Пересветы – Восстанавливаем пересветы на снимках

Содержание

Восстанавливаем пересветы на снимках

Глаз человека способен различать фактуру предметов, даже если их освещённость изменяется в широких пределах: от ярких солнечных бликов до глубоких теней в полуденный зной.

Ваш фотоаппарат предлагает разнообразные режимы экспозамера. Они помогают пропустить на сенсор такое количество света, какое нужно для изображения деталей как в светлых, так и в тёмных областях снимаемой сцены. Тем не менее, камера с трудом распознаёт «подробности» сильно освещённых и сильно затемнённых предметов одновременно.

Сюжет, изображённый ниже – как раз «крайняя» ситуация. «Автоматика» пытается найти «золотую середину»: показать на снимке детали в тенях, сохранив при этом детали в бликах.

Наш исходный снимок.

Результат не радует. В погоне за проработкой светлых областей фотоаппарат жертвует интересной текстурой затенённых объектов. Взгляните, она едва проявляется. К тому же большинство деталей в светлых областях остаются все ещё неразличимыми. Переэкспонированные «объёмы» изображаются в виде «плоских» пятен, окрашенных в кричащие цвета. Например, обратите внимание на лодки: залитые солнечным светом изогнутые борта и палубы сложной формы, вовсе не плоские в реальности, изображаются «блинчиками», потерявшими всякую фактуру.

К счастью, Photoshop Elements располагает инструментами, которые помогают выравнивать освещение на снимке и восстанавливать текстуру и рельеф в его пересвеченных областях.

В этом уроке мы покажем, как с помощью гистограммы и инструмента «Уровни» («Levels») обнаружить пересвеченные области и, затем, с помощью оснастки «Тени/Свет» («Shadows/Highlights») проявить в них детали.

Восстановление с помощью инструмента «Тени/Блики» может привести к появлению неестественного контура – гало – вокруг областей, контрастирующих друг по отношению к другу. Поэтому, дополнительно, в этом уроке мы проявим смекалку: воспользуемся кистью, чтобы очистить нашу фотографию от некрасивых искажений, неизбежно возникающих при «восстановительных работах».

В завершение урока, после того как мы покажем первый приём с использованием стандартных инструментов Photoshop Elements, Вы увидите в действии альтернативную технику. Мы откроем наш JPEG-снимок в редакторе RAW-фотографий Camera Raw, и добьёмся того же результата с помощью более наглядных и удобных инструментов.

Восстанавливаем «пересветы» на снимках с помощью Photoshop Elements

Шаг #1. Откройте исходное изображение

Запустите Photoshop Elements. Воспользуйтесь командой «Файл» («File») > «Открыть» («Open»), чтобы выбрать снимок. Нажмите «Открыть» («Open»), и, когда фотография появится, щёлкните по надписи «Эксперт» («Expert») (в старых версиях Photoshop Elements это рабочее пространство называется «Полное» («Full»)). Выберите команду «Окно» («Window») > «Слои» («Layers»), чтобы отобразить панель «Слои».

Шаг #2. Продублируйте слой

Перед тем, как выполнять какие-либо действия с исходным изображением, создайте копию слоя «Фон» («Background»). У Вас появится возможность сравнить между собой итоговое и исходное изображения. В панели «Слои» нажмите левой кнопкой мыши по иконке с фоновым слоем, чтобы сделать его активным. Затем на клавиатуре нажмите сочетание клавиш «Ctrl» («CMD») и «J», чтобы продублировать выделенный слой. Слой-копия с именем «Слой 1» («Layer 1») появится в панели «Слои» над слоем «Фон».

Шаг #3. Возьмите в помощники гистограмму

Чтобы оценить распределение тонов на Вашей фотографии, включите гистограмму: «Окно» («Window») > «Гистограмма» («Histogram»). На по-канальной гистограмме (цветные графики) Вы можете видеть, что в нашей фотографии присутствуют интенсивные блики в «голубых» цветах: высокие пики собрались у правого края гистограммы. Области снимка, которые описываются этими пиками, пересвечены и являются не более чем одноцветными пятнами. На отпечатке всякие детали в этих областях исчезнут.

Шаг #4. Создайте корректирующий слой

Выберите «Слой» («Layer») > «Новый корректирующий слой» («New Adjustment Layer») > «Уровни» («Levels»). Нажмите «OK». Яркостная гистограмма (чёрно-белый график) показывает «обширность» тонов на фотографии, а также, каких тонов больше, каких меньше. У левого края гистограммы отображаются тени, тёмные области на изображении, у правого – блики, светлые области. Смотрите, как и на по-канальной гистограмме, на яркостной гистограмме график «обрезается» на правом крае: блики слишком интенсивные.

Шаг #5. Воспользуйтесь подсветкой пересвеченных областей

Чтобы точно определить, какие области фотографии пересвечены, включите подсветку «повреждённых» областей с помощью корректирующего слоя «Уровни» («Levels»). Зажмите на клавиатуре клавишу «Alt», зажмите левую кнопку мыши на белом треугольничке сразу под графиком. Пересвеченные области, на нашем снимке это небо, окрасятся в различные цвета, а сохранные области – чёрным цветом.

Шаг #6. Ощутите ограничения «Уровней»

Белый ползунок-треугольничек – он отвечает за выбор максимального тона, отображаемого на снимке – не решает проблемы. Если двигать ползунок влево, то пересвеченные области лишь увеличиваются. Поэтому оставьте его в исходном, крайнем правом положении (значение равно 255).

Таким образом, корректирующий слой «Уровни» («Levels») понадобится нам лишь для подсветки пересвеченных областей. Для восстановления деталей мы воспользуемся другим инструментом.

Шаг #7. Примените «Тени/Блики» («Shadows/Highlights»)

На панели «Слои» («Layers») выберите «Слой 1» («Layer 1»). Затем Вам понадобится команда «Улучшение» («Enhance») > «Настройка освещения» («Adjust Lighting») > «Тени/Свет» («Shadows/Highlights»). По умолчанию инструмент осветляет тёмные, затенённые, области фотографии, предполагая, что исходный снимок недоэкспонирован. Поэтому ползунок «Осветлить тени» («Lighten Shadows») находится напротив значения «35%». Верните его в начальное положение – «0%». Наша задача – сконцентрироваться на пересвеченных областях изображения.

Шаг #8. Остерегайтесь сильных гало

Поставьте ползунок «Затемнить света» («Darken Highlights») на значение «65%». Тем самым, Вы восстановите детали в пересвеченных областях, например, в бликах на ноге девушки на среднем плане. Одновременно, проследите за появлением гало на границах контрастных областей, например, крыши и неба, уличного фонаря и неба.

Шаг #9. Сравните изображения «до» и «после»

Вам нужно подобрать такое положение ползунка «Затемнить света» («Darken Highlights»), при котором детали в светлых областях проявляются максимально, а паразитные гало — минимально. Пусть значение параметра будет равным «35%». Снимите и поставьте «галочку» напротив команды «Просмотр» («Preview»), чтобы оценить изображения «до» и «после» коррекции. Нажмите «OK», чтобы сохранить изменения.

Шаг #10. Проверьте, какие области остались пересвеченными

«Голубой» график по-канальной гистограммы сместился влево, что означает: детали в «голубом» канале сохранены. Для пущей верности дважды щёлкните левой кнопкой мыши по корректирующему слою «Уровни» («Levels»). Затем зажмите на клавиатуре клавишу «Alt» и зажмите левую кнопку мыши на белом ползунке-треугольничке сразу под графиком. Обратите внимание, пересвеченные области значительно уменьшились.

Шаг #11. Поработайте с контрастностью

Чтобы осветлить затенённые области, переместите средний, серый, ползунок-треугольничек влево до отметки 1,51. Проявятся детали в тёмных частях зданий. Передвиньте левый, чёрный, ползунок-треугольничек вправо до значения 4, чтобы в изображении появились области, окрашенные в абсолютно чёрный цвет. Это повысит общую контрастность фотографии, но сохранит «здоровым» её тоновый диапазон.

Шаг #12. «Подтеплите» картинку

Цвета на исходном снимке могут выглядеть слишком холодными, синеватыми, особенно в таком «солнечном» сюжете, как наш. Чтобы «подтеплить» цвета, выберите «Слой» («Layer») > «Новый корректирующий слой» («New Adjustment Layer») > «Фотофильтр» («Photo Filter»). Нажмите «OK». Установите значение фильтра равным «Тёплый фильтр (LBA)» и уменьшите значение параметра «Плотность» («Density») до 20%. Эффект, создаваемый фильтром, получится мягким.

Шаг #13. Насытьте цвета

Придайте цветам сочности. Выберите «Слой» («Layer») > «Новый корректирующий слой» («New Adjustment Layer») > «Цветовой тон/Насыщенность» («Hue/Saturation»). Нажмите «OK». Проверьте, что значение параметра «Канал» («Channel») равняется «Все» («Master»), затем передвиньте ползунок параметра «Насыщенность» («Saturation») до значения +16. Будьте умеренными, иначе с увеличением насыщенности восстановленные детали могут снова исчезнуть.

Шаг #14. Настройте «Кисть»

На нашем снимке нашлось место слабому гало, посмотрите на фонарный столб. Давайте исправим это искажение.

Создайте новый слой: выберите «Слой» («Layer») > «Новый» («New») > «Слой». Нажмите «OK». На верхушке панели «Слои» («Layers») появится «Слой 2» («Layer 2»).

Возьмите инструмент «Кисть». На панели параметров, расположенной в нижней части главного окна программы, установите мягкие края кисти и задайте её размер равным 200 пикселам. «Непрозрачность» («Opacity») установите равной 100%.

Шаг #15. Уберите гало

Поместите курсор рядом с изображением фонарного столба, но не на гало – осветлённой области вокруг столба. Зажмите на клавиатуре клавишу «Alt», чтобы включить инструмент «Пипетка» (Eyedropper tool). Нажмите левую кнопку мыши, и выберете в качестве образца цвет голубого неба: именно оно в реальности окружает фонарный столб. Рисуйте Кистью вокруг фонарного столба. Чтобы скрыть гало, установите режим наложения (Blending Mode) текущего слоя («Слой 2») равным «Замена тёмным» («Darken») и непрозрачность («Opacity») равной 29% (

прим. переводчика – в русскоязычной версии PE 14 параметр слоя «Opacity» переведён как «Прозрачность»).

Шаг #16. Сохраните отредактированный снимок

Все коррекции внесены. Сохраните результат с помощью команды «Файл» («File») > «Сохранить как» («Save As»), предварительно выбрав в диалоговом окне тип файла PSD (Photoshop). В файле такого формата Вы сохраните слои.

В качестве альтернативы сохраните результат в формате JPEG. Так Вы создадите картинку, которую можно опубликовать в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и других социальных сетях или отправить по электронной почте друзьям и родным.

Шаг #17. Сделайте всё то же самое с помощью Camera Raw

Откройте исходный JPEG-снимок в Camera Raw. Для этого выберите «Файл» («File») > «Открыть в Camera Raw» («Open in Camera Raw»). Нажмите на клавиатуре клавишу с латинской буквой «O», чтобы подсветить пересвеченные области красным цветом. А «заваленные» области можно обнаружить нажатием клавиши «U» – они окрасятся на фотографии в синий цвет.

Шаг #18. Ликвидируйте пересветы и придайте цветам сочности

Чтобы восстановить детали в светлых областях изображения, передвиньте ползунок «Света» («Highlights») влево, до -22. В старых версия Photoshop Elements за ту же операцию отвечает ползунок «Восстановление» («Recovery»).

А с помощью ползунка «Тени» («Shadows») восстановите детали в тёмных областях снимка. Установите значение +55. В старых версиях программы ту же функцию выполняет ползунок «Заполнить светом» («Fill Light»).

В качестве последнего штриха, сместите ползунок «Красочность» («Vibrance») слегка вправо, до +20. Готово!

Автор статьи: Jeff Meyer

photo-monster.ru

Как читать гистограмму и когда бояться пересветов?

screen-shot-2014-02-16-at-7-14-40-pm-300x1791Обращать или не обращать внимание на то, что показывает гистограмма, это ваш личный выбор. Но каждому фотографу надо хотя бы знать, что такой инструмент существует и как им можно пользоваться. Из этой статьи вы научитесь «читать» гистограмму и распознавать тональность вашей фотографии по гистограмме.

Что такое гистограмма фотографии?

Гистограмма — это график, который показывает распределение тонов на фотографии. Обращаю ваше внимание, что мы будем говорить о гистограмме, которая содержит информацию именно о тонах (не цветах) на фотографии. Если мы имеем дело с изображением в формате RGB, то в такой гистограмме будут представлены все каналы сразу.

Также существуют гистограммы отдельно по каналам, которые показывают распределение отдельно красного, зеленого и синего канала (цвета) на фотографии, но лично я ими вообще не пользуюсь.


Где найти гистограмму изображения?

Гистограмму фотографии вы можете открыть прямо в своем фотоаппарате или при обработке в информационном окне «Histogram» в Lightroom и Photoshop. В фотошопе гистограмма также представлена в окнах работы с Уровнями (Levels) и Кривыми (Curves).

screen-shot-2014-02-16-at-7-11-05-pm1 screen-shot-2014-02-16-at-7-14-40-pm1В фотоаппарате гистограмма обычно вызывается нажатием 2-3 раз подряд на кнопку Info в режиме просмотра фотографий (preview). При этом меняется вид представления предпросмотра — вместо фотографии на полный экран появляются дополнительные данные о параметрах файла и соответствующие гистограммы.

 

photo1Как читать гистограмму фотографии?

Гистограмма показывает, сколько на вашей фотографии теней, средних тонов и светов. Горизонтальная шкала отвечает за тональность пикселей: от самых глубоких теней слева до средних тонов посередине и до самых светлых участков изображения справа.

%d0%b3%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0-11Важно понимать, что самая крайняя левая точка — это точка черного (полностью глухие, недосвеченные участки без деталей), а крайняя правая точка — точка белого (самые пережженые пересвеченные пиксели, информация о которых полностью потеряна).

Вертикальная шкала показывает количество пикселей каждой тональности на фотографии. Чем выше «пик» гистограммы, тем больше соответствующих тонов на изображении. Например, на гистограмме фотографии, представленной на примерах выше, очень высокие пики приходятся на левую часть гистограммы, что говорит о том, что большую часть фотографии занимают темные участки (в данном случае — темный фон).

Как использовать гистограмму?

Чаще всего гистограмма используется для того, чтобы сориентироваться, насколько правильно выставлена экспозиция. Особенно рекомендую опираться на показания гистограммы начинающим фотографам, которым пока сложно определить «на глаз», достаточно ли света на фотографии.

Основное правило в этом случае — избегать пиков гистограммы в крайних точках, которые говорят о недосветах или пересветах на фотографии.

Недосвет. Если гистограмма сильно смещена влево и наблюдаются высокие пики в крайней левой точке, это означает, что на фотографии много недоэкспонированных областей, т.е. идет потеря деталей в тенях.

%d0%b3%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d0%b4%d0%be%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bd%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d1%84%d0%be%d1%82Пересвет. Если гистограмма сильно смещена вправо, и высокие пики приходятся на крайнюю правую точку, значит, была выставлена слишком высокая экспозиция, т.е. какие-то части изображения ушли в пересвет (потеря деталей в светах).

%d0%b3%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82-%d0%bd%d0%b0-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d0%b8И та, и другая ситуация — это две крайности, которых следует избегать при подборе настроек экспозиции.

Правильная экспозиция. В большинстве случаев гистограмма, в которой пики расположены в средней части графика, свидетельствует о правильно выставленной экспозиции. Но это не означает, что все фотографии нужно приводить к какому-то стандарту средне-серой гистограммы. Так не бывает и не должно быть.

%d0%b3%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0-%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%b7%d0%b8%d1%86%d0%b8%d1%8fВажно понимать, что каждая фотография имеет свой набор светов и теней, и в зависимости от сюжета съемки и художественной задумки автора, могут преобладать светлые тона или, наоборот, тени. Соответственно, и гистограмма такой фотографии будет смещена в какую-то одну сторону. Но это не означает, что экспозиция была выставлена неправильно. Давайте рассмотрим несколько примеров.


«Идеальная» гистограмма говорит лишь о преобладании средне-серых тонов на изображении. Вот как будет выглядеть представленная выше фотография, если ее подогнать под «идеал» гистограммы.

%d0%b3%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d0%b8-%d1%81%d0%bc%d0%b5%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b0-%d0%ba-%d1%86%d0%b5%d0%bdКак мы видим, основное распределение пиков гистограммы приходится на середину (средние тона). При этом фотография выглядит плоской, низкоконтрастной, ей явно не хватает насыщенности в тенях и бликах. Зато мы получили максимум деталей и в светах, и в тенях. Но так ли это важно с художественной точки зрения?

Если вы изначально снимаете сюжет, в котором много темных тонов (темный фон, темная одежда и проч), то гистограмма естественным образом сместится влево. При этом допускаются провалы в тенях, если эти провалы приходятся на сюжетно не значимые области фотографии (фон, небольшие участки в тенях на одежде или предметах окружения).

%d0%b3%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0-%d1%81%d1%8e%d0%b6%d0%b5%d1%82-%d1%81-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d0%b8%d0%b5%d0%bc-%d1%82%d0%b5%d0%bcОбратная ситуация — когда мы снимаем очень светлый сюжет (на белом фоне, против света, модель со светлой кожей, в светлой одежде и проч.), то гистограмма будет смещена вправо. При этом допускаются пересветы (полностью белые пиксели) в сюжетно не важных частях фотографии (фон, детали на заднем плане и т.п.).

Применительно к портретной съемке сюжетно важные детали — это прежде всего кожа (лицо, руки, фигура модели), волосы, в меньшей степени одежда модели.

Поэтому основное правило для проверки экспозиции в портретной съемке — это отсутствие пересветов на коже модели. Небольшие пересветы в бликах на одежде и аксессуарах, а уж тем более на фоне вполне допустимы.

Например, на фотографии внизу экспозиция выставлена так, чтобы получить детали на лице модели и в то же время получить четкую линию света и тени на лице. При этом съемка получилась почти силуэтная, против света, на фоне большого окна.

%d0%b3%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8f-%d1%81-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%be%d0%b1%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d0%bdПочему пересветов нужно бояться больше, чем провалов в тенях?

В цифровой фотографии (в отличие от пленочной) самая большая проблема — это пересветы, потому что при попадании слишком большого количества света участок фотографии получается полностью белым, что означает полное отсутствие информации об изображении. Такие пересвеченные участки не поддаются восстановлению — не спасет даже формат RAW, потому что при съемке допущена ошибка и не получены необходимые данные для построения изображения.

Информация же в недоэкспонированных тенях все равно сохраняется, поэтому детали даже в самых глубоких тенях в принципе можно вытащить в Lightroom (с неизбежным появлением сильных шумов). О сохранении качества изображения сейчас речь не идет.

Для наглядности приведу такой пример. Фотография высококонтрастного сюжета с большим разбросом в освещенности между самыми светлыми и самыми темными участками. Было выбрано какое-то среднее значение экспозиции (ни вашим, ни нашим). В итоге светлое небо за окном ушло в пересвет (пересветы помечены красным цветом), а глубокие тени внутри помещения провалились в черноту (провалы в тенях помечены синим цветом).

%d0%bd%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%ba%d0%be-%d0%bc%d0%be%d0%b6%d0%bd%d0%be-%d0%b2%d1%8b%d1%82%d1%8f%d0%bd%d1%83%d1%82%d1%8c-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d1%8b-%d0%b8При попытках вернуть детали в тенях при понижении экспозиции до предела, мы получаем по сути заливку серым в тех областях, где были пересветы. Никаких деталей (облаков, контуров деревьев, тональных переходов и т.п.) вернуть не удалось.

Если же попытаться вернуть детали в тенях, то при повышении экспозиции до предела мы вполне отчетливо можем разглядеть текстуру дерева на ножках стульев.

Вывод

С одной стороны, из теней гораздо проще «добыть» детали изображения, но при этом неизбежно лезут шумы; из пересветов детали вернуть невозможно, но слегка переэкспонированную (до +1 ступени экспозиции) фотографию можно привести к приличному виду без риска появления шумов.

Как поступаю лично я (это не значит, что это единственно верный вариант). 

1. При съемке избегаю пересветов в сюжетно важных областях.

2. В критических ситуациях предпочту слегка переэкспонировать кадр, чтобы избежать сильных шумов при попытках вытаскивания недоэкспонированных теней. Затем при обработке приглушаю света, возвращая их в «норму»

studyfoto.ru

Российский боевой лазер. Что может «Пересвет»?

Настоящие, полноценные боевые лазеры заступили в России на настоящее, полноценное боевое дежурство. Однако информации в СМИ совсем мало. Можно даже сказать ее совсем нет.

Что они могут? Зачем они?

Первое – что уже сообщалось. Оснащение «Пересветами» войск было начато ещё в 2017 году. Причём это подавалось в контексте того, что, мол, «самоходные лазерные комплексы заступили на опытно-боевое дежурство в ВС России». А также, что «с поступлением в войска лазерных комплексов организовано их освоение личным составом и слаживание боевых расчётов».

Из этого с уверенностью можно было заключить, что это означает прохождение комплексами окончательных войсковых испытаний.

Второе – что ныне комплексы заступили уже на боевое дежурство. То есть испытания прошли, признаны успешными, замеченные недостатки устранены.

Третье – «Пересветы» развёрнуты в местах их дислокации, где для несения боевого дежурства «подготовлена необходимая инфраструктура, включая помещения для техники и дежурных смен». В то же время «боевыми расчётами отработаны действия по развёртыванию оборудования и подготовке его к применению».

Из этого можно заключить, что комплексы поставлены на неких направлениях, где возможно их применение. Однако само применение будет (или может) происходить в мобильных условиях, после передислокации в конкретный боевой район или даже на марше.

С этим, конечно, коррелируют сообщения о том, что боевые лазеры размещаются в автофургонах, произведённых в Набережных Челнах. Да и в послании президента Владимира Путина от 1 марта, где он впервые показал видеокадры с «Пересветами», фигурировали машины. Так что факт, что комплекс подвижной – не открытие, но теперь мы знаем, что передвигается он на камазовских шасси.

Каково предназначение «Пересветов»

Об этом можно судить по одной информации и одному маленькому информационному инциденту.

Касательно первого пункта проходило сообщение, что «личный состав прошёл необходимую переподготовку на базе Военно-космической академии имени Можайского». Там «операторы нового оружия получали теоретические знания в специально оборудованных классах, а затем отрабатывали практические действия на боевой технике».

Что такое академия Можайского, известно: ведущий учебный, научный и методический центр в области военно-космической деятельности, готовящий специалистов для Воздушно-космических сил по 39 специальностям для воздушно-космической обороны страны. Значит, лазеры вписаны в эту систему, а не, скажем, бронетанковую или военно-морскую.

Со вторым же пунктом дело обстоит так, что само Минобороны сообщило было о том, что лазерный комплекс «Пересвет» «способен эффективно противодействовать любой воздушной атаке и даже бороться со спутниками на орбите», но буквально через 40 минут удалило эти слова. Но скрины в интернете остались – такая ныне штука интернет, что слово в нём уже не воробей, а натуральная гербовая печать.

Отсюда следует, что лазеры «Пересветов» должны дополнять и страховать зенитно-ракетные комплексы, помогая им – в силу своей более быстрой и эффективной управляемости – бороться с массированным ракетным ударом. Как именно — вариантов, по мнению военных экспертов, не слишком много, но и немало: воздействовать на точность работы головки самонаведения, выжечь вообще электронику управления, повредить саму ракету, расплавить ей что-нибудь важное. В сочетании с ударными противоракетными возможностями современных ЗРК, а также с возможностями комплексов радиоэлектронной борьбы лазеры представляют собой, таким образом, полезный элемент триады по полному и комплексному отражению ракетного нападения.

Судя же по оговорке со спутниками и словам о дислокации «там, где надо, дислокации», речь может идти также о сопряжении «Пересветов» с системой многоканальной эшелонированной системы противоракетной и противокосмической обороны А-135 «Нудоль» с её ракетами дальнего перехвата, как раз способными работать против целей на низких орбитах. Или на трассах баллистического полёта.

Скорее, именно этот вариант и самый вероятный. Всё же для оружия поля боя комплекс «Пересвет» с его по меньшей мере пятью тягачами-фургонами слишком громоздок. А вот сбить ракету или спутник и быстро передислоцироваться – самое то.

Устройство?

Относительно устройства можно повторить лишь уже сказанное: какие-либо технические и тем более боевые характеристики лазерного комплекса на данный момент не раскрываются.

Но было озвучено, что созданием «Пересвета» занимались специалисты ядерного центра в Сарове. В Российском федеральном ядерном центре — Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) действительно имеется институт лазерно-физических исследований. Между прочим, центр входит в состав госкорпорации «Росатом», прежний глава которой Сергей Кириенко, по слухам, удостоен звания Героя России. А руководил он корпорацией аккурат в те времена, когда должен был разрабатываться «Пересвет»…

Саровский центр известен также тем, что занимается разработкой термоядерного реактора иной, нежели привычный токамак, природы. То есть если в токамаках плазма получается за счёт термоядерной реакции внутри «камеры» из сильных магнитных полей, то в Сарове, как сообщала пресса, пошли по пути получения плазмы в точке соединения высокоэнергетичных лазерных лучей. Значит, можно предположить, что такая примерно «идеология» применяется и в «Пересветах». Ведь традиционно главный враг лазерного луча – это непрозрачность на его пути.

Например, туман, дым, любая дисперсная смесь в воздухе значительно ослабляют мощность луча. Вплоть до полной его непроходимости. Однако в науке известно, что луч этот можно модулировать неким волшебным образом так, что он преодолевает подобные препятствия и обращается в действующую плазму на определённом расстоянии в нужном месте. Сообщалось даже о хирургических операциях с использованием подобного принципа. Если так, то центр в Сарове – самое место, где этот принцип могли довести до боевого результативного состояния.

Наконец, питание. Для достижения необходимой энергетической мощности американцы разрабатывали систему ядерной накачки лазерной установки. Некоторые успехи были даже показаны, но в целом, как известно, система СОИ – или, как её прозвали, «Звёздных войн» – у американцев не пошла. Не в последнюю очередь именно из-за вопросов с энергетикой. Судя, однако, по не слишком компактной, но всё же мобильности «Пересвета», в России эти вопросы были неким образом решены. Не исключено, что определенную роль здесь может играть компактная ядерная установка наподобие той, про которую рассказал опять же Владимир Путин, представляя крылатую ракету с ядерной силовой установкой. Почему нет? Если она работает на одном виде вооружений, можно поставить её и на другой. Или, возможно, используется компактная ядерная батарейка. Но точно мы об этом узнаем явно нескоро.

Сегодня же ясно одно: лазеры уже прикрывают небо России от вражеского нападения.

И как тут можно не вспомнить Боевые лазерные комплексы СССР и Гиперболоиды Советского Союза

masterok.livejournal.com

Пересвет* — это… Что такое Пересвет*?

  • ПЕРЕСВЕТ — Александр (? 1380), монах Троице Сергиева монастыря, герой Куликовской битвы. Его поединок с татарским богатырём Темирмурзой, в котором оба погибли, стал началом сражения. Источник: Энциклопедия Отечество Александр (ск. 8.09.1380), герой… …   Русская история

  • ПЕРЕСВЕТ — Александр (? 1380), герой Куликовской битвы, монах Троице Сергиева монастыря. Его поединок с татарским богатырем Темир мурзой, в котором оба погибли, стал началом сражения …   Современная энциклопедия

  • Пересвет — а, муж. Ст. русск.Отч.: Пересветович, Пересветовна; разг. Пересветыч.Производные: Пересвета; Света.Происхождение: (От др. русск. пере приставка со знач. ‘очень’ и свет (ср. светлый)) Словарь личных имён …   Словарь личных имен

  • ПЕРЕСВЕТ — муж. переговоры? Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Пересвет — (Александр) инок Троице Сергиевой лавры, до пострижениябоярин, родом из Брянска; участвовал вместе с Ослябей в Куликовскойбитве и пал в единоборстве с татарским богатырем Челибеем …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ПЕРЕСВЕТ — Матвеев сын Калитина, помещик. 1500. Писц. III, 451 …   Биографический словарь

  • Пересвет — Содержание 1 Историческая фигура 2 Географическое название 3 …   Википедия

  • Пересвет — монах Троицко Сергиева мон., убит в Куликовской битве, во время единоборства с богатырем Челубеем, 8 сент. 1380 г. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Пересвет —         Александр (умер 1380), герой Куликовской битвы 1380 (См. Куликовская битва 1380), монах Троице Сергиева монастыря, до пострижения брянский (по др. версии, любечский) боярин. 8 сентября 1380 начал битву единоборством с татарским богатырём… …   Большая советская энциклопедия

  • Пересвет — Александр инок Троице Сергиевой лавры, до пострижения боярин, родом из Брянска; участвовал вместе с Ослябей (см.) в Куликовской битве и пал в единоборстве с татарским богатырем Челибеем …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    ПЕРЕСВЕТ АЛЕКСАНДР — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

    ПЕРЕСВЕТ АЛЕКСАНДР — русский военный деятель.

    Из бо­яр города Брянск. Со­глас­но «За­дон­щи­не», род­ной брат Ос­ля­би. В 1369-1370 годах уча­ст­во­вал в вос­ста­нии в Брян­ском кня­же­ст­вепро­тив вла­сти ли­товского князя Оль­гер­да. В 1370 году пе­ре­шёл на служ­бу к великому князю вла­ди­мир­ско­му Дмит­рию Ива­но­ви­чу (Дон­ско­му); не по­зд­нее 1372 года по­лу­чил от не­го в вот­чи­ну зем­ли в Ра­мен­ской волости Ко­ло­мен­ско­го уезда (в ча­ст­но­сти, села Пе­ре­све­то­во), Бе­рен­дее­ве и По­вель­ском ста­нах Дмит­ров­ско­го княжества (например, село Пе­ре­све­то­во). Ку­пил так­же у пра­ви­те­лей Та­рус­ско­го кн-ва (смотри в статье Вер­хов­ские кня­же­ст­ва) в вот­чи­ну це­лую во­лость ря­дом с ми­тро­по­личь­им городом Алек­син на ле­вом бе­ре­гу реки Ока. Вое­во­да од­но­го из во­ин­ских от­ря­дов в Ку­ли­ков­ской бит­ве 1380 года, по­гиб в ней. Со­глас­но «За­дон­щи­не», пе­ред Ку­ли­ков­ской бит­вой Ос­ля­бя пред­ска­зал ги­бель сво­ему бра­ту Пересвету и сы­ну Яко­ву Ос­ле­бя­те­ву.

    Для по­ми­на­ния имя Пересвета бы­ло за­пи­са­но в веч­ные со­бор­ные си­но­ди­ки Северо-Восточной Ру­си, где в ста­тье «уби­ен­ные во бра­ни» по­ми­на­лись име­на «кня­зеи, бо­яр на­ро­чи­тых и вое­вод». От­сю­да имя Пересвета по­па­ло в крат­кую и про­стран­ную ре­дак­ции Ле­то­пис­ной по­вес­ти о Ку­ли­ков­ской бит­ве, ко­то­рая (на­ря­ду с «За­дон­щи­ной») ста­ла од­ним из ис­точ­ни­ков «Ска­за­ния о Ма­мае­вом по­бои­ще» (в нём Пересвет впер­вые пред­ста­ёт в об­ра­зе уда­ло­го по­един­щи­ка). В за­ви­си­мо­сти от ре­дак­ции «Ска­зания…» Пересвет бьёт­ся то с «пе­че­не­гом», то с та­та­ри­ном Те­ми­ром [в «Си­ноп­си­се» Ин­но­кен­тия (Ги­зе­ля) — с Че­лу­бе­ем]. В по­зд­них ре­дак­ци­ях «Ска­за­ния…» Пересвет пре­вра­тил­ся в мо­на­ха Трои­це-Сер­гие­ва монастыря.

    В начале XVIII века поя­ви­лась ле­ген­да, что Пересвет при­нял по­стриг в Бо­го­ро­ди­це-Ро­ж­де­ст­вен­ском монастыре на Ста­ром Си­мо­но­ве, близ Мо­ск­вы, где бы­ли об­на­ру­же­ны ка­мен­ные сар­ко­фа­ги, при­пи­сан­ные Пересвету и Ос­ля­бе. В свя­зи с этим в пер­во­началь­ный текст спи­ска си­но­ди­ка оби­те­ли (1662 год) бы­ла вне­се­на не­удач­ная встав­ка о Пересвете и Ос­ля­бе, в ко­то­рой они упо­мина­лись как схи­мона­хи. В воз­ник­шей в 1-й половине XVIII века «Дмит­ров­ской па­ни­хи­де» (в па­мять о по­гиб­ших на Ку­ли­ко­вом по­ле) Пересвет так­же оши­боч­но на­зван «че­ръ­нцомъ». Ка­но­ни­зи­ро­ван РПЦ. Ро­до­на­чаль­ник дво­рян­ско­го ро­да Пе­ре­све­то­вых.

    В честь Пересвета был на­зван эс­кад­рен­ный бро­не­но­сец российских ВМФ [по­стро­ен в 1895-1898 годах, в строю с 1901 года; по­дор­вал­ся на ми­нах и за­то­нул близ Порт-Саи­да (Еги­пет) 22 декабря 1916 года(4 января 1917 года)], а так­же в 2006 году — Боль­шой де­сант­ный ко­рабль в со­ста­ве Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та РФ (всту­пил в строй в 1991 году). Име­нем Пересвета на­зван го­род в Московской области.

    Литература
    • Ве­се­лов­ский С. Б. Фео­даль­ное зем­ле­вла­де­ние в Се­ве­ро-Вос­точ­ной Ру­си. М.; Л., 1947. Т. 1. Ч. 1–2
    • «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве» и па­мят­ни­ки Ку­ли­ков­ско­го цик­ла: К во­про­су о вре­ме­ни на­пи­са­ния «Сло­ва». М.; Л., 1966
    • Его­ров В. Л. Ос­ля­бя и Пе­ре­свет // Во­про­сы ис­то­рии. 1985. № 9
    • Куч­кин В.А. Дмит­рий Дон­ской и Сер­гий Ра­до­неж­ский в ка­нун Ку­ли­ков­ской бит­вы // Цер­ковь, об­ще­ст­во и го­су­дар­ст­во в фео­даль­ной Рос­сии. М., 1990
    • Па­мят­ни­ки Ку­ли­ков­ско­го цик­ла. СПб., 1998
    • Кузь­мин А. В. Ан­д­рей Ос­ля­бя, Алек­сандр Пе­ре­свет и их по­том­ки в кон­це XIV – пер­вой по­ло­ви­не XVI в. // Н. И. Тро­иц­кий и со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­ния ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го на­сле­дия Цен­траль­ной Рос­сии. Ту­ла, 2002. Т. 2

    w.histrf.ru

    Александр Пересвет — это… Что такое Александр Пересвет?

    Александр Пересве́т (? — 8 сентября 1380) — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви причислен к лику святых.

    Происхождение

    Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Существует предание, будто Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Однако это предание — типичный пример фальсификации, фигурирующая при этом ссылка на работу краеведа А.А. Титова «Предание о ростовских князьях» (М., 1885) ложна: издание никаких сведений об Александре Пересвете не содержит. Житие Пересвета и Осляби сообщает, что Пересвет и Ослябя были учениками и постриженниками Преподобного Сергия Радонежского[1], иноками Троице-Сергиева монастыря (тогда ещё не бывшего лаврой). Достоверно известно только то, что в 1380 году они оба уже были послушниками монастыря.[источник не указан 532 дня] По другой версии, Пересвет стал послушником Троице-Сергиевского монастыря уже после своего переезда в Переяславль-Залесский.

    Участие в Куликовской битве

    Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший монашеский чин).

    По преданию[2], перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

    По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Челибей,Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

    Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

    Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.

    Погребение

    После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в «каменной палатке».

    По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке, при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.

    Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть, точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения.

    Дни памяти

    Поединок Пересвета с Челубеем на памятной монете Банка России

    Александр Пересвет и Родион Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых. День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

    Реликвии

    В Строгановской художественно-промышленной академии хранится энколпион (нагрудный крест-мощевик), возможно, принадлежавший Пересвету.[источник не указан 349 дней]

    Увековечивание имени

    Теплоход «Александр Пересвет» на Волге

    В честь Пересвета и Осляби были названы броненосцы Российского флота Пересвет и Ослябя, участвовавшие в Русско-японской войне. В наши дни имя «Пересвет» носят теплоход Волжской речной флотилии, большой десантный корабль КТОФ и поезд сообщением Брянск — Санкт-Петербург. Наименование «Пересвет» носит тепловоз 2ТЭ25К, выпускаемый с 2005 года в Брянске.

    В топонимике имя Александра Пересвета также встречается. В частности, его имя носит город в Московской области. Также в честь Пересвета названа улица в Брянске и один из московских переулков неподалёку от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Пересветов переулок).

    В Москве в 2006 году был сформирован 33 отряд специального назначения «Пересвет» в составе 55 дивизии внутренних войск.

    Также в центре Советского района г. Брянска стоит конный памятник Пересвету, в Бежицком районе открыт ледовый дворец «Пересвет».

    Пересвет и Ослябя в кино

    В 2010 году вышел в свет анимационный фильм «Пересвет и Ослябя». Режиссер Станислав Анатолиевич Подивилов, сценарист Кирилл Кириллович Немирович-Данченко. Россия, 2010 год, 30 мин. Кадры из мультфильма. В феврале 2011 года фильм «Пересвет и Ослябя» был представлен на VI Международном Православном Сретенском кинофестивале «Встреча» и получил приз в номинации «Приз зрительских симпатий». В 2011 г. фильм был участником программы XXXIII Московского Международного кинофестиваля. Лауреат VІI Международного фестиваля христианских фильмов и телепрограмм «MAGNIFICAT ‘2011». Минск 2011 г. Приз «Серебряный Ангел» за «Яркое выразительное решение темы православных святых». Диплом IX Международного фестиваля военного кино (IX МФВК) имени Ю.Н.Озерова. Рязань, Октябрь 2011 г., Приз за «Лучший анимационный фильм, посвященный служению церкви и Отечеству» XIII Кубанского Международного православного кинофестиваля «Вечевой колокол». Краснодар, Октябрь 2011 г.

    См. также

    Примечания

    Библиография

    • Рязанские епархиальные ведомости. 1891, № 2, 3.
    • Лошиц Ю. М. Дмитрий Донской., М., 1996
    • Розанов Н. П. История церкви Рождества Пресвятые Богородицы на Старом Симонове в Москве. К её пятисотлетию (1370—1870). М., 1870
    • Благословение преподобного Сергия. Под редакцией В. Силовьева. Изд.совет РПЦ, 2005 ISBN 5-94625-127-9
    • Карышковский П. О. Куликовская битва. М., 1955.

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Преподобные Алекса́ндр Пересвет, Андре́й Ослябя, схимонахи

    Служба преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе Радонежским

    Текст службы утвержден
    решением Священного Синода
    от 28 декабря 2018 г. (журнал № 126)

    Месяца сентября в 7-й день

    Святых преподобномученик Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских

    На вечерни

    На Господи, воззвах: стихиры, глас 6:

    Дивная чада послушания,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ по заповеди Христовой взясте кресты своя/ и, ужаса смертнаго не убоявшеся,/ души своя за други положисте./ Темже помозите и нам кресты своя безропотне носити,/ да, претерпевше до конца скорби временныя,/ обрящем милость у Христа Спаса нашего.

    О, святии сродницы наши,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ с верою и любовию к вам прибегаем,/ немощны бо молитвы наша/ и дел благих не имамы./ Темже будите о нас ходатаи пред Богом,/ да, претерпевше до конца скорби временныя,/ обрящем милость у Христа Спаса нашего.

    Како достойно возможем восхвалити подвиги ваша,/ воини Царя Небеснаго, Александре и Андрее Радонежстии?/ Вы бо, вознерадивше о временнем/ и помышляюще о хотящей открытися славе Божией,/ Бога в кончине своей прослависте/ и мученическия венцы от Него восприясте./ Темже будите о нас ходатаи пред Богом,/ да, претерпевше до конца скорби временныя,/ обрящем милость у Христа Спаса нашего.

    Образ ангельский от преподобнаго Сергия восприемше,/ волю свою отвергли есте,/ преподобномученицы Александре и Андрее./ Добродетелию же смирения, яко бронею, облекшеся,/ враги невидимыя и видимыя победили есте/ и верныя непоколебимо стояти за веру Православную научили есте./ Темже будите о нас ходатаи пред Богом,/ да, претерпевше до конца скорби временныя,/ обрящем милость у Христа Спаса нашего.

    Слава, глас 8:

    Двоице священная,/ Александре и Андрее преславнии,/ вы, в невидимей брани победителие явльшеся,/ брань противу нечестивых агарян сотворили есте,/ благословением бо аввы Сергия,/ благодать Божия, на вас почившая,/ образ всем воином православным вас показа/ и яви заступники  христолюбиваго воинства./ Темже молите Святую Троицу/ умирити мир и спасти души наша.

    И ныне, Предпразднства или Богородичен.

    Вход. Прокимен дне. И чтения 3 мученическая.

    На литии стихиры, глас 4:

    Преподобнаго Сергия кротцыи послушницы/ и благовернаго князя Димитрия ратнии сподвижницы,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ вы, на брань противу агарян устремившеся,/ на поли Куликове венцы мученическия прияли есте./ Молитеся о душах наших.

    Идольския прелести победители/ и веры Православныя поборники,/ церковныя столпы крепкия/ и воистину адаманты твердыя,/ Христовы верныя оружники/ в духовных песнех верою да почтим,/ схимонахов воинов/ Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

    Подвиги вашими ратными/ Христа истиннаго Бога исповедасте,/ пред тмочисленными агарянскими и варварскими полчищи,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ и тем славу вечную на Небесех наследовасте.

    Слава, глас тойже:

    Щитом Православныя веры оболкшеся/ и знамением Крестным укрепльшеся,/ мукам со упованием на Господа Бога вдашася/ и диаволю гордыню упраздниша/ святии Твои преподобномученицы Александр и Андрей./ Тех молитвами, Всесильный Боже,/ мир Отечеству нашему низпосли/ и душам нашим велию и богатую милость.

    И ныне, Богородичен:

    Богородице, всех Царице,/ православных похвало,/ еретичествующих шатания разори/ и лица их посрами,/ не славящих, ниже чтущих, Пречистая,/ честный Твой образ.

    На стиховне стихиры, глас 6:

    Преподобнаго аввы Сергия ученицы славнии,/ Александре Пересвете дивный и Андрее Ослябе прехвальный,/ вы в земнем житии велию любовь к Богу показасте/ и души на поли брани за други своя положисте./ Молите Владыку Всеблагаго/ Отечеству нашему в мире пребывати/ и вере Православней в нем утверждатися.

    Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.

    Суетное житие отринувше/ и в покаянии пребывати возжелавше,/ во обитель Сергия преподобнаго водворилися есте,/ воини Христови и преподобномученицы храбрии,/ воли же наставника повинующеся/ и молитвою того укрепляеми,/ в руце ваша оружие ратное взясте/ и русским воином образ мужества бысте./ Помозите убо и нам послушанием в смирение облещися/ и враги невидимыя сокрушити.

    Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/ в заповедех Его восхощет зело.

    Преподобномученицы Александре и Андрее,/ святии схимницы и ратницы непобедимии,/ воинов православных похвало/ и всех верных укрепление,/ Отечества нашего славо/ и Церкве Русския украшение,/ столпи крепцыи благочестия/ и веры Христовы адаманти твердии./ Молитеся ко Святей Троице/ стране нашей в мире пребывати/ и душам нашим спастися.

    Слава, глас тойже:

    Благословенни есте, преподобномученицы Александре и Андрее,/ аще бо и земнородни бысте,/ но ангельскаго достоинства потщастеся достигнути/ и, о телесех нерадевше,/ страдании своими безплотных чести сподобистеся./ Тех молитвами, Христе Боже,/ низпосли нам велию милость.

    И ныне, Предпразднства или Богородичен.

    Тропарь, глас 1:

    Воини христолюбивии/ и страдальцы прехвальнии,/ дивный Александре Пересвете/ и Андрее Ослябя именуемый,/ Сергия преподобнаго усерднии послушницы/ и брани Куликовския ратницы духовнии,/ силу вражию посрамившии/ и души своя за други положившии./ Молите Христа Бога/ мир Отечеству нашему даровати/ и душам нашим велию милость.

    На утрени

    На Бог Господь: тропарь предпразднства дважды.

    Слава, святых. И ныне, предпразднства.

    По 1-м стихословии седален, глас 4:

    Подобен: Вознесыйся:

    Приидите днесь, вернии, память преподобномученик Александра и Андрея песньми почтим, тии бо подвиги своими собор преподобных отцев земли Радонежския дивно украшают и молятся Пресвятей Троице о спасении душ наших.

    Слава, и ныне, Предпразднства или Богородичен:

    Суровство лукавых враг и коварства, яже приносимая на нас, низложи, Всенепорочная, и облецы ны крепостию Твоею, невредимы, целы и непоколебимы нас присно соблюдающи, светло Тя воспевающих.

    По 2-м стихословии седален, глас 8.

    Подобен: Премудрости:

    Крестом и молитвою крепкою преподобномученицы Александр и Андрей вооружившеся, в подвизе ратнем нечестивых врагов на поли Куликовом победиша и, яко светила пресветлая, во Отечестве нашем возсияша. Ихже мольбами, Христе Боже, спаси души наша.

    Слава, и ныне, Предпразднства или Богородичен:

    Пречистая Всенепорочная и Неискусомужная Мати Дево, Яже Едина Безлетнаго Сына и Слова Божия в лето рождшая. Того со святыми преподобномученики Александром и Андреем моли, даровати нам очищение грехов и велию милость.

    Величание:

    Ублажаем вас,/ святии преподобномученицы Александре и Андрее,/ и чтим святую память вашу,/ воинов христолюбивых наставницы/ и ангелов собеседницы.

    Ино величание:

    Ублажаем вас,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ и чтим святую память вашу,/ наставницы монахов/ и собеседницы ангелов.

    Псалом избранный: Терпя, потерпех Господа:

    По полиелеи седален, глас 8.

    Подобен: Премудрости:

    Кто не подивится подвигу доброму преподобномученик Александра и Андрея? Тии бо, во плоти суще, врага безплотнаго победиша и, Крестом вооружившеся, Троицу Святую исповедаша и врагов нечестивых победителие достойни явишася. Ныне же, Престолу Божию предстояще, молятся о спасении душ наших.

    Слава, и ныне, Богородичен:

    Образы рождества Твоего, Всенепорочная, пророцы проповедаша, друзии же инако Тебе преславная нарицания слагаху: Живот бо во аде сущым родила еси, державу смерти разрушивый.

    Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 36.

    По 50-м псалме стихира, глас 6:

    Яко оружие крепкое,/ Крест Христов восприимше,/ святии преподобномученицы Александре и Андрее,/ ко ополчению врагов видимых и невидимых изыдосте/ и, тех мужественне победивше,/ нетленными венцы увенчастеся/ и славу вышнюю получисте./ Темже верою вас ублажаем.

    Канон, глас 4.

    Песнь 1

    Ирмос: Моря чермную пучину,/ невлажными стопами,/ древний п

    azbyka.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о