Роль света в фотографии и живописи – Какой бывает свет в фотографии. Часть 1

Свет в живописи.

Среда, в которой находится предмет, отражая световые лучи, видоизменяет предметный цвет. Цвет предмета может восприниматься по-разному, в зависимости от контрастного взаимодействия цветов: серый предмет на красном фоне приобретает сине-зеленый оттенок, на зеленом — розовй, на желтом — синеватый. В каждом случае возникают оттенки контрастного (дополнительного цвета).

Поверхность объемной формы каждого предмета претерпевает не только свето-теневые, но и цветовые изменения. Предметный цвет изменяется по всей поверхности объемной формы. Градации светотени — свет, полутень, тень собственная — имеют разные оттенки цвета. Освещенная часть предмета, получая наибольшее количество световых лучей, приобретает характерный для данного источника освещения оттенок. В комнате, в условиях света, падающего из окна, освещенные части имеют холодный оттенок. Искусственное освещение и солнечный свет сообщают освещенным частям теплый оттенок. Теневые участки поверхности предмета при

холодном освещении в силу контраста будут иметь теплый оттенок.

 

На тени также оказывают оказывают влияние теплые рефлексы, исходящие от ближайших предметов. Цветовое окружение определяет характер цвета как собственных, так и падающих теней, оно изменяет предметный цвет и создает другие оттенки. При солнечном освещении можно наблюдать четко выраженную холодность собственных падающих теней, окрашенных отраженным цветом неба. Однако, и в них непременно обнаруживаются теплые рефлексы от окружающих предметов.

Цветное разнообразие оттенков по форме зависит еще и от контрастного взаимодействия цветов, что выражается в так называемом явлении теплохолодности восприятия цветов: теплым оттенкам по форме всегда сопутствуют холодные, и наоборот. Предметы нейтрального цвета, расположенные на зеленом фоне, приобретают теплый оттенок, на красном — холодный, в сторону зеленоватого. 

Контрастно освещенные дневным светом места соседствуют с глубокими теплыми тенями. 

Вечернее искусственное освещение придает, например, обстановке комнаты желто-оранжевый оттенок. Утром в природе преобладает золотисто-розовые оттенки, вечером — желто-оранжевые, в пасмурный день — нейтральные серебристые. При слабом свете луны преобладают серо-голубые или серо-зеленые цвета.

 

 

 

Материал я брала из книги, но, сожалению, не записала автора… Знаю точно, что был в арсенале Зайцев, но у него вроде бы нет таких строк. 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

1. сделайте сравнительный ✔ анализ роли света в фотографии и живописи

Известно, что свет является тем средством, с которого получаются фотографические изображения. само слово «фотография» буквально переводится как «светопись». однако говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом.отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию.у него есть вторая, более сложная функция, которая носит творческий характер, и поэтому, в отличие от экспонирования и обработки негативов, не может быть поручена автомату.свет является одним из основных и наиболее ярких изобразительных средств фотографии. это своего рода и палитра, и кисть фотографа, с которых мы добиваемся необходимого выразительного эффекта, определяющие художественные достоинства того или иного снимка.особенно велика роль света как изобразительного средства в черно-белой фотографии, в которой главным является не цвет, а светотень. на черно-белом снимке только свет выявляет форму и объем предметов, создает иллюзию глубины пространства, украшает его различными световыми эффектами.выразительность той или иной картины решающим образом зависит от условий и характера освещения, поскольку этим определяется форма и плотность теней, величина и яркость световых пятен и их расположение на будущем снимке — все то, что в фотографии называется световым рисунком.снимки одного и того же объекта, сделанные при разных условиях освещения, могут существенно отличаться друг от друга.довольно привлекательный сюжет, снятый в пасмурную погоду, может получиться вялым и безжизненным. возникнет маловыразительная картина, состоящая из чередования серых тонов, на которой даже формы предметов иногда видны не отчетливо, поскольку они сливаются со столь же серым фоном.совершенно другое изображение можно получить, фотографируя тот же объект при направленном солнечном освещении. в этом случае на объекте съемки возникнут глубокие черные тени и яркие блики, предметы обретут объем, мягким от света к полутени и густой тени усилится иллюзия глубины пространства.

xn--b1agzqc.com

1. Сделайте сравнительный анализ роли света в фотографии и живописи при изображении предмета. 2. Определите достоинства и возможности фотоглаза, а также рассмотрите художественно-выразительную светопись в фотонатюрмортах мастеров советской школы фотографии.

Вопрос:

1. Сделайте сравнительный анализ роли света в фотографии и живописи при изображении предмета. 2. Определите достоинства и возможности фотоглаза, а также рассмотрите художественно-выразительную светопись в фотонатюрмортах мастеров советской школы фотографии.

Ответы:

Известно, что свет является тем средством, с помощью которого получаются фотографические изображения. Само слово «фотография» буквально переводится как «светопись». Однако говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.Первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом.Отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию.У него есть вторая, более сложная функция, которая носит творческий характер, и поэтому, в отличие от экспонирования и обработки негативов, не может быть поручена автомату.Свет является одним из основных и наиболее ярких изобразительных средств фотографии. Это своего рода и палитра, и кисть фотографа, с помощью которых мы добиваемся необходимого выразительного эффекта, определяющие художественные достоинства того или иного снимка.Особенно велика роль света как изобразительного средства в черно-белой фотографии, в которой главным является не цвет, а светотень. На черно-белом снимке только свет выявляет форму и объем предметов, создает иллюзию глубины пространства, украшает его различными световыми эффектами.Выразительность той или иной картины решающим образом зависит от условий и характера освещения, поскольку этим определяется форма и плотность теней, величина и яркость световых пятен и их расположение на будущем снимке — все то, что в фотографии называется световым рисунком.Снимки одного и того же объекта, сделанные при разных условиях освещения, могут очень существенно отличаться друг от друга.Довольно привлекательный сюжет, снятый в пасмурную погоду, может получиться вялым и безжизненным. Возникнет маловыразительная картина, состоящая из чередования серых тонов, на которой даже формы предметов иногда видны не очень отчетливо, поскольку они сливаются со столь же серым фоном.Совершенно другое изображение можно получить, фотографируя тот же объект при направленном солнечном освещении. В этом случае на объекте съемки возникнут глубокие черные тени и яркие блики, предметы обретут объем, благодаря мягким переходам от света к полутени и густой тени усилится иллюзия глубины пространства.

studworks.org

1. Сделайте сравнительный анализ роли света в фотографии и живописи при изображении предмета. 2. Определите достоинства и возможности фотоглаза, а также рассмотрите художественно-выразительную светоп…

inorslomous

Известно, что свет является тем средством, с помощью которого получаются фотографические изображения. Само слово «фотография» буквально переводится как «светопись». Однако говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.Первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом.Отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию.У него есть вторая, более сложная функция, которая носит творческий характер, и поэтому, в отличие от экспонирования и обработки негативов, не может быть поручена автомату.Свет является одним из основных и наиболее ярких изобразительных средств фотографии. Это своего рода и палитра, и кисть фотографа, с помощью которых мы добиваемся необходимого выразительного эффекта, определяющие художественные достоинства того или иного снимка.Особенно велика роль света как изобразительного средства в черно-белой фотографии, в которой главным является не цвет, а светотень. На черно-белом снимке только свет выявляет форму и объем предметов, создает иллюзию глубины пространства, украшает его различными световыми эффектами.Выразительность той или иной картины решающим образом зависит от условий и характера освещения, поскольку этим определяется форма и плотность теней, величина и яркость световых пятен и их расположение на будущем снимке — все то, что в фотографии называется световым рисунком.Снимки одного и того же объекта, сделанные при разных условиях освещения, могут очень существенно отличаться друг от друга.Довольно привлекательный сюжет, снятый в пасмурную погоду, может получиться вялым и безжизненным. Возникнет маловыразительная картина, состоящая из чередования серых тонов, на которой даже формы предметов иногда видны не очень отчетливо, поскольку они сливаются со столь же серым фоном.Совершенно другое изображение можно получить, фотографируя тот же объект при направленном солнечном освещении. В этом случае на объекте съемки возникнут глубокие черные тени и яркие блики, предметы обретут объем, благодаря мягким переходам от света к полутени и густой тени усилится иллюзия глубины пространства.

online-otvet.ru

Живопись и фотография: что общего? Или чему может научить живопись…

                  Сергей Степаненко stepbystep_hdr в оном из своих недавних постов опубликовал ряд полотен американского художника-пейзажиста ХIХ в. Фредерика Эдвина Чёча.  Просматривая его картины, я в который раз убедился, насколько много общего между фотографией и живописью, и насколько живопись может быть полезной фотографу-пейзажисту (та и не только пейзажисту).
Untitled-1
                  В век цифровой фотографии с ее потоком фотографий, океаном “фоток” и “фоточек” полезно смотреть на полотна художников, у которых есть чему поучится обладателям современной цифровой фотокамеры. Под катом мои мысли по этому поводу…


                  Что меня привлекло в картинах художника в первую очередь, так это тени — глубокие, черные и самое главное — они есть там где им положено быть исходя из освещения! Вот, например, как на этих полотнах:
1.
1301489_original

2.
1295496_original

3.
1294267_original

                  Не нужно боятся теней на своих фотографиях — а в последнем фототуре я как раз заметил если не боязнь, то настойчивое желание некоторых участников максимально их «вытянуть». Не нужно их “тянуть” в фотошопе, вытаскивать детали, которые зачастую не несут абсолютно никакой смысловой нагрузки и только «перегружают» фотографию. Словом, не стоит злоупотреблять ХДР (привет заядлым хдрщикам, особенно любителям внутрикамерного хдр! :)) ), получая совершенно плоские и неестественные для глаза изображения. Тени, как и свет, создают на фотографии объем (как и на показанных картинах). В какой-то степени, в фотографии мы “рисуем” не только светом, но и тенью. Приведенные в качестве примеров картины как раз демонстрируют это. Конечно, ХДР — полезная техника, применение которой во многих случаях просто необходимо, но нужно же чувствовать меру!…
                Далее. Солнце и его положение в кадре. Обратите внимание на представленные ниже картины. Художник не изображает солнце высоко над горизонтом, когда оно достигает максимальной яркости. Наоборот, он выбирает предзакатные/вечерние или утренние часы, когда солнце находится у горизонта (по сути, это режимное время в фотографии). Кроме того, солнечный свет на картинах автора рассеивает легкая облачность, дымка:
4.
1301219_original

5.
1293200_original

                    Что это дает? Это позволяет передать мягкий, рассеянный свет, наполненный красками. Это важный момент, который следует помнить при съемке пейзажа. Избегайте жесткого света, и чересчур яркого солнца — оно просто выжжет на вашей фотографии “дырку”. И никакой брекеттинг по экспозиции (ХДР) не спасет. А вот рассеянный солнечный свет впечатляет обилием красок, дает нужное нам освещение и «мягкие» тени. Не случайно, пейзажисты снимают рано утром, на рассвете или закате…
                    И последнее. Цвета. Хочу обратить внимание, например, на оттенки зеленого на этой картине:
6.
1293776_original
                  Тут нет ядовитых (“вырвиглаз”) зеленых цветов листьев деревьев и растений, которыми пестрит интернет, и которыми часто злоупотребляют особенно новички в фотографии. Наоборот, глаз радуют естественные оттенки зеленого во всем их многообразии, выгодно подчеркнутые свето-теневым рисунком. Мне, лично, на такой цвет пр

n-khoroshkov.livejournal.com

Как фотография полностью изменила изобразительное искусство

 «рисование с помощью света» поскольку поначалу она служила в помощь рисунку.

И живопись, и фотография являются формами визуального искусства, которые призваны создавать образы и визуальные символы.

Разница в способе изготовления и создает некоторые особенности.

Живопись не только самая ранняя из известных форм визуального искусства, но также и самый ранний пример творчества человека. На протяжении такого длинного пути вид, форма, язык и выражение, как извне, так и внутри, влияли друг на друга и трансформировались.

Несмотря на то, что фотография самая молодая из известных форм визуального искусства (ей меньше двух столетий), она подверглась драматическим изменениям как внешне, так и внутренне.

Любое произведение искусства отображает влияние общества окружающего художника, используемых материалов, а также технологий характерных той или иной эпохи.

К примеру, доисторический человек использовал в качестве холста стены пещер, а в качестве материалов – пигменты, сделанные из охры, тему в свою очередь диктовали религиозные суеверия и природа.

Скульптор и архитектор Филиппо Брунеллески, был первым, кто в своих работах применил геометрически обоснованную линейную перспективу, дающую восприятие глубины в картине, и таким образом полностью изменив существующие художественное восприятие.

Конец 18 века возвещал приход индустриальной революции. В этот период художники западной Европы наслаждались выгодами технологического прогресса: красками в тюбиках, а также новой клиентурой в лице поднявшегося среднего класса.

Во второй половине 19 века стало ощутимо влияние фотографии на живопись. Многие художники использовали камеру обскура, проецируя изображение на холст.

Да Винчи, Веласкес, Караваджо, Ван Эйк и многие другие художники использовали линзы, зеркала, а также множество других оптических приборов в работе над своими полотнами.

         Одним из таких приборов была камера обскура, предшественница фотографии, изобретена в 1457 году в помощь художникам.

Камера обскура (в переводе с лат. «черная комната»), фактически это коробка  размером с комнату с отверстием с одной стороны, что позволяло свету проходить в середину и проецировать изображение на экран, откуда художник калькировал изображение на бумагу.

Астрономы использовали камеру обскура для наблюдения небесных тел. Это подтолкнуло физиков и специалистов по оптике на изобретение телескопа и микроскопа, что полностью изменило существующую астрономию, а также мир невидимых микроскопических предметов.

Открылись новые горизонты в изобразительном искусстве.

С 16 по 19 век, камера обскура имела различные формы и размеры: большие,  маленькие, с линзами и без, с реверсивными зеркалами и.т.д. Но всех их объединяло желание передавать правдивое изображение.

Еще в эпоху барокко Караваджо  использовал этот метод: вещества чувствительные к свету наносились на холст, давая возможность зафиксировать изображение примерно на 30 минут, позволяя художнику наносить краску широкими мазками используя свинцовые белила с химическими реагентами и минералами, видимыми в темноте.

Среди тех, кто имел непосредственное отношение к живописи и изобразительному искусству, а также играл важную роль в развитии  фотографии, был Луи Жак Манде Дагер.

Прежде чем заняться улучшением камеры обскура, он заслужил репутацию художника, как пейзажист и создатель сценических декораций.

Позже он изобрел диораму – вид живописи, в котором картина, вертикально  натянутая по внутренней поверхности подрамника, сочетается с расположенными перед ней трехмерными макетами предметов, персонажей и т.д.

Эксперименты с фотографией, он начал проводить еще в 1823 году. Дагерротип (названный в честь своего создателя) – это  металлическая пластина, покрытая чувствительным к свету серебряным веществом, с помощью химического раствора получалось поразительно четкое и похожее изображение, хотя единственное в своем роде, поскольку его нельзя было размножить.

Прежде чем был изобретен дагерротип, художники на протяжении очень длительного времени использовали камеру обскура в работе над картинами.

При помощи камеры обскура 3d изображение преобразовывалось в 2d, помогая художникам, таким образом, в восприятии 2d изображения.

Другим преимуществом камеры обскура является то, что она сужает весь спектр яркости, наблюдаемый в природе, к более ограниченному число тонов, которые могут быть воспроизведены художником с помощью  имеющихся красочных пигментов.

Тем временем, другой художник — Жозеф Нисефор Ньепс, успешно создал неизменное изображение в 1822.

Ньепс также работал довольно долго над  литографией. По этому, изобретение фотографии (еще с самого начала) затронуло две дисциплины. Дагер и Ньепс стали работать совместно над исследованием, преодолевая множество препятствий.  В 1833 после смерти Ньепс, его сын стал партнером Дагера.

Технология передачи, также как и особенности создания, стали способом выражения для художников. Было время, когда художники следовали установленным правилам и понятиям, царившим в мастерской.

Фотография стала жизненно важным элементом не только для изобразительного искусства, но и для всей изобразительной культуры. Тем не менее, искусствоведы и интеллигенция не уставали поднимать вопрос о творческой стороне фотографии, и ее эстетической пригодности.

Несмотря на это, в 1859 на ежегодной выставке искусства в Париже фотографии впервые было отведено место, как новому виду искусства. А уже в 1863 году Франция официально признала фотографию новой формой искусства.

Несмотря на это работы фотографов все еще ценятся не очень высоко, по сравнению с работами художников. В то время как на аукционах Christie и Sotheby’s картины продаются более чем за 100 млн.дол., работы лучших фотографов оцениваются менее чем в 3млн.дол.

В то время как произведения импрессионистов, таких как Моне и Ван Гог, оцениваются в 50 млн.дол., работы фотографа Анселя Адамса едва получают 1 млн.дол. Смешно, что даже за право опубликовать фотографии детей Бреда Пита и Анжелины Джоли таблоиды отдали в общей сложности 14 млн долларов.

 

Живопись и фотография – что общего?

Между живописью и фотографией существует довольно много схожестей. Прежде всего, и живопись и фотография, способны зафиксировать определенный момент, и верно его передать.

Хотя некоторые считают, что только фотография способна правдиво передать зафиксированный момент, а живопись, только в том случае если художник пишет с фотографии.

Обе формы искусства способны управлять своими «объектами», что наиболее проявляется в современной фотографии.

Как в картине, так и в фотографии основную роль играет воображение создателя, с помощью которого художник либо фотограф передает свою мысль.

И картина и фотография может быть абстрактной, точной (реальной), двусмысленной, прямой и.т.д.

Некоторые считаю основным отличием живописи от фотографии это то, что живопись  показывает суть, идею уже в готовом виде созданную художником, а фотография идет от обратного, суть создается из сопоставления увиденного на изображении.

Критики утверждают, что процесс создания фотографий настолько автоматизирован, что там не остается места для художественных интерпретаций.

В действительности, первые фотографы имитировали живопись, с целью утверждения художественного статуса.

Они работали в том же направлении, что и художники (пейзажи, архитектура, портрет), но зачастую добавляли призрачную мягкость фотографиям, благодаря чему работы не воспринимались как фактическое отображение действительности.

Несмотря на то, что в 19 веке, художники открыто унижали работы фотографов, тем не менее, изобретение фотографии имело очень глубокое влияние на живопись.

Всем нам известно как сильно импрессионисты потрясли мир искусства, считается, что своей популярностью импрессионизм очень многим обязан именно фотографии.

Фотография построена на свете, и ее влияние на живопись может быть измерено повышенной важностью эффекта света на полотнах импрессионистов.

В то время как первые художники работали в студиях, используя наброски, сделанные на природе, импрессионисты, наоборот, брали холсты, краски, и выходили работать на природу с натуры, запечатлевая то состояние, которое они наблюдали в данный момент.

Они пытались остановить мимолетный эффект света, фиксируя тонкие изменения в световом ощущении.

Художники импрессионисты, такие как Моне, приходили на одно и то же место в разное время суток, или года, изображая одно и то же место, состояние.

Возможно идея «фото-серий» повлияла на художников вроде Моне, и подтолкнула к созданию серии работ с одним и тем же мотивом при разных освещениях ( к примеру «Водяные лилии», «Руанский собор в солнце» ; знаменитые произведения с изображением балерин Дега, работая над которыми, он активно использовал фотографии, чтобы лучше изучить движения танцовщиц; работы Пикассо отнесенные к «голубому периоду» его творчества, как считается созданные под впечатлением синей печати, популярной в то время и.т.д.).

Поэтому, несмотря на скептическое отношение художников к фотографии, она имела глубокое, комплексное и ощутимое влияние на художников.

Фотография как форма искусства

В течении 20 века и документальная фотография, и фотография как изобразительное искусство, были приняты англоязычным миром искусства, а также галереями.

 

«Обман зарождается в фотографии c того самого момента, когда фотограф подбирает параметры экспозиции, когда лаборант работает над элементами снимка или контрастом. Любая фотография лжет от начала до конца: настоящей объективной фотографии не существует. Остается лишь вопрос о мере обмана.»

Эдвард Стейхен

 В США небольшая группа фотографов, включая Альфреда Стиглица, Эдварда Стейхена, Джона Шарковски и Эдварда Вестона, в течении всей своей жизни пропагандировали фотографию как форму изобразительного искусства.

По началу, фотографы старались имитировать стили живописи.

Это направление получило название пиктурализм; самый яркий пример которого мы находим в портретах, где фотографы с помощью слабого фокуса получали «романтический взгляд».

В ответ на это, Вестон, Ансель Адамс и другие сформировали группу  f/64 пропагандировавшую «реальную» фотографию, созданную с помощью прямого фокуса и являющуюся вещью в себе, а не имитацией чего-то другого.

Вопрос эстетической ценности фотографии продолжает активно обсуждаться, особенно среди художников. Многие художники утверждают, что фотография это механическое воспроизведение изображения.

Если фотография это достоверное искусство, тогда фотография в контексте с искусством нуждается в переопределении, к примеру, определения того, какой именно элемент фотографии делает ее привлекательной для зрителя.

Существует традиционная (правильная фотография) и выдуманная.

Традиционная фотография – создание реального изображения, такого каким его видит фотограф через линзы фотоаппарата без каких либо манипуляций в процессе съемки, либо во время создания снимка.

Выдуманная фотография – во время съемки фотограф изменяет реальность путем изменения окружающей обстановки, либо изменяя снимок в процессе его создания.

Фотограф Альфред Стиглиц занимался традиционной фотографией, он мог часами ждать удачного момента для снимка.

Делая портреты, Стиглиц верил, в то, что фотограф должен уловить различные аспекты жизни человека.

Кроме фотографии Стиглиц также интересовался современным искусством, ознакомив американцев с такими художниками как Пикассо и Матисс, представив их работы в своей галереи в Нью –Йорке.

Во второй половине 19 века фотография распространила свое влияние также на выбор темы, предмета, позволяя запечатлеть обычных людей за обычным делом.

Произошла разительная перемена от застывших в театральных, искусственных позах величественных людей, к реальным, но не менее захватывающим сюжетам, позволяющим в полной мере ощутить ту или иную эпоху через искренний спектр человеческих чувств и эмоций.

Возможность запечатлеть любой момент, подтолкнула художников к наблюдению повседневной жизни окружающих, результатом чего стало непреодолимое желание передать понравившейся момент, также грандиозно, как и в щепетильных портретах королевских особ.

Прекрасный пример такого подхода можно увидеть в картине «Бал в ле Мулен де ла Галетт», Огюста Ренуара, где художник изобразил момент обычного воскресного полудня в Париже.

Вероятно, сильнейший вклад фотографии для художников, это свобода экспериментировать и расширять творческие взгляды, что в конечном счете, привело к абстрактной форме.

Теорию формы еще объяснял Плато. Беря кровать за пример, он объяснял, что хотя существует много разных видов кроватей, образ кровати только один; образ и есть форма, а все остальное это имитация.

Художник, который рисует кровать, имитирует плотника, который ее создал, плотник в свою очередь имитирует создателя всего в природе, Бога (Плато 254).

Абстракция в искусстве приводит предмет к его простейшей форме, упрощая его до такой степени пока не остается лишь образ предмета либо формы. В этом случая, каждый зритель интерпретирует увиденное по своему.

В эпоху импрессионизма, художники старались передать первое впечатление предмета, давая лишь слабый намек на форму.

В картине Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», и лодка, и фигуры упрощены до силуэтов, а задний план является лишь намеком на судостроительный завод и дымящиеся трубы пароходов, давая зрителю только представление о форме порта.

Огромное количество событий и изобретений полностью изменило направление искусства, фотография стала лишь одним из этих факторов.

Джон Бергер в своей книге «Способы восприятия» писал, « Способ восприятия фотографов отображается в их выборе предмета. Способ восприятия художников воспроизводится с помощью мазков на холсте. Хотя все еще каждое изображение воплощает в себе способ восприятия, наше ощущение или оценка изображения зависит также от собственного способа восприятия. В конечном счете, есть зритель, на чье восприятие влияет картина либо фотография. В действительности, мы так сильно привыкли к застывшему изображению, что с трудом представляем жизнь без него».   

 

Перейти в Галерею.

 

 

 

zhivopis-maslom.com

Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с работами известных фотохудожников и использованными в них средствами выразительности;
  • познакомить с видами освещения и правилами работы над созданием художественной фотографией;
  • научить выполнять съёмку на жанровые темы (пейзаж, и натюрморт), используя свет как изобразительный язык фотографии;
  • научить использовать в работах приёмы работы цветом и тоном как средством образно-эмоционального выражения;
  • развивать умения анализа содержания фотографического произведения, исходя из принципов художественности, наблюдательность, терпение, внимание, полученные навыки и знания при создании собственных фоторабот;
  • воспитывать эстетический вкус, интерес к фотоискусству.

Оборудование: 2 постановки натюрморта, электроосветительная аппаратура (2 бытовых светильника), Презентация по изучаемой теме.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Посадка

II. Сообщение целей и задач урока

– Из материалов прошлых уроков вы знаете, что старшая сестра фотографии – живопись. Многие приёмы и средства фотография заимствовала у неё. Одним из таких приёмов стало выявление объёмов и фактуры предметов, игра света и тени.
– Внимательно рассмотрите живописные произведения (слайд 1) и ответьте на вопросы:

  • С помощью чего выявлен объем предметов? (С помощью света)
  • Одинаково ли положение источника освещения? (Нет)
  • Какие чувства хотели вызвать художники у зрителей? (Ответы детей)
  • С помощью какого средства выразительности художники передают настроение вВ своих работах? (С помощью цвета)

– Сегодня на уроке речь пойдёт о роли света в фотографии, видах освещения, значении цвета и монохромности в фотографиях. Используя полученные знания, вы начнёте учиться делать фотоснимки в жанре пейзажа и натюрморта на примере работ известных фотохудожников.

III. Формирование новых знаний

– Как вы уже сказали, выявлять объём, фактуру предметов помогает свет. А какие
источники света вы знаете? (Естественные и искусственные).

а) Знакомство с видами естественного освещения (слайд 2).

– А какое освещение может быть в пейзаже? (Естественное)

Объяснение учителя. В ясный день солнце можно сравнить с прожектором. Участки, куда солнце не проникает, остаются в тени. А те, куда солнце попадает беспрепятственно, очень сильно отражают свет, бликуют, слепят глаза. Такое освещение называется светотеневым (слайд 3). Но вот на солнце набежало облачко. Контраст снизился, облако – рассеиватель света – выровняло освещённость в тенях и свете. Свет стал приглушённым, а тени, наоборот, высветились. Такое смягчённое спокойное освещение называют светотональным (слайд 4). Но освещение может стать совсем слабым, солнце здесь скрыто за толстым слоем облаков. Освещённость при этом снижается, а контраст становится минимальным. Это освещение называется малоконтрастным (слайд 5).
Характер освещения в пейзаже зависит и от положения солнца относительно фотографа.
Если солнце находится над его головой и освещает предметы прямо « в лоб», то оно называется фронтальным. Такое изображение – плоское, детали в нём выявляются слабо (слайд 6). Боковое освещение на фотографии получается, когда солнце светит сбоку. Появляются тени, которые становятся тем длиннее, чем ниже опускается солнце к горизонту (слайд 7
– Что происходит с контрастом? (Увеличивается).
– Что выявляется у предметов? (Объём, фактура, форма)
– Самое эффектное и выразительное освещение возникает тогда, когда солнце находится спереди от фотографа. Называется оно контровое или контражур (слайд 8).
– Что происходит с предметами на первом плане? (Чётко выявляется форма). Контровое освещение особенно благоприятно, если воздух наполнен дымкой или туманом. Воздушная среда помогает передать на снимке пространство, хорошо отделяет предметы и фигуры переднего плана от фона (слайд 9). Нередко природные (туман, дождь, дымка и др.) и световые эффекты становятся темой фотосъёмки. Фотографу всегда следует присматриваться к тому, как интересны такие эффекты, как необычен в них световой рисунок, ведь в фотографии успех дела во многом решает наблюдательность и умение оценить успех увиденного. Например, простой пейзаж, снятый в атмосферной дымке, отличается мягкостью тональных сочетаний, задушевностью и таинственностью (слайд 10).Здесь важно, чтобы выбранный эффект соответствовал содержанию снимка и был использован для раскрытия его содержания. Например, один из световых эффектов был использован фотохудожником Поляковой З.Ф. в работе «Вечерний полёт» (слайд 10).
Каковы ваши личные впечатления от этой фотоработы? О чём хотел рассказать нам автор? Почему выбрано такое название для его работы? Как построена её композиция? Какие средства выразительности использованы? К какому жанру фотографии принадлежит работа? (Ответы детей)
Нельзя забывать, что характер освещения сильно влияет на настроение снимка и его эмоционального восприятия. Снимая пейзажи, надо помнить об этих особенностях, и стремиться передать то настроение, которое остановило ваше внимание.

б) Знакомство с видами искусственного освещения (слайд 11).

– В отличие от естественного освещения в пейзаже, в искусственном освещении натюрморта роль солнца играет лампа. Направление её лучей и высота меняются в зависимости от фактуры предмета. Здесь фотографу очень важно выяснить, при каком направлении и высоте света фактура предмета будет выявлена наилучшим образом. Лучшим для передачи предметов с матовой поверхностью является передне – диагональное освещение (слайд 12). Оптимальная высота лампы здесь – 1-1,5 м от стола. Стеклянные, прозрачные предметы, лучше всего получаются при контровом (заднем) (слайд 13) и заднее – диагональном освещении (слайд 14).
Предметы, имеющие рельефную поверхность, лучше всего снимать в резко боковом освещении (слайд 15) при низком положении лампы, в так называемом «скользящем свете».
А вот предметы с глянцевой поверхностью лучше всего фотографировать при фронтальном освещении (слайд 16). При съёмке с лампой нужно помнить, что при освещении предмета одним источником, с другой стороны предмета образуются густые тени. На фотографии в этом месте образуются «провалы». Чтобы их смягчить, применяют отражатели. Самый простой из них – лист белой бумаги, расположенной напротив источника света. Смягчить тени можно и освещая предмет рассеянным светом, т. е. направленным не на сам предмет, а в потолок или стены (слайд 17).

– Начинающему фотохудожнику нужно помнить следующие правила работы (слайд 18):

  • Каждой фактуре – свой свет.
  • В тени фактура не видна.
  • Мягкий, рассеянный свет мало способствует выявлению фактуры.
  • Чем дальше от предмета расположен источник света, тем меньше освещённость предмета.
  • Чем острее угол падения лучей света, тем более выявленной будет фактура предмета.
  • Подчёркнутое выявление фактуры может быть осуществлено боковым или контровым пучком света.

– Грамотно выполненные снимки натюрморта радуют зрителя своей выразительностью, поэтичностью изображения, мастерской передачей объёмной формы фактуры, чёткостью светового рисунка. А ещё снимки этого жанра часто становятся своеобразной картиной человеческой жизни, живут, отражённые жизнью людей.

в) Формулирование вывода о значении света в фотографии.

– Какую роль играет свет в фотографии? Что может передать фотограф при помощи света? (Ответы детей)

Вывод: Свет – изобразительный язык любой фотографии. Также как живописец работает красками, фотограф работает светом. С помощью света фотограф может передать объём и фактуру предметов, скрыть пространство или подчеркнуть его глубину, сконцентрировать внимание зрителя на чём-то важном, вызывая различные эмоциональные отклики.

г) Роль цвета в фотографии.

– Свет и цвет всегда были тесно взаимосвязаны друг с другом. Понятие « цвет» или «колорит» пришло в фотографию также из живописи, где этим термином обозначалась общая цветовая организация картины, взаимное соподчинение и связь всех цветов и их оттенков. Посмотрите на эти произведения живописи (слайд 19) и скажите:
– Каков колорит каждого произведения?
– Какова роль цвета в работах художников? (Цвет передаёт настроение, помогает ощутить резкость или мягкость воздуха, выделяет композиционный центр работы)

– В цветных фотографиях понятие цвета, в принципе, имеет тот же смысл, что и в живописи, хотя цветового решения фотограф добивается иными, чем художник, средствами. В частности, цвет предметов зависит и меняется от цветности освещающего его света (слайд 20). В ранние утренние и предвечерние часы естественное освещение содержит больше красных и оранжевых лучей, чем в середине дня. С восходом солнца увеличивается не только интенсивность цвета, но и его температура; соответственно, происходят изменения в спектре, где начинают преобладать фиолетовые, синие и голубые цвета.

Большую смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в искусстве фотографии несёт цветовое наполнение. Правильная расстановка цветовых акцентов, их сочетание, позволяет создавать отличные художественные фотографии. Цвета, находясь в гармоническом сочетании друг с другом, также должны быть согласованы с другими компонентами композиции: светом, пространством, движением. В фотографии цветовое построение изображения может быть получено путём выбора объекта, точки съёмки, и использования необходимого спектра освещения. Цветовая композиция также строится с учётом световых пятен и расположению цвета по полю изображения. Большие художественные возможности даёт использование светофильтров (слайд 21), которые не только корректируют передачу цветов, но и позволяют влиять на цветопередачу в художественных целях.

Цвет также обладает силой вызывать у зрителя различные реакции и психологические эмоции. Например, скажите, что вы чувствуете, глядя на фотографию, где преобладает синий цвет? Красный? Жёлтый? (Ответы детей) (слайд 22). Значит, о воздействии отдельных цветов на подсознание также следует помнить, снимая тот или иной сюжет.

– Таким образом, свет и цвет помогают обобщить образ, дать волю воображению и фантазии зрителя, правильная работа со светом и цветом позволяет создавать образы, потрясающие наши чувства и привлекающие внимание. Начинающему фо

urok.1sept.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *