Моделирующий свет в фотографии – Какой бывает свет в фотографии. Часть 1
Заполняющий свет в фотографии
Для чего нужен заполняющий свет? Для того чтобы заполнить собой теневые участки объекта съемки, подсветить его. Если мы снимаем объект в студии, то естественная подсветка отсутствует. Главный источник света, который создает так называемый рисующий свет, освещает только одну сторону объекта. Все остальные его участки остаются в темноте. Это приводит к высокому контрасту, то есть резкой разнице яркостей объекта съемки. А это, в свою очередь, приводит к потере деталей как в тенях, так и в светах. Для того чтобы уйти от всего этого, используется заполняющий свет. Заполняющий свет придает объекту пластичность, мягкость, он подсвечивает теневые участки объекта.
То, как работает заполняющий свет, мы можем постоянно наблюдать в нашей повседневной жизни. Это нам кажется естественным, и мы совершенно не придаем этому значения. Например, рассматривая на улице ствол толстого дерева, мы видим не только освещенную солнцем одну его сторону, но и те участки, которые находятся в тени, различаем фактуру коры, её цвет. В природе подсветка теней происходит за счет света, который рассеян слоем воздуха и отражен от окружающих объектов – асфальта, стен домов и пр. В помещениях естественный свет дополняется светом, отраженным от светлых поверхностей – стены, потолок.
Заполняющий свет – это свет рассеянный, максимально мягкий. Прибор, его излучающий, может освещать снимаемый объект так называемой «открытой лампой». В этом случае световой поток, идущий от прибора, направляется непосредственно на объект. При «открытой лампе» на прибор нужно установить софт-фильтр или специальный рассеиватель. Существует и еще один вид заполняющего света – отраженный. При этом поток света направляется не на объект, а на какую либо поверхность, и, отраженный уже от неё, попадает на объект и подсвечивает его теневые участки. И в этом случае тоже сохраняется принцип рассеянного потока света.
Прибор заполняющего света обычно устанавливается недалеко от камеры, с той же стороны, что и прибор рисующего света. Если же вы прибор заполняющего света поставите так, что световой поток, исходящий из него, станет встречным по отношению к рисующему потоку, на объекте съемки появятся двойные тени, что очень испортит ваш снимок.
Заполняющий свет не должен замечаться зрителем. Нельзя делать так, чтобы он давал свои собственные тени, отличные от теней главного, рисующего света. Но иногда не удается достичь этого и тени от заполняющего света становятся очень активными. Такое случается, например, если в студии тесно, и фон стоит близко от объекта съемки. В этом случае нужно применить некоторую хитрость и так построить кадр по композиции, чтобы зритель не увидел ваших огрехов.
Качество подсветки теней – это не только техническая сторона фотографии, это и стремление найти наиболее яркий, интересный световой рисунок. От силы заполняющего потока света в основном и зависит характер освещения объекта, и, естественно, сам полученный результат – сам снимок, степень его эстетического воздействия на зрителя. Например, «дневной» вариант освещения объекта легко превратить в «ночной», всего лишь изменением интенсивности заполняющего света, оставляя при этом неизменным направление и интенсивность рисующего света. Возможен и обратный процесс. Таким образом, мы пришли к выводу, что заполняющий свет – это один из инструментов, позволяющий влиять на контрастность изображения объекта. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы зритель воспринимал на снимке один источник света, а не несколько.
На натуре заполняющий свет тоже используется для подсветки теневых участков объекта. Прямой и яркий свет солнца делает объект чрезмерно контрастным, теневые участки в этом случае практически не прорабатываются. Тут можно прибегнуть к дополнительной подсветке. В качестве подсветки можно применить отражатели, как профессиональные, с различными коэффициентами отражения, так и простые листы бумаги или даже газету. Тут всё зависит от конкретных условий: интенсивности света, крупности плана и пр. Важно знать, что используя солнечный свет как заполняющий, вы сохраняете качественные характеристики освещения, в том числе и цветовую температуру.
Как источник заполняющего света на натуре можно применять и искусственные источники света. Для этих целей в основном используют вспышку, причем как встроенную, так и выносную. Но нужно помнить, что при любой ситуации искусственный свет, в том числе и на улице, нужно рассеять, добиться того, чтобы световой поток был мягким. Чаще всего при натурной съемке подсветка применяется при контровом освещении. Если в этом случае объект съемки дополнительно не подсветить, на вашем снимке он превратиться в чёрный силуэт.
Если вы снимете днём в интерьерах с большими и открытыми окнами, то не нужно забывать, что в этом случае тоже неизбежен высокий контраст, то есть весьма ощутимая разница между теми частями объекта, которые находятся в тени, и теми, которые на свету. Для того чтобы снизить резкость этих переходов от света к тени, можно воспользоваться легкой дополнительной подсветкой. В таких случаях обычно используют отраженный свет. В качестве отражателей хорошо использовать стены и потолок. Но тут может притаиться опасность. Нужно обратить внимание на то, в какой цвет окрашены эти поверхности. Если стены и потолок имеют насыщенный цвет, то на объектах съемки могут появиться нежелательные цветные блики, рефлексы, которые исказят цвет вашего объекта. В этом случае удобнее всего применить вспышку с рассеивателем, например с софт-боксом.
Некоторые фотографы при съемке портретов для подсветки используют золотые зонты. Световой поток от осветительного прибора направлен на зонт, и отраженным от зонта падает на модель. В этом случае изменяется цветность светового потока. Если съемка производится на натуре, то на снимке получается высокий цветовой контраст. Зачем это нужно? Тут стоит обратиться к теории живописи.
Глаз человека, наблюдающего за цвето- и светораспределениями при натурном освещении, замечает, что те места объекта, на которые падает прямой солнечный свет, кажутся холодными. А те, которые в тени — намного теплее. Этим и пользуются уже несколько веков многие живописцы. Например, Ван Гог всегда в спектр солнечного диска добавлял краску холодного цвета, чем добивался на своих полотнах слепящего эффекта солнца.
Можно привести в пример и Рембрандта, в живописи которого теням уделено значительное внимание. На его живописных портретах тени всегда глубокие, их решения сложны по колориту, но, тем не менее, этот колорит не выходит за рамки золотисто-коричневых тонов. Эти традиции живописи отчасти перешли и в фотографию. Именно для этого и используются золотые зонты. Но, тем не менее, фильтрованный световой поток, исходящий от прибора заполняющего света, нужно применять умеренно. Чрезмерно желтый цвет лица может показаться зрителю болезненным, а это никак не украсит ваш снимок.
Мы уже говорили о цветовом контрасте. Чем теплее на снимке кажется теневая часть объекта, тем более холодными ощущаются светлые его участки. Это может привести к нарушению цветовой гармони на вашей фотографии. Но и тут возможны исключения из правил. Посмотрите на зимние пейзажи кого-нибудь из классиков живописи. Например, «Март» Исаака Левитана. В этой картине замечательного российского живописца тени на снегу имеют цвет от бледно-синего до фиолетово-черного. Стало быть, поток заполняющего света может иметь любой цвет. Лишь бы это соответствовало поставленной задаче.
Анри Матисс. «Семья художника». 1911г.
Давайте рассмотрим картину Анри Матисса «Семья художника». На первый взгляд на ней не видно света, его как бы не существует. Всё пространство, изображенное на картине, заполнено некими декоративными элементами, да и сами люди выглядят не более чем пятнами, которые нужны художнику для построения гармони в сочетании цветового контраста и ритма. Люди на этом полотне лишь формально люди. Это самодостаточные персонажи, каждый из которых погружен в себя, взгляды этих людей не пересекаются. Тут всё подчинено цветовым контрастам – глубина пространства и освещения, сюжет, объемы. Матисс как бы освещает пространство картины заполняющим, рассеянным, ровным светом, который идет со стороны зрителя. Этот свет все элементы картины выделяет в одинаковой степени, внимание не акцентируется ни на чём. Если бы перед нами была не картина художника, а фотография, то это можно было бы назвать заполняющим светом, который одновременно является и рисующим. Свет, который равномерно заполняет всё пространство изображения.
