Схемы студийного света – 24 базовых способа установить студийный свет

Схемы студийного света

Классика студийного света.

схемы студийного света, Классика студийного света.

Схемы студийного света

Сколько бы ни говорили профессиональные фотографы о вреде стандартных шаблонов световых схем, освоить схемы студийного света без них на начальном этапе – невозможно. Прежде чем начать рассматривать классические схемы студийного света необходимо понять, что все в студийной фотографии подчинено, именно, постановке студийного света. Фотокамера лишь фиксирует ту или иную световую композицию. Естественно, есть и свои секреты съемки, но основная работа фотографа – построение верной схемы студийного света. Фотограф в фотостудии — это тот же художник, только его инструменты не кисти и мастихины, а всевозможные световые схемы. И перед тем, как браться за схемы студийного света, нужно хорошо усвоить некоторую терминологию, напрямую касающуюся светового инструментария.

Существуют четыре основных типа освещения, используемого в студии, каждый из которых выполняет свою задачу в постановке схемы света.

Схемы студийного света

— Кey light – рисующий свет (главный, ключевой) предназначен для формирования основного светотеневого рисунка. Различные задачи имеют свои определенные световые схемы. Портрет в этом смысле можно назвать самым сложным жанром, поскольку требует безошибочного определения положения рисующего источника. Его мощность, как правило, на 1-1,5 ступеней (в 2-3 раза) выше всех остальных источников. Вспомогательные осветители и отражатели располагают в зависимости от характера светового рисунка и творческих задач.

Постановка студийного света всегда начинается с выбора типа рисующего источника, а конкретно – его жесткости. Будь то портрет или иной фотографический жанр, рисующее освещение может быть условно разделено на светотеневое и светотональное. В первом случае выбираются источники жесткого освещения, как правило, имеющие небольшие размеры рефлекторов, поверхность которых дает резкие тени. Светотональное освещение гораздо мягче и не дает резких теневых переходов, обеспечивая вместо них плавный градиент. Данный тип освещения достигается использованием световых источников с большими рассеивающими рефлекторами.

Схемы студийного света

— Fill light – заполняющий свет, предназначенный для смягчения светотеневого рисунка. Другими словами: подсвечивает (заполняет) теневые участки объекта съемки или композиции. Источниками заполняющего света могут быть софтбоксы либо светоотражающие лайт-диски и лайт-панели. Заполняющий свет включают в себя практически все схемы студийного света. Портрет без заполняющего света получается с резкими, контрастными тенями и приобретет мистический либо абстрактный характер. Заполняющий свет обязательно должен быть мягким, бестеневым. Необходимое качество света легче всего создать софтбоксом, при правильном использовании которого, исключаются резкие или раздвоенные тени. Чем больше софтбокс и чем ближе он находится к модели, тем сильнее точка его расположения может быть смещена относительно оси съемки (фотокамера – модель).

— Back light – фоновый свет, придающий фотоснимкам объем и глубину, а также визуально отрывающий модель от заднего плана. Для подсветки фона обычно используют источники жесткого света такие, как ковш, тубус, простые рефлекторы, а также шторки. В качестве эффектов применяют цветные светофильтры, насадки с линзами Френеля, и маски Габо (фигурные трафареты для создания световых проекций).

Схемы студийного света

— Accent Light – контровый (акцентирующий) свет, создает световой акцент на контуре силуэта модели. Может быть использован для подчеркивания фактуры одежды и волос. Для получения светового акцентирующего пятна используют тубусы, формирующие узкий поток лампы, рефлекторы со шторками и, реже – стрипбоксы. Постановка студийного света всегда подразумевает расположение контрового источника за спиной модели, о чем, собственно, и говорит его название. Контровый свет очень желателен для большинства портретных схем света.

Теперь, узнав об основных элементах, моделирующих студийный свет, можно переходить к знакомству с классической схемой студийного света. Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве схем, рисующий источник расположен немного за фронтальной осью лица модели. В классической схеме света портрет снимается под углом 45 градусов к модели. Именно так писал большинство своих портретов великий Рембрандт. Классическая постановка студийного света, также может называться «рембрандтовской» или «сорокапяткой» (от угла 45 град).

Заполняющий свет в классической схеме света находится за камерой, и на одной оси с ней. В неклассических схемах света он может быть смещен: главное, чтобы при отклонениях не возникало двойных теней.

Цель любой схемы студийного света – подчеркнуть достоинства внешности модели, скрыть её недостатки, а также сымитировать естественное освещение, подходящее под настроение снимка.

В следующих статьях мы подробно рассмотрим другие схемы света в студии и увидим результаты постановки студийного света!

creativestudio.ru

Базовые схемы света при фотосъемке в студии

Каждый фотограф знает, что свет — это главный инструмент при создании студийного портрета. Ниже я предлагаю к рассмотрению простую классификацию студийных схем освещения, которые помогут Вам достигать хороших результатов.

 

 

Порядок выставления света в студии


Прежде всего Вы должны установить фоновый свет и после установить контровый. Такой порядок позволит Вам увидеть эффект, произведенный этими источниками света. Следующим шагом будет установка заполняющего, а потом и рисующего — ключевого света. Также важно знать, какой эффект дает каждый из источников света, для этого поочередно включайте и выключайте источники света. И Вы обязательно получите результат, который Вас удовлетворит.

 


Есть несколько типов освещения лица модели: широкий свет и короткий свет (фронтальный, боковой, и различные их варианты).


I. Широкий свет — полное освещение стороны лица направленного на камеру. Варианты широкого освещения:

 

1. Освещение в три четверти: Универсально расположенный рисующий свет для официальной фотографии. Источник света установлен около камеры, чтобы осветить обращенную к камере сторону лица. Тень минимизирована. Это самый подходящий тип освещения для нормальных и узких лиц.

 


2. Paramount (гламурный свет). Данный тип света называется в честь студии Paramount и также известен как: бабочка, голивудский или гламурный свет. Это мягкий и «женственный» рисующий свет, направленный прямо на лицо модели и позволяет максимально идеализировать ее кожу. Рисующий свет помещен справа выше уровня глаз, заполняющий там же, но — ниже рисующего. Еще можно использовать отражатель сбоку от модели. Так мы сформируем симметрическую тень от носа, которая должна не более чем половина от длины губ.

 


3. Петля (вариант схемы Paramount). Такая схема света позволяет сформировать красивую тени на щеке модели, которая обращена ближе всего к рисующему свету. Ключевой свет должен быть ниже чем при использовании в схеме Paramount и расположен ближе к фону. Заполняющий свет должен быть на уровне с камерой, выше по отношению к рисующему и расположен напротив. Освещение Петля помогает расширить лицо и подходит для работы с узкими лицами с румяной кожей. Петля от области носа не должна коснуться теневой области стороны лица. Это — самая интересная световая схема. Эта световая схема создает интересный трехмерный эффект лица и тела модели.

 

II. Короткий свет — полное освещение стороны лица которая не направлена в камеру; частичное (узкое) освещение стороны лица, которая направлена в камеру. Такие схемы полезны, когда Вы фотографируете широкие лица. Это очень интересная и драматическая схема света так как зритель видит больше теней. Также такой свет немного заостряет черты лица. Варианты короткого освещения:

1. Рембрандтовский свет (45 градусное освещение). Драматические, «мужской», свет настроения. Очень интересная схема света где источник рисующего света размещен на уровне щеки. Это не яркий свет. На теневой стороне лица получается типичный световой треугольник.

 


2. Разделенный свет. Такой тип освещения создает эффект, подобный горящей свече: только одна часть лица освещена. Рисующий свет находится на уровне носа. Заполняющий свет может быть поднят или сдвинут ближе к камере. Это очень эффективно для существенного «сужения» лица, носа, скрывая любые лицевые дефекты.

 


3. Профильный свет. Освещение профиля/контура модели. Рисующий свет (когда фотографируете профиль модели) помещен позади объекта (человек смотрит на отражатель или на источник рисующего света). Профиль-кромка. Вы должны создать освещение контура с помощью рисующего света. Используя рисующий свет чтобы подсветить стрижку, поднимите немного источник света для достижения эффекта.

 

 

 

dphotoworld.net

Классика студийного света

Сколько бы ни говорили профессиональные фотографы о вреде стандартных шаблонов световых схем, освоить схемы студийного света без них на начальном этапе – невозможно. Прежде чем начать рассматривать классические схемы студийного света необходимо понять, что все в студийной фотографии подчинено, именно, постановке студийного света. Фотокамера лишь фиксирует ту или иную световую композицию.

Естественно, есть и свои секреты съемки, но основная работа фотографа – построение верной схемы студийного света. Фотограф в фотостудии – это тот же художник, только его инструменты не кисти и мастихины, а всевозможные световые схемы. И перед тем, как браться за схемы студийного света, нужно хорошо усвоить некоторую терминологию, напрямую касающуюся светового инструментария.

Существуют четыре основных типа освещения, используемого в студии, каждый из которых выполняет свою задачу в постановке схемы света.

схемы света

– Кey light – рисующий свет (главный, ключевой) предназначен для формирования основного светотеневого рисунка. Различные задачи имеют свои определенные световые схемы. Портрет в этом смысле можно назвать самым сложным жанром, поскольку требует безошибочного определения положения рисующего источника. Его мощность, как правило, на 1-1,5 ступеней (в 2-3 раза) выше всех остальных источников. Вспомогательные осветители и отражатели располагают в зависимости от характера светового рисунка и творческих задач. 

Постановка студийного света всегда начинается с выбора типа рисующего источника, а конкретно – его жесткости. Будь то портрет или иной фотографический жанр, рисующее освещение может быть условно разделено на светотеневое и светотональное. В первом случае выбираются источники жесткого освещения, как правило, имеющие небольшие размеры рефлекторов, поверхность которых дает резкие тени. Светотональное освещение гораздо мягче и не дает резких теневых переходов, обеспечивая вместо них плавный градиент. Данный тип освещения достигается использованием световых источников с большими рассеивающими рефлекторами. 

схемы студийного света

– Fill light – заполняющий свет, предназначенный для смягчения светотеневого рисунка. Другими словами: подсвечивает (заполняет) теневые участки объекта съемки или композиции. Источниками заполняющего света могут быть софтбоксы либо светоотражающие лайт-диски и лайт-панели. Заполняющий свет включают в себя практически все схемы студийного света. Портрет без заполняющего света получается с резкими, контрастными тенями и приобретет мистический либо абстрактный характер. Заполняющий свет обязательно должен быть мягким, бестеневым. Необходимое качество света легче всего создать софтбоксом, при правильном использовании которого, исключаются резкие или раздвоенные тени. Чем больше софтбокс и чем ближе он находится к модели, тем сильнее точка его расположения может быть смещена относительно оси съемки (фотокамера – модель). 

студийный свет

– Back light – фоновый свет, придающий фотоснимкам объем и глубину, а также визуально отрывающий модель от заднего плана. Для подсветки фона обычно используют источники жесткого света такие, как ковш, тубус, простые рефлекторы, а также шторки. В качестве эффектов применяют цветные светофильтры, насадки с линзами Френеля, и маски Габо (фигурные трафареты для создания световых проекций).

схемы студийного света

– Accent Light – контровый (акцентирующий) свет, создает световой акцент на контуре силуэта модели. Может быть использован для подчеркивания фактуры одежды и волос. Для получения светового акцентирующего пятна используют тубусы, формирующие узкий поток лампы, рефлекторы со шторками и, реже – стрипбоксы. Постановка студийного света всегда подразумевает расположение контрового источника за спиной модели, о чем, собственно, и говорит его название. Контровый свет очень желателен для большинства портретных схем света. 

схемы света

Теперь, узнав об основных элементах, моделирующих студийный свет, можно переходить к знакомству с классической схемой студийного света. Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве схем, рисующий источник расположен немного за фронтальной осью лица модели. В классической схеме света портрет снимается под углом 45 градусов к модели. Именно так писал большинство своих портретов великий Рембрандт. Классическая постановка студийного света, также может называться «рембрандтовской» или «сорокапяткой» (от угла 45 град). 

студийный свет

Заполняющий свет в классической схеме света находится за камерой, и на одной оси с ней. В неклассических схемах света он может быть смещен: главное, чтобы при отклонениях не возникало двойных теней. 

Цель любой схемы студийного света – подчеркнуть достоинства внешности модели, скрыть её недостатки, а также сымитировать естественное освещение, подходящее под настроение снимка. 

В следующих статьях мы подробно рассмотрим другие схемы света в студии и увидим результаты постановки студийного света!

студийный свет

схемы студийного света

схемы света

студийный свет

схемы студийного света

схемы света

студийный свет

схемы студийного света

Источник: http://www.creativestudio.ru/articles/studio_lightning.php

truewebdesign.ru

Основные схемы света в студийной съемке

Виды освещения:

Рисующий – основной источник света, создающий светотеневой рисунок. Мощность рисующего источника света всегда должна быть больше заполняющего. Как правило разница между теневой и освещенной стороной для цветной фотографии должна быть 1-1,5 ступени, для ч.б. фото – 2 ступени и больше. Для семейного портрета заполняющий свет должен быть чуть слабее рисующего, чтобы не было жестких теней. Рисующий свет можно использовать как единственный источник света, либо комбинировать с другими.

Заполняющий – устанавливается после того, как установлен рисующий свет. Служит для заполнения светом отдельных частей или всего объекта съемки, а также для смягчения теней.

Модулирующий – используется для выделения боковых частей объекта съемки, подсветки волос, плечей и отделения объекта от фона. В зависимости от цели и творческих идей моделирующий свет может быть мягким и жестким.

Контровый – подсвечивает объект сзади, отделяет от фона, выделяет контур.

Фоновый – служит для подсветки фона. Фоновый свет как бы отделяет портретируемого от заднего плана, создавая при этом ощущение объема.

Направление света может быть фронтальное, диагональное, боковое, заднее-диагональное, контровое.

Основные схемы света в студийной съемке

1. Бабочка

В этой схеме источник света располагается фронтально чуть выше головы модели, в результате получается симметричная тень от носа, по своей форме напоминающая бабочку.

2. Живописный свет

Перемещаем прибор из фронтального в диагональное положение и получаем живописный свет. При этом тень от носа модели уходит немного в бок.

3. Треугольник

Источник света продолжаем смещать в боковое положение до тех пор, пока тень от носа не сольется с тенью от щеки, образуя световой треугольник. При повороте головы в одну-другую сторону треугольник расширяется или сужается. При изменении высоты источника света треугольник также смещается вверх и вниз.

4. Теневой и светотональный полуоборот

При этой схеме света лицо портретируемого развернуто на три четверти от камеры. Рисующим источником, находящимся в боковом положении, освещается та часть лица, которая находится дальше от камеры, а большая часть лица, расположенная ближе к камере, остается в тени. Светотональный полуоборот – это то же самое, что и теневой полуоборот, только со стороны камеры устанавливается отражатель для получения полупрозрачной тени.

5. Модуляция

Источник находится в задне-диагональном положении, при этом узкий поток света проходит вдоль щеки портретируемого. Направленный поток света можно создать с помощью тубуса или шторок.

6. Контровый свет

Источник света расположен сзади модели. Контровый свет используют в том случае, если необходимо передать четкий контур объекта, а не его объем.

7. Каминный свет

В данной схеме источник света расположен снизу под лицом модели, практически на полу. Такое положение позволяет имитировать свет от камина или костра. Лицо портретируемого освещается снизу под углом 45 градусов. Источник света может быть направлен в золотой отражатель, что создает более естественный для имитации огня желтоватый оттенок.

8. Высокий и низкий ключ

Высокий ключ. Устанавливается источник света фронтально, чуть выше головы модели, можно установить второй источник снизу под углом 45 градусов. Эта схема позволяет добиться мягкого, равномерного, практически бестеневого освещения. За спиной ставим два стрипа, которые будут подсвечивать белый фон. Мощность источников должна быть на 1,5 – 2 ступени выше рисующего света. Т.е. другими словами мы просто пересвечиваем фон, чтобы он выглядел ослепительно белым.

Низкий ключ. В отличие от высокого ключа на фотографии преобладают темные тона – фон, одежда модели, минимум освещения. Фотография, сделанная в низком ключе, вызывает ощущение драматизма. Чаще используется один источник света, выделяя отдельные части объекта (смысловой центр), например, лицо, а не целиком объект.

9. Рефлексный свет

Рефлексный свет – это свет, отраженный от какой-либо поверхности. С двух сторон от модели устанавливаем по источнику света, направленных в отражающую поверхность, например, зонт. Необходимо добиться такого положение приборов, чтобы при отражении свет равномерно заполнял лицо модели, не оставляя теневых рисунков. В качестве отражающей поверхности можно использовать и строительную изоляцию с серебристой поверхностью, растянутой полукругом вокруг лица модели. С двух сторон устанавливаются источники света (желательно стрипы) с одинаковой мощностью. Стрипы желательно повернуть таким образом, чтобы в глазах они отражались не как два отдельных источника света, а образовывали дугу, это смотрится более естественно.

10. Лобовое освещение

Источник света расположен перпендикулярно плоскости лба. При этом положении лицо становится более плоским, пропадает объем. Но в некоторых ситуациях учитывая особенности лица модели подобная схема света может стать выигрышной.

Для получения более интересного результата схемы света можно сочетать друг с другом, дополнять и усложнять.

© Митронина Елена
www.mitru.ru

truewebdesign.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *