Фронтальный свет в фотографии – Ой!

Свет в фотографии — Прогулки по Вселенной — LiveJournal

«Свет фотографии» — так назывался мастер-класс, организованный Катей (pokrovskaya_kat) и Митей Покровскими 26 января в фотомастерской «Белый кролик». Из самого названия МК следовало, что эта встреча будет очень познавательной. Так оно и получилось. Специалисты своего дела Катя и Митя поделились с блогерами своими знаниями по теме света в фотографии. Многие участники этой встречи уже написали свои отчеты. Теперь дошла очередь и до меня. Приехал я в Симферополь слушать и пытаться понять услышанное. Поэтому почти не снимал. А теперь вот что я понял и вынес с этого МК.


Фотография в переводе с греческого означает «запись света», «светопись». Без света ни одна фотография не получится. А хорошая фотография получается при правильном свете.

Что такое фотография для обыкновенного человека? Это — лист специальной бумаги, на котором определенным образом нанесен цветовой рисунок. Воспринимая его, человек ассоциирует в своем сознании определенный образ, который постарался донести до него фотограф. Но как это получается? Ведь лист бумаги — это плоский объект. А образ, который рисует себе зритель, наверняка трехмерный, объемный. Как этого добивается фотограф?

Небольшое отступление. Двумерными являются практически все носители информации, созданные человеком. Это и бумага, на которой мы пишем или печатаем книги, это и доска в аудитории, где преподаватель делает пометки слушателям, это и плоский экран монитора или телевизора. Плоскими являются дискеты, CD- и DVD-диски. Все это связано с особенностью человеческого мышления, которое плоско по своей природе. Мы относительно легко воспринимает двумерную информацию, и с большим трудом — трехмерную. Вспомним хотя бы школьные уроки геометрии. Планиметрия и стереометрия — это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Хотя планиметрия и сложна для понимания и восприятия, но до стереометрии ей далеко. Можно также вспомнить как трудно даются школьникам и студентам уроки по черчению, задачи на проекции, сечения, а особенно построение изометрий и диметрий. Про 4D вообще лучше не вспоминать. Сознание человеческое его вообще никак не воспринимает. Кто хочет поэкспериментировать, может попытаться представить и нарисовать четырехмерный куб.

Итак, задача понятна: на двумерном объекте — на листе бумаги или на экране монитора — нужно воспроизвести картинку так, что возникло ощущение трехмерности снимаемого объекта, или как еще говорят фотографы, чтобы картинка получилась не плоской, объемной. Какие возможности есть для этого у фотографа, да и любого художника. Первое — это композиционные. Под ними я имею в виду и передачу перспективы (а также связанные с ней прием направляющих линий). Это и разбиение изображения на планы (передний, средний, дальний). Конечно, это и управление ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), что достигается установкой соответствующего значения диафрагмы. Ну и, наконец, — это свет.

Каким бывает свет для фотографии? Каждый знает, что он бывает жестким и мягким. Возникает закономерный вопрос: как достигается «жесткость» или «мягкость» света? До этого МК я ошибочно полагает, что размягчить свет можно путем применения различных рассеивающих насадок на источник света. Теперь, благодаря Мите, я знаю правильный ответ на этот вопрос. Жесткость света будет определятся угловыми размерами источника света по отношению к снимаемому объекту. Если источник света сравним или больше по размерам с тем, что мы хотим снять, то свет будет мягким. А чем ближе источник света к точечному — тем жестче будет свет. Поэтому, всякие рассеивающие насадки на вспышки, различные «стаканы», бумажки и проч. не сделают вам свет мягче. Они лишь уменьшат интенсивность света, не более того.

В условиях уличной съемки мы имеем дело с тремя источниками света. Первый — это нами всеми любимое Солнце, или Луна ночью. Очевидно, что эти небесные тела являются точечными источниками света и, соответственно, дают жесткий свет. Второй источник — это небо. Так как оно большое и занимает аж всю полусферу, что над нами, оно является огромным софтбоксом и дает мягкий свет. Наконец, есть еще третий игрок на этой сцене света — отраженный свет. Это такое совокупное понятие, включающее все тела, окружающие наш предмет съемки. Это тоже мягкий свет.

Далее мы обсуждали виды света по отношению к углу падения на объект съемки и расположении по отношению к ним фотографа. Это, пожалуй, самый важный момент всего МК. Итак, свет бывает:

— фронтальным
— переднедиагональным
— боковым
— заднедиагональным
— контровым
— верхним
— нижним.

Фронтальный свет — это свет, падающий на объект съемки спереди, со стороны фотографа. Другими словами, фотограф, источник света и объект находятся на одной линии. Это — самый плохой вид света, так как он полностью освещает объект. И хотя он хорошо показывает форму, достаточного свето-теневого рисунка он не дает. Изображение выглядит плоским. Это как раз та ситуация, когда снимают со встроенной вспышкой «в лоб». Митя советовал заклеить ее жвачкой.

Боковой свет — это свет, падающий сбоку оси объект-фотограф. Такой свет дает хороший свето-теневой рисунок. Он хорошо прорисовывает текстуру объекта. Именно его Митя использовал в дальнейшем, показывая нам пример на шедевре народного творчества «Рыба-колесо».

Контровый свет — это свет, падающий сзади снимаемого объекта. Сам источник свет может затеняться объектом и в камеру не попадать. Тогда мы увидим на снимке очертания в виде узкой полоски света по краям снимаемого объекта. Широко используется для отделения объекта от фона. Его очень любят киношники: в кинофильмах с хорошей операторской работе его можно найти практически в любом кадре. Если же источник света попадает хоть как-то в кадр, он становится самостоятельным элементом композиции. Такие фото очень любит делать Катя.

Передне-боковой и задне-боковой — это комбинация указанных выше типов света.

Еще немного поговорили о вспышках: где, как и зачем их использовать. Конечно, пыхать надо в потолок или что-то его замещающее, если дело происходит на улице. Дерево, например. Митя рассказал о двух полезных аксессуарах для них: это светофильтры и «изделие для фотовспышки» (как-то так оно называлось). «Изделие» представляет собой кусок материи на липучках. С одной стороны оно черное, а с другой — серебристое. Обматываешь им камеру и устраняешь паразитный фронтальный свет. Он возникает в тех случаях, когда вспышку нужно наклонить так, чтобы она била не в потолок прямо над фотографом, а где-то впереди него.

Также звучали советы повышать ISO при съемках в темное время суток и не бояться при этом шумов. Было сказано, что эти шумы видит только один человек на свете — это сам фотограф, который рассматривает свой снимок в 100% разрешении. Все остальные будут довольствоваться просмотром фотографий на экране плазмы. Кроме того, Митя утверждает, что на печати шумы не видны. Не пробовал, не знаю. Надо профессионалу верить на слово.

Это пока что все, что вспомнил. Если вспомню что другое, напишу в другом посте.

Сам МК класс прошел в очень добросердечной, домашней обстановке. Чувствовалось, что хозяева подготовились хорошо. Ни одного недовольного мною замечено не было. Если такие встречи будут повторяться — это будет просто здорово.

На фото lena_mi5.

Много фоток со встречи можно найти в отчетах других блогеров. Вот те, которые мне известны на данный момент:


  1. Мастер-класс по роли света в фотографии от четы Покровских или перезагрузка сознания от krymchanka

  2. Воскресенье с Белым кроликом от puristka_maga

  3. Немного о «Кроликах» от a_chernyh

  4. Про свет, Белого кролика и фотографию от geser

  5. КАК БЛОГЕРЫ В «БЕЛОМ КРОЛИКЕ» СВЕТ ЧУВСТВОВАТЬ УЧИЛИСЬ от igor_salnikov

  6. УЧИТЬСЯ ВОЛШЕБСТВУ от natallive

  7. Игра со светом от free_marta

  8. Белый кролик или свет решает всё….. от a_ur

На МК присутствовали geser, puristka_maga, igor_salnikov с супругой, a_chernyh, yuhanson, natallive, p4elka_mutantik, krymchanka, aryabov, lena_mi5, mariebang, free_marta, gardarika_soul.

Аптека. Улица. Фонарь.


gojuon.livejournal.com

Фронтальный свет. Фронтальное освещение в фотографии. Принт-А-Тет. Киев.

frontalnoe_osveshenie

Что такое фронтальное освещение?

Представьте на одну минуту, что объектив фотокамеры – это большой прожектор, и куда бы вы его ни направляли, он будет освещать находящиеся перед ним объекты. Это и есть фронтальный свет. Почти всегда он равномерно освещает предметы, потому фотографы считают его одним из простых видов освещения, в особенности при съемках пейзажей.

Но можем ли мы действительно сказать, что фронтальное освещение не представляет фотографу никаких трудностей в экспозиции? С этим можно согласиться, особенно, когда дело касается снятия  показаний экспонометра, но в  том, что касается вашего терпения – это все-таки испытание. Подумайте, смогли бы вы встать ранним утром или оставаться на улице до позднего вечера. Ведь качество и цвет фронтального освещения оптимальны именно в первые часы после восхода солнца и в течение нескольких последних часов светового дня. Как раз теплота такого «золотистого» света обязательно вызывает отклик зрителя. Фронтальный свет также делает более удачными портреты и подчеркивает красоты пейзажей.

Помимо этого, фронтальный свет обеспечивает ровное освещение, что для фотографа значительно упрощает экспонирование. В таком случае даже начинающие фотографы получают удачные экспозиции при данном свете, неважно ручной установлен режим или автоматический.

Фронтальное освещение в пасмурный день

Из всех различных условий освещения, с которыми часто сталкиваются фотографы, самым безопасным считается фронтальное освещение в пасмурный день.  Это достигается потому, что при фронтальном свете в пасмурную погоду, объекты обычно освещены равномерно. При таком свете хорошо может сработать автоэкспозиция, так как весь свет сбалансирован. Мягкость такого освещения позволяет фотографу создавать естественные портреты и глубже передавать глубину цветов, а также устранять проблемы контраста, которые часто возникают в солнечные дни, когда объект съемки находится, к примеру, среди деревьев.

Стоит учитывать, что освещенные спереди объекты в пасмурный день на снимке кажутся плоскими. В таком случае, чтобы создать иллюзию объемного изображения, нам нужны светлые участки и тени, другими словами, нам нужен боковой свет. Такое освещение многие фотографы считают сложным именно из-за комбинаций тени и света, но при этом оно дает очень интересные возможности для фотографии. Профессиональные фотографы согласятся, что объекты, освещенные сбоку, вызывают больший отклик у зрителя, нежели объекты, освещенные спереди или сзади. Поскольку именно боковой свет лучше передает трехмерный мир, который мы видим глазами.

 

print-a-tet.com.ua

Эмоциональное значение света в фотографии на примере одного натюрморта

Закрывая тему «Свет», необходимо поговорить об эмоциональном значении света в фотографии. Именно от освещения во многом зависит, какое впечатление производит фотография на зрителя. Меняя направление и силу света, можно работать с глубиной и акцентами, подчеркивать или приглушать цвета и формы объектов. В качестве наглядного примера мы рассмотрим серию фотографий с желтым цветком топинамбура и с красным цветком антуриума, снятых в одном ракурсе.

Равномерное, практически бестеневое освещение


На этом фото некую объемность и игру создают капли воды. Но ощущения глубины в фотографии не хватает. Движение и вовсе отсутствует. Свет выровнял объем и «построил» плоский рисунок. Кроме того, глубина резкости невелика, и вне фокуса оказался не только задний план, который совсем размыт, но и дальние лепестки желтого цветка. В итоге мы видим яркие цвета: малиново-алый, зеленый, желтый. Но в целом, это лишь образует некую цветовую кашу, пеструю и плоскую.


Жесткое контрастное боковое освещение


Такое освещение подчеркнуло глянцевую фактуру красного цветка антуриума, капли на нем стали более рельефными. Появился объем у желтого цветка. Часть желтого цветка ушла в глубокую тень и почти не читается. Появилась некоторая интрига. Снимок стал интереснее, но очень сильный цветовой и световой контраст забирает все внимание на себя. Если задача показать резкость и конфликт цвета, формы — такой свет вполне подходит.


Жесткий верхний фронтальный свет


Естественно, потерялся фон, он ушел в черноту. Это однозначно сыграло против глубины фотографии. Верхний фронтальный свет используется, чтобы показать вертикальную фактуру. И на этом снимке именно так и произошло. Проявилась фактура антуриума, в некотором смысле уродливая. Переход из зеленого в алый на этом цветке сейчас выглядит противоестественным. Желтый цветок стал, с одной стороны, более контурным, с другой — словно развернулся и расплющился. Акцент внимания на антуриуме, он нахально доминирует, топинамбур ушел на второй план. Явно нарушен баланс, в фотографии ощущается подавление большим меньшего.


Свет стоит справа сбоку и несколько сзади


На фотографии появляется некоторый композиционный образ. Антуриум хотя и занимает основную площадь в кадре, но благодаря свету перестает доминировать. В значительной степени ушел красный цвет. Поверхность антуриума стала разнородной: появился переход из глянцевого в матовое. Кроме того, возник переход из зеленого через красное в темно-бардовое, почти в черное. Появилось многоцветие и разнородность фактуры: глянцевый красный с каплями, прозрачный зеленый с прожилками, матовый бардовый. Свет словно разделил антуриум на части. Трудно понять, это один лист, два или три. Это уже не банальный красный лопух, а некий загадочный цветок.


И топинамбур очень интересно заиграл. Появились светотеневые переходы. Тот цветок, который на первой фотографии был ярко-желтым, здесь стал мрачно-желтым. Благодаря четко обрисованному контуру на черном фоне в нем появилась некая строгость. С другой стороны, работа на просвет дала теплый желтый на лепестках. Общее мягкое ощущение от цветка спорит с другими жесткими элементами в его фактуре и контурах. Это рождает некую эмоцию.


В этой фотографии по-новому расставлены акценты. С одной стороны, контраст цветов, красного и желтого, становится более мягким, но возникают новые противопоставления: темного и светлого, контраст резкого контура и мягкого перехода. Кроме того, после того как в кадре перестал доминировать цветок антуриума, появилось ощущение динамики за счет наклона желтого цветка. И самое главное — из-за разницы света появился теневой рисунок, который создал объем.


Свет падает сбоку и сверху


Добавили свет и немного изменили направление, приподняли вверх. Свет падает сбоку и сверху. Света стало больше. Как ни странно, объем еще больше увеличился. Если в предыдущем случае композиция вырастала из черного фона, из ниоткуда, то сейчас появился некий самостоятельный фон, совершенно размытый. Он оторван от цветов. При том, что фона в кадре мало, но он очень неплохо передает ощущение глубины.
Потерялась игра на просвет красного цветка. Зеленый стал более естественным, более жизненным, хотя и менее интригующим, может быть. Красный в нижней части совсем выровнялся. Зато заиграл рельеф в правом нижнем углу. На фотографии стало больше капель, особенно на перегибе красного листа, где образовалась интересная структура. Заиграли капли на желтых лепестках. И самое главное, что желтый цветок стал более объемным. Он «живет» на фоне, при этом сохраняя и фактуру, и структуру.


Надо отметить интересное освещение лепестков: и падающим светом, и проходящим. Человек привык видеть либо отраженный свет, либо на просвет. Один участок не может быть одновременно освещен и так, и так. Поэтому в сознании объекты, которые освещены по-разному, воспринимаются как расположенные рядом друг с другом или в разных плоскостях. Появляется многоплановость. В снимке разнородность в освещении играет на глубину.

Итоговая фотография


Разобранный нами снимок весьма нагляден для того, чтобы показать на его примере игру света. Однако справедливости ради надо отметить, что в целом он далек от идеала: в нем нет выстроенной композиции, она разваливается. Особенно это видно при равномерном освещении. Красный антуриум не воспринимается как цветок. Виден лишь его фрагмент — неосмысленно, неоправданно отрезанный. Очень много прямых линий, а сам кадр в результате замыкается ярким красным углом. В природе нет прямых углов, она их не любит. Это создает некую противоестественность: некий красный глянцевый лопух занимает две три кадра, нагло, нахально давит все. При этом образ антуриума не угадывается.


Если говорить о передаче красоты цветов, пожалуй, нужно было либо показать форму антуриума: взять его в кадр целиком, поскольку цветок — это не только фактура, но в первую очередь контур. Либо убрать неоправданное доминирование красного цветка. В предложенном нами варианте кадрирования антуриум — это просто цветовые пятна, которые с разных сторон поддерживают цветок топинамбура, — он теперь основной в кадре. Тем не менее ощутимый контраст: по цветам, по контуру сохраняется.

_______________________

Читайте также:

Винсент Бурион: «Создавать, воображая»

10 главных фотографий 2012 года: версия журнала «Time»

Материальная форма мечты. Владимир Федотко

rosphoto.com

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *