Объемный свет – Объемный свет в 3DS MAX

Объемный свет в 3DS MAX

Этот простой пример поможет вам освоить использование объемного света (Volume Light) в 3D Studio Max.

Несмотря на всю простоту, он рассчитан на более менее опытного пользователя, т.к. я не вдавался в некоторые элементарные подробности, дабы мой труд не превратился в банальное занудство.

«Поехали!»

1. Создаем Box с размерами 100х100 х50. Назовем его «Black». Для удобства работы поместим Pivot Point в центр Бокса и расположим его в центре мировых координат.

2. Клонируем «Black» с использованием SHIFT и инструмента Select and Uniform

Scale и называем его «Clone».

Должно получиться следующее:

То есть клонированный Box должен оказаться строго внутри объекта «Black». Убедитесь в этом, посмотрев на сцену со всех видов! Это очень важно.

3. Выделяем объект «Black» и применяем к нему инструмент

Boolean. Жмем на кнопку Pick operand B и указываем на объект Clone. У нас получился объект «Black» с прямоугольной полостью внутри.

4. В виде Front создаем текст «MAX» размером 40.

5. Переименуем текст в «MAX», применим к нему модификатор Extrude и выставим значение Amount 10. Разместим «MAX» перед объектом «Black».

6. Переходим в вид Top. Конируем «MAX» по оси Y и размещаем клон (MAX01) по центру лицевой стороны «Black».

7. Выделяем «Black» и вырезаем (Boolean) из него «MAX01». Размещаем «MAX» в получившейся дырке.

8. Создаем источник света (Omni) внутри «Black» около его тыльной стороны. Назовем его «Omni-VL1». И еще одну лампочку для надписи «MAX» впереди сцены всей и назовем ее «Omni-MAX».

9. Теперь займемся материалами. Нажимаем на клавиатуре кнопку «М», выделяем первый шарик, обзываем его «Black». Жмем на кнопку «Standard» и в Material/Map Browser‘е в разделе New выбираем материал «Matte/Shadow«.

10. Далее убираем флажок с параметра Opaque Alpha, ставим флажок в параметре Apply Atmosphere и выбираем

At ОbjectDepth. Больше ничего не трогаем. Применяем этот материал к «Black».

Теперь наш объект «Black» будет прозрачен в альфа канале. Это свойство очень полезно если в дальнейшем вам захочется использовать в качестве фона картинку или живое видео.

11. Ну а к надписи «MAX» применим материал по вкусу.

12. Ну вот, сцену мы построили. Теперь перейдем непосредственно к настройке объемного света. Выделяем «Omni-VL1» и заруливаем в его настройки (Command Panel -> Modify). В свитке General Parameters ставим флажок в Cast Shadows (отбрасывание тени). Кстати, способ построения тени должен быть обязательно

Shadow Map, а не Ray Traced Shadows. Иначе ничего не получится! По умолчанию стоит первый способ. Нажимаем кнопку Exclude и исключаем объект «MAX». Цвет лампочки я изменил на сиреневый.

13. Далее заходим в свиток Attenuation Parameters, ставим флажки на Use и Show в разделе Far Attenuation и выставляем значения, как показано на рисунке.

14. Переходим в окно Invironment. Она находится во вкладке Rendering (10-я по счету от File). В свитке

Atmosphere жмем кнопку Add и выбираем Volume Light.

15. В списке Effects выбираем наш эффект, свитке Volume Light Parameters жмем кнопку Pick Light и указываем «Omni-VL1». В разделе Volume в нашем случае интересны два параметра. Это Density (плотность объемного света) определяет плотность пучка объемного света и раздельчик Filter Shadows, где устанавливается качество прорисовки объемного света (от этого показателя сильно зависит скорость просчета картинки). Сами поэкспериментируйте потом со значениями этих показателей. В данной сцене я использовал Density 10

, а в разделе Filter Shadows снял флажок с Auto и поставил значение 150.

16. Теперь можно и просчитать картинку. Жмем F9 и идем пить чай, т.к. данный эффект довольно долго считается. Время чаепития зависит, от значения показателя Sample Volume %, изображенного на рисунке чуть выше.

17. Расскажу, пожалуй, еще одну фишку. Кстати, она есть готовой сцене. Переходим в вид Front и рисуем три Бокса, как показано на рисунке, так чтобы они закрывали каждый свою букву. И назовем их в соответствии с закрываемой ими буквами — «М», «А» и «Х».

18. В виде Top подвигаем наши плашки в плотную к внутренней стороне лицевой части объекта «Black». Дважды клонируем «Omni-VL1». У нас полилось три источника объемного света, для каждой буквы по одному. Расставляем их как показано на рисунке и называем «Omni-VL-M», «Omni-VL-A» и «Omni-VL-X» соответственно.

19. Для каждой лампочки исключаем свою плашку (если забыли как это делается см. выше). Переходим в окно Environment и в списке Effects создаем еще два Volume Light, называем их в соответствии с названиями лампочек. Присваиваем каждому эффекту свою лампочку. Если не понятно — загружайте готовую сцену и все поймете, не маленькие ведь уже :)!

20.

Жмем F9 и идем обедать. Реально в три раза дольше считать будет! Если плашки еще и анимировать можно получить весьма симпатичные вещи.

Вот что у меня получилось:

А вот еще один примерчик:

Ну вот в общем и вся петрушка. Хотя этот способ довольно примитивен, но тем не менее действует он на 5 баллов. Я, например, использовал его в рекламных роликах для Nivea SUN и VISION International Group. Смотрелось неплохо.

Если кто знает какими другими способами достичь подобного эффекта — пишите, буду рад!

Вопросы просьба присылать на [email protected]

render.ru

Объемный свет


Отрывок из книги
3ds Max 8 на 100% (+ CD-ROM)
В. А. Верстак, С. В. Бондаренко, М. Ю. Бондаренко
Издательский дом «Питер», 2006г.

8.8. Практическое задание. Объемный свет

Одним из наиболее захватывающих трехмерных спецэффектов является объемный свет. Данный эффект может придать сцене таинственность и сделать ее более запоминающейся. Приведем пример использования этого эффекта.

Перейдите на вкладку Create (Создание) командной панели, в категории Shapes (Формы) выберите строку Splines (Сплайны) и нажмите кнопку Text (Текст). Щелкните в любом свободном месте окна проекции левой кнопкой мыши, создав тем самым текстовый сплайн (рис. 8.24).

Перейдите к окну проекции Top (Сверху) и создайте объект Rectangle (Прямоугольник). Для этого перейдите на вкладку Create (Создание) командной панели, в категории Shapes (Формы) выберите строку Splines (Сплайны) и нажмите кнопку Rectangle (Прямоугольник). Расположите объект так, чтобы текст был внутри прямоугольного сплайна (рис. 8.25).

Выделите объект Rectangle (Прямоугольник) в окне проекции и перейдите на вкладку Modify (Изменение) командной панели. Выберите в списке модификаторов строку Edit Spline (Редактирование сплайна). Не переключаясь в режим редактирования подобъектов, перейдите к свитку Geometry (Геометрия) настроек модификатора Edit Spline (Редактирование сплайна) (рис. 8.26), нажмите кнопку Attach (Присоединить) и щелкните на сплайновом тексте. Таким образом текст присоединится к прямоугольнику.

Рис. 8.24. Текстовый сплайн в окнах проекций

Рис. 8.25. Совмещение фигур Text (Текст) и Rectangle (Прямоугольник)

Рис. 8.26. Настройки модификатора Edit Spline (Редактирование сплайна)

После объединения сплайнов (прямоугольника и текста) вы сможете работать с двумя объектами как с одним целым. Выделите объект в окне проекции, перейдите на вкладку Modify (Изменение) командной панели и примените к нему стандартный модификатор Bevel (Выдавливание со скосом).

Перейдите к свитку Bevel Values (Значения выдавливания) настроек модификатора и задайте выдавливание на втором и третьем уровнях, установив флажки Level 2 (Второй уровень) и Level 3 (Третий уровень). Установите следующие значения параметров: Start Outline (Начальный скос) — 0, Level 1 Height (Высота выдавливания на первом уровне) — 1, Level 1 Outline (Скос на первом уровне) — 0,5, Level 2 Height (Высота выдавливания на втором уровне) — 1, Level 2 Outline (Скос на втором уровне) — 0, Level 3 Height (Высота выдавливания на третьем уровне) — 1, Level 3 Outline (Скос выдавливания на третьем уровне) — — 0,5 (рис. 8.27).

Рис. 8.27. Настройки модификатора Bevel (Выдавливание со скосом)

В окне проекции создайте источник света Target Spot (Направленный с мишенью). Расположите источник света в сцене таким образом, чтобы его мишень (объект Spot01.Target ) находилась над созданной надписью, а сам источник — под ней. Выделите объект Target Spot (Направленный с мишенью) в окне проекции и перейдите на вкладку Modify (Изменение) командной панели. В свитке General Parameters (Общие параметры) установите флажок On (Включить) в области Shadows (Тени). В свитке Intensity/Color/Attenuation (Интенсивность/цвет/затухание) укажите любой цвет источника и задайте параметру Multiplier (Яркость) значение 3 (рис. 8.28).

Рис. 8.28. Настройки объекта Target Spot (Направленный с мишенью)

Чтобы придать прожектору прямоугольную форму, в свитке Spotlight Parameters (Параметры направленного света) установите переключатель в положение Rectangle (Прямоугольный). Подберите значения параметров Hotspot/Beam (Точка/луч) и Falloff/Field (Спад/поле) таким образом, чтобы поток направленного света совпадал с размерами созданного текста. Для удобства можно также использовать команду Scale (Масштабирование) контекстного меню источника света и вручную изменить размеры потока света.

Чтобы в сцене просчитывался объемный свет, необходимо добавить эффект Volume Light (Объемный свет) в список атмосферных эффектов. Для этого вызовите окно Environment and Effects (Окружение и эффекты), выполнив команду Rendering > Environment (Визуализация > Окружение) или нажав клавишу 8 . Добавьте эффект при помощи кнопки Add (Добавить) в свитке Atmosphere (Атмосфера) и выберите в списке окна Add Atmospheric Effect (Добавить атмосферный эффект) эффект Volume Light (Объемный свет). Выделите строку Volume Light (Объемный свет) в свитке Atmosphere (Атмосфера) и задайте параметры этого эффекта. Чтобы программа могла просчитывать эффект, в его настройках необходимо указать, к какому источнику света будет применяться выбранный эффект (в нашей сцене это источник света Target Spot (Направленный с мишенью)). Нажмите кнопку Pick Light (Выбрать источник света) в свитке Volume Light Parameters (Параметры объемного света), после чего щелкните кнопкой мыши на источнике света в окне проекции. Установите три флажка: Exponential (Изменять эффект по экспоненте), Use Attenuation Color (Использовать цвет затухания) и Noise On (Включить шум) (рис. 8.29).

Рис. 8.29. Настройки эффекта Volume Light (Объемный свет)

Значение параметра Density (Плотность) задайте равным 4,4. Переключатель Filter Shadows (Фильтр теней) установите в положение High (Высокий). Выберите тип шума Fractal (Фрактальный), установив переключатель Type (Тип) в области Noise (Шум) в соответствующее положение, и задайте параметру Amount (Величина) значение 0,29. Остальным параметрам шума задайте следующие значения: Levels (Уровни) — 3, Size (Размер) — 7. Значения параметров в области Attenuation (Затухание), характеризующие интенсивность объемного света на расстоянии, установите такими: Start (Начало) — 100, End (Конец) — 80.

Если все было выполнено правильно, то в визуализированном изображении можно наблюдать эффект объемного света (рис. 8.30).

Рис. 8.30. Эффект объемного света

ПРИМЕЧАНИЕ
Готовая сцена с эффектом объемного света находится на прилагаемом к книге компакт-диске по адресу ch08\Max\Svet. Файл называется Svet.max.

render.ru

Объёмный свет

Представляю вам одну из самых прикольных уловок в создании освещения, которую я люблю называть — специально от Scott/Trumbull. Да, вы не ошиблись, речь идет о сцене со специфическим объемным освещением, проходящим через вентилятор.

  1. Начнем с того, что загрузим Modeler 5.6 и выбираем закладку [Display]. Затем выбираем [Options] и убеждаемся, что система единиц измерений (Unit System) установлена в [Metric] и привязка к сетке (Grid Snap) установлена в [Standard]. Нажимаем [Ok].
Выбираем закладку [Objects] и выбираем [Box] [Numeric]. Создаем параллепипед, используя следующие данные:
НизВерхСегменты
X-4м1
Y-1,5м1,5м1
Z001
Мы получили прямоугольник, один из углов которого имеет координаты X = -4м, Y = -1,5м, другой — X = 4м, Y =1,5м. Он не поделен на мелкие сегменты, пока у нас установлено Segments = 1 по всем осям.
Превосходно! Нажимайте [Ok], и [Enter] для создания прямоугольника.
Нажмите [Box] еще раз, что бы дезактивировать функцию.
  1. Следующая вещь, которую мы хотим сделать — профильное отверстие в созданном боксе, через которое будет проходить свет.
Первый шаг — создание объекта, который мы вырежем из плоского прямоугольника. Построим простой круг.
Щелкните в верхней части на кнопку слоя 2, расположенную в верхнем правом углу экрана и выберите [Disc]. Для этого инструмента используем следующие установки [Numeric]:
Sides 60
Segments 1
Bottom 0m
Top 0m
Axis Z
Center X 0m, Y 0m, Z 0m
Radii X 80cm, Y 80cm, Z 0m
Это даст нам круг, имеющий 24 стороны, отцентрированный по координатам X = 0, Z = 0, и с радиусом — 80 см. Вы могли так же создать этот круг на переднем плане путем перетягивания мыши, а затем воспользоваться числовой панелью для точной настройки формы. Нажмите [Ok], [Enter], и дезактивируйте инструмент [Disc].
Теперь вырезаем круг из плоскости:
Удерживая клавишу [Shift], нажмите кнопки [top of the layer 1] и [bottom of the layer 2]. Это приведет к тому, что первый слой перейдет на передний план, а второй — на задний. Объекты, находящиеся на заднем плане могут быть вычтены из объектов, находящихся на переднем.
Так как мы работаем с плоскими объектами, то мы воспользуемся инструментом Drill. Если бы мы вычитали 3D-объекты, то мы бы вместо этого использовали Булевые функции Boolean
Выберите [Tools] [Drill]. Установите Axis — [Z], и Operation — [Tunnel]. Нажмите [Ok]. Результат должен выглядеть как на рис. 1.

Рис. 1

Рис. 2
У меня этот объект, выбран в режиме [Polygons], так что вы можете видеть направляющие его поверхностей.
Из меню [Polygon] выберите [Surface], и дайте этому объекту имя — «Basic Wall». Оставте поверхность односторонней. Нажмите [Apply].
Теперь сохраним это… Выберите [File] [Save object as…] и сохраните объект под именем «WallBasic» в папке «LightShaft» в директории «Newtek\Objects».
  1. Мы создадим еще один объект. Создайте плоскость, которая будет играть роль пола, для чего выберите инструмент [Box], и нажмите [n] для числового ввода следующих данных:
НизВерхСегменты
X-2м1
Y-2м1
Z-661
Нажмите [Ok], а затем [Enter] для окончательного создания объекта.
В меню [Polygon] выберите [Flip], что бы положительная нормаль поверхности была направлена вверх. Присвойте этому объекту имя «Floor Basic», и сохраните его как «FloorBasic.lwo».
  1. Теперь у нас есть объекты, с которыми можно работать. Мы можем загрузить их, или менять их относительно сцены.
В области Layout нажмите кнопку [Options] и убедитесь, что [Auto Key Adjust], [Auto Key Create], и [Left Mouse Button Item Select] выключены. Нажмите [Close Panel].
Мы так же должны побеспокоиться о параметрах визуализации. Откройте панель [Render], и установите параметр «Render Display» в «LW_QV». Перейдите в панель [Camera] и параметру «Basic Resolution» присвойте значение, которое вам нравится. Я обычно использую «Medium Resolution (Video)».
Теперь поместим некоторые объекты: Откройте панель [Objects], нажмите на [Load Object], перейдите в папку «Objects\LightShaft» и дважды щелкните на файле «WallBasic.lwo», что бы загрузить его в Layout. Точно так же загрузите «FloorBasic.lwo». Я немного повернул вид перспективы, что бы вы имели представление — где мы сейчас находимся (рис. 2).
Как вы можете видеть — камера и односторонний объект смотрят друг на друга. Кроме того, слева от объекта расположен источник света, который и будет тем самым источником объемного света для нашей сцены.
  1. Давайте подкорректируем расположение объекта и источника света. Из меню Edit выберите [Objects], затем из меню Mouse выберите [Rotate].
Нажмите [n] и используйте следующие данные для поворота:
H: -66.00 degrees
P: -26.00 degrees
B: 0.00 degrees
Нажмите [Ok] и [Enter] дважды, что бы установить объект в кадре, в котором мы находимся (то есть в нулевом кадре).
Далее, из меню Edit выберите [Lights] и из меню Mouse — [Move]. Введите значения: X: -2.5 m Y: 2 m Z: 68 cm. [Ok].
Нажмите [Rotate] и [n]. Используйте следующие данные:
H: 115.00 P: 36.00 B: 0.00 [Ok], и [Enter] дважды, чтобы установить кадр.
Наконец, давайте передвинем нашу камеру чуть ближе. В меню Edit выберите [Camera], нажмите [Move], [n] и введите значения:
X: 75 cm Y: -40 cm Z: -7.5 m [Ok], нажмите кнопку [Create Key] и [Ok] для установки камеры в нулевом кадре.
Переключив вид на [Camera View] должен получится результат, как показано на рис. 3. Отметте себе, что поверхности объектов расположены положительными нормалями от источника света. Это нам понадобится позже.

Рис. 3

Рис. 4
  1. Давайте внесем некоторые изменения в существующее освещение.
Откройте панель [Lights], нажмите на [Rename Light] и присвойте источнику света имя «Spot». Установите параметры «Spotlight Cone Angle» и «Spot Soft Edge Angle» в 25% каждый.
Поменяйте тип источника на [Spotlight] и выберите в строке «Shadow Type» параметр [Shadow Map] вместо «Ray Traced shadows».
Кроме того, увеличьте параметр «Shadow Map Size» до 1024. Это приведет к тому, что контуры тени не будут ребристыми.
Если вы нажмете [F9] (рис. 4), то вы увидите, что свет пробивается через объект, бросает тень на пол. Пока что нет никакого объемного эффекта. Это потому что мы пока не подключили плагин LightWave Steamer. Объекты видимые только потому, что это позволяет окружающее освещение.

render.ru

Объемный свет — Освещение — Азбука 3ds Max — Каталог статей

Очень часто в процессе моделирования для придания сцене каких-то индивидуальных особенностей приходится применять различные трюки и эффекты. Одним из таких приемов является Volume Light (Объемный свет).

Наверное, любой человек хотя бы раз в жизни наблюдал, как солнечный луч, проходя через оконное стекло запыленной комнаты, выхватывает из атмосферы взвешенные частицы пыли, создавая тем самым светящуюся область пространства. Это и есть эффект объемного освещения. Пытаясь воссоздать интерьер заброшенной комнаты или мастерскую художника, в окно которой пробиваются лучи утреннего солнца, вам не обойтись без объемного освещения. Оно также применяется для создания эффектных рекламных надписей и т. д.

В этом разделе будет рассмотрено создание витража, наподобие тех, которые до сих пор еще можно увидеть на окнах старинных церквей.

ПРИМЕЧАНИЕ————————————————
Слово «витраж» происходит от французского vitre — «стекло» и обозначает окна, иногда огромного размера, состоящие из кусочков разноцветного стекла, которые соединены свинцовыми элементами. Эти сверкающие прозрачные цветные стекла составляют какой-нибудь орнамент, иногда даже целые сюжетные картины.
—————————————————————

Прежде всего необходимо построить модель комнаты с окном. Для этого подойдет примитив Box (Параллелепипед) с пропорциями, соответствующими комнате, которую вы хотите моделировать.

Чтобы создать параллелепипед, выполните команду Create>Standard Primitives>Box (Создание>Простые примитивы>Параллелепипед). После построения объекта, имитирующего внешнюю стену комнаты, вам понадобится еще один для внутренней стены (объемные стены нужны для последующего применения булевой операции для вырезания окна). Чтобы не строить второй параллелепипед, клонируем первый. Для этого, выделив объект, выполните команду Edit>Clone (Правка>Клонировать) и в появившемся окне Clone Options (Параметры клонирования) установите переключатель в положение Copy (Независимая копия объекта). Далее, не снимая выделения с вновь созданного объекта, щелкните на кнопке Select and Uniform Scale (Выделить и равномерно масштабировать) панели инструментов. Кнопка станет оранжевой. Щелкните на объекте и немного уменьшите его, переместив указатель вниз.

СОВЕТ——————————————————-
Копировать объект можно также, если активизировать инструмент масштабирования и, удерживая клавишу Shift, щелкнуть на объекте и переместить указатель вниз. После этого появится окно Clone Options (Параметры клонирования), где следует выбрать тип создаваемых при дублировании объектов.
—————————————————————

Не снимая выделения с вновь созданного параллелепипеда, примените к нему модификатор Normal (Нормаль). Для этого выберите его в раскрывающемся списке вкладки Modify (Изменение) командной панели. В свитке Parameters (Параметры) настроек модификатора установите флажок Flip Normals (Обратить нормали) (рис. 1).

Настройки модификатора Normal

Рис. 1. Настройки модификатора Normal (Нормаль)

После этого выделите внутреннюю и внешнюю стены и соедините их. Для этого перейдите на вкладку Utilities (Утилиты) командной панели и щелкните на кнопке Collapse (Свернуть). Раскроется свиток Collapse (Свернуть), в котором нажмите кнопку Collapse Selected (Свернуть выделенное).

ПРИМЕЧАНИЕ————————————————
Если, выбрав Utilities (Утилиты), вы не видите кнопки Collapse (Свернуть), щелкните на кнопке More (Дополнительно) и выберите Collapse (Свернуть) из списка.
—————————————————————

Теперь создайте еще один параллелепипед по форме окна и расположите его в пространстве так, чтобы он пересекался со стеной, в которой будет располагаться окно.

Выделите комнату. Перейдите на вкладку Create (Создание) командной панели, щелкните на кнопке Geometry (Геометрия), выберите из раскрывающегося списка строку Compound Objects (Составные объекты) и нажмите кнопку Boolean (Булев). В результате появится панель с настройками булевых операций (рис. 2).

Панель с настройками булевых операций

Рис. 2. Панель с настройками булевых операций

В свитке Pick Boolean (Указать булев) щелкните на кнопке Pick Operand B (Указать операнд В) и выберите параллелепипед, построенный по форме окна. В результате этих операций в стене образуется оконный проем.

Чтобы видеть интерьер комнаты, расположите внутри ее камеру и источник света (например, Omni (Всенаправленный)). Снаружи напротив окна нужно установить еще один источник света. Это должен быть Target Spot (Направленный с целью), расположенный в пространстве таким образом, чтобы лучи света, проходя через окно, падали на пол комнаты (рис. 3).

Взаимное расположение камеры и источников света в сцене

Рис. 3. Взаимное расположение камеры и источников света в сцене

Чтобы «застеклить» окно, воспользуйтесь примитивом Plane (Плоскость), подогнав его размер под форму оконного проема.

После этого можно переходить к настройкам объемного света.

Сделайте световое пятно на полу комнаты от направленного источника света, находящегося за окном. Для этого создайте новый материал с текстурной картой витража и присвойте его окну следующим образом.

1. В окне Material Editor (Редактор материалов) выберите свободный материал.
2. Щелкните на кнопке рядом с Diffuse Color (Цвет рассеивания) в свитке Maps (Карты текстур).
3. В появившемся окне Material/Map Browser (Окно выбора материалов и карт) дважды щелкните на строке Bitmap (Растровое изображение).
4. В открывшемся окне Select Bitmap Image File (Выбор растрового изображения) укажите путь к файлу с изображением витража.
5. Вернитесь к настройкам материала, щелкнув на кнопке Go to Parent (Вернуться к исходному).
6. Щелкните на кнопке Filter Color (Светофильтр) в свитке Maps (Карты текстур) и повторите операции п. 3, 4 и 5.

СОВЕТ——————————————————-
Если необходимо создать две одинаковые карты текстуры, то можно щелкнуть на кнопке с загруженной картой и перетащить ее на кнопку, в которую необходимо вставить карту.
—————————————————————

7. Установите флажок 2-Sided (Двусторонний) в свитке Shader Basic Parameters (Основные параметры затенения).
8. Задайте параметру Opacity (Непрозрачность) значение 50, что позволит свету проходить через окно в комнату (рис. 4).

Настройки материала витража

Рис. 4. Настройки материала витража

Перед тем как выполнить первую визуализацию, настройте тени для источника света, который светит в окно, и цвет окружающей среды. Чтобы увидеть на полу световое пятно, необходимо включить отбрасывание теней с помощью данного источника света, причем тени должны быть типа Ray Traced Shadows (Трассированные тени). Чтобы витраж не казался темным и за ним угадывался яркий солнечный день, нужно в настройках окружающей среды изменить фоновый цвет на белый или светло-желтый. Для этого выполните команду Rendering>Environment (Визуализация>Окружающая среда). Откроется окно Environment and Effects (Окружающая среда и эффекты), где в свитке Common Parameters (Общие параметры) вкладки Environment (Окружающая среда) (рис. 5) сделайте необходимые изменения.

Свиток Common Parameters вкладки Environment

Рис. 5. Свиток Common Parameters (Общие параметры) вкладки Environment (Окружающая среда)

После установки всех настроек можно визуализировать сцену. Если все было сделано правильно, должно получиться цветное световое пятно на полу комнаты (рис. 6).

Результат визуализации витража с трассированными тенями

Рис. 6. Результат визуализации витража с трассированными тенями

Осталось добавить изображению объемный свет. Для этого необходимо сделать два изменения: добавить источнику света Projector Map (Карта прожектора) и эффект Volume Light (Объемный свет).

Чтобы добавить Projector Map (Карта прожектора), выделите в сцене объект Direct01 (источник света за окном) и в свитке Advanced Effects (Дополнительные эффекты) настроек этого источника света щелкните на кнопке, расположенной рядом с полем Map (Карта текстуры). В результате откроется окно Material/Map Browser (Окно выбора материалов и карт), в котором дважды щелкните на Bitmap (Растровое изображение) и выберите файл с изображением витража. Это позволит сделать лучи объемного света цветными (в соответствии с растровой картой) (рис. 7).

Свиток Advanced Effects настроек источника света

Рис. 7. Свиток Advanced Effects (Дополнительные эффекты) настроек источника света, располагающегося за окном

Перейдем к настройкам атмосферных эффектов. Для этого выполните команду Rendering>Environment (Визуализация>Окружение), после чего появится окно Environment and Effects (Окружающая среда и эффекты). Здесь в свитке Atmosphere (Атмосфера) вкладки Environment (Окружение) щелкните на кнопке Add (Добавить) и в открывшемся окне Add Atmospheric Effect (Добавить атмосферный эффект) выберите Volume Light (Объемный свет). Задайте настройки объемного света, как показано на рис. 8.

Свитки настроек объемного освещения для осветителя Direct01

Рис. 8. Свитки настроек объемного освещения для осветителя Direct01

После этого выполните финальную визуализацию (рис. 9).

Результат финальной визуализации

Рис. 9. Результат финальной визуализации

При желании вы можете использовать дополнительные настройки и получить новые эффекты. Например, применив Noise (Шум), можно получить эффект прохождения лучей света сквозь дым, а с помощью затухания добиться более реалистичного восприятия картины.

archimax.3dn.ru

Объемный свет. 3ds Max 2008

Объемный свет

Очень часто в процессе моделирования для придания сцене каких-то индивидуальных особенностей приходится применять различные трюки и эффекты. Одним из таких приемов является Volume Light (Объемный свет).

Примечание

В видеоуроке «Урок 30. Объемный свет», который находится на DVD, прилагаемом к книге, показан пример применения эффекта Volume Light (Объемный свет).

Наверное, любой человек хотя бы раз в жизни наблюдал, как солнечный луч, проходя через оконное стекло запыленной комнаты, выхватывает из атмосферы взвешенные частицы пыли, создавая тем самым светящуюся область пространства. Это и есть эффект объемного освещения. Пытаясь воссоздать интерьер заброшенной комнаты или мастерскую художника, в окно которой пробиваются лучи утреннего солнца, вам не обойтись без объемного освещения. Оно также применяется для создания эффектных рекламных надписей и т. д.

В этом разделе будет рассмотрено создание витража, наподобие тех, которые до сих пор еще можно увидеть на окнах старинных церквей.

Примечание

Слово «витраж» происходит от французского vitre – «стекло», и обозначает окна, иногда огромного размера, состоящие из кусочков разноцветного стекла, которые соединены свинцовыми элементами. Эти сверкающие прозрачные цветные стекла составляют какой-нибудь орнамент, иногда даже целые сюжетные картины.

Вам не понадобится моделировать отдельные части витража, так как можете использовать растровое изображение stainglass.jpg, которое находится на прилагаемом к книге DVD в папке ExamplesГлава 05Volume_light.

Прежде всего необходимо построить модель комнаты с окном. Для этого подойдет примитив Box (Параллелепипед) с пропорциями, соответствующими комнате, которую вы хотите моделировать.

Примечание

Вы можете пропустить описание процесса моделирования комнаты и загрузить с прилагаемого к книге DVD готовую модель, которая находится в папке ExamplesГлава 05Volume_light. Файл сцены называется volume_light_start.max.

Чтобы создать параллелепипед, выполните команду Create ? Standard Primitives ? Box (Создание ? Простые примитивы ? Параллелепипед). После построения объекта, имитирующего внешнюю стену комнаты, вам понадобится еще один для внутренней стены (объемные стены нужны для последующего применения булевой операции для вырезания окна). Чтобы не строить второй параллелепипед, клонируем первый. Для этого, выделив объект, выполните команду Edit ? Clone (Правка ? Клонировать) и в появившемся окне Clone Options (Параметры клонирования) установите переключатель в положение Copy (Независимая копия объекта). Далее, не снимая выделения с вновь созданного объекта, щелкните на кнопке Select and Uniform Scale (Выделить и равномерно масштабировать) панели инструментов. Кнопка станет оранжевой. Щелкните на объекте и немного уменьшите его, переместив указатель вниз.

Совет

Копировать объект можно также, если активировать инструмент масштабирования и, удерживая клавишу Shift, щелкнуть на объекте и переместить указатель вниз. После этого появится окно Clone Options (Параметры клонирования), где следует выбрать тип создаваемых при дублировании объектов.

Не снимая выделения с вновь созданного параллелепипеда, примените к нему модификатор Normal (Нормаль). Для этого выберите его в раскрывающемся списке вкладки Modify (Изменение) командной панели. В свитке Parameters (Параметры) настроек модификатора установите флажок Flip Normals (Обратить нормали) (рис. 5.25).

Рис. 5.25. Настройки модификатора Normal (Нормаль)

После этого выделите внутреннюю и внешнюю стены и соедините их. Для этого перейдите на вкладку Utilities (Утилиты) командной панели и щелкните на кнопке Collapse (Свернуть). Раскроется свиток Collapse (Свернуть), в котором нажмите кнопку Collapse Selected (Свернуть выделенное).

Примечание

Если выбрав Utilities (Утилиты), вы не видите кнопки Collapse (Свернуть), то щелкните на кнопке More (Дополнительно) и выберите Collapse (Свернуть) из списка.

Теперь создайте еще один параллелепипед по форме окна и расположите его в пространстве так, чтобы он пересекался со стеной, в которой будет располагаться окно.

Выделите комнату. Перейдите на вкладку Create (Создание) командной панели, щелкните на кнопке Geometry (Геометрия), выберите из раскрывающегося списка строку Compound Objects (Составные объекты) и нажмите кнопку ProBoolean (Pro Булев). В результате появится панель с настройками булевых операций (рис. 5.26).

Рис. 5.26. Панель с настройками булевых операций

В свитке Pick Boolean (Указать булев) щелкните на кнопке Start Picking (Указать) и выберите параллелепипед, построенный по форме окна. В результате этих операций в стене образуется оконный проем.

Чтобы видеть интерьер комнаты, расположите внутри нее камеру и источник света (например, Omni (Всенаправленный)). Снаружи напротив окна нужно установить еще один источник света. Это должен быть Target Spot (Направленный с целью), расположенный в пространстве таким образом, чтобы лучи света, проходя через окно, падали на пол комнаты (рис. 5.27).

Рис. 5.27. Взаимное расположение камеры и источников света в сцене

Чтобы «застеклить» окно, воспользуйтесь примитивом Plane (Плоскость), подогнав его размер под форму оконного проема.

После этого можно переходить к настройкам объемного света.

Сделайте световое пятно на полу комнаты от направленного источника света, находящегося за окном. Для этого создайте новый материал с текстурной картой витража и присвойте его окну следующим образом.

1. В окне Material Editor (Редактор материалов) выберите свободный материал.

2. Щелкните на кнопке рядом с Diffuse Color (Цвет рассеивания) в свитке Maps (Карты текстур).

3. В появившемся окне Material/Map Browser (Окно выбора материалов и карт) дважды щелкните на строке Bitmap (Растровое изображение).

4. В открывшемся окне Select Bitmap Image File (Выбор растрового изображения) укажите путь к файлу с изображением витража.

5. Вернитесь к настройкам материала, щелкнув на кнопке Go to Parent (Вернуться к исходному).

6. Щелкните на кнопке Filter Color (Светофильтр) в свитке Maps (Карты текстур) и повторите операции п. 3, 4 и 5.

Совет

Если необходимо создать две одинаковые карты текстуры, то можно щелкнуть на кнопке с загруженной картой и перетащить ее на кнопку, в которую необходимо вставить карту.

7. Установите флажок 2-Sided (Двусторонний) в свитке Shader Basic Parameters (Основные параметры затенения).

8. Задайте параметру Opacity (Непрозрачность) значение 50, что позволит свету проходить через окно в комнату (рис. 5.28).

Рис. 5.28. Настройки материала витража

Перед тем как выполнить первую визуализацию, настройте тени для источника света, который светит в окно, и цвет окружающей среды. Чтобы увидеть на полу световое пятно, необходимо включить отбрасывание теней при помощи данного источника света, причем тени должны быть типа Ray Traced Shadows (Трассированные тени). Чтобы витраж не казался темным и за ним угадывался яркий солнечный день, нужно в настройках окружающей среды изменять фоновый цвет на белый или светло-желтый. Для этого выполните команду Rendering ? Environment (Визуализация ? Окружающая среда). Откроется окно Environment and Effects (Окружающая среда и эффекты), где в свитке Common Parameters (Общие параметры) вкладки Environment (Окружающая среда) (рис. 5.29) сделайте необходимые изменения.

Рис. 5.29. Свиток Common Parameters (Общие параметры) вкладки Environment (Окружающая среда)

После всех настроек можно визуализировать сцену. Если все было сделано правильно, то должно получиться цветное световое пятно на полу комнаты (рис. 5.30).

Рис. 5.30. Результат визуализации витража с трассированными тенями

Осталось добавить изображению объемный свет. Для этого необходимо сделать два изменения: добавить источнику света Projector Map (Карта прожектора) и эффект Volume Light (Объемный свет).

Чтобы добавить Projector Map (Карта прожектора), выделите в сцене объект Direct01 (источник света за окном) и в свитке Advanced Effects (Дополнительные эффекты) настроек этого источника света щелкните на кнопке, расположенной рядом с полем Map (Карта текстуры). В результате откроется окно Material/Map Browser (Окно выбора материалов и карт), в котором дважды щелкните на Bitmap (Растровое изображение) и выберите файл с изображением витража. Это позволит сделать лучи объемного света цветными (в соответствии с растровой картой) (рис. 5.31).

Рис. 5.31. Свиток Advanced Effects (Дополнительные эффекты) настроек источника света, располагающегося за окном

Перейдем к настройкам атмосферных эффектов. Для этого выполните команду Rendering ? Environment (Визуализация ? Окружение), после чего появится окно Environment and Effects (Окружающая среда и эффекты). Здесь в свитке Atmosphere (Атмосфера) вкладки Environment (Окружение) щелкните на кнопке Add (Добавить) и в открывшемся окне Add Atmospheric Effect (Добавить атмосферный эффект) выберите Volume Light (Объемный свет). Задайте настройки объемного света, как показано на рис. 5.32.

Рис. 5.32. Свитки настроек объемного освещения для осветителя Direct01

После этого выполните финальную визуализацию (рис. 5.33).

Рис. 5.33. Результат финальной визуализации

Примечание

В папке ExamplesГлава 05Volume_light прилагаемого к книге DVD содержится файл сцены данного упражнения, который называется volume_light_end.max.

При желании вы можете использовать дополнительные настройки и получить новые эффекты. Например, применив Noise (Шум), можно получить эффект прохождения лучей света сквозь дым, а при помощи затухания – добиться более реалистичного восприятия картины.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

it.wikireading.ru

Объемный свет в 3DS MAX

Этот простой пример поможет вам освоить использование объемного света (Volume Light) в 3D Studio Max.

Несмотря на всю простоту, он рассчитан на более менее опытного пользователя, т.к. я не вдавался в некоторые элементарные подробности, дабы мой труд не превратился в банальное занудство.

Поехали!

1. Создаем Box с размерами 100х100 х50. Назовем его Black. Для удобства работы поместим Pivot Point в центр Бокса и расположим его в центре мировых координат.

2. Клонируем Black с использованием SHIFT и инструмента Select and Uniform

Scale и называем его Clone.

Должно получиться следующее:

То есть клонированный Box должен оказаться строго внутри объекта Black. Убедитесь в этом, посмотрев на сцену со всех видов! Это очень важно.

3. Выделяем объект Black и применяем к нему инструмент Boolean. Жмем на кнопку Pick operand B и указываем на объект Clone. У нас получился объект Black с прямоугольной полостью внутри.

4. В виде Front создаем текст MAX размером 40.

5. Переименуем текст в MAX, применим к нему модификатор Extrude и выставим значение Amount 10. Разместим MAX перед объектом Black.

6. Переходим в вид Top. Конируем MAX по оси Y и размещаем клон (MAX01) по центру лицевой стороны Black.

7. Выделяем Black и вырезаем (Boolean) из него MAX01. Размещаем MAX в получившейся дырке.

8. Создаем источник света (Omni) внутри Black около его тыльной стороны. Назовем его Omni-VL1. И еще одну лампочку для надписи MAX впереди сцены всей и назовем ее Omni-MAX.

9. Теперь займемся материалами. Нажимаем на клавиатуре кнопку М, выделяем первый шарик, обзываем его Black. Жмем на кнопку Standard и в Material/Map Browserе в разделе New выбираем материал Matte/Shadow.

10. Далее убираем флажок с параметра Opaque Alpha, ставим флажок в параметре Apply Atmosphere и выбираем At ОbjectDepth. Больше ничего не трогаем. Применяем этот материал к Black.

Теперь наш объект Black будет прозрачен в альфа канале. Это свойство очень полезно если в дальнейшем вам захочется использовать в качестве фона картинку или живое видео.

11. Ну а к надписи MAX применим материал по вкусу.

12. Ну вот, сцену мы построили. Теперь перейдем непосредственно к настройке объемного света. Выделяем Omni-VL1 и заруливаем в его настройки (Command Panel -> Modify). В свитке General Parameters ставим флажок в Cast Shadows (отбрасывание тени). Кстати, способ построения тени должен быть обязательно Shadow Map, а не Ray Traced Shadows. Иначе ничего не получится! По умолчанию стоит первый способ. Нажимаем кнопку Exclude и исключаем объект MAX. Цвет лампочки я изменил на сиреневый.

13. Далее заходим в свиток Attenuation Parameters, ставим флажки на Use и Show в разделе Far Attenuation и выставляем значения, как показано на рисунке.

14. Переходим в окно Invironment. Она находится во вкладке Rendering (10-я по счету от File). В свитке Atmosphere жмем кнопку Add и выбираем Volume Light.

15. В списке Effects выбираем наш эффект, свитке Volume Light Parameters жмем кнопку Pick Light и указываем Omni-VL1. В разделе Volume в нашем случае интересны два параметра. Это Density (плотность объемного света) определяет плотность пучка объемного света и раздельчик Filter Shadows, где устанавливается качество прорисовки объемного света (от этого показателя сильно зависит скорость просчета картинки). Сами поэкспериментируйте потом со значениями этих показателей. В данной сцене я использовал Density 10, а в разделе Filter Shadows снял флажок с Auto и поставил значение 150.

16. Теперь можно и просчитать картинку. Жмем F9 и идем пить чай, т.к. данный эффект довольно долго считается. Время чаепития зависит, от значения показателя Sample Volume %, изображенного на рисунке чуть выше.

17. Расскажу, пожалуй, еще одну фишку. Кстати, она есть готовой сцене. Переходим в вид Front и рисуем три Бокса, как показано на рисунке, так чтобы они закрывали каждый свою букву. И назовем их в соответствии с закрываемой ими буквами — М, А и Х.

18. В виде Top подвигаем наши плашки в плотную к внутренней стороне лицевой части объекта Black. Дважды клонируем Omni-VL1. У нас полилось три источника объемного света, для каждой буквы по одному. Расставляем их как показано на рисунке и называем Omni-VL-M, Omni-VL-A и Omni-VL-X соответственно.

19. Для каждой лампочки исключаем свою плашку (если забыли как это делается см. выше). Переходим в окно Environment и в списке Effects создаем еще два Volume Light, называем их в соответствии с названиями лампочек. Присваиваем каждому эффекту свою лампочку. Если не понятно — загружайте готовую сцену и все поймете, не маленькие ведь уже :)!

20. Жмем F9 и идем обедать. Реально в три раза дольше считать будет! Если плашки еще и анимировать можно получить весьма симпатичные вещи.

Вот что у меня получилось:

А вот еще один примерчик:

Ну вот в общем и вся петрушка. Хотя этот способ довольно примитивен, но тем не менее действует он на 5 баллов. Я, например, использовал его в рекламных роликах для Nivea SUN и VISION International Group. Смотрелось неплохо.

Здравствуйте, господа CG художники и все-все-все!!! По просьбам телезрителей попробую рассказать, как я создавал свою работу в стиле киберпанк (наверно) под названием «ОХОТА» (Киберхамелеон). С чего всё началось. Как-то раз, заехав в гости к своему приятелю, я был сражен наповал поделками его жены из термопластики. Миниатюрная бижутерия сложных форм, цветов и фактур была просто потрясающа! Увидев работы этой милой девушки и то, какие замечательные вещи можно делать из этого материала, у меня, ка

17 15 30 311 Автор: dmitriyfilippov 21 июля 2010 в 00:00

www.3dmir.ru

Цветной прожектор и Volume Light (Объемный свет)

1) Для начала запустим 3D Studio Max. Для того, чтобы создать поверхность на которую будет подать свет, выполните следующие действия. В командной панели выбираем пункт Create
( Создать ) > Geometry ( Геометрия ) > Plane ( Плоскость).

2) Перейдите в окно проекции Top ( Вид сверху ) и создайте одну плоскость ( Plane ) со следующими параметрами: Length = 400, Width = 500, Length Segs = 4, Width Segs = 4.
В итоге вы должны увидеть похожий рисунок:

3) Так, поверхность у нас есть, теперь нужно создать один источник света типа Target Spot
( Нацеленный Прожектор ). В командной панели выбираем пункт Create ( Создать ) > Lights
( Источники света ). В свитке Object Type ( Тип объекта ) появятся кнопки для создания различных источников света. Нажмите кнопку Target Spot ( Нацеленный прожектор ).

Затем перейдите в окно проекции Front ( Вид спереди ) и щелкните левой кнопкой мыши в правом верхнем углу окна и, не отпуская кнопку мыши, наведите появившийся конус на созданную поверхность. Результат можно увидеть на рисунке:

4) Ну а теперь, для придания сцене законченного вида, создадим одну камеру. В командной панели выберите пункт Create ( Создать ) > Cameras ( Камеры ) > Target ( Нацеленная ). Затем перейдите в окно проекции Left ( Вид Слева ) и дважды щелкните на экране мышью, первый раз, чтобы создать саму камеру, а второй раз, чтобы создать точку нацеливания ( Тarget ).

5) Перейдите на командную панель Modify ( Изменить ) и установите фокусное расстояние линзы камеры «Camera01» равное 28 мм. Это очень легко можно сделать при помощи нажатия на кнопку «28mm» в группе параметров Stock Lenses ( Сменные линзы ).

6) Перейдите в окно проекции Perspective ( Перспектива ) и нажмите клавишу «C» , вы должны увидеть вид из камеры, как на следующем рисунке:

7) Вот и пришла пора приступить к самой главной части нашего урока, дополнительная настройка источника света Target Spot ( Нацеленный прожектор ) и применение атмосферного эффекта Volume Light ( Объемный свет ).

8) Выделите источника света Target Spot ( Нацеленный прожектор ) и перейдите на командную панель Modify ( Изменить ). Найдите свиток параметров Spotlight Parameters и установите значение счетчиков Hotspot/Beam = 10, Falloff/Field = 50. Все эти действия нужны для придания более сильной размытости конуса света.

9) В настройках источника света найдите свиток параметров Advanced Effects, далее нажмите на кнопку «None» в группе параметров Projector Map. В появившемся окне Material/ Map Browser (Просмотр материалов и карт текстур), выбрите из списка карту текстур типа Bitmap ( Растровая карта ) и нажмите кнопку Ok. В появившемся окне диалога Select Bitmap Image File ( Выбор файла растровой карты ), выберите файл который вы хотите использовать в качестве текстуры, например, для этого урока используется файл — Foliage1.jpg ( этот файл можно найти в стандартной папке текстур ../Maps/Ground/foliage1.jpg ). На следующем рисунке вы можете увидеть результат ваших настроек в группе параметров Projector Map:

10) Выполните тестовую визуализацию сцены. Результат применения карты текстур в группе параметров Projector Map нашего источника света Target Spot ( Нацеленный прожектор ), можно увидеть на следующем рисунке:

11) Если не применять карту текстур в группе параметров Projector Map, то сцена бедет просто освещена, на следующем рисунке это очень хорошо видно:

12) И вот настала заключительная часть нашего урока, применение атмосферного эффекта Volume Light ( Объемный свет ). Для этого в в главном меню выполнте команду Rendering >> Environment. В появивщемся окне Environment найдите свиток параметров Atmosphere ( Атмосфера ), около пустого сиска Effects ( Эффекты ) нажмите кнопку Add ( Добавить), в открывшемся диалоговом окне Add Atmospheric Effect, выберите пункт Volume Light
( Объемный свет ) и нажмите кнопку Ok.

13) Теперь давайте применим этот атмосферный эффект к нашему источнику света. Для этого в свитке параметров Volume Light Parameters, найдите группу параметров Lights и нажмите кнопку Pick Light ( Указать источник света ) и щелкните на источнике света Target Spot ( Нацеленный прожектор ). Результат можно увидеть на рисунке:

Настройки атмосферного эффекта Volume Light ( Объемный свет ) мы затрагивать не будем, так как нам хватит и настроек по умолчанию.

14) Ну вот и все, эффект готов, вам осталось лишь выполнить финальную визуализацию сцены.
Полученный результат можно увидеть на следующем рисунке:

15) Вы также можете поместить любой объект между источником света и поверхностью, не забудте только включить флажок On, в группе параметров Shadows источника света Target Spot
( Нацеленный прожектор ), для создания теней. Результат модификации можно увидеть на следующем рисунке:

При создание урока использовалась 3ds Max 5.0.

Автор урока: Александр Шибин. E-mail: [email protected]

В этой части мы заканчиваем работу над световой саблей. Как и в первой части, вы будете использовать множество различных методов моделирования для создания оставшихся частей с помощью проверенных способов полигонального моделирования.

2 5 16 514 Автор: diablo_ 10 апреля 2014 в 19:17

www.3dmir.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *