пластиковыми – для помещений, с шипами из металла – для применения вне помещений.
  6. Центральная колонна. В некоторых устройствах есть этот элемент, с которым можно увеличивать или уменьшать высоту штатива.
  7. Штативная головка. Эта деталь требуется для качественной фиксации и плавного движения камеры. У штативов модульной системы нет головок, поэтому их надо купить отдельно.
  8. Быстросъемная площадка. У каждой современной DSLR-камеры есть резьба внизу корпуса, которая нужна для крепления камеры.
  9. Устойчивость. Массивность не является признаком устойчивости. От этого параметра зависит надежность установки камеры.

Какой штатив приобрести?

Востребован штатив для видеокамеры Panasonic. Только при знании критериев выбора получится приобрести качественное приспособление. Какое устройство лучше выбрать? Сначала нужно рассмотреть дешевые варианты. Такие приспособления подойдут для установки первой зеркалки. Их стоимость будет около 75-150 долларов, что действительно соответствует товару начального уровня.

Со временем можно приобрести большой и тяжелый объектив, а это увеличивает нагрузку на штатив. В этом случае потребуется прочное и устойчивое приспособление. Лучшим выбором будет устройство с шаровой головкой по цене 300-500 долларов.

Если же хочется сразу приобрести качественное изделие, то лучше выбирать из профессиональных моделей. Они качественные, надежные, к тому же прослужат намного дольше, хотя за это и придется переплатить.

Вывод

Таким образом, покупка штатива является ответственным делом, если приходится часто использовать видеокамеру. Нужно внимательно отнестись к этому вопросу, и тогда в дальнейшем не придется снова приобретать надежное приспособление.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о