Схемы студийного света для портрета – 7 простых схем света для съемки портретов

Свет в фотостудии. Два источника

Схемы освещения модели в фотостудии с двумя импульсными источниками, пожалуй, самые универсальные. Учитывая применение всевозможных насадок и отражателей, то с их помощью можно сделать портретную съемку любой сложности.

На наших прежних уроках мы уже прошли и усвоили различные характеристики света, поэтому больше возвращаться к ним не будем, а лучше сразу рассмотрим основные схемы освещения с двумя источниками.

Схема 1

Здесь мы используем два источника освещения (моноблоки и белые зонты) плюс белый фон. Источники должны располагаться по диагонали, как показано на схеме. Основной источник освещения создает мягкий рисующий свет. Дополнительный источник создает заполняющий свет, который устраняет теневые провалы справа, и одновременно добавляет объема портрету. Нужно попросить модель повернуться к камере в «три четверти». Основной источник света располагаем либо на уровне лица, либо чуть выше. Дополнительный источник установите на уровне плеч, чтоб свет на фоне лучше распределялся.

Схема 2

В этой схеме мы используем два источника света (моноблоки + белые зонты «на просвет») и черный фон. Нужно установить оба источника света слева и справа, по диагонали относительно модели. Главный источник установлен слева от модели, это «рисующий» свет, он образует на правой части лица модели световой треугольник. Второй источник света расположен справа, он создает «контровой» свет, подсвечивая волосы и фигуру модели, добавляет портрету объем. Легкая «засветка» фона изменяет черный цвет на градации темно-серого.

Схема 3

Здесь используем моноблоки и белые зонты плюс белый фон. Источники света располагаем справа и слева от модели на уровне ее глаз (либо немного выше). При такой схеме глубоких теней на лице вы не добьетесь, но зато от естественной красоты модели ничего отвлекать не будет. Не зря такое освещение — самое популярное у рекламных и фешн-фотографов.

Схема 4

Здесь нами было использовано два источника света (моноблоки + белые зонты «на просвет») и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа относительно модели, каждый источник светит примерно под углом в 90 градусов (см. схему). В данном случае оба источника «работают» на заполнение, создавая мягкий свето-теневой рисунок слева и справа, при этом по центру лица модели мы получаем зону с глубокими тенями. Такая схема света добавит выразительности портрету, хотя подойдет и не каждому. Белый фон в этом случае приобретает оттенки серого.

Схема 5

Здесь мы используем два источника света (моноблоки + белые зонты «на просвет») и белый фон. Устанавливаются оба источника позади модели, слева и справа и направляются на белый фон под углом около 45 градусов. Здесь оба источника «работают» на создание мягкого силуэтного портрета. За счет использования белого фона и «заполняющего», рассеянного света получается легкая засветка модели. Мелкие детали скрываются в тени, однако общие очертания лица вполне узнаваемы.

Схема 6

Здесь мы имеем, наверное, самое лучшее соотношение «визуальный эффект\количество источников». Левый «рисующий» дает равномерное мягкое фронтальное освещение, а «моделирующий» жесткий — подчеркивает контуры фигуры и головы световыми бликами. На второй источник во избежание ненужных засветок фона и объектива установлены шторки и соты, которые позволяют достаточно точно расположить световое пятно на модели.

Схема 7

Достаточно высоко приподнятый источник с софтбоксом позволяет равномерно и мягко осветить всю фигуру модели, а картон под ним убирает засветку от него на стекле для лучшего отражения. Второй источник (со шторками и сотами), как и в предыдущем случае, позволяет точно уложить световой луч, акцентируюя внимание зрителя.

Схема 8

Хоть на схеме вы можете видеть три источника освещения, но в данном случае третий «фоновый» моноблок не выполняет здесь значимой роли и им можно пренебречь, предполагая, что два софтбокса вполне справятся и сами с небольшой засветкой темного фона. Обратите внимание, для неравномерности (а значит и для дополнительного художественного объема), использованы софтбоксы разного размера, расположенные под разными углами к модели, на разной высоте и с разной интенсивностью импульса.

Как видите, основную функцию здесь несет большой «рисующий» софтбокс, расположеный достаточно далеко для того, что бы освещение было максимально рассеяным и без перепадов захватывало и модель и реквизит. Тени становятся мягкими настолько, что заполняющий свет уже ненужен, а «изюминка» этой схемы — красный «фоновый», направленный на белую циклораму.

Схема 10

Здесь софтбокс логично занимает лучшее место (слева и сверху), а находящийся на «моделирующем» месте «контровой» направлен на бумажный зонтик и делает его светящимся. Но уберите зонт и «контровой» тут же станет выполнять свю миссию — «моделировать» лицо и фигуру девушки. В отличие от похожей схемы 6, второй источник расположен с тоже стороны, что и «рисующий», поэтому будьте особенно тщательны в установке соотношения яркостей 1-го и 2-го моноблока: «моделирующий» должен быть более ярким, но не производить засвет бликов на модели. Перед вами 10 основных схем, которые способны на 90% помочь вам выполнить творческую задачу в студии. Если вы хорошо освоите их на практике и будете периодически менять, делая портреты, то вполне можете добиваться хороших результатов и слов благодарности от фотографируемых друзей\родственников\клиентов. Подработайте каждую схему под себя. Не забывайте о требованиях модели. Экспериментируйте. Получайте от процесса фотографирования в студии удовольствие, даже если работаете за деньги.

Источник: http://photonews.ru

photoprocenter.ru

Инструкция по освещению для портретной съемки

Свет – это основа фотографии, поэтому при съемке портретов, важно не только понимать, как он работает, но и уметь манипулировать им для создания нужного настроения и атмосферы на снимке. У нас нет времени на уроки физики, но мы постараемся дать вам некоторые подсказки и советы по поводу того, как подходить к освещению объекта съемки, когда вы фотографируете портрет. Вы сможете более эффективно его использовать.


Чего вы хотите добиться?

Первым делом нужно выяснить, чего вы хотите достичь в своем снимке. Это важно, потому что только так вы сможете определить, какие методы необходимо использовать для того, чтобы получить задуманные кадры. Попробуйте собрать несколько примеров изображений, которым вы хотели бы подражать. А затем уделите некоторое время на их рассмотрение и изучите характер освещения.

 

Обратите внимание естественный это свет или студийный. Если второе, то в каком количестве и под каким углом по отношению к объекту его использовали? Такой анализ поможет вам определить то, что необходимо для вашей собственной работы и даст гораздо больше шансов на получение желаемого результата.

110

Фото: rennes.i


Естественный свет

Использование дневного света может быть очень хорошим вариантом для достижения более тонкого, четкого и естественного вида ваших портретов. Многие профессиональные фотографы любят использовать свет из окна для портретной съемки. Прибегая к этому методу, вы можете контролировать количество света с помощью жалюзи или шторы, а также изменять дальность и угол наклона в зависимости от конфигурации окна.

 

При работе на открытом воздухе, вы должны быть внимательны, чтобы правильно выбрать время суток для съемки. Предпочтительно избегать периодов, когда солнце находится высоко в небе. Тогда свет работает слишком ярко и резко. Лучше выберите время с утра пораньше или поздно вечером, когда свет утратит яркость и станет теплее. Это позволит вам избежать чрезмерного воздействия и сильных контрастов.

 

В случае необходимости, при работе с естественным светом можно использовать отражатель прямого света. Это позволит вам избежать тени на лице, так как вы можете направлять на него свет, отраженный из угла.

220

Фото: Simon Bray


Студийный свет

Использование студийного освещения не должно быть сложной наукой. Для некоторых фотографов, которые всегда снимали при дневном свете, это может показаться сложной перспективой. Но следует отметить, что использование студийных установок для освещения дает очень много преимуществ. Поэтому желательно уделить некоторое время на ознакомление с премудростями искусственного света. Оно того стоит.

 

Основным преимуществом студийного освещения является то, что вы можете управлять светом, его силой и углом, под которым он направлен к вашему объекту. Это открывает море творческих возможностей, которые не доступны при использовании естественного света.

 

Для начала, можно взять один источник постоянного искусственного света. Поэкспериментируйте с его размещением по отношению к объекту съемки и посмотрите, как это повлияет на ваши снимки. Вы все равно сможете добиться довольно естественно выглядящих кадров, так как у вас всего один источник света, так же как и при солнечном свете. Только теперь у вас больше контроля и в этом очевидное преимущество.

330

Фото: Yarden Sachs


Углы света

Как только ваш объекты успешно расположится, вы можете перейти к использованию передвижного света для того, чтобы получить желаемое освещение. Переносите его вокруг. Таким образом, вы активно управляете углом и количеством света проливаемого на объект.

 

Вы обнаружите, что, казалось бы, незначительные перемены приводят к существенным изменениям в снимке. Поэтому не начинайте с резких передвижений. Просто экспериментируйте, настраивая свет и делая пробные снимки. При этом объект съемки остается статичен. Двигается лишь освещение.

440

Фото: Лиза Харпер


Несколько источников искусственного света

Как только вы почувствуете, что можете управлять одной студийной установкой, задумайтесь об использовании несколько более сложного набора, в который входят две лампы или еще больше. Здесь действительно много возможностей для расположения огней и все зависит от вашего воображения и от того, чего вы хотите достичь.

550

Фото: Alex Campos


Тона

При портретной съемке, вы стремитесь к тому, чтобы изобразить объект в лучшем виде. Это означает, что вы стремитесь объединить основные черты и характер человека в одном кадре, что требует много навыков и, возможно, немного удачи.

 

Тем не менее, чтобы помочь себе, убедитесь, что вы не используете слишком много света, избыток которого делает лицо плоским. Важно иметь различные тона, продиктованные особенностями лица. Из-за переизбытка света вполне может исчезнуть характерная черта, и вы потеряете естественный интерес и глубину кадра.


Хорошие и плохие тени

При использовании мощных источников света легко может возникнуть отбрасывание теней на стенах и потолках. Это не всегда плохо. Вы можете делать это намеренно, чтобы использовать в кадре. Но они также могут добавлять излишнюю мрачность и угрюмость вашему снимку. Как правило, если вы не планируете тени, то их случайное появление будет не лучшим образом работать в кадре. Поэтому просто убедитесь в том, что вы их не создаете.

770

Фото: Simon Bray


Ракурс камеры

После того как ваш объект занял выгодное положение, даже если смотреть на него действительно приятно, важно, чтобы вы не зацикливались на достигнутом. Изменяя угол освещения, не забудьте об использовании также различных ракурсов. Некоторые фотографы предпочитают использовать штатив, что абсолютно нормально, но если вы используете студийный свет, то имеете доступ к достаточно сильному освещению для того, чтобы снимать с рук. Съемка сверху, снизу, сбоку или над головой – все это будет изображать объект совершенно по-другому. Так что не бойтесь бродить вокруг него, чтобы выяснить, какие ракурсы лучше подходят для конкретной фотосессии.

880

Фото: japrea


Контакт с глазами

Одно из золотых правил портретной фотографии состоит в том, чтобы убедиться, что у вас есть контакт глазами или, по крайней мере, с одним глазом субъекта. Конечно, случаются очень удачные исключения из правил, но это скорее везение. А для того, чтобы создать сильную связь зрителя с объектом, вы должны убедиться, что в кадре виден хотя бы один глаз фотографируемого.

 

Объект не должен смотреть в камеру, но если вы используете студийный свет, то различные тени, тона и углы иногда отчасти скрадывают глаза и они могут быть видны не достаточно ясно.

990

Фото: rennes.i 


Попробуйте сами

Мы надеемся, что для тех из вас, кто испытывал затруднения с применением освещения для портретной съемки, эти несколько советов позволили понять, насколько методы освещения могут быть эффективными и простыми. Чтобы вы развили в себе больше уверенности, можете арендовать фотостудию на пару часов. Попросите кого-то из друзей перемещать освещение, используя имеющуюся технику, и попробуйте различные варианты освещения. Это позволит вам наблюдать за изменением результатов и даст вам хорошую возможность сформировать свои предпочтения.

1000

Фото: John Lemieux

cameralabs.org

Схемы света. Женский портрет

Этот урок будет интересен тем, кто только начинает снимать людей в студии. Здесь описаны несколько возможных схем расстановки света – если в вашем распоряжении 1, 2, 3 или 4 источника.

Конечно же это — мягко говоря! 🙂 — неполное собрание различгых способов использования студийного освещения. Но по опыту проведения семинаров для начинающих — неплохая отправная точка для ваших собственных экспериментов.

1 источник света

Моноблок с рефлектором отнесен максимально далеко (насколько позволяет помещение) – чем дальше источник, тем жестче границы тени. За спиной у модели – белый фон или светлая стена. За счет того, что свет отражается от фона, теневая (правая) сторона не получается полностью проваленной в тень.

Ну и основная идея – поиграть с тенью на фоне, найти какой-либо рисунок, подчеркивающий сюжет той фотографии, которую вы собираетесь снять.

Фото 1

2 источника света

Два источника – конечно м аловато для изощренных световых схем. Но кое-что можно придумать и с ними.

Позади модели – черный или темно-серый фон. Модель стоит буквально вплотную к нему. Справа (с точки зрения фотографа) и чуть выше лица – маленький портретный софтбокс с сотовой накладкой (чтобы сделать пучок света более узким). Позади фотографа – большой софтбокс, выполняющий функцию заполняющего света.

Фото 2

Можно пожертвовать заполняющим светом, оставив на лице глубокие тени, но отделить модель от темного фона контровым светом с теневой стороны. Справа – маленький портретный софтбокс с сотой, слева позади модели – рефлектор с сотовой насадкой.

Модель находится довольно далеко от фона (2-3 метра. На него не попадает свет от моноблоков – т.е. его цвет и фактура не важны, задник в любом случае на фотографии получится черным.

Фото 3

А здесь (фото 4) использована портретная тарелка (спереди, в метре от лица модели, чуть выше уровня лица) и контровой свет рефлектора, установленного прямо позади модели.

Глубокую тень под носом и подбородком можно компенсировать установкой отражателя – горизонтально, на уровне груди модели (так он будет переотражать свет от тарелки в теневые области). Как это работает – можно увидеть на следующей фото 5 (на фото 4 отражатель не использовался).

Фото 4

3 источника света

Как и на предыдущем фото, основной свет на лице создает портретная тарелка (спереди, в метре от лица модели, чуть выше уровня лица). Установленные позади модели 2 небольших софтбокса создают контровой свет, выгодно очерчивающий скулы и плечи модели.

На уровне груди модели горизонтально установлен дисковый отражатель (при его отсутствии можно использовать любой светлый, не глянцевый материал размером от 60х60 см). Свет тарелки отражается и заполняет тени под подбородком.

Фото 5

4 источника света

С помощью четвертого источника можно окончательно довести до ума картинку, которая получилась с тремя моноблоками.

Фото 6

К свету, выставленному для предыдущего кадра, добавляется рефлектор с сотовой насадкой и синим гелевым фильтром. Направляя его на темный фон – получаем синее свечение из-за модели.

И напоследок совет.

  1. Выставляйте вначале единственный источник рисующего света (все остальные выключены) – это маленький софтбокс на фото 2, портретная тарелка на фото 4 и т.д.. Выставили, сделали кадр – убедились что мощность импульса выставлена корректно, пошли дальше.
  2. Затем продумайте и реализуйте заполнение теней – большой софтбокс на фото 2, отражатель на фото 5 и 6. Убедились что тени заполнены, при этом ваш заполняющий свет не перебил основной световой рисунок – пошли дальше.
  3. После этого, можно заняться акцентами – как, например, контровой прорисовкой с помощью софтбоксов или освещением фона на фото 6.

Выставляйте свет в данной последовательности, и будет вам счастье вам будет проще понимать как работают и какую функцию выполняют те или иные источники света, которые вы используете.

Источник: www.kaketosdelano.ru/

www.takefoto.ru

Основы создания Бизнес Портрета. Три световые схемы.

СВЕТОВАЯ СХЕМА №1.

Начиная фотосъемку, в первую очередь я обращаю внимание на форму лица модели.

В зависимости от этого выбираю, какую световую схему буду выставлять.

Если форма лица вытянутая и остроугольная, тогда может подойти жесткий свет с резкими тенями, если лицо округлое или плоское, тогда мягкий свет более предпочтителен.


На этой фотографии использована схема из четырех световых источников.

Исходя из формы лица – округлая форма с выраженными скулами — я решил создать мягкое освещение, которое уберет возможные тени на скулах, подчеркнет женственность и красоту модели.


Создать ровный мягкий свет мне помог софт-бокс размером 1,4 х 1 м. Я выбрал именно такой размер, чтобы добиться равномерного освещения от лица до пояса модели. Этот свет очень напоминает естественный свет от окна.

В фотостудии я стремлюсь воссоздать условия при солнечном свете. Для глаз привычно, когда солнце освещает предмет сверху вниз, а не наоборот. Поэтому источник рисующего света я установил выше глаз модели.

Второй прибор в этой схеме стоит позади модели и светит с левой стороны от нее. На него одет другой софт-бокс, его размер меньше, чем на первом приборе — 1 х 0,8 м. 

Задача второго прибора сделать приятный для глаз блик на волосах и осветить левую часть головы. Этот источник с помощью софт-бокса помогает рисующему свету создать мягкое освещение.

Фотограф всегда должен помнить про естественное для глаз освещение. На небе одно светило, а значит в студии при использовании разных осветительных приборов, только один должен оставаться ведущим во всей световой схеме. Поэтому задача второго источника в этой схеме дополнить, а не соперничать с основным источником света.

Третий  источник выполняет функцию заполняющего света, он сглаживает теневые участки на лице, которые еще остались после применения двух первых приборов света, и помогает создать мягкий переход от одной части лица к другой.

В данной схеме на третьем приборе я использовал октобокс, который расположил с правой стороны от себя и на расстоянии 2-3 м. впереди от модели.

Осталось разобраться с фоном. Четвертый источник я поставил на низкой стойке за моделью. В кадр он не попадается, модель полностью загораживает его, при этом свою задачу он выполняет превосходно – освещает фон ровно, градиент от яркого пятна в центре расходится плавно по всей площади. Это удалось сделать с помощью крупных сот, которые я одел на прибор. Задача любого фонового освещения отделить объект съемки от фона – она выполнена.

Холодно-серый цвет фона я решил изменить и закрепил на приборе моделирующий фильтр желтого оттенка. Идеально всего для такой работы подходит фильтр №184, телесный цвет которого перекликается с оттенком кожи модели.


Вот и все! Схема построена можно начинать фотосъемку!

Любая схема выстраивается от начала и до конца для каждого отдельного человека, характеристики света могут изменяться в зависимости от особенностей строения и цвета лица.


На этой фотографии я применил такую же схему, как в первый раз, но выставил новые показатели мощности света. Я убрал мощность второго и третьего приборов на одну ступень, и создал ровное освещение по всей площади лица.



ОБОРУДОВАНИЕ.
4 прибора Hensel 500 Дж
Софт-бокс 1,4х1м
Софт-бокс 1х0,8м
Октобокс 1,5 м
1 большой рефлектор с крупными сотами
Корректирующий фильтр желтого цвета
Фон серого цвета


СВЕТОВАЯ СХЕМА №2.


Применяя следующую световую схему, я отталкивался от овальной формы лица модели. Я хотел визуально вытянуть ее лицо, что получилось за счет бликов на щеках с обеих сторон, а также придать официальному бизнес портрету свежести и яркости за счет многообразия  света на фотографии. При этом такое освещение остается для глаз наблюдателя естественным и привычным.    

Главный источник света, прибор с белой портретной тарелкой, находится сверху над моделью на расстоянии 1 метра. Белая поверхность тарелки помогает смягчить жесткие тени на лице модели при этом остается характерное для портретной тарелки контрастное освещение.

Эффект от белой поверхности тарелки такой, что жесткий свет на модели немного смягчается в тенях.

Два других источника я расположил за моделью под небольшим к ней углом. Резкий жесткий свет от них смягчил мелкими сотами и диффузными панелями, роль которых прекрасно выполнили ширмы от раздевалок студии.

Подсветка фона, как и в предыдущей схеме, осуществляется с помощью одного прибора с крупными сотами, стоящего за спиной модели на низкой стойке. Корректирующий фильтр на источнике создает приятное для глаз цветное пятно на фоне, которое перекликается с оттенком кожи модели.

Заполняет тени, появившиеся на лице от применения портретной тарелки, прибор с октобоксом диаметром 1,5 м. Этот источник света я расположил за собой.


Во время фотосъемки я менял расположение портретной тарелки и изменял мощность октобокса, чтобы создать разные эффекты, находясь в рамках одной выстроенной схемы.

ОБОРУДОВАНИЕ.
5 приборов Hensel 500 Дж
Белая портретная тарелка
Октобокс 1,5 м
2 рефлектора с мелкими сотами
2 диффузные панели
1 большой рефлектор с крупными сотами
Корректирующий фильтр желтого цвета
Фон серого цвета

СВЕТОВАЯ СХЕМА №3.

Световая схема для мужчины немного отличается от схемы для женщины. В первом случае можно показать морщины, складки на лице, это только увеличит уважение и красоту модели, во втором случае наоборот важно уменьшить все дефекты кожи выставленным светом. Ниже мы рассмотрим световую схему жесткого света, которая  подчеркивает мужественность и уверенность во взгляде мужчины.


В основе этих двух фотографий лежит одна световая схема с небольшими корректировками для каждой.



Главный источник света, прибор с белой портретной тарелкой, находится сверху перед моделью на расстоянии 1 метра. Свет от него падает не только на модель, но и отражается от серебристого отражателя 1х2м, который находится на уровне пояса. Отражатель помогает осветить тени и сделать переход от светлого к темному участку на лице более ровным. В этом же ему помогает второй прибор с октобоксом, который находится за фотографом.

Третий источник светит на левую часть модели. В отличие от первой световой схемы на прибор одет не софт-бокс, а соты малого размера, которые позволяют сделать свет направленным и средней жесткости. Задача третьего источника подсветить волосы и создать небольшой блик с левой стороны лица. Так появляется объем.

Фон освещается также как и в предыдущих схемах построения света.



В постановке этой схемы есть два отличия от предыдущей. Заднебоковой свет стоит с правой стороны от модели, и октобокс не используется в работе.

Изначально, сфотографировав модель по предыдущей схеме, я убедился, что выгоднее для портретируемого будет развернуть его в противоположную сторону и осветить с другой стороны. Я поменяю освещение в зависимости от формы лица человека, соотношения его правой и левой части.

Я исключил из этой схемы источник с октобоксом, поскольку овальное лицо теряло свой объем при дополнительном заполняющем свете. В этом случае достаточно было света от отражателя, который смягчил тени, но оставил тень с левой стороны модели для объема портрета.

ОБОРУДОВАНИЕ.
3(4) прибора Hensel 500 Дж
Белая портретная тарелка
Октобокс 1,5 м
1 рефлектор с мелкими сотами
1 большой рефлектор с крупными сотами
Серебристый отражатель 1х2м
Корректирующий фильтр желтого цвета
Фон серого цвета

ОБРАБОТКА.
Изначально все фотографии прошли небольшую цветокоррекцию в Lightroom.

Затем в Adobe Photoshop были удалены все мелкие и крупные дефекты кожи – прыщики, покраснения. Естественные мимические складки у рта я оставил без изменения, немного приглушил яркость морщин у глаз с помощью прозрачности слоев.

Закончив с детальной обработкой, я перешел к общей работе с изображением.

Для женщин я применил фильтр Portretura, а в слоях уменьшил его прозрачность почти до естественного изображения. Далее повысил резкость с помощью фильтра High Pass, за счет увеличения фактуры кожи. 

Для мужчин вместо фильтра Portretura я использовал фильтр Blur на отдельных участках кожи, которые явно требовали вмешательства, например, блики на лбу. Повышение резкости происходило выше описанным способом.

Кроме детальной ретуши и общей цветокоррекции, в задачу обработки входило объединить всех участников фотосъемки в одну цветовую гамму. Потребовалось перекрасить одежду в бордовый цвет – фирменный цвет компании. 

ФИЛИПП АНДРУХОВИЧ.
www.Andrukhovich.com
http://fotograni.livejournal.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ СТАТЬИ НА ДРУГИХ РЕСУРСАХ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ УКАЗАНИИ АВТОРСТВА И ССЫЛОК НА САЙТ И ЖЖ АВТОРА.

fotograni.livejournal.com

10 схем света для съемки портрета в студии

Приветствую тебя, дорогой читатель! Сегодня я расскажу тебе о том, о чем ты давно мечтал узнать, но видимо, боялся спросить :)
Это пост о том, как сделать качественный, интересный студийный портрет, имея в распоряжении всего два источника света, белые зонты на просвет, портретную тарелку, белый и черный бумажные фоны, портретный отражатель.

Предвидя твою эйфорию, спешу предупредить – здесь нет описания некоего «универсально-волшебного» способа постановки студийного света, который сразу позволит тебе делать фотографии на уровне «великих отцов» вроде Хельмута Ньютона или Ля Шапелля.

Зато этот материал существенно расширит область применения порядком поднадоевших тебе студийных вспышек и будет хорошим стимулом к самосовершенствованию.

Почему всего два источника? Во-первых, количество не всегда равняется качеству, хоть я и люблю говорить во время съемки в студии фразу: «света много не бывает». Во-вторых, научившись виртуозно обращаться с двумя источниками, вы с легкостью сможете перейти к съемке с тремя и более источниками света. В третьих, два источника света в студии – базовый минимум, он же зачастую и максимум. Смею предположить, что наш читатель наверняка уже оборудовал свою маленькую уютную фотостудию дома, либо задумывается над этим. Так вот, для домашней студии с небольшой площадью и, возможно, ограниченным бюджетом, вполне достаточно двух источников света.

Все эти схемы я использую в студийной работе, и они неоднократно были разобраны на составляющие на индивидуальных занятиях с моими учениками.

Схема первая.

Используя один источник света (моноблок + рефлектор «тарелка») и белый бумажный фон, мы создали жесткий рисунок света и тени, с четкими переходами между ними. Модель стоит вплотную к фону, чтобы источник света, расположенный фронтально, создавал короткую, плотную тень на белом фоне. Высота расположения моноблока может варьироваться в зависимости от поставленной задачи – чем выше моноблок относительно модели, тем длиннее будет тень. В идеале нужна стойка типа «журавль», это позволит расположить моноблок строго напротив модели и ничего не будет мешать съемке, как это может быть в случае использования обычной стойки.

Схема вторая.

Используя один источник света (моноблок + белый зонт «на просвет») и черный бумажный фон, мы сделали портрет, где лицо модели освещено только с одной стороны. Такая схема света добавит глубины и выразительности портрету, хотя ее специфика в том, что подойдет она не любой модели. В данном случае модель располагается на некотором удалении от фона. Обычно моноблок располагается на уровне головы модели.

Схема третья.

Используя два источника света (моноблоки + белые зонты «на просвет») и белый бумажный фон, мы располагаем их по диагонали относительно модели. Основной источник света расположен слева (см. схему) и работает как «рисующий», создавая мягкий свето-теневой рисунок. Дополнительный источник расположен справа за моделью (см. схему) и направлен на фон позади модели. Таким образом, дополнительный источник света работает одновременно как заполняющий», устраняя провалы в тенях справа от модели, и как «контровой», добавляя портрету «объем». Обратите внимание, что в данном случае модель располагается не параллельно относительно фона, а в «три четверти». Высота расположения основоного источника света может варьироваться, обычно на уровне лица либо чуть выше. Дополнительный источник света можно расположить чуть ниже, на уровне плеч модели, чтобы более равномерно распределить свет на белом фоне. Этот снимок был сделан сквозь мокрое стекло.

Схема четвертая.

В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + белые зонты «на просвет») и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа относительно модели, каждый источник светит примерно под углом в 45 градусов (см. схему). В данном случае оба источника «работают» на заполнение сцены, создавая очень мягкий свето-теневой рисунок. Глубокие тени на лице модели с такой схемой отсутствуют. Высота расположения источников света может варьироваться. Обычно они располагаются на уровне глаз модели, либо чуть выше. При такой схеме белый фон за счет «недосвеченности» приобретает оттенок серого. Можно использовать этот эффект, либо скадрировать портрет так, чтобы фона не было видно.
Кстати, при съемке портретов в стиле «beauty» мы часто используем портретный отражатель. И этот снимок наглядно демонстрирует преимущество использования этого фото-аксессуара. При съемке в студии он очень полезен – с его помощью можно более равномерно распределить свет по лицу, сделать переходы в тенях на шее и нижней части лица модели максимально мягкими. Здесь был использован маленький отражатель (на схеме не указан), диаметр-32 дюйма, рабочая поверхность – «серебро», расположение – по центру, на уровне груди модели.

Схема пятая.

В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + белые зонты «на просвет») и черный бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа, по диагонали относительно модели. Главный источник установлен слева от модели, это наш «рисующий» свет, он образует на правой части лица модели световой треугольник (см. фото). Эту схему часто так и называют – «треугольник». Второй источник света расположен в данном случае справа, он создает «контровой» свет, подсвечивая волосы и фигуру модели, добавляет портрету объем. Легкая «засветка» фона изменяет чисто черный цвет на градации темно-серого. В данном случае это скорее преимущество, ведь серый – более легкий, нейтральный.

Схема шестая.

Здесь нами было использовано два источника света (моноблоки + белые зонты «на просвет») и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа относительно модели, каждый источник светит примерно под углом в 90 градусов (см. схему). В данном случае оба источника «работают» на заполнение, создавая мягкий свето-теневой рисунок слева и справа, при этом по центру лица модели мы получаем зону с глубокими тенями. Такая схема света добавит выразительности портрету, хотя подойдет и не каждому. Белый фон в этом случае приобретает оттенки серого.

Схема седьмая.

В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + один белый зонт «на просвет») и черный бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа, по диагонали относительно модели (см. схему). Главный источник установлен почти фронтально относительно модели, это наш «заполняющий» свет, он образует практически равномерную освещенность сцены по всей ее площади. Второй источник света расположен справа и сзади, он создает «контровой» свет, подсвечивая фигуру модели, добавляет жесткости в общем световом ключе, благодаря ему появляется объем. В качестве рассеивателя применяется «чашка», идущая в комплекте с моноблоком. С ее помощью можно делать очень жесткие свето-теневые переходы, практически без градаций. Заметьте, что «контровой» источник был установлен еще для одной цели – эффектного «прорисовывания» мелких водяных брызг.

Схема восьмая.

В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + белые зонты «на просвет») и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника позади модели, слева и справа и направляются на белый фон под углом около 45 градусов (см. схему). В данном случае оба источника «работают» на создание мягкого силуэтного портрета. За счет использования белого фона и «заполняющего», рассеянного света получается легкая засветка модели. Мелкие детали скрываются в тени, однако общие очертания лица вполне узнаваемы. При желании можно применить легкую цветовую тонировку фона, в данном случае мы использовали розовый, чтобы снимок был более нежным, теплым и чувственным.

Схема девятая.

Используя два источника света (моноблок + рефлектор «тарелка» и моноблок + стандартная чашка) и белый бумажный фон, мы располагаем их так, как указано на схеме. «Тарелку» ставим фронтально, немного выше уровня глаз модели. В итоге получаем т.н. «бабочку» – для этой схемы света характерной особенностью является тень от носа модели в форме бабочки. Эта схема также носит название «голливудский портрет» – многие портреты в киноиндустрии сняты таким образом. Кстати, чем выше будет расположен рефлектор, тем длиннее будет тень от носа, здесь размеры тени минимальны, классическая схема предполагает чуть более длинную тень. Модель на фото стоит на расстоянии около метра от фона, тень от фигуры падает на фон, тем самым делая кадр более «плотным». Это совсем не обязательное условие, особенно, если делать съемку лицевого портрета.
В идеале нужна стойка типа «журавль», это позволит расположить моноблок строго напротив модели и ничего не будет мешать съемке, как это может быть в случае использования обычной стойки. Дополнительный источник света был расположен сразу за моделью, на уровне плеч, создавая «контровое» освещение. Так мы получили «прорисовывание» фактуры волос и добавили объема снимку.

Схема десятая.

Эта схема – скорее бонус, так как она очень похожа на четвертую, здесь практически такое же расположение моноблоков, также использованы белые зонты и белый бумажный фон (см. схему). Однако, существенным отличием этой схемы от предыдущих является отсутствие импульсного света – этот портрет был снят исключительно с пилотным светом. За счет гораздо меньшей мощности света можно сделать портрет с максимально короткой глубиной резкости.

Количество световых схем, которые используются при съемке портрета в студии, не ограничиваются лишь десятью вариантами. Я только привел эти схемы в качестве наглядных примеров, чтобы облегчить процесс съемки для начинающего студийного фотографа. Надеюсь, этот материал пригодится и тем, кто только собирается сделать свой первый шаг к съемке в студии.

Автор: Юрий Кривенко

взято с сайта: http://photokubik.com/

153 Просмотрело

basmanov.photoshopsecrets.ru

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Модификаторы света легко и удобно использовать для контроля  освещения, независимо от того, дневной ли это свет, постоянный свет или свет от вспышки.

Есть несколько факторов, которые влияют на выбор модификатора света. Прежде всего следует определиться, какой вид освещения нужно реплицировать.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Если свет мягкий, как ранним утром, или сумерки, пасмурно, тогда выберите модификатор света, который позволит получить мягкий свет: скрим, зонт или софтбокс

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Если вы находитесь в условиях жесткого освещения, как например, при ярком солнце, тогда выбирайте насадку, которая модифицирует жесткий свет. Соты (gridspot), портретная тарелка (beauty dish), линза Френеля (fresnel lens)

Фотозонт создает мягкий и очень обильный свет. Он отлично подходит, если вы хотите осветить большую площадь ровным световым потоком. Поскольку зонты довольно просты в использовании и относительно недорогие, они прекрасно подходят в качестве первого модификатора освещения.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Типы фотозонтов

Серебристо-золотой отражающий зонт. Такие зонты «проливают» свет повсюду. Они отлично подходят для освещения больших групп людей. Серебряный зонт даст вам более прохладный свет, в то время как золотой зонт создает теплый оттенок света. Оба создают немного более жесткий свет, чем белый отражающий зонт.

Белый отражающий зонт. Создает мягкий свет с чуть меньшим разбросом и контрастностью, чем у серебряных или золотых отражающих зонтов. Поскольку созданный таким зонтом стиль освещения позволяет людям много передвигаться в кадре и при этом быть хорошо освещенными, модификатор прекрасно подходит для съемки групп, например, на мероприятии.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Белый зонт «на просвет». Он идеально подходит в качестве первого модификатора света, поскольку рассеивает и равномерно распространяет свет.

  • Скрим/паук (рассеиватель) и отражатель

Отражатель — это прямоугольная или округлая пластина или рамка с натянутым на нее отражающим материалом. Пауки-отражатели удобны для создания заполняющего света и ослабления теней.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Скрим представляет из себя квадратную или прямоугольную раму с покрывающим ее диффузионным материалом. Это полупрозрачная панель, рассеивающая проходящий сквозь нее свет. Из всех модификаторов света, паук является, пожалуй, самым универсальным и обязательным в вашем наборе. Это действительно хороший способ создания больших областей мягкого рассеянного света, как если бы вы снимали в помещении рядом с большим окном или же на улице, когда солнце прикрыто легкими облаками.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающихМодификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Фотография гонщика была получена с помощью вспышки и небольшого софтбокса. Софтбокс — недорогой и универсальный модификатор, создающий красивый источник мягкого света, которым вы можете легко управлять. В этом случае фотограф только хотел осветить лицо и оставить черный фон. А если бы был использован зонт, то фон оказался бы освещенным.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Софтбокс дает мягкий, «лестный» для объекта свет. Изменение угла наклона и расстояния от софтбокса до объекта легко меняет жесткость света и направление тени. Чем больше софтбокс, тем более мягким будет заполняющий свет.

  • Съемка с использованием портретной тарелки

Портретная тарелка (beauty dish) — отличается от других модификаторов освещения тем, что дает отчетливый круговой мягкий контрастный свет, который идеально подходит для освещения лиц и выделения структуры костей лица, таких как скулы и линии подбородка. Она также создает круглое отражение в глазах вашей модели, благодаря чему глаза кажутся вполне живыми. Можно догадаться, почему эти модификаторы популярны у фотографов моды, красоты и знаменитостей.

Недостатком использования этих рефлекторов является то, что переход от светлого до темного происходит довольно резко, поэтому вы часто будете получать тени под подбородком и носом у модели. Вы можете компенсировать эти тени, добавив белый отражатель, чтобы отражать свет на лице объекта съемки.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Портретная тарелка придает портретам очень приятный и лестный вид, сглаживая недостатки внешности.

  • Сотовые решетки
Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Съемка портрета показывает освещение без сотовой насадки

 

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Съемка портрета показывает освещение с сотовой насадкой

Соты (gridspot) — это конструкция с ячейками наподобие сот. Сотовая решетка используется для получения более узкого и направленного луча света. Ширина сетки и размер отверстий влияют на ширину светового луча, попадающего на объект съемки, получается ограниченный и направленный свет.

Такой свет хорошо использовать в портретах, он создает акценты в кадре, может добавить немного света на лицо и плечи, не влияя на фон.

  • Линза Френеля

Ранее свет Френеля использовался в маяках, затем была разработана технология освещения для кино и телевидения.

Линза Френеля — это студийный модификатор для контроля светового потока жесткого света, его можно точно сфокусировать, изменяя положение линзы в широком диапазоне, добиваясь тем самым контрастных границ светового пятна. Линза Френеля позволяет создавать узкий пучок относительно мягкого света с красивыми растушеванными границами, придает портретам мягкий, четкий, «киношный» вид.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

На этом портрете фотограф немного переместил свет Френеля вправо от камеры, чтобы создать тень, которую смягчил, используя зонт, создающий рассеянный мягкий свет и увеличивающий количество дневного света.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Такой «голливудский стиль» освещения напоминает портретное освещение 1940-х годов. Этот стиль стал очень популярным в последнее время, особенно среди фэшн-фотографов. Недостатком этого типа освещения является дороговизна оборудования.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающихМодификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Вот два разных способа использования глубокого октобокса Rotalux. Изображение слева снято с использованием глубокого октобокса в качестве модификатора. Источник света жесткий и быстро уходит в тень под подбородком, создавая жесткий контраст света и тени, который не только лепит черты человека, но и придает изображению драматичный вид.

Снимок справа снят с использованием того же глубокого октобокса Rotalux, который был использован в предыдущем снимке, но на этот раз были добавлены внутренние и внешние скошенные поверхности, дающие намного более мягкий свет, который сочетается с приглушенным светом и получается портрет в низком ключе, когда светом выделяется только самая значимая часть.

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Октобокс отлично подходит для равномерного освещения больших групп.

  • Комбинируйте модификаторы света

Модификаторы студийного света. Руководство для начинающих

Фотографы используют сразу несколько светоформирующих насадок, чтобы сделать фотографии более интересными. Например, тут в качестве основного был использован октобокс средней глубины и соты, фотозонт для заполняющего света от левой камеры, потому что нужно было показать больше деталей в тенях.

Экспериментируйте! У вас есть вся нужная информация об оборудовании.

fotogora.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *