Заполняющий свет – Какой бывает свет в фотографии. Часть 1

Содержание

Заполняющий свет в фотографии: что это такое и как его правильно использовать

Что такое заполняющая вспышка, и как правильно ее использовать? | Фотошкола Genesis | Фотошкола Genesis

Заполняющая вспышка обычно используется, чтобы «заполнить» теневые участки изображения. Если применять ее с умом, после анализа имеющейся сцены, заполняющая вспышка может дать неплохие результаты. Однако следует помнить, что нельзя бездумно применять ее для всех фотографий.

Когда используется заполняющая вспышка?

Прежде чем использовать заполняющую вспышку, нужно положительно ответить на три вопроса:

  • Находится ли объект в тени?
  • Фон освещен сильнее, чем объект?
  • Не слишком ли объект съемки отдален от камеры?

Если объект съемки (или его часть) находится в тени, заполняющая вспышка подсветит слишком затененные его области. Например, если человек надел в шляпу в яркий солнечный день, ее борты отбрасывают глубокие тени на лицо.

Заполняющая вспышка подсветит эти тени, при этом, не засветив яркие области сцены.

Похожий пример. Контрастные тени на лице девочки при солнечном свете нейтрализованы

Если фон освещен ярче, чем объект съемки (например, человек стоит на фоне закатного неба), одной правильной экспозицией тут не обойтись.

Несмотря на то, что для зрения все элементы сцены хорошо освещены, камера не может зарегистрировать достаточное количество света.

Обратите внимание

Если фон слишком яркий, объект съемки, скорее всего, будет недостаточно освещен и даже недоэкспонирован, поэтому заполняющая вспышка может стать лучшим решением.

Солнечный свет падает сзади. Фотограф умело подсветил лицо девочки вспышкой, не засветив его

Тем не менее, даже если речь идет о двух выше описанных случаях, и ответ положительный, нужно рассмотреть третий вопрос. Если фотограф находится далеко от объекта съемки,

заполняющая вспышка ему не поможет, особенно если речь идет о вспышке, встроенной в камеру – у нее слишком маленькая мощность.
Когда не используется заполняющая вспышка?

Вопросы, на которые вам нужно ответить, прежде чем включать вспышку, одинаковы для обоих случаев:

  • Объект или его часть находится в тени?
  • Фон светлее, чем объект?
  • Не слишком ли объект съемки отдален от камеры?

Если ответ на эти вопросы отрицательный, значит заполняющая вспышка вам не нужна. Тем не менее, есть еще несколько случаев, в которых вспышку использовать не рекомендуется.

Любая вспышка – сильный источник освещения. Если неверно ее использовать, заполняющая вспышка может пересветить объект и уничтожить объем и цвет. Если вы хотите сфотографировать, как солнце подсвечивает листья на закате, вспышку использовать не рекомендуется.

Если объект съемки представляет собой менее интенсивный источник освещения, чем заполняющая вспышка, например огонь или раскаленный уголь, вспышку также не стоит использовать: она испортит представление об объекте.

Следует также помнить, что объект, снятый на ярком фоне и освещенный прямой вспышкой, теряет свой объем. Заполняющая вспышка делает его плоским.

В подобных случаях лучше использовать отражатель света, или лайт-диск.

Как настроить вспышку?

Заполняющая вспышка должна быть использована таким образом, чтобы не пересветить объект и не пересилить другие источники света (в особенности, естественные). Чтобы добиться фотографий хороших фотографий, нужно знать:

  • Какова мощность вспышки, и какой интенсивности свет она дает при разной компенсации
  • Какой должна быть конечная фотография

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо поэкспериментировать со встроенной или внешней вспышкой в разных условиях освещения и на разных расстояниях. Это поможет определить, на каком расстоянии, и с какой мощностью вспышка делает изображение лучше, а не хуже.

Кроме того, нужно представить конечный результат. Будет ли фон в тени? Будет ли вся фотография хорошо освещена? Будет ли свет падать под углом, или прямая вспышка вас устроит? На эти вопросы нужно дать ответ еще до съемки, поскольку это определит вид освещения, и как вы будете его использовать: возможно, вы предпочтете отражатель, возможно – вспышку, снятую с камеры.

Источник: http://www.si-foto.com/chto-takoe-zapolnyayushhaya-vspyishka-i-kak-pravilno-ee-ispolzovat/

Заполняющий портретный свет

Второй источник света, обычно называемый заполняющим светом или заполняющей вспышкой, может значительно улучшить освещение портрета. Помимо прочего, он уменьшает глубину теней и сглаживает черты лица.

Что прекрасно, заполняющий свет легко создать: зачастую бывает достаточно встроенной вспышки или отражателя. В то же время вторым источником света портрет легко испортить.

В этой статье мы рассмотрим, как управлять положением и интенсивностью заполняющего света, чтобы привести портрет к желаемому виду.

Жёсткий солнечный светЗаполняющая вспышка

Автором трёхмерной модели является Nikola Dechev.
На примере справа показано действие заполняющей встроенной вспышки мощностью 1:2 (вспышка:солнечный свет).

Ознакомьтесь также с предыдущей статьёй по теме, если вы этого ещё не сделали:

Введение в портретный свет: один источник света

Общие сведения: два источника света

Когда используется один источник света, наиболее важными его параметрами являются направление и видимый размер. И хотя они имеют значение и для второго источника света, обычно их нельзя варьировать независимо от параметров основного освещения.

Напротив, обычно регулируют степень интенсивности дополнительного освещения относительно основного.

Тем самым управляется степень «заполнения» теней от основного освещения, и именно поэтому дополнительное освещение обычно называют заполняющим светом или заполняющей вспышкой:

Жёсткий солнечный светЗаполняющая вспышка

Примечание: показано действие заполняющего света, но не его идеальное положение (см. ниже)

Пожалуй, наиболее распространённым случаем является использование в качестве заполняющего света встроенной в камеру вспышки.

Вспышка может также использоваться в качестве заполняющего света в студии, или даже вспышка может служить основным источником света, в то время как заполнение будет обеспечивать естественный свет. Существует много вариантов.

Важно при этом знать, как управлять качеством заполняющего света — вне зависимости от того, какой источник света был для этого использован.

Мощность заполняющего света

Термины «мощность» или «интенсивность» заполняющего света (заполняющей вспышки)* описывают соотношение яркости основного и дополнительного источников света и фактически определяют общий контраст. Например, 1:4 означает, что заполняющий свет вчетверо слабее основного. Чем более сбалансирован свет, тем слабее тени:

Выберите мощность заполняющего света:
0:1 1:8 1:4 1:2 1:1
Мощность заполняющегосвета:0:1отсутствует
1:8 – 1:2слабый заполняющий свет
1:2 – 1:1сильный заполняющий свет

Портреты обычно лучше всего выглядят при мощности вспышки порядка 1:2. Это достаточно сильный свет, чтобы сгладить тени, но не настолько сильный, чтобы исключить их полностью (и лишить модель объёма).

Однако любые подобные строгие правила в фотографии следует применять с осторожностью. Для тёмных портретов в «низком ключе» с хорошо прорисованными тенями зачастую применяют менее мощный заполняющий свет.

Аналогично, для получения ярких портретов в «высоком ключе» или для получения более мягкого вида (как, например, при съёмке детей) может понадобиться более мощный свет.

Впрочем, если вас одолевают сомнения, 1:2 является неплохой отправной точкой.

*Примечание: эти термины могут несколько сбить с толку, поскольку «мощностью заполняющего света» называют яркость дополнительного источника света относительно основного, тогда как «мощностью вспышки» называют яркость вспышки относительно естественного света.

Чтобы окончательно вас запутать, порой используют соотношение всего света (естественный + вспышка) и света от вспышки. Кроме того, цифры порой могут меняться местами, однако меньшая цифра всегда означает заполняющий свет.

Мы будем придерживаться одного определения во всей статье, и поскольку мы рассматриваем только случаи, когда вспышка слабее других источников света, оба термина в данном контексте являются синонимами.

Положение заполняющего света

В отличие от основного источника света,

заполняющий свет проще всего расположить на оси зрения камеры («соосный» свет) или поблизости от неё, но не так близко, как это выглядит на рисунке.

Таким образом любые тени, создаваемые заполняющим светом, не будут заметны с точки зрения камеры, вследствие чего будет неважно, насколько они жёсткие (ввиду малого размера источника света).

Пожалуй, наипростейшим способом получить такой тип заполняющего света является использование встроенной в камеру вспышки.

Соосный заполнящий свет(тени за предметом) Внеосевой заполняющий свет(предмет отбрасывает тень)

С другой стороны, соосный заполняющий свет может оказаться чрезмерным ограничением, к тому же он увеличивает риск прямых отражений от предмета.

По этой причине часто используют заполняющий свет, который подсвечивает предмет с направления, частично противоположного направлению основного света (т.е. «внеосевой»).

Такой свет более эффективно сглаживает тени, отбрасываемые моделью в основном свете — даже при неизменной мощности заполняющего света — и вдобавок, как следствие, меньше вляет на экспозицию в целом.

Выберитесвет: внеосевойжёсткий внеосевоймягкий соосныйжёсткий

Прямоугольником изображён основной свет, а восьмиугольник соответствует заполняющему свету.В данном примере использован заполняющий свет мощностью 1:1,

что позволяет улучшить видимость теней от внеосевого заполняющего света.

Однако у внеосевого заполняющего света есть свои недостатки, и пожалуй, худшим из них является необходимость беспокоиться о появлении теней от заполняющего света.

Если не сделать их достаточно мягкими, они могут породить неестественные двойные тени.

Чтобы предотвратить этот эффект, следует помнить, что чем дальше заполняющий свет от линии зрения камеры, тем больше должен быть размер источника света. Наведите курсор на варианты, чтобы увидеть этот эффект.

Обратите внимание на вторую тень справа от носа модели при использовании «внеосевого жёсткого» заполняющего света. Обратите также внимание на то, как соосный заполняющий свет не создаёт двойных теней, даже несмотря на то, что источник имеет малый размер (даёт жёсткий свет), но при этом не заполняет тени настолько хорошо, как внеосевой (даже несмотря на то, что используется мощность 1:1).

Имейте также в виду, что внеосевой заполняющий свет требует более комплексной настройки освещения и потому обычно остаётся для студийных портретов.

Кроме того, технически внеосевой свет не является истинно заполняющим, поскольку он не может заполнить все тени в поле зрения камеры — только лишь под своим углом.

Например, на примере выше внеосевой свет не может заполнить тени от волос справа вверху.

Настройка заполняющей вспышки на камере

Большинство использует вспышку, только когда сцена недостаточно освещена или при съёмке с рук, однако при таком подходе упускается одно из, пожалуй, наиболее полезных применений: заполняющая вспышка.

И хотя это может выглядеть контр-интуитивно, портретная вспышка наиболее полезна, когда солнечного света более чем достаточно.

К счастью, большинство камер стандартно используют свою вспышку в качестве заполняющей, если предмет съёмки хорошо освещён — при условии что вспышка форсирована.

Важно

Обычно камеры рассчитывают мощность вспышки как 1:1, но в действительности соотношение может быть другим, поскольку точность определения зависит от системы экспозамера камеры. Чтобы скорректировать мощность, вы можете применить компенсацию экспозиции вспышки, КЭВ (Flash Exposure Compensation — FEC). При этом изменится только мощность вспышки, прочие параметры экспозиции сохранятся.

*Примечание: камера оценивает хорошую освещённость как отсутствие риска сотрясения при съёмке, что обычно означает длительность выдержки, меньшую чем 1/60 секунды.

Прочие соображения

Есть и другие существенные варианты применения заполняющего света, в том числе:

Естественный заполняющий свет. До сих пор мы рассматривали случаи, когда естественный свет являлся основным, а вспышка использовалась для заполнения теней. Однако роли легко могут поменяться.

Источник натуральной подсветки должен быть мягким, как например, рассеянный свет в тени или в пасмурный день. В этом случае для получения оптимального результата обычно требуется внешняя или отражённая вспышка (см.

обсуждение направления освещения в руководстве по портретному свету).

Отражатели. С их помощью можно подсветить предмет одним источником света с другого направления. Отражение слабее основного света, так что отражатели обычно используют для заполняющего света. Вдобавок, такой свет может иметь тот же баланс белого, что и основной свет, если нужно.

Впрочем, отражатели зачастую не дают достаточно света (даже в качестве заполняющего). Это сильно зависит от отражательной способности материала, а также от расстояния до предмета.

Как следствие, чтобы усилить подсветку, отражатели обычно располагают как можно ближе к модели — часто непосредственно за границей кадра.

Разграничение модели и фона. Для портретов в естественном свете заполняющая вспышка может усилить выделение модели относительно фона, поскольку вспышка наверняка значительно сильнее осветит (близкую) модель, чем (далёкий) фон. Вы можете управлять силой этого эффекта, приближаясь к модели (1) или отдаляя модель от фона (2).

слабый рассеянный свет

Рассеянный свет. В любой сцене присутствует некоторое количество заполняющего света — вне зависимости от того, был ли он добавлен намеренно.

Свет от основного источника отражается от стен и других объектов, что в сумме даёт заполняющий свет.

Как следствие, тени никогда не бывают абсолютно чёрными, а итоговая яркость заполняющего света всегда чуть больше, чем даст ваша вспышка. Впрочем, студийный свет позволяет достичь весьма высокого контраста.

Итоги и дополнительная информация

В целом, наиболее важными параметрами заполняющего света являются:

  • Положение: на линии зрения камеры (соосное) или в стороне (внеосевое). Соосный заполняющий свет проще, поскольку нет нужды беспокоиться о том, какие тени он создаст, однако внеосевой свет допускает значительную гибкость в размещении и управлении отражениями.
  • Мощность: относительная яркость заполняющего света по сравнению с основным. Хорошей отправной точкой обычно является заполняющий свет, вполовину менее яркий, чем основной (что записывается как 1:2), но это также зависит от положения источника.

Основы данной темы раскрыты в части первой данной статьи:
Введение в портретный свет: один источник света

Другие смежные темы освещают следующие статьи:

Источник: https://www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials-ru/portrait-fill-light.htm

Свет в фотографии

Окружение главного объекта съемки может быть, например, отражающим. Примеров такого типа масса: снег, разного рода песок, светлые стены, водоемы, скалы…

Работая в такой обстановке, помните, что глубина теней и контрасты неизбежно ослабнут. Интересный эффект дает цветная отражающая поверхность: она придает объекту съемки легкий оттенок.

Вот совет: имейте это в виду и используйте в своих интересах.

Хороший кадр можно получить, если лучи солнца падают прямо на отражающую поверхность (скалу, стену и т.д.), а объект съемки располагается в тени. Сделайте так, чтобы его освещал именно отраженный свет – и дело в шляпе.

Другой тип окружающей поверхности – та, которая поглощает свет, темная. На ней усиливаются контрасты и четче прорисовываются тени. А еще такой фон снижает уровень освещенности на фото. Иногда этим можно пользоваться: просто измените направление света в кадре, и вы получите совсем другое впечатление. На одном снимке может быть как будто пасмурно, а на другом – слегка солнечно.

Иногда для съемок на природе используют специальные панели черного цвета. С их помощью можно регулировать направление освещения, так как они выборочно поглощают свет. А если пользоваться одновременно и поглощающими, и отражающими панелями, то можно получить весьма удобную систему управления светом в фотографии.

В ней все будет зависеть лишь от размеров панелей: чем больше их площадь, тем обширнее область съемки, на которую вы сможете искусственно повлиять по собственному замыслу.

Влияние контраста

Представьте себе улочку с выбеленными стенами или светлый скалистый массив. Это – общее отражающее окружение, и контрастность его невелика. Такой фон весьма удобен для фотографа. Работая с ним, можно получить массу удачных кадров и не бояться использовать прямое солнечное освещение. В других условия свет солнца коварен и может легко испортить снимок, но только не в этом случае.

Расположите объект съемки в тени, чтобы на него падал отраженный от поверхности свет (мы уже говорили об этом чуть выше). Теперь вам потребуется сделать экспозамеры в тени и на свету и сравнить показания. Нужно, чтобы уровень теневой освещенности составлял около 10% от значения, полученного на свету – в этом случае камера сможет зафиксировать изображение в деталях, без потерь.

Фотографы: Команда TropicPic.

Кстати, для такого теста можно сфотографировать свою руку или рукав рубашки, ведь важны не абсолютные показания, а только их соотношение.

Если выяснится, что освещенность в тени меньше, чем в полном освещении на три ступени экспозиции, то стоит прибегнуть к помощи отражателей или разместить модель чуть ближе к фоновой поверхности.

Совет

Эти простые приемы помогут подчинить свет в фотографии, а также посодействуют в реализации ваших потребностей и разовьют творческое видение.

Однако если разница показателей составляет 4 или 5 ступеней экспозиции, кадры получатся, увы, неудовлетворительными.

При таком уровне освещенности на фото появятся затемненные области с нечеткими деталями, а без искажений будут зафиксированы только полностью освещенные участки предмета.

Можно попробовать спасти ситуацию, увеличив экспозицию, но в таком случае цвета станут невыразительными, выбеленными. Такие снимки, увы, тоже не назовешь удачными.

К счастью, в облачные дни с сильным ветром погода может прийти вам на помощь. Облака перемещаются очень быстро, то заслоняя солнце, то открывая его.

Так что если вы снимаете пейзаж именно в таких условиях, найдите желаемый ракурс и ждите перемен в освещении – скорее всего, ожидание займет совсем немного времени.

Природные «отражатели» и «поглотители» и их влияние на свет в фотографии

Природные условия – штука удивительно непостоянная. Постоянно меняется погода, время суток, на смену лету приходит осень – и так далее. И фотографу это только на руку: представьте, сколько приятных возможностей и отличных шансов открывается перед вами! Дух захватывает. Однако во всем этом разнообразии есть несколько универсальных факторов, и знать о них нужно.

В первую очередь, речь пойдет о колоссальных естественных отражателях. Они способны кардинально изменить дневное освещение: и его контрастность, и направление. Таких мощных отражателей в природе 4: песок, снег, вода и облака.

  • Песчаное пространство – слабый, рассеивающий отражатель. Окраска песка может варьироваться: желтый, белый, бежевый и масса оттенков. Каким бы ни был верхний свет, тени на песке получаются подсвеченными. А еще этот отражатель придает портрету теплый оттенок, и это можно успешно использовать, если вы работаете в холодном голубоватом освещении.

Фотографы: Команда TropicPic.

  • Снежный простор в роли отражателя хорош тем, что он не окрашивает свет – ведь сам он чисто белый. Вот почему снег считается наиболее эффективной и нейтральной отражающей поверхностью. Однако у него есть существенный минус: в безоблачный день голубое небо слишком явно отражается от снега. Чтобы свет в фотографии не стал чересчур холодным, пользуйтесь фильтрами или поработайте с настройками камеры.
  • Водоем – довольно прихотливая поверхность. Вода способна отражать свет лишь в том случае, когда он падает под углом менее 42 градусов. Еще одно непременное условие – водная гладь должна располагаться между солнцем и предметом съемки. Чтобы вода напоминала зеркало, нужен полный штиль. А если на поверхности водоема появится рябь или волны, это тут же изменит эффект отражения.
  • Облака. У них двойная функция. Иногда облака работают, как большие рассеиватели света. Но в определенных условиях они могут играть и роль отражателей – когда поворачиваются к солнцу своей боковой поверхностью. Кстати, случается это довольно часто, ведь облака имеют внушительную высоту.

Вспомните белоснежные кучевые облака, похожие на горы. Они выглядят белыми, потому что естественный свет солнца отражается от их поверхности, а не поглощается ей. Как и снег, облака не окрашивают свет. И в отличие от снега, они отражают белые лучи солнца, а не голубое небо. Вот почему облака в кадре хорошо справляются с избыточной голубизной.

Фотограф: Дмитрий Изосимов.

Запечатлейте предмет съемки на фоне голубого неба с огромными облаками, и вашим снимкам обеспечены приятный контраст и отчетливые цвета. Пожалуй, это один из самых простых способов добиться гармоничного света в фотографии.

Теперь поговорим о природных поглотителях света. Самый сильный из них – голая земля. Второе место можно отдать густым хвойным растениям и камням темного цвета. Вода тоже иногда поглощает свет.

Для этого необходимо расположить предмет съемки между водной поверхностью и солнцем. Искусственные поглотители также встречаются.

К ним относятся черные от времени тоннели и деревянные здания, которые обработали креозотом.

Естественные источники света

Главный и самый очевидный из них – прямой солнечный свет. Однако помимо него существуют целых 4 разновидности природного света, которые мы не привыкли различать и называем простым словом – «пасмурно». Разумеется, фотографу будет полезно узнать подробнее, что это за типы и как с ними работать – о том, как важен свет в фотографии, напоминать излишне.

Фотографы: Команда TropicPic.

Назовем дополнительные типы естественного освещения: свет от неба, свет при сильной облачности, рассеянный свет и направленный свет в условиях облачности. Каждый из них по-своему влияет на конечный результат фотосессии.

  • Свет от неба мы видим, когда солнце плотно закрыто тучей, в то время как в целом день безоблачный. Этот свет тусклый и рассеянный. Фотоснимки при таком освещении обретают голубоватый оттенок, а предметы на снимке кажутся бесформенными и не такими объемными. Вот почему в подобных условиях лучше воздержаться от съемки.
  • Свет при сильной облачности (когда небо однотонное, и сложно сказать, где сейчас солнце) несколько благоприятнее для фотографа. Небо не голубое, а серое, поэтому оно не придает снимкам явственного холодного оттенка. Иногда, когда между облаками возникают зазоры, свет может приобрести направленность и подчеркнуть объем предмета съемки. Настраивая камеру перед работой, учитывайте, что освещенность в облачный день всегда слабая.
  • Рассеянный свет очень похож на предыдущий тип тем, что тени предметов на земле почти не видны. Однако есть важное отличие: вы легко можете найти солнце по яркому пятну среди облаков. Такой свет в фотографии весьма благоприятен. Он достаточно яркий и добавляет кадрам легкий «теплый» оттенок. Контуры и пластика предметов сохраняются без искажений. Так что можно считать этот тип освещения прекрасным вариантом для съемок на природе, особенно если вы снимаете крупным планом. Причин рассеивания света две: облачность и дымка. Первая возможна лишь днем, при условии, что слой облаков сплошной, но довольно тонкий. Тогда наклонные солнечные лучи проходят сквозь облака, рассеиваясь и частично поглощаясь. А дымка, напротив, возникает обычно ранним утром или на закате, и только изредка ее можно наблюдать днем.

Фотограф: Jeen Na.

  • Направленный свет в условиях облачности – непредсказуемое явление. Его можно наблюдать, когда слой облаков слишком разнородный и неупорядоченный. Например, в одном месте сгруппировались тонкие низкие облака, сквозь которые невероятно ярко просвечивает солнце, а рядом мы видим совершенно черные участки: в них тучи совсем не пропускают свет. Так нередко бывает при грозе, в сильный ветер и бурю. Особенно часто такое разнородное освещение наблюдается на морских побережьях, где ветер постоянно приносит облака самой разной формы и толщины.

Направленный свет в фотографии открывает перед оператором неограниченные возможности. Такой свет может падать под каким угодно углом, да и сам рисунок облаков может быть очень и очень разным.

Кроме того, такое освещение часто сочетается с другими эффектными явлениями: радугой, дождем, грозой, молниями (о них, кстати, я писал здесь). Работать в таких непредсказуемых условиях, согласитесь, весьма сложно. Но результат определенно того стоит.

Прочие факторы

Успех съемки зависит не только от типа освещения и характера фоновой поверхности. Оказывается, есть местности, отлично подходящие для фотографии, а есть точки на карте, которых профессионалы стараются избегать. Универсальных рекомендаций никто не дает, но попробуем рассмотреть несколько примеров того, как местность влияет на свет в фотографии.

Фотографы: Команда TropicPic.

Лидируют в своеобразном рейтинге благоприятных мест для съемки западные побережья Северной Америки, Великобритании, Европы и Скандинавии. Они хороши в любой сезон благодаря подходящей ориентации относительно светила.

Солнце в этих областях садится над океаном, и можно хоть каждый вечер выходить на «охоту» за красивым закатом (не забудьте взять с собой замечательную вещь под названием штатив). Это гораздо удобнее, чем пытаться поймать рассвет на восточном берегу – он слишком непредсказуем.

К тому же географические и климатические условия названных районов весьма благоприятны для съемки. Единственное ограничение: не стоит снимать во Флориде и на побережье Средиземного моря в июле и августе – в эти месяцы жара и влажность несколько «портят» естественное освещение.

Обратите внимание

Для сезонной съемки осенью и весной хорошо отправиться в Канаду, Шотландию, на Кавказ, в Крым, Альпы, в Скандинавию, а еще можно остаться в средней полосе России, если вы живете именно здесь. В этих регионах и странах погода в межсезонье быстро меняется, воздух чистый, а растения поражают своим цветом. В результате вы получите сочные и необычные кадры.

Фотограф: Jeen Na.

Тропические и субтропические регионы идеальны для съемки в осенний, зимний и весенний сезоны, но летом их следует избегать. Исключение составляют территории, где на летние месяцы приходятся муссоны (Юго-Восточная Азия). В начале и под конец сезона дождей можно получить интересные снимки за счет необычного освещения.

Завершая разговор о свете в фотографии, скажу о неблагоприятных в этом плане местах. Городская территория с плотной застройкой и загрязненной атмосферой плохо подходит для съемки, особенно зимой. Над городами висит слой дыма, который частично поглощает свет и нарушает общую картину зимнего пейзажа.

Изображения могут выйти не такими красочными и четкими, как хотелось бы. Поэтому грамотно выбирайте места для съемки и тип освещения, пользуйтесь черными и отражающими панелями и верно выставляйте настройки камеры.

Не забудьте подписаться на обновления блога и пишите комментарии. Удачных кадров!

С наилучшими пожеланиями, Максим Измайлов.

Источник: http://PhotoSay.ru/photographer/sovety-po-fotografii/svet-v-fotografii.html

studiya-f.ru

1. Основные виды операторского освещения.

Съемка с искусственным светом подчиняется тем же самым законам, что и натурная, но киноосвещение не может, да и не должно быть копией натурального. Стремление воссоздать естественный световой эффект закономерно, если световые усло­вия каким-то образом влияют на образное выражение главной темы.

По своему направлению и характеру освещения объекта све­товые потоки, образованные приборами, можно разделить на не­сколько видов:

1) рисующий свет;

2) заполняющий свет;

3) моделирующий свет;

4) контровой (контурный) свет;

5) фоновой свет.

1.Рисующий свет.

«Рисующим светом называется тот… направлен­ный поток световых лучей, которым создается основа эффекта ос­вещения, обрисовываются объемная форма фигур, рельефов и пространства объекта съемки, производится раскладка светотени и тональных масс» Рисующий свет создает на объекте светотеневой рисунок с яс­но обозначенными светами и тенями, которые зависят от направ­ления и силы света и формы объекта. Чтобы собственные тени (зависящие от строения и рельефа), а также падающие располага­лись пластично, выявляя объемы и фактуры, способствуя прост­ранственной ориентации, чтобы градация светотени живописно распределялась на снимаемых фигурах и плоскостях.

2. Заполняющий свет.

Заполняющим светом называется световой поток, равномерно освещающий объект и высвечивающий тене­вые участки, на которые не попали лучи рисующего прибора. За­полняющий свет дает проработку деталей в тенях, снижает конт­раст изображения. Интенсивность заполнения зависит от того, ка­кой световой коррекции желательно подвергнуть рисунок, создан­ный основным прибором. Соотношение яркостей, образованных рисующим и заполняющим светом, определяет основу световой конструкции. Другие виды света могут интересно и выразительно дополнить изобразительную характеристику, но общее световое решение эпизода или плана задается после установки рисунка и заполнения.

3. Моделирующий свет.

Моделирующий свет — локальная светотональная обработка фигур и рельефов объекта.

Моделирующий свет создает различные по интенсивности блики и световые пятна на теневой части объекта съемки. Правильное сочетание освещенностей бликов и фона позволяет лучше выявить форму объекта съемки. Часто моделирующий свет применяют при съемке крупных планов и для подсветки глаз. Для создания моделирующего света используют приборы с линзой Френеля или приборы со специальной оптикой.

4. Контровой свет. Контровой свет создает световой контур вокруг фигур людей и других объектов съемки, «отделяя» их от фона и друг от друга. Осветительные приборы направленного света освещают объект съемки сзади и сверху. Освещенность от контрового света может превышать освещенность рисующего света в два и более раз

2. Характеристика объективов по качеству изображения.

ЭФФЕКТИВНОГО ОТНОСИТЕЛЬНОГО ОТВЕРСТИЯ ОБЪЕКТИВОВ

Эффективным относительным отверстием киносъемочного объек­тива \:п3 называют эквивалентное ему геометрическое относительное отверстие \:п «идеального» объектива, имеющего коэффициент све-топропускания, равный единице, и создающего одинаковую с реаль­ным объективом среднюю освещенность в пределах круглой площадки диаметром 10 мм, расположенной в центре поля изображения.

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОСВЕЩЕННОСТИ ПО ПОЛЮ ИЗОБРАЖЕНИЯ ‘ .

Освещенность, создаваемая объективом в плоскости изображения при съемке объекта, имеющего равномерную яркость, как известно, не одинакова по всему кадру и обычно убывает по мере удаления от центра к краям поля изображения. Величина падения освещенности изображения в той или другой точке кадра зависит от угла наклона главного луча, приходящего в эту точку, к оптической оси объектива и от величины виньетирования. Для большинства конструкций кино­съемочных объективов величина освещенности в любой точке поля

изображения может быть выражена по отношению к ее значению на оси следующей зависимостью:?

где Е’ — величина освещенности в точке поля изображения, Ео — величина освещенности изображения на оптической оси объектива, Кш— величина виньетирования, со— угол между оптической осью объектива и лучом, проходящим через центр входного зрачка и точку поля изображения, для которой определяется величина освещен­ности.

КОЭФФИЦИЕНТА СВЕТОПРОПУСКАНИЯ

Коэффициентом светопропускания киносъемочного объектива принято называть отношение величины светового потока, прошед­шего через данный объектив, к величине потока, упавшего на его первую входную линзу. Измерение величин этих световых потоков производится фотоэлектрическим способом при помощи фотоэле­мента и гальванометра соответствующей чувствительности. Коэффи­циент светопропускания объектива вычисляется на основании резуль­татов измерений по формуле: ?

КОЭФФИЦИЕНТА СПЕКТРАЛЬНОГО СВЕТОПРОПУСКАНИЯ

Под коэффициентом спектрального пропускания объективов понимают отношение величины светового потока Flx, прошедшего через объектив, к величине светового потока Fox, падающего на объектив для данной длины световой волны к.

КОЭФФИЦИЕНТА СВЕТОРАССЕЯНИЯ

Под коэффициентом светорассеяния S киносъемочных объективов принято понимать отношение освещенности £, образуемого объек­тивом изображения черного предмета, расположенного на равномер­но ярком фоне, к освещенности Е2 изображения этого фона:

или для выражения величины светорассеяния в процентах:

S= -|f— Ю0%.

Метод измерения коэффициента светорассеяния основан на срав­нении освещенности изображения черного предмета и освещенности изображения фона, на котором он расположен. Измерение осуще ствляется фотоэлектрическим способом.

ВЕЛИЧИНЫ ВИНЬЕТИРОВАНИЯ

Виньетированием принято называть снижение освещенности к краям поля изображения, происходящее за счет уменьшения дейст­вующей площади входного зрачка объектива, вызываемое частичным ограничением оправой прохождения наклонных пучков лучей. Так как виньетирование не единственная причина падения освещен­ности к краям поля изображения, то метод определения не может основываться на измерении ее величины. Для определения величины виньетирования измеряют видимый диаметр входного зрачка кино­съемочного объектива для различных углов поля зрения. Уменьше­ние диаметра зрачка для каждой точки характеризует для нее вели­чину падения освещенности за счет виньетирования Kw.100%, где D — диаметр входного зрачка объектива для данного угла поля изображения, Do — диаметр входного зрачка объектива Для центра поля изображения.

Измерения могут выполняться на универ­сальной оптической скамье (рис. VIII.11), снабженной диафрагмой с круглым отвер­стием диаметром 0,2—0,3 мм и подвижной рамкой с нитью, перемещаемых микрометри­ческим винтом. На схеме: / — лампа, 2 — конденсор осветителя, 3 — диафрагма, 4 — объектив коллиматора, 5 — подвижная .рам­ка с нитью, 6—отсчетная шкала, 7 — про­веряемый объектив, 8 — шкала поворотного устройства, 9 — глаз наблюдателя.

ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ РАЗРЕШАЮЩЕЙ СИЛЫ

Фотографической разрешающей силой объектива называют его способность раздельно воспроизводить мелкие детали в различных частях поля изображения. Величина разрешающей силы выражается предельным числом линий (штрихов) на 1 мм, еще видимых раздель­но в негативе. При этом свойства негативной пленки, используемой для определения разрешающей силы объективов, строго нормиру­ются, так же как и режим ее обработки.

Определение фотографической разрешающей силы объективов производится фотографированием радиальных или штриховых мир абсолютного контраста. Если применяются радиальные миры, то величина разрешающей силы определяется на основании измерения в негативе диаметра ее полностью размытой центральной части.

265

При использовании же штриховых мир — по квадрату с на­ибольшим количеством штрихов, еще видимых в негативе раздельно во всех направлениях.

ЧАСТОТНО-КОНТРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТИВА ИЛИ КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕДАЧИ КОНТРАСТА

В последние годы при исследовании объективов и определении качества изображения большое значение придается методу частот­но-контрастных характеристик (ЧКХ) или, как его еще называют, функции передачи модуляции (ФПМ). Этот метод ценен тем, что применим не только к исследованию объективов с точки зрения ка­чества даваемого ими изображения, но и к проверке и оценке таких сложных и многоступенных систем, как сквозной кинематографиче­ский, фотографический или телевизионный процессы.

Известно, что интервал освещенности изображения всегда мень­ше интервала яркости самого объекта, т. е. контраст объекта всегда больше контраста его изображения. Чем заметнее отличается конт­раст изображения от контраста объекта, тем хуже система, форми­рующая изображение.

Так как пока нет способов контроля киносъемочных объективов, позволяющих однозначно судить о качестве даваемого ими изобра­жения, то большинство киностудий описанный выше комплекс испы­таний дополняет проведением специальной съемочной пробы. При такой съемке изображение дает возможность оператору судить о свойствах и особенностях проверяемого объектива. Для получения результатов, позволяющих не только оценить качество данного объ­ектива, но и сопоставить его с другими, съемку следует проводить в строго постоянных условиях. Неизменными должны быть: объект съемки, характер и уровень его освещения, тип применяемой пленки и режим ее обработки.

Для выявления свойств проверяемого объектива постоянный объ­ект съемки должен быть объемным и содержать достаточно большое количество разнохарактерных элементов различных фактуры, цвета и размера. Детали объекта располагаются и в тенях и в ярко осве­щенных участках. Общий интервал яркости объекта должен быть достаточно велик, но вместе с тем (с учетом светорассеяния в объективе и аппарате) не должен очень превышать пределы фото­графической широты применяемых киноплено^.

Обычно для таких испытаний служит постоянный объект, со­ставленный из ряда различных элементов, предметов и часто маке­тов. Кроме того, в него обычно включаются цветная и черно-белая испытательные таблицы с полями различного цвета и плотности, живые растения и т. п. Испытательный объект располагают в по­мещении на постоянном месте и освещают стационарно установлен­ными осветительными приборами, создающими общее экспозицион­ное и объемное освещение. Характер используемых источников света должен позволять производить съемки как на цветных, так и на черно-белых кинопленках. Допустимо применение соответствующих корректирующих светофильтров. Стабильность уровня освещенности обеспечивается поддержанием постоянства напряжения электропита­ния осветительных приборов.

studfile.net

Свет в фотографии и его правильное использование. Что такое рисующий, заполняющий, контровый и фоновый свет.

Фотография неразрывно связана со светом, не зря её ещё часто называют светописью. Без света невозможно сделать фотографию. Именно умение фотографа работать со светом, понимать физику света, его природу и умело им управлять – вот основа хорошей фотографии.

 

 

Существует следующая условная классификация источников света:

 

Заполняющий свет.

Как правило, в студии первым устанавливается и настраивается заполняющий свет. Его задача «заполнить тени», подсветить их, ликвидировав глубокие «проваленные» тени, сбалансировать светотеневой рисунок.

Для заполняющего света используется мягкий свет. Мощность его должна быть достаточной для проработки деталей в тенях.

 

Рисующий свет.

Главная задача рисующего света – нарисовать светотеневой рисунок, выявив при этом форму и объем объекта съемки. Зачастую рисующий свет это один источник. В теории, это главный свет в композиции.

 

Контровый свет.

Как уже ясно из названия, контровый свет создает световой контур, к примеру, для того, чтобы отделить объект съемки от фона. Так же зачастую его применяют для подчеркивания фактуры, «проявления» воздушной дымки или же для подчеркивания «игры света» на прозрачных, например стеклянных, предметах.

 

Фоновый свет.

Предназначение фонового света — подсветка фона. Создавая разницу в освещении между объектом и фоном, визуально отделяет объект съемки от фона, зрительно создавая иллюзию пространства.

 

Это четыре основных используемых в фотографии типа света, но существуют ещё менее часто используемые дополнительные источники.

 

Световой акцент.

Для того, что бы композиционно выделить какую-то часть часто используют локальную подсветку, называемую световым акцентом.

 

Моделирующий свет.

Для подсветки теней в нужных участках используется моделирующий свет. Так же он позволяет получить рефлексы или блики на отражающих деталях.

 

Теперь же, когда мы разобрались с основной классификацией источников света, можно будет переходить к рассмотрению что такое «жесткий свет», «мягкий свет» и начинать знакомится с основными, их ещё называют «классическими» схемами света.

 

И в независимости от того, проводите ли вы фотосессию в студии или же снимаете свою девушку на фоне достопримечательности, используя освещение грамотно и творчески вы быстрее добьетесь успеха.

 


pf.kh.ua

Виды освещения: рисующее, заполняющее, контровое

В художественной фотографии есть давно устоявшиеся термины, классифицирующие тип освещения объекта светом: это рисующий, заполняющий и контровой. Во время съемки на пленере, то есть вне помещения, на открытой местности, роль рисующего света выполняет, как правило, солнечный свет. В зависимости от положения солнца относительно горизонта меняется его интенсивность и световая температура. Источниками рисующего света также могут быть отражающие поверхности с высоким КПД, например, зеркало, серебристый отражатель и т.п. Заполняющий свет генерирует облачное небо, еще это могут быть светлые поверхности вокруг объекта (отражатель с белой рабочей поверхностью, белая стена или даже пляжный песок). Что до контрового света — его источником во время съемки на пленере чаще всего выступает также солнце, но отнюдь не находящееся в зените, а соседствующее с линией горизонта и находящееся за объектом съемки.

Что они представляют собой?

Для рисующего света характерна общая контрастность снимка, жесткие свето-теневые переходы, высокая детализация изображения.


(cc) mexico rosel

Заполняющий свет обычно выступает вспомогательным источником к основному, рисующему, так как не может похвастаться ни высоким контрастом, ни фактурой, ни детализацией, зато у него есть другие сильные стороны: это мягкость и пластичность изображения, с сохранением деталей как в темных, так и в светлых участках кадра.


(cc) Dan Foy

Контровой свет выгодно работает над созданием объема, глубины изображения, отделяя объект съемки от фона, очерчивая его силуэт.


(cc) Alex Dram

Итак, теперь вы знаете о типах освещения — рисующий, заполняющий и контровой свет, и для чего служит каждый из них. А что мы имеем в студии? Да в общем-то, те же самые типы освещения плюс возможность создавать дополнительные световые и цветовые эффекты, которые, кстати, вне студии без дополнительного оборудования сделать, пожалуй, не получится.

В студии, за редким исключением, у нас нет возможности работать, используя естественный источник света — солнце. И даже если такая возможность в студии есть — это скорее опция, чем основное ее предназначение, ибо зависеть от солнца во время съемки в студии фотограф не может и не должен (если конечно же перед ним не стоит такая задача — съемка исключительно с естественным светом).

Рабочий процесс, особенно, если студия арендуется, строится на результативности, поэтому полагаться на постоянство небесного светила мы позволить себе не можем. Да и к чему это, если на вооружении у прогрессивного человечества давно есть достойные «заменители» солнечного света — моноблоки и куча насадок для них.

В следующих материалах мы поднимем тему о студийном свете.

nikon3100.ru

Как создать красивый окрашенный заполняющий свет?

В этой статье я расскажу о том как контрастно ставить софтбокс, окрашивать заполняющий свет, и смешивать цвета на фоне.

Итак, нам понадобится:

  1. 4 источника Hensel INTEGRA 500 PLUS
  2. 2 стандартных 7 дюймовых рефлектора 7″ REFLECTOR
  3. софтбокс 60х80 SOFTBOX 60 X 80
  4. стрипбокс STRIPBOX 30 X 120
  5. цветные фильтры
  6. соты GRID KIT FOR 7″ REFLECTOR
  7. белый матовый отражатель FIVE IN ONE 107 CM
  8. серый фон

Работая на фоне, я сначала всегда выставляю фоновый свет, так как когда появляются рисующий и заполняющий, то всегда видно по состоянию фона что на него влияет. К примеру, посерел цвет, стало ненасыщенно, значит на него светит какой-то из установленных источников. Начал изменяться цвет, значит агрессивно работает цветное заполнение, ну и тд. То есть любое изменение на фоне после его первоначальной установки говорит нам о воздействии на него сторонних источников.

Для того чтобы создать пятно на фоне, нам понадобится рефлектор, цветной фильтр в данном случае желтый, и соты мелкие или средние — зависит от размера желаемого пятна.

После настройки фона я добавляю контровой свет слева от модели — стрипбокс. Устанавливаю его под желаемым углом и достаточно близко к модели, чтобы свет от него не распространялся на фон.

Далее заполнение. Тут довольно интересный момент, вместо октабокса (как я например обычно делаю) ставлю отражатель и рефлектор с полупрозрачным зеленым фильтром.

Как создать красивый окрашенный заполняющий цвет?

ВНИМАНИЕ! если использовать в данном случае стандартный плотный цветной фильтр, который чаще всего и попадается в комплектах, то кожа будет перенасыщена и от этого никак не избавиться, ни увеличением мощности, ни уменьшением, ни чем либо еще.

Устанавливаем заполняющий свет так чтоб находился максимально близко к оси съемки, обычно это почти за моей спиной. Настраиваем мощность так чтоб заполнение давало оттенок, а не освещало всю сцену во всю мощь.

Как создать красивый окрашенный заполняющий цвет?© Алексей Довгуля

Обратите внимание на схему как был установлен рисующий свет. Угол разворота софта позволяет избавить от лишней засветки им фона, даже при условии отсутствия сот на софтбокс. Также положение софтбокса относительно модели влияет также и на контрастность рисунка света на модели.

Если вы качественно поставили все источники света, то картинка получится достаточно яркой и контрастной.

Как создать красивый окрашенный заполняющий цвет?В этой схеме легко можно трансформировать фон в довольно интересный. Переносим рефлектор с заполняющего света на фон и меняем зеленый полупрозрачный фильтр на более плотный, чтобы цвет был более насыщенным. Балансируем мощность двух фоновых источников до достижения необходимой яркости и насыщенности цвета.

DOV_5532_2048_img© Алексей Довгуля

Если говорить о цветах, то я бы советовал в таких схемах использовать аналогичные цвета (стоящие рядом в цветовом круге Итена), так как они лучше всего будут выглядеть при смешивании друг с другом. Например: желтый-зеленый, синий-фиолетовый, желтый-оранжевый и тд.

В заключение, несколько моментов на которые тоже стоит обратить внимание:

  • устанавливайте свет пошагово, отмечая каждое изменение рисунка.
  • старательно работайте с софтбоксом, так как у этого инструмента очень большой потенциал, который многие игнорируют выставляя его “по-классике”
  • не все цветные фильтры, используемые в заполнении, хорошо работают на коже человека
  • более эффектно в этой схеме выглядят убранные волосы модели, так как в этом случае свет отрисовывает скулы и и плечи
  • если у вас не получается ровного пятна на фоне, используйте диффузные фильтры на рефлектор, чтобы смягчить градиент пятна.

Автор статьи — амбассадор Hensel, фотограф Алексей Довгуля (Aleksey Dovgulya)

Hensel студийный свет

comments powered by HyperComments

photar.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о