Правильный свет в фотографии – Какой бывает свет в фотографии. Часть 1
Особенности съемки при дневном свете.
Поделиться статьёй:
Естественное освещение создает идеальные условия для рождения ярких, живописных кадров. Перед фотографом открываются возможности игры с тенями, контрастами, световыми акцентами. Но вместе с тем под открытым небом снимать сложно, необходимо учитывать особенности каждого из временных периодов и в соответствии с этим комплектовать свой фоторюкзак.
Содержание статьи:
Хотите, чтобы ваши творческие задумки эффектно вписались в пространство кадра, учитывайте характеристики конкретного времени суток и будьте готовы к погодным капризам. В статье подробно распишем периоды активности солнца и дадим полезные советы по фотосъемке.
Естественное освещение
От освещения зависит цвет, контрастность, яркость, характер снимка, его эмоциональная выраженность. Даже самая удачная композиция может потерять свою художественную идею. Размытый контур, мутация цветовой палитры, потеря концептуальных акцентов — к таким последствиям может привести неправильно “пойманный” свет.
Давайте разберемся, от чего зависит естественное освещение, как добиться оптимальных условий съемки:
- Астрономические факторы. Речь идет об особенностях конкретного географического расположения. Южные и северные страны отличаются яркостью солнечных лучей в один и тот же промежуток времени.
- Обратите внимание:
- Даже летом в Сибири свет в зените не будет таким ярким, как, к примеру, в Сочи. Планируя фотосессию в выбранном вами месте, учитывайте эти особенности.
- Метеорологические характеристики. Как не крути, но под открытым небом съемкой верховодит погода. В ясный день освещение позволяет сделать яркие, контрастные, выразительные кадры. Цвета будут сочными, каждая деталь композиции выполнит свою художественную роль. Как только тучи стянут небо, запустится процесс преломления лучей, освещение станет приглушенным, тусклым.
Но, как говорится, у природы нет плохой погоды. И в дождливый день у вас будет возможность сделать интересные снимки. Буйство стихии — ветер, молнии, плачущее небо — обладает особенным настроением. Фотографии получаются вдумчивыми, атмосферными.
- Дополнительное освещение. Этот фактор важно учитывать при съемке в сумерки, когда солнце уже спряталось за горизонтом, но еще подсвечивает небосклон. Эффектно получаются снимки водной глади на побережье. В кадр можно впустить силуэт человека и сбоку его искусственно подсветить. В темное время суток все зависит от того, что вы хотите получить на фото.
- Для фризлайт задумок дополнительное освещение станет врагом. Оно не требуется и для городских пейзажей на длинной выдержке. Фотографируете человека, событие, делаете репортажную съемку — без подсветки не обойтись.
Временные периоды съемочного дня
Классификация основана на поведении солнца, его высоте над землей. Планируя фотосессию под открытым небом, профессионалы ориентируются на 4 временных промежутка.
Закат и рассвет
Период низкого стояния солнца — один из самых излюбленных. Ранним утром (летом это время с 4.10 до 4.30), когда небо мягко освещается лучами проснувшегося светила, через объектив можно тонко передать все живописные нюансы пейзажа. Почему освещение в это время суток так ценится фотографами?
Все дело в положении солнца, длине его лучей и спектральной плотности. Появившись над горизонтом под углом в 15 градусов, лучи равномерно распределяются на поверхности земли, оставляют длинные тени.
Ландшафт местности смотрится в красивом объеме, рельефный, красочный, с четко прорисованными деталями — идеальные условия для качественного пейзажного снимка. Но поправка: только в ясную, безоблачную погоду. Между объективом и солнцем появились тучи или плотные облака — исчезнут тени, снимок потеряет контрастность, сочность.
Утреннее время
Этот период отлично подходит для фотосессий на природе. Детские дни рождения, пикники, спортивные активности, репортажи с места событий. В хорошую погоду снимки получаются четкими, красочными, каждый элемент пространства кадра — на своем месте, в контрастно выраженной фактуре.
- Солнце еще не поднялось высоко, и у вас есть возможность красиво поиграть с тенями.
Эффектные фотографии можно сделать с брызгами воды. Они обретают серебристое свечение, искрятся на солнце. Чтобы остановить капли в воздухе, застопорить динамику момента, профессионалы рекомендуют снимать на коротких выдержках. Пробежка в парке, прогулка с собакой, игры в мяч — утренние часы до 12.00 отлично подходят для кадров в движении.
Обеденное время
В периоде с 12.00 до 15.00 солнце находится на пике активности, в зените. Небесное светило поднимается над землей под углом в 70 градусов, что приводит к резким контрастам. Горизонтальные поверхности становятся засвеченными, а вертикальные — слишком темными. Лучи бьют в верхнюю точку объектов, лишая цветности фронтальные стороны. Фотографы стараются избегать этого времени суток, предпочитая подождать вечера или успеть завершить фотосет до полудня.
Если время не терпит и вам нужно срочно сделать снимок, спасет ситуацию дополнительная подсветка или отражатели. Но человеку, которого вы будете таким образом фотографировать, будет очень некомфортно: палящее солнце и искусственный свет слепят, режут глаза.
Сумерки
Идеальный период для романтического фото, love-story, неспешных прогулок, городских пейзажей. Солнце под углом 60-50 градусов садится за горизонт и открывает новые возможности для съемки. Освещение становится мягким, рассеянным, равномерно распределяет тени, цвета объектов обретают приглушенные, но все еще насыщенные оттенки. Пока солнце окончательно не скрылось за пределы неба, фотографируйте людей.
- Внимание!
С темным фоном лица получатся засвеченными, силуэты размытыми. Ночное время идеально для съемки городских пейзажей на большой выдержке. Мосты, очерченные искрящимися лучами фонарей, дороги с автомобилями, улицы и кафе с заманивающими витринами. Пока солнце спит, у города начинается вторая жизнь.
Характер освещения
Теперь рассмотрим разновидности освещения по интенсивности, спектральной плотности и направленности лучей. От этого напрямую зависит композиция кадра. Выделим три основных типа:
- Направленное. К этой категории относятся прямые солнечные лучи. Один из нюансов, которого необходимо избегать, — темные тени. Направленные лучи хорошо освещают объект, сохраняют сочность оттенков и при этом лишают композиционные элементы кадра красивой, плавной рельефности. Тень получается слишком контрастной. Исправить это можно с помощью отражателей или дополнительной искусственной подсветки.
- Рассеянное. Здесь противоположный эффект. Лучи солнца, преломленные сквозь тучи и облака, лишают объекты съемки контрастности. Предметы теряют свои тени, в кадре становятся плоскими. Меняется и цветовое восприятие, яркие оттенки становятся приглушенными. При таком освещении хорошо снимать художественные фото с эффектом размытия: туманы над рекой, повисшие на вершинах горы облака.
- Комбинированное. Оптимальный тип освещения, сочетающий в себе преимущества рассеянного и направленного света. Снимок эффектно отражает предметы с полутенями, красиво очерченным рельефом, цветовой палитрой, контрастностью. Каждый элемент композиции выполняет свою роль. При этом освещении можно снимать как статичные кадры, так и в динамике.
Варианты освещения
Стоит выделить разновидности освещения со стороны фотоаппарата, которые обладают своими художественными, композиционными и экспозиционными особенностями:
Переднее или на профессиональном языке — фронтальное
Объекты освещаются под прямым углом, линейно. Это позволяет точно передать цветовые характеристики элементов композиции, выделить их силуэт. Тени при этом контрастные, без плавных переходов в полутонах. Фронтальное освещение при съемке на природе позволяет эффектно запечатлеть пейзажи, городские сюжеты, когда в кадре множество красок и деталей.
Передне-боковое и боковое
Идеально очерчивает предметы, задает им красивые контуры, податливо в управлении тенями. Кадр улавливает плавные переходы тонов и полутонов. Цветность не меняется, а появляется объемная рельефность. При этом освещении особенно удачно получаются архитектурные и арт-объекты, красивые здания, памятники, силуэты людей.
Контровое или контурное
Солнце обращено к объективу. В таких условиях фотограф может контрастно выделить очертание предмета на светлом фоне. Объект теряет тени, точнее они меняют свою сторону — перемещаются на передний план. Новички стараются избегать контрового освещения, а профессионалы намеренно используют его для создания концептуальных художественных кадров.
Съемка человека при естественном освещении
Человек задает фотографии жизнь, динамику, вносит в композицию смысловую нагрузку, характер, темперамент. Фотосессии на улице располагают множеством интересных решений. Но для красивых и качественных кадров необходимо учитывать не только фон. Одна из важнейших составляющих — освещение. В помощь начинающим фотографам дадим полезные советы, как правильно снимать человека под открытым небом:
- Выбирайте ракурс, который целостно захватит фон, расположит силуэт в нужном месте и сделает композицию органичной и сбалансированной;
- Избегайте пересвета зданий, на фоне которых снимаете человека. Силуэт при этом получится темным, а строение потеряет свои архитектурные черты, объем;
- При передне-боковом освещении используйте эффект отражения от плоскости. Расположив человека рядом со стеной, поверните лицо чуть в сторону здания. Так солнечные лучи красиво и емко распределятся по всему силуэту, придадут красивую рельефность без мутации цвета.
- Усложняют фотосъемку густые деревья в парках. При дневном освещении расположив человека под густыми ветвями, вы получите в кадре множество бликов на лице и пятен (микротеней от листьев). Идеальное место для фотосессии на природе — светлые поляны и опушки.
- Снимая человека в полдень, когда солнце в зените, следует использовать отражатели или дополнительные источники света. Иначе тени получатся слишком резкими, лицо будет пересвечено, цветность поменяет свою гамму. Профессиональные фотографы избегают этого времени суток.
- Самые оптимальные периоды — утренние часы с 9 до 12 и вечер перед закатом.
В выборе времени для фотосессии ответьте на вопрос, что хотите выразить в снимке, какая перед вами стоит задача. Для пейзажей идеальны рассветы и закаты. Люди красиво и выразительно получаются в утреннее время. Город эффектен в вечерние часы. Для фризлайта лучшее время — ночь. Изучите особенности каждого типа и характера освещения и запаситесь дополнительными фото-инструментами, которые помогут осуществить ваши задумки в жизнь.
Поделиться статьёй:
top100photo.ru
что это такое и как его правильно использовать
Привет! На связи, Тимур Мустаев. Не могу выразить, как мне приятно просвещать вас, читатели, на тему света! Конечно, и в книгах, и в интернете можно встретить немало подобных статей, но далеко не все они написаны доступно для каждого и не все отвечают на насущные вопросы.
Я же хочу дать не только голимую теорию, но и привести такие примеры, которые вы сможете повторить. Что же мы изучаем сегодня? Это будет рисующий свет в фотографии.
Свет: рисунок светом
Рисующий источник (РС) называют ключевым светом в фотостудии и вообще во всем фото. Почему он так назван? Все очень логично: именно он создает узор из света (и тени) на персонаже или предмете съемок.
Он освещает его, делает объемным, выделяет из остальных вещей и фона. Его отличительная характеристика – высокая мощность по сравнению с остальными приборами и видами освещения.
Стандартно он располагается в передне-боковом положении, причем нужно подмечать, чтобы, желательно, в глазах были блики. Высотой примерно чуть выше головы модели, так как если поставить свет слишком низко, появятся сильные тени, а чрезмерно высоко – мешки под глазами и в целом получится драматический образ.
Направление главного светового потока можно регулировать. Есть три основных варианта:
- Фронтально – переднее положение. Находящийся строго сзади такой свет уже называется контровым.
- Сбоку от модели.
- По диагонали (45 градусов). Сюда же можно отнести промежуточные виды – скользящий, допустим, расположенный между данный и вторым типом.
Типы световых решений
Если РС обязательно должен быть сильным, должен ли быть он при этом жестким? Все на усмотрение фотографа. Поэтому можно сказать, что световые решения бывают разных типов:
- Светотеневое способно создать четкий объемный портрет, много теней и контрастных участков. Больше подходит для мужских съемок, также соответствующих образов (драматических, мистических и пр.).
- Светотональное: свет мягкий, рассеянный, похож на неяркий свет из окна. Идеален для фото женщин и девушек, романтических и семейных фотосессий.
Варианты использования РС в студии
Хочу привести мой любимый пример, когда мы включаем лишь один РС и, во-первых, полноценно изучаем его специфику, во-вторых, получаем с помощью него многообразные стили изображения. Это метод Наппельбаума – способ освещения в портрете одной лампой.
Мы можем при этом попросить нашего клиента как повернуться к световому прибору, так и отвернуться от него, тем самым создавая теневой или световой эффект. Здесь нам нужно немного вернуться назад и вспомнить три направления света.
Так, если мы светим на человека прямо, то сделаем плоскую картинку, если же сбоку – то появится за счет распределения света и тени объем. А если же устройство поставить под 45 градусов, мы сможем увидеть световое пятно в области глаза фотографируемого (знаменитый треугольник Рембранта).
Кроме того, можно повернуть модель в профиль – и вы получите совершенно новое видение вроде бы того же лица.
Как вы уже смогли понять, рисующий вполне может быть основным и единственным источником света. Но для того чтобы иметь возможности экспериментировать с освещением и создавать необычные фото, стоит поразмыслить над приобретением других устройств.
В арсенале фотолюбителя могут присутствовать как дорогие устройства, так и более простые и доступные. Например, можно приобрести для своей будущей фотостудии заполняющий свет, который призван выравнивать резкие тени, убирать контрасты.
В то же время его можно заменить и на обыкновенные отражатели. Тканевые, бумажные фоны также пригодятся, как и отдельные осветители для них.
Красивую фотографию можно получить при выставленном рисующем свете в диагональном положении, заполняющем (во фронтальном) и фоновом и/или подсветке сзади волос и фигуры человека (контура предмета).
Вспомогательные насадки
В своей работе пробуйте разные варианты, разные способы игры света. Обратите внимание на такие насадки, как:
- Портретная тарелка относится к разряду рефлекторов. Она дает резкое, направленное освещение на объекте. Будете снимать на улице в ясный день – пожалуйста, тот же яркий и мощный свет получится.
- Тубус, как и предыдущая, — это металлическая насадка. Представляет собой конусовидный прибор, создающий узкий световой поток.
- Зонты светлые или черные, то есть на просвет или отражение.
- Софтбоксы (тканевые приспособления) разной формы и площади рассеивания. С помощью них вы получите нежные светлые фотографии.
- Октобокс подходит для фотографирования групп.
- Шторки и соты для дополнительных возможностей в ограничении и в целом регуляции пути луча. Их можно воспринимать как бленду на фотоаппарате, благодаря которой свет не распыляется в стороны.
Кроме того, на рисующий источник можно устанавливать светофильтры, чтобы немного подкрасить поток или же полностью изменить цвета на объекте.
Если вы не очень хорошо разбираетесь в своем зеркальном фотоаппарате, но хотите научиться пользоваться всеми функциями и получать отменные фотографии, тогда ниже приведенные курсы именно для вас.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей зеркалки CANON.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей зеркалки NIKON.
На сегодня все. Теперь я надеюсь вы разобрались с этим видом освещения и имеете представление что это такое, как и для чего его применять. Пока и до новых встреч!
Всех вам благ, Тимур Мустаев.
fotorika.ru
Законы света для начинающих фотографов
Для того, чтобы из начинающего фотографа превратиться в хорошего портретиста, нужно знать и уметь многое. Но самое главное – надо научиться правильно пользоваться светом. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Итак, основные законы, касающиеся света
- Маленький источник света дает жесткое освещение, а большой — мягкое.
- Чем дальше от объекта источник света – тем освещение жестче, и чем ближе – тем мягче.
- Чем ближе источник света к объекту, тем этот объект освещается ярче.
А теперь рассмотрим все эти три закона поподробнее.
Закон 1. Размер и мягкость.
Тут всё совсем просто. Чем источник света больше по своей площади, тем свет, излучаемый им, мягче. Более мягкими, размытыми будут и границы между тенями и светами на изображении. А вот маленький источник света, который так же называют точечным, дает жесткие тени и очень контрастные границы между светлыми и темными участками изображения. Как нетрудно догадаться, при съемке портретов принято использовать большие источники света, которые обеспечивают ровное, мягкое освещение. Такое освещение достигается путем применения софтбоксов, зонтов и прочих специальных приспособлений, о которых вы можете почитать в других статьях. Но, тем не менее, стоит заметить, что все вышесказанное совсем не означает, что мягкий свет в портрете лучше. Просто он традиционнее, чаше применяется в этом жанре фотографии.
Для того, чтобы увидеть действие этого закона воочию, давайте проведем небольшой опыт. Попросите вашего друга сесть на стул около стола. А на стол поставьте обыкновенную настольную лампу. Если друга рядом не окажется, поставьте вблизи от лампы какую-нибудь игрушку. А теперь снимите с лампы плафон или абажур. Только положение лампы не меняйте. И посмотрите внимательно ещё раз на товарища или на игрушку. Заметили разницу? Обратите внимание на то, как действует жесткий свет от открытой лампы, от точечного источника света. А теперь давайте опять наденем на лампу плафон. Видите, как заметно мягче стал свет, ложащийся на исследуемый нами объект? Это произошло потому, что теперь источником света стала не собственно лампа, светящаяся точка, а весь плафон. Он ведь намного больше лампы по площади. Какой свет вам понравился лучше? Жесткий, который скрыл в тени то, что вы не хотели бы показывать зрителю на своей фотографии, или мягкий и нежный, дающий плавные переходы от света к тени? Решайте сами. Под фотографией будет стоять ваша подпись.
Усвоили? Всё просто: маленький источник света — это жесткий свет, большой источник света — свет мягкий.
Идем дальше.
Закон 2. Мягкость и расстояние
Изучив и поняв первый описанный нами сегодня закон, у вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: а как же Солнце? Ведь это гигантская звезда, которая излучает мощнейший световой поток! Но дело тут в том, что Солнце хоть и огромнейший по своим размерам источник света, зато находится оно от нас настолько на большом расстоянии, что его видимый нами размер становится просто ничтожным. Таким образом, всё вытекает из первого закона. Если посмотреть на лампочку диаметром 5 см. с расстояния двух метров, а на лампочку диаметром 10 см. примерно с 5-7 метров – их видимый размер будет примерно одинаков. Стало быть, обе эти лампочки в предполагаемых нами условиях дадут по мягкости совершенно одинаковый эффект освещения.
Или ещё один пример: если вы решите сфотографировать со вспышкой своего друга, то свет от этой вспышки на его лице будет достаточно грубым и резким. Но если с той же вспышкой сфотографировать какого-нибудь жука — то на него свет ляжет очень мягко. Близость источника света к маленькому жуку сделает этот источник громадным.
Закон 3. Расстояние и интенсивность
Будем считать, что первые два закона вы усвоили. Остался третий закон, самый сложный. Но, согласитесь, самый сложный — из простых.
Свет ослабевает быстро. Причем, происходит это нелинейно. Этот процесс называют законом обратных квадратов. Если бы мы сейчас сидели в школьном классе на уроке физики, то для того, чтобы объяснить этот закон, нам пришлось бы оперировать сложными формулами. Но мы ведь не на уроке. Поэтому пойдем по самому простому пути.
Итак, чем дальше от объекта источник света, тем меньше света попадает на этот объект. Тут самое важное то, что влияние изменения расстояния тем сильнее, чем ближе к объекту источник света. Если, допустим, светильник, который распложен в 5 метрах от стены, мы отодвинем от неё на 10 метров, то интенсивность освещения этой стены, естественно, уменьшится. И уменьшится заметно. Но если этот же самый источник. который расположен от этой стены в 100 метрах, мы отодвинем до 105, — то интенсивность освещения стены практически не уменьшится.
А теперь об этом чуть поподробнее. И без всякой математики. Для начала давайте условимся, что свет мы будем измерять в «стопах». Для того, чтобы уменьшить свет. падающий на объект, на два стопа, нужно удвоить расстояние до источника. А чтобы на два стопа увеличить свет, естественно, вдвое уменьшить расстояние от источника света до объекта. А чтобы увеличить его ещё на два стопа, нам будет необходимо расстояние уменьшить вдвое. Но уже не от исходного, а от уменьшенного. Если сразу это вам будет непонятно, поразмышляйте немного — и вы всё быстро поймёте. Изменение расстояния с 5 метров до 10 уменьшает освещение на один стоп, а вот со 100 метров до 105 не влияет практически ни на что.
Главное тут то, что освещение изменяется совершенно предсказуемо. Знание изложенных нами сегодня законов позволит вам значительно увереннее работать со светом, избежать множества ошибок. Например, при съемке портрета в студии вы быстро поймете, что намного проще передвинуть осветительный прибор поближе или подальше, чем долго регулировать силу его света с помощью различной электроники. Ведь вам же теперь точно известно, как работает закон обратных квадратов! Он вам и будет тут главным советчиком!
www.takefoto.ru
Свет в фотографии — свет и освещение в фотографии, правильный свет в фотографии – ФотоКто
Недоэкспонированный кадр – серые цвета, детали в тенях утеряны
Для начинающих фотолюбителей, которые впервые взяли в руки цифровую камеру, практически в каждой модели имеется полностью автоматический режим. Вам абсолютно не нужно задумываться о таких «мелочах», как выдержка, диафрагма, светочувствительность, все это за вас просчитает «умная» электроника камеры. Вы же сосредотачиваетесь только на композиции. Плохо это или хорошо? Это хорошо, когда вы в ручных режимах снимете хуже, чем с этим справится автоматика вашей камеры. Но это плохо, когда все-таки есть возможность вручную добиться лучшего результата, чем средний результат в режиме автомата. Почему это так? Попробуем во всем этом разобраться.
В цифровых фотокамерах можно установить разные виды экспозамера – все определяется в зависимости от снимаемого сюжета.
Матричный замер (Matrix metering, Pattern Evaluative, E)
Еще его называют мультизонным, многозональным, многосегментным, оценочным. В автоматическом режиме камера устанавливает стандартный – матричный экспозамер, используемый чаще других. Это самый интеллектуальный замер, экспозиция измеряется камерой в нескольких зонах матрицы. Зоны-сегменты распределены по площади кадра, у всех камер по-разному, и приоритетность зон тоже разная. Камера анализирует данные каждой зоны, соотношение яркостей отдельных зон, сравнивает информацию с собственной базой данных стандартных, часто встречающихся сюжетов. Матричный экспозамер самый универсальный, однако у него есть свои ограничения, поскольку освещение не всегда одинаковое и равномерное по всему полю кадра, а объекты могут быть разными. Матричный экспозамер удобен, когда освещенность всего поля сцены примерно одинаковая. Но он не всегда предсказуем, хотя в большинстве случаев вы получите правильную экспозицию. Он рекомендуется для начинающих, которые еще не научились использовать ручные настройки.
fotokto.ru