Съемка со смешанным светом – Смешанный свет / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

Съемка со смешанным светом — Уроки фотографии

Съемка смешанным светом.

Хочу поделится с вами своим опытом съемки смешанным светом.
Что это такое, спросите вы?!
Начну из далека…
Если уйти немного в теорию, и очень вкратце, то свет в фотографии бывает двух типов:

— постоянный свет (галогеновые, флоуресцентные, диодные и т.д.)
— импульсный свет (лампы вспышки, вспышки, моноблоки)

Постоянный свет, тот который соответственно светит постоянно, имеет как плюсы, так и минусы.
Плюс в том, что вы видите свето-теневой рисунок. Минусы, некоторые моноблоки сильно нагреваются, потребляют много электро энергии и зачастую очень громоздкие.
Применяют их чаще всего для предметной съемки. И съемки видео.

Импульсный свет, это по сути большая вспышка. Она имеет малое потребление энергии. Пилотный свет, который позволяет вам примерно определить свето-теневой рисунок. Так же, импульсный свет позволяет работать более продолжительное время, ибо нагреваются они, не так интенсивно, как источники постоянного света.
Их применяют практически для всех типов фотосъемки.

Так вот, съемка смешанным светом, это съемка постоянным и импульсным светом, одновременно.

Стоит раз попробовать, и вам станет все понятно! А понадобится вам для этого:
Фотоаппарат, лампа или моноблок постоянного света и вспышка, или же импульсный моноблок.
Выстраиваете любую классическую световую схему, ставите камеру в режим выдержки «Tv» если у вас Canon, «S» если у вас Nikon, ставите значение выдержки 0,5 или 1 сек. ISO 200-800. Снимаете, и пока затвор камеры открыт, медленно или же наоборот быстро, водите камерой из стороны в сторону.
Так как импульсная вспышка сработала, снимаемый объект должен получится ярким и резким, а все остальное, после вспышки, подсвечиваемое лампой постоянного света и с учетом ваших движений камерой, получится размытым и интересным.
Тут главное попробовать, и многие вопросы отпадут сами собой!
Потом, просто играете настройки ми камеры, и получаете свои индивидуальные шедевры.
Для пущей красоты, можно использовать цветные фильтры для постоянных источников света, дым, ткань, да все что в голову придет!
Тут только от вашей фантазии зависит результат.
Вот примеры некоторые примеры моих экспериментов с смешанным светом.
Спасибо за внимание!
И всем креатива и творческих побед!

Источник: www.drive2.ru

Всё что вы хотели знать о сочетании импульсного и постоянного света.

Фотография сделана с помощью смешанного света, поэтому сначала надо разобраться с терминами. Смешанный свет — это совмещение постоянного и импульсного света в одном кадре.

Как это работает

Импульсныйсвет замораживает объект в кадре, а постоянный на длинной выдержке смазывает. Следовательно, если мы разделим свет по области воздействия, то есть на одну часть кадра будем светить постоянным светом, а на другую импульсным, то одна часть кадра смажется (у нас ведь длинная выдержка), а другая останется замороженной — как раз то, что вы и видите на картинке. Это суть.

Подготовка

Берём цветной фатин или любую другую полупрозрачную ткань и создаём импровизированное платье. Качество материала не принципиально, потому что так называемое платье будет смазано в итоге. При этом на фоне на стойках за моделью висела ткань зелёного и синего цвета вперемешку, это было необходимо, чтоб получить некое подобие цветного пятна на фоне.

Свет

Съёмка велась на чёрном фоне, в качестве освещения был использован Hensel Expert 500. Три прибора с рефлекторами отвечали за постоянный свет, тарелка с сотами — за импульсный.

Установка света

Сначала расставляем 3 источника с рефлекторами и шторками с обеих сторон и за моделью на уровне ног (надо подсветить «платье» на просвет). Обязательно выключите световую и радиосинхронизацию на этих источниках, чтоб они не сработали, при этом не забудьте включить

urokifoto.com

Фотосъемка со смешанным светом » PhotoCasa

Фотосъемка со смешанным светом
Использование комбинированного света в фотографии – стандартная практика многих профессиональных фотографов. Именно под комбинированным светом воспринимается комбинирование импульсного и постоянного света. Также часть из этих знаний следует применить к науке о коротких выдержках, когда речь идет о «заморозке жидкостей». Но, подробней в последующих выпусках журнала.

Прежде следует для себя отметить и выделить некоторые различия между импульсным и постоянным светом.

Постоянный — излучается от ламп накаливания, галогенных, люминесцентных осветительных приборов и подобных или солнечный свет. Эти источники светят непрерывно или длительное время.
Мощность постоянного света измеряется в Ватт

Импульсный — излучается от источников с подобными разрядными лампами, как и в постоянных источниках, но только с коротким и более мощным световым импульсом. Характеризуется такой источник длиной и мощностью светового импульса. Длина импульса обычно в пределах от 1/800 до 1/12000 секунды (не путать с параметром «выдержка» в фотокамере).
Мощность источника импульсного света измеряется в Дж (1 Вт•с)

При съемке на длительных выдержках, свет накапливается ровно столько, какое значение выдержки на камере. Но, при отсутствии постоянного света (к примеру, темное помещение, нет лапы накаливания или освещения) и наличии импульсного источника освещения, свет будет накапливаться ровно столько, какая длина самого импульса вспышки, а не длина выдержки, установленной на камере. К примеру, в отсутствии постоянного света выдержка на камере установлена 1/4 секунды, а длина импульса 1/800 секунды. Фактически выдержка будет равна 1/800 секунды = длине импульса вспышки.
Рассмотрим пример:

Фотосъемка со смешанным светом
На схеме показано свечение постоянно источника света («А») и импульсного («В»). Источник «А» – непрерывный, поэтому его влияние на матрицу ограничено значением выдержки (1/2), установленной на фотокамере. Влияние же импульсного источника «В» на матрицу происходит только в определенный момент 1/800 секунды.

Как Вы знаете, получить большое размытие объекта на картинке возможно при использовании длинных выдержек. Это выдержки от 1/4 секунды и длиннее. Художественное размытие изображения получаем, используя лампу постоянного света или другой непрерывный источник.

Любой фотограф, проводя динамические съемки (движение объектов) в студии, заметит, что даже на выдержках 1/125 сек., установленной на фотокамере, при использовании импульсного света — изображение получается довольно четким. Размытие или четкость будет зависеть от длины импульса самой вспышки. Чем короче импульс – тем четче кадр.

Поэтому, получив размытие картинки на выдержке 1/4 секунды, в одном кадре мы дополнительно фиксируем изображение использованием импульсной вспышки.

Фотосъемка со смешанным светом
Чтобы получить картинку с комбинированным источником света надо:
— Включить источник постоянного света и направить его на объект съемки
— Установить на фотокамере длительную выдержку. (К примеру, 1/4)
— Настроить экспозицию снимка путем подбора значений ISO, выдержки и диафрагмы. ISO может иметь значение более 100 единиц. Выставить экспозицию для размытого кадра.
— Включить источник импульсного света и подключить синхронизатор.
— Сделать снимок с использованием импульсного и постоянного света.
— Если снимок переэкспонирован – необходимо понизить мощность импульсного источника. Если при небольшой мощности импульсного источника у вас все еще переэкспонированный кадр – следует увеличить значение диафрагмы.
— Обратите внимание, что источник постоянного света должен обладать большой мощностью, иначе будет проблемно настроить источники постоянного и импульсного света в совместной работе и получить качественную картинку.

Только творческий эксперимент и подбор ваших оптимальных параметров позволит сделать неповторимый результат.

photocasa.ru

Смешанный свет » PhotoCasa — Фотокаталог России. Журнал о фотографии PhotoCASA. Официальный сайт.

Многие читатели PhotoCASA не раз слышали о смешанном свете как о технике съемки. Это одна из самых эффектных техник. Подхватывая эту тему, мы хотим поделиться своим опытом.
В VISIONlab Media мы очень часто экспериментируем. Для нашего фотографа Антона Росси техника съемки со смешанным светом — один из способов самовыражения:
«О смешанном свете я знаю давно, но более тонкое понимание этой техники пришло недавно, когда я начал использовать оборудование Dedolight».

Антон Росси поделится своим опытом работы с техникой смешанного света на примере одной из своих съемок.
Первое, на что стоит обратить внимание при подготовке к такому виду съемки — это выбор студии, где вы хотите реализовать свои идеи:
«Для съемки я выбрал студию «PRIDEphoto». Это одна из немногих студий Москвы, где есть приборы Dedolight. Для меня это было одним из важных критериев, так как я привык работать с хорошим светом».
Суть смешанного света в том, что настройки камеры в такой съемке весьма специфичны:
«В первую очередь «замораживайте» модель с помощью импульсных источников света и конверсионных фильтров. А с помощью света Dedolight и цветных фильтров создавайте эффект «шевеленки».

Смешанный свет дает фотографу прекрасную возможность выразить себя, но в тоже время — это очень «вредная» и сложная техника.
Для каждого фотографа очень важно понимать цвет в кадре и его возможные сочетания. Катастрофически важно исключить «лишние» цвета из кадра, которые могут давать разные источники (свет от гримерного столика, свет из окна или пилотный свет на импульсном приборе).

Обязательно создавайте атмосферу в кадре. Расставляйте приоритеты. Не забывайте, что даже простые вещи могут создать нужную атмосферу:
«В этой съемке я взял два тканевых фона размером 3×3 м, один из них — белый, другой фон — в виде рыболовной сети.
Уделяйте особое внимание контакту с моделью.

Помните об особенности «шевеленки»: «Несмотря на «заморозку» импульсным источником, модель не должна быть постоянно в движении».

Когда мы снимаем только с импульсными источниками, настройки камеры:
— Выдержка зафиксирована на значении 1/125 sec.
— Диафрагма меняется в зависимости от силы светового пучка
— ISO 100

Когда мы добавляем в световую схему постоянные источники света, настройки камеры изменяются:
— Выдержка меняется от 1/20 sec и длиннее
— Диафрагма будет более закрыта: от F/8
— ISO может быть 200 или 400

В данной съемке фотограф использовал:
— Canon 5D Mark III
— Объектив Canon 50mm f/1.2
— 2 источника ProFoto D1 Air
— 4 источника Dedolight Dlh5
— 2 холодных отражателя

Текст: Тамара Тамми
Фотограф: Антон Росси http://vk.com/id2346843
Модели: Оксана и Полина
Визажист: Сабина
Парикмахер: Анвар Азизов
Локация: PRIDEphoto http://vk.com/pridestudios
Проект: OMG_Photo (http://vk.com/omg_ph) и VISIONlab Media (http://vk.com/visionlabmsk)

photocasa.ru

Свет в фотографии — фотографии со светом, освещение и свет в фотографии – ФотоКто

Основная разница между импульсным и постоянным источником света в необходимой длине выдержки. Вспышка дает мощный световой поток за очень короткий промежуток времени, очень много света за долю секунды. Соответственно, импульсный источник света у нас будет контролироваться диафрагмой, в то время как выдержка значения не имеет, главное не превышать скорость синхронизации камеры со вспышкой. Соответственно, самая короткая выдержка 1/125 сек (выдержка синхронизации, у некоторых камер может быть короче), а самая длинная ограничивается только здравым смыслом.

Постоянный источник света имеет совсем другие свойства. Этому источнику света нужно время, чтобы создать изображение. Иногда это минус, но в нашем случае мы превращаем этот минус в очень интересный инструмент. Именно постоянный источник света и делает такую фотографию эффектной, именно им все рисуется. Контролируется такой поток света диафрагмой и выдержкой.

Итак, начнем поэтапно. Еще до начала съемки желательно позаботиться о том, чтобы на модели были элементы с бликующими поверхностями, бижутерия, пайетки, глиттер в макияже и т. п. Именно эти элементы дадут нам возможность рисовать светом. Очень мелкие блестящие детали могут дать в итоге четкие яркие полосы, в то время как сплошной светлый элемент даст большое световое пятно. Темные элементы одежды практически не оставят следа.

В подготовке студии тоже есть некоторые нюансы. Очень важно избавиться от всех паразитных источников света: окна, лампочки, все, что дает свет, нужно выключить или изолировать, иначе вы получите паразитный свет, который испортит ваше изображение. В общем, нужна полная темнота.

Далее, начинаем установку света. На этом этапе еще можно пользоваться пилотным светом, чтобы видеть световой рисунок на модели, но потом его нужно будет отключить.
Как пример, возьмем одну мою фотографию. На стол мы положили кусок старого зеркала, а потом уложили на него модель. Таким образом, у нас кроме интересного фона, появился еще и отражатель. Для того чтобы зафиксировать модель в кадре, мы установили вспышку с тарелкой слева от модели. Точные параметры вспышки не помню уже, это был импульсный свет 600 ватт, с установленной мощностью 1/4, примерно. Этого источника и зеркала оказалось достаточно. Именно эта вспышка и «заморозила» модель в кадре. Диафрагма была у нас 14, а выдержка стандартная 1/125 сек. Таким образом, мы настроили работу импульсного источника.

Далее мы занялись добавлением спецэффектов. Для этого нам и понадобился источник постоянного света. Так как на 1/125 его практически не будет видно, мы начали подбирать выдержку с 1/20 сек. Я задумал направить узкий пучок света именно на браслет модели. Для этого я воспользовался
самым обычным пилотным светом вспышки и насадкой тубус, которая позволила сфокусировать свет в узкий пучок на браслет. После нескольких пробных кадров я подобрал выдержку, позволяющую осуществить задуманное.

В итоге мы получили:
— настройки камеры: диафрагма F14 и выдержка 1 сек.
— вспышка с тарелкой на 1/4 мощности и отключенным пилотным светом для фиксирования модели и пилотный свет на втором моноблоке с тубусом для фокусировки светового потока в небольшое пятно и отключенным импульсом.

Далее сама съемка. Нижняя часть кадра благодаря зеркалу уже имела достаточно деталей, нужно было заполнить верхнюю часть кадра. Для этого было достаточно перевернуть камеру на 180°. Во время нажатия на кнопку “спуск” срабатывала вспышка, а затем, пока затвор открыт в течение секунды,
камера переворачивалась вверх ногами. Таким образом, постоянный источник света рисовал в кадре световые шлейфы.

fotokto.ru

Открытый урок «Съемка со смешанным светом»

7 февраля с 18:00 до 21:00! 💥

Теплый с холодным, синий с зеленым — как смешать разные виды света и не облажаться? Как вообще работать со светом в студии, чтобы получился достойный кадр? Все эти вопросы мы рассмотрим на открытом уроке! 👌🏻

Урок разделен на теоретическую и практическую часть.

📸 Программа урока:
— Свет с естественным и с искусственным светом. В чем разница. Как научиться работать со светом профессионально.
— Что такое смешанный свет. Съемка со смешанным светом. Демонстрация.

— ПРАКТИКА — Съемка со смешанным светом.

Ментор открытого урока — Павел Ермаков.

Вход свободный, регистрация по ссылке: https://indivision-school.timepad.ru/event/910571/ Теоретическая часть полностью бесплатна, практическая — 500 руб, так как количество участников ограничено — не более 10 человек друг за другом. Оплатить лучше заранее администратору школы ✌🏼

Урок пройдет по адресу ул.Костина, 2, третий этаж, в Фотостудии «Акт Первый» 👍🏻

Регистрируйтесь! Ждем вас на открытый урок!

citifox.ru

Основы фотографии # 5.5

  1. Основы фотографии #1
  2. Основы фотографии #2.1
  3. Основы фотографии #2.2
  4. Основы фотографии #3
  5. Основы фотографии #4.1
  6. Основы фотографии #4.2
  7. Основы фотографии #4.3
  8. Основы фотографии #4.4
  9. Основы фотографии #4.5
  10. Основы фотографии #4.6
  11. Основы фотографии #4.7
  12. Основы фотографии #4.8
  13. Основы фотографии #4.9
  14. Основы фотографии #4.10
  15. Основы фотографии #4.11
  16. Основы фотографии #4.12
  17. Основы фотографии #5.1
  18. Основы фотографии #5.2
  19. Основы фотографии #5.3
  20. Основы фотографии #5.4

В предыдущей статье я рассмотрел три особенности лепесткового затвора. Прежде, чем продолжить знакомство с ним, вернусь к первой особенности.

Покажу в деталях, как способность пропускать световые лучи одновременно на всю поверхность светочувствительного слоя, с какой бы выдержкой ни велась съёмка, позволяет фотографу запечатлевать в чётком изображении движущиеся объекты, освещаемые смешанно1. И почему такую возможность едва ли может обеспечить шторно-щелевой затвор.

Съёмка со смешанным освещением движущихся объектов – это ряд съёмочных ситуаций, в которых одновременно выполняются два условия:

  • какой-то объект в снимаемой сцене движется;
  • в экспозиции «принимают участие» световой импульс и постоянный свет.

При этом, маловажно, какие объекты сцены облучаются импульсными источниками, а какие – источниками постоянного света. Например, снимаемый объект – главный по смыслу – может освещаться смешанно, а фон – второстепенные объекты – только источниками постоянного света.

Приведу примеры съёмочных ситуаций, удовлетворяющих описанию выше.

Балерина «садится» на шпагат в прыжке на фоне горной долины, усыпанной весенними цветами. Чтобы создать определённое, «красивое», распределение бликов и теней на модели, последняя дополнительно освещается с помощью моноблоков.

Скейтбордист выполняет высокий «олли» (на англ. ollie) на фоне громадных транспортных самолётов, «припаркованных» около ангаров международного аэропорта. В наивысшей точке подъёма световой импульс освещает модель, чтобы создать на последней желаемую светотень – распределение бликов и теней.

Опытный клифф-дайвер (на англ. cliff-diver) выполняет прыжок со скалы. В соответствии с задумкой необходимо крупным планом «в полный рост» запечатлеть спортсмена на фоне прибрежных утёсов и океана, в который ныряльщик ворвётся через несколько секунд. Чтобы подчеркнуть фактуру тела, напряжение мышц применяются мощные источники импульсного света, расположенные на берегу.

На фоне заходящего солнца автомобиль на высокой скорости въезжает в неглубокое озеро, создавая вокруг себя ореол из брызг. Снимаемая сцена дополнительно освещается импульсными источниками света, чтобы выделить формы автомобиля и создать отблески в разлетающихся каплях.

Съёмка на фоне позднего заката. Лёгкое струящееся платье и свободные длинные волосы модели развивает воздушный поток, создаваемый вращающимися лопастями вертолёта, зависшего в воздухе на заднем плане. Модель освещается со стороны фотографа с помощью генераторной системы.

Описываемый ряд съёмочных ситуаций, чаще всего, встречается в рекламной фотографии и фотографии спортивных мероприятий. Тем не менее, подобные ситуации можно создавать в любом другом направлении. Их основное преимущество заключается в том, что фотограф может гибко «построить» освещение в условиях естественной среды. Природа способна «проявляться» в художественной и эмоциональной составляющей изображения как непосредственно, например, горный пейзаж или синева моря участвует в композиции, а бушующий океан или золотистый рыхлый песок олицетворяет человеческие чувства, так и посредством влияния на эмоции, переживаемые фотографом (и моделью) во время съёмки.

Чтобы почувствовать технический «характер» рассматриваемых ситуаций, попробуйте одну из них смоделировать самостоятельно. Сфотографируйте в дневное время суток подростка, катающегося на «быстрой» карусели. Или разогнавшегося бегуна на короткой дистанции. Или вентилятор, лопасти которого вращаются с большой скоростью. При этом, дополнительно освещайте модель с помощью вспышки (желательно, не встроенной в фотоаппарат). Проанализируйте полученные снимки в 100% масштабе: удалось ли Вам запечатлеть чётким движущийся объект?

Если Вы прочитали и осмыслили предыдущие статьи, составляющие серию «Основы фотографии» (от первой до текущей), то смоделировать одну из предложенных выше или подобную им съёмочную ситуацию Вам будет проще. Необходимыми знаниями, за исключением одной «порции» – о ней позабочусь далее – я поделился. Дополнительно, если в качестве импульсного источника света Вы применяете внешнюю вспышку, разберитесь, как регулировать вручную её мощность. Для этого Вам, скорее всего, достаточно будет ознакомиться с инструкцией к вспышке.

Если Вы захотите расположить источник вдали от фотоаппарата, позаботьтесь о синхронизации открытия затвора со световым импульсом. Для этого приобретите, арендуйте или одолжите на время простейший комплект радиосинхронизации. Уточните у продавца (владельца) подходит ли он к моделям фотоаппарата и вспышки, которыми Вы пользуетесь. Также, обратите внимание на наличие разъёма «горячий башмак» (на англ. hot shoe) в камере. Он установлен в большинстве зеркальных и беззеркальных системных цифровых фотоаппаратах. Такой разъём используется для подключения накамерной вспышки или радиопередатчика. Если разъёма нет, то Вам, скорее всего, не удастся воспользоваться внешней вспышкой.

Чтобы проиллюстрировать настоящую статью, я смоделировал одну из рассматриваемых съёмочных ситуаций «не выходя из дома». Я фотографировал перемещение иглы в автоматизированной швейной машине. Солнце, лучи которого проникали сквозь окно, и настольная светодиодная лампа выступали в роли источников постоянного света. В качестве импульсного источника я применил накамерную вспышку, синхронизируя её со спуском затвора с помощью комплекта радиосинхронизации. Полученные фотографии составили рисунок 3 в настоящей статье.

Следующая «порция» знаний может стать для Вас подспорьем в решении как задачи «Эффективное фотографирование движущихся объектов в сцене, освещаемой смешанно», так и широкого круга задач-ситуаций, называемого съёмкой движущихся объектов. Предлагаю отвлечься от особенностей лепесткового затвора и разобраться с причинами такого явления как размывание изображения движущегося объекта.

Взгляните на иллюстрации:

Рис. 1. Проявление эффекта «размывания от движения» в зависимости от выдержки. Снимаемая сцена освещается солнцем и светодиодной лампой – постоянным светом. Сюжет, экспозиция и скорость движения иглы швейной машины постоянны, меняется выдержка. Обозначения на рисунке: 1 – фотография, запечатлённая с выдержкой равной 1/25 секунды, 2 – с выдержкой равной 1/50 секунды, 3 – 1/100 секунды, 4 – 1/200 секунды, 5 – 1/400 секунды. Изображения, обозначенные буквами «б», являются фрагментами снимков, обозначенных буквами «а». Движение иглы запечатлено наиболее чётко 5-ой фотографией. Сильнее всего эффект «размывания от движения» проявляется на 1-ой фотографии.

Причинами возникновения эффекта «размывания от движения» являются, одновременно, высокая скорость движения снимаемого объекта, длинная выдержка и непрерывность, «постоянство», освещения. Чем длиннее выдержка, тем сильнее проявляется эффект. Сравните на рисунке 1 фотографии, обозначенные цифрами 1 и 3.

Рис. 2. Проявление эффекта «размывания от движения» в зависимости от скорости движения. Условия съёмки прежние. Сюжет, экспозиция и выдержка постоянны, меняется скорость движения иглы швейной машины. Выдержка равна 1/25 секунды. Обозначения на рисунке: 1 – фотография, запечатлевшая движение иглы с минимальной скоростью, 2 – со средней скоростью, 3 – с максимальной скоростью.

Чем выше скорость движения снимаемого объекта, тем сильнее проявляется эффект. Сравните на рисунке 2 фотографии, обозначенные цифрами 1 и 3.

Фотографии на рисунке 1 показывают, что эффект «размывания от движения» исчезает в съёмке с определённой выдержкой. При этом, съёмка с более короткими выдержками «закрепляет» результат.

Выдержка, в съёмке с которой движущийся объект изображается неподвижным, говорят, «фиксируется» или «замораживается», «застывает», индивидуальна в каждой ситуации и зависит от скорости движения объекта. Например, чтобы создать фотографии для рисунка 1, я установил скорость движения иглы минимальной. В итоге, мне удалось исключить эффект «размывания от движения», снимая с выдержкой равной 1/400 секунды. Когда я установил скорость движения иглы максимальной, эффект все ещё проявлялся на выдержке равной 1/1600 секунды.

Отмечу, что результатом съёмки движущихся объектов в сцене, освещаемой смешанно, вовсе не должно быть чёткое изображение. В четвёртом разделе четвёртой части «основ» я вёл речь о светописи – фотографическом приёме, который удобно реализовывать в режиме Bulb. Как я отмечал в указанной статье, произведения Олега Титяева иллюстрируют применение такого приёма. Фотограф использует смешанное освещение, в основном, источники искусственного постоянного света и импульсные источники света, и создаёт эффект «размывания от движения». Ведь, снимаемый объект может двигаться в кадре не по необходимости, а намеренно.

Здесь я остановлюсь в описании эффекта «размазывания от движения». Позже в настоящей части «основ» я приведу дополнительную информацию, углубляющую и расширяющие знания о рассмотренном явлении. Сейчас покажу, как лепестковый затвор помогает эффективно фотографировать движущиеся объекты в сцене, освещаемой смешанно.

Если скорость балерины, скейтбордиста, клифф-дайвера, автомобиля, развивающегося платья, бегуна, карусели или лопастей вентилятора будет высокой, то я – фотограф – едва ли смогу получить чёткое, без «размывания», изображение движущегося объекта в съёмке с выдержкой равной или длиннее 1/250 секунды. Как следствие, я захочу воспользоваться приведённой выше закономерностью: укоротить выдержку – чтобы получить чёткое изображение. Если движущийся объект освещается постоянным светом, при этом, маловажно отдельно или в составе смешанного, то укорачивание выдержки – единственная возможность изобразить чёткой снимаемую сцену.

Если съёмка ведётся с камерой, в которой применяется шторно-щелевой затвор, и, одновременно, выдержка, подобранная под скорость движения снимаемого объекта, будет короче выдержки синхронизации, то я столкнусь с одним из двух побочных явлений.

Первое – эффект «помехи перед объективом», который проявится в неравномерности экспозиции по площади снимка (см. рис. 3). Данный эффект я ввёл в статье «Основы фотографии # 5.3».

Второе – недостаточная освещённость движущегося объекта и, как следствие, недоэкспозиция фотографии относительно него.

Последнее явление может возникнуть, когда я, попробовав «обойти» эффект «помехи перед объективом», «превращу» импульсные источники в источники постоянного света: буду снимать в режиме высокоскоростной синхронизации, используя в качестве импульсных источников накамерные вспышки. Как следствие, у меня могут возникнуть трудности в том, чтобы в желаемой пропорции соотнести интенсивность освещения, создаваемого импульсными источниками света, с интенсивностью «окружающего» постоянного освещения. С технической и художественной точек зрения такое соотнесение, «выравнивание освещения», в съёмке со смешанных светом провести, чаще всего, необходимо. Если разница между освещённостями, например, фона и снимаемого объекта – обоих «окружающим» постоянным светом – будет большой, то мощности последовательных световых импульсов может не хватить, чтобы выровнять экспозицию по всему кадру. Как я отмечал ранее, в режиме высокоскоростной синхронизации интенсивность генерируемого вспышкой «постоянного» освещения резко снижается в сравнении с интенсивностью одиночного светового импульса.

В случае, когда вместо внешних вспышек применяются моноблоки или генераторные системы, фотограф столкнётся лишь с эффектом «помехи перед объективом».

Рис. 3. Съёмка движущегося объекта, освещаемого как источниками постоянного света, так и импульсными источниками, с помощью фотоаппарата, в который установлен шторно-щелевой затвор. Обратите внимание на затемнённую горизонтальную полоску в нижних частях фотографий. Это изображение шторки, которая не успела сложится до того, как сработала вспышка. С учётом того, что в экспозиции принимал участие постоянный свет, шторка изобразилась не чёрной, «плотной», как на рис. 2 в статье «Основы фотографии # 5.3», а «полупрозрачной». При этом, на фотографии справа изображение шторки более «плотное», чем на фотографии слева. Потому что снимок слева я создавал, освещая сцену постоянным светом интенсивнее, а мощность импульсного источника на обоих снимках примерно одинакова. Тем не менее, «на лицо» неравномерность экспозиции по площади снимка из-за эффекта «помехи перед объективом». Увы, снимок испорчен.

Я могу избежать возникновения обоих явлений, воспользовавшись фотосистемой, в которой применяется лепестковый затвор. При этом, предложенное решение задачи «Как эффективно фотографировать движущиеся объекты в сцене, освещаемой смешанно?» в настоящее время является единственным.

Далее я покажу, что лепестковый затвор остаётся эффективным в «обычной» съёмке движущихся объектов: с источниками постоянного света. При этом, «фиксация» быстродвижущихся объектов с помощью фотоаппарата, в котором применяется шторно-щелевой и некоторые конструкции электронных затворов, оборачивается, на мой взгляд, забавными результатами. Расскажу о них, в частности, в следующей статье, посвящённой электронным затворам.

Резюмирую. Если Вы хотите получить чёткое изображение движущихся объектов в сцене, освещаемой смешанно, укорачивайте выдержку. Если текущая выдержка будет короче выдержки синхронизации в съёмке с помощью фотоаппаратов, в которых применяется шторно-щелевой затвор, то Вы получите бракованное изображение, столкнувшись с эффектом «помехи перед объективом». Он проявиться в виде неравномерной экспозиции по площади снимка. Чтобы избежать брака и получить желаемый результат, снимайте с фотосистемой, в которой применяется лепестковый затвор, наикратчайшая выдержка которого короче выдержки синхронизации современного шторно-щелевого затвора.

Рассмотрю следующую, четвёртую, особенность лепесткового затвора.

Как я отметил выше, чтобы «заморозить движение» достаточно подобрать выдержку нужной длины. Чем быстрее движение, тем короче должна быть выдержка. Каков диапазон доступных выдержек у лепесткового затвора? Насколько «быстрые» объекты с помощью него можно изображать чёткими?

Диапазон выдержек, обеспечиваемых лепестковым затвором, зависит от ряда факторов:

  • конструкции,
  • расположения относительно фотосистемы,
  • свойств объектива и типа его световой схемы.

Чуть позже я обращусь подробнее к каждому фактору.

Наиболее длинная выдержка, в среднем, равна 32 секундам, но с учётом того, что большинство современных лепестковых затворов поддерживают съёмку в режиме Bulb, «длинный» край диапазона имеет малое значение. Ведь, достаточно держать лепестковый затвор открытым подольше, чтобы получить желаемую экспозицию. Вспомните условие под номером 1, которое я приводил в начале предыдущей статьи.

Я едва ли могу сказать нечто подобное о «коротком» крае диапазона. На сегодняшней день наикратчайшая выдержка, обеспечиваемая лепестковым затвором, равна 1/1600 секунды. При этом, затворы, удовлетворяющие определённым комбинациям факторов, которые указаны выше, обеспечивают выдержку не короче 1/25 секунды.

Таким образом, в настоящее время все конструкции лепестковых затворов едва ли могут обеспечить такие же короткие выдержки, какие доступны фотографу в съёмке с помощью камер со шторно-щелевым затвором. Поэтому в ситуациях, в которых требуется съёмка с выдержками короче 1/1600 секунды и, одновременно, снимаемая сцена освещается лишь источниками постоянного света, шторно-щелевой затвор в несколько раз эффективнее лепесткового. Во сколько раз? Посчитайте самостоятельно.

В среднем наикратчайшая выдержка лепесткового затвора равна 1/200 секунды и, таким образом, мало отличается от выдержки синхронизации шторно-щелевого затвора, установленного в малоформатный фотоаппарат. А также, почти в два раза короче выдержки синхронизации затворов того же типа, применяемых в камерах со светочувствительным слоем среднего формата (здесь выдержка синхронизации, обычно, не короче 1/125 секунды).

Если Вы хотите получить преимущество в съёмке движущихся объектов в сцене, освещаемой смешанно, уточняйте, какую наикратчайшую выдержку обеспечивает фотосистема. Дополнительно принимайте во внимание, что с лепестковым затвором легче «дружить», когда он функционирует не на пределе своих возможностей. Последнюю идею иллюстрируют закономерности, относящиеся ко второй и третьей особенностям, рассмотренным мной в предыдущей статье.

Теперь обращусь к факторам, которые определяют, на мой взгляд, значительный (в 6 EV) разброс между доступными наикратчайшими выдержками в разных моделях лепестковых затворов. Начну с конструкции.

Почему лепестковый затвор вот уже более 130 лет не может обеспечить близкие по краткости выдержки, доступные фотографу с применением шторно-щелевого затвора?

Большинство явлений, происходящих на планете Земля, едва ли кто-то смог отменить. В начале предыдущей статьи я обозначил под номером 2 «условие наикратчайшей выдержки». Здесь уточню его. Чем выше скорость перемещения и\или чем меньше путь перемещения лепестков, тем более короткой может быть выдержка. «Если так, то почему бы для начала не разогнать лепестки до сверхзвуковых скоростей!?» – подумал я… и вспомнил школьный курс физики.

Физические тела (каждый лепесток затвора – это тело) стараются сохранить своё текущее состояние. Если лепесток покоится, то он «нехотя» начинает движение и набирает скорость. А когда набрал скорость – «нехотя» её теряет, останавливается.

Чем выше скорость тела, тем сильнее «желание» последнего во время остановки продолжать движение в том же направлении. Попробуйте на пробежке или во время поездки на велосипеде, автомобиле резко остановиться. Получиться ли у Вас это сделать мгновенно? Что Вы испытаете, что испытают колёса и тормоза? Ответ на первый вопрос – «нет», ответ на второй – «перегрузки».

Быстрый набор скорости и быстрое её снижение связано с перегрузками. Если движущееся тело недостаточно прочное, оно от сильных перегрузок деформируется, ломается. Например, в космонавты берут людей со стабильным здоровьем и длительное время методично тренируют их. Перегрузки, с которыми человеческий организм сталкивается во время взлёта космического корабля, в четыре-семь раз превосходят перегрузки, которые испытывает человек, выполняющий повседневные действия.

На основании данных2, предоставленных одним из производителей фотосистем, в которые устанавливаются лепестковые затворы, я вычислил, что лепестки могут выдерживать перегрузки более чем в 16 000 раз превышающие стандартные перегрузки, испытываемые человеком в обыденной жизни.3 Дополнительно, представьте, указанным перегрузкам лепестки подвергаются постоянно. Скажем, 2-120 раз в час, от 200 000 до 2 000 000 раз в течение «жизни» затвора.4 Из чего должно быть сделано тело, чтобы с точностью, с какой швейцарские часы отсчитывают время, обеспечивать движения, связанные с колоссальными перегрузками?

Чаще всего, лепестки современных затворов изготовлены из углеродного волокна (на англ. carbon fiber). Они достаточно прочные и, одновременно, лёгкие. Масса лепестков обуславливает их долговечность, а также стабильность функционирования затвора. Чем меньше масса движущегося тела, тем легче его разогнать и остановить, и тем меньше перегрузки. Уменьшению массы помимо применения специальных материалов способствует уменьшение толщины лепестков. В современных затворах последняя соизмерима с толщиной человеческого волоса.

Также, способы перемещения и остановки (торможения) лепестков обуславливают не только длительность наикратчайшей выдержки, но и стабильность и точность её обеспечения затвором. В современных конструкциях могут применяться как пружины, так и электромагниты. Управляемое магнитное поле позволяет эффективно разгонять, усиливая действие пружины, и тормозить лепестки, ослабляя действие пружины, а также удерживать лепестки в крайних положениях (в состояниях «А» и «В» затвора, изображённых на рис. 1 в предыдущей статье. Таким образом, скорость лепестков может изменяться: на коротких выдержках она высокая, на длинных – низкая. «Гибкий» подход позволяет продлить срок службы лепесткового затвора. Корректное торможение необходимо, чтобы обеспечить выдержки длиннее наикратчайшей или чтобы на высоких скоростях уменьшать износ лепестков и механизма, приводящего последние в движение. Также, применение электромагнитов позволяет затвору нормально функционировать вне зависимости от условий окружающей среды: температуры, влажности и атмосферного давления.

В электронном лепестковом затворе по определению используются электромагниты (самостоятельно или в сочетании с пружиной). Последние управляются с помощью драйвера, по сути, компьютера, и требуют электрического питания. Механический лепестковый затвор содержит только пружины. Управление затвором осуществляется без электронной схемы, он автономен. Анкерный механизм, подобный тому, который применяется в механических часах, обеспечивает различные выдержки. В настоящее время механические лепестковые затворы являются актуальными наравне с их «интеллектуальными» «братьями». Однако, наикратчайшая выдержка, которую предлагает фотографу «самый быстрый» механический затвор, равна 1/500 секунды.

Таким образом, основным препятствием в обеспечении затвором короткой выдержки является ограничение по скорости перемещения лепестков, обусловленное перегрузками. Последние возникают во время стремительного разгона лепестков и их последующей резкой остановки. К тому же, выбирая максимальную скорость, инженеры добиваются баланса между точностью обеспечиваемых выдержек, значением наикратчайшей выдержки, сроком эксплуатации (количеством гарантированных срабатываний) и себестоимостью затвора.

В шторно-щелевых затворах выдержку определяет не только скорость, с которой перемещаются шторки, но и расстояние между шторками – размер зазора.

Рассмотрю следующий фактор, влияющий на длительность наикратчайшей выдержки – расположение относительно фотосистемы. Он тесно связан с габаритами затвора и, как следствие, с «длинной» пути, который преодолевают лепестки, переходя из состояния «А» в состояние «В» и обратно (см. рис. 1 в предыдущей статье). А «длинна» пути – ещё одна, помимо скорости, переменная в «формуле» наикратчайшей выдержки.

Теоретически лепестковый затвор может находиться в одной из четырёх точек: перед объективом, внутри объектива, за объективом и внутри фотоаппарата вблизи фокальной плоскости. На практике современные лепестковые затворы располагают либо внутри объектива, либо сразу за ним. Первые, как я отметил ранее, называются центральными или межлинзовыми, вторые – залинзовыми (на англ. behind-the-lens shutter).

С точки зрения наикратчайшей выдержки наиболее выгодное положение лепесткового затвора – внутри объектива за диафрагмой в непосредственной близости к ней. Чем сильнее удаляется от диафрагмы вдоль оптической оси объектива лепестковый затвор, тем большим должен быть диаметр его отверстия (проёма). Чем больше отверстие, тем «длиннее» путь и, как следствие, тем продолжительнее во времени перемещаются лепестки. Также, чем шире отверстие, тем больше площадь лепестка и, соответственно, больше его масса. Далее, чем больше масса, тем… продолжите цепочку самостоятельно.

Покажу, как расположение затвора связано с диаметром проёма.

Все световые лучи, входящие в объектив, проходящие сквозь него и выходящие в сторону светочувствительного слоя, можно объединить в пучок. Последний характеризуется, в частности, толщиной: узкий-широкий. Световой пучок располагается вдоль оптической оси объектива. В разных точках на последней пучок то расширяется, то сужается. Каким бы ни был объектив, какую бы оптическую схему он не имел и какими бы свойствами и параметрами не обладал, существует точка на оптической оси, в которой световой пучок имеет наименьший диаметр. Обычно, такая точка лежит в плоскости лепестков диафрагмы. Чем уже «затворяемый» пучок света, тем через меньшее отверстие его можно пропустить без искажений, целиком.

Если затвор расположен за пределами объектива, то первому придётся перекрывать больший по диаметру световой пучок, чем в случае, когда затвор расположен вблизи диафрагмы. Поэтому залинзовые лепестковые объективы, обычно, крупнее своих межлинзовых «братьев». Соответственно, обеспечиваемая залинзовыми затворами наикратчайшая выдержка длиннее, чем у центральных затворов.

Почему бы не сделать все лепестковые затворы центральными?

Примечание:

1 Смешанное освещение снимаемой сцены – это освещение, создаваемое одновременно импульсными источниками света и источниками постоянного света. К первым относятся, в частности, встроенные в фотоаппарат и накамерные (внешние) вспышки, моноблоки, генераторные системы, ко вторым – Солнце, галогеновые, светодиодные, флуоресцентные лампы и прочие. Например, фон освещается солнечным «окружающим» светом, а снимаемый объект – с помощью моноблоков. Технику съёмки со смешанным освещением, в которой в качестве импульсных источников света выступают накамерные вспышки, называют стробизмом. Обратно к тексту.

2 На 34-ой странице второго номера VICTOR Magazine за 2008 год, издаваемом компанией Victor Hasselblad AB, опубликованы величины сил, воздействующих на лепестки затворов, и массы лепестков. Наикратчайшая выдержка, которую обеспечивают затворы, разработанные инженерами компании, равна 1/800 секунды. Обратно к тексту.

3 Обычно, человек теряет сознание, если кратковременные (в течение 1-2 секунд) перегрузки превышают стандартные в 20-30 раз. По опубликованным данным (статья «Перегрузка (техника)» в Wikipedia) в мире существует один человек, который остался жив после перегрузок, в 214 раз превышающих стандартные и испытываемых им в течение сверхкороткого промежутка времени. Обратно к тексту.

4 Указанные числа соответствуют гарантированному количеству срабатываний современных лепестковых затворов, заявленному производителями последних. «Долгожители» могут поучаствовать в создании 1 000 000 кадров, многие современные конструкции «живут» не менее 100 000 снимков. По моим наблюдениям, опытный фотограф в течение одного часа съёмки спускает затвор от 1 до 60 раз (более того, я встречал мастера, прославившегося натюрмортами, который делал один снимок за 4-8 часов). У менее опытных фотографов «скорострельность» возрастает в 10-17 раз. Обратно к тексту.

photo-monster.ru

Съемка с проектором. часть 2 » PhotoCasa

Здравствуйте, друзья! Сегодня я продолжу свое повествование о съемке с проектором. На очереди использование вспомогательных источников света. Способов и путей использования проектора, как одного из источников, достаточно много, но обо всем по порядку.
Пожалуй, есть смысл разделить все вспомогательные источники на постоянные и импульсные и рассмотреть их отдельно. Начнем с первых.
Первое, что приходит в голову — это использовать и проектор, и обычный источник света для освещения модели. Один из вариантов реализации такой идеи — диагональная схема освещения, которая позволяет разделить участки, освещенные проектором, и равномерно освещенные вторым источником. Если при этом за проектором оставить роль моделирующего света, это позволит визуально не перегрузить снимок и дополнительно сыграть на контрасте ритмических и однородных объектов (фото 1).
Съемка с проектором. часть 2
При подобной съемке возникает два технических вопроса: как сохранить контраст изображения, выдаваемого проектором, и что делать с несовпадающим балансом белого различных источников. И если с первым вопросом все достаточно просто, и проблема решается установкой на источник сотового рефлектора, ограничивающего размеры его светового пучка, то с балансом белого все не столь однозначно.
Первый выход из сложившейся ситуации лежит на поверхности: перевод изображения в монохром. В случае с графичными изображениями это не только решит проблему, но и добавит снимку колорита.
Подход номер два предполагает использование сложившейся разницы цветовой температуры источников в свою пользу. После нехитрой цветокоррекции мы можем получить, например, следующее фото (фото 2): синий и желтый цвета в одном кадре часто выглядят эффектно.
Съемка с проектором. часть 2
Третий подход предлагает сменить цветовую температуру одного из источников. Как вариант — использование цветного светофильтра (синего) на постоянном источнике света или использование постоянного источника с переменной температурой (например, светодиодный видеосвет). Практика, однако, показывает, что использование синего фильтра на галогеновом осветителе может привести к сильному падению светового потока, поэтому в этом случае следует быть аккуратным.

Следующее, что можно сделать, используя проектор и еще пару источников постоянного света — это попробовать обмануть зрителя. Так, не выходя из студии, можно оказаться на берегу Сены (фото 3),

Съемка с проектором. часть 2
на театральной сцене (фото 4)
Съемка с проектором. часть 2
или в африканской саванне (фото 5).
Съемка с проектором. часть 2
Для создания такого эффекта необходимо, чтобы проектор светил только на фон, а модель освещалась отдельным источником, возможно, не одним.

Существует еще несколько хитростей, которые позволяют обманывать более качественно. Во‑первых, ракурс. Ракурс съемки модели должен совпадать с ракурсом съемки заднего фона. Во всяком случае, разница не должна бросаться в глаза. Второе — свет. Опять же, свет на модели должен
совпадать с имеющимся на фоновой фотографии. Наиболее интересный случай, когда на фоновом изображении есть источник света. Тогда полезно будет сымитировать его работу по модели, как сделано на приведенных кадрах.
Третье — глубина резкости. Снимая на открытой диафрагме, фотограф размывает фон и тем самым не только избавляет его от ненужных деталей и пикселизации, но и добавляет фотографии недостающий объем, что положительно сказывается на восприятии иллюзии. Дополнительный объем может привнести использование при съемке переднего плана, но на эту тему мы поговорим в другой раз.

При создании подобных иллюзий возникает еще один вариант решения проблемы с цветовой температурой — цветокоррекция фонового изображения. Если добавить фоновой фотографии необходимый оттенок (при использовании галогеновых приборов — оранжевый), цветовые температуры можно сравнять. Но нужно ли это? Более холодный оттенок фона, который обеспечивается проектором, добавляет снимку глубины. Выбор в этом вопросе следует оставить за фотографом.
Обратим сове внимание в сторону импульсных источников. Технические особенности съемки со смешанным светом следует обсуждать отдельно: уж очень обширна эта тема. Мы рассмотрим лишь те возможности, что нам даются при таком сочетании средств. Во‑первых, можно опять же создать нужный нам фон. Принципы сочетания модели и фона совпадают с таковыми при съемке с постоянным светом. Стоит заметить, что цветовая температура импульсного источника значительно ближе к температуре проектора, поэтому проблема их сочетания стоит не так остро.

Съемка с проектором. часть 2
Второе применение подобной связки позволяет получить сюрреалистичный результат (фото 6), который достигается использованием длительной выдержки и наличием движения в кадре. Для достижения подобного эффекта часть картинки «замораживается» световым импульсом, а изображение с проектора, являющееся, по сути, постоянным источником света, формирует эффектные шлейфы вокруг модели. Вид этих шлейфов зависит от выводимого изображения и характера движения камеры. Результат такого вида съемки часто бывает непредсказуемым, но это только добавляет ему прелести.

Напоследок пожелаю осилившим этот текст до конца больше экспериментировать и, возможно, найти еще пару-тройку неописанных в данной статье способов применения такого многогранного инструмента, как проектор.

Все снимки сделаны в студии фотошколы «Снимай!»
Модели: Марина Ворожищева, Кирилл Комаров
Текст и фото: Алексей Доронкин

photocasa.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о