Естественный свет в фотографии – Естественный свет в фотографии ⋆ Заметки фотолюбителя

Содержание

Естественное освещение в фотографии

Сегодня мы хотим вам рассказать о том, как фотографировать на улице (природе, в парке, в поле, на открытом воздухе) при естественном освещении.

В каждом достойном снимке можно выявить как минимум три компонента, три составляющих: свет, тему и композицию. Главное, естественно, свет. Не будет света —  не будет и фотографии. Тем фотографам, которые предпочитают снимать на улице, очень важно изучать и хорошо знать солнце. Нужно уметь определять его  цвет, направление его движения, количество света, которое оно излучает, учитывать постоянное изменение  угла, под которым этот свет падает.

Естественное освещение в фотографии

Направление и угол света

Еще из школьного курса физики нам известно, что свет распространяется по прямой линии. Форма, тон, тень возникающие при этом, контролируются исключительно освещенностью. Известно так же, что направление света пропорционально движению его источника. В нашем случае —  солнца.

Естественное освещение в фотографии

Фото: Magdalena Berny / 500px.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Carlos Gotay / 500px.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Anthony Teng / 500px.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Nataly / 1x.com

Подсветка объекта съемки

Несомненно, каждый уважающий себя фотограф мечтает об освещении под углом к снимаемому объекту. Если суметь правильно направить свет, можно достичь удивительных результатов. Для этого хорошо использовать различные отражатели. Так же можно порекомендовать так называемую трансиллюминацию – пропустить свет через какой-нибудь полупрозрачный предмет. Например, через листья деревьев или волосы модели. Такое освещение будет казаться сказочным.

Естественное освещение в фотографии

Фото: Magdalena Berny / 500px.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Magdalena Berny / 500px.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: zdravc69 / 1x.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Teerayut Chaisarn / 1x.com

Свет из окна

Прекрасным источником света может стать обыкновенное окно. Количество света, которое оно пропускает через себя, легко контролировать и регулировать. Просто зашториваете или открываете его, настолько, насколько вам нужно —  и всё. Окно дает очень большое количество света.  К тому же свет из окна сохраняет естественные и правильные соотношения между темными и светлыми областями снимка.

Естественное освещение в фотографии

Фото: Alina Mayboroda / 500px.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Maris Ojasuu / 500px.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Kruno / 1x.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: GMB Akash / Flickr

Свет в моменты различного состояния природы

Огромные возможности даёт съёмка рано утром или поздно вечером. При работе в таких условиях вы почувствуете связь между освещением и тем, что вы хотите снять, на чем хотите акцентировать внимание зрителя   Например, снятый пасмурным и туманным утром пейзаж, освещённый пронизывающими облака лучами солнца, будет необыкновенно красив.

Съемка природы в различных её состояниях – это бездонный колодец идей и возможностей для наблюдательного фотографа.

Естественное освещение в фотографии

Фото: Leszek Bujnowski / 500px.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Moraa lubis / 1x.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Roeselien Raimond / 1x.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Theo peekstok / 1x.com

Тень в фотографии

Тень невозможна без света, и наоборот – нет света без тени.  Зная природу тени, вы можете со временем научиться ей управлять, причем управлять эффектно. Тень подчинится вам,  и будет ложиться туда, куда вы ей прикажете. Это особое умение. С помощью тени можно даже строить композицию кадра, выражать эмоции и настроение. Например, глубокими тенями можно подчеркнуть трагичность ситуации, а легкими и прозрачными тенями показать нежность ребенка или невесты.

Естественное освещение в фотографии

Фото: Hengki Koentjoro / 500px.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Brizadly Arifin / 1x.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Andre du Plessis / 1x.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Sina Rahmati / 1x.com

Силуэт

Очень интересно снимать силуэты. У многих фотографов такие съемки наверняка были самым первым трюком. Специалисты утверждают, что история силуэта началась еще в 18 веке. Что такое силуэт? Это подсветка предметов на ярком светлом фоне. Силуэт человека, да и не только человека в кадре создает весьма эффектное настроение.

Естественное освещение в фотографии

Фото: Hengki Koentjoro / 500px.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Hengki Lee / 1x.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: WildPhotoArt / 1x.com

Естественное освещение в фотографии

Фото: Barbara Orienti / 1x.com

На основе материалов с сайта: 121clicks.com

www.takefoto.ru

Естественное освещение в фотографии – CoreMission

Естественное освещение может быть одной из самых непредсказуемых составляющих фотографии. Но также и самой красивой.

Преодоление изменчивости и сложности естественного света начинается и заканчивается пониманием солнца. Это руководство научит, что нужно знать при планировании съемки в 12 часов дня в солнечный день, или какую линзу использовать во время заката, или что нужно снимать, когда дневной свет почти исчезает. Вот как вы сможете делать свои лучшие фотографии, используя только свет от солнца.

Что такое естественное освещение?

Если вкратце, то естественное освещение — это солнечный свет. Когда вы фотографируете при естественном освещении, солнце выступает как главный источник света. Естественным светом можно манипулировать, например, отражая его рефлекторами, но его нельзя фундаментально изменить, как вы могли бы сделать это со светильниками в студии.

Естественное освещение бывает не только на улице. Вспомните как льются сквозь окно лучи утреннего света, или как мягкое оранжевое сияние окутывает комнату на закате. В этих случаях естественное освещение называется окружающим светом. Это все доступное в среде освещение. Вы можете включить дополнительное освещение или даже задернуть занавески, но естественный свет все равно сохранится.

Составляющие фотографии при естественном свете

В отличие от осветительных приборов для фотосъемки в помещении, естественное освещение ограничивает ваш контроль. Оно также определяет, когда и как планировать фотосессию.

Но если вы отказываетесь от контроля в некотором смысле, это не означает, что у вас нет его вообще. Есть несколько различных факторов и вещей, которые следует учитывать при естественном освещении. Очевидно, сначала надо бы принять во внимание погоду и что делают облака. Но основными компонентами естественного освещения являются цветовая температура, направление света и интенсивность света. Как только вы узнаете, чего ожидать от этих компонентов, вы сможете лучше понять свет.

1. Цветовая температура

Цветовая температура важна для понимания, как свет и цвет работают вместе, чтобы повлиять на фотографию. Бывает теплая или холодная. Она измеряется по так называемой шкале Кельвина, начинается от 1000 К (самый теплый свет) и достигает 10 000 К (самый холодный свет). Для естественного света меняется в зависимости от времени суток.

  • Холодный голубой свет появляется перед восходом солнца и после заката
  • Яркий белый свет виден в полдень
  • Теплый золотистый свет появляется после восхода солнца и перед закатом
цветовая температура Картинка слева показывает 5500 К — белый яркий, полуденный свет. Среднее фото было сделано в золотистые закатные часы и показывает теплый свет 3500 К. Фото справа было сделано прямо после заката, при 10 000 К.

Чтобы полнее понять шкалу цветовой температуры, читайте руководство.

2. Интенсивность

Интенсивность естественного света означает, насколько сильный или яркий свет идет от солнца. Единица измерения силы света — люкс. Например, яркий дневной свет находится где-то между 111 000 — 120 000 люкс, а тень в середине дня имеет яркость около 20 000 люкс.

интенсивность света Сделанный в полдень при естественном освещении снимок показывает, насколько сильно может различаться интенсивность света (в люксах) под прямыми солнечными лучами и в тени.

Чтобы подготовиться к съемке, важно знать, насколько интенсивным будет свет. Тогда вы сможете выбрать правильную скорость пленки (160, 400, 800) или использовать фильтры нейтральной плотности. Подробнее об этом позже.

3. Направление света

направление света На левом фото показан золотистый закатный свет, когда солнце светит на объект горизонтально. Среднее фото показывает свет во время восхода, когда солнце светит под углом 45° и быстро поднимается по небу. Правое фото показывает полуденный свет, который обычно направлен вертикально вниз на объект, создавая высокий контраст с тенью.

Направление света — это угол, под которым светит солнце. Это важный компонент для понимания теней и расположения вашей модели или объекта. Солнце всегда движется в течение дня, поэтому нужно следить за тем, под каким углом оно стоит и как это влияет на сцену перед вами. В полдень солнце находится прямо над головой, создавая интенсивный свет. На закате солнце излучает свет горизонтально, создавая более мягкое освещение и длинные тени. При изменении направления может потребоваться изменить положение модели, найти другой угол здания или подождать определенного времени суток.

Определение положения теней, а также угла и цветовой температуры солнца можно поручить приложению Sunseeker App. Оно позволит вам посмотреть на траекторию солнца в любой день. Также предложит временные метки и наложение дополненной реальности, чтобы знать, где в какое время солнце будет находиться.

Полуденное освещение

  • Цветовая температура, когда небо чистое и солнце находится в наивысшей точке, обычно около 5600 K.
  • Интенсивность около 100 000 люкс. Абсолютный максимум около 111 000 люкс, а при облачности может быть лишь 1000 люкс. Не забудьте проверить облачность и интенсивность ультрафиолетового излучения, прежде чем отправиться на съемку.
  • Направление 30 — 90 градусов. Солнце находится на самом высоком уровне, поэтому ожидайте более резкие тени.

Это объективно самое трудное время суток для съемки. Неважно, что вы снимаете, пейзажи или портреты, солнечный свет будет резким, а тени — настоящим кошмаром. Старайтесь избегать съемки в это время суток. Но вам часто захочется не следовать такому совету. Поэтому для вас есть другие, изложенные ниже.

Найдите тень

Вы можете лишь в определенной степени контролировать производимую солнцем тень, и ту, которая отбрасывается на лицо модели, и ту, которая добавит контраст и глубину фону вашего изображения. Чтобы бороться с резкими тенями полуденного света, выберите место в затененной области. Будь то на стороне здания или на дереве, в середине дня затененные участки все еще достаточно яркие (около 20 000 люкс), чтобы осветить лицо вашего объекта.

Если вы снимаете портреты, не заставляйте свою модель смотреть на солнце для часовой съемки. Мало того, что им придется щуриться, глядя на гигантский пылающий шар в небе, так еще и лицо будет закрыто уродливой тенью от лба или носа. Ищите другую — тень в пространстве — любым возможным способом. Даже если объект полностью затенен, будет достаточно солнца, чтобы обеспечить мягко рассеянный свет для съемки. Откройте апертуру и принесите отражатель, чтобы обеспечить немного света с их стороны.

полуденный свет Каждое из этих фото было сделано на улице в середине дня, в тени от здания.

Почитайте наши советы по съемке портретов в естественном освещении.

Другое очевидное решение для сурового полуденного света — фильтры нейтральной плотности или фильтры ND. По сути, это наложение солнцезащитных очков на ваши линзы. Фильтры позволят открыть апертуру для меньшей глубины резкости, не пропуская слишком много света.

Вы можете приобрести ND фильтры разного размера и силы. Просто убедитесь, что их сила и размер подходят вашему объективу. Каждому фотографу нужны 1-2 ND фильтра для съемки с естественным освещением. Про выбор и использование правильного можно прочитать вот в этом описании.

Идите внутрь

Теперь мой любимый способ съемки полуденных портретов — внутри! Освещение, проникающее через окна, при правильном расположении модели обеспечит яркий и мягкий ключевой свет. Вы можете даже подбросить немного рассеивания, например, затенив окно шторкой для душа, чтобы сделать свет еще мягче. Фотографии ниже были сделаны в помещении, рядом с рассеянным светом из окна.

полдень внутри Эти две фотографии показывают, как резкий полуденный свет может стать мягким и рассеянным ключевым светом при съемке в помещении.

Освещение на закате

  • Цветовая температура 3500 K. Когда солнце садится, теплый свет как у лампы накаливания будет самой оранжевой и насыщенной температурой в течение дня.
  • Интенсивность около 400 люкс. Она настолько уменьшилась, что вы можете убрать все фильтры ND и подготовиться к открытию апертуры. Это время, когда вы максимизируете потенциал своего объектива.
  • Направление 30 — 0 градусов. Длинные тени от всего, чего касаются лучи.
естественное освещение на закате Изображение предоставлено rosstomei

Этот период длится от тридцати минут до половины дня и считается лучшим временем для фотографирования любого рода. Он получается дважды в течение суток — сразу после восхода и непосредственно перед закатом. Продолжительность «золотого часа» зависит от вашей близости к экватору Земли: чем ближе, тем он короче. Цветовая температура для данного типа света составляет около 3500К. Получается теплый оттенок лампового света, который также является очень мягким и сильно рассеянным.

Поскольку свет теплый и рассеянный, фотография на закате не особенно сложна. Но есть несколько вещей, которые нужно иметь в виду, когда вы достаете свою камеру.

Длинные тени

Поскольку источник света приближается к горизонту, когда он садится или поднимается, ожидайте, что объекты фотографирования будут отбрасывать более длинные тени. Вам также нужно учитывать свою собственную тень, чтобы она не попала в кадр. Мне нравится использовать более широкий объектив, если я снимаю в направлении солнца, и более длинный объектив, если я снимаю вдали от солнца, чтобы избежать появления собственной тени в кадре.

длинные тени на закате Солнце светит параллельно земле, создавая очень длинные тени.

Недодержка

Если ваш объект блокирует солнечный свет, вы можете обнаружить, что его лицо немного недоэкспонировано. Принесите какой-нибудь отражатель или плакатную доску, которая может отражать свет обратно на лицо.

использование отражателя Подходящий отражатель для закатных часов.

Еще ожидайте, что все изображения будут иметь золотистую/оранжевую окраску. Планируйте гардероб модели и снимайте соответственно.

Вы узнаете больше о этом особом типе освещения в нашем руководстве по съемке на закате.

После заката

  • Цветовая температура 10 000 К. Солнце уже опустилось за горизонт, а оставшийся свет имеет холодный, голубоватый оттенок.
  • Интенсивность менее 1 люкс. Теперь, когда в небе нет жизнеспособного источника света, интенсивность практически сведена к нулю. Единственный оставшийся свет — это часть солнечных лучей, которые не распались в атмосфере.
  • Направление 0 градусов. Теней нет, потому что солнце ушло. Это когда вы вытаскиваете свой надежный штатив и готовитесь к более длинным выдержкам, не беспокоясь о резком контрасте или тенях.
фотография после заката

«Синий час» до восхода солнца и после заката длится около половины «золотого часа». Небольшое количество солнечного света рассеивается атмосферой, оставляя только синий оттенок. Он может быть даже более сказочным и визуально привлекательным, чем «золотой час». Однако прежде чем вы это узнаете, все будет уже кончено, поэтому подготовьтесь заранее.

Поддержка искусственным светом

Этот короткий промежуток времени является мостом между днем и ночью. Рекламные вывески и огни в окнах начинают включаться, когда солнце только зашло или вот-вот появится. Это прекрасная возможность запечатлеть интересные источники искусственного света.

искусственный свет Уходящий свет солнца поддерживается огнями вывесок, окон и машин.

Возьмите штатив

Отсутствие света значительно, поэтому нужно взять штатив, чтобы открыть затвор немного дольше. Где-то между 1/60 секунды и медленнее. Всегда есть возможность поменять ISO, но это может привести к нежелательному шуму. Если вы снимаете портреты или снимаете с большой выдержкой, вам нужно как можно меньше шума.

дистанционный спуск

Хороший способ получить неподвижное, не размытое фото — это купить какой-нибудь дистанционный спуск. Они будут различаться в зависимости от марки и модели, поэтому убедитесь, что кабель и корпус камеры совместимы.

Отказ от таймера принес мне больше комфорта. Речь идет о том, чтобы нажать кнопку спуска затвора и получить выдержку в течение именно того времени, которое я хочу, в отличие от установленного времени на камере. Я говорю об интуиции фотографа (а также о том, чтобы ваша камера не сорвалась от внезапного порыва ветра).

Узнать больше можно в этом руководстве по фотографии после заката.

Ночная фотография

Да, на самом деле это статья об использовании естественного солнечного освещения для пейзажной или портретной фотографии. Но темнота все равно имеет естественное освещение, и есть несколько мелочей, о которых стоит упомянуть в теме ночной съемки.

  1. Всегда берите штатив.
  2. Откройте затвор, чтобы камера собирала весь доступный свет.
  3. Используйте таймер или купите дистанционный спуск, чтобы минимизировать тряску камеры.

В большинстве случаев ночная съемка включает большую выдержку. Она очень проста и может привести к потрясающим результатам независимо от того, какую камеру вы используете. Вам не обязательно нужен искусственный свет от рекламы, окон или машин. Можете использовать ночное небо, если находитесь где-то далеко от города. Оставив затвор открытым, можно собрать достаточно света от звезд и луны.

Больше советов и открытий в нашем руководстве по ночной фотографии.

Чтобы снять фото, не нужно много светильников. Фактически, некоторые из самых красивых изображений, которые вы когда-либо делали, были сделаны благодаря солнцу. Продолжайте практиковать в разное время дня, и вы начнете интуитивно понимать, как фотографировать сцену в зависимости от интенсивности и направления света.

Источник: https://www.shutterstock.com/blog/natural-light-photography-guide

coremission.net

Освещение в фотографии — естественный свет

Природное или естественное освещение в фотографии – это солнечный свет, который прямо падает на объект съемки или отражается от различных поверхностей и предметов. На первый взгляд, кажется, что фотографировать при естественном освещении проще всего. Действительно, съемка при свете дня в условиях открытого пространства, как правило, дает возможность получить качественные фотографии, причем независимо от того, используете ли Вы обычную «мыльницу» или профессиональную зеркальную камеру. Но на самом деле солнечный свет отличается сложностью и изменчивостью. Поэтому без понимания особенностей природного освещения невозможно добиться оригинальных художественных эффектов и достичь вершин профессионального мастерства в фотографии.

Естественное освещение характеризуется главным образом тем, что солнечный свет изменяется в очень широких пределах в зависимости от времени года и суток, характера облачности и погоды. Причем на характеристики природного освещения влияет и отражающее окружение в виде снега, песка или моря. Различные отражатели ослабляют контрасты и глубину теней, одновременно изменяя окраску предметов. Использовать разнообразные качества солнечного света в свою пользу и является главной задачей фотографа.

Природное освещение помогает выявить цвет, форму и фактуру снимаемого объекта. Солнечный свет может преобразить любое изображение и художественный мотив, внести в фотографию ощущение воздушности или объемно подчеркнуть предметы. Существенное значение здесь приобретает направление солнечного света по отношению к фотокамере и освещаемому предмету. Понятно, что солнце не должно прямо светить в объектив, иначе это просто испортит снимок.

В тоже время правильное местоположение фотографа с камерой позволяет в некоторых случаях использовать встречный солнечный свет для прорисовывания силуэтов объектов, чтобы создать вокруг них настоящие святящиеся ореолы. Прямой свет, если солнце расположено прямо позади фотоаппарата, дает возможность избавиться от теней, но при этом делает пространство более плоским.

Наиболее часто используется боковое естественное освещение, когда солнце находится позади фотокамеры, но при этом несколько в стороне, чтобы тени от предметов встречались с направлением оптической оси объектива под углом примерно в 45 градусов. Такое освещение помогает подчеркнуть фактуру и объемность предметов, поэтому оно широко применяется в пейзажной, архитектурной или портретной съемке.

Для создания интересных художественных эффектов и получения качественных изображений любой фотограф, безусловно, должен знать особенности поведения природного освещения в разное время суток. Таким образом, для съемки того или иного сюжета должно выбираться свое собственное время с характерным естественным освещением.

На рассвете и восходе солнца выпадает роса, а все объекты покрываются влагой или даже изморозью. Характеристики света в это время суток стремительно меняются, но зачастую естественное освещение на рассвете способно придать изображению приятный, голубой оттенок. Низко стелящийся туман или перистые облака обеспечивают более рассеянный свет, размывающий тени. Такие условия освещенности хорошо подходят для съемок открытых пейзажей, водных поверхностей или архитектурных сооружений, позволяя добиться интересных художественных решений.

Кроме того, в условиях города на рассвете воздух словно очищается от пыли и становится более прозрачным. Природное освещение в это время суток способствует выделению различных предметов с блестящей, глянцевой поверхностью, на снимках они начинают смотреться более эффектно.

Утренние часы после восхода солнца сопровождаются дымкой, в результате чего солнечный свет немного размывает предметы, делая их светлее. В лучах утреннего солнца зачастую хорошо смотрятся объекты, которые в другое время суток выглядят не очень интересно и непривлекательно. Естественное освещение в утренние часы может быть использовано для передачи третьего измерения в фотографии. Именно в этот период времени хорошо снимать и портреты, поскольку утром кожа человека начинает выглядеть более гладкой и свежей.

Съемка в полуденные часы используется не часто, поскольку раскаленное над головой солнце буквально «убивает» окружающие предметы и не создает никаких интересных для фотографа художественных эффектов. Впрочем, в это время суток можно получить яркие и контрастные изображения тех областей, куда в другие часы солнечные лучи просто не попадают.

Вечернее время характеризуется легкой голубоватой дымкой из капель воды и пыли, через которую пробивается солнечный свет. Такая дымка может немного «приглушить» свет, придав окружающим предметам более унылый и сумрачный вид.  В тоже время благодаря изменению цветовой температуры света и рассеиванию синих лучей на снимках могут проявляться оригинальные эффекты. Во время заката солнца свет приобретает более теплую окраску и может сопровождаться интересным сочетанием цветов. Перед самым закатом в ясную погоду можно наблюдать красные лучи света, придающие окружающим объектам розовый оттенок. Верхняя же часть неба в это же самое время остается синей. В результате, получается эффектная световая картина с тонкими и плавными переходами тонов.

В художественной фотографии нередко применяется прием, в основе которого лежит контраст между розовыми оттенками нижней части неба и холодным голубым светом от верхней части, который наблюдается во время заката. Сумеречный свет также достаточно часто используется в фотографии, поскольку он хорошо гармонирует с искусственным освещением в виде уличных фонарей, ярких витрин магазинов или света от проезжающих автомобилей. Сумеречный свет способен сделать изображение более насыщенным. В ночное время можно попробовать использовать эффект лунного освещения, которое является ничем иным как просто отраженным солнечным светом с темно-голубым или сине-зеленым оттенком.

При использовании природного освещения для придания изображению определенных художественных эффектов не стоит забывать о влиянии на распределение солнечного света естественных отражателей. Например, обычный песок способен рассеивать свет и придавать ему более теплую окраску. В свою очередь, свет голубого неба, отраженный от снежных поверхностей, может придать изображению более голубоватый оттенок. Гладкая поверхность воды также прекрасно отражает солнечный свет и, соответственно, любое возмущение на водной глади может совершенно неожиданно поменять распределение отраженного света. Темная земля, большие камни и хвойные деревья могут выступать в роли «поглотителей» естественного освещения.

Таким образом, на характер природного освещения оказывают влияние погодные и климатические условия, время суток и года, а также множество других факторов. Благодаря этому перед фотографом открываются огромные возможности для художественной передачи сюжета и приданию изображению оригинальных эффектов.

Источник: Фотокомок.ру – изучаем основы фотографии (при копировании или цитировании активная ссылка обязательна)

www.fotokomok.ru

Естественный свет в фотографии / Авторские колонки / Лучшие фотографии

Дата публикации: 10.12.2015

Сегодня хотелось бы рассказать о том, чего так не хватает нашей не самой солнечной зимой. Поговорим о естественном солнечном свете, способах его использования, и главное, посмотрим на примерах, что получается в тех или иных условиях съёмки.

Нашел в Национальном музее неизвестный труд белорусского художника «Маяк в солнечном Полесье». На нём автор попытался изобразить схему движения солнца в летний день.

Естественный свет в фотографии

Сразу попытаюсь выделить какие варианты света можно получить:

  • Жесткий, чаще всего фронтальный или боковой — когда солнце светит с соответствующего направления на модель (чаще всего цифра 2).
  • Контровой — солнце светит за моделью (в любое время суток, но оптимально утром или вечером цифры 1 и 3).
  • Мягкий рассеянный свет — солнце за облаками (облака слева и справа от цифры 2).
  • Мягкий рассеянный свет — объект съёмки в тени от здания или дерева.

Самое лучшее время для съёмки в летний день — вторая половина дня, примерно после 16-00. Это оптимально, но совсем не значит, что в другое время дня не могут получится хорошие кадры.

Мой самый любимый, ненаглядный, сладкий и божественный контровой свет:

Естественный свет в фотографии Естественный свет в фотографии Естественный свет в фотографии

А еще можно специально ловить зайчиков.

Естественный свет в фотографии

На фото контровой свет легко узнать по характерному ореолу вдоль контура, особенно хорошо он просматривается на волосах.

Естественный свет в фотографии

Контровой удобен тем, что позволяет получать равномерный свет на объекте, и, что самое главное — не слепить человека в процессе съёмки (по крайней мере не так сильно). Для такой съемки желательно наличие бленды.

Жесткий свет использую крайне редко, не лежит душа, хоть ты тресни.

Ему характерны: глубокие тени + контрастная, насыщенная картинка.

Естественный свет в фотографии Естественный свет в фотографии

Зато можно получать интересные теневые рисунки :

Естественный свет в фотографии

Главный его недостаток — сильно слепит модель, поэтому, чаще всего, глаза открываем на три-четыре.

Мягкий рассеянный свет — солнце за облаками. Тут всё просто: в любое время дня солнце может уйти за облака. На всех летних свадебных съёмках, прогулка, чаще всего, выпадает на самое неподходящее время: с 12 до 16 — солнце в зените, свет максимально жесткий и некомфортный. Все фотографы рады облакам в такое время.

Естественный свет в фотографии Естественный свет в фотографии Естественный свет в фотографии

И, почти тоже самое, когда модель располагаем в тени:

Естественный свет в фотографии Естественный свет в фотографии Естественный свет в фотографии

Тень очень легко найти, стоит посмотреть на землю : в точке X света больше, он более контрастный и насыщенный, в точке Y — уже тень,ьсвет там гораздо мягче.

Естественный свет в фотографии

prophotos.ru

Искусственное и естественное освещение в фотографии

Вообще существует всего два основных способа создания искусственного освещения: это внешняя вспышка и студийное оборудование импульсного света (в профессиональном кругу — строба). Свет — это основа всей фотографии, именно с помощью него наш глаз способен воспринимать различные цвета и контуры снимаемого объекта.

Его легко можно сравнить с писателем, который старательно вырисовывает очертания нового рассказа. Свет можно использовать в роли сюжета фотографии, а также можно добиться его абсолютной естественности. В обоих вариантах довольно затруднительно достичь желаемого результата, но после прочтения этой статьи, вы с легкостью будете создавать естественное освещение внешней вспышкой и другими предметами искусственного освещения.

За последнее время область освещения пережила кардинальный переворот. Вся техника стала намного легче и мобильнее, современные фотографы творчески подходят к вопросу постановки света и творят настоящие чудеса, которые были неведомы прошлому поколению людей.

Если говорить про искусственное освещение в фотографии, то очень часто фотографу не удается найти ту самую «золотую» середину. Фотография представленная выше очень хорошо доказывает это факт. Красивая девочка, дорогая яхта, голубое небо — все это теряет свой смысл, когда свет сам по себе и есть действующее лицо снимка.

Вся проблема заключается в том, что естественное освещение неконтролируемо по своей природе. Нам нужны облака, которые отлично играют роль софтбокса, но на зло нам весь день ярко светит солнце. Внутри помещения та же ситуация, нам нужно окошко средних размеров, которое способно осветить всю комнату, но либо такого окошка нет, и вместо него есть только настольная лампа, либо окошка есть, но солнце не идет нам на встречу и прячется за густыми облаками. Но это никогда не снимало обязанность фотографа предоставить доброкачественный материал заказчику. Именно поэтому необходимо уметь воссоздавать естественное освещение специальными средствами искусственной светоподачи.

Безусловно солнечный свет является естественным, и его очень сложно скопировать, но сложно не значит невозможно.

Факторы влияющие на мягкость света

Солнце не способно выдавать мягкий свет — это факт. Но просматривая простые глянцевые журналы, мы видим, что фотографии в стиле Life Style не имеют резкой контрастности. Существует три основных факторы, влияющих на мягкость света.

  • Пространство вокруг

Мягкий свет рождается из отражения света от окружающих объектов. Внутри помещения он отражается от стен, потолка и пола, и если все это будет преобладать в белом цвете, по сути вы будете находится в пространстве наполненным мягким светом.

При создании этого снимка у фотографа был только один источник света — окно, но свет мягкий, потому что стены и потолок этого помещения были окрашены в яркие цвета.

  • Направленность света

У естественного света есть одна особенность — он всегда равномерно распределяется во всех направлениях. Строба или внешняя вспышка способны ориентировать испускаемый свет только в одном направлении. Большинство остальных источников искусственного света распространяют свет более плавно и ровно и по всему окружению. Если использовать такую светотехнику в помещении со светлыми стенами, добиться желаемого эффекта будет легко и просто.

Чаще всего в помещении присутствует несколько источников света, попробуйте объединить их. Например, полностью раздвиньте шторы у окна и включите настольную лампу. Поэкспериментируйте и найдите свое освещение.

Искусственные источники света должны ближе располагаться к снимаемому объекту по сравнению с естественными. Любой начинающий фотограф сразу должен знать одно правило, чем дальше источник света расположен от объекта, тем жестче становится свет и жестче тени. Но и тут есть обратная сторона медали, чем дальше источник света, тем большую площадь он способен осветить.

Выше показана графический вариант закона обратных квадратов. Нижние цифры обозначают расстояние в метрах, а цифры с процентным соотношением означают уровень освещенности фотографируемого объекта. Стоит взять во внимание, что на расстоянии от одного  до двух метров интенсивность света уменьшается на 75%, а от четырех до десяти метров лишь на 5%.

Естественное освещение и экспозиция

Все факторы, которые я перечислил выше имеют влияние не только на мягкость света, но и на общую экспозицию кадра. При использовании внешней вспышки или другого оборудования искусственного света нами движет желание выделить главный объект съемки, что невозможно при наличии только естественного освещения.

Оба снимка имеют отличное освещение, но снимок справа получился более естественным, потому что на нем свет лежит равномерно, когда на снимке слева присутствует сильный контраст между светлым снимаемым объектом и темным фоном.

Естественное освещение на улице

Полностью изучив естественное освещение в фотографии и все его особенности, можно плавно переходить к разговору об использовании искусственного освещения. Для уличной фотосъемки рекомендуется использовать оборудование выдающее мягкий свет, лично я предпочитаю 36-ти дюмовый зонт и внешнюю вспышку. Такая комбинация придает фотографии наиболее естественное освещение.

Портретная фотосъемка на локэйшене 

Давай взглянем на два одинаковых снимка. Они оба мне нравятся, но они сильно отличаются по уровню своего освещения. Освещение на второй фотографии выглядит натуральнее, чем на первой.

Этот снимок выглядит довольно хорошо, но из за неправильного построения света, кадр выглядит довольно резким и неестественным. Также девушка и задний фон очень сильно отличается в уровне освещенности, что также не есть хорошо. Пересмотрев структуру подачи света, я получил совсем другой результат:

Этот кадр вышел куда удачнее своего предшественника. Кому-то, конечно, больше понравится первый вариант, но никто не станет спорить, что второй снимок выглядит гораздо естественнее, в чем и заключается главная задача этой статьи. Возможно получается немного скучновато, тогда советую скачать Arash Helena One day слушать бесплатно и продолжить читать столь увлекательную статью в хорошем настроении!

Также можете попробовать «поиграть» с выдержкой. При маленькой выдержке, сильно освещенный передний объект так и останется переосвещенным, но если выставить выдержку подлиннее, то объект хорошо осветится от внешней вспышки, а задний фон станет ярче из-за большего попадания света на матрицу фотоаппарата. Таким образом можно сровнять уровень освещения фотографии.

Естественность света в помещении

Фотосъемка внутри помещения может оказаться немного сложнее. Все связано с малым количеством поступления естественного света. Также существует проблема цветовой температуры, в условиях домашнего освещения баланс белого будет очень требователен к вам, вам придется перепробовать кучу различных настроек, чтобы найти адекватный вариант цветопередачи на снимок.

Но все эти проблемы легко решаются с помощью простой внешней вспышки. Направляем ее в потолок (желательно чтобы потолок был белого цвета) и щелкаем на затвор — мягкость и естественность освещения вашей фотографии обеспечена. В дополнение ко всему можете попробовать открыть окно (самый частый источник естественного света в помещении), после чего продолжить поиски наиболее пригодного для вас варианта снимка.

Вот хороший пример правильного комбинирования внешней вспышки и небольшого окошка. Свет довольно плавно и равномерно расположился по всем участкам фотографии.

Подведем итоги

Эта статья подходит к своему логическому концу, поэтому давайте еще раз быстренько пробежимся по основным правилам создания естественного освещения на фотографии.

1. При фотосъемке на улице почти незаметно смягчайте освещение, иначе вы можете получить резкий и неестественный кадр. При выборе локэйшена уделяйте особое внимание тому, чтобы направленность естественного света была не видна. Лучше всего расположить модель в тень, куда прямые солнечные лучи не попадают.

2. Особенно важно в уличной фотосъемке умение сбалансировать естественный и искусственный свет. Когда вы фотографируете модель, стоящую прямо перед вами, не забывайте про задний фон — он тоже должен быть хорошо освещен. Самый просто способ получения равномерно освещенного кадра — это использование средних выдержки. Модель будет освещена за счет фотовспышки, а задний фон за счет выдержки.

3. Производя фотосъемку внутри помещения не забывайте наполнять светом всю комнату. Также не стоит забывать о главной ценности стен, потолка и пола — они отлично играют роль естественного светоотражателя. Задействуя их, вы получите идеально мягкий и равномерно освещенный кадр.

deadwork.ru

9 принципов работы с естественным светом

Естественный свет – это просто великолепнейший инструмент любого фотографа. Любого. Даже самого малоимущего. Так как инструмент этот не нужно покупать в магазине. Он совершенно бесплатный. Так сказать, бери и пользуйся. Если человек, считающий себя фотографом, не знает основных принципов и правил работы с естественным освещением, в работе ему не помогут даже самые совершенный и дорогие фотовспышки.

Если вы уверены в  том, что уже умеете прекрасно снимать только при помощи хорошей зеркальной фотокамеры и дорогого объектива, что, обладая этим комплектом, вы  сможете получать превосходные фотографии —  можете на этом месте прекратить чтение данной статьи. Она написана не для вас. Она написана для тех, кто уже понял, что без понимания главных принципов работы со светом настоящим, хорошим фотографом стать просто невозможно.

Ну вот, а теперь давайте перейдем, наконец, к главному. Непосредственно к описанию принципов работы со светом.

Принцип первый. Внимательно следите за тем, как меняется естественный солнечный свет

Свет, исходящий от нашего основного источника естественного света, от солнца, в течение дня постоянно изменяется. Посмотрите, хотя бы, вот на эти фотографии.  Все они сделаны практически с одной и той же точки. Но – в разное время суток. Первая – в сумерках, вторая – на восходе солнца, и третья – в полдень. Вам непонятна разница? Тогда почитайте поподробнее о характеристиках естественного света в какой-нибудь другой статье. Или даже обратитесь к более солидным источникам информации о солнечном свете. Если фотограф понимает свойства естественного света, то он всегда сможет без особого труда легко предположить, в какое время суток как будет выглядеть тот или иной ландшафт, та или иная сцена, в какой именно момент этот объект будет смотреться наиболее привлекательным. А все это означает как раз то, что этот фотограф сможет вернуться к съемке этого сюжета в то время, когда естественное освещение будет наиболее выгодным для него. 

Принцип второй. Не бывает «плохого света» и «хорошего света»

Некоторые фотографы непонятно почему считают, что хорошим свет бывает только лишь в так называемое «режимное время», то есть незадолго до заката солнца  и вскоре после его восхода.  Эти фотографы предлагают всем снимать именно в эти часы, использовать в работе только  свет «режимного времени». Жесткий полуденный естественный свет они считают совершенно неподходящим для фотографирования. Но это совершенно не так. Эти люди глубоко ошибаются. Свет лишь ограничивает творческие возможности автора, но, ни в коем случае не требует чтобы тот  в то или иное время зачехлял фотоаппарат.

Конечно же, утренний или вечерний солнечный свет с его мягкими, золотистыми оттенками, нежными переходами и красивыми полутенями очень хорошо подходит для съемки пейзажей.  Да и во многих  других случаях, когда нужно передать красоту человека или просто места, в котором вы снимаете, он просто незаменим. Но отнюдь не каждый сюжет может нести в себе такой смысл! Не везде важна красота и эстетичность! Вот посмотрите, хотя бы, на этот снимок. Его автор очень хотел показать зрителю, как тяжел и труден ручной труд под лучами палящего южного солнца. Если бы фотография была сделана утром или вечером, то она выглядела бы неправдоподобно романтичной.

Принцип третий. За светом нужно наблюдать

Настоятельно рекомендуем вам ежедневно, не пропуская ни одного дня, наблюдать за светом. Даже если вы сегодня не намереваетесь ничего фотографировать, даже если вообще не взяли с собой    фотоаппарат – наблюдайте. Это вам всегда пригодится.

Наблюдайте не только за самим солнечным светом, но и за тем, как этот свет взаимодействует с другими предметами. С капельками воды, с листьями деревьев, с частичками пыли в воздухе…

Повнимательнее присмотритесь и к тому, как меняются свет и тень во время вашего перемещения из одной точки в другую.

Внимательно разглядывайте, анализируйте  и изучайте работы старых мастеров фотографии и выдающихся фотографов современности. Перенимайте у них опыт, разгадывайте их загадки. Пытайтесь понять, как, в каких условиях был сделан тот или иной понравившийся вам снимок.

Чем больше вы будете наблюдать, тем проще непосредственно во время работы вам будет понять тот или иной вид освещения и научиться использовать его в своей практике. Пример тому – вот эта фотография. Если бы автор этой работы ничего не знал о свойствах света в подобных условиях, то не добился бы желаемого эффекта, и фотография получилась бы скучной и совершенно неинтересной. Фотограф, сделавший этот поистине великолепный снимок, прекрасно знал, что свет, попадающий в полутемное помещение под таким низким углом, в сочетании с дымом позволяет получить на изображении именно такие эффектные, живописные и  красивые лучи. В данном конкретном случае свет в помещение проникает через узкий дверной проем. По словам автора снимка, дверь в помещение была до этого широко открыта, но он намеренно больше чем до половины прикрыл ее, оставив практически лишь небольшую щель. И вот вам результат.

Принцип четвертый. Ставьте эксперименты!

Если вас заинтересовало что-то в освещении конкретного места – сфотографируйте. Сфотографируйте хотя бы для того, чтобы реально, на практике увидеть, как это конкретное место при этом конкретном освещении будет смотреться на фотографии.

Независимо от того, как часто вы будете наблюдать за естественным освещением, как много о свете вы узнаете из статей в интернете и умных книжек, чтобы понять, как работает свет в фотографии —  нужно фотографировать. Но предупредим сразу: от опытов и экспериментов не стоит ждать шедевров! Опыты нужны лишь для понимания того, как тот или иной вид естественного освещения ведет себя в реальной  практике. Взять, хотя бы, вот этот снимок. Видите, какой красивый контровой свет на нем! Автор фотографии тоже увидел это, а так же он увидел, как интересно падает свет и из-за его собственной  спины. Этот свет освещает лица сидящих у стены людей. Фотограф сделал несколько кадров с разными вариантами экспозиции, и один из этих снимков получился очень удачным.

Принцип пятый. Экспозицию нужно выбирать с учетом того, что в последующем вы будете обрабатывать снимок на компьютере

Ваш фотоаппарат может быть самым дорогим, самым, как сейчас говорят, навороченным, но далеко не все сюжеты, которые вы захотите сфотографировать, будут умещаться в его динамический диапазон. Практически в любой ситуации даже опытному фотографу приходится всегда  жертвовать либо светами, либо тенями. Очень часто эти жертвы совсем несложно компенсировать при постобработке изображения на компьютере в любом из ныне существующих графических редакторов. Вот поэтому уже при съемке нужно думать о том, как вы будете обрабатывать снимок впоследствии.

Посмотрите вот на эту фотографию. Оригинал ее явно был недоэкспонирован. Обратите внимание в первую очередь на фигуры людей и их лица. Эти участки изображения достаточно темные. А вот если бы при съемке экспозиция была бы выставлена по фигурам людей, то явно пересвеченным стало бы небо. А исправить это даже в Фотошопе сможет далеко не каждый специалист. Но вот зато осветлить недоэкспонированный кадр намного проще при помощи практически любого, даже самого простейшего графического редактора, применив функцию осветления темных областей изображения.

Принцип шестой. Всегда дожидайтесь нужного освещения!

Дождаться нужного для вас освещения – это самый простой способ контролировать естественный свет. Хотя у него есть и существенный недостаток: он  весьма затратен по времени. Для того, чтобы наступил нужный момент, вам, возможно, придется ждать несколько минут (например, когда солнце выйдет из-за облаков), может быть, несколько часов (ну, скажем, рассвета или заката солнца), а может даже и гораздо дольше: несколько недель или даже месяцев, когда сложится всё так, как вам надо, как вы и задумали: раннее утро, весна, горы и подснежники. И соответствующее моменту освещение.

Вот эта фотография была сделана опытным фотографом. Он очень долго наблюдал за этим местом, присматривался к освещению в разное время года и разное время суток, к природным явлениям, к ландшафту… А на съемку приехал уже подготовленным. Он знал, что утро тут очень часто бывает туманным, причем, происходит это именно незадолго до восхода. Но как только солнце поднимается  из-за горизонта, туман быстро рассеивался. Так что показанное на снимке состояние природы длилось всего лишь несколько минут, не больше двух-трех. Фотограф рассчитал, учел все это и прибыл на съемку именно в это время. И – вот то, что получилось в итоге всей этой работы, перед вашими глазами. Нам кажется, снимок очень хороший.

Принцип седьмой. Используйте в работе рассеянный свет

Самостоятельно сделать естественное освещение рассеянным не сможет ни один фотограф в мире. Ведь источник естественного освещения – это солнце. И повлиять на него, «скорректировать» его работу человек просто не в силах. Но, тем не менее, кое-какие выходы из положения все же можно найти. Один из самых простых способов получить рассеянный естественный свет – это контролировать  положение фотокамеры относительно снимаемого объекта и относительно источника света, то есть, солнца. Ну, скажем, при съемке портрета фотографируемого человека можно попросить пройти в тень. В тени свет всегда бывает мягким и рассеянным. Если вы снимаете на открытом воздухе какие-то не очень большие предметы – их тоже лучше перенести в тень.

В качестве примера можно привести вот эту фотографию. Она была сделана в яркий солнечный день. Прямой солнечный свет был в это время очень жестким (а в южных широтах, где, как вы наверняка  догадались, и был сделан снимок, он жесток и ярок особенно). При таком свете детские лица стали бы просто грубыми. Вот поэтому автор снимка и попросил своих маленьких моделей пройти в тень их собственного дома.

Влиять на естественное освещение можно так же и нехитрыми приспособлениями, а именно – отражателями и рассеивателями. Естественный свет, скорректированный этими приспособлениями, будет очень похож на солнечный свет в тени. К тому же, отражатель и расеиватель всегда могут находиться  под рукой. Ну, а если настоящего отражателя у вас вдруг по каким-то причинам с собой не оказалось, в его качестве, например, при съемке портрета можно использовать любую светлую поверхность. Отражателем может послужить лоскуток светлой ткани или лист светлой бумаги. Подойдет даже самая обыкновенная газета, купленная в газетном киоске, расположенном за углом неподалеку. А еще можно попросить «поработать отражателем» человека в светлой одежде – нужно лишь правильно его расположить относительно портретируемого. Отражателем может поработать и светлая стена дома. Вариантов тут масса. Ну, а если вы снимаете портрет при естественном освещении в комнате – количество света и его состояние можно легко регулировать при помощи штор на окнах.

Конечно, так можно поступить далеко не всегда. Рассеять естественный солнечный  свет при  съемке пейзажа или при съемке архитектурных объектов и памятников просто невозможно. Тут вам придется жать милости у природы:  пока на небо понабегут облачка… Или приходите на съемку на закате или рассвете.

Принцип восьмой. Учитывайте направление света

Способами, описанными нами в предыдущем пункте статьи, в процессе фотосъемки можно контролировать так же  и направление естественного света. Можно перемещать объект съемки относительно источника света, а можно в этих же направлениях  перемещаться самому фотографу. Короче, при съемке портрета, например, фотографируемого человека нужно располагать относительно солнышка так, чтобы светотеневой рисунок, образующийся на его лице, устраивал бы вас. То же самое можно делать и в комнате, работая над портретом без использования искусственного освещения.

Вот вам очень хороший пример такого контроля  фотографа над светом. Для того, чтобы создать на фотографии силуэтное изображение, он просто-напросто встал четко напротив источника света, солнца. Другими словами, расположил объект съемки так, чтобы он находился между фотокамерой и источником света. Таким образом, он получил прекрасный контровой свет. А если бы он встал спиной к солнцу – освещение было бы совершенно другим. По-другому выглядел бы и сам снимок.

Существует очень много способов для того, чтобы при съемке при естественном освещении изменить направление света. Большинство из этих способов зависят  от того, где расположен фотограф и где расположен объект съемки. Вот вам еще один пример очень хорошей наблюдательности автора этой фотографии. Обратите внимание на ореол вокруг фигур этой колоритной старушки и ее коровы. Как же фотографу удалось добиться такого интересного эффекта? Оказывается, сделать это было совсем несложно. Просто фотографировать нужно было под особым углом – так, чтобы солнце освещало конкретно эти объекты сзади и немного со стороны.

А вот на этой фотографии очень хорошо проиллюстрировано то, как фотограф контролирует направление света при съемке при естественном освещении в помещении. Самый простой способ в этом случае – расположить портретируемого так, чтобы он находился как можно ближе к источнику света. В данной ситуации автор попросил модель встать поближе к открытой двери. Видите, какой великолепный получился результат? А ведь в комнате при съемке было далеко не очень светло! В таких условиях естественное освещение создает на фотографии очень интересные переходы от темных тонов к тонам светлым. А это очень хорошо придает объем любым объектам, которые мы фотографируем.

Как мы уже говорили выше, горы и здания двигаться не умеют. Зато в постоянном, непрерывном движении вокруг Солнца находится наша с вами планета – Земля. Так что, для того, чтобы эффектно сфотографировать такие объекты — ждите, пока Земля  вместе с заинтересовавшей  вас красивой горой или великолепным старинным замком повернется к источнику света так, как вам нужно. Или, опять же, ждите облаков…

Принцип девятый. Пробуйте отражать свет

Как известно, свет отражается от самых разных поверхностей. Способов отразить свет, как мы сегодня уже говорили, множество. Один из самых простых и самых эффектных способов отразить естественный (да и любой другой) свет – это использовать в работе отражатель, или, как его еще называют, лайт-диск. Именно с помощью такого отражателя и была сделана вот эта фотография. Ее автор рассказывает, что в помещении, где он снимал, свет был очень рассеянным и делал лица людей чересчур плоскими и блеклыми. Для того, чтобы «оживить» картинку, автор применил лайт-диск.

При работе с лайт-диском лучи солнца отражаются от поверхности этого отражателя и перенаправляются фотографом или его ассистентом непосредственно на объект съемки. Если объект съемки располагается в тени, там, где свет обычно бывает особенно рассеянным, эффект, создаваемый отражателем, становится намного заметнее. В этом конкретном случае, рассказывает автор фотографии, в работе ему помогал друг, который с лайт-диском стоял примерно в пяти метрах от фотографируемого человека и располагал этот отражатель таким образом, чтобы солнечные лучи падали именно на него. После этого друзья попробовали подсветить при помощи этого нехитрого приспособления только лишь лицо модели.

Как мы уже говорили, отражатели могут быть, так сказать, и природными, естественными. Практически любая достаточно ровная поверхность в той или иной степени может отражать свет. В роли отражателя могут выступить водная гладь реки, озера или моря, снег на земле, и даже песок. В городе отражателем может поработать асфальт или стены домов.

Принцип десятый. Источников естественного света может быть несколько. Ищите их!

Да-да! Не удивляйтесь! Хоть светило у нас с вами на всех только одно – солнышко, но источников естественного света одновременно  может быть несколько. Такое обычно можно наблюдать в закрытых помещениях. Источниками света в этих условиях служат окна и дверные проемы. Ведь, как правило, хотя бы окон практически в любой комнате бывает несколько. Да и дверь может быть не одна. А в некоторых помещениях и потолки бывают прозрачными.

Посмотрите вот на эту замечательную фотографию. Человек в белых одеждах находится в каком-то непривычном для нас с вами помещении и освещен контровым светом, идущим из какого-то проема. О том, что свет в данном случае контровой, говорит ореол, образующийся  вокруг его фигуры. Но и черты лица этого человека достаточно хорошо различимы! Из всего этого легко сделать вывод, что фотографируемый был освещен как минимум двумя источниками света. Один располагался сзади него, а второй – напротив него.

Примерно в таких же условиях был сделан и вот этот снимок. Окно в левой части кадра  служит здесь основным источником естественного света в этом помещении. Именно свет из этого окна и создает такой красивый переход от светлых тонов к тонам темным. Вот почему все располагающиеся в комнате объекты и выглядят такими объемными и фактурными. А за спиной фотографа находится еще одно окно. Но, по словам автора фотографии, он специально занавесил его. Сделано это было для того чтобы свет,  идущий из него, стал бы рассеянным, и сыграл роль так называемого заполняющего освещения, то есть света для подсветки теней.

Ну, и несколько слов как итог всего вышесказанного

Завершая эту статью, хочется напомнить вам о том, о чем мы говорили сегодня в самом начале. А именно о том, что естественное освещение – это всего лишь инструмент в руках фотографа, не более того. Не нужно ставить перед собой цель фотографировать только лишь «красивый свет». Свет должен быть основой для вашего  фотографического творчества, для всех сюжетов, которые вы фотографируете. И лучшее, что вы сможете сделать для того, чтобы ваши работы стали бы лучше – это фотографировать, фотографировать и фотографировать. Как говорил один старый фотограф: «Чтобы научиться фотографировать, нужно фотографировать». Снимайте же как можно больше и применяйте наши советы в своей практике.

www.takefoto.ru

Фотография и естественное освещение

Усиленная работа над освещением — это, пожалуй, одно из самых эффективных и правильных действий, которые вы можете предпринять для общего улучшения ваших снимков. Наряду с выбором непосредственно объекта съемки в пейзажной фотографии стоит и выбор правильного натурального освещения. Предмет съемки может сильно зависеть от качества натурального освещения. Природа предоставляет фотографу все многообразие естественного освещения, оно меняется в зависимости от погоды и времени суток. Наша задача – научиться максимально правильно использовать такое освещение.

Фотография и естественное освещение Фотография и естественное освещение

Фотография и естественное освещение

Выделяют три основных фактора, влияющих на естественное освещение:

  • ракурс;
  • время года;
  • погода.

Фотография и естественное освещение

Натуральное освещение состоит из прямого солнечного света, придающего теплые оттенки и повышенную контрастность, рассеянного света, который сам по себе холоднее и контрастность, а также из сбалансированного света. В разное время суток вы имеете различную контрастность и баланс белого. Начиная с полудня солнце медленно спускается к линии горизонта, вместе с этим постепенно снижается и контрастность снимков, что является следствием отражения света от поверхности земли.

Что касается погоды, то многое здесь зависит от облаков, которые сами по себе являются естественным фильтром.

Фотография и естественное освещение Фотография и естественное освещение

Самым неудачным временем для съемки считается полдень. Лучи солнца направлены прямо, такой свет практически не отражается от земли и трудно рассеивается. Именно по эти причинам фотографы даже не пытаются работать в это время суток, держа свои камеры в чехле. .одновременно от них ускользают уникальные возможности, к примеру, вода становится более прозрачной по причине того, что свет не слишком сильно отражается с водной поверхности и проникает глубже, чем обычно.

Многие фотографы предпочитают использовать поляризационные фильтры, предназначенные именно для этого. Однако, именно по причине их использования небо иногда принимает неестественно синий цвет и темнеет. Когда цвета становятся недостаточно насыщенными, тени – излишне глубокими, можно попробовать делать фотографии черно-белыми.

Утренние и вечерние фото

Фотография и естественное освещение

Приблизительно в 9 часов утра свет становится теплым, появляются сильные тени, предметы приобретают большую объемность и становятся трехмерными. Это освещение считается предсказуемым, в отличие от рассветного или закатного.

Фотография и естественное освещение Фотография и естественное освещение

Это время по праву считается самым удачным для съемки, но есть и минус – ваши фото могут быть обыденными и самыми обычными. Свет достаточно нейтральный, не теплый как в закатное время, но не такой яркий, как в полдень, не рассеянный, какой можно наблюдать в сумерки, но и не мягкий.

Золотые часы рассвета и заката

Фотография и естественное освещение

Золотыми часами считаются первый час после восхода солнца и последний час до заката. Самое прекрасное время для фотографирования, все предметы окружены теплым светом.

Фотография и естественное освещение Фотография и естественное освещение

Цвета на закате для глаза человека слишком ярки, однако именно на фото они раскрываются во всей красе. В это время автоматические настройки могут влиять на насыщенность цветов, поэтому особое внимание стоит уделять балансу белого. Кроме того, при самом приятном освещении может возникнуть множество всевозможных проблем, самая распространенная из которых – экспозиция.

Время сумерек

Фотография и естественное освещение

Сумерки наступают примерно за полчаса до рассвета и в первый час после заката, небо имеет светлый цвет, но солнечных лучей уже или еще нет. Само небо в это время суток – источник света. Оно может быть либо красноватым, либо холодно-голубым. По этой причине освещение становится мягким, имеет множество цветов, а атмосфера приятная и очень спокойная.

Фотография и естественное освещение

Самым большим недостатком съемки в это время суток можно считать недостаточную контрастность. Сложно сделать хорошие снимки без использования штатива, к композиции нужно прикладывать больше усилий. Часто автоматические настройки камеры не подходят для такого освещения, за счет переэкспонирования зачастую теряются нежные цвета.

Облачность и полумрак

Фотография и естественное освещение

Отсутствие прямых солнечных лучей создает мягкий и холодный свет, который характерен для облачной погоды и полумрака. Блики и отражения на ровной поверхности становятся мягче, а текстуры – четче. На цвета предметов большое влияние оказывают света, исходящие от предметов, расположенных рядом.

Многие фотографы считают эту погоду неподходящей для съемок, но облачное небо – прекрасный шанс для проведения уличной съемки, если, конечно, правильно настроен баланс белого. В это время суток на лице модели не будет жестких теней, особенно хорошо это время подходит для фотосъемки объектов, обладающих повышенной контрастностью.

Фотография и естественное освещение Фотография и естественное освещение

Отличный выход из данной ситуации – исключить из кадра серое небо. Однако текстурные облака как раз таки будут интересны для работы. Чтобы иметь возможность поправить баланс белого в будущем, лучше всего снимать в RAW. Если контрастности в фотографии все же не хватает, всегда можно прибегнуть к инструментам фотошопа, таким как Curves и Levels.

Фотография и естественное освещение Фотография и естественное освещение

Думаем, вы и сами уже поняли, что погода играет колоссальную роль в работе профессионального фотографа. Именно она создает бесчисленное множество вариаций освещения для ваших снимков, о которых мы и говорили выше.  Но даже этот перечень не является абсолютно полным, ведь всегда может появиться радуга и утро может быть туманным.

www.takefoto.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *