Светотеневое освещение – Свет в фотосъемке, какой бывает и как используется

Содержание

Некоторые особенности освещения при портретной съемке « ФОТОУВЛЕЧЕНИЕ

Автор: Дмитрий Самоделов

Портрет – это, пожалуй, наиболее распространенный и сложный для качественного выполнения жанр фотосъемки. Разумеется, небольшая статья не способна заменить специализированный фотокурс или дать начинающему фотографу необходимый «портретный» опыт. Однако она наверняка поможет новичкам более продуктивно общаться с опытными коллегами, позволит грамотно подобрать комплект осветительного оборудования, да и просто даст представление о неотъемлемых составляющих «правильного» портрета.

Классификация портрета

Портрет классифицируется по нескольким признакам, причем наиболее часто – по условиям, в которых он сделан, и масштабу изображения человека. По первой характеристике разделяют портрет студийный (постановочный) и репортажный. Съемка студийного портрета подразумевает специальную подготовку: организацию съемочного пространства (предметный или беспредметный фон, интерьер), настройку осветительного оборудования, работу над внешностью модели (выбор костюма, макияж). Репортажный портрет – это съемка в процессе какого-либо события, в существующих условиях, часто «навскидку», серией кадров с высокой частотой. Однако наиболее востребован и актуален на сегодня промежуточный между двумя классическими вариант, тяготеющий одновременно и к студийному, и к репортажному типу. Для него организуется пространство (в интерьере или на пленере), выбирается костюм и макияж модели, включаются дополнительные персонажи, подготавливается осветительное оборудование. По второй характеристике (масштабу) выделяют: фрагментарный, головной, погрудный, поясной, поколенный и ростовой портреты.

В дополнение к основной классификации, деление портретов может производиться по количеству запечатленных людей (одиночные, парные, групповые), по тональному решению изображения (низкий и высокий ключ).
Данная статья в большей степени посвящена вопросам освещения и организации съемочного пространства при работе над студийным или «переходным» портретом.

Классификация освещения

В зависимости от светового рисунка освещение, которое используется в процессе съемки, делится на два типа: светотеневое и светотональное. Образно говоря, светотеневое освещение – это солнечный свет (рисунок жесткий, тени густые), а светотональное освещение – свет рассеянный, подобный тому, который бывает в облачную погоду (тени мягкие или отсутствуют вовсе). Каждый тип освещения имеет свое применение и дает определенные преимущества. Светотеневое освещение, которое достигается при помощи металлизированных отражателей (часто небольшого размера), подчеркивает объем и фактуру, однако одновременно преувеличивает недостатки кожного покрова или недоработки в костюме модели. Светотональное освещение достигается использованием матированных отражателей большого размера с дополнительными рассеивающими насадками (зонты, софт-боксы, стрипы). При таком освещении свет как бы заполняет собой рельеф поверхности, скрадывая таким образом недостатки и значительно уменьшая объем послесъемочной ретуши.

Пример светотеневого освещения

Для освещения модели использован жесткий направленный свет, который подчеркивает фактуру кожи. Тени ничем не смягчены, но для создания настроения некоторой «театральности» теневая сторона подработана мощным «контровиком», который попадает в кадр. Достаточной высокое положение основного источника света, находящегося практически в боковом освещении, подчеркивает объем, одновременно имитируя световую ситуацию, которая могла бы сложиться в обычных условиях.

Пример светотонального освещения

С правой стороны модель освещена большим софт-боксом, который установлен на уровне головы и имитирует свет от окна. Свет очень мягкий, тени хорошо рассеяны. Теневая сторона в достаточной степени освещена естественным рассеянным светом из окна.

Подбор осветительных приборов по степени значимости (порядок включения осветительного оборудования)

Как уже упоминалось, студийное освещение обычно сравнивается с тем или иным видом естественного. Это может быть солнечный свет (направленный или рассеянный) или искусственное, обычное для помещений, освещение. Важно понимать, что в нормальных условиях источник света один (солнце, лампа на потолке), а дополнительные (рефлексы от окружающих объектов на улице или дополнительные лампы в комнате), если и присутствуют, то имеют меньшую, по сравнению с основным, мощность. Основной источник света, который задает рисунок освещения и называется рисующим

.
Установка рисующего света и выбор его типа (светотеневой или светотональный) происходит при учете общих задач съемки и особенностей строения лица модели. Поскольку для зрителя привычно верхнее расположение светильника, прибор может быть сразу установлен несколько выше головы портретируемого, а тонкая настройка произведена позже, так, чтобы минимальной и по возможности рассеянной была тень от носа, а тени на глазах, если глаза модели глубоко посажены, отсутствовали.
В горизонтальной плоскости можно выделить следующие положения осветительного прибора: фронтальное, переднедиагональное, боковое, заднедиагональное, контровое. Выбирая угол падения света в горизонтальной плоскости, следует опять же ориентироваться на черты лица модели и существующий свет. Наиболее распространены положения светильника от фронтального до бокового. Однако в некоторых случаях, когда надо показать форму и объем, могут быть использованы заднедиагональное или контровое положения.
Однако если ограничиться установкой основного (рисующего) источника света, результат вряд ли можно будет назвать безупречным. Контраст изображения будет избыточным, на неосвещенной стороне появятся глубокие тени, а в случае выбора светотеневого типа освещения станут явственно видны дефекты кожи. Для того чтобы нивелировать эти недостатки, необходимо подключить к системе второй осветительный прибор, который в обязательном порядке должен давать мягкое рассеянное освещение, иметь большую площадь рассеяния, и быть меньшей мощности.
Второй осветительный прибор устанавливается, чаще всего, во фронтальное положение. Его свет деликатно заполняет густые тени, полученные от основного осветителя, однако не создает вторую тень и не нарушает установленный ранее рисунок. По тому действию, который он оказывает на изображение, такой свет называется заполняющим
. С его помощью снижается контраст изображения, скрадывается большое количество мелких, образованных неровностями кожи, теней, частично «выбеливаются» крупные тени и обеспечивается плавный переход от самого светлого к самому темному, что позволяет с максимальной правдоподобностью показать объем. Такой источник бывает удобно использовать и в качестве рисующего, поскольку мощный поток хорошо рассеянного света дает возможность добиться качественного бестеневого освещения. Иногда два таких источника устанавливаются фронтально или под небольшим углом друг к другу. Это достаточно удобно при съемке групп, однако создает опасность исказить черты лица «одиночной» модели.
Отдельно нужно сказать об использовании в качестве источника заполняющего света экрана-отражателя. Среди неоспоримых достоинств этого устройства – дешевизна (по сравнению с осветительным прибором), компактность в сложенном виде, универсальность и наличие как минимум двух (может быть и пяти) разных отражающих поверхностей. Кроме того, с помощью экрана-отражателя невозможно получить вторую тень от носа, появление которой вполне может стать результатом неправильного обращения с источником заполняющего света.
Следующим включается фоновый свет, который придает изображению необходимую глубину, расширяет перспективу, освещает предметы интерьера. Чаще всего источник фонового света дает достаточно жесткое направленное освещение (особенно для беспредметного фона). Для формирования на фоне различных световых пятен, узоров, имитации света из окна или от расположенного в кадре источника используются разнообразные насадки, тубусы, линзы, шторки и многое другое. Для равномерного освещения беспредметного фона применяются два прибора, установленные по обе стороны под углом в 45º.
После создания основного светового рисунка, смягчения теней и освещения фона, работу по настройке освещения можно в целом считать законченной. Однако для некоторых видов съемки необходимо использование контрового и моделирующего света. Источник контрового света устанавливается позади модели и, будучи невидимым, подсвечивает абрис. Эффект контрового света отлично выглядит на пышных прическах, иногда с его помощью имитируют солнечный свет. Также для подсветки прически, элементов макияжа или аксессуаров используется моделирующий свет, который узким пучком, регулируемый с помощью шторок, тубусов и собирающих линз, направляется на требующий светового акцента участок.
Остается напомнить, что мощность приборов всегда согласуется с рисующим светом и в классической схеме освещения не может перебивать его. Наиболее ярко (в процессе съемки возможно присутствие бликов) в такой схеме должны быть освещены кончик носа, лоб и скула со стороны размещения прибора рисующего света.

Рисующее освещение

Включен единственный источник освещения, который установлен под углом 45º к модели и находится в переднедиагональном положении. Источник света направленный, тени жесткие и глубокие. Подчеркивается фактура и рельеф поверхности кожи. В данном случае их неровности придется обязательно смягчать с применением других источников света, а в дальнейшем – окончательно убирать при помощи послесъемочной ретуши.

Заполняющее освещение

Включен заполняющий источник освещения (софт-бокс) установленный фронтально на уровне головы модели. Тени значительно ослаблены, рельеф и фактура кожи смягчены, хотя основной световой рисунок остался без изменений.

Экран-отражатель в качестве источника заполняющего света

Поскольку экран-отражатель не имеет самостоятельного свечения, его действие на светотеневой рисунок очень деликатно и во многих случаях недостаточно. Для того, чтобы эффект был в какой-то степени ощутим, экран должен быть расположен в непосредственной близости от объекта съемки. Особенно это касается матовых рассеянных поверхностей.

Фоновой и контровой свет

Включение фонового освещения уменьшает контраст изображения и приводит освещение фона в тон (световой, а не цветовой) соответствующий тону лица. Легкий контровой свет подсвечивает волосы модели.

Особенности освещения для съемки портрета в интерьере

Осуществляя съемку в интерьере, необходимо имитировать освещение, которое могло бы здесь быть и при обычных условиях. Особенно это важно, если в кадр введены «местные» источники освещения (настольные и настенные лампы, окна, дверные проемы, зеркала, и даже светлые стены). Чтобы световой рисунок гармонировал с освещением, падающим от других источников света и окон, используются различного рода приспособления (шторки, тубусы, сотовые насадки). Также для создания эффекта естественного освещения полезно использовать контровой свет. Мощность этого источника света следует отрегулировать таким образом, чтобы он не перебивал рисующий свет.

Имитация света от включенных в кадр осветительных приборов

В данном случае удачно сымитирован свет от настенного светильника. Фоновый свет придал снимку глубину и естественность.

Пример удачного использования контрового света, который имитирует свет, падающий из дверного проема. Зритель не только понимает, что модель стоит в дверях (дверной проем включен в кадр фрагментарно), но и угадывает в соседней комнате окно. А вот лампа в кадр введена ошибочно. Несмотря на то, что в процессе съемки она была включена, от нее не только не исходит свет, но она даже отбрасывает тень (результат работы основного источника освещения). В данном случае такая ошибка легко устраняется простым кадрированием.

Съемка портретов в стиле «высокий» и «низкий» ключ

Съемка портретов в «высоком ключе» с точки зрения освещения предполагает бестеневое освещение или освещение с мягкими рассеянными тенями. Фон выбеливается полностью. Такое освещение достигается использованием одного или нескольких софт-боксов и фоновых тубусов, причем фоновые тубусы должны быть мощными настолько, чтобы полностью выбеливать фон. Белый фон, при достаточном его освещении, также дает светлую прорисовку по абрису фигуры, особенно заметную на лице.

Примеры съемки в «высоком ключе»

В «низком ключе», напротив, используется минимальное количество освещения, причем предпочтителен светотеневой характер освещения и расположение источника рисующего света в положении, близком к боковому. Для того чтобы отделить объект от фона используется контровой свет, а чтобы придать фотографиям глубину – точечный фоновый свет.

Примеры съемки в «низком ключе»

Фото: Lookin, Дмитрий Самоделов

Нравится? расскажи другим!

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

demoniks.wordpress.com

Светотеневой и светотональный рисунки освещения

Светотональное освещение — освещение рассеянным светом, источником которого является небо закрытое плотными облаками (идеальный источник рассеянного света).

На натуре можно наблюдать освещение светотональное и светотеневое и некое промежуточное, когда направленность светового потока уменьшается легкими облаками.

Задачи студийного освещения — имитировать естественный свет, создать и подчеркнуть объем, передать настроение снимка, показать преимущества и скрыть недостатки

Светотеневой рисунок изображения

Наши жизненные наблюдения подсказывают нам, что наиболее энергичные световые рисунки возникают тогда, когда на объекте есть отчетливая светотень, а она, как известно, является результатом действия направленного света.

Например: прибор направленного света находится слева от модели и освещает ее с задне-бокового направления. Это правильное положение прибора: модель в своем повороте обращена влево и, следовательно, световой поток встречает этот поворот и падает прямо на лицо модели. Таким образом, он не только лепит объемно-пластическую форму лица, но и создает необходимый изобразительный акцент на сюжетном центре портретной композиции1. Если бы мы поставили осветительный прибор справа, то получили бы самые высокие яркости на затылке модели и тогда не только бы потеряли разработку пластики лица, но и сместили бы световой акцент с главного на второстепенное.

В рассматриваемом примере рисующий свет направлен на модель также несколько сверху. Это не случайность: верхний свет привычен для нас в жизни; таковы и солнечный свет, и рассеянный свет неба, и свет интерьерных светильников. Такое освещение при съемке помогает нам передать лицо человека в привычных свето-теневых очертаниях, а следовательно, делает его на фотографии похожим, узнаваемым, что немаловажно в профессиональном портрете.

В нашем примере работает не только прибор направленного света, создаваемый им рисунок дополняется светом рассеянным, который называют иногда даже «заполняющим». Это тоже следствие нашего жизненного опыта: привычное дневное солнечное освещение обязательно включает этот дополнительный компонент, кроме прямого света на объекте всегда присутствует и мягкий, рассеянный атмосферой свет, «свет неба», который насыщает тени, делая их хорошо просматривающимися. Существует, конечно, и ночное освещение, в котором количество рассеянного света сведено к минимуму (особенно если на небе нет луны), и сумеречное освещение с его тонкими тональными нюансами. Эффекты освещения реальной действительности бесконечно разнообразны, и их наблюдение и изучение — прекрасная школа для фотографа, вдумчиво работающего над световыми решениями своих фотографических картин.

При съемке портрета рассеянный свет необходим для установления правильных соотношений яркостей в освещенных и теневых участках он регулирует контрасты светотени. В нашем примере источник рассеянного света направлен на лицо также несколько слева, но установлен он значительно ближе к фотоаппарату, чем направленный свет. Таким образом, оба источника работают во взаимосвязи, как бы сливаясь в единый световой поток.

Но положение источника рассеянного света вместе с тем таково, что на модели теперь образуется не только тень справа, где световой поток скользит как бы по касательной к поверхности щеки, но и полутень в центральной части лица, куда рассеянный свет падает по нормали. А вот если бы прибор рассеянного света мы установили прямо у фотоаппарата (передний фронтальный свет), тональная гамма на модели стала бы куда как более обедненной, поскольку вся теневая сторона модели получила бы одинаковую освещенность и уже не возникло бы переходов от света к полутени и от полутени к теневой части. Модель рисовалась бы всего в две краски — света и тени, рисунок стал бы грубее, монотоннее.

Светотональный рисунок изображения

Схема, позволяющая получить так называемый Светотональный рисунок изображения. Уже само такое название показывает, что теперь отчетливая светотень на снимке будет отсутствовать и изображение рисуется только мягкими тональными переходами.

На светотональном снимке элементов активной светотени нет и схема света фактически держится на одном осветительном приборе, установленном перед объектом съемки, в непосредственной близости к точке съемки. Это прибор рассеянного света, который равномерно заполняет все пространство кадра. Так что, если бы мы стали замерять освещенность отдельных участков модели, т. е. направляли бы шахту экспонометра от модели на осветительный прибор, то получили бы замеры одинаковые, ибо количество упавшего на модель света одинаково на всех ее участках.

studopedya.ru

светотеневой — это… Что такое светотеневой?

  • светотеневой — СВЕТОТЕНЬ, и, ж. В живописи и графике: распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и тёмных штрихов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • светотеневой — прил., кол во синонимов: 1 • теневой (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Светотеневой — прил. 1. соотн. с сущ. светотень, связанный с ним 2. Свойственный светотени, характерный для нее. 3. Выполненный с применением светотени. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • светотеневой — светотеневой, светотеневая, светотеневое, светотеневые, светотеневого, светотеневой, светотеневого, светотеневых, светотеневому, светотеневой, светотеневому, светотеневым, светотеневой, светотеневую, светотеневое, светотеневые, светотеневого,… …   Формы слов

  • светотеневой — светотенев ой …   Русский орфографический словарь

  • светотеневой — …   Орфографический словарь русского языка

  • светотеневой — светотенево/й …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • светотеневой — см. светотень; а/я, о/е. Светотенево/й рисунок. С ое изображение. Светотенево/й переход в рисунке …   Словарь многих выражений

  • Портрет итальянского Ренессанса — Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского …   Википедия

  • Скульптура Ренессанса — Скульптура Ренессанса  один из важнейших жанров искусства Возрождения, достигший в это время рассвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом  ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Словарь светотехнических терминов.


    Словарь светотехнических терминов от компании СТК.


    Адаптер механический адаптер электрический адаптер.
    Устройство для крепления светильника на токопроводящую шину (шинопровод). Металлогалогенный или галогенный прожектор устанавливается на шинопровод при помощи адаптера. При этом механический адаптер выполняет роль только крепления, а электрический адаптер служит еще и для питания прожектора от шинопровода.

    Акцентный свет.
    Свет создаваемый светильниками направленного света (встраиваемые поворотные металлогалогенные светильники или металлогалогенные и галогенные прожектора) Акцентным светом выделяется товар на пристенном оборудовании в торговых залах, витрины, товар на островных секциях, автомобили в автосалонах.

    Акцентные светильники.
    Светильники, предназначенные для акцентной подсветки: встраиваемые металлогалогенные светильники (поворотные светильники), металлогалогенные прожектора для трековых систем освещения (шинопровода), галогенные прожектора с настенным креплением и с адаптером для установки на шинопровод.

    Акцентная подсветка. Акцентирующая подсветка.
    Выделение светом объектов при освещении магазинов, подсветке зданий, ландшафтном освещении. Для акцентной подсветки использ0уются встраиваемые металлогалогенные светильники(встраиваемые поворотные светильники) или металлогалогенные прожектора.
    Также, возможна точечная акцентная подсветка при помощи точечных галогенных светильников.

    Архитектурное освещение архитектурная подсветка.
    Освещение объектов архитектуры, подсветка фасадов зданий, подсветка памятников архитектуры, ландшафтное освещение, в том числе общее освещение и акцентное освещение.

    Балласт электромагнитный балласт электронный балласт.
    Пуско-регулирующее устройство (ПРА). В металлогалогенных светильниках роль электромагнитного ПРА выполняет схема из трех деталей: ИЗУ, дроссель, конденсатор. В люминесцентных светильниках это может быть только дроссель или дроссель и конденсатор. Для галогенных и светодиодных светильников термин «балласт» обычно не применяется. С этими типами светильников обычно используют трансформатор.

    Внешнее освещение.
    Уличное освещение, наружное освещение, архитектурное освещение, фасадная подсветка, ландшафтное освещение. Светильники располагаются за пределами здания, на улице.

    Внутреннее освещение .
    Освещение магазинов, освещение автосалонов, освещение торговых комплексов, освещение бизнес-центров, промышленное освещение. Светильники располагаются внутри здания. Внутренне освещение подразделяют на общее и акцентирующее.

    Врезные светильники.
    Светильники, встраиваемые в потолок. Встраиваемые поворотные и неповоротные светильники. Светильники карданного типа (встраиваемые светильники в одном корпусе).

    Врезное отверстие.
    Отверстие, вырезаемое в потолке для установки встраиваемого светильника.

    Встраиваемые светильники.
    Светильники, устанавливаемые встраиванием в какую-либо поверхность (потолок, стену, пол, грунт). Встраиваемые светильники могут быть неповоротными и поворотными, а по источнику света различают металлогалогенные светильники, галогенные светильники, люминесцентные светильники, светодиодные светильники, светильники с лампой накаливания.

    Газоразрядные светильники.
    Светильники с использованием газоразрядных ламп.

    Газоразрядные лампы.
    Лампы, работающие на принципе разряда в газе или парах металлов или их соединений

    Галогенные светильники.
    Светильники с использованием галогенных ламп.

    Галогенные лампы «галогенки».
    Разновидность ламп накаливания. Отличаются более высокой светоотдачей (КПД) и наличием большого количества модификаций. Применяются в галогенных светильниках.

    Градусность светильника градусность отражателя светильника, градусность лампы.
    Градус излучаемого светильником светового потока, угол рассеивания светового потока. Для металлогалогенных светильников (прожекторов, встраиваемых поворотных и неповоротных светильников, встраиваемых светильников карданного типа) угол рассеивания определяется отражателем, установленным в светильнике. Для галогенных светильников использующих лампы AR111 градус определяется самой лампой. На практике угол рассеивания 10 градусов будет означать более узкий пучок света, чем угол 45 градусов. Возможные значения градусности галогенных светильников — 8, 24 и 45, для металлогалогенных светильников — 10.и 45.

    Даунлайты.
    Встраиваемые неповоротные светильники. Обычно, металлогалогенные светильники и люминесцентные светильники.

    Декоративный свет.
    Свет, несущий функцию украсить интерьер помещения или объекта архитектурной подсветки. Обычно декоративный свет не использует мощных ламп и не дает большого освещения.

    Декоративные светильники.
    Светильники, используемые для декоративного освещения.

    Диаметр врезного отверстия светильника.
    Диаметр отверстия для установки светильника в подвесной потолок.

    Дизайнерские светильники.
    Светильники оригинального дизайна. Обычно используют для создания акцента в интерьере, либо поддержки общей стилистики. То же, что и декоративные светильники, но более характерного дизайна.

    Дизайн-проект освещения.
    Проект освещения магазина или помещения либо архитектурного освещения. В случае с внутренним освещением это обычно план расстановки светильников с расчетом освещенности. Хотя возможны и эскизные варианты отдельных зон с прорисованными светильниками (в данном случае дизайнерскими или декоративными). В случае с архитектурным освещением это картинка фотографического качества сделанная в специальных компьютерных программах. Дизайн-проект освещения позволяет заказчику получить представление об освещении своего объекта предлагаемым светотехническим оборудованием.

    Дизайн-проект фасадной подсветки.
    Картинка фотографического качества сделанная в специальных компьютерных программах, на основании которой клиент может видеть, как здание будет выглядеть в ночное время с установленными на фасаде прожекторами, какие световые пятна будут давать светильники. Дизайн-проект фасадной подсветки позволяет заказчику получить представление об освещении своего объекта предлагаемым осветительным оборудованием и при необходимости внести коррективы на стадии проектирования.

    Динамическая подсветка светодинамическая подсветка.
    Подсветка, меняющая цвет. Обычно используется для архитектурного освещения. Возможно применение и для внутреннего освещения. Для динамической подсветки используют в основном светодиодные светильники с RGB контроллером (данная технология позволяет изменять цвет освещения), либо специальные прожектора с цветофильтрами, либо сложные светильники прожекторного типа со встроенным генератором цвета.

    Дроссель.
    Элемент ПРА.

    Дюралайт.
    Прозрачный гибкий шнур с расположенными внутри светодиодами.

    Даглушка заглушка токопроводящего элемента (шинопровода).
    Один из элементов шинопровода. Служит для того, чтобы край шинопровода выглядел аккуратным.

    Закарнизная подсветка.
    Подсветка, размещаемая за карнизом между уровнями гипсокартонного потолка. Контражур.

    Закарнизные светильники.
    Светильники, используемые для закарнизной подсветки.

    Закладные для монтажа светильников.
    Усиливающие элементы для крепления подвесных светильников к потолку или для крепления встраиваемых светильников.

    Заливающая подсветка.
    Подсветка, покрывающая значительную поверхность фасада здания. Применяется в архитектурном освещении с использованием цветного света.

    Изолинии.
    Кривые отражающие числовые значения освещенности помещения.

    ИЗУ импульсно-зажигающее устройство.
    Элемент ПРА.

    Индекс блескости.
    Показатель дискомфорта от освещения. Для уменьшения эффекта блескости, приборы комплектуются антибликовыми решетками.

    Интерьерное освещение.
    Освещение интерьера помещения.

    Искусственное освещение.
    Освещение создаваемое искусственными источниками света, лампами.

    Источники света.
    Лампы.

    Карданные светильники «карданы».
    Встраиваемые светильники в одном корпусе. Обычно имеют квадратный или прямоугольный корпус, внутри которого расположены один или несколько круглых поворотных светильников.

    Карнизный свет карнизные светильники.
    То же что и закарнизные светильники.

    «Керамические» лампы.
    Рановидность металлогалогенных ламп.

    Класс защиты.
    Показатель защищенности светильников от воздействия окржающей среды.

    «Клетки».
    Люминесцентные светильники, растровые светильники или светильники с матовым стеклом квадратной формы, обычно под люминесцентные лампы 4х18 ватт.

    «Колпаки».
    Подвесные светильники, имеющие отражатель света в форме «колпака». Например, металлогалогенные светильники EVO или люминесцентные светильники SFERA

    Компактные люминесцентные лампы.
    Люминесцентные лампы компактного размера под цоколь G24 d-3. Используются в люминесцентных светильниках типа «даунлайт».

    Комплектация светильника.
    Комплект поставки светильника покупателю. Для металлогалогенных встраиваемых светильников: корпус светильника, лампа, ПРА в отдельном металлическом закрытом корпусе. Для металлогалогенных прожекторов: корпус светильника, лампа, ПРА. Для люминесцентных светильников: корпус светильника, лампа, дроссель. Для галогенных и светодиодных светильников: корпус светильника, лампа, трансформатор.

    Конденсатор.
    Деталь ПРА.

    Контроллер для светодиодных светильников и дюралайта.
    Устройство, позволяющее светодиодным светильникам или дюралайту изменять цвет.

    Контурная подсветка.
    Подсветка, выделяющая контур объекта в помещении или контур здания.

    Концепция освещения.
    Оформленная идея освещения помещения или архитектурной подсветки с проработкой типа, мощности, дизайна и расположения осветительного оборудования.

    Корпус светильника.
    Основная часть светильника.

    Коробочка.
    ПРА или корпус ПРА.

    КПД лампы.
    Количество света, выдаваемое лампой в соотношении с ее потребляемой мощностью.

    Лампы.
    Не природные источники света. Устройства, преобразующие электрическую энергию в свет.

    Лампа накаливания.
    Тип лампы использующей в принципе своей работы нить накалиапния.

    Лампы «прожекторного» типа.
    Галогенные лампы AR111.

    Лампы «холодного» спектра.
    Температура свечения лампы 4000 – 4200К

    Лампы «теплого» спектра
    Температура свечения лампы 3000 — 3200К

    Лампы «сверхтеплого» спектра
    Температура свечения лампы 2700К

    Ландшафтное освещение
    Освещение территорий, малых архитектурных форм, подсветка водоемов, деревьев и растений. В основном, для ландшафтного освещения используются декоративные светильники, выполняющие в первую очередь функцию украшения ландшафта и лишь во вторую функционального освещения.

    Линейные лампы линейная металлогалогенная лампа линейная галогенная лампа
    Лампы под цоколи R7s и Rx7s.

    Люкс
    Единица измерения освещенности.

    Люксметр
    Прибор для измерения освещенности. Единица измерения – «люкс».

    Люминесцентные светильники
    Светильники под люминесцентные лампы.

    Люминесцентные лампы
    Лампа, состоящая из стеклянной трубки, двух цоколей, люминофора, нанесенного на стекло изнутри, аргона и ртути. Резонансные линии разряда ртути возбуждают люминофор, который начинает излучать видимое излучение

    Металлогалогенные светильники
    Светильники под металлогалогенные лампы.

    Металлогалогенные лампы.
    Главным отличием является присутствие внутри горелки галоидных соединений (т.е. соединений с йодом, бромом, хлором) различных металлов. При высоких температурах в условиях разряда происходит распад соединения. Таким образом, свободные ионы металлов начинают участвовать в разряде, добавляя собственные линии излучения.

    Металлогалогенные прожектора.
    Светильники направленного света под металлогалогенные лампы.

    Модульные светильники модульные системы освещения.
    Люминесцентные светильники, накладные или подвесные светильники с возможностью построения системы освещения на модульном принципе. Светильники можно соединить в линию, сделать из них замкнутый прямоугольник или крест. При этом возможна единственная точка подключения всей группы светильников к электросети

    Мощность светильника мощность лампы.
    Единица измерения мощности светильника или лампы– ватт.

    Накладные светильники.
    Светильники, устанавливаемые на какую-либо поверхность.

    Направленное освещение.
    Освещение создаваемое прожекторами или встраиваемыми светильниками прожекторного типа.

    Наружное освещение.
    Внешнее освещение, уличное освещение, архитектурное освещение, фасадная подсветка, ландшафтное освещение. Светильники располагаются за пределами здания, на улице.
    Натриевые лампы.
    ДНаТ – дуговые натриевые трубчатые. Натриевые лампы низкого давления (НЛНД). Натриевые лампы высокого давления (НЛВД. При эксплуатации ламп высокого давления нужно учитывать следующую особенность: чтобы зажечь лампу, к ней необходимо приложить высокое напряжение — по проводам передаются кратковременные импульсы поджига, напряжение при этом достигает 4 киловольт. Из-за наличия импульсов поджига крайне нежелательно увеличивать максимально допустимое расстояние от лампы до ПРА, указанное в инструкции по применению светильника. И по этой же причине опасно включать в электросеть ПРА без лампы.

    Нормы освещенности
    Допустимые значения освещенности различных помещений.

    Нормируемые светотехнические величины.
    Значения освещения, подлежащие нормированию.

    Настенное крепление.
    Устройство для установки светильника, прожектора на стену или потолок.

    Однофазный шинопровод.
    Шинопровод для установки точечных светильников с рабочим напряжением 12V.

    Опоры освещения.
    Несущая часть уличных светильников, фонарей. Столб.

    Оптическая часть светильника.
    Часть светильника, отвечающая за направление и распространение светового потока.

    Осветительные приборы.
    Осветительное оборудование, светильники.

    Освещение торгового оборудования.
    Светильники, встроенные в торговое оборудование, либо освещение торгового оборудования светильниками, расположенными в торговом зале магазина.

    Основное освещение (основной свет).
    Освещение, являющееся основным источником света в помещении.

    Освещенность.
    Показатель интенсивности освещения объекта.

    Осветительное оборудование
    Светильники, лампы, аксессуары к светильникам, ПРА, шинопровод и другое оборудование для освещения магазинов, зданий и сооружений, промышленного освещения, архитектурной подсветки, подсветки фасадов зданий.

    Отражатель.
    Элемент светильника. Служит для направления светового потока от лампы установленной в светильнике. Для прожекторов наружного освещения различают симметричный, кругло-симметричный и ассиметричный отражатели

    Периметральная подсветка периметральное освещение.
    Подсветка пристенного оборудования, расположенного по периметру помещения при освещении магазина.

    Питание.
    Один из элементов шинопровода. Служит для подключения шинопровода к электросети.

    Поворотные светильники.
    Встраиваемые светильники, имеющие возможность поворота оптической части.

    Подвесные светильники.
    Светильники, которые можно повесить. Напрмер, металлогалогенные светильники EVO или люминесцентные светильники SFERA

    Подвесы.
    Специальные тросики для подвешивания шинопровода или подвесных светильников, а также модульных светильников к потолку.

    Подсветка витрин.
    Освещение витрин торгового оборудования или витрин магазина с применением светильников общего и акцентного освещения.

    Потолочные светильники.
    Светильники, которые устанавливаются на потолок. Накладные светильники или встраиваемые светильники.

    Потолочное освещение.
    Освещение, создаваемое светильниками, установленными на или в потолке.

    ПРА (пуско-регулирующая аппарат). ЭмПРА. ЭПРА.
    Устройство, с помощью которого осуществляется питание лампы от электросети, обеспечивающее необходимые режимы зажигания, разгорания и работы разрядной лампы. Различают электромагнитное ПРА и электронное ПРА.

    Профессиональный свет.
    Группа светильников профессионального (не бытового) применения.

    Прожекторы. Прожектора.
    Светильники направленного света.

    Промышленное освещение.
    Освещение промышленных предприятий, цехов, складов, промышленных территорий.

    Проектирование систем освещения.
    Процесс создания проекта систем освещения.

    Проектирование освещения.
    Процесс создания проекта освещения.

    Проект освещения.
    Проект, дающий представление об идее освещения помещения или архитектурной подсветки с указанием типа, мощности, дизайна и расположения осветительного оборудования

    Пусковое устройство.
    ПРА. Пуско-регулирующая автоматика.

    Пылевлагозащищенные светильники.
    Светильники, имеющие защиту от влаги и пыли.

    RGB-технология.
    Светодиодная технология, позволяющая светодиодным светильникам при помощи специального устройства изменять цвет светового излучения.

    Расчёт освещённости.
    Компьютерный расчет значений освещенности помещений или объектов архитектурной подсветки, позволяющий на стадии проектирования освещения понять уровень освещенности объекта при реализации проекта освещения.

    Рассеиватель.
    Устройство, деталь светильника, предназначенное для формирования светового потока.

    Растровые светильники.
    Светильники с использованием растровой решетки в качестве рассеивателя. Применение: люминесцентные светильники, потолочные светильники, модульные светильники, «клетки».

    Сверхяркие светодиоды.
    Светодиоды высокой яркости, дающие гораздо больше света, чем обычные светодиоды.

    Светодизайн световой дизайн дизайн освещения.
    Комплекс работ по созданию художественных образов подсветки объектов внутреннего и наружного освещения..

    Светодизайнер.
    Специалист в области светодизайна.

    Светотехническое проектирование.
    Проектирование освещения. Процесс создания проекта освещения. Расчет освещенности. Дизайн- проект освещения.

    Светильники.
    Технические устройства предназначенные для создания и излучения светового потока.

    Светотехника.
    Понятие, объединяющее в себе весь спектр оборудования для освещения: светильники, лампы, ПРА, аксессуары к светильникам, шинопровод.

    Светильники направленного света.
    Прожекторы или встраиваемые светильники

    Светильники для гипсокартона.
    Любые встраиваемые светильники, с возможностью установки в гипсокартон: люминесцентные светильники, металлогалогенные светильники.

    Светильники для гипрока.
    То же что и светильники для гипрока. Любые встраиваемые светильники, с возможностью установки в гипсокартон: люминесцентные светильники, металлогалогенные светильники.

    Светильники для армстронга.
    Светильники типа «клетка», встраиваемые светильники для установки в потолок типа «армстронг».

    Светильники с электронным ПРА.
    Металлогалогенные светильники или металлогалогенные прожектора с использованием электронного ПРА,

    Светильники отражённого света светильники на отраженном свете.
    Металлогалогенные или люминесцентные светильники использующие отраженный от чаще всего специально изогнутого металлического листа или специальной формы отражателя. Пример: уличные металлогалогенные светильники, фонари.

    Светильники для подвесного потолка.
    Любые встраиваемые светильники, с возможностью установки в подвесной потолок: люминесцентные светильники, металлогалогенные светильники.

    Светильники акцентного освещения.
    Металлогалогенные прожектора, галогенные прожектора, встраиваемые металлогалогенные светильники используемые для акцентной подсветки в освещении магазинов, архитектурном освещении.

    Светильники заливающего света.
    Светильники для фасадной подсветки заливающего типа.

    Светильники аварийного освещения аварийные светильники.
    Светильники для освещения помещений в случае отключения общего освещения в результате отключения электроэнергии. Аварийные светильники предназначены предотвратить панику в случае ситуации отключения освещения в помещении. Также, светильники-таблички указывают выход из помещения.

    Светильники «рыбий глаз».
    Встраиваемые поворотные светильники

    Световое оборудование.
    Осветительное оборудование. Часто, имеется в виду театральное осветительное оборудование или осветительное оборудование для световых шоу, концертных площадок, дискотек, ночных клубов.

    Световое пятно.
    Пятно света воспроизводимого светильником отраженное на какой-либо поверхности.

    Светодиоды.
    Полупроводниковые источники света.

    Светодиодные матрицы.
    «Светодиодные сборки» или «модули».

    Светодиодные светильники.
    Светильники, где в качестве источника света светодиодами.

    Светодиодные прожектора.
    Светодиодные светильники прожекторного типа.

    Светодиодная линейка.
    Светодиоды установленные в один ряд на специальной линейке, пластине.

    Светотехническое оборудование.
    Осветительное оборудование. Светильники, лампы, аксессуары к светильникам, ПРА, шинопровод и другое оборудование для освещения магазинов, зданий и сооружений, промышленного освещения, архитектурной подсветки, подсветки фасадов зданий и сооружений

    Светотехнический проект.
    Проект освещения, расчет освещенности, дизайн-проект фасадной подсветки или освещения магазина.

    Скрытая подсветка.
    Подсветка при которой светильники не видны, а виден только свет излучаемый этими светильниками.

    Спецификация осветительного оборудования.
    Перечень осветительного оборудования с указанием типа, мощности, количества, производителя осветительного оборудования, цены за каждый светильник, лампу и аксессуар и общей стоимости проекта. Также, в компании СТК принято указывать суммарную потребляемую светильниками мощность.

    Споты.
    Металлогалогенные прожектора, галогенные прожектора. Светильники направленного света, используемые для акцентной подсветки в освещении магазинов. Часто, спот – это светильник для установки на шинопровод, на настенном креплении или любом другом креплении.

    Срок службы ламп.
    Временной интервал между началом и окончанием эксплуатации лампы.

    Температура лампы.
    Характеристика лампы, определяющая спектр свечения лампы.

    Технический свет.
    Понятие, включающее в себя осветительное оборудование не бытового применения: освещение магазинов, промышленное освещение, архитектурное освещение.

    Токопроводящие шины (система токопроводящих шин).
    Шинопровод. Алюминиевая трубка, квадратного или круглого сечения внутри которой, по всей протяженности, проложены медные контакты. При подключении токопроводящей шины (шинопровода) к электросети при помощи электрического питания шинопровод становится проводником тока (проводом) по которому электрический ток доставляется к группе светильников расположенных на шинопроводе. Для установки светильника на шинопровод и подключения к нему тока используется электрический адаптер. Благодаря конструкции шинопровода и электрического адаптера возможно включение светильников отдельными группами.

    Точечные светильники «точки».
    Галогенные встраиваемые светильники по лампы MR16 и MR11.Реже, галогенные прожектора для трековых систем освещения (шинопровод) под аналогичные лампы.

    Трансформаторы.
    Устройство трансформации, понижения напряжения питающей электросети.

    Трековые системы освещения «треки».
    Шинопровод. Токопроводящие шины. Системы токопроводящих шин.

    Трехфазный шинопровод.
    Шинопровод (токопроводящая шина) для трехфазного тока. Подходит для установки металлогалогенных прожекторов, галогенных прожекторов работающих от сети напряжением 220/380В.

    Цветные лампы.
    Металлогалогенные лампы цветного свечения. Magenta – цвет свечения металлогалогенной лампы близкий к фиолетовому. Green – цвет свечения металлогалогенной лампы близкий к зеленому. Orange – цвет свечения металлогалогенной лампы близкий к оранжевому. Blue – цвет свечения металлогалогенной лампы близкий к голубому.

    «Угол» угловое соединение для шинопровода.
    Элемент шинопровода, позволяющий соединить две токопроводящие шины под углом 90 градусов. Возможны другие углы соединения. Угловое соединение может являтся питающим элементом системы токопроводящих шин (шинопровод) или быть просто проводником электрического тока.

    Уличные светильники
    Светильники для использования за пределами помещения, на улице.

    Уличное освещение.
    Освещение территорий и объектов за пределами помещений. Освещение улиц фонарями.

    Фазокомпенсирующий конденсатор.
    Элемент ПРА.

    Фасадное освещение.
    Освещение фасадов зданий, архитектурная подсветка фасадов зданий.

    Фасадная подсветка.
    То же что и фасадное освещение.

    Флюоресцентные лампы.
    Люминесцентные лампы.

    Фонари.
    Светильники уличного освещения, устанавливаемые на опорах.

    Цветные фильтры светофильтры.
    Устройства позволяющие изменять цвет светового потока. В некоторых случаях применяют фильтры для создания специальных световых эффектов, например рисунков создаваемых светом.

    Цветопередача.
    Параметр визуального соответствия реального цвета предмета и цвета того же предмета освещаемого светильником.

    Цоколь ламподержатель.
    Часть светильника, в которую вставляется лампа.

    Шинопровод «шина».
    Токопроводящая шина.

    Шинные системы освещения.
    Системы токопроводящих шин.

    Шторки.
    Аксессуар к светильнику, прожектору, позволяющий ограничить световой поток, исходящий из светильника, придать ему большую направленность. Сфера применения: освещение магазинов.

    Электрическое соединение.
    Элемент шинопровода предназначенный для соединения двух токопроводящих шин и создания линии шинопровода. В случае использования электрического соединения для стыковки двух токопроводящих шин возможно подключение системы шинопровода к электросети в одном месте.

    Электрооборудование.
    Оборудование для получения, доставки, трансформации и преобразования электрического тока. В том числе, осветительное оборудование.

    Электромагнитные ПРА.
    Пуско-регулирующее устройство, работающее на электромагнитном принципе. Устройство из трех деталей: ИЗУ, конденсатор, дроссель, собранных в схему в защитном корпусе, коробочке..

    Электронные ПРА.
    Пуско-регулирующее устройство, работающее на электронном принципе. Электрическая схема, собранная на печатной плате и заключенная в защитный корпус.

    Электротехнический проект.
    Проект электроснабжения какого-либо объекта.

    Энергосберегающие светильники.
    Люминесцентные светильники, металлогалогенные светильники.

     

    www.svetstk.ru

    3 правила работы с цветом в живописи

    Наверняка, каждый из вас сталкивался с легкой грустью и апатией в холодный пасмурный день, которая мгновенно превращается в беспричинное воодушевление в яркую солнечную погоду. Возможно, все дело в недостатке витамина D, который у нас вырабатывается на солнце, но есть еще и другой секрет. В зависимости от освещения полностью меняется цветовая палитра всех окружающих нас предметов. В ясную погоду мы видим насыщенные цвета и резкие тени, которые являются синонимом динамики и позитива; в облачные дни тени размываются, и создается ощущение покоя или даже легкой грусти за счет снижения контрастности. Кроме того, собственный цвет предметов зависит от температуры освещения, что также влияет на наше впечатление от окружающего нас пейзажа.

    Часто начинающие художники обращают внимание только на тональную моделировку формы, изображая в тени предмета тот же цвет, что и на свету, лишь с разницей в тоне. Это серьезная ошибка, потому что цвет всегда меняется. Невозможно нарисовать одним и тем же пигментом и свет, и тень!

    Чтобы создать реалистичное изображение предметов, необходимо помнить следующие аксиомы:

    1. Если освещение теплое, то в тени появляются холодные оттенки, и наоборот, если освещение холодное, в тени появятся теплые оттенки.

    Например, если мы рисуем при ярком солнечном свете в безоблачный день пейзаж, то в тени могут присутствовать теплые оттенки, так как дневной свет чаще всего бывает белого, голубоватого или лимонного оттенка и считается холодным светом. На восходе и закате солнечный свет, как правило, теплый – ярко желтый или оранжевый, поэтому в тени появляются холодные синеватые и голубоватые оттенки.

    К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект утра”. К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: полдень”. К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект солнца, конец дня”

    Точно так же, если мы рисуем при электрической лампе накаливания натюрморт, то тени заметно похолодеют, вы увидите оттенки синего, фиолетового или даже зеленого. Также и в пламени костра или свечи, которые дают теплое освещение, в тенях появляются холодные оттенки. Однако, при использовании люминесцентной лампы с холодным светом (от 4000 K) тени станут заметно теплее, как и при холодном лунном свете.

    van_gohВан Гог “натюрморт чертежная доска, трубка, лук и сургуч” .Ван Гог “Звёздная ночь над Роной”

     

    Разобраться с температурой света нам помогут следующие таблицы

    temperatura

    2. В тени появляются оттенки противоположные на цветовом спектре локальному цвету предмета.

    Это простое правило означает, что в собственной тени предмета мы можем увидеть оттенки дополнительного цвета. Например, вы рисуете натюрморт с красным яблоком, персиком и синим виноградом. Дополнительным цветом для красного будет зеленый цвет, для желтого – фиолетовый, для синего – оранжевый. Именно поэтому в тенях вы сможете наблюдать оттенки зеленого, фиолетового и оранжевого цвета соответственно.

    Поль Гоген «Цветы и миска с фруктами» . Поль Сезанн. “Натюрморт с выдвинутым ящиком”

     

    Если обратиться к цветовому кругу, то эти пары будут такими: желтый и фиолетовый, зеленый и красный, синий и оранжевый. И промежуточные между ними, соответственно.

    ittens_color_wheel

    3. Освещенный теплым светом предмет, имеющий теплый локальный цвет, на свету становится еще ярче и насыщеннее, а предмет, имеющий холодный локальный цвет, становится ближе к ахроматическому цвету, равному по тону.

    А предмет, имеющий  холодный локальный цвет, становится еще ярче, звонче и насыщеннее.

    Например, мы рисуем апельсин, освещенный лампой с теплым светом. На свету участок апельсина будет казаться еще ярче и насыщеннее, чем он есть, в то время, как в тени оранжевый цвет не только заметно станет холоднее, но и потеряет цветность. Такого эффекта можно добиться при помощи синей краски. Многим известно, что дополнительные цвета, положенные на холсте рядом, усиливают друг друга. Но не все знают, что дополнительные цвета при смешивании друг с другом на палитре нейтрализуют друг друга. Если же этот апельсин мы осветим дневным холодным светом, то на свету его цвет станет более блеклым, в то время как в тени появятся «горящие оттенки».

    konchlovskiВан Гог “Натюрморт с корзиной и шестью апельсинами”. П. Кончаловский “Апельсины”

     

    Эти простые правила позволяет предугадать, какой цвет появится в тени или на свету и правильно подобрать оттенки для смешивания. Вот и все. Приятного вам рисования!

    Читайте также:

    Художникам и фотографам: «Правило третей»

    Основы рисования: правила цветовой палитры в живописи

    Основы рисования: 10 лучших учебников для художника

     

    say-hi.me

    Проектирование офисного освещения с учётом Human Centric Lighting.

    Human Centric Lighting (HCL) – это, буквально переводя с английского, человеко-ориентированное освещение. То есть, освещение, учитывающее биологические потребности человека. В течение многих лет эволюции наш зрительный аппарат изменялся и подстраивался под условия существования. Мы имеем стереоскопическое, цветное зрение, потому что с его помощью древние люди могли найти себе пищу и вовремя заметить врага. Сейчас потребности человека в обычной жизни несколько изменились, но наш организм функционирует по тем же законам, он «спроектирован» для жизни под открытым небом. Люди сейчас проводят 90% времени в помещениях с искусственным освещением, но как это отражается на здоровье и самочувствии? Почему в одних условиях мы чувствуем себя подавленными и уставшими уже с утра, а в других – полны энергии и желания работать? В проектах Human Centric Light реализуется освещение с учётом особенностей именно человеческого восприятия света во всей его полноте. В этой статье мы подробно рассмотрим, в чём они заключаются и как с помощью света можно управлять ощущениями и работоспособностью человека.

    Как человек воспринимает свет?

    Человек имеет два глаза (бинокулярное зрение), информация с которых обрабатывается раздельно и параллельно и затем синтезируется в мозгу в единый образ.

    Рисунок 1. Строение глаза человека.

    На сетчатке находятся фоторецепторы – светочувствительные клетки, они реагируют на попадающий на них свет нервным импульсом. До недавнего времени были известны два типа фоторецепторов: палочки и колбочки. Палочки отвечают за ночное зрение и работают в условиях низкой освещённости, обладая очень высокой чувствительностью. При этом цветовое восприятие практически отсутствует, в сумерках и ночью человек с трудом различает цвета. Колбочки же обеспечивают «дневное зрение», они работают, когда света много, и бывают трёх типов – восприимчивые к синему, красному или зелёному свету. В результате суммы импульсов от трех видов колбочек человек «видит» определённый цвет. Любопытно, что одинаковое ощущение цвета человек может получить при разном спектральном составе источников света. Например, и дневной свет и свет люминесцентной или светодиодной лампы человек воспринимает одинаковым – белым. Хотя спектры излучения совершенно разные, они дают мозгу одинаковый итоговый сигнал.

    Рисунок 2. Примерный вид спектра излучения дневного света, люминесцентной лампы, светодиода.

    Но если ощущение цвета одинаковое, зачем производители ламп стремятся к наиболее широкополосным люминофорам? Чем плох линейчатый спектр, если он даёт такой же результат – белый свет? Дело в том, что когда мы смотрим на объекты разных цветов, то видим цвет отражённого света. А он является результатом перемножения двух кривых: спектра источника света и спектра отражения материала, из которого сделан объект. Если мы будем освещать красный мяч источником света, который не содержит излучения в красной области (либо содержит его мало), то увидим его морковным, коричневатым, бордовым – но совершенно точно не красным. Нельзя отразить то, чего нет. Нахождение в течение долгого времени в условиях искажённых цветов негативно влияет на состояние человека. Появляется утомление, ощущение дискомфорта.

    Рисунок 3. Примерная картина освещения предмета источниками света одинаковой цветовой температуры, но разного спектрального состава (и с разным индексом цветопередачи).

    Поэтому для хорошей цветопередачи важно, чтобы спектр излучения источника света был более «сплошным» и содержал излучение всех длин волн. Этот параметр характеризуется индексом цветопередачи и обозначается Ra или CRI (Colour Rendering Index). Чем выше индекс цветопередачи (максимальное значение – 100), тем лучше источник света передаёт цвета.

    В начале XXI века стало известно, что помимо палочек и колбочек, на сетчатке присутствует ещё один тип фоторецепторов. Это ганглионарные (или «ганглиозные») клетки типа ipRGC (intrinsically photosensitive retinal ganglion cells).

    Рисунок 4. Клетки сетчатки.

    Они содержат особый светочувствительный пигмент меланопсин (отличный от родопсина палочек и йодопсина колбочек) и реагируют на коротковолновую, синюю часть видимого спектра с длиной волны от 450 до 480 нм. Особенность этих клеток в том, что они не участвуют в создании цветового образа в мозгу человека. Импульсы ганглионарных клеток идут от сетчатки к гипоталамусу тремя разными путями, обеспечивая световое управление циркадными ритмами, а также по отдельному нервному пути обеспечивают реакцию сужения зрачка на свет.

    Что такое «циркадные ритмы»?

    Циркадные ритмы – это наши «внутренние часы», колебания интенсивности различных биологических процессов в организме, связанные со сменой дня и ночи. В первую очередь, это, конечно, смена состояний «сон/бодрствование». Но помимо этих «первичных», физиологических проявлений цикличности, в организме человека в течение суток постоянно происходит и смена других состояний, более относящихся к эмоциональным ощущениям: всплеск энергии, бодрость, спад активности, утомлённость, расслабленность… Весь набор состояний, пережитый человеком за одни сутки называется циркадным циклом.

    На физическом уровне нашими биоритмами управляют гормоны мелатонин, кортизол и серотонин. В зависимости от внешних условий (одним из важнейших факторов влияния является освещение) их концентрация в организме меняется и человек меняет одно состояние на другое.

    Рисунок 5. Циркадные ритмы человека.

    Мелатонин – «гормон сна», он вырабатывается эпифизом только в темноте. Когда концентрация мелатонина высока, мы хотим спать. При наступлении дня, когда солнце всходит, и небо становится из чёрного голубым, ганглионарные клетки на сетчатке глаза получают сигнал о том, что появился источник света (а точнее, источник синего света – именно к нему они чувствительны) и начинают блокировать выработку мелатонина. Пора вставать!

    Перед пробуждением организм должен быть готов к новому дню, и параллельно со снижением мелатонина, возрастает уровень кортизола – «гормона бодрости». Главной функцией кортизола является обеспечение организма энергией, добыча глюкозы. Чтоб поставить в организм нужное количество этого вещества, кортизол перерабатывает жиры в жирные кислоты, а потом в глюкозу. Чтобы утром, когда человек просыпается, у него были силы сразу начать активную жизнь, кортизол насыщает клетки глюкозой примерно с середины ночи. Пик выработки кортизола приходится на время утреннего подъёма, когда солнце начинает светить в окно. В пасмурный день кортизола вырабатывается меньше, поэтому человек может ощущать себя вялым, неактивным, ему не хочется двигаться. В ясный, солнечный день напротив наблюдается прилив сил и энергии, как бы само собой появляется хорошее настроение.

    Рисунок 6. Баланс мелатонина и кортизола в циркадном цикле.

    Ещё кортизол называют «гормоном стресса». Только он не является его источником, а наоборот помогает с ним бороться. Когда в условиях внезапного повышения внимания, какой-то новой неожиданной задачи, человеку требуется максимум энергии для принятия решения и выхода из сложившейся ситуации – кортизол работает наиболее активно. Но если стресс не заканчивается и состояние повышенного напряжения продолжает длиться, то кортизол начинает расщеплять в глюкозу все по порядку, переключаясь с жиров на белки. Все внутренние органы состоят из белков, поэтому излишек кортизола приводит к разрушению тканей внутренних органов и аутоиммунным реакциям. Снижение уровня кортизола происходит во время ночного отдыха, поэтому так важно не экономить на сне и давать организму восстановить гормональный баланс.

    Серотонин – «гормон счастья», обеспечивает хорошее настроение и общее ощущение счастья. Его синтез облегчается с повышением количества глюкозы в крови, поэтому тесно связан с работой кортизола. Так же, как и он, серотонин активнее вырабатывается при солнечном свете.

    На наши биоритмы влияют не только суточные смена дня и ночи, но и сезонные, годовые циклы. Осенью и зимой, когда длина светового дня заметно сокращается, многие испытывают на себе симптомы сезонного аффективного расстройства (САР). Это трудность ранних подъёмов, сонливость, недостаток энергии (как следствие – желание потреблять высокоуглеводную пищу), сложности в концентрации и принятии решений, общее плохое настроение и состояние уныния. С наступлением весны и увеличением времени пребывания солнца над горизонтом эти симптомы уходят сами собой.

    Таким образом, условия освещения самым прямым образом влияют на наше самочувствие и работоспособность. Человек с правильным, ненарушенным циркадным циклом имеет крепкий здоровый сон по ночам, утром испытывает прилив сил, в течение дня чувствует себя хорошо и переживает несколько пиков активности, сменяющихся периодами расслабления.

    Каким образом следует «настраивать» освещение под наши потребности?

    Первое биологически-активное освещение (создаваемое после открытия роли ганглионарных клеток в регуляции циркадных циклов) основывалось на идее того, что человеку необходим свет с тем же содержанием синего, что и в спектре солнца. В частности, этим руководствуется стандарт DIN SPEC 67600:2013-04 «Биологически эффективное освещение – рекомендации по проектированию». Производители ламп и светильников стали специально расширять и повышать синюю составляющую в спектрах своих изделий, маркируя их «full-spectrum» (источники света полного спектра) и позиционируя, как помогающие справиться с усталостью и депрессией.

    Рисунок 7. Примеры ламп full-spectrum, с увеличенной синей составляющей в излучении.

    Но не всё так просто, и не только лишь наличие синего света ответственно за наши биоритмы. Современные источники света с электронными блоками питания позволяют варьировать параметры излучения во времени: возможно регулировать и яркость и спектральный состав света, создавать любой сценарий. Но каким именно он должен быть?

    В течение дня и количественные и качественные характеристики солнечного света изменяются. Утром и на закате свет приглушённый и тёплый, жёлтого оттенка. Днём – «более белый» и намного более яркий.

    Рисунок 8. Изменение цветовой температуры солнечного света в течение дня.

    Логично, что для хорошего самочувствия человеку нужно искусственное освещение, максимально приближенное к естественным условиям, которые описаны выше. Поэтому, если речь идёт о биологически активном освещении в офисе, где современный человек проводит в среднем от 8 до 10 часов своего дня, то для комфортного состояния людей в первую очередь должно быть обеспечено плавное изменение цветовой температуры (аналогично солнечному свету).

    Рисунок 9. Изменение цветовой температуры светодиодных светильников в офисе.

    Не стоит забывать, что на любой работе бывают как закономерные, так и внештатные всплески активности. Совещания, мозговые штурмы, деловые встречи, срочные вопросы, требующие немедленного решения – для таких случаев должна быть возможность выйти из привычного состояния и немедленно мобилизовать внимание. Соответствующий режим освещения в таких случаях способен внести немалый вклад в повышение работоспособности людей. В то же время, невозможно постоянно находиться в состоянии активности. Человеку необходимо иметь возможность время от времени расслабляться. Запас человеческих сил конечен и, чтобы не растратить их все сразу ещё в первой половине дня, мы сменяем периоды концентрированного внимания и вдумчивой работы промежутками отдыха. Обеденный перерыв, кружка чая или просто десять-двадцать минут наедине со своими мыслями помогут восстановиться и вернут боевой настрой. И здесь не обойтись без подходящего: уютного и расслабляющего режима освещения.

    Таким образом, при планировании человеко-ориентированного освещения в офисных помещениях нужно ориентироваться на два правила:

    1. По умолчанию, в течение дня цветовая температура источников света должна плавно меняться аналогично солнечному свету: от тёпло-белого (утром) к нейтрально- или холодно-белому (днём) и снова к тёплому оттенку (вечером).
    2. В зависимости от конкретных рабочих задач должна быть возможность прервать автоматический сценарий и включить нужный режим яркости и цветовых характеристик тогда, когда это понадобилось.

    Какие примеры реализации Human Centric Lighting в офисном освещении существуют сегодня?

    Среди крупных производителей в сфере осветительного оборудования на западном рынке большую заинтересованность в теме HCL показывает Helvar. В компании разработаны драйверы, контроллеры и программное обеспечение, позволяющие как обеспечивать автоматический сценарий освещения, так и устанавливать нужный световой режим вручную – с кнопочной панели, пульта или через приложение в планшете или компьютере.

    Рисунок 10. Возможности выбора сценария освещения в продуктах Helvar.

    В главном офисе Helvar в городе Эспоо (Финляндия) освещение спроектировано с учётом последних достижений техники и максимально отвечает потребностям людей. Используя беспроводное управление и программируемые контроллеры DALI, сотрудники офиса могут устанавливать на своих рабочих местах такие цветовую температуру и яркость источника света, которые наиболее комфортны для них в данный момент.

    Рисунок 11. HCL освещение в главном офисе Helvar. (Фото Helja Korkala, Anders Portman).

    Ещё один проект на оборудовании Helvar реализован в Лондоне в архитектурном бюро Rogers Stirk Harbour + Partners (RSHP). Светильники в главном пространстве студии в течение всего дня меняют цвет и интенсивность света, отражая естественный солнечный цикл. При этом учитывается и доля естественного освещения, свет, проникающий через окна. Программируемые роутеры (технология Intelligent Colour – «Умный Цвет») с помощью датчиков-мультисенсоров управляют параметрами излучения светодиодных светильников по протоколу DALI Type 8 Colour Control.

    Рисунок 12. Human Centric Lighting в архитектурном бюро RSHP.(Фото James Newton Photographs)

    В России так же есть примеры проектов с человеко-ориентированным биологическим освещением. Один из них – переговорная комната в московском офисе компании «БЛ Трейд», дистрибьютора крупнейшего в стране светотехнического производства – световых приборов GALAD и опор освещения Opora Engineering. В проекте использованы светильники GALAD Арис с изменяемой цветовой температурой – в них установлены поровну два типа светодиодов: холодно-белые (Тцв=6500 К) и тёпло-белые (Тцв=2700 К). Управляющие компоненты те же, что и в примере выше: драйверы DALI 8, роутер и мультисенсор Digidim 312.

    Рисунок 13. Реализация Human Centric Lighting на оборудовании GALAD и Helvar.

    Примерно посередине над рабочей поверхностью на потолке установлен мультисенсор. На стене – управляющая кнопочная панель.

    Рисунок 14. Проектная визуализация решения.

    Светильники оснащены электронными блоками питания (драйверами), которые могут менять соотношение яркостей холодно-белых и тёпло-белых светодиодов внутри светового прибора так, чтобы получить нужные в данный конкретный момент цветовую температуру излучения и световой поток светильника.

    Рисунок 15. Изменение цветовой температуры освещения.

    Роутер, получая сигналы о показаниях мультисенсора в реальном времени, даёт команды драйверам, и они повышают либо понижают токи соответствующих групп светодиодов. Если возникает потребность прямо сейчас установить нужный режим освещения, то, нажимая кнопку на панели управления, мы посылаем сигнал в роутер, а оттуда он поступает к драйверам светильников.

    Панель управления на стене содержит кнопки с четырьмя режимами, кнопку выключения (о) и кнопки «больше»-«меньше» для регулирования яркости при неизменной цветовой температуре света.

    Варианты статичного освещения в кнопках панели заложены следующие:

    • Тцв=2700 К, освещенность при закрытых шторах 780 лк;
    • Тцв=6500 К, освещенность при закрытых шторах 720 лк;
    • Тцв=4000 К, освещенность при закрытых шторах 730 лк;
    • Тцв=4000 К, освещенность при закрытых шторах 200 лк.

    Рисунок 16. Вид комнаты с включённым освещением на режимах 1 и 2.

    Рисунок 17. Вид комнаты с включённым освещением на режимах 3 и 4.

    Мультисенсор следит за уровнем освещённости в комнате (включая долю естественного освещения), измеряя количество света на подконтрольной площади. В зависимости от геометрии помещения, расположения рабочих столов и предпочтений сотрудников, можно установить один из вариантов – учитывать результат с большей или меньшей территории. Настройка выполняется установкой кольцевого ограничителя.

    Рисунок 18. Настройка поля действия мультисенсора.

    Помимо этого, мультисенсор реагирует на присутствие человека, выключая освещение в те моменты, когда помещение пустует. Если за 20 минут после включения датчик не зафиксировал движения, освещённость снижается до промежуточного значения. Если в течение следующих 20 секунд движение по-прежнему отсутствует, то свет выключается до момента обнаружения нового движения.

    Рисунок 19. Схема работы инфракрасного датчика присутствия человека.

    Блоки питания светильников LL35/2-E-DA-iC имеют возможность диммирования от 1 до 100% и работают по протоколу DALI Type 8. Они имеют высокий КПД (более 90%), защищены от пиковых импульсов напряжения в сети до 4 кВ.

    Помимо кнопочной панели, возможно управление освещением с мобильного телефона или планшета по wi-fi. Специальное приложение, которое можно скачать в AppStore или GoogleMarket, позволяет дистанционно включать и выключать свет, выбирать один из четырёх запрограммированных режимов, а также изменять по отдельности цветовую температуру (внешняя окружность) и яркость света (внутренняя окружность либо кнопки больше/меньше).

    Рисунок 20. Внешний вид экрана мобильного телефона и планшета с установленным приложением.

    Таким образом, в проекте «БЛ Трейд» реализован полный функционал возможностей, которые предполагает концепция Human Centric Lighting.

    Заключение.

    В XXI веке уже недостаточно, чтобы светильники лишь обеспечивали необходимую освещённость, и в помещении было просто «светло». Используя возможности, которые открывают нам современные достижения науки и технологии, искусственное освещение может быть средством терапии – помощником в борьбе с усталостью, плохим настроением, рассеянием внимания. Умный свет, ориентированный на наши биологические особенности, способен улучшить психологическое и физиологическое состояние людей, повысить их работоспособность и качество их жизни. Главные производители светотехники уже предлагают варианты готовых решений, и остаётся только сделать свой выбор.

    Технический консультант ООО «БЛ Трейд», Елена Ошуркова

    Список литературы:

    1. Entraining Circadian Rhythms, Ian Ashdown, FIES, 21 Jan 2015, http://agi32.com/blog/tag/biologically-effective-lighting/
    2. Human-centric lighting set to drastically improve workplace and individual performance, Mark Halper, 21 Oct 2016, http://www.ledsmagazine.com
    3. People and health – human-centric lighting, light-building.messefrankfurt.com
    4. http://humancentriclighting.org
    5. Ten human centric lighting stories you MUST read, 18 July 2016, http://luxreview.com
    6. Освещение и биоритмы человека, Кодряну К.И., 11 августа 2008, http://www.designrules.ru
    7. Восприятие света как стимула незрительных реакций человека, Г.К. Брейнард, И. Провенсио, Светотехника№1, 2008
    8. Светотехника завтра: что самое «жгучее»? В. Ван Боммель, Нидерланды, Светотехника №3, 2010.

    galad.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о