Мягкий свет в фотографии – Какой бывает свет в фотографии. Часть 1
Режимы наложения Перекрытие и Мягкий свет
По мере погружения в мир пейзажной фотографии, все чаще начинают встречаться слова «осветление» и «затемнение». Профессионалы раскрывают эту тему во многих видеоуроках и часто упоминают о ней в подкастах. Я слышал, как некоторые говорят, что разница между хорошим и отличным фотографом заключается в умении осветлять и затемнять. С уверенностью можно сказать, что это навык, над которым стоит работать, если вы хотите повысить свой профессионализм.
Другие статьи о режимах наложения:
Давайте же начнем.
Что такое осветление и затемнение?
Эти техники возвращают нас к временам, когда еще нужно было проявлять пленку. Они использовались, чтобы осветлить или затемнить определенные части снимка. Великие первопроходцы фотосъемки применяли их и с постепенным отходом от пленки техники начали терять популярность. Когда были созданы такие цифровые фотолаборатории, как Photoshop, осветление и затемнение снова вернулись в строй. Затем появились фотографы, которые хотели получить более точный контроль над тенями и бликами. Таким образом, этот процесс получил новую жизнь. Сейчас многие профессионалы и любители пользуются им при обработке своих фотографий.
Что же такое Осветление и Затемнение (или как их называют в английском Dodge и Burn – прим. переводчика)? Я много о них говорил, но никогда толком не объяснял. Dodging: Процесс осветления участка фотографии. Burning: Процесс затемнения участка фотографии.
При работе с этой техникой в Photoshop создается новый серый слой с определенным режимом наложения. Это может быть Перекрытие (Overlay) или Мягкий свет (Soft Light). Но что они из себя представляют и когда используется каждый из них?
Что такое Перекрытие?
Вот, что говорят сами Adobe: «Цвета умножаются или осветляются в зависимости от основного цвета. На существующие пиксели накладываются узоры или цвета, светлые и темные участки основного цвета при этом не затрагиваются. Базовый цвет не заменяется, а смешивается с совмещенным цветом, чтобы отразить наличие светлых или темных участков основного цвета».
Не знаю, как вы, а я мало что понял из этого текста. Давайте разберем его немного детальнее. «Цвета умножаются или осветляются» — здесь говорится о контрасте и том, как данный режим наложения повысит контраст цветов, особенно между светлыми и темными. Если не верите мне, возьмите любую фотографию, создайте над ней слой, заполненный нейтральным серым цветом с режимом наложения Перекрытие, затем используйте черную и белую кисти и посмотрите на результат. Дальше мы видим «на существующие пиксели накладываются узоры или цвета, светлые и темные участки основного цвета при этом не затрагиваются». Это означает, что, если вы будете рисовать поверх своей фотографии, блики, тени и цвета останутся, даже если вы используете цвет, отличный от белого или черного. Однако, цвета при этом не смешиваются. То есть, если вы рисуете синим по желтому, желтый приобретет немного синевы.
У этого режима наложения есть пара особенностей. Перекрытие отдает предпочтение слою, находящемуся прямо под ним. Я никогда не видел в этом проблемы, но, теоретически, при совмещении фотографий с разным фокусным расстоянием, верхняя и нижняя часть кадра могут по-разному выглядеть, если работать с этим режимом наложения. Самый простой способ этого избежать – объединить слои после совмещения, а затем уже осветлять и затемнять.
Когда же его лучше использовать? Скажем, я хочу осветлить часть снимка, но при этом сохранить контраст. В такой ситуации осветляющий слой с режимом Перекрытие отлично подойдет. Отрегулируйте непрозрачность по своему усмотрению и можете начинать. Это сохранит цвет и контраст участка, но при этом его осветлит. Именно по этой причине фотографы используют Перекрытие чаще, чем Мягкий свет.
Что такое Мягкий свет?
Примечание переводчика – в официальной документации Adobe этот режим наложения называют «Рассеянный свет», но в русифицированной версии Photoshop его перевели как «Мягкий свет».
Adobe описывает его следующим образом: «Затемняет или осветляет цвета в зависимости от совмещенного цвета. Эффект похож на расплывчатый свет прожектора. Если совмещенный цвет (источник света) светлее, чем 50% серый, изображение становится светлее, как после осветления. Если совмещенный цвет темнее 50% серого, изображение становится темнее, как после затемнения. Закрашивание черным или белым цветом создает отчетливо более темный или светлый участок, но не влияет на чисто черные и белые участки».
Этот режим наложения намного проще понять. По сути, слой с режимом наложения Мягкий свет больше похож на инструменты Осветлитель (Dodge Tool) и Затемнитель (Burn Tool) самого Photoshop. Одно из отличий – нельзя осветлить участок до абсолютно белого или затемнить до черного, он станет значительно светлее или темнее, но не приблизится к одному из краев гистограммы. Еще одна особенность – работая с осветляющим/затемняющим слоем, вы вносите не деструктивные коррекции.
В каких ситуациях лучше подходит Мягкий свет? Я предпочитаю применять его, если нужно обработать облака или очень маленький кусочек фотографии. Поскольку Мягкий свет имеет свойство уменьшать контрастность, я стараюсь не использовать его для важных участков кадра. Если вы просто хотите добавить немного теней или яркости облакам, это – отличное решение.
Поскольку, как уже упоминалось, Мягкий свет ухудшает контраст, его можно использовать, чтобы слегка подкрасить небо и создать атмосферу. В итоге вы можете получить эффект легкой дымки.
Теперь, когда я объяснил принцип их работы, вы должны увидеть всё сами, чтобы понять разницу. Пример выше демонстрирует действие каждого из режимов. Непрозрачность кисти была установлена на 100%, чтобы можно было наглядно продемонстрировать, что происходит с фотографией после применения каждой коррекции. Верхняя 1/5 фотографии осталась нетронутой. Ниже представлен оригинал той же фотографии.
Следующий кусочек – затемнение с режимом Перекрытие. Вы можете заметить, что этот эффект довольно сильно влияет на изображение. Всё, что близко к черному, стало черным, а светлые участки безжалостно затемнены. Всё из-за того, что этот режим призван повышать контраст, особенно в темных участках. Он заставляет участки фотографии, близкие к черному, сильно смещаться в его сторону.
Дальше идет осветление с Перекрытием. Так же, как в случае с затемнением, большая часть светлых участков становятся белыми, а тени при этом сильно слабеют. Посмотрите на кусты. В финальной версии фотографии они были немного недоэкспонированы. Поскольку они – не самая важная деталь, я особо не беспокоился об их тенях. При осветлении кусты выглядят довольно хорошо. Это – отличный пример того, как Перекрытие помогает спасти темные участки без какого-либо ущерба для фотографии. Если бы я сделал это при постобработке, кусты выглядели бы очень опрятно.
Мягкий свет, как вы можете видеть, намного слабее влияет на светлые и темные участки. Именно поэтому я предпочитаю его, так как с ним следы вмешательства не так видны. Поскольку я не работаю с сильным осветлением и затемнением фотографий, для меня такой вариант подходит лучше.
Мягкий свет работает будто прожектор, направленный на фотографию. При затемнении он создает ощущение недоэкспонированной фотографии. Однако, в отличие от настоящего недоэкспонирования, Мягкий свет не превратит светлый участок в черную точку. Он затемнит его и сделает тени черными, если они достаточно темные. Если посмотреть на пример выше, видно, что затемнение с Мягким светом достаточно сильное, но ему очень далеко до Перекрытия. Это делает его идеальным решением, когда нужно немного затемнить тени и сделать фотографию контрастнее, не выходя при этом за рамки.
Осветление с Мягким светом хорошо подойдет, если нужно осветлить участки, но при этом не засвечивать их. Однако, у него есть свойство сильно сокращать контрастность. Я предпочитаю использовать его для светописи и обработки облаков. Поскольку у них и так слабый контраст, Мягкий свет прекрасно подходит. Что касается светописи, используйте тот же метод осветления и затемнения (выбираете основной цвет и рисуете), чтобы добавить фотографии немного атмосферы.
Пример:
Я хочу показать пример того, что такое светопись. Посмотрите на фотографию выше и постарайтесь обнаружить места, над которыми я поработал в Photoshop.
Если чутье укажет вам на верхний правый угол, где лучи солнца подсвечивают камень – вы правы. В исходном RAW-файле сияние выглядело очень привлекательно, но даже после глобальных коррекций не было достаточно заметным. Мне нравилась эта подсветка, но было чувство, будто ей нужно больше внимания. Поэтому, чтобы добавить ей дополнительной яркости, я создал слой осветления/затемнения и выбрал в качестве источника для светописи сияющий камень. Затем я использовал режим наложения Мягкий свет, уменьшил непрозрачность и закрасил кусочек камня. Это немного сократило контраст и создало светящуюся дымку. В итоге получилась прекрасная атмосфера сияния. Это – сила режимов наложения и светописи.
Не стесняйтесь делиться своим мнением. Хорошо ли я справился с темой или вы бы хотели узнать больше?
Автор: Nathan Standre
Что такое плоский свет?
Фотографы часто используют совершенно непонятный для обычных людей язык. Это секретный шифр, благодаря которому окружающие не знают, что происходит в нашем особом мире. На самом деле все не так плохо и преднамеренно, но разумно упомянуть, что в сфере фотосъемки есть много терминов, которые плохо описаны. Надеюсь, эта статья поможет вам разобраться и прояснить некоторые аспекты.
Мы часто используем термин «плоский свет». Все наверняка слышали подобное: «это отличная фотография, но свет немного плоский» или «никогда не снимайте в полдень, иначе свет будет ужасно плоским». Но что вообще означает этот термин? Словосочетание «плоский свет» часто понимают неправильно, причем, как сам смысл, так и его достоинства вместе с особенностями работы. В определенных ситуациях плоский свет может быть очень полезен, но иногда его лучше избежать. Есть некоторые очень тонкие аспекты понимания этого термина и не существует одного идеально подходящего описания или правила, но в данной статье я постараюсь объяснить всё максимально детально.
Что означает сам термин?
Плоским светом называют освещение, при котором создается минимальный контраст, то есть отличие между затененными и освещенными участками отсутствует или почти не заметно. Тут всё просто.
На деле так называют чаще не сам свет, а фотографию, которая теряет ощущение трехмерного пространства из-за недостатка контрастности. Снимкам с плоским светом часто не хватает глубины и интереса, даже несмотря на правильные технические композиционные элементы. Теряется любая интрига или характерность, а внимание отвлекается от истории и влияния, которого добивался фотограф. Кадры с высоким контрастом между затененными и освещенными участками обладают иллюзией высоты и глубины, благодаря чему фотография становится объемнее. Об этом мы поговорим немного ниже.
Плоский свет отличается от жесткого и мягкого
Для того, чтобы внести ясность, термин «плоский свет» не имеет абсолютно ничего общего с жестким или мягким освещением, или понятием «жесткости», которое является совершенно другой темой. Посмотрите видео Improve Photography’s Lighting in a Flash, в котором хорошо описаны понятия жесткого и мягкого света, ведь здесь невозможно подробно рассказать об этой теме. Вкратце, жестким светом называют тот, при котором получается очень резкий контраст, а моментальный переход от тени к свету создает четкую линию. Мягкий свет обеспечивает очень плавный переход и в некоторых видах фотосъемки обычно считается более приятным глазу. Однако, стоит сказать, что есть множество примеров креативного использования жесткого света и эффектов, которых можно достичь только с его помощью. Иногда это просто необходимо для потрясающих результатов.
Плоский свет часто считается ошибкой новичков, но это заблуждение. Не важно, эффективным его рассматривать или нет, плоский свет полностью зависит от намерений и контекста съемки. Такой вид освещения можно использовать себе на пользу, так же, как более контрастный и любой другой тип.
Каковы причины возникновения?
Этот снимок горы Buachaille Etive Mòr в Гленко, Шотландия – отличный пример плоского света.
Есть множество неправильных представлений и большая доля непонимания, когда дело доходит до плоского света, а также причин его появления. Это легко понять из-за множества противоречивой информации и, как я упоминал прежде, есть некоторые тонкие моменты, которые нужно распознать. Стоит сказать, что плоский свет чаще проявляется в определенных условиях освещения, но каждый кадр приносит свои уникальные испытания. Плоский свет возникает из-за равномерного освещения пейзажа, однако, иногда даже в таких условиях можно получить объемный снимок.
Пасмурное небо
Часто, когда небо покрыто облаками, освещение выглядит более плоским, но иногда такая ситуация может пойти на пользу, создавая мягкое освещение. Облачный покров – гигантский софтбокс, который превращает относительно небольшой источник освещения, солнце, в массивный осветительный прибор, рассеивая его свет. Если в облачный день все же есть определенное направление освещения, например, менее плотные участки облаков или малая облачность, контраст между тенями и освещенными участками сразу же появится. У съемки в пасмурную погоду есть свои преимущества и недостатки. Благодаря мягкому свету, в такие дни удобно снимать портреты, но за него можно поплатиться менее эффектным и интригующим снимком. Больше об этом далее.
Та же гора, но с другими условиями освещения, создавшими менее плоский и более контрастный снимок, хотя обе фотографии были сделаны примерно в одно время.
Прямая вспышка
Если направить вспышку камеры прямо на субъект, вы получите плоское освещение. По этой причине такую технику не рекомендуют применять, и многие профессиональные фотографы предпочитают пользоваться внешней вспышкой. Это относится к внешним вспышкам типа «горячий башмак» и встроенной вспышке камеры. Однако, прямой свет может создать довольно резкий контраст, если не использовать зонт, софтбокс или другой диффузор. При вспышке, направленной непосредственно на субъект, если нет угла наклона, свет распределяется равномерно и создается эффект плоскости. Если модель повернет голову или вы смените угол наклона, в некоторых участках получатся глубокие тени, а освещение кадра уже нельзя будет назвать плоским.
Тот же эффект наблюдается для светописи и при размещении источника света непосредственно за камерой. Это распространенная ошибка, которую я и сам несколько раз совершал. Если вы хотите заняться светописью, на Improve Photography есть урок с отличными советами, которые помогут избежать плоского освещения при работе с этой сферой фотографии и создать впечатляющий снимок.
Съемка в полдень
Это частое заблуждение. Хоть полуденное солнце и может заставить субъект выглядеть плоским, такой свет очень жесткий. При работе в дневное время суток контраст между темными и светлыми участками просто колоссальный, тени почти абсолютно черные, а блики – белые. Такой снимок часто считается очень «неплоским». Если ваш субъект смотрит прямо на солнце, его лицо будет равномерно освещено и контраст будет минимальным, но при этом он будет присутствовать для окружающих предметов. То же происходит при работе со встроенной вспышкой, любой угол между источником света и субъектом создает резкий контраст.
Преимущества плоского света
Как я упомянул ранее, плоский свет можно использовать для создания отличных эффектов и получения профессиональных фотографий. Например, техники плоского освещения часто используются в сфере моды или бьюти-съемки. Это помогает скрыть недостатки кожи, смягчить ее поверхность и не привлекать внимание к бородавкам или родинкам. Поэтому плоский свет подходит лучше, чем другие виды, подчеркивающие мелкие детали лица. Многие бьюти-фотографы умышленно пользуются этой техникой для создания «идеального» вида, а на этапе постобработки добавляют контраст нужным участкам при помощи таких техник, как осветление и затемнение.
Плоский свет также применяется при съемке моделей на белом или светлом фоне, так как тогда создается больший контраст между лицом и фоном.
Недостатки плоского света
Как уже было сказано, плоский свет часто считается безопасным методом освещения для бьюти-съемки и с него стоит начинать новичкам. Он может показаться блеклым, скучным и безжизненным по сравнению с яркими результатами, которых можно достичь при работе с другими видами освещения, например, боковым светом, креативно акцентирующим контраст на нужных деталях.
Плоский свет не приносит никакой глубины или интриги. Напротив, он полностью оправдывает свое название, создавая плоское, двухмерное изображение, в котором взгляду не за что зацепиться. Понятно, что это совсем не годится для пейзажной съемки, где нужен впечатляющий контраст между бликами и тенями. По этой причине идеальное время для съемки окружающих пейзажей – на восходе или закате.
5 советов для борьбы с плоским светом
Эти пять советов помогут вам избежать плоского освещения, но не забывайте, что его можно использовать в свою пользу. Однако, если требуется глубина, а условия освещения «плоские», эти советы помогут вам исправить ситуацию.
1. Добавьте свой «неплоский» свет
Если с имеющимися условиями освещения невозможно создать драматичное освещение, создайте свой собственный свет. Электронные фотовспышки предоставляют неплохую гибкость и в совокупности с относительно недорогими модификаторами могут придать нужный вид, сделав снимок профессиональнее. Установите вспышки так, чтобы подчеркнуть нужные детали, добавить глубину и интерес. В этой статье невозможно описать все тонкости работы со вспышками, об этой теме написано множество других материалов, но стоит упомянуть, что использование внешней вспышки может значительно улучшить вид снимка и предоставит гибкость для создания отличных фотографий вне зависимости от естественных условий освещения.
2. Подберите время
У каждого вида съемки есть определенное идеальное время суток. В некоторые часы свет теплее, драматичнее и объемнее. Восход и закат с их золотым часом – отличное время для съемки с минимальным шансом появления плоского света. Время суток, когда солнечные лучи падают под острым углом, предпочтительнее. Как уже упоминалось, хорошие снимки можно получить и с плоским светом, а некоторые субъекты или фотографии лучше выглядят именно в нем, что ведет нас к следующему совету.
3. Изучите местность
Вне зависимости от условий освещения и предмета, будь это портретная или ландшафтная съемка, стоит изучить место, в котором вы собираетесь фотографировать. Составленный заранее план предоставит лучшую отправную точку, если есть риск наткнутся на плоский свет, и поможет разработать запасное решение. Знание местности может очень помочь в этом деле. Также вы сможете продумать, что получится, а что не выйдет снять при плоском освещении и обсудить это с клиентом. Если клиент настаивает на съемке в то время суток, когда вероятнее всего придется столкнуться с плоским светом, или условия освещения неподходящие, можно поделиться с ним результатами изучения и перенести место или время. Иногда приходится просто соглашаться, сталкиваясь с неудобными условиями освещения. В таком случае всегда лучше иметь план.
4. Посмотрите прогноз погоды
Погода может сыграть роль в освещении, когда вы прибудете на место съемки. Белый покров облаков не очень подойдет для фотографирования пейзажей, создав плоский эффект. То же самое получится при съемке в полдень, когда солнце высоко над горизонтом. Однако, как я упоминал прежде, ни один из пунктов не гарантирует наличие плоского света.
5. Вернитесь в другой день
Если освещение неудачное и нет никаких шансов получить хороший результат (помните, плоский свет – это иногда полезно), просто бросьте. Нет ничего плохого в том, чтобы смириться с неподходящим освещением, так как в предоставленных условиях невозможно сделать эпичный снимок. Очевидно, что, если вы путешествуете или находитесь далеко от дома, хочется получить максимум, так как возможности вернуться может не быть. Однако, это не последний день. Отдохните и приходите, когда условия более выгодные.
Все равно не сдавайтесь!
Эта тема всегда вызывает споры между противниками плоского света и теми, кто использует его себе на пользу. Вне зависимости от освещения, вам всегда нужно стараться максимально воспользоваться имеющимися условиями, делая это либо для своего клиента, либо для себя. Если вы любите фотографию так же сильно, как я, то будете наслаждаться съемкой в любых условиях. Просто выбирайтесь из дома и фотографируйте!
Автор: Matt Gavin
photo-monster.ru
Микростоки 2.0: Эмоции света
Всем фотографам известно, что освещение в фотографии играет важную роль. Наличие достаточного количества света – обязательно, но история на этом не заканчивается.
Во-первых, у нас есть прямой свет. Он может быть просто от солнышка или от искусственного источника. Затем, у нас есть отраженный свет. Он исходит от поверхности, куда падает прямой свет. Оба этих освещения совершенно разные.
Для того, чтобы получать фотографии высокого качества, вам необходимо правильное освещение. Вам не просто нужно достаточное количество света, вам нужен правильный свет, чтобы суметь «рассказать» историю в вашей фотографии. Температура, интенсивность, погода, жесткий или мягкий свет, все эти факторы играют решающую роль в вашей фотографии.
Давайте рассмотрим основные критерии качества света:
- Интенсивность (насколько сильный источник).
- Угол (под каким углом падает свет).
- Мягкий и жесткий свет (насколько большая разница между светом и тенью)
- Теплый или холодный свет (цвет).
Техники освещения в цифровой фотографии
Я могу сказать вам, как улучшить освещение чего-либо определённым способом, но это не сможет развить в вас вашу собственную наблюдательность. Я была вынуждена написать эту статью, после того, как получила письмо на прошлой неделе. Там был вопрос-просьба: «Мне нужно сфотографировать моих внуков на следующей неделе и мне нужно знать, какие настройки использовать. Не могли бы вы помочь?» Мне было грустно читать это, т.к. человек упустил саму суть фотографии.Фотография – это не только настройки. Давайте я повторю еще раз. Фотография — это не только настройки. Конечно же, нам необходимы настройки, но дело не только в них.
Как фотографы, мы используем освещение, чтобы выражать эмоции. Если мы хотим, чтобы фотография выражала романтичные чувства и настроение в съёмке на тему Love Story, нам необходимо использовать очень мягкий, рассеянный желто-оранжевый, розово-лиловый свет. Если мы хотим подчеркнуть проблематичность и вызов в истории, нам нужно использовать жесткий свет с глубокими тенями. Он создаст сильный контраст. То, как вы используете свет, имеет значение.
Освещение сильно влияет на то, насколько эмоционально мы воспринимаем происходящее на фотографии. Есть определенные приемы, которыми вы можете воспользоваться, чтобы обогатить вашу историю. Например, съемка со вспышкой, съемка без вспышки, съемка при дневном свете (свет из окна), а также использование разных температур дневного света.
Давайте посмотрим, что о чем говорят определенные типы освещения.
Фотографии в низком ключе без использования вспышки
Многие фотографии, снятые при слабом и мягком свете без сильных теней были использованы в историях, которые демонстрируют печаль, потери, секреты или даже интимность. Освещение такого типа может отражать в некотором смысле интроверсию.Фотографии, сделанные при искусственном освещении
Искусственный свет может быть от источника непрерывного света, как например, студийный свет. Такой свет чаще всего используется, чтобы сымитировать солнечное освещение. Яркий, белый свет может символизировать оптимизм, удовольствие, коммуникабельность и энергию. Вспышки также относятся к искусственному освещению. В зависимости от того, как вы используете этот свет (имеется в виду направление и угол, под которым падает свет) вы можете воссоздавать эти чувства.Фотографии в утреннем свете
Утром свет обычно мягкий и не настолько яркий, как свет, который мы видим в полдень. Он привносит теплоту в фотографии. Учтите, что от времени года очень зависит интенсивность света. В яркий солнечный летний день свет очень сильный и яркий. Это означает, что на фотографиях будет сильный контраст: яркие области и глубокие тени. Это может быть уместно, если вы хотите включить в вашу историю области, которые находятся в тени.Драматическое освещение в фотографии
Драматическое освещение обычно основывается на ярком свете и глубоких тенях. Это высококонтрастная ситуация, где свет создает и сильно воздействует на настроение. Он также очень зависит от количества источников света, и с каких направлений падает свет. Если вы разместите один источник света рядом с лицом человека, вы можете получить много жестких теней на лице. Вы создадите ощущение, которое будет сильно отличаться от портрета в мягком закатном освещении.Жесткий свет в фотографии
Использование жесткого света может передать светлые области и темные тени, которые могут быть вовлечены в историю, так же как и при тусклом свете. Вы можете использовать этот тип освещения, чтобы подчеркнуть тишину, секреты и одиночество. В качестве альтернативы, вы можете захотеть сфотографировать черно-белый портрет с сильными тенями на фоне и сохранить ваш объект хорошо считываемым. Такой стиль будет означать, что может быть другая грань жизни предмета или ситуации.Освещение – это не только правильная экспозиция, это еще и настроение и чувства. То, как вы понимаете свет, может продвинуть вас вперед и создать много разных типов настроения в ваших снимках. Когда вы снимаете похожие вещи с разным светом, это будет вызывать совершенно разные эмоции. То, что вы чувствуете по отношению к изменениям — это и есть сила фотографии.
Вот почему фотография – это не только настройки. Это создание сильных, эмоциональных изображений. Вы используете настройки, как диафрагма и выдержка, чтобы иметь силу над светом. Вы контролируете свет, чтобы режиссировать эмоции и историю.
Начните исследовать свет сегодня. Посмотрите на освещение, которое вы видите прямо сейчас и спросите себя о его качестве. Знание света изменит ваши фотографии к лучшему.
microstocker.blogspot.com