Светочувствительность пленки – Светочувствительность пленки для фото

Светочувствительность пленки для фото

Фотопленки различаются по своей общей чувствительности к свету. В зависимости от светочувствительности пленки одна и та же степень почернения будет создаваться различным количеством падающего света.

Светочувствительность пленки характеризуется в единицах международной шкалы ИСО (ISO), при этом первое число представляет собой линейную характеристику (т. е. вдвое большее его значение соответствует вдвое большей светочувствительности), а второе — логарифмическую (т. е. его увеличение на три единицы соответствует удвоению светочувствительности).

Прежде эти два показателя назывались обычно единицами «АСА» и «ДИН» соответственно (ASA — American Standards Association, DIN Deutsche Industrie — Normen). В дальнейшем мы будем иметь дело преимущественно с линейными единицами .

Черно-белые пленки общего назначения условно подразделяются на пленки с низкой (40—50 АСА), средней (100—160 АСА) и высокой (200—400 АСА) чувствительностью. Существуют пленки как с большей, так и с меньшей чувствительностью, но в продажу для фотографов-любителей поступают, как правило, пленки указанной чувствительности. Цифры эти сами по себе мало что значат, но они позволяют сравнивать чувствительность различных пленок, а также градуировать экспонометры и составлять экспонометрические таблицы.

Чувствительность пленки зависит от способа ее обработки. Съемка с выдержкой и при диафрагме, определенными с помощью экспонометра, на шкале которого предварительно было установлено значение светочувствительности пленки, указанное на ее упаковке, даст желаемый результат только при условии, что дальнейшая обработка пленки будет проводиться в соответствии с рекомендациями фирмы-изготовителя.

Немалое значение для правильного использования пленки той или иной чувствительности имеет точность отработки выдержки (срабатывание затвора) и установки диафрагмы. Возможны случаи, когда два разных объектива, установленные на одно и тоже значение диафрагмы, в действительности пропускают различное количество света.

Пленки для фотоаппарата - как выбрать

Пленки для фотоаппарата - как выбрать

Если фотограф педант, то ему, по-видимому, придется проверять все используемые объективы и фотоаппараты, а также каждую покупаемую партию пленок. Может случиться, что он использует значение светочувствительности, указанное на упаковке пленки, а его знакомый фотограф считает ее вдвое чувствительнее, и тем не менее результат получится одинаковым — все дело в разбросе отработки выдержек и установки диафрагмы.

Со светочувствительностью пленки связаны и некоторые другие ее качественные характеристики. Вообще говоря, повысить светочувствительность проще всего, увеличивая размер частиц галогенидов серебра. Это может привести к скоплению частиц и взаимному их перекрыванию на разных уровнях светочувствительного слоя (эмульсии).

В процессе проявления тенденция к скоплению усиливается, причем «скопления» частиц приобретают форму зерен. Зернистая структура изображения становится видимой после увеличения. На выпускаемых в настоящее время пленках этот эффект не так заметен, тем не менее зернистость изображения на высокочувствительной пленке всегда выше, чем на низкочувствительной, и с этим приходится считаться, когда необходимо передать на снимке мелкие детали.

Структура эмульсии влияет также на контраст и фотографическую широту плeнки. Мелкозернистые пленки низкой чувствительности дают довольно контрастное изображение, качество которого зависит от экспозиции и времени проявления. Высокочувствительные пленки дают менее контрастное изображение: их фотографическая широта больше, но при этом увеличивается зернистость. Чувствительность, зернистость и контраст зависят от процесса обработки, причем эта зависимость для разных пленок различна, но, как правило, увеличение времени проявления сверх рекомендованного приводит к повышению как контраста, так и зернистости.

Чем больше время проявления, тем больше отдельных светочувствительных частиц галогенидов серебра восстанавливается до чистого металлического серебра, и тем более глубокие слои эмульсии захватывает процесс проявления. Соответственно увеличивается и размер отдельных проявленных зерен, и общая плотность почернения.

Влияние времени проявления на чувствительность не так очевидно. При данном уровне экспозиции частицы галогенидов серебра, находящиеся в участках плeнки, соответствующих наиболее темным участкам объекта, могут получить слишком малое количество света, чтобы проявление вообще возымело на них какое-либо действие.

В этом случае увеличение времени проявления не приведет к появлению дополнительных деталей в тенях, что свидетельствовало бы о реальном повышении светочувствительности. Если же оригинал не имеет глубоких теней, то, увеличивая время проявления, можно повысить плотность негатива в целом, что создаст эффект кажущегося повышения чувствительности. Аналогичного эффекта можно добиться, если воспользоваться другим проявителем.

В продаже имеются проявители, которые, как утверждается в инструкциях по их использованию, повышают светочувствительность пленки. Таким утверждениям можно доверять, если обещанное повышение не превышает половины ступени экспозиции (т. е. составляет не более 50%). Дальнейшее повышение кажущейся чувствительности плeнки, по-видимому, всегда сопровождается заметным ухудшением качества изображения.

www.gadgetstyle.com.ua

Чувствительность советской фотопленки — Фототехника СССР

На моем сайте есть несколько обзоров фотоэкспонометров – устройств для измерения уровня освещенности объекта съемки и расчета экспозиции.

В обзорах я сравниваю экспозицию, рассчитанную на советском экспонометре с теми параметрами, которые рекомендует моя цифрозеркалка.

Давайте задумаемся, а корректно ли такое сравнение? Ведь одним из параметров, который участвует в расчете экспозиции, является чувствительность пленки.

На цифровых аппаратах чувствительность задается в единицах ISO, а на советских экспонометрах (в т.ч. встроенных в фотоаппараты) — в единицах ГОСТ.

Если вы обратили внимание, то при сравнении расчетов экспозиции, я приравниваю эти единицы. С небольшой поправкой, например, на то, что советский экспонометр имеет на своей шкале отметку 130 единиц, а современный аппарат позволяет выставить только 125.

Можно ли приравнивать единицы ГОСТ и ISO?

В форумах я несколько раз встречал, например, мнения такого рода:

“ГОСТ 65 = 100 ISO

ГОСТ 130 = 200 ISO”

Нужно разобраться.

Для начала немного истории.

Во времена СССР системы ISO еще не было как таковой, и шкалы светочувствительности были национальными.

С 1928 года в Союзе по ГОСТу 2817-45 применялась шкала светочувствительности Хёртера и Дриффилда (англ. H&D). Система эта появилась в Англии еще в 1890 году.

Сокращенно у нас в стране эту шкалу обозначали как «Х и Д».
В 1951 году в СССР перешли на другую шкалу — ГОСТ 2817-50. С этого времени советские единицы чувствительности и начали называть просто «ГОСТ»

Шкала ГОСТ была близкой к американской шкале ASA (American Standards Association) образца 1947 года.

Тут я сделаю важную оговорку. Если подходить максимально математически строго, то шкалы ГОСТ и ASA — отличаются.

ГОСТ не был полностью скопирован с ASA. Естественно, в СССР и США были разные походы к расчетам, основанные на прочих разных стандартах, допусках, традициях.

P4293661Тем не менее, если в математику не погружаться, то шкалы будут ОЧЕНЬ близкими. Такими близкими, что на маркировке экспонометров их просто приравнивали.

Также нужно принимать во внимание, что сам стандарт ASA не стоял на месте. Например, в Wiki в соответствующей статье приведена таблица, в которой единицы чувствительности соответствуют стандарту 1960 года.

Параллельно с ASA, в СССР использовалась немецкая шкала DIN (Deutsche Industrie Normen). Система эта была введена в Германии в 1934 году.

Шкала DIN стоит особняком среди прочих. Если у всех иных единиц измерения — реальная чувствительность пленки удваивается при удвоении номинальной единицы измерения, то по шкале DIN удвоение чувствительности происходит при увеличении единицы измерения примерно на 3.

Так, 65 (ASA, ГОСТ) = 19 (DIN), а 125 (ASA, ГОСТ) = 22 (DIN)

Запись единиц DIN, как показана в примере выше была введена в 1960 году. До этого положено было показывать дробь со знаменателем 10 и значком градуса.

Например, так — «22/10°». Смотрите пример на первом фото.

В 1957 году формула для расчета DIN менялась. Например, 18 DIN стал 21 DIN. В 1960 году эта шкала была согласована с американским стандартом ASA.

Стандарт ISO (от одноименной организации International Standards Organization) был принят в 1974 году. Мудрить не стали. Стандарт просто объединяет ASA и DIN.

Полная запись чувствительности по ISO выглядит так: «250/25°». 250 – это ASA, 25 — DIN.

В СССР в 1987 году был принят новый ГОСТ (10691-84) на светочувствительность. Этот ГОСТ был приведен в соответствие с международным стандартом ISO.

Стандарт чувствительности цифровой техники описывает ISO 12232:2006

Вот такая история.

Что мы имеем в сухом остатке?

Первое.

Стандарты измерения чувствительности, как иностранные, так и советские — менялись с ходом времени. 125 единиц 50-х годов, строго говоря, не одно и тоже со 125 единицами 80-х.

ГОСТов, на самом деле, было два.

1. ГОСТ 2817-50 с 1951 по 1986

2. ГОСТ 10691-84 с 1987 по сей день как бы….

«Х и Д» я не учитываю, так как эта шкала имела имя собственное, хотя на нее тоже, конечно, был ГОСТ.

Изменения, между тем, не были слишком уж радикальными. Менялись формулы, стандарты приводились в соответствие друг к другу.

Девальваций и деноминаций с целью именно сместить шкалы — не проводилось.

Второе.

Советский ГОСТ всегда был схож с ASA. Стандарт ISO также создан на основе ASA. Новый советский ГОСТ специально выравнивался по ISO.

Вывод:

ГОСТ в достаточной степени соответствует ISO. Причем и новый ГОСТ и старый, который с 1951 года.

Да, полного арифметического тождества не будет. Но мы ведь не анализ формул проводим, а практическую сторону вопроса изучаем.

Откуда же информация о несоответствии, которая описана в самом начале?

Я думаю, что ноги тут растут вот из такой таблицы:

Маркировка шкалы экспонометраСветочувствительность фотопленки
ГОСТ 2817-50ГОСТ 10691-84
1616–20–25
3232–40–50
6564–80–100
130125–160–200
250250–320–400

О чем говорит таблица?

В фотоэкспонометрах, рассчитанных на старый ГОСТ часто были указаны только основные — дискретные — значения чувствительности.

Ассортимент чувствительности пленок был шире и содержал также промежуточные значения.

Так вот, таблица показывает, какие типы пленок по новому ГОСТу соответствуют каждому значению, выставляемому в экспонометре по старому ГОСТу.

Жирные значения в правой колонке дают наибольшее соответствие.

Так, если вы с помощью древнего советского экспонометра (при условии, что он сохранил работоспособность и точность), определили экспозицию для пленки, чувствительностью 130 единиц ГОСТ, то в свой цифровой аппарат вы можете переносить эту экспозицию и указывать чувствительность матрицы 125 или 160 или 200 ISO.

Для всех трех вариантов результат будет хорошим. Но ближе всего, да, считается 200.

При этом, чувствительность пленки, на которой написано 125 ГОСТ /ASA будет равна чувствительности цифровой матрицы, для которой задано 125 единиц ISO.

Таблица не сравнивает чувствительность фотоматериалов.

Таблица лишь говорит, что у древних экспонометров целый интервал чувствительности пленок соответствовал одному делению на калькуляторе. Любое из значений в интервале было верным. Но наименьшую погрешность по формулам давало наибольшее значение чувствительности.

Надеюсь не запутал. :о)

Верно ли утверждение

ГОСТ 65 = 100 ISO

ГОСТ 130 = 200 ISO?

Смотря для чего.

Во-первых, как я уже говорил, речь не о сопоставлении чувствительности фотоматериалов. Чувствительность по старому ГОСТу, по новому и по ISO примерно совпадают. Новый ГОСТ ближе, конечно.

На указанное соотношение стоит опираться только при использовании старых экспонометров для расчета экспозиции современных пленок / матриц.

Во-вторых, новый ГОСТ соответствует ISO. Поэтому, даже советский экспонометр, выпущенный после 1987 года (Свердловск-4, например) — должен давать корректные значения.

Хорошо, вопрос в лоб. :о)

Корректно ли я сравнивал работу экспонометров ОПТЭК и табличного с работой экспозамера цифрозеркалки в свете всего тут написанного? Эти экспонометры рассчитаны на старый ГОСТ.

Ответ: Да, по моему мнению, корректно. Я выставлял чувствительность ISO равную ГОСТ и это допустимо, согласно приведенной таблицы, хотя это не самый точный вариант.

Не самый точный, но из числа допустимых.

В любом случае, погрешность, с которой я при этом сталкиваюсь — меньше одного стопа, что совершенно нормально как для цифровой, так и тем более для пленочной фотографии.

Если у вас есть свое мнение на сей счет, – пишите!

На этом у меня все. Удачи!

P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть до 5% от стоимости покупки.
Для этого вам необходимо зарегистрироваться. Далее, на главной странице LetyShops выбирайте интересующий вас интернет-магазин. Их там более двух тысяч, представлены такие популярные площадки как AliExpress, My-Shop и многие другие. Перейдя по кнопке в магазин, совершаете там покупки как обычно.

После оформления заказа, на ваш счет в LetyShops будет начислен кэшбэк. Доступен для вывода он станет после получения товара.
Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.
На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис LetyShops, рекомендую. Ссылка для регистрации.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


 

fotoussr.ru

Чувствительность пленки Википедия

Светочувствительность фотоматериала — характеристика фотографического материала, отражающая его способность изменять свою оптическую плотность под воздействием света и последующего проявления[1]. Светочувствительность обратно пропорциональна экспозиции, которая требуется для получения заданной оптической плотности[2]. Раздел метрологии, изучающий светочувствительность фотоматериалов, называется сенситометрией. Единицы ISO, использующиеся для обозначения светочувствительности в настоящее время, являются международными, и стандартизированы одноимённой организацией.

Понятие светочувствительности, применяемое в цифровой фотографии не имеет ничего общего с чувствительностью фотоматериалов, поскольку к электронным способам регистрации изображения принципы сенситометрии неприменимы. Кроме того, в цифровой фотографии используется величина, которая отражает не столько чувствительность матрицы, сколько степень усиления её электрических сигналов и их последующую цифровую обработку[3].

Однако, в экспонометрических системах цифровых фотоаппаратов используется эквивалент светочувствительности ISO, позволяющий применять классические принципы управления экспозицией, заимствованные из аналоговой фотографии.

Маркировка светочувствительности на упаковках фотоплёнок «Тасма»

Критерии светочувствительности[

ru-wiki.ru

Светочувствительность фотоматериалов Википедия

Светочувствительность фотоматериала — характеристика фотографического материала, отражающая его способность изменять свою оптическую плотность под воздействием света и последующего проявления[1]. Светочувствительность обратно пропорциональна экспозиции, которая требуется для получения заданной оптической плотности[2]. Раздел метрологии, изучающий светочувствительность фотоматериалов, называется сенситометрией. Единицы ISO, использующиеся для обозначения светочувствительности в настоящее время, являются международными, и стандартизированы одноимённой организацией.

Понятие светочувствительности, применяемое в цифровой фотографии не имеет ничего общего с чувствительностью фотоматериалов, поскольку к электронным способам регистрации изображения принципы сенситометрии неприменимы. Кроме того, в цифровой фотографии используется величина, которая отражает не столько чувствительность матрицы, сколько степень усиления её электрических сигналов и их последующую цифровую обработку[3].

Однако, в экспонометрических системах цифровых фотоаппаратов используется эквивалент светочувствительности ISO, позволяющий применять классические принципы управления экспозицией, заимствованные из аналоговой фотографии.

Маркировка светочувствительности на упаковках фотоплёнок «Тасма»

Критерии светочувствительности[ | ]

Поиск наиболее точной системы измерения светочувствительности начался сразу же после изобретения фотографии для количественной оценки экспозиции, необходимой для получения качественного изображения. Однако,

ru-wiki.ru

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Светочувствительность фотоматериалов Википедия

Светочувствительность фотоматериала — характеристика фотографического материала, отражающая его способность изменять свою оптическую плотность под воздействием света и последующего проявления[1]. Светочувствительность обратно пропорциональна экспозиции, которая требуется для получения заданной оптической плотности[2]. Раздел метрологии, изучающий светочувствительность фотоматериалов, называется сенситометрией. Единицы ISO, использующиеся для обозначения светочувствительности в настоящее время, являются международными, и стандартизированы одноимённой организацией.

Понятие светочувствительности, применяемое в цифровой фотографии не имеет ничего общего с чувствительностью фотоматериалов, поскольку к электронным способам регистрации изображения принципы сенситометрии неприменимы. Кроме того, в цифровой фотографии используется величина, которая отражает не столько чувствительность матрицы, сколько степень усиления её электрических сигналов и их последующую цифровую обработку[3].

Однако, в экспонометрических системах цифровых фотоаппаратов используется эквивалент светочувствительности ISO, позволяющий применять классические принципы управления экспозицией, заимствованные из аналоговой фотографии.

Маркировка светочувствительности на упаковках фотоплёнок «Тасма»

Поиск наиболее точной системы измерения светочувствительности начался сразу же после изобретения фотографии для количественной оценки экспозиции, необходимой для получения качественного изображения. Однако, первые успехи в этой области появились одновременно с желатиносеребряным процессом, заменившим непредсказуемые дагеротипию и мокрый коллодионный процесс. При этом, главная сложность заключалась в том, что оптическая плотность получаемого негативного или позитивного изображения зависит не только от интенсивности экспонирования, но и от режима проявления. Увеличение времени проявления приводит к повышению оптической плотности, однако на светочувствительность влияет в гораздо меньшей степени. Поэтому, главный вопрос любой сенситометрической системы — критерий светочувствительности, позволяющий наиболее точно определять способность фотоэмульсии реагировать на свет, и не зависящий от других факторов.

Самым первым критерием, использовавшимся начиная с 1870-х годов, стал порог почернения, то есть минимальная экспозиция, дающая регистрируемую плотность[2]. Такой критерий использовался в большинстве систем отсчёта, например, Шайнера (нем. Julius Scheiner), Эдера (нем. Josef Maria Eder) и Винна. В 1890 году английскими учёными Хёртером (англ. Ferdinand Hurter) и Дриффилдом (англ. Vero Charles Driffield) было сформулировано понятие характеристической кривой. В качестве критерия светочувствительности была выбрана точка инерции (критерий Хёртера-Дриффилда) — точка пересечения касательной к прямолинейному участку характеристической кривой с осью логарифма экспозиций. В СССР шкала светочувствительности Хёртера и Дриффилда, сокращённо «Х и Д» (

ruwikiorg.ru

Каково значение светочувствительности. Практическая фотография

Каково значение светочувствительности

Светочувствительностью называется способность галогенного серебра, содержащегося в фотографической эмульсии, химически изменяться под действием света. Это важнейшее свойство фотографических материалов. На нем основана вся фотография. Негативные фотопленки бывают разной светочувствительности: низкой, малой, средней, высокой, высшей и наивысшей.

В обиходе такие определения, как «высший», «наивысший», часто говорят о высоком качестве. Возможно, что поэтому многие начинающие фотолюбители стремятся купить пленку наивысшей светочувствительности и огорчаются, когда в магазине ее случайно нет. Между тем огорчения часто бывают напрасны, а стремление во что бы то ни стало купить пленку наивысшей чувствительности — ошибочным.

Не поддавайтесь этой иллюзии. Величина светочувствительности — не качественный, а количественный показатель свойства фотопленки.

При правильных экспозиции и проявлении отличные фотоснимки можно получить на пленках любой светочувствительности. Более того, в техническом смысле пленки малой и средней чувствительности имеют даже некоторое преимущество перед пленками высшей и наивысшей светочувствительности — они менее зернисты. А в некоторых случаях это играет более важную роль, чем высокая светочувствительность.

Подбирать пленку по светочувствительности надо в соответствии с техническими задачами съемки.

Если с негатива требуется в дальнейшем сделать крупное увеличение, важную роль играет малая зернистость пленки. Для таких снимков целесообразно пользоваться пленкой невысокой чувствительности как более мелкозернистой.

Пленка наивысшей светочувствительности нужна только тогда, когда заведомо известно, что снимать придется при слабом освещении (съемка ночных улиц; в затемненных цехах завода; в театре и т. п.).

Значение высокой светочувствительности — в том, что она позволяет снимать с более короткой выдержкой. Но при благоприятных условиях освещения летом в солнечную погоду слишком высокая чувствительность пленки не нужна.

Для широкой любительской практики и съемки в самых разнообразных условиях вполне пригодны пленки высокой и средней светочувствительности.

Поскольку от светочувствительности зависит экспозиция, необходимо точно знать светочувствительность пленки. Для этого светочувствительность обозначают на упаковке.

В разных странах светочувствительность фотопленок определяется разными способами и выражается по-разному. В Советском Союзе светочувствительность измеряется по системе ГОСТ и выражается в единицах ГОСТ (Государственный общесоюзный стандарт).

Для облегчения расчета экспозиции ГОСТом установлен следующий стандартный ряд величин светочувствительности пленок:

Советская и некоторые другие системы обозначения светочувствительности удобны тем, что они выражают светочувствительность пропорциональными числами. Это облегчает расчет экспозиции, которая обратно пропорциональна светочувствительности. Так, при одних и тех же условиях съемки экспозиция для пленок чувствительностью 65 ед. ГОСТ должна быть в два раза больше, чем для пленок чувствительностью 130 ед. ГОСТ, и в два раза меньше, чем для пленок 32 ед. ГОСТ.

Светочувствительность импортных пленок обозначается другими числами, поэтому при съемке на таких пленках важно знать соответствие этих чисел единицам ГОСТ (табл. 2).

Таблица 2

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ СРАВНЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ВЕЛИЧИН СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

В зависимости от светочувствительности фотопленки подразделяются на шесть групп (табл. 3).

Таблица 3

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОПЛЕНОК ПО СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Однако не все они выпускаются нашей промышленностью. Опыт показывает, что для обычного круга съемок пленки чувствительностью 11, 16 и 22 ед. ГОСТ почти не находят применения, так как светочувствительность их слишком низка.

Кроме того, выпускать фотопленки с такой мелкой градацией светочувствительности (с интервалом в полтора раза) нецелесообразно. Практика показывает, что при съемке на одной и той же пленке и прочих равных условиях изменение экспозиции в полтора раза незначительно сказывается на характере негатива. Два негатива, полученные с такой разницей в экспозиции, почти ничем не отличаются один от другого. Иными словами, точно найденная экспозиция для пленки чувствительностью, например, 90 ед. ГОСТ практически будет правильной и для пленки 65 и 130 ед. ГОСТ.

Когда мы не уверены в экспозиции, то для страховки дублируем съемку, изменяя выдержку в ту и другую сторону по крайней мере в два раза. Из такого расчета построены регуляторы затворов фотоаппаратов. В самом деле, затворы на всех фотоаппаратах построены так, что при переходе от одного деления шкалы регулятора к другому выдержка изменяется в два раза. С таким же расчетом строятся и шкалы диафрагмы. При переходе от одного деления шкалы диафрагмы к другому светосила объектива, а с ней и экспозиция также изменяются в два раза. Промежуточных градаций ни там, ни тут нет.

Исходя из этого, с середины 1964 года было решено изменить градацию в обозначении светочувствительности негативных пленок. В промышленность введен новый ГОСТ, по которому эти пленки выпускаются только четырех ступеней чувствительности: 32, 65, 130 и 250 ед. ГОСТ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *