Какой светофильтр выбрать – «Как выбрать светофильтр для объектива?» – Яндекс.Знатоки

Какие светофильтры выбрать

Во времена плёночных фотоаппаратов светофильтры были чем-то вроде спецэффектов. Сейчас для этих целей есть Фотошоп и, казалось бы, в светофильтрах нет никакой необходимости, но на самом деле это не так. Истинное предназначение светофильтров — это коррекция цвета и ослабление светового потока. Каждый, кто хоть сколько-нибудь занимается фотографией должен иметь базовый набор фильтров, так как они повсеместно находят применение. Самая качественная обработка выполняется ещё до того, как световой поток попадёт на матрицу фотоаппарата.

Форма светофильтра

Фильтры могут быть круглыми и прямоугольными. Круглая форма светофильтра более традиционна. Они накручиваются по резьбе на объектив. Прямоугольные фильтры устанавливаются в специальные держатели, которые предварительно крепятся на объективе. Каждый тип фильтров имеет свои преимущества и недостатки.

Круглые светофильтры дешевле прямоугольных. Ультрафиолетовый круглый фильтр можно использовать в качестве защиты передней линзы. Проблема таких фильтров заключается в различии диаметров для разных объективов. Существуют переходники, которые позволяют уменьшать диаметр резьбы объектива. К примеру, если на объектив с диаметром 77мм вкрутить специальное кольцо, то на него можно будет установить фильтр 72мм. Кроме того, замера круглого фильтра занимает много времени, а резьба может быть сорвана и это создаст дополнительные трудности с накручиванием или снятием фильтра.

Квадратные фильтры более удобны в использовании в плане возможностей настройки положения. Менять прямоугольные фильтры очень быстро. Градиентные фильтры можно поворачивать боком и менять положение границы перехода. Фотографу достаточно одного набора фильтров и крепления для всех типов объективов, которые есть у него в арсенале.

В целом, качество фильтров определяется их ценой. Часто, покупая дешёвые круглые фильтры, можно получить стекло низкого качества и резьбу из мягкого металла, которая легко повреждается даже при накручивании. Дешёвые прямоугольные фильтры часто делают из пластмассы, которая легко царапается.

Ультрафиолетовый фильтр

также имеет названия UV и Skylight. Во времена плёночных фотоаппаратов он использовался для уменьшения воздействия ультрафиолетового излучения на плёнку. Во время цифровых технологий данный тип фильтров чаще всего используется для защиты передней линзы объектива от механических повреждений. Стекло фильтра задерживает некоторое количество света, так что картинка немного искажается по сравнению с той, которая будет получена без фильтра, но данный недостаток незначителен, особенно если вы снимаете для себя и не страдаете маниакальной придирчивостью к мелочам.

Поляризационный фильтр.

Это единственный фильтр, работу которого невозможно имитировать в графическом редакторе. Поляризаторы используются для снижения количества бликов и отсветов. Благодаря поглощению бликов поляризатор позволяет увидеть поверхность. Например, днём трудно увидеть что-то, что находится ниже уровня поверхности воды, так как свет создаёт отражение и мы видим в воде облака и яркие пятна, которые на снимках станут пересветами. Поляризатор «съедает» блики и пропускает изображение водной поверхности и того, что находится под ней (если вода достаточно прозрачная).

Поляризатор круглой формы имеет два кольца. Одно по резьбе крепится к объективу, а второе позволяет вращать стекло. Вращением настраивается выравнивание положения, в котором будет поглощаться лишнее свечение. Также такой фильтр может использоваться для затемнения неба и, как следствие, выравнивания экспозиции по площади кадра.

Поляризатор

Нейтрально-серый фильтр

(ND). Данный фильтр невозможно на 100% качественно имитировать в Фотошопе, так как он позволяет увеличивать выдержку и не создавать при этом пересветов. Данный тип фильтров можно применять в солнечную погоду при съёмке портрета, когда выдержка нормальной экспозиции настолько короткая, что настроить синхронизацию вспышки невозможно. Установив фильтр, можно увеличивать выдержку и спокойно использовать вспышку.

Также ND-фильтр применяется в съёмке пейзажей, когда нужно передать движение воды или облаков. ND-фильтры имеют различие по степени затемнения. К примеру, ND2 способен ослабить световой поток в 2 раза. Выражаясь терминологией фотографов, количество света уменьшается на один стоп. ND4 через себя пропускает 25% света. Данное значение соответствует двум стопам.

