Работа со светом – 24 базовых способа установить студийный свет
Работа со светом. Практическая фотография
Работа со светом
Хорошее освещение при фотосъемке — один из решающих факторов получения технически совершенного и художественно выразительного снимка. Но какое освещение считается хорошим?
Пока вы не занимались фотографией, это понятие имело для вас обычный, бытовой смысл. Хорошее освещение вы понимали как яркое, плохое — как тусклое. Но если вы взяли в руки фотоаппарат, вам придется значительно расширить свое представление о хорошем и плохом освещении. В фотографии эти понятия имеют совсем иной смысл.
Нет слов — чем ярче освещен объект, тем легче его сфотографировать. Облегчается наводка на резкость, появляется возможность уменьшить выдержку, исключается опасность недодержки. Но главное не в яркости освещения: при современных фототехнических средствах фотографировать можно даже при свете небольшой электрической лампочки. Главное — в характере и направлении освещения.
Не чем иным, как светом выявляются на снимке объем, форма и фактура (строение поверхности) предметов. Светом выделяются на снимке отдельные, наиболее важные части изображения. От освещения зависит передача воздушного пространства и перспективы.
Попробуйте с помощью одной переносной лампы осветить какой-нибудь небольшой объект с разных сторон, и вы увидите, как при этом изменяется его внешний вид.
Техника съемки при искусственном и естественном дневном освещении различна. Начнем с искусственного освещения. Уже при наличии двух ламп можно создать огромное число световых комбинаций, располагая лампы в разных точках и по-разному направляя их свет на фотографируемый объект. При трех и большем числе ламп возможных комбинаций станет бесконечно много.
Работа со светом — одна из самых увлекательных областей фотографии, и здесь для вас открывается широчайшее поле для экспериментов и творческих исканий. Расставляя источники света на разных расстояниях, направляя их свет на различные места объекта, комбинируя яркие источники резкого направленного света с источниками мягкого рассеянного, можно без конца находить все новые и новые световые решения.
Само собой разумеется, что характер освещения должен быть как-то связан с темой и сюжетом снимка, должен помогать наилучшему раскрытию его содержания. Умелое, творчески осмысленное использование света требует не только опыта, но ж художественных способностей.
Съемка с одним источником света редко дает хорошие результаты. Лучшее, что можно в этом случае сделать, — это по — возможности смягчить свет, сделать его рассеянным, поместив перед источником света матовое стекло, тонкую белую ткань или просто лист папиросной бумаги. Если источник очень яркий, можно рассеять его свет, направив лучи на белую стену, т. е. пользуясь отраженным светом.
Наконец, есть еще один простой и вместе с тем очень действенный способ получения дополнительного освещения. Это белый отражатель (лист белой бумаги). Поместив такой отражатель сбоку от фотографируемого объекта и отразив часть света на теневую сторону объекта, можно значительно смягчить тени.
Вообще же при искусственном освещении лучше пользоваться двумя источниками света, превращая их, в зависимости от требуемого эффекта, в источник направленного или рассеянного света.
Характерные особенности таких источников состоят в следующем. Рассеянный свет отличается мягкостью. При таком свете контуры теней смягчаются, как бы расплываются и контраст объекта съемки снижается. Рассеянный свет равномерно освещает всю обращенную к нему поверхность объекта. Никаких особых эффектов такой свет сам по себе не дает и обычно используется вместе с другими источниками.
Направленный свет отличается резкостью и вызывает четко очерченные глубокие тени. При таком освещении контраст объекта повышается. Как самостоятельный такой свет при фотосъемке применяется редко.
В качестве искусственных источников света можно пользоваться обычными бытовыми электролампами, специальными электролампами и электронно-импульсными осветителями.
Бытовые лампы с прозрачной колбой дают более резкий свет, лампы с матовой или молочной колбой, а также лампы дневного света — более мягкий. Удобнее всего пользоваться, конечно, бытовыми или фотолампами. Их легко подключить к электрической сети и смонтировать в рефлекторе. Чем больше мощность ламп, тем, естественно, легче снимать.
В этом смысле особенно удобны относительно небольшие по размерам фотолампы, они отличаются от обычных значительно большей светоотдачей. Так, обычная лампа мощностью 500
Высокая световая отдача фотоламп объясняется тем, что они горят с перекалом светящейся нити. От этого срок их службы очень невелик.
Фотолампы выпускаются под шифрами Ф и ФД. Лампы ФД имеют отражатель на колбе и не требуют рефлектора. Лампы Ф не имеют отражателя. И те и другие выпускаются двух мощностей: 300 и 500 Вт для напряжения 127 и 220 В.
Так как лампы горят с перекалом, срок их службы очень невелик. Так, продолжительность горения 300-ваттных ламп — всего 6
Рис. 74. Схема переключателя для фотоламп. Слева — последовательное включение, справа — параллельное
Удобнее и лучше всего пользоваться одновременно двумя лампами с помощью переключателя, схема которого показана на рис. 74. Из схемы видно, что при одном положении переключателя ток поступает в лампы последовательно и лампы горят в полнакала. Однако света их вполне достаточно для того, чтобы произвести кадрирование и наводку на резкость. При таком включении лампы могут служить 1000 ч. Достаточно перевести переключатель во второе положение, и включение ламп будет параллельным. Лампы загорятся в полный накал. С помощью такого переключателя срок службы ламп можно увеличить в сотни раз.
Фотолампы выпускаются с матовыми колбами и дают очень яркий, но достаточно рассеянный свет. Они пригодны для съемки любых объектов. К каждой фотолампе прилагается таблица выдержек.
Рис. 75. Простой софит
Силу света ламп в направлении освещения можно значительно повысить с помощью софитов, которые нетрудно смастерить самим (рис. 75). Сделать их можно из жести, картона и даже из бумаги. В донышке софита укрепите электропатрон, а внутреннюю поверхность окрасьте матовой белой краской.
С успехом можно воспользоваться и любой настольной электролампой с непрозрачным абажуром, но наиболее удобны специальные софиты-осветители, имеющиеся в продаже. Один из них (ФО-2) показан на рис. 76.
Рис. 76. Фотоосветитель ФО-2
Снабженный шаровым шарниром и струбцинкой, осветитель ФО-2 можно прикрепить к столу, к спинке стула, к кромке двери и направить его свет в любую сторону. Чтобы смягчить свет ламп, если это требуется, можно приделать к осветителю проволочный держатель для светорассеивателя.
В качестве осветителей для съемки широкое применение получили лампы-вспышки многократного действия, дающие мгновенную очень яркую световую вспышку.
Наша промышленность выпускает много моделей таких осветителей: ФИЛ, «Молния», «Луч», «Заря» и др. К названию осветителя обычно прибавляют число, обозначающее порядковый номер модели или заводской разработки («Луч-70», ФИЛ-102 и т. п.). Среди них имеются приборы с электропитанием от батареи, аккумуляторов или от осветительной сети.
Прибор состоит из источника питания и электронно-импульсной лампы ИФК-120, установленной в рефлекторе.
С помощью соединительной планки прибор можно скрепить с фотоаппаратом. Для синхронной, т. е. одновременной, работы (вспышки) лампы с действием затвора фотоаппарата прибор снабжен синхрокабелем, наконечник которого вставляется в синхроконтакт фотоаппарата. Сравнительно небольшие по размерам электронно-импульсные осветители дают свет огромной силы.
Рис. 77. Электронно-импульсная лампа ИФК-120
Действие их основано на способности ионизированных инертных газов ярко светиться при прохождении через них электрического тока. Электронно-импульсная лампа ИФК-120 (рис. 77) представляет собой небольшую стеклянную изогнутую дугой трубку с запаянными концами, наполненную инертным газом ксеноном. В запаянные концы лампы введены два электрода питания, через которые в лампу поступает электрический ток, а для ионизации газа на трубку лампы надет электрод зажигания в виде металлической пластинки, концы которой обхватывают трубку. Ионизация газа осуществляется подачей на этот электрод тока высокого напряжения (порядка нескольких тысяч вольт). При этом газ в лампе приобретает токопроводимость. Чтобы заставить лампу светиться, необходимо сначала ионизировать газ, а затем пропустить через него электрический ток напряжением 300 В.
Рис. 78. Упрощенная принципиальная схема электронно-импульсного осветителя
Для этого лампу подключают к специальному электрическому устройству, схема которого показана на рис. 78. Это устройство состоит из двух конденсаторов: С1 и С2, батареи Б, импульсного трансформатора ИТ и неоновой индикаторной лампочки Л. В некоторых электронно-импульсных осветителях питание лампы осуществляется с помощью сухих галетных батарей с первоначальным напряжением 300-330 В. Но выпускаются также осветители с питанием от двух или четырех обычных батареек карманного фонаря, напряжение тока которых повышается с помощью электрического преобразователя тока.
Чтобы привести импульсную лампу ИЛ в действие, прибор включают в сеть батареи питания. Ток, поступая в конденсаторы С1 и С2, заряжает их. После полной зарядки конденсаторов индикаторная лампочка Л загорается, что служит показателем готовности прибора к действию. Прибор включается с помощью переключателя П, а если прибор соединен с фотоаппаратом, — то с помощью синхроконтакта СК. При включении происходит одновременный разряд обоих конденсаторов. При этом ток из конденсатора С2 проходит через импульсный трансформатор ИТ и напряжение на выходе последнего повышается до нескольких тысяч вольт. Поступая в электрод зажигания лампы ИЛ, ток ионизирует газ, последний становится токопроводящим, и в лампу устремляется ток из конденсатора С1. Происходит мгновенный разряд этого конденсатора, и лампа дает вспышку, при этом такую яркую, что при свете ее можно сфотографировать довольно большое помещение. Длительность вспышки очень невелика — не превышает 1/500с, а в некоторых приборах достигает 1/2000с. Таким образом, при свете электронно-импульсных осветителей можно отлично фотографировать моменты самого быстрого движения.
При съемке с импульсной лампой выдержка, по существу, определяется не затвором, а длительностью самой вспышки. Затвор же в это время может действовать и обычно действует с более продолжительной выдержкой.
Поскольку в центральных затворах момент вспышки точно совпадает с моментом открытия створок затвора, можно снимать с любой скоростью действия затвора. При съемке же с помощью шторного затвора последний надо установить на скорость, при которой шторки полностью открывают кадровое окно фотоаппарата, так как при более коротких выдержках часть кадра может оказаться прикрытой шторкой. Наименьшая выдержка, при которой можно снимать с импульсной лампой, указывается в инструкции, прилагаемой к фотоаппарату.
Яркость света электронно-импульсных ламп характеризуется энергией вспышки. Она выражается в джоулях и зависит от емкости питающего конденсатора и напряжения на токоведущих электродах лампы. Чем больше эти величины, тем больше энергия вспышки, а следовательно, и яркость ее.
В различных приборах энергия вспышки разная и колеблется от 23 до 100 Дж.
Из-за малых габаритов светящейся площади лампы и огромной яркости вспышек электронно-импульсные осветители дают чрезвычайно резкий направленный свет и вызывают на снимках глубокие, четко очерченные, совершенно черные тени.
Электронно-импульсные осветители незаменимы в репортажной съемке, как мощные световые источники, позволяющие вести съемку в любых условиях. Именно для этих целей они в основном и предназначены.
Обычно эти осветители укрепляют на самом фотоаппарате так, что они всегда направлены на снимаемый объект; это, в общем, конечно, очень удобно. Но освещение объектов получается в этом случае лобовым, т. е. наименее выразительным, поэтому многие репортеры и фотолюбители во время съемки выносят рефлектор осветителя насколько возможно в сторону и вверх от фотоаппарата на вытянутой руке или с помощью длинного держателя.
Несколько лучшие результаты в этом смысле дают приборы с двумя одновременно действующими лампами. Укрепив одну из них на фотоаппарате, а другую расположив в стороне, можно улучшить освещение объекта.
Поскольку яркость вспышки для данной лампы практически постоянна, а выдержка определяется длительностью вспышки, экспозиция рассчитывается только в зависимости от светочувствительности применяемых фотопленок и расстояния от осветителя до объекта съемки и регулируется диафрагмой объектива. Для упрощения расчета экспозиции в руководстве, прилагаемом к прибору, указаны так называемые ведущие числа, позволяющие легко и быстро определить либо величину диафрагмы в зависимости от расстояния между осветителем и объектом съемки, либо это расстояние в зависимости от величины диафрагмы. Ведущие числа представляют собой произведение указанного расстояния в метрах на число диафрагмы. Таким образом, чтобы определить диафрагму, надо разделить ведущее число на расстояние в метрах, а чтобы определить расстояние, — разделить ведущее число на показатель диафрагмы.
Так, у осветителя «Луч» для пленки чувствительностью 130 ед. ГОСТ ведущее число 26. Это значит, что при съемке с этим прибором с расстояния 5 м следует поставить диафрагму между 4 и 5,6, а при диафрагме 11 съемку вести с расстояния 2,3-2,4 м. Понятно, что для пленок разной светочувствительности ведущие числа будут разными.
Срок службы самой лампы довольно велик — лампы выдерживают до 10 тыс. вспышек, но питания их хватает на ограниченное число вспышек, о чем также даются указания в руководствах к приборам.
При работе с электронно-импульсным осветителем надо быть осторожным. Помните, что в питающем устройстве прибора возникает ток весьма высокого и опасного для человека напряжения. Ни в коем случае не вскрывайте питающее устройство, не отключив предварительно лампу от батарей питания и не убедившись в полной разрядке конденсаторов.
Перейдем теперь к естественному освещению. Чаще всего вы, вероятно, будете фотографировать днем на открытом воздухе. Съемка в помещении более трудна, и первое время ею лучше не заниматься. Характер дневного света меняется с изменением погоды и времени дня. В пасмурный день дневной свет рассеян и мягок, а в солнечный, наоборот, — очень резок. В пасмурный день изменяется только яркость освещения, но свет остается по-прежнему рассеянным. В солнечный день изменяется не только яркость, но и направление освещения.
В летний полдень, когда солнце находится в зените, тени от наземных предметов пропадают, и снимки, сделанные при таком освещении, не отличаются выразительностью. Это самое невыгодное время для натурной съемки. Тени исчезают также, когда предмет освещен строго спереди, т. е. с той стороны, откуда ведется съемка. Такое фронтальное (лобовое) освещение объекта так же невыгодно и невыразительно, как и строго верхнее.
На восходе и при закате солнца предметы отбрасывают длинные тени, придающие снимку эффектность и выразительность, особенно если удачно выбрана точка съемки.
Объемность форм снимаемых объектов лучше всего выявляется, когда солнце находится несколько сзади фотоаппарата и освещает объект сверху под углом примерно 45°. Однако выразительность и техническое качество снимка зависят в этом случае и от того, под каким углом к объекту производится съемка.
Очень часто приходится снимать так, что свет солнца сбоку падает в объектив. От этого на снимке могут образоваться засветки и побочные изображения. Чтобы избежать засветок, пользуются так называемыми солнечными блендами. Это вычерненные трубки цилиндрической или конической формы, надеваемые на объектив и прикрывающие его от боковых лучей. Вообще солнечные бленды всегда полезны, так как вредными могут оказаться лучи, отраженные, например, белой стеной или крышей расположенного сбоку дома, снежным покровом, водной поверхностью и многими другими предметами, на которые фотолюбители порой не обращают никакого внимания и не учитывают того вреда, какой они могут нанести.
Солнечные бленды особенно нужны при вечерних съемках в помещении, когда какая-нибудь лампа, горящая под потолком или высоко на боковой стене, светит в объектив. Опытные фоторепортеры почти никогда не расстаются с солнечной блендой.
В техническом смысле хорошим считается такое освещение, при котором на негативе, а следовательно, и на готовом фотоснимке хорошо прорабатываются детали как в светах, так и в тенях.
Правда, такая проработка, как вы уже знаете, достигается не только освещением. Важную роль играют и правильная экспозиция, и правильный подбор пленки, и умелое проявление, и печать, но при плохом освещении все эти средства могут оказаться бессильными или недостаточными.
Примером технически хорошего освещения может служить приведенный на рис. 79 снимок машины. Благодаря хорошему освещению отлично выявлены все детали машины, хорошо переданы форма и фактура отдельных деталей.
Рис. 79. Пример технически хорошего освещения
Мы привели лишь общие и элементарные сведения об освещении. Никаких строгих правил в этом смысле не существует, и по мере накопления опыта вы, конечно, будете пользоваться освещением, как найдете нужным.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Как работать со светом | fotoadvice.ru
Работа со светом для многих начинающих фотографов является краеугольным камнем преткновения. Очень мал процент тех фотографов, кто всерьез изучает технику работы со светом и владеет ей на уровне техники самой съемки.
Работа со светом в классической черно-белой фотографии
Как я отмечал ранее, самый лучший способ что-то изучить – это сделать на готовом примере. Итак, рассмотрим классический черно-белый снимок ниже.
Композиция кадра имеет недостаток – люди, слушающие лекцию, посажены слишком тесно друг к другу, а на дальнем плане слишком много пустого пространства. Но данный недостаток полностью перекрывается рядом достоинств композиции и в первую очередь грамотно использованными эффектами освещения. Действительно, выполнена грамотная работа со светом.
В построении снимка присутствуют и линейные элементы:
- несколько планов. Они дают зрителю представление о зале, где проходит обучение.
- диагональное построение кадра.
В целом общая композиция снимка определяется тональными элементами. Обилие световых пятен в кадре делает его светлым в тоне. Зрительный центр кадра расположен в середине снимка – это первый ряд слушателей и стол, залитый ярким светом из окна. Кроме того, наличие большого количества белых поверхностей (светлые одежды слушателей, раскрытая книга, бумага) создало несколько экранов, отразивших и рассеявших солнечный свет из окна, и помогло фотографу правильно моделировать лица участников съемки.
Глядя на этот снимок у зрителя создается радостное настроение, возникает чувство легкости. Это является не случайностью, а результатом продуманного подхода к организации, проведению съемки и умелой работы со светом.
Как научиться работе со светом самому
Данный снимок можно использовать как образец для подражания, по крайней мере, в начале своего творческого пути как фотографа. Со временем у вас сложится свой уникальный способ работы со светом. А пока попробуйте на практике смоделировать аналогичную композицию и сделать ряд снимков.
Отработайте навык работы со светом, чтобы в будущем ваши фотографии были оригинальными и уникальными.
P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!
С этой статьей так же читают:
fotoadvice.ru
как начать карьеру еще в вузе — опыт выпускников четырех профильных магистратур / Блог компании Университет ИТМО / Хабр
В прошлый раз мы говорили о том, как совмещали работу и учебу выпускники факультета фотоники и оптоинформатики. Сегодня — продолжаем рассказ, но на этот раз мы побеседовали с магистрами, представляющими такие направления как «Световодная фотоника», «Светодиодные технологии и оптоэлектроника», а также «Материалы фотоники» и «Лазерные технологии».Мы обсудили с ними то, как и чем помогает вуз с точки зрения старта карьеры по профессии.
Фото Университета ИТМО
Работа в лаборатории вуза
Студенты Университета ИТМО, которые проявляют себя во время занятий, могут подключиться к работе над различными НИОКР. Они выполняются по заказу производственных предприятий страны. Так, магистранты приобретают реальные практические навыки, учатся взаимодействовать с профильными для себя работодателями плюс получают дополнительный доход во время обучения.
Я работаю инженером в лаборатории сборки и юстировки приборов световодной фотоники научно-исследовательского центра световодной фотоники Университета ИТМО. Участвую в разработке и тестировании опытных образцов приборов световодной фотоники. Занимаюсь соосной юстировкой оптических волокон.Устроился на работу в начале второго курса магистратуры по предложению научного руководителя. В моем случае это играло на руку — можно и работать, и учиться новым вещам одновременно.
—Евгений Калугин, выпускник программы «Световодная фотоника» 2019 года
Фото Университета ИТМО
Проводимые студентами исследования курируют ведущие ученые и специалисты профильных предприятий. О своем опыте работы в лаборатории нам рассказал выпускник программы «Светодиодные технологии и оптоэлектроника» Артем Петренко.
Начиная с четвертого курса бакалавриата я занимался научной деятельностью в лабораториях университета. Первоначально это была лазерная обработка кремния, а уже в магистратуре мне удалось подключиться к НИОКР и заниматься разработкой лазерного модуля для аддитивных технологий. Эта НИОКР и стала на достаточно долгое время моей основной работой, потому что процесс разработки реального устройства — это очень увлекательное занятие.В настоящий момент я усиленно готовлюсь к экзаменам для поступления в аспирантуру. Хочется попробовать реализовать себя в научной сфере.
— Артем Петренко
Работая в стенах вуза, студентам становится проще совмещать пары. Плюс, учиться легче, когда работа связана непосредственно с образовательной программой, а научные исследования плавно перетекают в выпускную квалификационную работу. Образовательный процесс в вузе построен таким образом, чтобы студентам не приходилось постоянно разрываться между работой и учебой.
Как рассказал Артем Акимов, выпускник магистерской программы «Лазерные технологии», даже с учетом пропуска некоторого числа занятий «можно спокойно заниматься самостоятельно, добиваться лояльного отношения преподавателей и проходить этапы аттестации в течение семестра».
Собеседования в компаниях
Знания и опыт, полученные на парах и в лабораториях Университета ИТМО, помогают без проблем проходить собеседования на профильные вакансии и работать в ведущих компаниях страны. По словам Ильи Красавцева, выпускника программы «Светодиодные технологии и оптоэлектроника», учебная программа университета полностью соответствует требованиям, предъявляемым работодателем. После магистратуры Илье удалось сразу занять руководящую должность. Он работает в компании SEAES, специализирующейся на производстве и продаже судового освещения. Аналогичный опыт сложился и у другого выпускника этой программы — Евгения Фролова.
Являюсь инженером в научной лаборатории по разработке и производству волоконно-оптических гироскопов на АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор». Занимаюсь стыковкой оптического волокна с многофункциональной интегральной оптической схемой, выполненной на кристалле необата лития. Успешно пройти собеседование позволили знание основ волоконной и интегральной оптики, а также опыт работы с оптическим волокном на кафедре световодной фотоники.— Евгений Фролов, окончил магистратуру в этом году
Поиск работы упрощает и тот факт, что директора и ключевые сотрудники многих предприятий лично ведут лекции в Университете ИТМО. Они рассказывают о технологических процессах и оборудовании, делятся опытом.
Фото Университета ИТМО
Например, в рамках магистерской программы «Светодиодные технологии и оптоэлектроника» профильные курсы читают руководители ООО «Хевел», выпускающей солнечные электростанции, ЗАО «Полупроводниковые приборы», производящей лазеры, и ОАО «ИНТЕР РАО Светодиодные Системы» — они разрабатывают светодиоды.
Всё, что студенты услышат в аудиториях от преподавателей, они смогут увидеть и досконально изучить в цехах и лабораториях действующих производств.— Дмитрий Бауман, начальник отдела научно-технического сопровождения ОАО «Концерн Инновационные технологии»
В результате выпускники магистратуры получают компетенции, необходимые для специалистов их профессии. После трудоустройства остается лишь быстро уловить основные тонкости в бизнес-процессах. Не возникает ситуаций, когда студенту говорят, что он может забыть все, чему его учили в вузе.
Учебная программа соответствует всем требованиям, которые предъявляет сотруднику современный работодатель. В университете принимаешь активное участие в научно-исследовательской работе, получаешь опыт работы с лазерными установками и иным современным экспериментальным оборудованием, а также умение работать с инженерными, графическими и вычислительными программами: AutoCAD, КОМПАС, OPAL-PC, TracePro, Adobe Photoshop, CorelDRAW, Mathcad, StatGraphics Plus и другими.— Анастасия Тавалинская, выпускник магистерской программы «Лазерные технологии»
Фото Университета ИТМО
По словам магистров, помогает и сам статус выпускника Университета ИТМО. Как говорит Илья Красавцев, на собеседованиях его часто расспрашивали про преподавателей просто потому, что работодатели знали их лично.
Контракты с зарубежными коллегами
Довольно большое количество иностранных организаций знакомы с нашими факультетами и положительно отзываются о наших выпускниках и специалистах.
Мне довелось работать в компании, которая тесно сотрудничает с Siemens. Сотрудники Siemens, с которыми я контактировал, относятся к нашему университету с большим уважением, а к его выпускникам предъявляют достаточно серьезные требования. Потому что высокому статусу вуза должен соответствовать и высокий статус его выпускников.— Артем Петренко
Фото Университета ИТМО
Многие студенты Университета ИТМО во время обучения проходят практику за рубежом. После выпуска — получают предложения о долгосрочном сотрудничестве от российских и зарубежных работодателей.
Вуз способен помочь не только с получением знаний, но становится хорошей площадкой для старта карьерного пути. Преподаватели и сотрудники Университета ИТМО работают со студентами по всем фронтам — над теорией и практикой. Причем эта практика привязана к реальным технологическим и бизнес-кейсам, над которыми работают специалисты крупных компаний по всему миру.
P.S. Прием на «Световодную фотонику», «Светодиодные технологии и оптоэлектронику», а также «Материалы фотонику» и «Лазерные технологии» продолжается до 5 августа.
habr.com
Работа со светом — закон обратных квадратов
В техническом плане, закон обратных квадратов является законом, который утверждает о том, что значение физической величины в определенной точке пространства является обратно пропорциональным квадрату расстояния к источнику поля, непосредственно которое и характеризует эта самая физическая величина. У многих данное определение вызовет недоумение. Казалось бы, как это относится к фотографии, и вообще, что это значит? На самом деле, это напрямую относится к фотографии, а точнее, к работе со светом.
Концепция
Данный закон позволяет легче понимать важность расстояния от объекта съемки до источника света. По сути, закон обратных квадратов поясняет степень уменьшения яркости света в зависимости от увеличения расстояния. Допустим, что есть источник света, который работает на полную мощность. Объект стоит от него на расстоянии двух метров. А как изменится освещение объекта, если он отойдет на 2 метра от источника света. многим может показаться, что освещение уменьшится в 2 раза, но на самом деле это не так.
Опираясь на закон обратных квадратов, можно сказать, что сила света будет обратно пропорциональна квадрату расстояния. Получается, что если взять расстояние 2 метра, то квадрат этого числа будет равняться 4, а так как нам необходимо обратно пропорциональное значение, то мы получим 1/4. Получается, что на расстоянии 2 метра от источника света освещение уменьшится на 1/4. На расстоянии 3 метра интенсивность освещенности уменьшится до значения 1/9, так как квадрат числа 3=9, а обратная пропорциональность дает значение 1/9.
Таким образом, можно построить таблицу, которая будет описывать интенсивность света в зависимости от источника света до объекта.
Практика
В фотографии описанный выше закон влияет на экспозицию. Можно говорить о том, что первоначальное падение освещенности объекта происходит быстро, но чем дальше удаляется объект, тем падение освещенности уменьшается. Для наглядности можно взглянуть на схему, которая демонстрирует процентное отношения падения освещенности на расстоянии 10 метров:
Можно заметить, что с первого по второй метр интенсивность света уменьшается на целых 75%, но затем, с 4 по 20 падает только лишь на 5%.
Экспонирование
Мы разобрались с тем, что чем объект съемки находится ближе к источнику света, тем сильнее он освещен, а чем он находится дальше, тем, соответственно, освещен он слабее. Основываясь на имеющихся данных, можно сказать, что для создания снимка с нормальной экспозицией при близко стоящем к источнику света объекте, следует использовать значение диафрагмы F16. Закрытая диафрагма отсечет часть света, которая в данном случае может дать переэкспонирование. В том случае, если объект расположен достаточно далеко, диафрагму желательно открыть до значения F4. Это позволит большему количеству света пройди сквозь объектив и попасть на матрицу. При одинаковой выдержке обе фотографии должны смотреться примерно одинаково, так как диафрагмой мы уравняли количество света, попадающего на сенсор камеры.
Это позволяет примерно рассчитать, на каком расстоянии от источника света какое значение диафрагмы следует использовать:
Освещение одного объекта
Теперь поместим значения диафрагмы на верхнюю часть схемы и представим, что источником света освещена модель, которая постоянно двигается в кадре. Вы наверняка заметил, что чем ближе объект съемки находится к источнику света, тем чаще происходят колебания числа F. Это значит, что если наша модель, находясь близко к источнику света, сделает шаг назад или вперед, нужно перестраивать камеру, иначе снимок получится или пересвеченный или слишком темный.
Расположив модель на расстоянии от 6 до 9 метров, можно позволить ей ходить во все стороны, а вы можете сконцентрироваться на съемке и не перестраивать камеру.
Освещение нескольких объектов
При работе с несколькими объектами или моделями может оказаться, что они окажутся неравномерно освещены. Например, расположив объекты съемки близко к источнику света, они окажутся в диапазоне от F22 до F11. Это значит, что некоторые объекты могут оказаться пересвечены, а некоторые слишком темные:
Если же переместить те же объекты на расстояние 7-9 метров от источника света, все они окажутся в одной световой зоне и будут освещены одинаково:
Освещение фона
Часто в съемке необходимо, чтобы одни предметы были светлее других. Это часто используется при работе с фоном. В таком случае можно поместить модель значительно ближе к источнику света, чем фон. При таком построении кадра фон будет казаться темным, а модель светлой.
Чтобы получить одинаковое освещение модели и фона, их необходимо расположить подальше от источника света и поставить недалеко друг от друга:
Вывод
На самом деле то, что было описано в статье — это лишь основы закона обратных квадратов. Он на самом деле намного более запутанный. Дело в том, что в нем очень много переменных. К ним относится мощность источника света, несколько источников, скорость затвора камеры, дополнительные линзы и многое другое. Зная основу, всегда можно продолжить изучение. Даже описанная выше информация, при правильном её использовании может помочь делать более качественные снимки.
На основе материалов с сайта: http://photomotion.ru
www.takefoto.ru
Работаем со светом и объемом
При работе с солнечным светом есть мало способов регулирования освещения и создания объема. В распоряжении фотографа лишь отражатели. Создавать какие-то заслоны с отверстиями для проходящего света — это трудоемкая и малоэффективная работа. Как же подчеркнуть объем при съемке на улице с ярким солнечным светом?
Попробуем смоделировать ситуацию. У нас есть объект, который находится в свете солнца. Он может лежать у стены, на дороге или на специальном постаменте. Это не важно.
Вполне вероятно, что свет будет падать не с той стороны или его интенсивность будет не такой как надо. Чтобы взять под контроль освещение, воспользуемся отражателем. Теперь наша сцена нормально освещена, но тени слабые. Их необходимо проявить для создания более выраженного объема.
Возьмем кусок пенопласта, кирпич или любой предмет, который подойдет по размеру и расположим его слева за кадром. Он теперь отбрасывает тень на наш объект съемки. Кадрируем снимок таким образом, чтобы не было видно, что это тень постороннего предмета. Картина стала интереснее, но всё же в ней чего-то не хватает. Следует взять темную ткань или специальный “черный” отражатель. Разместим его с той стороны, откуда падает тень. Это обрежет часть света.
Тени стали глубже. Контраст увеличился, но всё же кое что в снимке остается не гармоничным. Лобовая часть слишком светлая. Можно бесконечно экспериментировать с положением отражателем. В данном примере белый отражатель расположился слева, а черный пришлось держать над сценой.
В итоге получилась контрастная, сбалансированная сцена с глубокими тенями и отличным объемом. Провалов в тенях нет. Слишком яркие участки также отсутствуют. Баланс выдержан, есть и акценты на контуре черепа и детализация на глазу, трещинах и прочих ключевых элементах.
www.takefoto.ru