Нейтральный светофильтр – Применение нейтральных светофильтров
Гид по выбору фотофильтров | Блог
Фотофильтры (светофильтры) – интересная и разнообразная группа фото аксессуаров, которая довольно давно применяется в фотографии. Фильтры, выпускаемые Hoya, Dicom, B+W, Tiffen, Polaroid, чаще всего накручиваются прямо на объектив фотоаппарата. Есть светофильтры, которые устанавливаются в специальный держатель, который крепится на объектив.
Работа всех светофильтров основана на подавлении, выделении или преобразовании части светового потока для достижения необходимого эффекта, но бывают фильтры, изготовленные из прозрачного осветленного стекла (нейтральные). Одной из важнейших задач фильтров является защита передней линзы объектива от отпечатков пальцев, ударов, царапин и других механических повреждений, а также от пыли, загрязнений и влаги. Для этого можно использовать обычный защитный фильтр, предназначенный для предохранения передней поверхности объектива от механических воздействий. Обычно эти фильтры обозначаются (N) — простое прозрачное осветлённое стекло. От падения объектива фильтр никак не защитит, равно как и от сильного удара тоже не поможет. Но от небольших воздействий — помогает. Часто в этой роли используется ультрафиолетовый фильтр. Защитные фильтры могут быть с водозащитным покрытием (WPC — англ. water proof coat — водонепроницаемое покрытие).
Существует несколько различных видов фильтров: спектральные, поляризационные, нейтральные, смягчающие, градиентные и т.д. Наибольшее распространение в современной фотографии получили первые три вида.
Ультрафиолетовые фильтры (UV – Ultra Violet).
УФ-фильтр относится к группе спектральных фильтров и предназначен для снижения воздействия ультрафиолетового излучения в горных, высотных и иных аналогичных условиях съёмки.
Плёнка и цифровая матрица более восприимчивы к ультрафиолетовому излучению, чем человеческий глаз. Ультрафиолетовое излучение может стать причиной общей голубоватой засветки кадра в яркий солнечный день, особенно в горах и на море. Для устранения этих эффектов и рекомендуется пользоваться UV-фильтрами. Самые современные защитные фильтры, созданные специально для цифровых камер, отсекают не только ультрафиолет, но и лучи теплового диапазона, из-за которых повышается уровень шума цифровой картинки, а просветляющие слои на некоторых делаются антистатическими и влагоотталкивающими. Использовать качественный защитный фильтр важно еще и потому, что специализированное просветление, нанесенное на прочное и очень тонкое оптическое стекло, позволяет избавляться от паразитных бликов, являющихся бичом серьезных цифровых камер.
Следует заметить, однако, что матрица современного цифрового фотоаппарата уже имеет встроенный УФ-фильтр, и, в отличие от пленочного фотоаппарата, эффект от применения такого фильтра не столь очевиден. Поэтому основной задачей UV фильтров сегодня является физическая защита высококачественного объектива от пыли, царапин, влаги, отпечатков и т.д.
Поляризационные фильтры.
Поляризационный светофильтр в фотографии (чаще всего применяется CPL — англ. circular polarization — круговой поляризатор) — фильтр, предназначенный для устранения нежелательных эффектов: бликов, отражений, уменьшения яркости (с одновременным повышением насыщенности) неба или для достижения художественных целей. Работу поляризационного фильтра практически невозможно воспроизвести в программах компьютерной обработки изображений. При использовании поляризационного фильтра следует учитывать, что его нужно настраивать перед съемкой, поворачивая на угол от 0° до 90°. Для достижения максимального эффекта усиления цвета угол поворота обычно составляет 90°, а для максимального удаления отражений и бликов угол поворота поляризационного фильтра составляет 30° — 45°, в зависимости от характеристик поверхностей.
Поляризационный светофильтр влияет на экспозицию снимка, уменьшая светосилу объектива примерно на 1,5-2 шага. Из-за этого и автофокус вашей камеры может давать сбои.
Существуют два типа поляризационных фильтров: круговой и линейный. Светофильтр с круговой поляризацией (Circular Polarizer Filter — CPL) обычно используется в автофокусных фотокамерах, но стоит дороже поляризационного фильтра с линейной поляризацией. Более дешёвые светофильтры с линейной поляризацией (LPL — Linear Polarizer Filter) не позволяют датчикам автофокуса работать нормально, поэтому их можно применять только в ручном режиме фокусировки.
Поскольку поляризационный фильтр вращается при настройке, применять его можно только с объективами, имеющими так называемую внутреннюю фокусировку — когда внешняя линза не вращается в процессе наводки на резкость. Использовать поляризационный фильтр с большинством к
club.dns-shop.ru
Выбираем светофильтр | Блог | Клуб DNS
Среди фотографов распространено выражение «купи хороший объектив, а на сдачу возьми фотоаппарат», несомненно, так и есть. Стоимость качественной профессиональной оптики в разы превышает цены на многие зеркальные фотоаппараты. Фотографы работают в режиме постоянного движения, подбирают ракурс, взбираются на возвышенности ради удачного снимка. Иногда случается непоправимое – фотоаппарат выскальзывает из рук, падает на камни или асфальт и порой недостаточно прочного корпуса для сохранности оптики. На этот случай следует обзавестись защитным фильтром, который защитит от брызг у моря, от дождя или пыльного ветра. Помимо защитной функции производители предлагают светофильтры со специальными эффектами. Но не всегда приобретение светофильтра дает ожидаемый результат. Чтобы избежать проблем после покупки фильтра рекомендуем внимательно ознакомиться со всеми нюансами по его выбору.
Влияние светофильтра на качество фотографии
Применять светофильтры нужно с умом и по необходимости, так как любое дополнительное звено в оптической схеме может как улучшить картинку, так и свести на нет качество фотографии. Покупка дешевого аналога именитого бренда, зарекомендовавшего себя на рынке, вероятнее всего приведет к снижению детализации, появлению нежелательных бликов, засветов, артефактов и многому другому. Выбирать светофильтр следует так же тщательно, как и объектив. Иначе, имея топовый объектив и китайский бюджетный светофильтр, вы сведете на нет весь потенциал оптики.
Частой проблемой при неправильном выборе светофильтра является искажение картинки, то есть стекло обладает диоптриями, что приведет к проблемам с фокусировкой. Как правило, подделки и бюджетные модели фильтров имеют толстую рамку, из-за этого широкоугольные объективы выдают картинку с затемненными краями, все поправимо в графических редакторах, но трудозатратно. Это лишь небольшой перечень проблем, которые можно обрести с покупкой светофильтра, если подходить к выбору безответственно.
Виды и возможности светофильтров
Огромное разнообразие фотофильтров представлено на рынке продаж, но популярность получили отнюдь не все.
Широко распространены в цифровой фотографии:
— Поляризационные фильтры. Маркируются PL (C-PL), наиболее значимые фильтры для пейзажной и ландшафтной съемки. Снижают количество отраженного света, попадающего на сенсор камеры. Делают картинку насыщенной, незаменимы в солнечный день, уменьшают яркость бликов, сглаживают контраст между небом и ландшафтом.
Постобработка даже в RAW формате не позволит добиться сочной и контрастной картинки в солнечный день, как это сделает поляризационный фильтр.
Поляризационные фильтры делятся на несколько видов: линейные и круговые.
Линейные фильтры — бюджетный вариант, не желательно применять с камерами TTL (сквозной метод экспозамера и автофокуса). Следует отметить, что большинство цифровых камер использует именно TTL.
Круговые поляризационные фильтры – отличный выбор, системы экспозамера и автофокуса намного реже дают сбои, снимки получаются с правильной экспозицией, без промахов по фокусу.
Поляризационный фильтр влияет на экспозицию и светосилу объектива, уменьшая ее на 1-2 шага, из-за этого съемка в автоматическом режиме не всегда позволяет добиться желаемого результата.
Работа с поляризационным фильтром подразумевает настройку угла от 0 до 90 градусов, максимальный эффект достигается при большем повороте угла. Для удаления бликов и отражений достаточно 30-40 градусов. Ввиду того, что светофильтр вращается при настройке, применять его со штатными китовыми объективами крайне сложно или вовсе невозможно. На этот случай следует выбирать модель с подвижной оправой.
— Защитные фильтры. В первую очередь предназначены для защиты передней линзы объектива от брызг, царапин и пыли. Но на этом их возможности не ограничиваются, помимо защиты от механических воздействий существуют фильтры с защитой от ультрафиолетовых лучей, так называемые UV-фильтры. И фильтры Skylight, для идеального цветового баланса.
От ультрафиолетового фильтра не стоит ожидать многого, он не уберет блики, не сделает изображение ярче и насыщенней, все же основной его задачей является предохранение передней линзы объектива от внешних воздействий. Дополнительным бонусом к защите оптики будет устранение дымки и едва заметное увеличение контрастности снимка.
Светло-розовые фильтры Skylight не многим отличаются от UV-фильтров, а именно дают более теплый тон, устраняют голубую дымку при ландшафтной съемке (особенно в горах). Они все так же несут защитную функцию от механических повреждений и ультрафиолета.
Защитные фильтры не влияют на экспозицию, автофокусировку и не искажают картинку.
— Нейтральные фильтры. Маркируются надписью ND. Позволяют применить длинную выдержку в условиях высокой освещенности. Нейтральные фильтры понижают количество света, попадающего в объектив. Не влияют на блики и контрастность, но снижают освещенность на несколько ступеней, в зависимости от плотности фильтра.
club.dns-shop.ru
Нейтральный фильтр | Про Фото
Нейтральный фильтр также можно называть затемняющим или ND-фильтром (Neutral Density). Если вы обожаете фотографировать с длинной выдержкой, то с нейтральным фильтром вы можете заниматься любимым делом не только ночью, но и в ясный полдень.
Затемняющий фильтр делает ровно то, что указано в названии – затемняет, то есть, уменьшает световой поток. Это может быть полезно в следующих ситуациях:
- Вы хотите сфотографировать портрет на открытой диафрагме, чтобы сделать глубину резкости поменьше, но мешает яркий свет, заставляя вас закрывать диафрагму.
- Вы пытаетесь днём сделать портрет со вспышкой, но в вашей камере нет FP-синхронизации, и выдержка ограничивается камерой.
- Хотите сделать размытие движущихся объектов или красиво сфотографировать водопад, но света слишком много для длинной выдержки.
- Избавиться от людей на оживлённой площади, чтобы сфотографировать архитектуру.
Вот, например, обычная фотография с короткой выдержкой:
Увеличиваем выдержку:
Видно, что осталась только пара, которая села на окрашенную скамейку и приклеилась, да турист с картой, которого парализовало.
Если ещё увеличить выдержку, то вообще никого не останется:
Цвет и свет на этих фотографиях разный, потому что погода стремительно менялась.
Нейтральные фильтры бывают разной плотности, и это указано в названии. Самый светлый – ND2. Цифра в названии означает долю света, которая через фильтр проходит (для ND2 доля равна 1/2, то есть, половина). Более тёмным будет ND4, затем ND8, например. Если вы поставите несколько фильтров подряд, то, чтобы понять, что у вас получилось, надо перемножить цифры всех установленных фильтров. То есть, ND2+ND4=ND8.
Однако, чтобы фотографировать с выдержкой в несколько секунд в солнечную погоду, вам понадобится ND1000 и больше, а так же, вы вынуждены будете использовать штатив. Кстати, покупать ND2 я особого смысла не вижу, подобное затемнение вам обеспечит обычный поляризационный фильтр.
По поводу поляризационных фильтров, среди всех нейтральных особняком стоят фильтры с переменным затемнением. Дело в том, что такие фильтры состоят из двух поляризационных, как бутерброд. Причём, линейные части этих фильтров повёрнуты внутрь, то есть, обращены друг к другу. Такая конструкция предъявляет высокие требования к качеству поляризационных фильтров.
Мы уже говорили, что нет особой разницы между поляризационными фильтрами, если использовать их по одиночке, так как неравномерность поляризации на фото обычно совсем не заметна. Совсем другое дело, если вы используете фильтры последовательно, так как неравномерность поляризации одного фильтра при прохождении через второй будет выражаться в тёмных полосах на фотографии.
Хорошим фильтром считается Kenko NDX, он позволяет варировать затемнение от ND2 до ND1000. Причём, муар в виде тёмных полос появляется только в самом экстремальном положении. При нормальном использовании затемнение равномерное без перекосов в цветовом балансе. Это профессиональная техника, поэтому приготовьтесь выложить кругленькую сумму.
При приближении к максимуму начинают появляться тёмные области. В данном случае повезло, потемнело только два угла, как будто фото сделано с градиентным фильтром:
Всё в Kenko NDX хорошо, мне только не понравилась коробочка. Она, конечно, красивая, но уж слишком хрупкая и неудобная. Коробка для фильтра должна быть из мягкого пластика и квадратной формы, а не вот это:
C достаточно тёмным ND-фильтром, особенно с Kenko NDX можно фотографировать небольшой ядерный взрыв и даже пятна на Солнце:
Только вам для этого понадобится объектив с фокусным расстоянием более 300мм. Я снимал на 28-300 и, конечно, для этого неплохо бы иметь камеру с разрешением, хотя бы как у Nikon D800. Ещё не забудьте почистить матрицу, иначе за пятна на Солнце вы будете принимать пятна на вашей матрице.
Есть ещё одна хитрость. Когда вы фотографируете с затемняющим фильтром со штатива, ваша камера будет неправильно оценивать экспозицию из-за того, что свет на экспонометр будет попадать через открытый окуляр. Рекомендую закрыть его пальцем, чтобы не получить тёмное фото. На более серьёзных камерах рядом с окуляром есть рычажок, которыйй опускает шторку специально для этих целей. Обычно этот рычажок слева сверху от окуляра:
Использовать затемняющие фильтры надо с умом. Нейтральный фильтр не делает ваши фото лучше, он просто делает их другими, а сам фильтр – это просто способ достичь ваш художественный замысел.
Вот фото с нейтральным фильтром:
А вот с поляризационным:
Или так, здесь бы фильтр всё испортил:
Примеры фото с Kenko NDX в большем размере, а так же бонусы можно посмотреть в галерее: http://lospopadosos.com/photos/ndx
Спасибо за внимание.
Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект «Про Фото», это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.Денис
Если вы увлечены фотографией и не боитесь экспериментировать, то данный обзор точно для вас! Наверняка вы уже используете ультрафиолетовые и поляризационные фильтры. Ультрафиолетовые несут в основной защитную функцию от физических повреждений, а также дополнительно защищают от ультрафиолетового излучения, которое может негативно сказаться на снимках. Поляризационные фильтры более интересные, т.к. придают изображению больше контраста и устраняют блики от воды и стёкол. Сейчас же я расскажу о гораздо более интересных вещах и речь пойдёт о нейтральных фильтрах.
Нейтральные фильтры (или как их ещё называют нейтрально-серые) идут следующими по популярности вслед за поляризационными, причём, на мой взгляд, с незаслуженно большим отставанием. К сожалению, им уделяется гораздо меньше внимания, хотя творческий потенциал, которые они дают фотографу, сложно переоценить.
В обзоре я постараюсь максимально просто, но в то же время подробно рассказать об этих фильтрах — об их разновидностях и ситуациях, в которых они используются.
Если читать много букв не хочется, то можете посмотреть видеообзор с примерно идентичным содержанием.
Основная суть нейтральных фильтров заключается в равномерном отсечении части светового потока по всему спектру. Говоря простым языком, фильтр уменьшает количество поступающего в камеру света. Делается это для того, чтобы снимать со сколь угодно длинной выдержкой в любое время суток или чтобы устранять избыток света в яркую погоду при съёмке светосильным объективом.
Стоит отметить, что уменьшать световой поток можно и путём прикрытия диафрагмы, однако, во-первых, это позволяет снизить свет лишь в ограниченных пределах, причём с риском столкнуться с дифракцией, во-вторых увеличивает ГРИП и негативно может сказаться на композиции. Поэтому принципиально для целей получения длинных выдержек данный способ использовать не получится.Сначала рассмотрим типы и разновидности фильтров, а затем подробно остановимся на типовых ситуациях, в которых они могут потребоваться.
Также нужно отметить, что съёмка с нейтральными фильтрами зачастую связана с длинными выдержками, поэтому вам потребуется штатив. Как выбрать хороший штатив см. в нашей специальной статье, а также в других статьях на эту тему.Нейтральные фильтры есть в линейках у всех производителей. Между ними можно найти серьёзные различия по качеству, но классификация у всех примерно идентичная. Данный обзор сделан на примере нейтральных фильтров Kenko REALPRO ND
Также, дабы не усложнять и не уходить в сторону, в данном обзоре не будем останавливаться на вопросах качества. Если в этой части будет интерес, лучше будет этот момент рассмотреть в отдельном материале.
Итак, принципиально нейтральные фильтры можно классифицировать по плотности (количеству отсекаемого света) и по принципу действия (или по конструктиву).
Выбираем плотность
В первую очередь фильтры классифицируются по плотности. То есть по степени отсечения света (затемнения).
В названии фильтра и на его оправе указывается маркировка ND, говорящая о том, что перед вами, собственно, нейтральный фильтр. Далее за буквами следует числовое обозначение со степенью отсечения света. Если взглянуть на просвет, то хорошо видно, как фильтры с разной плотностью будут друг от друга отличаться (один темнее другого).
У переменных фильтров плотность как правило ограничена диапазоном ND2-ND400, что обусловлено особенностью технологии (об этом поговорим ниже). Изменение плотности таких фильтров происходит путём вращения оправы.
Фиксированные нейтральные фильтры Kenko REALPRO ND хороши тем, что представлены очень широким диапазоном моделей от ND4 до ND1000, что покрывает практически все задачи фотографа. Поэтому единственное, что нужно — это лишь правильно прочитать маркировку и выбрать нужную модель.
Самый светлый Kenko REALPRO ND4 пропускает 1/4 часть света, что составляет 25%. Однако, в фотографии так измерять свет не принято. Здесь оперируют ступенями экспозиции. И указанный фильтр уменьшает свет на 2 ступени.
На дисплее камеры состояние экспозиции обозначается шкалой EV, где отклонения в ту или иную сторону обозначаются со знаком «+» или «-«. Например, пересвет в 2 ступени обозначается как «+2EV» или просто «+2» возле соответствующей шкалы.
- Дисплей камеры (корректная экспозиция)
- Дисплей камеры (пересвет на 2 ступени)
Чтобы было легче ориентироваться, на сайте производителя приведена удобная таблица. Таблица универсальная и её можно использовать для подбора фильтров и других производителей.
Также стоит сказать о замечательном приложении от Ильи Генкина «Long Exp», которое по сути является набором различных калькуляторов экспозиции при работе с длинной выдержкой. Например, я часто использую калькулятор «Stacking ND Filters», когда требуется рассчитать экспозицию при использовании нескольких нейтральных фильтров. Также в нём есть и указанная выше таблица и много-много других полезных калькуляторов. К сожалению, данное приложение доступно только для iOS в платном и бесплатном варианте. В чём ограничения бесплатной версии я уже не помню, но рекомендовал бы приобрести платную версию хотя бы потому, что Илья сделал, действительно, полезное приложение.Для фотолюбителя все эти коэффициенты и ступени могут показаться чем-то непонятным. Поэтому давайте рассмотрим всю суть на простом примере.
f/1.3, 1/4000 sec., ISO200 (без фильтра)
Допустим, у нас есть очень солнечная погода, камера с максимально короткой выдержкой 1/4000 sec. и минимальной светочувствительностью ISO200, а также портретный объектив со светосилой f/1.3.
Снимать нам нужно на максимально открытой диафрагме, чтобы получить красивое размытие фона. Поэтому максимально возможная экспозиция снимка у нас такая: 1/4000 sec., ISO200, f/1.3. Даже с такими параметрами из-за яркой погоды снимок получается засвеченным на 2 ступени экспозиции (меню камеры в этом случае показывает значение +2EV).
Единственное, что здесь можно сделать средствами камеры и объектива — это прикрыть диафрагму на 2 шага экспозиции до f/2.8. В этом случае мы избавимся от засветки, однако потеряем глубину резкости, что критично в портретной съёмке.
И вот тут на помощь приходят нейтральные фильтры. Вернувшись к верхней таблице, с лёгкостью можем определить, что в нашей ситуации подойдёт модель ND4, т.к. она снижает экспозицию именно на 2 ступени. С фильтром наш снимок будет уже без засветки и с нужной глубиной резкости.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Этот очень грубый пример был сделан, чтобы с одной стороны показать принцип действия данных фильтров, а с другой — помочь в выборе наиболее подходящей для вас модели. Правда в жизни всё несколько иначе. Например, если вы снимаете в RAW, то динамический диапазон большинства современных камер уже позволяет «вытянуть» 2, а то и более ступеней экспозиции. Поэтому незначительные пересветы не так уж страшны (если снимать в JPEG, то такое сделать будет не всегда возможно). С другой стороны, если говорить о раскрытии творческого потенциала, то при съёмке могут возникать ситуации, когда нужно будет уменьшать световой поток в 1000 и более раз (т.е. на 10 и более ступеней экспозиции). Позднее мы подробно рассмотрим все наиболее типовые ситуации, в которых приходится использовать такие фильтры.
Выбираем конструкцию
Также нейтральные фильтры делятся на постоянные и переменные. Постоянные состоят из стекла с заданным уровнем плотности. Рассматриваемые Kenko REALPRO ND — это как раз фильтры с постоянной плотностью. В переменных же можно динамично управлять уровнем плотности от самых малых значений ND2 и вплоть до ND400. Они сделаны по иному принципу. По сути это 2 совмещённых линейных поляризационных фильтра и плотность здесь регулируется путём вращения оправы. У Kenko такие типы фильтров представлены моделями Variable NDX и PL FADER.
Постоянные нейтральные фильтры
При использовании постоянных фильтров неудобство в том, что для каждой ситуации нужно использовать определённую модель с нужной плотностью или же комбинацию из нескольких фильтров. Однако такой подход в фотографии является более правильным, т.к. это зачастую обеспечивают более высокое качество (разрешение и цветопередачу) и позволяет добиваться сверхдлинных выдержек.
Переменный нейтральный фильтр
У фильтров же с переменной плотностью огромное преимущество в том, что они позволяют динамично управлять уровнем плотности. Фотографу не нужно постоянно менять комбинации фильтров для достижения нужного эффекта, а достаточно просто крутить оправу и управлять интенсивностью потока (в рамках рабочего диапазона фильтра). Хотя более всего такие фильтры подходят для видеосъёмки и в фото для коррекции экспозиции. Из недостатков переменных фильтров следует отметить их высокую цену и низкое качество бюджетных моделей (низкое разрешение и сдвиг цвета). Качественные же фильтры, как Kenko Variable NDX или Kenko PL FADER, имеют довольно высокую цену.
Прежде чем перейти к практической стороне, нужно сказать, что область применения нейтральных фильтров весьма и весьма обширная.
В первую очередь фильтры применяются в классической фотографии. Например, в портретной съёмке для большей глубины резкости (рассмотренный пример выше) или в пейзажной фотографии для сверхдлинных выдержек.
Также фильтры часто используются в интервальной съёмке. Это такая техника, когда подряд делается несколько сотен кадров, а затем они сшиваются в видеофайл, в результате чего получается эффект ускоренного видео.
В профессиональной видеосъёмке без нейтральных фильтров также сложно обойтись.
Теперь подробно рассмотрим наиболее типовые ситуации.
Фотография
Сильный световой поток
Как раз эту ситуацию мы уже рассматривали на примере выше. То есть если у вас светосильный объектив и стоит задача снимать на открытой диафрагме (например, для получения хорошей глубины резкости). В таких условиях съёмка без фильтра может привести к засветке.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Акцент на предмете съёмки
Данный приём используется, когда есть неподвижный объект съёмки и движущиеся предметы вокруг него. При длинной выдержке все двигающиеся предметы станут нерезкими или вообще смазанными, в то время как предмет съёмки останется чётким. Если же использовать длинную выдержку без фильтра, то, опять же, получим засветку из-за переизбытка света.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Пейзажная съёмка с размытием облаков и воды
Данная техника применяется в пейзажной фотографии, когда существенно увеличивается выдержка снимка. В таком случае быстро летящие облака, рябь на воде, фонтан или водопад приобретают совершенной иной вид.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Съёмка архитектуры без людей
Если существенно увеличить выдержку, скажем, до 15-20 сек., то все движущиеся предметы станут незаметными. Здесь нейтральный фильтр также нужен, чтобы существенно уменьшить световой поток, особенно если речь идёт о съёмке в дневное время.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Смазывание движения
Огни от проезжающих машин, снятые на длинной выдержке также смотрятся очень эффектно. В основном данный приём используется в ночной съёмке, когда видны огни, однако даже несмотря на это, света может быть всё равно много и потребуется фильтр.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Съёмка молний
Снимать молнии довольно не просто. И основная сложность состоит в том, что с короткой выдержкой сложно поймать момент самого разряда (который также быстротечен). Использование же нейтральных фильтров существенно увеличивает время выдержки и тем самым увеличивается вероятность удачного снимка. Если повезёт, то в один кадр может попасть даже несколько молний.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Съёмка Солнца
Если у вас есть телеобъектив и хочется снять Солнце крупным планом, да ещё чтобы оно было не засвеченным и были видны пятна на его поверхности, то без сверхплотного нейтрального фильтра вам точно не обойтись.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПЫТАЙТЕСЬ БЕЗ ПОДГОТОВКИ СНЯТЬ СОЛНЦЕ, ЕСЛИ У ВАС ЗЕРКАЛЬНАЯ КАМЕРА! Сначала прочтите нашу специальную статью. Иначе можете испортить камеру и, что самое важное, своё зрение.Это слайд-шоу требует JavaScript.
Интервальная съёмка
Сильный световой поток
По сути ситуация аналогична той, что и в классической фотографии (учитывая, что интервальная съёмка — это видео, сшитое из большого числа фотографий). Но в интервальной съёмке появляется дополнительное ограничение — на объективах с автоматическим управлением диафрагмой нужно снимать в самом открытом положении, иначе появятся мерцания, называемые фликером. Связано это с тем, что после каждого снимка камера приводит диафрагму в самое открытое (исходное) положение и снова прикрывает его до нужного значения перед следующим снимком. Так, например, ведёт себя диафрагма при съёмке на диафрагме f/5.6 на объективе со светосилой f/2.8:
Проблема в том, что автоматика не может каждый раз прикрывать диафрагму до одного и того же положения и с каждым снимком отверстие хоть чуть-чуть, но отличается. А это означает, что каждый раз на сенсор поступает отличающееся кол-во света и снимки получаются с разной экспозицией, что сильно заметно в динамике.
Поэтому, чтобы иметь постоянный поток света, при съёмке TL рекомендуется устанавливать самое открытое положение диафрагмы. А это значит, что либо придётся снимать с очень короткой выдержкой (что нежелательно и об этом будет сказано ниже), либо получим засветку при удлинённой выдержке.
То есть если в классической фотографии съёмка на открытой диафрагме может быть продиктована только сюжетом (портретная съёмка), то в интервальной съёмке снимать на открытой диафрагме нужно всегда (если только у вас не объектив с ручным управлением диафрагмой).
Сглаживание динамики
Как только что было сказано, сильный световой поток и необходимость съёмки на открытой диафрагме не оставляет вариантов, кроме как снимать на короткой выдержке, иначе получим засветку. Если же снимать с короткой выдержкой, то финальное видео получится рваным и неприятным для восприятия. Применение нейтрального фильтра позволяет увеличить время выдержки, благодаря чему и достигается сглаживание.
Смазывание движения
Смазывание движения в интервальном видео смотрится также хорошо, как и в классической фотографии. Причём в отличие от фотографии, сюжет будет выглядеть интересно и ночью, и днём, т.к позволяет передать динамику. Данная техника хорошо подходит для съёмки движущихся автомобилей или потоков людей. Если же снимать с короткой выдержкой, финальное видео будет смотреться дёрганым.
Съёмка Солнца
Солнце интересно снимать и в интервальном видео. Особенно это хорошо смотрится во время закатов и восходов.
Видеосъёмка
Управление выдержкой и сильный световой поток
Если запись видео идёт, скажем, с частотой 25 к/сек, что является стандартом в нашем регионе, то рекомендуется выставлять выдержку камеры обратную данной величине, т.е. примерно 1/25 сек. Но в солнечную погоду соблюсти это условие невозможно из-за избытка света, который приведёт к засветке.
Единственное, что можно сделать — это укоротить выдержку, однако, в этом случае видео получится дёрганным и смотреть его будет менее комфортно. С фильтром же можно добиться нужного уровня света для оптимальной длины выдержки.
Съёмка Солнца
Когда Солнце находится у самого горизонта, его уже можно снимать не только в интервальном режиме, но и как обычное видео. Тут также потребуется существенно снижать световой поток, иначе получим засветку.
Теперь, когда мы рассмотрели основные типы фильтров и ситуации, в которых их можно использовать, осталось сказать пару слов относительно рекомендаций по выбору той или иной модели.
Если вы не стеснены в бюджете и хотели бы серьёзно углубиться в данный жанр, я бы рекомендовал приобрести следующую комбинацию фильтров. В первую очередь выбрать фильтр с постоянной высокой плотностью. Например, ND500 или ND1000, которые снижают экспозицию на 9 и 10 ступеней соответственно. С этими фильтрами можно будет достигать длинных выдержек. Для ситуаций же, когда нужно будет лишь незначительно скорректировать экспозицию (в пределах 2-5 ступеней) взять хороший фильтр с переменной плотностью. Таким образом, у вас будет нейтральный фильтр для разных ситуаций. Но и это ещё не всё. Когда вам нужно будет добиться сверхдлинных выдержек, всегда можно сделать «сендвич», соединив оба фильтра, и тем самым получить затемнение до 15-17 ступеней экспозиции, что очень прилично даже для съёмки в дневное время.
Единственное на что следует обратить особое внимание — это качество переменных фильтров, т.к. для них распространённой проблемой является падение резкости. Выбирать следует из моделей известных и проверенных производителей. У Kenko это профессиональная модель Kenko Variable NDX, а из более бюджетных я бы выделил Kenko PL FADER и HOYA Variable Density (другой известный бренд).
На тему падения резкости в переменных фильтрах у Kenko есть неплохая техническая заметка.Если же говорить о более бюджетном варианте (то, что интересует большинство фотографов), то я бы рекомендовал использовать комбинации из нескольких фильтров с постоянной плотностью. В первую очередь это опять же упомянутые выше плотные ND500 или ND1000 (9 и 10 ступеней). А также фильтры малой и средней плотности, такие как ND8 или ND32 (3 и 5 ступеней). Я использую пару ND8+ND1000 (13 ступеней). Другой хорошей парой видятся ND32+ND500 (14 ступеней).
Плотные фильтры, как уже было сказано выше, потребуются для получения длинных выдержек. Фильтры же малой и средней плотности пригодятся в ситуациях, когда требуется лишь незначительно скорректировать экспозицию. Например, если у вас пересвет в 4 ступени, то c ND8 получите пересвет всего в 1 ступень, а с ND32 — недосвет в 1 ступень. Как уже говорилось ранее, динамический диапазон современных камер без проблем позволяет скорректировать такие незначительные отклонения. Также стоит упомянуть, что недосветы в несколько ступеней вполне можно будет компенсировать умеренным увеличением светочувствительности. Поэтому можно не бояться выбрать недосветов из-за выбора более плотного фильтра.
Для получения сверхдлинных выдержек можно использовать уже «сендвичи» из всех имеющихся нейтральных фильтров (причём их кол-во ограничивается лишь риском получить виньетирование от наращивания оправы).
Использование фильтров с постоянной плотностью может показаться менее удобным, но такой подход является более профессиональным, т.к. во-первых, позволяет добиваться сколь угодно длинных выдержек, во-вторых, обеспечивает более высокое качество снимков в части разрешения и цветопередачи.
В данном обзоре я постарался максимально широко, но просто охватить тему нейтральных фильтров в расчёте на любителей. Естественно, масса нюансов осталась за кадром. Например, я не сказал о том, что ещё бывают половинные нейтральные фильтры. Также остался не затронутым момент с особенностями сдвига цвета у фильтров некоторых производителей и лишь частично была затронута проблема потери резкости у фильтров с переменной плотностью. Но, как уже сказал, сделано это было умышленно.
Надеюсь обзор оказался полезным и сподвигнет вас на новые шедевры. Все вопросы оставляйте в комментариях внизу, будем разбираться.
onfoto.info
какие бываю и для чего они нужны
Приветствую вас, уважаемые читатели! На связи с вами, Тимур Мустаев. Признавайтесь, мучил ли вас когда-нибудь вопрос, как профессиональные фотографы запечатлеют движение, получая при этом мягкие, красиво размытые облака и туманные, словно заплутавшие в пелене дыма, потоки воды? Или же съемка водопадов или ручейков, когда вода не бурлящая, а спокойная, растекается равномерно, словно молоко?
Готов поспорить, что проводя эксперименты с выдержками и различными настройками камеры, у вас не получалось ничего напоминающего вышеописанный эффект.
Дело в том, что профессионалы используют нейтральные фильтры для объективов (ND), снижающие количество проходящего на линзу света и позволяющие заснять объект на более высоких значениях выдержки, тем самым, акцентируя движение, либо наоборот создавая подобие «стоп-кадра».
В чем смысл использования данных фильтров, для каких целей они жизненно необходимы и, собственно, как выбрать подходящую модель? На эти и другие вопросы вы найдете ответ, дочитав статью до конца.
Что представляет собой нейтральный фильтр
Нейтральный фильтр (ND) – ничто иное, как затемненное стекло, устанавливаемое перед передней линзой, для достижения определенных результатов съемки и защиты объектива от механических повреждений и попадания пыли.
Существует множество маркировок нейтральных фильтров, отличающихся между собой степенью затемнения и, соответственно, силой блокировки света.
Главная особенность в том, что он блокирует лишний свет, не влияя на контраст или детальность изображения.
Человеческому глазу может казаться, что данный фильтр имеет черный плотный цвет, отчасти так и есть, но переживать, что это как-то отразиться на снимке не стоит.
Дело в том, что экспозамер, в данном случае, в автоматическом режиме компенсирует недостаток света путем увеличения выдержки и снимок получается вполне естественным.
Также существуют специальные нейтральные фильтры переменной плотности, которые оснащены кольцом регулировки, позволяющим в ручном режиме настраивать светопропускную способность линзы.
Когда следует использовать нейтральные фильтры?
Использование не ограничивается съемкой водопадов и облаков.
Их применение может быть очень полезно при фотографировании архитектуры, когда возникает необходимость запечатлеть объект, находящийся в месте скопления народа, например, в каком-нибудь туристическом очаге.
При правильном экспонировании в течение нескольких минут фильтр может «заставить исчезнуть» из кадра всех ненужных людей.
Как выбрать нейтрально серый фильтр?
Следует выбирать исходя из собственных предпочтений, обращая внимание не только на материалы, но и на степень затемнения.
Как правило, светофильтры имеют обозначение от ND2 до ND400, где число после аббревиатуры показывает во сколько раз уменьшается светопропускная способность линзы.
Так, например, светофильтр с маркировкой ND2 может пропускать до 50% света, ND4 – 25% и так далее.
Что касается материала, для линзы используются: смола, стекло, пластик, от него, собственно, и зависит конечная стоимость фильтра и качество получаемой картинки.
Бюджетным считается фильтр, сделанный из пластика, однако, в данном случае цена = качество, поскольку он очень сильно искажает пропускаемый свет, в результате чего появляется эффект засветки и двойственность изображения. Эти «болячки» могут наблюдаться также из-за плохого покрытия.
Как крепиться нейтральный фильтр?
Крепление фильтров несколько отличаются между собой, самыми простыми в использовании принято считать те, которые имеют круглую резьбу и навинчиваются, непосредственно, перед передней линзой.
Размер светофильтра указывается на внутренней стороне защитной крышки или на корпусе объектива.
При этом и цена варьируется в зависимости от размера объектива. Чем больше размер, чем дороже цена.
Для светофильтров с резьбовым креплением существует одна хитрость: благодаря понижающим кольцам, можно устанавливать один и тот же фильтр на другие объективы с меньшим диаметром.
Пластинчатый фильтр требует особых дополнений в виде рамки-держателя и кольцевого адаптера. Однако данный способ дает преимущество в виде быстрой замены или соединения вместе двух-трех единиц, для усиления эффекта.
При этом комбинация может включать не только ND фильтры, но и другие, например, градиентные или поляризационные, так как вставную рамку можно использовать одну, а сами стекла менять.
Что касается производителей. Не пытайтесь покупать дешевые, они не приносят нужного результата, вы только выкинете деньги на ветер.
Вот несколько производителей которым можно доверять: Hoya, Polaroid, Marumi, Kenko, B+W, Sirui, Nisi.
Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать про нейтральный фильтр! Обязательно приобретите данный аксессуар, чтобы сделать определенные выводы, а также выявить для себя его сильные и слабые стороны.
Перед тем как завершить статью, у меня к вам один вопрос. На сколько хорошо вы понимаете свой зеркальный фотоаппарат? На сколько хорошо вы знаете его функционал? Если у вас возникает недопонимание, и вы не знаете с чего начать свое развитие как фотографа, то первым делом поймите свою технику и на что она способна. Хочу вам порекомендовать видеокурс. Именно с него необходимо начинать свое развитие. Он ответит на многие ваши вопросы связанные с зеркалкой, которые возникают у вас каждый день.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — если у вас CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — если у вас NIKON.
Понравилась статья? Подписывайтесь на обновление блога и делитесь ссылкой с друзьями.
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
fotorika.ru
Нейтральные фильтры (ND)
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как фотографы-профессионалы запечатлевают движение, получая мягкие, размытые облака и туманные, словно окутанные дымкой, потоки воды? У вас не получается достичь тех же эффектов на длинных выдержках?
Скорее всего, потому, что профессионалы применяют фильтры нейтральной плотности или, просто, нейтральные фильтры (ND). Не путайте с градиентными нейтральными фильтрами (ND Grad). Последние затемняют лишь часть кадра.
ND-фильтры спроектированы так, чтобы поглощать проходящий сквозь них свет, не влияя на цветопередачу. Такое свойство нейтральных фильтров позволяет увеличить время экспозиции. Но знаете ли вы, когда их использовать?
Как использовать нейтральные фильтры?
Вы обнаружите ND-фильтры в сумке любого профессионала-пейзажиста. Тем не менее, они меньше ценятся любителями. А всё потому, что на первый взгляд ND-фильтр похож на плоский кусок сероватого стекла!
Нейтральный фильтр не вносит видимых изменений в картинку, он просто замедляет время «впитывания» светочувствительным сенсором изображения.
Но если использовать фильтр при съёмке движущихся объектов, таких как: вода, облака и, даже, люди, – он откроет целый мир творческих возможностей. Если «заморозить» водопад с обычной выдержкой, то он будет выглядеть на снимке статичным и довольно скучным. Сфотографируйте вы с длинной выдержкой, как изображение падающей воды тотчас приобретёт размытие. Это привнесёт в фотографию ощущение движения.
Нейтральные фильтры дают гибкость, благодаря которой можно выбирать значение диафрагмы и выдержку по желанию, а не такими, какими диктует съёмочные условия (узнайте больше об типичных ошибках, связанных с выдержкой, и о лучших способах их избежать).
В солнечный день с помощью ND-фильтра можно замедлить движение так, чтобы передать ощущение движения. Более эффектные снимки нейтральный фильтр позволяет получать на рассвете или в сумерки: вы можете выиграть время экспонирования, равное нескольким секундам, и изобразить нежным туманом плеск прибрежных волн.
В продаже представлены различные типы нейтральных фильтров. Наиболее просты в использовании круглые с резьбой для установки перед передней линзой объектива. Их недостаток заключается в том, что если делать из ND-фильтров «слоённый пирог» (прим. переводчика – в целях увеличения плотности и, как следствие, усиления эффекта), могут возникнуть проблемы с виньетированием.
Пластинчатые фильтры требуют, чтобы сначала на объектив были установлены рамка-держатель и кольцевой адаптер. Затем можно вставить в держатель квадратной или продолговатой формы фильтр. Основное преимущество пластинчатых фильтров заключается в том, что их можно быстро поменять или скомбинировать, установив несколько пластинок вместе. При этом комбинация может включать в себя как только нейтральные фильтры, так и фильтры других видов.
Относительно недавняя разработка – фильтры с переменной плотностью. Они вкручиваются перед передней линзой объектива и имеют кольцо настройки, вращая которое, можно менять плотность нейтрального фильтра в зависимости от условий освещения и желаемого результата.
Когда использовать нейтральные фильтры?
Чтобы показать движение, нет необходимости для съёмки водопада фотографировать с очень длинной выдержкой. Вода двигается настолько быстро, что для съёмки в середине дня хватит нейтрального фильтра, пропускающего через себя в 8 раз меньше света, чем вошло бы в объектив без фильтра (прим. переводчика – другими словами, при прочих неизменных условиях съёмки экспозиция уменьшится на 3 EV). Однако, если вы планируете фотографировать прибой или облака, то могут потребоваться выдержки не менее 30 секунд. Движение этих объектов медленнее, чем падение воды.
С нейтральным фильтром.
Без нейтрального фильтра.
Чем ниже интенсивность освещения в «золотое время» на восходе или в сумерки, тем длиннее выдержку вы можете выбрать. И, само собой, характер освещения – залог отличных снимков!
Нейтральные фильтры применяются не только для создания эффекта размытия. Можно заставить исчезнуть движущихся людей! Вам потребуется экспонировать кадр в течение нескольких минут, но люди, проходящие через снимаемую сцену, на фотографии видны не будут. Фотографы, снимающие архитектуру, помнят об этой возможности, когда запечатлевают объекты, расположенные в туристических очагах.
Нейтральные фильтры подходят не только для увеличения времени экспонирования. Например, вы фотографируете портрет в ясный солнечный день и хотите получить малую глубину резко изображаемого пространства. Вероятно, вы не сможете широко открыть диафрагму. Потребуется короткая выдержка, которая технически не доступна вашему фотоаппарату (прим. переводчика – например, короче 1/8000 секунды).
Воспользуйтесь нейтральным фильтром. Это позволит шире открыть диафрагму (прим. переводчика – установить меньшее значение диафрагмы).
Разберёмся с характеристиками ND-фильтров
Производители могут по-разному обозначать плотность фильтра. Ниже приведена таблица, которая поможет вам подобрать нейтральный фильтр с нужными свойствами:
Значение экспозиции, EV («шаг», «стоп») | Плотность (единицы измерения зависят от производителя) | Количество пропускаемого света, % | |
---|---|---|---|
1 | 0,3 | ND2 | 50 |
2 | 0,6 | ND4 | 25 |
3 | 0,9 | ND8 | 12,5 |
4 | 1,2 | ND16 | 6,25 |
5 | 1,5 | ND32 | 3,125 |
6 | 1,8 | ND64 | 1,563 |
7 | 2,1 | ND128 | 0,781 |
8 | 2,4 | ND256 | 0,391 |
- Прим. переводчика: обратите внимание на третий столбец. Число после аббревиатуры «ND» обозначает во сколько раз уменьшится количество света, прошедшего через фильтр: в 2 раза, в 4 раза и т.д.
На что нужно обратить внимание при выборе ND фильтра
Материалы и покрытия
Несколько факторов влияют на качество и, как следствие, на стоимость фильтров. В качестве материала используется смола, стекло или полиэстер. Последний материал самый дешёвый из трёх, но и большей степени искажает пропускаемый свет. Многочисленные виды покрытий уменьшают засветки и эффект удвоенного изображения, в то время как чёрные алюмитовые держатели и оправленное стекло уменьшают отражения. Применение тонких и низкопрофильных держателей способствуют меньшему виньетированию.
Фильтр с резьбой или пластинчатый фильтр?
Круглые фильтры малы, легки и просты в установке, но лишены гибкости применения: комбинация из нескольких фильтров ведёт к проблемам с виньетированием, а отдельно взятый фильтр подходит лишь под определённый диаметр резьбового крепления на объективе. Чтобы воспользоваться квадратным пластинчатыми фильтрами, потребуются кольцевой адаптер и рамка-держатель – дополнительные принадлежности, которые нужно будет носить с собой. Разворачивать систему для установки пластинчатых фильтров менее удобно, но она позволяет быстро и легко комбинировать нейтральные фильтры и, в результате, повышать время экспозиции. Можно сочетать ND-пластины с другими видами фильтров: например, с нейтральным градиентным и поляризационным.
Адаптер и понижающие кольца.
Для того чтобы просто устанавливать пластинчатые фильтры на разных объективах, достаточно приобрести недорогие кольцевые адаптеры под каждый размер используемого вами объектива. Если хотите пользоваться фильтрами с резьбой, выберите в магазине один фильтр под ваш объектив с самым большим диаметром резьбового крепления. Дополнительно приобретите понижающие кольца под остальные ваши объективы. Такие кольца позволяют устанавливать один и тот же фильтр на объективы с меньшим диаметром резьбового крепления.
Автор статьи: J. Meyer
photo-monster.ru
Фильтр который крадёт свет — нейтрально серый фильтр. Типы, эффект, тонкости работы. :: АвтоМотоГараж
Продолжаем серию статей про светофильтры. Сегодня рассмотрим, что такое нейтрально серый светофильтр, для чего он нужен, варианты его исполнения и модификации.
Общепринятое международное название этого типа фильтров — ND-filter. Сокращение ND расшифровывается как Neutral Density, что в переводе означает – нейтральная плотность. По этой причине фильтр и называют — нейтрально серый. Также у него имеются и жаргонные названия: серый фильтр или тёмное стекло. Задачей данного фильтра является ослабление всего видимого спектра, в равной степени для каждого из цветов (в противном случае цвета будут искажены).
Фильтры данного типа бывают с фиксированной плотностью и с переменной. Фильтр с фиксированной плотностью имеет конструктив как у простого защитного фильтра, отличаясь только функциональной направленностью. Для начинающего же фотографа мы бы рекомендовали ND фильтр именно переменной плотности. Он более универсален и позволит легко подстроить количество пропускаемого света для случая съёмки с жёстко заданными характеристиками (ISO, диафрагма, выдержка).
По конструкции фильтры делятся на кассетные и накручиваемые. Для использования кассетных фильтров на объектив требуется установка дополнительного держателя. В такой конфигурации удобно и быстро осуществлять смену фильтров, но могут быть засветки по краям, что сводит на нет весь творческий замысел. Ещё один недостаток данной конструкции это громоздкость. Накручиваемые фильтры достаточно плотно прилегают к объективу и исключают какую-либо засветку, но требуется аккуратность при установке.
Как любой из фильтров, ND фильтры тоже имеют свои индивидуальные параметры. Главной характеристикой данного светофильтра является его плотность. Но в свою очередь плотность имеет ещё градацию по пропускной способности. Число, стоящее после аббревиатуры ND, обозначает во сколько раз уменьшится количество света на выходе после прохождения через него (в 2 раза, в 4, 8, 16 и так далее). В зависимости от производителя маркировка пропускной способности фильтров может отличаться. Для удобства выбора и определения параметров ND фильтра ниже приведём сводную таблицу соответствия этих характеристик.
Плотности фильтров | Уменьшение светопотока | Пропускание, % |
---|---|---|
ND4 (0.6) | 2 стопа | 25 |
ND8 (0.9) | 3 стопа | 12,5 |
ND16 (1.2) | 4 стопа | 6,25 |
ND32 (1.5) | 5 стопов | 3,12 |
ND64 (1.8) | 6 стопов | 1,56 |
ND100 (2.0) | 6 2/3 стопа | 1 |
ND200 (2.3) | 7 2/3 стопа | 0,5 |
ND500 (2.7) | 9 стопов | 0,2 |
ND1000 (3.0) | 10 стопов | 0,1 |
Каких же эффектов может помочь добиться этот фильтр при фотосъёмке? Вот некоторые варианты:
— если вы снимаете портрет в солнечный день и для максимального размытия заднего плана хотите использовать полностью открытую диафрагму (особенно если у вас светосильный объектив с относительным отверстием 1.4—2.8), то у вас может возникнуть пересвет, из-за того, что затвор у любой камеры имеет ограничение по минимальной длине выдержки. Установив затемняющий светофильтр, вы ограничите количество поступающего света, скомпенсировав тем самым недотягивающие до нужных значений параметры камеры (кротчайшая выдержка, минимальное значение ISO).
— при умеренном увеличении выдержки (секунды), можно показать движение объектов. Это позволяет получить эффект мягкого размытия движущейся воды (ручей, волна у берега и т.д.), облаков, автомобилей, людей и так далее. При съёмке данных сцен необходимо использовать штатив.
— при значительном затемнении нейтрального светофильтра и достаточно дооооо
automotogarage.ru