Источник постоянного света – Источники постоянного света — Магазин фототехники

Приборы постоянного освещения в фотоделе

Свет является неотъемлемым элементом при фотосъемке. В студийных условиях фотографы привыкли работать с импульсными источниками света, которые выдают короткий, но очень мощный импульс света во время срабатывания затвора камеры. Работа импульсных источников света и цифрового фотоаппарата синхронизируются друг с другом для достижения наилучшего результата. Однако, помимо импульсных источников света и разнообразных моделирующих насадок, существуют приборы постоянного освещения. Это мощные лампы, к использованию которых фотографы прибегают не часто. Приборы постоянного освещения больше задействуют при киносъемке. Тем не менее, в некоторых ситуациях источники постоянного света оказываются весьма кстати, особенно в нынешние времена, когда процессы видео- и фотосъемки объединяются друг с другом.

Типы источников постоянного света

В импульсных приборах работает импульс-вспышка, длительность которой составляет всего тысячные доли секунды. С ее помощью можно строить различные световые схемы в студийных условиях, оценивая параметры освещенности объекта съемки в соответствии со своим творческим замыслом. Приборы постоянного света, как не сложно догадаться, создают непрерывно контролируемый источник освещения. То есть свет от мощных ламп постоянно освещает объект съемки.

Обычно фотографы отказываются от использования таких источников освещения, поскольку они светят постоянно и в большинстве случаев не дают возможности изменять интенсивность светового потока. К тому же, приборы постоянного света потребляют довольно много электроэнергии и при этом выделяют огромное количество тепла. Однако в некоторых областях, например, в предметной или портретной съемке источники постоянного света могут служить хорошей альтернативой импульсным приборам.

Существуют металлогалогенные и галогенные источники постоянного света, они отличаются между собой, главным образом, такой характеристикой, как цветовая температура:

— Металлогалогенные источники

Как известно, цветовая температура естественного дневного освещения составляет около 5400 К. Примерно в этом же диапазоне (5400 – 5700 К) работают все импульсные приборы, используемые в студийной фотографии. Свет с такой цветовой температурой воспринимается человеческим глазом как «белый». Металлогалогенные источники постоянного света как раз имеют цветовую температуру на этом же уровне 5600 К, что обеспечивает естественную цветопередачу и возможность использования прибора в сочетании с импульсными источниками освещения. Что немаловажно, металлогалогенные приборы создают световой поток высокой мощности.

Металлогалогенный источник света

Благодаря своим преимуществам они получили достаточно широкое распространение в кино- и видеосъемке. К их использованию обращаются и профессиональные фотографы для студийной и предметной съемки. В сочетании с импульсными источниками света можно получать достаточно интересные и выразительные художественные эффекты. Однако у таких источников постоянного света есть и свои недостатки. Они требуют использования высоковольтных источников питания для поджига лампы и поддержания тока высокой частоты, что обуславливает сложность работы с такими приборами. Кроме того, они отличаются высокой стоимостью.

— Галогенные источники

Галогенные источники света имеют другую цветовую температуру. Во время закатов и рассветов солнце стоит невысоко над поверхностью Земли, создавая большую длину светового луча, проходящего сквозь атмосферу. В этот момент свет насыщается более теплыми тонами и цветовая температура светового потока достигает диапазона 2900 – 3400 К. Галогенные источники света оснащаются лампами, имеющими схожую цветовую температуру – порядка 3200 К. Это более доступные по цене и удобные приборы, покупку которых могут позволить себе начинающие фотографы. Используя галогенные приборы постоянного света, и корректируя баланс белого в настройках фотокамеры, можно получать подходящие цвета и оттенки в кадре.

Галогенный источник света

Современные приборы постоянного освещения снабжаются встроенной двухуровневой системой охлаждения для предотвращения сильного нагрева. Также такие приборы нередко оснащаются радиоуправлением, с помощью которого фотограф может легко включать и выключать осветитель, а также приглушать до 90 % создаваемого им света. Естественно, что качественные источники постоянного света, работающие в непрерывном режиме, обязательно имеют металлический корпус и другие составные элементы, которые отличаются высокой надежностью и прочностью.

Пользователю предоставляется возможность изменять мощность света, просто меняя лампу в приборе. Правда, делать это надо осторожно. В студийных условиях с помощью компьютера фотограф может управлять различными световыми схемами, включающими в себя сразу несколько осветительных приборов с импульсным и постоянным освещением, что открывает большую свободу для творческих экспериментов.

Особенности и применение источников постоянного освещения

В сравнении с импульсными приборами, которые хорошо знакомы фотографам, источники постоянного света имеют ряд важных особенностей, на которые следует обратить внимание при их использовании. Во-первых, как уже говорилось выше, приборы постоянного света отличаются высокой теплоотдачей, определяющей сложность работы с такими источниками и невозможность использования светомоделирующих инструментов. Например, для получения мягкого рассеянного света придется использовать только специальные софтбоксы, способные выдерживать долгое воздействие высоких температур.

С источниками постоянного освещения практически невозможно использовать сотовые или другие виды насадок – приходится часто выключать лампу, что неизбежно приводит к снижению ее ресурса. Вследствие высокой тепловой отдачи не рекомендуется перемещать приборы постоянного освещения по студии с включенной лампой. Производить смену лампы следует соблюдая крайнюю осторожность и используя для этого специальные перчатки.

Помимо высокого нагрева прибора и теплоотдачи, отличительной особенностью источников постоянного света является изменение цветовой температуры в процессе регулировки мощности. Если снижение мощности на 10 – 20 процентов обычно не приводит к значительным изменениям теплового оттенка света, то более серьезное снижение может приводить к заметному понижению цветовой температуры. Поэтому для корректировки интенсивности светового потока и его цветовой температуры приходится, в частности, просто перемещать прибор, изменяя  тем самым расстояние до объекта съемки, либо использовать различные «сетки» или специальные рассеиватели.

Впрочем, нужно отметить и еще одну особенность приборов постоянного света, которая заключается в том, что интенсивность создаваемого ими светового потока недостаточна в сравнении с импульсными приборами. В этой связи при использовании закрытых диафрагм во время фотосъемки следует применять очень мощные металлогалогенные приборы, обладающие большей светоотдачей, либо вообще отказаться от писточников постоянного освещения в пользу импульсных.

Постоянные источники света находят применение преимущественно в студийной фотографии, в частности, при портретной и предметной фотосъемке. Некоторые фотографы искренне полагают, что импульсный свет по своей природе просто не дает возможности идеально передать  психологическое и эмоциональное состояние модели при съемке портрета. Ведь внезапная, импульсная вспышка незримым образом влияет на человека, на выражение его глаз, на мимику и состояние. Совсем другое дело, когда используются постоянные источники света — ничто не отвлекает человека от процесса съемки и не мешает ему.

Правда, здесь возникает другая проблема. Поскольку студийные постоянные источники излучают много тепла, они имеют свойство перегреваться (даже, несмотря на встроенную систему охлаждения или наличие вентиляторов в студии). Для предотвращения перегрева, вероятно, придется делать перерывы в работе. В студии от источников постоянного света жарко может стать не только фотографу, но и модели. Если расположить такой прибор слишком близко к модели, то кожа на ее лице может начать бликовать от пота и жира.

Тем не менее, обычный постоянный свет может дать хорошие результаты при съемке портретов. Главное научиться грамотно располагать такие приборы по отношению к объекту съемки и оптимальным образом настроить соотношение их мощностей. Чем дальше объект съемки находится от источника постоянного света, тем меньше его освещенность. Причем освещение меняется обратно пропорционально квадрату расстояния, то есть, например, при увеличении расстояния в два раза освещение уменьшается в четыре раза. При портретной съемке хорошие результаты получаются при использовании одного основного прибора постоянного освещения с отражателем для заполняющего света и второго софтбокса в качестве заполняющего источника.

Источники постоянного света оптимально использовать тогда, когда фотограф параллельно с фотосъемкой, занимается еще и съемкой видео в студии. Они позволяют работать с длинными выдержками и открытой диафрагмой для создания эффектов, которые было бы сложно получить при использовании обычных импульсных вспышек. Во время фотосъемки фотограф иногда хочет получить необычные и очень яркие художественные эффекты, вроде эффекта пламени с красивыми лепестками огня или развивающихся на ветру лоскутов платья, чтобы показать трепетание ткани.

Такие эффекты достигаются только умелым сочетанием импульсных и постоянных источников света. Причем в студийных условиях при использовании сразу нескольких осветительных приборов импульсного и постоянного света с различными отражателями и софт-боксами возникает проблема с точным замером количества света для правильной настройки экспозиции. Встроенные экспонометры цифровых фотоаппаратов  не очень хорошо справляются с этой задачей. Здесь на помощь фотографу придет отдельный портативный экспонометр,  который всегда точно подскажет, как правильно настроить экспозицию.

В последнее время приборы постоянного света не пользуются у фотографов широкой популярностью. Однако во многих ситуациях источник постоянного освещения может заменить традиционные импульсные вспышки, особенно при съемке портретов или в предметной фотографии. Фотографу важно только освоить некоторые профессиональные тонкости размещения источников света и настройки соотношения мощностей используемых галогенных ламп.

Несмотря на высокую теплоотдачу, ограниченные возможности по изменению интенсивности светового потока и солидную стоимость, у источников постоянного света есть существенное преимущество. Дело в том, что при соответствующих навыках их можно изготовить самостоятельно в домашних условиях под свои собственные требования. Причем такие самодельные светильники по своим возможностям зачастую ни в чем не уступают дорогостоящим профессиональным приборам.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

www.fotokomok.ru

Постоянный или импульсный свет?

Долгое время фотографы отдавали предпочтение импульсному свету, так как мощные источники постоянного света являются громоздкими дорогостоящими конструкциями, которые потребляют много энергии. Сейчас начинают появляться не дорогие компактные источники постоянного света, которые способны выдавать стабильный световой поток, близкий к дневному свету. Это значит, что настало время пересмотреть все за и против того или иного источника света. 

Импульсный источник света

1. Мощность

Самый дешевый источник импульсного света способен выдать более мощный поток света в единицу времени, чем самый дорогой источник постоянного света. Это связано с различием в конструктиве и предназначении. Источник постоянного света постоянно освещает сцену пока затвор камеры открыт. Импульсный источник света накапливает мощность и мгновенно высвобождает всю накопленную энергию.

Для того, чтобы наглядно увидеть различие, стоит обратиться к расчетам. Возьмем 5 ламп мощностью по 60 ватт каждая. Сумарно они будут создавать световой поток примерно 5500 люмен в секунду. Импульсный источник с ксеноновой газоразрядной трубкой выдает примерно 100 люмен на ватт. При мощности 60 ватт мы получим 6000 люмен. Уже видно, что мощность импульсного источника в 5 раз меньше, а световой поток на 500 люмен сильнее.

Теперь стоит учесть то, сто постоянный свет выдает 5500 люмен за секунду. Затвор камеры открывается чаще всего на промежуток времени 1/250 — 1/60 секунды. Это значит, что во время экспонирования сцена будет освещаться потоком света мощностью от 22 до 92 люмен, а импульсный источник света выдаст все 6000 люмен мгновенно. Значит импульсный свет во время экспонирования в 273-66 раз больше световой энергии.

2. Размер

Источники импульсного света очень компактные и сравнительно не дорогие. Источник постоянного света способный создать такой же световой поток как и импульсный источник будет весить порядка 20 килограмм и стоить несколько тысяч долларов.

Источники постоянного света практически невозможно использовать в походах и в поездках на природу или при съемках на улице.

3. Питание от аккумулятора

Для импульсных источников света и вспышек аккумуляторы и обычные батарейки — это обычный источник питания. Источники постоянного света также могут питаться от аккумуляторов, но их мощность несравнимо мала и польза такого света при съемках сомнительна. 

4. Цвет

Спектр ксеноновых газоразрядных трубок соответствует индексу цветопередачи (CRI) – 100. Этот параметр говорит о том, насколько источник света искажает реальные цвета объектов. Значение 100 — это самый лучший показатель. Лампы накаливания также имеют индекс 100, но галогенные лампы, флуоресцентные лампы или светодиоды имеют индекс не выше 95. Для постоянных источников света индекс 80-90 — это хороший показатель, а 90-100 — это отличный показатель.

5. Цена

Стоимость импульсных источников света значительно ниже, чем постоянных.

Если учесть стоимость покупки ламп и электроники к ним, то на эти же деньги можно купить две вспышки. Достаточно хорошая вспышка стоит около $100, а если брать с TTL, то цена поднимется примерно до $200. Четыре хорошие «T-5» обойдутся примерно $35, но это только лампы. К ним нужен светильник и электроника, которые обойдутся еще в $150. Это при условии. что вы дружите с электрикой и сможете собрать всё самостоятельно.

Собранные светильники Cool Lights и KinoFlos стоят от $500 до 1500, а света они излучают не больше простенькой вспышки.

Постоянный свет

До этого момента мы рассматривали, в чем постоянный свет проигрывает импульсному, но у него есть и преимущества. Иначе его никто бы не использовал.

1. Естественное визирование

Постоянный свет позволяет сразу увидеть картинку такой, какой она получится на фотографии. Это очень удобно. Это особенно важно в творческих поисках, так как, перемещая источники света, вы сразу видите изменения в композиции.

2. Сделай сам

Комплектующие для самостоятельной сборки источника постоянного света можно без проблем найти. Самостоятельная сборка позволит сэкономить порядка 50$. Кроме того, вы можете использовать множество комнатных светильников и настольных ламп.

3. Преимущества низкой мощности

Постоянный свет очень удобен для создания снимков на открытой диафрагме с малой ГРИП. Если вы снимаете натюрморты или занимаетесь предметной съемкой, то длинная выдержка — это для вас не проблема. Значит, постоянный свет будет вполне приемлем для работы.

4. Видео

С увеличением качества видео, которое можно снимать на зеркальные камеры, актуальность постоянного света возрастает. Импульсный свет для видеосъемки совершенно не приемлем.

Что же покупать?

Каждый тип света по-своему хорош. Профессиональному фотографу стоит иметь в своём арсенале и импульсный свет, и постоянный. Если ваше финансовое положение не позволяет совершать такие растраты сразу, то стоит самостоятельно взвесить все за и против, и сделать выбор в пользу того, что более актуально для вашего стиля фотосъемки и для ваших потребностей.

www.takefoto.ru

области применения и особенности использования.

В производственной линейке ведущих компаний, выпускающих осветительные приборы для фотографии, помимо всевозможных импульсных устройств всегда есть место приборам постоянного освещения. На протяжении всей своей истории компания Profoto уделяла пристальное внимание производству такого вида оборудования. Особенно актуально оно сегодня, когда современные технологии все больше объединяют процесс фото- и видеосъемки, Совершенно логичным стал тот факт, что на рубеже ­2010–11 годов компания представила новое поколение приборов постоянного освещения.

Перед тем как мы познакомим вас с оборудованием Profoto, давайте уделим внимание особенностям использования постоянного освещения и рассмотрим все нюансы. В отличие от импульсных приборов, в которых основным источником освещения является импульс-вспышка, длительность которой составляет тысячные доли секунды, приборы постоянного света создают непрерывно контролируемый источник освещения. Используя такой свет, мы можем моделировать различные варианты освещения на съемочной площадке, визуально оценивая условия расстановки источников света и параметры освещенности.

 

Наиболее распространенными приборами постоянного света являются галогенные и металлогалогенные источники освещения. Отличаются они важнейшей характеристикой светового излучения – цветовой температурой. Цветовая температура естественного дневного освещения – около 5400 К. Именно в этом диапазоне (5400–5700 К) ­сбалансированы все импульсные приборы, используемые в фотографии, и именно такой свет воспринимается человеком как естественное «белое» освещение.

 

Металлогалогенные источники освещения имеют температуру ­5600 К, и характеризуются как «белый» свет. Именно эта характеристика, а также высокая светоотдача, то есть создание очень мощного светового потока, обусловила большую популярность и широкое распространение таких приборов в кино- и видеосъемке. Эти приборы уверенно завоевали сердца фотографов, позволяя им использовать мощные металлогалогенные осветители как в студийной, так и в натурной фотографии, иногда даже совмещая их с импульсными источниками освещения для получения выразительных изобразительных эффектов. Особенностью этих приборов является необходимость использования высоковольтных источников питания для поджига лампы и поддержания тока высокой частоты, так называемых «высокочастотных балластов». Сложная схемотехника этого оборудования, надежность, длительный ресурс и качество создаваемого света определяют его достаточно высокую цену.

 

 

Существующее в фотографии (и не только) понятие режимного времени определяет такое время суток (рассвет или закат), когда солнце, стоящее невысоко над поверхностью Земли, создает большую длину светового луча, проходящего сквозь атмосферу. Солнечный свет теряет при этом большую часть своего синего спектра. Вызванное этим изменение цветовой температуры насыщает свет теплыми тонами. Такой свет имеет температуру 2900–3400 К. Галогенные источники света, эти самые популярные и ­распространенные приборы постоянного освещения, комплектуются лампами с температурой 3200 К. Как правило, это достаточно недорогие осветители, доступные для начинающих фотографов. С их помощью легко постигать нюансы художественной светопостановки. Корректируя баланс белого в программе-конверторе или в ПО фотокамеры, нетрудно получить естественные цвета и оттенки. Однако необходимо помнить несколько особенностей, характерных для постоянного света.

 

 

Первое – это высокая теплоотдача, определяющая сложность, а порой и невозможность ­использования ­многих светоформирующих инструментов. Для получения мягкого рассеянного света необходимо использовать только специальные софтбоксы, выдерживающие долгое воздействие высоких температур. Рефлекторы не должны мешать хорошей вентиляции прибора, поэтому использование сотовых насадок и точечных источников также ограничено или требует постоянного выключения лампы, что неизбежно приведет к снижению ее ресурса. Как правило, ресурс хороших ламп составляет около 300 часов (галогенная) или 750 часов (металлогалогенная). При этом надо помнить, что не рекомендуется жесткое перемещение прибора с включенной лампой во избежание ее сотрясения. Желательно перемещать выключенные и охлажденные приборы. Производить замену лампы необходимо не касаясь колбы или используя специальные перчатки.

 

 

Второй особенностью использования постоянного света является изменение цветовой температуры в процессе регулировки мощности прибора. Понижение мощности на 10–20 % незначительно повлияет на увеличение теплого оттенка света, более значительное уменьшение может привести к заметному снижению цветовой температуры. Для корректировки интенсивности светового потока необходимо использовать специальные «сетки» ­различной плотности, флаги, рассеиватели; корректировать расстояние до объекта съемки перемещением осветительного прибора.

 

 

И наконец третья важная особенность постоянного света – недостаточная по сравнению с импульсным источником света интенсивность светового потока. Если при съемке видео используются достаточно открытые диафрагмы, то в условиях студийной фотосъемки значение диафрагмы 11–16 – само собой разу­меющееся. Другими словами, для получения большей глубины резкости при использовании закрытых диафрагм необходимо использовать очень мощные осветительные приборы, желательно металлогалогенные, обладающие большей светоотдачей.

 

 

Теперь рассмотрим галогенные источники света Profoto ProTungsten Air 500/1000 и металлогалогенные приборы ProDaylight 800 Air.  Это приборы постоянного света, созданные специально для работы с наиболее востребованными инструментами для моделирования света Profoto. Теперь у пользователя имеется возможность использовать в постоянной системе освещения такие популярные светоформирующие насадки, как Cine Reflector, Giant Reflector, Magnum, Standart Zoom, SoftLight и т. д.

 

Profoto ProTungsten Air 500/1000

 

Приборы Profoto ProTungsten оснащены современной двухуровневой системой охлаждения с минимальным уровнем шума. Даже используя максимальный режим охлаждения, прибор остается практически бесшумным.
Кроме того, этот прибор имеет встроенную систему радиоуправления Profoto Air, которая дает возможность пользователю включать и выключать осветитель, а также приглушать до 90 % света.
Новые Profoto ProTungsten Air предназначены для интенсивного использования, металлический корпус и все составные компоненты отличаются прочностью и надежностью.

 

При использовании программного обеспечения Profoto Studio пользователь может создавать и координировать многочисленные варианты освещения, включающие в себя несколько осветительных приборов с импульсным и постоянным светом с помощью компьютера. С Profoto ProTungsten Air можно использовать лампы мощностью как 500 Вт, так и 1000 Вт. Вы можете изменять мощность света, просто меняя лампу.
Profoto Pro Tungsten Air идеально подходит для фотографов и видео­операторов, отвечая их требованиям к идеальному освещению.

 

Profoto ProDaylight 800 Air

 

Благодаря большей эффективности и качеству света приборы Profoto ProDaylight могут обеспечивать идеальное освещение для съемки видео в формате HD. Profoto ProDaylight имеет встроенную систему радиоуправления Air, позволяющую включать и выключать прибор, приглушать 50 % света. Используя Profoto Studio, можно с помощью компьютера управлять различными схемами светопостановки.

 

Высокочастотный электронный балласт с регулировкой частоты позволяет использовать ProDaylight при видеосъемке с низкой или высокой скоростью. ProDaylight разработаны для обеспечения более высокой эффективности и качества света для фотографов и видеооператоров. Разумеется, металлические корпуса прибора и электронного балласта разработаны с учетом эксплуатации в повседневных съемках в различных условиях.

 

Отдельно необходимо рассказать о совершенно новом инструменте для моделирования света: комбинации PAR и классического ZOOM-рефлектора Profoto – рефлекторе Cine.

 

Profoto Cine Reflector

 

Этот открытый безлинзовый рефлектор типа open face объединяет в себе популярный в отрасли киносъемки параболический (PAR) отражатель и классический ZOOM-рефлектор Profoto, который давно стал наиболее используемым аксессуаром Profoto для моделирования света.

 

От рефлектора PAR Cine Reflector позаимствовал специальный съемный элемент с зеркальной поверхностью, обеспечивающий более высокую светоотдачу по сравнению с текстурной поверхностью отражателя стандартного рефлектора. Угол рассеивания светового потока можно легко регулировать в диапазоне от 35° до 105° благодаря уникальной функции зуммирования, которая является неотъемлемой частью философии освещения Profoto.

 

В качестве аксессуаров используется набор из пяти линз различной степени рассеивания светового потока, включая матовую линзу Френеля, диффузный фильтр, четыре сетки разной плотности для управления интенсивностью светового потока, а также 4-створчатые шторки. Все аксессуары можно использовать в комбинации друг с другом, что обеспечивает дополнительные преимущества фотографам и светопостановщикам.
Cine Reflector оснащен двухслойным корпусом, защищающим пользователей от ожогов и способствующим большей долговечности прибора. На корпусе также предусмотрено крепление для зонта, который используется многими фотографами. Для подвесного крепления предлагается «лира», входящая в базовую комплектацию набора Cine Reflector Kit.

 

Использование этого инструмента не ограничивается областью кино- и видеоиндустрии, фотографы активно используют Cine Reflector с импульсным или смешанным освещением для достижения высокохудожественных эффектов светопостановки.

 

Практические советы по использованию смешанного освещения на примере собственных фотографий дает Олег Титяев

 


Эта фотография сделана на мастер-классе, посвященном съемке со смешанным светом. Мне хотелось изобразить модель в длинном, развевающемся на ветру платье. Для того ­чтобы сама модель получилась резкой, я освещал ее импульсным светом, используя при этом теплые конверсионные фильтры, чтобы совместить цветовую температуру источников. На большой кусок материи (которая выступает здесь в роли длинного платья) я, напротив, светил источниками постоянного света. Чтобы изобразить платье, летящее в воздухе, показать трепетание ткани, я должен был лишь слегка «размазать» ее, сохранив при этом ­отчетливые ­складки. Если бы я использовал короткие значения выдержки например, 1/200 или 1/100, ткань превратилась бы в замороженную, повисшую в воздухе материю. Если бы я использовал длинные выдержки, (1 секунда и более), то ткань «размазалась» бы полностью, превратилась в туман, и мы бы не увидели этих красивых, трепещущих на ветру складок. Поэтому было так важно подобрать необходимые параметры. Выдержка длительностью 1/4 секунды оказалось именно тем значением, при котором я получил желаемое. Два ассистента подбрасывали ткань. Еще один – создавал ветер с помощью небольшого куска картона.

 


Здесь для создания эффекта пламени, красивыми лепестками взметнувшегося вокруг модели, я тоже применил большой кусок легкой фиолетовой ткани. Но чтобы добиться большего размытия, чем на предыдущей фотографии, я должен был использовать длинные выдержки, доходящие до 1 секунды. Два ассистента с двух сторон подбрасывают куски этой фиолетовой материи, и они расплываются в постоянном свете, создавая эффект струящейся, растворяющейся в воздухе ткани, похожей на языки пламени. Один источник постоянного света с рефлектором, сотами и надетым теплым фильтром освещает лицо и руки ­модели, еще два направлены на модель с двух сторон. На источники света надеты дополнительные фиолетовые фильтры, призванные усилить, подчеркнуть цвет ткани.

 


Я хотел сделать яркое, необычное изображение. С небывалым упоением мы готовили реквизит для этого слегка потрепанного нелегкой жизнью ангела, с ролью которого блестяще справилась известная модель Кристина Славинская. Остановимся на технологии создания крыльев. К спине модели прикреплен большой кусок белой ткани, и два ассистента с двух сторон подкидывают ткань в воздух по моей команде. Я решил немного «смазать» ткань и для этого установил позади модели два мощных рефлектора с постоянным светом. Они направлены с двух сторон в сторону камеры. Для того чтобы избежать бликов, возникших из-за света, попадавшего в объектив, пришлось установить два флага с каждой стороны объектива (известный прием фотографов).

 

Надеюсь, приведенные примеры позволят вам точнее представить себе технологию подобной съемки, наметить для себя пути совершенствования и развития. Думаю, я буду возвращаться к этой теме и показывать новые интересные работы, сделанные в технике смешанного света. Удачи! Дерзайте, и все получится!

rosphoto.com

Как это снято. Съёмка со смешанным светом

Всё что вы хотели знать о сочетании импульсного и постоянного света.

Фотография сделана с помощью смешанного света, поэтому сначала надо разобраться с терминами. Смешанный свет — это совмещение постоянного и импульсного света в одном кадре.

Алексей Довгуля, Съёмка со смешанным светом

Как это работает

Импульсныйсвет замораживает объект в кадре, а постоянный на длинной выдержке смазывает. Следовательно, если мы разделим свет по области воздействия, то есть на одну часть кадра будем светить постоянным светом, а на другую импульсным, то одна часть кадра смажется (у нас ведь длинная выдержка), а другая останется замороженной — как раз то, что вы и видите на картинке. Это суть.

Подготовка

Берём цветной фатин или любую другую полупрозрачную ткань и создаём импровизированное платье. Качество материала не принципиально, потому что так называемое платье будет смазано в итоге. При этом на фоне на стойках за моделью висела ткань зелёного и синего цвета вперемешку, это было необходимо, чтоб получить некое подобие цветного пятна на фоне.

Свет

Съёмка велась на чёрном фоне, в качестве освещения был использован Hensel Expert 500. Три прибора с рефлекторами отвечали за постоянный свет, тарелка с сотами — за импульсный.

Установка света

Сначала расставляем 3 источника с рефлекторами и шторками с обеих сторон и за моделью на уровне ног (надо подсветить «платье» на просвет). Обязательно выключите световую и радиосинхронизацию на этих источниках, чтоб они не сработали, при этом не забудьте включить пилотный свет на полную мощность (также вы можете использовать просто источники постоянного света).

Алексей Довгуля, Съёмка со смешанным светом

При установке освещайте ту область кадра, которая по задумке должна быть смазана впоследствии, в то же время избегайте попадания постоянного света на область, где не должно быть смаза. Источник с портретной тарелкой и сотами в качестве рисующего выставляем на лицо модели, он нам нужен для заморозки части кадра, и поэтому включаем на нём синхронизацию для того, чтоб импульсный свет сработал.

Есть важное правило: всегда выключайте пилотный свет на источнике с импульсом, иначе он создаст вам проблемы.

Баланс белого

Я думаю, что все знают о цветовой температуре. Температура пилотного света в источниках — в диапазоне 2800–3200 К, а температура импульсного — 5200–5600 К, и необходимо сравнять эту температуру.

Для выравнивания цветовой температуры используется конверсионный фильтр. Берём фильтр 204 FULL ORANGE (изменит цветовую температуру импульсного света с 5200–5600 К на 2800–3200 К) и устанавливаем его на портретную тарелку, а баланс белого в камере ставим около 3000 К или предустановку баланса белого «лампу накаливания» 💡.

Параметры съёмки

В первую очередь включаем только источники с постоянным светом и настраиваем эффект смаза. Я обычно использую такую настройку: диафрагма f/8.0, ISO 100 и выдержка 1 секунда.

Далее проверяю, как работает эффект — трясу камерой во время экспонирования. Если результат мне нравится, то перехожу к следующей стадии, если нет, то увеличиваю выдержку и произвожу движения камерой снова и снова, пока не получу удовлетворительный результат.

Когда эффект меня устраивает, включаю источник с импульсным светом, настраиваю положение рисующего и снимаю с одновременно включённым и постоянным, и импульсным светом.

На этом всё, остаётся только делать огромное количество дублей с различными движениями камерой, чтоб найти отличное сочетание эффекта и позы модели, так что тут понадобится удача. На данной картинке я использовал зумирование и сдвиг камеры по вертикали.

Алексей Довгуля, Съёмка со смешанным светомАлексей Довгуля, Съёмка со смешанным светом

fototips.ru

Дополнительные источники света. Цифровая фотография без Photoshop

Дополнительные источники света

Самодельные осветители

Основное в фотографии – это свет. Разумеется, далеко не всегда есть возможность снимать при солнечном свете, да и управлять светом проще, используя источники искусственного освещения.

При съемке в помещении портретов, натюрмортов, предметов, макро вам понадобится дополнительное освещение, однако свет от лампочки, висящей под потолком, – явно не самое удачное решение вопроса. Рассмотрим все возможные варианты – их недостатки и преимущества.

Наиболее простой и самый доступный выход – это пара-тройка строительных галогенных светильников (рис. 2.1), стоимость которых очень привлекательна.

Рис. 2.1. Строительный прожектор

Вы можете приобрести светильники вместе со стойками (в зависимости от исполнения устанавливается один, два или четыре прожектора) либо отдельно, изготовив самодельные стойки, или использовать для этих целей недорогие штативы. В продаже встречаются светильники разной мощности: 150, 250, 500, 1000 Вт.

Преимущество такого решения состоит в том, что вы получите некоторый опыт работы с источниками искусственного света, и при небольших затратах результат все же улучшится по сравнению со съемкой без дополнительных источников освещения. Приложив некоторые творческие усилия и изобретательность, а также используя дополнительные принадлежности – рассеиватели и отражатели, вы можете добиться довольно интересных результатов.

Теперь о недостатках. Разумеется, это далеко не самое удачное решение по свету. Цветовая температура таких источников низкая, она немного меняется в зависимости от ламп и составляет порядка 2700–3400 К, цвета на снимках получаются желтоватыми. Вам обязательно придется исправлять цветопередачу всех снимков на компьютере. Кроме того, такие лампы выделяют слишком много тепла. Это создает немало проблем, работать становится не только неудобно, но и объект съемки сильно перегревается. Скажем, вы снимаете сложный электронный прибор – повышенное тепло вряд ли положительно скажется на его работоспособности. А если вы снимаете продукты питания, то это еще хуже – нагреваясь, они теряют свою привлекательность. Поэтому к съемке с использованием подобного рода светильников нужно подготовиться заранее, возможно, понадобится сделать пару пробных снимков, переставить объекты, если композиция смотрится на экране неудачно, включить свет только на время съемки.

Светильники потребляют много электроэнергии, особенно если вы используете не один, а три-четыре прибора; вдобавок нагреваются провода, розетки, вилки, переходники.

Чтобы немного улучшить результат, желательно использовать дополнительные рассеиватели и отражатели. Однако при применении вместе со светильниками софт-бокса и зонтов повышенное тепловыделение создает проблемы. Да и чтобы закрепить их, потребуется дополнительное самодельное оборудование.

Кроме того, нельзя оставлять подобные источники включенными надолго без присмотра – ситуация может стать пожароопасной.

Такие светильники очень «неуклюжие», их сложнее направлять, регулировать яркость, придется покупать специальные электротехнические устройства, ограничивающие напряжение. Да и чтобы получить тот или иной световой эффект, вам придется самому «изобретать» цветные фильтры, насадки, шторки. Тем не менее это недорогое и очень доступное решение для экспериментов с освещением, которое позволит не только получить определенный опыт, но и сделать неплохие снимки: как художественные, так и технические, например, для продажи какой-то вещи в Интернете.

Помимо строительных светильников, завоевавших серьезную популярность у многих начинающих фотолюбителей, существует огромный выбор всевозможных бытовых и промышленных, офисных и сценических осветителей различной конструкции и с различными лампами. Их использование ограничивает лишь фантазия и творческие замыслы. Экспериментируя, вы можете добиться очень выразительных, порой даже неожиданных результатов.

Разумеется, профессиональные фотографы с улыбкой отнесутся к подобным рекомендациям – такое решение подойдет лишь для настоящих любителей фотодела, у которых просто нет средств на приобретение дорогущей студийной аппаратуры, но есть огромное желание снимать и экспериментировать.

Итак, основные недостатки подобных источников света: они лишены универсальности, удобства в работе, системности, а главное – не обеспечивают качественный свет.

Студийные источники постоянного света

Напрашивается вопрос: зачем изобретать велосипед, когда существует готовое решение, ничего не нужно придумывать и не надо работать с ножовкой и напильником. Перед тем как отправиться в магазин, необходимо вначале разобраться, что именно необходимо вам для съемки. Выбор очень широк, и каждый продавец будет советовать оборудование, которое сочтет нужным для вас, а это не всегда совпадает с тем, что действительно пригодится вам в работе.

Разумеется, существует профессиональное световое оборудование, главный недостаток которого – высокая стоимость.

В фотомагазинах продаются не только отдельные приборы, но и уже готовые решения: комплекты источников постоянного света, состоящие из двух или трех компактных и удобных складных стоек и галогенных ламп с оптимально подобранными круглыми отражателями. Есть комплекты с зонтиками, а также жаропрочными софт-боксами и лайт-кубом.

Выбор студийных источников постоянного света достаточно богат: от недорогих до очень дорогих, мощных и функциональных. Конечно, использовать такие комплекты намного удобнее по сравнению со строительными светильниками. Конструкция фотоосветителей позволяет более гибко работать со светом, эффективно использовать свет и получить заметно лучший результат.

В целом вы приобретаете неплохое решение для многих фотозадач: от съемки фото на документы до натюрмортов. В отличие от импульсных осветителей, с источниками постоянного света проще работать, здесь не нужна никакая синхронизация, вы можете снимать в любых режимах, настраивать камеру по своему желанию.

Тем не менее недостатков у источников постоянного света существенно больше, чем достоинств, хотя в некоторых случаях выручают именно источники постоянного света. Однако это, скорее, исключение, чем правило.

Штатив для фотокамеры при съемке со студийными источниками постоянного света обязателен.

Студийные постоянные источники излучают много тепла. В мощных источниках применяется встроенное воздушное охлаждение – вентиляторы. Однако вентиляторы не всегда нормально справляются со своей задачей. Приборы перегреваются, лампы автоматически отключаются. Для предотвращения перегрева вам придется делать перерывы в работе (можете заодно проветрить комнату).

Со временем могут оплавиться и деформироваться пластмассовые элементы конструкций – лампа может сохранить свою работоспособность, но из-за деформаций корпуса установить насадки будет проблематично.

При съемке с использованием источников постоянного света жарко становится не только фотографу, но и модели. Поэтому кожа на лице будет бликовать от пота и жира. Следовательно, и фотограф, и модель не смогут расположиться к источнику света ближе. Но чем дальше от источника, тем меньше освещенность объекта. Освещение меняется обратно пропорционально квадрату расстояния: при увеличении расстояния в два раза освещение уменьшается в четыре раза.

Источники не обеспечивают нужной цветовой температуры, она составляет 3200 К. Обычно они не регулируются по мощности, лишь дорогие студийные источники постоянного света имеют возможность регулировки. В целом подобные источники – конечно, не самое удачное решение по свету. Но они значительно удобнее самодельных (строительных) светильников, хотя и заметно дороже (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Комплект галогенных осветителей

Источники импульсного света

Для получения более качественного результата целесообразно использовать студийный импульсный свет. Что это значит? Обычно начинающие фотолюбители задействуют пару внешних вспышек, при этом для подсветки фона можно применить самую недорогую вспышку. С помощью обычных внешних вспышек вы сможете сделать первые шаги в освоении работы с импульсными источниками света и получить неплохие результаты. Вспышки можно закрепить на стойках, а также использовать недорогие штативы. Как правило, направляются вспышки на зонтики, причем часто используются самые обычные детские зонтики белого цвета.

Очень скоро вы почувствуете ограничения: неудобство в работе, низкая мощность импульса, невысокая функциональность. Кроме того, пальчиковые аккумуляторные батареи намного менее удобны в работе по сравнению с питанием студийных источников от сети переменного тока. Задержки между импульсами вспышек будут все чаще, придется перезаряжать аккумуляторы. При этом нужно следить, чтобы вспышка не перегрелась. Вдобавок она не рассчитана на студийный режим работы.

Улучшить результат можно, докупив к такой «установке» специальный софт-бокс для портативных фотовспышек.

В продаже имеются комплекты источников импульсного света на любой вкус и кошелек. Для начала можно выбрать самый недорогой комплект из двух или трех источников, каждый из которых устанавливается на отдельную складную стойку. В комплект входят небольшие серебристые зонтики и простенькие импульсные лампы, а также цветные насадки (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Комплект импульсного света

Это уже кое-что для начала – с помощью недорогого импульсного комплекта вы вполне можете освоить разные виды съемки, добиться неплохих результатов, например, красиво снять продукты, предметы. Комплект не занимает много места, удобен для переноски. Перечислим главные его недостатки: мощность импульса не регулируется, низкая функциональность, а также трудности в использовании насадок. Удовольствия от работы с таким комплектом немного.

Более интересными представляются комплекты импульсного света, использующие в качестве источника света моноблок (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Комплект на базе двух импульсных осветителей, 2×250 Дж

Вы приобретаете готовое решение для съемки – удобную для переноски мобильную фотостудию. Можно выбрать как уже готовый комплект, который продается в специальной сумке, так и собрать комплект по частям и поэтапно – по мере появления финансовых возможностей, необходимости и понимания собственных запросов. Первый вариант удобен тем, что комплект получается несколько дешевле, чем покупка отдельных инструментов, он удобен для транспортировки, и все уже подобрано для оперативной работы на выезде – стойки, лампы, зонты и софт-бокс. Второй вариант также имеет свои преимущества: вы покупаете более качественное, нужное именно вам оборудование – надежные и более высокие стойки, нужные по мощности и функциональности моноблоки, подходящие зонтики или софт-боксы. Второй вариант больше подходит для неспешной студийной стационарной работы, с первым удобно работать на выезде.

Для начала работы вам понадобятся две или три надежные и устойчивые стойки, пара-тройка моноблоков, которые позволяют регулировать мощность импульса и включить пилотный свет, зонтики или софт-бокс. К моноблокам можно отдельно приобрести всевозможные сменные насадки: шторки, рефлекторы, тубусы, цветные фильтры и т. д. Учтите, что они подходят только к изделиям своего производителя (по типу байонета), однако в магазинах продаются переходники.

Моноблоки могут управляться от вспышки, установленной на камере, или от специального ИК-синхронизатора. Здесь стоит сразу обратить внимание: снимать, синхронизируясь по накамерной вспышке, неудобно. Не во всех случаях нужен «лишний» свет, так как не всегда имеющаяся фототехника позволяет регулировать импульс. Сама внешняя вспышка на камере также не очень удобна, по мере разрядки аккумуляторов вспышка заряжается все дольше, и вам приходится ждать или подзаряжать аккумуляторы. ИК-синхронизатор стоит относительно недорого и намного удобнее.

Конечно, очень комфортно пользоваться дистанционным беспроводным синхронизатором, который устанавливается на «горячий башмак» фотоаппарата (рис. 2.5). Беспроводной светосинхронизатор может синхронизировать вспышки, удаленные на расстояние примерно до 30 м. Устройства работают с любыми вспышками, которые имеют световую «ловушку».

Рис. 2.5. ИК-синхронизатор

Еще вы можете использовать синхронизационный кабель для соединения вспышек с камерой. На «горячий башмак» камеры можно установить переходник с выходом на синхрокабель, но провода, которые постоянно путаются под ногами, будут только мешать. Если вы случайно заденете ногой кабель, может упасть стойка с моноблоком, что вряд ли положительно скажется на его работоспособности, да и сам фотограф может не удержаться.

Существуют так называемые системы радиосинхронизации – радиопередатчики с небольшими антеннами, устанавливаемые на камере и световых приборах.

С одной стороны, чем более функциональные и мощные моноблоки, тем лучше, но, с другой стороны, чем моноблоки проще, тем надежнее они будут работать. Многое зависит и от производителя – хорошее качественное оборудование всегда стоит дорого.

Преимуществ у импульсного света много: стабильная температура 5500 К при разных уровнях мощности; цветовая температура, приближенная к температуре солнечного света; значительно более мощный импульс по сравнению с постоянными источниками; отсутствие тепловыделения; низкое электропотребление.

При съемке с импульсными осветителями вам не нужно выключать общий свет в комнате – свет от моноблоков достаточно мощный, он «перебивает» свет от лампочки/люстры.

Так как импульсные приборы практически не греются, они не подвергаются большим температурным перепадам, поэтому техника теоретически должна прослужить дольше. На практике же многое зависит от конкретной модели и условий эксплуатации. Не забывайте, что пальцами касаться ламп нельзя – так они быстрее выйдут из строя.

Недостатков импульсного света не то чтобы меньше, можно сказать, их фактически нет. Необходимость синхронизировать камеру и снимать в соответствующем режиме вряд ли можно отнести к недостаткам.

Конечно, стоимость высока, но ведь эта техника и более сложная, она не может стоить столько же, сколько галогенная лампа. Ограничения, которые отсутствуют при работе с источником постоянного света (вы не наблюдаете светотеневую картину в реальном времени), на самом деле на практике не имеют значения. Ведь вы снимаете на цифровую камеру, и никто не мешает сделать пару пробных кадров и отрегулировать съемочные параметры. К тому же во многих моноблоках предусмотрены пилотные лампы. Их мощность соответствует установленной мощности импульса вспышки, что дает возможность примерно оценить светотеневую картину. В хороших моделях пилотный свет автоматически гаснет.

Импульсные осветители существуют не только в виде моноблока, подключаемого к сети переменного тока. Есть специальные устройства – генераторы с осветительными головками, – которые могут работать и от сети переменного тока, и от встроенных или автомобильных аккумуляторов. Такое решение предназначено для съемки на выезде, где отсутствует электричество.

Мощность используемых моноблоков зависит от ваших конкретных съемочных задач, размеров помещения. В общем случае мощности источников в пределах 250–300 Дж хватит для съемки в домашних условиях, и даже 100–150 Дж в небольших комнатах окажется вполне достаточно. Таким образом, нет особой необходимости покупать дорогие мощные моноблоки 500-1000 Дж для съемки в небольшой комнате.

Однако, работая не на полную мощность, техника проживет дольше. Скажем, мощный моноблок, работающий на треть или четверть мощности, протянет дольше, чем моноблок, который эксплуатируется на пределе. В некоторых видах съемки может использоваться диафрагма f11-f16, соответственно, света понадобится много. Дополнительные насадки также уменьшают свет. Учитывая все вышесказанное, оптимально подходит моноблок мощностью 500 Дж, обладающий хорошим запасом. Но, принимая во внимание стоимость такого оборудования, решать вам.

При выборе моноблока обратите внимание на наличие плавной либо ступенчатой регулировки импульса.

Если вы снимаете на пленочную камеру, то для измерения мощности вспышки можно воспользоваться флэшметром (рис. 2.6). Прибор измеряет падающий и отраженный свет. Флэшметр может быть как импульсным, так и цифровым.

Рис. 2.6. Экспонометр-флэшметр

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

it.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о