Copyright by TakeFoto.ru
Студийное освещение | Уроки фотографии
Студийная съемка – это съемка в условиях искусственного освещения. Источники света в студии нужно расположить так, чтобы были решены три задачи: объект съемки отделен от фона, показан объем и созданы тени, и при этом исключен пересвет и недосвет. Сначала разберемся с основными источниками света, а дальше посмотрим как их можно расположить относительно объекта съемки.
Основной источник света – рисующий свет, все остальные по отношению к нему будут вспомогательными. Он всегда один, ставится спереди и сбоку от объекта съемки или сверху (редко), на расстоянии в полтора – два метра. Может быть рассеянным (мягким) или направленным (жестким), мощность светового потока регулируется так, чтобы создать тени, но не получить пересвет. Рисующий свет выявляет форму и детали объекта и создает контраст.
Чтобы смягчить жесткие тени, которые дает рисующий свет, используют заполняющий свет. Его располагают перед объектом съемки, он должен быть рассеянный и всегда слабее рисующего.
Моделирующий свет – это боковая подсветка объекта, предназначен для придания объема и отделения от фона неосвещенной части объекта съемки.
Фоновый свет нужен для того чтобы отделить объект от фона и создать объем. Фон можно осветить равномерно или неравномерно или направить узкий луч света, но в любом случае источник света располагается между объектом съемки и фоном.
Контровой свет дает световую линию контура и тоже помогает отделить объект от фона, поэтому его располагают позади объекта на близком расстоянии.
Классическая световая схема
Классическую световую схему мы уже рассмотрели – рисующий свет (1) расположен впереди сбоку от объекта и освещает левую сторону. Отражатель (2) устанавливается справа от объекта и подсвечивает тени на правой стороне. Фоновый свет (3) устанавливается за объектом так, чтобы осветить фон, но сам осветитель не попадал в кадр. Дополнительным источником света может быть контровой свет, который подсветит объект сзади.
Схема «высокий ключ»
Схема «высокий ключ» дает практически полное отсутствие теней и очень светлые тона. Используется при портретной съемке. Рисующий свет (1) (белый зонт или большой софтбокс) устанавливается сбоку от камеры или над ней и добавляются два источника фонового света (2,3). Они оба устанавливаются позади модели с противоположных сторон, световой поток мощнее, чем рисующий свет, направлен на фон.
Голливудская схема.
Оптимальный вариант для простой съемки. Нужно всего два источника света – рисующий свет (1) (софтбокс) располагается над камерой или же чуть сбоку от нее, фоновый свет (2) расположен за объектом и направлен на фон (в кадр осветитель попадать не должен).
Для того чтобы создавать световые схемы обязательно понадобится вспомогательное осветительное оборудование. Это различные отражатели, зонты, подсветки – словом все то, что дает возможность получить мягкий, рассеянный свет. Если нужно получить направленный свет, используются тубусы и шторки.
Начните с самого простого – постарайтесь на практике разобраться в назначении каждой подсветки и выстроить самую простую световую схему. Когда освоите азы работы со студийным светом, можно будет перейти к построению более сложных схем, получать эффектные тени, силуэты, делать коррекцию теней или выделять светом нужные детали.
← Вернуться к списку статей
photoword.ru
Свет в фотографии | Soohar
Свет в фотографии играет огромную роль, которую довольно сложно переоценить. В зависимости от того, как будут расположены световые приборы, из фотографируемой персоны можно сделать или ангела или исчадие ада из преисподней. Макияж при этом может лишь подчеркнуть наиболее выразительные черты человека. Существует несколько стандартных схем расстановки осветительных приборов в условиях студии. Благодаря этим схемам вы можете добиться отличного результата. Портреты, снятые вами будут иметь идеальное качество.
Прежде всего, если вы планируете профессионально заниматься фотосъемкой, то оборудование должно быть первым приобретением после самого фотоаппарата. Минимум 2 прожектора, 2 софтбокса и пару отражателей. Этот «джентльменский набор» даст вам возможность играться с освещением, добавляя в конечный снимок драматизм, романтику, задумчивость и прочие ощущения.
Чтобы ваши снимки напоминали красивую глянцевую обложку вам нужно запомнить следующее расположение осветительных приборов. Один прожектор должен находится справа от модели. Мягкий софтбокс при этом должен стоять с другого бока. Он будет сглаживать резкие тени, отбрасываемые прожектором, который формирует основное освещение в фотографии. Подсветка фона также имеет огромное значение. Часто можно обойтись и без нее, но в таких случаях как фото сессия в стиле «высокий ключ» без яркого заполняющего белого фона обойтись не удастся.
Очень важно подсветить прическу модели. Чтобы волосы приобрели объем и выглядели действительно шелковистыми. Нужно направить яркий узкий луч сверху прямо на голову представителя человечества.
Интересных результатов можно добиться даже когда световой поток будет исходить исключительно от одного источника, расположенного позади снимаемой фигуры. Тут будет достаточно единственного отражателя, который осветит лицо фотографируемого человека. Таким образом вы создадите достаточно романтичный эффект и сделаете вокруг снимаемого человека светящийся ореол.
Помните о том, что фронтальная вспышка, направленная строго в лицо хоть и освещает человека, но она полностью лишает изображение объема. Ей есть смысл пользоваться только в яркую солнечную погоду, чтобы убрать резкие тени от солнца.
Ежели вы планируете проводить модельную съемку на природе, обязательно возьмите с собой минимум три вспышки. Этого количества будет достаточно, чтобы создать объемный эффект в кадре при любых погодных условиях. Их необходимо поставить с двух сторон от модели, а одну закрепить на фотоаппарате и направить вверх.
Необходимость использования дополнительного источника освещения в условиях фотографирования на открытой местности обусловлено тем, что в противном случае в слишком солнечный день кожа снимаемого человека приобретет некоторый зеленоватый оттенок. Вспышка нужна, чтобы устранить этот оттенок и придать человеку естественный цвет.
Основным критерием получения высокохудожественных портретных снимков является умелое сочетание разных источников освещения. Благодаря многолетнему опыту фотографов-портретистов были созданы наиболее выразительные варианты освещения в портрете. Была определена роль каждого источника освещения и каждому из них дано свое название. Ниже описаны пять вариантов.
Виды освещения в портретной фотографии
Рисующий свет является основным видом в портретном фото. Это верхнебоковой световой поток, образующий главный светотеневой рисунок портрета. Его назначение состоит в том, что бы выделить характерные крупные черты лица и при этом приглушить и смягчить мелкие морщины и дефекты кожи. Поэтому такоей вид освещения не должен быть очень жестким, он должен содержать рассеянную часть. Оптимальный диаметр светильника 200-500 мм. Для увеличения эффекта рассеивания очень часто одевают специальные рассеиватели. Для светильника такого вида освещения вполне достаточны лампы мощностью в 150 – 300 Вт. В работе этот светильник многократно передвигают, поэтому лучше, чтобы он был легким и в напольном варианте передвигался на роликах.
Моделирующий свет служит для выделения некоторых участков в портрете, которые фотографу нужно подчеркнуть. Такой вид освещения должен падать только на небольшой участок, не нарушая общего светотеневого рисунка, построенного рисующим и заполняющим светом. Поэтому необходимо, чтобы светильник давал узкий направленный световой пучок небольшой мощности. Лучше всего, что бы угол светового пучка составлял 10-30 градусов при лампе мощностью 60-100 Вт.
Источник заполняющего или выравнивающего света высвечивают слишком глубокие тени. Такой вид освещения не должен давать теней. Двойная тень наиболее частая ошибка начинающего фотографа. В этом случае мощность светильника должна быть значительно меньше мощности источника рисующего света.
Контровый или контурный свет служит подсветкой модели сзади для подчеркивания ее контура. Светильник такого вида освещения устанавливают позади модели внизу и направляют в сторону фотоаппарата. Основное правило при использовании контурного освещения состоит в том, что бы прямой световой пучок светильника не попадал в объектив. В связи с этим угол действия света должен быть небольшим. Предпочтительны светильники с поворотными шторками, позволяющими закрыть часть светового потока и высветить только контур модели. Благодаря контурному освещению удается отделить фигуру от фона, создать между ними пространство. Для такого источника освещения предпочтительна лампа мощностью всего 60 – 100 Вт.
Фоновый свет предназначен для балансировки соотношения яркостей фона и модели. С его помощью удаляют тень, создаваемую на плоскости фона светильником рисующего освещения. Такой вид освещения не должен создавать резко очерченного круга, свет должен быть широким и мягким. Фоновый светильник чаще всего устанавливают позади модели на полу и направляют под небольшим углом вверх. Мощность лампы рекомендуется 60 – 100 Вт.
Очень большое количество источников освещения усложняет управление и настройку вашей сцены, тратя на это огромное количество времени. Не нужно использовать большое количество осветительных приборов, два – три, максимум четыре будет вполне и вполне достаточно. Следует так же запомнить, что малый источник освещения дает контрастные резкие тени. Наоборот, большой источник освещения дает мягкие очень нечеткие тени.
Начинающим фотографам рекомендуется начинать работать и экспериментировать с одним источником освещения. Причина неудач многих начинающих фотографов как раз заключается в том, что они пытаются использовать как можно больше разных источников. При очень глубоких тенях их смягчают заполняющим светом или с помощью белого отражателя. Только научившись хорошо владеть этими двумя видами портретного освещения, можно дополнять светотеневой рисунок фоновым, моделирующим и контровым светом.
Один важный момент который вы должны сейчас понять. Даже если вы идеально будете знать все схемы расположения осветительных приборов и знать все виды освещения без практики это лишь 10% вашего успеха. Лишь долгие и упорные часы дни, месяцы, годы, практики помогут добиться шикарных результатов.
Похожий по теме урок: Главные составляющие отличного снимка
soohar.ru
Освещение в фотографии — Википедия. Что такое Освещение в фотографии
Освещение бывает направленным, рассеянным и комбинированным.
Уменьшение общей освещённости изменяет соотношение между яркостями свето́в и теней: яркость свето́в убывает быстрее, чем теней. Это происходит за счёт некоторого освещения теней рассеянным светом. Таким образом, уменьшение общей освещённости вызывает одновременно и уменьшение контраста.
Освещение является простым, если свет имеет одно направление, и сложным, если он идет по нескольким направлениям, от двух и более источников.
Освещение будет жёстким, когда источником света является вольтова дуга или электролампа без арматуры; смягчённым — если он заслонен полупрозрачным экраном (из бумаги, молочного стекла, лёгкой ткани), и мягким — когда он заключён в широкий софит с полупрозрачным экраном.
Вид освещения сказывается на очертании теней и характере рельефа. При жёстком освещении границы теней очень точно очерчены, а рельеф объекта преувеличивается — создается впечатление, что все впадины углубились. Смягчённое освещение размывает контуры теней и уменьшает рельефность объекта. Мягкое освещение ещё более увеличивает этот эффект.
Если источник света близко расположен к освещаемому телу, то тени будут конусообразными и резко очерченными. Если два источника света посылают в пространство взаимно перекрещивающиеся лучи, то они дадут тень и полутень, которые смягчат контраст изображения.
Лучи, падающие на поверхность объекта под углом больше 45°, дают прямое освещение, а под меньшим — косое.
Косое освещение подчёркивает форму предметов и хорошо выявляет их детали. Его разновидностью является скользящее освещение, когда угол падения на поверхность объекта близок к нулю градусов. Скользящее освещение особенно чётко выявляет фактуру объекта. Для смягчения контраста при скользящем освещении дают дополнительное прямое освещение объекта съёмки, но от более слабого источника света, чем источник скользящего освещения.
При освещении искусственными источниками света крупных планов (портретов, натюрморта и т. д.) пользуются следующими видами освещения:
- Заполняющий, или общий свет — равномерное, рассеянное, бестеневое освещение объекта, имеющее достаточную интенсивность для короткой выдержки. Осуществляется комбинацией источников верхнего и переднего света.
- Рисующий, или ключевой свет — пучок света, направленного на объект или его сюжетно важную часть. Его задача — создание основного светового эффекта. Такой свет должен давать бо́льшую освещённость на освещённом участке объекта по сравнению с освещённостью общего света. Самостоятельно рисующий свет употребляется редко, так как он даёт контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей в тенях или света́х из-за большого интервала яркостей.
- Моделирующий, или акцентный свет — узкий направленный пучок света малой интенсивности, используемый для получения бликов, улучшающих передачу объёма объекта и подсветки теней с целью их смягчения, а иногда и полного устранения. Назначение моделирующего света — улучшение градации светотени. Прибором для моделирующего света служит глубокий узкий софит с обыкновенной лампой накаливания небольшой мощности или обычный софит с надетым на него тубусом.
- Контрово́й свет — задний скользящий свет, используемый для выделения контура объекта от фона. Таким светом выявляют форму всего объекта или какой-либо его части. Источник контурного света помещают позади объекта на близком расстоянии от него. Получают тонкую линию светового контура, которая расширяется с удалением источника света от объекта.
- Контражурный, или контурный свет — разновидность контрового, расположенная прямо за объектом. Нередко фотографируют в контражурном солнце — при этом либо получается силуэт, либо как-то подсвечивают передний план. Искусственный контражурный свет используется нечасто, если у объекта есть просвечивающие части — пышная причёска на портрете, полупрозрачная бутылка пива в рекламном фото… В качестве прибора для контурного света используют софит со средним диаметром рефлектора.
- Фоновый свет — свет, освещающий фон, на котором проецируется объект. Освещённость фона должна быть меньше, чем освещённость, даваемая общим и рисующим светом. Фоновый свет бывает равномерным и неравномерным. Обычно его распределяют так, чтобы светлые участки объекта рисовались на тёмном фоне, а тёмные — на светлом. Для равномерного освещения фона используют источники света в широком софите, а для создания на нем световых пятен — в узком софите. Прекрасные результаты смягчения света дает отраженный свет, для этого используются зонты с отражающей поверхностью и плоские отражатели изготовленные из белой ткани на каркасе.
Стандартные схемы света
- Трёхточечный свет
- Стандартная схема из трёх источников: рисующий с контровым, например, слева, и заполняющий справа.
- Четырёхточечный свет
- Трёхточечная + фоновый источник.
- Силуэтный свет
- Несколько фонарей, освещающих фон. Для съёмки хорошего силуэта нужна большая студия с бесшовным фоном.
- Рембрандтовский свет
- Достаточно жёсткий рисующий свет, идущий сверху-сбоку и дающий на противоположной щеке характерное световое пятно (сам Рембрандт для этого пользовался отверстием в крыше).
- Голливудский свет
- Рисующий свет непосредственно над фотоаппаратом и заполняющий непосредственно под.
Ссылки
Литература
- Яштолд-Говорко В. А. Фотосъёмка и обработка. Съемка, формулы, термины, рецепты. Изд. 4-е, сокр. М., «Искусство», 1977.
wiki.sc