Выставка одной картины – ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (КТО ИЗОБРАЖЕН И ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ЭТОЙ КАРТИНЕ?)

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (КТО ИЗОБРАЖЕН И ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ЭТОЙ КАРТИНЕ?)

Порой, когда есть время и желание, люблю копаться в деталях картин. Поскольку представители аукционных сайтов порой просто пренебрегают своими обязанностями. Вот и сегодняшняя картина помимо скромного названия открыла целую персонально-историческую историю.
Мой друг ВВВладимиров, зная о моей любви к теме «Живопись о живописи», часто подбрасывает мне репродукции картин со свежих аукционов. Вот и намедни он прислал мне картину французского живописца Анри Корэнна под названием «Критик» и тут же провел блиц-расследование по поводу сюжета, изображенного на картине. Мне осталось лишь упорядочить всю информацию и опубликовать ее. Итак!

Henri Coroênne (French, 1808-1893) The Critic.

1. О скульптуре

На картине изображена известная скульптурная композиция «Похищение сабинянок» (Ratto delle sabine, 1574-1580), которая находится с 1583 года в Лоджии Ланци во Флоренции. Правда, в некоторых источниках годом окончания работы значится – 1582-й.
Условно предполагается, что композиция изображает сцену из римской легенды о похищении римлянами сабинских женщин во время так называемой «Сабинской войны».

Giambologna (Italian, 1527/1529-1608) Ratto delle sabine (Похищение сабинянок). 1574-1580 гг

2. Об истории

По рассказам римских историков, Рим был заселён одними только мужчинами; соседние племена не хотели выдавать своих дочерей замуж за бедное население Рима. Тогда Ромул устроил праздник консуалий и пригласил соседей. Те явились со своими семействами. Во время праздника римляне неожиданно бросились на безоружных и похитили у них девушек.

Peter Paul Rubens (Flemish, 1577–1640) The Rape of the Sabine Women 1635-1637 гг. National Gallery, London

Nicolas Poussin (French, 1594-1665) L’Enlevement des Sabines. Musee du Louvre, Paris

Sebastiano Ricci (Italian, 1659–1734) The Rape of the Sabine Women. 1700 Liechtenstein Museum, Vienna

Возмущённые соседи начали войну. Римляне разбили латинян, напавших на Рим. Гораздо труднее была война с сабинянами, которые потеряли особенно много женщин. При помощи дочери начальника капитолийской крепости Тарпеи сабиняне завладели Капитолием. Борьба продолжалась очень долго. Сабиняне под начальством царя Тита Тация наконец одолели римлян и обратили их в бегство. Ромул взывал к богам и обещал построить храм Юпитеру, если он остановит бегущих. В эту решительную минуту сабинские женщины, привязавшиеся уже к своим римским мужьям и имеющие от них детей, с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражавшимися и стали умолять их прекратить битву. Сабиняне согласились, и был заключён вечный мир. Таким образом, женщины спасли Рим. Этот исторический сюжет не раз становился темой для живописных полотен.

3. И вновь о скульптуре

Скульптура Джамболоньи изготовлена из цельного блока белого мрамора, который считается самым крупным блоком, когда-либо доставленным во Флоренцию. Это был первый случай в европейской скульптуре, когда была создана многофигурная композиция, на которую можно смотреть с нескольких позиций. Скульптура изображает три человеческие фигуры: римлянина, сабинскую женщину и мужчину-сабинца. По замыслу автора, она может быть понята как метафора любви и борьбы за неё. Композиционно фигуры закручены в спираль, которая вписывается в цилиндр. Болонья стремился продемонстрировать этой скульптурой, прежде всего, свою виртуозность. Он решил создать такую крупномасштабную композицию, которая производила бы художественное впечатление не только с одной, но и со всех сторон.

Giambologna (Italian, 1527/1529-1608) Ratto delle sabine (Похищение сабинянок). 1574-1580 гг

4. Об авторе скульптуры

Автор этой мраморной скульптуры флорентийский скульптор-маньерист и представитель раннего барокко Джамболонья или Джованни да Болонья (Giambologna, Giovanni da Bologna, 1527/1529, Дуэ — 13 августа 1608, Флоренция).

