Падение света на лицо – 6 ,

Содержание

Портретное освещение: классические ошибки

В этой статье я расскажу о пяти основных вещах, которые портретные фотографы делают неправильно. Хоть в фотографии нет жестких и простых правил, это как слегка расстроенный инструмент или пересоленный ужин. Опытным фотографам подобные вещи могут показаться очевидными, но новички часто их не замечают.

Я также должен упомянуть, что, как и любой другой вид искусства, фотография – субъективная сфера, поэтому всегда найдутся люди, которые согласны или несогласны с моей классификацией «ошибок». Лекции по истории рассказывают о том, что Берлинская стена пала в 1989, математики учат что 2 + 2 = 4. Мы называем это фактами. Но в мире искусства все не так жестко ограниченно и не так просто.

Конечно, есть ситуации, в которых можно пренебречь «правилами» по художественным причинам, но, если вы хотите достичь коммерческой планки, стоит обратить внимание на обсуждаемые в статье темы, так как я уже не один год учу портретных фотографов работать в студии. Мои ученики, прислушавшиеся к советам, заметили значительное повышение платы за съемку.

Можете прислушаться или нет, но, если избегать подобных недостатков при работе с клиентами (и, если они сами не являются фотографами), вы гарантированно сумеете увеличить свой доход.

1. Блики

Этой ошибки очень легко избежать, если вы знаете, что искать. Ее также нетрудно заметить на готовой фотографии. Конечно же, это отсутствие бликов на глазах. Блики появляются благодаря прямому отражению основного света. Если они есть, значит, вы придаете глазам форму. В противном случае глаза будут выглядеть пустыми и безжизненными.

Я видел, как при съемке фильмов пользуются компьютерной коррекцией, чтобы убрать блики с глаз, подчеркнув тем самым смерть персонажа. Блики – несомненно, мощный показатель жизни, поэтому, если расположить свет над головой модели и немного отодвинуть его вперед, вы получите правильно освещенное лицо, а глаза приобретут блеск.

Если представить настенные часы, то блики должны появляться на отметке 10, 11, 12, 1 или 2. Когда они получаются ниже 9 или 3 часов создается подсветка снизу, являющаяся еще одной ошибкой.

Глаза на этой фотографии выглядят очень темными и безжизненными, так как на них не падает свет. В результате нет никаких бликов.

Здесь же мы имеем четкие, заметные блики, а лицо модели стало менее угрожающим.

Есть много причин, по которым не удается получить блики на глазах, но обычно это происходит из-за того, что модель смотрит вниз либо лампа расположена слишком высоко.

Снизив высоту лампы так, чтобы она была прямо над камерой, вы получите достаточно света и глаза приобретут нужный блеск.

2. Подсветка снизу

Подсветка снизу случается, когда относительно камеры лампа расположена под субъектом. При съемке фильмов ужасов 60-х, если требовалось сделать монстра или существо более страшным, его освещали снизу. Причина в том, что мы привыкли видеть окружающих людей, когда свет падает сверху. Мы выходим на улицу и солнце освещает нас с высоты, а когда заходим в помещение, то попадаем под свет ламп на потолке.

Это настолько укоренилось в нашем визуальном восприятии мира, что освещение лица с любой другой точки автоматически дает мозгу сигнал о том, что что-то не так. Хоть это до боли очевидно и мало кто будет пытаться осветить модель снизу, я все еще часто встречаю подобную проблему, когда фотографы решают использовать заполняющий свет.

Эффект подсветки снизу проявляется, если заполняющего света больше, чем основного. Я постоянно вижу эту ошибку, причем часто ее совершают даже профессионалы. Не так давно корпоративный руководитель одной или лидирующих компаний-производителей камер выложил портретный снимок с ужасной подсветкой снизу. Поэтому ошибаются не только энтузиасты.

К счастью, проблему легко решить. Просто убавьте мощность лампы, используемой для создания заполняющего света. Да, это всё. Достаточно убавить яркость. На практике, если вы неуверены, стоит сделать несколько тестовых снимков с разной мощностью лампы, а затем взять за стандарт оптимальный снимок. Очень легко выбрать лучший кадр, когда они расположены рядом.

На этом снимке заполняющего света нет. Это вполне неплохой кадр и отсутствие заполняющего света намного лучше, чем его излишнее обилие.

Здесь я включил лампу для заполняющего света. Если расположить две фотографии рядом, станет очевидно, насколько неудачно выглядит эта. Однако, в процессе работы этого можно не заметить, поэтому будьте осторожны.

 

Для последнего кадра я значительно сократил мощность. Если бы вы не видели исходный снимок, то даже не заметили наличие дополнительной лампы. Вот такой вид нам всегда нужен.

Обычный небольшой софтбокс на полу – все, что было нужно для добавления небольшого количества заполняющего света.

Совет: Если вы поочередно фотографируете нескольких людей, например, делаете серию портретов для компании, уделяйте внимание каждому человеку. Если сначала нужно сфотографировать 2-метрового мужчину, а затем 1,6-метровую женщину, соответствующим образом отрегулируйте и передвиньте обе лампы. В противном случае дама будет намного ближе к заполняющему свету, чем к основному. Угадайте, что из этого получится? Ужасный эффект подсветки снизу просто потому, что вы не поменяли положение света.

3. Отделение модели от фона

Этот пункт можно оспорить, и он больше основан на предпочтениях. Я видел, как хороший результат получается в обоих случаях, но в качестве правила, если вы только начинаете работать с освещением, лучше этого избегать. Суть техники заключается в том, чтобы показать фигуру и форму при помощи тени или отсутствия света. Например, если фотографировать модель только с одной лампой и поставить ее слишком далеко от фона, то фон наравне с затененной стороной лица будет очень темным.

В таком случае фон и теневая сторона становятся визуально неотличимы и глаз не может понять, где заканчивается субъект и начинается фон. Очень часто это приводит к тому, что в кадре модель кажется больше, чем на самом деле. Такая техника не обязательно является ошибкой, но можно достичь и лучшего результата.

Если у вас всего один источник света, поставьте модель и оборудование ближе к стене, позволив свету рассеяться на окружающее пространство и сделав фон ярче. Это очень простая техника, которая становится очевидной после объяснения, но при этом она эффективна и кардинально меняет эффект, особенно если у вас всего один источник света.

Такое освещение не является технической ошибкой, но с ним практически невозможно увидеть разделение между моделью и фоном. Это не очень хорошо.

Этот снимок намного сильнее визуально выделяется, а модель выглядит привлекательнее за счет контекста, создаваемого фоном.

Вот так выглядит расстановка для более темного фона. Лампа и модель расположены на значительном расстоянии от стены, поэтому в итоге получается намного меньше деталей.

Иногда, чтобы улучшить снимок не нужно больше оборудования, достаточно разумнее использовать имеющиеся инструменты. Таким образом, с аналогичной расстановкой и освещением можно создать совершенно другой снимок. Просто переставьте модель и лампу ближе к стене и позвольте свету рассеяться, создав приятный фон.

4. Тени

Эта ошибка малозаметна и зачастую от нее трудно избавиться, но о ней всегда стоит помнить. Мое основное правило освещения состоит в том, что всегда нужно стремиться создать «чистый свет». Чистый свет не кричит «эй посмотрите, я использую 6 ламп», он дополняет модель и ничего более.

Помните, я ранее говорил о добавлении заполняющего света? Он намного улучшил снимок, но при этом остался почти незаметным. Вот что я называю чистый свет.

Если вам нужен пример самого чистого света, можете спросить об этом автомобильных фотографов. Качественная съемка машин – одна из самых сложных для освоения дисциплин в нашей сфере. Если неправильно расположить лампы при освещении, блестящая поверхность корпуса мгновенно потеряет четкие линии и форму. Автомобильные фотографы никогда не используют лишние лампы, а те, что имеются, расставляют с абсолютной точностью. Я видел, как некоторые размещают лампы, чтобы блики появились только на колесном колпаке, но ни в коем случае не на корпусе машины. Эти ребята очень терпеливые!

Чтобы научиться создавать «чистый свет» нужно немного больше времени, ведь поначалу не совсем понятно, что именно мы ищем. Для начала обратите внимание на тени на лице модели. Здесь видно, что тень от носа не сливается с тенью на щеке. Из-за этого нос визуально кажется больше.

Иногда не нужно даже менять положение ламп, достаточно поработать с позой модели. Просто повернув голову, можно исправить положение теней, объединив некоторые из них и получив более чистый снимок.

Это очень простая расстановка, призванная продемонстрировать, что проблема становится намного очевиднее при использовании таких источников жесткого света, как тубусы.

Стоит упомянуть, что зачастую даже не нужно корректировать положение ламп. Достаточно попросить модель слегка изменить позу. Например, я попросил ее повернуть голову дальше от лампы, чтобы объединить тени. Либо она могла, наоборот, повернуться ближе к свету и тогда все нежелательные тени исчезли бы.

К счастью, получить правильные тени намного проще, чем кажется. Нужно только следить за этим. Для примера выше я использовал одну лампу, чтобы доказать свои слова, однако, каждый дополнительный источник света должен быть расположен с равной скрупулезностью. Одна общая черта портретных и автомобильных фотографов – наши субъекты часто двигаются, но при разумном подходе это можно применить себе на пользу.

На снимке выше я сконцентрировался на тени от носа. Очень хорошо видно, что тень заканчивается, потом на щеку падает свет и появляется тень от скулы. Я считаю такое освещение беспорядочным и создающим больше отвлекающих элементов, чем нужно. Когда я попросил модель немного повернуть голову вправо, зазор между участками тени исчез. Это создает ощущение единого затененного участка и именно такое освещение я называю «чистым».

Конечно, я так само мог попросить ее повернуть голову влево и убрать тени вообще. Такой вариант также можно было бы назвать чистым светом.

Это кажется мелочью, но представьте ситуацию, когда у вас одновременно установлен заполняющий свет, лампа для освещения волос и фоновый свет. В такой ситуации освещение очень быстро станет неряшливым и неуклюжим.

Обращайте внимание на дополнительные тени и, если возможно, регулируйте освещение, чтобы их избежать, а еще лучше попросите субъект сменить позу или место.

5. Неправильное освещение волос

Размещение ламп для подсветки волос – еще один пример ситуации, когда все выглядит хорошо, пока тебе не покажут, что это может выглядеть лучше. Для начала вы должны знать, зачем собираетесь подсвечивать волосы. Пытаетесь ли вы подчеркнуть форму прически или просто хотите четко отделить субъект от фона? Всё это логичные причины и при небольшой доле внимательности хорошее освещение может помочь в достижении нужных целей.

Большую часть времени, если это не специфическая съемка с акцентом на прическу, когда нужно расставлять несколько ламп для дополнительной подсветки, моя основная цель – создать четкое разделение модели и фона. Представьте, что в студии темный фон, а у модели очень темные волосы. Вы быстро заметите, как они сливаются. Простым решением в такой ситуации станут дополнительные лампы.

Теперь, когда мы знаем, зачем нужна подсветка волос, как же сделать все правильно? Первый шаг – расположение ламп. Это очень важно, так как нужно менять их расстановку для разных субъектов. В качестве начального правила можете запомнить следующее – лампа должна быть за спиной и направляться вперед, будучи повернутой к краям головы.

Далее, следует размещать лампы достаточно далеко, чтобы свет не попадал на лицо и не создавал бликов на кончиках носа или губ. Это может звучать очевидным, но обратите внимание на то, как много снимков имеют подсветку волос, создающую неприятные блики, которые отвлекают от черт лица. Спросите себя: «какая фотографий выглядит лучше – та, у которой есть много бликов на лице или та, у которой их нет?» Ошибка станет невероятно очевидной, но вы удивитесь тому, насколько много профессиональных фотографов ее допускают.

Еще один ключевой фактор – мощность ламп. Я обычно стараюсь использовать минимальное количество света. Помните, съемка со вспышкой никогда не работает по принципу «смотри как много ламп я использую». Свет должен дополнять субъект, поэтому зачастую дополнительные источники освещения имеют меньшую мощность, чем вы можете предположить.

На этой фотографии у нас классическая расстановка основного и заполняющего света. Так же, как в секции о нижней подсветке, здесь имеется немного заполняющего света, который смягчает тени под челюстью, но волосы выглядят плоскими.

Здесь я поставил две лампы за спиной модели, и они направлены на камеру. Из-за этого на снимке появляется много лишнего. Да, мы осветили волосы, но, помимо этого, получили множественные блики, отвлекающие внимание.

Здесь я отрегулировал только лампы подсветки волос. Разница очевидна. Мы придали волосам форму и детальность, но избавились от нежелательных бликов на лице.

Это – классическая простая расстановка до добавления ламп для подсветки волос.

Мы хотим сделать волосы объемнее и детальнее, поэтому добавляем пару ламп. К сожалению, вместе с подсветкой волос мы осветили лицо модели, так как лампы слишком близко.

Эта проблема легко решается, если отодвинуть лампы дальше и направить их как показано на скриншоте.

Заключение

Вот и они, типичные ошибки при освещении. Я считаю, что их очень легко избежать, если создать правильный свет. Повторюсь, это все довольно субъективно и всегда есть случаи, когда можно пренебречь «правилами» освещения. Однако, если вы только начинаете или просто чувствуете, что вашим навыкам чего-то не хватает, эти 5 советов однозначно помогут.

В начале статьи я также упоминал о коммерческой ценности моих советов. Я редко это делаю, ведь фотография – это форма искусства, а у искусства довольно мало правил. Но я заметил, что эти правила стали значительной частью начального курса по освещению, который я проводил для новичков, поэтому решил о них рассказать.

Все фотографируют по разным причинам, но профессиональные фотографы редко делают снимки для других фотографов, поэтому нужно держать в голове клиентское видение «отличного» кадра. Конечно, если вы хотите удивить своих друзей в Instagram, они не будут обращать внимание на блики или тени, ведь можно назвать это «художественным стилем». С другой стороны, если вы фотографируете на заказ, освещение должно быть идеальным. Возможно, клиент и не сможет объяснить почему отсутствие бликов делает глаза модели безжизненными, но он больше не воспользуется вашими услугами.

Знайте своих клиентов и снимайте соответствующим образом. Моя философия – сохранять свет как можно более чистым и задавать себе такие вопросы, как «создаст ли дополнительная лампа интерес?» или «может, этот блик будет отвлекать?» Помните об этом, когда работаете со светом и все будет отлично.

Автор: Jake Hicks

photo-monster.ru

Портретный свет, о котором должен знать фотограф

В классической портретной фотосъемке существует несколько нюансов, которые следует постоянно контролировать, чтобы получить отличный портрет. Эти нюансы включают в себя: соотношение света и тени, освещение предмета, положение лица, а также угол зрения. Следует ознакомиться с данными аспектами портретной фотосъемки для того, чтобы в будущем иметь возможность профессионально варьировать ими. В конкретной статье будет описан такой аспект как портретный свет, а именно, что это такое, почему оно так важно в съемке, как его использовать.

6 видов портретного света

Дать определение портретному свету можно так: это разнообразное соотношение (игра) света и тени, благодаря чему создаются новые формы. А форма создается тенью на лице. Существует четыре основных вида света в портретах, а именно:

  • разбивающий свет
  • «петля»
  • рембрандтовский свет
  • «бабочка»

Еще существует короткий и широкий свет, но он больше касается стиля съемки, а также может использоваться в сочетании с любыми видами света, упомянутых выше. Стоит более детально рассмотреть каждый из видов портретного света.

Разбивающий свет

Разбивающий свет

Определение разбивающего света полностью отражено в его названии, другими словами, он разделяет лицо на две равные части, погружая одну часть в тень, а другую наоборот освещая. Часто такой свет используется с целью придания фотографии драматического эффекта, отлично подходит для портретов музыкантов и художников. Разбивающий свет принято считать более подходящим для мужских портретов, чем для женских. Но стоит помнить, что никаких строгих правил не существует. Однако новичку все-таки следует придерживаться некоторых советов, до тех пор, пока он не сможет играть светом самостоятельно.

Как достигнуть эффекта разбивающего света

Чтоб достигнуть эффекта разбивающего света, необходимо установить источник света справа или слева от объекта, и если возможно, немного позади его головы. Положение источника света непосредственно зависит от лица человека, которого фотографируют. Следует внимательно следить за тем, как падает свет, и регулировать положения источника соответственно. В идеале разбивающий свет допускает освещение только глаза теневой стороны. Если же при любом положении источника, свет попадает на щеку объекта, то возможно попросту лицо не подходит своей формой для разделяющего света.
Важно: все виды освещения могут применяться вне зависимости от положения лица (анфас, полу анфас, и даже профиль). Необходимо только помнить, что источник света должен располагаться относительно лица соответственно выбранному виду освещения. Если же положение лица изменится, то и вид света поменяется. Так что это можно использовать как преимущество: если нужно поменять вид света, то можно не передвигать источник света, а просто попросить человека поменять положение лица немного.

Что же такое «блик»?

Источник света в глазах ребенка

В глазах ребенка на фотографии выше видно отражение источника света. Оно выглядит как маленькая белая точка, но если приблизить, то можно даже увидеть, что это точка имеет форму источника света, используемого в данной фотосессии.

Источник света в глазах ребенка

В данном случае, яркая точка имеет форму шестиугольника с черным пятнышком внутри. Именно этой формы свет и использовался (небольшой софтбокс шестигранной формы на фотокамере Canon).
Этот эффект носит название «блик». Без него глаза на фотографии будут казаться темными и безжизненными. Нужно убедиться, что хотя бы один глаз будет иметь блик, который «оживит» лицо. Внимательно присмотревшись, можно заметить, что блик также освещает радужную оболочку и глаз в целом. С эффектом блика глаза человека на фотографии полны жизни.

«Петля»

Вид света под названием «петля»

Вид света под названием «петля» создает тень носа в области щеки. Для создания эффекта «Петли» требуется установить источник света немного выше уровня глаз человека, которого фотографируют, и расположить его на 30-45 градусов от камеры (но стоит также учитывать особенности каждого конкретного лица, а для этого стоит научиться читать лица людей).

Пример освещения Петля

На фотографии выше видно, как падает тень, и на щеках людей можно увидеть едва заметные тени от их носов. В таком виде света как «петля» тени носа и щеки не соприкасаются. Необходимо создать небольшую тень, которая немного направлена вниз. Многие устанавливают источник света слишком высоко, тем самым создавая странные тени и утрачивая блики. «Петля» наиболее используемый и известный вид света в фотосъемке, так как его легко создать, а конечный результат восхищает большинство людей.

Схема освещения Петля

На схеме выше черный задний фон – это деревья позади людей. Солнце выходит из-за деревьев, но люди полностью в тени. Белый отражатель, который используется по левую сторону от камеры, направляет свет на лица объектов. Отражатель может находиться на солнце, а может и в тени, но в любом случае он сможет поймать нужный свет. Меняя углы и положение отражателя, можно варьировать с видами света в фотосъемке. Для «петли» нужно расположить отражатель в 30-45 градусах от камеры. Также он должен находиться немного выше уровня глаз объектов, чтоб тень или петля носа была наклонена по направлению к уголку рта. Наиболее распространенная ошибка новичков – неправильное положение отражателя; устанавливая его ниже уровня глаз, они тем самым направляют тень вверх, а не вниз, как требуется. Это освещает кончик носа объекта, и нужный эффект уже потерян.

Рембрандтовский свет

Рембрандтовский свет

Рембрандтовский свет назван в честь известного художника Рембрандта, который довольно часто использовал такое освещения, рисуя свои картины. В этом можно убедиться, посмотрев на его автопортрет. Рембрандтовский свет создает треугольник света на щеке. В отличие от петли, где тени носа и щеки не соприкасаться, в данном виде света они соединены таким образом, что небольшой треугольник остаётся на щеке объекта. Для создания Рембрандтовского света для начала нужно убедится, что глаз на теневой стороне освещен или ловит свет, в противном случае, он выйдет на фотографии безжизненным. Рембрандтовский свет придает драматический эффект фотографии, как и разбивающий свет, он отражает настроение и глубокое чувство изображаемому на фотографии. Следует использовать его верно.

Рембрандтовский свет

Схема построения Рембрандтовского света

Для создания рембрандтовского света объект необходимо немного отвернуть от света. Источник света расположить выше уровня головы объекта. Чтоб тень от носа падала на щеку. Лица не всех людей подходят для создания данного вида света. Если у человека высокие и отчетливые скулы, то фотография получиться. В случае, если у объекта маленький и плоский нос, скорее всего, данный свет совершенно не подойдет. И снова стоит помнить, что этот вид света в фотосъемке не стоит употреблять, если человеку не нравиться результат, и нет подходящего настроения, которое хочется передать. Если используется естественный свет из окна, а оно в свою очередь расположено до самого пола, потребуется закрыть нижнюю его часть с помощью гобо, чтоб достигнуть нужного освещения.

«Бабочка»

Освещение «Бабочка»

Такой вид портретного света, как «бабочка», носит такое название из-за схожести формы тени, которая находиться под носом, с формой насекомого. «Бабочка» создается во время положения источника света над камерой и непосредственно сзади нее. При таком свете фотограф снимает прямо под источником света. Обычно «бабочку» используют в фотосъемках для гламурных журналов и с целью создать тени под щеками и подбородком. Также такой вид света, как «бабочка», идеально подходить для фотографий пожилых людей, так как морщины становятся менее заметными.

Схема освещения «Бабочка»

«Бабочка» создается благодаря источнику света, расположенному позади камеры и выше уровня глаз или головы (в зависимости от конкретного человека). Иногда прибегают к использованию отражателя, который помещают под подбородком объекта, в большинстве случаев объект сам его держит! Фотографии с таким светом умиляют людей эффектом четких скул и худого лица. Людям с круглым, широким лицом больше подойдет «петля» или разбивающий свет. А такой портретный свет, как «бабочка», подойдет больше людям с четко выступающими, высокими скулами и худым лицом. Такой свет выглядит жестче при использовании окна или рефлектора по отдельности. Часто жёсткий свет от окна или вспышки необходим для более четкой тени под носом.

Широкий свет

Широкий свет

Широкий свет в большей степени является не видом освещения объекта при фотосъемке, а его стилем. «Петля», рембрандтовский и разбивающий свет могут быть как широкими, так и короткими.
Широкий свет – это когда лицо немного повернуто от центра, и сторона лица, повернутая к камере освещена. Освещенная сторона лица кажется визуально шире, чем та, которая находиться в тени. Широкий свет часто употребим в портретах High Key. Этот стиль света заставляет лицо казаться шире, и идеально подходит для портретов людей, которые имеют узкие и худые лица. Однако большинство людей стремятся казаться стройнее на фотографиях, поэтому лучше не употреблять такой свет для людей с широкими, круглыми лицами.

Схема освещения Широкий свет

Чтобы создать широкий свет, лицо необходимо отвернуть от источника света. В этом случае сторона лица, повернутая к камере, наиболее освещена, а тень падает на другую строну лица, которая отвернута. Говоря проще, при широком свете на большую часть лица падает свет.

Короткий свет

Короткий свет

Короткий свет – полная противоположность широкому. На примере можно увидеть, что сторона лица, повернутая к камере, находиться в тени. Такой свет часто используется в портретах Low Key (затемненных). Большая часть лица находиться в тени, портрет напоминает скульптуру, лицо выглядит стройнее, а также многие люди в восторге от результата.

Схема освещения Короткий свет

В случае короткого света лицо повернуто к источнику света. Стоит обратить внимание на то, что сторона лица, которая отвернута от камеры, наиболее освещена, в то время, как тень падает на сторону лица, которая ближе к фотографу. Говоря проще, при коротком свете на большую часть лица падает тень.

Собираем все вместе!

Как только фотограф научиться распознавать и создавать различные виды света, можно приступить к изучению того, когда следует к ним прибегать. С помощью анализа лица фотографируемого объекта, фотограф научиться правильно выбирать вид света, который наиболее подходит для конкретного человека и портрета в целом, а также учитывать настроение. Человеку с небольшим круглым лицом, который хочет выглядеть на своем портрете худее, не подойдет свет, который идеальным был для рок-группы, где люди выглядели злостно и кровожадно.
Процесс фотосъемки намного легче, если основной источник света можно перемещать. Но что же делать, если источником света является солнце или окно – здесь все немного сложнее. Все что требуется в этом случае от фотографа, это менять положение объекта в зависимости от источника света, дабы получать различные тени и свет на лице. Или же менять положение камеры. Короче говоря, необходимо двигать предметы, которые могут перемещаться по отношению источника света, если последний неподвижен.

Практические занятия

Для начала стоит найти объект для фотосъемки (живой человек, собака не подойдет), а затем начать практиковаться в различных видах света в портретной съемки.
«Бабочка»
«Петля»
Рембрандтовский свет
Разбивающий свет
Не стоит забывать о широком и коротком стилях света и практиковать каждый вид света с двумя стилями. Не стоит переживать об иных параметрах в этот конкретный момент. Стоит сосредоточиться на изучении и применении только видов света в портретной фотосъемке. В качестве источников света можно применять окно, напольную лампу с оголенной лампой или солнце. Вспышку лучше использовать профессиональным фотографам, так как только в конце на фотографии можно увидеть игру света и тени на лице. Можно начать с изучения широкого и короткого света, поставив объект прямо перед собой.

Статья подготовлена по материалам сайта www.digital-photography-school.com

fotochki.com

Портретное освещение: классические ошибки

В этой статье я расскажу о пяти основных вещах, которые портретные фотографы делают неправильно. Хоть в фотографии нет жестких и простых правил, это как слегка расстроенный инструмент или пересоленный ужин. Опытным фотографам подобные вещи могут показаться очевидными, но новички часто их не замечают.

Я также должен упомянуть, что, как и любой другой вид искусства, фотография – субъективная сфера, поэтому всегда найдутся люди, которые согласны или несогласны с моей классификацией «ошибок». Лекции по истории рассказывают о том, что Берлинская стена пала в 1989, математики учат что 2 + 2 = 4. Мы называем это фактами. Но в мире искусства все не так жестко ограниченно и не так просто.

Конечно, есть ситуации, в которых можно пренебречь «правилами» по художественным причинам, но, если вы хотите достичь коммерческой планки, стоит обратить внимание на обсуждаемые в статье темы, так как я уже не один год учу портретных фотографов работать в студии. Мои ученики, прислушавшиеся к советам, заметили значительное повышение платы за съемку.

Можете прислушаться или нет, но, если избегать подобных недостатков при работе с клиентами (и, если они сами не являются фотографами), вы гарантированно сумеете увеличить свой доход.

1. Блики

Этой ошибки очень легко избежать, если вы знаете, что искать. Ее также нетрудно заметить на готовой фотографии. Конечно же, это отсутствие бликов на глазах. Блики появляются благодаря прямому отражению основного света. Если они есть, значит, вы придаете глазам форму. В противном случае глаза будут выглядеть пустыми и безжизненными.

Я видел, как при съемке фильмов пользуются компьютерной коррекцией, чтобы убрать блики с глаз, подчеркнув тем самым смерть персонажа. Блики – несомненно, мощный показатель жизни, поэтому, если расположить свет над головой модели и немного отодвинуть его вперед, вы получите правильно освещенное лицо, а глаза приобретут блеск.

Если представить настенные часы, то блики должны появляться на отметке 10, 11, 12, 1 или 2. Когда они получаются ниже 9 или 3 часов создается подсветка снизу, являющаяся еще одной ошибкой.

Глаза на этой фотографии выглядят очень темными и безжизненными, так как на них не падает свет. В результате нет никаких бликов.

Здесь же мы имеем четкие, заметные блики, а лицо модели стало менее угрожающим.

Есть много причин, по которым не удается получить блики на глазах, но обычно это происходит из-за того, что модель смотрит вниз либо лампа расположена слишком высоко.

Снизив высоту лампы так, чтобы она была прямо над камерой, вы получите достаточно света и глаза приобретут нужный блеск.

2. Подсветка снизу

Подсветка снизу случается, когда относительно камеры лампа расположена под субъектом. При съемке фильмов ужасов 60-х, если требовалось сделать монстра или существо более страшным, его освещали снизу. Причина в том, что мы привыкли видеть окружающих людей, когда свет падает сверху. Мы выходим на улицу и солнце освещает нас с высоты, а когда заходим в помещение, то попадаем под свет ламп на потолке.

Это настолько укоренилось в нашем визуальном восприятии мира, что освещение лица с любой другой точки автоматически дает мозгу сигнал о том, что что-то не так. Хоть это до боли очевидно и мало кто будет пытаться осветить модель снизу, я все еще часто встречаю подобную проблему, когда фотографы решают использовать заполняющий свет.

Эффект подсветки снизу проявляется, если заполняющего света больше, чем основного. Я постоянно вижу эту ошибку, причем часто ее совершают даже профессионалы. Не так давно корпоративный руководитель одной или лидирующих компаний-производителей камер выложил портретный снимок с ужасной подсветкой снизу. Поэтому ошибаются не только энтузиасты.

К счастью, проблему легко решить. Просто убавьте мощность лампы, используемой для создания заполняющего света. Да, это всё. Достаточно убавить яркость. На практике, если вы неуверены, стоит сделать несколько тестовых снимков с разной мощностью лампы, а затем взять за стандарт оптимальный снимок. Очень легко выбрать лучший кадр, когда они расположены рядом.

На этом снимке заполняющего света нет. Это вполне неплохой кадр и отсутствие заполняющего света намного лучше, чем его излишнее обилие.

Здесь я включил лампу для заполняющего света. Если расположить две фотографии рядом, станет очевидно, насколько неудачно выглядит эта. Однако, в процессе работы этого можно не заметить, поэтому будьте осторожны.

 

Для последнего кадра я значительно сократил мощность. Если бы вы не видели исходный снимок, то даже не заметили наличие дополнительной лампы. Вот такой вид нам всегда нужен.

Обычный небольшой софтбокс на полу – все, что было нужно для добавления небольшого количества заполняющего света.

Совет: Если вы поочередно фотографируете нескольких людей, например, делаете серию портретов для компании, уделяйте внимание каждому человеку. Если сначала нужно сфотографировать 2-метрового мужчину, а затем 1,6-метровую женщину, соответствующим образом отрегулируйте и передвиньте обе лампы. В противном случае дама будет намного ближе к заполняющему свету, чем к основному. Угадайте, что из этого получится? Ужасный эффект подсветки снизу просто потому, что вы не поменяли положение света.

3. Отделение модели от фона

Этот пункт можно оспорить, и он больше основан на предпочтениях. Я видел, как хороший результат получается в обоих случаях, но в качестве правила, если вы только начинаете работать с освещением, лучше этого избегать. Суть техники заключается в том, чтобы показать фигуру и форму при помощи тени или отсутствия света. Например, если фотографировать модель только с одной лампой и поставить ее слишком далеко от фона, то фон наравне с затененной стороной лица будет очень темным.

В таком случае фон и теневая сторона становятся визуально неотличимы и глаз не может понять, где заканчивается субъект и начинается фон. Очень часто это приводит к тому, что в кадре модель кажется больше, чем на самом деле. Такая техника не обязательно является ошибкой, но можно достичь и лучшего результата.

Если у вас всего один источник света, поставьте модель и оборудование ближе к стене, позволив свету рассеяться на окружающее пространство и сделав фон ярче. Это очень простая техника, которая становится очевидной после объяснения, но при этом она эффективна и кардинально меняет эффект, особенно если у вас всего один источник света.

Такое освещение не является технической ошибкой, но с ним практически невозможно увидеть разделение между моделью и фоном. Это не очень хорошо.

Этот снимок намного сильнее визуально выделяется, а модель выглядит привлекательнее за счет контекста, создаваемого фоном.

Вот так выглядит расстановка для более темного фона. Лампа и модель расположены на значительном расстоянии от стены, поэтому в итоге получается намного меньше деталей.

Иногда, чтобы улучшить снимок не нужно больше оборудования, достаточно разумнее использовать имеющиеся инструменты. Таким образом, с аналогичной расстановкой и освещением можно создать совершенно другой снимок. Просто переставьте модель и лампу ближе к стене и позвольте свету рассеяться, создав приятный фон.

4. Тени

Эта ошибка малозаметна и зачастую от нее трудно избавиться, но о ней всегда стоит помнить. Мое основное правило освещения состоит в том, что всегда нужно стремиться создать «чистый свет». Чистый свет не кричит «эй посмотрите, я использую 6 ламп», он дополняет модель и ничего более.

Помните, я ранее говорил о добавлении заполняющего света? Он намного улучшил снимок, но при этом остался почти незаметным. Вот что я называю чистый свет.

Если вам нужен пример самого чистого света, можете спросить об этом автомобильных фотографов. Качественная съемка машин – одна из самых сложных для освоения дисциплин в нашей сфере. Если неправильно расположить лампы при освещении, блестящая поверхность корпуса мгновенно потеряет четкие линии и форму. Автомобильные фотографы никогда не используют лишние лампы, а те, что имеются, расставляют с абсолютной точностью. Я видел, как некоторые размещают лампы, чтобы блики появились только на колесном колпаке, но ни в коем случае не на корпусе машины. Эти ребята очень терпеливые!

Чтобы научиться создавать «чистый свет» нужно немного больше времени, ведь поначалу не совсем понятно, что именно мы ищем. Для начала обратите внимание на тени на лице модели. Здесь видно, что тень от носа не сливается с тенью на щеке. Из-за этого нос визуально кажется больше.

Иногда не нужно даже менять положение ламп, достаточно поработать с позой модели. Просто повернув голову, можно исправить положение теней, объединив некоторые из них и получив более чистый снимок.

Это очень простая расстановка, призванная продемонстрировать, что проблема становится намного очевиднее при использовании таких источников жесткого света, как тубусы.

Стоит упомянуть, что зачастую даже не нужно корректировать положение ламп. Достаточно попросить модель слегка изменить позу. Например, я попросил ее повернуть голову дальше от лампы, чтобы объединить тени. Либо она могла, наоборот, повернуться ближе к свету и тогда все нежелательные тени исчезли бы.

К счастью, получить правильные тени намного проще, чем кажется. Нужно только следить за этим. Для примера выше я использовал одну лампу, чтобы доказать свои слова, однако, каждый дополнительный источник света должен быть расположен с равной скрупулезностью. Одна общая черта портретных и автомобильных фотографов – наши субъекты часто двигаются, но при разумном подходе это можно применить себе на пользу.

На снимке выше я сконцентрировался на тени от носа. Очень хорошо видно, что тень заканчивается, потом на щеку падает свет и появляется тень от скулы. Я считаю такое освещение беспорядочным и создающим больше отвлекающих элементов, чем нужно. Когда я попросил модель немного повернуть голову вправо, зазор между участками тени исчез. Это создает ощущение единого затененного участка и именно такое освещение я называю «чистым».

Конечно, я так само мог попросить ее повернуть голову влево и убрать тени вообще. Такой вариант также можно было бы назвать чистым светом.

Это кажется мелочью, но представьте ситуацию, когда у вас одновременно установлен заполняющий свет, лампа для освещения волос и фоновый свет. В такой ситуации освещение очень быстро станет неряшливым и неуклюжим.

Обращайте внимание на дополнительные тени и, если возможно, регулируйте освещение, чтобы их избежать, а еще лучше попросите субъект сменить позу или место.

5. Неправильное освещение волос

Размещение ламп для подсветки волос – еще один пример ситуации, когда все выглядит хорошо, пока тебе не покажут, что это может выглядеть лучше. Для начала вы должны знать, зачем собираетесь подсвечивать волосы. Пытаетесь ли вы подчеркнуть форму прически или просто хотите четко отделить субъект от фона? Всё это логичные причины и при небольшой доле внимательности хорошее освещение может помочь в достижении нужных целей.

Большую часть времени, если это не специфическая съемка с акцентом на прическу, когда нужно расставлять несколько ламп для дополнительной подсветки, моя основная цель – создать четкое разделение модели и фона. Представьте, что в студии темный фон, а у модели очень темные волосы. Вы быстро заметите, как они сливаются. Простым решением в такой ситуации станут дополнительные лампы.

Теперь, когда мы знаем, зачем нужна подсветка волос, как же сделать все правильно? Первый шаг – расположение ламп. Это очень важно, так как нужно менять их расстановку для разных субъектов. В качестве начального правила можете запомнить следующее – лампа должна быть за спиной и направляться вперед, будучи повернутой к краям головы.

Далее, следует размещать лампы достаточно далеко, чтобы свет не попадал на лицо и не создавал бликов на кончиках носа или губ. Это может звучать очевидным, но обратите внимание на то, как много снимков имеют подсветку волос, создающую неприятные блики, которые отвлекают от черт лица. Спросите себя: «какая фотографий выглядит лучше – та, у которой есть много бликов на лице или та, у которой их нет?» Ошибка станет невероятно очевидной, но вы удивитесь тому, насколько много профессиональных фотографов ее допускают.

Еще один ключевой фактор – мощность ламп. Я обычно стараюсь использовать минимальное количество света. Помните, съемка со вспышкой никогда не работает по принципу «смотри как много ламп я использую». Свет должен дополнять субъект, поэтому зачастую дополнительные источники освещения имеют меньшую мощность, чем вы можете предположить.

На этой фотографии у нас классическая расстановка основного и заполняющего света. Так же, как в секции о нижней подсветке, здесь имеется немного заполняющего света, который смягчает тени под челюстью, но волосы выглядят плоскими.

Здесь я поставил две лампы за спиной модели, и они направлены на камеру. Из-за этого на снимке появляется много лишнего. Да, мы осветили волосы, но, помимо этого, получили множественные блики, отвлекающие внимание.

Здесь я отрегулировал только лампы подсветки волос. Разница очевидна. Мы придали волосам форму и детальность, но избавились от нежелательных бликов на лице.

Это – классическая простая расстановка до добавления ламп для подсветки волос.

Мы хотим сделать волосы объемнее и детальнее, поэтому добавляем пару ламп. К сожалению, вместе с подсветкой волос мы осветили лицо модели, так как лампы слишком близко.

Эта проблема легко решается, если отодвинуть лампы дальше и направить их как показано на скриншоте.

Заключение

Вот и они, типичные ошибки при освещении. Я считаю, что их очень легко избежать, если создать правильный свет. Повторюсь, это все довольно субъективно и всегда есть случаи, когда можно пренебречь «правилами» освещения. Однако, если вы только начинаете или просто чувствуете, что вашим навыкам чего-то не хватает, эти 5 советов однозначно помогут.

В начале статьи я также упоминал о коммерческой ценности моих советов. Я редко это делаю, ведь фотография – это форма искусства, а у искусства довольно мало правил. Но я заметил, что эти правила стали значительной частью начального курса по освещению, который я проводил для новичков, поэтому решил о них рассказать.

Все фотографируют по разным причинам, но профессиональные фотографы редко делают снимки для других фотографов, поэтому нужно держать в голове клиентское видение «отличного» кадра. Конечно, если вы хотите удивить своих друзей в Instagram, они не будут обращать внимание на блики или тени, ведь можно назвать это «художественным стилем». С другой стороны, если вы фотографируете на заказ, освещение должно быть идеальным. Возможно, клиент и не сможет объяснить почему отсутствие бликов делает глаза модели безжизненными, но он больше не воспользуется вашими услугами.

Знайте своих клиентов и снимайте соответствующим образом. Моя философия – сохранять свет как можно более чистым и задавать себе такие вопросы, как «создаст ли дополнительная лампа интерес?» или «может, этот блик будет отвлекать?» Помните об этом, когда работаете со светом и все будет отлично.

Автор: Jake Hicks

photo-monster.ru

Шпаргалка по схемам освещения портрета | Фотошкола Genesis

Постановка света для портрета может оказаться сложной задачей. Если вы, как и я, используете небольшие вспышки, которые неспособны обеспечить моделирующий свет, сложно предсказать, каким получится результат направления вспышки под конкретным углом.

Однако существуют стандартные схемы освещения, которые можно считать основой постановки света для каждого портрета. Конечно, когда свет по схеме уже выставлен, его можно подкорректировать, переместить или использовать модификаторы, чтобы смягчить или ограничить его поток.

Наверняка вы когда-нибудь мечтали о волшебной шпаргалке, по которой можно будет выставить любую световую схему? Я тоже.

Поэтому я и решил создать универсальную шпаргалку по схемам освещения для портретов:

Скачать в большом размере

Идея очень проста: пригласите модель. Снимите несколько кадров под всеми углами освещения, какие только можно придумать, и совместите их в одном файле. Когда вам понадобится расставить свет, вы сможете использовать эту шпаргалку, чтобы решить, как расставить вспышки.

Из чего состоит шпаргалка?

В шпаргалке представлены три возможных угла установки вспышки: 1) под углом 45 градусов сверху вниз; 2) на уровне лица модели; 3) под углом 45 градусов снизу вверх. Каждый из этих углов представлен отдельным рядом фотографий.

Для каждого угла я сделал 8 кадров с интервалом 45 градусов, чтобы отобразить все варианты освещения вокруг модели. Первая слева фотография снята с прямой вспышкой, остальные – по мере движения вспышки вокруг модели по часовой стрелке.

Как использовать шпаргалку?

При постановке любой схемы освещения вы можете использовать шпаргалку, чтобы определить, как свет, направленный под тем или иным углом, повлияет на общее освещение сцены. Например, вы хотите установить рисующий свет.

Поскольку все люди разные, тот или иной угол падения света окажет различное влияние на каждого человека. Все зависит от формы лица, носа, волос, щек и многого другого. Поэтому шпаргалку нужно использовать как основу постановки света, а затем исправлять его направление в зависимости от особенностей модели.

Один источник света: По шпаргалке вы можете определить, как будет падать рисующий свет на модель. Например, чтобы получить постановку света Рембрандта, нужно, чтобы вспышка «смотрела» на модель сверху под углом 45 градусов и была смещена влево под таким же углом. Постановка света на уровне лица модели, если вспышка смещена влево на 90 градусов, даст рельефный боковой свет.

Несколько источников света: по шпаргалке можно увидеть, как тот или иной тип освещения повлияет на модель, например, увидеть, какой свет подчеркнет щеки, или нос, или подбородок.

Возможно, вы выберете другую мощность вспышки, но, тем не менее, шпаргалку можно использовать, чтобы увидеть, какая часть лица освещена под тем или иным углом падения света, и каково направление света.

Как создать собственную шпаргалку?

Чтобы создать эту шпаргалку, я использовал черную ткань в качестве фона и поставил стул посреди комнаты. Расположение спинки стула я пометил на полу. Затем я расставил по кругу метки с шагом между ними, равным 45 градусам. На эти метки я ставил стойку со вспышкой.

Я использовал вспышку Canon 580 EX II и синхронизатор Cactus. Первый круг кадров сделан под углом 45 градусов сверху вниз. Мощность вспышки равна от 1/8 до 2/3, фокусное расстояние 85 мм.

Второй круг – на уровне лица модели. Мощность вспышки – 1/16, поскольку вспышка стала ближе к модели.

Наконец, последний круг сделан со вспышкой под углом 45 градусов снизу вверх.

Другой вариант шпаргалки из комментариев к этой статье:

Вспышка над моделью

Вспышка на уровне лица модели

Вспышка снизу

Источник: www.diyphotography.net

с вашего сайта.

www.si-foto.com

6 основных видов освещения в портретной фотосъёмке | Soohar

В классической фотосъёмке портретов существуют некоторые специфические моменты, которые следует учитывать и о которых нужно постоянно помнить, чтобы в выгодном свете представить уникальные черты вашей модели. Для каждого отдельного случая съёмки портрета, в зависимости от особенностей внешности, а также настроения модели, необходим особый режим освещения, правильное соотношение света и тени (светотеневой рисунок), поворот и наклон головы модели, а также угол съёмки (ракурс). Каждому фотографу-портретисту необходимо ознакомиться с этими основами фотосъёмки портрета для того, чтобы потом иметь возможность варьировать ими на профессиональном уровне, грамотно нарушая правила. В данной статье я предлагаю рассмотреть такой важный аспект  портретной фотосъёмки, как освещение или портретный свет: что это, как им пользоваться, и почему он так важен при съёмке.

 

 

По моему определению, портретный свет или светотеневой рисунок – это игра света и тени на лице модели, а их разнообразное соотношение придает портрету необходимое настроение, помогает скрыть или подчеркнуть те или иные особенности лица человека. При съёмке классического портрета, как правило, используются 4 основные световые модели или схемы:

  • Делящее или боковое освещение
  • Петлевое освещение
  • «Рембрандтовское» освещение
  • Освещение в стиле «Бабочка»

Ещё существует «короткое» и «широкое» освещение, однако такое разграничение больше относится не к схемам, а к стилям съёмки  и его можно использовать в сочетании с вышеупомянутыми видами освещения. Давайте теперь более детально рассмотрим каждый вид световой схемы в отдельности.

Делящее освещение

Определение делящего освещения полностью соответствует его названию, другими словами, оно делит лицо модели на две равные части, освещая одну часть, а другую наоборот погружая в тень. Такой вид освещения часто используется для придания изображению драматического эффекта. Особенно он популярен при фотосъёмке портретов музыкантов и художников. Принято считать, что делящее освещение больше подходит для съёмки мужских портретов. И хотя нет никаких строгих правил, все-таки новичку я бы порекомендовал пользоваться этой информацией в качестве руководства, пока он не научится играть светом самостоятельно. Световая схема показана на рисунке ниже.

 

 

Для достижения эффекта делящего или бокового освещения необходимо расположить источник света слева или справа от объекта съёмки под углом 90°. Высоту источника света следует регулировать в зависимости от лица модели. Двигая источник вверх или вниз, внимательно проследите за тем, как меняется светотеневой рисунок на лице модели.

При правильном делящем освещении на теневой половине лица свет падает только на глаз, образуя блик. Но если же свет попадает и на щеку модели и любые изменения положения источника не дают желаемого эффекта, то возможно этот тип лица просто не подходит для бокового освещения.

ПРИМЕЧАНИЕ: все схемы освещения вполне применимы к любому положению лица,  будь то анфас, полу анфас или даже профиль. Просто имейте в виду, что ваш источник света должен быть расположен относительно лица в соответствии с выбранным видом освещения. Если изменить положение лица, то поменяется и вид света. Попробуйте использовать это преимущество в своих интересах: не передвигая источник света, вы можете легко поменять вид освещения простыми поворотами головы модели.

Что же такое «блик»?

 

 

Обратите внимание, что в глазах ребёнка, изображенного на фото выше, видны две белые маленькие точки, которые являются отражением источника света. Вот это и есть блики. Если приблизить изображение, то можно разглядеть форму источника света, которым пользовались для съёмки данного портрета.

 

Видите, эта яркая точка на самом деле является шестиугольником с тёмным пятном в центре. Именно шестиугольный софтбокс я и надевал на мою вспышку Canon при съёмке этого портрета.

Если на портрете глаза не имеют бликов, то они выглядят тёмными, безжизненными и даже мёртвыми. Поэтому прежде чем сделать кадр, удостоверьтесь, что, по крайней мере, хоть один глаз ловит блик. При портретной фотосъёмке никогда не забывайте о бликах, ведь именно они придают блеск глазам и усиливают ощущение жизни.

Петлевое освещение

Петлевое освещение — это такая световая схема, при которой в области щеки модели образуется небольшая тень от носа. Для того, чтобы создать эффект петлевого освещения, установите вашу вспышку немного выше уровня глаз модели и разверните её от точки съёмки на 30-45°.  При этом следует учитывать, что более точное расположение источника света будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого отдельного лица, а для этого вам придется научиться читать лица людей.

 

 

Посмотрите на снимок выше и вы увидите как именно падает тень:  на левых щеках молодожёнов заметны едва различимые тени от их носов. При петлевом освещении нужно следить, чтобы тень от носа не соприкасалась с тенью от щеки. Выставляя освещение, попытайтесь создать лишь небольшую тень от носа, слегка направленную вниз. Избегайте наиболее частой ошибки при установке источника света ‒ слишком высокого расположения фотовспышки, в результате которого может появиться странная длинная тень и исчезнуть блики. Схема петлевого освещения пользуется огромной популярностью среди многих фотографов, так как её легко создать, а в итоге получаются снимки, которые нравятся многим людям.

 

 

На рисунке выше показана схема петлевого освещения, где чёрный фон – это задний план, который состоит из деревьев. Солнечный свет идет из-за деревьев, но при этом сами деревья находятся в полной тени. Белый отражатель расположен с левой стороны от камеры, отражает и направляет падающий солнечный свет на лица моделей.  Отражатель можно установить как на солнце, так и в тени. В любом случае он поймает нужный вам свет. Главное, следите, чтобы отражатель  был развёрнут на 30-45° от вашей фотокамеры в сторону модели и находился немного выше уровня глаз модели, чтобы тень от носа падала вниз под небольшим наклоном, направленным к уголку рта. Самая распространенная ошибка неопытных фотографов – неправильное расположение отражателя;  если при петлевом освещении установить отражатель ниже уровня глаз, то тени будут направляться не вниз, а вверх, и от этого потеряется нужный эффект.

«Рембрандтовское» освещение

Следующая схема освещения называется рембрандтовской в честь великого художника Рембрандта, который  очень часто применял ее при создании своих портретов. Если мы посмотрим на автопортрет художника выше, то мы заметим  присутствие перевёрнутого треугольника света на теневой щеке. В отличие от  петлевого освещения, при котором  тени от щеки и носа не должны соприкасаться, в этом виде освещения они соединяются, образуя небольшой треугольник на щеке модели.

 

 

Для создания схемы Рембрандтовского освещения необходимо установить осветительный прибор под  углом 45° к оси «модель – камера» и поднять вспышку на такую высоту, чтобы свет падал на лицо модели тоже под углом 45 градусов. При постановке света следует убедиться, что глаз на теневой стороне лица модели имеет блик, в противном же случае, не только сам глаз будет выглядеть мёртвым, но и весь портрет может казаться пустым и безжизненным.

Подобно делящему освещению, Рембрандтовский свет способен привнести в портрет нотки драматизма, и с невероятной точностью передать настроение. В то же время отразить глубокие чувства человека, изображенного на фотопортрете.

 

 

При построении схемы Рембрандтовского освещения объект съёмки должен быть немного отвернут от источника света, который в свою очередь располагается выше уровня головы модели. Следует заметить, что далеко не все типы лица подходят для этого вида освещения. Например, если человек имеет плоский и маленький нос, то этот вид света ему совершенно не подойдёт, но если ваш объект съёмки имеет высокие скулы и чёткий контур лица, то наверняка фотография получится.

В качестве основного источника освещения можно использовать и естественный свет из окна, но если ваше окно опускается до самого пола, то нижнюю его часть нужно закрыть, чтобы свет падал на лицо модели сверху под углом 45 градусов.

Освещение в стиле «Бабочка»

Данный вид портретного освещения получил такое название благодаря  тому, что тень, которая образуется под носом, по своей форме напоминает бабочку. Такой эффект получается, если основной источник света поместить  сверху прямо за самой камерой. При этой схеме освещения фотограф ведет съёмку непосредственно под самим источником света.

Освещение в стиле «бабочка» часто используют в фотосессиях в стиле гламур и с целью создания теней под щеками и подбородком. Так как при таком освещении меньше всего заметны морщины, этот вид света считается идеальным при съёмке пожилых людей.

 

 

Чтобы построить схему освещения «бабочка», нужно установить  источник света  над фотокамерой и немного выше уровня головы или глаз модели. Иногда дополнительно используют отражатель, который размещают прямо под подбородком модели и, как правило, модель  держит его сама! Такой вид света эффектно подчёркивает высокие, чётко выступающие скулы и худые лица.

Людям же с круглыми, широкими лицами больше подойдет петлевое и делящее освещение. При построении света «бабочка» в качестве основного источника освещения следует использовать  вспышку или другой мощный источник света; отражённый свет или естественный свет из окна здесь явно не подойдет.

 

Широкое освещение

Широкое освещение в большей степени имеет отношение  не к самим схемам освещения, а к стилям съёмки. Его можно использовать в сочетании с вышеупомянутыми видами света: так петлевое, делящее и рембрандтовское освещение могут быть как короткими, так и широкими.

 

 

Широкое освещение – это когда лицо модели слегка развёрнуто от центра. Та часть лица, которая ближе к камере, освещается и при этом она выглядит визуально шире, чем теневая сторона.  Широкое освещение довольно часто используют при съёмке портретов в высоком ключе. При широком освещении лицо на снимке получается шире, чем есть на самом деле, отсюда и произошло название. Этот вид света идеально подходит для узких и худых лиц и совершенно не приемлем при съёмке людей с круглыми и широкими лицами.

 

 

Чтобы создать широкое освещение необходимо отвернуть лицо модели от источника света.  Тогда та сторона лица, которая ближе к камере,  будет освещаться, а тень будет падать на другую, дальнюю от камеры строну.

 

 Короткое освещение

 

Короткое освещение является полной противоположностью широкому освещению. На снимке выше можно увидеть, что та сторона лица, которая расположена ближе к камере, затемнена, а свет падает на дальнюю от камеры часть лица. Такое освещение часто используют при съёмке портретов в низком ключе. Из-за того, что основная часть лица находиться в тени, лицо выглядит визуально уже и подтянут ее, поэтому такой вид света подойдет при съёмке людей с круглыми лицами.

 

 

Чтобы создать эффект короткого освещения поверните лицо модели к источнику света. Тогда, та сторона лица, которая отвёрнута от неё, то есть,  которая находится дальше от камеры, будет освещаться, а тень при этом  будет падать на сторону лица, расположенную ближе к фотографу.

Подведем итог!

Только после того, как вы научитесь распознавать и выстраивать различные схемы света, можно смело  приступать к изучению того, когда именно следует к ним прибегать. Если вы научитесь анализировать и читать лица людей, то в скором времени вы сможете быстро и правильно подбирать наиболее подходящий вид света для каждого конкретного человека, учитывая не только внешние черты лица, но также характер и настроение  вашей модели.

Переносные источники света намного облегчают сам процесс фотосъёмки, так как их легко можно перемещать, создавая необходимые схемы освещения.  Но как же быть, если основными источниками света являются солнце или окно? Здесь придётся немного повозиться, перемещая фотокамеру либо же  меняя положение модели по отношению к источнику  освещения, и тем самым добиваясь желаемых соотношений тени и света на лице. В общем, если основной источник света неподвижен, то нужно двигать все те предметы, которые можно переместить по отношению к свету.

Практические занятия

Сначала найдите объект для вашей фотосъёмки (нужен живой человек, ваша собака для этой цели точно не подойдет , а затем начинайте практиковаться, выстраивая различные схемы освещения при портретной фотосъемке.

  • «Бабочка»
  •  Петлевое освещение
  •  Рембрандтовское освещение
  •  Делящее освещение

Также не забывайте о коротком  и широком стиле света и потренируйтесь, применяя на практике, каждый вид освещения сначала с коротким стилем, а затем с широким. На данном этапе обучения сосредоточьтесь  только на видах света и не беспокойтесь  по поводу других настроек и параметров. Если у вас нет профессиональной фотовспышки, не беда, на начальном этапе в качестве источника света сгодится и окно, и солнце, и даже простая напольная лампа. Начните ваши практические занятия с изучения короткого и широкого света, расположив объект съёмки прямо перед объективом вашей камеры.

Автор урока Darlene Hildebrandt

 

soohar.ru

5 ошибок при съемке в студии ⋆ Vendigo.ru

Разберем самые распространенные ошибки начинающих фотографов при съемке в студии.

1. Свет стоит недостаточно высоко.

При такой установке софтбокса свет падает на лицо модели почти горизонтально.
ошибки при съемке в студии ошибки при съемке в студии

Начинающему фотографу кажется, что если он немного наклонил софтбокс вниз, то и свет от него будет направлен вниз. Но это не так!

ошибки в настройке света при съемке в студии

Во-первых, если софтбокс без сот, то из каждой его точки свет направлен во все стороны. А во-вторых, по центру софтбокс всегда ярче, чем по краям.

Поэтому направление света падающего на лицо будет таким!

ошибки в настройке света при съемке в студии
А это означает, что на лице вы рискуете получить свет снизу, что проявит на нем не лучшие детали.

Когда свет падает на лицо сверху (имеется ввиду не высота источника света от пола, а угол падения на лицо, то есть когда свет направлен со стороны макушки) он подчеркивает на лице скулы и уменьшает мешки под глазами.

Когда свет падает на лицо снизу (то есть со стороны подбородка) то он подчеркивает на лице щеки и увеличивает мешки под глазами.

Оцените, как меняется лицо при разном направлении света.
работа со светом при съемке в студии работа со светом при съемке в студииосвещение лица при съемке в студии

Таким образом, вы получите намного лучший результат, если будете поднимать свет гораздо выше, направляя его на модель сверху. Вот что можно увидеть на съемках профессионалов.

работа со светом при съемке в студии работа со светом при съемке в студии

Фото instagram.com/johngressmedia

2. Свет стоит слишком далеко.

ошибки при съемке в студии

Чем ближе софтбокс, тем он мягче, ведь мягкость света определяется его угловым размером. Поэтому имеет смысл приближать свет достаточно близко. Зачастую, до тех пор, пока софтбокс уже не начинает входить в кадр.

Даже если студия большая не стоит рисующий свет ставить в двух метрах от модели, если вы снимаете портрет по плечи.

• Ставя свет далеко, вы теряете мягкость.
• Вы теряете контраст.
• Вы должны использовать большую мощность прибора (а значит, он дольше будет перезаряжаться).
• Вы начинаете в большей степени освещать всю студию, нежели модель. Что может давать не желательное освещение на фоне.

3. Свет направлен не на модель.

ошибки при съемке в студии

Если фотограф привык снимать на улице, он воспринимает свет довольно однородным. Модель может ходить туда, сюда, освещение на ней при этом практически не меняется.

Когда фотограф снимает со светом от окна, уже все по другому. Свет уже концентрируется в определенном месте и от положения модели он меняет свою интенсивность и направление.

Но если вы освещаете модель софтбоксом, свет становится еще более локальным. Просто потому что обычный софтбокс в разы меньше чем стандартное окно. Теперь если ваш свет направлен не точно на модель, то основной поток света проходит мимо нее, случайно освещая то что вы не планировали, а модель задевая лишь краем светового потока.

4. Съемка человека сверху-вниз.

ошибки при съемке в студии ошибки при съемке в студии

Эта ошибка приводит к тому, что фигура человека искажается из-за перспективы. Ноги выглядят короче, чем они есть на самом деле. Поверьте ни одна модель ни хочет чтобы на фотографии у нее были короткие ножки )

Чтобы этого избежать ваш объектив должен быть направлен горизонтально. Для этого при съемке модели в полный рост, вам нужно снимать с высоты пояса.

Когда я указываю своим студентам, что они снимают модель сверху и им нужно опуститься, некоторые возражают. «Как я могу снимать модель сверху, если она выше меня?!»

Но даже если модель выше вас и стоит на каблуках, то при съемке в полный рост ваш объектив направлен не на ее глаза, посмотрите на центр кадра, он находится в районе ее попы. Вот на этой высоте и должна находиться ваша камера, чтобы объектив смотрел горизонтально, а не в низ.

съемка модели в полный рост

5. На объективе стоит защитный фильтр.

Если на вашем объективе стоит защитный фильтр, снимите его и подарите врагу. Я серьезно. Ваши снимки станут лучше.

Я считаю, что защитный фильтр нужен только в том случае если вы сами находитесь в защитных очках или в шлеме. Если вокруг вас летят искры раскаленного металла или гравий летит вам в лицо, то да наденьте защитные очки и фильтр на объектив.
Но если у вас не возникает мысль о защитных очках, то значит и защитный фильтр вам не нужен. Поверьте, стекло объектива прочнее, чем ваши глаза!

Много лет я снимаю без защитного фильтра и передняя линза моего объектива до сих пор в идеальном состоянии. А если вы думаете, что защитный фильтр не мешает, то это не так. Все парни знают, без защиты лучше! )
проблемы при съемке с защитным фильтром
Фото братьев Колдуновых

Дело в том, что при съемке в студии часто используется контровой свет, когда источники направлены в сторону объектива. Такой свет на некоторых объективах может снижать контраст, давать так называемую вуаль и нежелательные блики. Все это даст и любой фильтр, надетый на объектив.

Если у вас наблюдается такая ситуация даже без фильтра, то используйте бленду.
Бленда — вот правильная защита вашей оптики!

vendigo.ru

Съемка на улице: красивый портрет без проблем

 IMG_8187-web[1]Я всегда всем говорю и буду говорить, что солнце – это лучший источник освещения, к тому же бесплатный! Поэтому солнце должно стать лучшим другом фотографа при съемке на улице. Научитесь правильно использовать естественное освещение, и будет вам счастье. Как? Читайте дальше!

Landscape-Bars[1]Освещение при съемке на улице.

Как известно, солнце за целый день описывает полукруг по небосводу, перемещаясь с точки восхода до точки заката. С точки зрения характера освещения при съемке на улице выделяют положения солнца:


— режимное время – закат и восход, когда солнце находится низко над землей, и его удобно использовать в качестве контрового или бокового источника освещения;

— зенит – полдень, когда солнце находится высоко прямо над головой, самое неудачное время для съемок на улице. Однако я расскажу вам несколько хитростей, которые позволят использовать полуденное солнце с выгодой для себя;

— положение солнца под 45 градусов относительно земли, которое наблюдается летом примерно с 8 до 11 и с 16 до 20. Благодатное время для съемки портретов на улице. Исследования показали, что именно в это время человеческий глаз лучше всего различает черты лица окружающих людей, поэтому мы запоминаем людей именно при таком освещении. Значит, снимки в это время будут казаться самыми естественными.

Также характер освещения при съемке на улице во многом зависит от погоды за окном. Так, в яркий летний день вас ждет жесткое освещение с высоким контрастом. Жесткий свет рисует глубокие тени и практически не дает полутонов. При неправильной настройке экспозиции появляется высокий риск получить пересветы на фотографии. Модели так же будет неуютно стоять под палящим солнцем и стараться не щуриться.

5-%D0%B2-1-500x500[1]Если вам пришлось снимать на ярком солнце, используйте отражатель на просвет. Расположите его по направлению солнечных лучей. Представьте, что вы просеиваете свет через полупрозрачную ткань. Если вы еще не успели обзавестись фирменным отражателем, сгодится кусок неплотной белой ткани. Попросите ассистента посильнее натянуть его так, чтобы яркий солнечный свет проходил через ткань, прежде чем попасть на лицо модели.

Второй выход из ситуации – увести модель в тень от здания или от дерева. Избегайте портретов в тени деревьев, там, где тень от листвы падает на лицо модели в виде нескольких пятен, создавая некрасивый светотеневой рисунок. Запомните, что глубина тени уменьшается по мере отдаления от предмета, который ее отбрасывает. Так, если прижаться вплотную к стене дома с теневой стороны, то вы добьетесь минимального освещения. Я же советую искать красивый свет на границе света и тени. Попробуйте отвести модель подальше от стены и посмотрите, как меняется освещение на лице и фигуре. Я обычно ставлю модель примерно на расстоянии ? от границы света и тени. Тогда вся фигура и лицо получаются равномерно освещенными мягким светом.

Использование отражателя при съемке event-image-poster[1]на улице

Чтобы выделить модель из окружающего пространства при помощи естественного освещения, я рекомендую использовать отражатель с серебристой поверхностью. Оставьте модель в тени и попробуйте отразить яркие солнечные лучи на лицо. Помните, что угол падения равен углу отражения, соответственно располагайте отражатель напротив солнца, как будто вы пускаете солнечного зайчика. Заменой фабричному отражателю может служить автомобильный отражатель, кусок серебристого изоляционного материала, кусок картона, обклеенный фольгой – все, что имеет серебристую поверхность и способно отразить свет. Как я прочитала недавно в  статье одного свадебного фотографа: «Имидж — ничто. Результат — все».

reflector[1]Почему именно серебристый отражатель? Потому что он не искажает цветовую температуру солнечного света, в отличие от золотого, например. Золотой отражатель придает объектам теплый оттенок и желтоватый цвет, от которого потом трудно избавиться в графическом редакторе. Также серебряный отражатель обладает лучшими отражательными свойствами по сравнению, например, с белым. «Серебро» светит сильнее, поэтому я его люблю больше.

Съемка на улице на закате.

В это время солнце находится низко над землей, благодаря чему можно выстраивать красивые схемы освещения прямо на улице. Если вам неважно само закатное небо и его яркие краски, расположите модель лицом или полубоком на солнце. Теневую сторону лучше подсветить отражателем, но можно снимать красивые портреты на улице и без него.

1165[1]Если вы хотите запечатлеть все краски закатного неба, то придется либо пожертвовать деталями на лице модели, либо использовать дополнительные источники освещения.  Дело в том, что в контровом свете (когда закатное солнце находится за спиной модели), динамического диапазона фотоаппарата не хватает, чтобы нормально проэкспонировать и яркое небо, и лицо модели. Если вы сделаете экспозамер по лицу модели, небо окажется в пересвете. Если выставить экспозицию по небу, то модель превратиться в темный силуэт. Силуэтная съемка тоже имеет свою изюминку, но еще интереснее смотрятся полноценные портреты на фоне заката.

IMG_7730-4-web[1]Для этого используют отражатель, чтобы подсветить модель. Если интенсивности света от отражателя недостаточно, то применяют дополнительные источники – внешние вспышки прямо на камере или на стойках. Можно использовать 1-4 вспышки в зависимости от возможностей и желаемого эффекта. Вспышки можно использовать вместе с зонтами (на просвет или на отражение) для получения более мягкого рисунка, или без насадок (для получения более фактурного и жесткого освещения).

Подробнее о съемке на закате и использовании дополнительного оборудования для съемки на улице я буду рассказывать в следующих статьях. Подписывайтесь обновления на моем сайте и на официальной страничке Вконтакте!

Удачных вам снимков!


studyfoto.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о