Рассеивающий свет – рассеянный (диффузный) и акцентный (направленный) свет

Содержание

рассеянный (диффузный) и акцентный (направленный) свет

Когда имеешь дело с количеством света, нужно всегда учитывать его качество, а также разницу между рассеянным (диффузным) и акцентным (направленным) светом. Мы расскажем подробнее об эффектах, восприятии и применении диффузного и акцентного света.

Мы знакомы с этим фактом, сталкиваясь с ним в обычной повседневной жизни: с направленным солнечным светом в ясный день и рассеянным, когда небо затянуто тучами. Качественные характеристики одинаковы: почти бестеневой окружающая обстановка получается когда небо в тучах, и ситуация с сильными контрастами — драматический световой эффект: игра света и тени — в яркий солнечный день.

акцентный (направленный) и диффузный (рассеянный) свет

Рассеянный свет (диффузный свет)

Рассеянный свет получается тогда, когда большая поверхность испускает свет. Она может быть очень обширна. Например, плоские поверхности, такие как небо, в светлое время суток или в случае искусственного освещения, это могут быть световые потолки.

В пространствах интерьеров рассеянный свет может отражаться от потолков и стен, тогда световой эффект получается равномерный, мягкий. Он освещает все пространство, и делает объекты видимыми. Особенностью рассеянного света является способность создать минимальные тени и отражения.

Рассеянный свет чаще всего используется в общественных пространствах: учебных заведениях, больницах, офисах, торговых центрах и других местах, где человек должен легко ориентироваться, видеть полностью пространство, чувствовать себя в безопасности, спокойно и комфортно.

рассеянный (диффузный) свет

 Акцентный (направленный) свет

Акцентный (направленный) свет испускается точечным источником света. Если проводить аналогию с природными условиями, то это солнце. В искусственном освещении направленный свет представляет собой компактный источник света.

Основное свойство направленного света в том, что он создает явные тени от объектов и предметов. Также акцентный свет является причиной возникающих на зеркальных и глянцевых поверхностях бликов. Блики вызывают зрительный дискомфорт, поэтому в интерьерах нужно разумно использовать направленный свет в сочетании с бликующими предметами.

Долгое нахождение в помещениях, где сильный световой контраст, вызывает дискомфорт и усталость глаз. Резкие тени и блики особенно заметны, когда основное освещение достигается малым количеством рассеянного света. Например, дневной свет отношение солнечного света к свету от неба (акцентный свет по отношению к диффузному) находится примерно в диапазоне от 5:1 до 10:1. Комфортным для интерьеров и жилых помещений является соотношение между общим освещением и акцентным — не менее 1:3. При больших перепадах находиться в таких интерьерах будет не комфортно.

Акцентный (направленный) свет применяют в бутиках, галереях и музеях, шоурумах, театрах, концертных площадках и подобных местах, где нужно привлечь внимание зрителей к определенному объекту, выделить его на фоне других.

акцентный (направленный) свет

Комфортное освещение в интерьерах — рассеянный и направленный свет

В интерьерах (помещениях) мы можем создать такое соотношение акцентного и рассеянного света, чтобы чувствовать себя комфортно. Доля рассеянного света уменьшается, когда потолок и стены освещены слишком малым количеством света или когда свет падает на поверхность, которая его поглощает (за счет низкого отражения). Такой эффект с акцентным светом можно применять для создания драматического эффекта. Этот подход используется для презентации объектов (выставки, магазины, бутики), а также в архитектурном освещении, когда согласно концепции нужно достичь драматического пространственного эффекта.

сочетание акцентного (направленного) и диффузного (рассеянного) света

сочетание акцентного (направленного) и диффузного (рассеянного) света

Акцентный свет не только создает тени и отражения, он открывает новые горизонты для светодизайнеров. Они могут выбрать нужный угол светового луча и необходимое направление для реализации задачи. Если свет рассеянный, диффузный, то его эффект применяется на все пространство и зависит от положения светильника в пространстве.

Тут то и лежит один из наиболее прогрессивных аспектов световых технологий. Во времена использования свечей и масляных ламп, свет был тесно связан с местоположение светильника (распространялся в непосредственно близости от источника). Сейчас таких проблем нет. Можно добиться нужного уровня освещенности в требуемой части пространства. А значит, мы можем залить помещение светом или смоделировать нужные световые условия. Уровень освещенности задается требуемым задачам, которые выполняются в том или ином пространстве или его отдельной зоне.

 

Ознакомиться с основными светотехническими понятиями

По материалам книги ERCO.

www.o-svet.ru

Направленный и рассеянный свет

2016-03-21

Прежде чем говорить о назначении направленного и рассеянного света в доме, давайте разберемся подробнее, в чем заключается принципиальная разница между ними.

Прямой, отраженный и рассеянный свет

Итак, рассеянный свет получается в результате отражения световых лучей от поверхностей стен и потолка, что приводит к их активному рассеиванию в пространстве. Ниже приводятся основные свойства такого освещения, которые необходимо учитывать при использовании его в интерьере дома:

  • Рассеянное освещение принято считать самым мягким и комфортным для наших глаз. По этой причине такой свет идеален для тех зон домашнего интерьера, которые предназначены для расслабления и отдыха. С помощью одного только такого светильника, излучающего рассеянные световые лучи, можно создать особенно уютную, умиротворенную атмосферу, предрасполагающую к теплому семейному времяпровождению и дружеским посиделкам.
  • Рассеянный свет приглушает тени в пространстве и сглаживает визуальные дефекты в нем. Этим свойством нередко пользуются дизайнеры интерьера, доводя свои проекты до совершенства.

Рассеянный свет

Направленный свет — это тот, где все световые лучи направлены непосредственно на конкретную поверхность или объект. В отличие от рассеянного, направленный свет отличается тем, что:

  • Он подчеркивает объемность предметов в пространстве, но при этом подчеркиваются и недостатки в интерьере.
  • Направленное освещение, как нельзя лучше, способно создать рабочую атмосферу в пространстве, поддерживать бодрый настрой в течение долгого времени.

Направленный свет

Что же касается использования и того, и другого освещения в интерьере, то зная все вышеупомянутые свойства, мы легко можем управлять атмосферой в доме и регулировать ее в зависимости от наших потребностей.

Рассеянное освещение в домашнем интерьере наиболее распространенное и используется как:

  • Центральный верхний свет в комнате. Такие световые лучи создают такие условия в пространстве, которые оптимальны для длительного и комфортабельного пребывания в нем. Чаще всего, плафоны центральной люстры направлены вверх, где световые лучи отражаются от потолка и рассеиваются в воздухе. По этой причине распространенными цветами для потолка являются белый и близкие к нему, так как черный и темные цвета способны полностью поглощать световые лучи.
  • Локальный свет в комнате. Светильники рассеянного света, настенные, настольные или торшеры, кроме дополнительного освещения создают идеальную для отдыха атмосферу лишь в одной части комнаты.
  • Нижняя подсветка. Настенные или точечные светильники, невысокие торшеры в виде напольных ваз, излучающие рассеянное освещение имеют незначительную яркость света, зато создают особую гармонию в интерьере. Стоит заметить, что с точки зрения внешней привлекательности нижняя подсветка является наиболее эстетичной.

Направленное освещение применяется преимущественно в тех участках дома, которые предназначены для деятельности, поэтому оно используется как:

1. «Рабочий свет» на кухне в зоне, предназначенной для приготовления пищи. Это либо поверхность столешницы рабочей зоны, либо поверхность так называемого «кухонного острова», на котором выполняется основная часть всех задач по приготовлению еды.

2. Интенсивное освещение поверхности рабочего стола, где выполняются задачи, требующие особой концентрации внимания и наилучшей освещенности.

3. Свет, зонирующий пространство комнаты. Этот прием особенно актуален для больших по площади комнат или квартир-студий. Дизайнеры интерьера не спроста часто используют такой свет для этих целей, ведь направленная подсветка стен с потолка визуально раздвигает их, делая зону зрительно просторнее. Акцентирование объектов в пространстве с помощью направленного света также визуально расширяет границы комнаты.

4. Подсветка определенных объектов в помещении — картин, панно, инсталляций и иных предметов, представляющих важность для владельцев дома.

Учитывая преимущества и того, и другого вида света, стоит заметить, что создать идеальный проект освещения в доме, построенный лишь на одном из них, практически невозможно. Для создания комфортабельного, функционального, благоприятного для здоровья глаз и душевного равновесия пространства просто необходимо рационально сочетать рассеянное и направленное освещение в доме.

svetguru.ru

Что такое рассеянный свет 🚩 какие лампы дают рассеянный свет 🚩 Естественные науки

Понятие рассеянного света

Рассеянный свет в действительности является отраженным светом, так как прежде, чем рассеяться, он был отражен от чего-либо. Вечером постепенно гаснущий рассеянный свет солнца позволяет видеть предметы уже после того, как солнце скрылось за горизонтом. Его лучи рассеиваются в атмосфере и обеспечивают ровное, слабое, не имеющее определенного источника освещение.

Тот свет, который не имеет ни направления, ни источника, идеально подходит под описание рассеянного света, но в реальном мире такого света не может существовать. Поэтому рассеянным светом называют неяркое, нерезкое освещение.

Рассеянный свет используется в лампах-ночниках, но есть среди них и устаревшие модели с направленным светом.

Как использовать рассеянный и отраженный свет

В жилом помещении практически никогда не используют направленный свет, так как он создает очень резкие тени, и от перепадов зон света и тени будут быстро уставать глаза. Если же направленный луч дома все же требуется, лучше использовать его в сочетании с рассеянным светом, чтобы не было резких вредных для зрения контрастов.

Для основного, верхнего освещения комнаты лучше всего подходят приборы рассеянного света. Это освещение не вредит глазам и наиболее для них приятно. Рассеянное освещение дает светильникам гораздо большие преимущества, чем направленный свет.

Самые мягкие и комфортные для глаз в жилом помещении, где не нужно заниматься работой — светильники отраженного света. Лучи из такого светильника направлены на потолок или стены, которые отражают свет. Происходит это только в том случае, если поверхность окрашена в светлые тона, так как темная свет не отражает, а поглощает. Особенно хороши такие светильники в помещениях, выложенных кафелем и имеющих множество других отражающих поверхностей.

Рассеянный свет в прочих сферах

В фотографии рассеянный свет используют при предметной съемке. Он приглушает тени и делает объект лучше видимым. Чтобы добиться рассеянного света, перед вспышкой или лампой помещают кальку, белую бумагу, тонкую белую ткань.

Для того, чтобы создать растению рассеянный свет, достаточно прикрыть его от солнца на окне листом белой бумаги. Если же освещение недостаточно, рассеянного света добиваются при использовании ламп дневного света.

Существуют домашние растения, которые нуждаются в хорошем освещении, но при этом болеют от прямого солнца, так как оно обжигает их нежные листья. Для таких цветов нужен рассеянный свет, и их притеняют, защищая белой бумагой или тканью.

www.kakprosto.ru

Рассеянный свет — Карта знаний

  • Рассе́янный свет — свет, равномерно и одинаково освещающий все поверхности объекта, вследствие чего на них отсутствуют тени, блики и рефлексы. Такое освещение передаёт на фотографии соответствующими тонами только форму и цвет объекта. Из-за отсутствия теней и полутеней объект на рисунке кажется почти плоским.

    Рассеянный свет создаёт солнце, закрытое облаками. Такое же освещение создаёт электролампа из молочного и матового стекла в рефлекторе с матированной поверхностью или с рассеивающим экраном перед источником света. Рассеянный свет даёт мягкое освещение, отчего фотографии получаются малоконтрастными.

    Однако вышеперечисленные свойства рассеянного света являются незаменимыми в других областях.

    (см. Металлогалогенная лампа).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Напра́вленный свет — свет, дающий на объекте резко выраженные света́, тени и в некоторых случаях блики. Направленный свет освещает только поверхности объекта, обращённые к источнику света. Остальные его поверхности находятся в тени. Полуте́нь — слабо освещенное пространство между областями полной тени и полного света. В оптике рассматривается тот случай, когда полутень образуется за непрозрачным телом при освещении его источником света, размеры которого сравнимы как с размерами тела, так и с расстоянием между источником и телом. Полутень представляет собой периферию (внешнюю часть) затемненной области. В области полутени видна только часть источника света. Этим она отличается как от полной тени, в которой источник совсем не… Блик — элемент светоте́ни — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности. Возникает вследствие зеркального или зеркально-диффузного отражения яркого источника света, чаще всего солнца, на предмете. Ко́нтровый свет, Контражур — освещение в фотографии и живописи, при котором источник света располагается позади объекта и очень силен либо близко расположен. Такое освещение создает линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта. Контровый свет используется художниками и фотографами в тех условиях, когда необходимо передать чёткий контур объекта, а не его форму, например при фотосъёмке силуэтов. Контровый источник света можно… Софтбокс — насадка на источник света, предназначенная для создания мягкого рассеянного освещения без резких бликов. Используется в студийной фотосъёмке.

Упоминания в литературе

При создании интерьера дизайнер пользуется различными видами световых потоков. Во-первых, это точечные осветители. Лучи такого осветителя расходятся из обособленной локализованной точки, которая располагается на потолке либо на стене. Световой поток в данном случае может быть как направленным, так и свободным (кстати, торшеры, бра и настольные лампы тоже относятся к точечным источникам). Вторым типом светового потока является рассеянный свет люминесцентных ламп или ламп накаливания. Нельзя не учитывать и рассеянное освещение, возникающее за счет отражения прямых световых лучей предметами окружающей обстановки. Яркий направленный свет при этом приобретает мягкость и естественную окраску. Поэтому в конструкцию некоторых осветительных приборов входят отражатели, которые адаптируют световые потоки, делая их более приятными для зрения человека. Свет, доходящий до человека (разумеем как видимые, так и невидимые лучи), может быть троякого происхождения. На Землю падают прямые солнечные лучи, которые мы стараемся видеть возможно реже. Оси наших глаз обычно направлены горизонтально, и Солнце стоит перед глазами только на восходе и закате. Днем непрерывно к нам в глаза доходят рассеянные солнечные лучи. Небесная лазурь – результат рассеяния солнечных лучей молекулами воздуха. Если рассеивающие частицы очень малы, то более всего рассеиваются лучи с короткими длинами волн (в видимом спектре – синие и фиолетовые). Иначе обстоит дело, если частицы крупные, тогда довольно сильно рассеиваются и более длинные волны. В этом очень легко убедиться, закурив папиросу. Цвет дыма папиросы, выходящего с зажженного конца, голубой, а со стороны мундштука – белый. Объясняется это тем, что частицы дыма, пройдя толщу табака, слипаются, становятся крупными. Точно так же рассеянный свет облаков, состоящих из крупных капелек влаги, белый, в то время как цвет чистого неба голубой. Если бы Земля была без атмосферы, мы видели бы Солнце на совершенно черном небе. Известно ли вам, что небо светится поляризованным светом! Рассеянный свет неба – не что иное, как свет солнца, который множество раз отразился от молекул газов, составляющих воздух, преломился в капельках воды и кристалликах льда. Отражения и преломления и приводят к поляризации света. Наиболее ярко этот эффект проявляется, когда небо ясное и солнце стоит невысоко. Рассматривая такое небо через полароидный фильтр, можно заметить, что его яркость в зените изменяется при повороте фильтра вокруг своей оси, а у горизонта в направлениях около 90° от солнца небо более темное, чем в направлении на солнце (осторожно, нельзя долго смотреть прямо на солнце!). В настоящее время лечение поляризованным светом с успехом применяют в ведущих клиниках мира при различных офтальмологических заболеваниях, у больных вегето-сосудистой дистонией, церебральным арахноидитом и другими недугами. Это еще раз подтверждает, что новое – это хорошо забытое старое, и на многие вопросы следует искать ответы у предков. Ведь еще древние индийские целители применяли поляризованный свет для лечения заболеваний глаз, рекомендуя больным наблюдать отражения солнца, луны и звезд в воде! А также наблюдать за небом. Ведь оно тоже светится поляризованным светом! Рассеянный свет неба – это не что иное, как свет солнца, многократно отраженный от молекул газов, составляющих воздух, и преломленный в капельках воды и кристаллах льда. Отражения и преломления и приводят к поляризации света. Наиболее ярко этот эффект проявляется, когда небо ясное и солнце стоит невысоко. Рассматривая такое небо через поляроидный фильтр, вы сможете заметить, что яркость неба в зените изменяется при повороте фильтра вокруг своей оси, а небо у горизонта в направлениях около 90° от солнца более темное, чем в направлении от солнца (осторожно, не смотрите долго прямо на солнце!). Известно ли вам, что небо светится поляризованным светом? Рассеянный свет неба – это не что иное, как свет солнца, который множество раз отразился от молекул газов, составляющих воздух, преломился в капельках воды и кристалликах льда. Отражения и преломления и приводят к поляризации света. Наиболее ярко этот эффект проявляется, когда небо ясное и солнце стоит невысоко. Рассматривая такое небо через поляроидный фильтр, вы сможете заметить, что яркость неба в зените изменяется при повороте фильтра вокруг своей оси, а небо у горизонта в направлениях около 90° от солнца более темное, чем в направлении от солнца (осторожно, не смотрите долго прямо на солнце!).

Связанные понятия (продолжение)

Рефле́кс (лат. reflexus — прил. отражённый, сущ. отражение) — оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов. Акцентное освещение (англ. accent lighting)— фокусирование света в определенном месте или на определенном объекте. Главной задачей такого освещения является привлечение внимания к освещаемому объекту. В большинстве случаев эффект достигается созданием контраста между объектом и общим фоном, на котором рассматривается объект. Ра́дуга — атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении ярким источником света (в природе Солнцем или Луной — см. лунная радуга) множества водяных капель (дождя или тумана). Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра видимого излучения (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре (возможно, вслед за Ньютоном, см… Те́ни — элемент светоте́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими. Дневной свет — совокупность прямого и косвенного солнечного света в течение дня, складывается из направленного света прямых солнечных лучей, рассеянного света от безоблачного неба и света, рассеянного облаками. При этом дневной свет не учитывает лунный свет, несмотря на то, что последний является косвенным солнечным светом. Сумеречные лучи — название лучей солнечного света, которые проходят через промежутки в облаках или через другие объекты и формируют видимые «световые столбы» или «волны». Сумеречные лучи являются видимыми благодаря тому, что область пространства с освещённым Солнцем воздухом чётко отделена от затенённого пространства. Сумеречные лучи по своей природе и визуально очень подобны противосумеречным лучам (англ. anticrepuscular rays), но в отличие от них видны со стороны Солнца и визуально «истекают» из… Щётка Гайдингера — энтоптический феномен, впервые описанный австрийским физиком Вильгельмом фон Гайдингером в 1844 году. Коронограф (от лат. corona — венец) — телескоп, позволяющий наблюдать солнечную корону вне затмений. Световой короб (лайтбокс, англ. lightboxes) — светотехническое изделие, которое представляет собой объемную конструкцию с лицевой поверхностью из транслюцентного материала (пропускающего свет), с боковинами и тыльной (задней) поверхностью из металла или пластика ПВХ (поливинилхлорида). Внутри светового короба установлен источник света, который освещает лицевую поверхность. Световые короба широко применяются как в наружной рекламе, так и в интерьерной. Этот вид вывески прекрасно заметен как днем… Темнота́ — относительное отсутствие видимого света; понятие, противоположное яркости. Явление темноты приводит к появлению чёрного цвета в цветовом спектре. Когда нет света, палочки и колбочки внутри глаза не стимулируются, в результате клетки фоторецепторов не посылают в мозг никакой реакции, как они это делают при раздражении их светом какой-либо определённой частоты и длины волны. При плохой освещённости восприятие глаз становится ахроматическим, а в случае темноты — чёрным. Эмоциональная реакция… Диффу́зное излуче́ние не́ба — солнечное излучение, достигающее земной поверхности после того, как оно было рассеяно на молекулах или твёрдых частицах в атмосфере. Из всего излучения Солнца, рассеивающегося в атмосфере, около двух третей в конечном счёте достигает Земли как диффузное излучение (если Солнце находится высоко над горизонтом, рассеивается не менее 25 % падающего излучения). Полоса́ Алекса́ндра (тёмная полоса Александра, Александрова полоса, Александрова область) — атмосферное оптическое явление, наблюдающееся совместно с радугами первого и второго порядков и представляющее собой тёмную полосу неба, располагающуюся между ними. Возникает из-за различий в угловых распределениях интенсивности света, рассеиваемого каплями воды при одно- и двукратном внутреннем отражении в них. Своё наименование получила по имени древнегреческого философа Александра Афродисийского, впервые… Небо (производные небеса, небосвод) — всё видимое над Землёй пространство. Происходит от греч. Νέφος — облака (далее лат. Nebula — пар, туман, дым, облако; нем. Nebel — туман), в первоначальном значении «небо неясное или облачное». Светографика (англ. light graphic) — техника фотографии, основанная на съёмке в темноте и экспонировании сюжета при помощи перемещаемых вручную источников света на длительной выдержке. При этом светящиеся объекты и следы от них могут использоваться в качестве части сюжета или для освещения других предметов в поле зрения фотоаппарата. Белый свет — электромагнитное излучение видимого диапазона, которое вызывает у наблюдателя с нормальным цветовым зрением световое ощущение, нейтральное по отношению к цвету. Спектр белого света может быть как непрерывным (например, тепловое излучение тела, нагретого до температуры, близкой к температуре фотосферы Солнца, около 6000 К), так и линейчатым; в последнем случае спектр белого света составляют как минимум три монохроматических излучения, вызывающих отклик у светочувствительных клеток человеческого… Торше́р (фр. torchère от torche — факел) (непр.: торшет) — напольный светильник, применяемый в жилых и служебных помещениях, а также на улице. Представляет собой разновидность светильника на высокой подставке, с абажуром, закрывающим источник света. Благодаря абажуру торшер излучает неяркий, рассеянный свет, который не утомляет глаза. Также из-за этой особенности торшеры широко применяются в дизайне интерьера для создания атмосферы уюта. Гало́ (от др.-греч. ἅλως — круг, диск; также а́ура, нимб, орео́л) — оптический феномен, светящееся кольцо вокруг источника света. Солнцезащитные очки — очки, надеваемые для защиты глаз от солнечного света и ультрафиолетовых лучей. Они также могут улучшать зрение — если линзы с диоптриями окрашены, поляризованы или затемнены. Парселена (от др.-греч. παρά, para — около и selēnē, selene — Луна; также известное как «ложная Луна») — относительно яркий светящийся участок на лунном гало. Возникает вследствие преломления лунного света в плоских шестиугольных кристаллах льда в перисто-слоистых облаках.

Подробнее: Ложная луна

Светоте́нь — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей. Ви́димое излуче́ние — электромагнитные волны, воспринимаемые человеческим глазом. Чувствительность человеческого глаза к электромагнитному излучению зависит от длины волны (частоты) излучения, при этом максимум чувствительности приходится на 555 нм (540 ТГц), в зелёной части спектра. Поскольку при удалении от точки максимума чувствительность спадает до нуля постепенно, указать точные границы спектрального диапазона видимого излучения невозможно. Обычно в качестве коротковолновой границы принимают… Эффект Ви́льсона — изменение видимой формы солнечного пятна в зависимости от его положения на диске Солнца. Состоит в том, что, если пятно находится вблизи лимба Солнца, ближайшая к лимбу сторона полутени пятна кажется толще, чем удалённая от неё. Фотометр Люммера-Бродхуна — измерительный прибор, использующий для визуального сравнения освещённости, даваемой двумя источниками, специальное оптическое устройство — кубик Люммера. Интерфере́нция в тóнких плёнках – явление, которое возникает в результате разделения луча света при отражении от верхней и нижней границ тонкой плёнки. В результате возникают две световые волны, которые могут интерферировать. Тонкоплёночная интерференция объясняет цветовую палитру, видимую в свете, отраженном от мыльных пузырей и масляных плёнок на воде. Это явление также является основополагающим механизмом, используемым в объективах камер, зеркалах, оптических фильтрах и антибликовых покрытиях…

Подробнее: Интерференция в тонких плёнках

Зелёный луч — оптическое явление, вспышка зелёного света в момент исчезновения солнечного диска за горизонтом (обычно морским) или появления его из-за горизонта. Ночни́к — небольшой декоративный светильник, используемый для подсветки тёмных помещений или помещений, которые становятся тёмными время от времени (например, ночью). Ночник облегчает ориентирование в помещении, предохраняя от травм; при этом он недостаточно ярок, чтобы беспокоить спящих в помещении людей. Атмосферная оптика — раздел физики атмосферы, в котором изучаются физические процессы взаимодействия оптического излучения распространяющегося в атмосфере. Атмосферная оптика занимается исследованием: физических и химических процессов, определяющих оптическое состояние атмосферы, технологии исследования окружающей среды, механизмов формирования и изменения климата, в том числе оптически значимые составляющие атмосферы и процессы, определяющие радиационный режим и климат Земли. Дифракционные лучи — линии, исходящие от ярких источников света в изображениях, которые дают зеркальные телескопы-рефлекторы некоторых систем (Ньютона, Грегори, Кассегрена, Ричи — Кретьена). Световой (или солнечный) столб (англ. Light pillar) — визуальное атмосферное явление, оптический эффект, который представляет собой вертикальную полосу света, тянущуюся от Солнца во время его заката или восхода (ночью наблюдаются также столбы от Луны, ярких планет или от наземных источников света). Явление вызывается отражением света на почти горизонтальных плоских гранях шестиугольных плоских либо столбовидных ледяных кристаллов, взвешенных в воздухе. Плоские кристаллы вызывают солнечные столбы… Зеркала́ Френе́ля (бизеркала Френеля) — оптический прибор, предложенный в 1816 г. О. Ж. Френелем для наблюдения явления интерференции когерентных световых пучков. Тума́нная ра́дуга (бе́лая ра́дуга, тума́нная дуга́) — радуга, представляющая собой широкую блестящую белую дугу, обусловленную преломлением и рассеянием света в очень мелких капельках воды. Теория ретинекса (англ. retinex theory; от retina — сетчатка и cortex — кора головного мозга) — теория цветовой константности зрения, сформулированная Эдвином Г. Лэндом в 1971 году. Ды́мка (также возду́шная или атмосфе́рная ды́мка) — равномерная световая вуаль, возрастающая по мере удаления от наблюдателя и заволакивающая части ландшафта. Дихро́идная призма — устройство, разделяющее падающий на него световой поток на несколько с различными диапазонами длин волн (цветами). Используются в трёхматричных видеокамерах и фотокамерах, а также в проекторах для разделения изображения на RGB составляющие. Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra — «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Метамери́я (или метамери́зм) — свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета. В более узком смысле, метамерией называют явление, когда два окрашенных образца воспринимаются одинаково окрашенными под одним источником освещения, но теряют сходство при других условиях освещения (с другими спектральными характеристиками излучаемого света). Атмосферная дисперсия — размывание изображения звезды или планеты при прохождении луча света через земную атмосферу, проявляющееся в виде небольшого спектрального пятнышка. Антигелий или противосолнце — редкое атмосферное оптическое явление, при котором на небе появляется яркое белое пятно — «второе солнце», расположенное на той же высоте над горизонтом, что и настоящее, но противоположно последнему. Появление антигелия обусловлено преломлением и внутренним отражением света во взвеси мельчайших кристалликов льда в атмосфере. Иногда антигелием называют слабый ореол, окружающий тень от предмета, отброшенную на облако или слой тумана. Противосу́меречные лучи́ (англ. Anticrepuscular rays) — расходящиеся веером лучи, наблюдающиеся на закате дня со стороны, противоположной Солнцу (то есть, на востоке). Противосумеречные лучи по своей природе и визуально очень подобны сумеречным лучам (англ. crepuscular rays), но в отличие от них видны со стороны, противоположной Солнцу. Иллюзия с тенью на шахматной доске (в некоторых источниках — иллюзия тени Адельсона) — оптическая иллюзия восприятия цвета, опубликованная профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном в 1995 году. На рисунке 1 изображена шахматная доска, стоящий на ней цилиндр и тень, отбрасываемая цилиндром. На первый взгляд кажется, что клетки A и B разного цвета. Однако, на самом деле, чёрно-белые клетки — просто различные оттенки серых. «Белые» клетки под тенью (включая B) являются… Друммо́ндов свет (также свет рампы, англ. limelight) — тип сценического освещения, использовавшийся в театрах в 1860—1870 годах. Интенсивное свечение получалось с помощью кислородно-водородного пламени, направленного непосредственно на цилиндр из оксида кальция (негашёной извести, англ. lime), которая может нагреваться до 2572 °C (белого каления) без расплавления. Свет производится сочетанием теплового излучения и калильного свечения. Друммондов свет давно заменён электрическим освещением, однако… Энергоэффективная ла́мпа — электрическая лампа, обладающая существенно большей светоотдачей (соотношением между световым потоком и потребляемой мощностью), например, в сравнении с классическими лампами накаливания. Благодаря этому замена ламп накаливания на энергосберегающие способствует экономии электроэнергии. Бестенево́й бокс (лайткуб, световой куб, кублайт, англ. lightcube, cubelite) — приспособление для бестеневой предметной и макросъемки. Использование бестеневого фотобокса позволяет обходиться без таких аксессуаров как: софтбокс, зонт и других рассеивателей. Главные преимущества лайткуба перед другими рассеивателями — это бестеневая съемка и отсутствие отражений пространства студии в поверхности объекта фотосъемки.

Упоминания в литературе (продолжение)

Известно ли вам, что небо светится поляризованным светом! Рассеянный свет неба – это не что иное, как свет солнца, который множество раз отразился от молекул газов, составляющих воздух, преломился в капельках воды и кристалликах льда. Отражения и преломления и приводят к поляризации света. Наиболее ярко этот эффект проявляется, когда небо ясное и солнце стоит невысоко. Рассматривая такое небо через поляроидный фильтр, вы сможете заметить, что яркость неба в зените изменяется при повороте фильтра вокруг своей оси, а небо у горизонта в направлениях около 90° от солнца более темное, чем в направлении от солнца (осторожно, не смотрите долго прямо на солнце!). Если средств недостаточно, комната небольшая и стены белые, можно не использовать рассеиватели. Чтобы получить рассеянный свет, направьте моноблок в стену или в потолок. Низкий потолок будет прекрасно отражать свет – вы получите хороший заполняющий свет. Стоимость студийного оборудования варьируется в очень широких пределах. Однако для того чтобы добиться нужного результата при съемке, вовсе не обязательно использовать самое дорогое оборудование. И с недорогим оборудованием можно получить замечательные результаты. Конечно, в первую очередь рекомендуется использовать импульсный свет. При выборе импульсного света вариантов много: от простеньких и дешевых до очень дорогих и сложных моноблоков. Пространство вокруг монитора должно быть нормально освещено. Для нормальной работы глаза необходим такой рассеянный свет, чтобы яркость окружающих предметов примерно соответствовала яркости экрана. В этом случае легко переводить взгляд с экрана на стол или стену. Лучше всего, если стол стоит боком к стене, и, подняв глаза, вы можете увидеть дальний угол комнаты. Мягкую и уютную обстановку в спальне можно создать и при помощи высоких технологий. С помощью натяжного потолка можно добиться фантастических эффектов. Современный стиль требует смелых экспериментов. Например, вместо одного светильника в центре комнаты можно расположить четыре по углам и направить их свет непосредственно в углы. Комната, наполненная таким рассеянным светом, приобретает особую интимную атмосферу. Светотехнические изделия в форме ламп различаются не только по форме, но и по направленности светового потока: с фокусирующей линзой, рассеянного света или матрицей из светодиодных кластеров. Сенполии относятся к теневыносливым растениям. Они предпочитают рассеянный свет. Прямые солнечные лучи им противопоказаны. Поскольку фиалки обитают в природе рядом с экватором, оптимальная длительность светового дня для них 11–13 часов. Средняя освещенность. Местоположения в диапазоне 1,5–2,5 м от южных, восточных и западных окон, которые не получают прямого солнечного света, а только имеют яркий, рассеянный свет. Также непосредственно перед свободным северным окном. Освещенность от 500 до 2000 люкс. При северном расположении зимнего сада также происходит экономия энергии за счет того, что ветер и холод не достигают стен жилой части. Северная сторона идеальна для устройства кабинета или оранжереи из-за равномерного рассеянного света. – располагайте ребенка под рассеянным светом – под навесом, в тени деревьев Особенности освещенности определяются и регионом. Например, для северных территорий характерны рассеянный свет, мягкие тени в отличие от южных, где все более выраженное, резкое и контрастное. К качеству воды нетребовательны. Хорошо чувствуют себя и в воде средней жесткости. Температура воды предпочтительнее от 20 до 25 °C. Желательны большое количество водной растительности и слабый рассеянный свет. Как точно и поэтично, не правда ли? Выделяются три основные составляющие, без которых гармоничный секс немыслим: мягкий, рассеянный свет, придающий таинственность, роскошные и красивые драпировки и конечно же изысканные, возбуждающие запахи.

kartaslov.ru

Рассеиватель для светильника своими руками

 

Сегодня многие осветительные приборы оснащены рассеивателями. С их помощью обеспечивается формирование светового потока необходимого качества.

Многие лампы, которые продаются сегодня в магазинах осветительных приборов, уже оснащены такими элементами. Но при желании любой человек может попробовать сделать такой элемент своими руками. Так вы не только проведете время с интересом и пользой, но и сможете оснастить любые домашние светильники подобного рода дополнением. И не надо будет бежать в магазин.

Небесполезная деталь

Любые осветительные приборы создают световой поток определенного уровня. Но его можно изменить. Для этих целей и был изобретен рассеиватель. С его помощью можно смоделировать световой поток и сделать освещение более мягким. Наиболее часто рассеиватель используется для модуляции освещения, исходящего от современных экономичных лампочек (светодиодные, люминесцентные, галогеновые и т.д.), вкрученных в светильники.

Светодиодная лампа и рассеиватель

Светодиодная лампа с рассеивателем

Особое внимание следует уделить светодиодным осветительным приборам. Светодиод дает узконаправленный и чистый свет. Поэтому смотреть на него будет не слишком комфортно. Поэтому такая ситуация подлежит исправлению с помощью рассеивателей. Это нужно делать еще и потому, что такие рекомендации прописаны в СНиП.

Обратите внимание! Исключение в плане модуляции светового потока до оптимального уровня составляют только уличные фонари, а также подсветка архитектурных сооружений.

Рассеиватель в светодиодных светильниках обязан выполнять следующие функции:

  • обеспечивать защиту светодиодов (или другого источника света) от воздействий окружающей среды;
  • создавать для глаз комфортное и правильное распределение светового потока, испускаемого лампочкой;
  • повышать долговечность осветительного изделия;
  • повышать стойкость прибора к различного рода химическим воздействиям.

Как видим, невозможно произвести обычную замену люминесцентной лампочки на светодиодный источник света. Здесь обязательно возникает необходимость дополнительно установить рассеиватель. В результате вы своими руками получите экономичный, модернизированный и безвредный светильник, свет которого подходит для комфортного пребывания в помещении во время его работы.
Для многих светильников (например, марки Армстронг, Опал и т.д.) данный элемент изготавливают из оргстекла. Из этого же материала рассеиватель вполне можно изготовить и своими руками в домашних условиях.

Материал для работы

Разноцветный поликарбонат

Поликарбонат

На сегодняшний день существует большое разнообразие материалов, из которых своими руками можно изготовить такой элемент как рассеиватель. Как правило, его необходимо делать для светодиодных типов светильников марки Армстронг, Опал и т.д.
В перечень материалов, пригодных для изготовления рассеивателя, входят:

  • поликарбонат. Способен выдерживать достаточно высокую температуру, поэтому считается менее пожароопасным чем, к примеру, акриловое стекло. Кроме этого он способен выдержать различные механические воздействия без всяких последствий для осветительного прибора. Из поликарбоната делают призматические модели рассеивателей. Чтобы повысить прочность используют монолитный поликарбонат. Этот материал будет в несколько раз прочнее стекла; Разноцветные акриловые стекла

    Акриловое стекло

  • полиметилметакрилат (ПММА). Зачастую здесь используется акриловое стекло. Из ПММА можно сделать своими руками матовые (опаловые) рассеиватели. В данном случае материал имеет высокую степень прозрачности (иногда даже лучше, чем обычное стекло). Для ПММА также описана высокая стойкость к старению. Рассеиватели из акрилового стекала делают для светильников внутри помещения. С его помощью можно придать дизайну осветительного прибора большую оригинальность, сделав его изюминкой осветительной системы;

Обратите внимание! Стойкость к старению очень актуальна для светодиодных светильников, так как этот источник света также имеет один из наиболее продолжительных периодов эксплуатации (свыше 50 тыс. часов). Особенно часто такие рассеиватели встречаются на лампах Опал и Армстронг.

Разноцветный полистирол

Полистирол

  • полистирол. Этот материал также обладает всеми необходимыми свойствами для того, чтобы из него были изготовлены рассеиватели.

Все перечисленные выше материалы представляют собой альтернативу для стандартного силиконового стекла. Они успешно используются в качестве рассеивателя для всех светильников светодиодного типа (Опал, Армстронг и другие). При правильном подходе из любого материала, указанного выше, можно изготовить своими руками качественный рассеиватель.

 

Что нужно знать

Монтаж рассеивателя

Установка рассеивателя

Если вы решили своими руками соорудить рассеиватель для светодиодного типа осветительного прибора (Армстронг, Опал и т.д.), необходимо выбрать не только материал для изготовления, но и определиться с другими параметрами:

  • цвет;
  • структура поверхности;
  • форма.

Рассеиватель для светильников, выполненный своими руками, будет иметь различные варианты конструкции, отличаясь по цвету, форме и своей структуре.

Матовый рассеиватель

Матовый элемент

Эти элементы конструкции светильника могут различаться в зависимости от типа монтажа:

  • на накладной корпус лампы;
  • на подвесных потолках;
  • универсальный.

Кроме этого отдельную группу составляют светорассеиватели, предназначенные для установки на фары различных транспортных средств, а также не стандартные осветительные приборы.
Конструкция светорассеивателей может быть следующей:

Призматический вариант

Призматическая структура

  • с матовой поверхностью. Это самая дорогая модель. Их особенностью является пропускание через себя чуть более половины светового потока (примерно 60 %). В результате свет становится более мягким, теплым, что повышает его комфортность для глаз;
  • с призматической структурой. Здесь происходит пропускание почти всего светового потока (до 90%). Это возможно благодаря рифленой поверхности и прозрачности материала. В результате свет преломляется о рифленую поверхность, что позволяет рассеивать свет по всему пространству помещения.

Теперь, когда мы выяснили все важные моменты строения и работы светорассеивателя, можно приступать и к описанию его изготовления.

Делаем самостоятельно

Чтобы изготовить светорассеиватель, вам понадобится исходный материал из вышеприведенного перечня. Кроме этого нужны будут и инструменты:

  • резак;
  • стеклорез;
  • нихромовая нить;
  • дрель с набором сверл для работы с различными типами стекол;
  • строительный фен.

Обратите внимание! Выбор материала и инструментов зависит от того, какой конечный результат вы хотите получить.

Также вам необходим будет постоянный источник света для проверки готового самодельного изделия.
Процедура изготовления состоит и таких последовательных операций:

  • выбираем матовое или прозрачное стекло;
  • вырезаем из исходного материала светорассеиватель нужного нам диаметра. Размер этого элемента определяется габаритами осветительного прибора. А если быть точнее – плафоном и источником света; Обрезка стекла

    Вырезам из стекла

  • если нужно, с помощью строительной тепловой установки нагреваем заготовку и придаем ей выпуклую форму;
  • затем даем ей время на остывание. Рассеиватели для светильников

    Готовый рассеиватель

Теперь осталось закрепить светорассеиватель на светильнике. Для крупных ламп, типа Армстронг, данный элемент прикрепляют к алюминиевым профилям. Каркас из профиля может иметь круглую или прямоугольную форму. Первый тип часто используется для домашних светильников и автомобильных фар, а вот второй вариант – для офисных помещений и коридоров.

Для уличных светильников важно сделать такой рассеиватель, чтобы он выдерживал различные климатические условия места своей эксплуатации.
Как видим, сделать светорассеиватель для светодиодного типа осветительных приборов не так уж сложно. Здесь главное определиться с типом исходного материала, а также с конечным результатом, какой свет вам необходимо сделать — рассеянный или приглушенный. После этого дело остается за малым.

 

1posvetu.ru

Световой поток. Точечный, рассеянный и отраженный свет

Световой поток – это термин, косвенно характеризующий, какое количество света излучает осветительный прибор и каким образом  этот свет распределяется в пространстве. Единица светового потока – люмен (лм).

Что бы грамотно спроектировать освещение, необходимо не только определиться с его мощностью, но и подобрать светильники таким образом, что бы освещение было функциональным.

Точечный свет

Световой поток исходит из локализованной точки, находящейся либо на потолке, либо в среднем или нижнем уровне. Источником точечного света могут быть настольные лампы, торшеры и потолочные светильники, чаще всего встроенные. Световой поток от точечного светильника всегда имеет четкую границу, как у театральных софитов.

точечный источник света светильник

Точечный источник света – мощный инструмент для декорирования пространства

Точечный свет бывает направленным и ненаправленным, в зависимости от назначения светильника. Например, при разработке настольных ламп основные усилия дизайнеров сосредоточены на организации регулируемого точечного света.

При выполнении мелкой работы предпочтительней направленное освещение, т.к. чем большей направленностью обладают лучи света, тем резче падающие тени, тем отчетливее различаются формы предметов.

Правила расположения источников точечного света

  • Высота точки света настольной лампы равная 30-40 см от поверхности стола считается идеальной
  • Для ночника достаточно 15-25 см.
  • При работе на швейной или вязальной машине светильник лучше располагать сзади в 30-40 см от машины или слева.

расположение светильников

  • Лампа торшера должна находиться в 120-130 см от пола и в 30-40 см от сидящего человека.
  • Предельное положение угла излучения источника света должно обеспечивать достаточную яркость освещаемого пространства, но при этом не ослеплять человека.
  • При размещении точечных светильников над кроватью, убедитесь, что лампы прикрыты матовым стеклом, которое рассеивает свет.

Рассеянный прямой свет

Рассеянный прямой свет дают лампы с большой светящейся поверхностью, например, люминесцентные лампы или шарообразные светильники не прозрачные, но хорошо пропускающие свет.

Люминесцентные лампы обычно устанавливают на высоте 120 см от поверхности рабочего стола или на потолке. Подробнее про достоинствах и недостатках люминесцентных ламп в этой статье.

Рассеянный прямой свет от светильников

Примеры светильников, дающих рассеянный прямой свет

Шарообразные светильники с матовыми, но хорошо пропускающими свет плафонами – отлично подойдут для развески над обеденным столом. Они не только хорошо осветят поверхность стола, но и прилегающее пространство. Если же вы наоборот хотите сделать зонирование обеденной группы, тогда вам нужен светильник с плотным абажуром, который высветит именно столовую зону.

Светильники с рассеянным прямым светом можно размещать на любой высоте, даже на полу, в зависимости от желаемого результата.

Отраженный свет

Если оглядываться на природу, то он самый безвредный. Именно поэтому в большинстве современных светильников ставят системы отражателей. Поток света от лампы сначала бьет в них, потом отбрасывается на потолок и лишь затем рассеивается в пространстве.

Отраженное освещение практически не дает теней, вследствие чего формы предметов различать труднее, такое освещение не пригодно для выполнения какой-либо мелкой работы.

С помощью света можно разграничивать жилое пространство, высвечивать те или иные зоны в помещении, расставлять акценты в интерьере. Это достигается использованием разных видов источников света и их многоуровневым размещением в жилом пространстве.

Статьи по теме “Освещение”

Поделиться ссылкой:

www.live-design.ru

Светильники рассеянного света — особенности и виды

Главная / Освещение / Лампы, люстры, светильники / Особенности и виды светильников рассеянного света

Если вы хотите создать у себя в доме комфортное освещение, нужно очень тщательно подбирать осветительные приборы, которые будут смонтированы. Есть несколько вариантов освещения, каждый из которых предназначен для решения собственных задач. При этом, светильники рассеянного света являются практически неотъемлемой частью любого интерьера и встречаются намного чаще, чем все остальные варианты.

Особенности

Обычно, подобные приборы распределяют лучи не направленно, а во все стороны. Большая их часть уходит в нижнюю полусферу, а меньшая направлена вверх, что позволяет равномерно осветить помещение. Рассеянный свет является наиболее комфортным в плане восприятия и поэтому, без такого источника не обходится практически ни один интерьер.

Чаще всего, он представляет собой расположенную по центру помещения люстру, обязательно имеющую плафоны или абажур. Иногда применяется немного другой подход: плафоны направлены в потолок и лучи, попадая на эту поверхность, отражаются от нее и освещают комнату.  Такой свет называют отраженным, хотя, его можно отнести и к рассматриваемой категории.

Существует несколько способов использования таких моделей осветителей. В зависимости от задумки дизайнера, с их помощью можно добиться разных визуальных эффектов – от простой засветки пространства до создания локальной зоны отдыха с комфортной обстановкой. Основными сферами использования осветителей такого плана являются:

  • Основной верхний свет. Это может быть одна люстра или несколько приборов, равномерно распределенных по площади потолка.
  • Локальное освещение. В эту категорию попадают бра с плафонами, настольные лампы или торшеры, освещающие лишь одну зону в комнате или зале.
  • Напольное размещение. С точки зрения визуального восприятия, это будет наиболее красивый вариант. В основном, такие осветительные приборы представляют собой напольные модели или низко расположенные настенные модификации.

Используя разные варианты расположения, можно добиваться различных визуальных эффектов. Такими приемами активно пользуются дизайнеры, доводя создаваемые ими интерьеры до совершенства.

Использование вне жилого пространства

Существуют и промышленные модификации, создающие такие визуальные эффекты. В основном, они используются как оборудование сцены в концертных залах или театрах, в актовых залах и коммерческих помещениях, где необходимо создать комфортную или приватную обстановку. Чаще всего, они встречаются в небольших уютных кафе, где столики украшают настольные лампы. На производственных или других подобных площадях такие источники практически не используются, так как там совершенно другие требования к осветителям.

Модификации

Есть несколько разновидностей подобных устройств и каждая из них имеет свои особенности, связанные с формой корпуса, используемым лампами или способом установки. Если разделить их на группы, получится следующая картина:

  • Люминесцентные. В них имеется отражатель, форма которого будет отвечать за создаваемую засветку. К рассматриваемым типам устройств будут относиться те, в которых лампа выступает из корпуса и светит во все стороны.
  • Самыми экономичными станут светодиодные светильники рассеянного света. Они могут иметь самые разные формы и конструкцию. Чаще всего, это выполненные в форме классической лампочки модели или устройства с матовыми рассеивателями.
  • Классические подвесные и настенные модификации с лампами накаливания. Они также создают очень уютную обстановку, но, условием получения мягкого рассеянного освещения будет наличие плафона, распределяющего лучи равномерно по всему пространству.

Диодные модели еще не заняли лидирующих позиций по популярности, но, постепенно обретают все больше поклонников. Многих отталкивает более высокая стоимость таких устройств, но, она окупается за счет очень долгого срока эксплуатации диодов.

 

wikipotolok.com

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *