Дневной свет при фотосъемке – 10 ключевых принципов работы с естественным освещением при фотосъемке | Фотошкола Genesis

Содержание

10 ключевых принципов работы с естественным освещением при фотосъемке | Фотошкола Genesis

Естественное освещение – один из важнейших и при этом бесплатных инструментов для любой фотосъемки. Когда фотографу неизвестны принципы работы с ним, не поможет даже покупка дорогих вспышек. И если вы все еще считаете, что сможете обойтись зеркальной камерой и хорошим объективом, чтобы добиться качественных фотографий – не читайте дальше. Эта статья для тех, кто уже осознал, что без понимания света невозможно быть хорошим фотографом.

А теперь о принципах.

1. Следите за тем, как меняется естественный свет

Естественный свет постоянно меняется в течение дня. Обратите внимание на фотографии выше. Фотография слева снята в сумерках, кадр посередине – на восходе, а справа – в полдень. Если вам непонятны эти изменения, более подробно о характеристиках света вы можете прочитать в другой статье о солнечном свете. Фотографу понимание этих свойств дает возможность угадать, в какое время дня та или иная сцена будет выглядеть более привлекательно и вернуться туда в то время, когда освещение при фотосъемке будет его устраивать.

2. «Плохого» или «хорошего» света не бывает

Многие фотографы считают свет «хорошим» только в режимное время (до заката или после восхода) и предпочитают снимать только с использованием такого света. Дневной свет солнца в полдень они считают жестким и неподходящим для съемки. На самом деле, такой подход очень ограничивает творческие возможности.

Благодаря золотому оттенку и мягким переходам режимное время очень ценят в пейзаже или в сюжетах, когда нужно передать красоту места съемки или человека. Но не все сюжеты несут такой смысл. Фотография ниже – яркий тому пример.

Фотограф хотел передать тяжесть ручного труда под палящим солнцем. Если бы этот сюжет был снят в режимное время, он бы выглядел неправдиво и романтично.

3. Наблюдайте за светом

  • Наблюдайте за светом каждый день, вне зависимости от того, под рукой ли фотоаппарат.
  • Наблюдайте за тем, как освещение взаимодействует с окружающими вас предметами: частицами пыли, водой и т.д.
  • Обратите внимание, как меняется светотень, когда вы перемещаетесь из одного места в другое.
  • Следите за тем, как используют освещение в своих работах знаменитые фотографы или просто авторы, которые вам нравятся.

Чем больше вы наблюдаете, тем легче вам будет узнать тот или иной вид освещения в процессе фотосъемки и использовать его. Фотография выше получилась только потому, что фотограф знал о свойствах света в таких условиях. Он знал, что под этим углом узконаправленный свет в сочетании с дымом дает живописные лучи. Узконаправленный свет падал через дверной проем, и фотограф акцентировал его еще сильнее, попросив приятеля прикрыть дверь, чтобы луч стал еще более узким.

4. Экспериментируйте. Если вас заинтересовала сцена или освещение, сфотографируйте ее, пусть даже для того, чтобы увидеть, какой она будет на фотографии

Вне зависимости от того, как часто вы наблюдаете за светом и как много вы о нем узнаете из полезных статей, чтобы понять, как он работает, нужно фотографировать. Не ожидайте шедевров от своих экспериментов – вам нужно просто понять, как ведет себя свет на практике. Так получилась фотография ниже: автор увидел контровой свет и одновременно заметил, что свет также падает у него из-за спины, освещая лица людей. Он сделал несколько кадров с разной экспозицией и получил хороший результат:

5. Выбирайте экспозицию с учетом последующей обработки на компьютере

Какой бы дорогой не была камера, далеко не все сцены умещаются в ее динамический диапазон. Фотографу все время приходится чем-то жертвовать – либо светами, либо тенями. Чаще всего такие жертвы при съемке можно легко компенсировать при последующей обработке, поэтому при съемке думайте о том, что вы сможете скорректировать в Photoshop или Lightroom, а что – нет.

Например, оригинал фотографии выше явно недоэкспонирован – лица и фигуры людей очень темные. Однако если бы фотограф выставил экспозицию по людям, то небо оказалось бы пересвеченным, чего в графическом редакторе не восстановить. Напротив, недоэкспонированный кадр удалось легко оживить с помощью обычной команды «Света/Тени» в Lightroom, высветлив темные области.

6. Дождитесь нужного освещения

Самый простой и самый затратный по времени способ контролировать естественный свет – дождаться нужного освещения. Ждать можно несколько минут (например, чтобы солнце вышло из-за облаков), несколько часов (например, рассвета или заката) и даже несколько недель (например, чтобы сменились погодные условия).

Фотография выше получилась только потому, что фотограф наблюдал за природным явлением в этом регионе и на съемку приехал уже подготовленным. В это время года утро часто бывало туманным до восхода, но как только солнце всходило, туман рассеивался, поэтому самый выразительный кадр мог получиться только в первую минуту восхода. Именно этого момента и дождался фотограф.

7. Используйте рассеянный свет

Самостоятельно рассеять естественное освещение невозможно, поскольку его источник – это солнце. Именно поэтому самый простой способ добиться рассеянного света – контролировать положение камеры и объектов съемки относительно солнца. Например, можно попросить модель зайти в тень (или переставить объект съемки в тень) – в тени свет хорошо рассеивается. Фотография выше снята в яркий солнечный день. Прямой свет солнца был очень жестким и не подходил для сюжета, поэтому фотограф попросил моделей зайти в тень дома.

Свет можно рассеивать с помощью отражателей и рассеивателей. Эффект будет таким же, и, к тому же, отражатель может быть всегда под рукой. Чтобы рассеять солнечный свет в комнате, можно просто задернуть занавески.

Конечно, невозможно рассеять свет для больших объектов, таких как высокие здания и горы. В этом случае остается только ждать природного рассеивания – например, облаков или заката.

8. Учитывайте направление света

Похожим образом можно контролировать направление естественного освещения при фотосъемке – перемещаться относительно источника света (солнца или, например, окна в комнате) и располагать моделей так, чтобы свет ложился ровно.

Вот яркий пример такого контроля – чтобы создать силуэт, фотограф встал напротив источника света, так, чтобы модели находились между камерой и солнцем. Таким образом, он получил контровой свет.

Но приятнее всего то, что способов направить свет – огромное количество, и все они зависят от положения фотографа и, конечно же, положения модели. Фотография ниже – еще один хороший пример наблюдательности фотографа. Обратите внимание, какой яркий ореол создал свет вокруг пожилой женщины и коровы. Чтобы получить такое интересное свечение, фотограф снимал под особым углом – так, чтобы солнце освещало объекты сзади и немного сбоку. Именно в таком направлении ему удалось создать интересную подсветку.

Следующий кадр иллюстрирует контроль фотографа над направлением света в помещении. Самый простой способ создать такую схему – расположить объект съемки ближе к источнику света, в данном случае, дверному проему. Результат может быть очень выразительным, особенно если в комнате не очень светло. В таких условиях освещения наблюдается интересный переход тонов от светлых к темным, что придает фотографии дополнительный объем.

Конечно, в отличие от людей, горы и другие природные объекты двигаться не могут. Поэтому, как и с рассеиванием света, нужное направление придется ждать.

9. Старайтесь отразить свет

Свет отражается от различных поверхностей. Самый простой способ отразить его направленно – использовать отражатель (лайт-диск), как это сделано на фотографии выше. Рассеянный свет был слишком плоским и блеклым, и чтобы оживить изображение, фотограф задействовал лайт-диск.

Солнечные лучи отражаются от поверхности лайт-диска на объект съемки. Сильнее всего эффект отражателя заметен, если модель находится в тени, где свет рассеян. В данном случае фотографу помог друг, который встал на расстоянии 5 метров от модели и расположил лайт-диск так, чтобы на него попадали прямые солнечные лучи. Затем диск был развернут в сторону модели, и отраженные лучи солнца подсветили его лицо.

Отражатель может быть и природным. Почти все ровные поверхности в той или иной степени отражают свет. Особенно сильный эффект отражателя дают вода, снег и даже песок. В условиях города лайт-диском становятся стены домов и асфальт.

10. Ищите несколько источников света

Такие условия обычно возникают в закрытых пространствах. Источниками света служат дверные проемы или окна, если их несколько.

На фотографии выше мужчина освещен контровым светом (об этом говорит ореол), и одновременно хорошо видны черты его лица. Все потому, что один источник света (окно) находится сзади мужчины, а другой – спереди (дверной проем, к которому он идет – нет в кадре).

В похожих условиях снята и следующая фотография. Основной источник света здесь – окно в левой части кадра. Оно создает переход от светлых тонов к темным, отчего модели смотрятся объемно. Второй источник света – еще одно окно, которое находится прямо за спиной фотографа. Поскольку окно занавешено, свет рассеивается и играет роль заполняющего освещения (слегка подсвечивает тени).

Заключение

В завершение статьи хочется напомнить, что естественное освещение – это всего лишь инструмент. Не нужно делать из него самоцель и фотографировать только ради «красивого» света. Свет должен быть лишь основой для творческих сюжетов. И, конечно же, лучшее, что вы можете сделать для повышения своего профессионального уровня – как можно больше фотографировать. Все описанные выше приемы нужно обязательно применить на практике.

Автор статьи и фотографий: фотограф Митчелл Канашкевич (Mitchell Kanashkevich)
Перевод Екатерины Симаченко

с вашего сайта.

www.si-foto.com

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Дата публикации: 10.08.2015

В предыдущей части урока мы изучили режимное время — вечернее и утреннее освещение. Мы выяснили, что в большинстве случаев оно наиболее выгодно для съёмки. Однако что же делать фотографу в остальные часы? Скучать ему не придётся: хороший свет можно найти не только утром или вечером, но и днём.

В этой статье мы рассмотрим различные условия освещения, которые вы можете встретить в дневное время. Какие из них наиболее выгодны для съёмки? Давайте узнаем!

Охота за светом. Часть 2. Фотографируем днём

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Сразу определимся с понятиями. День у фотографа наступает приблизительно спустя два-три часа после рассвета — в этот момент Солнце уже достаточно высоко над горизонтом. Заканчивается день, соответственно, за 2–3 часа до заката.

Дневное освещение в ясную погоду

Ясной погодой мы называем такую, при которой солнечный диск не закрыт облаками.

Днём в солнечную погоду свет проходит через атмосферу Земли минимальное расстояние, а значит, хуже рассеивается, чем вечером или утром. Жёсткий, не рассеянный свет чреват присутствием в кадре очень тёмных теней и ярких бликов, которые будет трудно сочетать на одном фото. К тому же, если свет падает сверху, он не подчёркивает объём предметов на снимке.

Днём в солнечную погоду свет проходит через атмосферу Земли минимальное расстояние, а значит, хуже рассеивается, чем вечером или утром. Жёсткий, не рассеянный свет чреват присутствием в кадре очень тёмных теней и ярких бликов, которые будет трудно сочетать на одном фото. К тому же, если свет падает сверху, он не подчёркивает объём предметов на снимке.

Поскольку Солнце находится высоко над горизонтом, свет падает на предметы сверху. Такое освещение привычно человеческому глазу. Поэтому наше восприятие часто не замечает тёмных, контрастных теней, отбрасываемых предметами в ясный день. То же касается и ярких бликов, играющих на предметах. Зато на фото эти тени и блики будут достаточно заметны. Грубые тени пятнами могут лечь на лица людей. Такое освещение плохо подчёркивает объём и фактуру предметов. Поэтому дневной свет в ясную погоду — пожалуй, худшее освещение для фотосъёмки, в особенности для съёмки портретов.

Жёсткий, «плоский» свет, тёмные контрастные тени — со всем этим вам придётся иметь дело, фотографируя днём в солнечную погоду. Минус солнечной погоды при съёмке портрета — ваша модель будет щуриться от солнца. С этим фактом придётся постоянно считаться, выбирая ракурсы, комфортные для неё. Минус яркого солнечного освещения, касающийся техники — при нём изображение на дисплее камеры становится малоразличимым, блёклым. Особенно от этого будут страдать обладатели фотокамер без видоискателей (компактов, некоторых беззеркалок), где визировать изображение можно лишь по дисплею: им придётся снимать почти вслепую. В выгодном положении будут владельцы фотокамер с видоискателями, в которых в любую погоду видно яркое и чёткое изображение.

Плюс дневного освещения в ясную погоду — его интенсивность. При столь ярком свете вряд ли удастся получить на снимках «шевелёнку», да и ISO завышать не потребуется — фотографии днём получаются хорошего технического качества (резкие, без цифрового шума) даже у новичков. Тогда как для эффективной съёмки вечером или утром порой нужно разбираться в параметрах съёмки.

Как же фотографировать в солнечный день? Дадим несколько советов.

  • Фотографируйте отдалённые от вас объекты. На них меньше будут заметны жёсткие тени и яркие блики. При этом вряд ли удастся получить на снимке такой же объём, как в случае съёмки в режимное время.
Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor

Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor

  • Снимайте в тени. Если вы хотите сфотографировать портрет в солнечный полдень, но на лице модели постоянно появляются то некрасивые тени, то блики, уведите её с солнца. Попробуйте снимать в тени деревьев, домов. Кстати, в тени модели не придётся щуриться, что значительно облегчит съёмку.
Nikon D600 / Nikon 35mm f/2D AF Nikkor

Nikon D600 / Nikon 35mm f/2D AF Nikkor

  • Пусть тени и блики работают на вас! Придумайте интересный сюжет с использованием имеющихся жёстких теней и бликов. Фотографируйте тени от прохожих, понаблюдайте, как они пересекаются с тенями от других предметов. Ищите их интересные сочетания! То же самое и с бликами: порой они могут красиво лечь на тот или иной объект.
Nikon D600 / Nikon 35mm f/2D AF Nikkor
  • Используйте отражатели и рассеиватели для портретной съёмки. Если вас всё же угораздило проводить портретную съёмку днём в солнечную погоду (допустим, на свадьбе), используйте простые приспособления для улучшения характера освещения. Рассеиватель поможет смягчить тени и блики на лице модели, достаточно расположить его между моделью и солнцем. Но чаще используются отражатели, они нужны для подсветки теней на лице модели. Вспомните, как в детстве вы пускали солнечных зайчиков в лицо друзьям. Принцип работы отражателя тот же. С помощью этих приспособлений фотограф получит тот минимум возможностей управления освещением, с которым уже можно работать. Разумеется, и отражатели, и рассеиватели используются только при съёмке объектов на небольших дистанциях — людей, предметов. Чем более общий план вы берёте, тем крупнее отражатель или рассеиватель вам, скорее всего, потребуются. Для съёмки пейзажей ни тот, ни другой не помогут совсем, так как все объекты съёмки в пейзаже слишком велики и далеки, чтобы как-то скорректировать свет, падающий на них.
Nikon D600 / Nikon 35mm f/2D AF Nikkor

Пасмурная погода

При пасмурной погоде солнечный свет рассеивается за счёт сплошного слоя облаков на небе. Как ни странно, пасмурная погода значительно выгоднее ясной для съёмки в дневное время. Благодаря рассеянному свету на объектах съёмки не образуются контрастные тени и яркие блики: свет мягкий и приятный глазу.

Nikon D600 / Nikon 35mm f/2D AF Nikkor

Пусть свет и не очень выразителен, зато он комфортен. Такое освещение особенно хорошо подходит для съёмки портретов. Для большей выразительности портретных снимков, сделанных в пасмурную погоду, можно использовать светосильную оптику. Это позволит сильно размыть на снимках фон, тем самым немного скрыв недостатки освещения в пасмурную погоду (излишняя равномерность, малая контрастность).

Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Фотокамера Nikon D7200 со светосильным объективом Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor

Фотокамера Nikon D7200 со светосильным объективом Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor

Для пейзажной съёмки освещение в пасмурную погоду может показаться скучноватым. Впрочем, и в пасмурную погоду вполне можно найти сюжеты для пейзажной съёмки: они могут быть основаны, например, на поиске интересных форм и очертаний. Придумывайте пейзажи в духе Майкла Кенны, работайте с длинными выдержками!

Этот кадр мне позволил сделать влагозащищённый фотоаппарат Nikon D810: точка съёмки была настолько низкой, что ему пришлось немного искупаться в луже. Благодаря надёжной защите от влаги аппарат остался цел, и кадр вполне удался. 

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Этот кадр мне позволил сделать влагозащищённый фотоаппарат Nikon D810: точка съёмки была настолько низкой, что ему пришлось немного искупаться в луже. Благодаря надёжной защите от влаги аппарат остался цел, и кадр вполне удался.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Переменная облачность

Порой по небу плывут отдельные облака, то закрывая солнце, то позволяя ему выглядывать. Выжидайте моменты подходящего света! Когда они наступают, не медлите: свет в такую погоду может меняться быстро.

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G

Конечно, очевидный вариант — дожидаться моментов рассеянного света, когда солнце прикрыто облаками. Но тут всё зависит от вас: экспериментируйте и получайте оригинальные кадры!

Nikon D600 / Nikon 24mm f/1.4G ED AF-S Nikkor

Nikon D600 / Nikon 24mm f/1.4G ED AF-S Nikkor

Для пейзажной съёмки погода с переменной облачностью подходит хорошо. Тем не менее освещение всё ещё не такое интересное, как в режимное время.

Гроза, ливень

Одно из интереснейших состояний освещения — свет во время надвигающейся или уходящей грозы, сильных ливней, когда часть неба закрыта чёрными тучами, а другая открыта для солнечных лучей. Таким образом получается интересное боковое направление света. Такое освещение можно использовать и в портретной, и в пейзажной съемке. Оно, пожалуй, настолько же интересно, насколько и режимное время. Но случается, к сожалению, такой свет не по расписанию, а лишь по воле стихии.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Во время грозы или ливня на небе можно наблюдать радугу и молнии. Эти явления вполне могут украсить ваш снимок!

Очевидный минус таких условий съёмки — опасность промокнуть под дождём. Если вы собираетесь фотографировать перед ливнем или грозой, позаботьтесь о том, что вам есть где спрятать себя и свою фототехнику на время дождя. Также стоит помнить и об известных правилах техники безопасности, чтобы не пострадать от удара молнии.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Вместо заключения

  • Мы рассмотрели уже два ключевых периода освещения — режимное время и дневное освещение. Но важно понимать, что хорошие снимки зависят не только от выразительного света и интересных погодных условий. На фотографиях важен и сюжет, и их компоновка, и техническое качество снимка. При любом освещении можно снять шедевр, просто в некоторых условиях это сделать будет легче, а в других — труднее.

  • Чтобы лучше подготовиться к съёмке, следите за прогнозами погоды. Не за температурой, а за облачностью и осадками! К примеру, пасмурная погода в утренние или вечерние часы может свести на нет весь красивый режимный свет. А вот та же пасмурная погода может улучшить условия съёмки в дневное время.

prophotos.ru

Вспышка и естественное освещение

 Еще в колледже мне говорили, что существует два основных способа искусственного освещения объекта съемки: с помощью обычной вспышки и с помощью импульсного осветителя (строба). Играя со светом, вы можете сделать его частью сюжета фотографии. И напротив, используя  разную светотехнику, можете добиться абсолютной естественности света.  В обоих случаях довольно трудно достичь желаемого результата, но надеюсь, что после изучения этого урока у вас появится представление о том, как создавать естественный свет, используя вспышку.

За два последних десятилетия в области освещения произошел существенный прогресс. Техника стала менее габаритная и более мобильная. Первоклассные фотографы открывают новые горизонты, делая поистине впечатляющие снимки, они подходят творчески к созданию освещения.

Освещение на этой фотографии выглядит нереалистично. В сюжете этого изображения свет сам по себе является действующим лицом.

Естественное освещение неконтролируемо. Там, где нам нужно солнце, появляется тень и наоборот. В помещении, где нам необходимо окно для нормального освещения, есть только настольная лампа и так далее. Вы должны знать, как можно решить подобные проблемы и при этом сохранить естественность освещения.

В рамках этого урока под термином “естественный свет”  мы понимаем любой свет, который может существовать в пространстве. Бесспорно, солнечный свет является естественным, но я также расскажу, как достичь натуральности освещения, снимая в помещении. Поэтому свет от лампы, окна, люминесцентных ламп и других средств освещения мы будем также называть “естественным”.

Естественный источник света не всегда дает мягкий свет

Солнце – маленькая точка в небе. Лампочки по размеру не больше вашей руки. Естественные источники света не дают мягкого света – это факт. Однако просматривая в журналах обычные фотографии, снятые в стиле lifestyle, мы не видим резких, драматических теней. Существует три фактора, влияющие на мягкость света.  

Окружающее пространство

Мягкий свет исходит из окружающего пространства. В помещении свет отражается от стен и падает на объект съемки. Находясь в комнате с четырьмя белыми стенами, белым потолком, светлым полом, по сути, вы пребываете в пространстве, полностью заполненном светом.

На этой фотографии только один естественный источник света – окно. Но  свет мягкий, потому что девочка находится в комнате с белыми стенами, прекрасно отражающими свет.

Направленность

От природных источников свет распределяется во всех направлениях, а от стробов и вспышек свет исходит только в одном направлении. Большинство других искусственных источников распределяют свет не линейно, а более равномерно и по всему пространству. Используя такую светотехнику в помещении со светлыми светоотражающими стенами, вы можете добиться желаемой мягкости света.

Как правило, в большинстве помещений существует несколько источников света, вы можете пользоваться сразу несколькими из них. Например, светом от лампы и светом, пропускаемым через окно.  

Расстояние

Искусственные источники света располагаются ближе к объекту, чем естественные. Внутри помещения такие источники, как окна и потолочные лампы расположены настолько отдаленно от фотографируемого объекта, насколько это возможно. Вы наверняка знаете, что чем дальше источник света расположен, тем жестче становится свет, резче тени. Это правда, но большее расстояние дает свету возможность распространиться на большую площадь.

Расстояние также тесно связано с законом обратных квадратов. Чем дальше источник света находится от объекта, тем меньше света на него попадает. Если источник света, расположенный в пяти метрах от объекта, мы отодвинем на семь метров, то интенсивность освещения уменьшится в два раза. Но в то же время, если мы аналогично отдалим объект, находящийся на расстоянии пятнадцати метров от источника света, еще на два метра, т.е. на семнадцать метров, то разницы не будет почти никакой.

Иллюстрация закона обратных квадратов.  Обратите внимание, что на расстоянии от 1 метра до 2 интенсивность света уменьшается на 75%, а от 4 до 10 метров лишь на 5%.

Естественное освещение и экспозиция

Факторы, перечисленные выше, влияют не только на мягкость света, но и на экспозицию. Когда мы используем искусственные источники света, нами движет желание выделить объект на фоне других предметов, сделать его максимально освещенным, что невозможно при условии естественного освещения.

Обе фотографии хорошо освещены, но фото слева выглядит не совсем естественно из-за сильного контраста между темным фоном и объектом. На фотографии справа свет распределен по всему кадру, и это делает изображение более естественным.

Как достичь естественности освещения на улице

Теперь, когда мы имеем представление о свойствах и особенностях естественного света, можно поговорить и об искусственном освещении. Для съемки на улице часто предпочтение отдается осветительному оборудованию, создающему мягкий свет. Я использую 36-дюймовый зонт и вспышку.

Разбираем частный случай: Портретная съемка

Давайте взглянем на два изображения, представленные ниже. Мне нравятся оба варианта, но свет на второй фотографии выглядит более натурально.

Делая этот снимок, я использовал тот же тип освещения, что и для предыдущей фотографии. В результате мы получили хорошо освещенный объект, но свет получился довольно резкий и неестественный. Кроме того, сильно разнится освещенность объекта и фона.

Кто-то может сказать, что первое изображение смотрится куда лучше, но ведь спору нет, что второе выглядит естественнее, а в этом уроке наша главная цель – естественность.

Просто изменив выдержку, я смог поднять экспозицию для фона, сделав его светлее.

Угол падения естественного света

Возможно, когда-нибудь вы захотите найти угол падения света, но в большинстве случаев это невозможно. Если свет изначально падает на объект под определенным углом, то использование осветительного оборудования будет лишним. 

Чаще всего для съемки я выбираю пространства, находящиеся в тени, тогда угол падения солнечных лучей менее заметен.

Следующее фото – пример того, что не стоит делать, если вы хотите добиться естественности на фотографии. Это фото было сделано в условии солнечного освещения.  Я использовал осветительное оборудование, чтобы  слегка подсветить модель, но свечение пространства на фоне говорит о том, что изображение и так было освещено.  

Как достичь естественности света, снимая в помещении

Съемка в внутри помещения несколько сложнее из-за того, что свет, как правило, более тусклый. Решить эту проблему чаще всего можно с помощью вспышки почти любой мощности. Также, снимая в помещении, вы можете столкнуться с проблемой цветовой температуры. В условиях домашнего освещения баланс белого требует разных настроек, используя в качестве источника света вспышку, вы с такой проблемой не столкнетесь.

Чтобы создать в помещении естественное освещение, лучше всего использоваться подручные средства, как просто это бы не звучало. На мой взгляд, самое лучшее освещение — это свет, разливающийся из окна и отражающийся о стены комнаты.

Вот простой пример. Этот маленький по площади чердак было совсем несложно заполнить светом. На снимке так много мелких деталей, что я не хотел, чтобы свет отвлекал от содержания. Освещение здесь выглядит вполне естественным.

Снимаем портрет

Пара моих хороших приятелей попросила меня снять их портрет в качестве подарка для родителей. У них не было никаких идей для фотосессии, поэтому я решил сделать классические, естественные снимки.

Давайте рассмотрим основные действия, необходимые для создания такого снимка. Для съемки этого портрета я использовал внешнюю вспышку, которую расположил слева относительно пары и  направил ее прямо от окна, в результате свет распределился по всей комнате. Направив свет таким образом, мы создали угол, при котором свет распределяется очень естественно. Окно находилось на расстоянии 12 футов от фотографируемой пары, это позволило осветить объект равномерно.

Расстояние от левого окна до моей пары было довольно большим, и моя вспышка недостаточно хорошо осветила объект съемки с правой стороны, поэтому мне пришлось добавить еще одну вспышку, чтобы подсветить правую сторону, оставшуюся в тени. Вторую вспышку я направил в потолок, в результате я немного осветил теневые участки лиц и создал в комнате заполняющий свет.

У меня была небольшая возможность использовать естественный свет, и я сделал фотографию, которая представлена ниже, чтобы показать исходные условия освещения, выставив необходимую экспозицию.

В конечном итоге я закрыл жалюзи на окнах, но для меня было важно сохранить на полу игру бликов и теней.

Закончив с подготовкой, я включил вспышки и отрегулировал их мощность, чтобы заполнить светом оставшееся пространство.

В этом снимке все внимание сконцентрировано на влюбленных, нет ничего, что могло бы зрителя отвлечь от главных героев этой фотографии.

Подведем итоги

Чтобы создавать естественное освещение, важно запомнить всего несколько правил. Когда вы фотографируете на улице, смягчайте свет совсем немного. Также выбирайте для съемки места, где направление естественного света не особо заметно.

Действительно важно при съемке на улице правильно сбалансировать естественный свет и свет от вспышки. Мы склонны недоэкспонировать естественный свет, чтобы сфокусировать все внимание на объекте съемки, что и правда прекрасно работает в некоторых случаях. Однако, для того, чтобы освещение в кадре выглядело натуральным, необходимо достаточно освещать и фоновую часть кадра, концентрируя внимание на объекте съемке при помощи композиции.

Фотографируя в помещении, не забывайте наполнять комнату светом. Проще всего это сделать, используя вспышку. Свет должен распространяться по всем направлениям. Не забывайте о важной роли стен, они являются прекрасным светоотражателем.

Автор: Cameron Knight

photo-monster.ru

Советы по фотосъемке при естественном освещении

Зачастую естественный свет воспринимают как неразделимое понятие. Однако существуют его разновидности. А источники света разделяют по их направлению, а также их положению касательно фотографа и объекта. Еще источники света разделяют по их состоянию.

Рассеянный свет
Такой тип освещения мы можем увидеть во время сумерек, либо в облачную погоду. А в помещениях такой свет можно наблюдать из окон с несолнечной стороны или с помощью плотных занавесок.
С таким типом света работать легче всего, так как нет проблем с настройкой экспозиции, и ее замеры легко провести по любой точке, что освещается. Рассеянный свет равномерно освещает модель или объект, сводит к минимуму утрату деталей в тенях и дает мягкие тени.

Natural-Light-1

К недостаткам его можно отнести низкую контрастность, из-за чего объект на снимке может выглядеть плоско. Но все же исход работы зависит только от того, какое настроение вы хотите придать снимку, и от основной цели. Используйте такой тип освещения при съемке кадров с тщательно подобранными всеми деталями.

Делать фотографии на улице при таком освещении сложнее, так как его сложнее контролировать. Снимая у окна, можно работать как с мягким боковым светом, так и с фронтальным.
Фотографировать можно и на ISO 400, только выбрав правильное экспонирование. Еще при естественном освещении хорошо снимать в интерьере.

NaturalLight2

Жесткий солнечный свет

Жесткий солнечный свет возникает, когда солнце близко или уже находится в зените. В это время многие фотографы отказываются делать снимки. Однако, при всей сложности работы с жестким светом, так как он создает резкие тени, и теряются детали, а также совершенно не ясно как его мерить, хорошие фотографии создать все-таки можно.

У данного типа освещение есть тоже преимущества. Он помогает поделить кадр на слои и придать больший ему объем. И таким образом можно создать весьма увлекательные эффекты, к примеру, расположив объект или модель фотосъемки в одной плоскости вместе с фоном, изображение будет очень графичным. К тому же, при помощи такого освещения создаются контрастные фэшн-кадры.

narural-light-5

Как пример работы с таким светом можно назвать студийную «бабочку», что используют при фотосъемке «гламура». Над головой модели (за камерой) располагают источник света. То же самое происходит и когда солнце в зените. Снимая портреты, резкие тени хорошо будут подчеркивать линии подбородка и скулы модели.

При работе с жестким солнечным светом замеры делайте по свету, но только не в случаях использования его как контровую подсветку. Снимайте на коротких выдержках, а так же при низком ISO и без широкой диафрагмы.

natural-light-4

Для корректировки негативных сторон при жестком освещении попробуйте воспользоваться отражателем, чтобы подсветить тени. Более эффективно будет справляться с этим больший отражатель. Вытянуть тени на маленькой площади поможет отражатель 50-60 см в диаметре.

Фотографируя портреты, чтобы под глазами у модели не было теней, попросите ее немного поднять к источнику света голову. Этим правилом можно пользоваться как при жестком свете, так и при других видах освещения, например при рассеянном.

Мало кто из людей сможет посмотреть на солнце, чтобы не прищурится и не прослезиться. Попросите свою модель приподнять голову и закрыть глаза, а сами выберите подходящий ракурс, сфокусируйтесь и на счет «три» модель должна открыть глаза, а вы сфотографировать.

Natural-Light

Солнечный свет на рассвете или закате
Данный тип освещения любит большая часть фотографов. Такой свет наблюдается на улице в промежутке: за час до заката солнца и через час после его восхода. Поскольку солнце находится низко над горизонтом, то его цвета весьма теплые и золотистые, а в кадре все оттенки приобретают насыщенный и яркий вид. При таком освещении тени мягкие, более длинные и хорошо ложатся. Снимки получаются объемными, теплыми и насыщенными.

Только этот свет может подходить не для всех целей. А трудности в работе с ним могут возникать при замере экспозиции, так как возможно появление пересветов. Замерять экспозицию лучше будет по теням, а далее по светам, и выбрать среднее. От желаемого вами результата, то ли это глубокие тени, то ли подборка деталей, зависит зона для замера экспозиции. ISO при таком освещении, также стоит выбирать низким, только можно немного больше расширить диафрагму.

natural-light-3

Немного о контровом свете

Если источник света расположен либо напротив камеры, либо сзади объекта съемки, возникает контровое освещение. Получить такое освещение можно работая с источником направленного света. Это весьма любопытный тип освещения, он помогает создавать кадры «с настроением».

В работе с таким светом сложно будет подобрать экспопару, необходимо сразу определить то, какой эффект вы хотите видеть на фото.
Лучше и точнее передать настроение и сделать завораживающим снимок поможет вам естественный свет!

hostingkartinok.com

Съемка при ярком свете. Советы

Во время съемки при ярком дневном свете у вас возникали нежелательные, слишком контрастные тени? – Наверняка такое случалось. Сегодня мы расскажем вам о трех простых способах качественной фотосъемки при ярком полуденном солнце.

Фотографы, естественно, стремятся работать в солнечные дни. Кажется, что яркое солнце сделает ваши фотографии особенно веселыми, жизнерадостными и красочными. Но яркий солнечный свет может создавать резкие тени, которые скорее испортят кадр, нежели обогатят его. Такие тени чаще всего возникают при съемке в полдень в жаркий день.

 

112

Лучшим способом улучшить результат будет сделать фотографию во время, когда естественный свет является более привлекательным (раньше или позже, в тот же день). Однако, отправится на фотосъемку в удачное время не всегда получается.

Если единственным удобным временем для вас и вашей модели будет съемка в полдень при ярком солнце, то обязательно запомните советы, приведенные ниже. Они помогут вам сделать полуденную фотосессию максимально продуктивной.

Фотографируйте в тени

113

По возможности постарайтесь работать в тени, чтобы избежать прямых солнечных лучей. Убедитесь, что оба объекта – и модель и фон освещаются одинаково, это поможет вам избежать проблем с несбалансированной экспозицией. Глубокие тени могут вызвать появление синего оттенка, поэтому настройте баланс белого, чтобы компенсировать это.

{module Яндекс директ (7)}

Используйте рефлектор

114

Расположите объект съемки спиной к солнцу так, чтобы прямые лучи ни попадали на лицо. Это так же создаст привлекательный эффект освещения вокруг вашей модели. Рефлектор необходимо установить напротив объекта, что бы свет, отражаясь, освещал лицо.

Вспышка

115

Использование отражателя, может быть не всегда удобным без посторонней помощи, так что используйте вашу вспышку, чтобы осветить объект. Модель так же стоит спиной к солнцу, свет от вспышки равномерно освещает лицо. Для получения максимально удачного кадра, лучше установить экспозицию на несколько ступеней в минус. Проверьте полученный результат и убедитесь, что изображение не было слишком засвеченным или наоборот темным. В случае необходимости, настройте компенсацию экспозиции еще раз.

cameralabs.org

Съемка при естественном освещении. Видеоурок. Из серии «Как снимать смартфоном»

Съемка при естественном освещении. Видеоурок. Из серии «Как снимать смартфоном»

Лучшая камера – это та, что у вас с собой. Эта фраза стала вдохновляющей и одной из отправных точек мобильной фотографии. 
Современные смартфоны дошли до такого уровня, что на них начали снимать свадьбы, клипы и даже кино. А некоторые фотографии, сделанные на смартфон, умудряются продавать за баснословные деньги.

Мы решили подготовить 10 небольших уроков с рекомендациями, как лучше снимать фото и видео на смартфон и какие интересные решения можно использовать для получения удачного кадра.

Для съёмки уроков было решено использовать максимально продвинутый с точки зрения фото- и видеосъемки смартфон – в нашем случае – это OnePlus 3, с его помощью и попробуем рассказать о нюансах и творческих возможностях.

Конечно, большинство снимков на смартфон делаются спонтанно, когда вы увидели что-то интересное или оказались в необычной месте.

Однако это не значит, что к созданию хорошего снимка нельзя подготовиться.

И первый совет – это снимать либо на рассвете, либо на закате. Именно в такое время суток мы получаем более удачный свет, как для съемки пейзажей, так и для портретов. Помимо того, что солнце даёт приятный, а иной раз очень интересный оттенок, оно расположено гораздо ниже, что позволяет получить приятный светотеневой рисунок в отличие от пика его активности днем, когда мы получаем жесткие тени под глазами и под носом.

И давайте не будем забывать, что у большинства смартфонов динамический диапазон камер гораздо меньше, чем на профессиональных фотокамерах, и надеяться на получение полного спектра информации в кадре, сделанном в палящий солнечный день, не стоит.

Поэтому вторым советом рекомендуем делать кадр недоэкспонированным, если вы все-таки решили снимать в палящий солнечный день. И настроить камеру для съемки в RAW, если такая функция имеется, ведь из темных участков информацию возможно вытащить в отличие от пересвеченных зон. Впрочем, можно схитрить и когда снимок переэкспонирован, перевести его в ч/б.

При съемке портретов ищите тень, которая спасет вашу модель от пересвета, бликов и синяков на лице.

Настоятельно рекомендуем снимать в пасмурную погоду в любое время года, такие кадры получатся более динамичными и эмоциональными. Мы получаем мягкий свет и больше информации в кадре.

И напоследок, используйте вашу ладонь как бленду во избежание бликов и усиления контраста, а также другой реквизит, например, скрепку в качестве штатива или каплю воды как макролинзу.

Продолжение следует.

photowebexpo.ru

Секреты удачной фотосъемки при слабом освещении

Оптимальное значение диафрагмы

Ночная съемка требует большой стабильности положения фотоаппарата. Слабое освещение требует большой выдержки, а чтобы при такой съемке снимки не получились смазанными, нужно использовать штатив.

Лучше всего для ночной съемки подойдет тяжелый штатив. Также будет не лишним тросик для спуска раствора. Он позволит еще больше уменьшить вибрации при съемке. Конечно же, можно обойтись и без дорогого оборудования. В качестве опоры может выступать любая плоскость, а для исключения тряски использовать таймер.

При ночной съемке нужно очень внимательно выбирать настройки. Важно установить подходящее значение диафрагмы, выдержки и ISO. Для различных ночных сюжетов будут необходимы новые настройки. В таблице приведены некоторые универсальные значения.

Сюжет

Выдержка

Значение диафрагмы

Чувствительность (ISO)

Фейерверк

20 сек

f/11

100

Карусели/Аттракционы

15 сек

f/16

100

треки от света фар автомобилей

30 сек

f/22

100

Стадион

1/125 сек

f/4

1250

Молния

Режим «Bulb»

f/11

100

Концерт при осветительном оборудовании сцены

1/60 сек

f/4

400

Рок-концерт

1/125 сек

f/4

800

Подсветка здания

4 сек

f/16

100

Полная луна

1/250 сек

f/8

100

Пейзаж в лунном свете

4 мин

f/5,6

100

Сумерки, небо

1/30 сек

f/5,6

100

Ночное небо

15 сек

f/5,6

100

Оптимальная выдержка для размытия движения

Днем автомобили чаще всего портят сцену. Ночью, на длинной выдержке можно запечатлеть только свет фар. Самих машин видно не будет. Красные и белые ленты вдоль дорог будут создавать очень красивые эффекты. Конкретного значения выдержки быть не может. Она зависит от скорости движения автомобилей, освещения вокруг вас и вдоль дороги, диафрагмы и ISO. Длинная выдержка создаст красивое размытие света от фар, но тут главное не получить пересвет.

Выдержка 1/8 секунды.

Выдержка 15 секунд.

Выдержка 30 секунд.

Обычно, камеры ограничивают длительность максимальной выдержки значением в 30 секунд. Режим «Bulb» позволит преодолеть это ограничение. Иногда, при съемке длительностью в несколько минут возникает необходимость уменьшить яркость. В таком случае придется использовать нейтральный (ND) фильтр.

Светочувствительность сенсора при ночной съемке

Старайтесь устанавливать наименьшую светочувствительность. Чаще всего это 100 ISO. Увеличивать ISO нужно только если другие параметры уже не позволяют сделать снимок светлее.

Фотокамеры с сенсорами маленького размера (чаще всего это не дорогие или старые зеркальные камеры) при повышении светочувствительности создают много помех в виде шума по всей плоскости изображения. Современные фотоаппараты с полнокадровыми матрицами позволяют использовать более высокие значения ISO без появления видимых артефактов, но всё равно не стоит полагаться на счастливый случай, так как в темноте детали вытягиваются только с появлением шумов. Лучше увеличивать детализацию снимка при помощи более длинной выдержки или светосильного объектива.

Когда стоит увеличивать ISO?

При съемке движущихся объектов или фотографируя с рук есть большая вероятность получения шевеленки и направленного размытия. Это связано с тем, что выдержка слишком длинная для данной сцены. Повышение светочувствительности сенсора позволит снизить выдержку. Таким образом, увеличив шум, мы уменьшаем смазанность и как итог, имеем резкий снимок, пусть и не идеального качества. Без увеличения ISO снимок бы вовсе не получился. Часто приходится идти на компромисс между снимком низкого качества и снимком ужасного качества. А как известно, из двух зол…

ISO 100.

ISO 100 + вспышка.

ISO 1600.

Прежде чем повышать ISO, стоит попробовать сделать снимок со вспышкой. Если это будет подходящим вариантом для вашей сцены. то на этом можно остановиться.

Природа цифрового шума

Все камеры создают помехи при съемке с высоким значением ISO. Степень шума зависит от качества и физического размера сенсора. Полнокадровые сенсоры с пикселями большого размера способны захватывать больше света естественным образом, без какого либо усиления. Это дает возможность получать снимки с низким уровнем шума. Если рассматривать кроп матрицы, то их разрешение такое же, как и у полнокадровых, а размер меньше. Значит размер каждого пикселя тоже меньше. Такие сенсоры больше подвержены электромагнитным помехам и менее восприимчивы к свету, что способствует проявлению шума.

 

 

ISO 100

Существуют и программные подавители шума, но они лишь незначительно устраняют последствия низкокачественной работы сенсоров.

ISO 1600.

Баланс белого

Неправильные оттенки

Освещение ночью отличается от естественного. Автоматика способна анализировать сцену и правильно настраивать баланс белого, что чем сложнее освещение, тем больше вероятность ошибки автоматики. Часто, на снимках появляется едва заметный оранжево-жёлтый оттенок. Его легко убрать в графическом редакторе, если вы фотографируете в RAW.

Если во время съемки правильно настроить баланс белого, то можно избежать нудной работы по коррекции всех снимков, полученных накануне при съемке с неправильной настройкой баланса белого. Во время ночной съемки сцену могут освещать источники света различного типа. Это создаст различные оттенки, которые на снимке будут отличаться от того, что вы будете видеть невооруженным глазом.

выравнять баланс белого по всем источникам практически невозможно. Есть одна хитрость. Вы просто можете перевести свой снимок в чёрно-белые тона.

Фотографировать лучше всего в цвете, а при обработке уже иметь гибкую настройку всех тонов на изображении.

Ручная настройка баланса белого

Все камеры имеют различные инструменты ручной настройки баланса белого, но общий принцип одинаков для всех.

  1. Найдите белый или серый предмет. Он должен занимать большую часть кадра и находиться в тех же условиях освещения, в которых вы планируете вести съемку.
  2. Выберете режим ручной настройки баланса белого и сделайте захват сцены. Камера проанализирует то, что попало в кадр (наш эталонный объект) и скорректирует освещение снимка таким образом, что наш объект получится белым или серым. Температура света, который создают осветительные приборы будет скомпенсирована.
  3. Также некоторые камеры позволяют вручную выбрать числовое значение температуры света, которая измеряется в Кельвинах.

Творческий подход к съемке со вспышкой

Для чего используют вспышку?

Вспышка в ночное время может только испортить фотографию. Она засвечивает объекты на переднем плане из-за чего задний план кажется еще темнее. Тени ложатся таким образом, что объекты выглядят плоскими. Вспышка может работать в режиме медленной синхронизации, когда на длинной выдержке она делает короткий импульс, чтобы подсветить объект. снимок получается с естественными цветами и с нормальной яркостью. Задний план при этом может получиться размытым.

Вспышка и отражатель

Лучше всего использовать вспышку с отражателем или рассеивателем. Это позволит сделать тени более мягкими, а свет будет падать не прямо на человека, а со стороны, что придаст объем объекту съемки.

Встроенная вспышка не может работать с отражением от стены или потолка, поэтому на неё крепят рассеиватели или пластиковые карты, которые отклоняют световой поток в сторону.

Использование режима медленной синхронизации

Режим медленной синхронизации позволяет просчитать выдержку для нормального экспонирования фона и настроить мощность вспышки таким образом, чтобы она нормально осветила объект на переднем плане.

Без вспышки

Только вспышка

Режим медленной синхронизации со вспышкой

Свет вспышки позволил четко прорисовать объект, который находится на переднем плане. Фон мог получиться размытым, если бы камера двигалась или на фоне было движение.

www.takefoto.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о