Лампа дневного света для фотосъемки – Выбор освещения для предметной съемки

Почему дешевые люминесцентные лампы плохо подходят для фотосъемки (+ немного теории о спектре): dmitry_novak — LiveJournal

   Газоразрядные трубки (люминесцентные лампы) используются повсеместно. Раньше мы только работали и учились при таком свете, а сегодня государство позиционирует энергосберегающие лампы как стандарт и для домашнего освещения.

Это прискорбно, потому что многие такие лампы не только пульсируют с частотой полупериода переменного тока (в силу малой инерционности свечения), но и обладают прерывистым спектром, что в совокупности утомляет зрение и не обеспечивает корректной цветопередачи.

   Сегодня многие фирмы предлагают фотографам комплекты для предметной съемки на основе энергосберегающих ламп. И можно со 100%-й уверенностью сказать, что используемые там лампы не являются полноспектральными высококачественными источниками света с колориметрической точки зрения.

   Почему это важно и зачем вообще я завел речь о спектре?

   Многие считают, что если свет источника визуально белый, а серая карта после тыканья пипеткой становится нейтрально серой, то мы имеем точную цветопередачу. Но это заблуждение.

   Давайте оттолкнемся от нашего главного, эталонного светила.

   В природе существует лишь один естественный источник света, достаточно яркий и неизменный во времени в рамках существования человека как вида, чтобы можно было считать его эталонным — это Солнце.

   Вот спектр солнечного света (здесь и далее спектры схематичны):

   Смесь раскаленных элементов и ионизированных газов, из которых состоит Солнце и его корона, своим свечением заполняет видимый спектр и даже выходит за его пределы в ультрафиолетовом участке.

   С точки зрения колориметрии и цветовосприятия это означает, что предметы любых цветов, лежащих в пределах этого спектра, и освещенные солнечным светом, будут восприниматься как одинаково интенсивные (естественно, в отрыве от особенностей психологии восприятия цвета, которая изначально наделяет одни цвета более темным «характером», а другие — более светлым). Теоретически это обеспечивает спектральную линейность в системе «Солнце — предмет – глаз (камера)».

   Это во многом объясняет то, что большинство фотокамер обеспечивает наилучшую цветопередачу при солнечном освещении (и не забываем, что на матрице еще байеровская мозаика фильтров со своими кривыми характеристиками).

   Близка к солнечному свету фотовспышка. В их колбах обычно используется газ ксенон, имеющий вот такой спектр:

   Спектр линейчатый, но линии достаточно часты и равномерны, чтобы считать его условно непрерывным. Избыток холодной синей части спектра частично отсекается специальным покрытием желтоватого цвета, нанесенным на колбу вспышки. Кстати сказать, качество вспышки можно легко определить именно по качеству этого покрытия и по точности цветовой температуры.

   В результате получается почти непрерывный спектр, очень близкий к солнечному. Поэтому вспышку можно также приближенно считать колориметрически корректным источником света.

  Лампы накаливания считаются практически стопроцентными по показателю CRI (Color Rendition Index). Вот спектр лампы накаливания:

   Он также непрерывен, но в нем преобладает желто-красное излучение и не хватает синего. Цветовая адаптация зрительного аппарата человека позволяет это частично компенсировать, хотя цвета от фиолетовых до зеленых будут восприниматься темнее и теплее, чем они есть в действительности. В фотографии низкая цветовая температура легко компенсируется при обработке пропорциональным сдвигом всех цветов в холодную часть спектра.

   Можно использовать и конверсионные светофильтры. Важно, что при этом все равно диапазон воспроизводимых цветов остается непрерывным, как и при солнечном освещении.

   Итак, мы рассмотрели три источника, каждый из которых дает условно непрерывный спектр и потому сохраняет отношения, пропорции цветов в целом(хотя они все вместе могут сдвигаться в теплую или холодную сторону). Для таких источников света цветовая температура полностью или почти полностью характеризует оттенок и то, какое влияние они будут оказывать на цветопередачу при просмотре или при фотосъемке.

   Соответственно, такой спектральный сдвиг легко компенсируется настройкой баланса белого (а именно — цветовой температуры). Разумеется, это может сделать более заметными фотонные шумы, но данный вопрос лежит уже в совершенно иной области, и сегодня мы об этом не будем говорить.

   А теперь давайте посмотрим, к какому свету нас хотят приучить экологи и государство (а также изготовители дешевых наборов постоянного света для фото и видео).

 

   Итак, барабанна дробь! Дешевая энергосберегающая люминесцентная лампа:

   Странная картина, не правда ли?

   Излучаемый свет кажется белым, потому что действительно при сложении цветных полос в спектре получится белый. Но представьте себе, что мы освещаем таким светом фотографируемую сцену — получится, что многие цвета в ней вообще не будут освещены, банально «выпадут». Между прочим, именно этим обусловлено то, что под люминесцентными лампами так заметны дефекты кожи на портретах — просто как бы теряются промежуточные участки градиентов, яркие линии спектра «высвечивают» узкие области оттенков, а провалы затемняют такие же узкие области.

   Возьмем энергосберегайку подороже:

   В целом ситуация лучше, но все равно спектр имеет почти глухие провалы, где цвет будет искажен, а переходы потеряют пластичность.

   Причем эти провалы невозможно исправить настройкой баланса белого, здесь даже профилирование толком не поможет.

Понятно, что для качественной съемки такие источники света использовать нельзя. И что-то мне подсказывает, что и для глаз они как минимум некомфортны.

 

   Впрочем, есть очень качественные и очень дорогие люминесцентные лампы, которые имеют ровный спектр и высокий показатель CRI и используются например как эталонное освещение в полиграфии. Качественные лампы ставят и в качестве подсветки в дорогих мониторах. Но это скорее исключение, чем правило.

Еще одним серьезным недостатком люминесцентных ламп является то, что они имеют низкую инерционность свечения и при этом питаются переменным током, а значит в большей или меньшей степени «моргают» с частотой полупериода осветительной сети. Во-первых, это вредно для глаз. Во-вторых, это создает два неприятных эффекта. Первый из них — строб при видеосъемке, когда частота развертки матрицы приближается к частоте сети, и на изображении появляются бегущие полосы или мерцание. Второе явление — это «прыгающий» баланс белого между соседними кадрами, обусловленный тем, что выдержка может быть короче, чем период пульсации и захватывать момент угасания свечения, при котором цветовая температура сильно отличается от исходной.

   Недавно в широкой продаже появился и еще один очень перспективный вариант — светодиодные лампы:

   Спектр у них почти сплошной, хотя есть небольшой провал, но в целом вполне адекватно.

Многое зависит от производителя, но в целом этот вид источников света представляется очень перспективным, особенно учитывая малую потребляемую мощность и, как следствие, возможность экономичного питания от батарей на выезде.

   Серьезным преимуществом светодиодных ламп является то, что, в отличие от люминесцентных, они работают от постоянного тока в силу своего принципа действия и потому не пульсируют полупериодом переменного тока, а значит свет их постоянен и подходит для видеосъемки без эффекта строба, а также нет проблемы с различным балансом белого от кадра к кадру, как у люминесцентных ламп.

  UPD: Настоятельно рекомендуется прочитаться и вот этот аддендум,

где я разъясняю некоторые возникшие вопросы.

<br><br>

dmitry-novak.livejournal.com

Какое освещение подходит для съемки. 6 источников света

В каждой второй статье пишут, что снимать при солнечном свете самый лучший вариант. И пересматривая результат очередной фотосъемки, стоит заметить, что наиболее выигрышными (у нас по крайней мере)получаются фотографии на улице, когда солнце только только встает или наоборот заходит. Так называемые «два золотых часа» фотосъемки… А вот при освещении недорогой энергосберегающей лампой фотографии получаются, скажем так, не очень…
Но поскольку я теоретик, я всегда стараюсь найти объяснение каждому факту или совету. Вот, что я нашел (эта статья скорее информативная, практики тут нет).

Как я уже писал, наш взгляд имеет способность анализировать и обобщать то, что мы видим. То есть, если мы знаем, что цвет белый, мы видим, что цвет белый. На самом деле это не так, поэтому техника, коей является наш фотоаппарат, фиксирует отттеннок именно таким, какой он есть на самом деле.
И если ваш фотоаппарат снимет в режиме RAW, выдавая сырую матрицу, есть шанс выправить баланс белого в фоторедакторе. Если в режиме JPG, когда фотоаппарат сам обрабатывает кадр и выдает нам конечный результат — все грустно и сложно.
За оттенки на кадре отвечает балланс белого, но об этом я позже напишу, сейчас расскажу о спектрах разных источников освещения и сразу станет ясно почему солечный свет идеален. Ну, с точки зрения цветопередачи, конечно.

Схема спектра солнечного света:

Какое освещение подходит для съемки. 6 источников света, фото № 1

То есть газы и разные элементы, которые присутствуют в короне солнца светятся и полностью заполняют спектр — как видимый, так и в ультрафиолетовом участке.
Для нас это означает, что так как спектр равномерный и без провалов, любой предмет, освещенный солнечным светом будет восприниматься техникой как одинаково интенсивный, соответственно и цветопередача будет наилучшей. Конечно стоит учитывать настройки камеры, которые тоже вносят свою лепту в этот творческий процесс, но если цвет изначально без «примесей», то и работать с фотографией и настройками будет легче.

Далее фотовспышка. В колбе используют газ ксенон, спектр которого выглядит вот так:
Какое освещение подходит для съемки. 6 источников света, фото № 2

Видим, что спект тоже линейный, есть небольшие провалы, но они незначительны, так что принято считать, что спект условно линейный. Холодную синюю часть спектра отсекают специальным желтоватым покрытием (наносят на колбу вспышки). Поэтому профессиональные вспышки и принято считать колориметрически корректным источником света.

Лампа накаливания. Как ни странно, но эти лампы тоже дают ровный, неприрывный спектр.

Какое освещение подходит для съемки. 6 источников света, фото № 3

Проблема в том, что здесь превалирует красно-желтый участок спектра и явно не хватает синего. Наши глаза быстро адаптируются и компенсируют этот недостаток, а фотоаппарат фиксирует все так, как есть на самом деле. Частично компенсировать это можно в фоторедакторе, сдвинув все цвета в холодную часть спектра.

Итак, эти три источника света дают ровный линейный спектр и сохраняют пропорции цветов в целом, хотя и могуьт сдвигаться в теплую или холодную область. То есть цветовая температура почти полностью характеризует оттенок и цветопередачу при фотосъемке. И в это случае мы можем такой «сдвиг по спектру» компенсировать настройками балланса белого при съемке (в режиме jpg) или при постобработке (в режиме RAW).

Теперь о рассмотрим дешевую энергосберегающую люминесцентную лампу:

Какое освещение подходит для съемки. 6 источников света, фото № 4

И как вам? Нет, цвета тут все-все присутствуют и при наложении дают белый цвет с точки зрения глаза человека. А техника фиксирует то, что «видит» — провалы, затемнения в узких областях и наоборот, высветление в ярких учатках спектра. Кстати, поэтому так часто при освещении люминисцентными лампанм хорошо видны дефекты — градиента переходов практически нет, зато есть резкие перепады по интенивности.

Возьмем энергосберегайку подороже:

Какое освещение подходит для съемки. 6 источников света, фото № 5

Как бы получше немного, но провалы все равно есть (в этих областях цвет будет сто процентно искажен), градиента переходов цветов практически нет (итог — резкие перепады в интенсивности и оттенках). Тут даже настройка ББ не поможет.
И это еще не все. Такие лампы, в силу своих характеристик, питаясь переменным током, очень часто «моргают» в большей или меньшей степени. Эффект от этого тоже неприятный — ББ зачастую прыгает от кадра к кадру. Просто потому что выдержка короче периода пульсации и камера захватывает момент угасания свечения, что сильно искажает цвет.

Светодиодные лампы:

Какое освещение подходит для съемки. 6 источников света, фото № 6

В целом спекр линейный. Есть небольшой провал, но он незначителен. Еще один плюс — светодиодные лампы работают от постоянного тока, а значит свет постоянный, без скачков ББ и цветоввых искажений.
Вот так. Это конечно очень коротко, более подробно можно найти уйму информации в интернете, особенно по светодиодным лампам, по спектру и температуе света. Но я не прфессиональныйфотограф, просто стараюсь создать условия для создания фотографии с точной передачей цвета.
Повторюсь, здесь я писал только об одном очень важном факторе — об источнике света. Оттенки и цвета на фото зависят от нескольких факторов (те же настройки камеры), но гораздо проще и удобнее работатьс с фотографией, на которой хотя бы свет не дает погрешностей.
Если есть как-нибудь интересная информация по этой теме — делитесь, будем только рады.
Неудержусь, напоследок:
снято под энергосберегающей лампой:

Какое освещение подходит для съемки. 6 источников света, фото № 7

при солнечном свете:

Какое освещение подходит для съемки. 6 источников света, фото № 8

Творческих вам успехов!

www.livemaster.ru

Выбор освещения для художника. Какие современные лампы использовать лучше всего

За весьма интересную свою практику собрала много полезностей для творческой работы и хобби. В данной короткой статье затрону пожалуй самый животрепещущий и насущный вопрос в организации рабочего места художника — это выбор освещения для мастерской или рабочего места. Я расскажу к каким лампам стоит присмотреться при выборе. Тут лучше один раз переплатить, чем семь раз пожалеть о не качественном освещении и посаженном зрении.

Остановлюсь пожалуй на самом важном аспекте — свет ламп обязательно должен быть холодным белым и с максимально возможным индексом цветопередачи. Рекомендуется придерживаться таких значений:

  • Цветовая температура: от 5500 и выше (желательно 6500 К).
  • Индекс цветопередачи: от 80 Ra и выше.

Из проверенных производителей это лампы с максимальным индексом цветопередачи:

  • Лампа OSRAM color proof T8 (индекс цветопередачи 950).
  • Лампа Philips Master TL-D 90 Graphica (индекс 36W/950).
  • Лампа Philips Master TL-D 90 De Luxe 36W/950(965 тепловая температура) — хорошо, диапазон 5500-6500, индекс. цветопередачи > 90. 5500 — теплый дневной свет, 6500 — с более холодным оттенком лампа.
  • Лампа T8 Narva LT 950 Daylight (индекс 950).
  • Лампа Philips MASTER TL5 HO 90 De Luxe 950 (индекс 950).
  • Лампа T8 Narva LT 958 Bio Vital.
  • Лампа Osram Lumilux de luxe T8.

P.S. Художник Олег Буйко (Oleg Buiko, 2015) давал подобные рекомендации относительно профессионального освещения художественной мастерской). На заглавной фотографии использована фотография картины «У свечи» художника А.А. Шишкина, фотографии с лампочками в свободном доступе от производителей в интернете.

Выбор освещения для художника. Какие современные лампы использовать лучше всего, фото № 1

Сама пользуюсь бытовыми светодиодными лампами от Икеи и Оsram мощностью потребления от 12 Вт (эквивалент лампы накаливания 100 Вт), примерно 1000 Люмен, цветовая температура 6500 К, индекс цветопередачи 80 Ra. Вполне довольна результатом, в планах использовать более мощное освещение и добавить боковых источников света.

Выбор освещения для художника. Какие современные лампы использовать лучше всего, фото № 2

Дорогие художники и мастера!

Пользуйтесь современными лампами, экономьте энергию, берегите своё зрение и чувствуйте все цвета спектра во время написания своих картин!

Желаю всем вам творческого вдохновения и новых живых работ!

www.livemaster.ru

Светодиодные лампы для фотосъемки

купить студийный свет, софтбокс, освещение фотостудии, набор для видео съемки 


Руководство по использованию LED светильников
Фотографируя в помещении, означало, до недавнего времени, установку баланса белого в цифровой камере для ламп накаливания. Кто пользовался лампами накаливания при съемке, знает, что с ними довольно непросто снимать, т.к. их цветовая температура не всегда позволяет правильно настроить камеру. Некоторые из дешевых LED (Light Emitting Diode) светильников, доступных на рынке, могут дать весь необходимый цветовой спектр. Порой, то что вы видите в мониторе камеры и в реальном времени отличается друг от друга.

Используйте с любым светом, который Вам нравится Сейчас мы избалованы большим выбором цифровых фотокамер и освещением для них. Светодиодные лампы для фотосъемки изменили наше представление о видео-фотосъемке. В то время как вместе с пленочными камерами покупались специальные эмульсии для каждого типа света – разные и это был долгий и трудоемкий процесс преобразования снимков с специальными светофильтрами. Сейчас же мы просто можем настроить баланс белого на камере для определенной ситуации: солнце, облачно, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, вспышка и.т.д. В некоторые случаях можно вручную установить необходимую цветовую температуру, например, между 2000 и 1000 Кельвин.

Это означает, что, по крайней мере, в теории, Вы можете использовать любой тип света и получать результаты близкие к реальным условиям съемки. Но для этого необходимо знать температуру света, который Вы используете. Съемки, сделанные в RAW формате, всегда можно исправить в постобработке, но Вы должны помнить, что на ЖК-дисплее снимки показываются в JPEG формате, поэтому лучше проверить цветовую температуру Вашего источника освещения. Это сократит время постобработки на компьютере.

фонари для фотосъемки

Сейчас так много типов света, что делает выбор подходящего Вам очень непростым. Раньше фотографы использовали освещение, которое было под рукой, чаще всего, лампы накаливания. С цифровой камерой Вы можете установить баланс белого на «лампы накаливания» и фотоаппарат просто уберет все «желтизну» на фото. На данный момент, лампы накаливания применяются очень редко и их заменили светодиодные лампы для фотосъемки. Такие лампы стоят немного дороже, но энергопотребляемость и долговечность их в разы дольше, чем у ламп накаливания. Это означает, что фотографы должны подстраиваться под такой тип ламп и для этого есть множество причин.
Выбирайте лампы с умом
Светодиодные лампы дают такой же свет как вольфрамовые, но с меньшими затратами энергии. С LED лампами так же проще работать, потому что они не получаются таким же теплыми как вольфрамовые. Так же светодиодные лампы меньше перегорают.

Существует ошибочное мнение, что светодиодные лампы менее мощные, потому что имеют меньше ватт, но это неправда. Все светодиодные лампы имеют «реальную мощность» и «эквивалентную мощность» указанную на упаковке. Реальная мощность указывает фактическое количество электроэнергии, в то время как эквивалент мощности показывает мощность самой лампы. Например, 5W LED имеет эквивалентную мощность 30 Вт. Это означает, что использование их в своей фото студии будет дешевле, но вы все равно получите тот же свет, как и 30W лампы накаливания.
фонари для фотосъемки

В первую очередь при покупке светодиодной лампы следует смотреть ее мощность. Второе, на что нужно обратить свое внимание, это цветовая температура. Например свет с температурой 3500 К называется «теплым»,и имеет мягкий желто-оранжевый оттенок а с 6000 К или больше «холодным», и имеет голубовато-белый оттенок. Текущий стандарт LED – это теплый белый (3000 К) и холодный белый (6000 К). Один из примеров в этой статье, имеет температуру 4000 К. Другой пример — имеет температуру 3000 К.

 Светодиодные лампы для фотосъемки

fototronika.ru

Лампа для фото студии E27 5500K 40W — Свет для видеоблога

Цена: USD $ 14.41 Перейти в магазин
021
Всем привет

Совсем недавно я стал присматривать оборудование для небольшой домашней фото студии, и воплощать свои идеи и задумки, тем более в зимнее время на улицу выхожу все реже из-за холода и грязи, а свободного времени для творчества на дому становится больше.

На руках обычная мыльница без ручных настроек и не дорогая видеокамера, самое важное это освещение, с него я и начал.
Профессиональный студийный свет стоит больших денег, поэтому я загуглил и получил кучу информации как сделать свет самому, но мне не хотелось вазиться и самостоятельно что то конструировать, так как я быстро делать не умею, а как нибудь тоже не вариант. Для начала я выбрал простой софтбокс и мощную лампу.

Сперва я купил софтбокс, сейчас пришла люминесцентная лампа для студийного освещения.

01

Технические характеристики


* Convenient and durable use
* Special for taking photography in studio
* Without noise and flicker
* With E27 socket
* Power saving up to 80%
* Power: 40 W
* Color temperature: 5500 K
* Voltage: 220V-240V
* Frequency: 50/60Hz
* Color: White

Package included:
1* Lamp bulb


Сама лампа лежала в пенопластовой форме, которая защитила ее от суровых условий доставки.

02

Размеры меня удивили, не ожидал что она будет такой большой, таких ламп в магазине я не видел. Как вариант я хотел использовать фотолампу в настольной лампе, но не получиться из-за размера 74мм х 225мм.

03

Кому интересно вот внутренности.

06

Для софтбокса нужно купить специальную стойку, или можно купить ( или выточить на токарном станке у дяди Федора) переходник для обычного штатива.

016

Мой друг подарил мне старую фото лампу, мощностью 1000W, жаркая лампа оказалась, разогревается за 10 секунд так что можно жарить бекон на стекле, в ней встроен вентилятор которого явно не хватала этой лампе для охлаждения.

04

Я решил ее разломать и сделать из нее хороший держатель для софтбокса.

05

И сделать из него что то вроде такого универсального держателя.

11c9a09e-6b9b-44e8-b60d-cfc3058b81b1
010
011
012

А вот как смотрится на столе, для примера включил настольную лампу 9W и 60W. Я использовал их для предметной съемки, со своей задачей они справлялись неплохо, но с софтбоксом свет стал лучше, более мягким, и покрывает светом большую площадь стола.

Софтбокс.
013
Настольная люминесцентная лампа 9W.
014
Настольная лампа с нитью накаливания.
015
Замеры экспонометра в той же последовательности.
019

Склеив простейший спектрометр, из картона и DVD диска я получил такой спектр.

020

И конечно нельзя использовать все эти лампы одновременно, так как у них разная цветовая температура. В фотоаппарате можно выставить баланс белого вручную или авто настройки. В моем случаи фотоаппарат иногда ошибается и выставляет не верные настройки и фотографии получаются желтыми, но в фотошоп можно исправить цветовой баланс с помощью «Автоматическая цветовая коррекция».

018
578px-Color_temperature.svg
Incand-3500-5500-color-temp-comparison

Видео


Выводы и впечатления

Фото и свет неразделимы. Свет создаст настроение и визуально подчеркнет важные элементы. С помощью света профессиональный фотограф выражает себя как художник.
Поначалу я хотел купить софтбокс просто посмотреть, потом заказал отражатель, показалось мало света, купил еще одну лампу.
Началось все с малого, а теперь задумываюсь о покупке зеркалки и провести фото сессию с родными у себя дома и на природе, осень придаст теплые оттенки фотографиям.

Я попытался объяснить все максимально простой форме, и на примере.



Будут вопросы, задавайте с удовольствием отвечу.

Мой канал в YouTube.
Моя группа Вконтакте. Присоединяйтесь!

ru-sku.livejournal.com

Почему дешевые люминесцентные лампы плохо подходят для фотосъемки (+ немного теории о спектре)

Газоразрядные трубки (люминесцентные лампы) используются повсеместно. Раньше мы только работали и учились при таком свете, а сегодня государство позиционирует энергосберегающие лампы как стандарт и для домашнего освещения.
Это прискорбно, потому что многие такие лампы не только пульсируют с частотой полупериода переменного тока (в силу малой инерционности свечения), но и обладают прерывистым спектром, что в совокупности утомляет зрение и не обеспечивает корректной цветопередачи.

Сегодня многие фирмы предлагают фотографам комплекты для предметной съемки на основе энергосберегающих ламп. И можно со 100%-й уверенностью сказать, что используемые там лампы не являются полноспектральными высококачественными источниками света с колориметрической точки зрения.

Почему это важно и зачем вообще я завел речь о спектре?


Многие считают, что если свет источника визуально белый, а серая карта после тыканья пипеткой становится нейтрально серой, то мы имеем точную цветопередачу. Но это заблуждение.

Давайте оттолкнемся от нашего главного, эталонного светила.

В природе существует лишь один естественный источник света, достаточно яркий и неизменный во времени в рамках существования человека как вида, чтобы можно было считать его эталонным — это Солнце.

Вот спектр солнечного света (здесь и далее спектры схематичны):

Смесь раскаленных элементов и ионизированных газов, из которых состоит Солнце и его корона, своим свечением заполняет видимый спектр и даже выходит за его пределы в ультрафиолетовом участке.
С точки зрения колориметрии и цветовосприятия это означает, что предметы любых цветов, лежащих в пределах этого спектра, и освещенные солнечным светом, будут восприниматься как одинаково интенсивные (естественно, в отрыве от особенностей психологии восприятия цвета, которая изначально наделяет одни цвета более темным «характером», а другие — более светлым). Теоретически это обеспечивает спектральную линейность в системе «Солнце — предмет – глаз (камера)».
Это во многом объясняет то, что большинство фотокамер обеспечивает наилучшую цветопередачу при солнечном освещении (и не забываем, что на матрице еще байеровская мозаика фильтров со своими кривыми характеристиками).

Близка к солнечному свету фотовспышка. В их колбах обычно используется газ ксенон, имеющий вот такой спектр:

Спектр линейчатый, но линии достаточно часты и равномерны, чтобы считать его условно непрерывным. Избыток холодной синей части спектра частично отсекается специальным покрытием желтоватого цвета, нанесенным на колбу вспышки. Кстати сказать, качество вспышки можно легко определить именно по качеству этого покрытия и по точности цветовой температуры.

В результате получается почти непрерывный спектр, очень близкий к солнечному. Поэтому вспышку можно также приближенно считать колориметрически корректным источником света.

Лампы накаливания считаются практически стопроцентными по показателю CRI (Color Rendition Index). Вот спектр лампы накаливания:

Он также непрерывен, но в нем преобладает желто-красное излучение и не хватает синего. Цветовая адаптация зрительного аппарата человека позволяет это частично компенсировать, хотя цвета от фиолетовых до зеленых будут восприниматься темнее и теплее, чем они есть в действительности. В фотографии низкая цветовая температура легко компенсируется при обработке пропорциональным сдвигом всех цветов в холодную часть спектра.
Можно использовать и конверсионные светофильтры. Важно, что при этом все равно диапазон воспроизводимых цветов остается непрерывным, как и при солнечном освещении.

Итак, мы рассмотрели три источника, каждый из которых дает условно непрерывный спектр и потому сохраняет отношения, пропорции цветов в целом(хотя они все вместе могут сдвигаться в теплую или холодную сторону). Для таких источников света цветовая температура полностью или почти полностью характеризует оттенок и то, какое влияние они будут оказывать на цветопередачу при просмотре или при фотосъемке.
Соответственно, такой спектральный сдвиг легко компенсируется настройкой баланса белого (а именно — цветовой температуры). Разумеется, это может сделать более заметными фотонные шумы, но данный вопрос лежит уже в совершенно иной области, и сегодня мы об этом не будем говорить.

А теперь давайте посмотрим, к какому свету нас хотят приучить экологи и государство (а также изготовители дешевых наборов постоянного света для фото и видео).

Итак, барабанна дробь! Дешевая энергосберегающая люминесцентная лампа:

Странная картина, не правда ли?
Излучаемый свет кажется белым, потому что действительно при сложении цветных полос в спектре получится белый. Но представьте себе, что мы освещаем таким светом фотографируемую сцену — получится, что многие цвета в ней вообще не будут освещены, банально «выпадут». Между прочим, именно этим обусловлено то, что под люминесцентными лампами так заметны дефекты кожи на портретах — просто как бы теряются промежуточные участки градиентов, яркие линии спектра «высвечивают» узкие области оттенков, а провалы затемняют такие же узкие области.

Возьмем энергосберегайку подороже:

В целом ситуация лучше, но все равно спектр имеет почти глухие провалы, где цвет будет искажен, а переходы потеряют пластичность.
Причем эти провалы невозможно исправить настройкой баланса белого, здесь даже профилирование толком не поможет.
Понятно, что для качественной съемки такие источники света использовать нельзя. И что-то мне подсказывает, что и для глаз они как минимум некомфортны.

Впрочем, есть очень качественные и очень дорогие люминесцентные лампы, которые имеют ровный спектр и высокий показатель CRI и используются например как эталонное освещение в полиграфии. Качественные лампы ставят и в качестве подсветки в дорогих мониторах. Но это скорее исключение, чем правило.

Еще одним серьезным недостатком люминесцентных ламп является то, что они имеют низкую инерционность свечения и при этом питаются переменным током, а значит в большей или меньшей степени «моргают» с частотой полупериода осветительной сети. Во-первых, это вредно для глаз. Во-вторых, это создает два неприятных эффекта. Первый из них — строб при видеосъемке, когда частота развертки матрицы приближается к частоте сети, и на изображении появляются бегущие полосы или мерцание. Второе явление — это «прыгающий» баланс белого между соседними кадрами, обусловленный тем, что выдержка может быть короче, чем период пульсации и захватывать момент угасания свечения, при котором цветовая температура сильно отличается от исходной.

Недавно в широкой продаже появился и еще один очень перспективный вариант — светодиодные лампы:

Спектр у них почти сплошной, хотя есть небольшой провал, но в целом вполне адекватно.
Многое зависит от производителя, но в целом этот вид источников света представляется очень перспективным, особенно учитывая малую потребляемую мощность и, как следствие, возможность экономичного питания от батарей на выезде.
Серьезным преимуществом светодиодных ламп является то, что, в отличие от люминесцентных, они работают от постоянного тока в силу своего принципа действия и потому не пульсируют полупериодом переменного тока, а значит свет их постоянен и подходит для видеосъемки без эффекта строба, а также нет проблемы с различным балансом белого от кадра к кадру, как у люминесцентных ламп.

yvision.kz

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о