Градиентные фильтры намного удобнее использовать в прямоугольном формате. Градиентный фильтр является тем же ND-фильтром, только затемнение происходит не по всей поверхности, а имеет переход от затемнения к полностью прозрачному участку. Также встречаются и цветные градиентные фильтры.

Чаще всего такие фильтры используются в пейзажной фотографии для уменьшения яркости в определённых участках кадра для выравнивания экспозиции.

Набор фильтров

Также существуют фильтры, которые помогают сделать цвета снимка теплее или холоднее. Особенно эффектно работают лучевые и инфракрасные фильтры. Большинство фильтров легко имитируется в графических редакторах. Каждый фотограф сам для себя формирует набор фильтров, но поляризационные и ND есть, скорее всего, у всех, кто активно использует светофильтры.

www.takefoto.ru

Какие светофильтры вам необходимы?

В пленочные времена светофильтры часто рассматривались как одни из основных инструментов в распоряжении фотографа. В наши дни благодаря Фотошопу и использованию сторонних плагинов необходимость светофильтров в глазах многих людей выглядит сомнительной. Это, конечно, не соответствует истине.

Светофильтры также актуальны сегодня, как и в период становления фотографии. Обработка изображения до того как оно попадет на матрицу фотокамеры всегда будет самым лучшим вариантом с точки зрения качества снимков. Сегодня мы познакомимся с базовыми фильтрами, которые следует иметь в первую очередь.

Какие выбрать фильтры: квадратные или круглые?

Фильтры можно разделить на два лагеря: традиционные круглые фильтры, которые вкручиваются в передней части объектива и квадратные, которые вставляются в держатель перед объективом. У каждых есть свои преимущества и недостатки.

Круглые как правило дешевле, вы можете оставить их на объективе и использовать в качестве дополнительной защиты, как например ультрафиолетовые фильтры. Недостаток в том, что вам потребуются фильтры нескольких диаметров если ваши объективы имеют разную резьбу для фильтров, однако это можно частично исправить используя понижающие кольца. Они позволяют вам например поставить 77мм фильтр на 72мм резьбу. Другой недостаток в том, что их довольно долго менять и они могут застревать на объективе если вы сорвете резьбу.

Квадратные фильтры, выпускаемые например фирмами Lee и Cokin, могут быть более гибкими. Вы можете быстро убирать и добавлять фильтры, поворачивать градиентные фильтры в соответствии с горизонтом и поскольку вам нужен адаптер для каждого объектива, то понадобится всего один комплект самих фильтров. Однако стоимость квадратных фильтров высока, так что вам может потребоваться время чтобы собрать нужный вам комплект.

Квадратный фильтр Cokin.
Фото:
pulaw, на Flickr

Последнее, что надо сказать прежде чем перейти к типам фильтров – как и с другим фотооборудованием, вы получите то, за что заплатили.

Дешевый круглый фильтр может оказаться сделан из менее качественного стекла и его кольцо может быть из некачественного металла, который погнется или останется на резьбе объектива. Дешевые квадратные фильтры обычно делают из пластмассы и они легко царапаются.

Какие типы фильтров следует купить?

Ультрафиолетовый фильтр (UV или Skylight) – в пленочные времена был необходим из-за высокой чувствительности пленки к ультрафиолетовому излучению. Цифровые матрицы гораздо менее уязвимы для ультрафиолета, однако эти фильтры нашли еще одно важное применение – для защиты объектива. Как и любые фильтры они могут незначительно ухудшать изображение, так что выбор за вами – использовать их или нет.

Поляризационные фильтры – если есть фильтр, который нельзя сымитировать в Фотошопе – то это поляризатор. Поляризаторы используются для уменьшения бликов и отражений от поверхностей и усиления голубизны неба. Они позволяют вам посмотреть под воду, убрать отражения  в окне и часто используются для уменьшения отражений от листвы. Круглый поляризационный фильтр имеет два кольца, неподвижное, которым он крепится на объектив и вращающееся спереди, которое позволяет выровнять фильтр для удаления отраженного света. У дешевых фильтров часто вращающееся кольцо – слабое место.

Поляризатор. Фото: jadjadjad, на Flickr

Нейтрально-серые фильтры (ND) – еще один тип, трудно заменяемый Фотошопом. Основная функция – уменьшение количества света, проникающего в объектив. Это особенно полезно, например, при съёмке портрета на улице, когда вам нужно уменьшить выдержку для синхронизации со вспышкой. Другой классический пример – пейзажная фотография, где использование нейтрально-серых фильтров позволяет фотографу использовать длинные выдержки, создающие такие красивые снимки с текущей водой. ND-фильтры различаются по количеству уменьшаемого ими света, так ND2 пропустит 50% света, или иначе говоря, уменьшит освещение на 1 стоп. ND4 пропустит только 25% света, уменьшая освещение на 2 стопа и так далее.

Градиентные фильтры больше подходят для квадратных систем. Они уменьшают освещенность выбранной области снимка за счет постепенного затемнения фильтра. Они бывают нейтральными, представляя на краю нейтрально-серый фильтр, а бывают и цветные. Градиентные светофильтры обычно используются в пейзажной фотографии для уменьшения освещенности неба при сохранении освещенности переднего плана.

Набор фильтров. Фото: [martin], на Flickr

Помимо этого, существует еще целый ряд других светофильтров, делающих снимок теплее или холоднее, эффектные фильтры, например лучевые и инфракрасные. Многие из них могут быть так или иначе сымитированы в Фотошопе.

Фильтры являются полезным дополнением к оборудованию фотографа, особенно обсуждаемые выше. Если даже вы не будете использовать ультрафиолетовые светофильтры – то присмотритесь к покупке поляризаторов в первую очередь. Они дают наиболее заметный эффект, который непросто повторить программной обработкой.

Автор: Jason Row (Джейсон Роу) – британский фотограф-путешественник, живущий сейчас на Украине. Вы можете познакомиться с его творчеством на «Одесских файлах» . Он также ведет блог, описывающий его приключения иностранца в бывшем Советском Союзе.

photo-monster.ru

Зачем нужны нейтральные фильтры? / Гид покупателя

Дата публикации: 31.05.2016

Света много не бывает! Так считали фотографы на протяжении десятков лет с момента зарождения фотографии. Амбротиписты были вынуждены снимать портреты на выдержках в несколько минут, работающие с плёнкой репортажники — увеличивать чувствительность при проявке. Инженеры-оптики рассчитывали сложные сверхсветосильные объективы. Технологи-микроэлектронщики по сей день тратят огромные усилия, чтобы создать сверхчувствительные матрицы. И при этом на рынке существуют светофильтры, единственная задача которых — «съесть» лишний свет. Парадокс? Вовсе нет! В этой статье мы будем разбираться, зачем нужны нейтрально-серые фильтры, какими они бывают и как их использовать.

Зачем нужны нейтральные фильтры?

Зачем нужны нейтрально-серые фильтры?

Выше я уже отметил, что единственная задача этих фильтров — ослабить световой поток. Насколько сильно — об этом мы поговорим чуть позже. Сейчас нам достаточно знать, что для разных целей ослабление света может колебаться от двух до тысячи раз. Почти всегда цель такого ослабления — увеличение выдержки. Например, сверхдлинная выдержка может быть мощнейшим творческим инструментом: объекты в кадре будут смазаны, нерезки, а то и вовсе не видны. Например, так можно снимать жизнь города, показывая его беспрерывное движение.

Зачем нужны нейтральные фильтры? ILCA-68 / 24mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 15 с, 52.0 мм экв.

Ещё одним способом применения длинной выдержки может стать «стирание» прохожих. Если вы хотите снять какую-то достопримечательность с минимумом туристов, то лучшего способа, чем съёмка на сверхдлинной выдержке, не придумать. Вам понадобится штатив и нейтральный фильтр максимально возможной плотности.

Фото без фильтра

Фото без фильтра

ILCA-68 / 24mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F9, 1/60 с, 39.0 мм экв. Фото с фильтром B+W F-PRO 110 ND 3.0

Фото с фильтром B+W F-PRO 110 ND 3.0

ILCA-68 / 24mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 30 с, 45.0 мм экв.

Подобные фильтры также востребованы пейзажистами. Размыть течение воды, получить туманную фактуру волн — такое возможно только на длинной выдержке. Но даже закрыв диафрагму объектива до предела, днём нужную длину выдержки получить крайне трудно. Поэтому для таких сюжетов тоже нужен нейтрально-серый фильтр.

Фото с фильтром B+W F-PRO 110 ND 3.0 ILCA-68 / 24mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F10, 25 с, 30.0 мм экв.

У всех фотоаппаратов минимальная длина выдержки ограничена. Для большинства современных камер со сменной оптикой это ограничение составляет 1/8000 или даже 1/4000 с. Снимать с такой выдержкой на сверхсветосильный объектив на открытой диафрагме получится далеко не всегда — света может быть слишком много! Поэтому портретисты, желающие при дневном свете полностью открыть диафрагму, часто применяют нейтральные фильтры. Уместны они бывают не только на улице, но и в студии, когда опять же нужно снимать на открытой диафрагме, а источники света не позволяют сильно ослаблять импульс.

Наконец, в последнее время ND-фильтры (это ещё одно название нейтрально-серых фильтров) понадобились видеографам. Дело в том, что в фотокамерах всё чаще появляется поддержка профилей гамма-кривой (Log-Gamma). Как правило, при этом используется ISO, отличное от минимального (например, ISO 1600 или ISO 3200). При съёмке днём мы получаем избыток света и снова вынуждены обращаться за помощью к нейтрально-серым фильтрам.

Какие бывают ND-фильтры?

Как видите, список задач, которые можно решать с помощью ND-фильтров, довольно обширен. Естественно, для каждой из них нужен фильтр определённой плотности. Где-то хватит затемнения в два раза, а где-то будет мало и 1000х.

Нейтрально-серые светофильтры: B+W F-PRO 110 ND 3.0, B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO, B+W F-PRO 102 ND 0.6

Нейтрально-серые светофильтры: B+W F-PRO 110 ND 3.0, B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO, B+W F-PRO 102 ND 0.6

Итак, первая и основная характеристика фильтра — его плотность. Она может обозначаться по-разному. Например, ведущий производитель фильтров — немецкий бренд B+W — указывает в названии фильтра числовой код. Цифры 0.3 соответствуют ослаблению света на две ступени, 0.6 — на четыре, 0.9 — на восемь, 1.2 — на шестнадцать. И так до 3.0. Непосредственно обозначение кратности вы найдёте лишь на коробке фильтра: ND 2X, ND 4X, ND 8X. Есть и абсолютный рекордсмен B+W F-PRO 110 ND 3.0, понижающий освещённость в кадре на десять ступеней экспозиции (почти в тысячу раз). На его коробке гордо красуются цифры 1000X.

Тысячекратный фильтр выглядит просто как чёрное стекло.

Тысячекратный фильтр выглядит просто как чёрное стекло.

Если вы точно знаете, в каких условиях будет проводиться съёмка, то можете сразу выбрать себе один-единственный фильтр нужной плотности. Но разве такое бывает в жизни? Поэтому часто пейзажисты берут с собой несколько фильтров. Неплохое решение. Если речь идёт о фильтрах большой плотности, то оно и вовсе единственное верное.

Тысячекратный фильтр выглядит просто как чёрное стекло.

Для остальных случаев есть нейтральные фильтры переменной плотности. Например, B+W XS-Pro ND-VARIO. Его плотность изменяется от 1 до 5 ступеней экспозиции: нужно лишь повернуть кольцо на оправе.

Фильтр переменной плотности B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO

Фильтр переменной плотности B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO

Единственный минус такого решения — довольно громоздкая конструкция фильтра, не позволяющая установить бленду или использовать объектив со встроенной блендой.

Фильтр переменной плотности B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO

Фильтр переменной плотности B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO

На что обратить внимание при выборе фильтра?

Все вопросы выбора светофильтра мы ранее разобрали в нашей большой статье «Как выбрать светофильтр?». Бликозащищённость, влияние на резкость, защитные покрытия — всё это сегодня можно найти только в фильтрах средней и высокой ценовой категории. Так, фильтры B+W серии MRC Nano обладают особым защитным покрытием, позволяющим легко чистить их и препятствующим задержанию грязи на поверхности.

Если речь не идёт о фильтрах переменной плотности, то мы рекомендуем выбирать фильтры с самой тонкой оправой, чтобы беспрепятственно использовать их в будущем на широкоугольниках. Например, самой тонкой оправой в модельном ряду B+W обладают фильтры серии XS Pro.

Фильтр переменной плотности B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO

Подведём итог

Нейтрально-серые (ND) фильтры — это и технический, и творческий инструмент. Круг решаемых с их помощью задач шире, чем кажется на первый взгляд. Они нужны везде, где речь заходит об увеличении выдержки: будь то портретная фотосъёмка в солнечный день на открытой диафрагме или пейзаж с размытой горной рекой. Однако всегда нужно помнить, что фильтр должен соответствовать по классу вашему объективу. Если вы применяете дорогую оптику, то нет смысла портить её картинку использованием бюджетных фильтров. Как и любые другие фильтры, нейтрально-серые могут быть подвержены ловле бликов, падению контраста и резкости, изменению цветового баланса картинки… Поэтому лучше выбрать модель бескомпромиссного качества от B+W и защититься от подобных проблем.

Фильтр переменной плотности B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO ILCA-68 / 24mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F10, 15 с, 30.0 мм экв.

prophotos.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *