Что такое светофильтр для фотоаппарата – Все о светофильтрах для вашего объектива
что это такое и как его выбрать?
Светофильтр это «стеклышко», которое накручивается или как-то прикрепляется на переднею линзу вашего объектива, его используют для того, чтоб получить какие-либо эффекты при фотосъемке или же, наоборот, чтобы отсечь нежелательные эффекты. Светофильтры бывают круглые и прямоугольные.
Прямоугольные крепятся с помощью специальной системы в виде пластмассовой основы, которая накручивается, на объектив, на нее можно установить одновременно до 3 светофильтров . Один из самых известных представителей таких фильтров — Cokin.
Круглые светофильтры распространены намного больше — стеклышки в круглой металлической оправе, с резьбой . Диаметр резьбы бывают разные, в зависимости от диаметра объектива.
Не путайте светофильтр с макролинзами или макрокольцами, (макрокольца ставятся между объективом и самим фотоаппаратом). Они нужны для того, чтоб уменьшить дистанцию фокусировки.
Защитный светофильтр
Любой светофильтр полезен тем, что оберегает ваш объектив – он защищает линзу от пыли, грязи, брызг и других воздействий. Светофильтр это хорошая защита отпечатков пальцев – чистить светофильтр можно обычной тряпочкой (хотя я рекомендую чистящий карандаш lenspen либо влажные салфетки без спирта для очков, которые продаются в любом магазине «Оптика»). С одетым светофильтром уже не так страшно носить объектив без защитной крышки, что даст вам оперативней реагировать при неожиданном кадре. Есть отдельный класс фильтров, у которые предназначены только для защиты объектива.
Некоторые начинающие фотографы думают, что дополнительное стеклышко неизбежно отобразиться на качестве ваших снимков. Это, обычно, вызвано, тем что используют дешевые и некачественные светофильтры. Хороший защитный фильтр не будет источником искажений и не меняет светосилу. На светофильтре лучше не экономить, особенно если вы используете дорогой объектив. Стоимость хорошего светофильтра очень мала по сравнению со стоимостью объектива.
UV- и скайлайт-фильтры
Для фотосъёмки пейзажей в жарких странах, либо в горах, на море советуют иметь при себе UV-фильтр (ультрафиолетовый). Он отсекает ультрафиолетовую часть спектра, которая невидна человеческому глазу, и убирает излишек холодных тонов. UV-фильтры не несут искажений и не влияют на светосилу (экспозицию).
Скайлайт-фильтр – используется для корректировки цвета неба.
Поляризационный светофильтр
Поляризационный светофильтр часто используют при фотографировании пейзажей. Если вы фотографировали воду, то скорее-всего видели, что на фотографии вода покрыта бликами. Свет, падающие на объект фотосъемки, не поляризованный, а вот отраженный свет уже поляризован. Поляризационный светофильтр состоит из 2 стеклышек, одно можно вращать относительно другого. Вращая одно из стекол, можно отсекать свет с определенной поляризацией.
Поляризационный светофильтр пригодиться при фотографировании отражающих поверхностей, за исключением метала (стекло, вода и т.д.). Этот светофильтр еще пригодиться и фотосъемке пейзажей – он позволит затемнить ярко-голубое небо, не влияя на остальные детали снимка.
Этот тип фильтра неудобен в использовании если передняя линза вашего объектива вращается при фокусировке — ведь с ней будет вращаться и сам светофильтр. К счастью, таких объективов немного.
ND-светофильтры (нейтрально-серые фильтры)
Эти фильтры нужны для уменьшения количества, проходящего через объектив, света. Они полезны если:
- При фотографировании на длинной выдержке снимки выходят «засвеченные» из-за яркого освещения.
- Если нужна длинная выдержка, но нет возможности прикрыть диафрагму.
Такие светофильтры различаются по плотности – количеству света, которое они могут удерживать. Маркировка 2Х означает, что будет пропускаться 50% света, а 4Х – 25% света.
Также есть отдельный класс светофильтров, у которых плотность не постоянная – градиентный фильтр. В таких фильтрах затемнена лишь некоторая часть фильтра, это позволяет корректировать освещенность не всего снимка, а его части. Например, можно затемнить слишком яркое небо.
Цветные и другие фильтры
Первыми как-раз появились цветные светофильтры – еще когда фотография была черно-белая. Они применялись для смены тональности снимков.
Их принцип работы очень прост: объект, который имеет цвет, близкий к цвету светофильтра, на фотографии будет высветлен, а объект, окрашенный в дополнительный цвет к цвету светофильтра, будет, наоборот, затемнен. Например: голубое небо, сфотографированное с помощью желтого светофильтра, будет темнее, чем без этого фильтра.
Исключение — зеленый цвет (трава, листва), который отражает лучи в инфракрасном диапазоне. Из-за этого листва, сфотографированная с помощью красного светофильтра, будет наоборот светлеть, а темнеть.
Сейчас цветные светофильтры используются довольно редко, из-за того, что с помощью компьютера можно легко добиться практически таких-же результатов.
Существует множество различных светофильтров, помимо тех, о которых мы уже рассказали. Они используются для получения определенного эффекта — например светового ореола, тумана, бликов в виде различных фигур.
Итог: начинающему фотографу при покупке зеркального фотоаппарата необходимо купить защитный или ультрафиолетовый фильтр. Если же у вас несколько объективов, то для каждого объектива понадобиться свой фильтр (не нужно будет его постоянно скручивать, да и не у всех объективов одинаковый диаметр резьбы). Если вы любите фотографировать пейзажи — можно приобрести поляризационный фильтр для того объектива, которым вы будете эти пейзажи фотографировать. Также вам может пригодиться и градиентный фильтр.
Не рекомендуют одевать на объектив больше чем два фильтра одновременно. Стоит помнить, что любое дополнительное стекло, добавленное к объективу, уменьшает количество проходящего света.
Перепечатано: Источник
elims.org.ua
Что скрывает фотоаппарат? | Обзоры
Вы ни когда не задумывались что от вас скрывает фотоаппарат? Тайны, интриги, расследования?
Как-то на форуме была дисскусия, о строении фотоаппаратов, и один очень упёртый юзверь никак не мог понять что не все так просто в строении столь технически сложного устройства. Тот спор сподвиг меня написать данную небольшую статью.
В интернете полно статей о строение современных матриц фотоаппаратов, размеры пикселей, байеровский фильтр, его фуджиковская замена на другую решетку (X-Trans CMOS) (которая волшебным образом должна привезти к лучшей детализации — привет маркетологам) и многое другое, но очень редко упоминается о том, что стоит непосредственно перед матрицей. Для желающих восполнить этот пробел в своих знаниях я сделал страшное — докопался до самой матрицы, ну а по дороге посмотрел что же там стоит перед ней.
Итак, для начала немного о самих цифровых матрицах.
На сегодняшний день самыми распространенными являются матрицы произведенные по технологии CMOS в той, или иной вариации. Каждый пиксель накрыт светофильтром определенного цвета. Есть несколько основных схем светофильтров. Использовать светофильтры необходимо потому, что фотодиоды не могут распознать цветовые характеристики света. По сути, все что выдает каждый отдельный светодиод — это определенный уровень сигнала, никак не связанный с цветовыми составляющими. Соответственно, если не использовать светофильтры, то на выходе будет информация только о уровне яркости, без цветовой составляющей. Кстати, именно так поступила компания Leica в своей черно-белой камере Leica M Monochrom (Type 246) — камера снимает исключительно черно-белые снимки.
И если вы вдруг скажете: «Постойте, но тот же Фотошоп уже очень давно умеет восстанавливать цвет из черно-белых снимков!» — уметь-то умеет, вот только это восстановление можно назвать только приближенным, ни о каком правильном цветовоспроизведении речи и быть не может.
А вот чтобы получить цветное изображение надо как-то выкручиваться. Все мы знаем, что для получения любого цвета необходимо три исходных — красный, зеленый, голубой. Соответственно, если заставить отдельные пиксели получать информацию только об одном каком-то цвете, то потом, после объединения можно восстановить исходный цвет.
Фильтр Байера (шаблон Байера) — это двумерный массив цветных фильтров, которыми накрыты фотодиоды фотоматриц. Используется для получения цветного изображения в матрицах цифровых фотоаппаратов, видеокамер и сканеров. Фильтр Байера состоит из 25 % красных элементов, 25 % синих и 50 % зелёных элементов, расположенных как показано на рисунке.
Соответственно каждый пиксель получает только часть информации соответствующей его цвету. Затем, в процессе обработки сигнала, происходит процесс дебайеризации — восстановление исходного цвета по информации с группы 4 пикселей — RGGB.
Кстати, у цветовых фильтров есть еще один важный параметр — плотность. Чем выше плотность цветового фильтра, тем более сочный и насыщенный цвет получится в итоге, но при этом страдает чувствительность. Отдельные производители, в погоне за высокими значениями ИСО, делали эти самые фильтры меньшей плотности, в результате получали бОльшую чувствительность, но при этом более бледные цвета. Официального подтверждения подобной ситуации вы не найдете, возможно это всего лишь мнение отдельных людей и не соответствует действительности, но… «Совпадение? Не думаю…»
Существуют и другие вариации схемы цветовых фильтров. Когда-то очень ждали развития схемы RGBW — красный, зеленый, голубой, белый. Три основных цветовых фильтра давали показания итогового цвета, а фильтр «белый» давал дополнительную общую информацию об уровне. В теории подобная схема должна была дать выигрыш в 1,5-2 ступени по светочувствительности и больший динамический диапазон. Но не вышел каменный цветок… За исключением нескольких моделей ничего дельного не получилось.
Отдельно можно отметить технологию предложенную компанией Sigma — Foveon X3.
Foveon X3 — серия фотоматриц, в которой цветоделение на аддитивные цвета RGB проводится послойно, по толщине полупроводникового материала, с использованием физических свойств кремния.
Технология позволяет получить бОльшую детализацию в сравнении с классическими типами матриц, но на первых этапах были большие проблемы с цветопередачей. Подобные матрицы используются в камерах компании Sigma. И, как правило, это очень дорогие камеры
Есть еще и более экзотические варианты, например, в видеокамерах могут применяться 3CCD матрицы — разделение светового потока на 3 пучка, каждый под свой цвет, соответственно ставится 3 матрицы, каждая для своего цвета. Технология не прижилась в фотоаппаратах, можно встретить только в видеокамерах.
А теперь перейдем непосредственно к разбору нашего подопытного.
В качестве донора выступает Olympus E-P2. Весь процесс разбора описывать не буду, перейдем сразу у блоку с матрицей.
Вот так выглядит сам блок с матрицей.
Внимательный зритель должен воскликнуть: «Что это за фигня? Черное стекло? У меня в фотоаппарате все совсем не так!». И будет прав.
На фотографии выше была произведена небольшая модификация, замена блока фильтров на специальный ИК-фильтр.
Ни для кого не секрет, что помимо видимого человеческим глазом диапазона света есть еще инфракрасный диапазон и ультрафиолетовый. Глаз человека их не видит, а вот фотодиоды матрицы способны их принимать. Что может внести искажения в уровни сигнала, а соответственно и в правильность цветопередачи. Те, кто в школе физику учил знают, что отсечь УФ диапазон очень просто — любое стекло отсекает большую часть УФ диапазона, остатками можно пренебречь. С ИК диапазоном сложнее, на помощь приходят специальные ИК-фильтры. Где он находится в фотоаппарате будет показано далее.
Так вот, в данном примере, в блоке с матрицой сделана замена. Берем ИК отсекающий фильтр и заменяем его на ИК оставляющий — то есть отсекается видимый диапазон света, а остается только ИК. ИК фотография это отдельная и очень большая тема в фотографии, картинки получаются просто сказочные)
Что-что? Почему нельзя просто накрутить ИК фильтр на объектив и получить ИК фотографию? Можно, конечно, но вот только у вас на порядок увеличивается выдержка, и далеко не весь ИК диапазон задействуется.
Ладно, вернем все на место.
Вот так выглядит блок с матрицей.
Снимаем защитное стекло.
Что, а вы боялись повредить матрицу при чистке или смене объектива? Скажу по секрету: «До матрицы еще далеко».
Идем дальше. Перед матрицей стоит еще вот такой бутерброд.
А вот сверху тот кусок ИК фильтра что стоял в начале.
Кстати, на этой фотографии хорошо виден ИК отсекающий фильтр (прозрачный) и ИК оставляющий — черный, непрозрачный в видимом диапазоне. А вот если бы я взял фотоаппарат переделанный под ИК съемку, то ситуация была ровно наоборот — прозрачным был бы ИК оставляющий фильтр, а черным и непрозрачным ИК отсекающий.
Ну а вот и сама матрица.
Тут тоже есть небольшой защитный слой.
Ну и вот что у нас в итоге получилось.
А теперь пара слов о том, что же таит в себе тот самый «бутерброд» перед матрицей.
Точных данных по фотоаппаратам Олимпус я не нашел, но следуя логике картина у всех должна быть примерно одинаковая. Есть очень хорошая иллюстрация на примере Nikon D800.
Возможно не в таком порядке, но и у Olympus суть примерно такая же. ИК-фильтр, полярик и два низкочастотных фильтра (в вертикальной и горизонтальной плоскости).
Низкочастотные фильтры (АА-фильтр) исторически нужны были для того, чтобы избежать такого явления как муар и отдельные ошибки цветовоспроизведения. Причем «толщина» АА-фильтров могла сильно варьироваться у разных камер. Соответственно и «мыльность» картинки была разная, попиксельной резкости было не добиться ни при каких условиях.
Но развитие современных технологий в общем, и более производительные процессоры применяемые в камерах в частности, позволили бороться с муаром на программном уровне. Нужно было только убрать АА-фильтры перед матрицей. Но нельзя так просто взять и убрать АА-фильтр. Соответственно что нужно сделать? Правильно, берется один АА-фильтр разделяющий в горизонтальной(ну или вертикальной) плоскости, а вместо второго АА-фильтра ставится реверсивный первому.
Именно по такой схеме пошли инженеры в компании Nikon, и что-то мне подсказывает, что именно так поступают и все остальные производители.
Хотя, возможно я не прав, и инженеры в Olympus смогли совсем убрать АА-фильтр. Последних моделей фотоаппаратов, в которых нет АА-фильтра (А это модели Е-М1, Е-М5 II, E-M10II, Pen-F и по некоторым данным E-PL7) у меня либо нет, либо рука не поднимется их разобрать (хотя если кто-то из читателей согласен оказать спонсорскую помощь на сумму равную стоимости какого-либо из данных фотоаппаратов, то я с радостью приму предложения и разберу фотоаппарат, докопаюсь до самой сути).
В разное время компании Никон и Кенон выпускали спецверсии своих фотоаппаратов без АА-фильтра. Также, есть подобное и у Пентакс. Есть примеры и у представителей среднего формата, и, конечно же, у Leica. А вот среди известных мне более-менее распространенных и серийных камер об отсутствии АА-фильтра заявляли в компании FujiFilm (модели с матрицами X-Trans CMOS), и Olympus с моделями последних пары лет (Е-М1, Е-М5 II, E-M10II, Pen-F и по некоторым данным E-PL7).
PS Статья отражает личное мнение автора и по отдельным вопросам не претендует на истину в последней инстанции.
club.dns-shop.ru
Как выбрать светофильтр для фотоаппарата?
В современном мире с появлением цифровой съемки и таких программ как photoshop, многие светофильтры потеряли свою актуальность и канули в лету. А многие фотолюбители считают что они и вовсе стали не нужны, разве что профессионалам. Но это всё же не так. Некоторые из них полезны и по сей день.
светофильтр для фотоаппарата
Давайте попробуем разобраться:
Фильтр элементарно является защитным экраном для объектива. Никто не будет спорить, что дешевле будет купить новый фильтр, чем менять объектив. Это первое.
Второе. При обширной съемке, например, какого-нибудь мероприятия, редактировать потом все фотографии в photoshop будет очень нудно и долго. А с применением нужного фильтра, вы сэкономите массу времени.
Ну и наконец, главная функция фильтров – собственно получение необходимого эффекта от съемки.
Рассмотрим наиболее популярные фильтры:
Ультрафиолетовый светофильтр. Это один из самых распространенных и часто применяемых фильтров. Его основная функция — не пропускать невидимое глазом ультрафиолетовое излучение. Такой фильтр хорошо использовать при ярком свете, съемке морского берега или высокогорья.
слева без фильтра/справа с фильтром
Поляризационный светофильтр. Еще один очень популярный фильтр. Он помогает избавиться от бликов при съемке отражающих поверхностей – воды, стекла и т.п. Он придает насыщенности фотографии и улучшает контраст. Этот фильтр состоит из двух линз, одна из которых вращается. Это и позволяет настраивать контраст и насыщенность.
слева без фильтра/справа с фильтром
Нейтрально-серые светофильтры. Такие фильтры ослабляют мощность светового потока. С их помощью можно больше открыть диафрагму объектива и увеличить выдержку. Такие фильтры дают очень интересный эффект при съемке водопадов или фонтанов.
слева без фильтра/справа с фильтром
[poll id=”5″]
photo-review.ru
Урок фотографии — бесплатные уроки фотографии, уроки профессиональной фотографии – ФотоКто
Сегодня многие говорят о том, что светофильтры — это вчерашний день фотографии и они канут в лету точно так же, как и пленочные фотоаппараты. Такое мнение имеет право на существование. Особенно с учетом того, что любой эффект можно реализовать с помощью компьютерной обработки фотографии.
Тем не менее, полного отказа от светофильтров вряд ли стоит ожидать. Во многих случаях они являются самым надежным и удобным инструментом для работы. При этом трансформировались их функции: с их помощью готовят рабочие материалы, которые становятся основой будущих фотошедевров.
Поскольку перспектива у светофильтров есть, сегодняшнюю статью посвятим рассказу о них, их разновидностях и свойствах.
Перед тем, как начать детальное знакомство с современными светофильтрами, нужно «рассортировать» имеющийся «арсенал»: устаревшие модели должны «уйти со сцены».
Считаем, что вы должны знать их «в лицо». В противном случае в магазине продавец расхвалит вам «новинки» и продаст такие вещи, которые в последнее десятилетие ему никак не удавалось реализовать. Ему нужно продать товар и он «толкнет» его тому, кто в особенностях светофильтров совершенно не смыслит.
Цветные светофильтры и фильтры, меняющие цветовую температуру
Урок фотографии
Вы скажете, что во время обработки фотоснимка воде и небу можно придать нужную тональность. Можно, но такая возможность есть не всегда. При этом использование полярика позволяет получить лучшую картинку. Дело в том, что красивым кадр получился изначально. Красивую основу доработать легче и проще, чем бликующий кадр.
Незаменимы поляризационные светофильтры и в создании репортажных фотографий. Если, к примеру, на мероприятии вы сделаете 500-600 фотоснимков. На их обработку вам понадобится довольно много времени. Если выполнять снимки с поляриком, то для получения пакета отличных фотографий вам придется затратить минимум времени — хорошими они получались уже во время съемки.
бесплатные уроки фотографии
Нейтрально-серые — особый вид светофильтров, так как создаваемый ими эффект выполнить во время обработки довольно сложно, а, порой, и вовсе невозможно. Если все-таки попытаться реализовать, то на создание такого эффекта придется потратить довольно много времени.
Объяснить действие нейтрально-серых фильтров можно на примере падающей с водопада воды.
бесплатные уроки фотографии
Чтобы кадр получился красивым, нужно использовать ND фильтры. Вы скажете, что красивый кадр получится и в том случае, если правильно выставить настройки экспозиции. Вы правы: кадр получится красивым, но живым он не будет. Вода в нем будет застывшей. В ней не будет той живости и пластики, которую мы видим наяву. Чтобы эта плавность проявилась на фотоснимках, надо использовать длинную выдержку (1/2 секунды или даже дольше). Плавность проявится, но такая выдержка повлечет за собой другую проблему — снимок получится пересвеченным. Чтобы исправить ситуацию, следует воспользоваться ND фильтром. Он уберет свет, который попадает на матрицу фотоаппарата.
бесплатные уроки фотографии
Фильтры ND маркируют так: x2, x4, x8 и даже x400. Цифры обозначают светопропускную способность светофильтра. Если, к примеру, взять один из фильтров и надеть его на объектив, то количество света, попавшего в объектив фотокамеры, значительно уменьшится. Это позволит делать хорошие снимки при оптимальном времени выдержки.
Градиентные фильтры
уроки профессиональной фотографии
Градиентные фильтры представляют собой обычные стекла, поверхность которых разграничена. Одна часть является прозрачной, вторая — окрашенной.
Представленные на рынке градиентные фильтры делятся на два типа: цветные и нейтрально-серые. Первый тип используют только для съемок, которые проводятся на пленочную фотокамеру. Для цифровых версий этот эффект не актуален, так как с помощью Photoshop его можно сделать в пару кликов мыши. Это говорит о том, что его использование не должно интересовать современного фотографа.
Нейтрально-серому фильтру стоит уделить повышенное внимание.
Действие градиентного нейтрально-серого фильтра, в принципе, аналогично функциям обычного ND. И тот, и другой не пропускают лишний свет. Но нужно помнить, что в градиентных фильтрах ND-покрытие нанесено только на половину площади стекла.
fotokto.ru