Hendrick Goltzius (Dutch, 1558–1617) Portrait of Sculptor Giambologna. 1591 г. Teylers Museum

Настоящее имя скульптора — Жан де Булонь (Jean de Boulogne), он был родом из габсбургской Фландрии (ныне Франция). Учился живописи в Антверпене, первые его ученические шаги проходили в небогатой мастерской в совместной работе над изготовлением ничем ни примечательных деревянных хоров для колледжа в маленьком городке Монс в Бельгии.
Не слишком удовлетворённый своей провинциальной школой, Жак переехал в Италию и стал изучать в Риме античную скульптуру. Джамболонья находился под сильным влиянием Микеланджело (под руководством которого работал около двух лет в Риме). Историки пишут, что молодой скульптор был «почти что умерщвлён и разбит критикой Микеланджело, который упрекал его в слишком большом желании усовершенствовать свои работы ещё до того, как он научился делать первые их наброски».
Первый крупный гонорар Джамболонья получил от римского папы Пия IV за гигантскую бронзовую статую Нептуна для фонтана Нептуна в Болонье. Джамболонья создал многочисленные скульптуры из мрамора и бронзы, в том числе для украшения фонтанов, для итальянской знати и в особенности для Медичи. Большую часть своей жизни провёл во Флоренции, куда переехал в 1553 году. По прибытию во Флоренцию, он нашёл приют у своего друга Бернардо Веккьетти, человека интеллектуального и с утончёнными вкусами, который представил его ко двору Великого Герцога Тосканского. Так начался выход в люди молодого гения, создававшего богов и героем. Почти в течение полувека, с 1561 по 1608 год он был самым востребованным скульптором города, всегда перегруженным заказами герцога. Его мраморные и бронзовые статуи разной величины завоевали вкусы и восхищение требовательных заказчиков, которые собирались при дворе Медичи.
Во Флоренции Джамболонья достиг многих благ — приобрел собственный дом с просторной мастерской, имел литейную лабораторию и даже капеллу Святой Аннунциаты для вечного упокоения собственного праха. Джамболонья проживал сначала на Виа делло Студио, затем в доме-башне в Борго Святого Якопо, в 1587 году он перебрался в Борго Пинти, 26, что стало демонстрацией достигнутого им успеха. Этот квартал был излюбленным местом проживания и посещения артистов. На протяжении всей его карьеры Джамболонья моделировал свои произведения из воска и глины. Его меценаты очень быстро поняли, что эти скульптурки, воспроизводимые в короткие сроки, идеально подходили в качестве дипломатических подарков.
Умер Джамболонья во Флоренции в возрасте 81 года и был похоронен в усыпальнице капеллы Святой Аннунциаты.

Giambologna (Italian, 1529-1608) Self-Portrait. 1600 г. Rijksmuseum, Amsterdam, Netherlands

5. О картине

Итак, Джамболонья завершил работу над скульптурой в 1582 году при помощи Пьетро Франкавиллы (Pietro Francavilla, 1548 — 25 августа 1615). Настоящее его имя Пьер Франкавилль, он франко-фламандский скульптор, который тоже творил не на родине, а во Флоренции. Великому герцогу Франческо Медичи (1541— 17 октября 1587), сыну Великого Герцога Козимо I Медичи (12 июня 1519 — 21 апреля 1574), так понравилась скульптура Джамболоньи, что в январе 1583 года он приказал установить её в Лоджии Ланци, где она до сих пор и находится.

Giambologna (Italian, 1527/1529-1608) Ratto delle sabine (Похищение сабинянок). 1574-1580 гг.

Поэтому вторым названием картины «Критик» может служить название «Скульптор Джамболонья показывает скульптуру «Похищение сабинянок» великому герцогу Тосканы Франческо Медичи». )))

Unknown artist from the Studio of Hans van Aachen (German, 1552-1615) Portrait of the sculptor Giambologna (1529-1608), copy of the portrait in Musée de Douai.
Alessandro Allori (Italian, 1535-1607) Ritratto di Francesco I de’ Medici (1541-1587) 1567 г. Gallery Uffizi

Источники — Википедия и этот сайт.

parashutov.livejournal.com

Выставка одной картины «Карл Брюллов. «Портрет детей Волконских с арапом»»

Выставка одной картины «Карл Брюллов. «Портрет детей Волконских с арапом»» (1843) из собрания Государственной Третьяковской галереи приурочена к 220-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799-1852).


Портретный жанр является значительной частью творческого наследия художника. Созданные Брюлловым произведения наглядно демонстрируют, что мастер прежде всего исходил из особенностей модели. Для живописца главным оставался человек с его неповторимыми индивидуальными чертами и особым душевным настроем, а найденная композиция и колористическое решение всегда звучали в унисон с внутренним миром изображенных.


Интересна история бытования «Портрета детей Волконских»: до революции 1917 года он хранился в семье князя Петра Дмитриевича Волконского. В 1905 году работа экспонировалась на знаменитой портретной выставке, устроенной в Таврическом дворце Сергеем Дягилевым. В советское время оно попало в Государственный Русский музей, а в 1930 году было передано в порядке обмена в Третьяковскую галерею. Групповой «Портрет детей Волконских с арапом» существенно дополняет серию блистательных детских образов, созданных Карлом Брюлловым в живописи и графике.


К выставке подготовлена обширная культурно-образовательная программа, включающая тематические экскурсии, лекции сотрудников Государственной Третьяковской галереи, концерты и занятия для детей.


Куратор: Людмила Алексеевна Маркина, заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи, доктор искусствоведения.


Подробнее о выставке

Поделиться:


  • Выставка одной картины приурочена к 220-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова. 
    «
    data-share-fb-title=»Выставка одной картины «Карл Брюллов. «Портрет детей Волконских с арапом»»»
    data-share-fb-image=»https://www.tretyakovgallery.ru»>

  • Выставка одной картины приурочена к 220-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова. 
    «
    data-share-vk-title=»Выставка одной картины «Карл Брюллов. «Портрет детей Волконских с арапом»»»
    data-share-vk-image=»https://www.tretyakovgallery.ru»>



www.tretyakovgallery.ru

Судьба одной картины Андрея Иванова. Исследование и реставрация

Лаврушинский переулок, 10, зал 11


Третьяковская галерея постоянно ведет работу по изучению, научному осмыслению и реставрации произведений из собственных фондов. В рамках этих исследований периодически появляются уточнения, а также происходят большие открытия, как случилось и на этот раз.


В 2017 году завершились работы по изучению и восстановлению картины известного исторического живописца А.И. Иванова «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» (1829) из собрания Третьяковской галереи, в том числе была проведена реставрация рамы XIX века с воссозданием утраченных деталей. На протяжении трех лет проводились комплексные исследования и реставрация, которые позволили не только вернуть полотну первозданные живописные качества, но и определить подлинный сюжет картины: обнаружить интересные факты истории ее создания и дальнейшей судьбы.


Монументальное полотно А.И. Иванова (1775–1848), преподавателя Императорской Академии художеств, отца знаменитого живописца Александра Иванова, долгие годы бытовало в собрании Третьяковской галереи под названием «Крещение князя Владимира в Корсуни». Оно поступило  в коллекцию музея в 1968 году из семьи Е.Г. Арендт, вдовы известного врача-кардиолога А.А. Арендта. И хотя на картине есть подпись (инициалы) и дата: 1829. Д.15. Пр: А.И:, у специалистов возникали некоторые сомнения в ее авторстве, поскольку по характеру композиции и живописи это произведение отличается от работ, созданных мастером ранее.


При внимательном анализе изображенной сцены стало очевидным, что драматичность происходящего, выраженная в эмоциях и жестах действующих лиц, не соответствует приподнятому и праздничному смыслу обряда крещения, тогда как эпизод из жизни духовного покровителя Милана, запретившего императору Феодосию войти в храм и причаститься после учиненной им кровавой расправы над восставшими фессалоникийцами, соответствует исполненной Ивановым композиции. Художник запечатлел момент, когда епископ Амвросий Медиоланский останавливает императора на ступенях храма.


В западноевропейском искусстве из произведений на этот сюжет наиболее известны полотна П. Рубенса и А. Ван Дейка, гравюры с живописных оригиналов. Русская традиция знает преимущественно иконные изображения св. Амвросия, почитаемого в православии как борца с арианской ересью, проповедника и богослова. С конца XVIII века стали появляться гравюры русских мастеров с европейских оригиналов.


Работая над композицией, А.И. Иванов, очевидно, ориентировался на картину И.И. Бельского, написанную в 1794 году по гравюре П. Рубенса для Троицкого собора Александро-Невской лавры, или непосредственно на гравированный образец. Однако прямых аналогий с какими-либо произведениями полотно не имеет. В соответствии с православной традицией художник облачает епископа в одежды восточных патриархов. Император Феодосий и его военачальники предстают в условных римских военных доспехах. Образуя полукруг, замерли рядом с главными персонажами церковные служители, воины и жители города. Архитектура создает «сценическую площадку» для драматического действия.


За почти 200-летнюю жизнь картина претерпела многое и неоднократно подвергалась реставрационным вмешательствам. До ее поступления в музей дублировка полотна на более тонкий холст была проведена непрофессионально и с нарушением технологии. Из-за этого не удалось устранить деформацию авторского холста, возникшую от многочисленных сломов вследствие неблагоприятных условий хранения и неправильной транспортировки. По всей поверхности полотна наблюдались многочисленные записи с подведенным грунтом и без него, изменившиеся в тоне и сильно потемневшие.


В результате целого комплекса сложных реставрационных работ с проведением дополнительных исследований картина обрела новую жизнь. Для подтверждения авторства произведения была организована научная экспедиция в Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, где находится эталонное полотно «Снятие с креста», исполненное Ивановым в 1831 году.


Научные изыскания в архивах позволили выяснить, что произведение на столь редкую для русского искусства тему было создано профессором Академии художеств Ивановым  в числе других заказов для Сретенского храма православной духовной миссии в Пекине. Учрежденная Святейшим Синодом в начале XVIII века китайская миссия была самой ранней среди зарубежных представительств русской церкви. Каменное здание для храма на южном подворье (Наньгуане) было построено в 1729 году, в 1736-м церковь освящена во имя Сретения Господня. Первый заказ, куда входили образа для иконостаса, был исполнен Ивановым в 1823-м. Картина с изображением Амвросия Медиоланского являлась частью второго заказа для православного храма в Пекине, полученного А. И. Ивановым. В числе четырех сюжетных композиций она была отправлена с очередной, 11-й духовной миссией в 1830 году в Пекин. Таким образом, для Сретенского храма мастер написал 18 работ, судьба которых, как и обстоятельства счастливого возвращения «Амвросия Медиоланского» в Россию, остаются неизвестными. В XX веке русская духовная миссия подверглась политическим  и религиозным гонениям, а многие художественные ценности оказались утрачены. Исследователи считают, что картина была кем-то вывезена в СССР как полотно на исторический сюжет и попала к потомственному врачу А. А. Арендту, сюжет, ошибочно определенный как крещение князя Владимира, мог быть ему особенно интересен.


В настоящее время восстановление православной церкви в Пекине и позитивные перемены в русском духовном представительстве в Китае придают выставке одного из спасенных полотен Сретенского храма особый смысл. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 7 февраля 2011 года на базе храма Святителя Николая в Голутвине было учреждено Китайское патриаршее подворье. Рядом находится дом, принадлежавший братьям Третьяковым, где откроется филиал Третьяковской галереи.


Выставка сопровождается мультимедийной презентацией процесса изучения и реставрации картины.


В рамках выставки проводится авторский цикл из 4 лекций куратора С.С. Степановой «Следствие ведет искусствовед».

www.tretyakovgallery.ru

Вернисаж по пятницам. Выставка одной картины: tangrusha — LiveJournal

Не нашла сведений об авторе этого коллажа, зато узнала, что торс принадлежит Петру Ольденбургскому.
Принц Пётр Гео́ргиевич Ольденбу́ргский (1812, Ярославль — 1881, Санкт-Петербург) — Его Императорское Высочество (1845), российский военный и государственный деятель, член российского Императорского Дома, внук Павла I, генерал от инфантерии (16.04.1841), шеф Стародубского кирасирского его имени полка, сенатор, член Государственного совета и председатель департамента гражданских и духовных дел, главноуправляющий IV отделением Собственной Е. И. В. канцелярии, почётный опекун и председатель Санкт-Петербургского опекунского совета, главный начальник женских учебных заведений Ведомства императрицы Марии, попечитель Императорского училища правоведения, Санкт-Петербургского коммерческого училища, Императорского Александровского лицея, почётный член различных ученых и благотворительных обществ, председатель Российского общества международного права, попечитель Киевского дома призрения бедных, покровитель Глазной лечебницы.

Государственный муж, деяния которого достойны уважения.
По его почину и под его контролем в Преображенском полку была устроена школа; наряду с обучением грамоте в этой школе было обращено также внимание и на нравственную сторону обучаемых.
Будучи членом совета военно-учебных заведений, а затем и исправляя обязанности и начальника военно-учебных заведений, был назначен шефом Стародубского кирасирского полка. При этом принц не прекращал образования и продолжал заниматься литературой (перевел в 1834 году на французский язык «Пиковую даму» Пушкина), историей, естественными науками и в особенности науками юридическими.
В 1834 году оставил военную службу. Поводом к переходу на гражданскую службу был следующий случай (известный со слов А. А. Половцова, которому рассказывал сам принц). Во время службы его в Преображенском полку принцу пришлось, по служебной обязанности, присутствовать при телесном наказании женщины, «на обнаженные её плечи были наносимы солдатами палочные удары». Возмущенный такой картиной, принц с места экзекуции поехал к тогдашнему министру внутренних дел графу Блудову и заявил ему, что он никогда более не примет участия в распоряжениях по приведению в исполнение подобного наказания, не существовавшего ни у какого сколько-нибудь просвещённого народа, а потому просил доложить Императору его просьбу об отставке. Принц назначен был членом консультации при министре юстиции, а вслед за тем (23 апреля 1834) сенатором.

Прекрасно понимаю, что принц Ольденбургский не имел никакого отношения к созданию Красной Армии, но его деятельность могла бы служить примером для тех, кто считает себя нынешними защитниками Отечества. С праздником всех причастных!

tangrusha.livejournal.com

parashutov

Еще раз вернусь к творчеству голландской художницы Харлей Тороп (Charley Toorop, 1891-1955) в связи с одной из ее картин, написанных в годы Второй мировой войны. Искусствоведы считают картину художницы «Клоун на руинах Роттердама» (1940-1941) одной из самых острых и выразительных работ Тороп военных лет. На меня эта картина в свое время произвела сильное впечатление. Раскрашенное лицо грустного клоуна на фоне пейзажа, который представляет собой городские руины – это сильный символ. Художница очень точно изобразила абсурдность войны, получилось очень яркое ее олицетворение, почти плакат!

Charley Toorop (Dutch, 1891-1955) Clown nas ruínas de Rotterdão. 1940-1941 гг.

А моя читательница на Ли.ру, замечательная поэтесса Улекса фон Лу написала по поводу этой картины стихотворение. Вот оно:

Черное с красным

Черное с красным. Руины и пепел.
Клоун на улицах — молится, плачет?
Рухнуть готов в скорби он на колени,
но он не сломлен, работает, значит.

Силою духа полны еще люди,
Не удушила война и лишенья.
Скошен и выворочен переулок,
город разрушен, игра — утешенье

Тем, кто остался в живых, малым детям
клоун подарит возможность смеяться!
Войны — уродство в триумфе двуцветья
кровь, смерть и смех — карнавальной гримасой.

Кстати, изображенный на картине клоун – реальное лицо. Зовут клоуна Бамбо, художница встретилась с ним в голландском городке Бергене, где жила во время немецкой оккупации. Бамбо рассказал Чарли, что он работал в цирке в Роттердаме. Там его застала печально известная бомбардировка города.
Из исторических источников известно, что немецкая авиация бомбила город 14 мая 1940 года. Командующий немецкими войсками генерал Ханс Шмидт выставил голландцам ультиматум, что, если Голландия не капитулирует, и голландские войска будут оказывать упорное сопротивление, то 14 мая будет осуществлен авианалёт и бомбардировка Роттердама. Накануне голландские власти, спасая город, приняли ультиматум, и бомбардировка была отменена. Но, как оказалось, экипажи около 60 бомбардировщиков из ста, якобы, не успели получить сигнал, информирующий об отмене атаки. В результате, авиация сбросила на центр города около 97 тонн бомб, уничтожив практически всё на площади в 2,5 квадратных километра. Были уничтожены и сгорели в пожарах сотни зданий, погибло около тысячи жителей города.
После бомбардировки Роттердама Бамбо потерял всё – дом, семью, работу, друзей, ему удалось переехать в маленький город Берген, где продолжил выступать на улице, зарабатывая себе на жизнь. Известно также, что в качестве фона для изображения разрушенного Роттердама Чарли Тороп использовала фотографии, сделанные ее невесткой, фотографом Евой Беснё, которая побывала в городе через несколько дней после трагедии.
Глядя на печальное лицо клоуна и городские руины за его спиной, в сотый, тысячный раз хочется кричать: «Нет войне! Такое не должно повториться!» Но и в XXI веке, увы, люди не забыли слово «война»…

parashutov.livejournal.com

Выставка одной картины В. Н. Корбакова «Крашение пасхальных яиц»

21 апреля 2009 года в музейно-творческом центре народного художника России В. Н. Корбакова (филиале Вологодской областной картинной галереи) открылась выставка одной картины В. Н. Корбакова «Крашение пасхальных яиц».

По этому поводу хотелось бы отметить следующее. Во-первых, открытие выставки одной картины. Эта традиция придумана не нами и существует уже более двухсот лет.

В 1880 году Петербург облетела удивительная весть о том, что на Большой Морской улице в зале общества поощрения художников открывается персональная выставка Архипа Ивановича Куинджи. Но дело было не в персональной выставке художника, а в том, что это была выставка одной картины, событие неординарное и совершенно новое в культурной жизни Петербурга. А речь шла о живописном полотне мастера «Лунная ночь на Днепре». Событие это по тем временам было необычайное, успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необычное произведение.

Спустя сто лет – 12 февраля 1983 года – Пензенская картинная галерея имени Савицкого открыла новый филиал – Музей одной картины, разместившийся в небольшом особняке XIX века. В 2008 году музей отметил 25 лет, но до сих пор он является единственным музеем в мире подобного рода. За прошедшую четверть века в музее было показано много замечательных произведений из фондов Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа. Но в последние годы крупные музеи неохотно дают свои произведения на выставки. Поэтому Пензенский музей одной картины стал показывать произведения из фондов Пензенской картинной галереи.

Традицию показа одной картины переняли многие российские музеи. В их числе Эрмитаж, Государственный музей изобразительного искусства им. Пушкина, Государственный Русский музей. Необходимо отметить, что и некоторые областные музеи проводят такие выставки. Например, Приморская галерея уже очень давно находится на реконструкции, и поэтому, чтобы как-то выжить и не закрываться, проводит выставки одной картины на уже отреставрированной территории. А Тюменский областной музей изобразительного искусства проводит годовой цикл, состоящий из выставок одной картины из собственных фондов.

Вологодская областная картинная галерея также имеет опыт в проведении выставок одной картины, хотя и не очень большой: выставка одной картины В. Н. Корбакова «Портрет Т. Файнберг» (1995) и выставка одной картины Д. Т. Тутунджан «Вольному – воля» (1996).

Второй момент, на котором хотелось бы остановиться – это тема, которой посвящена новая работа В. Н. Корбакова. И как мы видим по сюжету, тема эта – религиозная. Если вспомнить мировую историю развития изобразительного искусства, то можно смело сказать, что библейские сюжеты в творчестве художников мира были всегда. Среди самых распространенных сюжетов – «Снятие с креста», «Святое семейство», «Возвращение блудного сына», «Избиение младенцев», «Явление Христа народу», «Троица» и пр. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вологодский художник, наш современник, считающий себя истинным христианином и свято верящий в небесные силы и Христа, обратился в своем творчестве к религиозной теме.

Необходимо сказать, что картина «Крашение пасхальных яиц» не является первым произведением, в котором В. Н. Корбаков обращается к религиозной теме. Некоторые произведения, написанные художником ранее, частично представлены в залах, где открылась выставка одной картины. Среди них – «1147 год. Преподобный Герасим – основатель Вологды – строит храм Святой Троицы», «1370 год. Преподобный Дмитрий с Пахомием идут в страну Вологодскую», «Портрет отца Олега – священника Вологодской епархии», «Наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Ефрем», «Раздумья на пороге XXI века2, натюрморт «Вербное воскресенье». Представлена на выставке и одна из последних работ Владимира Корбакова по этой теме – «Портрет патриарха Московского и всея Руси Алексия II», написанная им уже после кончины светлейшего патриарха.

Картина В. Н. Корбакова «Крашение пасхальных яиц» впервые была показана на региональной выставке «Российский Север» в Великом Новгороде в октябре 2008 года. В январе 2009 года она выставлялась в Москве в Центральном доме художника на Крымском валу в рамках Всероссийской художественной выставке «Россия XI». Сейчас с нею знакомятся вологжане и гости города.

Заведующая МТЦ «Дом Корбакова» Светлана Корбакова

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Плюсануть

Класснуть

cultinfo.ru

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОПУБЛИКОВАННОМУ)

Честно говоря, не люблю возвращаться к старым темам, но поскольку в данном материале я попытаюсь продолжить искать ответы на заданные здесь вопросы и начатые поиски, то, возможно, у меня и моих читателей возникнут новые версии поиска имени автора картины, которую я тогда представлял. Замечу, что написанный три года назад пост вызвал тогда неплохой отклик читателей, которые оценили картину неизвестного автора.
Вот картина:

А вот оценки:
Aleksandr-Bartsy: «Во мне живёт ощущение, что я уже видел эту картину в детстве, когда интересовался передвижниками. Помню, что фамилия автора была мне неизвестна, т.е. не из числа знаменитых. Вот если бы удалось вспомнить!»
Татьяна Зеленченко (художница из Харькова): «Мне кажется, что картина написана в 20 веке, в 30-50 годы. Передвижниками не пахнет. Классической академической школы нет. О мирискусниках и речи нет. Чувствуется соцреализм. Художник средней руки».
Verary (она-то ко мне и обратилась с просьбой подсказать автора): В истории с этой картиной появился новый поворот или, если угодно, «след». Несколько дней назад, увидев эту картину в мастерской у реставратора, один израильтянин (по-русски не говорит и не читает) сказал, что месяца три назад видел постер с этой или очень похожей на нее картины на «блошином рынке». Немаловажная деталь: постер был сделан с акварели, а не с картины маслом, фамилия автора была написана кириллицей, но он ее не смог прочесть, поскольку не знает русского языка».
Фенидон: «Мне кажется, что писал картину молодой, не очень талантливый художник. Старательно выписанные благостные лица (даже Мусоргский улыбается!). Действительно, чувствуется желание приобщиться этой работой к великим… Но полета нет, отсюда ощущение застоя, замусоленности… не знаю, как точнее описать…»
И, наконец, почти искусствоведческий разбор картины Йогана Голобрюхова: «Картина явно школярская. Есть, например, погрешности в перспективе. «Казаки…», судя по изображению и судя по направлению плиток на полу, должны стоять фронтально, а изображены под углом. Картину «перевешивает» влево — либо нужно было сместить две центральные фигуры немного вправо, либо не перегружать левый край портретами на стенке и стулом не несущим никакой смысловой нагрузки. Кто мне объяснит, где находится источник света? Можно предположить, что прямо над головой Сурикова (если судить по единственной четкой тени от ножки мольберта), но тогда тень Репина должна находиться прямо под ним, а не уходить влево, тень от табуретки и кресла вниз и влево на 8 часов. Спинка кресла должна быть более затемнена, чем обратная сторона холста. Левая стенка слишком высветлена, то ли для того, чтобы были видны Толстой и Мусоргский на портретах, то ли для того, чтобы окончательно не заваливать картину влево».
Какие же новые вопросы, ответы и предположения возникли за эти три прошедших года?

На днях моя виртуальная собеседница Вера прислала мне ссылку на блог «Живописная шкатулка», который расположен на сайте «Генеалогический форум ВГД». Автор блога Tasha56 в прошлом году писала о картине того самого неизвестного автора и беседовала со своими читателями о том, какую картину обсуждают собравшиеся в мастерской Репина его коллеги – живописцы и «гуру» русских критиков и историков искусства второй половины XIX века Владимир Васильевич Стасов (2(14) января 1824 — 10(23) октября 1906). Правда, автор блога почему-то называет Стасова художником. Другими словами, Tasha56 задает вопрос: какая картина стоит на мольберте тыльной стороной к зрителю? Обратив внимание на эскизы в руках у сидящего перед полотном художника, лежащие на табурете и стоящие рядом с мольбертом, можно безошибочно определить, что это картина Репина «Не ждали», написанная в нескольких вариантах в течение 1884-1888 годов и находящаяся в Третьяковской галерее.

Фрагменты картин неизвестного нам автора и Репина.

О картине в Сети написано очень много и подробно. Напомню лишь, что художнику для картины позировали его родственники. Жена вернувшегося каторжника у пианино и его дочь за столом – это жена и дочь Репина, мать пришедшего – тёща художника, даже горничная – настоящая прислуга в доме тестя Швецова. Впрочем, эта загадка с ответом не приближает нас к имени автора интересующей нас картины.
Но Tasha56 выдвигает свою версию авторства. Эту версию я попытаюсь озвучить, а вы можете не согласиться с ней или поддержать. Увы, других вариантов за три года пока не появилось…
Итак, Tasha56 нашла в Сети почтовую открытку с картиной художника Юрия Петровича Цыганова «В.В.Стасов среди русских художников».

Юрий Цыганов В.В.Стасов среди русских художников. 1950-е г.

«Мне показалось, что эти картины написаны одной рукой. – пишет она. — Обратите внимание на то, что автор не равнодушен к творчеству художника Стасова В.В.».
Вслед за Tasha56 я попытался найти биографию художника Цыганова. Самую полную информацию я нашел на сайте сына художника — Юрия (Гарри) Цыганова, тоже ставшего художником и опубликовавшего статью «Мой отец». Вот что удалось в ней вычитать.

Юрий Петрович Цыганов

14 апреля 1923, Саратов – 6 декабря 1994, Москва

Юрий Петрович Цыганов Автопортрет.

Российский живописец-монументалист, член Союза художников СССР.
До войны жил с матерью в Сталинграде. После окончания десятилетки ушел на фронт, окончив ускоренные офицерские курсы зенитчиков. Войну начал лейтенантом, командиром батареи, воевал на Ленинградском фронте, участвовал в снятии блокады Ленинграда, сбил 8 немецких самолётов, участвовал в освобождении Риги. В Риге 21-летний Цыганов вместе со своим старшиной был арестован и осужден на 10 лет за то, что его солдаты обнаружили цистерну спирта, растащили по всем подразделениям дивизии, а спирт был отравлен, и в дивизии началась массовая гибель личного состава. Цыганов отсидел в Рижской тюрьме 9 месяцев, после чего его полностью оправдали, вернув звания и награды. Вернувшись, Цыганов поселился близ Москвы, в поселке Сетунь. Здесь женился, воспитал двух детей — дочь Татьяну и сына Юрия.
Без труда поступил в полиграфический институт, позже по совету друга перевелся на монументальное отделение Московского института прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ) в мастерскую Александра Александровича Дейнеки (8(20) мая 1899 – 12 июня 1969) и Пётра Митрофановича Шухмина (13(25) января 1894 – 2 мая 1955). На 4 курсе Цыганов написал картину «Стасов, среди русских художников», картина получила признание и участвовала на Первой Всесоюзной выставке в Третьяковской галерее рядом с работами его педагогов-профессоров. Картину даже выдвигали на соискание Сталинской премии, но узнав, что её написал студент – с премией решили повременить. Впоследствии картину приобрёл Музей реконструкции Москвы, а репродукции были напечатаны во многих журналах.
Защитив диплом с отличием – роспись драматического театра в Калинине (ныне – Тверь), Цыганов продолжил заниматься станковой живописью. В течение 15 лет он работал в Живописном комбинате, позже перешел в Монументальный комбинат (КДОИ), затем стал главным художником Фонда.
Умер художник в декабре 1994 года от рака лёгких. Свой последний натюрморт он написал за 3 дня до смерти.

История с курсовой работой «Стасов, среди русских художников», наличие Стасова на этой картине, использование репинской работы «Не ждали», как реплика человека, прошедшего через тюрьму, манера еще не сформировавшегося мастера, о чем пишут мои читатели, натолкнули Tasha56 на мысль, что автор и интересующей нас картины – тоже Юрий Петрович Цыганов.

Я просмотрел галерею картин Цыганова-старшего, там практически одни пейзажи, выполненные в импрессионистской манере широкими мазками. Жанровых картин как таковых нет.
Но, все равно, думаю, как версию, авторство Цыганова рассмотреть можно. Обратите внимание, на картине Цыганова также в роли обсуждаемого Стасовым художника выступает Репин (его знакомая прическа видна из-за массивного полотна на мольберте).
Либо можно предположить, что тема «Стасов, среди русских художников» — была темой курсовой работы, и эту картину написал кто-то из однокурсников Цыганова. А учились с ним, по воспоминаниям сына, народный художник СССР (1991), внук В. М. Васнецова – Андрей Владимирович Васнецов (род. 1924), Борис Петрович Милюков (1917-1998), заслуженный художник РСФСР Дмитрий Маврикиевич Мерперт (род. 1924) и др. Может кто-то знаком с творчеством названных художников подробно и сможет что-то подсказать?
Повторюсь, я не утверждаю, а предполагаю, к тому же мне интересно узнать ваше мнение.

Источник биографии художника Цыганова

parashutov.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о