Контровый свет – ФотоКто
Не верьте, когда вам говорят, что нельзя фотографировать, находясь против солнца! Его величество Свет разрешает всё. Яркое солнце, наполняя снимок, позволяет сделать его таким своеобразным, таким эффектным, что от иной фотографии невозможно отвести взгляд. Нарабатывая свои приёмы и упорно совершенствуя своё мастерство, вы сможете реализовать многие творческие замыслы, применяя данный тип освещения. Ведь съёмка против солнца предоставляет возможность использовать контражур со всеми его преимуществами.
О преимуществах контражура
Такое фотоосвещение, когда световой источник размещён позади объекта фотосъёмки называют контражур или свет контровый. Контровый свет имеет главную особенность — создание светового контура вокруг фотообъекта.
Источник света может размещаться близко или далеко, прямо перед объективом или немного сбоку, что влияет на расширение либо сужение контурной линии. Оперируя этими нюансами, можно получить интересные фотографии. И вот уже очертания объектов съёмки превращаются в силуэты, окружённые сиянием благодаря использованию эффекта свет контровый. Контровый свет может также наоборот проявлять резкие, фактурные детали, подчёркивающие рельеф фотографируемых участков.
Разница в освещении предметов делает снимок многоплановым за счёт того, что предметы на удалении получаются более яркими, чем те, что на ближнем плане. Изумительных успехов добиваются фотографы, увлекающиеся пейзажной фотосъёмкой. Потому что именно в контрастном свете пейзажи получаются необыкновенно красивыми.
Лёгкие световые блики и чёткие линии волны на поверхности воды, подчёркнутые таким освещением, придают особую выразительность композиции. Благодаря точно прорисованным контурам теней от деревьев, снимок удаётся сделать лаконичным и броским. А работа с прямым солнечным светом на рассвете/на закате — это вообще отдельный разговор. Не зря так любят именно этот контровой свет большинство фотографов.
Заря вечерняя или утренняя даёт возможность поймать в кадр те счастливые мгновения, когда природа полна насыщенных ярких тонов и их оттенков. Тёплый оранжево-золотистый свет в это время суток гарантирует удачу в проработке деталей в тенях без утомительной борьбы с жёсткостью пересветов. Как фантастично красивы длинные тени, как мягко, пластично они ложатся, помогая созданию объёмного, с глубокой перспективой кадра…
Но особенно выгодно использовать контровый свет в фотографии, когда производится портретная съёмка. Ведь для фотопортрета чрезвычайно важна контрастность, призванная разделять объект и фон. Солнце прямо позади модели окружит голову девушки ангельским нимбом светящихся волос. Чтобы усилить контраст, модель должна находиться на тёмном фоне. Для этого прекрасно подойдут деревья с густой листвой, тёмная стена строения и т.п.
Несмотря на провалы в тенях и резкие пересветы, даже полуденное солнце не помешает грамотному фотографу добиться визуального увеличения объёма в снимке или сделать кадр нарочито графичным и поэтому очень стильным. Настоящий же профи способен с помощью жёсткого солнечного освещения создать оглушительно экстравагантные фэшн-кадры. Потому что как раз таки резкие тени и выявят у модели во время портретной съёмки, например, красивые линии подбородка и скул, сделают загадочно-глубокими её глаза, что позволит точно передать душевное состояние, настроение человека.
Правильная экспозиция — основа удачной фотографии
Контражурное освещение — естественное и искусственное — требует различных способов работы с ним. Большое значение имеет умение определять экспозицию — это влияет на вид и настроение фотографии. Средневзвешенный замер, производимый в отношении всего кадра, лишь навредит. Если экспозицию рассчитать по свету, идущему в сторону камеры, то сюжет получится мягким, с окаймляющим его нечётким, размытым ореолом. Уменьшение экспозиции придаст световой кайме, окружающей силуэты, яркость и чёткость. Экспозиция по теням желательна при портретной съёмке.
Однако чтобы удачные фото стали нормой, а не редким исключением, нужно понять и принять тот факт, что управлять можно лишь искусственным освещением. А естественный свет необходимо постоянно изучать, наблюдая за его игрой утром, днём, вечером. Фотографируйте один и тот же предмет в разное время суток. И вы увидите, как лучше использовать контражур, чтобы снимки были действительно художественным произведением, а не просто документом.
Когда вы добьётесь того результата, к которому стремились, вы испытаете непередаваемое чувство: вы — Победитель. Именно так — с большой буквы.
fotokto.ru
Контровый свет — Карта знаний
- Ко́нтровый свет, Контражур — освещение в фотографии и живописи, при котором источник света располагается позади объекта и очень силен либо близко расположен. Такое освещение создает линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта. Контровый свет используется художниками и фотографами в тех условиях, когда необходимо передать чёткий контур объекта, а не его форму, например при фотосъёмке силуэтов. Контровый источник света можно использовать также при стандартной портретной съёмке в качестве дополнительного.
Если съёмка не является силуэтной или портретной (например, снимается с натуры), контрового света (будь то солнце или какой-либо осветительный прибор) необходимо избегать для того, чтобы качество фотографий было наиболее высоким, а все запечатлённые объекты были в достаточной мере рельефны.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Светографика (англ. light graphic) — техника фотографии, основанная на съёмке в темноте и экспонировании сюжета при помощи перемещаемых вручную источников света на длительной выдержке. При этом светящиеся объекты и следы от них могут использоваться в качестве части сюжета или для освещения других предметов в поле зрения фотоаппарата.
Портре́т в тёмной тона́льности (Ни́зкий ключ англ. Low-key lighting) — разновидность графической техники в искусстве (изобразительное искусство, фотография, кинематограф), применяемая для художественного выражения автора, спецэффектов или в технических целях, характерной особенностью которой является незначительная контрастность тёмных тонов и полное отсутствие или незначительное присутствие светлых тонов на изображении. Требуемый эффект может достигаться во время съёмки, при проявке или печати…
Подробнее: Низкий ключ Портрет в светлой тональности (Высокий ключ) — портрет, тональное исполнение которого определяется тем, что самые тёмные участки изображения не выходят за границы второй ступени светло-серого семиступенчатой шкалы плотностей. (Определение в дословном прочтении есть в книге Я. Д. Фельдмана/ (Высо́кий ключ англ. High-key ) — разновидность графической техники в искусстве (изобразительное искусство, фотография, кинематограф), применяемая для художественного выражения автора, спецэффектов или в технических…
Напра́вленный свет — свет, дающий на объекте резко выраженные света́, тени и в некоторых случаях блики. Направленный свет освещает только поверхности объекта, обращённые к источнику света. Остальные его поверхности находятся в тени.
Акцентное освещение (англ. accent lighting)— фокусирование света в определенном месте или на определенном объекте. Главной задачей такого освещения является привлечение внимания к освещаемому объекту. В большинстве случаев эффект достигается созданием контраста между объектом и общим фоном, на котором рассматривается объект.
Виньети́рование (фр. vignette — заставка) — явление частичного ограничения (затемнения) наклонных пучков света оправой или диафрагмами оптической системы. Результатом является снижение яркости изображения к краям поля зрения системы. В фотографических, киносъёмочных, телевизионных и проекционных объективах это проявляется в виде повышенной яркости центральной части кадра по отношению к его углам.
Архитектурная фотография, архитектурная фотосъёмка — жанр фотографии, фотосъёмка архитектурных сооружений (зданий и их комплексов, мостов и т. п.). Как правило, ставит целью получение документального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей.
Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra — «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.
Светоте́нь — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.
Камера-люцида, Камера-люсида, Камера-лючида (от лат. camera lūcida «светлая комната») — оптический прибор, снабжённый призмой и служащий вспомогательным средством при переносе существующих мотивов на бумагу. Камеру-люциду использовали в качестве альтернативы камеры-обскуры, дающей очень тёмное и перевёрнутое изображение предметов.
Те́ни — элемент светоте́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими.
Хромакей (англ. сhroma key, chromakey , буквально — «цветовой ключ»; от греч. χρώμα — «цвет») — технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая электронная рирпроекция (или рир-проецирование), использующаяся на телевидении и в современной цифровой технологии кинопроизводства. С помощью хромакея можно «удалить» фон, и «подложить» изображение или видео через видеоредактор. Также в повседневной жизни хромакеем называют сам экран, на фоне которого снимают.
Теория ретинекса (англ. retinex theory; от retina — сетчатка и cortex — кора головного мозга) — теория цветовой константности зрения, сформулированная Эдвином Г. Лэндом в 1971 году.
Софтбокс — насадка на источник света, предназначенная для создания мягкого рассеянного освещения без резких бликов. Используется в студийной фотосъёмке.
Блужда́ющая ма́ска — разновидность технологий комбинированных съёмок, позволявшая совмещать актёров и другие объекты с произвольным фоном при помощи раздельной экспозиции в сочетании с движущейся непрозрачной маске на вспомогательной киноплёнке. В отличие от неподвижного каше, этот способ предусматривает совмещение движущихся предметов, контуры которых непрерывно изменяются. Один из наиболее эффективных приёмов совмещений до появления цифровых технологий кинопроизводства. В настоящее время полностью…
Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Скри́м (англ. Scrim) — приспособление, использующееся в кино-, фото- и телевизионной индустрии для модификации характера освещения. Есть разные конструкции скримов, в зависимости от того, используются они для модификации естественного или искусственного света. Общая особенность всех скримов — уменьшение интенсивности и жёсткости света.
фотостудия (от др.-греч. φως / φωτος — свет и итал. studio — ателье, мастерская) — специальное помещение, оборудованное световой аппаратурой для проведения фотосъёмок.
Естественное освещение — освещение земной поверхности за счёт прямого излучения Солнца или рассеянным светом небосвода. Воздействие солнечного света (излучения) на Землю имеет ключевое значение для процессов фотосинтеза и обеспечения жизни. Также данный тип освещения наиболее благоприятен для глаз человека. Термин также широко применяется в живописи, архитектуре, скульптуре для специфического обозначения света, создающего предусмотренные художником оптические эффекты.
Световой диза́йн, светодиза́йн (англ. lighting design — проектирование, разработка, конструирование, расчёт освещения) — это направление дизайна, базирующееся на трёх основных аспектах освещения.
Соляриза́ция (от лат. Solaris — солнечный, sol — солнце; через французское слово solarisation) — явление желатиносеребряного фотопроцесса, при котором слишком большая экспозиция приводит не к увеличению, а к снижению получаемой в результате проявления оптической плотности. В итоге переэкспонированные участки оказываются на негативе менее плотными, чем окружающие, получившие нормальную экспозицию. На позитиве в этих местах происходит эффект «обращения», когда солнце выглядит, как тёмный диск на светлом…
Бала́нс бе́лого цве́та (также кратко называемый баланс белого) — один из параметров метода передачи цветного изображения, определяющий соответствие цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки.
Оптическая иллюзия, также зрительная иллюзия — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии…
Рефле́кс (лат. reflexus — прил. отражённый, сущ. отражение) — оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов.
Кривая Круитхофа (Кривая комфорта Круитхофа) — это график, определяющий соотношения освещённости и цветовой температуры, которые являются наиболее комфортными для наблюдателя. График был разработан голландским физиком Ари Андриесом Круитхофом после ряда эмпирических исследований в области психофизики и произвёл настоящий прорыв в световом дизайне.
Ма́ска — непрозрачная или полупрозрачная заслонка, применяемая для ограничения или предотвращения доступа света к какой-либо части кадра при съёмке, печати или проекции изображения. Применяется в фотографии и кинематографе в качестве приёма комбинированной съёмки для соединения разных изображений, изменения соотношения сторон кадра или ограничения поля зрения (например для имитации вида через бинокль). В двух последних случаях чаще употребляется термин каше́ (фр. Сacher «прятать, заслонять») или…
Карта освещения (карта теней; англ. lightmap) — метод освещения пространства в 3D-приложениях, заключающийся в том, что создаётся текстура, содержащая информацию об освещённости трёхмерных моделей.
Боке́ (от яп. ボケ бокэ — «размытость», «нечёткость») — термин, появившийся в русском языке в конце 1990-х годов и описывающий субъективные художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии. На многих изображениях фон размывается фотографом намеренно, для визуального выделения главного объекта съёмки.
Дифракционные лучи — линии, исходящие от ярких источников света в изображениях, которые дают зеркальные телескопы-рефлекторы некоторых систем (Ньютона, Грегори, Кассегрена, Ричи — Кретьена).
Негативное пространство в искусстве — пространство между или вокруг объекта / объектов рисунка. Негативное пространство может быть наиболее заметным, когда пространство вокруг объекта, но не сам объект, формирует соответствующие художественные формы, и такое пространство, как главный объект, иногда используется для художественного эффекта. Использование негативного пространства является ключевым элементом художественной композиции. Японское слово «ma» иногда используется для этой концепции, например…
Рафшторы (англ. External\Outdoor Venetian Blinds, нем. Raffstore) представляют особый вид внешних солнцезащитных систем, фактически являющийся жалюзи. Разница состоит в том, что рафштора монтируется снаружи перед оконным проемом или стеклом, в то время как обычные жалюзи расположены внутри помещения, к тому же рафшторы более функциональны и эргономичны. Они обеспечивают прекрасную защиту от солнца и имеют современный внешний вид, что придает фасаду здания элегантность. Следует различать внешние жалюзи…
Объёмные лучи — программная методика (техника) в трёхмерной компьютерной графике, предназначенная для создания эффекта трёхмерных лучей света, проходящих через окружение трёхмерной сцены. В реальном мире эффект трёхмерных лучей представлен так называемым оптическим эффектом Тиндаля, когда лучи света проходят через облако газа, дыма, пыли, аэрозоля или пара в затёмненном пространстве. При прохождении света через такую среду лучи света «подсвечивают» частички пыли или жидкости, которые распылены в…
Гелиодон (heliodon) — устройство применяемое в архитектуре для создания имитации солнечного освещения для характерной широты, времени года и суток. Устройство представляет собой плоскую поверхность, на которую устанавливается освещаемый объект или его модель и дугу, на которой находится источник света, имитирующий Солнце. Наклон дуги выставляется в соответствии с широтой и временем года, а движение источника света по дуге соответствует движению Солнца в течение дня.
Фотометр Люммера-Бродхуна — измерительный прибор, использующий для визуального сравнения освещённости, даваемой двумя источниками, специальное оптическое устройство — кубик Люммера.
Друммо́ндов свет (также свет рампы, англ. limelight) — тип сценического освещения, использовавшийся в театрах в 1860—1870 годах. Интенсивное свечение получалось с помощью кислородно-водородного пламени, направленного непосредственно на цилиндр из оксида кальция (негашёной извести, англ. lime), которая может нагреваться до 2572 °C (белого каления) без расплавления. Свет производится сочетанием теплового излучения и калильного свечения. Друммондов свет давно заменён электрическим освещением, однако…
Сканография — сканированные и в последующем обработанные фоторедакторами на компьютере изображения, занимающие промежуточное место между фотографией и иллюстрацией. Основная идея заключается в том, что предметы размещаются прямо на стеклянной панели сканера и сканируются точно так же, как и обычные документы или рисунки. Изображение, полученное путем сканирования, называется сканограммой.
Медиафасад — органично встроенный в архитектурный облик здания дисплей произвольного размера и формы (с возможностью трансляции медиаданных — текстовых сообщений, графики, анимации и видео) на его поверхности, который устанавливается на наружной или внутренней (для прозрачных фасадов) части здания.
Эффе́кт Пу́льфриха — психофизический эффект восприятия, возникающий при искусственной или естественной задержке зрительного сигнала одного из глаз, в результате которого движущийся вбок объект в поле зрения интерпретируется зрительной корой как находящийся, в зависимости от направления и скорости движения, ближе или дальше от реального положения.
Амброти́пия (от др.-греч. ἄμβροτος — «бессмертный», и τύπος — «отпечаток») — ранний фотографический процесс, описанный в начале 1850-х годов изобретателем коллодионного процесса Фредериком Арчером, как один из его вариантов. Другие названия — амфитипия и витротипия. Патент № 11267 на технологию получен 11 июля 1854 года фотографом Джеймсом Каттингом. Отличие от оригинального коллодионного процесса заключается в получении позитивного изображения непосредственно из стеклянного негатива, который рассматривается…
Автостереограмма — вид стереограммы, которая даёт стереоскопический (объёмный) эффект без каких-либо внешних сепарирующих приспособлений, таких как затворные очки, очки с поляризационными фильтрами, анаглиф.
Шли́рен-ме́тод (от нем. Schlieren — оптическая неоднородность) — способ обнаружения оптических неоднородностей в прозрачных, преломляющих средах, и выявления дефектов отражающих поверхностей.
Фотопическая эффективность — способность источника света обеспечивать оптимальные условия для зрительного восприятия в условиях искусственного освещения. Таким образом, фотопически эффективный источник света позволяет человеку даже в сумеречное время чётко воспринимать цветовую гамму, очертания окружающих предметов, их расположение в пространстве.
Дополнительная дозированная засветка, ДДЗ — технология целенаправленного изменения характеристик фотоматериала его дополнительным равномерным экспонированием перед съёмкой или после неё. Засветка производится строго дозированным светом малой интенсивности. В случае цветной засветки технология носит название зональной ДДЗ. Метод широко использовался советскими кинооператорами для регулировки цветопередачи и фотографической широты цветной негативной киноплёнки.
Сведение цветов — процедура совмещения цветоделённых изображений в фотографии, полиграфии, телевизионной аппаратуре.
Темнота́ — относительное отсутствие видимого света; понятие, противоположное яркости. Явление темноты приводит к появлению чёрного цвета в цветовом спектре. Когда нет света, палочки и колбочки внутри глаза не стимулируются, в результате клетки фоторецепторов не посылают в мозг никакой реакции, как они это делают при раздражении их светом какой-либо определённой частоты и длины волны. При плохой освещённости восприятие глаз становится ахроматическим, а в случае темноты — чёрным. Эмоциональная реакция…
Цветопостоянство (цветовая константность) — особенность человеческого восприятия цвета, которая заключается в том, что воспринимаемый цвет объекта остается примерно одинаковым при изменении цвета освещения. Например, глаз (а точнее, мозг) видит зелёное яблоко зелёным как в середине дня, при белом освещении, так и на закате, когда освещение красное.
Дневной свет — совокупность прямого и косвенного солнечного света в течение дня, складывается из направленного света прямых солнечных лучей, рассеянного света от безоблачного неба и света, рассеянного облаками. При этом дневной свет не учитывает лунный свет, несмотря на то, что последний является косвенным солнечным светом.
Фокус-стекинг (также известный как слияние фокусной плоскости и z-стекинг) представляет собой метод цифровой обработки изображений, который объединяет несколько изображений, сделанных с разными фокусными расстояниями, чтобы получить результирующее изображение с большей глубиной резкости (ГРИП), чем любого из отдельных исходных изображений. Фокус-стекинг может использоваться в любой ситуации, когда отдельные изображения имеют очень малую глубину резкости; макросъемка, оптическая микроскопия и фотограмметрия…
kartaslov.ruконтровое освещение — это… Что такое контровое освещение?
- контровое освещение
- back lighting
Большой англо-русский и русско-английский словарь.
2001.
- контровка
- контровочная втулка
Смотреть что такое «контровое освещение» в других словарях:
Освещение — получить на Академике актуальный промокод на скидку Беру или выгодно освещение купить с дисконтом на распродаже в Беру
Освещение — – распределение света в предметном пространстве по величине, направлению и другим качественным и количественным характеристикам светового потока. Освещение – техническое условие осуществления съемки, в то же время, освещение – одно из главных… … Энциклопедический словарь СМИ
Контровый свет — Контровый свет фотоосвещение, при котором источник света располагается позади объект … Википедия
Темнопольная оптическая микроскопия — Схема темнопольной микроскопии в падающем свете. Подсветка образца осуществляется сбоку (зеленая линия). Изображение создается светом, рассеивающимся на неоднородностях образца. Темнопольная оптическая микроскопия вид оптической микроскопии … Википедия
Темнопольная микроскопия — Схема темнопольной микроскопии в падающем свете. Подсветка образца осуществляется сбоку (зеленая линия). Изображение создается светом, рассеивающимся на неоднородностях образца. Темнопольная микроскопия вид оптическ … Википедия
контражурный — ая, ое. а contre jour. Отн. к контражуру. Освещение контражурное. Освещение контровое. В театре тип верхнего освещения, при котором световые потоки осветительных приборов, направленные в сторону зрительного зала, создают контурное или силуэтное… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
dic.academic.ru