Поляризационный светофильтр – ?

Что такое поляризационный фильтр — как пользоваться.

Суть поляризационного фильтра очень проста — такой фильтр способен задерживать отраженный поляризованный свет. Например, можно задерживать отраженный свет от воды, стекла и т.п., делая  тем самым воду и стекло прозрачными. Но на этом способности фильтра не ограничиваются.

Поляризационный фильтр

Сам поляризационный фильтр состоит из двух частей — подвижной и неподвижной. Неподвижная часть фильтра вкручивается в резьбу светофильтра объектива. Подвижная часть может свободно вращаться на 360 градусов. С помощью вращения передней части поляризационного фильтра происходит подстройка фильтра под определенный тип поляризованного света, а вместе с тем с его задержкой таким фильтром. Из-за того, что работа фильтра связана с вращением передней части, такой фильтр лучше всего использовать на объективах с внутренней системой фокусировки. Если у объектива вращается передняя линза объектива вместе с оправой, то это вносит неудобства при работе с поляризационным фильтром.

Поляризационный фильтр можно накручивать на защитный фильтр. На поляризационный фильтр можно одевать крышку объектива, а можно и добавлять еще какой-то фильтр. Единственное, чем больше фильтров вкручены друг в друга, тем сильнее вероятность получить виньетирование по углам изображения. Некоторые поляризационные фильтры могут не иметь резьбы на своей передней части.

Чтобы подобрать поляризационный фильтр для объектива, нужно обязательно узнать диаметр резьбы объектива под светофильтр. Например, штатный объектив для ЦЗК Nikon Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G VR имеет диаметр 52мм, и для него нужен поляризационный фильтр диаметром 52мм. Это может показаться смешным, но многие люди не могут выбрать фильтр именно из-за того, что не знают подойдет ли он к их объективу. Эффект от поляризационного фильтра можно будет увидеть на любом объективе.

Некоторые особенности:

  1. Поляризационный фильтр не пропускает отраженный поляризованный свет. Это основное свойство фильтра, его можно применять в большом количестве ситуаций. Например, с помощью поляризационного фильтра можно убирать блики воды (отраженный от воды свет) и фотографировать дно.

    Дно моря с разным положением PL-CIR фильтра

  2. Фильтр также удаляет отражения синевы неба с земли, травы, листьев. Небо добавляет лишние холодные тона (синий, голубой цвет) на фотографии. При использовании поляризационного фильтра все приобретает более теплый и натуральный цвет. Легкое
    изменения цвета
    можно проследить и на других примерах.

    Разные цвета при разном положении поляризационного фильтра

  3. При использовании поляризационного фильтра для предметной съемки можно добиться уменьшения бликов на предметах съемки.
  4. Такой фильтр позволяет добиться приятного синего неба с белыми тучами. Из-за мелких частиц в воздухе, свет неба отчасти является поляризованным. В общем случае появляется эффект более насыщенных цветов.

    Небо при использовании поляризационного фильтра. Фильтр позволяет выровнять светимость неба и обеспечивает немного другую передачу цвета зелени.

  5. В общем случае поляризационный фильтр работает как и нейтральный фильтр, пропуская меньше света. Например, с поляризационным светофильтром можно без проблем снимать ярким днем, используя светосилу F/1.4 при этом скорости работы затвора 1/4000 с и ISO 100  будет хватать для правильного экспонирования без пересвета. Многие упускают тот факт, что в любом случае поляризационный светофильтр уменьшает световой поток. В условиях с плохой освещенностью я рекомендую снимать полярик, чтобы объектив смог получать больше света. Очень интересной для использования является связка из ND и PL фильтров.

    Длинная выдержка. При использовании поляризационного фильтра можно заметно увеличить выдержку, что может послужить, например, для эффекта плавности воды на фотографиях.

  6. Если перевернуть круговой поляризационный фильтр задом наперед, то можно получить нейтральный фильтр, при вращении вокруг своей оси такого фильтра можно сдвигать баланс белого в теплые и холодные тона, при этом поляризационный фильтр перестает блокировать поляризованный свет.

    Цвет травы и листьев при использовании поляризационного фильтра в яркий солнечный день

  7. При использовании поляризационных фильтров с линейным типом поляризации на современных цифровых зеркальных камерах могут возникать серьезные ошибки с замером экспозиции и точностью фокусировки. Лечится это ручной настройкой фокусировки и экспозиции. А вот при использовании фильтров с круговой поляризацией каких-то особых проблем с замером экспозиции и точностью фокусировки я не наблюдаю.

Прозрачность воды за счет фильтрации фильтром бликов воды

Работу поляризационного фильтра легко увидеть используя обычный монитор компьютера. Свет дисплея всегда поляризован в определенной плоскости, а с помощью поляризационного фильтра его легко убрать как показано на примере ниже:

Пример работы поляризационного светофильтра

Сами поляризационные светофильтры бывают двух типов — с линейной и круговой поляризацией.  В общем случае фильтры с круговой поляризацией лучше. Не хочу повторяться, про это уже написано много раз, например здесь.

Сокращенно поляризационный фильтр называют ‘PL фильром’ или просто ‘поляриком’. Хороший полярик — вещь не из дешевых. Как обычно, чем дороже фильтр — тем он лучше. Правда, для любительской съемки подойдут и недорогие полярики. Например, я использую Hoya 58mm PL-CIR Made in Japan. Мои коллеги говорят, что очень качественные полярики это B+W и Rodenstock, но очень часто разницу между более дешевыми Hoya, Marumi, Kenko почувствовать очень сложно.

Выводы:

Поляризационный фильтр — это интересное и полезное устройство для достижения уникальных эффектов на фотографиях. Такой фильтр — незаменимая вещь для съемки пейзажей, работы на открытом воздухе при солнечном свете и т.д.

В комментариях

можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Как использовать поляризационный фильтр.

Поляризационный фильтры хорошо использовать для съемки при солнечном свете, так как они уменьшают блики от неметаллических поверхностей и придают насыщенность цветам. Эффект, создаваемый поляризационным фильтром, невозможно повторить при обработке. В этом уроке мы будем учиться правильно использовать этот фильтр.

Что делает поляризационный фильтр?

Есть 2 вида поляризационных фильтров, линейный и круговой (циркулярный). Линейный традиционно используется в пленочной фотографии, круговой — в цифровой, так как он разработан специально, чтобы не создавать проблем при работе автофокуса. Когда вы установите фильтр на объектив, то обнаружите, что он может вращаться, меняя направление, в котором поляризуется свет.

При съемке в прямых солнечных лучах вы можете столкнуться с таким явлением, что ваши фотографии будут выглядеть жестко и переэкспонированно,  как будто вы находитесь на солнце без солнцезащитных очков. Поляризатор позволяет пропускать свет лишь в определенном направлении, ослабляя свет с других направлений, уменьшая таким образом блики. Взгляните на фотографии ниже, первое фото снято без фильтра, видно, что свет очень сильно отражается от дороги, в результате светлые области переэкспонированы. Это ухудшает восприятие мелких деталей и снижает общее качество фото.

Теперь взгляните на аналогичное фото, сделанное с поляризационным фильтром. Блики от дороги значительно уменьшены и восприятие светлых деталей улучшилось. К примеру, левое плечо теперь значительно сильней выделяется. так как возрос контраст между ним и дорогой. В целом фото, снятые с применением поляризационного фильтра, выглядят гораздо лучше.

Поляризационный фильтр также удаляет дымку с фото и это великолепный эффект при съемке удаленного объекта или сцены. Это делает небо более синим, а цвета более яркими и насыщенными. Обратите внимание на две фотографии ниже. Первая снята без поляризационного фильтра, вторая с фильтром.

Как использовать поляризационые фильтры

Действие поляризационного фильтра проявляется максимально, когда угол между ним и солнечными лучами составляет 90 градусов. Таким образом вы получаете максимальный эффект, однако. следует быть осторожным при использовании фильтра с широкоугольными объективами. Так как они захватывают большую часть пространства, то и направление лучей будет уже сильно отличаться от 90 градусов. В результате мы можем получить изменение цвета неба от темного к светлому на снимке, что нежелательно

Наименьший эффект фильтр дает, когда солнце находится позади объектива. На фото ниже это показано. Левое фото снято без фильтра, правое с фильтром.

Поляризационные фильтры, как правило, довольно темные, поэтому убедитесь, что выдержка, которую вы используете, достаточна чтобы снимать с рук. Обычно поляризационные фильтры используют при ярком солнце. поэтому это не должно быть проблемой. Если все же выдержка недостаточно короткая, увеличьте значение ISO со значения 100 до 200.

Важно убедиться, что автоматический баланс белого работает корректно с темным фильтром. Лучше, если вы установите его на «Дневной свет», чтобы избежать ошибок автоматики. Поляризационный фильтр работает хорошо только при солнечном свете, поэтому если вы снимаете ночью или в пасмурный день, то снимите фильтр с объектива.

Будьте внимательны, чтобы не увлечься чрезмерным эффектом и не получить слишком темное небо на снимке. Взгляните на фото ниже, результат применения поляризатора довольно экстремальный и выглядит неестественно. Иногда такой эффект оправдан, но в некоторых случаях лучше не использовать фильтр.

Наглядный пример представлен ниже. Здесь отражение от земли на левом снимке добавляет деталей изображению, в отличии от правого снимка, сделанного с применением фильтра, где эта область темная.

Поляризационный фильтр часто используется, чтобы убрать отражения от стекла и воды. Они невероятно эффективны в этом плане и часто применяются при съемке водоемов, так как позволяют сделать воду «прозрачней».

Наконец, очень важно правильно подобрать угол поворота фильтра. обратите внимание на два изображения ниже. На левом цвет неба неравномерный, на фото справа угол поворота фильтра подобран правильно и небо выглядит гораздо естественней.

На что обратить внимание при покупке поляризационного фильтра.

А: Убедитесь, что диаметр фильтра совпадает с диаметром объектива. Посмотрите на переднюю линзу или на внутреннюю сторону крышки объектива.

Б: Если у вас цифровая камера, убедитесь, что фильтр круговой.

( от переводчика: круговой фильтр обозначается C – PL, circular polarizing. В настоящее время в современных зеркальных камерах профессионального уровня все датчики автофокуса крестообразные, а также система автофокуса более совершенна, поэтому данный совет теряет свою актуальность)

В: Используйте фильтр наилучшего качества, которое можете себе позволить. Глупо покупать объектив за 1500$ и затем прикрутить дешевый некачественный кусок стекла на него. Лично я использую фильтр высокого качества Hoya.

Г: Приобретите футляр для фильтра. Если вы не используете фильтр, кладите его в футляр, чтобы уберечь его от пыли и царапин.

photo-monster.ru

Что такое поляризационный фильтр — как пользоваться.

Суть поляризационного фильтра очень проста — такой фильтр способен задерживать отраженный поляризованный свет. Например, можно задерживать отраженный свет от воды, стекла и т.п., делая  тем самым воду и стекло прозрачными. Но на этом способности фильтра не ограничиваются.

Поляризационный фильтр

Сам поляризационный фильтр состоит из двух частей — подвижной и неподвижной. Неподвижная часть фильтра вкручивается в резьбу светофильтра объектива. Подвижная часть может свободно вращаться на 360 градусов. С помощью вращения передней части поляризационного фильтра происходит подстройка фильтра под определенный тип поляризованного света, а вместе с тем с его задержкой таким фильтром. Из-за того, что работа фильтра связана с вращением передней части, такой фильтр лучше всего использовать на объективах с внутренней системой фокусировки. Если у объектива вращается передняя линза объектива вместе с оправой, то это вносит неудобства при работе с поляризационным фильтром.

Поляризационный фильтр можно накручивать на защитный фильтр. На поляризационный фильтр можно одевать крышку объектива, а можно и добавлять еще какой-то фильтр. Единственное, чем больше фильтров вкручены друг в друга, тем сильнее вероятность получить виньетирование по углам изображения. Некоторые поляризационные фильтры могут не иметь резьбы на своей передней части.

Чтобы подобрать поляризационный фильтр для объектива, нужно обязательно узнать диаметр резьбы объектива под светофильтр. Например, штатный объектив для ЦЗК Nikon Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G VR имеет диаметр 52мм, и для него нужен поляризационный фильтр диаметром 52мм. Это может показаться смешным, но многие люди не могут выбрать фильтр именно из-за того, что не знают подойдет ли он к их объективу. Эффект от поляризационного фильтра можно будет увидеть на любом объективе.

Некоторые особенности:

  1. Поляризационный фильтр не пропускает отраженный поляризованный свет. Это основное свойство фильтра, его можно применять в большом количестве ситуаций. Например, с помощью поляризационного фильтра можно убирать блики воды (отраженный от воды свет) и фотографировать дно.

    Дно моря с разным положением PL-CIR фильтра

  2. Фильтр также удаляет отражения синевы неба с земли, травы, листьев. Небо добавляет лишние холодные тона (синий, голубой цвет) на фотографии. При использовании поляризационного фильтра все приобретает более теплый и натуральный цвет. Легкое изменения цвета можно проследить и на других примерах.

    Разные цвета при разном положении поляризационного фильтра

  3. При использовании поляризационного фильтра для предметной съемки можно добиться уменьшения бликов на предметах съемки.
  4. Такой фильтр позволяет добиться приятного синего неба с белыми тучами. Из-за мелких частиц в воздухе, свет неба отчасти является поляризованным. В общем случае появляется эффект более насыщенных цветов.

    Небо при использовании поляризационного фильтра. Фильтр позволяет выровнять светимость неба и обеспечивает немного другую передачу цвета зелени.

  5. В общем случае поляризационный фильтр работает как и нейтральный фильтр, пропуская меньше света. Например, с поляризационным светофильтром можно без проблем снимать ярким днем, используя светосилу F/1.4 при этом скорости работы затвора 1/4000 с и ISO 100  будет хватать для правильного экспонирования без пересвета. Многие упускают тот факт, что в любом случае поляризационный светофильтр уменьшает световой поток. В условиях с плохой освещенностью я рекомендую снимать полярик, чтобы объектив смог получать больше света. Очень интересной для использования является связка из ND и PL фильтров.

    Длинная выдержка. При использовании поляризационного фильтра можно заметно увеличить выдержку, что может послужить, например, для эффекта плавности воды на фотографиях.

  6. Если перевернуть круговой поляризационный фильтр задом наперед, то можно получить нейтральный фильтр, при вращении вокруг своей оси такого фильтра можно сдвигать баланс белого в теплые и холодные тона, при этом поляризационный фильтр перестает блокировать поляризованный свет.

    Цвет травы и листьев при использовании поляризационного фильтра в яркий солнечный день

  7. При использовании поляризационных фильтров с линейным типом поляризации на современных цифровых зеркальных камерах могут возникать серьезные ошибки с замером экспозиции и точностью фокусировки. Лечится это ручной настройкой фокусировки и экспозиции. А вот при использовании фильтров с круговой поляризацией каких-то особых проблем с замером экспозиции и точностью фокусировки я не наблюдаю.

Прозрачность воды за счет фильтрации фильтром бликов воды

Работу поляризационного фильтра легко увидеть используя обычный монитор компьютера. Свет дисплея всегда поляризован в определенной плоскости, а с помощью поляризационного фильтра его легко убрать как показано на примере ниже:

Пример работы поляризационного светофильтра

Сами поляризационные светофильтры бывают двух типов — с линейной и круговой поляризацией.  В общем случае фильтры с круговой поляризацией лучше. Не хочу повторяться, про это уже написано много раз, например здесь.

Сокращенно поляризационный фильтр называют ‘PL фильром’ или просто ‘поляриком’. Хороший полярик — вещь не из дешевых. Как обычно, чем дороже фильтр — тем он лучше. Правда, для любительской съемки подойдут и недорогие полярики. Например, я использую Hoya 58mm PL-CIR Made in Japan. Мои коллеги говорят, что очень качественные полярики это B+W и Rodenstock, но очень часто разницу между более дешевыми Hoya, Marumi, Kenko почувствовать очень сложно.

Выводы:

Поляризационный фильтр — это интересное и полезное устройство для достижения уникальных эффектов на фотографиях. Такой фильтр — незаменимая вещь для съемки пейзажей, работы на открытом воздухе при солнечном свете и т.д.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Правила использования поляризационного фильтра

Данная статья опишет семь правил использования поляризационного фильтра от известного фотографа-пейзажиста Дарвина Виггетта. Дарвин говорит о том, что каждый снимок он начинает делать, используя именно поляризационный фильтр. Только если он не дает должного эффекта, начинаются поиски альтернативного прин6ципа съемки.

Правило 1

Поляризатор при боковом освещении.

При съемке заката или рассвета, поляризационный фильтр позволяет усилить контраст на небе, подчеркнуть детали на земле и исключить блики на отражающих поверхностях.

На левом снимке поляризатор не использовался. На правом использовался Singh-Ray LB Neutral Polarizer. Видно усиление контраста и большее количество деталей.

Правило 2

Радуга и поляризатор

При фотографировании радуги поляризатор позволит получить более насыщенные и четкие цвета. Радуга сама по себе является поляризованным светом, поэтому поляризационный фильтр её или сотрет с фотографии полностью, или подчеркнет. Нужно только поставить фильтр в правильное положение.

Дополнительно поляризационный фильтр уберет лишние блики и блеск на фото, поэтому всё внимание зрителя будет сосредоточено именно на радуге.

Правило 3

Пасмурные дни и поляризатор

В пасмурную погоду небо серое и бесцветное. Это не нравится зрителям, поэтому стоит фотографировать более закрытые и ограниченные участки. При такой съемке поляризатор избавит фотографию от блеска на листьях и оде, а также добавит общий контраст и насыщенность.

На третьей фотографии четко видно, что поляризатор на нижнем снимке сделал кадр лучше.

После дождя вокруг очень много воды и вся она дает отблески. В такой ситуации поляризатор просто незаменим. Снимок не подвергался обработке в Фотошопе. Такие цвета получились благодаря использованию поляризационного фильтра.

Правило 4

Отражения на стекле, воде, металле.

Поляризатор позволяет увидеть сквозь поверхность воды и бликующие стекла, а также убрать блики с металла. В некоторых снимках именно отражение является одной из основных составляющих, а иногда оно наоборот только закрывает основной объект съемки. В таких случаях поможет только поляризатор.

На снимке справа нет отражения на воде, которое отвлекает внимание зрителя. На правом снимке однородное каменное дно создает более приятный вид.

На седьмой фотографии поляризатор позволил не только увидеть что происходит под водой, но и затемнил небо. Все цвета снимка созданы благодаря утепляющему поляризатору. Ни какой обработки не применялось.

Правило 5

При съемке на широкоугольный объектив нужно правильно пользоваться поляризатором.

Поворот поляризатора для достижения максимального эффекта при съемке кадров с синим небом на широкоугольник — это одна з основных ошибок. Снимок 8 демонстрирует такую ошибку. Центральная часть неба слишком темная, а края более светлые. Решения данной проблемы два: повернуть фильтр и уменьшить эффект или немного зумировать кадр, уменьшив область захвата.

Если опираться на программное решение данной проблемы, то можно просто сделать два снимка, один с максимальным эффектом, а другой с минимальным, а затем совместить их в Фотошопе.

Правило 6

Для того, чтобы получить оптимальный контраст, совместно с поляризационным фильтром можно использовать нейтральный градиентный.

В пейзажной фотографии одной из главных проблем является контраст между небом и землей. Небо бывает на столько светлее земли, что экспозицию получается настроить только так, чтобы детализация была на небе, а земля становилась темной, или наоборот, земля детализирована, а небо сильно светлое. Градиентный фильтр позволяет решить эту проблему.

Поляризатор убирает блеск на воде, делая её поверхность более прозрачной, что становятся видны камни на дне. Градиентный фильтр выравнивает яркость по всей сцене.

Правило 7

Сочетание сплошного нейтрального фильтра и поляризатора.

Нейтральный фильтр, затемняющий кадр примерно на пять ступеней позволяет фотографировать с длительной выдержкой. Это, в свою очередь, дает возможность заснять движение в природе. Поляризатор может использоваться для осуществления любого из вышеописанных эффектов, а нейтральный серый фильтр позволяет заснять движение облаков, течение воды, движение травы или ветвей деревьев.

На левом кадре использовался только лишь поляризатор. На правом использован совместно с поляризационным фильтром еще и нейтральный серый, который позволил установить выдержку на 121 секунду. В ветреную погоду на протяжении такого времени камера засняла движение облаков, а трава выглядит вовсе как мазки кистью.

Фото 11 демонстрирует красивые цвета, которые получены при помощи поляризатора (см. правило 3), а нейтральный фильтр позволил запечатлеть движение всей природы. Снимок выглядит сказочным или нарисованным.

www.takefoto.ru

Поляризационный фильтр. | Про Фото

Многие слышали про поляризационные фильтры, о которых уже ходят легенды и которым приписываются мистические свойства. Зачем же нужен поляризационный фильтр и как им пользоваться?

Лично я в ясный солнечный день без полярика вообще из дома не выхожу, и вот почему.

Поляризационный фильтр на протяжении долгого времени является секретом профессионалов. Конечно, можно достичь похожего эффекта, потратив несколько часов в фотошопе. Но я предпочитаю экономить время, поэтому пользуюсь фильтрами во время съёмки. Кроме того, в некоторых ситуациях фотошоп вас не спасёт, а повторить кадр уже не получится.

Поляризационный фильтр сделан из особого материала, который пропускает свет только с определённой поляризацией. Не углубляясь в физику, свет поляризуется, отражаясь от неметаллических поверхностей, например, от стекла или воды. Поворачивая обод фильтра, вы выбираете, пропускать такой свет или нет. Это означает, что вы можете отфильтровать отражение, чего нельзя добиться в фотошопе:

Без фильтра дна не было бы видно из-за отражения и фотография получилась бы скучной.

Поляризационные фильтры бывают разные по стоимости и отличаются они не только прозрачностью, но и степенью поляризации. Хороший фильтр будет прозрачным для неполяризованного света (вы потеряете пару стопов, не больше), и абсолютно непрозрачным для поляризованного. Вот пример хорошего фильтра B+W (свет от ЖК-монитора является поляризованным в следствие особенностей технологии):

Поворачиваем фильтр:

Наши внимательные читатели, как обычно насторожились, увидев заглавное фото. Как поляризационный фильтр делает синее-синее небо? Он же отфильтровывает отражения, при чём здесь небо?

! Оказывается, он здесь при чём 😉

В воздухе много аэрозольных частиц, которые поляризуют свет, отражая его, и тем самым засвечивают вам небо в кадре, образуя пелену. Поляризационный фильтр снимает эту пелену, блокируя отражённый от частиц свет и небо становится синим, а облака контрастными. Лучше всего это работает в ясную погоду в направлении, перпендикулярном солнечному свету:

Под картинкой ссылка на большое фото, сделанное с поляризационным фильтром. Так получилось, что фильтр диаметром 77мм, но у меня был фикс 50мм 1.8, у которого диаметр гораздо меньше. Поляризационный фильтр – вещь дорогая, поэтому я не покупаю фильтры разных диаметров, я просто большой фильтр прикладываю к объективу и фотографирую.

Учитывая тот факт, что поляризационный фильтр увеличивает выдержку, этим можно пользоваться, фотографируя днём со вспышкой, если ваш аппарат или вспышка не поддерживает FP режим.

Кроме того, не злоупотребляйте широкоугольными объективами, так как можете получить небо с полосой, что будет выглядеть по-дурацки.

В пасмурную погоду и вечером я советую пользоваться градиентным фильтром.

Как работает поляризационный фильтр и чем отличается фильтр с круговой поляризацией от фильтра с линейной поляризацией, читаем здесь.

Спасибо за внимание.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект «Про Фото», это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.

Денис

review.lospopadosos.com

Зачем используют «полярик»? — Уроки фотографии

%d1%8f%d1%80%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9%20%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%80%20%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f%d1%80%d0%b8%d0%ba1Красивый, яркий, насыщенный пейзажный снимок с реалистично-голубым небом, кристально-чистой водой, яркой, сочной зеленью трав. Photoshop – подумает новичок, «полярик» – скажет вам профи.

Поляризационный фильтр (поляризатор, или просто «полярик») — must have каждого фотографа, независимо от его уровня мастерства. Это единственный фильтр, эффекта от которого нельзя достичь при помощи Photoshop или любого другого графического редактора. Можно часами «дотягивать» снимок в Photoshop, или получить в одно миг такой кадр, от которого захватит дух. Никакой графический пакет не сможет заменить высокую поглощающую способность этого светофильтра.


«Магия» поляризационного фильтра заключается в том, что он задерживает поляризованный свет, который образуется при отражении от любых поверхностей, и при этом насыщает цвета. Исключение составляют металлические поверхности — отражения от них поляризаторы почти не задерживают.

Сам поляризационный фильтр состоит из двух частей — подвижной и неподвижной. Неподвижная часть фильтра вкручивается в резьбу светофильтра объектива. Подвижная часть может свободно вращаться на 360 градусов. Это помогает подстроить фильтр под определенный тип поляризованного света, что бы увеличить или уменьшить эффект от применения фильтра.

Наиболее заметенным эффект от «полярика» будет, если расположить камеру перпендикулярно источнику света. %b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%80-%d1%83%d0%b3%d0%be%d0%bb-%d1%81%d1%8a%d0%b5%d0%bc%d0%ba%d0%b81Но на этом останавливаться не стоит. В каждом отдельном случае учитывайте степень освещенности и светоотражательные свойства предметов, которые вы фотографируйте. Понемногу вращайте фильтр и глядя в видеоискатель или на дисплей камеры, ищите свой идеальный кадр. Так вы добьетесь максимально эффекта. Экспериментируйте!

 

«Магия» поляризационного фильтра в действии

1.     Насыщение цветом. Этот эффект от применения фильтра нельзя не заметить!

%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%80-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f%d1%80%d0%b8%d0%ba-%d1%8d%d1%84%d1%84%d0%b5%d0%ba%d1%821Отфильтровав прямой отраженный свет с предмета съемки, фильтр добавляет сочности всем краскам. Колоритный «летний» снимок без пересветов – результат применения поляризационного фильтра. Но, не всегда цветонасыщенность увеличивается одинаково. Необходимо помнить о светоотражающих свойствах предмета. У тех предметов, у которых она будет больше, цветонасыщенность увеличится пропорционально. В солнечную, ясную погоду эффект от применения фильтра заметнее, чем при дождливой или пасмурной погоде. Поляризационный фильтр делает снимки более «теплыми», а значит и более привлекательными для зрителя.

2.      Отражения, блики, прозрачность.

%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f%d1%80%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%80-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f%d1%80%d0%b8%d0%ba-%d1%8d%d1%84%d1%84%d0%b5Поляризационный фильтр прекрасно справляется с устранением бликов, отражений и выделением объектов, которые покрыты влагой или находятся под водой, за стеклом. Знаменитая реклама поляризационного фильтра марки Hoya прекрасно это демонстрирует. Еще более впечатляющими получаются снимки воды: фильтр устраняет блики и подчеркивает живописное дно, прозрачность и голубизну воды.

%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f%d1%80%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%80-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f%d1%80%d0%b8%d0%ba-%d0%be%d1%82%d1%80%d0%b0

 

3.     Контрастность.

%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f%d1%80%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%80-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f%d1%80%d0%b8%d0%ba-1 Поляризационный фильтр, убрав лишний отблеск, в некоторых случаях, повышает контрастность и делает снимок более приятным.


Но не всегда применение «полярика» может быть удачным. При слабой

%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f%d1%80%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%80-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f%d1%80%d0%b8%d0%ba2освещенности, например, можно получить темные, невыразительные снимки с эффектом искусственной тонировки.

Обратная сторона медали

При съемке с поляризационным фильтром не забывайте увеличивать экспозицию на две ступени, коэффициент поглощения света у этого фильтра – 4.

«Полярик» не дружит со сверхширокоугольными объективами, имеющими фокусное расстояние порядка 20 мм и короче. Также «полярик» не применяют при съёмке панорам. Дело в том, что из-за широкого охвата кадра, эффект будет неравномерен с разных сторон кадра и в центре, как неодинакова там степень поляризации неба. Поэтому небо в этом случае будет «полосатый» окрас.

%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f%d1%80%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%80-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f%d1%80%d0%b8%d0%ba-%d1%8d%d1%84%d1%84%d0%b5

Как выбрать «полярик»?

Чтобы подобрать поляризационный фильтр для объектива, нужно обязательно узнать диаметр резьбы объектива под светофильтр. Например, если диаметр объектива 52мм, то и поляризационный фильтр для него нужен диаметром 52мм.

Полярик – удовольствие не из дешевых, но и экономить на нем не стоит. Обычно, чем дороже фильтр, тем меньше эффект «грязных цветов», а также паразитного тонирования. Хорошо зарекомендовали себя такие марки как Hoya, Marumi.

studyfoto.ru

Как выбрать светофильтр? Защитные, поляризационные и градиентные фильтры

Дата публикации: 12.10.2015

Без каких светофильтров не обойтись?

Казалось бы, светофильтр остался далеко в прошлом. А вот и нет! В ряде задач ни одна компьютерная программа не способна заменить старый добрый кусочек стекла с уникальными свойствами. Начнем с защитной функции.

Защитные или UV-фильтры

Если у вас дорогой объектив, то будет правильным решением защитить поверхность его передней линзы еще одним — защитным слоем стекла. Для этого чаще всего используются UV-фильтры (ультрафиолетовые). Это и есть обычное стекло, не пропускающее ультрафиолетовые лучи. Однако, оговоримся: хороший фильтр — это специально обработанное стекло с правильно подобранным многослойным просветлением и защитным нанопокрытием, в качественной оправе.

Защитный фильтр в тонкой оправе B+W XS-PRO DIGITAL 007 MRC NANO 72ММ CLEAR

Защитный фильтр в тонкой оправе B+W XS-PRO DIGITAL 007 MRC NANO 72ММ CLEAR

В пленочной фотографии UV-фильтры также использовались для уменьшения голубого оттенка на фото (пленка была чувствительна к невидимой ультрафиолетовой составляющей света). Сейчас ультрафиолетовые лучи дополнительно отсекаются фильтром на матрице фотоаппарата. Так что эта функция UV-фильтра уже не столь актуальна. Зато производители наделили такие фильтры рядом действительно защитных функций. Современные нанопокрытия помогают буквально отталкивать загрязнения от поверхности фильтра. Например, так работают покрытия MRC и MRC nano в светофильтрах B+W от немецкой компании Schneider. Грязь, жир, отпечатки от пальцев не образуют на поверхности разводов, а значит, не дают снижения контраста кадра. Загрязнения с фильтра B+W намного проще удалять, достаточно один раз провести специальной салфеткой. Безусловно, эффективность покрытия прямо пропорциональна цене светофильтра. Применяемое в профессиональной серии фильтров B+W XS-PRO покрытие MRC nano буквально творит чудеса, не позволяя загрязнениям задерживаться на поверхности стекла. Это идеальное решение для ответственных съемок, когда каплям дождя или брызгам грязи нельзя дать ни шанса повлиять на результат.

Нейтрально-серые фильтры

Второй по-прежнему актуальный тип — это нейтрально-серые светофильтры. Они затемняют кадр в несколько раз. Это нужно в одном-единственном случае, когда необходимо существенно увеличить выдержку без дальнейшего закрытия диафрагмы или уменьшения чувствительности. За примерами далеко ходить не нужно: это съемка на светосильную оптику при ярком свете, получение сверхдлинных выдержек днем или ночью. Но роль этих светофильтров с каждым днем становится все менее значительной. Современные фотоаппараты начинают обзаводиться электронными затворами, позволяющими работать с очень короткими выдержками и снимать с открытой диафрагмой хоть в солнечный полдень. Сверхдлинные выдержки стало проще получать благодаря многокадровой съемке с обработкой. Некоторые камеры уже сегодня позволяют добиваться такого результата сразу в камере, без использования компьютера.

При съемке днем на сверхдлинной выдержки нейтрально-серый фильтр позволил убрать людей из кадра — они просто размылись

При съемке днем на сверхдлинной выдержки нейтрально-серый фильтр позволил убрать людей из кадра — они просто размылись

Градиентные фильтры

На градиентных фильтрах сэкономить точно не получится: их эффект уникален. Они затемняют не весь кадр, а лишь его часть. Это необходимо для съемки пейзажей, когда небо в кадре намного ярче земли. Разницу в экспозиции двух частей кадра не всегда получается компенсировать при обработке без ухудшения качества снимка (осветление теней неизбежно приводит к возрастанию уровня шума). Поэтому компенсация разницы в экспозиции с помощью градиентного фильтра порой оказывается единственно-возможным способом не пересветить небо в кадре.

Фото без фильтра

Фото без фильтра

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/250 с, 16.0 мм экв. Применение градиентного фильтра B+W F-PRO 702 MRC 62ММ GRADUATED ND 25 % позволило сделать небо в кадре эффектнее

Применение градиентного фильтра B+W F-PRO 702 MRC 62ММ GRADUATED ND 25 % позволило сделать небо в кадре эффектнее

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/250 с, 16.0 мм экв.

Поляризационные фильтры

Наконец, самыми незаменимыми являются поляризационные фильтры. Компьютерная обработка способна лишь имитировать их эффект, но она не привносит в кадр новых деталей. А сами поляризационные фильтры — привносят.

Фото сделано с поляризационным фильтром B+W F-PRO S03 MRC 72ММ POL-СIRC. Фото без обработки

Фото сделано с поляризационным фильтром B+W F-PRO S03 MRC 72ММ POL-СIRC. Фото без обработки

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/640 с, 16.0 мм экв.

Их принцип работы заключается в отсечении поляризованного, отраженного от неметаллических поверхностей света. Например, они способны убирать отражение неба с поверхности воды, делая ее более прозрачной. С их помощью можно бороться и с отражениями в стекле. Поляризационные фильтры снижают влияние дымки в кадре, делают небо более синим и глубоким, подчеркивают фактуру облаков. Меняется и цветопередача в целом: цвета становятся чище, пропадает излишний голубоватый оттенок.

Фото сделано с поляризационным фильтром B+W F-PRO S03 MRC 72ММ POL-СIRC. Фото без обработки

Фото сделано с поляризационным фильтром B+W F-PRO S03 MRC 72ММ POL-СIRC. Фото без обработки

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/200 с, 16.0 мм экв.

Но у поляризационных светофильтров есть один серьезный недостаток: они понижают экспозицию кадра. Если забыть снять такой фильтр вовремя и продолжить фотографировать при недостаточном освещении, легко получить значительно более высокий уровень шумов или брак из-за длинной выдержки. Кроме того, понижение экспозиции может серьезно сказаться на пейзажной съемке с рук, особенно в сумерках. В ассортименте фильтров B+W есть линейка новых циркулярных поляризационных KÄSEMANN фильтров с пленкой HTC c увеличенным светопропусканием. По сравнению с обычным поляризационным фильтром он пропускает на ⅔ ступени больше света, позволяя снимать в тех же условиях с более короткими выдержками. А это серьезное преимущество!

Снимок сделан с фильтром B+W Circular Polarizer MRC

Снимок сделан с фильтром B+W Circular Polarizer MRC

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/13 с, 35.0 мм экв. Снимок сделан с фильтром B+W F-Pro KÄSEMANN High Transmission Circular Polarizer MRC Filter. Для той же экспозиции потребовалась более короткая выдержка

Снимок сделан с фильтром B+W F-Pro KÄSEMANN High Transmission Circular Polarizer MRC Filter. Для той же экспозиции потребовалась более короткая выдержка

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/20 с, 35.0 мм экв.

prophotos.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *