Свет и цвет в фотографии – Свет и цвет в фотографии
Свет и цвет в фотографии
Свет и цвет в искусстве фотографии играет огромную роль. В построении композиции фотограф опирается на объективно заданные формы предметов и придает им посредством использования ряда выразительных средств определенную смысловую окраску. В числе главных таких средств выступает именно игра со светом и цветом. Они несут в себе идею творческого замысла фотографа. С помощью света можно моделировать объемы, подчеркивать их пластику, плотность или весомость, если этого требует идея фотоснимка. Цвет же делает фотообраз внешне более достоверным и приближенным к реальным формам предметов.
Цветы вишни освещенные солнцем на закатеСвет в фотографии
Свет в фотографии необходим не только для создания определенного уровня освещенности, но и для того, чтобы создать сложную фигуру светотеней, сделать определенный смысловой акцент и выделить сюжетно-композиционный центр. Например, при создании фотопортретов свет является основным художественным приемом, с помощью которого можно сгладить природные недостатки человека и подчеркнуть наиболее выразительные черты, а при умелом использовании света создать яркий и необычный образ. От расположения источников света зависит организация изображаемого пространства, при этом один и тот же вид освещения может давать совершенно разные эффекты.
Фотоснимки на природе требуют от фотографа определенных знаний особенностей естественного освещения. Солнечный свет, непрерывно меняющийся в зависимости от высоты солнца над горизонтом и погоды разделяется на направленный (прямой) и рассеянный атмосферой. Вторичным источником естественного освещения является небо, Тот и другой свет отражают поверхности объектов съемки. В ранние утренние и в предвечерние часы естественное освещение содержит значительно больше красных и оранжевых лучей, чем в середине дня. С восходом солнца постепенно увеличивается не только интенсивность света, но и изменяется его цветовая температура. Происходит изменение спектра, в нем начинают преобладать голубые, синие и фиолетовые лучи. В зависимости от высоты солнца естественное освещение делится на периоды эффектного (низкого) утреннего и вечернего, нормального, зенитного и сумеречного освещения.
При эффектном освещении горизонтальные лучи солнца образуют длинные вытянутые тени от объектов, хорошо выявляют рельеф местности, объемы предметов и планы.
В период нормального дневного освещения солнечное излучение по горизонтальным и вертикальным поверхностям распределяется равномерно, в светах и тенях спектральный состав освещения изменяется незначительно. Часы, близкие к полудню, называют периодом зенитного освещения. Это время резких контрастов освещенности горизонтальных и вертикальных поверхностей. Вертикальные поверхности в этом случае получают в полтора раза меньше света, чем горизонтальные, в результате чего светотени, в этот период резко контрастные, создают чрезвычайно глубокую лепку формы отдельных объектов, скрадывают детали, искажают перспективу. Наконец, при сумеречном освещении направленный свет отсутствует, вся поверхность земли и объектов освещена рассеянным светом неба. При фотосъемке в сумерках может быть получен эффект ночных изображений. Атмосферная дымка также оказывает влияние на фотоснимок, она изменяет и тональный рисунок, и воздушную перспективу, и градацию тонов, и рисунок контуров. Например, природный пейзаж, снятый в дымке, отличается мягкостью красочных и тональных сочетаний, в то время как пейзаж, снятый при прозрачном воздухе, обладает яркостью красок и контрастом света и тени.
Работа в студии или фотографирование в помещении подразумевает использование искусственного, чаще всего электрического освещения. Работая с искусственным светом, фотограф должен иметь в виду четыре характеристики освещения: освещенность снимаемого объекта и всего пространства, контрастность освещения, направление и размеры теней, спектральный состав (цветность) света, падающего на поверхности снимаемого объекта. Искусственное освещение создается специальными приборами направленного света. Чтобы создать определенный тип освещения, необходимо грамотно выбрать нужные для этого осветительные приборы и правильно их установить. Универсальной схемы установки света для любых видов съемки быть не может, так как выбор освещения диктуется индивидуальными творческими задачами фотографа и различными пластическими особенностями изображаемых объектов. Заполняющий искусственный свет равномерно освещает объекты съемки и помещение, создает уровень освещенности, необходимый для удовлетворительной проработки деталей. Контурный искусственный свет может создать вокруг снимаемого объекта световой контур, который придаст большей выразительности всей фотокомпозиции. Эффектный свет создаст на элементах фото композиции блики и тени заданной формы, цвета и интенсивности. Моделирующий свет несет в себе функции дополнительного заполняющего света (подсветка теней), для чего обычно применяются слабые приборы рассеянного света. Технические возможности сегодня позволяют создать бесчисленные варианты освещения искусственными источниками света. При этом следует помнить о том, что тень, как и свет, может стать выразительнейшим элементом композиции. Ее контуры, тональность насыщения, расположение в пространстве кадра, надо учитывать и при расстановке акцентов, и при достижении эстетической завершенности фотоснимка.
Цвет в фотографии
Большую смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в искусстве фотографии несет цветовое наполнение. Правильная расстановка цветовых акцентов, со вкусом подобранное их сочетание позволяет создать уникальное композиционное решение. Цвета, находясь в гармоническом единстве друг с другом, также должны быть согласованы с другими компонентами композиции — светом, движением и пространством. Цветовая композиция может строиться двояко: по принципу субординации или по принципу координации. В первом случае какое-либо цветовое пятно полагается главным или доминантным, а все другие цвета соотносятся с ним, гармонируя или контрастируя. Напротив, координация реализуется в изображениях, содержащих множество градаций одного и того же цвета, которые взаимосвязаны и скоординированы друг с другом.
В фотографии цветовое построение изображения может быть получено путем выбора объекта и точки съемки, использования необходимого спектра освещения (например, проведение съемки в определенное время суток). Цветовая композиция также строится с учетом цветовых пятен и расположения цвета по полю изображения. Большие художественные возможности таит в себе применение светофильтров в процессе съемки. Светофильтры могут не только корректировать передачу цвета, они позволяют влиять на цветопередачу в художественных целях.
Основные цвета в фотографии — красный, зеленый и синий. При сложении всех трех получится белый свет. Дополнительные цвета размещаются на световом круге друг против друга — голубой и красный, пурпурный и зеленый, желтый и синий. Вторичные цвета получаются при сложении друг с другом двух других. Когда делается фотоснимок, цвета образуются благодаря цветовым слоям, составляющим эмульсию. Эти слои включают голубой, пурпурный и желтый красители. Каждый из них реагирует на яркость соответствующего цвета. Основные цвета получаются путем сложения двух слоев: желтый и пурпурный — красный, желтый и голубой — зеленый, пурпурный и голубой дают вместе синий — таким образом, становится возможной большая гамма оттенков. Вторичные цвета на пленке образуются путем сложения всех трех слоев, поэтому они не столь ярки. Их весьма сложно запечатлеть на пленке, в частности, из-за спектральной чувствительности пленки фиолетовый часто выходит розовым.
Цвета также обладают силой вызвать у зрителя различные реакции и психологические эмоции. Например, синий цвет ассоциируется с вольной небесной и морской ширью, а также с холодом и одиночеством, а красный — с кровью, революцией, любовью или ненавистью. Таким образом, о воздействии отдельных цветов на подсознание также следует помнить, снимая тот или иной сюжет.
Свет и цвет являются одними из важнейших компонентов современного фотоискусства. Правильная работа с ними позволяет фотографу создавать образы, потрясающие наши чувства и привлекающие к себе внимание. Свет и цвет часто помогают обобщить образ, дать волю воображению и фантазии зрителя.
www.fotokomok.ru
Использование теории цвета в фотографии
Вспомните фотографии, которые благодаря своей палитре цветов действительно вас впечатлили, приковали к себе ваш взгляд. При чем, присутствие ярких оттенков совсем не обязательно, эти фотографии выделяются среди прочих благодаря отношению цветов, которое выстраивает непосредственно фотограф.
Чтобы пользоваться всеми бесчисленными оттенками цветов и извлекать из этого пользу, мы должны иметь хорошее представление о теории цвета. В этой статье мы кратко изложили для вас основные постулаты теории цвета.
Начнем с основ. Цветовой круг
Вероятнее всего вы не раз слышали о существовании цветового круга, возможно, изучали его структуру в детстве на уроках рисования. Предлагаем вам освежить свои знания.
Цветовой круг нужен нам, чтобы понять, как цвета взаимодействуют между собой, как они сочетаются. Именно для этого он и был создан.
В рамках цветового круга существуют первичные, вторичные и третичные цвета, которые вместе образуют цветовой спектр. Благодаря такому разделению гораздо проще рассматривать отношению между цветами. Все исходные цвета являются самыми яркими в спектре, добавляя к ним белый цвет, мы получаем более светлые, пастельные оттенки, добавляя черный, получаем цвета в темных тонах соответственно.
Сейчас мы рассмотрим первичные, вторичные и третичные цвета.
Первичные цвета
Самыми основными, базовыми цветами являются красный, желтый и синий. Смешивая их в разных пропорциях, мы получаем все остальные цвета спектра, а добавляя черный и белый цвет, получаем их дополнительные оттенки.
Комплементарные цвета
Комплементарные цвета (проще говоря, дополняющие) являются вторичными, т.е. создаются путем соединения двух первичных. На цветовом круге они располагаются напротив первичного цвета, который в себе не содержат.
- Красный + Желтый = Оранжевый (комплементарный цвет – Синий)
- Желтый + Синий = Зеленый (комплементарный цвет – Красный)
- Синий + Красный = Фиолетовый (комплементарный цвет – Желтый)
Мы получаем эстетическое удовольствие, когда видим на картине, фотографии цвета, дополняющие друг друга. Правильно подобранная палитра цветов способна значительно увеличить визуальный эффект. В фотографии, совмещая комплементарные цвета, мы получаем контрастность, которая придает изображению большую динамичность.
Фотографируя, старайтесь искать эти самые комплементарные цвета вокруг себя. Вскоре вы будете замечать их повсюду.
Пользуйтесь теорией цветового круга во время постановочных съемок, при составлении композиции.
И при портретной съемке эта теория будет не менее полезна. На любой фотографии цвета должны сочетаться, смотреться гармонично. Подбирая наряд для модели, подумайте, на каком фоне вы будете ее снимать, и, исходя из этого, выбирайте цвет одежды. Например, модель в желтом платье будет весьма эффектно смотреться на синем или фиолетовом фоне.
Аналогичные цвета
Это цвета, расположенные рядом на цветовом круге.
Для примера возьмем зеленый и сине-зеленый, эти цвета аналогичны, так же, как и желто-зеленый. Их сочетание придает ощущение спокойствия, гармонии.
Теплые и холодные цвета
Цветовой круг принято делить на теплые и холодные цвета. Теплыми цветами являются: красный, желтый, оранжевый. Холодными, соответственно: зеленый, синий и фиолетовый. Дизайнеры интерьера очень часто пользуются свойствами холодных и теплых цветов. Холодные цвета способны зрительно увеличить пространство, а теплые придают ощущение домашнего уюта.
Эти факты также могут быть применимы и к фотографии. Создавая композицию, для объекта, цвет которого, можно отнести к теплым, подыщите фон противоположного, т.е. холодного цвета. Это придаст фотографии драматичности. Однако, не всегда гармонично смотрятся объекты холодного цвета на теплом фоне.
Зная и понимания физику цвета, его психологию, способность сочетаться, вы сможете создавать выразительные, эффектные фотографии, приковывающие взгляд зрителя. Именно цвет создает все настроение фотографии и выделает один объект на фоне остальных.
Автор: Neha Singh
photo-monster.ru
Теория цвета в портретной фотографии
Большинство из нас бездумно используют цвет в фотографии. Но как только вы предпримите выборочный подход к оттенкам в кадре и обратите внимание на цвета в композиции, то увидите качественное изменение ваших работ.
Мы обратимся к основам теории цвета и расскажем, как использовать цветовой круг, чтобы смешивать и идеально сочетать цвета. Затем сосредоточимся на использовании цвета и на различных способах создания ярких, захватывающих снимков.
Если вы решили попрактиковаться, то вам пригодятся яркие элементы одежды. Они могут быть недорогими. Сначала мы покажем, как создать особенный образ в портрете, добавив один яркий цвет на фоне преобладающего нейтрального оттенка.
Затем можно будет перейти к экспериментам с использованием дополнительных цветов.
Третий этап заключается в создании поразительных эффектов через смешивание оттенков одного цвета. Напоследок затронем использование великого множества различных цветов для веселых радужных фотографий.
И, что немаловажно, вы узнаете, как различные варианты освещения могут кардинально влиять на восприятие цвета в фотографии.
Вы наверняка знаете, что цвет может иметь огромное влияние на наше настроение. А его грамотное применение — это отличный способ добавить жизненности к вашим снимкам.
Совет №1: Цветной штрих
Самый простой эксперимент с цветом состоит в том, чтобы добавить акцент одного яркого оттенка в противовес к преобладающему нейтральному составу.
В этом случае безотказно работает красный цвет. Также в качестве координационного центра хорошо будет смотреться любой теплый оттенок, например, оранжевый или светло-розовый.
У модели на фото выше красные губы и такой же шарф, который четко выделяется на фоне черного пальто и серых стен. Контур глаз оживляет кадр.
Совет №2: Составные дополнительные цвета
После освоения нехитрого применения одного яркого цвета попробуйте контраст из двух оттенков в портрете.
Проще всего подобрать два оттенка в фотографии – это использовать цветовой круг. Цвета, которые расположены прямо противоположно, например, оранжевый и синий или красный и зеленый, как правило, хорошо друг друга дополняют.
Совет №3: Оттенки одного цвета
Визуальное восприятие различных цветов может вызывать очень сильную эмоциональную реакцию.
К примеру, красный символизирует страсть и опасность, а синий способствует релаксации и имеет мгновенно успокаивающий эффект.
Вы можете сознательно вызывать у зрителя те или иные чувства, используя в снимке несколько оттенков одного цвета. В нашем примере сочетаются оттенки зеленого. Это создает успокаивающий эффект.
Выберите правильный баланс белого
Для двух портретов выше применялись различные настройки баланса белого, что кардинально влияет на изменения в цветовой палитре снимка. В первом случае настройка ББ «вольфрамовая лампа» позволила смягчить тон фиолетового платья модели и придать портрету прохладного настроения. Во втором сохранили естественное освещение, чтобы не влиять на различные оттенки в фотографии.
Совет №4: Цветовой конфликт
Бывает, что нарушение правил и принципов в фотографии дает исключительно приятный эффект. Это касается и теории цвета.
Попробуйте смешивать и сопоставлять цвета, чтобы посмотреть, что из этого получится. Чем больше вы будете экспериментировать, тем лучше начнете понимать, что выглядит хорошо, а что просто ярко.
В этом портрете встретились голубые стены, зеленое платье, фиолетовый платок и желтые цветы, что по всем правилом не должно происходить в фотографии. Но в сочетании с мягким светом удалось создать вполне привлекательный эффект радуги.
Дизайнеры обычно используют заготовку с палитрой из различных цветов и автоматически получают сочетаемые оттенки.
Совет №5: Как освещение влияет на цвет
Для эффективного использования цвета решающее значение имеют не только правильно подобранные оттенки, но и освещение.
Цвета, сфотографированные при резком солнечном свете, будут выглядеть совсем иначе по сравнению с теми, что сняты в приглушенном освещении внутри помещения. Ключ к тому, как воспринимаются цвета, это позиционирование источника света. Можете наглядно в этом убедиться на трех снимках ниже.
В каждом случае шарф на модели выглядит совсем иначе.
Использование подсветки дало новые варианты восприятия оттенков. Можно приглушать цвета до пастельных тонов, а с боковым освещением создавать различные контрасты. Причем одни и те же принципы применимы и к искусственному освещению, и к естественному.
Фронтальное освещение
Расположение солнца либо другого основного источника света непосредственно позади фотографа покажет цвета такими, какими мы их воспринимаем в реальной жизни. То есть со всеми ярко и равномерно освещенными тонами. Именно это мы наблюдаем на снимке выше с радужным шарфом модели.
Контровое (заднее) освещение
Заднее освещение характеризуется расположением источника света позади объекта съемки. В результате имеем более приглушенную версию цветов в кадре. На этом снимке получился мягкий, свет, создающий гармоничное, романтическое впечатление. Цвет шарфа также смягчился.
Боковое освещение
Боковое освещение в кадре создает сильную тень на предмете съемки и область контраста в цветовой палитре. В нашем фото часть шарфа, которая находится под прямым светом, демонстрирует яркий цвет. Зато в тенях он гораздо более тусклый.
cameralabs.org
правила и принципы, упражнения и советы
Ещё в 80-е годы прошедшего века цвет в фотографии не был проблемой. Каждый фотолюбитель начинал с чёрно-белой плёнки. Работа с цветными фотоматериалами (будь то негативные или позитивные плёнки) сложна, и требует знаний, опыта и навыков, к тому же производители плёнок обеспечивали готовые колористические решения. Сегодня начинающий фотограф начинает с цифрового цвета. Но получить качественную цветную фотографию сегодня едва ли не труднее, чем несколько десятков лет назад. Причина – почти безграничные возможности цифрового редактирования.
(Last Updated On: 23.02.2018)Зачем фотографии цвет
Зададимся лучше вопросом: а зачем вообще в фотографии цвет и каким он должен быть, чтобы быть уместным? Вопрос кажется глупым, но потому, что мало кто его себе задаёт, так много вычурных, кричащих, или наоборот, вялых и блеклых цветов производят фотолюбители по всему миру.
- Цвет придаёт фотографии достоверность, документальность. За редким исключением, люди видят мир цветным. Один из самых важных выводов отсюда — любое искажение цвета должно иметь эстетическое обоснование, понятное зрителю. «Я дальтоник, я так вижу!» — тоже вариант, если зритель об этом факте знает.
- Цвет помогает акцентировать смысловые и визуальные центры изображения. Чем ярче объект — тем больше внимания к себе он привлекает. таким образом, цвет может помочь вам в выстраивании композиции, а может и помешать.
На кричащем фоне потеряется любой объект. Помните: фон должен не спорить с объектом съёмки, а дополнять, развивать и подчёркивать его.
Разница в цвете минимальна, но в первом примере более активный фон забирает на себя больше внимания, чем хотелось бы- Цвет в фотографии помогает выстраивать объем и геометрию кадра. Чем ближе объект съёмки — тем ярче цвет. Насыщенность удаленных объектов всегда ниже, чем насыщенность цвета близких объектов съёмки. Исключения могут быть в пейзажной, или наоборот, в макросъёмке, но правило неизменно: воздушная дымка снижает насыщенность цвета удаленных объектов съёмки.
- Цветовой тон, общая температура цветовой гаммы помогают зрителю понять, в каких условиях запечатлен объект: зима-лето, природа-помещение, утро-вечер.
Это — базовые моменты, которые надо иметь в виду, оценивая снимки в процессе редактирования. Цвет в фотографии как дополнительное измерение может многократно усилить впечатление от снимка, а может вовсе его убить.
Общие правила работы с цветом в фотографии
Не будем погружаться в глубины теории цветоведения как такового: о цветовом круге, тональности и комплиментарных цветах можно почитать в любом учебнике о колористике. Мы же рассмотрим общие практические принципы съёмки и обработки изображений, которые можно использовать в практике сразу.
Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы не пропустить новые статьи и рецепты!
@aromaesthetica
Избавьтесь от цвета
Попробуйте на стадии конвертации снимка в RAW-конвертере вообще убрать цвет. Есть сюжеты, объекты и условия, когда цвет в принципе лишний, он ничего не даёт кадру, и даже мешает. Например, отличный светотеневой рисунок — и дикая цветовая гамма, несочетающиеся оттенки, вносящие визуальный хаос. Убедитесь, что цвет действительно нужен вашему снимку, и не забывайте, что от цвета в принципе можно избавиться.
О том, как правильно переводить цветные снимки в ЧБ, я расскажу в одной из следующих статей.
Цвета не должно быть много
В кадре должно быть не более двух-трёх цветовых оттенков, относящихся к одной цветовой гамме. Всё остальные элементы в кадре должны быть либо блеклыми, ненасыщенными, либо ахроматическими (то есть нейтральными, выдержанными в оттенках серого). Таким образом цветом будут выражены основные визуальные акценты, связи и сочетания. В кадре должно быть взаимодействие основных и вспомогательных объектов. Именно эти объекты акцентируются цветом. В этом случае действует правило «чем меньше, тем лучше».
До сих пор популярна утрированная техника обработки, когда искусственно обесцвечивается весь снимок, кроме единственной детали. Несмотря на грубость такого подхода к композиции, в некоторых случая результаты получаются достаточно впечатляющими. Пробуйте снимать так, чтобы добиться этого эффекта без последующей обработки в «Фотошоп».
Упражнение. Посмотрите на объект съёмки прищурившись, так, чтобы видеть всё расплывшимся, лишённым деталей. Что перетягивает на себя внимание? Что с чем спорит, что с чем взаимодействует? Соответствуют ли эти объекты главным объектам съёмки, или они лишь перетягивают на себя внимание?
Не выкручивайте насыщенность
Не пытайтесь добиться выразительного цвета с помощью искусственного усиления насыщенности цвета инструментами типа «Hue/Saturation» или «Vibrance». Усиливая насыщенность таким способом, вы теряете оттенки, нюансы, тончайшие переходы, взамен получая кричащие кислотные цвета. Способ годится для кратковременного привлечения внимания, как крупное слово «СЕКС!!!» в заголовке плохой рекламы каких-нибудь метизов или карнизов. «Плашка», цветная дырка в картинке — это фотобрак, лишающий снимок глубины, детальности и подлинной выразительности.
Если вывернуть цвет инструментом hue/saturation, обязательно найдутся те, кто скажет: «Какой глубокий цвет, какая красота!». Не верьте, им просто хочется сказать вам что-то приятное.
Упражнение. Подвигайте ползунок «saturation» влево, снижая насыщенность. Появляются ли дополнительные детали в сюжетно важных областях кадра?
Недоэкспонирование как способ получить выразительный цвет
Если нужно получить глубокие насыщенные цвета — используйте технику недоэкспонирования кадра примерно на половину ступени или чуть больше. Насыщенность большинства цветов проявляется в средних и тёмных тонах, в светах наиболее активен только жёлтый цвет. Производители камер этот факт учитывают, и недоэкспонирование зачастую уже вшито в настройки камеры, так что не переборщите.
Учитывайте, что конвертация файла в цветовой профиль sRGB-1966 сделает ваш снимок темнее, а цвета — более насыщенными, плотными. Причина — узкий цветовой охват этого цветового профиля. Для качественного конвертирования профиля нужно дополнительно корректировать изображение.
Цвет в фотографии подчиняется замыслу автора
Цветовая тональность основывается на идее, эстетическом решении, замысле фотографа. Едва ли в рядовом случае детский портрет с «креативным» синим оттенком будет выглядеть уместно, тогда как лёгкая желтизна в фуд-фото может ассоциироваться с тёплом камина, вечерним освещением. Если у снимка неестественный оттенок просто потому, что камера неправильно оценила температуру света, а фотограф не исправил этот дефект, или зритель не может понять, что хотел сказать автор, выбирая цветовое решение, — это фотобрак, а не творчество.
Три идеи по работе с цветом в фотографии в заключение
В рамках одной статьи невозможно раскрыть все нюансы работы с цветом, и в дальнейшем мы рассмотрим отдельные принципы и техники более подробно. Задача этого текста — обозначить общие векторы дальнейшего развития фотографа в рамках ремесла, предложить критически взглянуть на актуальные способы съёмки и постобработки снимков, задуматься. Не существует незыблемых правил даже в рамках отдельных видов фотографии: бытовой, художественной, рекламной, технической. Вам, и только вам определять, какое техническое или художественное решение выбрать в каждом конкретном случае, даже если вы выбрали в качестве основного рабочего процесса пакетную обработку в конвертере.
Цифровое редактирование позволяет получить самые невообразимые оттенки и цвета. Что делать, чтобы не испортить свои работы, не «замылить» глаз кислотной колористикой и не сбиться с пути развития? Вот несколько идей:
- Не экспериментируйте, пока не придёт осознанность, понимание и умение формулировать идеи.
- В качестве ориентиров используйте работы признанных фотографов-колористов, или даже классические живописные произведения.
- Осваивайте классические цветовые решения, использовавшиеся в аналоговой фотографии. Cross-processing, тонирование, дуотоны и тритоны, попытка получить характерный «плёночный» цвет, свойственный слайдовым плёнкам, — этот арсенал поможет вам серьёзно продвинуться в обращении с цветом, не говоря о приобретении навыков пост-обработки.
Узнать больше о проблематике цвета в цифровой фотографии вам поможет книга Павла Косенко «Живая цифра».
Резюме
Название статьи
Цвет в фотографии и его правила
Описание
В статье рассмотрены базовые эстетические принципы цветной фотографии без погружения в теорию колористики. Правила и техники, предлагаемые в тексте, помогут вам пересмотреть свою технику съёмки и обработки изображений.
Автор
Виктор Петров
Издатель
aromaesthetica.ru
Лого издателя
aromaesthetica.ru
Теория цвета в пейзажной фотографии
Вступительное слово от автора. Скажу честно, цветовая теория дается мне очень тяжело – я страдаю дальтонизмом. Согласно с тестом Enchroma, я – протаноп. Это означает, что я различаю большинство цветов, но с оттенками красного, зеленого и пурпурного возникают сложности. Да, я занимаюсь фотографией и пишу эту статью, чтобы рассказать вам о теории цветов. Несмотря на болезнь, я могу изучать теорию и применять навыки на практике, к тому же моя жена помогает убедиться, что я ничего не запорол. Давайте все же перейдем к основной теме.
Что такое цветовая теория?
Теория цвета – это идея, суть которой в том, что в зависимости от сочетания цветов создается разный эффект. При помощи комбинации цветов можно задавать разные чувства или эмоции и вкладывать в фотографии смысл. При правильном выборе можно сделать более запоминающийся снимок, который сможет повлиять на зрителя. В противном случае получится сплошной хаос и бедное фото потеряет любую долю смысла. Именно поэтому нужно обращать внимание на цветовой аспект фотографий.
Основные цвета
Есть три основных цвета – красный, синий и желтый. Согласно с теорией, их можно использовать в определенном количестве для создания любого другого цвета.
Учтите, что все эти вещи важны, но не совсем относятся к нашей сегодняшней теме. В фотосъемке нам нужно понимать, как цвета взаимодействуют друг с другом. Делая снимок, я не думаю о том, какие основные цвета в нем представлены. Вместо этого, я обращаю внимание на присутствующие цвета и то, как они располагаются на моем цифровом холсте. Прежде чем идти дальше, позвольте мне представить вам понятие цветового круга.
Это колесо показывает комплементарные цвета.
Цветовой круг
Цветовой круг – это простой способ визуализировать взаимодействие цветов и понять, как использовать их для улучшения своих снимков. Проходя по колесу, вы видите, как цвета соотносятся между собой. В этой цветовой схеме основными цветами являются красный, желтый и синий. Дополнительные цвета: фиолетовый, оранжевый и зеленый. Цвета между ними показывают результат смешивания двух соседних. Схема несложная, но важная для визуализации. (Не забывайте, что я дальтоник, поэтому у меня всегда были трудности с визуализацией этих соотношений. Помимо этого, поскольку около 8% мужского населения планеты страдают дальтонизмом, я решил, что полезно будет поделиться подобной схемой.)
Цветовые схемы
Под понятием цветовых схем я имею в виду размещение цветов таким образом, чтобы их сочетание было приятным глазу. Преимущество фотографов в том, что природа богата подобными естественными сочетаниями, поэтому их довольно легко найти. Однако, знание их особенностей и отличий важно для каждого фотографа, поэтому давайте поговорим о каждом отдельно, а также приведем примеры.
Комплементарные цвета
Комплементарными называют цвета, находящиеся на противоположных сторонах цветового колеса. Если в кадре они находятся рядом, создается дополнительный контраст, за счет чего фотография оказывает больше влияние. Если они накладываются друг на друга, эффект становится еще очевиднее. Давайте рассмотрим пример.
Фотография выше иллюстрирует то, как я незаметно использовал цветовую схему, чтобы сделать ее эффектнее. Если посмотреть на колесо цветов, можно увидеть, что синий и оранжевый являются комплементарными. Обрабатывая снимок, я усилил контраст неба, сделав его синее. Такое усиление синего делает оранжевый оттенок арки еще ярче. Если бы я хотел повысить насыщенность неба (слайдер Вибрация наверняка справился бы лучше, но это лишь предположение), то оранжевый стал бы еще заметнее. Однако, поскольку я хотел добиться естественного вида, я оставил все как есть.
Это простой пример использования комплементарных цветов. Если вы сможете сделать снимок, в котором будет присутствовать такое сочетание, он станет намного привлекательнее.
Аналоговые цвета
Цвета, расположенные рядом на цветовом колесе, называют аналоговыми. При их использовании создается сбалансированная и плавная цветовая схема. Также они компенсируют и подчеркивают друг друга. Делая снимок ниже, я попытался сфокусироваться только на оттенках оранжевого, желтого и красного. Поскольку эти цвета расположены рядом, создается ощущение сбалансированности. Однако, сама композиция не очень удачная, поэтому фотография не попала в мое портфолио.
Триады
Здесь мы имеем дело с тремя цветами, отдаленными друг от друга на одинаковое расстояние. Чтобы работать с триадой, попробуйте найти кадр, цвета в котором будут одинаково далеко друг от друга на цветовом колесе. Это может показаться сложным, но, если держать идею в голове во время постобработки, вы все увидите. На примере ниже у меня есть красный, желтый и синий оттенки. Красные скалы в верхней части кадра, желтая листва и синева воды. Чтобы усилить эффект от фотографии я немного подчеркнул синий цвет, за счет чего листва стала отчетливее.
Расщепленные комплементарные цвета
Эта схема создается с использованием комплементарных цветов, но вместо одного из них используется два соседних. Другими словами, если комплементарные цвета – это синий и оранжевый, здесь мы работаем с синим, красно-оранжевым и желто-оранжевым. Схема внизу иллюстрирует другой пример. Использование расщепленных комплементарных цветов делает снимки еще выразительнее, так как вы работаете с большим массивом цветов. У меня есть множество фотографий, которые используют эту схему и очень хорошо продаются.
Краткое заключение
Есть другие цветовые схемы, которые можно изучить, но лично мне кажется, что для пейзажной съемки именно эти являются самыми полезными. Сложность при фотографировании природы в том, что вы не можете контролировать цвета в кадре. Если вы не вносите кучу коррекций, как это делает Раян Дайер (Ryan Dyar), то, скорее всего, придется выкручиваться из имеющейся ситуации. Кстати, это была не шпилька в сторону Раяна. Он фантастический фотограф и мастер постобработки. Мне нравится его стиль, и я время от времени его использую. Однако, это стиль цифрового художника.
Значение цвета
Давайте предположим, что вы хотите изменить интерьер или создать гармоничную цветовую схему, которая будет иметь определенный повествовательный элемент. Понимание цветов и их восприятия как аз для этого и нужно. Если вы расставляете фотографии в кабинете врача, лучше использовать холодные синевато-зеленые и желтые оттенки вместо глубоких красных. И это делается не просто так. Тело человека по-разному реагирует на разные цвета и зная их особенности, можно лучше передать эмоции.
Красный – символизирует кровь, страх, злость, страсть, любовь и влечение. Люди реагируют на красный цвет быстрее, чем на все остальные. Именно те фотографии, в которых много оттенков красного, привлекают внимание. Если вы стремитесь рассказать историю и хотите выделить основные детали, сделайте их красными. Фотография ниже – пример такого случая. Я сделал ее за несколько дней до написания этой статьи и тот закат был невероятным. Из-за изобилия красного в небе часть его света окрасила землю. Такие оттенки придают фотографиям угрожающий и даже опасный вид. Как сказал Леголас из «Властелина колец»: «Алый рассвет. Ночью пролилась кровь».
Оранжевый сочетает в себе несколько значений. У него есть одновременно веселье желтого и страсть красного. Вместо страха оранжевый придает фотографии чувство радости. Именно поэтому красные скалы так хорошо выглядят, если они освещены подходящим светом. Создается теплый и приятный кадр, в котором также чувствуется интрига и мощь.
Желтый считается цветом радости. Приятные человеку кадры обычно содержат много желтого. Также в этом цвете присутствует значительная доля энергичности. Если вы пытаетесь вызвать чувство интереса и восхищения, но при этом хотите оставить ощущение радости, используйте желтый. Однако, этот цвет также может символизировать болезнь. Любой посторонний оттенок желтого создает нездоровое ощущение.
Зеленый ассоциируется с жизнью, новыми начинаниями и ростом. Его также связывают с деньгами. Зеленый – очень стабильный цвет. Поскольку в нем есть долька синего, он очень успокаивает. Чтобы создать ощущение спокойствия в комнате, используются крупные картины или фотографии с множеством зеленых цветов. Если смешать желтый и зеленый, получится цвет лайма, который, согласно с мультфильмами Уолта Диснея, символизирует зло. (Не верите? Посмотрите на магию любого диснеевского злодея – она лаймово-зеленая).
Синий – успокаивающий цвет. Он ассоциируется с холодом, небом, чистотой и недостатком любви. Именно поэтому зимние снимки так плохо продаются. Поскольку это намного более депрессивный цвет, мало кто хочет вешать такие фотографии дома. Люди не хотят чувствовать холод, глядя на снимок. Однако, у меня есть несколько любимых примеров, в которых преобладают темно-синие оттенки. Фотография ниже во многом хороша в плане композиции. У нее есть ведущие линии. Облака расположены таким образом, что взгляд может свободно гулять по ним, но в итоге все равно обращается к горе на заднем плане. Поскольку снимок очень холодный и синий, я никогда его не печатал. Фотографии, на которых синий идеально смотрится – это морские пейзажи. Поскольку этот цвет успокаивает точно так же, как океанские волны, такие фото отлично подходят для гостиных и офисов.
Фиолетовый – на удивление редкий цвет в природе. Именно поэтому раньше его было трудно найти, и он очень ценился. Только королевская знать могла себе позволить им обладать. Из-за этого фиолетовый стал ассоциироваться с богатством и могуществом. Также причина в том, что здесь сочетается энергия красного и успокаивающая сущность синего. Если в кадре есть фиолетовый цвет, он будет очень быстро замечен. Сделайте его важным субъектом, так как он сам по себе привлекает внимание.
Черный. Любите иметь дело со злом? Тогда черный – отличная стартовая точка. Этот цвет ассоциируется с несчастьем, страхом и неизвестностью. Он также очень угрюмый. Это создает ощущение мистичности и заставляет зрителя избегать таких участков, концентрируя внимание на более светлых частях кадра. В этом загвоздка тех мрачных фотографий, которые пользуются популярностью на таких фотостоках, как 500PX. В них обычно много черного цвета и из-за этого взгляд сам цепляется за субъект, который они пытаются показать.
Белый – цвет чистоты, света, рая и пересвеченных фотографий. Это самая яркая точка шкалы оттенков и взгляд быстро за нее цепляется. Именно поэтому портретные фотографы часто осветляют лица моделей, чтобы маленькие блики на глазах привлекали внимание.
Выводы
Цвета играют очень важную роль в фотографии. Начав обращать на них внимание и научившись понимать, как они сочетаются, вы сможете влиять на настроение своих фотографий. Мне понадобилось много лет практики прежде, чем я начал смотреть на цвет немного шире, чем просто «давайте сделаем так, чтобы было больше похоже на реальный цвет». Когда вы отступите от этого мышления, вам станет проще выработать собственный визуальный стиль.
Поделитесь своим мнениям касательно цветов в фотографии. Если у вас есть хорошие примеры, когда цветовая теория вам пригодилась, обязательно поделитесь ими в комментариях.
Автор: Nathan St. Andre
photo-monster.ru
Цвета в фотографии: основные и дополняющие
Восприятие снимка зависит от многих составляющих, в том числе и от цветов и их гармонии в кадре. Каждый цвет несет в себе психологически-эмоциональное наполнение, которое фотограф использует для трансляции смысла фотографии.
Основные цвета – абсолютно красный, зеленый и синий. Если смешать эти три цвета, получится белый, это свидетельствует об их гармонии. В фотоискусстве все существующие законы композиции цвета ориентируются эти три цвета.
Цветовой круг. Чтобы осмыслить написанное выше, нужно все это увидеть, ведь мы говорим о визуальном искусстве. Цель круга – показать, как можно сочетать цвета и как добиться их взаимодействия.
В “цветовом круге” есть основные и дополняющие цвета. С помощью такого разделения намного проще рассматривать отношения между ними. Все первичные цвета – самые яркие в гамме. Добавив к ним белый цвет, мы получим более светлые, пастельные оттенки; добавив черный, получим цвета в темных тонах.
В этом круге первичными являются желтый, красный и синий цвета. То есть мнения на счет “первичности” цветов тоже расходятся.
Дополняющий цвет создается при соединении двух основных. На “цветовом круге” вторичные цвета располагаются напротив первичного, который в себе не содержат.
- Красный в соединении с желтым создают оранжевый (дополняющим цветом для оранжевого будет синий)
- Желтый при смешении с синим дает зеленый (дополняющий к нему – это красный)
- Синий с красным создают фиолетовый (дополняющий к фиолетовому будет желтый)
С помощью цветов, расположенных рядом друг с другом на «цветовом круге», можно создавать гармоничные сочетания. Цветовая гармония на снимке влияет на зрителя успокаивающе. Также можно создавать красивые фотографии с помощью “монохромного” цвета. Этот эффект включает в себя использование одинакового цвета или его оттенков, с помощью мягкого света, сводящего цвета.
Важно:
- чистый основной цвет является очень сильным, на фото его необходимо использовать так, чтобы обеспечить равновесие кадра.
- на фотографиях теплые тона визуально проступают наружу, делая предметы выпуклыми, а холодные, напротив, — создают глубину без объемности.
- эстетичность в комбинации родственных цветов получают соединяя цвета, расположенные между основными и ближайшими к ним вторичными: желтые с зелеными, желтые с оранжевыми, синие с зелеными, синие с фиолетовыми, красные с оранжевыми, красные с фиолетовыми.
Читайте также:
Рисование: первичные и дополняющие цвета
Эпическое видео к столетию Nikon
Как продвигать себя в качестве фотографа в Instagram
say-hi.me
Читать онлайн «Свет и цвет в фотографии» — автор Георгий Розов
Известный фотограф и журналист Георгий Розов — автор трех популярных учебников серии «Как снимать» и первого в России альбома жанровой инфракрасной фотографии «Infrared». По окончании факультета журналистики МГУ работал в самых тиражных иллюстрированных изданиях: «Огонек», «Деловые люди» и др. Работал над созданием корпоративных фотобанков для таких промышленных гигантов, как СУАЛ, ЮКОС, Уралкалий, Новолипецкий металлургический комбинат. Занимается репортажной, жанровой, рекламной, архитектурной, портретной, промышленной съемками.Свет и цвет — главные изобразительные инструменты фотографа. Взаимодействию света и цвета, с точки зрения практической фотографии, посвящается эта книга.
Свет
Про то, что фотография — светопись, знают даже малые дети. Однако современными фотоаппаратами можно снимать, вообще не задумываясь о свете. Любой, даже самый простенький цифрокомпакт снабжен программным режимом, который обозначается латинской буквой P (от англ. program). Этот волшебный режим позволяет получать изображение почти в любых условиях любому пользователю. Результат — 85 процентов вполне приличных картинок типа «я тут был». Но, если вы читаете эти строки, значит вам уже этого мало, вам хочется не только информативных фотографий, но и красивых. В этой книге речь пойдет о том, как взаимодействуют свет и цвет, как можно заставить бездушные фотоны (частицы света) рисовать одухотворенные картинки, как фотограф может повлиять на это.
Свет имеет двойственную природу: он одновременно и волна, и частица. Стартовавший от Солнца фотон через 8 минут 19 секунд первый раз сталкивается с какой-либо частицей вещества в атмосфере Земли, а отраженный Луной свет добирается до нас за 1,255 секунды. Лихая скорость у этого спринтера — 300 тысяч километров в секунду. Вспышку молнии видно задолго до того, как прогремит гром. Информация, полученная зрительным аппаратом, для нас важнее тактильной и звуковой — по принципу лучше один раз увидеть… Поэтому фотографии принято верить даже больше, чем печатному слову. Правда, вера эта иррациональна: даже документальную фотографию можно легко подделать, повлияв на содержание и форму.
Свет, добравшись до Земли, рассеивается и окрашивается. Фотографы по-своему интерпретируют метаморфозы света в цвет и обратно. Для этого они используют черно-белые и цветные светофильтры, а также графические редакторы, способные изменять картинку до неузнаваемости.
Солнце излучает огромный поток электромагнитного излучения, но только малую часть мы воспринимаем как видимый свет. Все остальные электромагнитные волны человек игнорирует. Есть, правда, две части невидимого для людей волнового излучения, примыкающего к видимому, — ультрафиолетовые и инфракрасные волны. Человек их не видит, но фотографическая оптика может фокусировать. И потому эта часть солнечного излучения также утилизирована фотографами. Словом, фотография использует в корыстных целях небольшой диапазон длин волн и частиц, но фотографов только он и интересует. Остальное богатство остается энергетикам и ученым.
Атмосфера Земли весьма враждебно относится к солнечному излучению в видимом диапазоне. Атомы и молекулы воздуха, твердая пыль, выбрасываемая вулканами и промышленными предприятиями, не просто рассеивают свет — они его буквально пожирают. При этом степень падения освещенности на поверхности Земли и окрашенность света сильно зависят от угла, под которым свет падает на поверхность. Чем выше Солнце, чем ближе угол падения света к перпендикуляру, тем меньше путь фотонов. Чем ниже Солнце, острее угол падения света на поверхность, тем большую толщу воздуха нужно пробить свету (см. рис. 1).
Рис. 1. Распространение света Солнца в атмосфере Земли.№1. Свет Солнца в зените — такое положение Солнца возможно только на экваторе и близких к нему территориях. Свет преодолевает самый тонкий слой атмосферы. При этом до поверхности добирается много синего света и ультрафиолета. В это время цвета на фотографиях выглядят разбеленными.
№2. Свет полуденного Солнца в почти вертикальном положении — такое положение Солнца характерно для территорий, расположенных недалеко от экватора. Свет почти не отличается от экваториального по спектральному составу. Тени от такого света уже есть, но очень короткие.
№3. Свет полуденного Солнца, которое никогда не бывает в зените, — такое положение Солнца характерно для субтропических стран и стран Средиземноморья. Тени позволяют определить направление, откуда светит Солнце.
Свет полуденного Солнца в средних широтах в середине лета почти не отличается от света экваториального полдня, зато по небосводу оно передвигается медленнее, и потому продолжительность рабочего дня фотографа с благоприятными условиями для съемки заметно длиннее. Атмосфера успевает поглотить излишки синего и ультрафиолетового излучения. Такой свет матрица фотоаппарата воспринимает как белый.
№4. Свет Солнца на рассвете и на закате — в это время атмосфера поглощает большую часть синего цвета, и потому закаты и рассветы окрашиваются теплыми цветами: желтыми и оранжевыми. Любимое всеми фотографами время для пейзажной и архитектурной съемки.
№5. Свет Солнца после заката — Солнце уже не светит на поверхность Земли напрямую, свет отражается облаками и рассеивается воздухом. При таком освещении можно получать очень красивые фотографии.
При этом происходит больше столкновений с частицами воздуха, больше потери освещенности. Так, альпинисты, поднимаясь высоко в горы, где особенно много ультрафиолета, надевают на объективы ультрафиолетовый фильтр. Иначе противная фиолетовая вуаль заливает картинки. Избавиться от нее в процессе обработки файлов очень трудно.
Короткие волны света мы воспринимаем как синие. Их атмосфера вычитает, то есть рассеивает и поглощает заметно сильнее, чем длинные — красные для человеческого глаза. Вот почему утром и вечером, когда свет пронизывает самый толстый слой атмосферы, мы наблюдаем розовые рассветы или кроваво-красные закаты. Фотографу необходимо знать, что именно происходит со светом в атмосфере, от этого зависит светотеневой рисунок и цветовой баланс будущей фотографии (см. фото 1).
Фото 1. «Утро красит нежным светом…»Камера Nikon D3s
Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 G ED IF N
Чувствительность 1000 ISO
Выдержка 1/250 сек.
Диафрагма 8
Фокусное расстояние 55 мм
В середине декабря — время долгих ночей и поздних рассветов — около девяти утра солнце только-только лениво выползло на небосвод, окрасив нежно-розовым цветом фасад Большого Кремлевского дворца. В этот момент вид на кремль с пешеходного Патриаршего моста освещается боковым светом, но благодаря низкому утреннему положению солнца контрасты смягчены, нет провалов ни в тенях, ни в светах. Нет ветра, и потому вода зеркалит, но спустя несколько минут ветер появится и отражения растворятся. Легкая дымка городского смога высветляет дали, подчеркивая глубину пространства в кадре.
Цвет
После летнего дождя изумленным взорам является радуга-дуга — семь цветов непрерывного спектра, плавно перетекающих из одного в другой. Белый свет солнца словно снимает паранджу, скрывающую прекрасное цветное лицо. Школьникам, помнится, чтобы не путать порядок цветов в радуге, рекомендовали выучить запоминалочку: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан:
Красный,
Оранжевый,
Желтый,
Зеленый,
Голубой,
Синий,
Фиолетовый.
Фото 2 — пример фронтального света, когда солнце раположено за спиной фотографа, только в таких ситуациях можно наблюдать двойные радуги — цветовой спектр во всей своей красе.
Фото 2. «Жара»Камера Nikon D3s
Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 G ED IF N
Чувствительность 200 ISO
Выдержка 1/6400 сек.
Диафрагма 2,8
Экспокоррекция — 0,67 EV
Фокусное расстояние 28 мм
Точно такой же спектр радуги возникает на поверхности стола, если положить на него стеклянную призму и направить на нее луч солнечного света. Призма отклоняет волны, входящие в состав белого цвета, на некоторый угол, причем для каждого цвета этот угол свой. Так становятся видимыми невидимые прежде цвета спектра, из которых и состоит белый свет солнца (см. рис. 2)
ridero.ru