Роль света в фотографии – Роль света в фотографии и световой рисунок — Работа со светом — Статьи и уроки
Роль света в фотографии и световой рисунок — Работа со светом — Статьи и уроки
Известно, что свет является тем средством, с помощью которого получаются фотографические изображения. Само слово «фотография» буквально переводится как «светопись». Однако говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.Первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом.
Отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию.
У него есть вторая, более сложная функция, которая носит творческий характер, и поэтому, в отличие от экспонирования и обработки негативов, не может быть поручена автомату.
Свет является одним из основных и наиболее ярких изобразительных средств фотографии. Это своего рода и палитра, и кисть фотографа, с помощью которых мы добиваемся необходимого выразительного эффекта, определяющие художественные достоинства того или иного снимка.
Особенно велика роль света как изобразительного средства в черно-белой фотографии, в которой главным является не цвет, а светотень. На черно-белом снимке только свет выявляет форму и объем предметов, создает иллюзию глубины пространства, украшает его различными световыми эффектами.
Выразительность той или иной картины решающим образом зависит от условий и характера освещения, поскольку этим определяется форма и плотность теней, величина и яркость световых пятен и их расположение на будущем снимке — все то, что в фотографии называется световым рисунком.
Снимки одного и того же объекта, сделанные при разных условиях освещения, могут очень существенно отличаться друг от друга.
Довольно привлекательный сюжет, снятый в пасмурную погоду, может получиться вялым и безжизненным. Возникнет маловыразительная картина, состоящая из чередования серых тонов, на которой даже формы предметов иногда видны не очень отчетливо, поскольку они сливаются со столь же серым фоном.
Совершенно другое изображение можно получить, фотографируя тот же объект при направленном солнечном освещении. В этом случае на объекте съемки возникнут глубокие черные тени и яркие блики, предметы обретут объем, благодаря мягким переходам от света к полутени и густой тени усилится иллюзия глубины пространства.
Иллюстрацией к этому могут послужить фотографии части колоннады Казанского собора в Санкт-Петербурге. Фотографий две. Они были сделаны при разных условиях освещения.
В первом случае фотосъемка производилась днем, когда объект съемки находился в тени. В результате воздействия рассеянного освещения получился серый, маловыразительный снимок, ничем не привлекающий внимание.
Второй снимок был сделан почти с той же точки, но ранним утром, при направленном солнечном освещении, близком к контровому. При таком освещении объект съемки словно преобразился, что позволило создать снимок совершенно иного плана, отличающийся от первого четкими контурами, объемностью и, главное, выразительным световым рисунком.
Из этого примера видно, что, варьируя направлением освещения и его силой, фотограф может решать некоторые художественные задачи.
Известно, что характер светового рисунка фотоснимка может оказывать определенное эмоциональное воздействие на зрителя, помогая передать ощущение определенного времени суток и состояния погоды, создавать то или иное настроение, подчеркивать красоту. Именно эти качества придают снимку художественность.
foto-mir.biz
Свет в фотографии и его роль
Автор Алина Попова На чтение 6 мин. Опубликовано
Ни одна фотосъемка не сможет обойтись без темы, композиции и света. Правильный выбор света, его мощности, угла и расстояния до объекта поможет сделать красивый, насыщенный кадр. Неправильный выбор легко испортит кадр или задумку.
Роль света в фотографии и световой рисунок
Само название «фотография» переводится как «рисование освещением». Фотоаппарат изображение не видит. Он восприимчив только к потоку фотонов разной интенсивности. Даже сами люди видят не картинку, а отраженный от объекта луч. Для многих любителей и профессионалов освещение становится одним из самых капризных средств изображения.
Существует 2 главные функции светового потока:
- Техническая: получение качественного изображения, с четко различимыми деталями и правильно переданным цветом;
- Творческая: благодаря только освещению, его источнику и направлению, можно добиться определенного настроения и выразительности.
Свойства света и их значение для фотографов
Различают следующие виды света в фотографии:
- По характеру: жесткий, мягкий. Первый предполагает жесткие линии, ярко выделяющиеся на фоне, фото со светом характеризуется глубокими тенями и выраженными бликами. Пример жесткого освещения — вспышка, направленная на модель, или полуденное солнце. Мягкий, напротив, предполагает полутона и градиенты. Добиться такого эффекта можно фотозонтом или софтбоксом в студии.
- По характеру источника: естественный, искусственный. Первый получают на улице от солнца, второй — при помощи дополнительных источников света, например, светодиодных ламп.
- По способу получения: рассеянный, направленный, отраженный. Рассеянный — это световой поток, который проходит через полупрозрачное «препятствие»: облака, зонты, софтбоксы. Это наиболее мягкий вариант, дающий мягкие переходы. Направленное освещение — жесткое, с характерным выразительным теневым рисунком. Его получают из направленного на объект съемки источника. Отраженный представляет собой лучи, отраженные от какой-либо поверхности. При этом часть рассеивается, но «остатков» хватает для получения более четкой тени, чем при рассеянном свете.
- По «температуре»: теплый, холодный. В теплом преобладают красные, желтые и оранжевые оттенки, в холодном — белый и голубоватый.
- По направлению потока относительно предмета фотографирования: линейный, фронтальный, боковой, контровый (контурный, позади), сверху, снизу. В зависимости от направления освещения и его интенсивности можно получить различный результат. Например, при излишнем контровом варианте будут видны только контуры объекта, сам он останется в тени.
Важно! Это не все параметры, но они считаются основными и самыми важными.
Направление света в фотографии
Практически все фотографы стараются ставить источник света сбоку от объекта или модели, чтобы придать им форму и объем. Источник может располагаться в любой точке относительно фотоаппарата и предмета.
- Лучше всего использовать боковое освещение, которое позволяет добиться художественного эффекта. Поскольку источник можно поставить под разными углами и по различным схемам, найти наиболее подходящий вариант не составит труда.
- Интересный результат можно получить при выставлении верхнего света, как часто делают при съемках моделей.
- Свет снизу обычно используют для ликвидации теней или получения пугающего эффекта.
- Прямое освещение характеризуется от личной детализацией, но форма при этом теряется, объект становится плоским.
Если фотоаппарат будет стоять в одной стороне с лампой, объект будет повернут освещенной стороной в кадр, если с противоположной — на переднем плане окажется неосвещенная сторона.
Какой бывает свет в фотографии
Направление света на фото имеет немалое значение. Фотограф может использовать от одного до десятка источников освещения в зависимости от желаемого результата. Для этого потребуется сперва определить, какой свет называется естественным, какой — искусственным.
Один из вариантов — рисующее освещение + направленное на фон + при необходимости моделирующее. При выставлении ламп стоит обратить внимание на двойные тени и убрать их.
Моделирующий свет в фотографии, примеры
При моделирующим освещении поток направлен на конкретную деталь, которую требуется подчеркнуть. Он подходит для создания бликов или смягчения некоторых теней. Его можно направить на волосы или глаза модели, чтобы четче выделить их цвет или форму.
Естественное освещение в фотографии
Что же такое естественный свет? В отличие от искусственного, освещение природного происхождения невозможно контролировать или исправить во время съемки, однако он же дает интересный эффект в пейзаже или при создании портрета.
Узнав, какой свет называют естественным, стоит запомнить его особенности:
- В полдень фотографии получатся плоскими и некрасивыми, получится эффект вспышки в лоб;
- Утром и вечером солнце более мягкое, лучше проводить съемки в это время;
- Поскольку солнце поднимается под углом, утром можно запечатлеть интересные и причудливые тени, мягкий контраст;
- Вечер может порадовать прекрасным закатом.
Важно! Не стоит забывать и об оттенках: утром цвет более «прозрачный» и холодный, вечером — теплый.
Заполняющий свет в фотографии
Является дополнительным, но играет немаловажную роль. Фотографы используют его при необходимости создать равномерное общее освещение в кадре: устранения излишних теней или смягчения контраста, усиления объема. Иными словами, это подсветка.
Для получения заполняющего света используют софтбоксы разных конструкций — это осветители, свет которых проходит через натянутую ткань и рассеивается. Это позволяет получить подобие рассеянного освещения из окна.
Заполняющее освещение убирает лишние тениВторым вариантом может стать использование отражателя. Это натянутая ткань белого, черного, серебряного или золотого цветов, на которую падает освещение и мягко отражается. Оттенок зависит от цвета отражателя: белый используется для перенаправления потока без изменения оттенка, черный — для поглощения «излишков», серебро дает холодный оттенок, золото — теплый.
Важно! В роли отражателя можно использовать стену, потолок или любую ровную одноцветную поверхность.
Рисующий свет в фотографии примеры
Это основной тип освещения в фотографии. Благодаря его использованию, можно получить светотеневой рисунок с богатой градацией оттенков.
При рисующем свете в фотографии источник освещения должен располагаться под углом к оптической оси объектива и выше точки съемки. Иными словами, это боковой источник, находящийся выше предмета фото.
Искусственное освещение в фотографии
На значительной части фото освещенность является искусственной. Его создают при помощи различных осветительных приборов — источников импульсного (фотовспышек) и постоянного освещения (ламп и лампочек). В основном его применяют в фотостудиях.
По желанию фотограф может выбрать несколько источников и располагать по своему усмотрению. Для получения необычных эффектов можно использовать разноцветные лампы, менять их положение и угол.
Главная функция освещения на фото — создание самого кадра, но не стоит забывать и о художественных функциях. В зависимости от вида освещения в фотографии можно получить самый разный результат.
svadba.blog
Роль света в создании фотографии отличного пейзажа
Нередко пейзажные фото привлекают фотографов не столько местом съемки, сколько мастерством их создания, относительно структуры композиции и качества освещения. В этой статье приведем советы о том, как правильно использовать естественный свет при создании пейзажных фотографий.
Главное — это свет
Свет является основополагающим элементом фотографии , поэтому очень важно правильно понимать принцип его работы и использования для получения совершенных результатов. Разница между фотографией, в которой свет оставлен на волю судьбы, и фотографией, в которой свет правильно выставлен – огромна и заметна даже непрофессионалу. Теперь рассмотрим несколько принципов, которые помогут непосредственно на месте съемки принять верные решения относительно естественного света на фото.
Золотые часы
Этот принцип не является открытием для профессиональных фотографов-пейзажистов. Использование теплого солнечного света в сумерках и на рассвете еще не приелось глазу, и в то же время не является занятием утомительным и сложным. Пожалуй, для начинающего фотографа это один из самых полезных советов: максимальное использование теплого света ранним вечером и утром.
Конечно, это подразумевает раннее пробуждение и огромное терпение фотографа, но без жертв хорошие результаты сами не придут. Исследуйте местность, которую выбрали для пейзажного фото, определите, во сколько солнце встает и садится. При правильном использовании света, можно добиться особой глубины и цвета фото, которые невозможно получить при съемке, скажем, в середине дня.
Тени
Важно понимать, что правильное использование света не означает лишь только то, что фотография должна быть чистой и яркой. Тень играет огромную роль в общей композиции, а строится она как раз таки светом. Наиболее заметными тени бывают, опять же, в начале и конце дня. Кроме того, хороши для выстраивания теней и зимние месяцы. В общем, то время, когда солнце не слишком высоко стоит над линией горизонта, тогда тень получается наиболее длинной. Более заметными тени становятся, если свет падает не прямо, а сбоку, для этого нужно подобрать правильный угол, чтобы воздействие теней в фотографиях было максимальным.
Наберитесь терпения
Когда вы выбрали удачное место для съемки, увы, не всегда можно сразу приступить у делу. В этом и заключается особенность естественного освещения – вы никак не можете на него воздействовать и контролировать, поэтому остается лишь запастись терпением и ждать подходящего момента.
Некоторые фотографы не просто ждут часами подходящего света, но проводят недели в ожидании, возвращаются на одно и то же места месяцами, чтобы сделать именно то фото, которое задумали. Не всегда свет перемещается и изменяется именно так, как вы предполагаете, поэтому не бойтесь провести в ожидании много времени, сцена порой меняется до неузнаваемости вместе с изменением света.
Используйте плоский свет
Многие начинающие фотографы считают, что зимние месяцы – неподходящее время для создания пейзажных фото, естественного света становится совсем мало, и фотографии получаются несколько тусклыми и серыми. Однако, привлекательные фотографии можно сделать в самых различных условиях, и зима – не исключение. Облачная погода, отсутствие открытого солнца, хорошо подходит для создания детальных и силуэтных фотографий. Использование отражения и текстуры помогут выгодно использовать низкий контраст.
Подчеркните время года
В зависимости от сезона сильно изменяется и яркость солнечного света. Как уже было сказано выше, для каждого времени года характерен свой особый свет, а это хорошая возможность передать особенности каждого из сезонов. В зимних пейзажах свет отражается от белой поверхности, солнце стоит низко над горизонтом, а значит, тени получаются длинными, что позволит выгодно подчеркнуть особенности такой сцены. В летние месяцы хорошо использовать теплые солнечные цвета и насыщенность света.
Лучи солнца
Очень нелегко подгадать момент, когда лучи солнца пробиваются сквозь облака, точнее, подгадать такой момент вообще невозможно, его можно лишь случайно лицезреть. Если вам повезло, спешите вооружиться фотокамерой.
Хорошо, если вам удастся подобрать удачную точку обзора, еще лучше, если она будет располагаться где-то на возвышенности. Так вы сможете обозревать и землю, и лучи, и свет, падающий на землю. Фактически камера будет направлена солнце, поэтому стоит быть весьма осторожными с экспозицией. Для начала попробуйте выставить экспозицию для света, потом – для теней, сравните полученные результаты, в общем, экспериментируйте.
Используйте фильтры
Без подходящего набора фильтров никакой набор фотографа-пейзажиста нельзя назвать исчерпывающим. Фильтры могут иметь разные формы и размеры. Большое преимущество будет иметь использование градиентного нейтрального светофильтра, он является, пожалуй, самым оптимальным для начального этапа. Так как один край неба всегда более темный, а другой – светлый, то этот фильтр поможет вам экспонировать сцену корректно и выровнять яркость изображения. Если правильно использовать данный фильтр, можно избежать пересвета и недосвета в разных местах фотографии.
Экспериментируйте и пробуйте на себе
Теперь вы знаете достаточно теоретических советов о том, как правильно использовать естественный свет при создании пейзажных снимков. Теперь хорошо бы подобрать место, которое вы часто любите посещать, и запланировать съемку четыре раза в год: каждую в разный сезон.
Это позволит вам проанализировать на практике, как изменяется свет в зависимости от сезона, условий съемки, соответственно, и конечные результаты будут достаточно разнообразными.
На основе материалов с сайта: http://photo.tutsplus.com
www.takefoto.ru
Роль света в области фотографии
Фотография
План.
1.Роль света в области фотографии.
2.Превращение оптического изображения в химический процесс.
3.Химическое закрепление светового изображения.
4.Механизм получения изображения.
5.Этапы фотографического процесса.
6.Принципы фотографического процесса.
7.Заключение.
1.Роль света в области фотографии.
Исследование излучения и поглощения света, позволило, в свое время, сделать ряд важных открытий. Сама же световая частица была названа квантом света или фотоном.
Такими открытиями являются:
— квантовые свойства материи, законам которых подчиняется поведение всех микрочастиц;
— корпускулярные свойства света при поглощении, а при распространении — волновые свойства;
— существование корпускулярно-волнового дуализма у всех элементарных частиц.
— существование давления света на препятствие (впервые было обнаружено и измерено русским физиком П.Н.Лебедевым.)
— химические реакции, происходящие под действием света.
Остановимся подробней на последнем пункте и дадим характеристику химическим реакциям, протекающим под действием светового потока.
Во-первых, химическое действие света проявляется в превращении и расщеплении молекул.
Фотохимическими реакциями называются всякие химические процессы, протекающие под действием видимого света и ультрафиолетовых лучей.
Важнейшей характеристикой фотохимического процесса является – фотосинтез. Также к фотохимическим реакциям относятся — взаимодействие хлора с водородом на свету с образованием HCl распад бромистого серебра на светочувствительном слое фотопластинки, загар, выцветание тканей на солнце.
В процессе фотосинтеза, под действием света и солнца, происходят важнейшие химические реакции в траве, зеленых листьях деревьев и растений ,во многих микроорганизмах.
Фотосинтезом называется процесс, при котором листья поглощают из воздуха углекислый газ и расщепляют его молекулы на составные части: углерод и кислород.
В результате фотосинтетической деятельности растений за все предшествующие геологические эпохи атмосфера обогатилась кислородом, а в недрах и на поверхности Земли были сконцентрированы громадные запасы восстановленного углерода и органических продуктов, которые человек и по сей день. Это — каменный уголь, нефть, горючие газы, сланцы, торфа. Фотосинтез может протекать только под
действием света определенного спектрального состава.
Реакция фотосинтеза протекает под действием красных лучей солнечного спектра в молекулах хлорофилла. Хлорофилл – сосредоточен в хлоропластах и является зеленым пигментом. Он находится в очень непрочном состоянии с белковыми веществами. Наличие хлорофилла является необходимым условием фотосинтеза, т.е. создания
органического вещества, которое служит пищей для всех других организмов и
обеспечивают существование, круговорота в системе.
Химические свойства света были заложены в основу при создании фотографии.
Само слово “фотография” — рисование светом, светопись, имеет греческое происхождение (“фото” – свет, “графо” – рисую, пишу).
Изобретение фотографии само по себе не является открытием одного человека, очень многие выдающиеся ученые и творцы истории имеют к ней непосредственное отношение.
Если углубиться в историю, то предпосылки к изобретению берут свое начало в IV веке до нашей эры и отображены в трудах древнегреческого мыслителя Аристотеля. Это камера-обскура. Уже в те отдаленные времена, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но, по сравнению с натурой, в уменьшенных размерах и в перевернутом виде. Далее выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи описал принцип работы камеры-обскура в своих трудах.
К середине VIII века камера-обскура значительно модернизировалась, и редставляла из себя ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Она использовалась в качестве прибора для механической зарисовки предметов внешнего мира. Для этого достаточно было с помощью зеркала, поставить прямо перевернутое изображение и обвести карандашом на бумаге.
В России такое устройство успешно использовалось, с помощью камеры-обскура были документально запечатлены виды Кронштадта, Петербурга, Петергофа других русских городов. В то время она носила название “махина для снимания першпектив”, и была изготовлена в виде походной палатки. Таким образом труд художников был упрощен и появилась “Фотография до фотогрфии”. Сложилось так, что именно в XVIII веке химия как наука достигла достаточного развития. А ученые ломали головы над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования, научившись не только фокусировать “световой рисунок” в камере-обскуре, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем.
2.Превращение оптического изображения в химический процесс.
Огромный вклад в становление фотографии был сделан А.П.Бестужевым-Рюминым.
В 1725 году, тогда еще молодой химик-любитель, впоследствии дипломат и известный государственный деятель, занимаясь составлением жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через некоторое время немецкий анатомик и хирург И.Г.Шульце обнаружил и представил доказательства чувствительности к свету солей брома.
В 1818 г. русский ученый Х.И.Гротгус открыто заявил, что существует связь фотохимического превращения в веществах с поглощением света. В своих докладах Гротгус четко сформулировал мысль о том, что только те лучи могут химически действовать на вещество, которые этим веществом поглощаются. Впоследствии это положение станет основным из законов фотохимии.
Он также представил доказательства зависимости поглощения и излучения света от температуры. Причем было установлено, что повышение температуры увеличивает излучение света, а понижение температуры увеличивает поглощение.
в 1842 г. английский ученый Д.Гершель и в 1843 г. американский профессор химии Д.Дрейпер, не зависимо от открытий Гротгуса установили ту же особенность.
Сегодня основной закон фотохимии принято называть законом Гротгуса – Гершеля –
Дрейпера.
В дальнейшем важную роль сыграла теория Планка для понимания и объяснения закона фотохимии, согласно которой излучение света происходит прерывисто определенными и неделимыми порциями энергии, называемыми квантами.
3.Химическое закрепление светового изображения.
Работа в этой области началась в первой трети прошлого столетия и была нацелена на закрепление светового изображения в камере-обскуре.
Изобретателями фотографии принято считать Жозефа Нисефора Ньепс, Луи-Жака Манде Дагера, Вильяма Фокса Генри Тальбота, они добились наилучших результатов среди ученых и изобретателей разных стран.
Впервые “Солнечный рисунок” закрепил Ньепс. Для своих работ он использовал асфальт и его свойства затвердевать на солнце.
Эксперимент состоял из простой процедуры. Раствор асфальта в лавандовом масле на полированную оловянную пластинку, которую выставлял на солнечный свет под полупрозрачным штриховым рисунком. В местах пластинки, находившихся под непрозрачными участками рисунка, асфальтовый лак практически не подвергался воздействию солнечного света и после экспозиции растворялся в лавандовом масле.
Так процедура травления и гравирования пластинки продолжалась несколько раз подряд, затем пластинку покрывали краской. В результате чего возникало рельефное изображение, свет задубливал лак в освещенных местах, а лавандовое масло вымывало незадубившиеся участки лака. Покрытые лаком пластинки применялись вместе с камерой-обскуры для формирования прочных светописных изображений, так же изображение использовалось дальше, как клише для получения копий с оригинала.
В 1826 г. Ньепс смог с помощью камеры-обскуры получить вид из окна своей мастерской на металлической пластине покрытой тонким слоем асфальта.
Первый снимок получил название – гелиография, что и означает “солнечный рисунок”. Он был весьма низкого качества и местность была едва различима, при том что процедура заняла восемь часов. Но именно с этого снимка началась фотографии, как принято считать в истории.
В 1835 г. Тальбот тоже зафиксировал солнечный луч, используя для этого более усовершенствованный метод. Тальбот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Выдержка длилась в течение часа. Это был снимок решетчатого окна его дома.
В том же году Тальботом был получен первый в мире негатив. Приложив к нему светочувствительную бумагу, приготовленную тем же способом, он впервые сделал позитивный отпечаток.
Свой способ съемки изобретатель назвал калотипией, что означало “красота”.
Так он показал возможность тиражирования снимков и связал будущее фотографии с
миром прекрасного.
Одновременно с Ньепсом над способом закрепления изображения в камере-обскуре
работал известный французский художник Дагер, автор знаменитой парижской
диорамы. Работа над световыми картинами натолкнула его на мысль закрепить
изображение. Ньепс совместно с Дагером начал работу по усовершенствованию
гелиографии. К тому времени этот процесс был уже модифицирован: наносился слой
серебра на металлические пластины и затем тщательно очищенная поверхность
серебра обрабатывалась парами йода. В результате такой обработки на зеркальной
поверхности пластинки образуется тонкая кристаллическая пленка иодида серебра –
вещества, чувствительного к свету.
После смерти Ньепса в 1833 г., Дагер настолько усовершенствовал методику Ньепса,
что мог получать изображения значительно большей яркости. Он снял довольно
сложный натюрморт, составленный из произведений живописи и скульптуры. Этот
снимок Дагер передал потом де Кайэ, хранителю музея в Лувре. Автор экспонировал
серебряную пластинку в камере-обскуре в течение тридцати минут, а затем перенес
в темную комнату и держал над парами нагретой ртути. Закрепил изображение с
помощью раствора поваренной соли. На снимке хорошо проработались детали рисунка
как в светах, так и в тенях.
Свой способ получения фотоизображения изобретатель назвал собственным именем –
дагеротипия – и передал его описание секретарю Парижской Академии наук.
7 января 1839г. на заседании Академии Араго торжественно доложил ученому
собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что “отныне луч солнца стал
послушным рисовальщиком всего окружающего”. Ученые одобрительно приняли
известие, и этот день навсегда вошел в историю как день рождения фотографии.
В августе того же года Араго от имени Академии выступил в палате депутатов
французского парламента, где было принято решение сделать фотографию достоянием
всего народа, а Дагеру и наследникам Ньепса назначить за открытие пожизненную
пенсию.
В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и
ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (1808 – 1871). Это были фотограммы
листьев растений, выполненные по способу Тальбота. Одновременно Фрицше предложил
внести существенные изменения в этот способ.
Доклад Фрицше на заседании Петербургской Академии наук в 1839 г. представлял
собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране и одну из
первых исследовательских работ по фотографии в мире.
4.Механизм получения изображения.
Опишем одну из схем, применяющуюся наиболее широко.
Получение фотографического изображения складывается из этапов, каждый
из которых определяет качество будущего изображения.
Первым этапом является фотографическая съемка. Второй этап – негативный процесс.
И заключительный этап – позитивный процесс. На каждом этапе есть свои “подводные камни”, умело обойдя которые, можно получить действительно качественное изображение. Например, на первом этапе от качества работы зависят художественно-эстетические достоинства снимка. На втором, умелое выполнение работ, определяет качество полученного для печати снимка негатива, и подготавливает почву для третьего этапа получения изображения — т.е. собственно
фотографического снимка, где главное — правильно распределение светлых и темных тонов.
5.Этапы фотографического процесса.
Процесс получения фотографии основан на фотохимических процессах, открытие и развитие свойств которых были рассмотрены выше.
Теперь отойдем от истории развития фотографии и рассмотрим подробно современные процессы ее получения.
При фотохимических реакциях зерна галогенидов серебра, состоящие из упорядоченно расположенных атомов серебра и галогена (напр., хлора), при экспозиции на свету разрушаются под действием нескольких фотонов.
Освобожденный атом серебра соединяется с другими атомами серебра на поверхности зерна, когда падающий фотон разрывает связь между атомами серебра и хлора в молекуле.
Информацией о том, что свет экспонировал эту часть пленки, служит образовавшееся в этой части крошечное пятнышко серебра.
Изображение не будет видимым, даже если его рассматривать на свету.
Превращение экспонированных зерен галогенида серебра в зерна серебра происходит на стадии проявления. Но такого превращения не происходит с теми зернами, которые подверглись воздействию света. Таким образом получается видимое негативное изображение. Но и на этой стадии неэкспонированные зерна галогенида серебра все еще светочувствительны. Поэтому обычно, при процессе фиксирования
неэкспонированный галогенид серебра удаляется, реже превращается в соединение, нечувствительное к свету.
Для стадии проявления характерен процесс значительного усиления. Такое усиление уникально среди фотохимических процессов. На стадии проявления только фотохимический процесс в глазу характеризуется большим усилением.
Светокопирование – это процесс, в котором соли трехвалентного железа превращаются в соли двухвалентного железа под воздействием электромагнитного излучения.
Это один из давно известных фотохимических процессов, он часто используется для размножения чертежей. При этом бумага покрывается железоаммониевой солью лимонной кислоты и калиевой солью железосинеродистой кислоты ( одна из многочисленных версий). Затем бумага экспонируется на очень ярком свету,
проходящем сквозь чертеж на кальке, до тех пор, пока не образуется слабое
изображение. Соединения трехвалентного железа переходят в соединения двухвалентного железа в местах, где свет попадает на бумагу.
Для проявления соединения трехвалентного железа, бумага погружается в воду. Образуется синеокрашенное цианидное соединение, тем самым дающее негативное изображение. Фиксирования в этом процессе не требуется, хотя изображение не особенно стабильно в течение длительного времени. Стадия проявления в процессе
светокопирования может вызывать незначительное изменение цвета.
Позитив может быть получен при использовании других химических соединений, с помощью точно такого же процесса.
Еще один фотохимический процесс, широко применяемый для получения копий получил название диазопроцесс. Диазосоединение – есть органическое соединение, обычно кислота. Используются для образования на бумаге среды, создающей изображение.
6.Принципы фотографического процесса.
Чтобы описать стандартный фотографический процесс потребуется много времени и знание специальных терминов, поэтому постараемся изложить информацию в более краткой и доступной форме.
Итак, пленка или фотобумага экспонируется в фотоаппарате или в фотоувеличителе и на поверхности зерен AgX, поглотивших значительное число фотонов, образуются
мельчайшие крупинки серебра, которые и являются центрами проявления.
Остаются неизменными лишь те зерна, которые недостаточно освещались.
На этой стадии нельзя обнаружить изображение, даже если бы эмульсию можно было рассматривать. Поэтому набор экспонированных зерен представляет собой
скрытое изображение.
Это происходит от того, что частицы серебра слишком малы.
На следующем этапе выбирают проявитель.
Для достижения хорошего проявления надо использовать подходящий проявитель при определенных температурах и временах обработки. Проявителями могут быть как органические, так и неорганические соединения, но в настоящее время главным образом применяются ароматические соединения – производные бензола.
Проявитель служит для превращения в чистое серебро зерна скрытого изображения. Проявитель является донором электронов, и в процессе проявления электроны присоединяются к положительным ионам серебра, образуя атомы металлического серебра. Частицы серебра действуют как катализатор в процессе проявления.
Остановимся подробней на этапе проявления и рассмотрим наиболее часто встречающиеся проявляющие вещества:
1.Амидол – это проявляющее вещество, одно из самых активных. Способно проявлять даже без ускоряющих веществ. Его недостатком является очень быстрое окисление
кислородом воздуха и, следовательно, в растворе оно сохраняется недолговременно.
2.Гидрохинон – также активное проявляющее вещество. Оно способно создавать изображения с высокой оптической плотностью и контрастностью.
3.Метол — наиболее распространенное проявляющее вещество. Используется как отдельно, в метоловых проявителях, так и в сочетании с гидрохиноном. Чисто метоловый используется в качестве выравнивающего, т.к. работает медленно и дает мягкие негативы.
4.Глицин – используется, когда необходимо создать малоконтрастные негативы с хорошей проработкой деталей в тенях и с небольшой вуалью. Но действует очень медленно.
Проявители в водных растворах образуют ионы водорода. Концентрация этих ионов
влияет на скорость восстановления проявителем галогенида серебра до
металлического серебра. Концентрацию ионов водорода можно регулировать введением
щелочи в проявитель во время приготовления последнего. Такие щелочи называются
ускорителями. Ими могут быть — карбонаты натрия и калия, сложные соединения бора и натрия.
Чтобы добиться нужного результата применяются различные добавки к основному проявителю. К примеру, сульфитные соединения служат в качестве очистителя от использованного проявителя и в качестве стабилизатора; бромид калия применяют, как замедлитель, который действует как противовуалирующее вещество.
Следующей задачей будет удалить оставшиеся ионы серебра или сделать их нечувствительными к свету, иначе последующая длительная экспозиция на свету превратит их в атомы серебра, разрушая изображение.
На стадии фиксирования неэкспонированные, практически нерастворимые в воде частицы галогенида серебра превращаются в растворимые в воде соединения, которые вымываются из эмульсии. Подбирается фиксаж тщательным образом. Его цель — превратить неэкспонированные зерна галогенида серебра в соединения, растворимые в воде, но не растворить серебро изображения.
Между стадиями проявления и фиксирования может использоваться фиксаж для прекращения проявления, а также гипосульфит, который часто содержит кислоту, либо может применяться стоп-ванна.
Стоп-ванна, представляет собой слабокислый раствор (обычно 2%-ной уксусной кислоты)и может содержать бисульфитные соединения, которые удаляют окисленное проявляющее вещество и таким образом предотвращают пятнистое окрашивание эмульсии.
На залючительном этапе, для удаления побочных продуктов процессов проявления и фиксирования, пленка (бумага) промывается. Иначе побочные продукты будут со временем разрушать изображение: остатки использованного проявителя образуют пятна на отпечатке, а гипосульфит через длительное время изменяется, приводя к обесцвечиванию отпечатка. Пленка или бумага должны промываться в больших количествах воды или в проточной воде.
Одной из главных задач является получение долговечного изображения, особенно для фотографий, представляющих собой архивные документы. Для этого иногда применяют специальные соединения, которые нейтрализуют гипосульфит и превращают в бесцветные стабильные соединения некоторые продукты фиксирования.
Наконец, отпечаток или пленку надо высушить. Полиэтиленированная бумага или
пленка сушатся на воздухе. Часто, чтобы ускорить процесс сушки, эмульсию
обдувают нагретым воздухом.
7.Заключение.
Как только не называют XX век – и веком атома и веком космоса, а еще генетики, химии и т.д. И мало кто задумывается над тем, какую роль в достижениях всех этих наук сыграла фотография, а ведь сейчас без нее исследователи не могут ступить и шагу. Не только исследователи, но и деятели искусств – ведь в основе кинематографа тоже лежит фотография, да и полиграфические технологии без нее не возможны. Современная фотография находит все большее применение в науке, технике и повседневной жизни. А ведь начиналось все довольно скромно, можно сказать, на бытовом уровне и невозможно было предположить, насколько широко будут возможности использования фотографического метода. С помощью фотографии били получены снимки планет, изображения живой клетки и кристаллической решетки минералов, изображения элементарных частиц, составляющих атом.
Фотография сочетает в себе оптику, точную механику и тонкую химическую
технологию, а со стороны технической и художественной – теорию композиции,
эстетику и теорию восприятия.
Межу тем надо заметить, что фотография стала еще и очень перспективным рынком: на сегодня этот бизнес считается одним из самых прибыльных. Он стоит на четвертом месте в мировой табели о рангах, обгоняя по доходности книгоиздание, туризм и даже автомобильную промышленность.
Литература:
1. Советский Энциклопедический словарь, ред. А.М.Прохоров, Изд-во Советская Энциклопедия, М., 1983
2. В.А.Горбатов, Э.Д.Тамицкий “Фотография”, Изд-во Легпромбытиздат, М., 1985
3. Э.Митчел “Фотография”, Изд-во Мир, М., 1988
znakka4estva.ru
Роль естественного освещения в фотографии
Роль естественного освещения в фотографии нельзя недооценивать. Как же научиться, не используя дорогие вспышки и отражатели, правильно применять освещение в естественных условиях, чтобы улучшить качество снимков?
Ведь, глубина теней, степень освещенности, то, каким образом свет падает на предмет съемки, а также другие факторы способны помочь фотографу превратить снимок в волнующий и зрелищный кадр, делая акцент на значимых деталях. Тем не менее, не следует забывать о том, что неправильный свет способен полностью испортить снимок с отличной композицией.
Итак, снимая в режиме автоматическом, фотокамера сама определяет экспозицию и скорость затвора. Таким образом, специальный механизм замеряет силу света, отвечает за то, сколько фотоаппарат будет воспринимать отраженного света. Приняв это к сведению, а также употребляя ручные настройки, с помощью световых эффектов можно делать чудесные снимки. В частности, снимая ночью, незабываемое впечатление оставят движущиеся огни.
Фотографу всегда следует помнить об одной важнейшей особенности, способной существенно переменить впечатление о съемочном объекте. Речь идет, об угле падения света, который зависит от того, где расположен источник освещения. Так, к примеру, лицо, исходя от угла, под которым оно освещено, может стать печальным, гордым, мужественным. Очень выразительной будет тень, которая скрывает половину лица.
Еще одним мощным средством в фотографии является глубина тени, которую можно использовать, чтобы передать объем предмета съемки. Не забываем о том, что наиболее резкие тени бывают в разгар дня, а вечером и утром они мягче, поэтому снимки выходят более приятными.
Существует еще яркая особенность света, часто используемая для усиления впечатления, — это «живые лучи». Это может быть свет из окна, который падает на пол комнаты потоком, или струи желтого солнечного света, которые бьют меж свинцовыми тучами в просвет – все это дарит чувство осязаемости света. Правда, талант замечать «живые лучи» приходит не сразу. Да и видеть — это одно, а передать на снимке — совершенно другое. Добиться желаемого результата можно, понизив скорость срабатывания затвора. Но тогда, лучше снимать со штатива. Иначе дрожание рук приведет к замыливанию предметов или к их полному расплыванию.
Профессиональные фотографы активно используют еще один весьма интересный способ применения света — силуэты.
Чтобы снять силуэт, нужно источник света разместить позади объекта, который снимают. В данном случае экспозицию выставляем по источнику, а то, что расположено перед ним, погружаем в глубокую тень.
Если цель фотографа — снимок с различимым объектом съемки, а не силуэтный снимок, тогда используется вспышка или другие источники света, чтобы подсветить передний план.
Далее по теме:
Смотрите так же:
fotochaynik.com