Маркировка светофильтров для объективов – Все о светофильтрах для вашего объектива

▷ Как выбрать светофильтры — в ✔ E-katalog.ru ✔ , советы по выбору, характеристики в каталоге светофильтров

Диаметр

Диаметр резьбы светофильтра для установки на объектив. Разные модели объективов имеют разные габариты, соответственно различаются и размеры «посадочных мест» под светофильтры. В современной фототехнике используется набор стандартных диаметров, в диапазоне порядка 27-82 мм.

Фильтров в наборе

Количество фильтров, поставляемых в комплекте. Данный параметр указывается только для наборов, состоящих более чем из одного фильтра — чаще всего из трёх. Наиболее популярные комбинации в таких наборах — ультрафиолетовый, поляризационный и нейтральный (или макро; см. «Тип»), либо три макрофильтра с разной степенью увеличения (см. ниже).

Тип

Тип является ключевой характеристикой любого светофильтра: он описывает способ его работы и, соответственно, применение.

— Ультрафиолетовый. Основное назначение таких фильтров — задерживать избыточное ультрафиолетовое излучение, которое снижает качество снимков и отрицательно воздействует на матрицы фотокамер. Они предназначены в первую очередь для съёмки в горах или на морском побережье, где уровень УФ повышен по сравнению с обычными условиями: УФ-фильтры корректируют цветопередачу, устраняя избыток синего цвета, и повышают контраст. В других условиях такие светофильтры практически не влияют на качество снимков, а потому могут применяться в качестве постоянной защиты объектива от влаги и загрязнений.

— Инфракрасный. В данном случае подразумеваются фильтры, пропускающие только инфракрасное излучение; для съёмки в этом диапазоне необходима специальная фотоплёнка либо камера с матрицей, чувствительной к ИК-лучам. ИК-съёмка применяется как в научных и технических целях, так и в художественной фотографии, поскольку позволяет получить необычные эффекты (например, листья деревьев в ИК-диапазоне могут выглядеть белыми). К тому же разные фильтры пропускают разные диапазоны ИК-излучения, что даёт ещё большие возможности в художественных экспериментах.

— Цветоусиливающий. Как следует из названия, такие светофильтры используются для подчёркивания опреде…лённого цвета — для этого их стёкла окрашиваются в тот или иной цвет. Существуют варианты, окрашенные в несколько цветов, они обычно применяются для различных классических ситуаций (например, синий и зелёный — «небо и трава», «небо и лес»). На практике цветоусилители в основном применяются в профессиональной цветной съёмке, т.к. перенастроить цвета на фото в определённых пределах без проблем можно за счёт постобработки в фоторедакторе.

— Цветобалансирующий. Фильтр, предназначенный для изменения общего цветового баланса снимка (этот параметр ещё называют «цветовой температурой»), подробнее см. «Цветовой баланс». Используется преимущественно в плёночной фотографии, т.к. цифровые камеры обычно имеют собственные инструменты для подстройки цветового баланса.

— Для ч/б фото. Разновидность цветоусиливающих фильтров (см. выше), предназначенная для обеспечения контрастности на чёрно-белых снимках. Одна из особенностей ч/б фотографии состоит в том, что объекты, видимые в цвете как контрастные, на чёрно-белых снимках могут практически сливаться — например, красные ягоды на фоне зелёных листьев. Применив цветной фильтр, можно подчеркнуть нужный цвет, сделав его более светлым или, наоборот, тёмным на ч/б снимке: например, в данном примере зелёный фильтр сделает листья светлыми, а ягоды — тёмными. Стоит отметить, что, несмотря на видимое сходство, фильтры для ч/б не предназначены для использования в роли цветоусиливающих при цветной съёмке, т.к. имеют свою специфику цветокоррекции (см. ниже) — в частности, влияют на весь спектр и вносят заметные искажения в цветопередачу.

— Градиентный. Фильтры с частично затенёнными или окрашенными стёклами; другая часть стекла при этом прозрачна. Затенённые (нейтрально-серые) светофильтры используются в основном для выравнивания яркости и позволяют правильно передать контраст на всём снимке в том случае, если снимаемые области сильно отличаются по освещённости. Это особенно актуально в пейзажной съёмке, где часто встречается яркое небо и относительно слабо освещённая земля: установив градиентный фильтр тёмной стороной кверху, можно получить качественный снимок, приглушив свечение неба. Цветные градиентные фильтры могут применяться в роли цветоусиливающих (см. выше) либо для получения художественных эффектов. Часто такие фильтры имеют конструкцию, позволяющую изменять высоту расположения относительно объектива.

— Поляризационный. Светофильтры, оснащённые поляризованным стеклом. Такое стекло обладает рядом свойств, полезных в первую очередь для пейзажной съёмки, в т.ч. съёмки около воды. Так, оно частично устраняет блики и отражения, что позволяет избежать смазывания и делает снимки воды более чёткими, а небо на снимках через поляризатор выглядит более насыщенным. Кроме того, такие фильтры до определённой степени могут даже заменить нейтральные (см. ниже), т.к. позволяют удлинять выдержку. Ещё одна область их применения — съёмка сквозь стекло (правда, в определённом диапазоне углов).

— Нейтральный. Такие фильтры имеют «нейтральный» серый оттенок и предназначены для того, чтобы снизить интенсивность светового потока, не изменяя его спектра. Они пригодятся, например, в том случае, если Вы хотите использовать длительную выдержку для эффектного отображения движения или открытую диафрагму для размытия фона, однако объект съёмки сильно освещён, а матрица или плёнка имеют слишком высокую чувствительность. Нейтральный фильтр спасает ситуацию, обеспечивая, по сути, эффект снижения чувствительности.

— Смягчающий. Смягчение, отражённое в названии этих фильтров, выражается в определённом размытии изображения. Это может использоваться, например, в портретной съёмке для сглаживания текстуры кожи, устранения видимых недостатков (пятен, родинок и т.п.), а также в других видах съёмки для создания художественных эффектов.

— Защитный. Такие светофильтры предназначены исключительно для защиты передней линзы объектива от влаги, пыли и отпечатков пальцев. Они абсолютно прозрачны, не изменяют свойств попадающего в объектив света и никак не влияют на съёмку.

— Лучевой. Лучевые фильтры предназначены для подчёркивания источников света: они создают на снимках видимые лучи, расходящиеся от этих источников. Достигается это благодаря специальному покрытию стекла, с рельефными бороздками.

— Макро. Как следует из названия, предназначены для макросъёмки. Такие фильтры фактически являются дополнительными линзами, уменьшающими минимальное фокусное расстояние объектива и позволяющими максимально приблизиться к снимаемому объекту.

— Окрашивающий. Разновидность цветных фильтров; в соответствии с названием, предназначены для окрашивания изображения в тот или иной цвет. При этом, в отличие от цветоусиливающих фильтров, они не просто подчёркивают свой цвет в общем разнообразии, а полностью «забивают» им все остальные, и в итоге получается снимок в различных оттенках одного цвета. Это даёт соответствующие возможности художественной съёмки — например, можно сымитировать инопланетный пейзаж за счёт эффекта «неземного» освещения.

— Интерференционный. Фильтры, способные пропускать только определённую часть спектра видимого света. Это достигается за счёт того, что их стёкла изготовляются из множества сверхтонких слоёв чередующихся материалов с разным показателем преломления. Самый популярный способ использования данной технологии — создание защитных светофильтров, предохраняющих камеру от «лишнего» инфракрасного и ультрафиолетового излучения: интерференционное «стёклышко» эффективно обрезает световой спектр по верхнему и нижнему краю, пропуская только видимый свет. Технически интерференционный фильтр может быть и «цветным» (окрашивающим или цветоусиливающим), причём такие модели имеют ряд преимуществ над традиционными (абсобционными) цветными светофильтрами — в частности, хорошее светопропускание и эффективное подавление «неродного» цвета. Однако по ряду причин (в частности, из-за сложности в производстве) данный вариант особого распространения не получил.

— Туманный. Фильтр, создающий эффект лёгкого затуманивания снимка — например, для создания романтической атмосферы на фото. Затуманивание осветляет обширные затемнённые участки снимка и визуально «разгружает» их.

— Эффектный. В данную категорию включены фильтры, предназначенные для наложения на фото специфических эффектов и не относящиеся ни к одной из категорий, описанных выше. Набор таких эффектов весьма разнообразен, в него входят, в частности, виньетка (затемнение краёв), цветовые пятна или имитация мазков краски, неполное размытие фона — небольшая часть кадра остаётся в резкости, и т.п. Конкретную разновидность эффекта в каждом случае нужно уточнять отдельно.

Длина волны, от

Минимальная длина световых волн, пропускаемых светофильтром.

Данная характеристика позволяет оценить диапазон, в котором работает фильтр. Она указывается только для моделей, используемых в инфракрасной съемке (см. «Тип»): у ИК-волн длина больше, чем у волн видимого света, поэтому фильтр должен отсекать волны короче определенного значения. Граница между видимым светом и инфракрасным излучением лежит приблизительно на уровне 700 нм, а «классикой жанра» для ИК-светофильтров считается порог в 715 – 720 нм, именно этот вариант рекомендуется начинающим ИК-фотографам. В то же время встречаются и другие варианты — от 650 нм, пропускающих часть видимого спектра, до 950 нм, сильно ограничивающих даже ИК-диапазон. Используя разные фильтры в одной и той же ситуации, можно добиться разных эффектов на получившемся изображении. Подробные рекомендации по этому поводу есть в специальных источниках.

Коэффициент увеличения

Этот параметр указывается для макрофильтров (см. «Тип»). Коэффициент увеличения выражается в диоптриях (d) и обозначает оптическую силу линзы (которой фильтр фактически и является). Чем больше коэффициент увеличения — тем сильнее светофильтр уменьшает минимальное фокусное расстояние и тем ближе можно разместить объектив при макросъёмке.

Коэффициент затемнения

Коэффициент затемнения обозначает, во сколько раз светофильтр снижает интенсивность проходящего через него светового потока. Каждое повышение (ND) в 2 раза означает затемнение на 1 ступень экспозиции, соответственно светофильтр 4ND ослабляет световой поток на 2 ступени экспозиции (х). Выходит 8ND — 3x, 16ND — 4x, 32ND — 5x и тд… Этот параметр имеет значение в первую очередь для нейтральных светофильтров (см. «Тип»). Если после ND стоит большое число (к примеру 100 и более), — логично что это не ступень (значение экспозиции). Чтобы перевести, необходимо взять логарифм по основанию два.

Цветокоррекция

Фактически — цвет, в который окрашено стекло светофильтра (и, соответственно, диапазон спектра, который он лучше всего пропускает). Указывается для цветоусиливающих и фильтров для ч/б фото (см. «Тип»).

Цветовой баланс

Степень изменения цветовой температуры, обеспечиваемая светофильтром. Цветовая температура выражается в градусах Кельвина (К) и отображает особенности спектра освещения: она тем выше, чем спектр ближе к холодным оттенкам (синий, фиолетовый). Например, цветовая температура солнечного света составляет порядка 4000 К, температура света от синего неба — 7000 К, средняя температура естественного освещения — 5500 К. Этот момент актуален в первую очередь для плёночной фотографии, т.к. каждая плёнка делается в расчёте на свою температуру цвета, и перенастроить этот параметр, в отличие от цифровой фотографии, невозможно. Светофильтры с коррекцией цветового баланса позволяют получать качественные снимки при неподходящем освещении: например, с фильтром на +2500 К можно успешной использовать «дневную» плёнку на 5500 К в помещении, освещённом лампами с температурой около 3000 К. И наоборот, снижающие фильтры позволяют снимать на «низкотемпературную» плёнку при естественном освещении. Современные светофильтры могут обеспечивать коррекцию в пределах от нескольких сотен до нескольких тысяч К и использоваться как для обеспечения адекватной цветопередачи, так и для художественных эффектов.

Количество лучей

Количество лучей, которое лучевой светофильтр создаёт на снимке от источников света. Подробнее см. «Тип — Лучевой».

Дополнительно

— Многослойное просветление. Просветлением называют нанесение на поверхность стекла специальной плёнки, которая улучшает светопропускание за счёт снижения отражений и рассеивания. При многослойном просветлении таких плёнок наносится несколько: это, во-первых, улучшает светопропускание во всём спектре (так как одна плёнка рассчитана на довольно узкий диапазон длины волн), а во-вторых, в состав могут входить дополнительные слои (защитные, водоотталкивающие и т.п.). Кроме того, многослойное просветление значительно снижает искажения цвета.

— Тонкая оправа. Благодаря тонкой оправе светофильтр занимает немного места при установке, что позволяет установить на один объектив сразу несколько фильтров. Таким образом, Вы сможете скомбинировать их эффекты по своему желанию.

— Широкоугольный. Светофильтры, которые можно использовать на широкоугольных объективах. Они могут иметь разную конструкцию: это может быть как фильтр в тонкой оправе (см. выше), так и широкоформатное стекло, по размеру превышающее диаметр объектива и установленное на оправу в форме усечённого конуса, сужающегося к месту крепления. В любом случае основным требованием к такому фильтру является то, чтобы он не ограничивал поле зрения объектива.

— Защитное покрытие. Наличие на стекле светофильтра специального защитного покрытия, стойкого к царапинам. Ха…рактеристики и особенности такого покрытия различаются у разных производителей, этот момент стоит уточнять по документации к конкретным моделям.

— Влагозащищенный. Влагозащищённые светофильтры имеют особое покрытие — благодаря ему вода, попадающая на стекло, практически сразу стекает, не задерживаясь и не оставляя мелких капель, пятен и т.п. Это облегчает съёмку во время дождя и поблизости от водоёмов.

— Крепление с адаптером. Этот тип крепления применяется в основном для светофильтров прямоугольной формы. Адаптер состоит из кольца для крепления на объектив и фильтродержателя, который, в свою очередь, крепится на кольцо. Собственно, в фильтродержатель и устанавливается пластина светофильтра. Такая схема позволяет использовать несколько светофильтров различного типа с одним и тем же адаптером, меняя их при необходимости. И наоборот: под один и тот же фильтр могут выпускаться адаптеры с разным крепёжным диаметром (см. «Диаметр»), что позволяет применять одну и ту же пластину с разной оптикой. В то же время единого стандарта для размеров фильтродержателя нет, а адаптеры часто продаются отдельно от самих фильтров; потому, подбирая такую систему, стоит убедиться в соответствии размеров.

www.e-katalog.ru

Урок 4. Светофильтры

В нашем уроке речь пойдет о небольшом помощнике — светофильтре, который есть у любого фотографа.

Светофильтр — это один из наиболее распространенных аксессуаров для фототехники, который одевается на объектив. 

В разных источниках Вы можете встретиться с терминами фильтр или фотофильтр, которые обозначают тоже самое устройство, что и светофильтр.

Фотолюбители очень часто используют фильтры как защитный элемент для объектива, оставляя без должного внимания могучий художественный потенциал этих простых устройств.

Светофильтр представляет собой одну или две стеклянные пластинки, которые вставлены в металлическую оправу. Такие фильтры крепятся к объективу с помощью резьбового соединения. Вы так же можете столкнуться с фильтрами в виде прямоугольных пластин, для крепления которых к объективу используются специальные переходники.
Наиболее часто фотографы используют: UV-фильтр (ультрафиолетовый или защитный), ND-фильтр (нейтрально-серый), градиентный и поляризационный фильтр. 


Прежде чем перейти к обзору фильтров, фотошкола «Миг» не рекомендует посетителям использовать дешевые и безымянные светофильтры, т.к. они не только не позволят вам добиться нужного эффекта, но и могут сильно исказить картинку. Так же нежелательно приобретать светофильтры на вторичном рынке, т.к. на них могут быть уже микроповреждения, царапины и другие дефекты.
Светофильтры стоит брать с высоким качеством у проверенных фирм. Чем качественнее ваш объектив, тем выше требования к качеству светофильтра (нет никакого смысла гнаться за качественным дорогим светофильтром для дешевого пластикового китового объектива).

 

 

UV-фильтры

Главная задача этих фильтров — защита передней линзы объектива от попадания на нее грязи, пыли и капель воды. Так же эти фильтры защищают переднюю линзу объектива от механических повреждений.

Ультрафиолетовые фильтры используются в качестве защитных из-за того, что они блокируют пропускание в оптическую систему фотоаппарата невидимый для человеческого глаза диапазон спектра света.

У большинства производителей светофильтров Вы можете найти в линейке несколько типов UV-фильтров. Какой же из них выбрать?

Выбирайте фильтр с максимальным просветлением — это позволит избежать падения контрастности изображения и нежелательного переотражения лучей.

Обозначение и маркировка и разных производителей светофильтров примерно одинаковая:

— фильтр без маркировки — без просветления. У таких фильтров светопропускание будет на уровне 92%;

— фильтр с маркировкой SC, C — просветление нанесено в один слой с одной стороны фильтра. Светопропускание у таких фильтров на уровне 95%;

— фильтр с маркировкой MC — с каждой стороны фильтра нанесено три слоя просветления. Светопропускание составляет 99,7%;

— фильтр с маркировкой SMC, HMC, MRC — на фильтр с каждой стороны нанесено по шесть слоев просветления.

— фильтр с маркировкой SMC Pro, Pro — на фильтр с каждой стороны нанесено по 9 — 12 слоев просветления.

 

Профессиональные фотографы рекомендуют использовать UV-фильтры с всем парком оптики, который у вас есть. Для каждого отдельного объектива Вы приобретаете свой фильтр. Фильтр снимается только при возникновении необходимости надеть другой тип фильтра.

 

 

Поляризационный фильтр
Поляризационный фильтр в среде фотографов часто называют поляриком. Главное предназначение этих фильтров — это удаление «мягких» отражений, засветок, всевозможных бликов с поверхности снимаемого объекта. Поляризационный фильтр так же поможет Вам усилить контраст вашего изображения. Изображение будет более ярким с насыщенным цветом. Поляризационный фильтр незаменим при съемке пейзажей. 

Поляризационные фильтры делятся на линейные и круговые (циркуляционные). Циркуляционные поляризационные фильтры совместимы с цифровыми TTL-фотокамерами.

Циркуляционный фильтр представляет собой систему из двух оправок, которые могут быть смещены одна относительно другой. Вращая оправу Вы добиваетесь нужного эффекта, который контролируете через видоискатель вашего фотоаппарата.

Помимо положительных свойств у поляризационных фильтров есть и недостаток. Этот недостаток заключается в том, что фильтр «ворует» светосилу вашего объектива. Поляризационный светофильтр может снизить на 1 — 2 ступени световой поток, который попадает внутрь фотоаппарата. Конкретное значение снижение светового потока зависит от качества фильтра. О этой особенности необходимо помнить и вводить при фотосъемке соответствующую экспокоррекцию. При слабом освещении вам может понадобиться штатив из-за того, что величина выдержки становится достаточно большой.

 

Несколько советов по использованию поляризационного фильтра

— Не стоит использовать на сверхширокоугольных объективах, т.к. вы не сможете получить равномерную интенсивность поляризации на всей плоскости снимка. Предел ширины угла объектива составляет 28 мм.

— При съемке панорам, которые состоят их нескольких кадров так же не стоит применять поляризационный фильтр.

— Наибольший эффект от применения поляризационного фильтра добивается, когда относительно снимаемого предмета, источник света расположен под 90 градусов. Соответственно если солнце расположено перед или сзади фотографа, то эффект от фильтра будет минимальна.

— При рассеянном свете поляризационный фильтр не только бесполезен, но и вреден, т.к. будет в условиях с ограниченным количеством света дополнительно 1 — 2 стопа снижать световую силу объектива.

— При использовании поляризационного фильтра с другими фильтрами будет наблюдаться сильное виньетирование и дополнительное снижение светопропускания через систему фильтров.

— Циркуляционные поляризационные фильтры очень сложно использовать с объективами у которых при зуммировании вращается передняя линза. Вам постоянно придется регулировать настройку своего поляризационного фильтра.

 

 

ND-фильтр
Нейтрально-серый фильтр (ND-фильтр) предназначен для снижения светового потока, который попадает в фотоаппарат через объектив, при этом этот фильтр не должен вносить изменения в оттенки объектов, которые мы с вами фотографируем. Фотографы используют ND-фильтр для получения более длинных выдержек без изменения значений диафрагмы. Так же ND-фильтр будет полезен при условиях, когда очень много света (летний солнечный день), а значение диафрагмы должно обеспечить малую глубину резкости. В этой ситуации, используя нейтрально-серый фильтр можно избавиться от излишка света во время фотосъемки.

Фильтры нейтральной плотности позволяют более гибко работать фотографу с выбором диафрагмы.   

ND-фильтры отличаются друг от друга своей световой плотностью. В зависимости от нее они будут позволять вам снизить количество света на 1, 2, 3 и более стопов.

Недавно появились в продаже ND-фильтры с переменной плотностью. Такой фильтр очень похож по своему конструктивному исполнению на поляризационный фильтр. Эти фильтры используют два поляризационных фильтра, вращая которые друг относительно друга можно плавно менять количество пропускаемого через фильтр света. Как правило такие переменные нейтрально-серые фильтры способны регулировать световой поток в пределах от 1 до 8 стопов. Ниже в таблице приведем значение плотностей для наиболее популярных ND-фильтров.
Маркировка плотности фильтра Кол-во света, которое фильтр будет пропускать, % Экспозиция, Ev (стоп)
ND2 50 1
ND4 25 2
ND8 12,5 3
ND16 6,25 4
ND32 3,125 5
ND64 1,563 6
ND128 0,781 7
ND256 0,391 8
.

Обратите внимание на то, что номер в аббревиатуре фильтра указывает нам на то, во сколько раз уменьшается количество света, которое прошло через фильтр.

Зачем же нам может понадобиться снижение света?

Нейтрально-серый фильтр используют исключительно для достижения художественного замысла при съемке каких-то подвижных объектов. В качестве примера давайте с вами рассмотрим фотоснимок речки. Если мы реку снимем на коротких выдержках, то вода будет застывшей. Такая речка будет не очень интересно смотреться. Если же мы увеличим с вами выдержку, задействовав ND-фильтр, то вода будет чуточку размыта, что придаст ей ощущение динамики. Рассматривая размытую воду на снимке, зритель будет ощущать ее движение. Тоже самое можно добиться с водой при съемке водопада или волнения на море.

 

 
ND-фильтры — это неизменные друзья пейзажистов. Вы не раз воспользуетесь услугами нейтрально-серого фильтра при съемке воды или в горах, когда все вокруг занесено снегом. Так же эти фильтры будут полезны для достижения меньшей глубины резкости при ярком дневном свете или для дополнительного размытия движущихся объектов — человек, автомобиль и т.д. При использовании нейтрально-серых фильтров стоит учесть то, что чем оптически более плотный фильтр вы используете, тем сложнее фотоаппарату и фотографу навестись на резкость на нужном объекте. Так же необходимо помнить о том, что лучше использовать фильтр той плотности, который позволит вам осуществить вашу творческую мысль. Допускается комбинация из нескольких фильтров, но в этом случае могут быть побочные эффекты в виде снижения качества изображения и получения эффекта виньетирования по краям кадра. Этот же эффект вы сможете получить, если используете на широкоугольном объективе фильтр с широкой оправой.

Если все же есть необходимость использовать несколько фильтров, то лучше в этом случае воспользоваться прямоугольными фильтрами и системой Cokin или ее аналогами.

 

 

Градиентный фильтр
Градиентный фильтр по своим свойствам очень похож на нейтрально-серый. Отличие между ними заключается в том, что у градиентного фильтра оптическая плотность плавно изменяется от одной грани фильтра к другой. Наиболее широкое применение получили градиентные фильтры у которых прямоугольная форма. Эти светофильтры используются совместно с специальным держателем внутри которого мы их можем продольно перемещать, сдвигая грань между светлой и более темной частью фильтра. Но есть градиентные фильтры, которые вставлены в металлическую оправу круглой формы. Их использование не так удобно, как с прямоугольными фильтрами. Градиентные фильтры бывают цветными. Такие фильтры используются для дополнительного окрашивания снимка. Часто фотографы при фотосъемке комбинируют сочетание из нескольких фильтров.

Еще одной характеристикой градиентных фильтров является плавность градиента. Есть фильтры с достаточно резким переходом, а есть очень плавные. Выбор конкретного фильтра зависит от снимаемого сюжета. Например фильтр с коротким переходом градиента будет уместно использовать при фотосъемке морских пейзажей.

Градиентные фильтры применяют для компенсации перехода яркости. В качестве примера можно привести фотосъемку пейзажа, когда яркость неба намного больше, чем у земли.

Градиентные фильтры очень популярны среди пейзажистов, позволяя им создавать в сложных световых условиях удивительные виды природы. При использовании градиентного фильтра начинающими фотолюбителями, часто видно неправильное их использование, которое заключается в том, что на фотографии четко видна граница меду темной и светлой частью кадра. Данная граница разделения фильтра часто не совпадает с линией горизонта, особенно это видно на морских пейзажах.

Не стоит думать, что использование градиентных фильтров во время фотосъемки пейзажей — это панацея от всех бед. Это далеко не так, особенно, если у вас в кадре присутствуют дополнительные объекты (дерево, здание, скала и т.д.).

  

 

Уход за светофильтрами
Несмотря на значительную разницу в цене между объективом и светофильтром, обращаться с фильтрами необходимо также аккуратно, как и с объективами. В зависимости от состояния поверхности фильтра напрямую зависит качество получаемого изображения. Брать фильтры необходимо исключительно за оправу или за кромки (если нет металлической оправы).

При установке или снятия фильтра с объектива необходимо быть аккуратным чтоб не сорвать резьбу.

Светофильтры необходимо содержать в чистоте. Старайтесь не оставлять на поверхности фильтра отпечатки пальцев, пыль, соленые брызги при съемке у моря и т.д. Все это снижает его эффективность (увеличивается светорассеивание и, как следствие, падает контраст получаемого изображения). Так же помните, что жирные отпечатки пальцев и морские соленые брызги портят просветление на фильтре.

Для очистки поверхности светофильтра применяются такие же методики, как и для очистки любых других оптических поверхностей: с помощью груши или балончика с воздухом Вы сдуваете с поверхности пылинки. Для удаления крупных пылинок можно использовать специальные кисточки с мягким ворсом. 

В случае загрязнения поверхности фильтра жировыми пятнами, брызгами воды или слюной, ее придется протирать с помощью выпускаемой для этих целей мягкими тряпочками и специальными чистящими средствами. Категорически не используйте для чистки фильтров спирт, т.к. он смоет с поверхности фильтра просветление.

Чистка пластиковых фильтров требует большей осторожности, т.к. их поверхности больше подвержена царапанью. Пластмассовые светофильтры при протирании могут наэлектризовываться и притягивать к себе более интенсивно пыль.   

 

Хранение светофильтров
Хранить и переносить светофильтры следует в пластмассовых боксах в которых они продавались. Пусть это неудобно, но такие боксы гарантируют надежную сохранность фильтра, защиту его от механических повреждений и попадания на его поверхность пыли и грязи.

При интенсивном использовании большого парка фильтров Вы можете приобрести специальную папку с удобными кармашками под фильтры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве заключения к нашему обзору светофильтров хочется отметить, что начинающему фотолюбителю совершенно нет никакого резона бежать в магазин и скупать всю линейку фильтров.

Вполне достаточно приобрести под свой объектив защитный UV-фильтр. Если Вы увлекаетесь или предполагаете фотосъемку пейзажей, то тогда вам стоит подумать о приобретении поляризационного и нейтрально-серого фильтра. Данные фильтры приобретаются по размеру посадочной резьбы в случае, если у вас один единственный объектив и Вы не планируете расширять парк своей оптики. Если у вас несколько объективов, то защитные фильтры приобретаются на каждый из объективов, а поляризационный и нейтрально-серый берутся из расчета самого большого диаметра резьбы. На объективы с меньшими диаметрами эти фильтры Вы сможете надеть, используя переходные кольца.

Дальнейшие покупки фильтров следует проводить с учетом ваших индивидуальных предпочтений и задач, которые необходимо решать.     

foto-mig.com

Фотофильтры для объектива — виды и опции

Начинающие фотографы часто сталкиваются с различными «примочками» для фотоаппарата, о которых они, возможно, слышали, но не знают, каково их предназначение. Одной из них является фильтр для объектива, о котором и пойдёт речь в данной статье.

Условно все светофильтры можно подразделить на четыре группы:

  • 1. Фильтры для защиты объектива.
  • 2. Фильтры для ограничения или увеличения пропускания света на светочувствительный элемент.
  • 3. Фильтры для получения дополнительных эффектов.
  • 4. Насадочные линзы.

Фильтры для защиты объектива

Они нужны, чтобы защищать объектив, а именно переднюю линзу от повреждений, а также для того, чтобы избежать попадания пыли и влаги на объектив. В качестве защитных фильтров может использоваться обыкновенный протектор из стекла с просветляющим покрытием, дабы избежать искажения от использования, или ультрафиолетовый фильтр, который видимого эффекта давать не будет, при этом в некоторых условиях съемки поможет (при ярком свете солнца, в горах или вблизи большого водоема). Бытует мнение, что защитные фильтры стоят дешево и можно покупать любой, однако чем дешевле фильтр, тем больше он даст нежелательных искажений и уменьшит количество света, попадающего в объектив, таким образом, фактически значительно ухудшив характеристики объектива. Важно помнить, что на многих объективах передняя линза также покрыта просветляющим составом, который в случае неправильного ухода может быть поврежден: это еще одна причина иметь фильтр для защиты объектива.

Фильтры для ограничения или увеличения пропускания света на светочувствительный элемент

К таким фильтрам можно отнести самые популярные поляризационные, нейтральные, градиентные и солнечные фильтры. Поляризационные фильтры используются для того, чтобы убрать нежелательные блики, солнечные зайчики. Например, при съемке воды убрать отражающиеся в ней деревья, при съемке через окно убрать свое в нем отражение или убрать с фотографии солнечные кругляшки, которые при ярком свете практически неизбежны.

Поляризационные фильтры бывают линейными и имеют всегда постоянный эффект, а бывают циркулярными, когда их можно подкручивать уже на объективе, чтобы добиться наилучшего результата. Нейтральные фильтры используются для уменьшения проникающего света. Как правило, используются в очень солнечные дни, когда из-за солнца происходит пересвет кадра. Такие фильтры бывают с разной пропускной способностью, например, фильтр с индексом 2 в названии пропускает в два раза меньше света, с индексом 4 — в четыре раза меньше света и так далее.

Градиентный фильтр выравнивает свет на фотографии, затемняя особенно яркие участки, и может использоваться для получения художественных эффектов. Название солнечного фильтра говорит само за себя: при его использовании фотограф легко может снимать такие яркие объекты, как солнце или сварка, без вреда для своего здоровья, а также для «здоровья» фотоаппарата, поскольку матрица довольно прихотлива в вопросе выгорания пикселей при долгом или очень ярком свечении на нее.

Фильтры для получения дополнительных эффектов

Есть множество такого рода фильтров для объетива: от цветных, которые придают фотографии определенный оттенок, до моделей, дающих эффект тумана или дымки и понижающих контрастность. Такие фильтры используются значительно реже, чем вышеописанные. На них стоит обратить внимание, только если точно понимать, каким будет эффект и для чего он нужен. Тут важно помнить, что фотографию, сделанную с использованием такого фильтра, к исходному виду вернуть будет нельзя, поэтому есть смысл такие эффекты делать при дальнейшей обработке.

Насадочные линзы

Назвать их именно светофильтрами будет не совсем верно, однако учитывая способ крепления, их все же чаще всего относят именно к данному виду аксессуаров. Три самых популярных модели — это макролинза, полулинза и широкоугольный конвертер. Первая дает возможность сделать из простого объектива макрообъектив (позволяет значительно уменьшить минимальное фокусное расстояние). Чаще всего используется на фотоаппаратах с несменной оптикой. Вторая имеет очень необычный эффект резкости на разных частях кадра, то есть позволяет сфокусироваться на двух разных элементах при их разной удаленности. Третья дает эффект уменьшения фокусного расстояния, тем самым увеличивая угол захвата объектива. Применима для оптики с маленьким углом обзора.

Самый необходимый светофильтр — защитный. Его лучше приобретать сразу при покупке самой оптики. Без его использования можно лишиться объектива, который часто бывает дороже самого фотоаппарата, а его ремонт может быть невозможным. Поляризационным, нейтральным, градиентным и солнечным фильтрами можно пользоваться, и это очень удобно, а можно и не иметь их в своем арсенале, доводя фотографию до нужного вида обработкой в различных редакторах (хотя и о стоимости лицензионных программ тоже забывать не стоит). То же самое можно сказать и о фильтрах для эффектов. Насадочные же линзы позволят вам избежать покупки дорогостоящего узконаправленного объектива, однако обязательными тоже не являются.

media-stock.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *